Новости мастер и маргарита объяснение концовки

Заметки о романе «Мастер и Маргарита». Маргарита и Мастер были возвращены в маленькую подвальную квартиру вместе с нетронутой рукописью. Мир отверг мастера, но мастер получил заслуженный им надмирный покой, олицетворяемый его верной спутницей и хранительницей его жизни Маргаритой. Открытость текста МиМ, с одной стороны, обусловлена выходом героев (Понтия Пилата, Иешуа, Левия, Мастера, Маргариты, бесов) в трансцендентное пространство, т. е. отсутствием конца перед лицом перехода времени в вечность. Мир романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова с причудливым переплетением фантастических, необъяснимых явлений и бытовых реалий никого не оставят равнодушным.

Значение финала в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова М.А.

Мастер и Маргарита возвращаются домой, в любовное гнездышко. Мастер и Маргарита находят свое счастье и ощущение освобождения от нош, которые гнетли их души в течение всего романа. реальная женщина, которую любит и хочет сберечь Мастер. Гистограмма просмотров видео «Мастер И Маргарита 2024 -Разбор, Объяснение Концовки, Обзор Фильма 28.01.2024» в сравнении с последними загруженными видео. И Маргарита неслучайно Маргарита и в конце мы понимаем, что истинное имя Мастера Фауст. И Маргарита неслучайно Маргарита и в конце мы понимаем, что истинное имя Мастера Фауст.

Концовкой шутит Сатана

Гистограмма просмотров видео «Мастер И Маргарита 2024 -Разбор, Объяснение Концовки, Обзор Фильма 28.01.2024» в сравнении с последними загруженными видео. Сначала над «Мастером и Маргаритой» работал Николай Лебедев, он уже вёл разработку сюжета (там совсем не было Понтия Пилата) и был вариант сценария. Какова роль романа Юджиния в конце книги «Мастер и Маргарита» и как она объясняет концовку? Читать онлайн краткое содержание эпилога «Мастера и Маргариты». Мастер и Маргарита возвращаются домой, в любовное гнездышко.

Значение финала в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова М.А.

Объяснение концовки «Мастера и Маргариты». роман «дьявольский», прославляющий Сатану, и что даже держать его в доме православный христианин не должен. (Булгаков Михайл) Смысл концовки мастер и маргарита. Действие романа "Мастер и Маргарита" происходит в двух мирах: в Москве в сталинскую эпоху (1920-1930-е гг.) и в городе Ершалаим в Иудее во времена Иисуса Христа.

Роман "Мастер и Маргарита" сохранился благодаря ряду случайностей

Мастер пьет шампанское с Маргаритой и ведет вполне богемный образ жизни, пока ему слегка грозят пальчиком сверху. В мире романа «Мастер и Маргарита» фантастические, необъяснимые явления переплетаются с бытовыми реалиями. Мир романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова с причудливым переплетением фантастических, необъяснимых явлений и бытовых реалий никого не оставят равнодушным.

«Мастер и Маргарита» М. Булгакова: от Москвы до Ершалаима один шаг

«Мастер и Маргарита» считается одним из самых загадочных произведений, рассматривать которое стоит в русле магического реализма. И Маргарита неслучайно Маргарита и в конце мы понимаем, что истинное имя Мастера Фауст. Значение финала в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова М.А. GOAL! Thank you! Так на что же уповает, в вечной тоске по добру, совершенству и гармонии, писатель-гуманист, писатель-философ? Сострадание (Га-Ноцри), любовь (Маргарита) и талант, творчество (Мастер) – вот.

