На царство же Иван IV венчался первым, это было 16 января 1547 г. Царствование Ивана Грозного закончилось тем,что экономика страны полностью развалилась, и кроме этого он проиграл Ливонскую войну, которую считал главной задачей своей жизни. Венчание Ивана Грозного на царство.
Кто являлся инициатором венчания на царство?
- Жены Ивана Грозного: трагическая судьба всех цариц
- Венчание на царство Ивана IV Грозного
- 16/29 января 1547 года. Венчание на Царство Иоанна Грозного: hurtmann — LiveJournal
- Музеи Московского Кремля: ГЛАВНАЯ
Венчание на царство Ивана IV Грозного
Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. 1547г. венчание на царство 14-летнего Ивана 4 Грозного. Митрополит Макарий благословляет Ивана Грозного во время венчания на царство. 4. Русский государь Иван Грозный впервые венчался на царство, принял царский титул, равнозначный императорскому и стал первым Помазанником Божиим на Русском престоле.
Злонравная: Мария Темрюковна
- Форма поиска
- Регентство Елены Глинской (1533-1538)
- 16 января 1547 года – на Руси состоялось первое венчание на царство
- На Руси состоялось первое венчание на царство
Как Иван Грозный на царство венчался
Отношение к правителю в православной стране является особым. Он получает власть от Бога. После падения Константинополя больше не было стран с правителем с титулом православного царя. Московское княжество воспринимало себя как преемник Византии. Первым венчался на царство Иван IV. Венчание на царство обозначило особую духовную связь народа с царем и преемство Москвы по отношению к Византии. Согласно летописям, идею венчаться с принятием титула царя высказал сам молодой великий князь Иван Васильевич. Он сказал об этом митрополиту Макарию, другим представителям духовенства, приближенным ко двору боярам.
Не все ученые соглашаются с этим, выражая сомнение, чтобы юноша шестнадцати лет высказал идею венчаться с принятием титула царя. В науке существует мнение, согласно которому идея венчаться московскому князю с принятием титула царя могла быть высказана митрополитом Макарием. Согласно сведениям источников, сам Иван IV осознавал себя как верховный носитель власти именно по православному учению. Например, в известной переписке с Андреем Курбским он подробно излагает свое понимание царской власти согласно с Библией.
В этом мнении сходится большинство историков, изучающих эпоху Ивана Грозного. С 1538 году Русь переход под власть бояр, которые выступили в роли опекунов над малолетним царем. Здесь важно понимать, что бояр интересовала личная нажива, а не страна и не малолетний царь. В1835-1547 это время жестокой резни за трон, где главными противоборствующими сторонами было 3 клана: Шуйские, Бельские, Глинские. Борьба за власть была кровопролитной, и все это происходило на глазах ребенка. Одновременно с этим шло полное разлагание основ государственности и безумное поедание бюджете: бояре, получив всю полноту власти в свои руки, и понимая, что это на 1013 лет, начали набивать свои карманы кто как только мог. Наилучшим образом могут продемонстрировать то, что творилось на Руси того времени, 2 поговорки: «Казна не убогая вдова, ее не оберешь» и «Карман сух, так и судья глух». На Ивана 4 сильное впечатление произвели элементы боярской жестокости и вседозволенности, а также чувство собственной слабости и ограниченности власти. Конечно, когда молодой царь получил престол, то произошел разворот сознания на 180 градусов, и потом он уже пытался все доказать, что именно он главный человек в стране. Близких родственников также практически не было. Поэтому реально не было людей, которые бы стремились дать ребенку правильное воспитание. Власть бояр. С самых ранних лет Иван Васильевич видел силу бояр, видел их выходках, хамство, пьянство, борьба за власть и так далее. Все, что ребенку видеть нельзя, он не только видел, но и принимал в этом участие. Церковная литература. Большое влияние на будущего царя имел архиепископ, а позже митрополит, Макарий. Благодаря этому человеку Иван 4 изучал церковную литературу, увлекаясь моментами про полноту царской власти. В воспитании Ивана большую роль сыграли противоречия между словом и делом. Например, во всех книгах и речах Макария говорилось о полноте царской власти, о ее божественном происхождении, но в реальности ежедневно ребенку приходилось сталкиваться с произволом бояр, которые даже не каждый вечер его кормили ужином. Или другой пример.
Примерно через год супружеской жизни Грозный отправил Анну в монастырь, где она и умерла. До сих пор непонятно, существовала ли Мелентьева, или ее упоминания появились в хрониках стараниями фальсификаторов истории. Тем не менее, она часто фигурирует в произведениях искусства, посвященных Ивану Грозному. Мужем Василисы считают приближенного царя Мелентия Иванова, который заслужил расположение государя своей готовностью исполнять любые приказы. Как-то Иван решил заехать к любимчику в гости — и был поражен красотой Василисы. Государь велел прислать женщину к нему, но Мелентий не сделал этого, отговорившись болезнью. Грозный не поленился навестить внезапно захворавших супругов. После этого визита Иванов скоропостижно скончался, а его вдова стала невенчаной женой Грозного. Мелентьевой не нравились постоянные безумные гуляния и казни, и монарх стал вести себя сдержаннее. Семейная жизнь Ивана Васильевича с бойкой вдовой продолжалась два года, пока он не застал ее в постели с другим мужчиной. Закопали Василису и ее любовника в одной яме, Мелентьеву — живой. Раскрашенная литография по эскизу В. Замуж за царя, которому уже исполнилось 50, идти не хотела, да только кто ее спрашивал. Свадьбу провели в «узком кругу»: посаженным был царевич Федор, «тысяцким» — наследник престола, Иван. Те возмущались: где это видано, чтобы царевнами управляла «женище» — невенчанная супруга, обычная наложница? Иван, раздраженный женскими сварами, как-то пообещал скормить Марию псам, и после этого девушка присмирела. В 1582 году у Нагой родился сын Дмитрий, а спустя два года Иван Грозный скончался. Женщину с ребенком сослали в Углич, а когда Дмитрию исполнилось девять лет, он погиб. Историки до сих пор не смогли разобраться, что произошло: то ли мальчика убили, то ли он сам во время приступа эпилепсии ударил себя в горло сваей — тяжелым четырехгранным гвоздем для игры в тычку. Ты знала, что у Ивана Грозного было восемь жен? Да Фото: Getty images, Legion media Поделиться 4 комментария Лилия Гусева 29 Августа 2021, 14:02 статья конечно, по фактологии изрядно прихрамывает... Но, скажите, даже в этом случае, автора или кто там иллюстрации подбирал в "портрете" Анны Васильчиковой не смутило платье 18 века и напудренная прическа?
Известно, что в синодике находится меньше трех с половиной тысяч человек. Если разделить это на полвека царского правления, то это немного — меньше ста казней в год. Тем более что нужно учесть реально большое число предателей, живших в то время, особенно в среде высшей знати. Боярам сильно мешали царские реформы, преобразовывавшие фактическую конфедерацию полунезависимых крупных феодалов в сильное централизованное государство. Недаром царь любил говорить, что врагами Руси являются не только турки и латиняне, но и "сильные люди этой земли". Тот же "первый русский диссидент" князь Андрей Курбский, сбежавший "от тирана" и изображавшим себя неким ревнителем свободы, был вполне реальным предателем, ходившим на родную землю с вражескими польскими войсками. Кстати, он был предателем во всем, и в личной жизни тоже: бросив жену и сына в большой России, он потом женился второй раз в Литовском княжестве, что было запрещено церковными канонами, в верности которым он постоянно клялся. Кто же, имея разум, будет зря казнить своих подданных! В ту пору на Западе людей настолько массово казнили и обращали в рабство, что в "дремучей" России только за головы хватались, глядя на все это. В той же Англии в ту пору крестьян массово сгоняли с земли, разоряли, а потом казнили по обвинению в "бродяжничестве". Характерен акт "О наказании бродяг" от 1547 года, который разрешал порабощение уволенных слуг, которые не нашли себе нового хозяина в течение трех дней! На многих людей большое впечатление произвел известный клеветнический фильм Эйзенштейна, где "кровавый тиран" уничтожает людей за один косой взгляд. На самом деле Иван IV вполне позволял противоречить себе даже в важных для него и для государства вопросах религии, он выслушивал и религиозных оппонентов, которых короли тогдашней Европы могли сразу казнить. Например, 10 мая 1570 г. Почему мне тебя нельзя не считать еретиком, так это потому, что учение твое полностью противоположно Христову учению и все рассуждения твои против Христовой Церкви направлены". Особенно въелись в головы некоторым людям мифы об убийстве царем митрополита Филиппа. По этому поводу недавно выступил священник РПЦ Владислав Цыпин — зампредседателя епархиального суда Москвы, член синодальной комиссии по канонизации святых, профессор Московской духовной академии. Он заявил, что никаких документальных свидетельств о царской вине в убийстве нет. А что касается того, что эта "вина" прописана в Житии причисленного позже к лику святых митрополита, то оно не является абсолютной истиной и может быть уточнено: "Житие это не канонический текст, вроде библейского или богослужебного, это биография святых, поэтому, если надо уточнить, это возможно". Еще в советское время останки царя и его сына были эксгумированы и исследованы учеными, которые обнаружили, что на самом деле они оба умерли от отравления. Это еще раз к слову о том, что якобы "царь-параноик" будто бы понавыдумывал себе врагов: их вовсе не надо было выдумывать, раз они были даже в его ближайшем окружении, способном отравлять царскую трапезу. Более того, если говорить о православных аспектах деятельности царя Ивана Грозного, то известно, что он был очень набожным, писал богословские и богослужебные тексты, основал массу храмов и монастырей.
