Новости учреждение академии наук год

Как видим, решение об учреждении Российской Академии наук непосредственно сказалось на социально-экономическом развитии нашего края, глубоко затронуло интересы его жителей, сообщает Башинформ. году подписал указ о создании Петербургской академии наук. По проекту это было учреждение, которое совмещало в себе и научные, и образовательные функции. Учреждение Академии Наук в Российской Империи и ее развитие в XVIII-XIX веках. История Российской Академии Наук начинается с 1794 года. Академия объединяет под своим крылом тысячи ученых, которые работают на благо людей. 8 февраля 1724 года Правительствующий Сенат опубликовал указ об учреждении «Академии, или Социетета художеств и наук».

История создания Российской академии наук

А 10 лет назад был учреждён День российской науки, приуроченный к дню основания академии 8 февраля 1724 года. Дело в том, что 28 января 1724 года по старому стилю, то есть именно 8 февраля по стилю новому, в Сенате был зачитан указ Петра I об учреждении «Академии наук и курьёзных художеств». 8 февраля 1724 года по распоряжению императора Петра I соответствующим Указом правительствующего Сената, в России была учреждена академия наук.

Основана Академия наук

Франк, Л. Ландау, Н. Басов, А. Прохоров, П. Капица, А. Абразцов, В. Гинзбург, Ж. Лауреатами по физиологии и медицине стали И.

Павлов и И. Мечников, в области химии - Н. Семёнов, экономики - Л. Это звание было присвоено также пяти нашим поэтам и писателям: И. Бунину, Б. Пастернаку, М. Шолохову, А.

Солженицыну и И. Кроме того, в числе Нобелевских лауреатов находится несколько десятков учёных, выходцев из России, сделавших свои выдающиеся открытия после выезда из страны, работая в известных зарубежных научных организациях.

Во-первых, она фактически образовывала неразрывное единство с Академическим университетом и гимназией, которые создавались при ней. Формально это были отдельные учреждения, но и в состав членов академии, и в преподавательский штат университета входили одни и те же люди то есть новая академия должна была совмещать функции научного исследования и обучения. Каждый академик должен был составить учебное руководство в пользу учащегося и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был приготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причем Петр выразил желание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить».

Во-вторых, академия представляла собой государственное учреждение в отличие от частных и общественных западноевропейских , которое финансировалось за счёт государственной казны, а её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Обязанности, возлагаемые на академиков профессоров , были разнообразными: следить за научной литературой и составлять по своей специальности сводки научных результатов, участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии, давать научные справки и проверять предлагаемые Академии новые открытия, составлять для студентов курсы по своей науке, а также читать лекции. Первым домом, в котором поселилась Российская академия наук, называвшаяся тогда Академией наук и художеств в Санкт-Петербурге, было здание Кунсткамеры на Васильевском острове. Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве. Его проектирование и строительство было начато в 1718 г. Как известно, без книги нет науки.

Петр I понимал это, как никто другой. Замысел царя о формировании Библиотеки складывался, видимо, спонтанно, исходя из опыта собственного обучения и увиденного за границей, а также из общения с учеными и государственными деятелями.

В 1934 году все подразделения академии были переведены в Москву. С 21 ноября 1991 года указом президента России вновь воссоздана Российская академия наук.

Санкт-Петербургский университет — это одно из крупнейших учебных заведений мира. Сегодня в его состав входит: 22 специальных факультета, 13 научно-исследовательских институтов, а также факультет военного обучения и общеуниверситетская кафедра физической культуры и спорта. Здания университета расположены в основном в Василеостровском и Петродворцовом районах города. На Васильевском острове расположен так называемый Василеостровский учебно-научный комплекс с историческим главным зданием университета ранее здание Двенадцати коллегий , а в Старом Петергофе — Петродворцовый учебно-научный комплекс.

Кто стал её первым президентом? И как назывался Благовещенский мост через Неву до момента его открытия? Без преувеличения можно сказать, что именно Академия наук стала родоначальницей всей системы научной деятельности в стране. В этом году учреждение отмечает свой 300-й юбилей.

В Российской Империи началось активное развитие в разные областях знаний: физики, химии, биологии, естествознании, математики и других. Необходимо было единое пространство.

О проекте учреждения Академии наук

300 ЛЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК При Академии наук были созданы кунсткамера, обсерватория, типография.
К 300-летию РАН. Отец-основатель: роль Петра Великого в основании Академии наук А вот богатую историю Академии наук и художеств, а сегодня Российской академии наук, рассказала главный библиотекарь отдела комплектования и библиотечной обработки документов Анна Хромцова.
К 300-летию РАН. Отец-основатель: роль Петра Великого в основании Академии наук Еще до учреждения Академии наук, в 1620 году был учрежден Государев аптекарский приказ.
Академии наук 300 лет 8 февраля 1724 года была основана Петербургская Академия наук.

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК - 275 ЛЕТ

Российская академия наук празднует 300-летие 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года вышел указ Сената Российской империи об учреждении «Академии, или Социетета художеств и наук».
В Петербурге основана Российская Академия Наук - Знаменательное событие Еще до учреждения Академии наук, в 1620 году был учрежден Государев аптекарский приказ.
В Петербурге основана Российская Академия Наук - Знаменательное событие День Российской науки не зря отмечается 8 февраля: именно в этот день в 1724 году из Сената был объявлен именной указ императора Петра I об учреждении Академии наук и художеств с приложением.

К 300-летию Российской академии наук

Проект положения об учреждении Академии наук и художеств, 1724 В Санкт-Петербурге, 11 октября 1783 года указом Екатерины II основана Российская академия.
Главная по науке 28 января (8 февраля) 1724 г. указом Правительствующего Сената был введён в действие именной указ императора Петра I от 22 января (2 февраля) 1724 г. об учреждении в Санкт-Петербурге Академии наук.
Основание, учреждение Российской Академии наук: 4. При заведении простой Академии наук обои намерения не изполнятся, ибо хотя чрез оную художествы и науки в своем состоянии производятся и разпространяются, однакожде оные не скоро в народе розплодятся, а при заведении универзитета — и меньше того.

Проект положения об учреждении Академии наук и художеств, 1724

Эйлер, братья И. Бернулли, натуралист И. Гмелин, историк Г. АН имела физический кабинет, лабораторию, астрономическую обсерваторию, анатомический театр, типографию, граверную школу, оптическую мастерскую, инструментальную палату, б-ку и архив. В ее распоряжение была передана Кунсткамера.

В 1748 г. Ломоносов создал первую химическую лабораторию. Он предусматривал в составе АН астрономический, физический и физико-математический «классы», историко-филологические и юридические науки были отнесены к Академическому ун-ту, в связи с чем упразднялся гуманитарный класс. По штату АН предусматривалось наличие 10 академиков, 10 адъюнктов и 10 почетных членов.

Линней, Ж. Дидро, И. Кант, всего иностранных ученых - более 160 чел. В 1759 г.

Трауберга и Я. Штелина в штате АН была учреждена категория членов-корреспондентов. В результате 3 академических экспедиций 1725-1760 гг. России и Сев.

Америки - Чукотка, Камчатка, Алеутские и Курильские о-ва; в итоге 5 экспедиций 1768-1774 гг. Азии и Н. По материалам этих экспедиций были изданы труды их участников И. Гмелина, С.

Крашенинникова, П. Палласа, Миллера. В кон. XVIII в.

АН разрабатывала также планы сбора и классификации памятников российской истории. В 1767-1772 гг. В изучение российской истории внесли существенный вклад академики М. Щербатов , Ломоносов, Миллер.

В 1800 г. Устав определял перечень наук, к-рыми должна была заниматься академия: высшая математика, механика, астрономия, химия, зоология, физика, минералогия, ботаника, физиология, история, политическая экономия и статистика. Высшее управление делами АН было вверено Мин-ву народного просвещения. Число ординарных академиков увеличилось до 18, адъюнктов - до 20 нек-рые из них получили звание экстраординарных академиков, т.

Избранные в академики и адъюнкты утверждались по представлению министра народного просвещения императором. Не требовали утверждения выборы почетных членов и членов-корреспондентов. Академические науки делились на 3 класса: математический чистая математика, прикладная математика, астрономия, география и навигация , естественный физика, общая химия и технологическая химия, приспособленная к художествам и ремеслам, зоология, ботаника, минералогия, сравнительная анатомия и физиология и класс исторических и политических наук политическая экономия и статистика, история древностей российских, греч. Состав АН определен в числе 21 академика и 10 адъюнктов.

По новому уставу от 8 янв. Дашковой указом императрицы Екатерины II 24 янв. Первым ее директором, затем президентом стала Дашкова 1783-1796 , впосл. Бакунин 1796-1801 , А.

Нартов 1801-1813 и А. Шишков 1813-1841. По Уставу 1783 г. В их числе в кон.

XVIII - нач. XIX в. Фонвизин, Г. Державин , Я.

Княжнин, П. Вяземский , И. Крылов, В. Жуковский , И.

