Съемки фильма "Двенадцати стульев" начались в городе Пятигорске 3 сентября 1970 года.
Двенадцать стульев
Сначала выяснилось, что параллельно с задумкой Гайдая ставить «Двенадцать стульев» уже начал работать над экранизацией другого произведения писателей – «Золотого теленка» – Михаил Швейцер. Известно, что после премьеры захаровских «12 стульев» Гайдай сильно возмущался. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. 8 июня 1971 года состоялась премьера фильма Леонида Гайдая «12 стульев» — первой советской экранизации романа Ильфа и Петрова.
Запрещенная песня из «12 стульев»: власти СССР боялись, что она уйдет в народ — так и произошло
Ведь, нужно не только попасть в свою артикуляцию, но и сыграть также. Раньше в очень многих фильмах актрисы говорили не своими голосами. Никто из зрителей этого не понимал. Вообще съемки в «Кавказской пленнице», признается Варлей, давались ей нелегко… — На площадку привозили в 6 утра, а вызывали в кадр только… в 17. И отойти — побегать, попрыгать, никуда нельзя, чтобы не испортить костюм и грим. Когда доходила очередь идти в кадр, мне уже ничего не хотелось.
Глаз, говорил Леонид Иович, «Не горит. Чтобы он снова загорелся, приказывал… сбегать по лестнице на четвертый этаж и обратно. Снова на съемочной площадке актриса Наталья Варлей и режиссер Гайдай встретились через несколько лет. К выходу в свет готовился новый хит мастера комедии — «12 стульев». В этой ленте молодой артистке досталась совсем небольшая роль, но яркая!
Она сыграла студентку Лизу, жену вегетарианца из коммуналки, где также поселились в поисках сокровищ Остап Бендер и Киса Воробьянинов. Старому ловеласу молоденькая девушка так понравилась, что он пригласил ее в ресторан. Как раз со съемками этой сцены и связана еще одна история… — Кадр, где Лиза бьет по щеке Кису в исполнении актера Сергея Филиппова, мы снимали 12 раз, — смеется Наталья Варлей.
Понятное дело, что тогда и сюжета не было бы. Но всё-таки всегда этот момент корёжил.
Какой-то недотёпа Остап получается. Кстати, согласно нашим расчётам — 200 тогдашних рублей, это примерно 100 тысяч современных рублей. Рановато для него в те времена ещё, он массово стал использоваться лишь в середине 30-х годов. Действие же романа «12 стульев» происходит в 1927 году. Тут он раза в три больше.
Ладно, рисовать дяденьки не умели, но размеры-то соблюсти должны были. А текст почему не накарябали? Впрочем, как и в «Кавказской пленнице» 1967. Кстати, поняли, что здесь играет Варлей также совсем недавно. Какая-то она на себя не совсем похожая.
Вроде как, почти в каждом своём фильме. В этом фильме она играет и Мусю и Царицу Тамару.
Именно таким мне показался Гайдай. Он посмотрел на меня сканирующим взглядом, усадил и начал расспрашивать про цирк, что я люблю, читаю и смотрю. Позже были назначены читка, фотопробы и кинопробы. Так меня и утвердили на роль Нины в фильме «Кавказская пленница». Запомнился мне Гайдай очень серьезным и творческим человеком, у которого в голове картина уже была снята. Он видел каждый кадр в деталях! А его юмор был скрытым, не фонтанирующий. Он — сдержанный человек, а не клоун.
Совершенно точно Леонид Иович стал моим крестным отцом в кино. Плакала, когда Нину озвучивала другая актриса. Несмотря на то, что роль Нины в «Кавказской пленнице» сделала из Варлей настоящую звезду, актриса затаила обиду на режиссера. Об этом она рассказывала не раз. Упомянула об этом и в своей книге «Канатоходка». Вспомнила и сейчас.
