Что такое эмоциональный интеллект и как его развить? Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Эмоциональный интеллект – это способность человека правильно понимать чужие эмоции, предсказывать их и правильно на них реагировать, а также чувствовать, интерпретировать, регулировать и выражать собственные переживания. это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими и применять эти знания на практике в конкретных ситуациях.
Важность эмоционального интеллекта в 21 веке
- Как развить эмоциональный интеллект — главный навык 21 века
- Зачем человеку эмоции
- Эмоциональный интеллект
- 9 ступеней эмоционального интеллекта и 8 способов его «прокачать» - Inc. Russia
- Эмоциональный интеллект. Почему все говорят о его важности?
- Эмоциональный интеллект: как мы воспринимаем, оцениваем, выражаем и контролируем эмоции — ШЭР
Эмоциональный интеллект в бизнесе — ресурс, который увеличивает доходность на 28%
Вы просто не сможете быть счастливыми, если преуспеете в чем-то одном. Великие, поистине великие люди были счастливыми, потому что умели находить грамотный баланс. Человек не сможет быть удовлетворенным жизнью, если не возьмет свои эмоции под контроль и не сможет их использовать себе во благо. Он будет работать ради зарплаты, тратить деньги на вещи, которые как он думает, дадут ему ощущения счастья, но будет чувствовать себя подавленным и раздраженным. Внешние факторы никогда не сделают человека счастливым, счастье всегда идет изнутри. Чтобы радоваться жизни, нужно изменить если и не свою психологию, то хотя бы взять под контроль свои эмоции. Ведь что такое, в сущности, подавленность? Она редко бывает физической, это скорее состояние мыслей и эмоций. Вы испытываете негативные эмоции и у вас появляются подкрепляющие ваше настроение мысли. Или наоборот, вы снова и снова прокручиваете одну и ту же неприятную мысль, благодаря чему это накручивание вызывает у вас негативную эмоцию.
Эта эмоция растягивается во времени и вы получаете плохое настроение. Дальше меланхолия, депрессия, ощущение никчемности, неуверенность в своих силах. Так уж устроена наша п сихика, что нас привлекают жизнерадостные, оптимистично настроенные люди, а не раздраженные и вечно не удовлетворенные. Эмоции действуют как вирус, влияние другого человека на наши эмоции переоценить невозможно. Если мы длительное время общаемся с угрюмым пессимистом, это настроение передается и нам. Когда же мы имеем дело с приятным, располагающим к себе человеком, мы чувствуем себя лучше. Человек, который умеет решать логарифмические уравнения вызывает уважение, но если он портит вам настроение своим присутствием, вы захотите держаться от него подальше. Можно сделать простой вывод: симбиоз IQ и EQ позволит человеку добиться значительных успехов. Если вы умеете мыслить логически, анализировать информацию и при этом ладите с людьми, умеете мотивировать себя и их, тогда у вас наверняка все получится.
Эмоциональный интеллект: недостающее звено в успехе Если вы помните свой выпускной класс, то наверняка интересовались успехами своих бывших одноклассников. Что случилось с самыми умными учениками? Достигли ли они больших высот? Возможно вы также вспомните одноклассника, который не блистал высокими оценками и теперь открыл собственную компанию. Даже если у вас нет примеров из жизни, вы наверняка слышали подобные истории от своих друзей. Никто не мог представить, что этот отпетый троечник через десять лет будет успешным и приятным человеком. Мы все знаем, что сложно выявить настоящий талант в примитивной школьной модели измерения достижений.
Эмоциональный интеллект — это навык будущего. В Давосе на Всемирном экономическом форуме были впервые сформулированы 10 SoftSkills, которые будут нужны работнику в новом десятилетии, и среди них — управление эмоциями.
Сегодня люди чуть больше претендуют на эмоциональное понимание друг друга, современного человека уже не проведёшь искусственной улыбкой. И это намёк цивилизации на то, что людям не стоит превращаться в роботов, им стоит помнить, что они сильны своими эмоциями, что у них есть IQ и EQ уровень эмоционального интеллекта. Поэтому наличие у педагога эмоционального интеллекта — это норма. Знаете, эмоциональный интеллект педагога — это очень широкая сфера возможностей, которую, к сожалению, сегодня не каждый использует. Педагогу важно понимать, что, если мы хотим работать с ребёнком с точки зрения мотивации к учёбе, с точки зрения развития его навыков, которые в нём заложены, для этого нужно, в первую очередь, создавать эмоционально гармоничное поле. Я считаю, что ребёнку больше нужен педагог именно с высоким уровнем EQ, чем IQ. Если учитель эмоционально гармоничен, спокоен, это гарантия того, что ребёнок сможет лучше понять преподаваемый предмет. Скажите, как быть на самоизоляции семьям? Это, например, такая эмоция как радость.
Она очень уникальна по своей сути, потому что рождает в нас социальные связи, позволяет видеть мир вокруг себя по-другому, позитивно. Эмоцию радости можно вызвать, например, при помощи совместных физических упражнений. Попробуйте просто потанцевать все вместе несколько минут, взявшись за руки, и вы увидите, какие чудеса произойдут.
Люди с высоким уровнем EQ знают, что эмоции могут быть сильными, но временными. Когда происходит сильное эмоциональное событие, такое как гнев на коллегу, эмоционально разумной реакцией было бы подождать некоторое время, прежде чем реагировать. Это позволяет каждому успокоить свои эмоции и более рационально обдумать все факторы, связанные с спором.
Сейчас существует много литературы, посвященной теме эмоционального интеллекта. Я делюсь своей находкой, которая сопровождает меня уже четвертый год и регулярно перечитывается. Когда я училась на МВА, у нас в программе был предмет, посвященный лидерству и самоценности. На этом предмете мы разбирали типы лидерства, учились распознавать свои и чужие сильные и слабые стороны. Именно тогда я впервые познакомилась с концепциями «эмоционального интеллекта» и «эмоционального выгорания». Главным открытием для меня стала книга Дэниеля Гоулмана «Эмоциональный интеллект.
Почему он может значить больше, чем IQ». Очень рекомендую к прочтению, ведь сейчас эта книга стала моим настольным пособием по прокачке EQ. Гоулман был первым, кто предположил, что «эмоциональный интеллект», термин, разработанный Саловеем и Майером 1989 , в два раза важнее когнитивного интеллекта IQ для прогнозирования карьерного успеха. Ведь высокий уровень эмоционального интеллекта улучшает рабочие отношения, помогает развивать навыки решения проблем, повышает эффективность и результативность и стимулирует разработку новых креативных подходов и стратегий. Эмоциональный интеллект влияет не на результаты экзаменов или составление отчетов, а на то, как мы контролируем свои эмоции и справляемся с отношениями. Обойдусь без спойлеров, но всё же познакомлю вас с моделью, которая представлена в этой книге.
