Считается, что «Сокровище» художник написал для усыпальницы князя Вячеслава Тенишева, изобразив краеугольный камень мироздания, заключающий добро и зло, который охраняют ангелы. Рерих сокровища ангелов картина. Читайте также. Считается, что «Сокровище» художник написал для усыпальницы князя Вячеслава Тенишева, изобразив краеугольный камень мироздания, заключающий добро и зло, который охраняют ангелы. Интересные факты о создании картины «Сокровище ангелов (Николай Рерих)» и ее смысл.
«Сокровище сердца» Николая Рериха. О чем говорит искусство
Богатый славой. Вопреки | «Сокровище Ангелов» — начальная буква в художественных письменах Рериха, насчитывающих десятки и десятки полотен. |
Держава Рерихов - Щит Культуры | Другой выкупил коллекцию Ростроповичей, среди которой выдающийся шедевр — полотно кисти Николая Рериха «Сокровище ангелов». |
Сокровища ангелов
Кому достанется «Сокровище ангелов»? Вместо того чтобы высиживать яйца Фаберже, надо сохранить для России коллекцию Ростроповича, в которой и Рерих, и Репин, и Бенуа. Считается, что «Сокровище» художник написал для усыпальницы князя Вячеслава Тенишева, изобразив краеугольный камень мироздания, заключающий добро и зло, который охраняют ангелы. В картине «Сокровище Ангелов» у Рериха впервые появляется образ «древа жизни». просмотрите отзывы путешественников (119 шт.), реальные фотографии (207 шт.) и лучшие специальные предложения для Москва, Россия на сайте Tripadvisor.
Смотрите также
- Картины Николая Рериха, найденные в американском университете. Арчер К. | Дельфис
- Поделиться
- Сокровище Ангелов - Рерих, Николай Константинович, картина в высоком разрешении
- 01.11.24. Воспоминания о Рерихах
В апогее красоты. «Сокровище Ангелов» Николая Рериха
Об этой выставке, широко познакомившей русскую общественность с буддийским искусством, никогда не упоминали исследователи. В 1893—1897 годах вышли из печати изданные в Лейпциге три прекрасно иллюстрированных тома с текстом князя Э. Ухтомского, где подробно описывалось путешествие. Основное внимание автор уделил предметам религиозного культа, изучению сходных черт в верованиях буддийского населения России с буддистами Индии, Китая и Бангкока, а также высказал мысль о необходимости изучения «таинственной культуры Тибета с исходящим от него мистическим светом» [10]. В книгах — что самое главное — помещены фотографии памятников культуры и связанные с ними легенды. В частности, среди предметов, привезенных в Петербург, значится: «Драгоценность Чиндамани» и дается ее описание: «В месте, где бывает драгоценность Чиндамани, не бывает болезни и безвременной смерти: она исполняет всякое пожелание и своим видом служит к развлечению Всемирного Царя; «Морин-Ирдыни» — драгоценная лошадь, на спине которой водружена драгоценность Чиндамани. Она обладает способностью избавить всякого едущего на ней от всевозможных страхов, быстра как ветер и скоро пробегает громадные пространства. Происхождение этих предметов восходит к глубокой древности». В книге также помещены среди фотографий статуэток различных божеств — фигура Авалокитешвары, «хранителя от Зла» — и Майдари, о котором говорится: «Так называют монголы древнеиндийского Майтрейю, своего рода Мессию, который придет обновить мир, погрязший во грехе» [11]. По материалам собрания Ухтомского в 1900 году в лейпцигском издании Ф.
Брокгауза вышла книга А. Грюнведеля о мифологии буддизма [12]. Книга знакомит с главнейшими индийскими и тибетскими легендами, отраженными в предметах изобразительного искусства, в том числе и Камне Чинтамани. В книге А. Грюнведеля, к примеру, помещена фотография статуэтки коня, несущего Чинтамани. Статуэтка, как сказано в ее описании, выполнена из кости, украшенной эмалью и золоченой бронзой. Воспроизведены также божества — Зеленая Тара, Джама, бог ада и другие, в руках у которых непременным атрибутом является «Камень мудрости» [13]. Приведена легенда о появлении Камня на земле: «История древнего королевского Тибета рассказывает, что однажды, во времена владычества короля Лха-то-тори, во дворец упало с неба несколько чудесных предметов, среди них: золотая ступа, книга, ящичек с чудесным драгоценным камнем Чинтамани. Король не понял значения этого дара, и Голос с неба объяснил ему, что во время владычества пятого Наследника короля будет понято применение этих предметов.
Король положил их в сокровищницу. Умер он в глубокой старости, и его дух, как и дух его супруги, перешел в статую бодхисаттвы Авалокитешвары, находившуюся в Лхасе» [14]. Далее рассказывается, что «король Индрабхути, желая исчерпать все сокровища мира, принес с одного далекого острова чудесный камень, исполняющий все желания, называемый Чинтамани [15]. Возможно, Камнем владел Падмасамбхава, «Наставник Тибета», родившийся, согласно легенде, из цветка лотоса. Падмасамбхава был приемным сыном бездетного слепого короля Индрабхути, получил очень хорошее образование, изучал различные науки — астрологию, алхимию, «все языки» [16]. Трудно себе представить, что Рерих, интересовавшийся с юных лет культурой Востока, не посетил выставку в Зимнем дворце и не ознакомился с каталогом и упомянутыми изданиями. Как известно из «Листов дневника», увлечение культурой стран Востока и Азии появилось у Рериха довольно рано, еще в юношеские годы, и постепенно все более укреплялось, превратившись в серьезное занятие. Рерих вспоминал: «В семье нашей сама судьба складывала особые отношения с Азией. Постоянно появлялись друзья, которые служили в Азии, или вообще изучали ее.
Профессора восточного факультета бывали у нас. Из Сибири приезжали профессора из Томска, и все толковали об азиатских глубинах и усиленно звали не терять времени и так или иначе приобщиться к азиатским просторам. Каждая памятка из Азии была чем-то особенно душевным, от ранних лет и на всю жизнь» [17]. В 1880-е годы вся Россия читала статьи и книги путешественницы Е. Блаватской, открывшей Индию широким кругам читателей. Известно, что Рерих-гимназист делал выписки из ее книг. В научных кругах России во второй половине XIX века параллельно с освоением русского национального прошлого шел процесс исследования культуры стран Востока и Азии, чему немало способствовали экспедиции известных ученых и путешественников. Огромный интерес вызвали в русском обществе книги Г. Потанина и Н.
