А традиционная углеводородная энергетика, без которой не совершить переход на «зеленые» источники, остается недоинвестированной, говорят аналитики. Здесь мы встречаем все прелести обычной углеводородной энергетики. Эффективный способ усовершенствования углеводородной энергетики за счет солнечной энергии предложили ученые СамГТУ. Накал страстей вокруг изменений климата и «углеродного следа» в мире, а особенно на Западе, увеличивается с каждым днем. Каковы шансы миновать его без критических сбоев и необходимости включать ручной режим? Правы ли те, кто считает, что углеводородная энергетика вступила в период стагнации?
РОССИЙСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ
Необходимо просто понять, где мы получаем наибольший экономический эффект от его применения. В части ТЭК мы двигаемся правильным путем. Наша отрасль занимает четвертое место в рейтинге среди всех сфер экономики по внедрению искусственного интеллекта. Но нам есть, куда двигаться дальше». В ходе обсуждения наиболее перспективных и востребованных направлений внедрения ИИ в энергетике Эдуард Шереметцев особо отметил деятельность Системного оператора, назвав АО «СО ЕЭС» «уникальной компанией и по функционалу и по технологиям». Особо здесь замминистра выделил проект по прогнозированию работы объектов ВИЭ-генерации. Созданные в рамках проекта системы прогнозирования выработки ВИЭ являются полностью отечественной разработкой и внесены в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, рассказал директор по цифровой трансформации АО «СО ЕЭС» Станислав Терентьев. По его словам, особенностью данных систем является применение обучаемых нейронных сетей при работе с метеоданными, что позволяет достигать высокой точности прогнозирования. В дальнейшем предполагается использовать их данные при расчетах планов балансирующего рынка», — добавил Станислав Терентьев.
Как отметила модератор дискуссии Анастасия Бондаренко, несмотря на то, что предприятия ТЭК традиционно занимают высокие места в ежегодных национальных рейтингах работодателей, конкуренция за квалифицированные кадры, а в особенности за молодежь, ежегодно становится только жестче. При этом Анастасия Бондаренко подчеркнула, что по данным Высшей школы экономики, доля молодежи на рынке труда неуклонно падает, и эта тенденция в ближнесрочной перспективе будет сохраняться. В такой интенсивной борьбе за кадры важны не только материальные методы стимулирования действующих и будущих сотрудников, считает Анастасия Бондаренко. В частности, особое значение приобретает бренд работодателя, который существует независимо от того, работает ли компания над ним, или нет. Каждая организация воспринимается соискателем определенным образом, поэтому, над этим важно работать, особенно в период активной борьбы за кадры. И рано или поздно все компании включатся в эту работу, убеждена заместитель Министра энергетики. В завершение Анастасия Бондаренко напомнила, что Президентом России сделан особый акцент на необходимости формирования среды для молодежи и важности создания условий для ее успешного карьерного старта. Особое значение это имеет сегодня, когда одной из стратегических целей страны является достижение технологического суверенитета.
Данный аспект стал одним из ключевых вопросов круглого стола «Интеграция знаний и технологий как фактор развития ТЭК России». Кроме того, в рамках сессии обсуждались вопросы трансформации научно-технологической политики и усиления научных, кадровых и инженерных компетенций для выпуска критических и сквозных технологий. В НИУ «МЭИ» мы готовим профильных специалистов для многих отраслей энергетики, уделяя огромное внимание практическому аспекту образования». В части взаимодействия работодателей и образовательных учреждений, существует множество путей для активного участия компаний в процессе подготовки новых специалистов, отметил Николай Рогалев: «Ярким примером может служить экзаменационная компания, где представители отраслевых компаний, будущих работодателей выпускников слушают выпускные работы студентов. Заинтересованные работодатели могут прийти, посмотреть на результаты исследований студентов и указать на их ошибки. Благодаря такому опыту взаимодействия мы можем строить такую программу обучения, которая станет еще более ориентированной к современным требованиям компаний. Данная проблематика обсуждалась 12 октября в ходе круглого стола «Развитие энергетики: кто инвестор? Экономический рост требует пересмотра государственной политики в финансировании развития электроэнергетики, уверен Председатель Правления АО «Системный оператор единой энергетической системы» Федор Опадчий.