Дмитриев, Н. Карамзин , А. В 1785-1796 гг. После присоединения Российской академии АН имела 3 отд-ния: 1 физико-математических наук, 2 рус.

Российская академия по изучению рус. Устав 1836 г.

И он начал действовать «сверху». По его проекту Академия существенно отличалась от всех родственных ей зарубежных организаций. Она была государственным учреждением; ее члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Академия соединила функции научного исследования и обучения, имея в своем составе университет и гимназию. Академия отпраздновала свое создание большим публичным собранием.

Это был торжественный акт появления нового атрибута российской государственной жизни. Академическая Конференция стала органом коллективного обсуждения и оценки результатов исследований. Ученые не были связаны какой-нибудь господствующей догмой, пользовались свободой научного творчества, активно участвуя в противоборстве картезианцев и ньютонианцев. Практически неограниченными были возможности публиковать научные труды. Первым президентом академии был назначен медик Лаврентий Блюментрост.

С этого момента людям Запада запрещается совершать свои молитвы в Китае, дабы избежать худших недоразумений. Китайцам запрещено принимать христианство под угрозой смертной казни. Более 300 церквей закрыто. Все миссионеры высылаются в Кантон и Макао. Оказываюшие сопротивление заключены в тюрьмы, а некоторые даже казнены. Русской миссии и руской православной церкви эти запреты и репрессии не касаются. В этом договоре, подволящем итог более чеми столетних русско-китайских отношений, в пятой статье значится следующее: "… дом, который ныне для российских в Пекине обретается, будет для россиян и впредь приезжающих, оные сами будут жить в сем доме. А что российской посол Ильлирийский граф Савва Владиславич представлял о строении церкви, зделана в сем доме вспоможением вельможей, которые имеют надсмотрение в делах российских. В сем доме будет жить один священник, ныне в Пекине обретающийся, и прибавятся другие три священника, которые прибудут, как решено. Когда прибудут, дастся им корм, как дается сему, который прежде приехал и при той же церкви поставлены будут. Россияном не будет запрещено молитися и почитати своего бога по своему закону. Кроме того, четыре мальчика учеников, и два побольшаго возраста, которые по-русски и по-латыне знают и которых посол российской Ильлирийской граф Савва Владиславич хощет оставить в Пекине для обучения языков, будут жить также в сем доме, и корм дастся им из царского иждивения. А когда выучатся, по своей воле да возмутся назад. В Китае крестов не умеют делать, а нужда была в них. Поэтому Антоний просил выслать ему крестов с 500, также немного денег на покупку рубах, чулков, башмаков, вместо милостыни. При этом он просил выслать и "с 500 икон Спасителя и Богоматери, мерою в три вершка, для раздачи в домы и богомоления новокрещенным".

Эйлер и М. Осипов Ю. Академия наук в истории Российского государства. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют. В 1718 г. В феврале 1721 г. Петр Великий утвердил в начале 1724 г. По разным причинам вначале дело с учеными затягивалось; тем не менее, к концу 1725 года заседания в академии начались, хотя существование ее официально еще и не было признано. На эти заседания собирались те из ученых, которые раньше других прибыли в Петербург. Официально еще не был назначен и президент, хотя делами академии заведовал Блументрост, в котором все видели будущего президента.

300 ЛЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

О судьбе Российской академии наук, об исторической роли президентов и их участии в развитии главной научной организации страны и ее переломных моментах беседуем с директором Архива РАН в 2013–2018 гг. Виталием Юрьевичем Афиани. Больше всего его впечатлила Парижская Академия Наук, по образцу которое он захотел создать похожее учреждение и в Российской империи. Так, 8 февраля 1724 года по велению императора была образована Академия наук и художеств, учиться в которой, по указанию Петра, дозволено было отрокам не только дворянского происхождения, но и других сословий. 8 февраля 2019 года Российской академии наук исполняется 295 лет. В начале была академия. Сто лет назад, 14 апреля 1923 года, в Петрограде было основано Издательство Российской академии наук (сегодня ФГБУ «Издательство «Наука»), ставшее одной из авторитетнейших издательских организаций страны и мира.

Указом Петра I основаны Петербургская академия наук и Петербургский университет (1724 год)

По велению императора 8 февраля 1724 года была образована Академия наук и художеств. – Сегодня Академия наук активно участвует в экспертном и научном обеспечении государственной деятельности. 28 января (8 февраля) 1724 г. указом Правительствующего Сената был введён в действие именной указ императора Петра I от 22 января (2 февраля) 1724 г. об учреждении в Санкт-Петербурге Академии наук. Академия наук (АН) образована по указу императора Петра I, объявленному из.

Пионер российской науки

Обращаясь с краткой речью к профессорам, Дашкова заверила их в своем уважении к науке и подчеркнула достоинства выразительного русского языка, определив главную задачу учреждения: «Сочинение грамматики и словаря да будет первым нашим упражнением». В короткий срок, в течение шести лет, был создан «Словарь Академии Российской, словопроизводным порядком расположенного». Для сравнения - французская академия над аналогичным трудом работала шесть десятилетий. К составлению Словаря проявила интерес императрица. Он включал в себя не только русские слова, но и научные и технические термины.

Версия для печати Историческая справка Российская академия наук учреждена по распоряжению императора Петра I Указом правительствующего Сената от 28 января 8 февраля 1724 года. Она воссоздана Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 года как высшее научное учреждение России. На основании Федерального закона "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Российская академия наук" далее - Академия присоединены Российская академия медицинских наук и Российская академия сельскохозяйственных наук. Академия является правопреемником Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук.

Идея об учреждения Академии зародилась у Петра давно. Едва ли правильно приписывать в её основании большую роль Лейбницу , который, правда, уже давно, по-видимому в годы поездки Петра за границу 1698 , пропагандировал идею образования Академии наук, высших школ, научных исследований России, подавал в этом смысле записки и писал письма как самому Петру, так и его приближенным. Может быть, мысли Лейбница и отражались на окружающих, но самый ход дела не дает возможности проследить его участие. Лейбниц не играл в истории образования Петербургской академии той роли, какую он имел в основании Берлинской. Горячий поклонник Петра и цивилизации России, он являлся дружественной России и Петру силой в умственной и культурной среде того времени, и из близких к нему кругов вышли люди, реально помогшие осуществить идею Петра. В 1712 г. Лейбниц после многих стараний был принят на русскую службу, чтобы нам, понеже мы известны, что он ко умножению математических и иных искусств и произыскиванию Гистории и к приращению наук много вспомощи может, его ко имеющему нашему намерению, чтоб науки и искусства в нашем государстве в вящий цвет произошли, употребить.... Едва ли правильно приписывать идею об Академии наук влиянию другого иностранца - Г. Фика, несомненно влиявшего своими знаниями при организации бюрократической системы Петра. Правда, на одном из его докладов в июне 1718 г. Однако эти слова ставят вопрос шире, чем проекты Фика, и неясно, какую академию имел в виду Пётр. Проекты об учёных коллегиях, библиотеках, музеях составлял ещё раньше, в 1713 г. Окончательное и решительное влияние, однако, несомненно, оказало посещение Петром Парижской академии наук. В начале 1721 г. В связи с этой задачей в 1721 г. Блюментростом, братом упомянутого раньше исследователя Олонецкого края. Блюментрост был лейб-медиком Петра, заведовал Кунсткамерой ; очень возможно, что проект Академии был им написан по словесным указаниям самого Петра. При суждении об этом факте не раз в наше время останавливались в удивлении, что была образована Академия наук, а не университет, но при этом суждении забывали о том положении, какое существовало в начале XVIII века в истории университетов. Университеты находились в упадке, ещё не было ясно для современников, победит ли в них новый дух, или они замрут в старых рамках. И мы знаем, что только университеты Голландии - может быть, Копенгагена - в это время были более живыми; в Германии Вольф только что начал духовную реформу германских университетов. В истории человеческой мысли успех перерождения университетов немецкого языка - университетов мелких и крупных государств Священной Римской империи того времени, Швейцарии - сыграл крупнейшую роль. Он дал новому точному знанию и науке новые орудия, которые явились более могущественными, чем созданная новыми потребностями Академия. Между 1725 г.

Контент доступен только автору оплаченного проекта Достижения Российской академии наук Обзор значимых научных достижений Российской академии наук в различных областях знаний, вклад академии в развитие науки и общества. Контент доступен только автору оплаченного проекта Известные ученые Российской академии наук Биографии и научные достижения известных ученых, членов Российской академии наук, их вклад в различные области науки. Контент доступен только автору оплаченного проекта Международное сотрудничество Российской академии наук Анализ взаимодействия Российской академии наук с зарубежными научными организациями, проекты и исследования, проводимые в рамках международного сотрудничества. Контент доступен только автору оплаченного проекта Инновации и технологические разработки Российской академии наук Обзор инновационных проектов и технологических разработок, проводимых Российской академией наук, их влияние на развитие науки и экономики. Контент доступен только автору оплаченного проекта Проблемы и вызовы перед Российской академией наук Анализ основных проблем, с которыми сталкивается Российская академия наук в современных условиях, вызовы для научных исследований и развития. Контент доступен только автору оплаченного проекта Образовательные программы Российской академии наук Описание образовательных программ, проводимых Российской академией наук, их цели, направления и влияние на подготовку научных кадров.

Академии наук 300 лет

От оной системы учащимся младым людем изготовлены были. Но сие служит токмо к произведению в лутчее состояние наук. В универзитете, как уже упомянуто, 4 факультета имеются, а имянно: 1 — феология, 2 — юрис пруденция, 3 — медицина и 4 -- филозофия. Факультет феологии здесь оставляется, и попечение о том токмо Синоду предается.

Юридический факультет. При оном академик третьего класа, который науки практики, яко политику, этику и право натуры, учит быть может, аще же еще похощется славного, правам искусного человека притом определить, оное бы толь наилутче было. Медицынский факультет совершенно из второго класа, сиречь анатомика, химика и ботаника, сочинен быть может.

Факультет филозофской не может в совершенстве больше сего быть, ибо академик матезеос сублимиорис может професором логики и метафизики и математики генеральной быть и притом же физику генеральную и экспериментальную учить, а протчие собственные части математики можно протчим академикам первого класа, яко астроному и механику, розделить. Гуманиора, яко элоквенцию, студиум антиквитатис и гисторию, обучать могут к тому определенные члены третьего класа. Помянутые и в некоторые класы розделенные академики обязаны будут в своей науки ежедневно один час публичные лекции иметь, как в протчих универзитетах.

Ежели который академик похощет за деньги партикулярные коллегии иметь, то ему позволено. Однакожде не надобно ему токмо ради корысти вельми много коллегиев держать и тем протчим своим наукам и розмышлениям вред чинить. А чтоб пользу от сих обучениев иметь, к тому требуются угодные люди, которые гуманиора отчасти знают и некоторое малое искуство филозофии и математики имеют.

Того ради весьма нуждно, дабы каждому академику один или два человека из младых студентов даны были и довольным жалованием снабдены, которые со всем прилежанием обучаться и академикам вспомогать имеют. И понеже помянутые младые люди, под дирекциею академиков, без своих убытков наукам обучатся и притом ежели себя хорошо ведут и некоторые пробы искуства своего объявят надежду имеют произойти и учителям своим наследовать; и тако подобает, чтоб оне за такую добродетель благодарствовали. Того ради имеют оные тех, которые учиться начинают, первым фундаментам наук обучать, дабы и те со временем учениями академическими пользоваться могли.

И таким образом можно б, без великих убытков, намерение нижней школы изполнить. Надлежит по два человека еще прибавить, которые из словенского народа, дабы могли удобнее русских учить, а каких наук написать именно. Аще же его императорское величество ныне или со временем сему собранию такую привилегию пожаловать соизволит, чтоб они тем, которые в науках произошли, градусы академиков давать могли, сие бы вельми к возращению ее служило.

Но чтоб сие здание непременно и полезно было, то имеет оное токмо под ведением императора, яко протектора своего, быть и само себя править, еже учиняется, когда из оных или непременный президент или попеременно один по другому каждый год или полгода выбирается. Ученые люди, которые о произведении наук стараются, обычайно мало думают на собственное свое содержание, того ради потребно есть, чтоб Академии кураторы непременные определены были, которые бы на оную смотрели, о благосостоятельстве их и надобном приуготовлении старались, нужду их императору при всех оказиях предлагали и доходы в своем ведении имели.

Поскольку же известная часть немецкой буржуазии готова была поддержать торговое объединение с Испанией, постольку и для нее очередной задачей была борьба с французскими притязаниями. И Лейбниц был настоящим международным связующим звеном между Академиями и учеными различных стран. В 1673 году он посетил Лондон и был избран членом королевского общества. В 1700 году он стал членом французской Академии наук.

Проект общества наук в Берлине Уже с 1697 года он начал работать для создания такой Академии в Берлине, правильно учитывая значение этого нового государства для будущей истории Германии. И он сразу же указал, что организация такого общества может дать, помимо теоретического изучения астрономии, истории, филологии и т. По словам Лейбница немцы не только изобрели книгопечатание и порох, не только были создателями химии, механики и всех точных наук, но и могут считаться основоположниками европейской промышленности, торговли и навигации. Учреждение королевского общества наук 19 марта 1700 г. Таким образом прусская Академия в отличие от английской и французской с самого начала включала в себя и гуманитарные науки и даже ставила перед собой религиозные, миссионерские задачи. Вряд ли, однако, может быть сомнение в том, что все эти задачи имели под собой почву в стремлении передовых представителей немецкой буржуазии к экономическому и политическому обновлению и усилению Германии.

Опубликованная одновременно с указом об учреждении генеральная инструкция провозглашала короля прожектором над обществом, учреждала совет для управления им и разделяла общество на три отделения: физико-математическое, отделение немецкого языка и литературное, включавшее в себя и историю, священную и светскую. Члены общества разделялись на почетных сотрудников и корреспондентов [17]. Лейбниц был назначен президентом. Кроме него, по происхождению ганноверца, в совет входили придворный проповедник Яблонский, поляк, профессор литературы Куно, француз, и пруссак Рабенер. Руководство было таким образом интернациональным, но цели его оставались национальными. Первые задачи и средства общества Первыми задачами, поставленными перед обществом, были сооружение обсерватории и введение нового календаря.

Последнее стояло в связи с тем, что только с 1700 года протестантская Германия перешла к григорианскому календарю. Но средства общества были ограничены. Это были пошлины с заграничных подорожных, руководство книжным делом и книжной торговлей, право монопольной продажи календаря, устройство лотерей, пошлина с винокурения, и наконец монополия обработки шелка. Ходатайствуя о последней, он указывал на необходимость привлечь к этому делу бежавших из Франции протестантов и выражал уверенность, что развитие этого дела вытеснит с немецкого рынка иностранный шелк [19]. Но это не умаляет значения того факта, что Академия не только выражала тенденции грядущего капитализма, но и сама была капиталистическим предприятием. Деятельность общества и его члены Успехи общества были незначительны.

Обсерватория была отстроена только в 1710 году. Общество стало главным образом центром протестантской апологетики. Наиболее видными его членами были: Виньоль, теолог и математик, изучавший хронологию библии; Лакроз, лингвист и ориенталист, горячий протестант, изучавший апокрифы и легенды; Куно — историк литературы; Яблонский, заместитель президента, теолог; его брат, юрист и грамматик, секретарь общества; Кирх — астроном и первый директор обсерватории, которой после его смерти управлял его сын; Фриш — врач и филолог. Лейбниц старался установить связь с миссионерами в Китае и немцами, жившими в Москве, мечтал о химической лаборатории и кабинете редкостей. Но сам сознавал, что военные обстоятельства и отсутствие средств всему этому мешали [20]. Реорганизация общества в 1710 году С другой стороны, Лейбниц вызывал неудовольствие в Берлине тем, что совмещал свою работу в обществе с должностью библиотекаря и историографа в Ганновере.

И реорганизация общества в 1710 году была проведена без его ведома и участия. Новый устав предусматривал разделение общества на 4 класса: 1 физико-медико-химический, 2 математический включая астрономию и механику , 3 немецкого языка включая церковную и политическую историю Германии , 4 литературный включая изучение священного писания. Каждый класс имел своего директора. Директора составляли консилиум. Упадок общества Тем не менее деятельность общества скоро пришла в полный упадок. Капиталистические тенденции были еще очень слабо развиты в Пруссии.

Король Фридрих Вильгельм I, вступивший на престол в 1713 году, все силы тратил на военное дело. Наука с его точки зрения была пустым делом или даже опасным, и общество наук при нем было только терпимо. Его отношение к ученым характеризуется, например, высылкой философа Вольфа, заподозренного в еретичестве. Лейбниц и Петр I Лейбниц не переставал думать об академиях, составляя проекты и для Дрездена, и для Вены, неустанно заботясь о процветании немецкой науки. Но мы видели выше, что в политических проектах Лейбница очень рано стала фигурировать Московия как соучастник общей борьбы против турок. Ее следует вовлечь в общеевропейскую политику.

Живо заинтересовывают Лейбница вопросы о происхождении русского языка и его связи с языками других славянских народов, и о населяющих Россию инородцах черкесах, черемисах, калмыках, сибиряках. Заграничное путешествие Петра 1697—1698 гг. И уже в 1697 году в записке Лефорту-старшему Лейбниц обращается к вопросу о просвещении России. Это: 1 образование специального учреждения для наук и искусств; 2 привлечение иностранцев; 3 ввоз из-за границы книг, редкостей, изящных вещей и т. Изучение языков и обычаев этих народов, в особенности языческих, Лейбниц связывал с задачами христианского миссионерства и проникновения в Китай, настаивал на необходимости для протестантов отнять у католиков эту их исключительную привилегию [23]. Проекты Лейбница относительно турок не имели шансов на успех.

Готовясь к борьбе с Францией, европейские государства не думали о турках, а Австрия определенно стремилась обезопасить себя с этой стороны. Петру в ответ на его разговоры об антитурецкой коалиции отвечали советом обратить свои силы против союзника Франции — Швеции. Русско-польско-датский союз против этой державы не вызвал восторга со стороны Лейбница. По мере развития военных действий, он не переставал выражать желаний скорейшего заключения мира, явно не желая расширения русской территории на Западе и продолжал настаивать на том, что задача России — нанести удар туркам. Через посредство Лефорта, Гюйссена и других лиц и Петр уже знал о Лейбнице, и в декабре 1708 года последний уже по предложению царя составил для него записку о введении в Россию наук. Повторяя здесь в основном свои предложения Лефорту, Лейбниц резче подчеркнул утилитарный, практический характер знаний.

В особенности же много он распространяется о пользе технических знаний. Наконец, отбросив разговоры о религиозных миссиях, Лейбниц уже прямо указывает на желательность торгового проникновения Европы в Китай через Россию [24]. Здесь в беседе великий ученый развил перед царем свой план. В первую очередь произвести исследование природы и географических условий страны, ассигновав на это 10000 талеров и поручив руководство этим одному опытному лицу. Затем организация коллегии, которой должно быть поручено руководство школами, науками и искусствами, книжным и бумажным делом, лечебным делом, солеварнями и рудниками, изобретениями и мануфактурами, введение культуры новых растений, новых фабрик, расширение торговли. Средства коллегии должны составляться из пошлин от торговли китайской, балтийской и каспийской, а также от разных привилегий вроде устройства лагерей, открытия ломбардов, банков и мастерских.

Президент коллегии должен быть членом верховных учреждений государства, члены иметь права секретарей царя. Ко всему этому присоединялись проекты заданий для коллегии: улучшения внутренней навигации, судоходства по Днепру, изготовки измерительных приборов для инженеров [25]. Эта грандиозная программа сочетания научной работы с проблемами промышленного и торгового развития в одном учреждении, в которой мы встречаем и многие из проектов Лейбница о берлинском обществе науки, не могла не произвести впечатления на Петра. Программа открывала перед иностранцами широкие возможности использования отсталой страны. Грандиозность проекта делала его осуществление сомнительным. И возможно, что под влиянием возражений и сомнений Петра, Лейбниц стал высказываться за постепенность в деле осуществления.

После нового их свидания Лейбниц уже прямо писал о создании Академии наук и рекомендовал для начала озаботиться организацией библиотеки и кабинета редкостей [26]. Царь, окончательно плененный Лейбницем, дал ему чин тайного юстиц-советника и пенсию в 2000 гульденов, рассчитывая и в дальнейшем пользоваться его советами. В то же время Лейбниц, уже предвидевший примирение Англии с Францией, настаивал в Германии на союзе немецких держав с царем для противодействия Франции. Развитие европейской торговли, повсеместная борьба за торговые пути не могла не отразиться на этом государстве, давно уже связанном торговыми сношениями с Западом, но ограниченном в своих сообщениях Архангельском и Белым морем. Борьба за Черное и Азовское море, недоконченная и оставленная, длительная и увенчавшаяся успехом борьба за Балтийское море, связанная с этим необходимость реформы военного дела, создание флота, появление крупной мануфактуры и металлургических заводов — все это как будто выдвигало на переднюю линию торговую буржуазию. Выдвижение худородных, создание буржуазной администрации, борьба против знати вызвали соответствующую оценку петровской политики у историка-купца.

Но вся реформа, включая и развитие промышленности, проводилась не только на старой социальной, в основе крепостной, базе, но и с дальнейшим закрепощением масс. А перед этим сословием даже легшие на него тяготы — в частности повинность военной службы — открыли новые возможности. С другой стороны, буржуазии не хватало ни капиталов, ни знаний, ни рабочей силы. А в двадцатых годах, когда после окончания Великой Северной войны стала с каждым годом расти и шириться балтийская торговля, было уже несомненно, что вся эта торговля целиком в руках у иностранцев, прежде всего англичан, что русского коммерческого флота нет и при существующих условиях быть не может. И к моменту смерти Петра уже чувствовалась дворянская реакция против его политики развития промышленности и военного дела за счет земледелия. Несмотря на это обстоятельство, повернуть назад уже было невозможно.

Российская империя нуждалась в сильной армии и флоте, а тем самым в обслуживающей их крупной промышленности и в дальнейшем росте внешней торговли, дающей государству необходимые средства. В рамках крепостной действительности начальные элементы будущего капитализма были уже заложены. Необходимость знаний Новая Россия требовала развития знаний, прежде всего прикладных знаний. Нужны были инженеры, техники, знающие офицеры, мореплаватели. И мы видим и в действиях, и в высказываниях Петра и его сотрудников тот же утилитарный практический взгляд на науку, который так характерен для изучаемой эпохи. Организация прежде всего навигацких школ, где обучали арифметике, геометрии, тригонометрии, геодезии, навигации и астрономии, и морской академии свидетельствует о том, какой вид профессионального образования насаждался прежде всего.

Переводы иностранных книг в первую очередь таких, как география Варения, архитектура Виньоля, искусство фортификации Вобана, кораблестроение Аллярда и т. Нельзя сказать, чтобы при этом пренебрегали гуманитарными знаниями. Так, известны старания Петра о собирании материалов по русской истории, включая материалы по его собственному царствованию. Это больше всего история военного дела, промышленности и техники. Русские образованные кадры Когда говорят о петровской эпохе, обычно подчеркивают роль иностранцев и невозможность обойтись без них в деле выучки и насаждения нового. Это указание совершенно правильно.

Но нельзя забывать и того, что страна создавала и свои, пусть очень немногочисленные, образованные кадры. Прежде всего отметим самого Петра. Он не только царь, полководец и администратор. Он и первый редактор первой русской газеты, и редактор переводов иностранных книг, и изобретатель русской гражданской азбуки. Он сам всю жизнь учился.

Поэтому о «русских» академиках в данном случае можно говорить лишь с большой долей условности. В отечестве не было достаточного количества ученых, поэтому штат формировался в основном из иностранцев. В отличие от своих европейских собратьев Российская академия имела государственное финансирование, а ученые получали содержание — причем весьма и весьма недурное — из казны. Известно, что годовое жалованье одного из первых академиков — астронома Жозефа Никола Делиля составляло 1800 рублей. Значительная по тем временам сумма. Верховным руководителем Академии считался император.

По многим направлениям СССР вышел на передовые рубежи мировой науки. Фундаментальные исследования были проведены в области общественных и гуманитарных наук: в истории, археологии, этнографии, антропологии, экономике, праве, литературе и языкознании. Мировую известность получили академики: физиолог И. Павлов , селекционеры-ботаники Н. Вавилов и Н. Цицин, математики И. Петровский, М. Лаврентьев и М. Келдыш, географ В. Комаров, физики С. Чаплыгин, И. Курчатов, Л. Ландау, И. Тамм, П. Капица и А. Сахаров, биофизик Н. Семёнов, биохимики А. Бах и Н. Зелинский, химик-органик А. Несмеянов, геолог А. Карпинский, основатель практической космонавтики С. Королёв, авиаконструктор А. Туполев, экономист С. Струмилин, историки Е. Тарле, Б. Греков, М. Нечкина и Н. Дружинин, археологи А. Арциховский и В. Янин, филолог Д. На 1 янв. При РАН состоят научные советы комиссии по различным проблемам естественных и общественных наук. Персональный состав работающих в РАН на 1 янв. В системе подготовки научных кадров при РАН обучалось 6,7 тыс. В XIX - нач. Макарием Глухаревым , богословом и церковным историком митр. Макарием Булгаковым , митр. Московским свт. Филаретом Дроздовым , митр. Иннокентием Вениаминовым , известными историками Русской Церкви проф. МДА Е. Голубинским и проф. КазДА П. В 1999 г. АН представлял акад. В 1867 г. Московского Макария Булгакова из его личных средств была учреждена премия с общим фондом 120 тыс. Премия присуждалась после смерти учредителя 1882 , начиная с 1884 г. Последнее перед революцией присуждение премий АН состоялось в 1913 г. С 1997 г. Центр активно сотрудничает с духовными академиями, Российским православным ун-том Иоанна Богослова и ПСТБИ, регулярно проводит совместные научные конференции, издает сборники научных трудов. В 1988 г. Президенты и директора АН: Л. Блюментрост 1725-1733 , Г. Корф 1734-1740 , К. Разумовский 1746-1798 в период пребывания его за границей в 1766-1798 гг. Орлов 1766-1774 , С. Домашнев 1775-1783 , Е. Дашкова 1783-1796 , П.

Государственная грамота. Указы Петра I. Указ об учреждении Академии наук

8 февраля 2024 года в День российской науки отмечается 300 лет со дня основания Российской академии наук. В Санкт-Петербурге, 11 октября 1783 года указом Екатерины II основана Российская академия. В текущем году расходы на финансирование Академии наук за счёт федерального бюджета по сравнению с прошлым годом выросли практически на треть – до почти шести миллиардов рублей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий