новочеркасский расстрел рабочих скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. Фильм Кончаловского о расстреле в Новочеркасске встретили овациями. Новочеркасский расстрел — один из самых трагических эпизодов послевоенного Советского Союза, но вместе с тем один из самых мифологизированных. Фильм о расстреле в Новочеркасске получил премию Национального совета кинокритиков США. Картина рассказывает о засекреченном в советское время расстреле мирной демонстрации в Новочеркасске в 1962 году.
Фильм о расстреле рабочих в Новочеркасске включили в шорт-лист премии "Оскар"
Фильм Кончаловского о расстреле демонстрации в Новочеркасске вошёл в шорт-лист «Оскара». «Блокнот» посмотрел фильм Андрона Кончаловского «Дорогие товарищи!» вместе с автором документальной книги о расстреле демонстрации в Новочеркасске Татьяной Бочаровой. Фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи» — это история о расстреле протеста в Новочеркасске — о цене, которую рабочим Новочеркасского электровозостроительного завода пришлось заплатить за свое человеческое достоинство. Фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» о расстреле рабочих в Новочеркасске в 1962 году выдвинут на «Оскар» от России.
Фильм о расстреле в Новочеркасске показали на Венецианском кинофестивале
Ну, только реплики у них посочнее будут, конечно: «иди поговори с народом, сука», орет председатель обкома заму, «руки вязать — это целая наука», ностальгирует по старым добрым денькам генерал КГБ. Однако за жутковатыми рифмами мы чуть не забыли главное: кто же из них конкретно виноват в новочеркасском расстреле и приказал убивать людей? Хрущев, Фролов, Микоян? Может быть, Людка? Хоть это и не документалка, хотелось бы понять. Неужели опять никто? Но Кончаловский знает и отвечает на этот вопрос неожиданно обстоятельно и конкретно. Страной, в которой даже сам социализм под грифом секретно, управляет тайная полиция. Пока остальные заседают. Ну и вообще, такое ощущение, что этот кагэбэшный план всегда подразумевается по умолчанию.
В любой непонятной ситуации, когда никто не хочет пачкать руки, появляются некие неприметные парни с футлярами от виолончелей и решают вопрос. Безымянные снайперы, которых там нету, до сих пор пытаются его решать на крышах столиц бывших союзных республик. Ну, в смысле «старое средство самое надежное». Ведь не зря же героиня рефреном, как мантру, как молитву, повторяет: «Сталина бы вернуть. Без него не разберемся». Вот он и возвращается. Смотрите этот фильм в кинотеатрах «Гринвич Синема» и «Пассаж Синема».
Еще свыше ста человек были осуждены на сроки от 10 до 15 лет лишения свободы. Родне не дали похоронить близких — отправили их на другие кладбища Ростовской области, некоторые и вовсе покоятся в чужих могилах. Так что, точных данных о количестве убитых до сих пор нет. Документы были рассекречены лишь спустя 30 лет, и тогда люди узнали, что 20 человек похоронили в Новошахтинске. Но историк Татьяна Бочарова, которая провела большое расследование трагедии и написала об этом книгу «Кровавый полдень», рассказывала «КП — Ростов-на-Дону», что жертв было гораздо больше — в четыре раза, учитывая тех, кто умер от ранений спустя несколько дней — о них есть данные в официальных источниках. Новочеркасский расстрел так или иначе коснулся каждой семьи в городе. При Хрущеве социальное расслоение уже определялось. Номенклатура все больше отрывалась от простых рабочих. Они теряли язык общения. В 1992 году Главная военная прокуратура по факту трагедии 30-летней давности завела уголовное дело против Хрущева, Козлова, Микояна и еще восьми человек, но его пришлось прекратить — подозреваемых уже не было в живых. По мнению историка, погибших 2 июня 1962 года в Новочеркасске могло быть в четыре раза больше, чем указано в официальной статистике. В ночь с 3 на 4 июня милиционеры задержали несколько сотен человек, лишь после этого ситуация в городе стала приходить в норму. После всех событий партработники вовсю заявляли, что бастующие были сплошь пьяницы, сидельцы и маргиналы. В этом была доля правды — среди работников были и такие, и когда митингующие двинулись от завода к горисполкому, в толпу вливались пьяные люди.
