Новости иван ильин о фашизме

Владимир Исаков просит российскую прокуратуру проверить, совместимы ли работы Ивана Ильина и борьба с фашизмом. Выходом стал фашизм, чьи принципы Ильин частично формулировал в своих ранних работах, но не мог ещё изложить концентрированно, слитно. Депутаты потребовали убрать имя философа Ильина, оправдывавшего фашизм и Гитлера, из названия учебного центра при РГГУ. О русском фашизме авторъ Иван Александрович Ильин.

Поделиться

  • 🚩Иван Ильин — главный идеолог современной России
  • Иван Ильин о фашизме: iov75 — LiveJournal
  • Ильин — 4. Ода фашизму от русского «философа»
  • Нет фашизму!
  • Белый ферзь. Как Иван Ильин стал главным философом-антибольшевиком — Нож
  • Иван Ильин: изгнанник и патриот

Иван Ильин: изгнанник и патриот

Цитаты из Ильина о фашизме. Иван Ильин воплощает своим жизненным путем и субстанцией своих философско-правовых воззрений идею «вертикали власти», как она в наше время практикуется в политических системах. «О фашизме» (1948) (ru.). Иван Ильин — это певец и философ фашизма как ценности Мнение автора может не совпадать с мнением редакции #rtvi_колумнисты. германия, струве, иван ильин, нацизм, национал-социалистическая партия Так они были сплочены и счастливы с приходом вождя. В 1948 году в статье «О фашизме» Ильин вновь повторил свои мысли, изложенные в «Национал-социализме».

Иван Ильин: декоммунизация и денацификация

Кто вы, Иван Ильин? / Литературная газета Все, что писал Ильин о фашизме, о распаде России, о русской национальной идее, актуально так же, как труды Ленина.
Философ Иван Ильи никогда не скрывал своих симпатий к фашизму. Идеолог белого движения, писавший оды фашизму и предававший обструкции Советы, сейчас цитируется президентом.
🚩Иван Ильин — главный идеолог современной России Иван Ильин на сайте "Aпокалипсис".
Иван Ильин и идеология Кремля Зампред Комитета Госдумы по молодежной политике Владимир Исаков (КПРФ) просит Генпрокуратуру проверить, не содержит ли ряд работ философа Ивана Ильина признаков реабилитации нацизма.
Легитимация Ивана Ильина российским государством Между тем, Иван Ильин считается теоретиком национал-социализма и даже неофашизма.

Философ Иван Ильин, нацисты и коллаборационисты

советский период. Депутаты потребовали убрать имя философа Ильина, оправдывавшего фашизм и Гитлера, из названия учебного центра при РГГУ. Вот и Ильин написал коротенькую статейку с советами побитым фашистам “О фашизме”(1948) после победы СССР, как работу над ошибками. Автор:Ильин Иван Александрович. О русском фашизме, читать онлайн ее полностью бесплатно будет полезно каждому.

Легитимация Ивана Ильина российским государством

Таким образом, Ильин призывает разграничивать фашизм от патриотизма, чувства собственного достоинства. В 1948 году в статье «О фашизме» Ильин вновь повторил свои мысли, изложенные в «Национал-социализме». Советский патриот | 07.10.2022 10:09 Фанат фашиста Ильина Путин критикует Запад за героизацию пособников нацизма Народная мудрость гласит, что громче всех.

Ильин — 4. Ода фашизму от русского «философа»

Зампред Комитета Госдумы по молодежной политике Владимир Исаков (КПРФ) просит Генпрокуратуру проверить, не содержит ли ряд работ философа Ивана Ильина признаков реабилитации нацизма. Нет, все гораздо хуже — фашистом называют "ультраправого философа" Ивана Ильина: "Активно потворствовал деятельности немецко-фашистского режима, оправдывал преступления Гитлера противостоянием с большевизмом и писал о необходимости русского фашизма". Ложь о "фашизме" Ивана Ильина. Теперь о «фашизме» Ивана Ильина.

Иван Ильин: изгнанник и патриот

К великому сожалению г-на Ильина, фашисты и нацисты не хотели быть продолжателями рыцарственного белого движения, и Иван Александрович вскоре им оказался не нужен. Немного разочаровавшись в своих кумирах, в годы Великой Отечественной войны он, тем не менее, не выступил против германской агрессии, считал нормальным явлением сдачу в плен и коллаборационизм, полагал, что СССР не выстоит под властью большевиков. Его ближайший друг, поэт Иван Шмелев, так вообще открыто поддержал нападение Рейха. Если бы Иван Александрович жил в наше время, то ему грозило бы наказание в виде штрафа в размере до трех миллионов рублей, как минимум.

Политическая позиция Ильина не вызывает никаких сомнений, его идеал — фашистское корпоративистское государство, опирающееся на религию. Хорошие примеры выбрал Иван Александрович, ничего не скажешь. Но кое в чем он был прав.

Фашизм есть реакция на усиление коммунистического и рабочего движения, ничем не прикрытая террористическая диктатура наиболее шовинистических слоев финансового капитала.

Иван Ильин испытывал симпатии к националистическим режимам в Европе, его напугал лишь только крайний национализм в виде германского нацизма с его нетерпимостью, с его культом превосходства германской нации над другими. Но это не заставило Ильина отказаться от национализма как такового. Поэтому Ильин после Второй мировой войны пытался предложить себя на роль идеолога Российского общевоинского союза РОВС , как той силы, которая, по его мнению, должна изменить, преобразовать, спасти Россию, как он это себе представлял. Эти идеи и настроения И.

Ильина нашли отражение в его предсмертной работе цикле статей «Наши задачи». Конечно, эта идея оказалась совершенно ошибочной, не оказав никакого влияния на Россию, где в итоге произошли изменения благодаря внутренним процессам — процессам разложения коммунистического общества и коммунистической идеологии. И можно смело констатировать, что Иван Ильин в своих политических прогнозах ошибся. Несмотря на целый ряд очень эффектных, убедительных, порой глубоких публицистических тезисов сборника «Наши задачи», Иван Ильин сегодня вряд ли может быть принят нами в качестве идеолога возрождающейся российской имперской государственности. Потому что Ильин не был имперцем, он был европейским националистом!

И вот это очень важно понять. Неслучайно наследником Ивана Ильина в современной России оказался Владислав Сурков, который всячески его пропагандировал и поощрял издание его трудов. Говорят, очень пристально читал и пытался реализовать его идеи в современной российской действительности. А Суркова трудно назвать тем человеком, который выражает современную русскую имперскую идеологию. Скорее уж Сурков пытался выстроить некую конструкцию превращения России в европейское государство-нацию.

О чём мечтал и Иван Ильин.

В нем конечно же были и достижения, и победы, и радости. Но в том-то всё и дело, что Иван Ильин и миллионы тех, кто не принял государственный переворот 1917 года, от всей души хотели этой стране тех же достижений, тех же побед и радостей.

Они просто не хотели, чтобы страна платила за это такую чудовищную цену. Но есть в личности Ивана Ильина еще одна непостижимая загадка. Это тайна, на мой взгляд, принадлежит будущему, и вполне возможно в ней какое-то слово скажет и наше православное сообщество.

Речь вот о чем. В 1994 году митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл направил меня на стажировку в Цюрих, в наш православный приход. Там я встретил Валерию Флориановну Даувальтер — прекрасную художницу и эмигрантку первой волны.

Она-то мне и рассказала, что великий русский философ Иван Ильин нашел свое последнее пристанище недалеко от Цюриха на кладбище в Цоликберге. Однако, сказала она, могила философа утеряна безвозвратно, потому что по швейцарским законам через 25 лет после захоронения необходимо каждый год оплачивать место упокоения. В противном случае на этом месте произведут нового захоронение.

И так как никто уже много лет ничего не оплачивал — могила, скорее всего, утрачена. И никто ни на русском приходе, ни в посольстве не знает, где она находилась и какова ее судьба. И вот однажды, я решил скататься на это старинное швейцарское кладбище.

Стоял очень густой утренний туман, было прохладно. Я миновал кладбищенские ворота и вдруг увидел, как мне навстречу прямо из тумана идет какой-то очень-очень старенький мужчина с небольшой седенькой бородкой. Мы поздоровались, и я решил просто на бум спросить его, не знает ли он что-нибудь о русском философе Ильине, который когда-то лежал на этом кладбище.

К моему потрясению старец мне ответил, что не только знает о нем, но сейчас же покажет мне его могилу. Он подвел меня к какой-то огромной сосне, лапы которой наклонились аж до самой земли, и своей деревянной клюкой приподнял одну из ее густых ветвей. И вот за ней моему потрясенному взору предстал могильный камень, на котором было два имени: Наталья Ильина и Иван Ильин.

По возвращении в Цюрих, я сразу же рассказал о своей фантастической находке. На следующее утро вместе с настоятелем прихода отцом Венедиктом и Валерией Флориановной мы отслужили у могилы первую панихиду за много лет, а информацию об этой чудесной находке передали в Российское посольство. И вот через 11 лет в 2005 году прах Ивана Александровича Ильина и его супруги был перезахоронен в Москве на кладбище Донского монастыря.

Лицам, утверждающим обо мне обратное безразлично — русским или иностранцам , я публично предлагаю отнести себя на выбор — к безответственным болтунам или к бесчестным людям». Даровитый вдумчивый юноша не примкнул ни к беспартийно-жизнерадостной студенческой богеме, ни к школьным ячейкам будущих революционеров. Валентин Сперанский, соученик Ильина по юридическому факультету В 1909 году Ильин получил звание приват-доцента. Новгородцев, ценивший своего ученика, отправил его в заграничную поездку. В прошении о ней он отметил : «Честь имею ходатайствовать — командировать за границу на два года со стипендией с 1 января 1910 года оставленного при Университете по кафедре истории философии права и энциклопедии права Ивана Александровича Ильина. Он обнаружил совершенно необычную для своих лет эрудицию и обратил на себя внимание факультета как своими познаниями, так и присущим ему даром изложения. Больше всего его поразил немецкий философ Эдмунд Гуссерль.

Влияние феноменологического метода Гуссерля заставило Ильина сменить вектор научных интересов. Его диссертация, по сути, уже была готова. А Европа в свою очередь вполне подготовилась к Первой мировой войне. Нестеров «Мыслитель Портрет профессора И. Ильина ». Источник Рокировка 19 июля Германия объявила войну России. На следующий день Николай II выпустил Высочайший манифест со словами: «Мы непоколебимо верим, что на защиту Русской Земли дружно и самоотверженно встанут все верные Наши подданные».

Не призыв императора, но сами исторические обстоятельства действительно заставили народ самоотверженно встать на защиту страны. На фронт уходили добровольцами. Ильин отмечал : «…в России духовный подъем все нарастает и все сильнее захватывает интеллигенцию». Ученые и деятели искусства пытались помогать фронту. Трубецкой и Рачинский устроили при Земском Союзе чтения в пользу раненых «Научно-духовно-религиозное осмысление войны». Согласились участвовать Новгородцев, Бердяев и Ильин. Последний прочел несколько лекций — например, «Что есть истинный патриотизм» и «Война как духовное делание».

Знавшие Ильина всегда особенно отмечали его ораторский талант, способность увлекать публику. Сразу же после октябрьского переворота, всего через три недели после революции, Ильин опубликовал в «Русских ведомостях» статью «Ушедшим победителям». В ней он обратился к павшим в борьбе белогвардейцам: «Вы победили, друзья и братья. И завещали нам довести вашу победу до конца. Верьте нам: мы исполним завещанное. Победил не тот, кто временно осилил в борьбе, ибо грубая сила, одолевая, творит сама свое поражение, и рок увлечет ее в пропасть. Пока Россия будет жить, вас будут помнить и вами будут гордиться.

Мы скажем о вас нашим детям и внукам; и они услышат ваш голос и поймут ваше деяние». Разумеется, пришедшим к власти большевикам такой взгляд на недавние события не понравился. Ильин остался в Москве, но почти сразу установил связи с генералом Алексеевым, одним из создателей Добровольческой армии. В 1918 году философа трижды арестовывали и дважды судили оба раза — оправдали. Накануне он пришел к Новгородцеву и предупредил учителя о том, что идут аресты: «Я имел данные полагать, что ордер на его арест уже выписан в вечека, и уговаривал его поберечься и не ночевать дома. Он выслушал меня спокойно и долго не соглашался принять необходимые меры. Наконец обещал…» На защиту диссертации к Ильину Новгородцев все же пришел.

Дома у него проводился обыск, семью заперли в квартире. Новгородцев появился на факультете с тридцатиминутным опозданием, «бодрый, уравновешенный, в сюртуке, за которым он специально посылал на свою осажденную квартиру». Защита прошла блестяще. Исследование Ильина стало в некотором смысле жертвой революции — большинство из тех, кто составил бы во время защиты подходящую аудиторию, уже покинули страну. Напечатали лишь ограниченное количество экземпляров работы. Жизнь в Москве оставалась сложной — постоянная угроза ареста, холодные зимы, дров и еды вечно не хватало. Об эмиграции Ильин еще не думал : «Уходят ли от постели больной матери?

Да еще с чувством виновности в ее болезни? Да, уходят — разве только за врачом и лекарством». Из протокола допроса Ивана Ильина: Вопрос. Скажите, гр-н Ильин, ваши взгляды на структуру Советской власти и на систему пролетарского государства. Считаю Советскую власть исторически неизбежным оформлением великого общественно-духовного недуга, назревавшего в России в течение нескольких сот лет. Ваши взгляды на задачи интеллигенции и так называемой общественности. Задача интеллигенции воспитать в себе новое мировоззрение и правосознание и научить ему других; задача старой русской общественности — понять свою несостоятельность и начать быть по-новому.

Валерия Дмитриевна Пришвина Лиорко , ученица Ильина, вспоминала о сборах в его квартире: «Я пошла к Ивану Александровичу Ильину в первый и последний раз на дом, проститься. В квартире шли спешные сборы, и видно было по беспорядку в оставляемом доме, что люди не надеялись сюда вернуться. Это были похороны живыми людьми самих себя. Мы присели с Иваном Александровичем на край заколоченного ящика среди хаоса увозимых и навсегда бросаемых в доме вещей. Ильин был подавлен. Если для меня оставалась хотя бы какая-то надежда, питаемая хотя бы даже моей родной землей… то для Ильина не то что потухла надежда — казалось, сгорала и родина, и его личная вместе с нею судьба. И сам он, такой яркий в представлении всех нас, его слушателей, теперь сидел передо мной ровно-бесцветный, словно засыпанный пеплом пожара».

Пароход Oberburgermeister Hacken, на котором Ильины покинули Россию. Источник Иван Ильин был идеологическим врагом нового режима. Смертельным, яростным врагом. Есть легенда, будто Ленин писал Дзержинскому: «Ильин, хотя и не наш, но талантлив, отпустите». Иван Александрович был, в сущности, типичным пассажиром философского парохода: убивать его не полагалось, но и оставить в России такого противника большевики не могли.

Кто вы, Иван Ильин?

Так, на полицейском автомобиле повлекли на допрос профессора И. Ильина, сочинителя пышного адреса Гитлеру» [27] [28]. В 1937 году в книге «Путь духовного обновления» предложил концепцию «сверхнационализма». Объясняя его суть, отмежевался от двух крайностей — «христианского интернационализма» и русского мессианства.

Он не уточнил адресата своей критики, но обе эти позиции впервые были представлены Владимиром Соловьевым. Заочно споря с ним, Ильин предложил также концепцию «патриотического симбиоза», основанную на делении народов на «ведущие», то есть создавшие свою самобытную культуру, и «ведомые», которым этого сделать не удалось [29]. До 1937 года продолжал выступать с докладами и вёл антикоммунистическую пропагандистскую работу.

В июле 1938 года переехал в Швейцарию , где закрепился благодаря первоначальной финансовой поддержке Сергея Рахманинова. Швейцарские власти считали его агентом Йозефа Геббельса [30]. Поселившись в пригороде Цюриха Цолликоне , продолжил публицистическую и научную деятельность.

В Швейцарии написал книги «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» 1947 и «Путь к очевидности» издана посмертно в Мюнхене в 1957 году [31] [32]. В конце жизни закончил и издал произведение, над которым работал более тридцати лет, — «Аксиомы религиозного опыта» 1953.

Умер 21 декабря 1954 года. В статьях «Письма о фашизме», «О русском фашизме», «О власти и смерти», «Национал-социализм», «Стратегические ошибки Гитлера», он показал природу, источник и смысл фашизма как рыцарского начала и отклик человечества на развернувшуюся бездну безбожия, бесчестия и свирепой жадности; как борьбу с интернационализмом , коммунизмом и большевизмом ; как естественную реакцию на организованное безволие и организованный беспорядок, когда «люди ищут волевого и государственного выхода из организованного тупика безволия» [33]. В 1926 году в «Письмах о фашизме» Ильин восхвалял вождя итальянских фашистов Бенито Муссолини [34] : Его политика пластична, рельефна: она состоит из личных поступков, ярких, законченных, самобытных и часто со стороны — неожиданных.

Им руководит скрытый, но внутренне жгущий его, хотя и смутно осязаемый им идеал, — волевой миф, который может однажды стать реальнее самой действительности. В 1928 году в статье «Русский фашизм» Ильин утверждал, что «белое движение в целом — гораздо шире фашизма и по существу своему глубже фашизма. После Второй мировой войны в 1948 году Иван Ильин написал статью «О фашизме», в которой предложил заимствовать из национал-социализма ценное, но не повторять вызвавших сокрушительное поражение ошибок: Фашизм есть явление сложное, многостороннее и, исторически говоря, далеко ещё не изжитое.

В нём есть здоровое и больное, старое и новое, государственно-охранительное и разрушительное. Поэтому в оценке его нужны спокойствие и справедливость. Профессор университета Мартина Лютера в Галле Хартмут Рюдигер Петер отмечает, что в этой статье Ильин подверг критике лишь такие ошибки национал-социалистов, как негативное отношение к религии и отчасти расизм , тогда как Холокост не упомянул вообще, а режимам в Испании и Португалии дал подчёркнуто хвалебную оценку [36].

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. Личная библиотека и архив С 1966 по 2005 год библиотека и архив Ильина хранилась в Университете штата Мичиган Ист Лансинг. Ломоносова [37].

Библиотека насчитывает 630 наименований книг, брошюр, журналов и ротапринтных изданий, из них 563 книги — на русском языке. Это издания по русской литературе, истории и философии. В библиотеке имеются редкие издания Н.

Карамзина « История государства Российского », 1818 , « Летописец Новгородский », 1819 и другие, а также ценные издания Русского Зарубежья , касающиеся вопросов русской идеологии и культуры [38].

Удаляется всё, причастное к марксизму , социал-демократии и коммунизму; удаляются все интер-националисты и большевизаны; удаляется множество евреев , иногда как, например, в профессуре подавляющее большинство их, но отнюдь не все. Удаляются те, кому явно неприемлем «новый дух». Этот «новый дух» имеет и отрицательные определения и положительные. Он непримирим по отношению к марксизму, интернационализму и пораженческому безчестию, классовой травле и реакционной классовой привилегированности, к публичной продажности, взяточничеству и растратам. По отношению к еврейству этой непримиримости нет: не только потому, что частное предпринимательство и торговля остаются для евреев открытыми; но и потому, что лица еврейской крови принимают во внимание два деда и две бабки, из коих ни один не должен быть евреем , правомерно находившиеся на публичной службе 1 Августа 1914 года или участвовавшие с тех пор в военных операциях, потерявшие отца или сына в бою или вследствие ранения, или находящиеся на службе у религиозно-церковных организаций — не подлежат ограничению в правах публичной службы указ от 8 Мая с. Психологически понятно, что такие ограниченные ограничения воспринимаются евреями очень болезненно. Их оскорбляет самое введение презумпции не в их пользу: «ты неприемлем, пока не показал обратного»; и ещё «важна не вера твоя, а кровь».

Однако одна наличность этой презумпции заставляет признать, что немецкий еврей, доказавший на деле свою лояльность и преданность Германской Родине, правовым ограничениям ни в образовании, ни по службе не подвергается. Новый дух Национал-Социализма имеет, конечно, и положительные определения: патриотизм, вера в самобытность Германского Народа и силу германского гения, чувство чести, готовность к жертвенному служению фашистское «sacrificio» , дисциплина, социальная справедливость и внеклассовое, братски-всенародное единение. Этот дух составляет как бы субстанцию всего Движения; у всякого искреннего национал-социалиста он горит в сердце, напрягает его мускулы, звучит в его словах и сверкает в глазах. Достаточно видеть эти верующие, именно верующие лица; достаточно увидеть эту дисциплину, чтобы понять значение происходящего и спросить себя: да есть ли на свете народ, который не захотел бы создать у себя движение такого подъёма и такого духа? Однако не только с ним, а ещё и с духом русского Белого Движения. Каждое из этих трёх движений имеет, несомненно, свои особые черты. Они объясняются и предшествующей историей каждой из трёх стран, характером народов и размерами наличного большевистского разложения 1917-й год в России, 1922-й год в Италии, 1933-й в Германии , и расово-национальным составом этих трёх стран. Достаточно вспомнить, что Белое Движение возникло прямо из неудачной войны и коммунистического переворота, в величайшей разрухе и смуте, на гигантской территории, в порядке героической импровизации.

Тогда как Фашизм и Национал-Социализм имели 5 и 15 лет собирания сил и выработки программы; они имели возможность подготовиться и предупредить коммунистический переворот; они имели пред собою опыт борьбы с коммунизмом в других странах; их страны имеют и несравненно меньший размер, и гораздо более ассимилировавшийся состав населения. Еврейский Вопрос стоял и ставился в каждой стране по-своему… Однако основное и существенное единит все три движения; единый враг, патриотизм , чувство чести, добровольно-жертвенное служение, тяга к диктаториальной дисциплине, к духовному обновлению и возрождению своей страны, искание новой социальной справедливости и непредрешенчество в вопросе о политической форме. Что вызывает в душе священный гнев? Чему предано сердце? К чему стремится воля? Чего и как люди добиваются? Конечно, Германец, Итальянец и Русский — болеют каждый о своей стране и каждый по-своему; но дух одинаков и в исторической перспективе един. Дело, прежде всего в том, чтобы мы сами верно поняли, продумали и прочувствовали дух Национал-Социалистического Движения.

Несправедливое очернение и оклеветание его мешает верному пониманию, грешит против истины и вредит всему человечеству. Травля против него естественна, когда она идёт от Коминтерна; и противоестественна, когда она идёт из небольшевистских стран. Дух Национал-Социализма не сводится к отрицанию. Он выдвигает положительные и творческие задачи. И эти творческие задачи стоят перед всеми народами. Искать путей к разрешению этих задач обязательно для всех нас. Заранее освистывать чужие попытки и злорадствовать от их предчувствуемой неудачи — неумно и неблагородно.

Рассказывает философ Екатерина Розова.

Все мы начиная с 24 февраля 2022 года оказались перед лицом наступающего варварства, насилия и лжи. В этой ситуации чрезвычайно важно сохранить хотя бы остатки культуры и поддержать ценности гуманизма — в том числе ради будущего России. Поэтому редакция «Горького» продолжит говорить о книгах, напоминая нашим читателям, что в мире остается место мысли и вымыслу. Русский немец, профессор права, либерал Иван Александрович Ильин 1881—1954 оказался в странной ситуации. Его — человека, высланного большевиками из России, который не примирился с советской властью, писал методички по борьбе с советскими агентами и сочинил текст «Советский Союз — не Россия», — сегодня цитируют люди, пытающиеся сшить ткань исторической памяти так, будто между Российской империей и Советским Союзом не было ни единого разрыва. Теперь Ильин не только любимый писатель русских националистов, но и признанный идеолог режима Владимира Путина, а также икона русского фашизма — во многом из-за некорректных выводов американского историка Тимоти Снайдера и общей страсти к кликбейту. Насколько в этом виноват сам Ильин? Чтобы ответить на этот вопрос, я хочу обратиться к деятельности философа в 1920—1930-х, а также рассказать, что ей предшествовало.

Между Гегелем и белогвардейцами Революция застает Ильина за преподаванием в Московском университете, где он готовит диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». Философ успешно защищает свою работу в 1918 году и получает звание профессора. В грянувшей Гражданской войне Ильин, как и его учителя и коллеги Павел Новгородцев и Евгений Трубецкой, поддерживает Белую армию, за что неоднократно подвергается арестам. Когда я смотрю на его лицо на картине Нестерова, то знаю, что невыносимая усталость на его лице — не от чтения Гегеля, а от того, что в момент написания портрета он твердо понимал, что либо убьют, либо заставят уехать. В 1922 году философский пароход с Ильиным на борту прибывает в Германию. Важно понимать, что пассажиры сходили по трапу не в вакуум. Люди, которые успели пожить в большевистской России, публиковали там книги, выступали с лекциями, оказались в диаспоре, состоявшей из офицеров и солдат русской армии, часть из них — монархисты, надеявшиеся на военный реванш и реставрацию монархии. Чтобы интегрироваться, новоприбывшим эмигрантам приходится учитывать сложившуюся расстановку сил.

Ильин пытается продолжить академическую карьеру, для чего участвует в организации Русского научного института в Берлине. Однако основным направлением своей деятельности он выбирает идеологическое сопровождение Российского общевоинского союза РОВС , основанного бароном Врангелем. Занятая философом позиция оказывается достаточно острой, чтобы сформировать вокруг себя как устойчивый фан-клуб, так и регулярный блок критиков, а также приносить достаточное количество ресурсов для жизни в эмиграции. Нестеров М. Мыслитель Портрет профессора И. В итоге почти на 15 лет Ильин выпадает из философии и становится одним из ведущих пропагандистов Белого движения. Главным его трудом этого периода становится работа «О сопротивлении злу силой», сопровождаемая многочисленными лекциями и статьями в периодике. Отрицательная любовь и духовная гигиена Книгу «О сопротивлении злу силой», вышедшую в 1925 году в Берлине, Ильин посвящает Белому движению и лично Врангелю.

Текст, продолжающий давнюю для русской мысли дискуссию о не допустимости насилия и роли государства в христианском обществе, у критиков вызывает недоумение своей несвоевременностью. После Мировой войны, революций, эмиграции, в охваченной миграционными волнами Европе, зачем развивать это, по меткому определению Зинаиды Гиппиус, «военно-полевое богословие»? Здесь я сделаю шаг на 10 лет назад. В начале Первой мировой Ильин — весьма своевременно — опубликовал статью «Основное нравственное противоречие войны», где изложил свой главный этический принцип: убийство человека однозначно и всегда плохо, ему нет оправдания вне зависимости от внешних условий. Эту нравственную аксиому Ильин объясняет исходя из очевидности ключевой термин всей его философии опыта, испытываемого убийцей. Если переместить понимаемое таким образом убийство в контекст войны, переложить ответственность на отдающего приказ не удастся: «состоится ли война — это не зависит от индивидуального решения воина; но будет ли он в этой войне убивать, это дело его совести и его самостоятельного, одинокого решения». Но что же тогда делать, если на тебя напали? Согласно Ильину, каждый сам должен сделать свой нравственный выбор, и если он решит убивать, то необходимо принять на себя метафизические последствия и вину, и даже если в результате убийства есть весомый практический смысл, это не делает его нравственно допустимым.

Выполнили, по выражению Бунина, миссию русской эмиграции — осмыслили катастрофу, которая постигла Россию в 1917 году. Философ принадлежал к числу эмигрантов-оборонцев, то есть занимал в ходе Второй мировой войны сторону антигитлеровской коалиции, — тогда о какой «связи с нацистами» идёт речь? Трудно было представить, что возможно нечто более страшное. Однако ни о каком сотрудничестве говорить не приходится. Многие тогдашние деятели произносили слова, куда более обязывающие, куда более солидарные с фашизмом.

Например, лауреат Нобелевской премии по литературе Бернард Шоу называл Гитлера «талантливым прекрасным человеком». Черчилль в 1927 году сказал: «Будь я итальянцем, я стал бы фашистом». А вот цитата ещё одного деятеля: «Идеологию гитлеризма, как и всякую другую идеологическую систему, можно признавать или отрицать, это дело политических взглядов, но любой человек поймёт, что идеологию нельзя уничтожить силой, нельзя покончить с ней войной. Поэтому не только бессмысленно, но и преступно вести такую войну, как война за уничтожение гитлеризма…» Знаете, кто это сказал? Затем, как известно, и Молотов, и Черчилль внесли свой вклад в разгром фашизма.

Но вернёмся к Ильину. Свои отношения с нацистским режимом он подробно описал в письме к другу — писателю-эмигранту Ивану Шмелёву 1938 год. Вкратце перескажу. Политическая полиция Третьего рейха начала посещать Ильина уже в 1933-м, предпринимались попытки разоблачить его как «франкофила», а также использовать его против русской эмиграции, на что философ ответил отказом. Тем же летом — обыск, арест «так и везли под стражей через весь город на полицейской открытой колымаге» , запрет на политическую деятельность под угрозой концлагеря.

Весной 1934-го — предложение заняться пропагандой антисемитизма среди русской эмиграции, категорически отклонённое Ильиным. Летом 1934-го его увольняют из института, после чего в 1935—1937 годах он работает в частном порядке с Евангелической церковью.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий