Междуреченская сельская библиотека не остается в стороне от этого события и подготовила медиапрезентацию «Обзор лучших произведений Ф.М. Достоевского». Узнайте самые известные и лучшие произведения Фёдора Достоевского, их год написания, жанр, краткое содержание, характеристики героев, сочинения. Сегодня мой отзыв будет о всем известном произведении Ф. Достоевского "Преступление и наказание". Вышла хорошая книга Сергея Наумова о туристических маршрутах Достоевского.
В Великобритании во время пандемии стали чаще читать Достоевского
«Идиот» — произведение, в котором Достоевский пытался осуществить свою мечту — написать книгу о хорошем человеке. В полный список книг вошли самые лучшие и запоминающиеся произведения русских писателей. Междуреченская сельская библиотека не остается в стороне от этого события и подготовила медиапрезентацию «Обзор лучших произведений Ф.М. Достоевского».
Топ 100 лучших книг русской классики
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) – великий русский писатель, в произведениях которого органично сочетается реалистическое изображение социальных контрастов и страстные поиски общественной и человеческой гармонии, тончайший психологизм и гуманизм. Известные произведения Достоевского. Популярные авторы. Через свои произведения Достоевский помогает нам лучше понять себя и других людей. 7) "Братья Карамазовы" (1879 г.) Роман является последним произведением Достоевского, завершённым за два месяца до смерти писателя. Лучшие произведения Достоевского объединяют основные темы – единение с Богом, психология человека, социально-идеологические конфликты.
Storytel: Достоевский оказался самым популярным классиком в мире
Федор Достоевский. Обзор произведений Достоевского | Достоевский Федор Михайлович Все произведения Федора Достоевского, возможность купить книги по привлекательной цене, краткая биография. |
Список книг Достоевского с кратким описанием | Литерагуру | Представляем рейтинг, в который вошли 12 лучших книг Фёдора Михайловича Достоевского – к их прочтению можно возвращаться сколько угодно раз и открывать для себя заново что-то новое. |
Федор Достоевский. Обзор произведений Достоевского
В 1868 году, когда произведение было готово наполовину, Федор Михайлович отправил письмо А. Майкову, в котором подробно изложил основную суть романа «Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся из неё сделать роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне соблазнительная и я люблю её. Идея эта — изобразить вполне прекрасного человека. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно». Было совершено политическое убийство, убит студент Иван Иванов революционером Сергеем Нечаевым, впоследствии чего зародилось движение «нечаевцы». Об этом Достоевскому поведал, приехавший к нему брат Сниткиной в Дрезден. Сюжет романа мало чем отличается от сложившейся на то время ситуации. Петр Верховенский прототип Нечаева — создатель и дальнейший лидер революционного кружка. Под маской человека, который стремится привнести свободные и новые идеи в общество, скрывается лицемерный и ищущий выгоду интриган.
Перечитывая его раз за разом, всегда открываешь для себя что-то новое. Тудно себе представить более трогательного, более честного, более доброго человека, чем князь Мышкин. Да и остальные персонажи прописаны настолько блистательно, что запоминаются своей неповторимостью и особенностью. Книга впервые была издана в 1868 году и несколько раз становилась источником для волнительных экранизаций. Читать отрывок 2. Глубоко философский, психологический, аналитический труд, в котором писатель пытается разгадать человеческую суть. С помощью главных героев — семьи Карамазовых— он задается вопросами греха, Бога, милосердия, сострадания. А, главное, поднимает вечную тему дуализма человеческой души — божественного и дьявольского в ней, слитых воедино. До сих пор этот самый объемный труд Федора Михайловича остается наиболее спорным и обсуждаемым. Читать отрывок 3. Пожалуй, слишком тяжелое это произведение для юного, неокрепшего школьного сознания. Совершенно иначе воспринимается этот роман спустя годы. Главный герой — Родион Раскольников — молодой, погубивший себя убийца старушки-процентщицы стал уже нарицательным персонажем в истории. Достоевский настолько конкретно, подробно и четко описывает все внутренние переживания Раскольникова, что складывается впечатление, будто сам автор участвовал в преступлении. Это не ересь, как может показаться на первый взгляд. Просто, удивление, граничащее с трепетом: насколько надо глубоко знать самые потаенные, самые темные уголки души… Печальны истории и других персонажей, чьи тяготы вызовут горькие думы, научив читателя умению сопереживать. Это не просто криминальный детектив, это драма о борьбе за право быть человеком, это гимн угнетенным со слабой надежой на лучшее будущее, это книга, от которой хочется плакать. Читать отрывок 4.
Первый роман Достоевского «Бедные люди» был написан в 1845, опубликован Некрасовым в «Петербургском сборнике» 1846. Белинский провозгласил «появление... Повести «Двойник» 1846 и «Хозяйка» 1847 Белинский оценил ниже, отметив растянутость повествования, но Достоевский продолжал писать по-своему, не согласившись с оценкой критика. Позднее вышли «Белые ночи» 1848 и «Неточка Незванова» 1849 , в которых обнаруживались черты реализма Достоевского, выделявшие его из среды писателей «натуральной школы»: углубленный психологизм, исключительность характеров и ситуаций. Удачно начавшаяся литературная деятельность трагически обрывается. Достоевский был одним из членов кружка Петрашевского, объединявшего приверженцев французского утопического социализма Фурье, Сен-Симон. В 1849 за участие в этом кружке писателя арестовывают и приговаривают к смертной казни, замененной затем четырьмя годами каторги и поселением в Сибири. После смерти Николая I и начала либерального царствования Александра II участь Достоевского, как и многих политических преступников, была смягчена. Ему возвратили дворянские права, и в отставку в 1859 он вышел уже в чине подпоручика в 1849, стоя у эшафота, услышал рескрипт: «... В 1859 Достоевский получил разрешение жить в Твери, затем в Петербурге. В это время он опубликовал повести «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели» 1859 , роман «Униженные и оскорбленные» 1861. Почти десять лет физических и моральных терзаний обострили восприимчивость Достоевского к человеческим страданиям, усилив напряженные поиски социальной справедливости. Эти годы стали для него годами душевного перелома, краха социалистических иллюзий, нарастания противоречий в его мировоззрении. Он активно участвовал в общественной жизни России, выступал против революционно-демократической программы Чернышевского и Добролюбова, отвергая теорию «искусства для искусства», утверждая социальную ценность искусства. После каторги были написаны «Записки из Мертвого дома». Летние месяцы 1862 и 1863 писатель проводит за границей, посетив Германию, Англию, Францию, Италию и др. Он считал, что исторический путь, который прошла Европа после французской революции 1789, был бы гибельным для России, так же как и внедрение новых буржуазных отношений, отрицательные черты которых потрясли его во время поездок по Западной Европе.
Очень долгое время он оставался самым популярным среди читателей. Не многие знают о том, когда же родилась идея этого романа. У каждого на этот счет свое мнение. Уже первые критики, прочитавшие этот роман, признавали, что никому ранее из юношей не удавалось в таком возрасте показать свой талант и свои знания на практике. Многие критики сравнивали Федора с Гоголем по стилю и написанию. В романе идет переписка Макара Девушкина и Варвары Доброселовой, где первый — это пожилой чиновник, а вторая — девушка-сирота. Униженные и оскорбленные Роман «Униженные и оскорбленные» — это одно из самых больших произведений Достоевского. Впервые его опубликовали в 1861 году. Изначально роман выпускали под редакцией автора и его родного брата. В центре сюжета романа молодой писатель по имени Ваня. Многие события описываются довольно размыто, но это не мешает понять задумку автора. Во всей книге прослеживается две ветви. Одна — о мальчике Ване, а другая о 13-летней девочке Елене. В книге описываются события полутора лет. Есть также важные исторические моменты, которые можно наблюдать уже в начале произведения. Игрок Произведение «Игрок» было впервые показано всему миру в 1866 году. Идея пришла автору во время его отдыха в Висбадене. В романе прослеживается одна главная история, которая произошла с самим писателем. Книга «Игрок» о человеке, который не видел смысла ни в чем, кроме игры. Действие происходит в небольшом немецком городке. Главный герой Алексей вместе со своей семьей путешествует по миру.
Федор Достоевский. Обзор произведений Достоевского
Это не эпическое полотно в духе «Войны и Мира», а более камерная, но невероятно проработанная история. Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть. Другой важнейший опыт, способный сегодня подарить этот роман - отрезвляющие мысли касаемо пути, по которому идёт наша цивилизация. Действие романа происходит в середине XIX века. В то время каждый третий ребёнок умирал во младенчестве, любая царапина могла закончиться ампутацией, а харкающий кровью на улице прохожий считался таким же привычным явлением, как сейчас чихающий. И в таких вот условиях, когда смерть вроде как была гораздо ближе, убийство парадоксальным образом считалось чудовищным грехом, которое должно было вызывать у нормального человека страшные муки совести. Писателю времён Александра II и в голову не могло придти, что человек может убить другого человек ради какой-то ебанутой идеи, ничего после этого не испытывать и гордиться своим деянием.
Увы, события последующих полутора веков и ежедневная новостная сводка убеждает нас в обратном. Достоевский знал много, но не всё. Он, например, думал, что если убьёшь человека, то станешь Раскольниковым. А мы сейчас знаем, что можно убить пять, десять, сто человек и вечером пойти в театр. Анна Ахматова Революции и мировые войны, геноциды и чёрные воронки, бандитизм и терроризм - проблема не только и не столько в отдельных ебанатах вроде Бен Ладена и Брейвика, а в том, сколько людей готовы оправдать их поступки, рационализировать их. Мы находимся на той стадии «развития» общества, в которой людям на полном серьёзе нужно объяснять, почему никакой поступок жены не может оправдать расчленившего её мужа, и почему младенцам нельзя отрезать головы из-за старого геополитического разногласия. Вдруг оказывается, что мы получили дешёвый безлимитный интернет с архивом всех знаний мира у себя на ладони, а элементарные представления о морали будто продолжаем терять.
И «Преступление и наказание» нужно читать не только для того, чтобы узнать о приключениях выдуманных персонажей в XIX веке, но и чтобы больше узнать о нас самих. Что ещё почитать у автора: практически любой из восьми его романов. Разве что «Идиот» мне кажется откровенно скучным, а «Бесы» чересчур политизированным но при этом вполне интересным и неглупым! Также настоятельно рекомендую ознакомиться с повестями «Записки из подполья» и «Кроткая». Лев Толстой - ««Смерть Ивана Ильича» 1886 У Толстого, в отличии от Достоевского, более сложная ситуация с самым популярным произведением. Важнейший для мировой литературы роман автора - «Война и Мир», но читать его физически тяжело из-за монструозных лексических конструкций и приступов авторского словоблудия. Общепризнанный Толстовский кирпич номер 2 - «Анна Каренина», проблематика которой начала терять актуальность чуть ли не при жизни писателя, не говоря уж о XXI веке.
Однако небольшая повесть «Смерть Ивана Ильича» - это подлинное величие на все времена, написанное живым русским языком, квинтэссенция мудрости Льва Николаевича и его гуманистической философии. Новость о смерти судьи Ивана Ильча не слишком опечаливает большинство его родных и коллег - человек он был неприятный, а его уход многим сулит карьерные и материальные выгоды. Таким же меркантильным циником был всю жизнь и сам Иван Ильич, но в один день неудачно упал на правый бок и стал чахнуть с каждым днём. И чем ближе становилась его смерть, тем отчётливее он понимал, что прожил свою жизнь зря… Тема смерти, как видно в том числе из этого лонга, проходит красной линией сквозь многие произведения русских классиков. Непредсказуемая, неизучаемая, неизбежная - смерть всегда несла ореол таинственности и потому частенько становилась объектом интереса людей из мира искусства. Но именно Толстой решил не просто поднять в произведении вопросы, связанные с уходом из жизни - он построил целую книгу вокруг прекращения биологического существования одного конкретного человека. Это редчайшее явление не только в русской литературе, но и в мировой культуре в принципе!
На ум приходит разве что пронзительная «Любовь» Михаэля Ханеке и то там больше уделяется внимание чувствам человека, находящего рядом с умирающим, а не самого будущего покойника. Иван Ильич жил ради карьеры и материальных ценностей, думал только личном благополучии и пренебрежительно относился к чувствам других. Он обладал властью над своими подчинёнными, властью над подсудимыми, но теперь уже сам будто ждёт своего приговора и ни на что не может повлиять. Как жить? Да я же не виноват! Именно в таких условиях мужик и начинает понимать, что вся жизнь прошла впустую, ведь деньги с собой в могилу не заберёшь, а после себя он не оставил даже хороших воспоминаний у людей. Ни жена, ни коллеги и слова о нём хорошего не скажут, они даже на смертном одре относятся к нему так же, как он относился к ним - как к вещи, инструменту для получения собственной выгоды.
И только простой и добродушный слуга Герасим да маленький сынишка проникаются к нему искренним сочувствием. Духовная свобода от материализма, которой слуга обладает в силу положения, а сын - в силу несознательного возраста трогает Ивана Ильича и заставляет вспомнить о том, каким он был когда-то давно, пока в погоне за всякой ерундой не растерял простые человеческие ценности. Именно об истинном смысле «простых человеческих ценностей» в конечном счёте и пишет Толстой в этой повести. И можно конечно считать бесконечно наивными выражения вроде «относись к другим так же, как хочешь, чтобы относились к тебе». Но если не оставлять после себя добро и хорошую память, то что же тогда нужно оставлять, чтобы на смертном одре не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы?.. Невероятно одухотворённая повесть, к тому же очень выразительная. Советую при прочтении обратить внимание на то, как Толстой играет с цветами и как элегантно внедряет символизм.
Что ещё почитать у автора: роман «Воскресение», повесть «Хаджи-Мурат», рассказ «Бог правду видит, да не скоро скажет», также рекомендую обратить внимание на многочисленные религиозно-философские труды и антивоенные статьи. Антон Чехов «Вишневый сад» 1904 «Терпеть не могу Чехова! Его добрые, ироничные, богатые ненавязчивой моралью рассказы сотню лет влюбляют в себя миллионы читателей по всему миру. Его пьесы - кладезь запоминающихся характеров и мизансцен, в которой искромётный юмор уместно дополняется бытовым трагизмом. Но «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» на бумаге всё-таки работают несколько бледнее, чем на сцене. А вот «Вишневый сад» - безусловный шедевр не только театрального искусства, но и литературы. Потерявшая большую часть сбережений дворянка Раневская возвращается из Парижа в родное имение под Харьковом, которое тоже находится в плачевном финансовом положении.
Денег на его содержание нет, и ухаживающая за имением родня пытается убедить женщину начать сдавать территорию под дачи молодому купцу Лопахину чьи родители раньше были крепостными у Раневских. Но это место, его традиционное устройство и чудесный вишнёвый садик слишком дороги помещице как память. Отсюда и знаменитые «чеховские ружья», когда даже самые малозначительные элементы пьесы добавлены туда не просто так и в последствии «стреляют». Вот и в «Вишнёвом саде», вроде как небогатом на событийный ряд, буквально каждое предложение, каждая фраза, каждая мелочь оказывается важна даже если так не кажется при первом знакомстве с произведением. Такой подход к творчеству действительно вызывает уважение. У каждого из нас есть вещи, места или даже люди, с которыми связаны воспоминания о беззаботном детстве или просто приятные мгновениях жизни. Но иногда обстоятельства складываются так, что с ними необходимо расстаться и идти дальше, получая новый опыт и новые воспоминания.
Братья Карамазовы 41 «Братья Карамазовы» — один из самых известных романов Достоевского, который стал последним, подытожив все творчество писателя. Задумывался он в качестве первой части эпопеи о Великом грешнике. Писатель скончался спустя 2 месяца после завершения и публикации книги в ноябре 1880 г.
Многие мотивы, типажи героев и сцены зародились у него задолго до этого, еще во время каторги. На религиозное и философское осмысление идеи романа оказали влияние труды современных ему мыслителей. Критики считают, что автор в периоды своего последовательного развития стал прообразом каждого из 3 братьев.
Современное Достоевскому общество изображается на фоне образцово построенной сложной детективной интриги с ответвляющимися сюжетными линиями. Фабула основана на убийстве пожилого богача Федора Карамазова и его соперничестве с сыном Дмитрием за любовь Груши. Однако замысел автора состоял не в создании занимательной интриги, а в раскрытии общечеловеческих нравственных и философско-публицистических проблем того времени.
Этому же служит образ вымышленного повествователя и моралиста, близкого персонажам, проживающего с ним в одном городке. В романе Достоевский показывает результаты, к которым привели реформы 60-х годов. Униженные и оскорбленные 41 Роман стал первым крупным произведением Достоевского после возвращения с каторги.
Он публиковался частями в 1861 г. Повествование ведется от лица начинающего литератора Вани, детали жизни которого напоминают события биографии молодого Достоевского. Действие книги происходит на фоне улиц северной столицы, описанной с характерной для автора топографической пунктуальностью.
Сюжет интригует цепью загадочных эпизодов. Образ Нелли, спасенной Ваней от опекунши, и обстоятельства ее жизни пресекаются с романом Ч. Диккенса «Лавка древностей».
Тема произведения — детальное изображение бедных людей, оставшихся в обществе без опоры и поддержки. Они обездолены и поруганы. Большую роль в романе играет проблема эгоизма, раскрытая на примере Алексея, Наташи и князя Валковского, отплатившего злом за добро.
Ей противопоставлена тема благородства и самоотверженности Ивана, готового потерять любимую девушку ради ее счастья с другим. Игрок 41 «Игрок» — одно из популярных произведений Достоевского, которое писатель создал в 1866 г.
Его добрые, ироничные, богатые ненавязчивой моралью рассказы сотню лет влюбляют в себя миллионы читателей по всему миру. Его пьесы - кладезь запоминающихся характеров и мизансцен, в которой искромётный юмор уместно дополняется бытовым трагизмом.
Но «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» на бумаге всё-таки работают несколько бледнее, чем на сцене. А вот «Вишневый сад» - безусловный шедевр не только театрального искусства, но и литературы. Потерявшая большую часть сбережений дворянка Раневская возвращается из Парижа в родное имение под Харьковом, которое тоже находится в плачевном финансовом положении. Денег на его содержание нет, и ухаживающая за имением родня пытается убедить женщину начать сдавать территорию под дачи молодому купцу Лопахину чьи родители раньше были крепостными у Раневских.
Но это место, его традиционное устройство и чудесный вишнёвый садик слишком дороги помещице как память. Отсюда и знаменитые «чеховские ружья», когда даже самые малозначительные элементы пьесы добавлены туда не просто так и в последствии «стреляют». Вот и в «Вишнёвом саде», вроде как небогатом на событийный ряд, буквально каждое предложение, каждая фраза, каждая мелочь оказывается важна даже если так не кажется при первом знакомстве с произведением. Такой подход к творчеству действительно вызывает уважение.
У каждого из нас есть вещи, места или даже люди, с которыми связаны воспоминания о беззаботном детстве или просто приятные мгновениях жизни. Но иногда обстоятельства складываются так, что с ними необходимо расстаться и идти дальше, получая новый опыт и новые воспоминания. Иначе ничего хорошего не случится ни с тотемами прошлого, ни с самим человеком. Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги.
И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие! События пьесы происходят в самом начале прошлого века, в период существенных социальных изменений в стране, когда старый дворянский уклад жизни начал по-настоящему уступать место буржуазно-капиталистическому. Дачи, заменяющие собой поместья - это символ новой эпохи, к которой можно было или приспособиться, или сгинуть под её гнётом.
Наступающие в обществе перемены тогда казались беспощадным топором, который срубает на корню уютный дворянский садик, оставляя после себя лишь голую землю. Но кто же мог подумать, что всего через полтора десятка лет эту землю посыпят солью и закатают в асфальт ради построения нового мира - мира, в котором не будет место ни таким как Раневская, ни таким как Лопахин?.. Садик - это хруст французской булки на балу, самое вкусное мороженое по ГОСТу, это старый немецкий седан, на который больше не получается достать запчасти. Это слёзы по беззаботному уюту прошлого и вместе с тем напоминание о том, что ничто не вечно под Луной, что эпохи всегда меняются и что эта тоже обязательно канет в лету, как срубленные дровосеками вишни.
Но как себя вести, чтобы самому не попасть под новые топоры?.. Что ещё почитать у автора: рассказы любые! Александр Куприн - «Яма» 1909-1916 Сложно сказать, почему последний великий дореволюционный прозаик Куприн недополучил должного признания и остаётся слегка недооценён по сей день. Возможно, он просто был скромным, погруженным исключительно в творчество человеком и потому не сильно заботился о пиаре хотя вроде как имел связи с ключевыми авторами эпохи.
А может, классический реализм в его работах иногда слишком причудливым образом сочетался с набиравшим на рубеже веков популярность декадансом, эстетским упадком. Так или иначе, автор обладал уникальным стилем и филигранно, порой натуралистично умел передавать чувства своих персонажей, вписывая их в проработанную, живую, «дышащую» среду. И именно в «Яме» это работает на полную. О чём книга?
Короткий ответ: о проституции. Ответ чуть менее короткий: о работе, бытовых условиях и взаимосвязях обитательниц борделя с жестоким по отношению к ним окружающим миром. Вот Тамара - образованная, владеющая иностранными языкам тихоня, которая успела побывать монашкой, но теперь вынуждена заниматься отнюдь не богоугодным делом. Вот циничная и гордая Женя - её в детстве продала извращенцу родная мать, а теперь она больна сифилисом и желает заразить им как можно больше клиентов.
А вот Люба!!! Жизнь каждой из этих дам полна нравственной и физической боли, общество их презирает, а будущее их беспросветно. Но они не перестают от этого быть людьми. И так без конца, день за днем, месяцы и годы, живут они в своих публичных гаремах странной, неправдоподобной жизнью, выброшенные обществом, проклятые семьей, жертвы общественного темперамента, клоаки для избытка городского сладострастия, оберегательницы семейной чести четыреста глупых, ленивых, истеричных, бесплодных женщин.
В русской литературе полным-полно персонажей с которыми хочется себя ассоциировать или, во всяком случае, с которыми ассоциировать себя комфортно. Дерзкие офицеры и прогрессивные студенты, хитрые авантюристы и бесстрашные мятежники, представители дворянства и честные труженики-крестьяне. Это даже могут быть откровенные убийцы - иногда идейные, иногда меркантильные, но всегда имеющие определённую цель, пытающиеся быть хозяевами своей жизни. Даже убийцы, как правило, не ощущаются нами как откровенные изгои.
Но некоторые категории людей кажутся настолько чужеродными пятнами на теле общества, настолько мозолят нам глаза, что мы стараемся их попросту не замечать, относимся к ним в лучшем случае брезгливо и уж тем более не хотим задумываться об их чувствах и представлять себя на их месте. Проститутки, мигранты, наркоманы, трансгендеры, да даже просто инвалиды в тельняшках - мы найдём сотню причин, чтобы о них не думать например, «они сами выбрали свою судьбу, почему нам должно быть не всё равно? Она даёт возможность проникнуться чувствами персонажей, бесконечно далёких от нас, «нормальных людей», прикоснуться к табуированной обществом проблеме которая, конечно же, является порождением этого самого общества. Нетрудно догадаться, что Куприн относится к проституции отрицательно, однако пошлым морализаторством не занимается и какого-то конкретного плана решения вопроса не предоставляет.
Но сама попытка раскрытия столь сложной темы является безусловно важной и, увы, актуальной до сих пор. Ведь если о проблеме не вспоминать, всячески её замалчивать и цензурировать, никакого выхода так и не будет найдено. И касается это, разумеется, не только проституции. Что ещё почитать у автора: «Олеся», «Гранатовый браслет».
Разумеется, может. Без русской классики человек вполне способен прожить полноценную жизнь, построить успешную карьеру, найти свою любовь, воспитать детей. Как я уже упоминал выше, книги - это всего лишь форма досуга, и отсутствие увлечения ими не сделает из тебя быдло. Но потребляя на досуге по-настоящему качественный, интересный контент вместо бездушной и безыдейной жвачки, можно не просто развлечь себя, но и посредством этого развлечение получить уникальный эмоциональный опыт - который, в свою очередь, может положительно сказаться на личности и пригодиться в нужный момент.
Пожалуй, именно этот опыт и делает из классики классику. И я буду рад, если свои лонгом помог найти людям мотивацию сделать выбор именно в пользу такого досуга.
Фамилия главного героя — Ставрогин — происходит от слова «Ставрос» «крест». Николай действительно несет на себе крест — бремя своих грехов, ставшее для него распятьем. Она даже дала некоторым людям из окружения писателя почву для подозрений в порочных наклонностях, которыми, согласно откровениям его приятеля, отличался Федор Михайлович.
Однако вдова литератора эти сведения опровергла. Игрок 1866 г. Это произведение во многом очень автобиографично. Всем известно, что Достоевский увлекался азартной игрой, проматывал все, даже шали супруги. Даже несмотря на то, что писатель проигрывался, до каких-то пор его это не останавливало. Этот роман был заказом издательства, и «игроку» нужно было побыстрее его написать, чтобы покрыть долги за свое увлечение.
Именно поэтому, наверное, произведение и имеет столь ироничное и знаковое название. Подросток 1875 г. Роман о наболевшей проблеме — последствии социального неравенства в Российской империи, а именно — о незаконнорожденных детях. Дворяне часто пользовались зависимым положением крестьянок и заводили внебрачные связи. Судьба такого ребенка была незавидной: он не был простолюдином, но и полноценным помещиком тоже не являлся. Его не принимали в семье отца, прилагая все усилия, чтобы лишить незаконного претендента положенного наследства.
Да и сам претендент чувствовал себя лишним и отчужденным в мире, где его положение было столь шатким и позорным. Аркадий — жертва этого явления, в его характере выразились все те болезненные комплексы, которые формировались у внебрачных детей. Село Степанчиково и его обитатели 1859 г.
10 лучших книг Федора Достоевского
После его публикации он стал известен в писательских и читательских кругах. Затем Достоевский был вынужден сделать перерыв в писательской деятельности, так как попал на каторгу. Роман «Преступление и наказание» по праву находится первым в списке самых популярных произведений Достоевского.
Издательство АСТ Сюжет: Первый роман Достоевского представляет собой переписку одинокого пожилого чиновника Макара Алексеевича Девушкина и его дальней родственницы — молоденькой девушки Варвары Алексеевны Доброселовой. Обделяя себя, Макар Алексеевич старается облегчить жизнь девушки: снимает для нее хорошее жилье, радует скромными подарками. Доброселова — дворянка по происхождению. Когда ей было 14 лет, умер ее отец, оставив множество долгов. Чтобы рассчитаться с кредиторами, вдове пришлось распродать имущество. Семья оказалась на улице. Вареньку с матерью приютила дальняя родственница Анна Федоровна.
У нее в доме 15-летняя Варенька встречает свою первую любовь — домашнего учителя, бедного студента Покровского. Но их счастье не было долгим, вскоре студент умер от туберкулеза. А через какое-то время уходит из жизни и мать Вареньки. Жадная и беспринципная Анна Федоровна сводит несчастную сироту со своим приятелем Быковым, который соблазняет девушку и навсегда губит ее репутацию. Варенька сбегает из дома, где ей пришлось пережить столько страданий, на съемную квартиру и начинает зарабатывать на жизнь шитьем. Но старая сводня не оставляет сироту в покое, пытаясь сначала возобновить ее связь с Быковым, а когда девушка отказывается — пристроить ее в содержанки другому богатому негодяю. От всего пережитого Варенька заболевает и не может работать. Верный Макар Алексеевич спасает положение, продав новый вицмундир и беря на службе жалование за несколько месяцев вперед. У романа открытый финал: соблазнитель Вареньки Быков делает ей предложение, которое девушка принимает после долгих колебаний и прощается с Макаром Алексеевичем.
Дальнейшая судьба героев неизвестна, но вряд ли Варенька будет счастлива с таким мужем. Девушкин же, скорее всего, сопьется в одиночестве… Цитата: «Несчастие — заразительная болезнь. Несчастным и бедным нужно сторониться друг от друга , чтоб еще более не заразиться». Интересный факт: «Бедные люди» — единственный роман Достоевского, который ни разу не экранизировался. Роман «Униженные и оскорбленные» 1861 : сюжет Главные герои: начинающий писатель Иван Петрович, дворянин Николай Ихменев, его дочь Наташа, князь Петр Валковский, его сын Алексей, внучка разорившегося фабриканта Нелли Смит. Роман «Униженные и оскорбленные». Издательство: Азбука Сюжет: 24-летний петербургский литератор Иван Петрович встречает на улице нищего старика, который умирает у него на глазах. Молодой человек узнает, где жил несчастный, носивший английскую фамилию Смит и оказавшийся разорившимся фабрикантом. Иван поселяется в бывшей квартире старика под крышей многоэтажного дома.
Писатель, осиротевший в детстве, воспитывался в доме помещика Николая Сергеича Ихменева и был влюблен его дочь Наташу. Та отвечала ему взаимностью, дело шло к свадьбе, но отец невесты предложил подождать год, пока Иван не начнет зарабатывать литературным трудом. Однако за это время брак расстраивается. Наташа отдает свое сердце Алеше, сыну князя Петра Александровича Валковского, у которого Ихменев служил управляющим. Алексей влюбился в Наташу за четыре года до описываемых событий. Его отец отчего-то решил, что ни в чем не повинный Ихменев намеренно пытается свести молодых людей, устроил страшный скандал, обвинил управляющего в воровстве и подал на него в суд. Ихменевы, оставшись без средств, были вынуждены переехать в Петербург, где их позже нашел Алексей Валковский. Он очаровывает Наташу так, что она отказывает Ивану, и уходит с Алешей из дому и живет с ним невенчанной. Старик Ихменев проклинает дочь.
Тем временем Иван, поселившийся в квартире умершего старика Смита, знакомится с его внучкой, 13-летней Нелли, живущей у злой мещанки Бубновой, постоянно обижающей девочку. А чуть позже узнает историю бедняжки. Мать девочки, которую тоже звали Нелли, сбежала из дому по великой любви с каким-то молодым человеком, чего Смит не смог простить единственной дочери. После того, как любовник бросил Нелли, она родила ребенка и пыталась вернуться домой, но отец, уже разорившийся, ее не принял. Судьба женщины оказалась незавидной, она вынуждена была просить милостыню, заболела чахоткой и умерла, оставив маленькую Нелли сиротой. Иван понимает, что такая же участь теперь грозит его бывшей невесте. Тем более, что мужчина, соблазнивший когда-то дочь фабриканта — никто иной, как князь Валковский, а Нелли-младшая — его незаконнорожденная дочь. Судя по всему, и Алексей весь пошел в отца… Цитата: «На свете очень много добрых людей. Только твоя-то беда, что ты их не встречала и не встретила, когда было надо».
Повесть «Записки из Мертвого дома» 1860 : воспоминания о каторге Главный герой: бывший дворянин Александр Горянчиков. Повесть «Записки из Мертвого дома». Издательство: Эксмо Сюжет: В основу повести легли воспоминания Достоевского о годах, проведенных на каторге. Рассказчик повествует о своем знакомстве с бывшим дворянином Александром Петровичем Дворянчиковым, который был осужден на 10 лет каторги за убийство жены. Он совершил преступление из ревности, сам сдался полиции. Отбыв срок, не стал возвращаться в родной город, а остался на поселении в маленьком сибирском городке, где занялся репетиторством. Через три месяца после знакомства с автором Дворянчиков умер.
Служивым дали команду взводить ружья.
Но тут выскочил кто-то вроде фельдъегеря и доложил, что казнь заменяют каторгой. Один парень из первой расстрельной тройки сошёл с ума. Достоевский в их группу не попал. Но для него, конечно, это тоже стало потрясением. Как повлиял несостоявшийся расстрел? Говоря с современных позиций, была проведена такая шоковая терапия, которая всего человека перетряхивает. Сейчас некоторые чудаки то в могилу закапываются, то с вышки прыгают вниз головой. И проделывают другие смертельные трюки, чтобы просветлиться и духовно совершенствоваться.
Достоевского же пропустили через подобное сито против собственной воли. Но это действительно поменяло его представления о жизни. И способствовало внутреннему перерождению. Он описал те ощущения на грани: когда оставшиеся до выстрела пять минут воспринимаются как огромная ценность. И так много можно успеть сделать и прочувствовать. Видимо, тогда же писатель перестал быть революционером. Но в итоге ему прочитали другой приговор. Восемь лет каторги.
И он отправился в Сибирь. Потом попал в Казахстан. Отношение к каторжникам тогда было другое. Их не только жалели как и сегодня , но и активно с ними общались. Жена декабриста Фонвизина подарила Достоевскому Евангелие, которое было потом с ним всю жизнь. В последний день перед смертью он попросил жену, чтобы подала эту книгу, открыла на случайной странице и прочла первую попавшуюся строчку: писатель любил так заглянуть в будущее. И вот там было написано: «Не удерживай». А далее следовали слова Христа о том, что зерно, которое останется в живых, жизни не даст, а то, которое умрет, — наоборот.
Тогда Фёдор Михайлович сказал супруге, мол, ты тоже меня не удерживай — ухожу. И кстати, те евангельские слова выбиты на его могиле. Но вернёмся к каторге, где он провёл четыре года. После неё Достоевского перевели в Семипалатинск — солдатом в полк. Там осуждённый тоже общался с необычными людьми. Был среди них почитаемый у казахов путешественник, историк, этнограф Чокан Валиханов — личность выдающаяся. И другие. Интересно, что Фёдор Михайлович, которого по суду разжаловали, отняли дворянство и звание подпоручика, выслужился там из рядовых в унтер-офицеры.
Но дальше в армии оставаться не захотел. И вместе с женой, сосватанной в тех краях, поехал обратно в Петербург. Мысль остаться писателем за эти годы его не покинула. Пока сидел на каторге — накапливал опыт, делал наброски. А уже дома выдал повесть «Записки из мёртвого дома». И естественно, с этой историей еще раз попал в яблочко. Теперь его уже точно приняли в творческую среду. Какие ещё повороты заслуживают внимания?
Дальше его семейная история заключается в том, что первая жена умерла. А сам Фёдор Михайлович с братом издавал журнал. Но не слишком успешно — попал в большие долги. И уехал за границу. Что интересно: с издателем он подписал договор о том, что если ко времени не сдаст очередной роман, то попадает в кабалу — все права на его произведения девять лет будут принадлежать этому дельцу. Оставалось меньше месяца, а надо было выполнить обещанное. Это только нынче отдельные мастера вроде Захара Прилепина умудряются написать книгу за 25 дней. Достоевский так не умел.
Но нашел выход из положения. Ему рассказали о новой технологии — стенографировании. Когда для ускорения пишут не словами, а специальными значками, и это позволяет успевать за речью. В итоге знакомые порекомендовали молодую стенографистку Анну Сниткину. Он обрисовал ей ситуацию. И будущие муж с женой за 26 дней Прилепина все-таки не опередили подготовили новое произведение — роман «Игрок», списанный автором с себя. Так Достоевский избежал кабалы. А стенографистка вскоре стала ему не просто второй супругой, а настоящей опорой.
Как Софья Андреевна для Льва Толстого. Была она на 25 лет младше, и писатель, делая ей предложение, робел: сказал не напрямую, а сослался на героя своего романа. Дескать, согласилась бы, если б такой человек попросил её руки. И она ответила: «Конечно, да! Именно жена помогла ему стать на ноги. Он перестал играть. Со временем у них появились деньги. В конце дошло до того, что Достоевский сам уже не писал — просто наговаривал, а Анна Григорьевна стенографировала, потом расшифровывала, выписывала, и он уже правил.
А вообще, любопытно, как Фёдор Михайлович обычно работал. Он делал это по ночам. С чифиром — очень крепким чаем, которым зеки одурманивают себе мозги, заваривая целую пачку на стакан. Пил этот наркотик и к тому же много курил. Так поддерживал в себе энергию. Надо сказать, когда писатель после всех жизненных перипетий взялся за дело по-настоящему, пошло оно не на шутку. Если у других, даже знаменитых, авторов обычно называют пару наиболее ярких романов, то у него получилось целое пятикнижие. Каждый из них пересказывать смысла нет.
Но попробуем обобщить. О чём эти романы? В первую очередь — о новом, появившемся после реформы 1861 года, классе людей. Если у Тургенева мы впервые видим одного из них — Базарова, то Достоевский уже рассказывает о разночинцах обстоятельно. Не случайно его мемориальная квартира сегодня находится рядом с их музеем. Бедный студент, больной князь, отставной генерал, содержанка или потомок купца, проматывающий его состояние в буйных загулах… Разного рода мелкие чиновники, а иной раз просто бродяги и прохвосты. Непонятные люди, которые нигде не работают, но постоянно о чём-то говорят, спорят. Вот его герои.
Вторая черта: все романы писателя по сути — детективы. Их создатель явно понимал, что глубокая философия нуждается в захватывающем сюжетном обрамлении, чтобы удержать интерес читателей. Однако написаны они по-особенному.
Ведущая: режиссер и сценарист Аглая Набатникова.
12 лучших книг Фёдора Михайловича Достоевского
забавные и трагические, сатирические и лиричные. Представляем рейтинг, в который вошли 12 лучших книг Фёдора Михайловича Достоевского – к их прочтению можно возвращаться сколько угодно раз и открывать для себя заново что-то новое. Роман «Униженные и оскорблённые» – первое большое произведение Достоевского, написанное им после каторги и ссылки. самое лучшее произведение Достоевского на мой взгляд.