Все перечисленное и стало причиной восстания в Новочеркасске в 1962 году. Конфликт на заводе Само восстание началось 1 июня. Около 10 часов утра двести сотрудников сталелитейного цеха устроили забастовку, потребовав повышения расценок за их труд. Они направились к заводоуправлению. По дороге к ним присоединялись сотрудники других цехов. К собравшимся вышел директор завода Курочкин. Он попытался успокоить рабочих. Заметив торговку пирожками неподалеку, он предложил, если не хватает на пирожки с мясом, есть с ливером. По другой версии, заметил, что все теперь будут питаться пирожками. Считается, что его фразы вызвали среди рабочих дополнительное негодование. В его адрес посыпались оскорбления. Вскоре бастовал уже весь завод. Начали присоединяться рабочие других предприятий и обычные горожане. В ходе забастовки в Новочеркасске была перекрыта железная дорога. В частности, остановили поезд на Саратов. На вагоне написали: "Хрущева - на мясо! Действия властей О восстании в Новочеркасске в 1962 году было доложено Хрущеву. Он приказал подавить его всеми возможными способами. В город прибыла делегация членов президиума ЦК компартии. Маршал Малиновский приказал задействовать при необходимости танковую дивизию. Первый секретарь обкома по фамилии Басов вместо объяснения ситуации начал пересказывать официальное заявление партии. Его начали освистывать и перебивать. Взявшего после него слово Курочкина забросали бутылками и камнями. Начался штурм заводоуправления. На тот момент КГБ и милиция еще не вмешивались в ситуацию, наблюдая и скрытно снимая участников беспорядков. Басов, закрывшись в кабинете, начал требовать вводить в город военных. Они попытались вытеснить митингующих с территории предприятия, но потерпели неудачу. Трое сотрудников правопорядка были избиты. Известно, что тремя часами ранее замначальника штаба Северо-Кавказского военного округа Назарько доложил командующему Плиеву о запросе областных чиновников использовать войска для подавления восстания в Новочеркасске в 1962 году. Однако тот решил пока никаких мер не принимать. В 19 часов ему позвонил министр обороны Малиновский, приказавший поднимать соединения для наведения порядка, но танки не выводить. Тем временем митинг продолжался. При этом у бастующих не было единой организации, многие выступали по своей личной инициативе. Около 20 часов возле заводоуправления появились три БТР и пять машин с солдатами. У них не было боевых патронов, военнослужащие выстроились у автомобилей. Толпа их встретила агрессивно. Солдаты не предпринимали никаких действий, вскоре уехав обратно. Их главной задачей было отвлечение внимания на себя, пока группа офицеров КГБ и спецназовцев, переодетых в гражданское, вывела через запасной выход руководство области из заблокированного здания. Митинг в Новочеркасске Ростовской области продолжался всю ночь. Считается, что важную роль сыграл токарь по имени Сергей Сотников, который уже с утра был сильно пьян. Он предложил отправить людей, чтобы отключить от газа все заводы Новочеркасска. Несколько десятков рабочих с ним во главе отправилась к газораспределительной станции. Под угрозой избиения вынудили оператора подчиниться их требованиям. Значительная часть Новочеркасска Ростовской области осталась без газа. После этого отправились на электронный завод, где начали требовать остановить работу.
В 1992-м началось следствие уже против инициаторов расстрела, к тому моменту покойных. Кончаловский воссоздает на экране трагические события с документальной точностью, вплоть до повторения реплик исторических лиц и безымянных участников, до реконструкции отдельных сцен например, показанная тут нелепая смерть парикмахерши от случайной пули, влетевшей в салон, зафиксирована документально, в показаниях очевидцев. Сюжетообразующий путь героини Высоцкой по инстанциям и учреждениям в поисках пропавшей в мясорубке дочери, которая оказалась в толпе вышедших с завода демонстрантов, эта «улица роз», ведущая от морга до заброшенного кладбища в деревне около города, тоже, очевидно, составлена из фрагментов реальных показаний матерей. И даже сталинистские высказывания героини — это реальные цитаты из анонимных листовок, которые циркулировали по Новочеркасску в те дни. И все ее слова — мешанина из Чехова, материнских причитаний и «партийной речи», льющейся из нее как из сомнамбулы, словно против воли — это и его слова. И трагедия бывшей фронтовички, держащей на стене портрет Сталина и одновременно участвующей в мелких экономических махинациях в подсобке продмага, гневно призывающей к расстрелу бунтовщиков на партсобрании и нарушающей все приказы властей в процессе поисков дочери за стенами горкома — это и трагедия Кончаловского. Неразрешимая дилемма одновременно европейца и русского почвенника, который с тоскливым презрением смотрит на негодный народ, «козье племя» по выражению покойного Эдуарда Лимонова , не понимающее иного языка, кроме языка насилия — но должен как-то держать себя в западных цивилизованных рамках, чтобы иметь возможность ставить оперы в Италии.
