Поминать следует не только своих родственников, но и всех умерших, особенно тех, за кого некому помолиться. В само Светлое Христово Воскресенье и неделю после него поминать умерших родных и близких нельзя, так как Пасха — это праздник живых и время великой радости для верующих. день особого всецерковного поминовения усопших на 9-й день после Пасхи. день особого всецерковного поминовения усопших на 9-й день после Пасхи. Принять участие в службе на поминках через полгода может каждый, кто желает почтить память умершего.
Ваши права, если умер близкий человек
Подробно рассказываем о том, как поминать умершего в день его рождения и стоит ли это делать вообще. В этой статье будет подробно описано поминание усопших, когда проводятся поминки и как правильно поминать по канонам православной церкви. Как правильно поминать усопшего на 9 дней после смерти, и почему нужно это делать родственникам.
Сегодня они вас ждут: 6 апреля россияне обязаны помянуть умерших таким образом
Чтобы за литургией помянули умершего, следует подать записку («обедню») с его именем накануне — на Всенощном бдении, или в начале Литургии. Поминовение умершего в 3-й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Именно на 9 день следует провести поминки, собрать близких родственников, почтить память родного, тем самым помогая душе умершего преодолеть сложности. Для этого стоит знать, как поминать в годовщину смерти умершего человека. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Не напрасно узаконено Апостолами поминать умерших при Страшных Тайнах. В свою очередь церковной панихидой принято считать молебен за покой и поминовение умершего.
День памяти: не праздник, не поминки – что это такое и для чего нужно?
Церковь советует не поминать усопших на кладбище спиртным. Лучше в этот день принести на могилку свечу и прочесть молитву. Фото: Константин Бобылев, «Глобус» erid: 2VtzqwKiMGk Радоница — день особого поминовения усопших, один из главных родительских дней в православном календаре. Радоница отмечается во второй вторник после Пасхи, на 9-й день после праздника. В 2024 году этот день выпадает на 14 мая. Радоница идет в календаре церковных праздников сразу за Светлой Пасхальной неделей. Это обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную.
От язычества до наших дней История праздника уходит своими корнями в язычество. Племена Восточной Европы верили в существование загробного мира. Люди считали, что после смерти душа человека отправлялась в иной мир и там продолжала заниматься тем, чем занимался покойный до смерти. А в назначенный день умершие выходили на землю. Со временем сложилось поверье, что в этот день из могил встают мертвые, разговляются после Великого поста. Отсюда и давняя традиция приносить на кладбище пищу и оставлять ее на месте погребения.
Старинные обычаи советуют во время поминального обеда поставить на стол лишние приборы - по количеству родственников, которых необходимо помянуть. Еще одна народная традиция говорит, что в этот день угощение нужно поставить на подоконник у открытого окна или форточки. Рядом необходимо оставить воду, чтобы души родственников могли прийти и отведать угощение. Самим эту еду есть нельзя. На следующий день пищу нужно оставить птицам. Вечером наши предки топили баню.
Клали туда комплект чистого белья, а дверь плотно закрывали. Всю ночь в баню никто не входил. Люди верили, что утром в бане можно будет обнаружить следы усопшего родственника.
Бог — это Любовь, это не личность и не форма. Трудно себе представить, чтобы Любовь кого-то могла судить. Нужно знать, что прежние религиозные стереотипы нужны были для того, что бы человек боялся и направил свое внимание на Бога, устремился к Богу, и это было оправдано. То же самое из христианства была убрана реинкарнация или учение о перевоплощение Души — также для того, чтобы человек не думал о чем-то другом, кроме Бога и это тоже было нужно.
Понятие о Дьяволе тоже было дано для того, чтобы убоялся человек силы «темной» и устремился лишь к Богу. Но Дьявол — это тоже часть Бога, но только в виде отражения Света, в виде темного Света. Если бы не было понятия Дьявол, человек не стал бы поклоняться Богу, ища у него защиты. Все это было оправдано и необходимо для человеческого развития. Итак, человек умер, и его Душа покинула тело. Конечно, это происходит не сразу. Сначала человек в течение нескольких часов теряет способность видеть, слышать, обонять и осязать.
И лишь после этого происходит остановка сердца и дыхания — вот здесь и рвется серебряная нить держащая Душу в физическом теле. Вот эти три дня она свободно летает, перемещаясь по всей Земле или около физического тела. Нужно знать, что у Души тоже есть свои органы чувств, но они тонкие чувства, то есть духовные. И с помощью своих тонких чувств Душа видит, слышит и свободно перемещается с огромной скоростью. По существу смерть это освобождение Души и это очень сильное и яркое освобождение. Словно красивая бабочка, взлетающая первый раз. Так и Душа освобождается от надоевшего скафандра физического тела, освобождается от личности и всех стереотипов.
Это великий праздник возвращения Домой с новым опытом, который будет подарком своему Отцу Богу. И само собой, что Душа освобождается не для того, что бы придти на «Страшный Суд» к Богу. В Любящей Семье не наказывают, а встречают с почестями, Ребенку устраивают торжественный прием — Он возвращается Домой. Человек покидает этот мир потому, что это физическое тело, его личность, его эго создала Душа для выполнения задачи по накоплению позитивного опыта и отработки негативного. Человек это существо духовное, это Дух в человеческом теле. А потому после смерти происходят вполне объяснимые вещи. Так в течение трех дней распадается физическое тело, отключаются органы чувств, и происходит остановка дыхания и сердца.
Поскольку Душа освобождается от физической материи, далее она переходит на энергетический уровень. Так, когда же следует поминать умершего и почему 40 день это окончание поминок? Да потому что в течение 40 дней распадается и исчезает эмоциональное тело. Однако хоть и эмоциональное тело и разрушилось, и у человека больше нет никаких эмоций — все еще остается ментальное тело, которое разрушается в течение одного года. И когда разрушается ментальное тело — личности у умершего больше нет, больше нет самооттождествления себя с личностью. Вот теперь у Души нет ни эмоций, нет личности, нет воспоминаний, нет разочарований, нет и страданий. Теперь это только Душа похожая на Бога и она возвращается Домой к Богу в духовный мир.
Но когда читаешь про поминки после смерти, и на какой день нужно поминать умершего человека в интернете, то хоть смейся, хоть плачь. Там сплошь и рядом Страшные Суды, какие-то бесы мешающие Душе подняться и где Душу ждет наказание и потому поминки существуют для этого. Бог-Родитель всегда примет Ребенка таким, каков он есть, с Любовью и подарками, но не наказанием.
Действительно, третий, седьмой, сороковой и пятьдесят первый день после смерти — это очень тяжелые дни для покойного. Но, опираясь на приведенный выше хадис, души умерших, особенно родителей, мы должны вспоминать ежедневно.
Даже если каждый день будем проводить такие собрания, читать Коран для них — этого будет мало. Конечно же, так часто проводить какие-то большие мероприятия мы не можем. Но в эти обозначенные дни желательно, чтобы в дом пришел Коран, чтобы хозяева сделали доброе дело, накормив людей, выделяли из своего достатка помощь неимущим и сиротам. Нельзя заставлять покойника ждать из-за того, что не приехали родные, еще не до конца определились с местом для могилы, и так далее. Усопшего надо предать земле, следуя нашей религии, в тот же день, когда у него душа отделилась от тела.
Поэтому день смерти и день похорон должны совпадать, и надо считать с этого дня. Это правильно? Но если, например, седьмой день покойного приходится на середину недели, в этот день надо зайти в мечеть и отдать садака. А в выходные можно позвать муллу и провести чтение Корана с близкими и родными. В доме, где человек умер, или можно в любом другом месте?
В разных регионах и селах существуют разные традиции. Допустим, в одной семье принято поминать человека в доме, где он умер. Не надо отказываться от этого. Аллах в своем Коране говорит: «Я не возлагаю на вас сверх ваших возможностей». Если собирать гостей в доме, где человек умер, невозможно по каким-то причинам, это вызывает затруднения, то не будет грехом провести это в другом месте.
Но лучше проводить так, как это принято в вашей семье. Это значит, что в здании не должно быть изображений людей, животных, на столе должны быть халяльные блюда. Аллах не требует от человека непосильного. Если нет возможности, садака можно отдать читающей бабушке или дедушке или отнести в мечеть. Допустим, умер глава семьи, а на жене остались трое детей, кредит, ипотека, долги.
Такой семье, напротив, мы сами должны помогать. А при возможности, конечно, упомянутые выше дни надо отдельно отмечать молитвами и чтением Корана. Не будет ли это неправильным? Все делается по возможности.
Преемственность С распространением христианства люди не стали отказываться от языческих традиций, перенеся их в новую для себя религию. Это касается и традиции поминать усопших едой в Радоницу. Традиция осталась, но видоизменилась. Например, на могилке с помощью крупы стали изображать крест. Вареные яйца, принесенные на кладбище, разбивают о крест. Сами яйца, как и крупу, крошат на могильный холм в форме креста. Церковь считает, что продукты лучше отдать нуждающимся. Милостыня Оказать помощь нуждающимся, подать милостыню — еще одна традиция, которую стараются соблюдать в Радоницу. Но обращать свой взор нужно, прежде всего, на тех, кто действительно нуждается в помощи. Вряд ли человеку обеспеченному нужно будет подаяние в виде кулича или денег. Милостыня должна оказаться реальной помощью. Помогайте больным, старикам, немощным, семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, детям, матерям. Обратите внимание на тех, кто всю жизнь проводит в борьбе — с болезнью, нищетой, горем и другими жизненными тяготами. Милостыня — это не только подаяние в виде денег или еды. На деле - это любая помощь. Кому-то вы окажете моральную поддержку, кому-то — физическую, кому-то — поможете побороть недуг. Цветы покойному В Радоницу, как и в другие родительские дни, на кладбище не приходят с пустыми руками. Обязательным атрибутом поминовения усопшего является возложение цветов. Чаще всего, на могилу возлагают искусственные цветы. Часто венки, оставленные на кладбище, приходят в негодность после зимы. Нужно задуматься об их замене. Специалисты Уральской мемориальной компании «Обряд» помогут вам подобрать венки и корзины цветов.
Можно ли поминать близких и отмечать годовщину позже даты смерти
Православная Церковь учит, что душе умершего, прежде всего, нужны искренние молитвы о нём – молитвы дома и молитвы церковные, то есть поминовение на Литургии. По традиции родственники устраивают поминки в день похорон. Поскольку обычаи предписывают хоронить на 3 день, то и первое поминание получило название третины. Стереотип о том, что воспоминание об умерших должно быть мрачным, во многом переносится и на дни памяти, о чём мы подробнее поговорим позже. Прочие же субботы Великого Поста, посвященные особенным воспоминаниям, не имеют уже и названия Родительских и в них поминовение умерших производится по обыкновенному. Чтобы достойно помянуть умершего человека на 9 дней, воспользуйтесь помощью ритуального бюро Как правильно поминать усопшего на 9 дней после смерти, и почему нужно это делать родственникам.
Священник рассказал, что можно и чего нельзя класть в гроб умершего
Помимо частных поминовений усопших, Святая Церковь установила общие дни их поминовения. Дни особого общего поминовения усопших называются родительскими субботами. В эти дни поминаются все от века умершие христиане. Почему именно в субботы, а не в другие дни полагается моление об упокоении душ? Потому что день субботы, как день покоя, по своему значению есть наиболее примечательный для моления — упокоить умерших со святыми. А родительскими они называются потому, что каждый человек поминает, прежде всего, самых близких людей — своих родителей. Это: Мясопустная вселенская родительская суббота за неделю перед Великим Постом; Троицкая вселенская родительская суббота перед днем Святой Троицы; Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недели Великого Поста; Димитриевская родительская суббота за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского ; Радоница во вторник второй недели после Пасхи , 9 мая — день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны.
Накануне родительских дней вечером в храмах совершаются парастасы — заупокойные всенощные бдения , а после литургии бывают вселенские панихиды. Разновидностью церковного поминовения усопшего является чин христианского погребения отпевание , совершаемый над всяким верным. Из глубокой древности идет обычай совершать о каждом усопшем поминовение в 3-й, 9-й и 40-й дни по его кончине, а также совершать сорокоусты. Сорокоуст — это непрерывное поминовение в течение 40 дней по кончине. Также поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, день рождения и именин в том смысле, что умерший жив и бессмертен по духу и совершенно обновится, когда Господь воздвигнет тело его. В памятные для усопшего дни кончины, именин, рождения он именуется приснопоминаемым или приснопамятным.
Помимо участия в заупокойных богослужениях Святая Церковь заповедует своим чадам поминать усопших и на домашней молитве. Здесь каждому молящемуся предоставляется некоторая свобода для проявления личного усердия. В дополнение к вечерним и утренним молитвам иноки и миряне прочитывают помянник , совершая поименное поминовение живых и мертвых. Кроме того, существует древний обычай читать Псалтирь по усопшим. За кого молятся православные Записки в храме нельзя подавать за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных католиков, протестантов, армян , иноверцев мусульман, иудеев, буддистов и пр. Те, кто не поминается Церковью за богослужением, могут поминаться нами в нашей келейной домашней молитве.
Чем еще различаются церковная и келейная молитва об усопших Данное деление условно, поскольку «всякая молитва православных, православно исповедующих догмат искупления, где бы и при каких обстоятельствах ни была она возносима, по существу является непременно молитвой церковной, евхаристийной. Поэтому, кого можно поминать на домашней молитве, того можно поминать и в храме с некоторыми только ограничениями» свт. Филарет Московский. Однако в церковном богослужении существует евхаристическое поминовение усопших, которое не совершается вне Божественной литургии. Можно ли совершать проскомидию, принимая записки и вынимая частицу за тех, кто был крещен, но впоследствии отпал от Церкви в ересь? В книге «Скрижаль», одобренной Московским собором 1656 г.
Симеона Солунского : «…Не подобает нам приносить частицы за еретиков или поминать их. Здесь нет места неверным и еретикам. Поэтому иерей вообще не должен приносить просфору или частицу ни за инославного, ни за тех, кто явно и нераскаянно грешит. Потому что приношение служит им к осуждению, как [в осуждение служит] и причащение тем, которые без покаяния причащаются страшных Таин, как сказал божественный Павел» Скрижаль. Акты соборов 1654, 1655, 1656 годов. Как можно «вымолить» душу из ада, если, как будто, оттуда нет дороги на небеса Лк.
Хотя сюжет притчи о богатом и Лазаре может быть отнесен ко временам Ветхого Завета, когда человек еще не был искуплен, нередко лоно Авраамово интерпретируется как Царство Небесное, то есть с акцентом на новозаветные времена. И если под лоном Авраамовым понимать Царство Божие, открывшееся с Пришествием Спасителя и совершением Искупления, то, конечно, «переход» из ада в лоно Авраамово возможен — по молитвам Церкви. И Сам Спаситель сошел после смерти душой во ад, чтобы проповедовать там избавление, и вывел оттуда всех ветхозаветных праведников или всех уверовавших в Него 1Пет. Для чего молиться за тех умерших, кто покаялся пред смертью и, следовательно, получил от Господа прощение и разрешение своих грехов? Покаяние умирающих могло быть неполным, недостаточно глубоким и искренним. Также порой умирающие не успевают завершить процесс покаяния, принесением его достойных плодов, что как бы «восполняется» молитвами и милостынями живых.
Кроме того, человек, покаявшись перед смертью, может успеть согрешить до того, как умрет например, в помыслах, желаниях , даже если смерть наступит вскоре после его покаяния. Получают ли помощь те усопшие, за которых некому помолиться на земле? В «Синаксаре в субботу мясопустную» сообщается, что общецерковное поминовение усопших установлено как раз в связи с тем, что не все умершие получили «установленного поминовения». Также все общецерковные и частные поминовения «всех усопших православных христиан» подразумевают и тех усопших православных, чьих имён мы не знаем. Как согласовать предстательство Церкви и молитвы живых за умерших со словами о том, что Христос есть единственный ходатай Бога и человеков 1Тим. Церковь, как столп и утверждение истины 1Тим.
И если она призывает верить и надеяться на возможность переселения усопших грешников в обители святых, то такая возможность действительно существует. Как согласовать учение о благотворном влиянии молитв на умерших со словами о том, что на Страшном суде Бог воздаст каждому по делам его Рим.
Существует заблуждение, что в году есть какой-то особый день, когда можно помянуть наложивших на себя руки. Называются Радоница, которая в 2021 году приходится на 11 мая, или Троицкая родительская суббота — 19 июня в нынешнем году. Однако церковь не поминает самоубийц ни в эти дни, ни в какие другие. Так что упоминание об особом поминовении в день Конона — не о них. А о тех, кто умер неестественной смертью, а такие есть практически в каждой семье.
Наоборот, это стоит делать до 40-го дня — в числе остальных дел милосердия, совершаемых особенно усердно в память об умершем. На могилу — венки и еда Несмотря на повсеместность этой традиции, искусственные цветы — не лучшее украшение могилы для православного христианина. С годами состарившиеся пластмассовые букеты и венки образуют горы мусора, который потом утилизируют, нанося вред окружающей среде. Искусственные цветы на самом деле — не лучшее доказательство нашей памяти и заботы об усопшем. У Бога все живы, и в нашей памяти все усопшие родные, близкие сердцу люди — тоже живы. Но искусственные ромашки и хризантемы никак не подчеркивают это утверждение. Будет намного лучше принести на кладбище букет из живых цветов. А можно посадить саженцы нарциссов или календулы, или любых других — непосредственно у могилки. Не стоит приносить и оставлять еду на кладбище. Эта суеверная традиция не имеет никакого отношения христианскому поминовению. Умершие родственники уже не нуждаются ни в еде, ни в питье. А оставленная на могилках пища, привлекает птиц и бродячих животных, которые начинают бродить по кладбищу, наводя беспорядок. Нарушается благоговейное отношение к памяти умерших. Самим стать ближе к Богу О душах усопших родственников мы можем молиться сами дома, а также заказывать церковные молитвы. Как же еще мы можем помочь нашим родным и близким, отошедшим ко Господу? Важны дела милосердия: накормить голодающих, подать нуждающимся, можно пожертвовать какую-то сумму на храм. И, конечно, немаловажно наше собственное усилие по исправлению себя и укреплению в духовной жизни.
Традиции обряда поминовения на полгода Организовывать поминки в полгода не обязательно. Однако если Вы решили почтить память усопшего, то можно воспользоваться следующими рекомендациями: Помолиться о спасении души умершего дома. Сходить в церковь, чтобы раздать милостыню всем нуждающимся, поставить свечу и заказать сорокоуст. Посетить место захоронения. Устроить поминальный обед на полгода согласно православным традициям. Даже если Вы отошли от правил и какой-то из пунктов у Вас не получается выполнить — не страшно. Главное этот день провести с молитвой и благочестивыми мыслями о покойном. Посещение храма: что нужно знать? В церковь надо прийти рано утром, еще до начала богослужения. Далее в церковной лавке нужно приобрести свечу и поставить ее на канун за упокоение души усопшего. Не лишним будет сделать и поминальное подношение — для этого принесите с собой в храм крупу, сахар, выпечку или другие продукты, а затем оставьте их на специальном столе. Чтобы помянуть умершего «по всем правилам», необходимо заказать в церкви одну из следующих служб: Молебен — это разновидность обращения к Высшим силам, которое происходит вне литургии. В процессе молебна священнослужитель просит помощи у Господа Бога, Пресвятой Богородицы и других святых об упокоении души умершего. Сорокоуст — представляет собой литургию, которая проводится 40 дней подряд. В ходе таинства священник приносит Богу небольшую жертву в виде кусочков просфоры, погруженных в красное вино. Чтобы заказать сорокоуст работнику церкви нужно подать именную записку, где указать имя без фамилии и отчества умершего человека и всех его почивших родственников кого помните. Сорокоуст проводится в любые дни, кроме тех, которые приходятся на Великий Пост. В период поста литургии проходят только по выходным, поэтому записки на такую службу не принимаются. Панихиду — литургия, которая по содержанию очень схожа с ритуалом отпевания усопшего. Панихида также заказывается в церковной лавке при помощи именной записки. Обратите внимание! К поминкам в полгода необходимо отнестись серьезно, приняв полноценное участие в литургиях. Нужно искренне молиться, слушать наставления священника. До завершения службы покидать церковь не рекомендовано. Перед уходом из храма не забудьте приобрести свечу или лампаду для кладбища.
Please wait while your request is being verified...
Под запретом находится алкоголь. Хотя на любых поминках есть выпивка, по традиции этого быть не должно. Пьянство — это грех, предаваться на поминках греху может навредить душе усопшего. По этой же примете не стоит носить спиртное на кладбище. Не следует ставить на стол много блюд, потому что чревоугодие — это грех. Стол нужен скромный, без изысков и пафоса. Принятие пищи не имеет значения.
Важно, то что люди собрались, чтобы вспомнить человека, а не по чревоугодничать. Но даже если вы избавляете поминальный стол от роскоши, то все, же надо рассчитать так, чтобы хватило на всех. Люди приходят незваные и поэтому лучше иметь немного в запасе. То, что, останется после поминального стола, надо раздать нищим. Продукты выкидывать нельзя ни в коем случае. Стоит ли приглашать гостей На девятый день на поминки людей не зовут, они так и называются незваные.
Это значит, что люди приходят помянуть человека сами, если они хотят. Звать на поминки не рекомендуют. Люди должны сами прийти и помянуть усопшего. По традиции должны быть обязательно родственники, люди, которые производили омовение покойного, те, кто мастерил ему гроб, копальщики могилы. Если это всё делали люди из ритуальных служб, то традиция теряет свою актуальность. Как вести себя на поминках За столом нельзя смеяться, веселится, громко разговаривать.
Что говорят на 9 день после смерти — нельзя вспоминать покойного с плохой стороны, его неблаговидные поступки, пагубные пристрастия. О покойном или хорошо, или никак. До 40 дня будет приниматься решение, где находится ему в Раю или в Аду, поэтому негативное будет складываться на плохую чашу весов, а это прямиком ведёт к страшному приговору. Внешний вид пришедших тоже должен быть соответственный. Головы женщин должны быть покрыты, лучше всего платком, волосы собраны. Мужчинам надо снимать головные уборы в помещении еще при входе.
Черный траур носят только родные и близкие. Что сделать родственникам на 9 день Первые 9 дней после смерти, как провести их родственникам. Труд родных принесёт усопшему пользу в следующей его жизни или поможет попасть в рай — тут уже кто во что верит. Что происходит на 9 день после смерти: объединяются люди и ангелы для того, чтобы усопший попал в Рай. Поминальные дни — это не просто формальность. Это то время, когда живой помогает тому, кто умер.
Сходить в церковь Что делают на 9 дней после смерти — поход в церковь обязателен. Там надо заказать молебен, поставить свечи за упокой. Молиться у икон, прося милости для усопшего, чтобы Бог и ангелы были к нему благосклонны. Конечно, произносить молитвы можно и дома, но молебен — это всё равно необходимый поход в церковь. Молитвы могут читать не только родственники, об упокоении души, могут молится друзья и знакомые, чем больше народу молится, тем благосклоннее будет решение Небесного суда. Можно молиться Богу, а можно любому святому.
Посетить кладбище Как поминать на 9 день после смерти: к обеду надо сходить на могилку к усопшему, навестить его.
Однако помимо этих предметов считается, что неувядаемый и настоящий капитал, который человек может с собой забрать на тот свет — это навыки его духовной жизни, — объяснил священник. Нередко во время отпевания в руки покойному кладут икону. Если хоронят мужчину, то это образ Христа , если женщину — образ Матери Божией. Также после завершения отпевания священник может поместить в руки усопшего еще и разрешительную молитву, продолжил эксперт.
Еще крестьяне делали гужи из сыромятной кожи и проверяли конскую сбрую. На Якова справляли последние осенины — проводы осени — и отмечали, если этот день падал второй снег, он был обильным и не таял, то зима обещала быть мягкой, а лето — урожайным. Кроме того, 5 ноября проходит церковный день поминовения — Дмитриевская родительская суббота. В древности этот день назывался Дедовой субботой. В этот день о покойных нужно думать и говорить только хорошее.
Если ты живешь в достатке — можешь отдать садака тому, кто в этом пожертвовании нуждается. Отказываться от садака — это греховный поступок. Я обычно на таких трапезах говорил, что желающие могут передать садака в пользу мечети. Тогда мне один хазрат сказал: «Вот за этим столом может оказаться человек, который пришел, надеясь получить хоть какую-то помощь. Когда ты призываешь отдать садака мечети, все следуют твоему примеру и сдают в фонд мечети. И тому человеку приходится отдать, хотя он ведь сам нуждается». Действительно, мы можем и не знать, что за столом есть те, кому такая помощь необходима. Гости, конечно, все не могут съесть, многое остается. Хозяева обижаются, что гости ничего не съели. Поэтому желательно, чтобы при подготовке не переусердствовать, не надо стараться превзойти других в богатстве угощения. Не стоит превращать поминальные трапезы в свадебные столы. А если уж была возможность, приготовили много и осталось, то нет ничего плохого в том, чтобы раздать эту еду в качестве гостинца. Это даже предпочтительнее, чем еда останется и испортится. Ведь это будет исраф. Поэтому не стоит отказываться, если предлагают гостинец с собой. Обязаны ли это делать все присутствующие? Можно раздавать что угодно или только деньги? Сейчас раздают не только деньги — это могут быть книги, мыло, чай. Такое тоже возможно. Желательно полученный садака отдать сиротам и нуждающимся. Это правильно или просто дань моде? Поэтому ничего плохого в этом нет. Желательно, чтобы мы хотя бы раз в месяц совершали наши молитвы для душ умерших. Это правда? Потому что судьба человека, его удел только от Аллаха. Кто-то говорит: «Если в доме умрут два человека, умрет еще и третий».
Порядок действий после похорон в православной традиции
Для того, что понимать, как правильно поминать усопших, что говорить в день памяти, нужно разобраться, что же происходит с человеческой душой после смерти. В православных обрядах принято на год смерти усопшего идти на кладбище, помянуть умершего, убрать могилку, положить живые цветы и зажечь свечку. день особого всецерковного поминовения усопших на 9-й день после Пасхи. Об этих неприкаянных душах, иноверцах и язычниках разрешалось поминать только в особой частной молитве. Как правильно поминать усопшего на 9 дней после смерти, и почему нужно это делать родственникам.