Гоулман разработал модель EQ для оценки уровня эмоционального интеллекта сотрудников, а также для определения областей, требующих улучшения. Модель состоит из пяти компонентов. Я также разбавила модель Гоулмана своими рекомендациями из жизни, которые помогают мне удержаться на плаву, изучать свои реакции и объективно распознавать эмоции других людей. EQ Модель Дэниеля Гоулмана 1. Самосознание Self-awareness Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта чувствуют себя комфортно со своими мыслями и эмоциями и понимают, как они влияют на других. Понимание и принятие того, что вы чувствуете, часто является первым шагом к преодолению барьеров и улучшения социальных навыков.
Высокий уровень самосознания, также влияет на уровень стресса и тревожности. Рекомендация: Попробуйте знакомиться со своими чувствами, осознавайте их, ведите дневник чувств.
Кроме понимания и управления эмоциями EQ способствует развитию мышления. Ученые доказали, что настроение оказывает прямое влияние на мыслительные процессы. Например, положительные эмоции помогают поверить в себя и даже на физическом уровне почувствовать себя лучше. А грусть и тоска заставляют ощущать даже те проблемы, которых нет. Более глубоко погрузиться в тему вам помогут книги по эмоциональному интеллекту. Составляющие EQ Существуют разные методы разделения эмоционального интеллекта на составляющие.
Модель Майера-Саловея-Карузо считается наиболее точной на сегодняшний день. Ее также называют моделью способностей. Она имеет 4 компонента: Восприятие — это способность распознавать эмоции окружающих, а также свои собственные. Понимание — умение определять причину появления тех или иных эмоций, их связь с мыслями человека, а также прогнозировать те или иные состояния в зависимости от внешних событий. Использование — неосознанная способность применять свои эмоции для активации мышления, креативности и мотивации. Управление — способность усмирять свои эмоции и направлять их на достижение тех или иных целей. Кроме того, это способность применять эмоции для выбора своего поведения и принятия решений. Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга Есть еще одна модель, которая носит название смешанной.
В ее структуре 5 составляющих: Самопознание, т. Саморегуляция — контроль над собой и сдерживание импульсов. Мотивация — стремление к достижению поставленных задач.
Определение понятия в психологии: что это такое простыми словами и почему он так важен?
- Отзывы о НЦРДО
- Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
- Признаки развитого эмоционального интеллекта
- Как высокий эмоциональный интеллект помогает работать эффективнее
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
то есть внимательностью и восприимчивостью к собственному и чужому эмоциональному состоянию. Эмоциональный интеллект можно совершенствовать, как и любой другой навык! В словосочетании «эмоциональный интеллект» они делают акцент на слове «эмоциональный», и не обращают внимания на главное – «интеллект», рациональную составляющую. Развитый эмоциональный интеллект отличает всех лидеров от остальных людей: они более продуктивны в любом деле, лучше мотивируют своих коллег. Рассказываем, что такое эмоциональный интеллект и зачем он нам, простыми словами.
Эмоциональный интеллект что это значит – кратко и простыми словами
Эмоциональный интеллект что это кратко и понятно | Таким образом, эмоциональный интеллект похож на традиционный интеллект, с той единственной разницей, что поступающей информацией являются настроения и эмоции. |
9 ступеней эмоционального интеллекта и 8 способов его «прокачать» - Inc. Russia | Что такое эмоциональный интеллект и как его развить? |
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить? | Вместе с психологом Анастасией Кузнецовой разбираемся, что такое эмоциональный интеллект и как его развивать с помощью игр и мультсериалов. |
Эмоциональный интеллект. Что такое и как развить | Эмоциональный интеллект — загадочная субстанция, которой все хотят обладать, но не все понимают, что это такое на самом деле. |
Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект бывает как индивидуальным, так и общим для конкретной компании или рабочей команды — это называют коллективным эмоциональным фактором. Также под эмоциональным интеллектом понимается наличие эмпатии, умение распознавать мотивацию, желания и намерения других людей. способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с. Проще говоря, эмоциональный интеллект заключается в эмоциональной осведомленности и использовании этого навыка для управления мыслями и поведением. Иными словами, эмоциональный интеллект – это когда ты смотришь в корень, в истинную причину эмоций. Часть 1. Понятие эмоционального интеллекта. Почему он так важен в жизни каждого человека?Илья Шабшин:00:00 Вступление.
Эмоциональный интеллект: что это такое и как его развивать
При этом, как отмечает в диалоге с «Постньюс» детский психолог Даниил Яшин, «зачастую с подростком достаточно просто поговорить о межличностных отношениях и его переживаниях». Эмоциональный интеллект детей часто определяют с помощью рисунков. Например, психолог просит нарисовать ребенка его семью, где каждый занят своим любимым делом. Поскольку проблемы с эмоциональным интеллектом проявляются в первую очередь в межличностных отношениях, важно обратить внимание именно на семью — как ребенок видит эти отношения, а также как интерпретирует рисунок. К чему приводит низкий эмоциональный интеллект? Из-за низкого уровня эмоционального интеллекта могут возникать недопонимания в общении, трудности с принятием решений, проблемы с самооценкой, что приводит к общей неудовлетворенностью жизнью. При этом ЭИ — это набор навыков, и их можно развить. Как развить эмоциональный интеллект? Для развития эмоционального интеллекта ребенка Яшин рекомендует говорить с детьми о чувствах, спрашивать, как прошел их день, и задавать предметные вопросы на тему эмоций. Например, если ребенок грустит, стоит спросить, что случилось и не ссорился ли он с кем-то. А если у него хорошее настроение — наоборот, поинтересоваться, появился ли у него новый друг, во что они играли и т.
Вместе с этим необходимо расширять его эмоциональный словарь и объяснять, как называется та или иная эмоция. Часто у детей есть только интуитивное понимание того, что они испытывают.
Рекомендация: Признаюсь, это самый сложный пункт лично для меня в этой модели. По заданию психолога, я регулярно практикую день «активного слушателя». Я убеждена, что, если вы хотите понять, что чувствуют другие люди, первый шаг — обратить внимание. Потратьте время, чтобы послушать, что люди пытаются вам сказать, как вербально, так и невербально. Изучайте реакции, язык тела, интонацию собеседника, задавайте вопросы.
Постарайтесь не давать оценку, а просто изучать. Социальные навыки Social Skills Социальные навыки — это больше, чем просто дружелюбие. Гоулман описывает их как «целеустремленное дружелюбие», имея в виду, что со всеми обращаются вежливо и с уважением, но здоровые отношения также используются для личной и организационной позитивно подкрепленной выгоды. Рекомендация: Ходите непроторёнными дорожками. Кажется, какая здесь связь и что имеется ввиду? Попробуйте прожить день наоборот: принять ванну с утра, а вечером вместо того, чтобы смотреть сериал, позвоните другу и предложите спонтанную встречу. Пробуйте новые вкусы откажитесь от заказа салата «Цезарь» и пасты «Карбонара» в ресторане , сходите на фильм в оригинале с субтитрами.
Пробуйте наполнять себя новыми эмоциями и старайтесь искать единомышленников. Сейчас я стала заниматься вейк-серфом и в мою жизнь вошли новые знакомые через новое увлечение. Гоулман утверждает, что люди, которые прокачивают эти характеристики, имеют гораздо больше шансов на успех, чем люди, которые этого не делают. Однако люди не просто рождаются с этими навыками, им можно научиться — поэтому пробуем и не расстраиваемся, если что-то не получается. Когда-то мы не умели ходить и чистить зубы, но со временем выработали эти навыки и уверенно встали на ноги. Формула успеха для меня, действительно, выглядит как саморазвитие всевозможных навыков — как hard, так и soft скиллов. Это симбиоз развития меня как личности и как профессионала: некий кубик Рубика из навыков и инструментов, который формирует меня как личность, поэтому я поделилась с вами практическими советами, которые сама внедрила в свою жизнь и применяю регулярно.
Нужно понять, что когнитивный и эмоциональный интеллект — это не противоположные установки, а просто разные дисциплины, которые следует развивать сбалансированно. То, что люди с хорошими навыками EQ отличаются высокой и стабильной мотивацией и настроением, меньше подвержены эмоциональному выгоранию, тревогам и стрессам — это неоспоримый факт. Про эмоциональное выгорание я обязательно напишу отдельную статью, так как сама прошла через это. Прокачивая свой уровень EQ вы увидите, как меняются ваши отношения друзьями, родителями и коллегами.
Распознавание своих эмоций У нас есть шесть базовых эмоций — это грусть, страх злость, отвращение, удивление, наслаждение. А также множество эмоциональных оттенков.
Почитайте про них, поймите, зачем они нужны человеку, постарайтесь прислушиваться к себе. Важно не оценивать эмоции как «негативные» или «позитивные», а научиться анализировать, что это за сигналы для психики, о чем нам говорят эти реакции. Попробуйте отследить моменты, в которых вы реагируете чрезмерно остро, или, наоборот, закрываетесь, начинаете избегать возникшей проблемы. Екатерина рекомендует завести привычку хотя бы раз в день спрашивать себя: «Что я чувствую? Если сложно с называнием чувств, можно использовать « Ромашку Плутчика ». Дальше важно научиться распознавать свои эмоции в общении с другими людьми.
Это поможет ориентироваться в том, как действовать в сложных ситуациях. Выработка новых реакций После этого «потестируйте» разные способы реагирования на ситуацию — не только те, к которым вы прибегали всегда. Пробуйте по-разному оценивать ситуации, размышлять — а правда ли люди имели в виду то, что вы думаете? Что ещё они могли пытались сказать, могли ли у них быть другие намерения? Что будет, если вы сообщите другому человеку о своих эмоциях?
Впервые эту концепцию в 1990 году предлагают Джон Майер вместе с Питером Сэловеем, которые опубликовали книгу, выпустили несколько статей и выступили на одной конференции. Однако лишь к 1995 году, в котором издана книга Дэниела Гоулмана, эта теория получила свое широкое признание. Гоулман как журналист познакомился с Сэловеем и Майером и смог красиво изложить их идею. Впрочем, Сэловей и Майер продолжили развивать и совершенствовать их теорию, и снова несколько лет спустя выпустили в соавторстве с Дэвидом Карузо книгу с уже конкретными практическими рекомендациями для читателей, которых интересует развитие их эмоционального интеллекта. Гоулман, популяризировав концепцию, дал старт появлению огромного количества новых идей касательно эмоционального интеллекта , также его моделей и способов измерения. И доныне эта тема нова и привлекательна. Измерение эмоционального интеллекта - существует три наиболее распространенных способа. Один — самостоятельная оценка. Второй — так называемая оценка 360, когда вы в группе оцениваете способности других, при том, как они дают оценку вам. Поскольку ее авторы Майер и Сэловей, а также присоединившийся к ним Карузо уверены, что эмоциональные реакции могут быть оценены однозначно, в методике существуют однозначно правильные и однозначно неправильные варианты ответа. Тестируемому предъявляется картинка с определенным выражением лица человека, и задается вопрос, что за эмоцию, по мнению тестируемого, он испытывает. Каждую эмоциональную реакцию нужно оценить по нескольким шкалам — определить, насколько печален, счастлив или зол этот человек по трехбалльной шкале. Тест помогает определить, насколько точно человек может оценить эмоции других, что показывает высокую корреляцию в целом с его уровнем эмоционального интеллекта. Результат теста вычисляет коэффициент измеренного нами эмоционального интеллекта. Согласно исследованиям, успех в деятельности связан не лишь с уровнями IQ, собственно интеллекта, уровни эмоционального интеллекта, присвоившего аббревиатуру EQ, также имеют значительное влияние. И точно, в большинстве компаний у сотрудников хорошие умственные способности, но отнюдь не каждый добивается успеха. Да, умным быть важно, однако этого недостаточно. В одном из опросов 250 IT-менеджеров ответили, какого руководителя они считают выдающимся — наиболее часто были названы такие варианты, как общее видение, мотивация и способность переживать эмпатию. Причем вопросы были открытыми, без заданных вариантов. Многие крупные современные компании при подборе кандидата во-первых изучают его эмоциональный интеллект. Сотрудники с высоким EQ развязывают меньше конфликтов , не проявляют вандализм и имеют большую наклонность к желательному социальному поведению. А если же разговор зашел о руководителях, то они лучше объединяют, сплачивают около себя персонал, способствуют быстрому выходу коллектива на нужные плановые результаты, хорошо сформировывают видение и качественно доносят его подчиненным. Дэвид Карузо поставил следующий опыт — предположил для генерального директора возможность, что ему необходимо перейти в новую компанию и с собой взять 10 любых нынешних сотрудников.
Эмоциональный интеллект что это значит – кратко и простыми словами
Когда человек не зависит от переживаний других, не поддаётся на манипуляции, строит грамотные отношения. Способность человека к коммуникации, построению отношений в обществе, в бизнесе, на работе и межличностных. Умение распознавать эмоции других людей и понимать причины. Способность человека изменять свои мысли, чувства и поведение в любых ситуациях. Способность принимать решения, которые влияют на переживания. Понимание объективной реальности и контакт с ней. Сохранение позитивного настроя и надежды в независимых от нас обстоятельствах.
Способность реализовывать себя, свой потенциал, ставить цели и исполнять мечты. Умение осознанно оценивать свою жизнь, чувствовать удовлетворённость в целом на любом этапе жизни, не только при достижениях. EQ влияет на все сферы жизни, так как в первую очередь человеческие эмоции идут изнутри нашего сознания. Эмоциональный интеллект в бизнесе EQ стараются применять в личной жизни и в бизнесе, чтобы добиться максимального успеха. Для успеха в любом деле нужно также иметь мотивацию, знания в своей области, постоянно развиваться. Эмоциональный интеллект не обещает успеха в бизнесе, но развитие этой способности помогает человеку прокачать остальные сферы, иметь достаточно самообладания и самоконтроля, чтобы добиваться целей.
Именно благодаря такому влиянию на внутренний мир человека EI считается ключом к успеху, хотя это только важное звено. Забота бизнеса о развитии EI сотрудников помогает улучшить внутренние процессы. Кроме того, взаимодействие с партнёрами или клиентами улучшается, если в компании прокачан эмоциональный интеллект. Влияние в работе Сотрудники компаний с высоким уровнем EQ: Выстраивают коммуникацию на рабочем месте, во время рабочего процесса. Противостоят неблагоприятным событиям, которые могут повлиять на продуктивность. Берут на себя ответственность за ошибки, также принимают решения, чтобы исправить их.
Сохраняют спокойствие и трезвый ум в критических для бизнеса ситуациях. Уважают коллег, понимают их, умеют выслушать и поддержать. В том числе дают обратную связь и конструктивную критику при необходимости. Самостоятельно решают поступившие задачи, вовремя задают необходимые вопросы руководству. Руководители подразделений, обладающие EQ: Умеют поддерживать и укреплять рабочие отношения с коллегами и клиентами. Подают критику конструктивно, не переходят на личности и не манипулируют переживаниями своих подчинённых.
Понимают важность создания рабочего настроя и мотивации для команды. Решают конфликты или вовсе их не допускает ни с коллегами, ни с подчинёнными. Знают, как отвечать на критику и выходить из конфликтных ситуаций с клиентами. Понимают свои эмоции, меньше подвержены выгоранию, то есть эмоциональному истощению, при котором невозможно эффективно работать. Строят грамотную иерархию, назначает ответственных из числа заинтересованных сотрудников. EI влияет на рабочие отношения.
Нездоровое поведение в коллективе вызывается негативом — страхом, виной, стыдом или недоверием. При здоровой атмосфере в коллективе не должно быть необоснованной критики, перехода на личности, недоговорённости и других случаев, портящих отношения. В бизнесе важно уметь общаться с клиентами, поэтому маркетологи тоже прокачивают эмоциональный интеллект. В маркетинге EI помогает: Наладить взаимоотношение. Маркетологи или SMM общаются с клиентами, отвечают на критику, недовольства, выслушивают клиентов, их проблемы и помогают быстро решать спорные ситуации. Умение понимать чувства человека влияет на навык общения, умение успокоить людей, выслушать или дать им необходимый отклик.
Определить потребности. Маркетолог при анализе целевой аудитории должен понимать потребности своих клиентов. Если человек умеет поставить себя на место другого, осознать его чувства, не перенимая их на себя, то он будет понимать мотивацию своего покупателя. Для того чтобы построить грамотную рекламную кампанию, понимать мотивацию ЦА необходимо.
Чаще всего, говоря о сочувствии, мы подразумеваем, что человек испытывает жалость по отношению к другому — тому, кто пострадал, в особенности несправедливо. Сострадание — более глубокий процесс. Если взглянуть на строение и происхождение этого слова, становится понятно, что оно обозначает «совместное страдание»: способность понять, что человек рядом страдает, и попытки прожить это вместе с ним, как-то облегчить его состояние. В отличие от сочувствия, это не просто чувство, но и активный процесс, включающий какие-то действия. Эмпатия же важна для того, чтобы правильно распознавать чужие эмоции, а затем адекватно реагировать на них. Эмпатичный человек в состоянии почувствовать себя на месте другого, испытать не те эмоции, которые он бы сам ожидал от себя, а именно те, которые испытывает в этой ситуации другой. Это комплексный навык, требующий интуиции, рефлексии и большой осознанности, — именно поэтому в разговорах об эмоциональном интеллекте чаще всего упоминается именно эмпатия. Она включает в себя навыки из разных областей, относящихся к ЭИ, а также врожденные способности и черты человека, которые могут способствовать «прокачке» эмоционального интеллекта — или, наоборот, мешать этому. В основании пирамиды — получение и производство эмоциональных стимулов. Это довольно базовый для психики процесс, который обычно не требует дополнительного обучения. Человек получает из окружающего мира стимул, чаще сенсорный — звук голоса, вид чужого лица, и так далее, — и с помощью мыслительных способностей интерпретирует его. Дальше мозг решает, какую эмоциональную реакцию стоит выдать в этой ситуации. Эта реакция выступает эмоциональным стимулом для другого человека, и так далее по кругу. Следующая ступень — это осознание и распознавание эмоций. Реагировать эмоционально можно и совершенно несознательно. Когда человек умеет определить, какую эмоцию испытывает он сам или люди вокруг него, он может лучше проконтролировать свою реакцию, — это уже более продвинутая ступень, зачатки эмоционального интеллекта. Дальше в модели развитии ЭИ идет осознанность, или знание себя. Это уже не просто про способность определить свою эмоцию в моменте — скорее, про понимание себя в целом, своих привычных эмоциональных реакций, сильных и слабых сторон. Осознанный человек может предугадать, как воспримет ту или иную ситуацию, и подготовить себя эмоционально. Логически за знанием себя следует способность контролировать свои эмоциональные реакции. Здесь нужно оговориться, что ученые до сих пор не могут точно ответить на вопрос, может ли человек контролировать свои эмоции. С одной стороны, есть данные о том, что, переключая внимание или меняя свое отношение к ситуации, можно изменить и эмоциональный ответ. С другой, к примеру, смещение фокуса внимания с фигуры Гитлера на его возраст в эксперименте, где нужно было оценить возраст Гитлера и свое к нему отношение никак не повлияло на чувства людей к диктатору. Можно предположить, что в какой-то степени управлять эмоциями можно, но, видимо, не всегда.
