В статье рассматривается сценическая история балета Мариуса Петипа «Баядерка», подчеркивается значение сохранения этого балетного шедевра в Мариинском театре на протяжении всего ХХ века. Балет "Баядерка" в Большом с субтитрами-пояснениями. Государственный академический Большой театр России представляет Балет в трё действиях Композитор – Людвиг Минкус Либретто – Мариус Петипа, Сергей Худеков Редакция либретто.
Похожая на Болливуд: на сцену Михайловского театра блистательно вернулась «Баядерка»
Премьерный балет «Баядерка» стал 12-м спектаклем испанского постановщика Начо Дуато в Михайловском театре. В 1876 году Петипа привлекла идея балета «Баядерка». Литературным источником балета «Баядерка» являются драма «Шакунтала» и баллада В. Гёте «Бог и баядерка». Трагическая история любви индийской храмовой танцовщицы Никии и знатного воина Солора оживает в удивительных танцах балета «Баядерка». В 1876 году Петипа привлекла идея балета «Баядерка». Сюжет балета основан на знаменитой легенде о несчастной любви.
Страстная и непреклонная: 28 января выходит телеверсия балета «Баядерка»
*** Балет «Баядерка» стал «мостиком» между эпохами романтизма и классицизма в балете. Баядерка — последний балет легендарного балетмейстера и первый в ряду его шедевров. Литературным источником балета «Баядерка» являются драма «Шакунтала» и баллада В. Гёте «Бог и баядерка». «Баядерка» – это красивая история о несчастной любви, ставшая одной из самых известных в русском балете. «Баядерка» стала «мостиком» между эпохами романтизма и классицизма в балете.
Л. Минкус, "Баядерка" (балет): содержание
По своему сюжету балет — это романтическая история о несчастной любви отважного молодого воина и баядерки. Премьера балета «Баядерка» состоялась 23 января 1877 года в Мариинском театре в Петербурге и стала поворотным моментом для его создателя Мариуса Петипа и всего русского балетного театра. Хореограф-постановщик балета Андрис Лиепа преобразил структуру спектакля и придал классическому сюжету новый вид, что сделало постановку уникальной и единственной в своем роде.
Новосибирский театр оперы и балета представил новую постановку "Баядерки"
В двух спектаклях «Баядерки» главную партию — баядерки Никии — исполнили две одноклассницы, Арина Денисова и Ева Сергеенкова. Литературным источником балета «Баядерка» являются драма «Шакунтала» и баллада Гёте «Бог и баядерка» (нем. 27, 28 и 29 февраля Большой театр приглашает на балет «Баядерка» в постановке Юрия Григоровича с участием ведущих артистов балетной труппы.
Новосибирский театр оперы и балета представил новую постановку "Баядерки"
Гамзатти очень рада, что ее мужем станет красавец Солор и решает устроить празднество, она приглашает к себе Никию, чтобы договорить о танцах на следующий день. Во время разговора она показывает баядерке изображение своего жениха, Никия приходит в отчаяние. В порыве чувств девушка хватает нож и бросается на дочь раджи, от верной смерти Гамзатти спасает верная прислужница. В гневе баядерка убегает из покоев дочери раджи. На следующий день девушки танцуют для Гамзатти в честь ее будущей свадьбы, среди танцовщиц есть и Никия. Гамзатти отправляет в подарок сопернице прекрасную корзину с цветами, на дне которой лежит ядовитая змея. План Гамзатти срабатывает — змея кусает Никию, укус оказывается смертельным. Перед кончиной баядерка обращается к Солору и просит его не забывать о своей клятве в вечной любви. Великий брамин еще пытается спасти девушку, предлагая ей противоядие, но та отказывается, предпочитая умереть. Второе действие Солор не может мысленно отпустить умершую возлюбленную.
Я чувствую, воспринимаю и наслаждаюсь этой музыкой и красивым зрелищем на сцене. Впечатления нереальные! Завораживающая хореография в великолепном исполнении талантливых артистов! Открывается занавес, артисты и оркестр погружают в прекрасный мир искусства, доставляя истинное наслаждение и на время заставляя забыть о реальном мире. Музыка Минкуса просто завораживает и не отпускает до самого конца балета. Своей эмоциональностью, ритмическим разнообразием, подчеркнутой театральностью она способствует созданию яркого зрелищного спектакля. В театре я отдыхаю душой, заряжаясь положительной энергией, которая так необходима в бешеном ритме или унылой обыденности повседневной жизни. Сюжет балета пропитан индийским народным колоритом, в центре событий - любовный треугольник. Нежная любовь баядерки Никии индийской танцовщицы и служительницы храма, воина Солора и дочери ражди Гамтзатти.
Павлова, М. Кшесинская, О. Спесивцева открывали новые драматические интонации, обогащая и собственную палитру выразительных средств, и диапазон выразительности данной роли. В советское время тема внутренней независимости человека, противостоящего обстоятельствам и посягательству на его исконные права любить и быть счастливым, приобрела в исполнении замечательных балерин М. Семеновой, Н. Дудинской героический характер. В 1941 году на сцене Театра имени С. Кирова была осуществлена новая редакция балета. Пономарев и В. Чабукиани задались целью приблизить спектакль к требованиям времени, избавив его от явных архаизмов и длиннот. Лучшее из хореографии Петипа было тщательно воссоздано Пономаревым, часть танцев была заново сочинена Чабукиани. Танец Золотого божка 3-я картина сочинил для себя Н. Чабукиани завершали спектакль «Тенями», отказавшись от финального четвертого акта. В нем на свадьбе Солора с Гамзатти, соединению которых мешала тень Никии, осуществлялось возмездие богов за то, что Солор нарушил данную баядерке клятву в верной любви. Дворец разрушался, погребая под обломками участников свадебного празднества. Утрата четвертого акта с трио Солора, Гамзатти и Никии-тени вызывала немало возражений. Тем не менее, произведенные изменения имели свою логику, а предложенная версия, как показало время, подтвердила свою жизнеспособность. Спектакль, отпраздновавший свой более чем вековой юбилей, и сегодня притягивает, впечатляет, искренне волнует. Недаром по сей день «Баядерка» принадлежит к числу самых любимых спектаклей — любимых и зрителями, и самими исполнителями. Перед тем как углубиться в лес, Солор поручает факиру Магедавее передать баядерке Никии, что он будет ждать ее у храма. Из храма торжественно выходят Великий брамин и жрецы. Начинается праздник поклонения огню. Факиры и служительницы храма — баядерки — исполняют священные танцы. Среди них украшающая празднество прекрасная Никия. Забыв о сане и связанном с ним обете безбрачия, Великий брамин говорит Никии о своей любви, обещает положить к ее ногам все богатства Индии. Никия отвергает эти домогательства. Она никогда не полюбит его. Вместе с другими баядерками Никия дает факирам воду из священного источника. Магедавея сообщает Никии, что Солор придет к ней. Никия счастлива. Наступает ночь. Тайное свидание. Солор клянется Никии в вечной любви. Великому брамину удается подслушать разговор влюбленных.
Он грозит радже карой богов за смерть баядерки. Но раджа неумолим. Гамзатти приказывает невольнице привести Никию. Да, Никия прекрасна и может быть опасной соперницей. Дочь раджи сообщает баядерке о своей скорой свадьбе и приглашает её танцевать в день торжества. Гамзатти намеренно показывает баядерке своего жениха — Солора. Никия протестует. Солор любит только её, он поклялся ей в вечной верности. Гордая дочь раджи требует, чтобы Никия отказалась от Солора. Но баядерка готова скорее умереть, чем расстаться с ним. Гамзатти предлагает ей драгоценности. Баядерка с пренебрежением бросает их. Ни за какие сокровища она не расстанется с любимым. В гневе Никия заносит над Гамзатти кинжал. Подоспевшая невольница удерживает баядерку. Но Гамзатти никогда не отдаст своего жениха… Второе действие 3 картина Сад перед дворцом раджи. Пышное празднество по случаю помолвки Солора и Гамзатти. Баядерка Никия должна развлекать гостей танцами. Она не может скрыть своей скорби. Взор её устремлён к любимому Солору. Айя вручает Никии от имени Солора корзину цветов. Бурной радости исполнен танец баядерки. Но неожиданно из цветов выползает змея и кусает её. Никия понимает, что виновница произошедшего — мстительная дочь раджи. Великий брамин обещает спасти Никию, если она полюбит его. Но баядерка верна своей любви к воину. Никия умирает. Солор в отчаянии убегает со свадебного торжества.
Можно и без Курентзиса: Пермский театр оперы и балета поставил «Баядерку»
Верховный брамин предлагает Никии противоядие от яда, но она выбирает смерть, а не жизнь без своего любимого Солора. Екатерина Вазем в костюме Никии для второго акта «Баядерки». Санкт-Петербург, 1877. Лев Иванов в костюме Солора для первого акта оперы "Баядерка". СПБ, 1877. В следующей сцене депрессивный Солор курит опиум.
В своей сонной эйфории он видит видение тени или духа Никии в нирване среди освещенных звездами горных вершин Гималаев , называемых The Королевство теней. Здесь влюбленные мирятся среди оттенков других баядерок. В оригинальной постановке 1877 года эта сцена происходила в освещенном заколдованном дворце в небе. Когда Солор просыпается, идет подготовка к его свадьбе с Гамзатти. В храме, где должна состояться свадьба, тень Никии преследует Солора, когда он танцует с Гамзатти.
Когда Верховный брамин объединяет руки пары в браке, боги мстят за убийство Никии, разрушая храм и всех его обитателей. В апофеозе тени Никии и Солора воссоединяются в смерти и вечной любви. Ранние спектакли «Баядерка» создана специально для бенефиса Екатерины Вазем , примы-балерины Императорских театров Санкт-Петербурга. Роль Солора создал сорокатрехлетний Лев Иванов , премьер-танцовщик Императорских театров Санкт-Петербурга, а классические танцы персонажа Солора исполнял младший Павел Гердт. Знаменитая балерина создала роль Гамзатти или Хамсатти, как этот персонаж был известен в оригинальной постановке , а роль Верховного брамина создал.
Дугманта, раджа Голконды, была создана Кристианом Йоханссоном , бывшим премьер-танцором Императорских театров Санкт-Петербурга и влиятельным учителем. Петипа провел почти шесть месяцев в постановке «Баядерки». Петипа также беспокоило, что его новая работа будет играть в пустом доме, поскольку директор Императорского театра барон Карл Кистер повысил цены на билеты, чтобы они были выше, чем в Итальянской опере, которая в то время была дорогой. Самым знаменитым и продолжительным отрывком из «Баядерки» была сцена грандиозного видения Петипа, известная как «Королевство теней». Петипа поставил эту сцену как классическое Grand pas, полностью лишенное драматизма.
Его простая и академическая хореография должна была стать одним из его самых знаменитых произведений: «Вылазка баядерок» из тридцати двух участников теневого кордебалета, возможно, стала его самой знаменитой композицией из всех. Последнее возрождение Петипа «Баядерки» было впервые дано 15 декабря [ OS 3 декабря] 1900 года специально для выступления премьер-министра Императорского театра Павла Гердта. Среди изменений, внесенных Петипа в это возрождение, был перенос сцены «Королевство теней» из заколдованного небесного замка на полностью освещенной сцене в темное и скалистое окружение на вершинах Гималаев. Петипа увеличил количество танцоров в кордебалетном корпусе с тридцати двух до сорока восьми, сделав иллюзию нисходящего духа еще более эффективной в знаменитой вылазке баядерок. В марте 1903 года сцена «Царство теней» была исполнена самостоятельно во время гала-представления в Петергофском дворце в честь государственного визита кайзера Вильгельма II.
Это самый ранний известный случай, когда сцена «Королевство теней» исполнялась как самостоятельное концертное произведение. Возрождение Вагановой 13 декабря 1932 года великий педагог советского балета Агриппина Ваганова представила свою версию «Баядерки» для Кировского балета бывшего Императорского балета. Ваганова переделала танцы балерины для своей звездной ученицы Марины Семеновой , которая танцевала Никию. Сюда входили тройные пируэты на пуантах на пальцах ног и быстрые пируэты на пальцах ног. Хотя возрождение Вагановой не нашло постоянного места в репертуаре, ее модификации танцев Балерины стали эталоном.
Возрождение Кировского балета 1941 года В 1940 году Кировский балет вновь задумал возродить «Баядерку», на этот раз в постановке балетмейстера и премьер-министра Вахтанга Чабукиани. Эта версия станет окончательной постановкой «Баядерки», из которой будет основано почти каждое последующее производство. Хореография персонажа Никии пережила ренессанс в исполнении балерины-виртуоза Дудинской, редакции которой до сих пор остаются стандартом. Хотя ее интерпретация трагической Никии считалась неподходящей для звездной балерины, она, тем не менее, преуспела в «Царстве теней», где преобладали строгие академические образцы Петипа. В Вариации де Никии часто называемой дуэтом шарфов Пономарев и Чабукиани изменили первоначальную постановку Петипа - изначально этот вариант требовал, чтобы Никия исполняла свою вариацию в одиночку, с длинной вуалью, соединенной проволокой с мухой.
Вариация была изменена, так что теперь Солор будет держать один конец завесы, пока Никия танцует, уходя со сцены на полпути через ее соло за сценой. Возрождение пережила и хореография «Солора» с участием великого танцовщика-премьера Чабукиани. Хотя танцы для роли Солора стали намного более заметными с тех пор, как «Баядерка» была исполнена в Императорской России, изменения хореографии Чабукиани стали стандартом для всех выступающих танцоров-мужчин. В 1977 г.
Есть различные версии, которые объясняют, почему возникла идея создания спектакля на экзотический для России того времени сюжет. Доподлинно это неизвестно, поэтому споры между историками театра ведутся до сих пор.
Идея создания «Баядерки» принадлежит главному хореографу российской императорской труппы — Мариусу Петипа. По одной из версий, он решил поставить в России такой спектакль под влиянием фразцузского балета «Шакунтала», создателем которого был его старший брат Люсьен. Автором музыки к французской постановке был Эрнест Рейер, автором либретто, в основу которого легла древняя индийская драма Калидасты, — Теофиль Готье. Прообразом главной героини стала Амани — танцовщица, прима индийской труппы, гастролировавшей по Европе, которая покончила с собой. Готье решил поставить балет в память о ней. Но доказательств того, что это действительно так, нет.
Поэтому нельзя утверждать, что именно под влиянием «Шакунталы» родилась «Баядерка» балет. Содержание её очень сильно отличается от сюжета парижской постановки. К тому же балет Петипа-младшего вышел на российскую сцену только через 20 лет после постановки в Париже. Существует ещё одна версия возникновения у Мариуса Петипа идеи создания «Баядерки» — мода на восточную в частности, индийскую культуру. Автором музыки стал австриец чешского происхождения, служивший у российского императора, композитор, скрипач и дирижёр — Людвиг Минкус. Литературная основа Разработчиком либретто балета был сам Мариус Петипа совместно с драматургом С.
По мнению историков, литературной основой «Баядерки» послужила та же индийская драма Калидасты, что и в постановке «Шакунтала», но сюжеты этих двух балетов очень отличаются. По мнению театроведов, в либретто включена ещё баллада В. Гёте «Бог и баядерка», по ней во Франции был создан балет, где главную партию танцевала Мария Тальони. Персонажи балета Главные герои: баядерка Никия и знаменитый воин Солор, трагическую историю любви которых рассказывает этот балет. Фото центральных персонажей представлено в данной статье. А также воины, баядерки, факиры, народ, охотники, музыканты, слуги...
Сюжет балета Это спектакль из 4 действий, но в каждом театре своя «Баядерка» балет.
Великий брамин сражен красотой Никии. Забывая о священном сане и обете безбрачия, он признается ей в своих чувствах и обещает, что все богатства Индии будут у ног красавицы. С отвращением Никия отвергает его пылкие признания. Магедавею удается выкрасть момент и передать баядерке, что Солор придет увидеться с нею. Наконец Никия и Солор вместе. Их тайное свидание охраняет факир. Перед священным огнем молодой воин клянется девушке в вечной любви и верности. Великому брамину удается подслушать разговор. Он обещает отомстить влюбленным.
Картина вторая Дворец раджи. Дугманта объявляет своей дочери Гамзатти, что она наконец станет женой храбрейшего воина Солора. Гамзатти не скрывает своей радости. Входит Солор. Раджа сообщает ему долгожданную новость и знакомит жениха и невесту. Воин в растерянности: он не может пойти против воли раджи и не может нарушить клятву, данную Никии, он любит ее. Появляется Великий брамин.
Зато он занял видное место среди русских хореографических педагогов. С 1882 года, в течение более чем десяти лет преподавая в младших классах Петербургской балетной школы, Карсавин заложил твердые основы русского национального искусства у многих выдающихся балетных деятелей XX века. Тем временем в Москве после отъезда Петипа в 1870 году появился новый балетмейстер-австриец Венцель или, как он сам именовал себя: Вячеслав Рейзингер 1827 - 1892. До своего приезда в Россию он работал в Вене, Праге и Лейпциге. Первая его постановка в Москве — балет «Волшебный башмачок, или Сандрильона» - была удачной. Но, не смотря на это, дирекция не заключила с ним контракт. В 1873 году Рейзингер снова появился в Москве и на разовых условиях стал ставить балет «Кащей» на тему русской сказки. После постановки «Кащея» с Рейзингером в конце 1874 года был заключён контракт. Обосновавшись в Москве, новый балетмейстер в 1875 году создал два балета: «Стелла» и «Ариадна». В них Рейзингер хотел показать зрителю свои новые методы постановки танцев. Взяв за основу изобразительное искусство античности, Рейзингер стремился применить его в балете и ещё в 1873 году, предполагая поставить в Москве свой одноактный балет «Нарцисс и Эхо», говорил, что «написал балет только в одном акте, опасаясь, по условиям, относящимся до костюмов и танцев древнего времени, в нескольких актах утомить публику». Как «Стелла», так и «Ариадна» вызвали кратковременное любопытство зрителя, причём последний спектакль поражал ещё роскошью своей постановки. Он обошёлся дирекции в баснословную по тому времени сумму — 40 тысяч рублей постановка балета «Торжество Вакха» стоила театру всего 800 рублей. Однако эти балеты не стали серьёзным событием. Московская балетная труппа и передовая художественная интеллигенция продолжали поиски новых средств выразительности в танцевальном искусстве, которые и привели к созданию «Лебединого озера», начинающего новый этап в развитии русского и мирового балета. Балет в провинции как самостоятельный вид театрального искусства в этот период прекратил своё существование. Развивавшиеся коммерческие отношения задушили коммерческий балетный театр. Гонясь за повышением прибылей, провинциальные антрепренёры отказывались от таких ненадежных и малодоходных дел, как балет. Дольше других продержались полукоммерческие балетные труппы в Казани и Тифлисе. Но интерес к сценическому танцу в провинции не прекратился. Это подтверждается как участившимися гастролями столичных артистов балета в губернских центрах, так и сохранением танцевальных номеров в операх, опереттах, водевилях и дивертисментах, шедших в провинции. Значительным изменениям в период 60-70-х годов подвергся балетный спектакль. Содержание в нём отошло на второй план; параллельно стремительно развивалась техника танца. К концу 70-х годов балетный спектакль превратился в сплошной танцевальный дивертисмент, в котором отдельные исполнители демонстрировали своё техническое искусство. В этом отношении иностранные балетмейстеры и иноземные исполнители-гастролёры стояли на первом месте. Подобное явление в балете в корне противоречило основным путям развития русского балетного театра и требованиям прогрессивного зрителя к балетному искусству. Говоря об артистах в первом акте «Золотой рыбки», Салтыков-Щедрин иронически констатировал, что «они пляшут потому, что налаживают сети, они пляшут потому, что они поселяне и в этом качестве должны плясать». Другой критик прогрессивного направления — Баженов — писал: «Преимущество… старых балетов перед нынешними, новыми заключается главнейшим образом в том, что, не имея назначения служить сборником, хрестоматией разнокалиберных танцев, они удерживают за собою характер пьес и, стало быть, могут действовать не на одни только глаза». Упадок балетной драматургии вызвал постепенный отход серьёзной критики от балета и появление рецензий, обходивших молчанием содержание спектакля и касавшихся только исполнения танцев. С каждым годом усложнявшаяся техника танца требовала сосредоточения всего внимания исполнителя именно на этой стороне его искусства. Виртуозные движения, зачастую носившие акробатический характер, губили танец, ограничивая возможности создания образов. Танцевальная драматургия ухудшалась, приходила в упадок. В те годы увлечение техникой распространялось по преимуществу из Италии, откуда пришли название первой танцовщицы — балерина и новый танцевальный костюм. Усложнение техники потребовало укорачивание юбки танцовщицы до колен, а энергичная манера исполнения движений заставила изготовлять эти юбки из упругой ткани. В новых условиях посыл при вращении стал играть более важную роль, чем воздушность прыжка и полёта. Вращательные движения вызвали необходимость уплотнения носка балетных туфель, в которые стали вшиваться стёганные матерчатые подушки, опиравшиеся на пробковую основу. Техника танца отвлекала внимание исполнителей от создания образа. В балете стала быстро распространяться условная пантомима это было нечто похожее на язык глухонемых — определённые жесты обозначали мысли и намерения исполнителей , не требовавшая ярких актёрских данных и легко усвоенная артистами, но малопонятная рядовому зрителю и доступная лишь балетным завсегдатаям. Это ещё более отдалило балет от широких масс, превращая его в кастовое искусство. Пётр Дмитриевич Боборыкин в своей книге «Театральное искусство» писал в 1872 году: «Если б в новое время балетная хореография не ударилась в чистую виртуозность… танцы могли сливаться на сцене в одно художественное целое с пантомимой. Большинство же приёмов жестикуляции, введённых в новую хореографию, чисто условного характера. Они стоят вне всякого соответствия реальной правде или даже осмысленному символизму. Они зависят от произвола балетных хореографов». В Петербурге, где влияние зарубежных течений было сильнее, пантомима прочно вошла в балет. В Москве же были очень сильны реалистические художественные традиции Малого театра, и она прививалась медленнее. Однако крупнейшие русские балетные артисты в обеих труппах стремились обходиться без условной пантомимы, которая очень неблагоприятно отражалась в работе над образом и вела к театральному штампу. Значительно выросла за истекшее десятилетие техника классического танца. Появилась воздушная поддержка. Характерный танец начал приобретать народную манеру исполнения. Использование для оформления спектаклей новинок зарубежной промышленности и техники неблагоприятно отразилось на развитии русской декорационной живописи. Водопровод, газовое и электрическое батарейное освещение, рефлекторы открывали новые возможности для создания феерических театральных эффектов. Это особенно ощущалось в балете и отодвигало декорационную живопись на задний план, подчиняя её техническим новшествам. Следствием этого было соединение в одном лице машиниста-механика сцены и художника-декоратора. В этом отношении особенно прославился московский декоратор и машинист Карл Вальц. Нововведения вызвали интерес публики, но в художественном отношении декорации этого периода значительно уступали оформлению предыдущих лет. Изменения в жизни общества, последовавшие за отменой крепостного права, обострили художественные разногласия между артистическим и демократическим зрителем.
Баядерка. Спектакль театра "Кремлевский балет"
На авансцену выходит не только удивительная хореография из золотого фонда русской классики, но и мастерство театральных художников. В этой версии «Баядерки» вариации великого Брамина точно поразят искушенных зрителей. В других постановках балета партия служителя храма была лишь в пантомиме. Жертв по сюжету требует не только праздник огня, но и семикилограммовый костюм из тафты и гюпиона — дикого шелка. Солист Михайловского Сергей Стрелков с легкостью совершает в нем ритуальные движения.
Никия прощается с Солором и напоминает, что он клялся любить её вечно. Великий брамин предлагает Никии противоядие, но она предпочитает смерть. Раджа и Гамзатти торжествуют. Действие второе Солор грустит о Никии. Магедавея приносит ему опиум. Солору снится Царство теней, где находится и душа Никии.
В покои Солора входят воины — они пришли подготовить его к свадьбе, но видения Солора не прекращаются. Действие третье Свадебная церемония. В тени статуи Будды танцует Золотой Божок, баядерки исполняют ритуальный танец [ml]. Солор снова видит призрак Никии. Как только Великий брамин заканчивает свадебный обряд, происходит землетрясение — это разгневанные боги разрушают храм, где находится клятвопреступник Солор. Все присутствующие на брачной церемонии тоже погибают под развалинами храма.
А души Солора и Никии, наконец, соединяются на Небесах.
Не только брачующиеся — предавший баядерку клятвопреступник Солор и его невеста, дочь раджи принцесса Гамзатти, но и сам раджа, а также все гости, на свадьбе под «громы и молнии» по воле богов оказываются погребенными под руинами храма. У Макаровой вместо землетрясения, которое прежде устраивали на сцене силами машинерии 19-го века, задействован нехитрый кинематографический эффект: на натянутой перед авансценой сетке высвечиваются лишь летящие булыжники.
А хореография придуманная Макаровой для последнего действия стилистически не слишком хорошо вписывается в сохранившийся хореографический текст Петипа из других актов. Добавив финал, Макаровой пришлось объединить первое и второе действие, и выбросить архаичные по её мнению танцевальные и пантомимные эпизоды. Об одних сокращениях жалеть не приходится например, о «танце с корзиночкой» — быстром канканирующем галопе, переводящем трагизм сцены предсмертного танца баядерки в сущий анекдот.
Других зажигательный «Индусский танец» с барабанами — не достает. Делая купюры, балетмейстер, намеренно адаптировала свой спектакль, созданный для Американского балетного театра ABT в 1980 году, для «малочисленных» по нашим меркам зарубежных компаний и не слишком больших западных сцен. Так, считается, что в «Царстве теней» у Петипа в петербургском Большом театре, где впервые прошла премьера этого балета в 1877 году, имелся специальный двухмаршевый наклон, состоящий из двух пандусов, в одну и другую сторону так до сих пор идет эта сцена и в Мариинке.
Григорович, в своей редакции осуществленной для Большого театра в 1991 году сделал этот спуск даже ещё более витиеватым. Макарова, видимо опять же из-за размеров сцены и немногочисленности балетного коллектива использовала лишь наклонную подставку без этих красивых изгибов, что сильно снизило специально запланированный главный эффект спектакля. Но вменяющиеся Макаровой в вину прегрешения против канонического текста, и прегрешениями то совсем не являются.
Наоборот, делают постановку более компактной, адаптируя её для таких компаний средней лиги, к которым наравне с ABT, Ла Скала и Королевским балетом, Стасик как раз и относится. Этому театру постановка подошла словно влитая. У Петипа, напомним, первоначально в разбираемой нами сцене было занято 64 тени, что не потянут сейчас даже такие современные гиганты, как Большой и Мариинка.
Стасику, чтобы соответствовать именитым компаниям, канонические 32 тени утвердившиеся в более поздних редакциях Ла Скала выставляет вообще 24 , пришлось добирать из балетных училищ. По сравнению с тем, как «Тени» в этой труппе танцевались всего несколько лет назад в постановке Михаила Лавровского в театре шел лишь этот акт прогресс кажется разительным. Справились и исполнители центральных партий: роль Гамзатти подошла Наталье Сомовой, Дмитрий Загребин стал великолепным Золотым божком.
Необыкновенно красивый абрис фигуры Кристины Шапран Никия , её удлиненные линии как бы истаивающие в пространстве сцены, были настолько впечатляющи, что придавали акту «Теней» мистический отсвет. И тут даже безупречный Солор Сергея Полунина участие этого танцовщика в спектаклях театра, собственно и придало труппе дополнительный стимул отступал на второй план. Что же до пресловутых недостатков постановки, то они с лихвой перекрываются несомненными достоинствами.
Например, отличным оформлением спектакля: в сценографии Пьера Луиджи Самаритани, и особенно в костюмах Иоланды Соннабенд балетные условности вполне сочетаются с древнеиндийскими реалиями. А сам спектакль становится тем самым балетным «замком красоты», о котором Иосиф Бродский написал в известном стихотворении. Культура «Баядерка» по евростандарту 24 октября 2013, Елена Федоренко Премьера «Баядерки» Мариуса Петипа в Императорском Мариинском театре состоялась в 1877 году, соавтором многих идей балета по мотивам баллады Гёте «Бог и баядерка» и эпоса Калидасы «Шакантула» выступил Сергей Худеков.
Два спектакля — оригинал и его версия — наглядно демонстрируют пропасть, что пролегла меж нравами и вкусами России XIX века и современной западной цивилизацией. Роскошь танцев с любованием подробностями уступила место рассказу, живому и человечному, быстрому и ясному. Дабы зритель не утомился, ненужными объявлены не только пантомимные объяснения героев на «Празднике огня», но и танец «Ману», где кокетка играет с девочками, то протягивая, то отнимая у них кувшин; заводной «Индусский танец» с барабанами изгнан вон — как и танец с попугаями и веерами.
Балетная мелодрама оказалась похожей на наивный детский пересказ печальной сказки о предательстве. Зрители, не подозревающие об истинных страстях и старинном декоре «Баядерки», подмены не ощущают. Обрусевший француз Мариус Иванович Петипа и в любовных страстях, и в соответствующем им балетном декоре знал толк.
Он задумывал свою «Баядерку» как любовный треугольник. Храмовую танцовщицу Никию и воина Солора связывает любовная клятва, и ровно тогда, когда отважный герой решает соединить свою судьбу с Гамзатти — дочерью могущественного раджи, баядерка погибает и является мученику совести в тяжелом сне тенью преданной любви. Под занавес драмы боги карают виновных и безвинных, все погибают под руинами обрушенного храма.
Финал, давно утраченный отечественным театром, восстановлен Макаровой. В оставшемся винегрете из Петипа и номеров давних советских времен обидно, что в программке не указано их авторство выжила картина «В царстве теней». Хореографические капризы примы оставили в неприкосновенности ирреальный мир белого балета.
Преуспели Ксения Рыжкова и Оксана Кардаш. Мистический акт теней, о который разбивались амбиции многих трупп, в Театре на Большой Дмитровке вышел истинным шедевром и гвоздем премьеры. В остальном успешны мужчины.
Начиная с дирижера Антона Гришанина, под чьим руководством непривычно оркестрованная партитура Людвига Минкуса звучит выразительно. Сам маэстро акценты каждой балерине и танцовщику подбирал штучно. Актерски точны Никита Кириллов в роли сжигаемого соблазном мести Великого брамина и Михаил Пухов, сразивший жесткой вседозволенностью своего Раджи.
Уникален Золотой Божок Дмитрия Загребина, бесстрастно зависавший в воздухе в позе сидящего будды. И уникален Сергей Полунин — Солор со своими воздушными прыжками и совершенным танцем. Балеринам же, увы, роли пока велики.
Обе — жертвы, и обе страдают от отчаянной муки: одна — от предательства, вторая — от ревности. На премьере соперницы то и дело скатывались с метафизики смыслов к бытовому правдоподобию, что явно не вдохновляло самого героя, и Сергей Полунин «ожил» только к поклонам, когда на руках вынес на сцену Наталью Макарову. Рискнувшую предъявить свою, как теперь понятно, компромиссную версию России, чьи подмостки «Баядерка» никогда не оставляла.
Все равно, что в Тулу со своим самоваром… Colta. Впечатление было сильным, и очень скоро на западных подмостках одна за другой стали появляться «Тени», перенесенные бежавшими из СССР экс-премьерами Кировского: хореографические тексты шедевров Петипа были тем скарбом, который танцовщики-невозвращенцы уносили с собой на Запад. Именно с «Теней» в лондонском Royal Ballet в 1963 году, вскоре после прыжка через барьеры в Ле Бурже, начал свою «балетмейстерскую» карьеру Рудольф Нуриев.
Возможностей сверяться с мариинским подлинником у беглецов по понятным причинам не было, текст переносился не без потерь, но даже то, что от «Баядерки» оставалось, в свое время поражало воображение европейской и американской публики — не знакомой с оригиналом Петипа и воспринимавшей редакции Нуриева и Макаровой, так сказать, «с чистого листа». Сегодня же включенная в репертуар Музтеатром Станиславского и Немировича-Данченко «Баядерка» Натальи Макаровой смотрится адаптированным изданием хрестоматийной классики, пособием по иностранному языку, превращающим толстенный талмуд в 80-страничную брошюрку: выкинуты целые главы, сложные для понимания неофитов слова заменены более простыми аналогами. У Петипа конструкция балета была простой и близкой к гениальности: нарастающий темп буйных, пылких «индийских» сцен встреча баядерки Никии с Солором, решение раджи женить Солора на своей дочери, решение убить Никию и ее приходящаяся на разгар праздника смерть обрывается меланхолией «Теней», где призрачные девы сходят с гималайских гор.
Это — сон Солора; с его пробуждением «Тени» уступают место цветастым танцам, обрываемым «гневом богов» — землетрясением, которое разрушает дворец раджи и погребает всех под его обломками.
Но баядерка говорит, что предпочтет смерть разлуке с любимым. В Ярости Никия обнажает кинжал и бросается на Гамзатти. Подоспевшая невольница едва удерживает ее. Никия убегает. Гамзатти клянется, что ее соперница умрет. Картина 3 Площадь перед дворцом раджи. Начинается празднество в честь помолвки Солора и Гамзатти.
Никия должна развлекать гостей танцами. Она не может скрыть своей скорби и горя. Взор ее устремлен к любимому. Во время ритуального танца Никии по приказу раджи вручают корзинку с цветами. Никия берет корзинку и продолжает танец. Внезапно из цветов выползает змея и смертельно жалит баядерку. Великий брамин, у которого есть противоядие, предлагает Никии спасение в обмен на ее любовь. Но баядерка предпочитает смерть… Действие 2 Картина 4 Солор безутешен.
Его мучит раскаяние.
В Михайловском театре — премьера балета «Баядерка» в постановке Начо Дуато
Венская опера — 1999 г. Национальная опера Украины — 2013 г. В 2015 году балет увидели в Казахстанском государственном театре оперы и балета «Астана Опера». Балет «Баядерка» является одним из шедевров в мире театра и ценителей прекрасного.
Один из старых балетов, с сюжетом, который остается актуальным в любое время. Баядерку нужно смотреть, это яркая постановка, где танец дополняет балет экзотикой. Индийские танцы завораживают.
Каждый зритель найдет для себя что-то интересное, новое, а после просмотра останутся незабываемые впечатления.
За более чем двухвековую историю в его стенах звучали голоса выдающихся певцов: непревзойденный бас Федора Шаляпина, обворожительный голос Леонида Собинова. Театр носит имя Мариинского в честь русской императрицы Марии Александровны. Я не балетоманка. Честно сказать, мало что понимаю в этих адажио, па — де-де и фуэте. Но я не пишу рецензию на постановку, а хочу поделиться своими яркими впечатлениями о посещении театра, о его внутреннем убранстве, о музыке, и конечно, о самом балете. Я чувствую, воспринимаю и наслаждаюсь этой музыкой и красивым зрелищем на сцене. Впечатления нереальные! Завораживающая хореография в великолепном исполнении талантливых артистов! Открывается занавес, артисты и оркестр погружают в прекрасный мир искусства, доставляя истинное наслаждение и на время заставляя забыть о реальном мире.
Не это остается у людей в памяти. В балете остается образ. Насколько она балерина может достать из человека эмоции», — отмечает педагог.
Конечно, суждения на основе одной постановки не могут быть адекватны. Поэтому будем ждать новых визитов в наш театр звезд мирового балета. Что касается наших артистов, то особенно меня поразила Дарья Тихонова, я изначально предполагал, что «Баядерка» — это идеальный вариант именно для нее.
Важно, чтобы роль была близка исполнительнице эмоционально, тогда каждое ее появление на сцене будет вызывать сильнейшие чувства, создавая ощущение реальности происходящего. Вспоминая язык Константина Станиславского, зритель должен верить артисту, и я действительно поверил Тихоновой. Эдгар Дега.
Балерины на поклонах. Возможно, вынужденное отсутствие последней в прошлом сезоне сказалось на недоразумении, заставляющем её до сих пор пребывать в статусе солистки. Думается, что это явление временное.
Небольшой осадок остался от декораций. В первом и третьем акте в качестве фона была выбрана индийская обсерватория Джантар-Мантар. Выглядела она несколько искусственно.
Вероятно, авторы идеи хотели тем самым придать балету восточный лоск, погрузить зрителя в совершенно иной мир, отличный от наших европейских представлений. Задумка интересная, однако, как мне кажется, она не вполне удалась — отчасти из-за «непрозрачности» подобной отсылки, а отчасти из-за указанной выше неестественности. Во второй картине первого акта в глаза бросалась колонна, колыхавшаяся от малейшего движения артистов по сцене.
Солор во сне видит свою возлюбленную. После пробуждения понимает, что предал ее и пронизывает свое сердце кинжалом. Апофеоз Никия и Солор в виде теней встречаются и их души воссоединяются навсегда. Постановки балета «Баядерки» Мариинский театр — 1900,1941, 2002 гг. Большой театр — 1904, 1917, 1923 гг. Парижская опера — 1992 г. Венская опера — 1999 г. Национальная опера Украины — 2013 г.
Вы точно человек?
Никия должна развлекать гостей танцами. Она не может скрыть своей скорби и горя. Взор ее устремлен к любимому. Во время ритуального танца Никии по приказу раджи вручают корзинку с цветами. Никия берет корзинку и продолжает танец. Внезапно из цветов выползает змея и смертельно жалит баядерку. Великий брамин, у которого есть противоядие, предлагает Никии спасение в обмен на ее любовь. Но баядерка предпочитает смерть… Действие 2 Картина 4 Солор безутешен.
Его мучит раскаяние. Факир Магедавея и воин Толорагва тщетно пытаются отвлечь его от тяжелых раздумий. Страдающий Солор курит опиум и в наркотическом тумане видит царство теней, «царицей» которого является Никия. Очнувшись, Солор молит богов о прощении. Но поздно. Разгневанные боги наказывают Солора за преданную им любовь. Под ударами грома и молний рушатся стены его дома.
Тень прекрасной Никии уводит Солора в свое царство теней… Действующие лица и исполнители.
Никия счастлива. Наступает ночь. Тайное свидание Никии и Солора охраняет факир. Но Великому брамину удается подслушать разговор влюбленных. Солор предлагает Никии бежать.
Баядерка согласна, но прежде Солор должен поклясться над священным огнем, что будет верен ей. Солор клянется. Великий брамин негодует и решает отомстить влюбленным. Раджа Дугманта — глава княжества — сообщает своей дочери Гамзатти, что она увидит своего жениха. Воин Толорагва приводит во дворец Солора. Раджа показывает Солору свою красавицу-дочь, объявляет их женихом и невестой.
Воин поражен красотой дочери раджи. Является Великий брамин. Он хочет передать радже тайну. Чувствуя, что приход верховного жреца связан с предстоящей свадьбой, Гамзатти подслушивает разговор.
В других постановках балета партия служителя храма была лишь в пантомиме. Жертв по сюжету требует не только праздник огня, но и семикилограммовый костюм из тафты и гюпиона — дикого шелка. Солист Михайловского Сергей Стрелков с легкостью совершает в нем ритуальные движения. Во втором акте образ дополнит настоящая индийская парча.
Все великолепие столь сверкающей «Баядерки» создала Ангелина Атлагич.
Никия начинает священный танец. Великий брамин увлечён ею, но баядерка отвергает его чувство. Брамин угрожает Никии, но она ожидает Солора. Магедавея сообщает ей, что Солор неподалёку. Все расходятся.
Наступает ночь. К храму приходит Солор. Он предлагает Никии бежать с ним и над священным огнём даёт клятву вечно любить её. Свидание прерывает Великий брамин. Пылая ревностью, он замышляет жестокую месть. С рассветом близ храма появляются охотники с убитым тигром, баядерки, идущие за священной водой.
Солор уходит с охотниками. В своем дворце раджа Дугманта объявляет дочери Гамзатти о том, что намерен выдать её замуж за Солора.