Русские крестьяне благодарят императора Александра IIго за освобождение от крепостной. 19 февраля 1861 года в России закончилось рабство: Александр II подписал манифест об отмене крепостного права. Репродукция картины Григория Мясоедова «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». 19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. Реформа 19 февраля 1861года позволяла крестьянам быть полноправными членами общества.
Император Александр II подписал манифест об отмене крепостного права
160 лет назад, 19 февраля 1861 г., Александр II подписал документ, определивший дальнейшую судьбу России и закрепивший за императором почётное звание «Освободитель». Урок по теме Крестьянская реформа 1861 г. Теоретические материалы и задания История, 9 класс. 3 марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года император Александр II подписал Манифест "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных РИА Новости, 03.03.2021. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, он изменял судьбу 23 млн. крепостных крестьян: они получили личную свободу и гражданские права. 19 февраля 1861 г. в Петербурге Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем. Дискуссия с участием историков Николая Сванидзе, Михаила Давыдова и Ирины Карацубы. 22 февраля 2018 года, Центр документального кино. ПОЛОЖЕНИЯ ФЕВРАЛЯ — ПОЛОЖЕНИЯ 19 ФЕВРАЛЯ 1861 законодательный акт, оформивший отмену крепостного права в России и начавший крестьянскую реформу 1861.
19 февраля 1861 года принят Манифест Об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости.
Факсимиле манифеста 19 февраля (3 марта) 1861 года по изданию «Великая реформа», 1911 год. 22 февраля в Центре документального кино состоялась дискуссия, организованная Фондом Егора Гайдара при поддержке Вольного исторического общества и приуроченная к годовщине Манифеста 19 февраля 1861 года. 22 февраля в Центре документального кино состоялась дискуссия, организованная Фондом Егора Гайдара при поддержке Вольного исторического общества и приуроченная к годовщине Манифеста 19 февраля 1861 года. С выходом положения 19 февраля 1861 [года], прослушавши в церкви Высочайший Манифест со слезами восторга, сделался таким оптимистом, что теперь стыдно становится того увлечения и того, что говорил я тогда по этому поводу.
160 лет отмене крепостного права в России
Человек как бы закреплялся за кем-то, от чего и пошло слово «крепостничество». На Руси и прежде существовала такая система арендных отношений, однако крестьяне были вольны покинуть свои земли и уйти на территорию другого землевладельца. Во времена конца династии Рюриковичей и последовавшей Смуты русская казна пребывала в плачевном состоянии. Пополнить ее могли сборы с помещиков, а значит богатство землевладельцев было в интересах государства.
Чтобы предотвратить падение и без того посредственных урожаев из-за миграции крестьян, в начале XVII века начали вводиться законы, ограничивающие перемещение людей между помещиками. Сначала для этого оставили только один день в году, — Юрьев день, — а затем Соборное уложение свод законов 1649 года полностью закрепило крестьян за той землей и тем помещиком, где они находились на момент переписи 1620-х годов. Крепостное право вводилось как временная кризисная мера, необходимая для усиления государства.
Направлено оно было не на улучшение жизни бояр и дворян за счет принудительного крестьянского труда, а на повышение объемов собираемых с помещиков налогов. Но нет ничего более постоянного, чем временное. Очень скоро крестьяне, возделывающие землю помещика или платящие ему оброк, стали предметом экономических отношений — людей можно было продать другому землевладельцу, причем как вместе с землей, так и без.
Император Петр I был недоволен таким обхождением с подданными, и приказал прекратить продажу крепостных, разрешив делать это лишь в случае особой необходимости и только целыми семьями, но на практике указание не соблюдалось. Строгость ограничений прав крестьян во времена крепостного права постоянно менялась. Именно благодаря Петру I у крестьян появились возможности стать свободными, уйдя, например, в солдаты даже без разрешения господина или плотники для строительства русского флота.
И одновременно с этим послаблением появилась новая категория крепостных, которая «закрепостила» всех ранее свободных людей. Государственные, то есть принадлежащие напрямую государству, крепостные работали на казенной земле, платили стране оброк и могли быть переданы в частные руки. Долгий путь к свободе Как было сказано, крепостное право — явление своей эпохи, которое не могло продолжаться вечно.
Трудившиеся почти всю неделю на помещиков крестьяне закономерно работали без энтузиазма. Из-за наличия бесплатной рабочей силы, помещики не торопились тратить деньги на промышленные станки, чтобы тем самым наращивать мощности своих производств. В 1797 году император Павел I в день своей коронации подписал Манифест о трехдневной барщине, запрещавший эксплуатировать крепостных более трех дней в неделю — остальные три дня крестьяне посвящали работе на самих себя, а воскресенье значилось церковным днем.
Вскоре в 1803 году император Александр I принял Указ о вольных хлебопашцах, регламентирующий процедуру освобождения крестьян за выплату, выполнение работы или по доброй воле помещика.
Через год, пройдя бесчисленные «комитеты» и совещания, мнения и прения, Манифест об отмене крепостного права был подписан. Однако радость, с которой он был встречен, вскоре сменилась разочарованием. Бывшие крепостные ожидали полной воли и были недовольны переходным состоянием «временнообязанных».