Однако мнения психологов и ученых противоречивы. Некоторые придают значение его развитию в большей степени, чем IQ. Другие же, наоборот, утверждают, что роль EQ сильно преувеличена и нельзя назвать умным человека с хорошим эмоциональным коэффициентом, но не обладающего существенными знаниями и квалификацией. Миф ли, что может значить больше, чем IQ и почему? Психологические исследования показали, что люди с высоким уровнем интеллектуального развития нередко не могли применить свои способности на практике из-за плохой адаптации в коллективе и слабых межличностных коммуникативных навыков. С другой стороны, более общительные и вызывающие симпатию люди добивались гораздо лучших результатов в карьере даже при сравнительно обычном умственном развитии. Виды и особенности Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо представляет собой концепцию, которая включает четыре основные параметра: Восприятие эмоций — возможность верно определять собственные эмоции и эмоциональную картину других людей по внешним признакам — походка, общий внешний вид, манеры, мимика и т. Использование эмоций — человеческие способности применять свой интеллект на подсознательном уровне, используя не сколько рациональность, а больше эмоциональный фон, благодаря чему развивается креативность. Понимание эмоций — способность идентифицировать причину возникновения эмоций, видеть взаимосвязь между эмоциями и мыслями, уметь предвидеть эмоции в зависимости от ситуации, понимать роль эмоций во взаимоотношениях особенно сложные, неоднозначные чувства. Управление эмоциями — способность контролировать направление и интенсивность эмоций как своих, так и у других людей ради достижения необходимого результата. Модель Дэниела Гоулмана В 1995 году вышла книга американского журналиста и психолога Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект», которая приобрела большую популярность во всем мире. В своем произведении автор опирался на теорию самостоятельного развития эмпатии и собственных эмоций, состоящую из пяти основных составляющих. Вот так можно перечислить составляющие: Самосознание — это способность проводить анализ в отношении собственных эмоций, уровня навыков и отличительных способностей. Саморегуляция — умение жертвовать определенными моментами ради достижения поставленных целей, способность быстро приходить в себя после перенесенных эмоциональных и физических перегрузок. Мотивация — возможность применять разнообразные стимулы для осуществления положительного результата. Эмпатия — умение ставить себя на место другого, воспринимать его чувства так же хорошо, как и собственные.
Саморегуляция — способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы. Мотивация — способность стремиться к достижению цели ради факта её достижения. Эмпатия — способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям. Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении. Reuven Bar-On была представлена в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто Канада. Модель состоит из 15 способностей: [13] [14] Самоуважение — способность понимать и оценивать себя, видеть свои возможности и ограничения, сильные и слабые стороны, и принимать себя вместе со своими сильными и слабыми сторонами. Эмоциональная осознанность — способность человека распознавать у себя наличие эмоции в конкретный момент, различать свои эмоции и понимать причины их возникновения. Независимость — способность полагаться на себя и эмоционально не зависеть от других. Эмпатия — это умение распознавать, осознавать и понимать чувства других людей. Социальная ответственность — способность идентифицировать себя как члена социальной группы, конструктивно сотрудничать с другими людьми, проявлять заботу и брать на себя ответственность за других людей. Межличностные отношения — способность конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости, умение чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах. Стрессоустойчивость — способность эффективно управлять своими эмоциями, быстро находить выход из ситуации. Контролирование импульсов — способность сдерживать свои эмоции, воздерживаться перед соблазном.
Эмоциональный интеллект. Почему все говорят о его важности?
Но психологи не уверены , что можно говорить о какой-то природной предрасположенности к низкому или высокому эмоциональному интеллекту и о кардинальном различии между мужчинами и женщинами в этом вопросе. Одни считают, что воспитание и социокультурные особенности играют решающую роль в том, что мы получаем на выходе. Другие допускают, что устройство женской и мужской психики всё же отличается как минимум по части восприятия, выражения и управления эмоциями. Так или иначе, эта тема ещё требует изучения и исследований. Анна Крючкова психолог, танатотерапевт Обычно существующую разницу связывают с особенностями воспитания: девочкам чаще предлагают такие игры, в которых важно сотрудничать, уступать, находить компромиссные решения, договариваться. Кроме того, у девочек быстрее развивается речь, а значит, они нарабатывают больший коммуникативный багаж. Игры же мальчиков чаще ориентированы на соперничество и конкуренцию, физическую активность, поэтому развитие эмоционального интеллекта в таких играх, как правило, происходит менее активно. Это научит распознавать их, правильно ими владеть и контролировать.
Ребенок с низким уровнем EQ растет закомплексованным, агрессивным и чаще уходит в себя, не общаясь со сверстниками или родителями. Так что же, если всё родом из детства, взрослым уже дёргаться поздно? Психологи успокаивают: развить эмоциональный интеллект можно в любом возрасте, главное, задаться целью. Мария Данина кандидат психологических наук, основательница «Психодемии» Люди могут различаться по тому, насколько они чуткие и внимательные к миру эмоций и отношений, но именно опыт влияет на то, как в конечном счёте эта способность проявляется у взрослого человека. Эмоциональный интеллект можно развить во взрослом возрасте. Это не означает, что человек обязательно станет мастером саморегуляции или гениальным лидером, но улучшить свои способности обращаться с миром эмоций может каждый. Анна Крючкова психолог, танатотерапевт Даже если в детстве какие-то навыки не получили развития, при необходимости человек во взрослом возрасте вполне способен восполнить этот пробел.
Одним будет проще, другим сложнее, в какой-то степени на это могут повлиять некоторые индивидуальные особенности, например темперамент. Но если нет повреждений на уровне коры головного мозга и определённых заболеваний, овладеть этими навыками — вполне посильная задача. Константин Остер карьерный психолог, психотерапевт Саморефлексия и тренировка умения выделять, называть и отслеживать влияние собственных чувств на себя, на других постепенно позволит делать это быстро и почти на автомате. Тот, кто развивает EQ, меньше времени тратит на попытки договориться, донести свои идеи, настроить тёплые плодотворные отношения как раз потому, что умеет обращаться не только с разумом, но и понимает, какие эмоции испытает другой человек. Это сокращает количество ошибок и делает жизнь лучше. Характерно, что всё больше людей понимают ценность таких навыков, а эмоциональный интеллект — это именно навык, который можно развивать тренировками. Как прокачать свой EQ Способов для прокачки эмоционального интеллекта множество: одни помогают лучше понимать себя и свои эмоции, другие тренируют навыки их выражения и общения.
Опрошенные «Секретом» психологи посоветовали следующие работающие способы. Обращайте внимание на свои и чужие эмоциональные реакции. Фиксируйте и оценивайте эмоции, которые возникают в ответ на любые раздражители, будь то громкий звук, яркий свет или чужая речь. Осознавайте причины эмоций. Если вы реагируете — значит, произошедшее важно для вас. Задавайте себе вопросы: «почему я так реагирую» и «зачем мне эта эмоция нужна». Возможно, ситуация затронула ваши глубинные ценности, и эмоция — просто способ напомнить о них.
Задействуйте свое тело. Обращайте внимание на то, как ваш организм реагирует на разный эмоциональный фон, ищите закономерности. Например, регулярное изображение перед зеркалом различных эмоций с помощью мимики или одного только взгляда позволит вам быстрее считывать эти эмоции по лицам окружающих и более эффективно выражать собственные. Не подавляйте и не игнорируйте эмоции. Если всё держать в себе и не позволять себе проявлять негативные эмоции, вскоре вы можете потерять контакт с самими собой и перестать понимать, что вы на самом деле чувствуете. А ведь это губительно для личности. Вытаскивайте чувства из подсознания.
Для этого помогут различные практики, например «утренние страницы». Сразу после пробуждения можно сесть и записать всё, что приходит в голову, — сны, мысли, планы, стихи. Так вы очистите сознание и сможете потом отрефлексировать написанное. Учитесь слушать, наблюдать и спрашивать. Помимо того, что так ваша коммуникация автоматически улучшится, это поможет видеть чужие эмоциональные реакции и сопоставлять их с тем, что испытываете вы сами. Так вам будет проще проявить себя в роли хорошего, понимающего собеседника. Будьте дружелюбны.
Люди с сильной внутренней мотивацией входят в состояние «потока» — полностью погружаются в свою деятельность. Они четко ставят перед собой цели и вырабатывают план действий. Такие люди испытывают потребность в самореализации и самосовершенствовании, активно вовлекаются в процесс и часто проявляют инициативу. Эмоциональный интеллект — не врожденная особенность, его можно развивать и тренировать в любом возрасте — чтобы улучшить отношения, сделать новый шаг в карьере, понять самого себя. И конечно, очень важно помогать развивать эмоциональный интеллект детям и подросткам — это поможет им гораздо лучше чувствовать себя в этом мире. В следующей статье мы поговорим о моделях эмоционального интеллекта.
Будет интересно!
Майер, Саловей и Карузо выделяют всего четыре составляющие эмоционального интеллекта [10] : Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции. Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека главным образом неосознанно активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность , используя эмоции как фактор мотивации. Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные амбивалентные, неоднозначные чувства.
Управление эмоциями — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения. Смешанная модель[ править править код ] Модель эмоционального интеллекта, созданная научным журналистом Дэниэлом Гоулманом, приобрела большую популярность благодаря его книге, разошедшейся рекордными тиражами. В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели.
Саморегуляция — способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы. Мотивация — способность стремиться к достижению цели ради факта её достижения. Эмпатия — способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям. Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении.
Reuven Bar-On была представлена в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто Канада. Модель состоит из 15 способностей: [13] [14] Самоуважение — способность понимать и оценивать себя, видеть свои возможности и ограничения, сильные и слабые стороны, и принимать себя вместе со своими сильными и слабыми сторонами.
Макгонигал ссылается на исследования, согласно которым среди людей, периодически переживающих стресс предприниматели, главы семей, обычные люди с непростой судьбой в среднем выше процент удовлетворённых жизнью. Почему так происходит? Всё дело в переосмыслении и принятии стрессовых ситуаций. Мы не сдаёмся, а анализируем, что произошло и что стоит сделать, чтобы избежать аналогичных проблем в будущем, благодаря чему повышаем качество жизни.
Конечно, без эмоций не обойтись, особенно когда триггер только «зажёгся», но дальше в игру должен вступить разум. Разложить ситуацию по полочкам, составить план действий — всё это необходимо, чтобы справиться со стрессом и направить его себе на пользу. Для начала будет достаточно просто встать и пройтись, сделать десять глубоких вдохов. Чтобы вернуть контроль над разумом и эмоциями, нужно успокоиться. Они уже сделали свою работу, сообщив вам об опасности. Вспомните, когда и в каких ситуациях вы чувствовали эту эмоцию.
На что важное вам нужно обратить внимание? Что изменится в вашем поведении или мироощущении, если вы обратите на это внимание? Чем она могла вам помочь? Наши эмоции — это своего рода «зеркала» в наш внутренний мир. Они говорят о том, что мы можем бояться признать: о страхе, злости, недовольстве, обиде, зависти. И, пока мы не даем самим себе «зеленый свет» на «проживание» эмоции, мы не можем хорошо видеть ситуацию в целом и понимать наши внутренние мотивы.
Макгонигал Келли, «Хороший стресс как способ стать сильнее и лучше» На протяжении всей жизни мы переживаем множество стрессов. Они связаны с взрослением, старением, учебой и работой, семьей и здоровьем, финансами и общением. Мы привыкли воспринимать стрессы, как что-то плохое, но на самом деле хорошая встряска — мощный источник энергии и универсальное средство для закалки характера, это наш секретный механизм адаптации к самым тяжелым условиям. Автор рассказывает, как правильно анализировать свои переживания и извлекать пользу из всех неприятностей, которые с нами случаются. Все рекомендации основаны на результатах множества научных исследований в областях психологии и нейробиологии, а также на обширном врачебном опыте самой Келли Макгонигал. Краткий гид по эмоциональному интеллекту: за чем следить, что учесть У каждой эмоции своё предназначение Например, грусть замедляет реакцию организма на внешние раздражители, даёт время на то, чтобы привыкнуть к новым обстоятельствам.
Проявления грусти видны окружающим, они могут считать их и выбирать подходящую тактику общения с вами, чтобы помочь пережить потерю. Если эмоцию избегать, заглушать её — она не будет выполнять свою функцию. В таком случае вы не сможете прожить то, что стало причиной появления эмоции. Это чревато потерей жизненных ориентиров, а иногда и проблем со здоровьем. Только качественно проживая свои эмоции вы можете приблизиться к ощущению счастья. Сладкое и алкоголь — не выход, если являются самоцелью Некоторые эмоции хочется «заесть» или «запить» и более с ними ничего не делать.
Это ошибочная тактика: заглушить эмоцию вы сможете лишь на время, но рано или поздно она к вам вернётся, ещё и с букетом дополнительных расстройств «я толстею», «кажется, у меня теперь проблемы с алкоголем, я ничтожество». Позитивное мышление — важная составляющая эмоционального интеллекта От негативного оно отличается созидательным началом. Проще говоря, когда что-то произошло, лучше думать о том, как выйти из ситуации и какие уроки из произошедшего вынести, чем о том, как всё ужасно. Мартин Селигман в книге «Как научиться оптимизму» рассуждает о природе позитивного мышления. По мнению автора, этому можно научиться. Безусловно, есть факторы, на которые мы повлиять не можем: рост, цвет глаз, место рождения.
Однако, большинство того, с чем мы сталкиваемся в жизни, находится в так называемой «нейтральной зоне», где всё зависит от нашего восприятия ситуации и действий. Главное препятствие в этой зоне — выученная беспомощность, реакция отказа, уход в пассивность, которые берут начало в убеждении, что любое ваше действие не имеет никакого значения. В наших силах отказаться от беспомощности и взять ситуацию под контроль, начав с собственного разума и эмоций. В этом помогает эмоциональный интеллект. Отдельно стоит поговорить о смелости Мы уже знаем, что страх живёт с нами с доисторических времён. А что с героями?
Как бесстрашные люди избавились от страха? Они всё еще испытывают его, но они научились направлять эмоции на преодоление страха. Эта суперспособность — тоже часть эмоционального интеллекта. Вы можете проявить смелость — в один короткий, но значимый миг повести себя в соответствии со своими убеждениями, верованиями, намерениями и сделать то, что считаете правильным. Хэссон Джилл, «Развитие эмоционального интеллекта: Подсказки, советы, техники» Эмоциональный интеллект и общение Важная часть эмоционального интеллекта — способность понимать точку зрения других людей, ставить себя на их место, в общем, эмпатия. Это мастерство можно развивать бесконечно, его значимость трудно переоценить.
Практикуйте активное слушание: задавайте вопросы человеку, когда он рассуждает о важных для него вещах, уточняйте, примеряйте на себя. Анализируйте не только аргументы, но и ощущения собеседника, его движения, тембр и так далее. В доверительной коммуникации высок риск начать давать непрошенные советы из собственного опыта Особенно это актуально, если у вас схожий жизненный путь ходили в одну школу, выросли в одном городе. Но даже если вы уже 20 лет лучшие друзья, чего-то вы можете друг о друге не знать. Например, какие-то темы для вас незначительны, а для друга могут быть важны — старайтесь это не обесценивать. Каждый человек имеет право на то, чтобы чувствовать и думать по-другому.
При этом не следует забывать о поддержании собственных эмоциональных границ Слушайте, сопереживайте, поддерживайте, но помните, что вы не обязаны быть ничьим спасателем. Важно уметь вовремя отступить — например, если человек ослеп от ярости и больше вас не слышит. Возьмите за правило ежедневно записывать ваши «эмоциональные результаты» за день. На протяжении дня понаблюдайте за собой: какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения. А вечером зафиксируйте результат: какие эмоции вам запомнились сегодня больше всего, в какие моменты они возникли. Запишите, о чем вы думали и что чувствовали в теле в тот момент.
Селигман Мартин, «Как научиться оптимизму: Измените взгляд на мир и свою жизнь» Динамично развивающийся современный мир не делает нам поблажек, и порой даже сильные духом люди сдаются под напором ежедневных задач и проблем. Мы все чаще причисляем себя к армии пессимистов и смиряемся с тем, что дальше будет только хуже. Мартин Селигман — живой классик психологии — утверждает, что пессимиста можно научить быть оптимистом, причем не легкомысленными приемами, а путем сознательного обретения новых навыков. Его методика помогла тысячам людей преодолеть свой пессимизм и депрессию, которая является спутником отрицательных мыслей, обрести свободу строить свою жизнь так, чтобы она приносила удовлетворение и вела к свершениям. Эта книга научит вас осознать ваш внутренний мир и то, как он влияет на вашу жизнь. Изменить свое настроение, избавиться от поражений.
Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развить
Что такое эмоциональный интеллект | Эмоциональный интеллект положительно коррелирует с более высокой удовлетворенностью жизнью и самооценкой, а также с более низким уровнем незащищенности или депрессии. |
Эмоциональный интеллект что это значит – кратко и простыми словами | Рассказываем, что такое эмоциональный интеллект и зачем он нам, простыми словами. |
Эмоциональный интеллект — Википедия | Таким образом, эмоциональный интеллект похож на традиционный интеллект, с той единственной разницей, что поступающей информацией являются настроения и эмоции. |
Вся суть эмоционального интеллекта | Другими словами, эмоциональный интеллект — это связь между лимбическими (эмоциональными) областями и исполнительными (рациональными) областями для облегчения более взвешенной поведенческой реакции. |
Эмоциональный интеллект. Зачем он нужен и как его развить? | Развивать эмоциональный интеллект нужно, чтобы иметь больше информации для принятия решений и, как следствие, получать более интересные результаты. |
Подкаст: эмоциональный интеллект — что это и зачем он нужен?
Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать и принимать свои эмоции и как следствие – управлять ими. Эмоциональный интеллект — способность выражать и понимать эмоции, как собственные, так и других людей, а также управлять ими. Эмоциональный интеллект что это значит – кратко и простыми словами. Рассказываем, что такое эмоциональный интеллект и зачем он нам, простыми словами.
Что такое эмоциональный интеллект и его диагностика
Какая из формулировок быстрее приведет к разрыву отношений? На мой взгляд, третья. Когда в диалоге вы говорите только о своих эмоциях, это воспринимается менее болезненно, не как обвинение: «Я злюсь. Я в растерянности.
Мне грустно от этой новости». Если вы научитесь говорить о себе, откроете дорогу к выражению собственных эмоций, перестанете держать их в себе, то снизите стресс и вероятность срыва. После того, как вы учитесь выражать свои эмоции, вам станет легче их сдерживать, потому что есть выбор: выразить или подождать с выражением, прокричаться дома, «контейнировать» эмоции.
Конечно, есть серьезное препятствие в виде запрета на выражение определенных эмоций, например, мужчины не плачут, на других людей злятся только плохие люди, я должен делать все идеально, чтобы не испытывать стыд. Такие запреты, идущие от семьи, культуры и общества, придется прорабатывать с психологом или на тренинге по эмоциональному развитию. И учиться ни в коем случае не подавлять эмоции силой.
Эмоциональная чуткость. То, насколько человек способен увидеть эмоциональное состояние ближнего и понять, какое оно. Антипример: вы говорите другу: «Я расстроен», а в ответ слышите: «Да ладно, это у тебя просто настроение плохое!
Или в момент, когда вы уже злитесь на своего партнера, он этого не замечает и начинает тормошить: «Эй, ну чего скисла-то? Это примеры, когда ваши эмоции остались незамеченными другим человеком. Но мы ведь и сами иногда не замечаем эмоции других.
Управление отношениями. Это уже возможность влиять на других людей и на их эмоциональное состояние насколько это возможно. Развивая способность замечать свои эмоции, вы учитесь замечать и понимать эмоции других.
Существуют два пути тренировки этого навыка: Путь паравербалики. Эмоции всегда выражаются телом мимика, интонации, поза, движения. Можно научиться их читать при помощи справочников эмоций, это простой механический способ, который легко тренировать.
Другой путь: замечать, какое чувство рождается у вас в ответ на чувство человека. Например, вы его видите и почему-то хотите утешить. Вероятно, это сигнал, что он в печали.
Конечно, есть возможность приписать свою собственную печаль другому, но это другой этап изучения. Важно, что у вас есть свой эмоциональный отклик на проявления другого человека. Хочу убежать или напасть — возможно, человек агрессивен и хочет нападать.
Если хочу похвалить — возможно, человек до этого испытывал стыд. Всегда существуют такие пары, совпадения эмоций. И можно пойти дальше, подумав: «Так, он злится, какая потребность у него не удовлетворена?
Высказать свою гипотезу и проверить ее: «Слушай, похоже, ты злишься, что происходит, почему? Что можно сделать до возникновения эмоции До возникновения эмоции можно использовать разные стратегии переговоров ,чтобы не дать человеку войти в нее. При помощи гарвардской модели переговоров win-win, win-lose вы заранее сможете погасить часть эмоций, удовлетворяя потребность человека.
Есть простой способ понять, эмпатийный вы человек или нет. Если ваши друзья готовы рассказывать вам не только о своём горе, но и о своей радости, значит вы способны на эмпатию. Следующая составляющая — управление эмоциями.
Если вы освоили два первых пункта, вы сможете управлять своим эмоциональным состоянием. Люди часто путают эту способность с эмоциональной холодностью. Зачастую человек, который упаковывает свою злость внутрь себя, просто запрещает себе что-либо чувствовать.
Управление эмоциями — это именно способность их чувствовать, любые, и позитивные, и негативные, но при этом уметь остановить в нужный момент. Здесь важно признать, что у взрослого человека ничуть не меньше проблем, чем у ребёнка. Эмоциональный интеллект — это навык будущего.
В Давосе на Всемирном экономическом форуме были впервые сформулированы 10 SoftSkills, которые будут нужны работнику в новом десятилетии, и среди них — управление эмоциями. Сегодня люди чуть больше претендуют на эмоциональное понимание друг друга, современного человека уже не проведёшь искусственной улыбкой. И это намёк цивилизации на то, что людям не стоит превращаться в роботов, им стоит помнить, что они сильны своими эмоциями, что у них есть IQ и EQ уровень эмоционального интеллекта.
Поэтому наличие у педагога эмоционального интеллекта — это норма. Знаете, эмоциональный интеллект педагога — это очень широкая сфера возможностей, которую, к сожалению, сегодня не каждый использует.
Сэловей и Д. Карузо еще с 1997 года разрабатывали тестовую методику измерения эмоционального интеллекта и после многочисленных исследований и проверок в 2002 году выпустили новый тест — MSCEIT V2. Данный тест был переведен на русский язык и адаптирован к российской выборке под руководством доктора психологических наук, профессора ИП РАН Е. Работа над адаптацией теста велась с 2006 по 2010 год.
В ходе адаптации возникла необходимость создания культурно специфичного теста, отражающего традиции русскоязычной популяции. На основе модели способностей Мэйера ии Сэловея был создан российский тест — ТЭИ тест эмоционального интеллекта. В 2018 году методика ТЭИ прошла стадии психометрической проверки и пригодности, выпущена для использования в онлайн-формате. Подробнее о процессе создания и проверки теста можно прочитать в методическом пособии «Тест эмоционального интеллекта» Сергиенко Е. Тест эмоционального интеллекта: Методическое пособие. Тест ТЭИ показывает общий уровень развития эмоционального интеллекта, а также измеряет развитие 4 способностей эмоционального интеллекта: Распознавание идентификация эмоций — способность распознавать свои эмоции и эмоции окружающих, в т.
Использование эмоций для решения задач — способность гибко использовать определенные эмоции в мышлении и деятельности, направить эмоции на повышение эффективности познавательных процессов. Понимание эмоций — способность понимать сложные эмоции, чувства, как эмоции переходят от одной к другой, распознавать причины эмоций. Управление эмоциями — способность регулировать эмоции, создавать эффективные стратегии, которые помогаю использовать эмоции для достижения целей. Общий балл эмоционального интеллекта если 69 и ниже баллов — это низкий уровень и необходимо развитие. В этой зоне могут быть некоторые трудности для жизни, работы человека. Будет полезно улучшить навыки и знания.
Хотя показатели не очень высокие, человеку следует продолжить развитие навыков данного направления, если это является важной частью его повседневной жизни, работы. От 90 до 109 — средний уровень - Компетентность. Человек обладает удовлетворительными навыками, чтобы добиться в этой области определенного успеха. Навыки владения эмоциями они делятся на 3 подуровня: 90-95 — низкие значения, 96-99 — средние значения, 100-109 — высокие значения.
Людям с низким ЭК часто сложно понять и контролировать свои эмоции. Они могут выдавать неожиданные эмоциональные всплески, которые выглядят преувеличенными и неконтролируемыми. Сложности в поддержании дружеских отношений Люди с низким ЭК часто черствы и бесчувственны, поэтому им трудно поддерживать дружеские отношения. Близкая дружба требует взаимных уступок, обмена эмоциями, сострадания и эмоциональной поддержки, то есть, всего того с чем борются люди с низким ЭК. Отсутствие эмпатии Поскольку люди с низким уровнем эмоционального интеллекта не понимают эмоции других людей, им мало свойственно сопереживание.
Они не способны принять чувства других, а значит, не могут поставить себя на место другого человека. Слабый эмоциональный интеллект грозит неприятностями в разных сферах человеческой жизни. Школа, работа, семья, дружба и романтические отношения — вот лишь несколько областей, где человек с низким ЭК может испытать большие проблемы. Так что же нужно, чтобы стать «эмоциональным интеллектуалом»? Психолог и автор бестселлеров Дэниел Гольман Daniel Goleman считает, что существует пять обязательных составляющих эмоционального интеллекта. Взгляните на них и, возможно, над отдельными аспектами вы решите поработать. Только осознавая свои эмоции, можно знать о влиянии ваших собственных действий, настроения и эмоций на других людей. Для того чтобы выработать самоосознание, вам необходимо контролировать ваши собственные эмоции, распознавая различные эмоциональные реакции, и затем правильно идентифицировать каждую конкретную эмоцию. Люди с самоосознанием видят взаимосвязь между чувствами и поступками.
Эти люди способны определить свои сильные стороны и свои пределы, они открыты для новой информации и опыта, также они учатся при взаимодействии с другими людьми.