Для реализации нацпроекта «Семья» в РФ ответственность за семейную политику может быть консолидирована в Минтруде. В России стремительно исчезает институт семьи в его классическом понимании. 16-й Санкт-Петербургский Апрельский семинар «Психология и психотерапия современной семьи»: беседы с нашими коллегами из Институт.
Современные проблемы семейного права
Согласно Семейному кодексу, органы опеки могут изъять ребенка из семьи в любой момент — как только сочтут это нужным. Одной из проблем современных семей является отсутствие навы-ков решения внутрисемейных конфликтов. Как и в любой динамической системе в семье имеются периоды, называемые кризисными, во время которых обостряются те или иные проблемы, может быть, и не решенные раньше, возникают конфликты, ссоры. Но что из себя представляет современная российская семья? последние известия.
Семья в России и на Западе: два непохожих кризиса
Семейный комфорт у детей. В чём заключается семейный комфорт для детей? В безусловной любви к ним близких людей. При этом условии максимально реализуется главная задача растущего ребёнка, это — развитие, обучение, получение знаний, подготовка к взрослой жизни. Для этого у детей заложена природой — любознательность.
Им всё интересно, они познают мир. Любое открытие захватывает у них дух, хочется всё попробовать, испытать, понять, разобраться... Когда для реализации этих потребностей созданы условия, ребёнку комфортно. Его, в отличии от взрослых, мало интересуют условия быта.
Главное, чтобы было интересно. Любознательность можно развивать, а можно её и погасить. Всё зависит от созданных условий — игр, систем образования и условий жизни в семье. Много бы придумал ракет Сергей Павлович Королёв, если бы в детстве потерял свою любознательность?
По статистике, в семьях, где есть бабушки и дедушки, отличников больше. Это происходит потому, что в таких семьях детям созданы лучшие условия для их развития. Бабушки и дедушки хорошо понимают детей, у них есть опыт и терпение. Занимаясь с детьми, они дают им возможность лучше реализовывать свои желания, лучше познавать окружающий мир.
Очевидно, что увеличение пенсионного возраста — ещё один инструмент разрушения институтов семьи. Он не должен быть реализован. Вот мы и подошли к тому, чтобы сформулировать, какие принципы заложены в западные технологии, разрушающие комфорт в семье: Смешение гендерных различий у взрослых. Снижение любознательности у детей.
Это 2 основных инструмента разрушения семейного комфорта нашими геополитическими противниками. Они разрушают комфорт внедрением новых систем образования, ювенальной юстиции, пропаганды равенства мужчины и женщины, эмансипации, увеличения пенсионного возраста, извращённой моды и т. Если спросить, любого мужчину, в возрасте, хотел бы он иметь больше детей, чем у него есть, то в основном, ответ будет утвердительным. Многие посетуют, что могло бы быть и больше, но жена не захотела.
Жёны же этих мужчин, обычно говорят, что детей у них, достаточно. Сколько будет детей, в семье - решает женщина! Искусственное создание трудностей для женщины от ухода за детьми — основной инструмент сокращения численности населения в нашей стране. Именно на женщину ложится основной труд по уходу за детьми и их воспитанию.
Природой заложены прекрасные нежные чувства, которые женщина испытывает к своему младенцу. Это для неё - большое удовольствие. Сначала, когда он в животе, потом, когда он на её глазах развивается. Любые новые достижения малыша дают женщине необыкновенные, приятные чувства радости, любви и комфорта.
Женщина реализует в своём малыше, заложенную в ней природой, женственность и нежность. Получать эти эмоции хочется снова и снова, и снова хочется рожать. Это так, как должно быть. Однако это легко разрушить.
Достаточно в этот период создать женщине трудности, такие, при которых негативные эмоции перекроют удовольствия от малыша. Если от детей нет удовольствия, а одни проблемы, то зачем женщине рожать ещё? Это и есть основная причина того, что семьи в России, в основном, малодетные. Для поддержания численности нашего народа, в семьях должно рождаться не менее 3-х детей.
А сколько детей должно быть в семье, для создания среди детей, внутри семьи, гармоничных и комфортных отношений? По моему мнению, это от 4-х детей. Я считаю, что если в семье: 1 ребёнок — то это ещё не полноценная семья. Мужчина подсознательно чувствует, что он не реализовался, как мужчина.
Нарушается общий эмоциональный комфорт. Велик риск развода. Ребёнок, скорее всего, вырастит эгоистом и ему самому будет сложно создать крепкую семью. Чаще всего, женщина ожидает, что со вторым ребёнком будет так же трудно, как и с первым.
Но это не так. Она уже опытная мама, и всё получается проще и легче. Но два ребёнка - это, обычно, постоянные разногласия и конкуренция между детьми.
И осознать это должны, прежде всего, взрослые, потому что зачастую они относятся к своим детям неразумно. Сколько раз приходилось слышать жалобы учителей, что они пытаются воспитать ребенка, но приходит потом мамаша — руки в боки и начинает орать, что ей лучше знать, как его воспитывать. Вот откуда такие берутся? Товарищи из богемы — певцы и режиссеры — должны учиться прочности семейных отношений и высокой культуре, поскольку лучшие люди должны подавать пример моральных устоев в обществе, чтобы, глядя на них, тысячи людей поступали так же. А то все подается как свобода выбора, но оборачивается свободой греха», — заключил отец Георгий. Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г.
Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, сказал: «Действительно, статистика заключенных браков, деторождения у нас не совсем в плачевном состоянии в основном благодаря Кавказу. Там браки распадаются меньше: народ сумел сохранить свою культуру, обряды, веру. Мы же все время пытаемся что-то перестроить. В советскую эпоху отказались от прежних, патриархальных, взглядов и убеждений, пытаясь построить счастливое коммунистическое общество. Не получилось. А сейчас у нас и вовсе нет никакой идеологии». Что нужно делать нам? Не бояться признать: мы — русские, и у нас свой путь, — подчеркнул пастырь. Но не стоит впадать в крайности и отвергать все западное — лучшее нужно перенимать.
Раньше в российских семьях было по 10-15 человек. Сейчас 1-2 ребенка. Женщины не хотят рожать детей, молодые люди не стремятся к браку. Высока статистика разводов». Кто в центре их внимания? А наша молодежь пытается им подражать. Преподаватели, родители пытаются учить детей «доброму, вечному», а по телевизору, в интернете дети видят другие примеры. Иногда содрогаешься от цинизма: кем нужно быть, чтобы с издевкой писать о смерти человека? Недавний пример — трагическая история с эстрадной певицей Жанной Фриске.
Сколько грязи вылилось на ее родных и близких! Со всем этим нужно что-то делать. Нам нужна государственная идеология. Мы должны гордиться страной, в которой живем». Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе , заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, считает, что нужно как-то определяться с терминами. Ну и религиозным нормам. Такова же и Тува с особым менталитетом жителей, которые ощущают себя, прежде всего тувинцами, а уж потом и, кстати, не всегда россиянами». И в этом смысле для нашей экономики санкции полезны — хотя многим россиянам, в том числе и мне как многодетному отцу, из-за этого жить сложнее. Нужно кормить детей, никуда не делись и другие расходы.