По его словам, сейчас отрасль выходит на новую стадию инвестиционного роста, на которой для поддержания надежности энергосистемы в условиях экономического роста, для замещения выработавшего свой ресурс генерирующего оборудования, для развития ВИЭ, для появления новых типов потребителей и других вызовов требуется расширение инвестиционных инструментов. В этих условиях нам понадобится пересмотр экономической модели финансирования развития электроэнергетики. Особенно это касается проектов с длительным инвестиционным циклом», — уверен Федор Опадчий. Одним из ключевых направлений повышения эффективности инвестиций является развитие электросетевого комплекса страны, считает заместитель Генерального директора — главный инженер ПАО «Россети» Евгений Ляпунов. По его словам в ряде случаев такая мера может быть удачной альтернативой строительству новой генерации, особенно в регионах. Так, например, в 2022 году на северо-западе «Россети» ввели транзит протяженностью более 1100 километров, позволивший обеспечить передачу «запертой» мощности Кольской АЭС. Аналогичные проекты реализуются в Сибири и на Дальнем Востоке, в том числе для расширения Восточного полигона железных дорог, добавил спикер.
В настоящий момент мы ведем диалог по созданию единых энергетических рынков нефти, газа и электроэнергии», - сообщил он. В то же время Россия и Белоруссия прорабатывают варианты переброски экспорта белорусских нефтепродуктов из прибалтийских в российские порты Северо-Запада. Сейчас обсуждается переброска 4-6 млн тонн перевалки в год», - сказал Александр Новак.
Конечно, нельзя в одночасье убрать весь бензиновый транспорт, но эксперты говорят, что водород может стать в перспективе заменой традиционного топлива. Более того, такой транспорт может потеснить даже набирающий популярность электрический, поскольку водородные двигатели более энергоэффективны. Так, емкость водородного аккумулятора в десять раз больше литий-ионного. И одного пятикилограммового баллона с водородом средний объем для легкового авто хватает на 500 километров пробега. Водород в качестве топлива всерьез рассматривается многими странами. В Японии, например, на него уже перешла часть общественного наземного транспорта. В 2018 году, специально к Олимпиаде в Токио, компания Toyota стала выпускать пассажирские автобусы, работающие на водородном топливе. Годом ранее та же Toyota совместно с компаниями Nissan и Honda построила сеть водородных заправочных станций. Колесят водоробусы и по просторам Китая. По данным Deloitte, на конец 2019 года их насчитывалось в Поднебесной более двух тысяч единиц. Общественный транспорт, работающий на водороде, должен появиться и в России. Согласно утвержденной в 2021 году Концепции развития водородной энергетики, в нашей стране должны быть запущены пилотные проекты по выработке низкоуглеродного водорода, созданы консорциумы по производству оборудования и комплектующих, сформирована инфраструктура для хранения и транспортировки водорода, созданы территориальные производственные кластеры. В свою очередь государство окажет поддержку производителям в виде субсидий, компенсаций на покрытие расходов на научные исследования, возможности заключения специальных инвестиционных контрактов.
Как известно, Rolls-Royce, на котором ездил Владимир Ильич Ленин, заправлялся частично этиловым спиртом. Но у этилового спирта, как мы все прекрасно знаем, есть один очень большой недостаток — его пьют. Пьют в массовых количествах, с удовольствием. Кстати, себестоимость его производства ничтожна и вполне сопоставима с себестоимостью производства бензина, а выхлоп от этилового спирта экологически чист — это вода и какие-то маленькие примеси. Но мир был вынужден отказался от этилового спирта и перейти на вонючий, грязный бензин. А сейчас человечество стремится к чистой энергии. При этом оно стремится найти источники чистой энергии, которые были бы по цене сопоставимы с углеводородным сырьем, с теми топливами, которые производятся из углеводородного сырья. И человечество на этом пути, естественно, обнаружило в первую очередь этот самый спирт. В массовом количестве к спирту как к автомобильному топливу первыми вернулись бразильцы. Они стали из своего сахарного тростника производить моторный спирт и широко его применять. Надо сказать, что многие двигатели на современных автомобилях были изначально спроектированы под спирт. Например, на очень любимом российскими потребителями автомобиле Ford Focus стоит двигатель, который вообще изначально спроектирован под спирт, а потом переделан под бензин. Тогда же очень широко развернулось производство биологических топлив. Это был и этиловый спирт в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания, и рапсовое масло, и другие виды масел, которые использовались так же, как дизельное топливо для дизельных двигателей. Это продлилось очень недолго. Буквально в течение двух-трех лет выяснилось, что те продукты питания, которые стали использоваться для производства моторных топлив, шли в качестве гуманитарной помощи в беднейшие страны мира. Возникло мощное демографическое давление как на США, так и на Евросоюз. Надо сказать, что та гигантская волна миграции, которая сейчас давит на Европу и которая поднялась несколько лет назад, возникла вовсе не из-за ближневосточных войн. Главной причиной стало отсутствие поставок гуманитарной помощи в африканские страны. И когда правительствам и США, и Евросоюза пришлось решать демографические проблемы, они первым делом немедленно отменили все льготы для производства моторных топлив. Но машины уже запустили, и вернуться назад к поставкам бесплатной гуманитарной помощи, видимо, уже невозможно, потому что есть много людей, которые с радостью зарабатывают на этой почти бесплатной продовольственной продукции, производя моторные топлива. Поэтому в Европе в настоящий момент нет чистого нефтяного бензина, там используются исключительно газохолы — это смесь нефтяного бензина и 15 процентов этилового спирта. В России же в 1920 годы был изобретен метод гидролиза древесины.