И на помощь Ипполиту Матвеевичу приходит молодой и бодрый авантюрист, «великий комбинатор» и «сын турецкого верноподданного» Остап Бендер Арчил Гомиашвили , мечтающий о Рио-де-Жанейро, где «все ходят в белых штанах». Компаньонов ждет множество уморительных и порой опасных приключений, включая «знойную женщину — мечту поэта» мадам Грицацуеву Наталья Крачковская и Эллочку-людоедку Наталья Воробьева , а зрителей — неисчерпаемый кладезь острот и шуток и настоящая энциклопедия послереволюционной жизни в советской России. Снятый по одноименному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова фильм остается одной из самых популярных картин за всю историю советского кинопроката. Это — одна из немногих довольно смелых сатирических картин, не просто ушедшая в народ, но и разошедшаяся на цитаты. Интересно, что этот роман, формально — чистой воды авантюрная комедия, был экранизирован не только в Советском Союзе.
12 стульев - версии фильма Леонида Гайдая и Марка Захарова
Уморительная классика Леонида Гайдая. «12 стульев» впервые на киноканале «Комедия» | Роман «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова даже спустя 92 года на редкость точно иллюстрирует некоторые стороны жизни нашего общества. |
Озвучено главное упущение Гайдая в «12 стульях»: фильм мог быть другим | Кинокомедию «12 стульев» в постановке Леонида Гайдая одни считают классикой жанра, другие — полным провалом. |
Как рождался любимый фильм поколений «12 стульев» — Мир новостей | Андрей Миронов и Анатолий Папанов пробовались на те же роли еще в фильм «12 стульев» Гайдая, но не убедили режиссёра и были отвергнуты. |
Кто заменит Дмитрия Назарова в ремейке "12 стульев" с Нагиевым в роли Остапа
Почему сцена с допросом не попала в "12 стульев": при чем тут Гайдай и Захаров - | Двадцать Бендеров и одна Грицацуева: как Леонид Гайдай снимал фильм «12 стульев». Знаменитая экранизация романа Ильфа и Петрова «12 стульев» вышла в 1971 году, и её в первый же год посмотрели почти 39 миллионов зрителей. |
Отличите фильм «12 стульев» Гайдая от «12 стульев» Захарова: тест - 10 июня 2023 - V1.ру | Леонид Гайдай и Сергей Филиппов на съемках фильма «12 стульев», 1970 г. |
«12 стульев»: как Гайдай и Захаров один и тот же фильм снимали | вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. |
Как гайдаевский Остап Бендер на самом деле стал миллионером - Экспресс газета | Но к сожалению не снимал специально локации для фильма Гайдая. |
Двенадцать стульев | Пятигорск - Туристско-информационный центр | "Лёд тронулся", вторая серия - "Заседание продолжается". |
Интересные факты о фильме Гайдая "12 стульев"
Сатира, приключения и ничего лишнего: о «12-ти стульях» Гайдая — Кино и сериалы на DTF | Экранизировать знаменитый сатирический роман Ильфа и Петрова Гайдай мечтал давно, но сначала в Госкино ему предложили подождать, пока Михаил Швейцер снимет фильм по "Золотому теленку", а затем он узнал, что "12 стульев" собирается ставить Георгий Данелия. |
Двенадцать стульев, фильм 1971 - кадры, трейлеры, смотреть онлайн, актеры, фото и видео, отзывы | Режиссёр Леонид Гайдай мечтал экранизировать роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», но когда он обратился в Госкино, то узнал, что с таким фильмом уже заявился Георгий Данелия. |
Гайдай утвердил на главную роль в «12 стульях» Высоцкого и пожалел об этом
Он стал популярным после участия в телесериале "Кухня", сыграв роль шеф-повара Виктора Петровича Баринова. С самого начала сценарий был написан под дуэт Нагиев-Назаров. В роли отца Федора выступит Сергей Степанченко, который широкому зрителю известен по ремейку "Кавказская пленница! Идет поиск нового актера Однако сейчас проект поставлен на паузу из-за того, что на повестке дня стоит вопрос с заменой актера. Речь идет о Дмитрии Назарове, который, по словам Петра Зеленова, в роли Воробьянинова был весьма гармоничен.
По утрам сотни статистов собираются в назначенном месте. Все ждут указаний режиссера. Высокий худощавый человек с суковатой палкой в руке неутомимый Леонид Гайдай разъясняет каждому его роль в массовых сценах… Так описывала пребывание съемочной группы в Рыбинске корреспондент газеты «Советская Россия» К. Хромова «Дядя, дай десять копеек» — первая сцена фильма. Подъём от памятника Льву Ошанину к ул. Стоялой Немало сцен в фильме были сняты на улице Стоялой Вторая сцена фильма также снималась на ул. Стоялой, первая арка справа — пивная «Рио де Жанейро» Сцена с проходом красноармейцев через арку и Воробьяниновым тоже снималась на ул.
Стоялой Попал в кадр и рыбинский вокзал Вход в помещение аукциона — здание новой Хлебной биржи на набережной Волги Отец Фёдор и Ипполит Матвеевич несут стул по старому деревянному мосту через Черёмуху, в наши дни его уже не существует За рекой Черёмухой находился и пункт приёма цветных металлов Остап принимает решение раздобыть ордера на воробьяниновскую мебель у железнодорожного моста через реку Черёмуху Сцена обсуждения условий работы Остапа художником на пароходе. Сзади — здание старой рыбинской мельницы бывшая мельница купца Калашникова, открытая в 1899 году Ул. Стоялая, 22 — бывший дом купца Журавлева в Рыбинске, 1820 год постройки. После съёмок фильма «12 стульев» в народе его стали называть домом мадам Грицацуевой.
Но всё-таки всегда этот момент корёжил. Какой-то недотёпа Остап получается. Кстати, согласно нашим расчётам — 200 тогдашних рублей, это примерно 100 тысяч современных рублей. Рановато для него в те времена ещё, он массово стал использоваться лишь в середине 30-х годов. Действие же романа «12 стульев» происходит в 1927 году. Тут он раза в три больше.
Ладно, рисовать дяденьки не умели, но размеры-то соблюсти должны были. А текст почему не накарябали? Впрочем, как и в «Кавказской пленнице» 1967. Кстати, поняли, что здесь играет Варлей также совсем недавно. Какая-то она на себя не совсем похожая. Вроде как, почти в каждом своём фильме. В этом фильме она играет и Мусю и Царицу Тамару. Отец Фёдор же держал в руках «правильный» стул!
На текущий момент скульптуры реконструировали. Эллочка Щукина, купившая другой стул, жила в Варсонофьевском переулке. Для съемок выбрали Печатников переулок ввиду красивой фактуры — Кариатид, женских скульптур, украшающих фасад. Параллельно шла работа и в павильонах, продолжавшаяся до конца августа. А 3 сентября съемочная группа прибыла в Пятигорск, где начала с эпизода у скульптуры Орла, откуда Остап отправил Кису просить подаяние у «Цветника». Эпизод «у провала» снимали возле грота Лермонтова. Входная группа была выполнена зодчими Бернардацци, тем самым окультурив вход в природную пещеру. Далее съемки проходили в парке «Цветник» - торги с монтером театра и дельнейшая продажа ворованных стульев. Спустя 50 лет, во время съемок фильма "Чебурашка" , панорамный вид на входа в парк снова оказался в кадре. Как ни странно, но сцену подаяния милостыни бывшему члену Государственной думы снимали вовсе не в «Цветнике» Пятигорска, а в Ессентуках, рядом с грязелечебницей имени Семашко. Закончив снимать в Пятигорске 14 сентября, группа переместилась в Дарьяльское ущелье, где сняли эпизоды "Дэнги давай" и "Отец Федор ворует колбасу". После этого кинематографисты отправились на побережье Батуми, где сняли еще ряд сцен. Торг на даче у инженера Брунса за гарнитур генеральши Поповой происходил в Махинджаури. Пятигорское землетрясение сняли в Приморском парке.
Двенадцать стульев (1971)
Говорят, что 45 лет назад, когда на экраны вышли «12 стульев» Марка Захарова, его коллега Леонид Гайдай был очень обижен: якобы коллега украл у него идею. На «Мосфильме» до сих пор ходят легенды о том, как режиссер Леонид Гайдай искал актера на главную роль в фильме «Двенадцать стульев». Долгое время Гайдай мечтал экранизировать роман «12 стульев». Кинокомедию «Двенадцать стульев» в постановке Леонида Гайдая одни считают классикой жанра, другие – полным провалом Споры эти не прекратятся до тех пор, пока фильм показывают по телевидению. Но к сожалению не снимал специально локации для фильма Гайдая. Фильм «12 стульев» стал последним фильмом Леонида Гайдая в фильмографии Юрия Никулина.
Арчил Гомиашвили жалеет о работе с Леонидом Гайдаем в фильме «12 стульев»
Режиссер Петр Зеленов снимает ремейк фильма "12 стульев" по знаменитой книге, написанной Ильей Ильфом и Евгением Петровым. Знаменитая комедия «12 стульев» режиссера Леонида Гайдая, снятая по одноименному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова еще в 1971 году, оказывается, грешит тем, что принято называть киноляпом. Как Данелия уступил «12 стульев» Гайдаю.
Остап из Грузии, стулья из Египта. Как Гайдай с «12 стульями» справился
Ровно 51 год назад состоялась премьера эксцентрической комедии Леонида Гайдая «12 стульев», снятой по одноимённому роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Сегодня — юбилей у фильма Леонида Гайдая «12 стульев». 50 лет назад состоялась премьера единственной двухсерийной картины главного комедиографа СССР. Сцены с Дмитрием Назаровым будут пересняты и заменены в новой экранизации "12 стульев", где он играл Кису Воробьянинова.
17 интересных фактов о Провале в Пятигорске, которые вы могли не знать
Я знаю, что кто-то критикует, всегда же есть такие, но, честно говоря, это прям удар такой", - приводит РИА Новости слова Зеленова. Он добавил, что, несмотря на то, что Назаров - хороший артист, ему кажется "гадостью и неблагодарностью" "нести какую-то ахинею" в адрес президента страны, "тем более говорить о какой-то кровожадности". Мне плевать на то, что про меня будут говорить. Я с президентом, с Россией, поэтому я даже где-то рад.
Второй стул находится у вдовы мадам Грицацуевой, и Остап решает жениться на ней, чтобы можно было легче добраться до него. Во время свадьбы концессионеры обнаруживают, что сокровищ в стуле нет, и сбегают. Чтобы раздобыть денег, концессионеры основывают организацию «Союз меча и орала», которая якобы может возродить дореволюционную эпоху, в неё начинают вступать подпольные богачи Старгорода. Под вдохновляющие речи Бендера они скидываются на необходимую сумму, после чего авантюристы отправляются в Москву , где находятся остальные стулья. Там концессионеры узнают, что эти стулья будут продаваться на аукционе. Из-за глупости Воробьянинова, который потратил имевшуюся у него часть денег, стулья «расползаются как тараканы»: на аукционе их продают и увозят в разные части Москвы.
С помощью разных ухищрений концессионеры находят 5 стульев с 3-го по 7-й стулья , но в них ничего не оказывается. Оставив один стул, который затерялся на вокзале в Москве 12-й стул , герои решают искать четыре оставшихся с 8-го по 11-й стулья , которые отправляются вместе с театром на гастроли, на пароходе «Скрябин». Концессионеры нанимаются художниками на этот пароход. Ночью они вскрывают восьмой стул, но и он оказался без сокровищ. За «халтурную» работу горе-художников высаживают в городе Васюки.
Откуда взялся Бендер? Одни считали, что под этим образом скрывался одесский приятель Ильфа и Петрова Митя Бендер, другие предполагали, что Великий комбинатор списан с Мити Агапова. Но на самом деле прототипом был Осип Шор. Осип был всегда полон гениальных идей, которые в основном были связаны с мечтой найти курицу, несущую золотые яйца. Вот лишь несколько его креативных идей, снискавших ему почёт не только среди уважаемых людей, но и в криминальном мире. Так, купцу Кутякину Шор помог избавиться от конкурента в винном бизнесе — купца Розенбаума. Бандиту Ваське Косому он подбросил идею, как ограбить банк, переодевшись трубочистами. Но самую поразительную идею Осип подкинул раввину Берштейну — продавать места в раю. Тогда для большей убедительности была даже вывешена карта рая. И каждый желающий за деньги мог выбрать для себя идеальное место. Благодаря этому трюку раввин отремонтировал свой дом и синагогу. Чего только не было в жизни Осипа Шора! Путешествуя из Москвы в Одессу, Шор всячески выкручивался, чтобы выжить: представлялся гроссмейстером, не умея играть в шахматы, был художником, приходил в разные заведения и представлялся пожарным инспектором… И даже женился на полной женщине, которая в романе предстала как мадам Грицацуева. Вернувшись в Одессу, он становится оперуполномоченным по борьбе с бандитизмом Одесского уголовного розыска. За допросы с пристрастием даже получил кличку Борзый опер. После войны Шор переехал в Москву и до последнего трудился проводником поезда Москва - Ташкент. Дожил до 80 лет и умер в 1978 году, но благодаря таланту Ильфа и Петрова образ Осипа Шора, то бишь Остапа Бендера, получил международное признание. Его же приспешники называли его Остап Ибрагимович, а для определения родословной добавим ещё и «сына турецкоподданного». Существует расхожая версия, что «турецкоподданными» называли себя в дореволюционные времена одесские евреи, которые принимали турецкое подданство, дающее им некие бонусы. Например, не служить в царской армии людей с иностранным гражданством в царскую армию не призывали , иметь возможность жить за пределом черты оседлости и даже выезжать в Палестину по религиозным соображениям, с возможностью всегда беспрепятственно возвращаться в Россию. Сторонники этой версии, стало быть, считают, что Великий Комбинатор был сыном одесского еврея. Но в реалиях турецкоподданными там были не только евреи. В той же Одессе турецкое гражданство в XIX веке имело множество людей, например, с греческими корнями. Но и это не всё. В те времена миграция между Российской и Османской империей была весьма распространена. Причём бегство в Османскую империю — это не всегда в саму Турцию. Много беглых было на Балканах, которые тоже были под турками, вот они тоже были турецкоподданными. Вспомните-ка, как ещё именовал себя Остап Бендер? А слышали ли вы что-то о задунайских казаках? Как в известной украинской песне «Ехал казак за Дунай, сказал девушке: «Прощай…» Это были запорожские казаки, бежавшие из Российской империи на Балканы. Да, конечно же, Остап родился, когда Задунайской Сечи уже не было, но ведь далеко не все казаки вернулись в Россию, часть их ещё долго оставалась именно турецкоподданными. Да и имя Остап как-то совсем не еврейское и не тюркское. А кого ещё вспомните из известных литературных персонажей с тем же именем? Да, гоголевский Остап Бульба! Запорожский казак, сын Тараса Бульбы. Вот и выходит, что на смену турку и еврею на сцену выходит потомок казака с запорожскими корнями — Остап Бендер. Но это так, лирическое отступление… Правда, Леониду Гайдаю ещё нужно было уговорить худсовет - в Госкино не сразу поняли, почему это Бендер вдруг стал грузином. Почему мама не могла быть грузинкой? Вот только позже Леонид Гайдай не раз пожалел о своём выборе. Бендер Гомиашвили был бодр, оптимистичен, напорист и нахален. Его обаятельная наглость сочеталась с недюжинной изобретательностью и артистичностью прирождённого авантюриста. Такой Остап Бендер и должен согласно роману обладать мужественным обаянием, блеском интеллекта в глазах и этакой «летящей походкой». Кавказский колорит Гомиашвили этому лишь помогал. Даже наоборот: его внешность безупречно соответствовала описаниям Ильфа и Петрова, согласно которым Бендер — «красавец с черкесским лицом» и «медальным профилем». Нет, по-актёрски Гомиашвили всё схватывал на лету и выполнял всё, что говорил режиссёр. Гайдай ставил задачи Арчилу быстро и по делу. Работали они в ускоренном темпе, так как из-за затянувшихся поисков уже и так серьёзно выпали из съёмочного графика. А Гайдай своими комедийными штуками перекрывал мой посыл показать серьёзного, неоднозначного героя». К концу съёмочного периода Гайдай настолько устал бороться с актёром, что просто не стал звать его на озвучку и дал Остапу в фильме колоритный и очень гибкий голос Юрия Саранцева, признанного мастера дубляжа. Именно это стало основной причиной переозвучки, а не якобы грузинский акцент Гомиашвили. Он у него был совсем слабый, ведь актёр вырос на Донбассе и грузинский язык выучил только в 14 лет. По словам Нины Гребешковой, Леониду Иовичу вообще не понравилось работать с этим актёром. На съёмках Арчил частенько лебезил и заискивал, что не могло не покоробить Гайдая, не выносившего никакой фальши ни в профессиональных, ни в бытовых отношениях. А когда фильм был готов, Гомиашвили, возмущённый тем, что его «лишили голоса», резко сменил интонацию с льстивой на хамскую. После этого всякое их общение прекратилось. Однако через шесть лет Гайдай неожиданно позвонил Арчилу: «Хотите увидеть уголовное преступление? Тогда включайте телевизор. Сейчас начнутся «12 стульев», снятые Марком Захаровым». Третью главную роль в фильме — отца Фёдора — исполнил Михаил Пуговкин. Гайдай практически в каждой картине снимал Михаила Ивановича, ставшего одним из самых гайдаевских актёров советского кино. Он сыграл прораба в «Напарнике», но эта роль была почти эпизодическая. Пробовался и на роль Лёлика в «Бриллиантовой руке». Но для «12 стульев» Гайдай сразу утвердил Пуговкина на роль. Надо сказать, Михаил Иванович поначалу опасался воплощаться в столь антирелигиозный образ, как алчный служитель церкви Фёдор Востриков. Дело в том, что мать Пуговкина была глубоко верующая, и он опасался обидеть её такой ролью.
Точное попадание На этом фоне съёмки Марка Захарова выглядели куда более мирно. Так, он с самого начала знал, что в главных ролях будет снимать Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Но отношения между партнёрами поначалу не заладились. Он пороху в жизни не нюхал! Все его неприятности — это чёрствое пирожное и остывший кофе! Большая часть актёров была также утверждена без проб — Александр Ширвиндт, сыгравший одноглазого любителя шахмат, Ролан Быков, ставший отцом Фёдором. Кстати, его жену сыграла законная супруга самого Захарова Нина Лапшинова. Это чуть ли не единственная её роль в кино. Сразу же была утверждена на роль и Лидия Федосеева-Шукшина, сыгравшая мадам Грицацуеву. Незадолго до съёмок актриса и сама стала вдовой — умер её муж Василий Шукшин, а уже когда началась работа, ушёл из жизни и её отец. На съемки сцены свадьбы мадам Грицацуевой и Остапа Бендера Федосеева-Шукшина приехала сразу с похорон. Она счастливо улыбалась в кадре, а в перерывах уходила плакать. За 65 дней между пробами она умудрилась сбросить 41 килограмм. Но режиссёру этого показалось мало, и актрисе пришлось за три недели худеть ещё на 10 кило. В итоге к началу съёмок она весила 50 килограммов. Именно на фильме «Двенадцать стульев» зажглась звезда удивительной актрисы Любови Полищук. До этого режиссёры не баловали её своим вниманием. Ходят легенды, что на съёмках сцены танго, во время которого Миронов ронял Полищук, она несколько раз падала спиной на бетонный пол. То Миронов промахивался и ронял её мимо матов, то во время танцев сдвигал их ногой. Так или иначе, но именно после этого танца знойную брюнетку запомнила вся страна.
Полтинник я вам дам: фильму «12 стульев» Леонида Гайдая — 50 лет. Вот, как он создавался
На «Мосфильме» до сих пор ходят легенды о том, как режиссер Леонид Гайдай искал актера на главную роль в фильме «Двенадцать стульев». Экранизировать знаменитый сатирический роман Ильфа и Петрова Гайдай мечтал давно, но сначала в Госкино ему предложили подождать, пока Михаил Швейцер снимет фильм по "Золотому теленку", а затем он узнал, что "12 стульев" собирается ставить Георгий Данелия. Кинокомедию «Двенадцать стульев» в постановке Леонида Гайдая одни считают классикой жанра, другие – полным провалом Споры эти не прекратятся до тех пор, пока фильм показывают по телевидению. Новости культуры 45 лет назад на экраны вышел фильм "12 стульев" Леонида Гайдая. Как Данелия уступил «12 стульев» Гайдаю. Двадцать Бендеров и одна Грицацуева: как Леонид Гайдай снимал фильм «12 стульев». Знаменитая экранизация романа Ильфа и Петрова «12 стульев» вышла в 1971 году, и её в первый же год посмотрели почти 39 миллионов зрителей.