Но это полезно с точки зрения нравственного оздоровления. Наша экономика наконец-то получила возможность окрепнуть, перестать быть сырьевым придатком для тех, кто готов проложить на своей территории трубу и качать российский газ. Если мы продолжили бы оставаться таким придатком, это привело бы нашу политическую и государственную систему к краху — у нас уже есть опыт прошлых лет, последствия которого мы переживаем до сих пор». Крым — не Донбасс, его легко изолировать и провести там «зачистку».
Идеология и задачи семейной политики Являясь составной частью государственной социальной политики, семейная политика направлена на формирование благоприятной политической, социокультурной и экономической среды для жизнедеятельности семьи, реализацию её основных функций, гармонизацию внутрисемейных отношений, взаимоотношений семьи, индивида и государства, обеспечение необходимых условий развития института семьи как основы стабильности политической системы общества. Семейная политика зависит, прежде всего, от того, какие цели развития семьи ставят общество и государство. Это могут быть, в первую очередь, демографические цели, связанные с регулированием уровня рождаемости в стране. Политика, направленная на стимулирование рождаемости, побуждающая семьи к более активному деторождению и увеличению народонаселения, называется проаналистской; направленная на сокращение рождаемости и уменьшение количества населения - антианалистской. Идеология семейной политики представляет систему идей, определяющих не только направления и критерии происходящих в институте семьи перемен, но и пути их осуществления. На международном уровне идеология и стратегия семейной политики разработаны Организацией Объединённых Наций и представлены в таких документах, как Конвенция ООН о правах ребёнка 1989 , и резолюциях, посвящённых Международному году семьи 1994. Семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста, развития и благополучия её членов должна быть предоставлены необходимая защита и содействие с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности по отношению к детям в рамках общества. Традиционная семейная политика в России подчинена экономическим целям, и её реализация рессурсно обеспечивается по остаточному принципу, как и вся социальная сфера. Тем не менее, целью семейной политики является благополучие семьи, укрепление и развитие семейного образа жизни. Исходя из её целей, её интегральными задачами являются: - создание необходимых условий для реализации семьёй функций репродуктивной, экономической, социокультурной, жизнеохранительной, воспитательной и др. В соответствии с основными функциями семьи и сферами её жизнедеятельности выделяются следующие направления государственной социальной политики: - развитие законодательной базы государственной социальной политики; - демографическая политика в отношении семьи; - экономическая политика государства в отношении семьи в условиях перехода к рыночным отношениям; - социокультурная политика в отношении семьи; - развитие социального обслуживания семьи; - государственная поддержка семей, находящихся в особых обстоятельствах. На территории Российской Федерации созданы и работают различные государственные структуры и общественные организации, занимающиеся проблемами малообеспеченных семей, в том числе многодетных. Вместе с тем работа каждого подразделения носит узковедомственных характер, и зачастую отсутствует взаимосвязь и координация в учёте малообеспеченного населения и принимаемых мерах по оказанию помощи семье. Представляется целесообразным рассмотрение вопроса о координации действий существующих государственных структур и общественных организаций, занимающихся проблемами малообеспеченных семей. Взаимодействие между ними, а также преодоление разрыва между официально зафиксированной и реальной ситуациями, может стать одним из резервов повышения эффективности социальной политики. Необходимость такой политики в отношении семьи, особенно бедной, обусловлена также и тем, что семья оказывает определяющее влияние на формирование и развитие подрастающего поколения. Если раньше социальная структура общества была устойчивой и открытой в том смысле, что существовали механизмы повышения и понижения социального положения общества, доступные практически всем членам общества , то в современный период трудно определить какие механизмы и каналы социальной мобильности будут существовать в формирующейся России, какие общественные ценности будут превалировать в отношениях между различными социальными группами, нужна ли социальная и психологическая терапия, чтобы сформировать защитную реакцию у бедных слоёв населения на свою принадлежность к категории бедных. Семья и её проблемы В сентябре 2007 года в г. Кемерово было проведено социологическое исследование, нацеленное на изучение условий жизни и проблем современных городских семей. Сбор первичной информации осуществлялся методом поквартирного анкетирования и охватил 600 семей. Уникальность исследования состоит в том, что в 1995 году в Кемерово состоялось подобное исследование, и это обеспечило возможность сравнения многих данных в динамике за 12 лет. В настоящей статье будут представлены краткие данные, отражающие структуру семейных проблем. При изучении семейных проблем был использован следующий методический подход: сначала главы домохозяйств ранжировали проблемы по степени актуальности внутри шести тематических групп проблемы, связанные с самочувствием и безопасностью; проблемы потребительского характера; проблемы бытового плана; проблемы, связанные с трудовой деятельностью и учёбой; проблемы политико-правового характера; проблемы морально-психологического плана. Затем из всего спектра проблем выделяли 10 самых острых и фиксировали их в порядке снижения актуальности. Проблемы, связанные с самочувствием и безопасностью. Каждый из них в среднем назвал по 2,2 трудности. Если сравнить данные за 2 года, то наглядно видно, что сократилась распространённость и снизилась актуальность таких проблем, как опасение преступных посягательств и ожидание отрицательных экологических воздействий. По двум направлениям произошёл рост распространённости сложностей: невозможность получить хорошее лечение и диагностику и опасения несчастного случая. Проблемы потребительского характера. Сравнение данных в динамике показывает, что по ряду направлений произошло существенное сокращение потребительских трудностей. Так, несвоевременные выплаты заработной платы и пенсии, которые были бичом 90-х годов, ушли в прошлое, во всяком случае, для подавляющего большинства населения. Снизилась доля людей, которым не хватает денег на пропитание, одежду и другие товары. На фоне обозначенных улучшений немного увеличилась доля граждан, которым не хватает денег на социально-бытовые нужды и недовольных местом расположения предприятий торговли и услуг. Скорее всего, горожане, решив более серьёзные проблемы, стали уделять внимание второстепенным трудностям. Проблемы бытового плана. Сравнения данных за два периода демонстрирует некоторые изменения в степени распространённости и актуальности многих бытовых проблем. Реже стали встречаться и утратили остроту такие сложности, как содержание садово-огородных участков, необходимость обновления мебели и домашней бытовой техники, отсутствие телефона. В тоже время широта охвата семей такими проблемами, как ремонт жилых и бытовых помещений, устройство детей в детсады, транспортное обслуживание, возросла, но актуальность этих сложностей практически не увеличилась. Проблемы, связанные с трудовой деятельностью и учёбой. Частота её встречаемости была в 2,5 раза больше, чем теперь. Остальные проблемы этой направленности, если и поменяли свои показатели, то не так существенно. Проблемы политико-правового характера. Политико-правовая проблематика по некоторым направлениям претерпела изменения в сторону уменьшения.