466 лет назад произошло первое венчание на царство на Руси
При торжественном обряде венчания на царство использовали, в частности, такие атрибуты, как шапка Мономаха, крест животворящего дерева и царский жезл. Обряд венчания на царство Ивана 4 обозначил духовную связь правителя с народом. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Фёдором Борисовичем Годуновым не были совершены из-за кратковременности его царствования. Венчание на царство Ивана Грозного определяло ему высокий титул, а Русь приравнивалась к Римской империи. 25 января 1547 года состоялось первое в отечественной истории венчание на царство. Это слова из молитвы святителя митрополита Макария Московского при венчании на Царство Великого князя Иоанна IV Васильевича Грозного.
16 января / 29 января
Венчание Ивана Грозного на царство. Церковный чин венчания на царство впервые был применен в 1498 году в отношении соправителя и несостоявшегося наследника Ивана III – Дмитрия Ивановича. Известно, что Иван IV венчался на царство не получив благословения патриарха Константинопольского и, следовательно, незаконно согласно средневековым канонам. Чин венчания Дмитрия Внука был позже использован для разработки чина венчания на царство Ивана Грозного.
Восемь фактов о венчании на царство русских правителей
Шлихтингом оказываются и русские летописцы, и агиографы, включая св. Димитрия Ростовского, и опиравшиеся на них в своих исследованиях то ли по недомыслию, то ли по злокозненности русские церковные митрополит Макарий Булгаков , А. Доброклонский, А. Карташев , дореволюционные гражданские Н. Карамзин, С. Соловьев, В. Ключевский, С.
Платонов и советские С. Веселовский, А. Зимин, С. Шмидт, Р. Скрынников историки. В то же время «разоблачителями» четырехвекового «клеветнического заговора» становятся наряду с немногочисленными выполнявшими социальный заказ ВКП б сталинскими историками С.
В союзе с церковью, которая отныне объявлялась «матерью» царской власти, царь должен был укреплять «суд и правду» внутри страны, вести борьбу за расширение государства. Иван IV венчался на царство. Титул царя пришёл на Русь из Византии — там эта традиция сохранилась от Рима. Термин «царь» восходит к латинскому caesar.
Имя знаменитого диктатора Римской империи Гая Юлия Цезаря 100—44 до н. По-видимому, сам византийский обряд венчания принесла на Русь Софья Палеолог — именно её супруг Иван III в 1498 году венчал своего внука как наследника. Но пока ещё не как царя — как «великого князя». Царский титул позволял правителю России занять существенно более выгодную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой.
Великокняжеский титул переводили как «принц» или даже «великий герцог». Титул же «царь» приравнивался к королевскому, то есть занимал второе место после императорского.
Примерно через год супружеской жизни Грозный отправил Анну в монастырь, где она и умерла. До сих пор непонятно, существовала ли Мелентьева, или ее упоминания появились в хрониках стараниями фальсификаторов истории. Тем не менее, она часто фигурирует в произведениях искусства, посвященных Ивану Грозному. Мужем Василисы считают приближенного царя Мелентия Иванова, который заслужил расположение государя своей готовностью исполнять любые приказы. Как-то Иван решил заехать к любимчику в гости — и был поражен красотой Василисы.