Михаил Булгаков

В таком случае любовь Маргариты к Мастеру не только подарок судьбы, но и своеобразный катализатор к написанию романа», — объясняет эксперт. Критик Латунский, который раскритиковал роман Мастера. Кадр из экранизации романа 2024 года По словам Яворовской, чувства героев также становятся своеобразным полем битвы «добра» и «зла». Это отсылает нас к двум главным претекстам — произведениям, элементы которого автор заимствует при написании собственного текста: к поэме «Божественная комедия» Данте Алигьери и трагедии «Фауст» Гёте. В «Божественной комедии» для «заложников» земной грешной любви уготованы чистилище или ад. Но Мастер не руководствуется теми же нравственными принципами и не стремится вознестись, как герой поэмы Данте. Писатель противопоставляет Мастера «дантевскому» творцу, ведьму Маргариту — ангелу Беатриче. И подменяет свет Эмпирея — светлого и пламенеющего неба, который сотворил Господь в первый день — обманчивым лунным светом в финале романа. Также Булгаков считал «Мастера и Маргариту» собственной версией «Фауста». В эпиграфе он использует строки из трагедии Гёте: «…Так кто ж ты, наконец?

Воланд в экранизации «Мастер и Маргарита» 2024 года Воланд соотносится с Мефистофелем, который далёк от привычного изображения дьявола. Он сочетает в себе двойственные черты трикстера — героя, который совершает поступки, не подчиняющиеся общим правилам поведения. В романе есть множество отсылок на пьесу, начиная от времени действия Предпасхальная неделя , заканчивая мотивом отравления главного героя. Не случаен и выбор имени: Маргарита у Булгакова и Гретхен у Гёте — тёзки. Ритуальное вино оказывается проводником для героев в другие сферы из земной жизни», — добавляет Надежда Яворовская. Роман Булгакова соединяет в себе две реальности: пласт временной и пласт вечности. В реальном мире союз Мастера и Маргариты оказывается обречён, поэтому их переводят в пласт вечности. На символическом уровне главным становится именно второе, фантастическое измерение романа. В этом измерении возможно продолжение земной любви, а физически уничтоженные рукописи «не горят».

Не думаю, что это утверждение заслуживает сколько-нибудь серьёзного к себе отношения. Однако в книге Баркова содержится довольно много любопытного и заслуживающего внимания. Это касается и загадки 12 тысячи лун. Барков совершенно справедливо исходит из того, что «ошибочная» цифра в 12 тысяч лун введена Булгаковым преднамеренно. И даёт следующее объяснение. Дело в том, что полнолуние — это не период, а миг, определяемый астрономами с точностью до минуты. Поэтому, когда оно происходит, то его можно видеть только на той стороне земного шара, которая обращена к Луне. Поскольку длительность синодического месяца не кратна земным суткам3, каждое последовательное полнолуние наблюдается в разных частях Земли; в целом же за длительный период времени в каждой конкретной точке, в том числе и в той, где отбывает наказание Пилат, можно наблюдать только половину от всех полнолуний». Сразу скажу, что это объяснение меня не устраивает, хотя Барков прав — точные полнолуния длятся мгновения и наблюдать их все, находясь в одной и той же точке земного шара, невозможно. Но разве о таком, астрономически и математически абсолютно точном полнолунии, идёт речь у Булгакова?

Нет, конечно. Хотя бы потому, что тогда наказание Пилата длилось бы 12 тысяч мгновений — даже если речь идёт о 12 тысячах часах, то это - всё же не 12 тысяч бессонных ночей. В реальности мы, земные наблюдатели, имеем возможность видеть полный диск Луны, в какой бы точке Земли мы не находились, 12, а иногда и 13 раз в году поскольку 12 синодических месяцев укладывают в год не полностью, а с "хвостиком". Если, конечно, позволяет погода, и Луна не застлана облаками. Фаза относительно точного полнолуния длится сутки и благодаря вращению Земли все жители планеты могут полюбоваться ночной красавицей во всей её красе в одни и те же сутки. Известно, что Булгаков наблюдал за Луной. Но, ведя такого рода наблюдения, он фиксировал то, что видно человеческому глазу. А для человеческого глаза погрешности полнолуния незаметны, а, следовательно, и не имеют значения — в ночное время этих суток человек видит круглый диск Луны, даже если время наблюдения не соответствует астрономически точному мгновению полнолуния. И всё-таки Баркову - «спасибо»! За то, что он указывает верное направление мысли.

Чтобы разгадать загадку «12-ти тысяч лун», нужно принять во внимание позицию, в которой находится наблюдатель. Все годичные полнолуния видимы для земного наблюдателя при условии, если его круговой обзор ничем не ограничен. Другое дело, если человек имеет возможность смотреть на Луну только из окна дома, выходящего на одну сторону. В таком случае естественный круговой обзор сведён для него к полусферическому, и он действительно может видеть только половину полнолуний в году: в зону его видимости попадает 6 последовательных полнолуний, в зависимости о того, на какую сторону света выходит окно. Для него половина ночей, в которые видна полная Луна с Земли благодаря вращению Земли вокруг своей оси оказывается "потерянной", поскольку Луна видна с другой стороны небосвода, недоступной для его наблюдения. Продолжение следует. Итак, для того, чтобы понять, почему Пилат видит только половину полнолуний, надо внимательнее присмотреться к той ситуации, в которой он оказался в заключительной главе романа, к тому, в какие условия поместил его Булгаков. А заодно нужно ответить на ещё один, закономерно возникающий вопрос - почему Маргарита так быстро «входит в положение» Пилата? Получается, что между этими персонажами есть какая-то параллель с точки зрения их точки зрения относительно Луны позволю себе такой каламбур. Обратимся за подсказками к тексту романа.

В заключительной, 32-й главе романа, Мастер и Маргарита в сопровождении Воланда и его свиты, прежде чем окончательно расстаться со скорбной Землёй, останавливаются в месте заточения Пилата — в какой-то скалистой и совершенно безжизненной местности где именно? Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло и в нем белую фигуру сидящего человека. Возможно, что этот сидящий был глух или слишком погружен в размышление. Он не слыхал, как содрогалась каменистая земля под тяжестью коней, и всадники, не тревожа его, приблизились к нему. Луна хорошо помогала Маргарите, светила лучше, чем самый лучший электрический фонарь, и Маргарита видела, что сидящий, глаза которого казались слепыми, коротко потирает свои руки и эти самые незрячие глаза вперяет в диск луны. Теперь уж Маргарита видела, что рядом с тяжелым каменным креслом, на котором блестят от луны какие-то искры, лежит темная, громадная остроухая собака и так же, как ее хозяин, беспокойно глядит на луну. У ног сидящего валяются черепки разбитого кувшина и простирается невысыхающая черно-красная лужа». Булгаков поместил Пилата на плоскую вершину самой высокой скалы - он как бы вознесён над всем остальным земным миром. Проклятые скалистые стены», которые падут после его освобождении и уйдут в черную бездну, не окружают его, а подпирают площадку, на которой он находится, и значит, никак не могут закрывать ему видимость. И всё же в его положении есть некие ограничения.

Но они не столько внешнего, сколько внутреннего, выражаясь философским языком, экзистенциального характера. Пилата терзает память о содеянном, муки совести. Он прикован к своему прокураторскому креслу, хотя не так, как был прикован к скале Прометей.

Да и как измениться, если ты по-прежнему несвободен? А что сам Булгаков? Не обошлось без описания 30-х. Читая, можно познакомиться с режимом и его особенностями: наказаниями за хранение валюты, злополучным квартирным вопросом и литературными объединениями. Ещё одна основа — жизнь писателя, некоторые события которой схожи с описанным.

Например, в образе Маргариты исследователи видят жену Булгакова, Елену Сергеевну. Реакция писательской общественности на рукопись похожа на отзывы о «Роковых яйцах». Выходит, что в произведении всего понемногу. Поэтому оно получилось таким многозначным, а фантастические события органично вписались в повседневность. Мы продолжаем задавать вопросы, искать ответы на них. И сколько бы смыслов в итоге ни обнаружили, ясно одно — роман стоит поисков! Иллюстрация А. Харшака Прочитать 20 книг за ночь перед экзаменом по литературе нереально.

Но можно послушать полезную выжимку из кучи учебников в саммари « История русской литературы ». Если введете «BLOG30» в поле «Ввести промокод» при регистрации, то вас ждет бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц. Понравилась статья?