Право принять участие в действующих государственных программах и проектах, направленных на решение проблем по улучшению жилищных условий, имеет ограниченный круг заявителей. Проблема социальных девиаций: алкоголизм, наркомания, совершение правонарушений и преступлений. Семьи, члены которых тесно взаимодействуют с девиантными группами и могут представлять опасность для нормального функционирования общества, являются семьями социального риска и относятся к группе неблагополучных семей. Проблемы воспитания и психологические проблемы: педагогическая безграмотность родителей в процессе воспитания детей, способствующая непослушанию детей, отсутствием у них твердых нравственных принципов, негативному отношению к родителям. К психологическим проблемам семьи можно отнести супружескую несовместимость, включающая несколько факторов: психофизиологический несогласованность темпераментов и сенсомоторных актов , социально-ролевой несовпадение ролевых ожиданий , ценностно-ориентированный отсутствие единства взглядов и личностных ценностей. Именно психологические проблемы семьи чаще всего являются поводом для развода. На психологические проблемы семьи влияет уровень осознания семьи как ценности, поскольку именно наличие такого понимания есть гарантия стабильности. Таким образом, социальные проблемы современных российских семей весьма многообразны, зачастую являющиеся следствием экономического кризиса страны.
Почему россияне разводятся
Вымираем поодиночке: почему в России исчезает институт семьи | Целью исследования стало выявление наиболее ярких проблем, с которыми сталкиваются молодые семьи в период формирования малой ячейки общества. |
Анатолий Антонов о демографическом кризисе и кризисе семьи — Реальное время | на тему: «Проблемы современной российской семьи.». |
Стимулирование рождаемости
Проблемы современной семьи | Проблемы развития семейных отношений в современном мире интересуют не только непосредственно семьянинов, но и научноесообщество экономистов, врачей, психологов, социологов и т. д. |
Проблемы патриархата в России | АНО «Современная семья» | Согласно Семейному кодексу, органы опеки могут изъять ребенка из семьи в любой момент — как только сочтут это нужным. |
Рябиченко о семье - Людмила Рябиченко о проблемах семьи и демографии в программе «Точка зрения» | Последние новости о проблемах семьи, здоровье и воспитании детей, льготах для детей, семейных и детских мероприятиях. |
Современные проблемы семьи в нашем обществе | Сторонники модернизационной парадигмы считают, что современная российская семья эволюционизирует вместе с обществом, переживая процесс модернизации, имеющий преимущественно позитивный характер. |
Вымираем поодиночке: почему в России исчезает институт семьи | Современные семьи становятся все разнообразнее, поэтому возможны модификации законодательства, направленные на учет новых форм семейного устройства и прав наследства. |
Проблемы семьи в современной России
Неудивительно, что люди, почувствовавшие легкое дуновение смерти, отодвинули второстепенное. У них на первый план вышли личные ценности. Поэтому я с мнениями экспертов не согласен, — заявил пастырь. А потому, что невозможно уничтожать себя 70 лет, а потом вдруг обрести себя заново — даже за 25 лет». Этот народ сумел победить в самой страшной войне, создать самую совершенную науку, медицину, образование, систему вооружения и многое другое. Но вот какая штука: оказалось, что все это громадное здание строилось на песке безверия. Было утрачено самое главное — связь с Богом. И остальное устоять не смогло — предложенная для выживания идеология вначале была революционно-бандитской, а позже стала идеологией коррупции, тунеядства, разложения. В результате государство исчезло. Свою же национальную идентичность мы не нашли до сих пор, — отметил он.
Поэтому неудивительно, что даже в благополучных регионах совсем не благополучно. И это в России, которая в начале XX века была самой многодетной в мире! Если мы возьмем скотч и приклеим его к чему-нибудь, а потом отдерем и попробуем приклеить вновь, затем во второй, в третий, в четвертый раз, он с каждым разом будет держаться все хуже. Так и «пробные браки» — это же не что иное, как блуд, — подчеркнул отец Филипп. Любовь бросала людей грудью на амбразуру, она приводила их к великим достижениям и открытиям, превращала злодея в праведника, ничтожество — в героя. Людям, которые думают: «если не начнем с физиологии, брака точно не получится, мы ведь можем друг другу не подойти», хочется сказать: не обманывайте себя — «блудники царства Божьего не наследуют». Любовь — это не физиология, это совсем другое — божественное состояние человека, потому что Бог есть любовь. Подменяя ее такими отношениями, завтра мы будем бороться за право регистрации брака уже не между людьми одного пола, а, например, с животными». Нет, — убежден отец Филипп.
Блуд изменяет его. И даже прекращенный, исповеданный, этот проступок имеет последствия. Такие союзы вопреки распространенному мнению, обречены. Они не только не приносят счастья — они убивают в человеке способность любить. Если мы спросим сейчас школьника: «Что такое целомудрие? А мы знаем из истории: нация, которая теряла нравственное чувство, была обречена. Как правило, это происходило, когда она создавала великое государство. Советская империя прекратила свое существование. Есть ли будущее у сегодняшней России?
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, согласился с Дмитрием Тихомировым, который описывает проблемы института семьи: высокие показатели разводов, «пробные браки». Когда у молодых и не очень людей постоянно перед глазами дурной пример, иначе быть не может. В фильмах, сериалах ситуацию с изменами или со «свободной жизнью» вне брака обыгрывают так, что зрители уверены: это нормально. А если еще и главный герой вызывает симпатию и ему сопереживаешь, эта уверенность крепнет. У нас не пропагандируют семейные ценности, традиции, создававшиеся на протяжении тысячелетия. Напротив: все хорошее разрушают. В этой ситуации другого ожидать трудно», — заключил отец Николай. Источник: православное информационное агентство « Русская линия » Рекомендуемые статьи.
Вероятно, следует усилить региональную составляющую разработки и реализации семейной политики с опорой на реалии, складывающиеся в семейной сфере каждого субъекта РФ. И без научных исследований и социологической экспертизы, в частности, здесь не обойтись. Семья как социальный институт Чем живет молодежь? Какие жизненные цели и планы выступают для нее приоритетными в условиях современных реалий? Какое место в этих жизненных планах отводится семье, детям?
Профессор Верещагина уверена, молодежь не ориентирована на решение острых социально-демографических проблем государства и исходит из собственных жизненных обстоятельств. В принятии семейных решений — вступить в брак, родить ребенка, сохранить или разорвать брачные узы — никто не ориентируется на всеобщее благо, на экономику или демографию страны, а только на собственные планы, приоритеты и потребности. Тогда возможен положительный эффект. К примеру, для многих молодых семей решение жилищного вопроса автоматически может стать решением и репродуктивного, что немаловажно для решения демографического вопроса в стране. Но молодежь не готова к реализации своих репродуктивных установок в условиях отсутствия собственного жилья, уверенности в завтрашнем дне, в стабильном доходе.