Государь велел прислать женщину к нему, но Мелентий не сделал этого, отговорившись болезнью. Грозный не поленился навестить внезапно захворавших супругов. После этого визита Иванов скоропостижно скончался, а его вдова стала невенчаной женой Грозного. Мелентьевой не нравились постоянные безумные гуляния и казни, и монарх стал вести себя сдержаннее. Семейная жизнь Ивана Васильевича с бойкой вдовой продолжалась два года, пока он не застал ее в постели с другим мужчиной. Закопали Василису и ее любовника в одной яме, Мелентьеву — живой. Раскрашенная литография по эскизу В.
Замуж за царя, которому уже исполнилось 50, идти не хотела, да только кто ее спрашивал. Свадьбу провели в «узком кругу»: посаженным был царевич Федор, «тысяцким» — наследник престола, Иван. Те возмущались: где это видано, чтобы царевнами управляла «женище» — невенчанная супруга, обычная наложница? Иван, раздраженный женскими сварами, как-то пообещал скормить Марию псам, и после этого девушка присмирела. В 1582 году у Нагой родился сын Дмитрий, а спустя два года Иван Грозный скончался. Женщину с ребенком сослали в Углич, а когда Дмитрию исполнилось девять лет, он погиб. Историки до сих пор не смогли разобраться, что произошло: то ли мальчика убили, то ли он сам во время приступа эпилепсии ударил себя в горло сваей — тяжелым четырехгранным гвоздем для игры в тычку.
Ты знала, что у Ивана Грозного было восемь жен? Да Фото: Getty images, Legion media Поделиться 4 комментария Лилия Гусева 29 Августа 2021, 14:02 статья конечно, по фактологии изрядно прихрамывает... Но, скажите, даже в этом случае, автора или кто там иллюстрации подбирал в "портрете" Анны Васильчиковой не смутило платье 18 века и напудренная прическа?
Этим обрядом утверждалась сакральность особы государя «помазанника Божьего» как земного наместника Бога, которому присущи божественные атрибуты: престол трон и посох. Среди древнейших атрибутов государева «чина» — «шапка золотая» с меховой опушкой её появление связано с влиянием тюркских традиций, где подобный головной убор служил символом вассалитета. По мере освобождения Московского государства от зависимости со стороны Золотой Орды великокняжеская шапка утрачивала прежний статус; своё название «Мономахова наследственная шапка золотая» получила при Иване IV Грозном. В чине поставления на великое княжение фигурировали также великокняжеские бармы и пояс «золотой великий», при великом князе Василии I к ним присоединён так называемый животворящий крест, на котором русские государи давали крестное целование при Венчании на царство. Обряд Венчания на царство впервые был введён Иваном III, считавшим себя правопреемником византийских императоров; 4 февраля 1489 Иван III венчал на «великое княжение Владимирское и Московское, и Новгородское» своего внука Дмитрия, возложив на него бармы и шапку Мономаха. Венчание сопровождалось пышным пиром у великого князя.
В официально закреплённой при Иване IV доктрине божественного происхождения царской власти монарх был назван наследственным государем от «прародителей» своих, продолжателем древней династии, восходящей к римским и византийским «цесарям». Окончательно преемство русским государем византийской короны было закреплено соборной грамотой духовенства восточной православной церкви, присланной с благословением патриарха Константинопольского царю Ивану IV в 1561 вместе с книгой царского венчания византийских императоров. В соборной «Утвердительной» грамоте 1561 был утверждён сан царя на Руси, а также изложен весь порядок священного действа «чин венчания на царство». Впервые обряд Венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершён 31 мая 1584 при Венчании на царство Фёдора Ивановича. Главной составной частью церемонии был «великий» выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля для «великих» выходов при венчании предназначалось Золотое, позднее Красное крыльцо Грановитой палаты. Внутри Успенского собора было устроено со стороны западных дверей специальное царское место «чертог о 12 ступенях» для возложения митрополитом Дионисием царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава «яблоко державное» с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира.
Венчание на царство Ивана 4
Иван Грозный как религиозный тип. Zanger, P. Leiden, 2007. Russian History; Vol. Иван Грозный: Первый рус. Флоря Литургическое творчество И. Интерес И.
Никиты «сам же государь пел на заутрени и на литургии». В совр. Леонид Кавелин считал, что И. Льву VI Мудрому. По мнению Н. Парфентьева , в произведениях И.
Петру на подобен «Коими похвальными» «царя Иоанна, деспота россииского». Логгина Шишелева. Их перечень представлен в обобщающей публикации С. Фомина 1999. Однако научно обоснованной является атрибуция только тех произведений, к-рые включены в изд. Это тропарь и кондак на перенесение мощей святых блгв.
Михаила Всеволодовича Черниговского и боярина его мч. Феодора 14 февр. Петру , митр. Московскому 21 дек. Текст тропаря и кондака на перенесение мощей Михаила Черниговского опубликован по списку 1-й пол. Текст канона Ангелу Грозному воеводе издан по сборнику 1-й пол.
Карельское собр. Михаилу Л. Тексты стихир митр. Авторство И. В нотированных рукописях XVII в. Тропарь и кондак на перенесение мощей св.
Михаила Черниговского и боярина его Феодора, а также канон Ангелу Грозному воеводе не нотированы, но при каноне выставлены указания на ирмосы, по образцу к-рых сочинены тропари канона. Среди прибавлений к службе Сретения Владимирской иконы, созданных во 2-й пол. Петру см. Славник «Денесе собори рустии» с ремаркой «Творение царево». Стихир «творения» И. В списке РНБ.
Стихиры той же текстовой редакции без заголовка об авторстве выявлены в 14 рукописях: кон. О1-512; 1-й пол. Стихирарь» , РНБ. Певческий сборник, писанный Логгином Шишеловым в Троице-Сергиевом мон-ре в сер. Первый цикл составлен на память митр. Петра и содержит на «Господи, воззвах» 3 «ины стихиры» на подобен 2-го гласа «Киими похвальными венцы» «Кыми похвалеными венецы увяземо», «Кыми пророческими пении венчаемо», «Кыми духовеными пении воспоимо» - Л.
Николаю Мирликийскому 6 дек. Богородицы во храм и весьма близко повторяющий ее форму, т. Второй цикл стихир с именем И. До недавнего времени об атрибутивных пометах И. Леонидом Кавелиным Сведения о слав. Спириной, и сведения архим.
Леонида были подтверждены. Указания на авторство царя, имеющееся как перед стихирами на «Господи воззвах», так и перед стихирами на литии, в последнем случае должно быть отнесено не только к 1-й стихире «Отче преблаженне святителю Петре, аще и гробо твои молчите» 1-го гласа - Л. Атрибутивные пометы при стихирах митр. Петру «Кыми похвалеными... Те же стихиры без атрибутивных помет выявлены в 10 рукописях: ГИМ. Петру «Отче преблаженне...
О1-238, без атрибуции - в списках БАН. Славник «Денесе собори рустии... По тексту, опубликованному Д. Лихачёвым , В. Копыловой уточнены ирмосы, по которым осуществлялся распев канона Ангелу Грозному воеводе. В стихирах на подобен определяется тот же принцип распева по образцу стихир «О дивное чюдо» Владимирской иконе и «Кыми похвальными...
В связи с этим в большей части произведений, атрибутируемых И. При этом выделяется особая группа самогласных песнопений, в к-рых авторство как творческий акт создания напева представляется более выраженным. За последние годы выявлены материалы для доказательства авторства напевов и других рус. В отличие от атрибуции песнопений царю Алексею Михайловичу , основанной на прямом указании: «творение роспева… и положение знамени» - и на его автографе ГИМ. Руди, пер. Алексеева, коммент.
Алексеева, Т. Описание слав. Стихиры, положенные на крюковые ноты: Творение царя Иоанна, деспота Российского: По ркп. ПДПИ; Т. Платонову: ученики, друзья и почитатели. Очерки по истории музыки в России.
Образцы древнерус. История рус. Тропарь и кондак на пренесение честным мощем кн. Михаилу Черниговскому, «творение Иоанна, богомудраго царя, самодержца Российскаго»: К пробл. Эпоха Ивана Грозного…: [Аннот. Воронова: Альбом из 2 грампластинок.
Песнопения рус. Свердловск, 1991. О значении идеи наследования «истинно православного христианского самодержавства» для развития духовного творчества рус. Выдающиеся рус. Челябинск, 2005. Малоизвестная певч.
Челябинск, 2006. Клеймо Тихвинской иконы Божией Матери. Однако портрет первого рус. В 60-х гг. В композиции на юж. Насыщенная яркими конкретными деталями сцена не могла не восприниматься современниками как иллюстрация эпизода из «Повести о болезни и смерти вел.
Василия III», описывающей трогательное прощание вел. Однако композиция не выходит за рамки канонического сюжета прощания христианина с семьей, а изображение отрока не индивидуализировано и не наделено знаками царственности. Из материалов Стоглавого Собора 1551 известно, что И. Этот образ представлен в левом нижнем клейме на «Четырехчастной» иконе 1547-1551 из Благовещенского собора Московского Кремля: в нижнем регистре написаны святые в молении, перед ними - коленопреклоненные люди «живы суще», среди к-рых выделяется юноша в узорчатой шубе и шапке с меховой оторочкой. Исследователи предполагают, что т. При этом представленная фигура - обобщающий образ государя как одного из «земнородных», без конкретизации.
Болезнь царя Иоанна IV в 1553 г. Имеется больше оснований связывать с И. Государь представлен в царском узорчатом платье, в шубе с бармами и в княжеской шапке, в окружении свиты и народа, возносящих молитвы Пресв. Надпись в клейме, вероятно, воспроизводит древнюю: «Великiй князь Iаннъ Васiлiевичъ име велiю вр къ Преч с т[о]м [б]раз[] иже на Тихфин, повел при церкви иноческом чин вселитися». Клеймо интерпретируется как моление И. Сорокатый В.
Храмовое строительство и иконостасы Вел. Новгорода в сер. Стоящий впереди молодого государя монах с окладистой бородой предположительно его отец вел. Василий III, в иночестве Варлаам, почитавший тихвинскую святыню. Икона и рама к ней, созданные для великокняжеского домового храма вскоре после венчания И. Тихвинская икона из Благовещенского собора неоднократно воспроизводилась, напр.
Изображение паломничеств на р. Тихвинку вел. Василия III и И. Чуванова кон. XVI - нач. Внимание к царскому костюму и регалиям характерно и для миниатюр из Лицевого летописного свода 70-х гг.
По сведениям Д. Ровинского, миниатюрный портрет И. Черткова: «... В росписи 1561 г. Владимира Мономаха были изображены вел. Василий III и И.
Иконописный портрет. XIX - нач. Национальный музей Дании, Копенгаген По сведениям Ровинского, перечисленные изображения относятся к репрезентативному типу портретов рус. На ней изображено воинское шествие от горящего города к вратам Нового Иерусалима. Войско возглавляет арх. Михаил, за ним следует всадник в доспехах и шлеме с алым стягом.
В центре посреди войска представлена фигура в имп. Некоторые исследователи 20-80-х гг. В лит-ре 90-х гг. Квливидзе, В. Сорокатый возобладала иная т. Константина Великого библиографию вопроса см.
Фрагмент композиции «Древо государей российских». Роспись Преображенского собора Новоспасского мон-ря фреска снята со стены в 40-х гг. ГИМ Среди изображений И. Оплечный образ И. По мнению Е. Овчинниковой, все 3 портрета созданы в 30-х гг.
Белецкий датировал портрет И. В последнее время ученые М. Красилин, А. Горматюк и др. На портрете у И. Особый тип средневек.
Один из примеров - фреска «Древо государей российских» на своде галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве 1689 , созданная артелью костромских иконописцев. Иконографическим источником послужила роспись галереи Благовещенского собора Московского Кремля 60-е гг. В росписи Новоспасского мон-ря свод галереи полностью отдан изображению древа государей. Княжеские и царские персоны заключены в овальные обрамления, образованные вьющимся побегом; И. На нем царское платье с золотой каймой и поясом, украшенными драгоценными камнями, шуба на меховом подбое распахнута, круглая княжеская шапка с меховой оторочкой расписана крупными цветами. Несмотря на то что внимание мастеров сосредоточено на одежде и регалиях, они попытались индивидуализировать облик царя: у него сухощавое вытянутое лицо с подчеркнутыми скулами, маленькими глазами, тонким носом, густыми волосами и длинной бородой с проседью.
Первый рус. По колористическому решению, типу и орнаменту одежд образ И. Портрет из «Царского Титулярника». Матвеева как историко-генеалогический и дипломатический документ был составлен Царский Титулярник, или Большая государственная книга. Титулярник открывает традицию офиц. Иллюстрации к нему - поясные портреты рус.
Изображение И. В отличие от т. Портреты И. На миниатюре из синодика Новоиерусалимского Воскресенского монастыря с изображением родословного древа русских князей и царей, выполненного при участии царевны Татианы Михайловны в 1676-1682 гг. Родословное дерево рус. Композиция повторялась позднее, напр.