ESG-дайджест. Низкоуглеродная энергетика, зелёные облигации и мировая повестка
Не только, но во многом это произошло по той причине, что Евросоюз добровольно выбил из-под собственных ног российскую углеводородную табуретку. Об этом министр энергетики и природных ресурсов Турции Альпарслан Байрактар рассказал в интервью газете Financial Times. Вообще-то энергопереход понимается как замена углеродной энергетики на альтернативную. Новости компаний топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и поставщиков. Последние события, реализованные проекты, новые решения и продукты от лидеров рынка. Всемирный процесс отказа от углеродной энергетики неизбежно приведет к удорожанию электроэнергии.
Нужны ли будут нефть и газ в мире «зеленой» энергетики?
Согласно утвержденной в 2021 году Концепции развития водородной энергетики, в нашей стране должны быть запущены пилотные проекты по выработке низкоуглеродного водорода. Не только, но во многом это произошло по той причине, что Евросоюз добровольно выбил из-под собственных ног российскую углеводородную табуретку. Компания управляет крупнейшей сетью гидроэлектростанций в Сибири и энергетическими активами в Нижнем Новгороде и. | 6607 подписчиков. «Коммунальная энергетика» (филиал ПАО «Камчатскэнерго» группы РусГидро) приступает к подготовке объектов тепловой энергетики к осенне-зимнему периоду 2024-2025 гг. Организатором мероприятия выступило Российское энергетическое агентство Минэнерго России, на базе которого функционирует российский секретариат Энергоплатформы БРИКС.
JB Press: правительство Германии обвинили в невыполнимых целях по энергетике
Те, что установлены на Кислогубской ПЭС, малой мощности — полтора, по-моему, мегаватта. А нам нужны десятимегаваттные турбины — на 300 мегаватт мощности нам их нужно будет 30 штук. Водородно-энергетический кластер на основе Пенжинской приливной электростанции Приняли также основные технические решения по тому, как должна выглядеть сама плотина. Это будут наплавные блоки. Их тоже можно произвести в России — и в Находке, и в Мурманске, еще в ряде мест, где есть сухие доки. Мы все посчитали и даже предусмотрели для минимизации ущерба природе рыбопропускные сооружения в этих блоках. Завод по производству водорода или аммиака будет построен в населенном пункте Тиличики и будет соединен со станцией линией электропередачи. Существующий там порт будет реконструирован и развит в мультимодальный. Порт интересен тем, что он в преддверии Северного морского пути.
Подобного рода комплексные проекты позволяют развивать параллельно сразу несколько подотраслей промышленности: собственную строительную базу, производство турбин и электролизеров, — а также создают дополнительные места притяжения для судов, которые ходят по Севморпути, и так далее. С этой точки зрения, как ни странно, водород оказывается еще не самым важным конечным продуктом проекта. И рассматривать проект надо не как отдельное, неожиданное, далекое место для производства водорода, а как новую точку роста. Мы не сможем сформировать свою собственную водородную промышленность, если не будет якорных проектов, на базе которых можно развивать то же производство электролизеров. Они сначала будут дороже, потом дешевле. Понятно, что без субсидий не обойтись, но самое интересное то, что субсидий потребует не столько сам проект, сколько надо поддерживать те предприятия, которые будут участвовать в нем. Кроме того, помимо самой приливной станции мы планируем поставить там же крупный ветропарк на 100 мегаватт и начать производить водород, не дожидаясь, пока построим приливную станцию. Если на Мелководном длина плотины четыре километра, то здесь уже под 30 километров и мощность приливной станции 21 гигаватт.
Мощность ветряной — один гигаватт. Производство водорода — 1,2 миллиона тонн в год. Или аммиака — 7,7 миллиона тонн. Но мы считаем, что к этому этапу можно будет приступать, когда уже набьем шишки на первом. К этому проекту действительно всегда был большой интерес. Мы на Восточном экономическом форуме подписали соглашения с рядом корейских компаний, которым интересна покупка водорода с этого проекта. Китайские компании активно интересуются. Доходило до того, что года два назад спрашивали: куда нести деньги?
Скажу так: в итоге это будут сотни миллиардов рублей. Для первой очереди. Можно удешевить? Я сейчас говорю про сводно-сметный расчет, который не предусматривает ни каких-то дополнительных льгот, возможностей распределения затрат с участниками и так далее. А вот, например, для большой станции, на Северном створе, цифры уже другие. Это 1700 долларов, что ниже удельной стоимости гидроэлектростанции. Поэтому я и говорю, что в данном случае мы постарались идти step by step, чтобы сначала «потренироваться на кошечках», а дальше делать уже большой объект. И это я говорю про один большой створ, а есть еще и другие.
И дальше у нас появляется вполне себе экономически интересный способ для массового производства, в данном случае водорода или аммиака. Если по состоянию на сейчас, я бы сказал аммиак, но поскольку сам проект все-таки долгий, рассчитан на одиннадцать лет, я надеюсь, появятся и крупнотоннажные танкеры, и другие возможности. И можно будет не только аммиаком заниматься, но и водородом, с которым этот аммиак будет производиться. Проект направлен на страны АТР. Я думаю, что будет консорциум из различных компаний. Кто-то будет технологическим партнером, кто-то будет финансовым партнером. Кто-то — мы уже знаем кто — даст off-take contract, потому что без него бессмысленно начинать. И определили существенные условия договора на поставку 500 тысяч тонн водорода начиная с 2030 года.
С Сахалина, где у нас совместный проект с «Росатомом» по производству водорода методом паровой конверсии метана с улавливанием и утилизацией углекислого газа, будет 36 тысяч тонн. Это тоже Дальний Восток, береговая линия. Обсуждаем строительство ветропарков суммарной мощностью в несколько гигаватт, которые будут построены в разных местах для производства зеленого водорода. Министр энергетики Николай Шульгинов на ВЭФе сказал, что государство должно финансово участвовать в строительстве инфраструктуры гидроэлектростанций. То есть в первую очередь плотины. А вся начинка — это уже дело частного инвестора. Вы в каком виде рассматриваете участие государства в своем проекте? Мы понимаем специфику момента.
Поэтому ожидать, что государство придет и просто даст деньги, наверное, неправильно. Я думаю, что перспективно поддерживать не сам проект, а те компании, которые в нем будут работать. То есть, условно говоря, компания, которая производит турбину, в рамках своих отношений с Минпромторгом для этих задач получает льготное кредитование. И то же самое по остальным. Электролизеры и прочее. Разные компании. Разные ведомства. Возможны и даже разные меры поддержки.
Понятно, что сейчас мешает внешний фон, объективно. Но я надеюсь, что такие проекты вне зависимости от политических предпочтений будут объединять. Все-таки они направлены на решение общемировых проблем и будут теми ниточками, которые постепенно-постепенно позволят компаниям совместно работать, используя технологии друг друга, используя потенциал друг друга и так далее. Турбины, электролизеры… — Не то чтобы они есть сейчас, но они могут быть сделаны. Каких-то технологических препятствий глобально нет. Есть, как в любом проекте, задачки, требующие решения, но это не значит, что они не могут быть решены. Это значит просто, что никто раньше к этому не подходил. Ну, например, схема выдачи мощности для огромной станции — это сама по себе сложная техническая задача.
Можно ли ее сделать? Можно, конечно. Вопрос денег и как сделать это дешевле. Поэтому все у нас получится. Для нас важно развитие таких экспортно ориентированных проектов, связанных с развитием собственного потенциала, собственных технологий. Мы не должны рассчитывать на то, что все время будем использовать только Китай. Мы надеемся, что с такими проектами будут развиваться и наши технологии, которым нужен якорный заказ. Давайте его сделаем.
Иначе, если мы не занимаемся развитием собственной страны, вся эта деятельность просто становится бессмысленной. Нужен комплексный подход. Я за то, чтобы мы через эти проекты развивали сами себя по разным направлениям.
Но было бы очень странно, если бы не было оппонентов данной разработки, которые стараются доказать, причём с привлечением учёных, что нейтрино обладает сверхпроникающей способностью, «прошивает» Землю, не встречая сопротивления и используют аргумент, что для фиксации нейтрино строятся огромные детекторы, и поэтому преобразовать кинетическую энергию нейтральных частиц нейтрино в электрический ток невозможно. Я не буду приводить все аргументы оппонентов технологии, но у меня есть большое подозрение, что они поверхностно и невнимательно знакомились с опубликованными компанией Neutrino Energy Group материалами. Глубоко ошибочно считать, что механизм, позволяющий преобразовывать энергию нейтрино, имеющих массу, заключается в том, чтобы полностью забрать энергию нейтрино, пересекающих поверхность электрогенерирующих пластин, которая является кинетической энергией, то есть фактически остановить нейтрино, сделав их скорость нулевой. Механизм генерации энергии по Neutrinovoltaic технологии — это колебания атомов графена, которые приводят к возникновению «графеновый» волны. Чем больше амплитуда и частота колебаний атомов графена, тем сильнее генерируемая электрогенерирующим элементом мощность. Акимов, к.
В первую очередь, по моему мнению, — тепловое броуновское движение атомов графена, а также нейтрино, имеющие массу, которые ударяются в ядра атомов графена, усиливая колебания, возникающие от теплового движения. Эти 2 фактора сохраняются в любой точке Земли, однако колебания могут усиливаться вблизи линий электропередач, вблизи источников антинейтрино, например, вблизи блоков АЭС и т. Размер ядер атомов графена очень мал, по сравнением с размером атома графена, поэтому вероятность столкновения нейтрино, имеющих массу, с ядром атома графена составляет доли процента от общего потока нейтрино, составляющих 60 млрд.
Электролиз воды — экологически чистый, но при этом очень энергоёмкий и, следовательно, затратный процесс. Чтобы снизить издержки, г-н Конопляник предложил задействовать для энергоснабжения электролизёров «избыточную» энергию от возобновляемых источников энергии — по нулевым или даже отрицательным ценам. Другой вариант — наладить производство электролизного оборудования, мощность которого измерялась бы мегаваттами, а в будущем и гигаваттами. Таким образом, с одновременным получением крупных объёмов водорода есть шанс перекрыть расходы на электроэнергию. Но до таких проектов всему миру ещё очень далеко.
Фото: gazprom. Процесс подразумевает выделение водорода в результате реакции воды с углеводородными соединениями. Как правило, в качестве сырья используется «прародитель» природный газ. На данный момент риформинг метана является самой распространённой технологией производства H2. Он гораздо дешевле «зелёного» водорода, получаемого посредством электролиза, но из-за высокого углеродного следа не отвечает требования полностью декарбонизированного будущего. Пиролиз Пиролиз — это процесс разложения метана на водород и чистый углерод, но только не в виде газа, а в твёрдом состоянии. Соответственно, углекислый газ не выбрасывается в атмосферу, а складируется в твёрдом состоянии. Данный метод не требует улавливания и подземного хранения, поэтому может применяться в качестве промышленного материала для производства углеродных материалов.
Пиролиз может побороться с электролизом воды благодаря относительно недорогой технологии. Итак, на повестке дня у промышленных гигантов стоит задача наладить производство максимально экологически чистого, так называемого «зелёного» водорода. В идеале топливо будущего будут получать только с использованием таких же безуглеродных возобновляемых источников энергии. Ставки на новое направление в энергетике делают высокие. Другими словами, общее потребление на планете вырастет до 370 млн т в год.
И понятно, что мы в этом переходе должны найти своё будущее», — отмечает председатель комитета ГД РФ по энергетике Павел Завальный. Участники побывали на расположенном в крае предприятии отрасли, одном из крупных в стране. Здесь — хороший уровень переработки углеводородов, в перспективе планируют получать и перерабатывать ресурсы, которые будут добывать со дна Каспийского моря.
В целом Павел Завальный хорошо оценил и взаимодействие предприятий отрасли с региональными властями. Туристический моногород, зелёная энергетика и цифровые технологии: в каких направлениях будет развиваться экономика Ставрополья в 2023 году Как отметил председатель краевой думы Николай Великдань, Ставрополье является не только житницей и здравницей, но и промышленным регионом. Нефтехимическая промышленность выступает одним из локомотивов экономики края на протяжении десятилетий.
Самарские ученые нашли способ совместить газовую и солнечную энергию
Несмотря на возобновляемые источники энергии, которые активно внедряются, без углеводородной энергетики нам не обойтись, она продолжит занимать львиную долю в. Для России лидерами отрасли остаются углеводородные гиганты с госучастием: «Газпром», «Росатом», НОВАТЭК. Борьба с изменением климата и снижением углеродных выбросов сделала топливом будущего водород, в мире заявлены уже сотни проектов по его производству и использованию.