А) противостояние Ирана и США (+ союзники) сразу во всех частях региона, от побережья Залива, до Сирии и Ирака.
Кризис США и Ирана: союзники по НАТО выводят военных из Ирака
Сирия — главный союзник Ирана, и отношение Саудовской Аравии к президенту Асаду изменилось благодаря трем основным факторам. С другой стороны, главные союзники хуситов ХАМАС и Иран, я думаю, сегодня реально помочь в военном плане совершенно не могут. Так наш постпред при ООН Василий Небензя назвал попытку союзников Тель-Авива переложить ответственность за эскалацию на Тегеран.
Какую сторону примет Россия в ирано-израильском конфликте: отвечают политологи
Это одна из последних разработок Тегерана, на вооружении она четыре года. Дальность полета — 500 км. И этого хватает, чтобы такой ракетой теоретически накрывать все американские базы вокруг Персидского залива. И многие мировые авиакомпании сегодня уже отказались от полетов через этот регион. Судя по всему, точки запуска ракет были вблизи западной границы Ирана. На территории Ирака в шести регионах расположены девять американских баз и крупных опорных пунктов. Целями Стражи исламской революции выбрали базу Айн аль-Асад в провинции Анбар.
Даже отказались от удар по ядерным объектам Ирана, хотя они были у них в приоритете. Сам Нетаньяху об этом говорил и грозился нанести непоправимый урон. Но резко передумал, когда узнал о телефонных переговорах Путина и Раиси. Они состоялись по инициативе иранской стороны, президент исламской республики обсуждал с лидером России удар возмездия. Понятное дело, что детальные подробности переговоров не стати озвучивать, однако иранское информационное агентство IRNA все же поделилось некими соображениями на этот счет. И прежде всего, сообщило о том, что Путин высоко оценил ответные меры Ирана за нападение на консульство в Дамаске. Кроме того, по их словам, президент России еще раз подчеркнул, что Тегеран является столпом стабильности и безопасности в регионе. И здесь даже нет сомнений в том, что премьер-министр Израиля соответствующе отреагировал на эти заявления. По всей видимости, Нетаньяху принял решение не накалять обстановку. И все потому, что побаивается сокрушительного удара со стороны Ирана. Ведь президент республики четко дал понять, что малейший акт агрессии тут же встретит самый мощный ответ невиданной силы. Кроме того, хоть и стало известно о некоторых деталях переговоров, однако доподлинно неизвестно, что еще могли обсуждать лидеры двух стран. Не зря же Израиль поумерил свой пыл, а вот американцы тут же заговорили о собственных затратах, которые их явно не устраивают.
Ещё большую волну протестов вызвала казнь ранее задержанных протестующих. Теперь это может привести к ещё большим протестам на территории исламской республики.
Об этом сообщает РИА «Новости». Он также поблагодарил министра обороны России за осуждение удара Израиля по консульству республики в Сирии. Как отметил Константин Косачев, встреча отвечает содержательному состоянию российско-иранских отношений в контексте нынешней повестки дня. В Москве и Тегеране выступают за многополярное мироустройство, против однополярной политики Запада», - подчеркнул Константин Косачев.
Минобороны Ирана: теракты в России произошли из-за поддержки терроризма от США
В СМИ не исключают, что при решении Израиля дать ответ могут быть затронуты как военные, так и ядерные объекты Ирана. Израиль владеет эшелонированной системой ПВО «Железный купол» и получает поддержку союзников, таких как Великобритания и США, в защите своего воздушного пространства. Данный инцидент поднимает вопрос о дальнейшем развитии ситуации в регионе и международной реакции на данное противостояние. Серьезность и масштабы конфликта требуют внимательного наблюдения и анализа со стороны мирового сообщества. Израиль и Иран: сравниваем армии Согласно рейтингу Global Firepower Index, Иран находится на 14-м месте в списке из 145 армий мира. Израиль расположился на 17-й позиции, уступая Египту и Австралии.
Однако важно отметить, что военные бюджеты этих стран значительно различаются. Иран тратит на вооружение 9,9 млрд долларов в год.
Теракты произошли во время церемонии по случаю годовщины убийства Касема Сулеймани — командующего силами «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции.
Мотивы Ирана вполне понятны. Менталитет народов Ближнего Востока четко обозначен еще тысячи лет назад в Ветхом Завете: око за око, зуб за зуб. Так что конфликту пока конца и края не видно.
Конфликты возникают в большинстве случаев изза геополитических факторов, например контроль над нефтью и путями транзита грузов. Второй крупный фактор — религиозные противоречия между шиитами и суннитами, мусульманами и христианами, а также евреями и мусульманами. С 1948 года — время образования государства Израиль — на Ближнем Востоке было 12 крупных во ору жен ных конфликтов.
Среди них такие серьезные, как ирано-иракская война, в которой были убиты и ранены около 1,5 миллиона человек, а также два вторжения стран НАТО в Ирак, в результате которых погибли свыше миллиона жителей страны. Нынешний ближневосточный конфликт за последние три четверти века уже 13-й по счету. Первый — Иран, «Хезболла» и другие вооруженные формирования в Сирии, Ираке не будут продолжать вмешиваться в конфликт.
Однако в этом случае они потеряют авторитет в мусульманском мире, что перечеркнет многие достижения Ирана, достигнутые в последнее время. Второй сценарий — все противники Израиля объединятся и при косвенной поддержке Ирана вмешаются в палестино-израильский конфликт. Они начнут масштабные боевые действия на границе Израиля с Ливаном и Сирией.
А хуситы нанесут удар ракетами и дронами по стратегическим объектам Израиля.
В случае начала боевых действий Иран может потерять влияние в Сирии, поэтому срочно начал принимать меры противодействия турецкой угрозе, вооружая проиранских ополченцев вокруг шиитских деревень, находящихся в зоне досягаемости армии Турции, а также заняв ряд баз, оставленных Россией. Издание отмечает, что возможная операция турецких войск в Сирии поставит Турцию на путь конфронтации с Москвой, так как Россия добивается установления контроля Асада над всей территорией Сирии. Новый конфликт может потребовать от России размещения в Сирии дополнительных военных сил. Однако и на новый союз, формирующийся в южной части Ближнего Востока президент Рф Владимир Путин тоже не может закрыть глаза. Как пишет Haaretz, саммит в Тегеране официально подается как очередной раунд переговоров о соглашении между сирийским правительством и оппозицией, однако в реальности основная цель: сохранить российское лидерство в антиамериканском блоке.
Запуск беспилотников и ракет со стороны стран оси: Сирии, Ливана и Ирака, чтобы затруднить работу израильских систем ПВО. Запуск крылатых и баллистических ракет из Ирана. Появились сообщения о том, что из Йемена бойцы шиитского ополчения также массово атакуют ракетами и дронами Израиль. Государства Персидского залива предупредили США о невозможности использования своих территорий для ударов по Ирану в случае начала полномасштабного регионального конфликта. С учетом их противоречий с Ираном, это уже важное заявление. Они будут, как минимум, нейтральны, и не поддержат Израиль и США.
Ответный удар Ирана по Израилю: между проявлением силы и риском войны
Иран нанес ракетные удары по Израилю в ответ на атаку на посольство Ирана в Сирии. Поэтому я думаю, что и союзники Ирана ждут ответных прямых действий именно со стороны Ирана. Иран и Израиль обменялись ударами и заявили о своей победе. Президент Ирана Сейид Эбрахим Раиси провел переговоры с лидерами палестинских военизированных группировок.
Минобороны Ирана: теракты в России произошли из-за поддержки терроризма от США
Иран решил жестко ответить на вызов и начал обстреливать базы ИГИЛ по всему региону — в Сирии, Ираке и даже «ядерном» Пакистане. США предупредили союзника, что Иран в качестве возмездия за мощный обстрел своей дипмиссии в Сирии санкционирует прямое нападение на территорию еврейского государства. На нестабильном Ближнем Востоке ключевыми союзниками Ирана являются Ирак, Ливан и Сирия. Трехстороннее сотрудничество России, Ирана и Китая — кошмар для США и их союзников, поскольку подобная коалиция создает настоящую угрозу западному миропорядку во главе с. ФедералПресс обсудил с политологами, какую сторону должна занять Москва в конфликте Ирана и Израиля, читайте подробности в материале. Конечно, союзника в беде они не оставят, но и напрямую вступать в конфликт с Ираном тоже не решатся.
Санкции сделали Иран и Россию союзниками
С этого момента — если Израиль затрагивает наши интересы, мы наносим удар по Израилю». И это больше не скрытая, а открытая атака: «Мы против вас, мы отвечаем». Иранцы фактически заявляют: «Мы в игре, и мы ведём её с нашей собственной территории». Это действительно меняет сложившийся баланс. Израиль теперь должен напоминать Ирану: «Как бы вы себя ни вели, мы всё равно обладаем преимуществом, и любая попытка нанести урон Израилю или израильским интересам приведёт к ответу, который сделает ваши действия для вас неприемлемыми». Фёдор Лукьянов: Умеренность Израиля — это следствие внешнего давления? Зейд Иядат: Израиль не может рисковать двумя важными вещами: во-первых, поддержкой США, Европы и региональных стран, как, например, Иордания, во-вторых, избеганием более жёсткой иранской реакции в самом Израиле или где-то ещё. Две недели назад, до того, как Иран нанёс удар, Израиль был в почти полной международной изоляции. Как только Иран использовал силу, все снова демонстрируют поддержку Израилю, включая Конгресс США, даже ту его часть, которая до этого выступала против военной помощи Израилю.
Законопроект принят. Сейчас даже арабские страны, Саудовская Аравия и Иордания, открыто заявляют: «Мы помогали отразить иранский удар беспилотниками». То есть Израилю необходимо укрепить этот прототип нового альянса, а не подрывать его. Ну и, конечно, очень важно, что сейчас все говорят не о происходящем в Газе, не о военной операции Израиля там — разговор только о том, что и как Израиль будет делать в ответ на иранские действия.
А на отражение иранской атаки Израиль потратил, как утверждают СМИ, около миллиарда долларов.
Иными словами, обещанное Тегераном возмездие достигло всех объявленных военно-дипломатических целей. Иранское телевидение в воскресенье показало кадры якобы нанесенных Израилю огромных разрушений, которые в Тель-Авиве просто не желают признавать. Фото: Reuters В Израиле также отмечают свои успехи. Потому что все увидели превосходящий военный потенциал еврейского государства. Оценка противоречивая с учетом того, что ранее Байден говорил о том, что большую часть иранских ракет сбили США и их союзники.
Во-вторых, большинство стран Запада, ранее публично осуждавших Израиль за операцию в секторе Газа, теперь объявили о солидарности и поддержке еврейского государства в его борьбе с Ираном. А значит, появился реальный шанс, что американский конгресс все же выделит правительству Нетаньяху деньги, которые там зависли, поскольку они шли в одном пакете с финансами для Украины. В-третьих, ущерб для израильской военной и гражданской инфраструктуры оказался незначительным, как утверждает Тель-Авив. По каким целям ударил Иран? Провокационный удар, нанесенный первого апреля Израилем по консульству Ирана в Сирии, должен был спровоцировать Тегеран на жесткие ответные действия и привести к масштабному конфликту на Ближнем Востоке.
Такой сценарий отвечал интересам премьера Биньямина Нетаньяху. Но в Вашингтоне сочли подобное развитие событий в преддверии ноябрьских президентских выборов в США слишком рискованным. Но в Вашингтоне не без оснований сочли такой "путь мира" опасным - ведь в этом случае у Ирана появлялся законный повод - на основании ооновской резолюции, использовать в дальнейшем против Израиля военную силу. Для Вашингтона ситуация на Ближнем Востоке остается крайне сложной, и причина тому - непредсказуемость нынешнего израильского руководства Иран предупредил, что не станет больше сдерживаться, если со своей стороны Израиль нанесет ответный удар по иранской территории. Также, как передало иранское телевидение, Тегеран через Швейцарию предупредил США, что американские базы станут военной целью, если Белый дом поддержит ответный удар Израиля.
Иран осуществил удары по Израилю, руководствуясь законным правом на самооборону. Такое заявление сделал президент Ирана Эбрахим Раиси. По словам главы внешнеполитического ведомства Ирана, его страна уведомила соседние государства об ударах по Израилю за три дня до их осуществления. Что предпримут США? Для Вашингтона ситуация на Ближнем Востоке остается крайне сложной, и причина тому - непредсказуемость нынешнего израильского руководства.
СМИ утверждают, что в ходе телефонного разговора президент Байден уведомил премьера Израиля, что не поддержит ответные действия Тель-Авива в отношении Ирана. Как сообщило CNN, глава Пентагона Ллойд Остин попросил израильского коллегу заранее уведомить Вашингтон, если еврейское государство предпримет атаку на Иран. Телеканал NBC News, сославшись на три источника, объяснил, что в Вашингтоне обеспокоены возможным ответом Тель-Авива, который не учтет последствия своих действий. Впрочем, The New York Times приводит слова неназванного израильского чиновника о том, что власти его страны все же скоординируют удар по Ирану с союзниками. Но это не точно.
Кратно возросла интенсивность контактов: как на высшем уровне, так и на уровне руководства военных ведомств", - сказал Шойгу в ходе рабочей встречи с министром обороны и поддержки Вооруженных сил Исламской Республики Иран Мохаммадом Аштиани в Астане. По оценке Шойгу, "сотрудничество России и Ирана всегда отличалось динамикой и многоплановостью". Уделим этому особое внимание".
На брифинге в Белом доме 31 мая было сказано, что президент по-прежнему отдаёт предпочтение дипломатическому решению, «но иранцы не ведут переговоры добросовестно». Если переговоры действительно возобновятся, Иран вступит в них с позиции силы. Укрепление союза с Москвой повысило стратегический статус Тегерана на Ближнем Востоке, его отношения с Китаем также стали более тесными, и произошло потепление отношений с суннитскими странами, в первую очередь с Саудовской Аравией и Египтом. Все это время Иран продолжал продвигаться вперед в обогащении урана до такой степени, что, по данным американской разведки, теперь он способен произвести количество, достаточное для изготовления одной ядерной бомбы в течение 12 месяцев после принятия решения.
По данным израильской разведки, процесс адаптации ядерного заряда в боеголовку ракеты потребует еще два года. Местоположение научных ядерных центров Ирана Хотя Нетаниягу горячо отрицает это, правда в том, что он потерпел неудачу в своём плане остановить иранскую ядерную программу, убедив Трампа выйти из соглашения. Теперь, если Байден действительно достигнет договоренностей с иранцами, это может обернуться фиаско для Нетаниягу. В любом случае, он отвергает возвращение к первоначальному ядерному соглашению.
То, что выглядит как прогресс в американо-иранских отношениях, не отделено от надежд на прорыв в израильско-саудовском направлении. В последнее время раздаются голоса осторожного оптимизма относительно возможности прорыва. Саудовские требования, впервые выдвинутые в декабре прошлого года, направлены в первую очередь американцам: статус, близкий к статусу союзника — члена НАТО, поставки передового американского оружия на десятки миллиардов долларов часть которого относится к невыполненным обещаниям эпохи Трампа и согласие на гражданскую ядерную программу в Саудовской Аравии. Что касается третьего вопроса, то Вашингтон действительно нуждается в Иерусалиме.
Не случайно бывшие президенты США неохотно помогали саудовцам в таком деликатном проекте. Наследный принц Мухаммед бин Салман действительно заявил, что хочет отучить свою страну от использования нефти к 2050 году, но его настойчивое желание построить в стране ядерные реакторы для гражданского использования вызывает на Западе чувство тревоги, учитывая характер режима и опасения за его стабильность. Администрации США, которая, как и в случае соглашения с Ираном, ищет дипломатических достижений перед президентскими выборами в ноябре 2024 года, будет трудно добиться от конгресса одобрения такого ценного подарка Эр-Рияду. Достаточно будет упомянуть о саудовском происхождении некоторых исполнителей терактов 11 сентября, чтобы мобилизовать законодателей-республиканцев на противодействие сделке.
В политической системе Израиля подозревают, что именно здесь и родилось обращение американской администрации к Нетаниягу — помощники Байдена исходят из того, что только израильский премьер-министр может добиться одобрения подобного шага республиканцами. Вашингтон также помнит, что во время заключения «соглашений Авраама» именно Нетаниягу дал понять администрации Трампа, что он не будет возражать против продажи самолетов F-35 Объединенным Арабским Эмиратам. Опытный сенатор-республиканец Линдси Грэм, известный русофоб, который дружен с Нетаниягу, недавно посетил Эр-Рияд и Иерусалим и энергично продвигал соглашение. Макгерк и координатор Байдена по энергетической безопасности Амос Хохштейн также посетили обе столицы.
Нетаниягу даже больше, чем Байден, жаждет достижений в отношениях с Саудовской Аравией — в его случае, из-за тяжелой ситуации на внутреннем фронте. Но уступка саудовцам в ядерной проблеме — дело далеко не тривиальное. Некоторые израильские эксперты в области ядерной энергетики, включая бывших высокопоставленных сотрудников органов безопасности, были в шоке от самой идеи. Отчасти из-за опасений, что это послужит сигналом к началу гонки ядерных вооружений в регионе, не говоря уже о легитимизации ирано-российской сделки по поставке Тегерану гражданских реакторов.
Пока американцы ищут способ вернуться к переговорам с Ираном, Израиль сыплет угрозами. На прошлой неделе напряжение возросло после заявлений, сделанных высокопоставленными силовиками на конференции в Герцлии. Учения Генштаба начались необычно — с израильского нападения на Иран. В ходе учений рассматривается сценарий «одновременной многоаспектной войны», другими словами, цель учений — изучить, как армия справится с войной, которая разразится сразу на нескольких фронтах, как ЦАХАЛ распределит свои ресурсы и силы по отдельным направлениям и чего он стремится достичь.
На этом фоне нынешнее правительство выделяет несколько миллиардов шекелей для ЦАХАЛа, чтобы усилить подготовку к возможной будущей атаке в Иране. Как и в других визитах высокопоставленных представителей администрации США в Израиль в последнее время, Курилла отчасти исполняет роль няньки: он хочет убедиться, что Израиль доволен сотрудничеством с США и не планирует самостоятельных, неожиданных шагов на иранской арене. Вечером в воскресенье, 4 июня, узкий военно-политический кабинет провел заседание в рамках военных учений «Сокрушающий удар». В переговорной комнате в комплексе минобороны Кирия в Тель-Авиве отрабатывался сценарий удара по иранским объектам ядерной программы.
На фоне опубликованного Агентством по атомной энергии МАГАТЭ тревожного доклада об иранской ядерной программе премьер-министр Биньямин Нетаниягу заявил: «Мы уверены, что сможем справиться с любой угрозой самостоятельно». В начале дебатов Нетаниягу прокомментировал последние события в сфере безопасности. Частые угрозы в адрес Ирана со стороны Израиля не обязательно плохи для Вашингтона, если администрация действительно хочет возобновить переговоры. Реальная военная угроза может в определённой степени подтолкнуть Тегеран к соглашению.