Теперь уж Маргарита видела, что рядом с тяжелым каменным креслом, на котором блестят от луны какие-то искры, лежит темная, громадная остроухая собака и так же, как ее хозяин, беспокойно глядит на луну. У ног сидящего валяются черепки разбитого кувшина и простирается невысыхающая черно-красная лужа». Булгаков поместил Пилата на плоскую вершину самой высокой скалы - он как бы вознесён над всем остальным земным миром. Проклятые скалистые стены», которые падут после его освобождении и уйдут в черную бездну, не окружают его, а подпирают площадку, на которой он находится, и значит, никак не могут закрывать ему видимость. И всё же в его положении есть некие ограничения.

Но они не столько внешнего, сколько внутреннего, выражаясь философским языком, экзистенциального характера. Пилата терзает память о содеянном, муки совести. Он прикован к своему прокураторскому креслу, хотя не так, как был прикован к скале Прометей. В его ситуации виноваты не боги, а он сам, его собственный страх, связанный с прокураторской должностью. Из-за страха вызвать на себя гнев цезаря Пилат предал Иешуа и тем самым оказался прикованным как к своему трусливо-предательскому поступку, так и к ненавистному для него мучительному бессмертию. В полнолуние он переживает вновь и вновь одно и то же событие. Чувство вины вместе со страстным желанием, чтобы того, что случилось, не было, в свою очередь, приковывают его взор к полной Луне у Булгакова образ Иешуа — это «лунный» образ. К той части небесной сферы, вид на которую открывается с его прокураторского кресла, стоящего на балконе дворца, и который открывался с этого кресла две тысячи лет назад, в роковую для Пилата праздничную пасхальную для Иудеи ночь. И то, что Пилат смотрит на полную Луну слепыми, незрячими глазами, говорит о том, что речь идёт о внутренней экзистенциальной ситуации Пилата, которая в «мире ином», куда мы попадаем в последних главах романа, воспроизводится, как вывернутая и развернутая вовне, внешне-наглядная… И повторяющую в точности ту, что описана в 26-й главе, когда Понтий Пилат понимает, что местью, убийством Иуды, уже не исправить случившегося и когда у его кресла улеглась верная Банга, почуявшая, что с хозяином произошла беда...

Но что же общего между Пилатом, заточенным в скалах, и Маргаритой? А вот что. Если приглядеться к картине местности, где отбывает своё наказание Пилат, то нельзя не заметить, что она явно имеет устрашающе-возвышенный, то есть готический характер — все эти скалы валуны , скорее всего, с острыми, похожими на пики, вершинами, поскольку они срываются в пропасти — настолько глубокие, что в них, согласно авторскому указанию, не попадает лунный свет… И в памяти внимательного читателя невольно «всплывает» готический особняк, в котором жила Маргарита и в котором она, несмотря на весь благоустроенный быт, чувствовал себя, как в заточении. Маргарита даже думала о самоубийстве — в том случае если ее жизнь не изменится, если она не обретёт смысл жизни. О смерти, как избавлении от «ненавистного бессмертия», от мучительного состояния беспокойства мечтает и Пилат. Таким образом, и Пилат, и Маргарита — оба являются заточенными в каменном мешке и испытывают страдания: один — от угрызений совести, другая — от ощущения бессмысленности жизни. Только в отличие от Пилата Маргарита своё «чистилище» прошла при жизни, за что ей и был дарован «вечный покой» сразу после смерти. Но с точки зрения загадки «12-ти тысячи лун» главное всё же не это. Маргарита с мужем занимали верх готического особняка, но ее спальня «выходила фонарём в башню особняка».

В просторечии фонарем именуется эркер, застеклённый крытый балкон, обычно полукруглой формы. Булгаков упоминает о «трёхстворчатом окне в фонаре», которое «светилось бешеным электрическим светом» писатель явно обыгрывает слово «фонарь» - эркер с трёхстворчатым окном светился, как фонарь. В мае этот особняк предстаёт, как «окрашенный луною с того боку, где выступает фонарь с трехстворчатым окном». Таким образом, окно спальни Маргариты с его полукруговым обзором выходило как раз на ту же сторону, с которой были видны полнолуния Пилату. Интересно, что Булгаков, описывая Пилата, сидящего в кресле на площадке, залитой лунным светом, упоминает о фонаре — "луна светила лучше, чем самый лучший электрический фонарь". И делает он это в перекличку с описанием окна Маргариты в готическом особняке. Фразу о 12-тысячах лун появилась в тексте романа в 1939 году во время редакторской правки. Роман была закончен в мае 1938 года и через месяц отпечатан. Но и после этого, вплоть до начала октября 1938 года писатель продолжал вести последовательные наблюдения за небосклоном,которые начал в марте 1938 года - март приблизительно соответствует иудейскому месяцу нисану.