Повышение цен — «по просьбе трудящихся»
- Фильм о расстреле в советском Новочеркасске победил на фестивале в Польше
- Россия выдвинула на «Оскар» фильм о расстреле рабочих в Новочеркасске
- Фильм "Дорогие товарищи!" о расстреле в Новочеркасске выдвинули на "Оскар"
- «Сталина вернуть бы»: что не показано в «Дорогих товарищах» Кончаловского
- Неслыханная простота
- Дорогие товарищи! — Википедия
Популярные рецепты
- Фильм Кончаловского про расстрел в Новочеркасске вызвал овации в Венеции - МК
- Новочеркасская трагедия 1962: предыстория, фактаж и «Дорогие товарищи» Кончаловского
- Авторизация
- История-хромоножка
- Расстрел в Новочеркасске (1962 год)
Фильм Кончаловского о расстреле в Новочеркасске выдвинули на «Оскар»
Фильм Кончаловского о расстреле демонстрации в Новочеркасске вошёл в шорт-лист «Оскара» | Фильм Кончаловского попал на Венецианский кинофестиваль Фильм Кончаловского "Дорогие товарищи" о расстреле в Новочеркасске попал в программу Венецианского кинофестиваля. |
"Нет денег на пирожки с мясом — ешьте с ливером". О новочеркасской трагедии 1962 года - ТАСС | Позднее семерых «зачинщиков беспорядков» расстреляли, остальные получили сроки заключения от 10 до 15 лет с отбыванием в колонии строго режима. |
Фильм Кончаловского о Новочеркасском расстреле выдвинут на "Оскар" | В 60-ю годовщину трагедии в Новочеркасске «Известия» вспоминают о том кровавом дне. |
Фильм Кончаловского про расстрел в Новочеркасске вызвал овации в Венеции
Он был закрыт с 2022 года. По информации «Интерфакса», аэропорт будет работать ежедневно с 9:00 до 19:00 В 2024 году «Автодор» начнёт реконструкцию участка трассы М4 в Ростовской области от Каменска до Персиановки. Как сообщил губернатор Василий Голубев, в результате будет 6 полос движения, сейчас их 4 Фильм о расстреле в Новочеркасске показали на Венецианском кинофестивале 08 сентября 2020 Кадр из фильма. Она вошла в основной конкурс мероприятия.
Церемония вручения «Оскаров» пройдет, как ожидается, 25 апреля. Читайте также.
Религия осуждалась, при входе стояли дружинники и у всех молодых спрашивали документы. Но у меня был студенческий билет ВГИКа, и я сказал, что иду выбирать типажи для кино. Стою в церкви, рядом какой-то старикашка. Он посмотрел на меня и говорит: "У меня и Ленин, и Христос вот здесь! Это Россия! У вас были картины экспрессивные, но столь эмоционально накаленной не припомню. Что работа над этим фильмом дала вам как художнику и человеку? Андрей Кончаловский: Для меня каждая новая работа - поиск языка. Я со времен "Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына" стремлюсь понять, что такое кинематограф. Пройдя через увлечение Феллини, Бергманом, Куросавой, великими кинематографистами, теперь пытаюсь понять, каким минимумом неподвижных кадров можно убедительно рассказать историю. Ведь каждый кадр может иметь особую цену. Это примерно как тысяча долларов долларовыми бумажками или одной купюрой: вроде бы одно и то же, но есть разница в ценности каждой бумажки. Так же с кадрами: чем больше кадров, тем меньше ценность. Задача - чтобы каждый кадр двигал сюжет вперед. И этот отбор - сегодня самое интересное для меня в профессии режиссера кино. Как говорил мой дед Пётр Петрович Кончаловский, живопись - это положить верный свет на верное место. Поэтому отбор делаю жесткий - и того, что снимаю, и того, что оставляю в картине. Принцип, который использую, отличается от того, как я снимал когда-то. Я не вижу кадр, вообще не смотрю в камеру. Организую действие и снимаю его одновременно с разных точек, как правило, длинными кусками. Долго готовлюсь и быстро снимаю. В результате у меня в картинах теперь очень мало кадров. Это может быть никому не заметно, потому что если все сделано правильно, никто из зрителей об этом не думает. Помнишь: "Нельзя не впасть к концу, как в ересь, в неслыханную простоту... Запах времени Вы сумели несовершенства старой кинотехники обратить в сильный художественный прием. Потом уже возникают долби и прочие радости современного кино, но стартуете вы очень мощно. Андрей Кончаловский: Сегодня, несмотря на все доступные кино средства выразительности, самое ускользающее, уходящее качество кинематографа - это чувство эпохи. Ты смотришь эти сериалы типа "Медичи", "Борджиа" или даже что-нибудь из времен оттепели - никакой эпохи там нет совсем. Режиссеры ее не чувствуют, и это как отсутствие абсолютного слуха у музыканта. Я эпоху пытался передать уже в "Первом учителе", и потом в каждой картине старался донести ее запах, ритм, фактуру, ощущения. Без этого я бы не смог сделать, например, картину о Микеланджело. То же самое в "Дорогих товарищах! Советская среда - не только в реквизите, она разлита в воздухе кадра, в его атмосфере. И очень грустно бывает смотреть фильмы про революцию, про дореволюционную Россию - как вилкой по стеклу: все фальшь, нет запаха времени. А он очень важен и в кино и в театре. Я сейчас заканчиваю сценарий большого сериала, который пока называется "Герои и выродки революции", он охватывает отрезок с 1904 по 1924 год. И если удастся мне передать этот запах эпохи: бородатые мужики на улицах, немое кино, другая энергетика, иррациональность в каждом кадре, зритель будет кожей чувствовать то давно отлетевшее время. Это должно в зрителя входить на подсознательном уровне. Из этих иллюзий вырос наш жуткий средневековый капитализм феодального типа. Он сразу стал монополией В "Дорогих товарищах! Я в нем жил когда-то, его помню - и вот оно, рядом, совершенно живое. Это требует больших усилий от постановочной группы. Андрей Кончаловский: Это не только усилия, это прежде всего культура. Художников-постановщиков, операторов... Это база кинематографа, но в современном кино она почти разрушена. Премьера в Венеции 7 сентября. А когда в России?
К 1960 году сельское хозяйство стало испытывать дефицит зерна, которое пришлось закупать за границей, что привело к повышению цен в магазинах. Газета "Известия" сообщает об очередном снижении цен. В фильме "Дорогие товарищи! К 1962 году образовался существенный дефицит нескольких важных повседневных продуктов питания, что повлекло повышение цен с целью сглаживания дисбаланса потребительского рынка. Одновременно с этим с начала года руководство НЭВЗ проводило постепенный пересмотр норм выработки и оплаты труда рабочих, заметно уменьшивший реальные доходы трудящихся. Сочетание этих двух факторов привело к тому, что целый ряд рабочих столкнулся с нехваткой денег на самые насущные нужды - аренду жилья и питание, потеряв от 15 до 30 процентов доходов. Не нужно забывать и о том, что в 1961 году в СССР прошла денежная реформа, которая за деноминацией скрыла и девальвацию рубля. Хотя номинально реформа закрепляла изменение расценок на работу, товары и услуги в соотношении 10 к 1, фактически под новые деньги были пересмотрены оклады, премии и прочие вознаграждения, разумеется, не в сторону повышения. В новых деньгах выросли и цены на продукты. Все это не могло не сказаться на настроениях в стране. Плакат, информирующий о денежной реформе 1961 года Плакат, информирующий о денежной реформе 1961 года Где началась забастовка? Почему руководство завода не смогло остановить возмущение? Очагом бунта стал сталелитейный цех Новочеркасского электровозостроительного завода, где утром в пятницу 1 июня 1962 года стали собираться рабочие. Обсуждение объявленного на этот день повышения цен в магазинах и несоответствие ожиданиям полученных накануне зарплат переросло в шумное недовольство с требованиями ответов от руководства завода. Обладающий авторитетом у рабочих начальник цеха Червенков призвал коллег приступить к работе, но его слова действия не возымели и около 200 человек двинулись к зданию заводоуправления, чтобы поговорить с директором Борисом Курочкиным. Не отличающийся тактом Курочкин, не дослушав претензии толпы заявил, что "если рабочим не хватает денег на мясо, то они могут покупать пирожки с ливером", чем вызвал гнев собравшихся и был вынужден ретироваться. Тем временем, работа на заводе оказалась парализована, за считанные часы толпа рабочих выросла до 4000 человек, волнения вылились за пределы территории НЭВЗ и охватили район Буденовский и близлежащую железнодорожную станцию. Спутниковая карта современного Новочеркасска. Сверху обведена территория НЭВЗ, внизу подчеркнуто место расположения Горисполкома, перед которым произошла трагедия, крестом отмечен мост, соединяющий Новочеркасск с Буденовским районом Спутниковая карта современного Новочеркасска. Сверху обведена территория НЭВЗ, внизу подчеркнуто место расположения Горисполкома, перед которым произошла трагедия, крестом отмечен мост, соединяющий Новочеркасск с Буденовским районом Как скоро о происшествии на заводе была проинформирована Москва? Поскольку НЭВЗ относился к заводам союзного значения, а его территория прилегала к железнодорожной магистрали, сведения о забастовке дошли до Москвы еще утром. Никита Хрущев потребовал немедленно подавить любое сопротивление и восстановить функционирование предприятия. В Новочеркасск была отправлена специальная комиссия во главе с членами Политбюро Козловым и Микояном, но партийные руководители получили от главы государства четкую инструкцию - с зачинщиками в переговоры не вступать, на уступки не идти, цены не снижать. Первые распоряжения первого секретаря ростовского обкома партии Александра Басова о привлечении к подавлению выступлений рабочих военной силой поступили еще в обед 1 июня, однако руководство Северо-Кавказского военного округа не торопилось исполнять требования местного начальства и ожидало сигналов из Министерства обороны. Только около 19 часов из Москвы пришел приказ задействовать солдат 505-го стрелкового полка, и те выдвинулись к зданию заводоуправления. Военные в столкновения не вступали, хотя подвергались словесным нападкам со стороны рабочих. Это ввело митингующих в заблуждение - многие посчитали, что армия сохраняет нейтралитет и не станет вмешиваться в конфликт рабочих с властью. На самом деле, военные прибыли и убыли в кратчайшие сроки, никак не проявив какой-то агрессии лишь потому, что в первый день их задачей была эвакуация Басова и сопровождавших его лиц. Вышедшие с завода рабочие перекрыли эту транспортную артерию и остановили пассажирский состав, двигавшийся по маршруту Саратов-Ростов. Несмотря на многочисленные устные свидетельства о том, что протестующие разгромили состав, Министерство путей сообщения не отчитывалось и повреждениях состава, пострадал только локомотив, который был "украшен" надписями, в том числе и ставшим знаменитым лозунгом "Хрущева - на колбасу! Но в реальности, если подобное сопротивление и было, то явно имело эпизодический и непубличный характер. Опровергается эта "фронда" простыми фактами - ни Плиев, ни Шапошников не понесли никакого наказания за этот, якобы имевший место, демарш. Впоследствии на него было заведено уголовное дело по обвинению в антисоветской пропаганде, куда вошли и найденные у него анонимные письма, раскрывающие подробности событий в Новочеркасске, но через 4 месяца дело было прекращено - не похоже на репрессии за невыполнение приказа и саботаж.
Выдвинули на "Оскар" фильм Кончаловского о массовом расстреле в Новочеркасске
черно-белый фильм о расстреле рабочей демонстрации в Новочеркасске летом 1962. Процессия перезахоронения жертв расстрела в Новочеркасске. «Дорогие товарищи!» — российский историко-драматический фильм режиссёра Андрея Кончаловского, посвящённый событиям в Новочеркасске 1962 года. Фильм Кончаловского о расстреле демонстрации в Новочеркасске вошел в основную программу Венецианского кинофестиваля. Андрея Кончаловского о расстреле в июне 1962 года рабочих Новочеркасска, вышедших на демонстрацию со своими требованиями, и всех, кто попадался на пути.
Настоящие «дорогие товарищи». Что произошло в Новочеркасске в 1962 году
Тридцать с лишним лет тишина окружала и трагедию, случившуюся 1—2 июня 1962 года, — расправу властей над новочеркасскими рабочими, объявившими неслыханное ЧП союзного масштаба! Публикации о событиях в Новочеркасске появились только в перестройку — вся информация о расстреле была засекречена по решению Президиума ЦК КПСС, подписка о неразглашении взималась в обязательном порядке, ее нарушение гарантировало строжайшее, вплоть до высшей меры, наказание. Тема остается неудобной и в 2020-м — неожиданно, что за нее взялся режиссер, вполне себе дружественный новой российской власти, не стесняющейся считать себя правопреемницей власти советской; снят фильм при поддержке Министерства культуры, в финальных титрах есть персональная благодарность недавнему одиозному министру Мединскому. Да и без этого, зная политические взгляды Кончаловского, было бы странно ждать от фильма оды бунту, кровавого праздника непослушания: Кончаловский народ за богоносца не считает, забастовщиков не героизирует. Но и власть показывает трезво, не без аристократической брезгливости и даже с толикой политической сатиры — когда забаррикадировавшиеся в начальственных кабинетах Новочеркасского электровозостроительного завода партийцы вынужденно покидают осажденное рабочими здание через канализацию. Да и в целом власть, конечно, паршивая: секретарь обкома даже из «Чайки» не вылез, «злой приехал».
Только «Дорогие товарищи! Строгое, графичное черно-белое изображение, сухой, почти репортажный стиль первой части фильма, фиксирующей нервные бдения властной верхушки «Товарищи из президиума не зря приехали, Микоян, Козлов — такие товарищи! Однако высокая итальянская мелодрама — та, что ведет свою родословную от оперы и не сдала позиций даже с пришествием в кино неореализма, — «Дорогим товарищам! На счету Кончаловского есть, кстати, постановки Джузеппе Верди, и оперная чувственность, оперная сентиментальность явственно ощутимы в этом неожиданно сдержанном и обошедшемся без оригинальной музыки фильме. Первые доступные для публикации кадры из «Дорогих товарищей!
И начинается фильм с гимна СССР — но звучит гимн из потрескивающего домашнего радиоприемника и сопровождает интимно-будничную сцену: Людмила Семина Юлия Высоцкая выпрыгивает из кровати «чужого мужика», коллеги по горкому Виктора, отправившего семью в санаторий; одевается второпях — проснулась ни свет ни заря, чтобы успеть за партийным пайком, пока паника не поднялась и соль со спичками не смели. Вместо утренних ласк — разговор про цены на молоко и инструкцию ЦК, в духе советского кафкианства обещающую, что рост цен приведет «к поднятию жизненного уровня в самое ближайшее время». Возникает вопрос! Медсестра-фронтовичка, служащая теперь в горкомовском отделе промышленности, вдова солдата, прячущая за рублеными фразами нежность к дочери Светке, связавшейся с заводским «хулиганьем». Сама Людмила до поры настроена к бунтовщикам решительно; когда заезжий кремлевский гость лицемерно предлагает «поговорить с народом», не сдержавшись, выступает с места: «Что с ними разговаривать?
Арестовать всех. Арестовать и судить по всей строгости, а зачинщиков — к высшей мере наказания».
Но из этих иллюзий вырос наш жуткий средневековый капитализм феодального типа.
Масса оказалась неспособной создать гражданское общество, и страна стала добычей наиболее предприимчивых людей - из них и образовались олигархи. Русский капитализм сразу стал монополией. Что самое важное в зрелом капитализме?
Буржуазия, средний класс, финансовые вложения которого и обусловливают его политическую независимость. А в русском варианте капитализма для него места нет. Но ориентация на Запад - не порождение советских времен: Толстой большую часть "Войны и мира" написал по-французски...
Слияние в Западом давно волнует русское общество, эта идея - одна из его корневых традиций. Андрей Кончаловский: Но тогда вспомним, скажем, пессимизм Чехова. Если глубже вслушаться в "Трех сестер" или "Вишневый сад", можно увидеть логику чеховского позитивизма.
Вершинин в "Трех сестрах" говорит героиням: таких, как вы, в городе только три, но придет время - все будут жить по-вашему. Иными словами, европеизация русского дворянского класса должна распространиться вниз. Лопахин хочет разбить вишневый сад на участки и продать дачникам, дачники займутся хозяйством - будет расти буржуазия.
Трофимов его осекает: ничего из этого не получится! Да потому, что смешать воду с маслом невозможно. Чехов как врач хорошо знал русское крестьянство, этих самых мужиков, которые, по слову Астрова, скучны, грубы, грязны, но и интеллигенция истерична и бесплодна - это же все приговор идее европеизации России!
Идея Лопахина двигала Лениным, но ничего не вышло. Потому что немыслимо было смешать интеллигентную часть русских, ориентированную на Европу, с огромным большинством неграмотного крестьянства, для которого злейший враг - кулак. Не Столыпин, не власть - кулак!
У нас не возникла буржуазия, поэтому наш путь к социализму был в основе правильным и важным, но преждевременным. Хотя тем не менее в итоге возник новый тип русских, они уже были поголовно грамотными, рванула вперед наука, был реальный прогресс в образовании, в индустрии. А с этими качествами уже можно строить социализм новой формы , с государственным капиталом, с реальным равноправием.
Социализм, где государство будет контролировать средства производства. Это моя надежда. Фильм о том, как растет революционное сознание, как зреет чувство собственного достоинства.
В контексте новейших событий картина приобрела неожиданную актуальность, даже злободневность. Что это, предвидение художника, почувствовали флюиды времени? Андрей Кончаловский: Это, конечно, случайность.
Злободневность для меня то, что следует неписаным законам небес. А мы их не исполняем, но сами создаем законы писаные, потом их много раз переписываем. Поэтому я стараюсь снимать картины на вечные темы: смысл жизни, есть в душе Бог или его нет, что болит у древа жизни...
И в размышлениях о человеческой сущности хочу подняться на определенный уровень. А все параллели с текущей реальностью каждый зритель и проводит и толкует по-своему. Если фильм как-то с ней коррелируется, в принципе хорошо, но в этом всегда есть опасность уйти в то самое злободневное, значительно более мелкое и преходящее.
Мне в картине важнее, что типичная советская женщина, убежденная коммунистка, троцкистка, которая приветствует расстрел "врагов народа", вдруг падает на колени, запершись в туалете, и молится. Это же не о сегодняшнем дне, это о всех временах. Тогда многие искренне верили в реалистичность коммунистической мечты, в возможность построения справедливого общества Я воспринимаю эту сцену как нечто иррациональное.
Если это не метафора, то такое решение ограничивает круг сочувствующих: молитву героини не разделят миллионы атеистов России, у них та же моральная система ценностей, но другой, более реалистичный способ реагировать на невзгоды. Андрей Кончаловский: Героиня - типичная русская женщина, в ней подсознательно живет иррациональное, живет вера. Я однажды был в церкви, давно, при Советах.
Религия осуждалась, при входе стояли дружинники и у всех молодых спрашивали документы. Но у меня был студенческий билет ВГИКа, и я сказал, что иду выбирать типажи для кино. Стою в церкви, рядом какой-то старикашка.
Он посмотрел на меня и говорит: "У меня и Ленин, и Христос вот здесь! Это Россия! У вас были картины экспрессивные, но столь эмоционально накаленной не припомню.
Что работа над этим фильмом дала вам как художнику и человеку?
Решение на месте принимал Козлов, но одобрение группа ответственных партийных и советских работников получила от Хрущева". В состав объединенного воинского контингента входили 98-й отдельный батальон из Каменска-Шахтинского, 566-й полк из Грозного, 505-й полк 89-й дивизии из Ростова-на-Дону. Из общевойсковых соединений привлекались части 18-й гвардейской тяжелой танковой дивизии Новочеркасского гарнизона, 92-я мотострелковая дивизия из Владикавказа в те времена Орджоникидзе. Приказ Хрущева спустили командующему войсками Северо-Кавказского военного округа Иссе Плиеву, а он — своему заместителю генерал-лейтенанту танковых войск Матвею Шапошникову. Прошедший всю Великую Отечественную Шапошников направить танки на мирных людей не смог.
Танки 140-го полка 18-й танковой дивизии были направлены в город, но не стреляли. Как пишет в своей книге "Хрущевская слякоть. Советская держава в 1953—1964" историк Евгений Спицын, докладывая руководству о причинах неисполнения приказа, Шапошников заявил, что не увидел перед собой противника, которого следовало бы атаковать танками. Кровавая суббота Тем временем к колонне рабочих, которая двигалась в центр города, стали присоединяться люди, не имеющие отношения к заводу. Потом, когда все закончилось, они просто пропали. И именно эти люди призывали бить милиционеров, громить заводские помещения, войти в здание горисполкома.
Кто мог быть этими провокаторами — одна из самых больших тайн в этой истории", — отмечает Татьяна Власкина. Часть толпы направилась в отдел милиции, который находился недалеко от горкома. По одной версии, они хотели освободить задержанных накануне участников выступления на НЭВЗе, по другой — завладеть оружием. ТАСС , но был убит другим военнослужащим. Так пролилась первая кровь. В ходе столкновения в отделе милиции погибло и было ранено несколько участников выступления", — говорит профессор Скорик.
Увидев толпу рабочих из окон горкома, находившиеся там московские партийные функционеры поспешили укрыться в находившемся неподалеку военном городке, вновь оставив руководство города лицом к лицу с участниками волнений. Митингующие прорвались в здание и заняли балкон, выходивший на площадь и ставший импровизированной трибуной. Звучали требования о снижении цен, оскорбления и угрозы в адрес властей и военных. Оттеснить людей от здания горкома удалось подразделению внутренних войск под командованием начальника Новочеркасского гарнизона генерал-майора Ивана Олешко. Сумев пройти на балкон в здании, занятом участниками митинга, он попытался убедить людей разойтись. Генерал был вынужден приказать сделать предупредительный залп в воздух, но в толпе начали кричать, что стреляют холостыми.
Ситуация полностью вышла из-под контроля. Когда участники митинга вновь навалились на цепочку военных, последним пришлось применить оружие. Снова прозвучали выстрелы — на этот раз беспорядочные. Люди бросились прочь с площади, на которой остались лежать тела погибших", — говорит профессор Скорик. На этом волнения в Новочеркасске не закончились, но их накал начал спадать.
Трагедию удастся замять, у свидетелей берут подписку о неразглашении, а все несогласные получают тюремные сроки. Убедившись в несправедливости властей, четверо героев организуют преступную группировку, розыском членов которой, начинает заниматься КГБ СССР. Премьера сериала состоялась на украинском телеканале «Интер» в 2012 году.
Сценарий сериала, написанный Еленой Райской, основан на реальных событиях: расстреле демонстрации в Новочеркасске в 1962 году и историях о банде "братьев Толстопятовых", терроризировавшей Ростов в конце 60-х, начале 70-х.
Фильм Андрея Кончаловского о расстреле в Новочеркасске выдвинули на «Оскар»
Долгое время случившееся в Новочеркасске оставалось засекреченным, и до сих пор о тех событиях знают немногие жители России. А некоторые сцены будут смотреться как репортаж с нынешних улиц — в том числе и потому, что в массовых сценах снимались жители Новочеркасска, — написал в рецензии к фильму Антон Долин. По мнению критика, самое страшное в фильме — не расстрел, аресты и похороны, которые показаны весьма ярко, а фраза, сказанная главной героиней, работницей парткома, прошедшей через ад потери дочери и вроде бы понявшей что-то важное: «Сталина вернуть бы. Без него никак. Не справимся».
Ранее «Медуза» опубликовала трейлер фильма «Дорогие товарищи». Его премьера для широкого зрителя запланирована на ноябрь.
Ксения Егорова.
Военные начали стрелять после нескольких дней протестов, 2 июня: погибли не менее 25 человек, более 80 получили ранения.
Позже прошел суд над участниками демонстраций: 7 расстреляли, более 100 получили продолжительные тюремные сроки. Обстоятельства трагедии скрывали от граждан СССР вплоть до начала перестройки.
Фото из музея памяти жертв расстрела Режиссер и съемочный процесс Андрей Кончаловский, сын Сергея Михалкова, оставил свой след в российском кинематографе. Однако большая часть фильма все-таки будет снята в Новочеркасске и Ростовской области.
Хроники Империи зла. Павел Матяж о фильме «Дорогие товарищи»
Рабочие останавливали поезда и строили баррикады. В итоге, забастовку удалось придушить: в официальном списке погибших значатся 22 человека, однако, по слухам, их было гораздо больше. Фото из музея памяти жертв расстрела Режиссер и съемочный процесс Андрей Кончаловский, сын Сергея Михалкова, оставил свой след в российском кинематографе.
Строгое, графичное черно-белое изображение, сухой, почти репортажный стиль первой части фильма, фиксирующей нервные бдения властной верхушки «Товарищи из президиума не зря приехали, Микоян, Козлов — такие товарищи! Однако высокая итальянская мелодрама — та, что ведет свою родословную от оперы и не сдала позиций даже с пришествием в кино неореализма, — «Дорогим товарищам! На счету Кончаловского есть, кстати, постановки Джузеппе Верди, и оперная чувственность, оперная сентиментальность явственно ощутимы в этом неожиданно сдержанном и обошедшемся без оригинальной музыки фильме. Первые доступные для публикации кадры из «Дорогих товарищей! И начинается фильм с гимна СССР — но звучит гимн из потрескивающего домашнего радиоприемника и сопровождает интимно-будничную сцену: Людмила Семина Юлия Высоцкая выпрыгивает из кровати «чужого мужика», коллеги по горкому Виктора, отправившего семью в санаторий; одевается второпях — проснулась ни свет ни заря, чтобы успеть за партийным пайком, пока паника не поднялась и соль со спичками не смели. Вместо утренних ласк — разговор про цены на молоко и инструкцию ЦК, в духе советского кафкианства обещающую, что рост цен приведет «к поднятию жизненного уровня в самое ближайшее время». Возникает вопрос!
Медсестра-фронтовичка, служащая теперь в горкомовском отделе промышленности, вдова солдата, прячущая за рублеными фразами нежность к дочери Светке, связавшейся с заводским «хулиганьем». Сама Людмила до поры настроена к бунтовщикам решительно; когда заезжий кремлевский гость лицемерно предлагает «поговорить с народом», не сдержавшись, выступает с места: «Что с ними разговаривать? Арестовать всех. Арестовать и судить по всей строгости, а зачинщиков — к высшей мере наказания». И сама готова отвечать также по всей строгости, не страшась быть разжалованной в фельдшеры: «Работу не сделали». Неоднозначная общественная позиция Кончаловского вкупе с его снобизмом могут легко застить очи либеральной общественности и спровоцировать неприязнь к фильму; еще и в симпатиях к Сталину не ровен час упрекнут, поставив знак равенства между автором и героиней. У Людмилы иконическое фото генералиссимуса — на заветном месте, вместе с семейными фотографиями, рядом с карточкой погибшего на фронте мужа. Ей неуютно — как большинству обывателей, что в 1960-е, что сейчас, — в нерегламентированном мире, она тоскует по той поре, когда было «все понятно, кто свой, кто враг, а тут — непонятно». Впрочем, «перековки» убежденной сталинистки не произойдет и в финале — но так честнее; если бы Кончаловский завершил фильм полным идейным перерождением «бешеной» Семиной, вышло бы лицемерно, как в липовых партийных рапортах «о единодушной поддержке повышения цен студентами и рабочими».
А Семина и лицемерие — вещи несовместные; и если в чем автор и солидаризуется с героиней, так это в стремлении жить, руководствуясь своим чутьем, принципами и совестью. Вообще же, Кончаловский в этом коллективном портрете народа точно улавливает суть, сформулированную в песне вряд ли близкого ему Высоцкого: «А на левой груди — профиль Сталина, а на правой — Маринка анфас».
Кончаловский поборется за победу еще с 17 европейскими и азиатскими режиссерами. В Венеции режиссера сопровождала супруга Юлия Высоцкая, сыгравшая чиновницу Новочеркасского горкома. Трейлер опубликован на «Медузе» издание признано СМИ-иноагентом 7 сентября — в день премьеры. Источник: «Медуза» Подавление демонстраций и забастовок в Новочеркасске — одно из самых кровавых событий советской истории во второй половине ХХ века.
Об этом на заводе объявили 31 мая, а утром 1 июня рабочие сталелитейного цеха отказались приступать к работе и отправились в заводоуправление. По пути к ним присоединились рабочие других цехов. Директор завода Курочкин не смог уговорить рабочих остановить акцию, более того, спровоцировал их на эскалацию протеста, заявив: «Не хватает на мясо, ешьте пироги с ливером». Рабочие перекрыли железнодорожные пути, избили главного инженера завода, директора Курочкина закидали камнями и пустыми бутылками, напуганный партийный руководитель области Басов вызывал войска. На следующее утро подразделения 18-й танковой дивизии вошли в город. Это вызвало еще более агрессивную реакцию местных жителей — около 5 тысяч человек двинулись на центральную площадь.
Фильм о расстреле в Новочеркасске показали на Венецианском кинофестивале
В 60-ю годовщину трагедии в Новочеркасске «Известия» вспоминают о том кровавом дне. Кто требовал расстрелять демонстрацию и кто не отдал такой приказ? Фильм о расстреле рабочих в Новочеркасске в 1962-м парадоксальным образом срифмовался с событиями в Белоруссии, но внешней рифмой сравнение исчерпывается. Черно-белая драма «Дорогие товарищи!» рассказывает о засекреченном в СССР расстреле массовой мирной забастовки рабочих на главном заводе Новочеркасска в 1962 году. Фильм Кончаловского о расстреле в Новочеркасске встретили овациями.