Психологи утверждают, что синдром отличника – не самая популярная проблема среди родителей, так как большинство наоборот пытаются вытянуть школьника на четверки и замотивировать на какие-либо действия.
Как бороться с синдромом отличника: 5 советов
Например: «Здорово, что ты постарался разобраться с этой задачей». Интересуйтесь у него процессом учебы. Что он узнал? Что ему понравилось? Что показалось сложным? Что было интересно для него, а что скучно? Не говорите ребенку, что оценки — это самое важное, что быть троечником — значит быть плохим, а отличники — самые лучшие. Не сравнивайте его с одноклассниками и не ругайте за ошибки. Отмечайте сильные стороны ребенка, его интересы в учебе и предпочтения.
Делайте упор на них. Если синдром отличника — у взрослого Чтобы справиться с этим синдромом, важно найти корень проблемы, понять, что послужило причиной такого поведения.
Это происходит из-за того, что такие дети предъявляют высокие требования не только к себе, но и к другим. Отсутствие друзей может быть следствием занятости или слишком высокой самооценки. Все это отразится на взрослой жизни. Недостаток общения в детстве может вызвать проблемы с коммуникативными навыками и отношениями с противоположным полом.
Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими. Такие люди болезненно относятся к критике и собственным неудачам, после которых опускают руки и впадают в глубокую депрессию. Из-за чего возникает синдром отличника у детей Синдром отличника может быть как врожденным, так и приобретенным. Формируется и проявляется он в детстве, когда ребенок начинает учиться. Синдром отличника у ребенка может появиться из-за: низкой самооценки или комплекса неполноценности. Дети думающие, что они в чем-то ущербны, стараются это компенсировать отличной учебой; природной потребности в признании и одобрении.
Это врожденные особенности характера, которые нужно сглаживать; желания заслужить любовь родителей; страха быть наказанными. Таким детям свойственна робость и повышенная дисциплинированность, они боятся разочаровать родителей или учителей. Синдром отличника у ребенка Как бороться с синдромом отличника Некоторые родители придают излишнее значение оценкам, воспринимая их, как что-то ценное, и передают такое отношение детям.
В жизни отличника нет места спонтанности, а каждый шаг в учебе и на работе продуман до мелочей. Гибкость в изменившейся ситуации переход на другую работу, неприятие со стороны нового начальника, отсутствие похвалы в семье становится невозможной и ввергает в отчаяние. Даже самый малый неуспех в работе становится причиной выраженного снижения самооценки. Характерны постоянное чувство усталости, вины, неудовлетворенности собой и своей жизнью. Критика и совершенные ошибки могут спровоцировать развитие депрессии. Отсутствие возможности получить удовольствие от процесса, потому что слишком высока зацикленность на результате. Серьезное эмоциональное, профессиональное истощение и выгорание. Наиболее тяжелым последствием постоянной тревоги за результаты своей деятельности являются так называемые панические атаки, сопровождающиеся сильным страхом и вегетативным симптомокомплексом, включающим приступы учащенного сердцебиения, колебания артериального давления, нарушения дыхания, дереализацию и деперсонализацию, мышечную слабость, озноб. Возможно развитие психосоматических заболеваний гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, синдром раздраженного кишечника, и др. Невозможность получать удовольствие от человеческих взаимоотношений, общения с семьей, отдыха, так как нет готовности уделять время личной жизни.
Направленный на других, при котором человек по высоким стандартам оценивает других. Социально предписанный, при котором человек убежден, что другие ожидают от него нереалистичных успехов и этим ожиданиям необходимо соответствовать, чтобы заслужить одобрение. Тест из 45 вопросов на основе их шкалы позволит вам оценить степень выраженности этих установок. Высокие баллы — повод тщательнее проанализировать свое поведение. Для этого коуч Элизабет Скотт советует провести анализ выгод и издержек — разделить лист на две части и записать все плюсы и минусы присутствия синдрома отличника в вашей жизни. Цель упражнения в том, чтобы увидеть не только положительные моменты, связанные с одобрением на работе и аккуратным выполнением задач, но и вытекающие из этого проблемы — постоянный страх неудачи, невозможность делегирования, переработки. Это поможет перестать воспринимать перфекционизм как благо, что очень важно на старте. Проблем добавляет и склонность к выставлению себе ультиматумов: «я должен выложиться по полной, иначе все будут считать меня неудачником». Бороться с такими убеждениями сложно, но необходимо: они мешают мыслить рационально и способствуют развитию тревожности и аутоагрессии. Психологи Рена Бранч и Роб Вилсон предлагают три шага к решению проблемы: Распознать иррациональную мысль.
Чем опасен синдром отличника: 5 способов его побороть
Термин «синдром отличника» часто встречается в статьях на образовательную тематику, в материалах об эмоциональном выгорании. Синдром отличника — комплекс психологических особенностей личности, когда человек стремится достичь высоких целей и получить одобрение окружающих. это желание делать все идеально, преуспевать во всех сферах жизни и обязательно получать высокую оценку окружающих. Основная ошибка людей с синдромом отличника в том, что они сами расценивают перфекционизм как мегазаслугу и серьёзное отношение к делу, отмечает специалист. О синдроме отличника можно говорить, если человек постоянно ожидает одобрения со стороны и болезненно нуждается в похвале.
«Вопросы психологу»: что такое синдром отличника и как с ним справиться
какую его форму (синдром отличника или синдром отличницы) респонденты считают более распространенной и какова ситуация на самом деле. Если чувствуешь, что у тебя есть склонность к перфекционизму или проявляется синдром отличника, вот несколько рекомендаций. Человек с синдромом отличника очень чувствителен к неудачам и ошибкам, которые воспринимаются им остро и болезненно.
Синдром отличника: как перестать жить в ожидании похвалы?
Конечно, наше окружение на нас неизбежно влияет, но важно, чтобы это влияние не было чрезмерным. Пятерка любой ценой Если из-за давления родителей ребенок старается получать только пятерки и никакую другую оценку принять не готов, то будьте уверены: такое отношение выматывает и эмоционально истощает его. Ребенок живет с мыслью, что в противном случае он не нужен и не важен для родителей. В будущем у него может появится такая ошибка мышления, как принцип «все или ничего». Страх ошибиться Двойки, незнание ответа, неготовность к уроку, любые ошибки воспринимаются ребенком как ужас и кошмар. Он может сильно переживать из-за плохой оценки и воображать, что теперь этот провал повлияет на всю его жизнь. У взрослых синдром отличника проявляется аналогично.
Такой человек зависим от одобрения и похвалы начальства, близких, друзей. Он всегда старается делать все идеально, например, убраться в квартире или выполнять задание от руководства. Человек с синдромом отличника очень чувствителен к неудачам и ошибкам, которые воспринимаются им остро и болезненно. Основные причины синдрома отличника у детей и у взрослых нехватка любви, принятия и внимания со стороны семьи и близких; завышенные требования родителей, которые становятся внутренним стандартом; отсутствие похвалы за процесс и результат, а не за оценку; сильное эмоциональное и психологическое давление на человека; физическое наказание, насилие за ошибки и плохие оценки.
Как с избавиться от перфекционизма В стремлении всё делать хорошо нет ничего плохого. Опасно, если это превращается в навязчивую идею. Если чувствуешь, что у тебя есть склонность к перфекционизму или проявляется синдром отличника, вот несколько рекомендаций: Помни, что ты и твои результаты — это не одно и то же Из-за ошибок ты не станешь плохим человеком. Делай выводы из неудач Если что-то не получилось, это не повод винить себя.
Лучше задумайся, почему так вышло. Это поможет избежать подобных ситуаций в будущем. Не сравнивай себя с другими Лучше сосредоточиться на собственных успехах и хвалить себя даже за маленькие победы. В любом деле ограничивай себя по времени Дедлайны помогут вовремя остановиться и перейти к следующей задаче. Подготовка к ЕГЭ сложна тем, что надо распределить время и силы сразу на несколько предметов. Самостоятельно это сделать сложно. Занятия не пересекаются, а нагрузка распределена так, чтобы двигаться в комфортном темпе. А пробники с проверкой каждый месяц помогут видеть личный прогресс в подготовке.
Если вам было настолько больно, грустно и обидно, что оценка доводила вас до слез, велика вероятность, что в школьные годы вы получили не только массу не очень пригодившихся в реальной жизни знаний, но и «синдром отличника», который мешает куда больше, чем знание того, что диагонали ромба пересекаются под прямым углом. Откуда появляется синдром отличника? Чаще всего его взращивают у ребенка сами родители, предъявляя завышенные требования. Должна быть пятерка!
И хотя большинство взрослых прекрасно знают, что оценки часто имеют мало общего с реальными знаниями, они продолжают настаивать, чтобы в дневнике был только высший балл - а то, мол, совсем расслабится. Иногда пятерка и успешная учеба - это единственный способ для ребенка быть замеченным и признанным в семье. Для него хорошие оценки становятся способом получить кусочек внимания от самых дорогих людей, потому что без отличных баллов в дневнике его просто никто не замечает. Значит ли это, что у всех отличников так или иначе формируется этот синдром?
Вовсе нет. Дети, уверенные в себе и не зависимые от мнения окружающих, тоже вполне могут знать предмет «на отлично». Но от обладателей «синдрома отличника» здоровых отличников отличает то, что они не будут рыдать над дневником с тройкой и умолять учителя не ставить оценку в журнал и назначить пересдачу. Чем вреден этот синдром?
Во взрослом возрасте синдром отличника часто трансформируется в заниженную самооценку, болезненный перфекционизм и провоцирует депрессию. Человек, выросший с убеждением, что его признают, любят и ценят только тогда, когда он делает что-то лучше всех, - очень сильно переживает неудачи, критику и даже просто отсутствие похвалы со стороны значимых фигур окружения. Так, домохозяйка с синдромом отличницы будет чувствовать себя никудышной женой, если муж не будет хвалить каждый ее кулинарный шедевр, офисный работник будет уверен, что он плохо делает свое дело, если шеф не будет его постоянно подбадривать, поощрять, то есть ставить виртуальные «пятерки». При этом объективная реальность, то есть то, насколько хорошо эти люди делают свое дело, совершенно ими не воспринимается.
Нет похвалы - значит, нет успеха. Сами себя они хвалить не умеют.
В итоге мы получаем не жизнь, а гонку по карьерной лестнице, за которой порой теряется то, что принято называть «жизнью», то есть жизнь и развитие души, причем, подчеркнем, многогранное развитие, а не только поглощение содержания многочисленных учебников. Еще раз повторим: если мы встречаем отличника, то это возможно в двух случаях: ребенку учеба дается легко и он спокоен и тогда все в порядке , либо ребенок выворачивается наизнанку, лишь бы не испортить свой аттестат и тогда надо бить тревогу. Оценка — вещь формальная и субъективная. Школьник может действительно отлично знать предмет и иметь по нему только «четверку» в силу разных причин несобранность в ответственный момент, переживания, пристрастность учителя и т.
Но его-то истинных знаний у него никто не отнимет. Другое дело, что они не будут достойно социально маркированы. Но, как говорили древние римляне: «Лучше знать, чем казаться». Далеко не все дети предрасположены к «синдрому отличника». Дело в том, что существует большое количество типов личности, которые по-разному относятся к социальному успеху. Например, синтонные люди люди, для которых свойственно пребывать в состоянии естественной радости, наслаждаться жизнью, и настроение которых меняется по принципу — «солнышко - тучки» или психастеники тревожно-сомневающиеся личности гонки за хорошими оценками избегают.
У первых и так все хорошо, а для вторых это слишком мучительно. Синтонные или психастенические дети легко могут получать оценки «отлично», но только за те предметы или темы, которые им искренне интересны. И родители, и учителя должны их в этом поддерживать и стимулировать таких детей. А вот для волевых и педантичных типов погоня за отличным аттестатом куда меньшая редкость. Просто волевые люди всегда неосознанно стремятся к социальному доминированию и хорошие оценки — один из путей к этому , а педантам необходимо, чтобы все было очень правильно в их жизни, чтобы во всем был формальный порядок «по струнке». Именно для этих типов личности особенно характерен синдром отличника, последствия которого могут оказаться весьма печальными.
С подобными детьми ненавязчиво стоит проводить разъяснительные беседы, раскрывать перед ними все многообразие человеческой жизни, показывая, что счастье заключается не только в медалях и красных дипломах, хотя, конечно, если у них получается идти к заветной черте, не насилуя себя, — все в порядке. Для тех, кто хочет подробнее разобраться в том, к какому психологическому типу относятся их дети, и как с ними надо строить отношения, мы рекомендуем книгу профессора-психотерапевта М.
Синдром отличника: почему возникает и как помочь ребенку
Врач-психотерапевт, ведущий специалист «СМ-Клиника», к.м.н. Татьяна Потапова рассказала Здоровью , как появляется синдром отличника, и к чему приводит стремление к идеальности во взрослой жизни. Синдром отличника сказывается при возникновении цикла невыполнимых планов и негативных последствий от кажущегося провала. Синдром отличника достаточно опасен и может быть симптомом нервного расстройства. Итак, мы разобрались с тем, что такое синдром отличника, а перейдем к тому, как избавиться от него. Справиться с синдромом отличника самостоятельно практически невозможно, ведь человеку нужно проанализировать собственное поведение, а дать адекватную оценку самому себе просто невозможно.