Крестьяне бунтовали, требуя освобождения с землёй… Несмотря на это, крестьянская реформа 1861 года имела огромное историческое значение. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений, других важнейших преобразований, направленных на создание гражданского общества. Оно формировалось уже в ходе обсуждения отмены крепостного права. По глубокому убеждению Анатолия Кони, «Имп.
Личности и жизненному пути Александра II посвящено множество историко-просветительских проектов, о двух из них — виртуальных выставках Российской государственной библиотеки и Российского государственного архива кинофотодокументов можно прочитать на нашем сайте.
Первоначально срок пребывания во временнообязанном состоянии не был установлен, поэтому крестьяне тянули с переходом на выкуп. Тогда был принят закон об обязательном переходе на выкуп в течение двух лет. В этот срок следовало заключить выкупные сделки либо терялось право на земельные наделы. В 1883 году категория временнообязанных крестьян исчезла. Часть из них оформила выкупные сделки, часть лишилась земли. Крестьянская реформа 1861 г. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Отмена крепостного права проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, направленным на создание в России гражданского общества. За эту реформу Александра II стали называть царем Освободителем.
Картина Бориса Кустодиева «Чтение манифеста», 1909 год Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости Рассылка «Курган и курганцы» Два раза в неделю — во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.
Это привело к массовому приходу к Петрову соседних крестьянских селений, желающих узнать о «воле». Вскоре волнения распространились на соседние уезды и губернии. В ответ на волнения в Бездне был направлен отряд войск генералом Апраксиным.
Крестьяне отказались выдать Петрова и окружили его избу, не пуская солдат.
Вы точно человек?
19 февраля (3 марта) 1855 года на престол вступил император Александр II. Главная» Новости» 19 февраля в истории россии 1861 год. Одна медаль — «19 февраля 1861 г.» — была выпущена в единственном экземпляре: ею был награждён Александр II. 19 февраля (3 марта) 1861 года был издан высочайший Манифест об отмене крепостного права в России. 28 января 1861 года открылось заседание Государственного совета, завершившееся 16 февраля 1861 года. 3 марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года в шестую годовщину своего восшествия на престол, император Александра II подписал «Манифест об отмене крепостного права».
Отмена крепостного права
Это привело к массовому приходу к Петрову соседних крестьянских селений, желающих узнать о «воле». Вскоре волнения распространились на соседние уезды и губернии. В ответ на волнения в Бездне был направлен отряд войск генералом Апраксиным. Крестьяне отказались выдать Петрова и окружили его избу, не пуская солдат.
Новый царь ясно дал понять, что отмена властью крепостного права является необходимостью, которую диктуют реалии времени. Чтобы не допустить возможного крестьянского восстания, затягивать проведение реформ было нельзя. Своё отношение к данному вопросу Александр II выразил следующим образом: «Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу». Именно Александр II значится в истории как тот, кто подписал манифест об отмене крепостного права. Поначалу подготовка реформ по ликвидации крепостной системы была полностью засекречена. Но такая судьбоносная для Российской империи инициатива не могла долгое время быть достоянием лишь узкого круга приближенных к царю дворян, и вскоре был создан Главный комитет по крестьянским делам. Основополагающей идеей будущей реформы было оставление земли на удержании крестьян. Аграрное хозяйство империи должно было в будущем делиться на крупное помещичье и мелкое крестьянское земельные уделы. Положениями отмены крепостного права активно занялись созданные редакционные комиссии. Надвигающиеся перемены встретили непонимание и сопротивление со стороны дворян: помещики не желали отдавать землю крестьянам. К тому же, после реформы управление крестьянами должно было сосредоточиться в руках правительства, что не входило в планы дворян. В свою очередь, правительство понимало необходимость учесть в проекте реформы интересы всех сторон. Поэтому проект упразднения крепостного права базировался на следующих положениях: индивидуальный подход к определённым территориям, имеющим свои особенности; необходимость переходного периода для перевода хозяйств в рыночные отношения; гарантия выкупа для помещиков при освобождении крестьян После подготовки редакционными комиссиями положений про отмену крепостного права проект реформы был вынесен на рассмотрение и утверждение государственных чинов, входящих в Главный комитет. Манифест 1861 года: плюсы и минусы отмены крепостного права На заседании Госсовета по крестьянскому делу царь потребовал одобрения проекта, предложенного составителями. С российским крепостным правом навсегда было покончено, а крестьяне объявлялись свободными. Земля, правда, оставалась собственностью помещиков, и за пользование наделами крестьянам нужно было либо платить деньги, либо отрабатывать. Полную независимость от помещиков крестьяне могли получить после полного выкупа земельных наделов. До этого они считались временно-обязанными крестьянами.
Зато в решении крестьянского вопроса был накоплен значительный опыт, на который в дальнейшем смог опереться его сын Александр II. Александр Николаевич, вступивший на российский престол в 1855 году, был одушевлен самым искренним намерением сделать все для устранения недостатков русской жизни. Главным из них он считал крепостное право. По сути, это была одна из сложнейших проблем: крепостное право слагалось на Руси веками, оно тесно переплелось с разными сторонами жизни крестьянина, который зависел от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях. А теперь его нужно было освободить от опеки помещика, дать личную свободу. В 1857 году для подготовки крестьянской реформы был учрежден Секретный комитет.
Эти несостоявшиеся дворяне пополнили число государственных крестьян. Другие дворяне сумели защититься от разорения — их оборона приняла форму крепостного права. Иван Грозный виновен в гибели нескольких тысяч своих подданных. И крепостное право тоже он ввел? Так могли думать в XIX веке, когда к Ивану уже относились скверно, а многие исторические подробности еще не были известны. Действительность гораздо запутаннее: указа о введении крепостного права в распоряжении историков до сих пор нет. Злополучный документ мог погибнуть в пожарах XVII века или никогда не увидеть свет. Допустимо предположение, что закрепощение произошло в стыдливой манере — через серию дополнявших друг друга указов. Судя по сохранившимся документам, Иван IV не был причастен к большинству из них. Распоряжения о сыске беглых относятся к 90-м годам XVI века, когда московский трон занимал сын Ивана Федор I, пользовавшийся советами своего шурина и будущего преемника — Бориса Годунова. Царя-закрепостителя нужно искать среди этих двоих. Так или иначе, но закрепостили всех? По крайней мере, следует уточнить, что подразумевать под этим словом. В старой России крепостные крестьяне делились на государственных и частных. К помещикам, или частным владельцам, в неволю попала только половина крестьян. Вторая находилась в собственности государства. Помимо него, в роли земле- и душевладельцев выступали монастыри православной церкви. На протяжении веков русской истории соотношение между государственными, монастырскими и частновладельческими крестьянами претерпевало изменения. Юридическая зависимость от барина была особенно тягостна для тех частновладельческих крестьян, кто вынужден был проводить часть своего времени обрабатывая его пашню, а в остальное время всегда находился у хозяина под рукой. Этих крестьян называли барщинными. Такое соседство открывало возможности для самых тяжелых злоупотреблений. Другие, переведенные на оброк, могли не встречать своего господина продолжительное время. Оброк в Российской империи сводился к постоянной финансовой выплате, тяжесть которой один человек нес в пользу другого. Как оброчный крестьянин зарабатывал деньги, помещик оставлял на его усмотрение. Этот налог можно сопоставить с отчислениями по ипотеке или алиментам. Оставаясь крепостными, крестьяне разбредались из деревень — устраивались на подсобные работы в городе с целью заработать денег для помещика и заплатить ему. На Русском Севере отходников насчитывалось около четверти. Остальные оброчные крепостные при желании тоже могли уйти на заработки — не встретив особенных препятствий. Хотя у этих крестьян и имелся владелец, но они не были так уж обязаны постоянно иметь дело с ним. Эти землепашцы не только вынуждены были находиться в селах неотлучно, но и в силу этого целиком зависели в своей повседневности от помещиков. Страдания именно этих крепостных легли в основу крестьянских песен о неволе, горечь которых подпитывали личные унижения, не исключая причиненных по личной жестокости, сексуальной невоздержанности или даже ради развлечения. Страх крестьян перед своим господином усиливала опасность быть отправленными в Сибирь до конца своих дней — этим дисциплинирующим правом сельского хозяина наделяли законы империи. Но более типичны для старой России были не лобовые столкновения, затрагивавшие человеческое достоинство, а конфликты между барином-доброхотом и крестьянским миром по вопросу об использовании земли. На попытки вмешаться в свой труд, навязав новые формы земледелия, в том числе полезные например, возделывание картофеля , крестьяне отвечали вспышками коллективной ярости. Отношения между барином и крестьянами не сводились к примитивной эксплуатации, но часто принимали усложненную форму взаимонепонимания сторон, усугубленного разницей в образовательном уровне, ценностях и образе жизни. Крепостное право и рабство — это одно и то же? История обвинений в рабовладении, выдвигавшихся против крепостников, восходит к случаю в библиотеке Лейпцигского университета, где впечатлительному студенту из России Александру Радищеву попало на глаза сочинение Гийома Рейналя "Философическая и политическая история европейских поселений и коммерции в Индиях", содержащее описание рабовладения на островах Карибского моря. Сходство между положением афрокарибских невольников и русских крепостных показалось Радищеву настолько разительным, что он сделал все от него зависевшее, чтобы донести эту параллель до российской общественности. Итог усилий Радищева — сочинение "Путешествие из Петербурга в Москву" чудом прошло цензуру. Последовал конфликт с властями Российской империи и пожизненная ссылка, завершившаяся через несколько лет помилованием при Павле I. Радищеву возражали многие. Ценивший полемиста Пушкин посвятил опровержению его представлений зеркальное "Путешествие из Москвы в Петербург". Разница между крепостным правом и рабовладением, по мнению Пушкина и его единомышленников, сводилась к трем обстоятельствам — двум бытовым и одному юридическому. В повседневной жизни, в отличие от невольников, крестьяне жили в собственных домах, полностью отдельно от хозяина, располагали имуществом, пусть юридических прав на него и не имели.
Заблуждения и факты о крепостном праве в России
В 1857 году для подготовки крестьянской реформы был учрежден Секретный комитет. В начале 1859 года для обработки проектов реформы дворянских комитетов были созданы Редакционные комиссии. В сентябре 1860 года выработанный проект реформы был обсужден депутатами, присланными дворянскими комитетами, а затем передан в высшие государственные органы. В середине февраля 1861 года «Положение об освобождении крестьян» было рассмотрено и одобрено Государственным советом. Так в России было отменено крепостное право. Однако, данный документ вызвал неоднозначную реакцию во всех слоях населения, поскольку преобразования имели половинчатый характер.
Шипов обладал, судя по всему, немалым предпринимательским талантом: вместе с другими крестьянами из своей слободы Шипов перевелся на оброк и отправился в башкирские степи, чтобы покупать и перегонять оттуда стада овец. Это принесло ему такой доход, что он — вместе с другими крестьянами — предложил помещику выкупиться из зависимости.
Барин отказался. Шипов вспоминал: «Однажды помещик, и с супругою, приехал в нашу слободу. По обыкновению богатые крестьяне, одетые по-праздничному, явились к нему с поклоном и различными дарами; тут же были женщины и девицы, все разряженные и украшенные жемчугом. Недолго думая, помещик тут же увеличил сумму оброка. Потом дошло до того, что на каждую ревизскую душу падало вместе с мирскими расходами свыше 110 руб. Слобода, в которой жил Шипов, платила помещику 105 тысяч рублей ассигнациями в год. Это огромная сумма — по ценам начала XIX века, времени, о котором рассказывает Шипов, крепостного можно было купить за 200—400 рублей рублевыми ассигнациями за 125 рублей Пущин в это время купил телегу, а Пушкин получил за «Евгения Онегина» 12 тысяч рублей гонорара.
В книге «Беседы о русской культуре» Юрий Лотман приводит эпизод из воспоминаний Николая Шипова и пишет: «Интересно, однако, что помещик стремится не столько к своему обогащению, сколько к разорению крестьян. Их богатство его раздражает, и он готов идти на убытки ради своего властолюбия и самодурства. С подписанием в 1803 году Александром I Указа о вольных хлебопашцах крестьяне получили право выкупаться у помещиков сразу целыми деревнями и вместе с землей. За 39 лет, с 1816 по 1854 год, свободу получили 957 тысяч человек. В 1842—1846 годах, в период новых скромных попыток законодательно облегчить жизнь крепостных, крестьяне получили право выкупаться на волю как при согласии помещика, так и без его согласия, правда лишь в том случае, если помещичье имение продавалось на аукционе. Константин Маковский «Крестьянский обед в поле» Почему часть общества считала, что крепостные — это в порядке вещей? Какие у этого могут быть аргументы?
А были случаи, что крестьяне хотят оставаться крепостными? На самом деле разговор о том, что крепостное право аморально и неэффективно, начинается довольно рано. Екатерина II разделяла мнение, что человек не может владеть человеком, при Александре I дискуссия принимает еще более очевидный оборот, а ко времени царствования Александра II в необходимости отмены крепостного права уже почти никто не сомневался, спорили в основном об условиях и сроках. Другое дело — что сто лет дискуссии о крепостничестве никак не приводили к ощутимым результатам. Аргументов тут было несколько: и пресловутая неготовность людей к свободе, и экономическая сложность процесса неясно было, где крестьянам взять деньги на выкуп , и размер империи. Попадались случаи совсем причудливой логики. В 1803 году Дмитрий Бутурлин, дипломат и вольтерьянец, пишет: «Есть что-то такое отеческое и нежное во взаимных отношениях барина и крепостного, в то время как отношения хозяина и нанятого слуги кажутся мне чисто корыстными.
Свободный рынок — это обмен услуг на мои деньги, и, едва заплатив, я нахожу, что полностью освобожден от любых обязательств, поскольку выполнил все, что обещал. Мимолетная сделка, которая проходит, не оставляя по себе малейшего следа. Она не несет ни для одной из сторон ни воспоминаний о прошлом, ни надежды на будущее. Наш обычай велит признавать за детьми услуги, оказанные их отцами, — вот вам и прошлое. Обеспечивать существование старым слугам, которые не трудятся уже по возрасту, — вот и будущее. Все это куда человечнее и добрее, чем простой денежный рынок».
Затем правительство решило ознакомить общество со своими намерениями, и Секретный комитет был переименован в Главный комитет. Дворянство всех областей должно было создавать губернские комитеты для выработки крестьянской реформы. В начале 1859 года для обработки проектов реформы дворянских комитетов были созданы Редакционные комиссии. В сентябре 1860 года выработанный проект реформы был обсужден депутатами, присланными дворянскими комитетами, а затем передан в высшие государственные органы. На основании этих документов крестьяне получали личную свободу и право распоряжения своим имуществом. Заключительными словами исторического Манифеста были: «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного». Манифест был объявлен в обеих столицах в большой религиозный праздник — Прощеное воскресенье, в других городах — в ближайшую к нему неделю Согласно Манифесту, крестьянам были присвоены гражданские права — свобода вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на своё имя и др. Крестьянству даровалась юридическая свобода, но земля объявлялась помещичьей собственностью. За отводимые наделы крестьяне на положении «временнообязанных» несли в пользу помещиков повинности, которые практически не отличались от прежних, крепостных. Наделение землей производилось в соответствии с местными положениями, в которых для различных районов страны черноземных, степных, нечерноземных определялись высшие и низшие пределы количества земли, предоставляемой крестьянам. Эти положения конкретизировались в уставных грамотах, в которых указывалось, какую землю получали крестьяне.
Константин Маковский «Крестьянский обед в поле» Почему часть общества считала, что крепостные — это в порядке вещей? Какие у этого могут быть аргументы? А были случаи, что крестьяне хотят оставаться крепостными? На самом деле разговор о том, что крепостное право аморально и неэффективно, начинается довольно рано. Екатерина II разделяла мнение, что человек не может владеть человеком, при Александре I дискуссия принимает еще более очевидный оборот, а ко времени царствования Александра II в необходимости отмены крепостного права уже почти никто не сомневался, спорили в основном об условиях и сроках. Другое дело — что сто лет дискуссии о крепостничестве никак не приводили к ощутимым результатам. Аргументов тут было несколько: и пресловутая неготовность людей к свободе, и экономическая сложность процесса неясно было, где крестьянам взять деньги на выкуп , и размер империи. Попадались случаи совсем причудливой логики. В 1803 году Дмитрий Бутурлин, дипломат и вольтерьянец, пишет: «Есть что-то такое отеческое и нежное во взаимных отношениях барина и крепостного, в то время как отношения хозяина и нанятого слуги кажутся мне чисто корыстными. Свободный рынок — это обмен услуг на мои деньги, и, едва заплатив, я нахожу, что полностью освобожден от любых обязательств, поскольку выполнил все, что обещал. Мимолетная сделка, которая проходит, не оставляя по себе малейшего следа. Она не несет ни для одной из сторон ни воспоминаний о прошлом, ни надежды на будущее. Наш обычай велит признавать за детьми услуги, оказанные их отцами, — вот вам и прошлое. Обеспечивать существование старым слугам, которые не трудятся уже по возрасту, — вот и будущее. Все это куда человечнее и добрее, чем простой денежный рынок». К середине XIX века к дискуссии императорского дома и либерального дворянства подключается даже охранка. С 1827 года созданная Николаем I политическая полиция готовит для императора ежегодный отчет о положении в стране. Если читать эти отчеты подряд, хорошо видно, с какой скоростью отношение к «крестьянскому вопросу» менялось в среде высшей российской бюрократии: 1827 год. Среди крестьян циркулирует несколько пророчеств и предсказаний: они ждут своего освободителя, как евреи своего Мессию, и дали ему имя Метелкина. Они говорят между собой: «Пугачев попугал господ, а Метелкин пометет их». Толки всегда одни и те же: царь хочет, да бояре противятся. Дело опасное, и скрывать эту опасность было бы преступлением. Простой народ ныне не тот, что был за 25 лет перед сим. Эта уверенность поселила во всех сословиях опасение, что от внезапного изменения существующего порядка вещей произойдут неповиновения, смуты и даже самое буйство между крестьянами. Дворяне беспоместные, писатели и люди разных сословий… все с восторгом прославляют мысль об уничтожении крепостного права. Они доказывают — и весьма справедливо, — что положение крепостного человека есть состояние неестественное, противное разуму и христианской вере, что человек в рабстве перестает быть человеком и делается вещью… Сами крепостные относились к происходящему по-разному: 23 миллиона человек довольно сложно считать однородной группой. Среди крепостных были более или менее предприимчивые люди, более или менее готовые к радикальной смене в своей каждодневной жизни, более или менее знающие, что делать дальше; были те, кто любил своих господ и предпочитал продолжать службу. Крестьянскую реформу называют «ущербной» и видят в этом одну из предпосылок революции. Что в ней было ущербного?
Вы точно человек?
Зборовский, второй — Г. Носарь-Хрусталев, третий — Л. Бронштейн-Троцкий, четвертый — А. Витте первым премьер-министром. Горемыкина с поста премьера, назначение на этот пост министра внутренних дел П. Столыпин во главе правительства.
Канцлер Горчаков 1859, 25 августа Взятие Гуниба. Начало эпохи «народного самодержавия» 1891 Союз с Францией 1892—1903 Министерство С. Начало революции 1906, 6 августа Начало деятельности Государственной думы 1906—1911 Правительство П.
Не обвенчаешь — повешу. Подобных историй было, видимо, немало, хотя документированы они плохо. Святитель взял за основу проект Ю. Самарина и качественно его переработал. Позднее вариант святителя Филарета, с небольшими изменениями, и стал текстом Манифеста от 19 февраля 1861 года. Но здесь тоже надо пояснить исторический контекст. Дело в том, что к середине XIX века у Церкви вновь появляются земли — не села с крестьянами, а леса, ловли, промысловые земли, иногда пашни. Это им дарило правительство. Так вот, в преддверии 1861 года в церковной среде стали распространяться слухи, что вслед за освобождением крестьян последует новая секуляризация церковных земель, что эти земли раздадут частично крестьянам, частично помещикам. Складывалась парадоксальная ситуация — раскрепощения крестьян духовенство ждало с настороженностью: не последует ли за ним какого-то притеснения Церкви. Так вот, святитель Филарет написал специальный отзыв который есть в собрании отзывов на проект манифеста , что хорошо бы так не делать, что нельзя увязывать освобождение крестьян с изъятиями церковной земли. Общий жертвенный котел в престольный праздник. Илларион Прянишников. Можно ли было в тех условиях провести освобождение крестьян как-то иначе, лучше? Но мне вспоминается замечательная фраза Ключевского, что по справедливости на следующий день после 18 февраля 1762 года когда Петр III подписал «Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству» следовало подписать манифест об освобождении крепостных крестьян, что и было сделано, — иронизирует Ключевский, — 19 февраля, но только через 99 лет. Если же говорить без шуток, то, на мой взгляд, главной проблемой манифеста 1861 года была недооценка подводных камней, содержащихся в общинном крепостном праве. Община воспринималась государством как залог политической благонадежности крестьян и как удобное средство взыскивать налоги. Однако на стратегические, «долгоиграющие» проблемы, порождаемые общиной, внимания не обращали. Фактически настоящего освобождения крестьян так и не случилось, манифест 1861 года стал только первым шагом к этому. Дескать, именно благодаря Православию, воспитывающему в людях покорность и смирение, крепостное право продержалось в России гораздо дольше, чем в Европе. Или же говорят о том, что крепостное право — это свидетельство слабости Церкви, свидетельство того, что вера была чисто формальной и ограничивалась лишь ритуальной стороной. Что Вы об этом скажете? Прежде всего потому, что не дело Церкви — бороться за или против какого-то политического или экономического строя. Всё это для нее внешнее, а главное свое дело, духовное окормление верующих, она может осуществлять при любом строе. Вопрос лучше поставить по-другому — как могли православные люди, помещики, творить такие безобразия со своими крепостными крестьянами? В этом действительно чувствуется изъян христианского воспитания, но этот изъян присущ всему тогдашнему образованному обществу, весьма далекому от Церкви. Напомню, что зверство и беспредел затрагивали не только крестьян, но и низовое духовенство, и монашествующих. Таким образом, проблема крепостников — это нравственная проблема всего российского общества той эпохи. Мне кажется, тема эта еще недостаточно осмыслена современным церковным сознанием — возможно, потому, что как-то затерялась на фоне более актуальных и трагичных проблем XX века, которые сейчас активно дискутируются. Думаю, пройдет какое-то время — и такому же осмыслению будет подвергнут и императорский период нашей истории. Пока что не дошли руки — вернее, головы. Беглова «Непокоренное монашество» в октябрьском номере «Фомы» за 2009 год. Протоиерей Максим Хижий, инспектор Свято-Троицкого духовного училища г. Гусь-Хрустальный Владимирской области, кандидат философских наук Заступник крепостных Малоизвестные страницы жизни святителя Игнатия Брянчанинова В 1852 году Святейший Синод направил архимандрита Игнатия Брянчанинова депутатом от духовного сословия в Высочайшую комиссию, которая расследовала насилия над крепостными Устюжского уезда в Новгородской губернии. Поводом для возбуждения следственного дела явилась челобитная крепостных помещика Страхова, написанная с их слов приходским священником Ивановским. Практически все девушки, включая малолетних, подверглись насилию со стороны барина.
Засулич в Ф. Трепова, ее оправдание судом присяжных заседателей. Соловьева на императора Александра II. Делянова о «кухаркиных детях», повышение в университетах платы за обучение в 5 раз. Поповым радио. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами».
Освобождение крестьян.
- Крестьянская реформа 1861
- Заблуждения и факты о крепостном праве в России
- Улица 19 февраля /
- Невольная воля. Бывшие крепостные должны были выкупать землю до 1955 г.
- Вы точно человек?
- 160 лет назад Александр II освободил крестьян от крепостной зависимости -
Канун восстания
Пожертвований накопилось в 70 тысяч рублей, остальное взяла на себя казна: общая стоимость проекта составляла 1 млн. До какой степени не хватало спасительных средств, свидетельствует следующий факт. Летом 1891 года знаменитый московский купец-благотворитель Василий Бахрушин задумал построить большой трехпрестольный храм в честь небесных покровителей своих братьев и своего тезоименитства. Место для него было выбрано в окраинной Новой Деревне у Рогожской заставы, где местное население остро нуждалось в приходском храме. Бахрушин собирался внести значительную сумму на его строительство, и тогда явилась идея объединить эти два замысла, то есть построить благодарственный храм в Новой Деревне и приложить к собранным на него средствам солидный вклад Бахрушина. Это начинание даже благословил митрополит Московский и Коломенский Сергий Ляпидевский. Он обещал Бахрушину просить у Святейшего Синода передать собранную из пожертвований сумму на построение храма в Новой Деревне. Однако разрешения не последовало — сочли неудобным, во-первых, строить всенародный благодарственный храм в глухой окраине Москвы, а не на видном месте в центре города, а во-вторых, присоединять к таким пожертвованиям крупный частный вклад. Бахрушин построил храм во имя Василия Исповедника — он и сейчас стоит, вновь открытый, на Международной улице. А место для благодарственного храма-памятника во имя Александра Невского городские власти отвели, как и хотели, в центре Москвы, на Миуссах, недалеко от Тверской улицы. Историческое название Миусс произошло, по легенде, от имени казака Миуски из ватаги Стеньки Разина, которого привезли вместе с плененным атаманом в Москву и в 1673 году казнили на местной площади.
На заседаниях шла упорная борьба между консерваторами, которые преобладали, и либералами. Александр II потребовал завершить работу к середине февраля 1861 г. Манифест был обнародован 5 марта, в Прощёное воскресенье. Это не было случайностью. Власти ожидали взрыва недовольства крестьян условиями реформы и считали, что во время Великого поста протесты не примут острой формы. Чиновники, которые разрабатывали проект реформы и участвовали в её осуществлении, были награждены специально выпущенными по этому случаю медалями.
Золотая медаль «За труды по освобождению крестьян» Узнать больше Как наградили участников разработки Крестьянской реформы 1861 г. В 1861 г. Её получали чиновники, которые участвовали в разработке реформы 1861 г. Всего было отчеканено 1 500 серебряных и 250 золотых медалей. Право на ношение медали стало наследственным. Но это была не единственная награда, связанная с Крестьянской реформой.
Были и другие медали: «За труды по устройству крестьян в Царстве Польском», «За труды по устройству военно-заводского населения», «За труды по устройству удельных крестьян». Одна медаль — «19 февраля 1861 г. Медаль «19 февраля 1861 г. Правительство его и не ожидало. Опасаясь крестьянских волнений, в разных губерниях о даровании воли объявляли в разное время и при этом передислоцировали войска из одного региона в другой. Жандармы в 1861 г.
Многие крестьяне были уверены, что чиновники и помещики подменили царский манифест. Они не хотели принимать те кабальные условия освобождения, которые им сообщили. Словами источника Из воспоминаний Егора Лазарева, бывшего крепостного крестьянина, в будущем члена партии эсеров, 1906 г. Да где это видано, чтобы мужики свою землю выкупали да у помещиков в аренду брали? Обманывают помещики и чиновники, скрывают от народа настоящую волю, — и народ, и царя обманывают! Погоди, вот узнает царь, он им задаст, мошенникам!
Братцы, не поддавайся, не идём на выкуп! Задания Что в содержании реформы вызвало недовольство крестьян? Как вы думаете, какой воли ожидали крестьяне? Что же собой представляла Крестьянская реформа? Основные её условия содержались в «Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Крепостное право отменялось, крестьяне становились свободными сельскими обывателями.
Это означало, что они получали гражданские права и могли: вступать в брак по собственному решению: теперь для этого не требовалось согласия помещиков; совершать различные сделки; заниматься торговлей, открывать предприятия, записываться в цехи и гильдии; обращаться в суд с исками и жалобами, выступать там в качестве свидетелей; переходить в другие сословия, поступать на военную службу; менять место жительства, но с некоторыми условиями; отдавать детей в учебные заведения. Крестьянская община за братской трапезой. Фотография неизвестного автора Но крестьяне оставались членами общины, то есть сельского общества, и выйти из неё могли только при соблюдении определённых условий. Они должны были: отказаться от земельного надела, который относился к общинной, или «мирской», земле; уплатить все недоимки, то есть долги, по налогам и повинностям; не состоять под судом; получить разрешение на выход из общины от своих родителей, если они ещё живы; предоставить обеспечение малолетним детям или иным иждивенцам, если они оставались в общине; в первые девять лет после реформы дополнительно нужно было получить увольнительное свидетельство от волостного старшины. Крестьяне, став свободными, выходили из-под власти помещиков. Поэтому создавалась новая система управления деревней.
Крестьяне, жившие на земле одного помещика, составляли сельское общество. Сельские общества одного или нескольких уездов объединялись в волость. На сельском сходе, в котором участвовали главы крестьянских хозяйств, избирались сельский староста и другие должностные лица: сборщики податей, писари, лесные и полевые сторожа. В «Общем положении» перечислялись вопросы, которые мог решать сельский сход. Сельский сход. Бугурусланский уезд Самарская губерния.
Фотография неизвестного автора Волостной сход избирал волостное правление во главе с волостным старшиной и волостной крестьянский суд. Волостной старшина должен был следить за порядком, доводить до крестьян новые законы и следить за их исполнением, задерживать бродяг и других подозрительных лиц, доносить в полицию о преступлениях на территории волости. Волостной суд разбирал имущественные споры между крестьянами и незначительные правонарушения. Приговоры суда могли включать назначение для виновных общественных работ, денежного штрафа, ареста или телесных наказаний розгами. Волостные старшины Рыбинского уезда, 1880-е гг. Фотография неизвестного автора Особые положения принимались для отдельных категорий крестьян.
Так, дворовые люди освобождались без земли, при этом два года оставались в полной зависимости от помещика. Словами источника Из пьесы А. Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь. Перед каким несчастьем? Вопрос: Почему для Фирса отмена крепостного права была «несчастьем»? Реформа для государственных крестьян началась в 1866 г.
За ними сохранялись земли, которые до этого находились в их пользовании. Предполагалось, что они будут уплачиваться 49,5 лет, но фактически были отменены с 1907 г. Условия наделения крестьян землёй Крайне важным для крестьян был вопрос о наделении землёй. Без этого полученная свобода могла оказаться лишь свободой умереть от голода. Власти, готовя реформу, оказались в сложном положении. С одной стороны, освобождать крестьян без земли — почти гарантированно провоцировать взрыв недовольства.
Но, с другой стороны, юридических оснований лишать помещиков их собственности тоже не было. Нужно было искать компромисс.
Милютина в проведение Великих реформ: Чуть колыхнулось болото стоячее, Ты ни минуты не спал.
Лишь не остыло б железо горячее, Ты без оглядки ковал. В чём погрешу и чего не доделаю, Думал — исправят потом. Грубо ковал ты, но руку умелую Видно доныне во всём.
Свернуть Редакционные комиссии изучили 82 проекта губернских комитетов. На заседаниях шла упорная борьба между консерваторами, которые преобладали, и либералами. Александр II потребовал завершить работу к середине февраля 1861 г.
Манифест был обнародован 5 марта, в Прощёное воскресенье. Это не было случайностью. Власти ожидали взрыва недовольства крестьян условиями реформы и считали, что во время Великого поста протесты не примут острой формы.
Чиновники, которые разрабатывали проект реформы и участвовали в её осуществлении, были награждены специально выпущенными по этому случаю медалями. Золотая медаль «За труды по освобождению крестьян» Узнать больше Как наградили участников разработки Крестьянской реформы 1861 г. В 1861 г.
Её получали чиновники, которые участвовали в разработке реформы 1861 г. Всего было отчеканено 1 500 серебряных и 250 золотых медалей. Право на ношение медали стало наследственным.
Но это была не единственная награда, связанная с Крестьянской реформой. Были и другие медали: «За труды по устройству крестьян в Царстве Польском», «За труды по устройству военно-заводского населения», «За труды по устройству удельных крестьян». Одна медаль — «19 февраля 1861 г.
Медаль «19 февраля 1861 г. Правительство его и не ожидало. Опасаясь крестьянских волнений, в разных губерниях о даровании воли объявляли в разное время и при этом передислоцировали войска из одного региона в другой.
Жандармы в 1861 г. Многие крестьяне были уверены, что чиновники и помещики подменили царский манифест. Они не хотели принимать те кабальные условия освобождения, которые им сообщили.
Словами источника Из воспоминаний Егора Лазарева, бывшего крепостного крестьянина, в будущем члена партии эсеров, 1906 г. Да где это видано, чтобы мужики свою землю выкупали да у помещиков в аренду брали? Обманывают помещики и чиновники, скрывают от народа настоящую волю, — и народ, и царя обманывают!
Погоди, вот узнает царь, он им задаст, мошенникам! Братцы, не поддавайся, не идём на выкуп! Задания Что в содержании реформы вызвало недовольство крестьян?
Как вы думаете, какой воли ожидали крестьяне? Что же собой представляла Крестьянская реформа? Основные её условия содержались в «Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
Крепостное право отменялось, крестьяне становились свободными сельскими обывателями. Это означало, что они получали гражданские права и могли: вступать в брак по собственному решению: теперь для этого не требовалось согласия помещиков; совершать различные сделки; заниматься торговлей, открывать предприятия, записываться в цехи и гильдии; обращаться в суд с исками и жалобами, выступать там в качестве свидетелей; переходить в другие сословия, поступать на военную службу; менять место жительства, но с некоторыми условиями; отдавать детей в учебные заведения. Крестьянская община за братской трапезой.
Фотография неизвестного автора Но крестьяне оставались членами общины, то есть сельского общества, и выйти из неё могли только при соблюдении определённых условий. Они должны были: отказаться от земельного надела, который относился к общинной, или «мирской», земле; уплатить все недоимки, то есть долги, по налогам и повинностям; не состоять под судом; получить разрешение на выход из общины от своих родителей, если они ещё живы; предоставить обеспечение малолетним детям или иным иждивенцам, если они оставались в общине; в первые девять лет после реформы дополнительно нужно было получить увольнительное свидетельство от волостного старшины. Крестьяне, став свободными, выходили из-под власти помещиков.
Поэтому создавалась новая система управления деревней. Крестьяне, жившие на земле одного помещика, составляли сельское общество. Сельские общества одного или нескольких уездов объединялись в волость.
На сельском сходе, в котором участвовали главы крестьянских хозяйств, избирались сельский староста и другие должностные лица: сборщики податей, писари, лесные и полевые сторожа. В «Общем положении» перечислялись вопросы, которые мог решать сельский сход. Сельский сход.
Бугурусланский уезд Самарская губерния. Фотография неизвестного автора Волостной сход избирал волостное правление во главе с волостным старшиной и волостной крестьянский суд. Волостной старшина должен был следить за порядком, доводить до крестьян новые законы и следить за их исполнением, задерживать бродяг и других подозрительных лиц, доносить в полицию о преступлениях на территории волости.
Волостной суд разбирал имущественные споры между крестьянами и незначительные правонарушения. Приговоры суда могли включать назначение для виновных общественных работ, денежного штрафа, ареста или телесных наказаний розгами. Волостные старшины Рыбинского уезда, 1880-е гг.
Фотография неизвестного автора Особые положения принимались для отдельных категорий крестьян. Так, дворовые люди освобождались без земли, при этом два года оставались в полной зависимости от помещика. Словами источника Из пьесы А.
Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь. Перед каким несчастьем? Вопрос: Почему для Фирса отмена крепостного права была «несчастьем»?
Реформа для государственных крестьян началась в 1866 г. За ними сохранялись земли, которые до этого находились в их пользовании. Предполагалось, что они будут уплачиваться 49,5 лет, но фактически были отменены с 1907 г.
Условия наделения крестьян землёй Крайне важным для крестьян был вопрос о наделении землёй.
Издается с 1997 года. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания. Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах Авиакомпании «Россия», а также региональных авиакомпаний.