Новости антонина васильевна нежданова

16 июня – 150 лет со дня рождения Антонины Васильевны Неждановой, русской певицы (1873–1950). В Брюсовом переулке, в доме где проживала выдающаяся русская оперная певица Антонина Васильевна Нежданова планируется восстановить исторический интерьер, представить личные вещи народной артистки СССР, ее сценические костюмы, письма, концертные афиши.

Антонина Нежданова - биография, новости, личная жизнь

Антонина Васильевна Нежданова Многие исследователи творчества Антонины Неждановой сходятся во мнении, что именно благодаря Мазетти она добилась успеха.
НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна Волшебный голос Антонины Неждановой надежно закрепил за собой заслуженную нишу в золотом фонде исполнителей мировой оперы.
16 июня – 150 лет со дня рождения Антонины Неждановой Антонина Васильевна Нежданова родилась 16 июня 1873 года в селе Кривая Балка, близ Одессы.
Нежданова антонина васильевна личная жизнь дети > Человек и здоровье НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна [4(16).6.1873, дер. Кривая Балка, ныне в черте г. Одесса, Украина – 26.6.1950, Москва], рос. певица (лирико-колоратурное сопрано), засл. арт. имп. театров (1912), нар. арт.
Листки из семейного альбома | Музыкальная жизнь Волей случая Антонина Нежданова стала солисткой Большого театра и оставалась ею до 1948 года.

Нежданова Антонина Васильевна

  • 63 года назад не стало оперной певицы Антонины Неждановой
  • Кто на завалинке
  • Нежданова Антонина Васильевна
  • Награды и звания
  • День одного исполнителя. Антонина Васильевна Нежданова
  • Награды и звания

Вспоминая Антонину Васильевну Нежданову...

Из Кривой Балки в "царицы" Но, кроме всего этого, она, по свидетельствам сайта Краснодарской краевой научной библиотеки имени А. Пушкина, имела, наверное, самое почётное народное звание — «Царица Русской Сцены». Творческая жизнь этой певицы — «яркий пример не только необыкновенного природного таланта помноженного на удивительную, грандиозную работоспособность, но и пример изумительного патриотизма. Для Неждановой не существовало никакой другой сцены, более желанной, чем подмостки Большого театра.

Никакого зрителя она не ценила так высоко, и не дорожила его вниманием, как русского зрителя. Не одному поколению восхищенных слушателей посчастливилось стать свидетелями её гениального творчества, и не удивительно, что оно стало легендой. Волшебное звучание пения Антонины Неждановой заняло особую нишу в золотом фонде мирового оперного исполнительства».

И это действительно так. Антонина Нежданова родилась в 1873 г. И ей пришлось преодолеть длинный и трудный путь, пока к ней пришли заслуженные слава, успех, любовь зрителей, деньги, наконец.

После смерти отца, чтобы помочь семье, Антонина отправилась на медицинские курсы и стала подрабатывать в больнице. Ей с трудом удалось поступить в консерваторию, а в Большой театр она попала удивительным способом, так как заболели все основные исполнительницы партии Антониды в опере «Жизнь за царя». И после дебюта ее приняли в Большой театр, правда — с мизерным жалованием.

За два года до своей cмepти Антонина Васильевна впервые испытала неописуемые ощущения от полета на самолете. Когда воздушное судно поднялось на высоту четырех тысяч метров, у нее оставался только восторг. Все переживаемые эмоции певицы помогали в насыщении ее искусства идейным содержанием.

Об этом она говорила в своих записях. Музыкально-общественная деятельность Антонины Неждановой набрала свою широкую известность после Октябрьской революции. Нежданова была одной из первых, кто начинал выступать в различных концертах-митингах, в шефских концертах для рабочих и крестьян, а также воинов Красной Армии.

Начиная с тысячи девятьсот двадцать четвертого года, она регулярно принимала участие в концертах советского музыкального радиовещания. На протяжении всей своей творческой жизни Нежданова исполнила, в общей сложности, примерно семьсот композиций русских и зарубежных авторов. Ее партнерами по сцене были популярные и известные всему миру певцы.

Выступления певицы проходили в сотрудничестве с выдающимися композиторами. Природная уникальность вокальных данных Неждановой была украшена не только тщательно отточенной техникой, но и тембральным очарованием, простой одухотворенностью и легкостью исполнения. Композиторы тех лет высоко ценили ее за полнейшее и четкое понимание смысла в произведениях, умение прочувствовать его не только мopaльно, но и духовно.

В личных архивах жизни певицы был освещен момент, когда Сергeй Рахманинов, что очень сдержанный в своих чувствах, во время выступления Антонины Неждановой импровизационно стал аккомпанировать ей на сцене. Бернард Шоу был в таком большом потрясении, что даже после выступления русской дивы, написал ей в своем обращении о том, что ее талант — это лучшее, что ему доводилось слышать когда-либо. Ей стали приходить приглашения на зарубежные гастрольные выступления.

Но увы, Нежданова всегда была верна своей родной стране и лишь советской публике. Сердце и непревзойденный талант женщины навсегда принадлежал лишь родине. Эпоха великой оперной певицы закончилась вместе с ее кончиной двадцать шестого июня тысяча девятьсот пятидесятого года.

На сегодняшний день имя великой певицы увековечено в Одесской государственной музыкальной академии и на одной из улиц родного города Антонины. Мемориальная доска в честь Неждановой установлена на улице Льва Толстого, на самом здании школы, где училась сама Антонина Васильевна. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 января 2022; проверки требуют 12 правок.

Народная артистка СССР 1936. Герой Труда 1925. Лауреат — исполнительница вокализа Песни без слов Сталинской премии I степени при участии композитора С.

Рахманинова 1943. Доктор искусствоведения 1944. Биография[править править код] Родилась 4 16 июня 1873 по другим источникам — 17 29 июля 1873[1] в селе Кривая Балка, близ Одессы ныне в черте Одессы, Украина в семье сельских учителей.

В детстве пела в церковных хорах. В 1883—1891 годах училась в Одесской Мариинской гимназии. С ноября 1885 до начала 1886 года обучалась игре на фортепиано в музыкальных классах при Императорском русском музыкальном обществе ныне — Одесская национальная музыкальная академия имени А.

Её музыкальной наставницей была С. После окончания гимназии работала учительницей русского и немецкого языка в Одесском городском женском училище. Посещала спектакли с участием гастролировавших в Одессе русских и итальянских певцов М.

Фигнер, М. Баттистини, Дж. Гальвани , пела главным образом народные песни на любительских вечерах, в благотворительных концертах.

В 1902 году окончила Московскую консерваторию по классу У. Мазетти, и вскоре была приглашена солисткой в Большой театр, где служила более тридцати лет, исполняя главные партии в операх русских и зарубежных композиторов. Читайте также: Пит эванс личная жизнь жена дети Наибольшую известность певицы принесли роли Антониды в опере М.

Глинки «Жизнь за царя» и Марфы в «Царской невесте» Н.

Это были спектакли украинской труппы во главе с ее замечательными мастерами — Заньковецкой, Саксаганским, Садовским, Кропивницким и другими. Театр производил «потрясающее впечатление» на Нежданову. В течение нескольких дней она не могла прийти в себя — «в ушах звучали мелодии, перед глазами проносились образы спектакля». Народная песня, естественной экспрессией которой было напоено музыкальное сознание Неждановой, в сочетании с впечатлениями реалистического искусства украинских актеров и выразительным пением выдающихся русских певцов — вот откуда берет свои истоки национальная самобытность творчества Неждановой.

Она увлекалась и итальянскими певцами, как всегда отдавая должное всему красивому, яркому, талантливому. Но никогда не подражала им, а шла своим путем, повинуясь своему чувству и вкусу. Нежданова хорошо понимала сущность национальных традиций русского вокального искусства: «Наиболее выразительным всегда было исполнение русских певцов. Русская вокальная школа сочетала в своем искусстве пластичность итальянской кантилены с огромной эмоциональной силой, свойственной русскому песенному творчеству... В то время, когда Европа была пленена блестящими, но не всегда оправданными колоратурами Доницетти и Беллини, колоратуры в творчестве Глинки уже получали глубоко выразительное значение.

