27 марта сего года временное правительство опубликовало обращение к гражданам, в котором содержится изложение взглядов правительства свободной России на задачи настоящей войны. Нота Милюкова — нота министра иностранных дел Временного правительства в России П. Н. Милюкова правительствам стран Антанты от 18 апреля (1 мая) 1917 года, разъясняющая позицию Временного правительства по вопросу войны. Нота министра иностранных дел п н Милюкова год. Поводом к апрельскому кризису стала нота Милюкова, в которой Россия подтвердила обязательства перед союзниками по Антанте воевать до победного конца.
Нота Милюкова от 18 апреля (1 мая) 1917 года
18 апреля 1917 года оно издало знаменитую “ноту Милюкова”, в которой провозглашалось, что Россия останется верна союзническим обязательствам перед странами Антанты и будет вести войну до победного конца. Нота Милюкова явилась приложением к Декларации правительства от 27 марта (9 апреля) 1917 года, которая излагала точку зрения руководства страны на перспективы России в Первой мировой войне. "Нота Милюкова", опубликованная в столичных газетах, вызвала многочисленные демонстрации протеста и привела к политическому кризису. Нота министра иностранных дел п н Милюкова год. В 1917 году одним из наиболее острых был вопрос о войне, тянувшейся уже более двух с половиной лет (Фото: РИА Новости). Нота Милюкова была телеграммой, составленной министром иностранных дел Павлом Милюковым от имени Временного правительства России в апреле 1917 года, важной в апрельский кризисный период между.
Дипломатия накануне Октябрьской революции
Вследствие тяжёлых поражений, понесённых на западном фронте , а также хозяйственных трудностей и антивоенной революционной агитации в России распространялось резко негативное отношение к продолжению войны. В Декларации заявлялось о «полном соблюдении обязательств, принятых в отношении наших союзников» , и в то же время она содержала демократические пункты, вселявшие уверенность в скорое окончание военных действий отказ от аннексий и контрибуций , утверждение мира на основе самоопределения народов и так далее. Двойственный характер заявлений Временного правительства вызвал беспокойство и недовольство правительств стран Антанты.
Ведь мы из каждого спорного вопроса будем делать ультиматум и в случае вашей неуступчивости вынуждены будем с шумом выйти из министерства слово "министерство" тогда часто употреблялось в значении "правительство". Это гораздо хуже, чем вовсе в него не входить". Основная причина нежелания входить в состав правительства формулировалась лидерами Исполкома почти одинаково. Но если мы войдем в правительство, мы пробудим в массах надежду на нечто существенно новое, чего на самом деле мы сделать не можем", — объяснял Николай Чхеидзе. В то же время Исполком предлагал Временному правительству "искать разрешение кризиса путем привлечения в правительство демократических элементов, не связанных прямо с Советами". Церетели даже назвал князю Львову имена конкретных кандидатов. Председателю правительства понравилась эта идея, и он готов был пойти по этому пути.
Однако, как писал Николай Суханов, "ни я, ни другие не сомневались, что, выгнав коалицию в дверь, придется впустить ее в окно". СвернутьПодробнее Отставка Гучкова И тут произошло такое событие, которое сейчас назвали бы "черным лебедем". Николай Суханов и вовсе называл отставку Гучкова "экстренным бегством с поста". Лишь на следующий день Георгий Львов получил от Гучкова письмо, в котором тот так объяснял свой уход: Александр Гучков о причинах своей отставки Считается, что последней каплей, вынудившей Гучкова подать в отставку, было требование опубликовать "Декларацию прав солдата", которая, как писал Павел Милюков, "по компетентному заявлению высшего командования, должна была нанести военной дисциплине последний и непоправимый удар". Спустя считаные дни после отставки Гучкова эту декларацию опубликовал его преемник на посту военного и морского министра Александр Керенский. Между тем отставка Гучкова, возможно, была не столь сенсационной, как ее оценивали свидетели и участники тех событий. Гучков с первых дней был крайне пессимистично настроен относительно способности Временного правительства коренным образом изменить ситуацию в стране и особенно в армии и с большой неохотой принял пост министра. Это не значит, что он бездействовал на министерском посту, напротив, Гучков был деятельным и толковым министром, хотя и много болел в эти дни, из-за чего заседания Временного правительства неоднократно проходили у него на квартире, как это случилось в день, когда Финляндский полк "осадил" Мариинский дворец. В изменившихся обстоятельствах 1 14 мая Исполком вновь проголосовал по вопросу о вхождении в правительство, и на этот раз результаты были совершенно иными: 41 человек проголосовал "за", 18 — "против", 3 воздержались по другим данным, 44 — "за", 19 — "против", воздержавшихся не было.
СвернутьПодробнее Отставка Милюкова Чтобы запустить процесс формирования коалиционного правительства, оставалось устранить последнее формальное препятствие — Павла Милюкова, который был категорически против образования коалиционного кабинета, а также отказывался сменить министерство иностранных дел на министерство народного просвещения. Примечательно, кстати, что официальное предложение Милюкову об этом переходе было сделано не главой правительства Георгием Львовым, а Александром Керенским. Милюков, в свою очередь, предлагал отправить в отставку Керенского, который уже заявил, что покинет правительство в случае провала образования коалиции, и "быть готовым на активное противодействие захватам власти со стороны Совета". Впрочем, на тот момент сам Милюков, похоже, уже давно понимал неизбежность своей отставки. ТАСС я узнал, что моя личная судьба уже окончательно решена", — писал он. Вот как он сам вспоминал об этом моменте: "Характерная сцена последовала, когда, выходя из самого заседания, я обошел стол, пожимая руки остающимся коллегам. Львов, когда я дошел до него, схватил мою руку и, удерживая ее в своей, как-то бессвязно лепетал: "Да как же, да что же? Нет, не уходите; да нет, вы к нам вернетесь". Я холодно бросил ему: "Вы были предупреждены" — и вышел из комнаты".
СвернутьПодробнее Образование коалиционного правительства Переговоры о коалиции шли мучительно несколько дней. Ощущение было такое, что коалиция гниет на корню…" — писал Николай Суханов. В какой-то момент члены Временного правительства даже вновь стали склоняться к коллективной отставке.
Струве Н. Начальником Ближневосточного отдела стал А. Некрасов, оба дипломатические чиновники6. Чрезвычайным послом Временного правительства в Вашингтоне стал глава специальной миссии Б. Посланник в Стокгольме А. Неклюдов согласился принять пост посла в Мадриде, но вскоре покинул этот пост в связи с проблемами со здоровьем. В Мадрид направили М.
Неклюдова заменил в Швеции К. Гулькевич, а миссию в Христиании возглавил на правах поверенного в делах Д. В Швейцарию назначили И. По большому счету это так называемое обновление на самом деле было обычной перестановкой кадрового состава, поскольку несколько лиц поменялись местами. В связи с тем, что в стране царило двоевластие, внешней политикой стали заниматься параллельно два органа. Одним из них по традиции оставался МИД, однако все большую роль во внешней политике начал играть Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. В состав данного отдела вошли преимущественно либерал-демократы, на тот момент являющиеся меньшевиками. Однако у созданного отдела не было ни полномочий, ни рычагов, при помощи которых он мог бы контролировать деятельность Временного правительства и МИД. Вся работа ограничивалась направлением телеграмм в дипломатические представительства России за рубежом о работе Советов. Несколько позднее еще одним направлением работы отдела стала помощь политическим мигрантам в иностранных государствах, как нейтрально относившихся к России, так и откровенно враждебных.
Впоследствии одной из главных задач отдела стала подготовка к проведению конференции, которая предположительно должна была восстановить Интернационал, рухнувший еще в 1914 году. Планировалось, что именно Интернационал в дальнейшем поможет в борьбе за демократический мир. Так, вместо Второго отдела и Юрисконсультской части были введены Экономический и Правовой отделы. Первый в соответствии с постановлением занимался экономическими вопросами, а также проблемами в сфере почты, телеграфа, мореплавания и различного рода административных союзов, за исключением тех, которые занимались вопросами с капитуляционными государствами. Правовому отделу достались полномочия бывшей Юрисконсультской части. Таким образом, в его сферу вошло решение проблем юридического характера и анализа подготавливаемых документов. Первый департамент был переименован в Департамент внешних дел, при этом его сфера влияния оставалась прежней. Однако Правовой департамент решал вопросы не со всеми странами. В состав Экономического департамента вошли: директор IV кл. В штате Правового департамента имелись следующие должности: директор IV кл.
В каждом из департаментов имелись также должности заведующего регистратурой. Кроме того, выделялись средства для вольнонаемных писцов и обеспечения канцелярии. Апрель 1917 года запомнился и еще одним событием - был реорганизован Отдел денежных переводов и ссуд. Ранее он относился к Первому департаменту, теперь же стал самостоятельным ведомством. Основной задачей данного отдела являлось предоставление ссуд гражданам России, оставшимся в иностранных государствах и в связи с военным временем или другими обстоятельствами не имеющим возможности вернуться в Россию. Переводы денежных средств производились посредством телеграфа через представительства в Испании и Вене. Обязательным условием для предоставления такой ссуды являлась возможность для получателя вернуть ее. В месяц на одно лицо разрешалось принимать до 100 рублей. Кроме того, в связи с нестабильной финансовой обстановкой ведомство позволило принимать до 300 рублей на семью. Всего, таким образом, за 1917 год было переведено более 18 млн.
Еще одним из полномочий этого ведомства было предоставление безвозмездных ссуд малоимущему населению, состоящему из граждан России, находящихся за границей. Размер такой ссуды составлял до 300 рублей в месяц, а в исключительных случаях болезнь, смерть близких выдавались и большие суммы. В качестве таких пособий выделили за год около 7 млн. Если же впоследствии выяснялось, что ссудополучатель не может вернуть полученные средства, то ведомство было вынуждено обращаться в Департамент государственного казначейства с целью их принудительного взыскания. С августа 1917 года Отдел денежных переводов и ссуд стал осуществлять переводы в организации благотворительного плана, расположенные в иностранных государствах, как нейтрально относящихся к России, так и враждебно настроенных. Кроме того, переводы осуществлялись и на оккупированные территории России. Вследствие того, что в 1916 году в МИД получился серьезный провал в плане осведомительной деятельности и анализа печати иностранных государств, было принято решение о реорганизации структур, отвечающих и за эту сферу. В полномочия созданного Осведомительного отдела входила переписка с иностранными государствами, а также чтение книг и рецензий относительно деятельности за рубежом. В штат отдела вошли управляющий, его помощник, заведующий отделением книг и статей, три секретаря, а также две переписчицы и одна девушка-делопроизводитель. Кроме того, с отделом сотрудничали около 20 человек, не входивших в штат.
Отдел печати занимался обзором печати, выпускаемой за границей. В его штате присутствовали управляющий с помощником, а также два секретаря, имевшие своих собственных помощников. Кроме того, в иностранных государствах были прикомандированные лица, также занимающиеся обзором печати. Если говорить о практике работы этих отделов, то в них наблюдалось очень много общего. Поэтому было предложено слить эти ведомства в одно, занимающееся осведомительной работой. Также планировалось выпускать ежемесячный журнал, созданный при слиянии двух ранее действовавших изданий отделов. Соответствующее предложение было внесено и одобрено 30 мая. Впоследствии было предложено увеличить штат вновь созданного ведомства, поскольку имеющиеся сотрудники не успевали справляться со своей работой. Однако рассмотреть это предложение уже не удалось - Временное правительство просто не успело это сделать. Между тем новый созданный Отдел печати и осведомления стал проводить бурную деятельность в союзных и нейтральных странах.
Там создали представительства, проводившие различного рода лекции, семинары. Таким образом планировалось подогреть интерес к России и ее задачам. В качестве материалов использовались данные из МИД и местной печати, а приезжавшие из России граждане рассказывали об особенностях ее жизни. Кроме того, в задачу созданных представительств входило получение различного рода сведений и литературы по наиболее важным вопросам деятельности ведомства. Отдел печати и осведомления в это же время сумел наладить отправку за рубеж обзоров российской периодики, тем самым передавая необходимые сведения напрямую из России. Однако создание даже объединенного отдела не позволяло в полной мере получать сведения о враждебных России странах. Частично такие сведения получали и из политических отделов, однако все они были разрозненными и для их анализа требовалась систематизация. Тогда было предложено передать данные полномочия отдельному ведомству внешней разведки. В мае 1917 года Терещенко получил предложения о создании такой отдельной службы. В это же время были возложены новые задачи и на Правовой департамент, который теперь стал заниматься не только юридической деятельностью, но и вопросами шпионажа и контршпионажа.
Последовали предложения о создании отдельного бюро, которое помимо разведки будет заниматься и этими вопросами. Однако в своей записке в октябре 1917 года Временное правительство расширило штат МИД. Отсюда можно сделать вывод, что никакого отдельного ведомства так и не создали9. В июне 1917 года было принято решение об упразднении Совета МИД, который так и остался невостребованным. Тогда же провели и реформирование шифровальной службы. Проект этой работы создали еще в феврале 1917 года, однако к его реализации приступили только спустя четыре месяца. В Первом политическом отделе было создано шифровальное и цифирное отделение. В первом работали 32 человека, в их задачи входило шифрование и дешифрование секретных данных, передаваемых как представителям России в иностранных государствах, так и внутри страны. Второе отделение занималось изготовлением Шифровальных ключей. В сентябре 1917 года оба отделения объединили в Шифровальную часть, которая стала полностью самостоятельным ведомством10.
Последним преобразованием в структуре МИД при работе Временного правительства стало упразднение Особого политического отдела. Произошло это в октябре 1917 года. Данный отдел был изначально создан как временное ведомство, занимавшееся вопросами изучения движения славянских народностей Австро-Венгрии и славяно-ватиканских дел. Но поскольку при расформировании шифровального отделения освободилось значительное количество сил, было принято решение передать полномочия Особого отдела частично Первому и Второму политическим отделам. Связано это было с увеличением чрезвычайных полномочий министерства в связи с состоянием войны. Следует отметить, что еще во время работы Милюкова в МИД была создана комиссия, занимавшаяся реформой порядка и условий прохождения службы в министерстве. Для кандидатов на должности повысили требования. При поступлении на службу они должны были показать знания в области международного права, экономической и политической географии, истории России. Кроме того, предполагалось, что кандидат должен уметь вести официальную переписку на английском, немецком и французском языках. Также для прохождения экзамена необходимо было подготовить специальное исследование, касающееся работы министерства и направлений внешней политики11.
Данный проект реформы в октябре 1917 года направили во Временное правительство на рассмотрение. Помимо структурных изменений, произошла еще и своеобразная демократизация в МИД. Так, служащим стали разрешать вступать в политические партии. Наблюдалось и некоторое сближение руководства начального и высшего звена. К этому времени относится создание Общества служащих МИД, ставшего своеобразным проф-союзом12. Это было продиктовано несколькими моментами. Одним из них стала напряженная обстановка, поскольку люди вокруг постоянно митинговали. Вторым же моментом стало понимание самих чиновников того, что им нужно самоорганизоваться, объединиться, так как в народе МИД вообще считали тайным органом, скрывающим от населения свои взгляды и переговоры с другими странами. Если же говорить о практической стороне, то деятельность общества была направлена на охрану чиновников друг от друга внутри самого ведомства. Первой задачей после Февральской революции МИД считал признание мировыми державами и самой Россией Временного правительства.
В телеграммах иностранным дипломатам говорилось о неизменности курса, проводимого царским режимом, и сохранении патриотического духа. Союзников России уверяли в том, что мы готовы вместе со всеми странами Антанты «сражаться с общим врагом до конца, непоколебимо и неутомимо»13.
На службе в МИД - с 1899 года, в июле 1914 - мае 1916 года - управляющий Юрисконсультской частью, в мае 1916 - марте 1917 года - директор Второго департамента, с марта по май 1917 года - товарищ министра иностранных дел. Образованный при Милюкове Экономический департамент возглавил видный кадет П. После революции в министерстве намечались некоторые перемены в составе, однако они касались в основном смены представителей в мелких монархических странах.
При этом в результате все члены сохранили свои посты. Единственным исключением стал посол в США Ю. Бахметев, который ввиду несогласия с курсом нового правительства добровольно ушел в отставку. А в мае 1917 года после апрельского кризиса в отставку ушел и сам Милюков. Кризис же был вызван отсутствием единой позиции относительно взглядов правительства во внешней политике.
Его место занял сахарозаводчик и миллионер М. Терещенко, который возглавлял МИД до 8 ноября 1917 года. Про него многие говорили, что это случайный министр, человек с улицы, который мало что может сделать для внешней политики, хотя в итоге на самом деле все оказалось совсем не так. Действительно, Терещенко близко не был знаком ни со старой, ни с новой внешней политикой России. Не был он лично знаком и с дипломатами зарубежных стран.
Все, что его хоть как-то связывало с внешней политикой, - это знание нескольких иностранных языков и работа на посту министра финансов на протяжении двух месяцев. Но впоследствии именно Терещенко оказался тем министром, который, несмотря на различного рода кризисы, не ушел в отставку. При этом он понимал, что Россия находится в том состоянии, когда срочно что-то нужно менять, если хочется действительно устроить передел мира. Во время работы коалиционного правительства было создано совещание из пяти министров, которое выполняло специальную функцию - предварительное рассмотрение решений по внешней политике. Основную роль в нем играли М.
Терещенко, А. Керенский и Н. Церетели представлял блок умеренных социалистов. Пятым был министр-председатель Г. Последовали кадровые перестановки как в центральном аппарате, так и в заграничных представительствах.
Вместо ушедшего Б. Нольде товарищем министра стал А. Петряев, а пост директора Экономического департамента унаследовал ученик П. Струве Н. Начальником Ближневосточного отдела стал А.
Некрасов, оба дипломатические чиновники6. Чрезвычайным послом Временного правительства в Вашингтоне стал глава специальной миссии Б. Посланник в Стокгольме А. Неклюдов согласился принять пост посла в Мадриде, но вскоре покинул этот пост в связи с проблемами со здоровьем. В Мадрид направили М.
Неклюдова заменил в Швеции К. Гулькевич, а миссию в Христиании возглавил на правах поверенного в делах Д. В Швейцарию назначили И. По большому счету это так называемое обновление на самом деле было обычной перестановкой кадрового состава, поскольку несколько лиц поменялись местами. В связи с тем, что в стране царило двоевластие, внешней политикой стали заниматься параллельно два органа.
Одним из них по традиции оставался МИД, однако все большую роль во внешней политике начал играть Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. В состав данного отдела вошли преимущественно либерал-демократы, на тот момент являющиеся меньшевиками. Однако у созданного отдела не было ни полномочий, ни рычагов, при помощи которых он мог бы контролировать деятельность Временного правительства и МИД. Вся работа ограничивалась направлением телеграмм в дипломатические представительства России за рубежом о работе Советов. Несколько позднее еще одним направлением работы отдела стала помощь политическим мигрантам в иностранных государствах, как нейтрально относившихся к России, так и откровенно враждебных.
Впоследствии одной из главных задач отдела стала подготовка к проведению конференции, которая предположительно должна была восстановить Интернационал, рухнувший еще в 1914 году. Планировалось, что именно Интернационал в дальнейшем поможет в борьбе за демократический мир. Так, вместо Второго отдела и Юрисконсультской части были введены Экономический и Правовой отделы. Первый в соответствии с постановлением занимался экономическими вопросами, а также проблемами в сфере почты, телеграфа, мореплавания и различного рода административных союзов, за исключением тех, которые занимались вопросами с капитуляционными государствами. Правовому отделу достались полномочия бывшей Юрисконсультской части.
Таким образом, в его сферу вошло решение проблем юридического характера и анализа подготавливаемых документов. Первый департамент был переименован в Департамент внешних дел, при этом его сфера влияния оставалась прежней. Однако Правовой департамент решал вопросы не со всеми странами. В состав Экономического департамента вошли: директор IV кл. В штате Правового департамента имелись следующие должности: директор IV кл.
В каждом из департаментов имелись также должности заведующего регистратурой. Кроме того, выделялись средства для вольнонаемных писцов и обеспечения канцелярии. Апрель 1917 года запомнился и еще одним событием - был реорганизован Отдел денежных переводов и ссуд. Ранее он относился к Первому департаменту, теперь же стал самостоятельным ведомством. Основной задачей данного отдела являлось предоставление ссуд гражданам России, оставшимся в иностранных государствах и в связи с военным временем или другими обстоятельствами не имеющим возможности вернуться в Россию.
Переводы денежных средств производились посредством телеграфа через представительства в Испании и Вене. Обязательным условием для предоставления такой ссуды являлась возможность для получателя вернуть ее. В месяц на одно лицо разрешалось принимать до 100 рублей. Кроме того, в связи с нестабильной финансовой обстановкой ведомство позволило принимать до 300 рублей на семью. Всего, таким образом, за 1917 год было переведено более 18 млн.
Еще одним из полномочий этого ведомства было предоставление безвозмездных ссуд малоимущему населению, состоящему из граждан России, находящихся за границей. Размер такой ссуды составлял до 300 рублей в месяц, а в исключительных случаях болезнь, смерть близких выдавались и большие суммы. В качестве таких пособий выделили за год около 7 млн. Если же впоследствии выяснялось, что ссудополучатель не может вернуть полученные средства, то ведомство было вынуждено обращаться в Департамент государственного казначейства с целью их принудительного взыскания. С августа 1917 года Отдел денежных переводов и ссуд стал осуществлять переводы в организации благотворительного плана, расположенные в иностранных государствах, как нейтрально относящихся к России, так и враждебно настроенных.
Кроме того, переводы осуществлялись и на оккупированные территории России. Вследствие того, что в 1916 году в МИД получился серьезный провал в плане осведомительной деятельности и анализа печати иностранных государств, было принято решение о реорганизации структур, отвечающих и за эту сферу. В полномочия созданного Осведомительного отдела входила переписка с иностранными государствами, а также чтение книг и рецензий относительно деятельности за рубежом. В штат отдела вошли управляющий, его помощник, заведующий отделением книг и статей, три секретаря, а также две переписчицы и одна девушка-делопроизводитель. Кроме того, с отделом сотрудничали около 20 человек, не входивших в штат.
Отдел печати занимался обзором печати, выпускаемой за границей. В его штате присутствовали управляющий с помощником, а также два секретаря, имевшие своих собственных помощников. Кроме того, в иностранных государствах были прикомандированные лица, также занимающиеся обзором печати. Если говорить о практике работы этих отделов, то в них наблюдалось очень много общего. Поэтому было предложено слить эти ведомства в одно, занимающееся осведомительной работой.
Также планировалось выпускать ежемесячный журнал, созданный при слиянии двух ранее действовавших изданий отделов. Соответствующее предложение было внесено и одобрено 30 мая. Впоследствии было предложено увеличить штат вновь созданного ведомства, поскольку имеющиеся сотрудники не успевали справляться со своей работой. Однако рассмотреть это предложение уже не удалось - Временное правительство просто не успело это сделать. Между тем новый созданный Отдел печати и осведомления стал проводить бурную деятельность в союзных и нейтральных странах.
Там создали представительства, проводившие различного рода лекции, семинары. Таким образом планировалось подогреть интерес к России и ее задачам. В качестве материалов использовались данные из МИД и местной печати, а приезжавшие из России граждане рассказывали об особенностях ее жизни. Кроме того, в задачу созданных представительств входило получение различного рода сведений и литературы по наиболее важным вопросам деятельности ведомства. Отдел печати и осведомления в это же время сумел наладить отправку за рубеж обзоров российской периодики, тем самым передавая необходимые сведения напрямую из России.
Однако создание даже объединенного отдела не позволяло в полной мере получать сведения о враждебных России странах. Частично такие сведения получали и из политических отделов, однако все они были разрозненными и для их анализа требовалась систематизация. Тогда было предложено передать данные полномочия отдельному ведомству внешней разведки. В мае 1917 года Терещенко получил предложения о создании такой отдельной службы. В это же время были возложены новые задачи и на Правовой департамент, который теперь стал заниматься не только юридической деятельностью, но и вопросами шпионажа и контршпионажа.
Последовали предложения о создании отдельного бюро, которое помимо разведки будет заниматься и этими вопросами. Однако в своей записке в октябре 1917 года Временное правительство расширило штат МИД. Отсюда можно сделать вывод, что никакого отдельного ведомства так и не создали9. В июне 1917 года было принято решение об упразднении Совета МИД, который так и остался невостребованным. Тогда же провели и реформирование шифровальной службы.
Проект этой работы создали еще в феврале 1917 года, однако к его реализации приступили только спустя четыре месяца.
Временное правительство 1917 года: глава и состав, мероприятия
МИЛЮКОВА НОТА — История России до 1917 года | Нота Милюкова явилась полной неожиданностью для Петроградского Совета и социалистических партий. |
Нота Милюкова . Империя должна умереть [История русских революций в лицах, 1900-1917 [litres] | Главная» Новости» 18 апреля 1917 год нота п н милюкова. |
Нота п н милюкова | Проект «Истории России в фотографиях», Мультимедиа Арт Музея и Издательства Яндекса. Раз в сутки в течение ста дней мы публикуем одно видео — один факт о важ. |
Временное правительство
Нота милюкова о чем кратко | В 1917 году одним из наиболее острых был вопрос о войне, тянувшейся уже более двух с половиной лет (Фото: РИА Новости). |
Нота Милюкова — Провизории | Нота Милюкова — нота министра иностранных дел Временного правительства в России П. Н. Милюкова правительствам стран Антанты от 18 апреля (1 мая) 1917 года, разъясняющая позицию Временного правительства по вопросу войны. |
Апрельский кризис Временного правительства | Но противостояние Милюкова и Керенского, закончившееся принятием ноты Милюкова, эти надежды уничтожило. |
"Нота Милюкова": как страничка текста свалила Временное правительство | 18 апреля 1917 года оно издало знаменитую “ноту Милюкова”, в которой провозглашалось, что Россия останется верна союзническим обязательствам перед странами Антанты и будет вести войну до победного конца. |
Нота Милюкова — Провизории | Нота министра иностранных дел П.Н. Милюкова 1 мая (18 апреля) о стремлении Временного правительства продолжать войну "до победного конца" вызвала возмущение. |
Нота милюкова о чем кратко
Нота Милюкова . Империя должна умереть [История русских революций в лицах, 1900-1917 [litres] | Нота Милюкова стала катализатором апрельского кризиса Временного Правительства, поскольку провозглашала войну до победного конца и выполнение союзнического долга перед странами Антанты. |
Нота П.Н. Милюкова от 18 апреля (1 мая) 1917 г. о задачах войны | Впервые нота Милюкова была озвучена Милюковым в 1905 году в ходе его выступления перед публикой. |
Хроники революции: Глава МИД Павел Милюков одной нотой вызвал ропот политиков, военных и народа | Но противостояние Милюкова и Керенского, закончившееся принятием ноты Милюкова, эти надежды уничтожило. |
Нота милюкова о чем кратко | Наконец, 18 апреля (1 мая) 1917 года появляется «препроводительная нота» Милюкова, призванная успокоить союзников, решивших, что Россия готова к сепаратному миру с Германией. |
МИЛЮКОВА НОТА — История России до 1917 года | Разница в политических взглядах Милюкова и Керенского усугублялась их личной неприязнью друг к другу. |
Апрельский кризис Временного правительства
Я не думаю, что они считали своей целью внедрить демократический строй в России — разве только наиболее самонадеянные, вроде Керенского. Перед Временным правительством стояли совсем иные задачи. Главная из них — обеспечить выборы и созыв Учредительного собрания, которому и предстояло решать самые насущные проблемы страны. В том-то и трагедия Временного правительства, всех его составов, что конкретные, очевидные задачи не были решены — к ним боялись даже подступиться. Главным был вопрос о войне, аграрный вопрос и вопрос о политическом будущем России. Их можно варьировать по степени значимости, но все они так или иначе замыкались на созыв Учредительного собрания.
К его подготовке на практике приблизился только последний состав Временного правительства, и то уже в условиях жесточайшего кризиса, когда опасность нависала и справа, и слева. Почему первые составы даже не пытались решить этот вопрос? Их политический опыт позволял допускать, что у общества и у всей политической ситуации есть еще запас прочности. Учредительное собрание должно было решать важнейшие проблемы, которые на повестку дня вывел политический переворот: политическое будущее России и аграрный вопрос. Но реформы представлялось правильным отложить до окончания войны.
Получалось, что эти вопросы обращались в замкнутый круг. К осени и правые, и левые поняли, что вопрос о заключении мира стал равносилен вопросу о власти. Тот, кто разрешит его, у кого есть конкретная программа, тот и будет управлять Россией. В итоге так и получилось. Александр Керенский, министр-председатель Временного правительства.
Характеризуя этого несомненно яркого персонажа революционной эпохи, необходимо подчеркнуть, что по сути своей он не принадлежал к государственным или политическим кругам. Скорее, это человек богемы. Тут надо понимать, что собой представлял популярный, востребованный столичный адвокат в начале ХХ века. Безусловно, это человек, не лишенный самых разнообразных талантов, но, наверное, юридическая подготовка — не первый и не главный из них. Главный — это ораторские способности и актерский дар, предприимчивость, склонность к авантюре.
В царской России открытый суд был не просто юридической процедурой, но открытой трибуной для обсуждения актуальных общественных и иногда даже политических вопросов. Керенский получил популярность именно как адвокат в политических делах. И вот он приходит в Государственную Думу, в ее левое крыло, и затем энергично пробивается в первый состав Временного правительства. Секретом успеха становятся его связи в левых и демократических революционных кругах. Для Керенского, в отличие от многих его соратников, довлеющей чертой было стремление все время оставаться на плаву.
Мнения о нем всегда были различны, порой полярны: одни считали его ярким деятелем и вождем, другие — фигляром и политическим пошляком. Сам он, не считаясь ни с чем, старался оставаться на гребне волны, что бы ни происходило. Этап, связанный с августовским кризисом, можно объяснить, только понимая эту сущность Керенского. Смысл в том, что попытка сговора с военными, безусловно, была, и Керенскому в итоге не хватило самообладания и готовности идти до конца, к тому же между ними не было взаимного доверия. Это общеизвестно — Корнилов презирал Керенского, Керенский боялся Корнилова и тех, кто стоял за ним.
Что двигало им в конфликте с бывшими соратниками и Корниловым после июльских событий? Ему удалось на некоторое время оттеснить оппозицию слева в лице большевиков, обвинив их в подготовке переворота и в связи с противником, то есть с Германией. Закономерным стал поиск коалиции справа — в лице высшего генералитета и Верховного главнокомандующего Лавра Корнилова. Определенно, планы совместных усилий у них были. Не хватило лишь времени и взаимного доверия, и это и привело к августовскому кризису.
Под давлением Петросовета Милюков согласился передать союзникам декларацию от 27 марта, но с сопроводительной нотой, дающей необходимые разъяснения. Для опубликования ноты были выбраны первомайские праздники. Этим Милюков рассчитывал отвлечь внимание социалистов. В ноте говорилось, что Россия обязуется «довести мировоую войну до решительной победы», а также «вполне соблюдать обязательства, принятые в отношении наших союзников». Нота Милюкова вызвала бурю возмущения, вылившуюся в стихийную демонстрацию с лозунгами «Долой Милюкова! В результате разразился правительственный кризис, приведший к отставке Милюкова.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. Том 10.
Публикации: Ключников Ю. Апрельский кризис, М.
В составе Временного правительства проводником идей "революционного оборончества" был Александр Керенский, также являвшийся, напомним, товарищем заместителем председателя Исполкома Петросовета. Павел Милюков, напротив, стоял на позициях верности Временного правительства заключенным при монархии союзническим договорам, в том числе тайным, по которым по окончании войны страны Антанты в случае их победы должны были получить территориальные и денежные компенсации от стран-агрессоров.
Нота п н милюкова
Нота Милюкова была телеграммой, составленной министром иностранных дел Павлом Милюковым от имени Временного правительства России в апреле 1917 года, важной в апрельский кризисный период между. Нота Милюкова — нота министра иностранных дел Временного правительства в России П. Милюкова правительствам стран Антанты от 18 апреля 1 мая 1917 года, разъясняющая позицию Временного правительства по вопросу войны. Милюков против Керенского – “Революционное оборончество” и “война до победного конца” – Первомай – Нота союзникам – События 20–21 апреля – Отставки Гучкова и Милюкова – Образование коалиционного правительства. Впервые нота Милюкова была озвучена Милюковым в 1905 году в ходе его выступления перед публикой. Нота Милюкова — нота министра иностранных дел Временного правительства России П. Милюкова правительствам стран Антанты от 18 апреля 1 мая 1917 года, разъясняющая позицию Временного правительства по вопросу войны.
Временное правительство
Это стремление стало более действительным, будучи сосредоточено на близкой для всех и очевидной задаче — отразить врага, вторгнувшегося в самые пределы нашей родины. Само собой разумеется, как это и сказано в сообщаемом документе, временное правительство, ограждая права нашей родины, будет вполне соблюдать обязательства, принятые в отношении наших союзников. Продолжая питать полную уверенность в победоносном окончании настоящей войны, в полном согласии с союзниками, оно совершенно уверено и в том, что поднятые этой войной вопросы будут разрешены в духе создания прочной основы для длительного мира и что проникнутые одинаковыми стремлениями передовые демократии найдут способ добиться тех гарантий и санкций, которые необходимы для предупреждения новых кровавых столкновений в будущем.
Газета последние новости Париж. Газета последние новости Милюкова. Эмигрантская газета «последние новости». Журнал м. Каткова «русский Вестник».
М Н катков русский Вестник. Русский Вестник журнал 19 века. Русский Вестник журнал 19 века катков. Милюков п н очерки по истории русской культуры. Милюков очерки по истории. Павел Николаевич Милюков диссертация. Государственное хозяйство Милюков. Павел Милюков мать Мария Аркадьевна.
Диссертация п. Газета последние новости. Газета 1920 года. Газета Известия 1920 года. Газета вести Старая. Милюков 1 ноября 1916. Речь Милюкова 1 ноября 1916 в Думе. Речь Милюкова глупость или измена.
Нота Милюкова фото. Речь Милюкова Ноты. Следствие Ноты Милюкова. Милюков п. Книга Милюков очерки по истории русской культуры. Из истории русской интеллигенции Милюков. Издание Ноты п. Милюкова год.
Кодекс интеллигенции. Книги руской интелегинции «отщепенстве от государства»,. Главные течения русской исторической мысли Милюков. П Н Милюков основные труды. Главные течения русской исторической мысли. Милюков книги. Книга «главные течения русской исторической мысли»,. Милюков мысли идеи.
Милюков п н исторические исследования. Милюков Золотая книга эмиграции. Эмиграция на перепутье Милюков.
Оказывается, что это привет от Ленина. Нота Милюкова возвращает его, вчера еще политический труп, к жизни. Он и агитаторы-большевики всегда говорили, что Временное правительство — «буржуазное», «империалистическое» и ведет войну в интересах иностранных капиталистов, а не собственного народа.
Сообщение Милюкова наконец-то подтверждает их правоту! По совпадению, Временное правительство спасает от ареста Гучков. Из-за его болезни министры переносят заседание в его квартиру на Мойке. К возбужденным солдатам и матросам из Мариинского дворца никто не выходит, но через некоторое время к ним приезжают члены исполкома Петросовета, чтобы разъяснить ситуацию и убедить демонстрантов, что нота Милюкова — не повод свергать правительство. Полки расходятся. Тем же вечером исполком Петросовета и Временное правительство собираются в Мариинском дворце, чтобы обсудить план.
Князь Львов говорит, что совершенно не цепляется за власть и готов передать ее исполкому Петросовета — если его лидеры уверены, что лучше справятся с ситуацией. Но социалисты не хотят формировать правительство, понимая, что им будет намного труднее консолидировать общество: например, найти общий язык с офицерством или с крупным бизнесом. Они не требуют отставки всего правительства — достаточно ухода Милюкова. Лидер эсеров Виктор Чернов даже предлагает просто перевести Милюкова на должность министра просвещения. Гучков произносит перед присутствующими душераздирающую речь, в которой рассказывает о том, что, убежденный монархист, он был вынужден выбирать между царем и родиной, так как был уверен, что именно слабый император мешает одержать долгожданную победу в войне.
Правительство старого режима, конечно, не было в состоянии усвоить и разделить эти мысли об освободительном характере войны, о создании прочных основ для мирного сожительства народов, о самоопределении угнетенных национальностей и т. Но Россия освобожденная может в настоящее время заговорить языком, понятным для передовых демократий современного человечества, и она спешит присоединить свой голос к голосам союзников.
Проникнутые этим новым духом освобожденной демократии заявления временного правительства, разумеется, не могут подать ни малейшего повода думать, что совершившийся переворот повлек за собой ослабление роли России в общей союзной борьбе. Совершенно напротив, — всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь усилилось, благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого.
"Нота Милюкова": как страничка текста свалила Временное правительство
Ими были министр иностранных дел Павел Милюков и министр юстиции Александр Керенский. Разница в политических взглядах Милюкова и Керенского усугублялась их личной неприязнью друг к другу.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах.
Том 10. Публикации: Ключников Ю. Апрельский кризис, М.
Первый — ноябрьская речь 1916 года в Государственной думе с легендарным бытовым названием — «Глупость или измена? Речь фактически стала прологом к Февральской революции которая происходила под патриотическими лозунгами , а «в народ» пошла в измененном, ещё более резком формате. Второй фатальный поступок П. Милюкова, фактически завершивший его политическую карьеру — это «Нота Милюкова», в которой уже министр иностранных дел Временного правительства Милюков уверял «зарубежных партнеров» в том, что Россия продолжит войну «до победного конца». С учетом ранее сделанных заявлений П. Милюкова о необходимости установления контроля над Босфором и Дарданеллами, «Нота» выглядела как продолжение «царской» внешней политики и как подтверждение того, что Россия воюет за новые территориальные приобретения. В результате заявлений П.
Немецким войскам удалось начать контрнаступление и оттеснить российскую армию. Отступление сопровождалось массовым дезертирством солдат.
Провал наступления произошёл в период июльского кризиса Временного правительства. Из-за несогласия с позицией умеренных социалистов по вопросу о признании автономии Украины кадеты объявили о выходе из состава Временного правительства. В связи с данным событием положение в Петрограде резко обострилось. Этим воспользовались леворадикальные политические силы, среди которых преобладали большевики. Также в войсках распространились идеи анархистов, призывавших к свержению власти в стране. В них участвовали солдаты и революционно настроенные матросы с лозунгами против Временного правительства. Демонстрации вылились в вооружённые столкновения, в результате которых погибло множество людей. Временное правительство объявило город на военном положении, и в Петроград прибыли верные ему войска. Июльский кризис привёл к отставке Львова с поста председателя Временного правительства.
Его место занял А. В новый состав правительства вошли преимущественно меньшевики и эсеры. Лидеры Петроградского Совета и сформированного на I Всероссийском съезде Советов Всероссийского центрального исполнительного комитета ВЦИК признали Временное правительство единственным источником власти в стране. Двоевластие завершилось. Узнать больше ВЦИК — это постоянно действующий орган власти, образованный на I Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов в июне 1917 г. В состав ВЦИК I созыва было избрано 123 меньшевика, 119 эсеров, 58 большевиков, 13 объединённых социал-демократов, 7 представителей других партий. ВЦИК оказывал влияние на политику Временного правительства и являлся главным выразителем воли политических партий, входивших в состав Советов рабочих и солдатских депутатов. Вооружённые столкновения в Петрограде в июле 1917 г. Фотография Виктора Карловича Булла Июльские события привели к началу преследования партии большевиков и их лидера В.
Ленина по обвинению в заговоре с целью свержения власти. Если главе РСДРП б удалось скрыться от преследования, то многие видные большевики были арестованы и оказались в тюрьме. Ленина обвинили в шпионаже в пользу Германии, и он был вынужден скрываться на территории Финляндии. Возникла ситуация, в которой партия большевиков могла быть разгромлена. В него входили 17 министров, 10 из которых принадлежали к умеренным социалистическим партиям меньшевики и эсеры. В условиях угрозы со стороны большевиков Керенский выдвинул идею создания правительства на основе объединения классовых интересов. Важной фигурой в борьбе Временного правительства с большевиками и их союзниками стал генерал Л. Корнилов 1870—1918 , в июле 1917 г. Председатель Временного правительства А.
Керенский во второй половине 1917 г. Фотография неизвестного автора Выступление генерала Корнилова Вступив на пост Верховного главнокомандующего, Корнилов сразу заявил о необходимости ужесточения дисциплины как на фронте, так и в тылу, и об ограничении полномочий всевозможных солдатских комитетов. Первоначально Керенский поддержал Корнилова, надеясь таким образом избавиться от влияния большевиков на рабочие и солдатские массы Петрограда. Однако эти требования Верховного главнокомандующего оказались слишком радикальными для председателя Временного правительства, поскольку Корнилов рассчитывал направить в Петроград войска, которые должны были жёстко подавить сопротивление всех левых сил. Существовала вероятность ликвидации Советов как формы власти и установление диктатуры Корнилова, хотя тот к ней не стремился. Последнее заставило Керенского отказаться от поддержки Корнилова и объявить о незаконности его действий. Неудачная попытка военного вмешательства в политическую жизнь страны, предпринятая генералом Л. Корниловым, получила название корниловский мятеж. Корнилов двинул к Петрограду войска, ударной силой которых был конный корпус генерала Крымова.
Эти события позволили Керенскому объявить генерала мятежником. Временное правительство обратилось к Советам, профсоюзам, всем социалистическим партиям за поддержкой против корниловцев. В связи с выступлением Корнилова Временное правительство прекратило преследование партии большевиков, многие ее члены оказались на свободе и приняли участие в организации отрядов Красной гвардии для борьбы с мятежом. Войска Корнилова были остановлены и не достигли Петрограда, а сторонники генерала были арестованы. Командующий конным корпусом генерал Крымов покончил с собой. Корниловский мятеж завершился, став одним из этапов общенационального кризиса, охватившего Россию. Фотография неизвестного автора Большевизация Советов После подавления корниловского мятежа А. Керенский, пытаясь заручиться поддержкой всех социалистических партий, провозгласил Россию республикой. Это произошло 1 сентября 1917 г.
Впоследствии было сформировано третье коалиционное Временное правительство, в состав которого, помимо представителей политических партий, вошли военные.
"Нота Милюкова": как страничка текста свалила Временное правительство
Правительство старого режима, конечно, не было в состоянии усвоить и разделить эти мысли об освободительном характере войны, о создании прочных основ для мирного сожительства народов, о самоопределении угнетенных национальностей и т. Но Россия освобожденная может в настоящее время заговорить языком, понятным для передовых демократий современного человечества, и она спешит присоединить свой голос к голосам союзников. Проникнутые этим новым духом освобожденной демократии заявления временного правительства, разумеется, не могут подать ни малейшего повода думать, что совершившийся переворот повлек за собой ослабление роли России в общей союзной борьбе. Совершенно напротив, — всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь усилилось, благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого.
В ней он заявляет, что позиция Временного правительства не даёт никаких оснований думать об ослаблении роли России в общей союзной борьбе и провозглашает о всенародном стремлении довести мировую войну до победного конца. Похожие вопросы.
Сложившийся в России режим двоевластия привел к тому, что внешнеполитические решения стали обсуждаться и приниматься на заседаниях министров в контакте с так называемой Комиссией Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Руководство этой комиссии представляли члены умеренно-социалистических партий.
Участвовали в заседаниях и представители Временного правительства, прежде всего дипломатического и финансового ведомств, а иногда и министр-председатель. В исключительных случаях к участию в заседании приглашались представители Временного комитета Государственной думы, которая к тому времени была официально распущена. В начале мая 1917 года было образовано коалиционное правительство. После этого собрания с участием комиссии прекратили свое существование. Предполагалось, что Советы в правительстве представляют министры-социалисты, поскольку именно они составляли подавляющее большинство членов Временного правительства. Во Временном правительстве первого состава март-май 1917 г. Кроме того, что он являлся конституционным демократом, ранее он был еще и членом Государственной думы 3-го и 4-го созывов. До революции он отлично был знаком не только с курсом внешней политики, но и со многими как российскими, так и зарубежными дипломатами.
Была ему знакома и современная внешняя политика. Как и все кадеты, он являлся безусловным сторонником продолжения войны, в которой Россия на тот момент не только достигла больших успехов, но и потеряла множество народа. Между тем уже после революции Милюков понимал, что Россия не в состоянии добиться чего-то лучшего, чем имеющиеся соглашения с Францией и Англией. Особенно его волновали соглашения по поводу Черноморских проливов, которые он и отстаивал в дальнейшем. Всем членам было предписано явиться на службу к 12 часам следующего дня, причем тут же упоминалось о смене формы с парадных мундиров на пиджаки. Так было решено подчеркнуть демократизм и новое направление работы власти. Первое, что он сделал - посетил прежнего министра Н. Покровского и его товарищей.
В ходе разговора с ними Милюков попросил поддержки и сотрудничества в дальнейших делах. А ближе к вечеру того же дня Милюков уже принимал у себя в кабинете дипломатов из стран - союзниц России. Таким образом, была сохранена старая традиция проведения совещания вчетвером. В дипломатические и консульские представительства России в тот же день направили телеграммы с требованием убрать из деятельности все, что связано с императором. Так, было предписано заменить старые гербы на стенах на новые плакаты без гербов. Также временно решили применять печати без гербов, а имеющиеся гербы в паспортах зачеркивать крестом. Кроме того, было предписано убрать везде фразу со словами «император», «императорское величество» и заменить ее словами «по уполномочию Временного правительства». Сотрудникам разрешили при этом носить ведомственные парадные мундиры и ордена, однако запретили носить придворные мундиры3.
Кроме того, в телеграммах, направленных дипломатическим представителям России в зарубежных странах, Милюков отметил свою верность и преданность традициям международной политики прежнего режима. Он понимал, что, несмотря на желание продолжать войну, менять курс внешней политики сейчас нельзя4. Именно поэтому он так снисходительно отнесся к МИД царского режима. Позднее Милюков будет вспоминать о том, что он не зря остался верен старым традициям внешней политики страны и, более того, гордиться тем, что не уволил никого из прежних сотрудников5. Перемены в штатном составе МИД при Милюкове были минимальными. В основном они коснулись включения в министерство представителей правящей на тот момент партии. Так, товарищем министра иностранных дел вместо Половцева был назначен кадет Б. Нольде - барон, русский дипломат.
На службе в МИД - с 1899 года, в июле 1914 - мае 1916 года - управляющий Юрисконсультской частью, в мае 1916 - марте 1917 года - директор Второго департамента, с марта по май 1917 года - товарищ министра иностранных дел. Образованный при Милюкове Экономический департамент возглавил видный кадет П. После революции в министерстве намечались некоторые перемены в составе, однако они касались в основном смены представителей в мелких монархических странах. При этом в результате все члены сохранили свои посты. Единственным исключением стал посол в США Ю. Бахметев, который ввиду несогласия с курсом нового правительства добровольно ушел в отставку. А в мае 1917 года после апрельского кризиса в отставку ушел и сам Милюков. Кризис же был вызван отсутствием единой позиции относительно взглядов правительства во внешней политике.
Его место занял сахарозаводчик и миллионер М. Терещенко, который возглавлял МИД до 8 ноября 1917 года. Про него многие говорили, что это случайный министр, человек с улицы, который мало что может сделать для внешней политики, хотя в итоге на самом деле все оказалось совсем не так. Действительно, Терещенко близко не был знаком ни со старой, ни с новой внешней политикой России. Не был он лично знаком и с дипломатами зарубежных стран. Все, что его хоть как-то связывало с внешней политикой, - это знание нескольких иностранных языков и работа на посту министра финансов на протяжении двух месяцев. Но впоследствии именно Терещенко оказался тем министром, который, несмотря на различного рода кризисы, не ушел в отставку. При этом он понимал, что Россия находится в том состоянии, когда срочно что-то нужно менять, если хочется действительно устроить передел мира.
Во время работы коалиционного правительства было создано совещание из пяти министров, которое выполняло специальную функцию - предварительное рассмотрение решений по внешней политике. Основную роль в нем играли М. Терещенко, А. Керенский и Н. Церетели представлял блок умеренных социалистов. Пятым был министр-председатель Г. Последовали кадровые перестановки как в центральном аппарате, так и в заграничных представительствах. Вместо ушедшего Б.
Нольде товарищем министра стал А. Петряев, а пост директора Экономического департамента унаследовал ученик П. Струве Н. Начальником Ближневосточного отдела стал А. Некрасов, оба дипломатические чиновники6. Чрезвычайным послом Временного правительства в Вашингтоне стал глава специальной миссии Б. Посланник в Стокгольме А. Неклюдов согласился принять пост посла в Мадриде, но вскоре покинул этот пост в связи с проблемами со здоровьем.
В Мадрид направили М. Неклюдова заменил в Швеции К. Гулькевич, а миссию в Христиании возглавил на правах поверенного в делах Д. В Швейцарию назначили И. По большому счету это так называемое обновление на самом деле было обычной перестановкой кадрового состава, поскольку несколько лиц поменялись местами. В связи с тем, что в стране царило двоевластие, внешней политикой стали заниматься параллельно два органа. Одним из них по традиции оставался МИД, однако все большую роль во внешней политике начал играть Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. В состав данного отдела вошли преимущественно либерал-демократы, на тот момент являющиеся меньшевиками.
Однако у созданного отдела не было ни полномочий, ни рычагов, при помощи которых он мог бы контролировать деятельность Временного правительства и МИД. Вся работа ограничивалась направлением телеграмм в дипломатические представительства России за рубежом о работе Советов. Несколько позднее еще одним направлением работы отдела стала помощь политическим мигрантам в иностранных государствах, как нейтрально относившихся к России, так и откровенно враждебных. Впоследствии одной из главных задач отдела стала подготовка к проведению конференции, которая предположительно должна была восстановить Интернационал, рухнувший еще в 1914 году. Планировалось, что именно Интернационал в дальнейшем поможет в борьбе за демократический мир. Так, вместо Второго отдела и Юрисконсультской части были введены Экономический и Правовой отделы. Первый в соответствии с постановлением занимался экономическими вопросами, а также проблемами в сфере почты, телеграфа, мореплавания и различного рода административных союзов, за исключением тех, которые занимались вопросами с капитуляционными государствами. Правовому отделу достались полномочия бывшей Юрисконсультской части.
Таким образом, в его сферу вошло решение проблем юридического характера и анализа подготавливаемых документов. Первый департамент был переименован в Департамент внешних дел, при этом его сфера влияния оставалась прежней. Однако Правовой департамент решал вопросы не со всеми странами. В состав Экономического департамента вошли: директор IV кл. В штате Правового департамента имелись следующие должности: директор IV кл. В каждом из департаментов имелись также должности заведующего регистратурой. Кроме того, выделялись средства для вольнонаемных писцов и обеспечения канцелярии. Апрель 1917 года запомнился и еще одним событием - был реорганизован Отдел денежных переводов и ссуд.
Ранее он относился к Первому департаменту, теперь же стал самостоятельным ведомством. Основной задачей данного отдела являлось предоставление ссуд гражданам России, оставшимся в иностранных государствах и в связи с военным временем или другими обстоятельствами не имеющим возможности вернуться в Россию. Переводы денежных средств производились посредством телеграфа через представительства в Испании и Вене. Обязательным условием для предоставления такой ссуды являлась возможность для получателя вернуть ее. В месяц на одно лицо разрешалось принимать до 100 рублей. Кроме того, в связи с нестабильной финансовой обстановкой ведомство позволило принимать до 300 рублей на семью. Всего, таким образом, за 1917 год было переведено более 18 млн. Еще одним из полномочий этого ведомства было предоставление безвозмездных ссуд малоимущему населению, состоящему из граждан России, находящихся за границей.
Размер такой ссуды составлял до 300 рублей в месяц, а в исключительных случаях болезнь, смерть близких выдавались и большие суммы.
Владимир Лопухин,бывший директор департамента иностранных дел России: «Дойдя до Мариинской площади, увидел там толпы народа и военные части с плакатами. С грузовика держал успокоительную речь депутат Скобелев. Солдаты пошли на Дворцовую площадь и, остановившись перед подъездом министерства, требовали Милюкова. Вышел Нератов. Ему вынесли стул. Он стал на него ногами. Что-то говорил. Ничего, в сущности, не разъяснил.
Все так и сошло. Солдаты удалились». Николай Суханов, участник российского революционного движения, экономист и публицист: «Левая сторона Петросовета считает, что Милюков должен быть ликвидирован в 24 часа. Правая не знает, что делать». Многие уверены: лучшего повода для разрыва отношений Временного правительства и Петросовета и придумать нельзя.
Нота п н милюкова
Нота Милюкова — нота министра иностранных дел Временного правительства России П. Н. Милюкова правительствам стран Антанты от 18 апреля (1 мая) 1917 года, разъясняющая позицию Временного правительства по вопросу войны. НОТА МИЛЮКОВА — нота министра иностранных дел буржуазного Временного правительства П. Н. Милюкова правительствам стран Антанты от 18 апреля (1 мая) 1917 года, разъяснявшая позицию Временного правительства по вопросу о войне. К возбужденным солдатам и матросам из Мариинского дворца никто не выходит, но через некоторое время к ним приезжают члены исполкома Петросовета, чтобы разъяснить ситуацию и убедить демонстрантов, что нота Милюкова — не повод свергать правительство. История из истории "Считать инцидент с нотой Милюкова исчерпанным ".