УИХМ К этой же традиции исторической персонографии относятся неск. Один из них сер. Изображения в этой серии принадлежат к типу инвентированных вымышленных портретов, сопровождаются подписями с титулами государей и историческими сведениями о правителях. В портрете И. На плечах И. Некоторые детали одежды горностаевый мех, зубчатый венец указывают на то, что создатели портрета ориентировались не только на Титулярник, но и на западноевроп.
Оба портрета датируются 2-й пол. Даен М. Вероятно, в одну из династических серий входил некогда и небольшой поясной портрет И. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ. Артель Ф. Серия рельефных инталий на зеленой сибир.
Брюса нюрнбергским мастером И. Доршем ГЭ. Еще один цикл портретных медалей рус. Иванова создан в 1768-1772 гг. Екатериной II. В 1774-1775 гг.
Шубин по заказу императрицы выполнил для Чесменского дворца под С. Еготова, с 1851 в залах нового музейного здания К. Тона; повторения в Петровском путевом дворце и в здании Сената в Кремле. В сравнении с портретами первых Рюриковичей, представленных в рыцарских доспехах и шлемах с перьями, портрет И. Такое изображение свидетельствует о том, что личность И. Две серии бюстов рус.
Шопена в С. Ростовой образ И. Роспись Грановитой палаты Московского Кремля. Палехские мастера. В 1882 г. Филимонова было решено возобновить роспись Грановитой палаты Московского Кремля украшена стенописью в кон.
Следуя схемам и описаниям Ушакова, мастера создали портреты российских государей в стилистике живописи эпохи историзма. Монументальная фигура И. Димитрия Донского, вел. Лицо И. На царе платье с каймой, расшитой жемчугом, и узорчатый плащ, скрепленный на груди овальной фибулой, на голове царский венец с 2 ярусами «городцов», отдаленно напоминающий Казанскую шапку; у И. Очевидно, палешане использовали в качестве образца портрет И.
Фрагмент гравюры. Никитина из собрания Ф. Юсупова, ГРМ; см. По указанию президента АХ А. Оленина акад. Уткин в 1832 г.
Сказания кн. Условные портреты И. Краткое ист. Российская история с 63 портретами вел. Петра I» П. Пикара 1717, РНБ , «Вел.
Голышева во Мстёре ГЛМ , и др. Образцом для мн. Штенглином с оригинала И. Бельского в 1742 г. Ровинский указал 80 гравированных портретов И. Антокольского , с Судебником в руке, фантастические по сюжетам, лубочные и т.
Гравюра из кн. Iohannis Basilidis... Так, Энтони Дженкинсон, представитель англ. Oртелия «Зрелище земного мира» Лондон, 1562; экз. В верхнем левом углу карты помещено изображение И. Две гравюры из коллекции Ровинского дают представление о том, как оценивали личность рус.
На заглавном листе редкой кн. С правой стороны от государя стоят 3 боярина, слева - клирики с книгами и четками, рядом с ними изображены иконы Божией Матери, Иисуса Христа и святителя в зап. На гравюре из кн. Слева и справа от него царские палачи, один из которых отсекает преступнику голову, виселица, колесо и человек, посаженный на кол, толпы мужчин и женщин, приговоренных к смерти. Скульптор М. Еще один упоминаемый Ровинским «листок» с аналогичным портретом хранится в Австрийской национальной б-ке в Вене: И.
Ни один из прижизненных портретов И.
То есть ребенок был абсолютно талантливым, и при родительском воспитании и любви мог стать полноценной личностью. Но при отсутствии последних, и при постоянных противоречиях, в нем стала проявляться и обратная сторона. Историки пишут, что в возрасте 12 лет царь сбрасывал с крыш теремов кошек и собак. В 13 лет Иван Васильевич Грозный приказал собаками разорвать Андрея Шуйского, который пьяным и в грязной одежде лег на постель покойного Василия 3. Самостоятельное правление Венчание на царство 16 января 1547 года началось самостоятельное правление Ивана Грозного. Впервые Великий князь Руси был назван царем. Поэтому можно говорить без преувеличения, что Иван 4 это первый русский царь. Коронация происходила в Успенском соборе московского Кремля. На голову Ивана 4 Васильевича была возложена шапка Мономаха.
Шапка Мономаха и титул «царь» Россия становится преемницей Византийской Империи, а царь тем самым возвышался над остальными подданными, включая и наместников. Население же воспринимало новый титул как символ безграничной власти, поскольку царями называли не только правителей Византии, но и правителей Золотой Орды. Официальный титул Ивана Грозного после коронации — царь и великий князь всея Руси. Сразу после начала самостоятельного правления царь женился. Это важное событие, поскольку в скором времени Романовы образуют новую правящую династию, а основанием для этого будет именно брак Анастасии с Иваном 3 февраля. Первый шок самодержца Получив власть, без регентского совета, Иван 4 решил, что на этом его мучения закончились, и теперь он действительно главный человек в стране с абсолютной властью над другими. Реальность же была другой, и в скором времени юноша это понял. Лето 1547 года оказалось засушливым, а 21 июня разыгралась сильная буря. Загорелась одна из церквей и из-за сильного ветра огонь ста быстро распространяться по всей деревянной Москве. Пожары продолжались 21-29 июня.
Пожар в Москве 1547 года В результате 80 тысяч населения столицы остались без крова.
Первые царские инсигнии получил Владимир Святой «мужества ради своего и благочестия», по словам святого митрополита Макария. Произошло это не просто так — «таковым дарованием не от человек, но по Божиим судьбам неизреченным претворяюще и преводяще славу греческого Царства на российского Царя».
Сам Иоанн Грозный полностью разделял этот взгляд на преемственность Русского Царства. Он писал о себе: «Государь наш зовется Царем потому: прародитель его великий князь Владимир Святославович, как крестился сам и землю Русскую крестил и Царь греческий и Патриарх венчали его на Царство, и он писался Царем». Чин венчания Иоанна IV на Царство не сильно отличался от того, как венчались его предшественники.
И все же воцарение Грозного стало переломным моментом в становлении русского народа как народа-богоносца, русской государственности как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания как осознания богослужебного долга, русского «воцерковленного» мироощущения как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего. Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Царя. Несколько редакций дошедшего до нас подробного описания чина венчания Иоанна IV не оставляют сомнений: он стал первым русским Государем, при венчании которого на Царство над ним было совершено церковное Таинство Миропомазания.
Помазание Царей святым миром благовонным маслом особого состава имеет свое основание в прямом повелении Божием.
Сочетание того и другого образует самодержавие: суверенитет страны внешний и внутреннее полное подчинение ее царю, поставленному от Бога. Как проходила церемония Согласно историческим источникам, описывавшим священнодействие, она состояла из двух частей: во время первой, на которой будущий царь стоял на особом возвышенном месте, свт.
Макарий возложил на него знаки царского достоинства; кроме так называемой «шапки Мономаха», которую обычно возлагали и на великих князей, Иван получил скипетр — жезл, знак власти, и «крест от животворящего древа» вероятно, с частицей Креста Христова ; затем митрополит посадил его на особое «царское место» и сказал краткое поучение; вторая часть чина открылась литургией; после «Херувимской песни» на Ивана была возложена золотая цепь; а после того, как во алтаре причастились митрополит и сослужащие ему священники, Иоанна пригласили к Миропомазанию; подобно тому, как это совершается после Таинства Крещения, свт. Макарий помазал освященным миром его лоб, уши, щеки, плечи, руки со словами: «Печать Дара Духа Святого»; затем Иван причастился Св. Таин — и с этого-то момента стал именоваться царем.
В Оружейной палате можно увидеть «свидетелей» этого события. Один из них — золотой крест с частицей Животворящего древа. Частица подлинного креста Распятия была прислана, вероятно, с Афона, а крест для её хранения был выполнен в Москве в середине XVI века ко дню возведения на престол царя Ивана Грозного.
Золотой ковчег в виде иконы появился немного позднее. Венчание на царство всегда начиналось с возложения на будущего царя креста. Затем возлагалось оплечье — бармы, и только потом — Шапка Мономаха.
Икона c крестом с частицей Животворящего древа и изображением святых Константина и Елены. Духовная радость владыки Макария была, вероятно, велика: казалось, что родилась новая христианская держава и ее богоданная власть. Увы —уже через несколько лет многие в России не раз вспомнили, вероятно, прав.
Иова, говорившего о принятии от руки Божией не только доброго, но и злого. Царь воспринял идею своей абсолютной власти — но не идею ответственности за людей. Единственный прижизненный портрет Ивана Грозного на переплёте подносного экземпляра Апостола Ивана Фёдорова 1564 из фонда Государственного исторического музея.