Во время экспедиций в страны Центральной Азии Г. Потанин особенно внимательно изучал предания и легенды этих стран, положив их в основу своей книги «Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе» 1899. Не вызывает сомнения, что Рерих знал работы выдающихся русских путешественников. Весь эпос монгольский, уже не говоря о сокровищах Индии, всегда привлекал» [18]. В 1898 году произошло важное событие в жизни Рериха — знакомство с доктором К. Рябининым, изучавшим тибетскую медицину. Рябинин вспоминает: «Впервые с Н. Рерихом мы встретились в 1898 году. В то время Н[иколай] К[онстантинович], уже известный художник, ученый-археолог и администратор жил в том же столичном городе мирового значения, где и я.
Общность интересов по изучению трудных и малодоступных для понимания широкими массами областей человеческого духа сблизили нас. Помню, в то время мы много беседовали о великих достижениях духа в Индии, об Учителях Востока, глубина мыслей и учения которых свидетельствовали о величайших познаниях духа, собранных и хранящихся в тайниках отдельных центров посвящения, главным образом, в Гималайском Братстве, существующем, по преданию, с давних времен. Последний центр был для нас всегда источником непреложного познания и истины. Пути туда мы полагали тогда проложить через Индию» [19]. Впоследствии, с 1926 по 1928 год, доктор К. Рябинин участвовал в рериховской экспедиции в Гималаи. Именно в России из книг Г. Потанина, А. Грюнведеля, Беттани и Дугласа и других исследователей Рерих впервые узнал о тех легендарных героях, которые в 1920—1940 годы стали персонажами его картин.
Духовные устремления Рериха развивались таким oбpазом, что постепенно мечта о странах Азии стала неотъемлемой частью его внутреннего мира. Все находки и открытия в востоковедении и, прежде всего, выставка в Зимнем дворце, каталог, воспроизведения предметов буддийского культа из коллекции князя Э. Ухтомского, а также научные исследования и беседы с известными учеными — В. Стасовым, Вл. Соловьевым и другими — стали основой знаний Рериха о культуре стран Востока. Все это и вызвало к жизни изображение «Камня мудрости» в рассматриваемой картине.
Ольга Любимова сообщила, что выставка включает три раздела: русский период творчества, Центрально-Азиатскую экспедицию и работу в театре. Ольга Любимова добавила, что московским зрителям впервые представили шедевр художника «Сокровище Ангелов» и задник к легендарному балету «Половецкие пляски» по эскизам Рериха. На выставке можно увидеть его самые интересные цитаты на эту тему», — написала министр культуры.
Ответственность за содержание произведений закреплена за их авторами на основании правил публикации и российского законодательства. Портал «Живопись Мира» выступает в качестве информационного посредника.
Краеугольный камень. На нём мир стоит. Вся земная твердь на камень опирается. Бытие всё на камне узорами начертано. Пуще всего хранят камень архангелы. Архистратиг сам у камня дозор ведёт. От усталости не помнит себя, а всё сторожит. Угрожают копьями архангелы.
Николай Рерих. Описание картины — Сокровище ангелов
Заморские гости. Государственная Третьяковская галерея Гуга Чохан. Государственная Третьяковская галерея. Фрагмент Состав выставки: около 150 произведений живописи и графики, скульптуры, произведения декоративноприкладного искусства, костюмы, книги, мемориальные предметы, а также редкие архивные документы. Собрания: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей искусства народов Востока, Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов, Нижегородский государственный художественный музей, Саратовский государственный художественный музей им. Радищева, Пермская государственная художественная галерея, Воронежский областной художественный музей им.
Крамского, Государственный центральный театральный музей им. Бахрушина, Смоленский государственный музей-заповедник, Астраханская государственная картинная галерея им. Догадина, Рязанский государственный областной художественный музей имени И.
Роспись «Сокровище ангелов» «могла предназначаться для небольшого сооружения вроде семейной усыпальницы. Большинство подобных памятников погибли либо во время войны, либо из-за строек советского времени»11. Можно также предположить, что «Сокровище ангелов» явилось своеобразным художественным экспериментом — для воплощения волновавших художника образов и впечатлений от путешествий по старым русским городам и произведённых изысканий. Так, изображения стен и башен Небесного Града перекликаются с этюдами памятников Ростова Великого, Костромы и Новгорода.
Архитектура строений на полотне «Сокровище ангелов» относится к концу XIV — началу XV века, времени Сергия Радонежского и большого храмостроительства после Куликовской битвы. Светлое ангельское воинство на картине, то уходящее, то приходящее на боевое дежурство возле таких близких русской душе строений, довольно ясно воскрешает то героическое время»12. Так Рерих отображает на своём полотне идеалы духовного единения, принесённые в мир Сергием Радонежским. Следование духу Древней Руси проявляется у Рериха и в возвышенной и несколько суровой манере изложения сюжета. Сохраняется соответствие и древним иконам, таким, как «Архангел Михаил с деяниями» — храмовый образ конца XIV века из Архангельского собора московского Кремля. Впервые «Сокровище ангелов» было показано публике в 1907 году на выставке нового русского искусства в Париже, устроенной княгиней Тенишевой. Газеты писали, что «наибольший успех выпал на долю Н.
Рериха, которому посвятил специальную статью Д. Рош, а Национальная академия в Реймсе избрала Николая Константиновича своим членом»13. Николай Гумилёв писал в то время из Парижа: «"Сокровище ангелов" — камень с изображением дракона на одной стороне и распятого человека на другой. А уже через год, в июле 1908 г. Специально к открытию этой выставки Николай Константинович написал пояснительную легенду к своей картине, которую опубликовали в столичной газете «Слово»: За двенадцатым небом стоят города ангельские, чистые. Сами Власти там правят бесплотные. Ходят там ангелы дружинами тесными.
За стенами, по широкой долине в трубы трубят. Всё спокойно, и добро, и зло. За долиною, за горбатым холмом, за древами бытия лежит сокровище ангелов. Самоцветный камень. В нём добро и зло. Краеугольный камень. Вся земная твердь на камень опирается.
Бытие всё на камне узорами начертано. Пуще всего хранят камень архангелы. Архистратиг сам у камня дозор ведёт. От усталости не помнит себя, а всё сторожит. Угрожают копьями архангелы. Стерегут камень от лихого прохожего. Непутёвый не разбил бы их сокровище.
Как бы врозь не пошло и добро, и зло. Как бы змей не пожрал мучимого. Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища-камня — разлетятся ангелы. Всем конец придёт15. И только 4 января 1909 года на вернисаже петербургского «Салона», устраиваемого Сергеем Маковским в залах Меншиковского дворца, картину «Сокровище ангелов» увидели жители Петербурга. Многие современники Н.
Рериха откликнулись на это событие. Маковский, русский поэт, издатель, художественный критик и организатор выставок: «В его религиозных композициях отсутствует всё умилённое, светлое, благостно-невинное; пламя христианства погашено мрачной языческой ворожбой. Помню, я почувствовал это впервые, любуясь огромным эскизом церковной фрески "Сокровище ангелов"... Громадный камень, чёрно-синий с изумрудно-сапфирными блёстками; одна грань смутно светится изображением распятия. Около, на страже, — ангел с опущенными тёмными крыльями.
Яркая жизнь Ре риха в ся - как легенда. Его жизненный путь начался в России, продолжился в Европе и Америке, а завершился в Индии.
Он создал свыше 5000 произведений, был автором множества статей и книг, возглавил две масштабные научные экспедиции, инициировал первое международное соглашение о защите культурных ценностей - Пакт Ре риха у частвовал в археологических раскопках. Выставка стремится представить Рер иха не только как "мастера гор", но и как художника из области архитектуры и театра Выставочный проект Третьяковской галереи направлен на то, чтобы представить Рери ха не только как "мастера гор", но и как художника, стремившегося к творческой реализации в области архитектуры и театра. Экспозицию составили как знаменитые произведения автора - "Гонец. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рерих а "Сок ровище Ангелов" из Государственного комплекса "Дворец конгрессов" в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми 1907 из Пермской государственной художественной галереи. В специальном павильоне экспонируются восемь панно "Богатырского фриза" 1910, Государственный Русский музей , исполненные мастером на сюжеты русских былин для дома промышленника Федора Бажанова в Санкт-Петербурге. Именно к открытию выставки был завершен первый этап реставрации самого крупного произведения из собрания Третьяковской галереи - задника к легендарным "Половецким пляскам", представленным Сергеем Дягилевым в 1909 году в Париже.
Он лишь откликнулся на призыв о помощи, когда двадцать лет назад МЦР был вынужден взять на себя обязательства государства, данные Святославу Рериху, восстановить разрушенную усадьбу, в которой должен был разместиться общественный Музей имени Николая Рериха.
По этой причине Борис Ильич избегает любых разговоров о благотворительности. Не стал исключением и наш журнал. О возрождении российских традиций меценатства мы решили поговорить с первым заместителем генерального директора Музея имени Н. Время было сумасшедшее — не до благотворительности, у многих, наоборот, все мысли были только об одном: на чем бы заработать денег, да побольше… — Время и впрямь было очень суровое; Советский Союз рухнул, правительство отказалось финансировать восстановление усадьбы и приспособление ее под музей. У МЦР, естественно, не было средств для ремонта усадьбы. Людмила Васильевна Шапошникова —генеральный директор музея и первый вице-президент МЦР — только привезла из Индии в Москву переданное Святославом Рерихом, гражданином Индии, наследие его родителей Николая и Елены Рерих, предназначенное для общественного музея. Как известно, в 1957 году Юрий Рерих, старший брат Святослава, которому позволили вернуться на родину Николаю Константиновичу и Елене Ивановне советское правительство так и не позволило вернуться, несмотря на многочисленные обращения , привез с собой первую часть наследия Рерихов с намерением создать музей своего знаменитого отца.
Министерство культуры пообещало создать такой музей, получило от Юрия Николаевича значительную часть привезенных картин, но обещания своего так и не выполнило. Картины были распределены по разным музеям страны, значительная часть исчезла в запасниках этих музеев. В 1960 году Юрий Рерих внезапно уходит из жизни, не успев оставить завещания. На его квартире в Москве осталась значительная часть привезенного им наследия более 200 картин, уникальные научный архив, библиотека, коллекции старинной бронзы, тибетской живописи и многие другие раритеты. Он не был женат и не имел наследников. Вначале советским правительством его брат Святослав Рерих был признан единственным наследником, но затем он был вероломно отстранен от вступления в права наследственного имущества своего брата. К наследию были допущены лица, которые не имели никаких прав на него.
В итоге это наследие, являющееся национальным достоянием России, при полном безразличии государственных чиновников в настоящий момент полностью разграблено. Эту катастрофу не смог предотвратить ни сам Святослав Рерих, писавший многие письма в правительство, ни возмущенный голос общественности, ни многочисленные журналистские расследования. Сейчас на бывшей квартире ничего нет. Это одна из самых значительных трагедий, произошедшая в культурном пространстве России, которая длится вот уже более 52 лет. Но это тема отдельного разговора. Понимая, что государство было не заинтересовано в создании музея, Святослав обратился к генеральному секретарю КПСС Михаилу Горбачеву с предложением создать в Москве общественный музей имени его отца, для которого он безвозмездно передаст сохраненную им вторую часть наследия своих родителей, и для этого музея выделить соответствующие здания. Его предложения были приняты.
Постановлением Совета министров был создан общественный Центр-Музей имени Н. Рериха, и для его размещения отдали бывшую усадьбу Лопухиных в центре Москвы. К тому моменту она находилась в плачевном состоянии, а средств, чтобы ее отреставрировать и превратить в музейный комплекс, у государства не нашлось.
Держава Рерихов - Щит Культуры
Подробнее об этом см. Далее: Гребенщиков Г. Рериха не только на отечественного, но и западного зрителя. О роли серии «Sancta» в контексте русско-американских культурных взаимодействий см. Ответ Н. Рериха на вопрос в дружеском альбоме-опроснике запись от 31 мая 1900 г. Анкета приведена в книге: Короткина Л. Далее: Короткина Л. Исследователь творчества Н. Рериха Л.
Короткина высказала предположение, что в основу серии «Sancta» были положены впечатления, полученные Н. Рерихом от поездок к скитам Карелии, в которой он бывал неоднократно в период с 1913-го по 1918 год. Письмо к Е. Ляцко- му. Ростиславов А. Дювернуа Ж. Тютюгина Н. Очевидное и неочевидное в живописи Н. В связи с затронутым визуальным сюжетом см.
О вечном. Рерих: Черты его жизни и творчества 1918-1930. Нью-Йорк: Изд. Марии Никифоровны Бурлюк, 1930. Радость искусству 1908. Казань, 1912. Письмо к С. Современники о Дягилеве. Ницше Ф.
Сочинения: В 2 т. Шапошниковой с 1901 - Рерих. Письма к Елене Ивановне Рерих. Так говорил Заратустра. Подробнее см. Рерих: опыт духовной биографии. Существует шесть одноименных вариантов произведения: 1880, Базельский художественный музей; 1880, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; 1883, Старая национальная галерея, Берлин; 1884, картина погибла в Роттердаме во время Второй мировой войны; 1886, Музей изобразительных искусств, Лейпциг; совместно с Карло Бёклином - 1901, Государственный Эрмитаж, Санкт- Петербург. К экспозиции «Русское искусство и ремесла», представленной княгиней М. Тенишевой в рамках «Салона» «Союза объединенных художников» в Лондоне в июле 1908 года Королевский Альберт-холл , Рерих написал «пояснительную легенду к эскизу большой настенной фрески» «Сокровище Ангелов».
London, 1908. Ее русскоязычный стихотворный вариант был опубликован в газете «Слово» 1908. Сами Власти там правят бесплотные. Ходят там ангелы дружинами тесными. За стенами, по широкой долине в трубы трубят. Все спокойно, и добро, и зло. За долиною, за горбатым холмом, за древами бытия лежит сокровище ангелов. Самоцветный камень. В нем добро и зло.
Краеугольный камень. На нем мир стоит. Без сокровища-камня - разлетятся ангелы. Всем конец придет. Маковский С. Маленьких и большого, в качестве которого рассматривалась интересующая нас картина. Гумилев Н. Выставка нового русского искусства в Париже. Далее: Гумилев Н.
Выставка нового русского искусства. Время проведения выставки в залах Меншиковского дворца в Санкт-Петербурге: 4 января - 8 марта 1909 года. Согласно последним данным, с 1929-го по 1935 год.
Трудно представить, что нынешние сотрудники американского музея не умеют читать собственные архивы и издания. Те же претензии следует отнести к провенансу картины «Цайдам». По каталогу 1930 года она обозначена в составе Музея Рериха с аббревиатурой L. Но в провенансе об этом — ни слова, здесь история ее бытования начинается с... Именно он назван первым владельцем. И даже, что случается крайне редко в каталогах аукциона, указан год, с которого Хорш «завладел» произведением, — 1935! Что совсем удивительно, ибо в этом году решение суда о собственности на картины Музея Рериха еще не было вынесено.
Как мы знаем, вопреки Декларации и призыву Н. Рериха с «величайшей тщательностью охранять неприкосновенность этого дара, составляющего историческую дату в жизни Культуры Америки», Луис Хорш с июня 1935 года начал варварское разграбление Музея Николая Рериха. Возникает закономерный вопрос, на каком основании и почему «эксперты» нынешнего Музея Рериха вопреки документам бесцеремонно изымают из истории картин Н. Рериха факт их принадлежности Музею Рериха в Нью-Йорке, подаренному в 1929 году американской нации? Наконец, почему все чаще исключают имя самого Н. Рериха как правомочного владельца и имя Е. Рерих, права которой художник постоянно утверждал в письмах к американским сотрудникам? Так, в марте 1936 года он просит их напомнить адвокатам, что «мои картины всегда принадлежали и принадлежат Е. Трудно представить, что сотрудники Музея Рериха в Нью-Йорке не знают содержания цитируемых нами документов — ведь все они находятся в составе музейного архива и адресованы лично З. Почему же, передавая на мировые аукционы каталожные сведения о картинах Н.
Рериха стоимостью в сотни тысяч и миллионы долларов каждая, они искажают и затемняют факты, связанные с историей бытования картин, их происхождением и именами их владельцев? Известно, что содержание провенанса имеет первостепенное значение как для правового статуса продаваемого произведения искусства, так и для репутации продающей и покупающей стороны. Может быть, они стыдятся своей собственной истории, которая благодаря публикации МЦР в полном объеме писем Е. Рерих, дневников Н. Рериха и других архивных материалов обнажила всю грязь и низость «провенанса» Хоршевской коллекции произведений Н. Тогда тем более им следует писать только правду и тем очистить свою профессиональную и личную репутацию.
Пуще всего хранят камень архангелы. Архистратиг сам у камня дозор ведет.
От усталости не помнит себя, а все сторожит. Угрожают копьями архангелы. Стерегут камень от лихого прохожего. Непутевый не разбил бы их сокровище. Сокровищем держатся все города ангельские.
К открытию своей Лондонской выставки 1908 Рерих написал пояснительную легенду к эскизу своей настенной фрески. Это самое полное ее описание, опубликованное в столичной газете «Слово». За стенами, по широкой долине в тубы трубят. Все спокойно, и добро, и зло. На нем мир стоит.
Бытие все на камне узорами начертано. Архистратиг сам у камня дозор ведет. От усталости не помнит себя, а все сторожит. Непутевый не разбил бы их сокровище. Без сокровища-камня - разлетятся ангелы. Всем конец придет. Весь озарён светом Божиим стоит град избранных. А страж его — великий ангел: как свет, одежда светлая и распростёрты крылья белые, копьё в руках. Там с праведными сирины вкушают золотые яблоки, поют песни песневые, утешая святых угодников. Там ни печали, ни воздыхания.
Там жизнь бесконечная. Долог, труден путь протягливый до рая пресветлого. Много было великих подвижников, много было званых на пир в пресветлый рай, и не увидели они света Божия, неизбранные, не дошли они до камня рубежного, где сторожит великий ангел; как свет, одежда светлая, и распростёрты крылья белые, копьё в руках. Кому же открыты врата райские? И кто избранный из позванных? Чистое сердце кипенное, творящее волю Божию, — от Бога избрано, — сердце, в туге измаявшееся, — от Бога избрано, — сердце раненное, — от Бога избрано, — сердце открытое к беде людской и горестям, — от Бога избрано, — сердце обрадованное, благословляющее, — от Бога избрано, — сердце униженное, — от Бога избрано, — сердце, от обиды изнывшее, — от Бога избрано, — сердце, пламенное правды ради, — от Бога избрано, — сердце, измучившееся о неправде нашей, — от Бога избрано, — сердце кроткое, — от Бога избрано, — сердце, готовое принять и последний грех ради света Божьего, ради чистоты на трудной земле в сём свете жестоком, — от Бога избрано, — сердце великое Матери Света, Богородицы, восхотевшей с нами мыкаться, с нами горевать и мучится, с нами, последними, с нами, обречёнными, — вот сердце от Бога избранное, вот кому открыты врата райские [26, с. Художник, не знаю почему, позже уничтожил эту картину, производившую на меня большое впечатление. Мог ли Н. Рерих придать такие выражения ликам ангелов? Как видно из названия, художник лелеял мечту сделать фреску на эту тему, придавая ей большое значение.
Картина представляет собой огромное, почти квадратное по форме полотно, площадью около семи квадратных метров. Ангелы в торжественном молчании охраняют его. Рядом — древо жизни с птицами на ветвях. По-видимому, Рерих изобразил в этой картине легендарный камень Чинтамани Шантамани , носитель неисследованных космических энергий, о которых повествуют сказания народов Индии и Тибета. Легенда о камне связана с Шамбалой, о которой Рерих узнал из различных источников... Держава Рериха. Религиозным темам посвящены несколько картин Рериха. Наиболее известные среди них — «Сокровище ангелов» 1905 и «Пещное действо» 1907. К картине « Сокровище ангелов» художником была написана пояснительная легенда: «... Всем конец придёт»25.
Беликов в статье о Н. Рерихе так охарактеризовал его творчество, посвящённое Древней Руси: «Строгий научный подход и большой талант художника, схватывающего жизненные явления в едином обобщённом художественном образе, определили неповторимое своеобразие искусства Рериха. Начав с исторического жанра, который на заре ХХ века насчитывал немало имён прославленных русских художников, Рерих сумел внести в него нечто принципиально новое. Таким новым, чисто рериховским, было осмысление истории как бесконечного процесса развития творческого духа народа. Поэтому, в отличие от многих современников... О литературном наследстве Н. Выставка проходила в помещениях Первого Кадетского корпуса — Меншиковском дворце. Там была выставлена картина Н. Рериха «Сокровище Ангелов». Сам художник назвал ее «частью эскиза стенописи усыпальницы».
Поговаривали, что будет и вторая половина эскиза. Это похоже на истину, на обрывчатом крае в левом углу панно — усеченная фигура ангела. Еще один охранитель Сокровища. Картина написана Рерихом в 1905 году начата в 1904м. Однако понадобилось около четырех лет раздумий, чтобы она предстала на суд отечественного зрителя. Мелькнули, конечно, отзывы в «Золотом Руне», как только высохло на холсте масло. Репортажи из мастерской Рериха в Академии художеств. И тем не менее, публичное представление картины в России состоялось много позже. Заграница — отдельная история. Почему так?
Что же это за работа, окутанная неизвестностью и молвой... Быть может, на ней и правда обозначилась какая то тайна... Рерих обещал Тенишевой разрезать «Ангелов» на части — в письме от 2 апреля 1905 го. Еще один художественный гений Алексей Ремизов, восхищенный «Сокровищем Ангелов», настойчиво поминает о распростертых! И тот и другой ошиблись?! Быть может, случилось невероятное и был нарисован новый вариант картины. Существовал же самый первый эскиз «Архангел», который приобрела в свою коллекцию княгиня Мария Тенишева. Все три, возможно, составляли нераздельную троицу «Ангелов». Кто знает... Невзирая на догадки, истории известно только единственное полновесное творение Рериха, тенишевский эскиз не в счет.
Оно появилось на выставке в числе других 44 х произведений художника, занимавших целиком одну из «комнат Меншикова». Волна художественного интереса прокатилась по провинции. Открывались отдельные передвижные выставки. Успех был закономерный. Газеты наперебой освещали ход выставки, называя ее «бесспорно самой значительной и красивой выставкой сезона». Размер холста — 3,3 на 3,6 метра. Ни панно, ни картина — под стать росписи или мозаике храма. Потом так и оказалось — роспись усыпальницы для храма в Талашкино. И по сути своей она ангелична. Первое впечатление, быстрый взгляд — сильный свет.
Множества нимбов сияют как солнца. Можно насчитать не меньше 108 золотых ободов. Разве только у Андрея Рублева встретишь легионы святости. Но то церковные фрески, другое дело — живопись. Этим светом залиты расплавленно аквамариновые склоны холмов. На них безликие ангелы воины с копьями в руках стерегут Сокровище мира. За их спинами, вверху, еще большее число незримых крылатых защитников. Они строем выходят из ворот неземного града — райского Кремля или небесного Иерусалима. В окнах, за каждым зубцом стен — нимбы и нимбы... Внизу, на переднем плане — три главных святыни.
Огромный камень, верховный ангел и древо жизни. На черном камне, почти в человеческий или, точнее, в ангельский рост, начертаны священные знаки. В них заключена тайна бытия. Ангел с опущенными темными крыльями, с грозовыми очами, грозными и беспощадными, охраняет этот камень. В его правой руке копье, нацеленное вверх, в любой момент готовое к бою. В левой — длинный узкий щит, доходящий до сердца; нижним концом он упирается в ногу, сливается с ней воедино. Руками и ногами ангельскими — такова формула творящего таинства. Позже Рерих утвердил другую — «Руками и ногами человеческими». Вкруг камня и ангела растет сад деревьев. Узорная крона райских растений.
Она кольцом обвивает Охраняющего Сокровище. На главном, наибольшем дереве — сирины, птицы с женскими лицами. Они молчаливо вещуют, внемлют тайне камня. В «Салоне» были выставлены: «Древняя жизнь», «Бой» кстати, приобретенный Третьяковской галереей в Москве ; поэтические композиции на сюжеты Метерлинка «Принцесса Мален», «Слепые»; эскизы декораций к «Валькирии», «Снегурочке», к мистерии «Три волхва». Но именно «Ангелы» Рериха стали «красивейшей религиозной декорацией» на выставке. Вокруг картины разгорелись жаркие споры. Сыпались упреки Академии художеств и Музею Александра III, что «они не купили большой религиозной декорации Рериха», ибо «она более достойна поступить в национальное хранилище, нежели подавляющее большинство того, что там красуется». Неповторимое своеобразие — главный аргумент издателей и критиков. В этой сдержанности великие чары Рериха. В том, что картина Рериха не попала прямо с выставки «Салона» в национальные запасники, большой беды нет.
В Серебряный век так много рассыпано было сокровищ искусства, что главное «Сокровище» могли и не заметить. Ведь не даром же три года картина в России не выставлялась вообще. На первой заграничной выставке художника в Праге, в конце 1905 года, для этой картины не нашлось подходящего места. Слишком велика оказалась по размеру. Но по каталогам столица Чехии считается местом ее первого экспонирования. Зато попал в экспозицию «Архангел» 1904. Он стал именоваться эскизом к «Сокровищу Ангелов». Большой друг Рериха, тогда начинающий журналист и драматург, Милош Мартен написал художнику из Праги. Что называется, по свежим впечатлениям. Свои мысли о выставке Мартен изложил в журнале «Дило» 1906.
В прессе появились и другие статьи. Пражские журналы вели соперничество, кто первый поместит репродукцию «Архангела». Эскиз «Архангел» достался княгине М. Собственно, весь сюжет с «Сокровищем» и предназначался для ее храма Духа Святого в Талашкино. Княгиня начала строить церковь в своем имении еще в 1900 году. Первоначально новая церковь закладывалась под именем Преображения Господня. В 1903 году умер муж Тенишевой, и она, видимо, принялась обустраивать усыпальницу. Именно тогда завязывается ее дружба с Рерихом. Одновременно появляются сюжеты для стенописи и создается эскиз — так называл его художник — «Сокровище Ангелов». По крайней мере, в каталоге осенней выставки Рериха в Сан Франциско 1921 работа заявлена как «проект настенной росписи для церкви княгини Тенишевой».
В один из своих летних приездов, в августе 1904 года, он писал жене из тенишевского имения: «В церкви будет райский сад с архангелами». Она — ангел хранитель художника. Ей нравятся его необычные, загадочные картины. Даже немножко ревнует и завидует братьям Голубевым, по их заказу Рерих писал эскизы мозаик и росписей для церкви в селе Пархомовка. Тенишева помогает своему кумиру в устройстве парижских выставок. В 1906 году проходит осенний «Салон» в Париже, где Рерих принимает участие. Ее окрестили «Тенишевской». Как писали газеты, «наибольший успех выпал на долю Н. Рериха, которому посвятил специальную статью Д. Рош, а Национальная Академия в Реймсе избрала Н.
Здесь же, в Париже, выставлялась пастель «Ангелы у престола» 1907 с золотисто желтым фоном. Прямо с выставки его купила княгиня Тенишева за 450 франков. Удивительным образом картина Рериха связана с Альбионом. Туманный и мистический Лондон — город, где «Сокровище» предстало перед европейской публикой. Эта особенная, тайная связь обусловлена Камнем. Британские острова некогда приняли Святой Грааль. Древние кельты владели Камнем Фал, посланным мудрецом Мориа из Фалиаса. Им был коронован ирландский король. Вернисаж состоялся в первых числах июля 1908 года в Альберт холле. К открытию своей лондонской выставки Рерих специально готовился вместе с ним участвовали Билибин и Тенишева, в области прикладного искусства.
Он написал пояснительную легенду к эскизу большой настенной фрески «Сокровище Ангелов». Это самое полное ее описание, причем не чья нибудь, а рериховская поэтическая интерпретация. Такое вдвойне ценно. Легенда была опубликована в русской столичной газете «Слово». В нем добро и зло. Без сокровища камня — разлетятся ангелы. Всем конец придет». После окаянных дней революции и гражданской войны русская эмиграция приветствовала воскрешенного художника. Британскую публику, ее новое поколение искусство Рериха все так же влекло к «великой Тайне». Об этом свидетельствовал знаменитый художник Анри Каро Дельвэй.
Персональная выставка Рериха открылась 29 апреля 1920 года в лондонской галерее Гупила. Свою выставку мастер назвал «Очарования России». И вправду, очарования было предостаточно. Картины «Зов Солнца», «Варяжское море», «Св. Борис и Св. Глеб», «Ангел последний», «Град обреченный» — всего 198 полотен. И в самом центре огромное панно — «Сокровище Ангелов», с которого грозно взирали Небесные стражи, берегущие Священный Камень. Выставку освещали известные в зарубежье журналисты и издатели — А. Руманов, П. Милюков, А.
Последний из них, сам художник и художественный критик, писал о Рерихе: «Он знает, что источники духа России охраняются незримыми легионами, и его пророческий взгляд проникает в глубины, где несказанные сокровища сияют в темноте. Он знает, что наступит день, когда Хранители Сокровищ раскроют их миру и принесут свет и жизнь вечную». Первая выставка открылась в Нью Йорке, в Кингор галерее, 18 декабря 1920 года. На открытии присутствовал индийский поэт Рабиндранат Тагор. Затем последовали выставки в Бостоне и Чикаго май 1921 , в Сан Франциско сентябрь 1921 , в Денвере декабрь 1921 , в Канзас Сити февраль 1922. Повсюду в каталогах первым в списке значилось «Сокровище Ангелов». Его стоимость, объявленная в прайс листах по окончании выставочного турне состоялась распродажа , оказалась одной из наиболее высоких — 4,5 тысячи долларов.
Сокровища ангелов
Русский: "Сокровище ангелов". Картину «Сокровище ангелов» можно назвать краеугольной в творчестве Рериха. Он посвящен русскому периоду Рериха. "Сокровище ангелов" – работа, которую обычно довольно сложно увидеть.
НИКОЛАЙ РЕРИХ
просмотрите отзывы путешественников (119 шт.), реальные фотографии (207 шт.) и лучшие специальные предложения для Москва, Россия на сайте Tripadvisor. «Сокровище Ангелов» — начальная буква в художественных письменах Рериха, насчитывающих десятки и десятки полотен. По каталогам и зарубежным изданиям известно единственное полноценное тво-рение Рериха «Сокровище Ангелов» (тени-шевский эскиз не в счёт). С мая 2008 года «Сокровище ангелов» находится в постоянной экспозиции Константиновского дворца в Санкт-Петербурге.
Сокровища ангелов картина рерих - 98 фото
Еллингский камень является свидетельством возникновения Дании как государства, относится к эпохе перехода скандинавов от язычества к христианству. Рерих глубоко интересовался этим периодом истории и взаимосвязью скандинавского и славянского искусства. Создавая произведение он развивает тему древней истории и дает легенде новую жизнь.
Это самое полное ее описание, опубликованное в столичной газете «Слово». Сами Власти там правят бесплотные. Ходят там ангелы дружинами тесными. За стенами, по широкой долине в тубы трубят. Все спокойно, и добро, и зло. Краеугольный камень.
На нем мир стоит.
Позднее, в 1920-е годы, художник привез полотно в США, где оно демонстрировалось во многих городах в составе передвижной выставки. В некоторых изданиях «Сокровище Ангелов» соотносится с росписью для усыпальницы князя В. Художник приступил к работе в 1904 году вскоре после посещения Талашкина и знакомства с княгиней М. На переднем плане, рядом с предводителем ангельских воинств, иконографически схожим с образом архангела Михаила, художник написал «краеугольный камень», памятник древних викингов.
В Большом каньоне он писал природное образование, называемое замком Исис. В этой работе Рериху удалось передать загадочность ущелья, меняющего свой цвет в лучах заходящего солнца Пятнадцать лет спустя, в 1935 году, когда Рерих возглавлял государственную американскую экспедицию в Монголии, директор музея Луис Хорш завладел зданием и его содержимым. С фасада здания он убрал имя Рериха и вывез работы художника. В течение нескольких десятилетий по милости Хорша более 1000 произведений Рериха были скрыты от публики 5. Через тридцать семь лет, в 1971 году, Хорш передал лишь одну десятую часть этого собрания около 100 работ университету Брандайс, одним из попечителей которого была его дочь 6. Произведения, попавшие в собрание Брандайс, считались лучшей частью того, что в университете называли «коллекцией музея с Риверсайд». Некоторые украшали университетские офисы, но большинство работ лежало стопками на стеллажах в хранилище университетского музея Роуз Арт. Кураторы музея охотно помогали тем редким искусствоведам, которые, прознав о коллекции Рериха, приезжали в Массачусетс 7. Однако произведения прославленного живописца не были выставлены в постоянной экспозиции музея, как работы его современников Давида Бурлюка и Павла Челищева. Здание музея и художественного центра Н. Рериха на Риверсайд Драйв в Нью-Йорке. Это собрание, обладающее лишь несколькими произведениями мастера, включает одно из них в постоянную экспозицию 8. Возможно, что странное происхождение коллекции Хорша, осознанно или нет, девальвировало ценность его подарка. Приобретая «Сокровище ангелов», М. Ростропович присоединился к именитой компании обладателей произведений Рериха, среди которых были — А. Блок, Л. Андреев, М. Горький, Н. Римский-Корсаков, И. Стравинский, Ф. Шаляпин, К. Станиславский, а ныне также М. Барышников и Н. Макарова 9. С одной стороны, продажа произведений из собрания Брандайс — факт позитивный: попадая к коллекционерам, работы оказываются в зоне профессионального внимания. С другой стороны, мы имеем дело с разрушением уникального комплекса, чей информационный и экспозиционный потенциал остался не использованным. Коллекция обладала огромными выставочными возможностями и в этом смысле могла соперничать с собранием нынешнего музея Николая Рериха в Нью-Йорке 10. Работы Рериха из музея Роуз Арт давали исчерпывающее представление о творческом пути мастера на протяжении почти трёх десятилетий.
Выставка «Николай Рерих» в Новой Третьяковке
После аукциона было много разговоров о том, какой дорогой портрет: 130 тысяч фунтов стерлингов! Это же состояние, на которое тогда можно было купить квартиру в Кенсингтоне, рядом с дворцом принцессы Дианы! А сколько еще Вишневская потратит на его реставрацию… Прошло с тех пор много лет, эти рассуждения кажутся теперь нелепыми, так как русские картины даже не самого первого ряда идут на аукционах за миллионы. И никого это теперь не удивляет. Сегодня предварительная оценка Авроры 800 000—1 200 000 фунтов стерлингов, или 1 630 000—2 440 000 долларов. Большое наслаждение видеть и изучать все эти вещи.
Жаль, что распадается такое целостное изумительное по качеству собрание. Ему бы место в Музее личных коллекций в Москве... Из девяти фамильных портретов, написанных Серовым, Феликс Юсупов, уезжая в 1919 году из Петрограда, взял только этот портрет отца. Меня заинтересовала история перемещения картины по миру. На днях я встретилась с князем Никитой Лобановым-Ростовским в его московском имении в Филях, где он устроил музей своего знаменитого рода.
Из интервью с ним я узнала, как портрет Юсупова чуть не попал в Третьяковскую галерею. Но я хочу рассказать о более ранней его истории, когда он еще находился в собственности семьи Юсуповых в Париже. Это было в 1964 году, когда Илья Зильберштейн, известный коллекционер, а позже основатель Музея личных коллекций в Москве, побывал в доме Феликса Юсупова на улице Пьер Герен. Он увидел на стене серовский портрет и загорелся желанием получить его для Третьяковки. Ему удалось вернуть на родину невероятное количество русских реликвий, полученных от эмигрантов, живущих в Париже, без всякой платы.
Но на этот раз его убедительное красноречие не помогло. А вскоре, в 1967 году, князь Юсупов умер. По наследству портрет перешел к его дочери Ирине, а потом к внучке Ксении Николаевне Сфири, урожденной Шереметевой. Она решила его продать. Я написал Зильберштейну письмо — о том, что готов заплатить за картину 50 тысяч долларов с условием, что я получу театральные эскизы из какого-нибудь музея Советского Союза.
Илья Самойлович поддержал мое предложение. В свой очередной приезд в Москву в 1976-м я в назначенный час явился к нему домой на Лесную улицу. На столе у него лежала фотография с портрета Серова и справка Третьяковской галереи, подтверждающая его подлинность. Я высказал свое желание обменять эту картину на 10 театральных эскизов Головина, чьи работы отсутствовали в моей коллекции. Зильберштейн напомнил Попову, что Третьяковская галерея хотела бы иметь этот портрет и что предложение сделано явно в пользу СССР: 10 эскизов Головина стоили максимум 20 тысяч долларов.
Но Попов был неумолим.
Заметил Рериха и знаменитый импресарио Сергей Дягилев: в 1909-м он пригласил его оформить спектакли «Русских сезонов». Для оперы «Князь Игорь» Рерих создал костюмы и несколько вариантов декорации с изображением половецкого стана в опускающихся сумерках. Первой публика увидела вокально-танцевальную сюиту «Половецкие пляски» на музыку Бородина: Дягилев не ошибся в своем выборе — европейская публика буквально потеряла голову от постановки. К 1920 году она выдержала 500 представлений. А этот задник из «Плясок» приобрела три года назад Третьяковская галерея. В пути художник создал порядка 500 картин, в том числе серию «Сюита Майтрейя» — живописные размышления о приходе Будды будущего и наступлении мирного времени, когда люди будут вместе трудиться в ашрамах на благо человечества. В конце 1927 года Рерих увидел массив Тангла, одну из самых высоких горных систем Тибета — считается, что именно там находится Шамбала. В 1935 году он обосновался в Индии и оставался до самой смерти : здесь пережил творческий расцвет — написал больше тысячи картин, две книги, его работы показывали в крупнейших галереях мира. Земля славянская».
В нем добро и зло. Краеугольный камень. Вся земная твердь на камень опирается. Бытие все на камне узорами начертано. Пуще всего хранят камень архангелы. Архистратиг сам у камня дозор ведет. От усталости не помнит себя, а все сторожит. Угрожают копьями архангелы. Стерегут камень от лихого прохожего. Непутевый не разбил бы их сокровище.
Как бы врозь не пошло и добро, и зло. Как бы змей не пожрал мучимого. Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища-камня — разлетятся ангелы. Всем конец придет.
Совершенно ясно, что он имеет в виду не материальные богатства, а духовные сокровища, которые спрятаны, как клад, но доступны тем, кто стремится их найти. Впервые картина «Сокровище Ангелов» была выставлена на вернисаже петербургского «Салона» в 1908 году, став «красивейшей религиозной декорацией» на выставке и породив вокруг себя жаркие споры. Сам художник называл ее «частью эскиза стенописи усыпальницы». Под стать росписи или мозаике храма, полотно размером 3,3 на 3,6 метра — проект росписи усыпальницы для храма в Талашкино. Широко популярный журнал «Огонек» воспроизвел это панно на своих страницах. Редакция пригласила Рериха оставить пояснительный автограф к его картине. Рерих не сочиняет своего Камня с символами добра и зла, а обращается к известному историческому памятнику. В качестве прототипа краеугольного камня мироздания художник взял уникальный шедевр искусства викингов — Йеллингский камень. Эта массивная глыба высотой 2,5 метра была воздвигнута примерно в 986 г. Кусок гранита с красными прожилками из Йеллинга представляет собой трехгранную пирамиду. На ее центральной плоскости изображено Распятие, на правой боковой грани выбита руническая надпись, а левую боковую грань украшает великолепная резьба — стилизованный лев, стоящий на трех лапах, и охватившая его тело кольцами змея. Вселенский смысл изображения на камне проявляется благодаря выбранной Рерихом цветовой характеристике. Художник отошел от нанесенной в свое время тонировки и окрасил его палитрой космического пространства — иссиня-черной с изумрудно-сапфировыми блестками.
Картина Н.К.Рериха Сокровище Ангелов. Константиновский зал . Санкт Петербург.Россия.
Николай Рерих. Описание картины — Сокровище ангелов | Сокровище ангелов рерих. |
Рерих | DOM & podium | Считается, что «Сокровище» художник написал для усыпальницы князя Вячеслава Тенишева, изобразив краеугольный камень мироздания, заключающий добро и зло, который охраняют ангелы. |
Выставка «Николай Рерих» в Новой Третьяковке
Выставка «Николай Рерих» в Новой Третьяковке | Агнивести | Провенанс картины 'Сокровище Ангелов'. |
Николай Рерих. Описание картины — Сокровище ангелов | Там была выставлена картина Н.К. Рериха «Сокровище Ангелов». |
Третьяковская галерея представляет уникальную выставку "Николай Рерих" | «Сокровище Ангелов» повешено там, где когда-то мечтал его иметь Нуця, закрыв оба окна, наверху «Вечер» на такой же стене, закрывая окна. |
Карточка издания: "Сокровище ангелов" Николая Рериха | В картине «Сокровище Ангелов» у Рериха впервые появляется образ «древа жизни». |
Сокровище ангелов. Николай Рерих
7 октября 1998 года на аукционе русского искусства Sotheby's состоялась сенсационная продажа монументального полотна Николая Рериха «Сокровище ангелов». Он посвящен русскому периоду Рериха. "Сокровище ангелов" – работа, которую обычно довольно сложно увидеть. Русский художник Николай Рерих "Сокровище Ангелов, 1905". «Сокровище Ангелов» повешено там, где когда-то мечтал его иметь Нуця, закрыв оба окна, наверху «Вечер» на такой же стене, закрывая окна. Рерих глубоко интересовался этим периодом истории и взаимосвязью скандинавского и славянского искусства.