Молодым людям нужны гарантии, уверенность в том, что с появлением в семье ребенка они, молодые родители, смогут поднять этого ребенка самостоятельно. Такие гарантии формируются у многих только к 30-ти годам, а потому и возраст рождения первого ребенка в России, как и во многих странах современного мира, активно приближается к этой отметке — 30-ти годам», — объяснила Анна Верещагина. Семья как социальный институт все меньше и меньше обслуживает интересы государства и общества. Если раньше человек без семьи в принципе не мог прожить, а остальное в его жизни было производным от семейного статуса, семейного состояния, то сегодня семья — одна из платформ, которую человек выбирает для себя или не выбирает на том или ином этапе жизненного пути. Происходит деинституционализация семьи.
И здесь не столько важно понимание, хорошо это или плохо, сколько социальные последствия этого процесса. Одни специалисты в плане оценок этих изменений говорят о кризисе института семьи, прогнозируя ему смерть в недалеком будущем, а другие говорят об эволюции, совершенно естественной на фоне общей социокультурной динамики. И это в первую очередь ресурс нормативно-правового регулирования семейно-брачных отношений. К примеру, вопрос алиментов - очень болезненный вопрос в России! Одна семья — один ребенок 76 Поскольку институт семьи — социокультурный продукт, исторически вписанный в траекторию развития каждого народа, государства, его развитие подвергается влиянию не только внешних факторов, связанных с тенденциями мирового развития, но и внутренних, а потому одни и те же меры, программы, нормативно-правовые и иные решения могут иметь различный эффект в разное время и в разных странах.
Ярким примером стал Китай: политика ограничения рождаемости, так тяжело приживавшаяся в КНР, сегодня стала проблемой для китайского государства, поскольку изменения на уровне ценностей, пришедшие вслед за тотальным давлением на репродуктивное поведение китайских семей, сложно повернуть вспять. Совершая тот или иной поворот в демографической политике, каждое государство должно понимать, что на каком-то этапе наступит «точка невозврата». Думаю, что в Китае она уже наступила», — подчеркнула Анна Верещагина.
Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов в распределении бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи. Конфликты, ссоры, размолвки из-за неудовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, в устройстве домашнего очага и т. Конфликты в связи с потребностью во взаимопомощи, взаимоподдержке, в сотрудничестве по вопросам разделения труда в семье, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми.
Конфликты, размолвки, ссоры на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби. При рассмотрении семейных кризисов и конфликтов косвенно был задет вопрос о причине разводов. В нашей стране, согласно новейшим исследованиям основными причинами разводов являются следующие: материальные бытовые проблемы, пьянство одного из супругов, ослабление ценности семьи для нынешнего поколения, супружеская неверность, психологическая несовместимость, однообразие и скука семейной жизни, новая любовь, отсутствие детей и другие Исходя из приведенных данных, правомерно возникает вопрос, не является ли нежелание вступать в повторный брак после развода следствием более глубоких причин? Одной из них, например, может быть сохраняющаяся какое-то время после развода эмоциональная привязанность к бывшему брачному партнеру. Во всяком случае, едва ли такое явление, как рост числа людей, не желающих после развода вступать в повторный брак, можно объяснить только приобретенным или негативным опытом и неудачей первого брака. Следующее направление влияния разводов на эффективность функционирования института брака состоит в том, что перспектива развода, вернее опасение, что муж жена воспользуется правом на развод при первом же более или менее серьезном конфликте, так или иначе, отражается на поведении каждого из супругов и их отношении к своим семейным ролям, на взаимных оценках и самооценках, на планировании семьи, по меньшей мере, до тех пор, пока и у мужа, и у жены не появляется чувство стабильности их семей, а, следовательно, и ориентации не только на сегодняшний и на завтрашний день, но и на относительно далекое будущее.
Согласно верной гипотезе, разводы увеличивают число людей, не вступающих в повторный брак, и, что самое главное, которые не хотят этого делать, хотя бы в ближайшие несколько лет…Развод выполняет по отношению к браку двоякую роль. Он может выступать средством нравственного возвышения супружества, утверждением равноправия между мужчиной и женщиной, если направлен против пережитков прошлого в брачных отношениях, эксплуатации и морального унижения одного из супругов, но он может стать и своего рода антиподом брака, если является следствием этих пережитков, нравственной незрелости супругов... Безусловно, вопрос о том, какое влияние на этот выбор имеет установка типа, «в крайнем случае, можно развестись», требует эмпирических доказательств.
Смотреть в записи Как часто разводятся За последние десять лет россияне стали реже жениться , при этом число разводов стало почти рекордным. Так, в 2006 году в России браков было больше, чем разводов, примерно в 1,5 раза, в 2011 году — в 2 раза, в 2020 — в 1,4 раза, в 2021 и в 2022 — в 1,5 раза, в 2023 — в 1,4 раза. Даже пандемия почти не повлияла на количество пар, решивших официально оформить разрыв отношений: в ковидный год на 10 свадеб приходилось 7 разводов. Для удобства статистики считают относительное количество браков и разводов так же, как и остальные показатели: делят число браков в регионе на число его жителей.
Если вы увидите, что в России 75 браков на 10 000 человек, знайте: на каждые 10 000 жителей приходится 150 молодоженов. Данные за январь — октябрь 2023 года. Источник: Росстат разводы , браки На количество браков влияет рождаемость в прошлые годы.
Наиболее актуальные проблемы семьи и брака в современном обществе и пути их решения
Если мы хотим поднять статус и престиж профессии, например военного, то начинаем снимать фильмы о представителях этой профессии, показывать передачи о выдающихся людях, состоявшихся в этой профессии, поднимаем зарплату им, создаем новые учебные заведения, создаем условия для карьерного роста и материального благополучия. Если отнестись к семье таким образом, сразу выстраивается целая логическая последовательность профессиональной подготовки — на уровне воспитания детей в детском саду, в школе, в вузе, подготовки соответствующих специалистов в образовательных учреждениях, популяризации семейного образа жизни в СМИ. Мы стремимся обучить детей иностранным языкам, информационным технологиям, а самого главного не делаем — мы не учим их тому, что такое семья, семейная ответственность, семейные роли, семейное счастье и как построить счастливую семью», — отметила Анна Верещагина. Анна Владимировна не раз говорила на научных конференциях о необходимости введения в образовательную программу школ и вузов такого предмета, как «Семьеведение». С начала текущего учебного года семьеведение — один из разделов школьного предмета «Разговоры о важном». В Южном федеральном университете профессор Верещагина читает студентам курсы «Психология семьи и разрешение семейных конфликтов» и «Демография». Важно понимать, что семья — живой эволюционирующий организм, развивающийся по мере динамики общества, меняющий свои функции, формы, установки, а параллельно материал закрепляется в виде интерактивных занятий — деловых игр, дебатов, различного рода диспутов по актуальным проблемам жизнедеятельности семьи, особенно молодой, так как это студентам ближе. С детьми в школе, думаю, акцент надо делать на интерактивах — играть с ними в ролевые игры, чтобы они «примеряли» на себя семейные роли, обсуждать фильмы, мультфильмы о семье, семейных ценностях, традициях и историях, давать им проектные задания, в которых бы раскрывались идеи школьников относительно того, какой должна быть настоящая семья, как в ней должны разрешаться конфликты, какие отношения должны складываться между членами семьи и что значит семья для жизни человека», — рассказала Анна Верещагина. Для того, чтобы знать, что говорить молодому поколению, на чем акцентировать внимание, пытаясь воздействовать на ее сознание и поведение в плане семейных установок и перспектив, надо понимать, чем живет современная молодежь, каковы ее жизненные цели и планы, какое место в них отводится семье, ни к коем случае не упрекая в том, что она иначе видит свое семейное будущее, а стремясь выяснить — что представляет семья как ценность для современной молодежи и почему она ценность иная. Апелляция к прошлому опыту, к традициям, прежде регулировавшим семейно-брачные отношения в обществе, возможна, но не как ориентир для подражания и четкого следования этому опыту, а для формирования понимания того, что семья меняется, но остается базовым основанием жизнедеятельности каждого человека, каждого народа. Опираться на прошлое, но ориентироваться — на будущее Время многодетной семьи как доминантной модели семьи ушло в прошлое.
Во всяком случае, на данном историческом этапе в условиях современных реалий, а эти реалии характеризуются высокой динамикой рисков, неопределенности, нестабильности, небезопасности. В такую логику развития социальной реальности рождение детей не укладывается, так как дети — это проекция в будущее, а сегодня жизнь разворачивается в иной стратегии, по типу «здесь и сейчас». Семейные ценности в России называют традиционными в противовес западным ценностям, где значимость института семьи ставится под сомнение. Но традиционные семьи прошлого были патриархальными, а сейчас все стараются построить партнерский брак, где гендерные роли не так ярко разграничены: женщины работают, как и мужчины, а главные решение для семьи принимаются совместно. Традиционные семьи были многопоколенными: под одной крышей жили дети, родители, дедушки, бабушки и прадедушки, прабабушки, а сейчас большинство семей нуклеарные, и дедушки с бабушками не играют ключевую роль в воспитании внуков. Получается, тем, кто строит традиционную семью, сложно понять, на какие традиции опираться. Современный мир перешел к иному формату отношений между мужчинами и женщинами, к эгалитарной форме взаимодействия и в семье, и в других сферах общественной жизни. Этот парадигмальный поворот с различной степенью интенсивности реализуется в разных уголках современного мира и российского в том числе. Традиционная семья в каждом обществе в каждый исторический период имеет свой облик. Когда-то это, действительно, была семья патриархального типа, потому что ценности, модели поведения, отношения, укладывающиеся в формат патриархальных отношений, были нормой для большинства населения того или иного общества, государства.
Когда в обществе распространяются и становятся нормой для большинства населения иные семейные ценности и отношения, происходит смена типа традиционной семьи. Иными словами, традиционная семья — та, которая воспринимается в качестве нормы в обществе, выступает образцом для создания и развития семейных отношений, а ее ценности разделяются большинством.
Демографическая проблема в России не сходит с повестки дня. Оренбуржье в этом вопросе занимает уверенное лидерство: рождаемость в регионе стабильно падает не первый год. К семье нужно готовиться со школьных времен? Кстати, надо в школах подумать о воспитании мальчиков, чтобы они готовились уже к тому, чтобы стать отцами, к отношениям, в том числе в семье и к женщине. Посмотрите, сейчас не хотят создавать семью, заводят кошечек и живут.
А когда им уже 40 лет, они потом ее не заведут. Поэтому именно наш комитет по вопросам семьи [женщин и детей] должен заняться решением этих вопросов. Семьи как раз, потому что семья — это и мама, и папа, и дети.
Фрагмент ежегодного демографического доклада ВШЭ за 2006 год Параллельно с этим сыграл роль и другой фактор. В России, как и во многих западных странах, типичные жених и невеста постепенно «стареют»: средний возраст вступления в брак растет. В 1993 году типичному жениху было 26,1 года, невесте — 24,1. В 2016 году — 30,1 и 27,7 соответственно. Лидер по количеству разводов в 2023 году — Еврейская автономная область: 67 разводов на 10 000 жителей. На втором месте — Республика Северная Осетия: 66 на 10 000.
На третьем — Ингушетия: 66 разводов.
А ведь всего десять лет назад все было по-другому. Помните, или уже забыли?
Рассказываем, когда лучше уходить по собственному желанию: до или после отпуска, вместе с директором практики организационного развития КСК Групп Михаилом Меркуловым. Остается ли эта продолжительность урока по-прежнему актуальной?
Счастье у каждого свое, а с любовью все сложно: как меняется российская семья
Современной России важно преодолеть негативные аспекты материального положения семей, стабилизировать роль семьи в современной России. В современных условиях семья переживает серьёзные проблемы: дезорганизация факторов семейных связей, нестабильность супружеских отношений, рост числа разводов, изменение положения супругов в системе общественного труда, серьёзные экономические затруднения. Молодые люди в современной России переживают глубокий личностный конфликт между любовью к детям и реализацией личных целей. на тему: «Проблемы современной российской семьи.». В современной России государственная семейная политика направлена прежде всего на укрепление института семьи путем. Ежедневно обновляемые новости про проблемы семьи и воспитания за сегодня и неделю, новости про многодетные семьи на портале "Мир Новостей".
«Людям больше не нужна семья»
Есть и другая проблема современного российского патриархата. Семья - 3 октября 2023 - Новости Новосибирска - Ее раздражают новости о все новых мерах поддержки рождаемости в России, тем более что эти меры неэффективны.
Проблемы семьи и воспитания
Население стареет, и поэтому во многих странах, не только в нашей, повышают пенсионный возраст. Старение населения создает колоссальные проблемы. Само население никаких неудобств не испытывает и даже не знает об этом, если это не сообщают СМИ. То есть ситуация очень тяжела для государства и общества, но не осознается обычными людьми как их личная проблема. Для них — "После нас хоть потоп"» Александр Синельников, демограф, профессор МГУ Их раздражают люди, которые на них непохожи, которые ведут иной образ жизни.
Этот образ жизни кажется маргинальным, асоциальным, неправильным. Начинают ругать: а что вы требуете? Сами нарожали — сами содержите, обеспечивайте. Люди понимают: когда государство помогает социально слабым слоям населения, предоставляя льготы и пособия, то необходимые для этого средства берутся в том числе с остального населения: путем налогообложения — прямого или косвенного, то есть через повышение цен.
Но те, кто возмущается этим, не думают о том, что сегодняшние дети — это будущие налогоплательщики. У взрослых детей из многодетных семей гораздо больше стимулов активно работать, чем у единственных сыновей и дочерей, многие из которых подолгу живут за счет родителей, пока не найдут ту работу, что им нравится. Из такой ситуации, по мнению ученого, общество само собой не выйдет. Это может быть компенсировано только появлением большего числа многодетных семей.
Многодетные семьи просто необходимы для выживания общества, — разъясняет демограф. Этот механизм есть только у государства, которое может стимулировать рождаемость мерами социальной поддержки. Само население свою убыль останавливать не будет, поэтому есть социальная политика, есть демографическая. Когда государство помогает, к примеру, одиноким матерям с детьми — это социальная политика.
Демографическая цель тут не ставится, поскольку государство не заинтересовано в том, чтобы таких семей стало больше. К тому же большинство этих матерей имеют по одному ребенку. Когда помогают многодетным, цели две. Социальная цель, потому что их семейное положение как и у одиноких матерей осложняет условия их жизни и им надо помогать, и демографическая — увеличить число многодетных семей и таким образом повысить рождаемость.
Семейная жизнь — личное дело, никто не хочет, чтобы в нее вмешивались. Но если у нас еще остаются люди, которые создают большую семью, их надо поддерживать.
Разведенные женщины с трудом вступают в новый брак в основном из-за недостатка мужчин. Конечно, нельзя исключать того, что семья длительное время сталкивается с трудностями, вследствие которых стабильность брака становится не самой лучшей. К таким неблагоприятным факторам можно отнести отсутствие собственного жилья, нехватка денежных средств, отсутствие детей и ряд других проблем. Все это провоцируют конфликты в семье, которые могут быть исчерпаны только решением данных проблем. Одним из способов разрешения супружеских конфликтов, к которому сегодня все чаще прибегают современные супруги, является развод. Современное общество и государство должны пересмотреть свое отношение к семье: государство должно способствовать повышению социального статуса семьи, культивированию ее как величайшей ценности общественного бытия.
Без семьи становится невозможным само существование общества, так как только семья способна делать обществу людей, в которых оно так нуждается. Кроме того, культура общества зависит от культуры семьи. Чем выше культура семейных отношений, тем выше культура всего общества. В конечном итоге, какова семья, таково и будет общество, в котором нам жить. Будущее современной семьи В настоящее время семейные ценности все чаще и чаще отходят на задний план. Молодое поколение обеспокоено лишь личным благополучием, также молодое поколение, а если быть точнее, то конкретно сама молодежь, хочет жить здесь и сейчас, но это в корне не правильное выражение. Огромное количество семей разрушается. Зачастую это делается с потрясающей легкостью, без осознания того, что произошло нечто страшное.
Многие совершенно не хотят вступать в брак, не хотят принимать на себя какую-либо ответственность, не хотят иметь детей. А если же дети есть, то чаще всего один, двое — максимум. Если семья будет по-прежнему заботиться только о материальных ценностях, а не о духовных, то ни о каком будущем речи быть не может. Нет, конечно, будущее есть и будет, но станет ли оно таким светлым, как его себе все представляют. Например, из-за субкультуры чайлдфри, можно считать, что будущее семьи под большим вопросом, так как продолжать свой род они не считают нужным, у них свои ценности в жизни. Исследование и его результаты Практическая часть моего исследования состояла в проведении социологического исследования на тему полных и неполных семей. В процессе исследования мне предстояло решить следующие задачи: выяснить причину распада семей; определить главные проблемы неполных семей. Объектом моего исследования являлись люди в возрасте от 16 до 56 лет.
Общее число респондентов составило 18 человек. Мною была создана анкета с возможными вариантами ответов. Метод исследования — анкетный опрос: — Закрытые вопросы — Анкетный лист Результаты опроса показали, что число неполных семей превышает число полных.
Согласно этой редакции, при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. Например, чтобы вместо раннего аборта родить ребенка, у которого будет полноценная семья.
Перечень таких причин законодательством не предусмотрен п. Иными словами, закон относит решение вопроса о снижении брачного возраста на два года к компетенции органов местного самоуправления. От молодоженов требуется справка, указывающая на уважительные причины, но согласия их родителей в новой редакции не требуется. А вот если молодоженам или одному из них ещё нет 16 лет, тогда требуется согласие родителей и заявление от них , а также множество справок, поскольку разрешение дается лишь как исключение при особых обстоятельствах. Если кратко описать нынешние изменения в законодательстве, то получается, что раньше брак от 16 до 18 лет рассматривался как исключение и разрешался при особых обстоятельствах и требовал согласия родителей.
А после внесенных в 2021 году корректив брак от 16 до 18 лет разрешен по уважительным причинам и согласия родителей не требует. В то же время брачный возраст от 14 до 16 лет сегодня позволяется ранее был запрещен лишь как исключение по особым обстоятельствам и требует согласия родителей. Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено в возрасте от 14 до 16 лет, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Поэтому условия заключения брака в различных субъектах РФ могут отличаться друг от друга. Для сравнения отметим, что брачный возраст в разных странах мира тоже различается.
Например, в Японии он равен 20 годам, но при этом с разрешения родителей юноша может вступить в брак с 18 лет, а девушка с 16. В большинстве европейских стран минимальный брачный возраст — 18 лет. В государствах ближнего зарубежья минимальный брачный возраст, как правило, тоже 18 лет, как было в СССР. Например, в Казахстане разрешено вступать в брак с 18 лет, но с разрешения родителей — с 16 лет. А в Украине для женщины брачный возраст снижен до 17 лет.
В Азербайджане тоже брачный возраст для женщины снижен до 17 лет, тогда как для мужчин он равен 18 годам. Таким образом, брачный возраст для женщин и мужчин может быть разным. Более того, история свидетельствует, что для женщин, как правило, был снижен возрастной ценз вступления в брак по отношению к мужчине до тех пор, пока идея равенства полов не проникла в брачное законодательство. Семейное положение Нынешняя молодежь более, чем старшее поколение, подвершена новым веяниям в процессе пересмотра взглядов на брак. Трансформация института семьи проходит через судьбы молодых людей, поэтому исключительно важно исследовать мнение самой молодежи относительно нюансов брачного союза.
Одной из первостепенных проблем в ходе реализации семейной политики государства является потеря ценностей в обществе. В современном обществе происходит переоценка ценности института семьи, что неблагоприятно сказывается на реализации семейной политики. Многие молодые люди отодвигают создание семьи на второй план, ставя на первый план личную карьеру, саморазвитие, развитие индивидуальных качеств. В то же время государство занимается взращиванием личности на благо общества, а не на личное благо. Государство нуждается в обществе, которое будет существовать на благо страны, невзирая на личные предпочтения. Следующая проблема развития семейной политики связана с низким уровнем и качеством жизни в отдельных регионах государства. Разумеется, существуют города и регионы с развитой семейной политикой, однако существуют области и края, где данным вопросам уделяется меньшее количество ресурсов и внимания [4]. Очень многие специалисты в нынешнее время убеждены в том, что Семейный Кодекс Российской Федерации не совсем соответствует современным потребностям семьи и нынешней реальности. Очень часто при решении того или иного вопроса или проблемы государственные органы власти рассматривают отдельных членов семьи родителей или детей , но никак не семью в целом. Например, при бракоразводном процессе, при наличии двух и более детей, их, как правило, делят между супругами, и в последующем дети, достаточно часто, перестают общаться и теряют связь друг с другом.
В том числе, к проблемам развития семейной политики так же относится и неуверенность молодого поколения в завтрашнем дне. Если такая неуверенность появляется, значит, на это есть причины. Возможно, именно опыт старших поколений и обстановка в стране заставляют считать, что тот или иной человек не сможет прокормить себя и свою семью в случае возникновения трудностей.
Каждая третья семья в РФ распадается из-за нехватки средств
Государство нуждается в обществе, которое будет существовать на благо страны, невзирая на личные предпочтения. Следующая проблема развития семейной политики связана с низким уровнем и качеством жизни в отдельных регионах государства. Разумеется, существуют города и регионы с развитой семейной политикой, однако существуют области и края, где данным вопросам уделяется меньшее количество ресурсов и внимания [4]. Очень многие специалисты в нынешнее время убеждены в том, что Семейный Кодекс Российской Федерации не совсем соответствует современным потребностям семьи и нынешней реальности.
Очень часто при решении того или иного вопроса или проблемы государственные органы власти рассматривают отдельных членов семьи родителей или детей , но никак не семью в целом. Например, при бракоразводном процессе, при наличии двух и более детей, их, как правило, делят между супругами, и в последующем дети, достаточно часто, перестают общаться и теряют связь друг с другом. В том числе, к проблемам развития семейной политики так же относится и неуверенность молодого поколения в завтрашнем дне.
Если такая неуверенность появляется, значит, на это есть причины. Возможно, именно опыт старших поколений и обстановка в стране заставляют считать, что тот или иной человек не сможет прокормить себя и свою семью в случае возникновения трудностей. На данном этапе развития общества, семейная политика государства более ориентирована на социальную помощь многодетным семьям и семьям, нуждающимся в защите, однако фактически не ориентирована на перспективу.
Те молодые люди, что подходят к возрасту создания семьи боятся вступать в брак и создавать новые ячейки общества. Государству необходимо пересмотреть нормативно-правовую базу касательно семейной политики и выделить новые направления развития. Возможно, нельзя решить все проблемы сразу, однако если серьезно и основательно подойти к этому вопросу, то можно понять, что все проблемы касательно данного вопроса решаемы.
Третьим вектором стала демонизация женщины, интерпретация женского начала как источника искушений, скверны и, в конечном счёте, — служения дьяволу. Знаменитая «охота на ведьм» во времена инквизиции стала на этом направлении кульминационной точкой. Не сумев удержаться на высокой планке семейных ценностей, Запад сегодня скатывается в их тотальное отрицание, объявляя «репрессивной моралью» естественные представления о нравственности, добре и зле. Подобно тому, как в Средние века шла охота на матриархальных ведьм, на современном Западе идёт столь же иррациональный репрессивный поиск «демонов патриархата». Городская атомизация и общинная соборность На различия в изначальной концепции семьи в восточном и западном христианстве на следующем этапе наложились и различия в социальной структуре русского и западного общества. Эталонная западная семья формировалась в условиях европейского города с его цеховыми и ресурсными ограничениями.
Поговорка «Мой дом — моя крепость» имела в этих условиях не только символический, но и буквальный смысл. Город отвергал идею коллективного «мы», европейский горожанин был по своему воззрению скорее индивидуалистом, чем коллективистом. Отношения между мужем и женой в рамках такой конструкции были надёжны и прочны, однако это достигалось ценой ослабления других связей — между родителями и детьми, братьями и сёстрами, ближайшими соседями. Протестантское мировоззрение, в основе которого лежала трактовка Завета с Богом через формальный, а не через содержательный аспект, то есть как договора, а не как союза между человеком и Создателем, также наложило свой отпечаток на семейные отношения. В дополнение к идее сакрализации семьи, восходящей к средневековому католицизму, под влиянием протестантизма получила широкое распространение концепция семьи как договора, которая оказала влияние на семейное право западных стран широкое распространение брачного контракта, в котором регулируется не только статус личного имущества супругов, но их права и обязанности, вплоть до регламента приготовления пищи и уборки жилища. Надо сказать, что и по сей день концепция семьи как договора остаётся базовой для консервативных европейцев и американцев.
Русская семья формировалась в условиях сельской общины, в которой земля делилась поровну между всеми наследниками. В этих условиях семья по определению не могла быть инструментом эгоистической конкуренции. Семейные связи были вписаны в систему других — родственных, соседских, дружеских. Парадоксальным образом кризис советской семьи наступил лишь тогда, когда советские люди получили возможность переехать из коммуналок в отдельные квартиры. Безусловно, сыграло свою роль антирелигиозное воспитание и внедрение атеистической идеологии, что привело к разрушению религиозных основ семьи, её духовнонравственного фундамента. Различия в глубине кризиса семьи на Западе и в России Распад СССР и пришествие западных «свобод» нанесли ещё один серьёзный удар по основам русской традиционной семьи.
Предпринятые государством меры по поддержке рождаемости смогли приостановить этот процесс, но не повлияли на саму тенденцию. В настоящее время институт семьи в России находится в глубоком кризисе, процент разводов и коэффициент соотношения разводимости и брачности являются одними из самых высоких в мире. Вместе с тем существует и принципиальное отличие между ситуацией в российском цивилизационном пространстве и ситуацией в западном мире. В российском контексте очевидны кризисные тенденции в сфере семейных ценностей, однако никто, по крайней мере, публично, не ставит под сомнение институт семьи как таковой союз одного мужчины и одной женщины. На Западе же, в силу определённой исторической инерции и хронологически относительно недавнего отказа политических, деловых и культурных элит от поддержки семейных ценностей, семья кажется более устойчивой и стабильной.
В чем это выражается? По-человечески работник с четырьмя детьми не должен получать одинаковую зарплату с однодетным, но кто-то кто? И это со времен Адама Смита. И это не экономика, а социология дискриминации родительского труда. Это капитализм с человеческим лицом шакала. Мы все живем в странном сюрреализме, кричим о социальной справедливости, любви к ближнему, о социальном государстве и его заботе о семье, но вот рождается ребенок, и по счетам ЖКХ надо платить больше. И мы смирились с этим бешенством заботы о рождаемости. Уменьшается душевой доход, зачем рожать? И мы кричим рожающим: «Уроды, на кой плодите нищету? Арифметика на уровне отдельных человеков — против рождаемости. Высшая математика на макроуровне национального хозяйства гласит, что при сокращении рождаемости уменьшается средняя зарплата работников. И кому-то это выгодно. Так давайте поставим под контроль душевой доход семьи, чтобы он не опускался при деторождении ниже границ бедности. Нельзя, алкоголики затопят мир размножаемостью. Нельзя, нельзя... Ну а если мы живем при рыночном капитализме, где за все полагается платить, почему тогда результат труда семьи миллионы новой рабочей силы ежегодно присваивается государством и корпорациями в духе средневекового патернализма? Вот такая цивилизация заботы о семье получается... В РФ и в ЕС фактический уровень рождаемости лишь на одну треть реализует имеющийся у населения потенциал рождаемости, обусловленный состоянием здоровья и демографической структурой по полу и возрасту, и этот уровень далек от 2.
Родители, будучи взрослыми людьми, способны простить друг другу обвинения и несдержанность во время ссоры, а на ребёнка такая сцена способна произвести сильное впечатление, о котором он будет помнить довольно долго. Потушить семейный конфликт удастся быстрее, если дать возможность своему оппоненту выговориться, не перебивая его. Развитие культуры общения поможет научиться обсуждать проблемы в спокойной манере, говорить о своих потребностях и признавать право на них у других членов семьи. Чтобы обозначить проблемы в семье и найти пути их решения, нужно объединить усилия, а не требовать друг от друга слишком многого. Крепкий союз основан на сотрудничестве, поиске компромисса. Алкоголизм в семье Злоупотребление алкоголем мешает построению здоровых отношений в семье. Непьющие родные алкоголика часто пребывают в состоянии депрессии, проявлениями которой являются подавленное состояние, чувство тревоги, плаксивость, апатия, головные боли. Пьяные дебоши, их постоянное ожидание и повторение держат семью в эмоциональном напряжении. Страх, ненависть, низкая самооценка, ощущение вины рождают новую модель поведения и новый уклад семейной жизни. Реакция непьющей жены или мужа на алкоголизм партнёра будет различной в силу психофизиологической и половой дифференциации. Жена алкоголика начинает действовать на ранних стадиях зависимости. Ежедневные разговоры и убеждения постепенно перерастают в ссоры и скандалы, что вызывает демонстративное поведение мужа и провоцирует его на новые «подвиги». Если жене удаётся убедить супруга, дело доходит до госпитализации. Непьющий муж заметит проблему гораздо позже. В первое время он будет занимать выжидательную позицию. Для устранения проблемы, он примет одну из радикальных мер — развод, госпитализация в клинику, обращение за помощью к родственникам. Самая опасная ситуация, когда алкоголизму подвержены муж и жена вместе. Спасти их может только участие третьих лиц. Когда муж — алкоголик Пьянство главы семьи — большая беда для всех её членов. Его можно сравнить с бомбой замедленного действия: сложно предугадать, каким будет его поведение через несколько минут. Непьющая жена алкоголика является созависимой. Она не в состоянии адекватно оценить обстановку и считает себя причастной к тому, что происходит с мужем. Нередко женщина, пытаясь спасти супруга, забывает о своих потребностях и желаниях, растворяясь в его проблемах. Психологию мужа-алкоголика определяет поведение женщины. От её поступков и отношения к нему зависит его желание возвращаться домой, степень его агрессии, согласие на прохождение лечения. Самые распространённые ошибки созависимых жён: Выяснение отношений с пьяным мужем. Это опасно для жизни и здоровья женщины. Провокация гневными замечаниями, поучения и наставления могут вызвать вспышку агрессии. Выставление супруга за дверь может привести к травматизму или летальному исходу. Лучше уложить его спать. В доме не должно быть толерантности к спиртному, включая праздничные даты. Нельзя быть его нянькой. Мужчинам это очень нравится, поэтому он будет продолжать пить, желая остаться в центре внимания. Если муж оступился, не игнорируйте его проблему, не оставляйте наедине с болезнью. Протяните ему руку помощи. Когда жена — алкоголик Существует стереотип, что женский алкоголизм встречается лишь в неблагополучных семьях. Статистика свидетельствует о том, что часто спиваются успешные и состоятельные дамы. Обычно всё начинается с дружеских застолий и посиделок. Алкогольная зависимость у женщин развивается довольно стремительно, гораздо быстрее, чем у мужчин. Это объясняется их физиологическими особенностями. Вскоре женщине уже не нужна компания для распития спиртных напитков — она делает это в одиночку и ежедневно. Чаще всего супруг понимает, что у жены проблема, когда она серьёзно больна. О том, что следует бить тревогу, говорят следующие факты: Женщина перестаёт за собой ухаживать, не следит за своим внешним видом. Не заботится о членах своей семьи, игнорирует домашние обязанности. В трезвом состоянии она пребывает в плохом расположении духа: проявляет раздражительность, агрессию. Чтобы поправить настроение, ей необходима доза спиртного. Плохой аппетит ведёт к резкому снижению массы тела. Из-за разрушительного влияния алкоголя страдают все системы организма, угасают когнитивные функции, что выражается в снижении умственной работоспособности, проблемах с памятью и интеллектом. Причины алкогольной зависимости зачастую кроются в психологических проблемах: Отсутствие поддержки и взаимопонимания в семье, близости на эмоциональном и духовном уровне. Женщина испытывает одиночество. Ссоры и конфликты стали нормой для членов семьи. Никто не стремиться к её сохранению. Проблемы в рабочей сфере. Нет возможности для профессиональной самореализации. В силу объективных причин женщина вынуждена работать не по профессии, а занимать низшую должность, что ущемляет её самолюбие. Стрессовая ситуация, например, связанная со смертью близкого родственника, разводом или увольнением. Алкоголизмом страдали родители, на девочку повлияло их деструктивное поведение и наследственность. Зависимость сформировалась из-за слабого характера. Она подвержена влиянию пьющего окружения — подруг, мужа. Пути решения проблемы алкоголизма в семье Победить алкоголизм в семье удастся лишь в одном случае — если зависимый сам захочет этого. Без помощи специалистов — нарколога и психолога — в таком сложном деле не обойтись. Но вот беда, зачастую одурманенный алкоголем больной отказывается от лечения. Самый распространённый ответ: «Я смогу бросить сам, когда посчитаю нужным». Нередко меры, к которым прибегают члены семьи пьющего человека, оказываются ошибочными.
Журналист Автаева рассказала, как менялся институт семьи в России
Невыполнение современной семьей своих основных социальных функций можно признать проблемой национальной значимости, влекущей за собой катастрофические последствия. В России борьба с семейным насилием и восприятие семьи как важной составляющей общества естественны. Специан Л.М. Проблемы семьи в условиях современных рыночных отношений. 16-й Санкт-Петербургский Апрельский семинар «Психология и психотерапия современной семьи»: беседы с нашими коллегами из Институт.