Прах народной артистки СССР, балерины Майи Плисецкой до сих пор не упокоен и хранится дома у ее вдовца, 87-летнего композитора Родиона Щедрина.
Майя Плисецкая: почему всю жизнь балерина чувствовала себя оскорбленной и униженной
Майя Плисецкая: причина смерти. Последние годы жизни балерины | Путин выразил соболезнования в связи с кончиной Майи Плисецкой. |
МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ — | История с дочерью Майи Плисецкой началась в 1999 году. Все газеты трубили о том, что у великой балерины есть тайная дочь. |
Скончалась балерина Майя Плисецкая | Солисты балета Государственного академического Большого театра СССР Майя Плисецкая и Марис Лиепа на репетиции.1970-е. |
«Личная жизнь Майи Плисецкой». Документальный фильм | Кинорежиссер Василий Катанян, друживший с Майей Плисецкой, вспоминал: «Все перипетии бурной жизни детей Рахили касались ее непосредственно: и триумфы на сцене, и неприятности. |
Майя Плисецкая — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия | Как в буйные девяностые нервничала за каждого участника балетного конкурса "Майя", как, будучи уже великой Плисецкой, тряслась перед исполнением специально для нее поставленной сольной программы. |
О Майе Плисецкой
Путин выразил соболезнования в связи с кончиной Майи Плисецкой. Такова сила Майи Михайловны Плисецкой — величайшей балерины современности, которая даже в 75 лет продолжала выходить на сцену и дарить зрителям магическую красоту танца. В очередной раз Майя Плисецкая дала понять, что Анастасия Волочкова не только не является выдающейся балериной современности, но и постоянно использует ее имя для того, чтоб увеличить собственную популярность.
Регистрация
- Майя Плисецкая: «Характер — это и есть судьба»
- Майя Плисецкая: дело о тайной дочери балерины - Умная
- Легендарная балерина Майя Плисецкая скончалась на 90-м году жизни — СуперОмск
- «Личная жизнь Майи Плисецкой». Документальный фильм
- Майя завораживала весь мир, но учителям дерзила с первых же уроков | Правмир
Майя Михайловна Плисецкая
Майя Михайловна многие годы была художественным руководителем труппы балета в Риме и затем в Мадриде. А Владимир Васильев имеет школу в Бразилии. Подумайте, как далеко. Майя Михайловна была иконой стиля. Она одевалась удивительно и совсем не похоже на то, как одевались советские люди.
Ее любимым дизайнером был Пьер Карден. Хотя с ней работали многие. Но Пьер Карден был для нее самым важным человеком в этой области». У Плисецкой была сложная судьба.
Ей принадлежат такие слова: «До последнего мига боритесь… Мои победы только на том и держались. Характер — это и есть судьба». В 1938 году отца Плисецкой расстреляли, мать была выслана в Казахстан в лагерь жён изменников Родины. Тогда маленькую Майю удочерила её тётя, балерина Суламифь Мессерер.
В одном из давних интервью Владимиру Познеру Майя Плисецкая рассказывала, что арест отца повлиял на ее характер — у нее появилось чувство протеста. Майя Плисецкая «Мне было 11 лет. Я помню, что ночью пришли. Но я тогда не понимала до конца это горе, потому что я не понимала, как это можно вдруг прийти — какие-то люди, какие-то обыски, растерянный отец, который сказал: «Ну, слава богу, наконец-то разберутся».
Ему казалось, что, все-таки, правда должна быть. У меня в характере всегда есть чувство протеста, может быть тогда оно и появилось». Роль Маши в «Щелкунчике» — свою первую главную партию — балерина станцевала уже в первый сезон работы в Большом театре. Незабываемой для зрителей стала роль Одетты-Одиллии в «Лебедином озере»: движения необыкновенно гибких рук и корпуса балерины создавали иллюзию трепета крыльев плывущего лебедя, превращения девушки в птицу.
Случился официальный дебют Майи с уже знакомой партией «Умирающий лебедь». Несмотря на то, что в первое время Майя выступала на заднем плане и получала минимальную зарплату, успех пришел к ней довольно скоро, когда она исполнила прыжковую мазурку в «Шопениане». После этого выступления Плисецкая начала получать первые сольные роли в спектаклях.
В 1950 году Майя впервые станцевала партию Китри в «Дон Кихоте», определив судьбу еще одной будущей звезды советского балета Рудольфа Нуриева. Он смотрел этот спектакль, будучи еще 13-летним мальчишкой, и рыдал от счастья, настолько вдохновила его Плисецкая.
Танцевать или детей нянчить — выбрала первое. Щедрин без восторга, но согласился». Плисецкая не жалела о своем решении, потому что «детей с семьями много, а Майя Плисецкая одна». Родион Щедрин всегда сопровождал Майю Плисецкую во время гастролей. Балерина хранила свою помаду в кармане пиджака супруга, так как сама все теряла, а муж постоянно находился рядом.
Щедрин посвятил жене много балетов, в числе которых «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой». Сама Плисецкая, покинувшая сцену в 65! Долгие годы ее связывала дружба со знаменитым французским кутюрье Пьером Карденом, у которого она и ее муж — композитор Родион Щедрин — одевались. А началось все с ее Кармен. Впервые Карден увидел Плисецкую именно в этом образе.
Она настолько поразила его воображение, что он вдохновился до конца своих дней ею как божеством. Карден сделал специально для Плисецкой костюмы к балетам на музыку Щедрина «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Когда великий кутюрье приезжал в Москву, в вечере в его честь принимала участие и Майя. Она выходила на подиум в Париже, когда он представлял свою коллекцию. Директор высокой моды Дома Пьера Кардена Мариз Гаспар отметила, что она и ее коллеги навсегда запомнят легкость и простоту, с которой держалась одна из самых известных в мире звезд балета.
Ив сен Лоран восторгался Майей Плисецкой и его вдохновляло, то что она бросала вызов всему консервативному обществу того времени. Кутюрье создал нежно-розовый шифоновый хитон — неимоверно женственный и одновременно откровенный, как и сама Майя. Его всегда привлекала русская культура и он искал её отражение в людях. Более действенного способа быть в форме еще не придумали.
Тогда Плисецкая познакомилась с премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру, который по приезду в Советский Союз вместе с Индирой Ганди, подарил ей костюм для индийского танца.
Ранее стали известны подробности о выпускном легендарной балерины.
Несравненная Майя: редкие фото великой балерины и музы великих модельеров
Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. В июне 1934 года она поступила в Московское хореографическое училище. Дебютировала она там на выпускном концерте 21 июня 1941 года — накануне начала Великой Отечественной войны. Свою первую главную партию она станцевала уже в первый сезон работы в театре - роль Маши в «Щелкунчике» П.
Затем были Мирта в «Жизели», фея Осени в «Золушке» и другие.
Ее уход оплакивают деятели культуры и ценители искусства по всему миру, говоря об уходе целой эпохи. Народная артистка СССР 1959 , лауреат премии Анны Павловой Парижской академии танца 1962 , лауреат Ленинской премии 1964 , герой Социалистического труда 1985 , полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат множества других наград и премий разных стран мира фото: В.
Вот лишь несколько найденных ею перлов: Негодяев, Потаскушкин, Дамочкин-Визжачих. Майя Михайловна всегда одевалась с иголочки.
Несмотря на то, что в советские времена достать хорошую вещь было непросто, а за границу балерину долгое время не пускали, ее наряды никогда не оставались незамеченными. На одном из официальных приемов сам Никита Хрущев с укором сказал балерине: «Вы слишком красиво одеты. Богато живете? Гастроли Большого театра в Америке. Майя Плисецкая знакомится с газетными рецензиями.
Балерина любила питательные кремы. Она густо намазывала их на лицо, а затем садилась на кухне и раскладывала пасьянсы. Часто подобные посиделки продолжались до глубокой ночи, ведь артистка всю жизнь страдала бессонницей. Уснуть ей помогало только снотворное. Майю Михайловну связывали дружеские отношения с Робертом Кеннеди.
Они познакомились во время второго американского тура Плисецкой. Политик не скрывал своей симпатии к русской балерине и часто поздравлял ее с днем рождения, который по воле судеб был у них в один день. Самым первым презентом от него стал золотой браслет с двумя инкрустированными брелками. Кошани 5. Родион Щедрин и Майя Плисецкая прожили в браке 57 лет.
Одетта в исполнении Майи Плисецкой со временем стала мировой легендой. Руки балерины сравнивали с зыбью воды, с волнами, с изгибами лебединых крыльев. Критики называли пластичность ее рук "нечеловеческой". Майя Плисецкая проработала в Большом театре до 1988 года. В историю мирового балета вошли ее ведущие партии в "Лебедином озере", "Каменном цветке", "Спящей красавице", "Спартаке", "Жизели", "Раймонде" и другие.
Все эти роли отточили стиль Плисецкой - графический, отличающийся изяществом, остротой и законченностью каждого жеста и позы, каждого отдельного па и хореографического рисунка в целом. Редкий талант актрисы - яркий, трагедийный - проявился в партии Кармен в балете "Кармен-сюита", поставленном Альберто Алонсо специально для Майи Плисецкой. Образ Кармен, одна из главных ролей Плисецкой в репертуаре Большого театра, явилась ярчайшим проявлением творческого мастерства великой балерины. Майя проявила себя и в качестве талантливого балетмейстера. Она поставила в Большом театре балеты Р.
Щедрина "Анна Каренина", "Чайка", "Дама с собачкой", в которых выступила как исполнительница главных партий. В 1984 году в Риме она поставила балет "Раймонда" А. Как драматическая актриса Плисецкая снялась в художественных фильмах "Анна Каренина", "Чайковский", в телеэкранизациях балетов "Болеро", "Айседора", "Кармен- сюита", "Дама с собачкой", телевизионных фильмах "Фантазия", "Чайка".
Майя Плисецкая: своим талантом парящая грация покорила весь мир
Майя Плисецкая - великая балерина? Антисоветчица, полная ненависти и снобизма! | Писатель Луи Арагон, балерина Майя Плисецкая, писательница Эльза Триоле и писатель Константин Симонов на Белорусском вокзале. Фото: РИА Новости/ Лев Носов. |
96 лет прошло со дня рождения Майи Плисецкой: жизнь гениальной балерины - Аргументы Недели | 29 ноября 1995 года на сцене Большого театра в Москве состоялся юбилейный концерт Майи Плисецкой, в ходе которого великая балерина продемонстрировала удивительное творческое долголетие. |
Майя завораживала весь мир, но учителям дерзила с первых же уроков | Правмир | Майя Михайловна Плисецкая (20 ноября 1925, Москва, СССР — 2 мая 2015, Мюнхен, Германия) — советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, прима-балерина Большого театра СССР в 1948—1990 годах. |
Большой и Мариинский театры отмечают юбилей Майи Плисецкой
Майя Плисецкая была балериной, хореографом (работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета и Испанского национального балета в Мадриде), писателем. Прах народной артистки СССР, балерины Майи Плисецкой не предан земле и находится дома у её супруга, 87-летнего композитора Родиона Щедрина. Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене, Германия, от тяжелого сердечного приступа. Смотрите онлайн видео «Выпуск 2. Балерина Майя Плисецкая» на канале «ГБУ "Центр"» в хорошем качестве, опубликованное 25 апреля 2022 г. 11:11 длительностью 00:03:54 на видеохостинге RUTUBE.
Балерину Майю Плисецкую по сей день не похоронили
Майя Плисецкая – последние новости. Майя Плисецкая танцует "свадебную" вариацию Китри из балета Большого театра "Дон Кихот". Несмотря на последнюю волю балерины, почитатели Плисецкой грезят о том, чтобы великую танцовщицу символично похоронили и поставили кенотаф — надгробие на каком-нибудь из кладбищ.
Выставка «Я, Майя Плисецкая»: 6 инсталляций о судьбе балерины
Зажигали «казаки» Ансамбля Александрова. После многолюдного и отчаянно радостного марафона Плисецкая тогда иронично заметила: «Чем не культ балетной личности? В нем не было буйных красок «Дон Кихота» и радостного экстаза «Вальпургиевой ночи», а дуэты-рефлексии подавили массовые сцены. Не было и той энергии, которой дышал танец разрушительницы канонов и стереотипов, умевшей каждое появление на подмостках наполнять феерией страсти. Организаторы не обременили себя поисками новых решений, вечер выстроили по апробированным трафаретам. Фрагменты ролей Майи Плисецкой представило нынешнее поколение Большого и Мариинского театров.
В паузах между номерами звучали точно выбранные строки из автобиографии балерины «Я, Майя Плисецкая». Их читала Илзе Лиепа в шикарном черном платье с зеленым поясом — напоминание о знаменитом наряде, подаренном Майе Пьером Карденом. Читала с излишней патетикой, чуждой виновнице торжества, всегда стремившейся очистить свои образы от пафоса. На экране «танцевала» Майя — оживал пылкий московский стиль, свободный, с прыжками-полетами, широкими жестами, гордыми позами. Записи середины прошлого столетия передавали абсолютный пластический слух Майи, ее гипнотическое искусство, опередившее время.
Первыми вышли на сцену ученики — с танцем «Ave Майя» на музыку Баха и Гуно. Резные веера, крепко сжимаемые детскими ладошками, чертили графические узоры, навевая воспоминания о хореографии Мориса Бежара. Он подарил одноименную миниатюру 80-летней Плисецкой, чьи гуттаперчевые руки-крылья играли японскими веерами: красный символизировал жизненные силы, белый — тишину смерти. Вечная смена света и тьмы. Я произношу ее имя с душевным теплом.
Она ставила для нас маленькие балеты и каждый раз занимала меня. Я танцевала в «Полюшко-поле». На мне был длинный расписной сарафан, рябоватый платочек клинышком, матерчатые сафьяновые сапожки». Оба номера поставила хореограф Ольга Насырова, их трогательно и старательно исполнили учащиеся Школы классического танца Геннадия и Ларисы Ледях.
Фото: Мосфильм-инфо Однако долгие годы у Майи Плисецкой на пути к мировому признанию стоял железный занавес! Майя Михайловна считала, что невыездной она стала после гастролей в Индии в 1953 году. К советской группе, как водится, были приставлены сопровождающие, призванные днем и ночью следить за артистами. А за Майей Плисецкой, славившейся своими прямотой и независимостью, был особый контроль.
Не разрешали задерживаться у витрин, общаться без советского переводчика, самостоятельно выходить из гостиничного номера. При этом Плисецкая — лицо труппы, с ней все желали пообщаться, например, знаменитые индийские актеры Наргис, Радж Капур… А Майя Михайловна вынуждена была согласовывать каждый свой шаг с людьми из органов. Конечно, она не сдержалась: на замечания и придирки сопровождающих несколько раз отреагировала дерзко. Через своего переводчика Неру стал вести с ней беседу. Актриса поймала сверлящий взгляд своего «надсмотрщика», сидевшего за дальним столом, — ему кусок в горло не лез, ситуация вышла из-под контроля. Он не ест по религиозным соображениям? К концу своего срока на посту генсека он жаловался: «Как представлю, что сегодня опять смотреть «Лебединое…», — аж воротит». Красавица Плисецкая — желанная гостья всех правительственных и посольских приемов.
При этом ни на одни серьезные зарубежные гастроли Майю Михайловну по-прежнему не посылают, хотя слухи о фантастической советской балерине уже распространились по миру. Тем временем приближались очень ответственные и долгожданные гастроли — первый выезд советского Большого театра в Лондон… В списке артистов, включенных в поездку, Плисецкой снова нет, как и ее брата Александра оба брата Майи, и Александр, и Азарий, стали солистами Большого. Он отлично владел русским языком и был знатоком и поклонником балета, посещал Майины спектакли, присылал цветы. Это дало надежду… Но ничего не изменилось, все чиновники, от которых зависело решение этого вопроса, отмалчивались или уходили от ответа. Не помогли ни письма, ни звонки в высокие кабинеты, ни встречи с Джоном Морганом, ни угрозы Плисецкой уйти из театра. Все, чего добилась Майя — того, что КГБ установил за ней круглосуточную слежку. Куда бы она ни пошла, по пятам за ней следовала машина с тремя молодчиками, которые даже не таились — работали вполне себе открыто. Большой театр благополучно уехал в Лондон без нее.
Неожиданно из разных высоких кабинетов Плисецкой стали поступать звонки с одним требованием: предотвратить потенциальный демонстративный успех этих двух спектаклей. Ибо внимание западной прессы и так приковано к факту отсутствия Плисецкой на английских гастролях. Екатерина Фурцева, в то время член Политбюро, пригласила ее на очную встречу, просила предотвратить шумный успех спектаклей, поговорить с активными поклонниками… Майя же ответила, что специально плохо танцевать не будет, а запретить людям кричать «браво» не в ее силах. Единственное, что она может сделать, — не выходить на сцену вовсе, отменить спектакли. Но это только вызвало бы дополнительный скандал: слух о том, что опальная Плисецкая будет танцевать «Лебединое…», уже разнесся по городу. Вся театральная Москва собралась поддержать артистку: не только театралы, но и коллеги — корифеи разных сцен. По признанию самой Плисецкой, это были два лучших спектакля в ее жизни, больше таких эмоций она не испытывала. Когда Майя в образе Одетты выпорхнула на сцену, началась такая овация, что оркестр был вынужден остановить музыку.
Плисецкая три или четыре минуты не могла продолжить танцевать — казалось, эти мгновения переросли в часы. Кстати, после этого стало традицией, что на первый выход Майи Михайловны в «Лебедином…» всегда были долгие аплодисменты. В день первого спектакля зал был напичкан сотрудниками КГБ в штатском или переодетыми в капельдинеров. На спектакль явился и сам председатель КГБ Серов с супругой — видимо, хотел лично предотвратить провокацию. Во всех ложах стояли его подчиненные, которые отнимали у поклонников цветы, а тех, кто сопротивлялся, вытаскивали из зала. С некоторыми дошло до драки. Многих любителей балета тогда забрали на допрос, выясняли, не была ли спровоцирована эта «протестная акция» самой балериной. Поклонники Плисецкой были готовы на все «Когда Майя вернулась с гастролей из США, ей присвоили звание народной артистки СССР, как благодарность за то, что не сбежала… Хотя у нее и мыслей таких не было — в Москве ее ждали любимый муж, сцена и зрители» С мужем Родионом Щедриным.
В одной из своих книг он описал вот какую историю: однажды он сел в троллейбус и попросил передать деньги за проезд. И тут сидящий рядом мужчина с любопытством поднял на него глаза: «Ваш скрипучий голос мне знаком! Наконец-то я вас увидел. Не вы ли после каждого спектакля с участием Майи Михайловны орете: «Плисецкая, браво! Я играю в первых скрипках Большого театра, и мы всякий раз боимся, что вы в своем экстатическом восторге свалитесь в оркестровую яму и переломаете нам скрипки! У нее был особый нюх на талантливых людей, многим художникам и людям искусства она помогала. В квартире Брик был своеобразный салон, где собирались талантливые современники. Естественно, Майя вошла в этот круг.
У хозяйки был аудиомагнитофон — редкая по тем временам вещь, — на который Лиля Юрьевна записывала голоса друзей дома. Так появилась запись, как Майя Плисецкая голосом исполняет куски из «Золушки» Прокофьева. Эту запись Лиля Юрьевна однажды дала послушать молодому композитору Родиону Щедрину, и тот был поражен музыкальностью тогда еще не знакомой ему балерины. Вскоре Майя и Родион встретились — все там же, в гостях у Брик. Правда, тогда, в 1955 году, на приеме, устроенном Лилей в честь приехавших в Москву Жерара Филипа и Жоржа Садуля, вспышки чувств между композитором и балериной не случилось. А в 1958 году Родион Константинович работал над музыкой к балету «Конек-горбунок», и для вдохновения ему посоветовали посетить занятие Майи Плисецкой в балетном классе. Он пришел, и вот тут-то любовь и страсть их настигли. В том же году они стали мужем и женой — и прожили 57 лет.
Когда Плисецкая вышла замуж за Щедрина, у них появилась маленькая двухкомнатная квартира правда, десятки лет спустя выяснилось, что она была оборудована прослушивающими устройствами.
Но лично не хотела бы у него танцевать. Это не мое, у него слишком абстрактный танец. Когда я танцевала "Умирающего лебедя" в Индии, никто не спрашивал, про что этот танец — все понимали. А когда танцевала па-де-де из "Дон-Кихота", спрашивали. А я и сама не знаю, про что это. Про тридцать два фуэте. Это техника, а люди любят понимать, сопереживать». Конечно, я не разогревалась перед спектаклем горячим душем, как одна прима-балерина, но я помню, как Елена Михайловна Ильющенко мне кричала: "Боже мой, уже третий звонок, а она еще только красит ресницы"».
Но я этого никогда не пробовала. Это, знаете, как в анекдоте: "Вы играете на скрипке? Без исключения. В это противоречие попала и я. Она и Эльза, ее сестра, — это были две умнющие ведьмы, которые находили удовольствие в том, чтобы постоянно портить жизнь друг другу». Она меня коробит пуще красной тряпки. И в искусстве, и в жизни». И к себе тоже. А если считают, что это плохой характер, что я могу поделать?
Измениться труднее, чем за волосы себя поднять». Нам-то ничего не разрешали! Нам с Родионом надо было позаботиться о хлебе насущном. И мы принимали предложения, поступающие из разных уголков мира, я участвовала в работе над спектаклями, он писал музыку». Сколько уже на моей памяти было дано обещаний их убрать, но ни одно не выполнено. Я не привыкла опаздывать. И во всем мире не опаздываю, а в Москве не получается».
Миниатюру Михаила Фокина «Умирающий лебедь» Майя впервые станцевала еще ученицей балетной школы; исполняла ее и в семьдесят лет. Уникальное творческое долголетие не вписывалось в привычные рамки балетного стажа и возраста. Более полувека ее гордая птица боролась за каждый вздох, не желая покориться неизбежности ухода. Драгоценная нить па-де-бурре, пение гибких рук, излом неправдоподобно длинной шеи. Дивные танцовщики и замечательные артисты Диана Вишнёва и Денис Савин наполнили «Приношение» лавиной скрытых чувств и глубокими смыслами — о пройденном пути, неотвратимости закона угасания жизни, о печали расставания. Лебедь и Кармен — два полюса творчества Майи. Вариации на тему «Кармен-сюиты» завершали гала. В одном Большом — 132. Меня хвалила пресса. Меня ругала пресса. Но публика принимала спектакль с восторгом, упоением, радостью. Это ли не высшая награда за мое упрямство, веру, фанатизм, убежденность? Советских чиновников во главе с Екатериной Фурцевой ввела в оторопь свободолюбивая цыганка, которая с достоинством королевы, с горделиво вскинутой головой заносчивой походкой, покачивая бедрами, шла на гибель. Для балерины «Кармен» — история личная: о пути к свободе через сиротское детство, расстрел отца, ссылку матери, невыездную молодость, боль за несыгранные роли, запреты на эксперименты. А с фотопроекций на боковых кулисах вглядывалась в достойные танцы молодых неповторимая и несравненная Майя. Накануне вечера памяти в Большом прошла презентация книги великой балерины «Я, Майя Плисецкая». И пусть никого не остановит тот факт, что хроника жизни — переиздание. Все пятнадцать предыдущих тиражей давно разошлись. Новой публикации бестселлера предшествуют исповедально искреннее предисловие Родиона Щедрина и неизвестные фото из личного семейного архива. Последние датированы концом 2014-го.
96 лет прошло со дня рождения Майи Плисецкой: жизнь гениальной балерины
Майя Михайловна Плисецкая, выдающаяся танцовщица второй половины ХХ века, родилась 20 ноября 1925 года в Москве. В 1943 году она окончила Московское хореографическое училище, была принята в Большой театр и очень быстро стала его ведущей балериной. Став известной сразу же после окончания училища, Майя Плисецкая начала с того, что создала собственный стиль. Стиль Плисецкой — графический, отличающийся изяществом, остротой и законченностью каждого жеста и позы, каждого отдельного па и хореографического рисунка в целом.
Наделённая живым воображением и неиссякаемым интересом к новому, балерина упорно выстраивала свой уникальный артистический образ. Редкий талант трагедийной балетной актрисы проявился уже в 1945 году на премьере «Золушки» С. Прокофьева, где Плисецкая стала первой исполнительницей партии феи Осени.
Благодаря своему феноменальному прыжку, выразительной пластике и острому ощущению ритма балерина развернула дивертисментную миниатюру «Осень» в драматичную танцевальную фреску. Контраст с общей сказочной и несколько легкомысленной атмосферой, царившей в спектакле, был разительным. Таким же контрастом по отношению к стилю «большого балета» 1950—1960-х годов выглядели почти все сценические создания Плисецкой, в том числе и её исполнения главных партий в академических балетах «Раймонда» и «Дон Кихот».
Необычной была интенсивность эмоций и яркость формы. Когда же ослепительная яркость соединилась с трагедийной темой, возникла Кармен «Кармен-сюита» — одна из главных ролей Майи Плисецкой в репертуаре Большого театра.
Зажигали «казаки» Ансамбля Александрова. После многолюдного и отчаянно радостного марафона Плисецкая тогда иронично заметила: «Чем не культ балетной личности? В нем не было буйных красок «Дон Кихота» и радостного экстаза «Вальпургиевой ночи», а дуэты-рефлексии подавили массовые сцены. Не было и той энергии, которой дышал танец разрушительницы канонов и стереотипов, умевшей каждое появление на подмостках наполнять феерией страсти. Организаторы не обременили себя поисками новых решений, вечер выстроили по апробированным трафаретам. Фрагменты ролей Майи Плисецкой представило нынешнее поколение Большого и Мариинского театров. В паузах между номерами звучали точно выбранные строки из автобиографии балерины «Я, Майя Плисецкая».
Их читала Илзе Лиепа в шикарном черном платье с зеленым поясом — напоминание о знаменитом наряде, подаренном Майе Пьером Карденом. Читала с излишней патетикой, чуждой виновнице торжества, всегда стремившейся очистить свои образы от пафоса. На экране «танцевала» Майя — оживал пылкий московский стиль, свободный, с прыжками-полетами, широкими жестами, гордыми позами. Записи середины прошлого столетия передавали абсолютный пластический слух Майи, ее гипнотическое искусство, опередившее время. Первыми вышли на сцену ученики — с танцем «Ave Майя» на музыку Баха и Гуно. Резные веера, крепко сжимаемые детскими ладошками, чертили графические узоры, навевая воспоминания о хореографии Мориса Бежара. Он подарил одноименную миниатюру 80-летней Плисецкой, чьи гуттаперчевые руки-крылья играли японскими веерами: красный символизировал жизненные силы, белый — тишину смерти. Вечная смена света и тьмы. Я произношу ее имя с душевным теплом.
Она ставила для нас маленькие балеты и каждый раз занимала меня. Я танцевала в «Полюшко-поле». На мне был длинный расписной сарафан, рябоватый платочек клинышком, матерчатые сафьяновые сапожки». Оба номера поставила хореограф Ольга Насырова, их трогательно и старательно исполнили учащиеся Школы классического танца Геннадия и Ларисы Ледях.
Однако то время Майя Михайловна вспоминает вполне однозначно: «Эра Сталина отняла у меня отца. А я танцевала для тирана несколько раз. Он таращил на меня свои желтые волчьи глаза из-за пиршеского стола на своем семидесятилетии в Кремле.
Это время ее сформировало: как человека, как личность, как борца... Правда, кто-то говорит о любвеобильности балерины, о ее многочисленных романах: мол, Щедрин на все закрывал глаза. Ну так земля всегда полнится слухами. Однако о симпатии и даже взаимной знаменитого Роберта Кеннеди известно доподлинно. В 1962 году Большой театр гастролировал в Америке. По случаю приезда в советском посольстве был устроен прием - там они и познакомились. Выяснили, что родились в один день - 20 ноября 1925 года.
С тех пор в день рождения Плисецкую то и дело поджидали неожиданные сюрпризы. То в гостиничный номер посыльный приносил ей букет белых роз, то ящик вина, то элегантную коробочку с золотым браслетом. А потом и позвонил... Во время редких встреч они обнимались и расцеловывались как старые добрые друзья. В один из приездов Кеннеди повел ее осматривать Нью-Йорк. Балерине намекали, что Роберт слывет заядлым ловеласом, но она не придавала этому значения. Что-то нас взаимно влекло друг к другу.
Мы были друг другу интересны». В 1968-м они должны были увидеться снова - Большой в очередной раз приехал в Нью-Йорк. Роберт позвонил Майе, извинился, что не может встретить лично из-за предвыборной поездки, просил оставить для него вечер 11 июня... А 5-го в Калифорнии его застрелили. Днем позже во время концерта в «Метрополитен-опера» зрителям было объявлено: «В знак траура по Роберту Кеннеди Майя Плисецкая станцует «Умирающего лебедя». Зал встал... На молодого композитора ему тогда едва стукнуло 25 балерина произвела неизгладимое впечатление - рыжая, зеленоглазая, стройная как тростинка, длинношеяя...
Его совершенно не смутила разница в возрасте - Майя была старше на семь лет. Щедрину, как обладателю собственного авто, выпала обязанность развезти почетных гостей по домам. Окончательно же Щедрин влюбился, когда ставил балет «Конек-Горбунок» в Большом театре.
В начале марта 1938 года, точную цифру дня не могу вспомнить, Мита танцевала «Спящую». Сейчас я мучительно напрягаюсь, чтобы вспомнить, как получилось, что вечером в театре я внезапно оказалась совсем одна. Без мамы.
С большим букетом крымских мимоз. Просто выпадение памяти. Есть у меня в характере и поныне дурацкая способность погрузиться целиком в свои мысли, отрешиться от мира, ничего не замечать кругом. Я не люблю этой своей черты. Так было и в тот мартовский вечер. Спектакль заканчивается, поклоны, аплодисменты.
А где мама? Ведь мы были вместе. Я иду с цветами к Мите домой. С поздравлениями. Она живет рядышком с театром, сзади, в Щепкинском проезде, в доме Большого театра. Там, где потом в большой коммунальной квартире долгие годы буду жить и я.
Взяв цветы, Мита внимательно, пристально всматривается в меня серьезными темными глазами. И внезапно предлагает остаться ночевать. При этом она плетет какую-то чепуху, что маму срочно вызвали к отцу и она тут же, прямо из театра, не досмотрев спектакля, вечерним поездом куда-то умчалась. Я ей, естественно, верю. Я и сейчас легковерна. А в 12 лет поверишь в любую несуразицу.
Так я поселилась у Миты. Я не понимала, что мать в тюрьме. Что ее тоже арестовали. Тоже в самый неожиданный, неподходящий час. А разве люди уже придумали подходящий час для арестов? Именно у тетушки Суламифь нашла приют 12-летняя Майя.
Майя Плисецкая: «Многие с радостью пришли бы на мои похороны»
Танец длиною в жизнь: история самой известной советской балерины Майи Плисецкой | Майя Плисецкая танцует "свадебную" вариацию Китри из балета Большого театра "Дон Кихот". |
Выпуск 2. Балерина Майя Плисецкая | Майя Плисецкая – последние новости. |
Скончалась балерина Майя Плисецкая | Самая известная балерина XX века Майя Плисецкая всегда была объектом не только любви поклонников, но и зависти со стороны некоторых коллег и просто женщин, которые не могли похвастаться ни подобным талантом, ни красотой. |
Что еще почитать
- «Я с шиком сыграла свою крошечную роль»
- В Германии скончалась балерина Майя Плисецкая
- Плисецкая Майя Михайловна — биография танцора, личная жизнь, спектакли и фото
- Фото: Майя Плисецкая
Майя Михайловна Плисецкая
Но она, в расплату за добро, каждый день, каждый день больно унижала меня. И моя любовь мало-помалу стала уходить. Тетя ежедневно напоминала племяннице, что лишь благодаря ей, девочка не оказалась в детском доме. Также, по мнению Мессерер, Майя никогда не должна была забывать, в чьем доме она живет, на чьей кровати она спит, и кто ее кормит. Некоторое время Плисецкая это терпела, но в один день взбунтовалась. А мне не подходил ее класс.
Известная балерина создала свой собственный стиль, отличающийся изяществом, пластикой, графичностью, остротой и законченностью жеста. В её движениях танцевальное искусство достигло безупречной гармонии.
Майя Плисецкая выступала в качестве балетмейстера, поставив в Большом театре такие балеты Родиона Щедрина как «Анна Каренина», «Чайка» 1980 и «Дама с собачкой». Балерина всегда исполняла главные женские партии.
Пиджачок на нем кургузый, по тогдашней моде, скрывающий рост. Но переодевшись в балетное, Брианс преобразился. Вытянулся, постройнел…» На сцене он предстал таким, что старые балетоманки, рассказы которых мне приходилось слышать, до сих пор не могут прийти в себя от нагрянувших на них чувств. Накаченный красавец с выпиравшими из трико мышцами напоминал им Ахиллеса с древнегреческих скульптур.
Контраст с хрупкой Плисецкой, облаченной в «розовый лепесток» хитон, изготовленный Ив Сен-Лораном , был разительный. Он то и «иссушал» Майю на сцене своими мускулистыми объятиями. На двенадцатичасовую репетицию Ролан, как пишет Плисецкая, « разоделся в белое с ног до головы. Заблагоухал духами. В Москву он явился — стояла прохладная осень — вырядившись в меховую длиннополую шубу из енота. Такого французского месье москвичи отродясь не видели.
С войны 1812 года». Естественно, по театру тотчас пронесся слух о репетициях Плисецкой с обворожительным красавцем и его другом-хореографом экстравагантного вида. Когда такое еще увидишь…» Знаменитый балетмейстер поставил дуэт на едином дыхании, за несколько дней. Ролан репетирует со мной сам. Не доверяя репетитору. Он показывает движения досконально, в полную мощь.
Висит на руках Брианса. Раздирает ноги. Я работать с таким исступлением не привыкла. Ролан сердится: - Вы со мной такая ленивая — или всегда? Я хочу танцевать до ста лет. Когда мы делали позже балет по Прусту, он несколько раз говорил мне: - Импровизируй, просто импровизируй… - Но в каком хоть роде?
Везде сумасшедший успех! Пробила Плисецкая этот эротичнейший балет даже для показа в Большом театре. Брежневым 1975 - год. Дело было так… Через несколько месяцев после первых московских гастролей бежаровской труппы «Балет XX века», когда Майя Плисецкая к своему творческому вечеру хотела показать на сцене Большого этот балет, уже станцованный ею на Западе, тогдашний директор Большого театра Иванов грудью встал, чтоб «антисоветчице» Плисецкой это не удалось: «Этот разнузданный порнографический балет модерниста Бежара со сцены Большого театра показывать публике нельзя. Пока я директор, не дам осквернить наш храм искусства». Разрешение танцевать «Болеро» Плисецкой пришло лично от Брежнева, причем только за день до концерта, который был посвящен 35-летию творческой деятельности великой балерины.
Этот балет Майя танцевала так, что после его исполнения академик Капица сказал Плисецкой: «В средние века вас бы сожгли на костре как ведьму за такие танцы»… А бежаровский любимец Хорхе Донн попросил переделать на него эту женскую роль — такое это производило впечатление… Теперь «Болеро» танцуют и мужчины. Он был готов простить ей всё, даже вольную интерпретацию своей хореографии, сочиненных им движений, чего не позволял больше никому. Те, кому хорошо знакома бежаровская хореография и кто видел этот балет в исполнении других танцовщиков, поймёт, насколько по-своему Майя интерпретирует замысел мастера» - свидетельствует Азарий Плисецкий, брат балерины, и поныне работающий с бежаровской труппой в Лозанне. Идею танца на огромном красном столе он позаимствовал у Брониславы Нижинской, сестры «Бога танца», ставившей свою хореографию для Иды Рубинштейн еще в 1928 году. Этот бежаровский балет произвел революцию не только в довольно узком хореографическом мире, но и в мире искусства того времени в целом. А станцевать бежаровский шедевр Плисецкая мечтала с тех пор, как впервые увидела его летом 1974 года.
Восхищена, заболела, хочу танцевать, не могли бы вы поработать со мной». Ответ не пришел. Но видимо, на небесах кто-то все за них решил: ровно через год Плисецкой предложили сняться в бежаровском «Болеро» во французско-бельгийской продукции для телевидения. Сначала испуг: «Так я же никогда «Болеро» не танцевала. Только мечтала». Потом работа с самим Бежаром.
Но работа шла тяжело: ей никак не удавалось запомнить порядок эпизодов в балете, которые, чтоб она лучше запомнила, были названы по ассоциации: «Краб», «Солнце», «Рыба», «Б. Б», «Венгерка», «Кошка», «Живот», «Самбо»… Имена были даны артистами бежаровской труппы «всем шестнадцати провидениям Мелодии». Имя «Солнце», например, дали распростертые как лучи руки с раскрытыми пальцам. Все движения новы для моего тела. Бежар всерьез изучал восточные танцы — индийские, таиландские, персидские, - и что-то из лексики вошло в его хореографический словарь. Плюс дьявольская выдумка.
Отсутствие квадратности. У Равеля на три, у Бежара на четыре. Даже натренированные на Бежаре танцоры сбивались. А мне — после «Лебединых» и «Спящих» - каково? Надо сдаваться. За неделю тысячу движений в головоломной череде не запомнить».
Но Бежар спасает Плисецкую: - Я стану в проходе зала в белом свитере.
Знаете, многие люди такой имидж себе придумывают, чтобы быть популярным. Видите, это удается». Затем журналист задал ей вопрос о том, какое будущее ждет Волочкову и Плисецкая достаточно скептически отнеслась к заявлению о гениальности Волочковой. Что будет-то, не знаю, но пока что все, что мы видели, это настоящее, она хорошая, профессиональная балерина, но такие есть, она не выдающаяся балерина, она хорошая балерина». Плисецкая никогда не считала Волочкову своей преемницей Во время интервью в 2003 году великую балерину в очередной раз спросили о том, является ли Анастасия Волочкова ее преемницей. На тот момент в сети было распространено утверждение о том, что Анастасия Волочкова была главной претенденткой на роль в «Даме с собачкой», а также преемницей Майи Плисецкой.
Волочкова сама захотела танцевать за несколько дней до премьеры. Я очень удивилась — за несколько дней спектакли не делают.