Логично предположить, что эти наблюдения велись с намерением проверить возникшую у писателя идею о «"2-ти тысячах лун". Продолжение следует Загадка 12-ти тысяч лун. Альтернативная хронология Елена Котелевская Продолжение. Заметки о романе М. Соколова, автора «Булгаковской энциклопедии», 1935, как у В. Бортко, режиссёра одноименной экранизации «Мастера и Маргариты» или, как у меня, 1938. Спрашивается, почему бы тогда Булгакову так прямо и не написать - что Пилат сидит на своей скале 1900 лет. Между тем, ради того, чтобы получить цифру в «около двух тысяч лет», Булгаков пожертвовал сотней лет, а это немало, и с точки зрения чисто арифметической такое округление является совершенно неправомерным. Конечно, художественно-эстетические соображения — это совсем другое дело, и писателю позволительно было нарушить строгие арифметические правила из этих соображений.

Округленный до двух тысяч лет срок наказания Пилата выглядит намного более впечатляющим, поскольку в этом случае время измеряется уже не столетиями, а тысячелетиями. Но, думается, что упоминание о двух тысячах годах понадобилось Булгакову именно для того, чтобы ввести в текст реплику Маргариты о 12-ти тысячах лун.

8 «ошибок» в «Мастере и Маргарите»

Но после того как разногласия с родственниками великого писателя удалось уладить, картине вернули оригинальное название. Юрий Кара Звёзды во тьме Кстати, именно из-за разногласий с наследниками зритель долгое время не мог увидеть экранизацию Юрия Кары с Анастасией Вертинской в роли Маргариты и Валентином Гафтом в роли Воланда. Картина собрала целое созвездие блестящих актёров. Но в Вертинской была, как Коровьев говорит, порода, кровь, и она, конечно, всех обошла», — рассказывал нам сам Юрий Кара. На роль Мастера режиссёр приглашал Олега Янковского. Но Гафт и внешне, и с его лёгкой иронией подходил сюда как нельзя лучше», — делился Юрий Кара. В итоге Мастера сыграл Виктор Раков. Николая Бурляева режиссёр сначала пригласил на роль Ивана Бездомного. Я планировал на эту роль Бориса Плотникова. Но когда Николай пришёл на пробы, мы были все потрясены.

Я понял, что эту роль легко сыграть, но для этого надо мыслить теми же категориями, что и Иешуа. И вот именно Бурляев смог воплотить дух, он поднялся над этим», — рассказывал Кара. На Бегемота был утверждён Константин Райкин, но он внезапно отказался сниматься, и за три дня до съёмок группу выручил Виктор Павлов, который должен был первоначально играть Варенуху. Музыку к фильму написал Альфред Шнитке. Но ещё во время работы над фильмом между режиссёром и продюсерами возникли конфликты. Юрия Кару даже отстранили от монтажа картины. А когда фильм был завершён, выяснилось, что показывать его нельзя. И тут же нашлись какие-то родственники третьей жены Булгакова Елены Сергеевны, хотя у него самого и у его родственников детей не было. И детей Елены Сергеевны он не усыновлял.

Это уже не огромный черный кот и человек в клетчатом костюме — это худенький юноша-паж и темно-фиолетовый рыцарь с мрачным лицом. Меняются Азазело, Мастер, Воланд. Этой ночью решаются судьбы героев, ирония автора здесь неуместна. Все персонажи максимально серьезны — они понимают, что сегодня сводятся все счеты, истекают сроки наказаний.

Получает прощение Понтий Пилат. Две тысячи лет назад он подписал смертный приговор простому философу Иешуа Га-Ноцри. Великий прокуратор Иудеи струсил и за свою трусость был наказан. Но в эту ночь он освободился от постоянных мук совести.

Долгожданный покой и возможность творить свободно, рядом с любимой женщиной, получает Мастер.

Другие — обнаруживают здесь намёк на Герберта Арвилакского, для изучения рукописи которого, обнаруженной в Москве, якобы приезжает Воланд в Москву так сам Воланд объясняет причины своего визит в столицу советского государства Берлиозу и Бездомному, хотя на самом деле он прибыл за Мастером. А упомянутый Герберт жил как раз в 10-м веке, то есть тысячу лет назад… Впрочем, булгаковский роман давно уже является «площадкой», на которой упражняются в полёте фантазии все, кому не лень. Так что на сегодняшний день роман оброс огромным количеством интерпретаций весьма вольного толка. Однако ничто в этом мире не случается напрасно, и поэтому даже в такого рода интерпретациях встречаются дельные вещи, а то и настоящие литературоведческие открытия. Эта книга наделала много шума, прежде всего, по причине скандального утверждения автора, что прототипом булгаковского Мастера является Алексей Максимович Горький. Не думаю, что это утверждение заслуживает сколько-нибудь серьёзного к себе отношения. Однако в книге Баркова содержится довольно много любопытного и заслуживающего внимания. Это касается и загадки 12 тысячи лун. Барков совершенно справедливо исходит из того, что «ошибочная» цифра в 12 тысяч лун введена Булгаковым преднамеренно.

И даёт следующее объяснение. Дело в том, что полнолуние — это не период, а миг, определяемый астрономами с точностью до минуты. Поэтому, когда оно происходит, то его можно видеть только на той стороне земного шара, которая обращена к Луне. Поскольку длительность синодического месяца не кратна земным суткам3, каждое последовательное полнолуние наблюдается в разных частях Земли; в целом же за длительный период времени в каждой конкретной точке, в том числе и в той, где отбывает наказание Пилат, можно наблюдать только половину от всех полнолуний». Сразу скажу, что это объяснение меня не устраивает, хотя Барков прав — точные полнолуния длятся мгновения и наблюдать их все, находясь в одной и той же точке земного шара, невозможно. Но разве о таком, астрономически и математически абсолютно точном полнолунии, идёт речь у Булгакова? Нет, конечно. Хотя бы потому, что тогда наказание Пилата длилось бы 12 тысяч мгновений — даже если речь идёт о 12 тысячах часах, то это - всё же не 12 тысяч бессонных ночей. В реальности мы, земные наблюдатели, имеем возможность видеть полный диск Луны, в какой бы точке Земли мы не находились, 12, а иногда и 13 раз в году поскольку 12 синодических месяцев укладывают в год не полностью, а с "хвостиком". Если, конечно, позволяет погода, и Луна не застлана облаками.

Фаза относительно точного полнолуния длится сутки и благодаря вращению Земли все жители планеты могут полюбоваться ночной красавицей во всей её красе в одни и те же сутки. Известно, что Булгаков наблюдал за Луной. Но, ведя такого рода наблюдения, он фиксировал то, что видно человеческому глазу. А для человеческого глаза погрешности полнолуния незаметны, а, следовательно, и не имеют значения — в ночное время этих суток человек видит круглый диск Луны, даже если время наблюдения не соответствует астрономически точному мгновению полнолуния. И всё-таки Баркову - «спасибо»! За то, что он указывает верное направление мысли. Чтобы разгадать загадку «12-ти тысяч лун», нужно принять во внимание позицию, в которой находится наблюдатель. Все годичные полнолуния видимы для земного наблюдателя при условии, если его круговой обзор ничем не ограничен. Другое дело, если человек имеет возможность смотреть на Луну только из окна дома, выходящего на одну сторону. В таком случае естественный круговой обзор сведён для него к полусферическому, и он действительно может видеть только половину полнолуний в году: в зону его видимости попадает 6 последовательных полнолуний, в зависимости о того, на какую сторону света выходит окно.

Для него половина ночей, в которые видна полная Луна с Земли благодаря вращению Земли вокруг своей оси оказывается "потерянной", поскольку Луна видна с другой стороны небосвода, недоступной для его наблюдения. Продолжение следует. Итак, для того, чтобы понять, почему Пилат видит только половину полнолуний, надо внимательнее присмотреться к той ситуации, в которой он оказался в заключительной главе романа, к тому, в какие условия поместил его Булгаков. А заодно нужно ответить на ещё один, закономерно возникающий вопрос - почему Маргарита так быстро «входит в положение» Пилата? Получается, что между этими персонажами есть какая-то параллель с точки зрения их точки зрения относительно Луны позволю себе такой каламбур. Обратимся за подсказками к тексту романа. В заключительной, 32-й главе романа, Мастер и Маргарита в сопровождении Воланда и его свиты, прежде чем окончательно расстаться со скорбной Землёй, останавливаются в месте заточения Пилата — в какой-то скалистой и совершенно безжизненной местности где именно? Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло и в нем белую фигуру сидящего человека. Возможно, что этот сидящий был глух или слишком погружен в размышление. Он не слыхал, как содрогалась каменистая земля под тяжестью коней, и всадники, не тревожа его, приблизились к нему.

Луна хорошо помогала Маргарите, светила лучше, чем самый лучший электрический фонарь, и Маргарита видела, что сидящий, глаза которого казались слепыми, коротко потирает свои руки и эти самые незрячие глаза вперяет в диск луны. Теперь уж Маргарита видела, что рядом с тяжелым каменным креслом, на котором блестят от луны какие-то искры, лежит темная, громадная остроухая собака и так же, как ее хозяин, беспокойно глядит на луну. У ног сидящего валяются черепки разбитого кувшина и простирается невысыхающая черно-красная лужа». Булгаков поместил Пилата на плоскую вершину самой высокой скалы - он как бы вознесён над всем остальным земным миром.

Причем, изобразил тогда, когда это общество еще не имело никаких критериев и считало себя вполне здоровым. По этой причине, скорее всего, роман о Мастере, будь он напечатан в 30-х годах, был бы отвергнут общественным сознанием. Со временем, когда едва ли не треть населения страны усвоила опыт лагерной жизни, появилось и осознание кризиса.

Но Булгаков, понимая все происходящее не хуже, чем мы сегодня, воспринимал все несколько иначе, чем в реалистических произведениях 50- годов обществу потребовалось конкретное знание : Он воспринимал все это как абсурдное иррациональное бытие. А это — родная стихия дьявола. Поэтому дьявол появился в романе не случайно. Более того, его необходимость была интуитивно осознана раньше того, чем появилась фигура Мастера, которая потом встала в центр. Оказалось, что булгаковский Мастер живет в насквозь порочном мире, мире, не имеющем будущего. Этот мир, говоря языком автора, покрыт «гниловатой плесенью». Воланд попал в странную ситуацию: работа по совращению душ уже произведена, ему остается только раздавать наказания.

Сложность у него возникает лишь с Мастером и его возлюбленной. Обратимся к финальным страницам романа. Мы не чувствуем, что Мастер уходит в такое же счастье, как Пилат: по лунной дорожке, навстречу воображаемому собеседнику. Даже на последних страницах романа, приносящих Мастеру покой, нам за него грустно. Интересно М. Чудакова пишет, что Мастер не заслуживает света, только лишь покой потому, что пользовался услугами дьявола. Подобное объяснение нельзя принять.

Следуя такой логике, скорее уж Маргарита должна была стать законной добычей Воланда, потому что она, как некогда Фауст, подписала известный контракт. Но если Маргарита искупила свой грех любовью, то чем же искупил его Мастер? И был ли он грешен?

Другие сочинения по этому произведению

  • Мастер и Маргарита
  • Разбор событий и интерпретация финала
  • Загадка «мастера»: причём здесь Понтий Пилат?
  • Заметки о Мастере и Маргарите. Загадка 12 тыс. лун
  • 9. "Покой", "свобода", "бездна" в финале романа
  • Другие персонажи

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Финал "Мастера и Маргариты"
  • Как новая экранизация Мастера и Маргариты 2024 отличается от оригинального романа
  • О произведении
  • Чем закончился роман "Мастер и Маргарита" - интерпретация финала и разбор событий
  • Михаил Булгаков

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий