Термин «тургеневская барышня» давно укоренился в современной культуре. Так принято называть девушек, отличающихся аристократичной красотой и тонкими чертами лица.
Тургеневская девушка: что это значит и какой возраст имеет?
Тургеневские девушки: почему так привлекают мужчин? | Тургеневская девушка — Константин Сомов. «Дама в голубом» (Портрет Е. М. Мартыновой), 1897—1900, Третьяковская галерея. Портрет написан на рубеже веков, но автор специально изобразил модель в старомодной одежде 1850-х годов. |
Почему «тургеневская девушка» — это особый типаж героини? - Православный журнал «Фома» | Тургеневская девушка — это девушка, которая имеет сильный, независимый характер, способная совершить любой подвиг во имя любви и своего счастья. |
Тургеневская девушка: что это значит и какой возраст у нее может быть? | Тургеневская девушка – это главным образом три женских образа в романах. это вечный идеал тех, кто ценит настоящую женскую. |
Тургеневская девушка: кто она и что о ней говорят в литературоведении | Этот литературный тип сформировался на основе нескольких произведений И.С,Тургенева: «Рудин», «Новь», «Накануне»,«Дворянское гнездо», повесть «Дневник лишнего человека», рассказ «Фауст», повесть «Ася». Тургеневская девушка замкнутая, но тонко чувствующая. |
Кто такая "тургеневская девушка"
Первым, кто по-настоящему заговорил о тургеневских девушках, как персонажах имеющих общие черты, был критик Дмитрий Писарев в своей статье "Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова". понятие, которое используется для номинации особого типа женских персонажей. Итак, тургеневская девушка – это некий стереотип, который сформировался в русской литературе, это обобщенный образ нескольких литературных героинь Ивана Тургенева. Использование чат-бота для нее тоже не новость. Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что нет выражений типа «толстовская девица» или «чеховская. Тургеневская девушка нового поколения. Однажды ко мне на прием пришла молодая девушка, точно сошедшая со страниц Тургеневских произведений, – тихая, смущенная, замкнутая.
Тургеневские девушки: кого любил и ненавидел великий классик
Но черты ее лица были красивы и правильны, хотя слишком велики для семнадцатилетней девушки. Особенно хорош был ее чистый и ровный лоб над тонкими, как бы надломленными посередине бровями. Она говорила мало, слушала и глядела внимательно, почти пристально, — точно она себе во всем хотела дать отчет. Но Наталья не была рассеянна: напротив, она училась прилежно, читала и работала охотно. Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно; она и в детстве редко плакала, а теперь даже вздыхала редко, и только бледнела слегка, когда что-нибудь ее огорчало. Мать ее считала добронравной, благоразумной девушкой, называла ее в шутку: mon honnete homme de fille [8] , но не была слишком высокого мнения об ее умственных способностях.
Она будет счастлива». Дарья Михайловна ошибалась.
Автор объясняет, что означает этот термин и каковы его основные черты.
Тургеневская девушка — это образ идеальной женщины, который представлен в произведениях Ивана Тургенева. Этот образ характеризуется высокой духовностью, чистотой нравов, привлекательностью и обаянием. Тургеневская девушка — это не только красивая и умная женщина, но и морально чистый и надежный человек.
Один из самых ярких образов тургеневской девушки можно найти в романе «Накануне».
Она влюбляется в главного героя, оценив его истинные, не показные достоинства, желание следовать идее служения народу, и не обращает внимание на внешний лоск и богатство других претендентов на её руку. Влюбившись, она верно и преданно следует за любимым, несмотря на неприятие её выбора родителями или внешние обстоятельства. Иногда в романах влюбляется в недостойного, переоценив его душевные качества.
Образ "тургеневских девушек" сложился благодаря своеобразному мировоззрению писателя. Во многом он обязан своему появлению отношению Тургенева к любви. Писатель всю свою жизнь питал безответную страсть к Полине Виардо, известной французской певице.
Она дочь крепостной крестьянки и помещика. Этим объясняется ее поведение: она застенчива, не умеет вести себя в обществе. После смерти матери девушка оказывается предоставленной самой себе, она рано начинает задумываться над противоречиями жизни, над всем, что ее окружает. Так же Ася близка к другим женским образам в произведениях Тургенева.
С ними ее роднит нравственная чистота, искренность, способность к сильным страстям, мечта о подвиге. В образе Аси идея долга, получает своеобразный поворот. Запросы ее к жизни одновременно и очень велики, и очень просты. Она кажется странной и неестественной именно потому, что обычная жизнь людей ее круга ей не по душе. Она мечтает о жизни деятельной, возвышенной и благородной. Ее внимание привлекают люди простые, она, как видно, и сочувствует и в то же время завидует им. Ей не хочется, чтобы ее жизнь прошла бесследно.
Но она чувствует, как трудно достигнуть этого. Асе никто не внушал никаких правил. Не подавляемая извне, она была цельной натурой. Но как раз благодаря этому Асю считали странной и непонятной люди ее круга.
Каких девушек называют тургеневскими? Какими качествами такая девушка обладает?
Тургенева приглашает вас принять участие в проекте «Блог «Открытый Тургеневский архив». Цель проекта — формирование интеллектуального интернет-пространства для общения специалистов-тургеневедов, а также самого широкого круга заинтересованных лиц. Мы предлагаем вам размещать в «Открытом Тургеневском архиве» свои материалы с целью их обнародования и обсуждения. В качестве материалов можно размещать статьи, заметки, сообщения и пр. Это расширит вашу читательскую аудиторию например, если статья вышла в малотиражном издании ; кроме того, вы получите полноценную интернет-публикацию, на которую будут ссылаться при цитировании. Авторы сами публикуют свои материалы в блоге, самостоятельно вносят в них изменения и правки. Блог предоставляет также всем его участникам возможность оставлять свои комментарии и отзывы, что, как мы надеемся, создаст виртуальное поле для продуктивного общения. Внимание пользователей! При использовании материалов блога «Открытый Тургеневский архив» ссылка на него обязательна. Будущее «тургеневской девушки» к. Юферева Если спросить, кто такая «тургеневская девушка», большинство наших соотечественников ответят, подняв глаза к небу, «Ну, это такая девушка… поэтичная, нежная, легкая, влюбленная, изящная…» и т.
Между тем, женский образ, созданный И. Тургеневым, отличает совсем другое. Тургеневская девушка — это прежде всего сильная натура, целеустремленна, не просто готовая, но жаждущая служить и жертвовать собой ради какой-либо высокой идеи. Такие девушки в произведениях Тургенева ищут мужчину, который бы беззаветно служил высокой идее, чтобы полюбить его, пойти за ним без оглядки и всю жизнь помогать ему в служении этой идее. Вернее, сначала думают, что находят, а потом жестоко разочаровываются см. Все мужские Тургеневские образы нравственно, идейно гораздо слабее женских образов. Казалось бы, героем, достойным тургеневской девушки Елены Николаевны Стаховой роман «Накануне» , является Инсаров, спешащий сражаться за независимость и свободу своей родины. Но, во-первых, он — болгарин, а во-вторых, умирает от болезни, так и не совершив ничего великого или даже значительного, мало того — он даже не доехал до своей родины. Видимо, в российской действительности писатель не находит героев-мужчин, которые были бы под стать тургеневским девушкам.
Как уже понятно, брюки, джинсы, шортики, легинсы — мы исключаем сразу. Только платья или юбки. Материал должен струиться по телу, быть невесомым, прозрачным, волнующим. Цвета предпочитаем из пастельных: беж, светлый, кремовый, розовый, в общем, все нежное. Если хочется чего-то яркого, то неплохо будет смотреться васильковый и оранжевый, но не кричащий и бросающийся в глаза, а немного приглушенный. Блузки, желательно, белые, светящиеся. При создании образа, подчеркнем, надо понимать, что из себя представляет такая девушка. Обрисовать в голове образ до мелочей, продумать каждую деталь. В барышне нежной и наивной просто масса достоинств и благородства, ни грамма вульгарности и распущенности. На ножки надевайте балетки или туфельки, но на не очень высоком каблуке.
Внешние черты этой героини не так привлекают, как её богатый внутренний мир, которым она очаровывает читателя. Она чиста, скромна, не испорчена светской жизнью. Героиня влюбляется только в того человека, в ком она разглядит истинные чувства.
Да, ей бы пришлось не сладко в наше время, хотя, как и каждому. В моём представлении она имеет волосы цвета красного дерева длиной до лопаток, которые ниспадают лёгкими волнами на её светлые плечи. Сложные причёски это не для неё, поэтому она довольствуется косой или свободным пучком на затылке. Цвет её кожи говорит, что её не задело южное солнце, и она не является любителем солнечных ванн. Также это девушка небольшого роста и с невзрачной фигурой, хороша, но не более. Лицо немного округлой формы, выражает образованность и скромность, и даже немного холодность. Высокий лоб прикрывают лишь пару выбившихся прядок, не очень густые брови идеально дополняют её глаза. Они карие с вкраплениями зелёного, излучают решительность. Ничем не примечательный нос и тонкие губы дополняли её образ. В макияже она не отличалась какой-либо экстремальностью. Максимально естественный, разве что ей приходилось добавлять немного румянца, чтобы не казаться слишком бледной. Она была той, которая мечтает носить лёгкие струящиеся платья в пол с кринолином. Ей не мешало бы это сделать общественное мнение , но ей мешала практичность. Гардероб её составляют в основном юбки, блузки и платья из летящих и нежных материалов например, шелк, шифон и гипюр. Такой девушке нравятся бежевые и лиловые, розовые оттенки, либо благородные тёмно-красный и тёмно-зелёный. Заключение Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к выводу, что «тургеневская девушка» - это типичная героиня произведений Ивана Тургенева, литературный стереотип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа нескольких его женских персонажей из произведений с 1850-х до 1880-х годов. Они гораздо сильнее духом окружающих их мужчин. Тургеневский идеал заключается в умении любить и жертвовать собой ради любимого. Все эти героини, конечно, очень разные, у каждой из них своя жизнь, свои переживания, но всех их объединяет любовь и желание быть счастливой. Все это актуально и по сей день. И «тургеневские девушки», несомненно, существуют в нашем современном мире. Нужно лишь приглядеться. На протяжении долгих лет этот образ вдохновляет художников и дизайнеров и остается актуальным в современном мире. Ключевыми составляющими современного образа «тургеневской девушки» являются: Макияж, который еле заметен; Прическа очень проста, коса или свободный пучок; Одежда очень женственная, которая делает её ещё более нежной; Характер сильной решительной девушки с чувствительной душой. Список литературы Танкова Н.
То ли женщина, то ли виденье: как эволюционировал литературный тип «тургеневской барышни»
Первым, кто по-настоящему заговорил о тургеневских девушках, как персонажах имеющих общие черты, был критик Дмитрий Писарев в своей статье "Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова". Это тот самый тип «тургеневских девушек», которых, по свидетельству Льва Толстого, не существовало в русской действительности, пока они не появились в произведениях Тургенева. Тургенев в 50-80-е годы XIX века написал несколько произведений, в которых показаны героини, подходящие под определение «тургеневская девушка». Тургеневская девушка — это девушка, которая имеет сильный, независимый характер, способная совершить любой подвиг во имя любви и своего счастья. ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте
Существуют ли сейчас тургеневские девушки
«Тургеневская» девушка – это девушка, которая имеет сильный, независимый характер, способная совершить любой подвиг во имя любви и своего счастья. Кто такая тургеневская девушка. Считается, что тургеневская девушка — сильная и решительная, противостоящая слабому мужчине. Первым этот инвариант с присущей ему чуткостью зафиксировал Чернышевский. Можно провести такую параллель: «тургеневская девушка» – это Россия, а ее мужчина – это самый яркий российский тип на тот момент. Цель работы – определить на примерах из произведений Тургенева, кто такая «тургеневская девушка», создать коллекцию одежды, отражающую образ «тургеневской девушки» в ХХІ веке. Так и появилась тургеневская девушка: это важная для Тургенева героиня, которая нередко имела реальный прототип.
ТУРГЕНЕВСКАЯ ДЕВУШКА
Какой характер у тургеневской барышни? Замкнута и мечтательна, тяжело сходится с людьми. Способна на героический поступок и самопожертвование. Верна своему сердцу. Очень сильна, несмотря на внешнюю слабость. Кто возлюбленный «тургеневской девушки»?
Из всех претендентов на ее руку героиня Тургенева выбирает не самую удачную партию «Рудин». Против таких браков выступают и родители, и все светское общество, но девушка непоколебима в своем выборе и следует за любимым даже на войну «Накануне».
В ряду выявленных моральных авторитетов Алексей Навальный занял третье место, Владимир Путин — шестое, Борис Гребенщиков и Юрий Шевчук — десятое и одиннадцатое, Павел Дуров — двенадцатое. А первые два места разделили Илья Maddyson «Это же первый видеоблогер в России, мама, ты что? Иными словами, пребывание в среде постоянно обновляющейся информации научило поколение поздних миллениалов многозадачности.
Многозадачность в свою очередь потребовала от них рациональности. Пользователи гаджетов тратят на изучение какого бы то ни было материала в среднем около восьми минут. Это относится к просмотру видео и фотографий, чтению текстов. Привлечь их внимание всерьез и надолго может только очень четкое, точное, актуальное высказывание. Все остальное — в сфере факультативного сообщения.
Консерватизм юности Отвечая на вопрос, кем они будут через двадцать лет, выпускницы интеллигентской школы в центре Москвы пишут в школьном альбоме: «Я вижу себя человеком, который счастлив заниматься своим делом, много путешествует и не теряет интереса к новому и неизведанному. Человеком, который не боится следовать своим принципам и идеалам, не сидит на месте, а пытается продвигать себя и окружающих вперед» Мария, 16 лет. Хочется верить, что это время я проживу, а не просуществую, а также смогу помочь многим людям» Ирина, 17 лет. Однако, помимо юношеского идеализма и самоуверенности, у них есть еще набор качеств, позволяющих сохранить верность своей мечте. Это та самая многозадачность, привитая Интернетом почти с рождения, и рациональность еще один Интернет-навык , которые распространяются на все сферы жизни, а также почти на уровне врожденного биологического рефлекса — чутье на трушность, которое сформировало ясные моральные ориентиры.
Эти девушки действительно очень отличаются от своих матерей, изначально готовых идти на компромиссы и постоянно стоявших перед мучительным выбором: любимая работа или работа ради денег, семья или карьера, замужество или одиночество. Тогда, например, принять решение не заводить детей стать child—free было гораздо страшнее, чем признаться во множественных абортах. Сегодняшние юные девушки нетерпимы к фальши и не приемлют двойственности. Замуж — только по любви, дети — осознанно и «по плану», карьера — только в любимой профессии. Они подписываются на пожертвования со своих стипендий, отчисляя деньги в фонд борьбы со СПИДом и на строительство детского хосписа «Дом с маяком».
Они едут на север, чтобы работать волонтерами на реставрации церквей. Они учат три-четыре европейских языка, чтобы самим читать первоисточники, не доверяя интерпретациям переводчиков и редактуре издателей, и чтобы свободно выбирать учебное заведение по всему миру по специализированным рейтингам. А еще они учат корейский, китайский и японский, потому что «развитие мира идет на восток». Чтобы при такой стратегии сохранять и пополнять энергию, нужна сбалансированная внутренняя система критериев, прочный нравственный стержень: что-то очень простое, понятное, надежное, прочное, проверенное столетиями. Так юные москвички XXI века становятся консервативными, как их сверстницы сто или сто пятьдесят лет назад, и это сближает их с героинями русских романов XIX века.
Преподаватель журфака Марина Князева говорит, что многие ее студентки декларируют невинность до брака, чем, кстати, весьма смущают своих матерей, чья юность пришлась на сексуальную революцию 1990-х. Девственность воспринимается ими не только как высокая моральная чистота, но и универсальный энергосберегающий ресурс. Отодвинув замужество до 35-ти лет и дальше, девушки страхуют себя от нежелательных любовных переживаний, которые отбирают множество сил и времени в юности, отвлекая от карьеры и образования. Девушки в кедах, джинсах и толстовках, увешанные фенечками-браслетами и серебряными кольцами, строги и непримиримы, как героини тургеневских романов.
У его героини Жюли, впоследствии ставшей прообразом всех героинь бальзаковского возраста, непростая судьба. Нормы морали XIX века предписывали женщине быть прежде всего хорошей матерью, женой и домохозяйкой, но Жюли всей своей жизнью опровергает этот постулат, следуя за собственными чувствами, желаниями и личным счастьем. По сути, Жюли и женщины бальзаковского возраста — это не столько про возраст, сколько про отношение к жизни и к роли женщины. Викторианская барышня Викторианская эпоха — период в истории Англии, пришедшийся на время с 1837 по 1901 годы под правлением королевы Виктории. Этот период отмечен викторианской моралью — доведенным до крайности пуританством. Борьба за улучшение общественной морали соседствовала с классовым неравенством, распространением проституции и детского труда. Викторианская барышня должна была обладать большим чувством долга, быть респектабельной, строгой и трудолюбивой, а также филантропом. Одинокая женщина с ребенком становилась изгоем, а даже упоминания о сексе или сексуальности были постыдными. Примечательно, что предки Виктории явно не вели благочестивого образа жизни.
Чтобы при такой стратегии сохранять и пополнять энергию, нужна сбалансированная внутренняя система критериев, прочный нравственный стержень: что-то очень простое, понятное, надежное, прочное, проверенное столетиями. Так юные москвички XXI века становятся консервативными, как их сверстницы сто или сто пятьдесят лет назад, и это сближает их с героинями русских романов XIX века. Преподаватель журфака Марина Князева говорит, что многие ее студентки декларируют невинность до брака, чем, кстати, весьма смущают своих матерей, чья юность пришлась на сексуальную революцию 1990-х. Девственность воспринимается ими не только как высокая моральная чистота, но и универсальный энергосберегающий ресурс. Отодвинув замужество до 35-ти лет и дальше, девушки страхуют себя от нежелательных любовных переживаний, которые отбирают множество сил и времени в юности, отвлекая от карьеры и образования. Девушки в кедах, джинсах и толстовках, увешанные фенечками-браслетами и серебряными кольцами, строги и непримиримы, как героини тургеневских романов. Именно Тургенева, с его ясным и красивым русским языком, цельными женскими образами и динамичной манерой повествования, современные школьницы и студентки предпочитают другим русским классикам. Марина Князева рассказывает о своих студентках: «Они не выносят никакой чернухи, им трудно даются длинные, многосложные тексты. А вот Тургенев как-то пошел». Алексей Вдовин, историк русской литературы, объясняет: «Романы Тургенева, на мой взгляд, привлекают современного читателя, во-первых, своей краткостью и насыщенностью: читаются за день, а перевариваются и обдумываются неделю, а то и месяц. Во-вторых, в романах Тургенева легко просматриваются острые проблемы, которые до сих пор с нами: как обустроить Россию, имеет ли смысл оппозиционная деятельность, надо ли просвещать народ, как преодолевать поколенческие разломы. Наконец, в-третьих, тургеневские романы очень хорошо написаны: стиль прозрачен и изящен, мысль остроумна и точна, так что оторваться трудно» [7]. Что означает «тургеневская девушка» в современном понимании? Вдовин так ответил мне на этот вопрос: «Тургеневские девушки — это скорее ярлык и шаблон, который поздняя критика и советское литературоведение изобрели для упрощенного описания всех романов Тургенева. Но в этом шаблоне есть доля правды: исследования поэтики романов Тургенева показало, что писатель тяготеет к определенному психотипу женской героини — сильной, поэтичной, естественной натуры, возросшей на национальной почве и наделенной огромными задатками. Девушки Тургенева, как правило, страстно влюбляются, но их любви часто не суждено быть счастливой. Хрустальный стержень Культуролог Князева, которая ведет семинары на факультете журналистики МГУ «моя профессиональная среда обитания — девушки от 18-ти до 23 лет» , так описывает современных девушек. По ее наблюдениям, почти всех сегодня можно назвать «тургеневскими девушками». Свои убеждения, свою жизненную философию эти девушки уже сформировали и готовы отстаивать, удивляя своих матерей и преподавателей: «У каждой из них будто хрустальный стержень внутри. Конечно, из-за резкого поколенческого разрыва у них часто бывают конфликты со старшим поколением. Поэтому я часто выступаю в роли конфидента, помогающего им донести свою позицию до родителей, которым кажется, что такая высокая идеализация едва ли совместима с реальностью, с бытовой стороной жизни». Князева подчеркивает, что девушки неплохо справляются с решением практических вопросов своей жизни. Они образованны, владеют несколькими иностранными языками, а препятствия в виде географических границ их не останавливают: сайты фондов, чаты, социальные сети, форумы всего мира помогают им найти, кто, где и когда открывает набор на стипендии, объявляет open call, принимает заявки на гранты. Князева продолжает: «Они ждут настоящей любви, ищут глубоких знаний и выше всего ставят собственную самореализацию. Уйти из семьи, уехать из страны, поменять вуз или сферу интересов не составляет для них серьезного труда». Здесь к месту вспомнить Тургенева: «Родительская власть никогда не тяготела над Еленой, а с шестнадцатилетнего возраста она стала почти совсем независима; она зажила собственною своею жизнию, но жизнию одинокою. Ее душа и разгоралась, и погасала одиноко, она билась, как птица в клетке, а клетки не было: никто не стеснял ее, никто не удерживал, а она рвалась и томилась.
МБУК "Добрянская городская централизованная библиотечная система"
Но, как вы понимаете, впоследствии Катя находит настоящего комсомольца и сама вступает в комсомол. И конечно же, носит комсомольский значок на лацкане. Тем не менее сама практика вырезать фото звезд из журналов или газет и затем прикалывать их на стену была еще раньше. Пин-ап-модели зачастую были манекенщицами или знаменитостями. Например, одной из самых известных пин-ап-моделей была Бетти Грейбл — американская актриса, певица и танцовщица. Фотомодель Бетти Пейдж стала секс-символом второй половины пятидесятых в Америке и, как считается, предвосхитила сексуальную революцию шестидесятых годов. Тургеневская девушка Тургеневская девушка — это литературный стереотип, сформировавшийся на основе обобщенных женских образов, созданных писателем Иваном Тургеневым в период с 1850 по 1880 годы. Это скромная, неплохо образованная, но достаточно замкнутая героиня, которая выросла вдали от светской суеты.
Она не слишком-то любит сходиться с людьми и углублена в себя.
Молодая и неопытная Лиза Калитина, познавшая счастье первой любви с Лаврецким, без тени сомнения отказывается от встреч с ним, когда понимает, что ее избранник все еще женат, что его супруга Варвара не умерла. Но Лиза — совсем другое дело. Кажется, что Тургенев любуется ею, создавая словесный портрет. Это хрупкая, нежная, немного наивная девушка, почти девочка, которая находит в себе силы принять роковое решение за своего возлюбленного.
Узнав о приезде законной жены, Лаврецкий, человек благородный и честный, сталкивается с непростым выбором. Вернуться к Варваре означает навсегда расстаться с Лизой. Однако разводы в те годы не практиковали. Мужчина в сомнениях, он не хочет лишаться только что обретенной любви. Решение за него принимает хрупкая Лиза.
Она решительно говорит любимому, что их дальнейшие встречи невозможны. Можно выделить следующие отличительные черты, свойственные героиням Ивана Сергеевича: Глубокая жертвенность. Готовность служить своему возлюбленному или великому делу. Они живут сердцем, а не разумом, не лукавят, чисты перед собой и перед Богом. Ася — ярчайший образец Рассматривая определение термина тургеневской барышни, следует привести в пример прежде всего Асю, героиню одноименной повести.
Она молода, взбалмошна, но уже познала горечь потерь. Это сильная и цельная натура, которой не повезло встретиться со слабым и бесхарактерным мужчиной. Герой, покоривший сердце Аси, не просто ее недостоин. Он настолько слаб, что побоялся своей любви, предпочел разлуку семейному счастью с девушкой яркой и нестандартной. Многие исследователи творчества Тургенева уверены, что в этом образе можно проследить биографические черты.
Писатель длительное время испытывал на себе гнет излишне властной и требовательной матери, из-за которой он и стал несколько неуверенным в себе, неспособным к активным действиям. Этими чертами он и наделил своего героя, отвергшего искренние Асины чувства. Но Ася — это представительница того типа женщин, который вызывал искреннее восхищение писателя. Она не является классической красавицей с сочным телом, скорее, это миловидная девочка, непосредственная и очаровательная. От нее исходит положительная энергия, так и веет добром.
Постепенно становится понятно, что несмотря на забавные детские выходки, Ася очень хорошо понимает свое непростое положение. Однако это не мешает ей в полной мере отдаться любовному чувству. Поняв, что она влюблена, эта духовно богатая девушка словно ощутила крылья за спиной. Однако ее избранник предал ее, побоявшись мнения света и самого себя.
Например, Асю он описывает через её поступки — нередко странные, слишком порывистые для других, но важные для понимания характера героини.
Также он пользуется выделением инаковости девушек. Например, рассказывая про Наталью Ласунскоую из «Рудина», он пишет: «Наталья Алексеевна с первого взгляда могла не понравиться. Она ещё не успела развиться, была худа, смугла, держалась немного сутуловато». Валентин Серов. В ней рассказчик находит «что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом, что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных».
Марианна из «Нови» описывается так: «В сравнении с теткой Марианна могла казаться почти «дурнушкой»... Она стригла свои русые густые волосы и смотрела букой. Но от всего её существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным». Мы видим неконвенционально привлекательную женщину — в ней нет привычной красоты, но её характер и внутреннюю бурю эмоций невозможно не заметить. Не каждый способен разглядеть красоту и внутренний стержень в «тургеневских барышнях», и ни одна из них не была по-настоящему счастлива.
Влюбляясь, они отдавали себя без остатка, но итог был одинако болезненный для всех. Сильный характер Основной конфликт в произведениях писателя — трагическое противоречие счастья и долга. Все героини проходят через испытание любовью, ни одна из них не остаётся по-настоящему счастлива. Это происходит из-за влияния общества, социальных рамок: в то время был невозможен развод. Ни Лиза Калитина, ни Вера не могут разрушить семью — как чужую, так и свою собственную.
Первая решает уйти в монастырь после связи с женатым мужчиной, вторая решается на самоубийство от невозможности любить того, кого она хочет и чувства стыда перед законным мужем.
Оба делают отсылку к повести «Ася». В «Тоске по окраинам» есть рассказ «Друг Джонатан», где герой — собственно, Джонатан — рассказывает про свою влюбленность в девочку Асю. Она сначала кажется похожей на тургеневскую Асю, такая же взбалмошная.
Но в процессе чтения мы понимаем, что эта Ася отнюдь не так идеальна, как Ася Тургенева. Мы видим ее глазами юноши, который в нее влюблен и которого она обижает. Но можно заметить несколько пересечений. Например, там копируется формат повести-воспоминания, когда герой выходит к аудитории и говорит: я вам сейчас расскажу, что со мной случилось много лет назад.
В рассказе «Женечка» Ханов местами цитирует Тургенева. Женечка — это главная героиня, в которую влюбляется рассказчик, но они не могут быть вместе из-за коронавируса. Здесь тургеневские девушки противопоставляются глобализации и капиталистической власти, что тоже довольно неожиданно, если вспомнить, какой образ лежал в основе. И еще один пример.
Книгу я не читала, но это бриллиант в моей коллекции. Называется она «Тургеневская барышня бальзаковского возраста». Это любовный роман, написанный некой Юлией Елениной или нейросетью. Аннотация прекрасна: «Умники утверждают, что в современном мире любви нет, но я им не верю.
Сами посудите, во что еще верить одинокой учительнице русского языка и литературы, живущей в коммуналке и пишущей стихи? Так себе картинка, правда? Кстати, зовут меня Лолита Набокова. Только не смейтесь, хотя за свои 29 лет я готова к подобной реакции.
А вот к чему я не готова, так это к тому, что привычный ход моей жизни нарушится, когда моя коллега сломает ногу». Выводы: собирательный образ тургеневской девушки Этот образ напоминает мне Мэри Сью — архетип персонажа, наделенного нереалистичными качествами и решающего все проблемы. Некоторые коллеги возражали, так как в Мэри Сью авторы часто выписывают себя, но мне есть что ответить. Это ответы и в шутку, и всерьез.
Среди читателей Тургенева встречается мнение, что он выписывал в девушках себя. Например, французский писатель и критик Поль Бурже пишет, что появление таких героинь — в природе русской женщины, в характере самого Тургенева. Еще Бурже говорит, что Тургенев в создании героинь обнаруживает склад своего ума. А другой француз, писатель Альфонс Доде , замечает, что Тургенев — «женственная натура», и отсылает нас к женщине, описанной в его романах.
Можно сколько угодно шутить и гадать, кто же стал предтечей тургеневских девушек, существовали ли они на самом деле и бытовали ли как литературный тип. Но совершенно точно они сидят у нас на подкорке. То, что сейчас говорят про тургеневских девушек — в чинной ли компании или на бранном застолье, — определяется не столько текстами Тургенева, сколько полутора веками бытования этого понятия в культуре. Тургеневская девушка — самоотверженная героиня?
Да, безусловно. Она готова пойти ради любви на всё?