Можно ли представить себе арию Антониды из «Ивана Сусанина» Глинки, спетую с блеском оперной арии Доницетти? Конечно, нет! И Людмила Глинки, и особенно Антонида — чудесные портреты русских женщин, и музыкальный язык их партий пронизан широкой задушевной лирикой, столь свойственной русскому народу» «Заметки певицы». К сожалению, вокальный стиль лирико-колоратурных партий Глинки не был так глубоко понят предшественницами Неждановой. Если гениальные Петров и Петрова-Воробьева сумели в своем исполнении сразу же выявить новаторство музыки Глинки, то многие, в том числе первые исполнительницы партии Людмилы и Антониды, не поднимались до такого уровня.

Русские музыканты часто возмущались привнесением итальянской исполнительской манеры в вокальный стиль Глинки. Одной из наиболее известных предшественниц Неждановой на московской сцене была шведская певица Альма Фострем. Даже в ее лучших партиях западно-европейского репертуара критика отмечала «сухость», «отсутствие чувств», недостаток обаяния и поэтичности. Кашкин, описывая исполнение Фострем партии Лакме. Не обладала Фострем и первоклассной колоратурой.

Русские же партии она пела с «резко звучащим чужестранным акцентом». Журнал «Артист» пишет, что «Людмила — Фострем даже свое имя произносила с мягким окончанием; точно также именовала она милого «Русляна»; а потом были разные «родители несабфенные» незабвенные. И если русская сцена увидела подлинного Ленского только с приходом Собинова , если только Шаляпин раскрыл истинный смысл образов Бориса Годунова и Ивана Грозного, то и Нежданова явилась лучшей Антонидой и Людмилой, впервые воплотив в своем пении характеры, созданные Глинкой. Вот почему молодая певица, впервые выступившая на сцене Большого театра именно в партии Антониды, сразу привлекла к себе внимание передовой общественности. Проникновенный лиризм, сдержанный и чистый, чуждый даже намека на сентиментальность или внешний эффект, душевная теплота, которой была овеяна каждая интонация Неждановой, помогли ей создать незабываемый образ Антониды.

Даже такой требовательный блюститель традиций Глинки, как С. Рахманинов, заново ставивший «Ивана Сусанина»,— не мог предъявить Неждановой ни одного упрека. На вопрос, заданный ею на репетиции, — почему он не делает ей никаких указаний, Рахманинов ответил: «Пойте так же прекрасно, как вы это делали до сих пор». Певица покоряет своею простотой, природного негою голоса. Антонида у нее в характере, в самом естестве вокальных данных»,— отмечалось в прессе по поводу рахманиновского спектакля...

Да и внешний образ бесхитростной русской девушки с ее невзгодами, с ее счастьем удачно воплотился в лице исполнительницы»,подчеркивал другой рецензент. Это признание было единодушным. И не только Антонида — ряд совершеннейших по своей законченности и правдивости лирических образов, в которых вряд ли рискнула бы выступить обычная колоратурная певица, стали шедеврами вокального творчества Неждановой. Не тем бутафорским, к какому прибегают многие актеры, а являющимся результатом хорошо воспитанной души,— писал В. Это чувство правды в связи с ее чудесным голосом делает Нежданову необыкновенно гармоническим сценическим явлением».

Это же восхищает в Неждановой и М. Ермолову, работавшую с певицей над партиями Виолетты и Мими. Стоит только вслушаться в вокальную декламацию Антонины Васильевны, изумительное по совершенству слияние слова со звуком, музыкальной интонации с психологической, чтобы понять гармоничность ее творчества. Никогда в исполнении Антонины Васильевны нельзя было заметить гипертрофию слова, но и никогда певица не приносила слова в жертву звуку, вокальному эффекту, демонстрации верхних нот. Нежданова все подчиняла музыке, как средству выражения эмоционального содержания.

Атмосфера народной песенности, в которой формировалось музыкальное сознание Неждановой, воспитала в ней необычайно живое, теплое чувство мелодии, определившее душевность, выразительность исполнения певицы. Это умение предельно точно передать мелодический образ делало Антонину Васильевну высоким авторитетом для композиторов. Рахманинов посвятил Неждановой свой гениальный «Вокализ», и на вопрос певицы: — Почему без слов? Тот же Рахманинов, затем Гречанинов, Глиэр, Василенко, работая над вокальными произведениями, неизменно обращались к Неждановой за советами. У меня сохранилась написанная рукой Антонины Васильевны программа последнего в ее жизни открытого концерта, состоявшегося 18 апреля 1940 года в зале Дома ученых в Москве.

Эта программа отражает широчайший диапазон камерного репертуара Неждановой. Программа первого отделения завершается песенкой «Гвоздика» Вальверде, очень часто н довольно банально исполняемой эстрадными певцами. Но искусство Неждановой, ее благородная простота и верное ощущение песенности преобразили произведение, приблизили его к народной основе. Кажется, что непосредственно к Неждановой адресуется высказывание Белинского: «В искусстве есть два рода красоты и изящества, так же точно, как есть два рода красоты в лице человеческом. Одна поражает вдруг, нечаянно, насильно, если можно так сказать; другая постепенно и неприметно вкрадывается в душу и овладевает ею.

Обаяние первой быстро, но непрочно; второй — медленно, но долговечно; первая опирается на новость, нечаянность, эффекты и нередко странность; вторая берет естественностью и простотой». Простота и естественность — это то, что каждый слушатель прежде всего отмечал в искусстве Неждановой. Но простота эта является высшей целью и высшей трудностью, которую достигают лишь немногие, но к которой должны стремиться все, кто хочет достигнуть истинных высот, а не срывать легкие, но быстро увядающие лавры внешнего успеха. Искусство Неждановой адресуется непосредственно к человеческой душе. Примеров этому много; но вот один, быть может, наиболее лаконичный и выразительный.

Это было в 1919 году. Небольшая бригада артистов Большого театра во главе с Антониной Васильевной, выступая в Вологодской области, посетила село Плющево, славящееся своими мастерами резьбы по дереву и кости. Небольшой сельский клуб, конечно, был набит до отказа; радушно принимали крестьяне. Мигая, С. Стрельцова, певших русские народные песни и арии русских композиторов.

Но вот на сцену вышла Антонина Васильевна и запела романсы Шуберта и Шумана. Слушавшие ее из-за кулис артисты и аккомпанировавший певице Н. Голованов рассказывали мне, что были крайне смущены выбором Антониной Васильевной репертуара, показавшегося им слишком изысканным и чужим для русских крестьян. Но с первой же фразы, пропетой Антониной Васильевной, слушатели постепенно, Друг за другом, стали подниматься со своих мест и все номера Неждановой уже прослушали стоя, в благоговейной тишине. Это было так значительно и торжественно, что и через тридцать с лишком лет участники этого концерта не могли вспоминать о нем без волнения...

Продельная художественная правда искусства Неждановой помогла ей взволновать и потрясти душу русского крестьянина. В этой правде — основа эстетики русского сценического реализма — от Щепкина и Мочалова до Шаляпина и Станиславского. Как перекликаются с этими словами великого русского критика высказывания Неждановой о своих сценических переживаниях. Казалось, что мы, действительно, оба по-настоящему были влюблены друг в друга. В «Лакме», спасая любимого Джеральда, я горела искренним самопожертвованием.

В «Травиате», безумно любя Альфреда, горячо оплакивала несбывшиеся мечты и надежды. В «Лоэнгрине» страдала глубоко, переживая все чувства несчастной Эльзы». Но Антонина Васильевна подчеркивает не раз, что «переживания при неумелой технике не достигают цели. Натурализм должен уступить место искусству перевоплощения». И Фигнер, и Шаляпин, и Ермолова учили не только переживать самой, но и «уметь внешне передавать пережитое, заражать своим настроением зрителей».

Нужно отметить связь передовых творческих стремлений Неждановой с ее общественным обликом, морально-эстетическими принципами, мировоззрением. Народное учительство, в среде которого выросла Нежданова, составляло одну из передовых групп русского общества. В народные учителя шли многие талантливые, энергичные, образованные люди, стремившиеся облегчить крестьянскую долю, поднять культурный уровень народа. Одним из таких людей был и Насилий Павлович Нежданов. Антонина Васильевна, посвящая своему отцу строки любви и преклонения, характеризует его, как человека передовых идей и лаконично рассказывает о друзьях и знакомых семьи.

Такой же простой она была и на сцене, и в жизни. В годы Первой мировой войны Нежданова стала активно участвовать в благотворительных концертах, чтобы помочь русскому фронту. Вязала теплые вещи для солдат. После Октябрьской революции бесплатно выступала в цехах заводов и фабрик, часто выезжала в деревни и отдалённые поселки.

Во время Отечественной войны с мужем не уехала в эвакуацию, а вместе с другими артистами Большого они дали 90 концертов по радио. Зимний театр тогда и сейчас. Коллаж "Блокнота Краснодара" 8 апреля 1925 года состоялся концерт Антонины Валентиновны Неждановой в Краснодаре в зале Зимнего театра ныне здание Краснодарской краевой филармонии. Под аккомпанемент дирижера и композитора Н.

Головина Нежданова исполнила перед краснодарской публикой отрывки из русских опер Н. Римского-Корсакова, М. Глинки, А. Рубинштейна, романсы и русские народные песни.

Как всегда в концертах Неждановой, главным номером в программе была песня А.

В Петербурге показали считавшийся утерянным портрет и концертные костюмы Неждановой

Создание музея-квартиры А. Неждановой, безусловно, станет очень важным этапом по сохранению памяти о великих артистах и популяризации оперного и симфонического искусства России. Уверен, что наше сотрудничество по реализации данного проекта будет плодотворным и в ближайшем будущем музей-квартира Н. Голованова и музей-квартира А. Неждановой органично дополнят друг друга», - прокомментировал генеральный директор Российского национального музея музыки, заслуженный деятель искусств РФ Михаил Брызгалов.

В обширный репертуар, который насчитывал свыше 700 произведений, входили сочинения С. Рахманинова, П. Чайковского, Л. Шуберта, И. Стравинского и др..

Значительное место в репертуаре занимали народные песни - русские, украинские и белорусские, а также романсы. Участвовала в Исторических концертах С. Концертировала за рубежом и в городах СССР. Уникальный голос певицы отличался прозрачностью, верностью интонации и непревзойденной техникой колоратуры. Не обладая большим, тем более красивым от рождения голосом, певица, по мнению исследователей, в результате упорных занятий значительно расширила диапазон своего голоса, достигла полноты звучания во всех регистрах, широкой кантилены, блестящей виртуозности. В разные годы партнерами певицы на сцене были Леонид Собинов и Федор Шаляпин. С 1917 года вела широкую музыкально-общественную деятельность. Участвовала в шефских концертах для рабочих, крестьян, воинов Красной Армии. Английский драматург и романист Бернард Шоу , восхищенный ее исполнением русских песен, подарил певице свой портрет с надписью: «Я понимаю теперь, почему природа дала мне возможность дожить до 70 лет - для того, чтобы я услышал лучшее творение Божие - Антонину Нежданову».

Высоко оценивал певицу режиссер Константин Станиславский : «Дорогая, чудесная, удивительная Антонина Васильевна! Знаете ли, чем Вы прекрасны и почему Вы гармоничны? Потому что в Вас соединились: серебристый голос удивительной красоты, талант, музыкальность, совершенство техники с вечно молодой, чистой, свежей и наивной душой. Вы, как птица, поете потому, что Вы не можете не петь, и Вы одна из тех немногих, которые будут превосходно петь до конца Ваших дней, потому что Вы для этого рождены на свет. Вы - Орфей в женском платье, который никогда не разобьет своей лиры. Как артист и человек, как Ваш неизменный почитатель и друг я удивляюсь, преклоняюсь перед Вами и прославляю Вас и люблю». Глинки 1902 ; Джильда - «Риголетто» Дж. Верди 1902 ; Людмила - «Руслан и Людмила» М. Глинки 1902 ; Микаэла - «Кармен» Ж.

Бизе 1903 ; Розина - «Севильский цирюльник» Дж. Россини 1903 ; Лакме - «Лакме» Л. Делиба 1903 ; Маргарита - «Фауст» Ш. Гуно 1903 ; Лейла - «Искатели жемчуга» Ж.

С 1924 выступала на радио. Записывалась на грампластинки. С 1936 года преподавала в оперной студии Большого театра, в Оперной студии имени К.

Станиславского, в 1943—1950 годах — в Московской консерватории с 1943 года — профессор. Весной 1943 года скончался Рахманинов. Среди её учеников — И. Масленникова, А. Масленников, М. Максакова, Т. Воскресенская, Л.

Гриценко, Р. Котова, Л. Лубенцова, Н. Добриянова Болгария и другие. Автор многих статей по вокальному искусству.

Только один месяц году Антонина Васильевна позволяла себе отдыхать; даже последних месяца отпуска она неизменно проводила на юге, у моря, тренируя голос, подготавливая новые партии к началу сезона.

Эту же потребность к труду она старалась воспитать и в учениках. Антонина Васильевна всегда подчеркивала важность самостоятельной работы певца над голосом. Это способствует не только развитию голоса, но и, что она считала особенно важным, развитию внутреннего слуха певца, его способности слышать себя, а значит и контролировать каждое колебание связок, каждую интонацию. Голованов и С. Мигай, партнеры Антонины Васильевны по многим спектаклям и концертам, рассказывали мне об ее исключительно развитом чувстве само-контроля. Выступая в новом, непривычном для нее помещении, Нежданова всегда инстинктивно искала место, где бы могла хорошо себя слышать.

Однако внутренняя сосредоточенность не лишала Антонину Васильевну наблюдательности, внимания к исполнению других певцов, интереса к чужому труду. Вспоминая свои первые выступления с Ф. Шаляпиным, Антонина Васильевна рассказывала, что на репетициях ее, прежде всего, поражала тщательная работа Федора Ивановича над своей партией, филигранная отделка каждой детали, слова и звука. Шаляпина она приводит в пример того, как «человек, обладающий талантом, при упорном, систематическом труде и целеустремленности, может достичь самой высокой степени культуры и совершенства». Все окружение детства и юности, а также последующая жизнь артистки, свидетельствует о подлинном демократизме Неждановой. Об этом говорит и сама певица, описывая свои детские годы.

Отсюда и глубокое постижение Антониной Васильевной поэтического духа народной песни, сопровождавшей весь ее творческий путь. Связь с народным бытом, с родной деревней не порывалась и в дальнейшем. Уже будучи гордостью русской сцены, Антонина Васильевна посещала родные моста, запросто встречалась со своими прежними деревенскими подругами, которые не могли примириться с мыслью, что их «Тоня» вдруг стала «артисткою». Большую роль в формировании творческих принципов Антонины Васильевны сыграли ее первые знакомства с профессиональным искусством. Но это была не только итальянская опера. В своих посещениях «серьезных концертов»,— как вспоминала Нежданова,— она «впервые услышала петербургских и московских артистов, от которых была в полном восторге и пению которых старалась подражать».

Антонина Васильевна часто рассказывала, что ее с юных лет пленило «искусство замечательного русского артиста Н. При этом, Нежданова отмечает, что Фигнер привлекал не красотой своего голоса, а выразительностью исполнения, которая «поднималась до таких драматических высот, что оставаться холодной было невозможно». Необычайно увлекло пылкую поэтическую фантазию юной Неждановой и первое знакомство с драматическим театром. Это были спектакли украинской труппы во главе с ее замечательными мастерами — Заньковецкой, Саксаганским, Садовским, Кропивницким и другими. Театр производил «потрясающее впечатление» на Нежданову. В течение нескольких дней она не могла прийти в себя — «в ушах звучали мелодии, перед глазами проносились образы спектакля».

Народная песня, естественной экспрессией которой было напоено музыкальное сознание Неждановой, в сочетании с впечатлениями реалистического искусства украинских актеров и выразительным пением выдающихся русских певцов — вот откуда берет свои истоки национальная самобытность творчества Неждановой. Она увлекалась и итальянскими певцами, как всегда отдавая должное всему красивому, яркому, талантливому. Но никогда не подражала им, а шла своим путем, повинуясь своему чувству и вкусу. Нежданова хорошо понимала сущность национальных традиций русского вокального искусства: «Наиболее выразительным всегда было исполнение русских певцов. Русская вокальная школа сочетала в своем искусстве пластичность итальянской кантилены с огромной эмоциональной силой, свойственной русскому песенному творчеству... В то время, когда Европа была пленена блестящими, но не всегда оправданными колоратурами Доницетти и Беллини, колоратуры в творчестве Глинки уже получали глубоко выразительное значение.

Можно ли представить себе арию Антониды из «Ивана Сусанина» Глинки, спетую с блеском оперной арии Доницетти? Конечно, нет! И Людмила Глинки, и особенно Антонида — чудесные портреты русских женщин, и музыкальный язык их партий пронизан широкой задушевной лирикой, столь свойственной русскому народу» «Заметки певицы». К сожалению, вокальный стиль лирико-колоратурных партий Глинки не был так глубоко понят предшественницами Неждановой. Если гениальные Петров и Петрова-Воробьева сумели в своем исполнении сразу же выявить новаторство музыки Глинки, то многие, в том числе первые исполнительницы партии Людмилы и Антониды, не поднимались до такого уровня. Русские музыканты часто возмущались привнесением итальянской исполнительской манеры в вокальный стиль Глинки.

Одной из наиболее известных предшественниц Неждановой на московской сцене была шведская певица Альма Фострем. Даже в ее лучших партиях западно-европейского репертуара критика отмечала «сухость», «отсутствие чувств», недостаток обаяния и поэтичности. Кашкин, описывая исполнение Фострем партии Лакме. Не обладала Фострем и первоклассной колоратурой. Русские же партии она пела с «резко звучащим чужестранным акцентом». Журнал «Артист» пишет, что «Людмила — Фострем даже свое имя произносила с мягким окончанием; точно также именовала она милого «Русляна»; а потом были разные «родители несабфенные» незабвенные.

И если русская сцена увидела подлинного Ленского только с приходом Собинова , если только Шаляпин раскрыл истинный смысл образов Бориса Годунова и Ивана Грозного, то и Нежданова явилась лучшей Антонидой и Людмилой, впервые воплотив в своем пении характеры, созданные Глинкой. Вот почему молодая певица, впервые выступившая на сцене Большого театра именно в партии Антониды, сразу привлекла к себе внимание передовой общественности. Проникновенный лиризм, сдержанный и чистый, чуждый даже намека на сентиментальность или внешний эффект, душевная теплота, которой была овеяна каждая интонация Неждановой, помогли ей создать незабываемый образ Антониды. Даже такой требовательный блюститель традиций Глинки, как С. Рахманинов, заново ставивший «Ивана Сусанина»,— не мог предъявить Неждановой ни одного упрека. На вопрос, заданный ею на репетиции, — почему он не делает ей никаких указаний, Рахманинов ответил: «Пойте так же прекрасно, как вы это делали до сих пор».

Певица покоряет своею простотой, природного негою голоса. Антонида у нее в характере, в самом естестве вокальных данных»,— отмечалось в прессе по поводу рахманиновского спектакля... Да и внешний образ бесхитростной русской девушки с ее невзгодами, с ее счастьем удачно воплотился в лице исполнительницы»,подчеркивал другой рецензент. Это признание было единодушным. И не только Антонида — ряд совершеннейших по своей законченности и правдивости лирических образов, в которых вряд ли рискнула бы выступить обычная колоратурная певица, стали шедеврами вокального творчества Неждановой. Не тем бутафорским, к какому прибегают многие актеры, а являющимся результатом хорошо воспитанной души,— писал В.

Это чувство правды в связи с ее чудесным голосом делает Нежданову необыкновенно гармоническим сценическим явлением». Это же восхищает в Неждановой и М. Ермолову, работавшую с певицей над партиями Виолетты и Мими. Стоит только вслушаться в вокальную декламацию Антонины Васильевны, изумительное по совершенству слияние слова со звуком, музыкальной интонации с психологической, чтобы понять гармоничность ее творчества. Никогда в исполнении Антонины Васильевны нельзя было заметить гипертрофию слова, но и никогда певица не приносила слова в жертву звуку, вокальному эффекту, демонстрации верхних нот. Нежданова все подчиняла музыке, как средству выражения эмоционального содержания.

Атмосфера народной песенности, в которой формировалось музыкальное сознание Неждановой, воспитала в ней необычайно живое, теплое чувство мелодии, определившее душевность, выразительность исполнения певицы. Это умение предельно точно передать мелодический образ делало Антонину Васильевну высоким авторитетом для композиторов. Рахманинов посвятил Неждановой свой гениальный «Вокализ», и на вопрос певицы: — Почему без слов? Тот же Рахманинов, затем Гречанинов, Глиэр, Василенко, работая над вокальными произведениями, неизменно обращались к Неждановой за советами. У меня сохранилась написанная рукой Антонины Васильевны программа последнего в ее жизни открытого концерта, состоявшегося 18 апреля 1940 года в зале Дома ученых в Москве. Эта программа отражает широчайший диапазон камерного репертуара Неждановой.

Программа первого отделения завершается песенкой «Гвоздика» Вальверде, очень часто н довольно банально исполняемой эстрадными певцами. Но искусство Неждановой, ее благородная простота и верное ощущение песенности преобразили произведение, приблизили его к народной основе. Кажется, что непосредственно к Неждановой адресуется высказывание Белинского: «В искусстве есть два рода красоты и изящества, так же точно, как есть два рода красоты в лице человеческом. Одна поражает вдруг, нечаянно, насильно, если можно так сказать; другая постепенно и неприметно вкрадывается в душу и овладевает ею. Обаяние первой быстро, но непрочно; второй — медленно, но долговечно; первая опирается на новость, нечаянность, эффекты и нередко странность; вторая берет естественностью и простотой». Простота и естественность — это то, что каждый слушатель прежде всего отмечал в искусстве Неждановой.

Но простота эта является высшей целью и высшей трудностью, которую достигают лишь немногие, но к которой должны стремиться все, кто хочет достигнуть истинных высот, а не срывать легкие, но быстро увядающие лавры внешнего успеха. Искусство Неждановой адресуется непосредственно к человеческой душе. Примеров этому много; но вот один, быть может, наиболее лаконичный и выразительный. Это было в 1919 году. Небольшая бригада артистов Большого театра во главе с Антониной Васильевной, выступая в Вологодской области, посетила село Плющево, славящееся своими мастерами резьбы по дереву и кости. Небольшой сельский клуб, конечно, был набит до отказа; радушно принимали крестьяне.

Антонина Нежданова - биография, новости, личная жизнь

365 дней ТВ представляет | Женщины в русской истории | Выпуск № 29Антонина Васильевна Нежданова#365днейТВ #История #ЖенщиныВРусскойИстории #ИсторияРоссии #Ве. Биография Нежданова Антонина Васильевна в архиве мемориала ПомниПро. НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна (1873 — 1950), русская советская певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925).

Голос войны: пять советских артисток, чьи песни привели к победе

Централизованная библиотечная система города Сочи - Новости - Антонина Нежданова Антонина Нежданова российская и советская певица и музыкальный педагог. Она по праву считается одной из самых прославленных оперных певиц XX века.
Антонина Нежданова - актриса - биография - актрисы театра - Кино-Театр.Ру Сборник материалов и исследований «Антонина Васильевна Нежданова» предлагает вниманию читателей работы, написанные самой Неждановой, воспоминания ее друзей, коллег, учеников и исследования о великой русской певице.

Антонина Васильевна Нежданова Материалы и исследования

Великая русская оперная певица Антонина Васильевна Нежданова помимо множества официальных званий и наград имела почетное народное звание Царица Русской Сцены, которым ее величали задолго до. Антонина Васильевна Нежданова умерла в Москве 26 июня 1950 года. 16 июня – 150 лет со дня рождения Антонины Васильевны Неждановой, русской певицы (1873–1950). Вот еще почему вокально-техническое мастерство Антонины Васильевны должно изучаться" Антонина Васильевна Нежданова родилась 16 июня 1873 года в деревне Кривая Балка, близ Одессы, в учительской семье.

Голос войны: пять советских артисток, чьи песни привели к победе

Судьба Антонины Васильевны Неждановой, так же как и ее искусство, феноменальны. «"Антонину Васильевну Нежданову и Николая Семеновича Голованова многие десятилетия связывал творческий союз, как на сцене Большого театра, так и на концертной эстраде. Нежданова Антонина Васильевна. Павел Дегтярев aka bnr.

Антонина Васильевна Нежданова

НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна, фото, биография Нежданова Антонина Васильевна умерла 26 июня 1950 года в Москве.
НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна, фото, биография Он был совершенно сражен талантом и красотой Антонины Васильевны Неждановой, прежде всего, конечно, ее музыкальным талантом.
Вспоминая Антонину Васильевну Нежданову...: nashenasledie — LiveJournal Нежданова Антонина Васильевна умерла 26 июня 1950 года в Москве.

Русская «канарейка» Антонина Нежданова

Нежданова Антонина Васильевна. Антонина Васильевна Нежданова за свою жизнь заслужила огромное количество наград и званий. Антонина Нежданова пела на одной сцене с Энрико Карузо и Федором Шаляпиным; Бернард Шоу считал ее «лучшим творением природы», а Сергей Рахманинов посвятил ей свой знаменитый «Вокализ».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий