ТВЕРЬ, 6 сен – РИА Новости. В Оленинском муниципальном округе Тверской области в среду открыт памятник святителю Николаю Японскому, сообщает пресс-служба регионального правительства.
Равноапостольный Николай, архиепископ Японский (1912)
Однажды Христофор перенес через реку самого Спасителя, Который принял облик ребенка. В результате святой и стал именоваться Христофором, то есть Христоносцем. Глава святого Христофора была помещена в закрытый золотой ларец без каких-либо отверстий, поэтому, к сожалению, невозможно определить, как выглядит голова святого мученика. Во всяком случае, для паломников ларец не открывается. Сохранила ли она животные черты или вновь приняла человеческий облик. Но чудеса, регулярно происходящие от мощей Христофора, не позволяют сомневаться, что это святые останки мученика. Со времен Средневековья на острове Раб летом в честь святого Христофора проходит фестиваль-ярмарка. Начинается фестиваль с крестного хода, благодаря которому мощи святого Христофора становятся доступны для всеобщего поклонения.
Предприимчивый лекарь был неприветливым малообщительным человеком, вряд ли способным научить кого-то чему-то хотя вполне способным брать за это плату. Он заставлял отца Николая и остальных учеников долгие часы сидеть на циновке на пятках. Тем не менее, случилось чудо: знания высокого белого человека в длинной черной одежде день ото дня расширялись и углублялись. Когда-то в прежние времена католические проповедники говорили, что иероглифы придумал сатана для того, чтобы не позволить японцам познать христианство. Отец Николай же день ото дня запоминал всё больше и больше знаков японской письменности и не жаловался ни на кого из невидимых или видимых кознедеев. Сколько я его ни заставлял сидеть на пятках, он всё выдерживает. Ему же, как варвару, неудобно, а он терпит». Один раз к монаху из «Оросии» на улице подошел незнакомый человек и без обиняков попросил приютить на ночь. Звали этого 22-летнего юношу Ниидзима Симета, и был он отнюдь не так прост, как пытался казаться. Он учился в других городах европейской медицине и штурманскому делу. В Хакодатэ он пришел, по его собственным словам, для того, чтобы тайно проникнуть на американский корабль такого рода вольности жестоко карались и, переправившись в Америку, продолжить образование там. Через несколько дней Симета писал в письме к отцу: «С пятого числа поселился в доме у очень ученого человека из России по имени Николай и начал учебу. Этот человек оказал мне много любезностей, а кроме того он знает по-английски и по-японски, что для меня очень удобно… Каждый вечер он рассказывает мне разные истории, а также про разные страны». Симета взялся растолковывать отцу Николаю самую первую японскую летопись «Кодзики». В ответ отец Николай стал учить его алгебре и попросил работника консульства Былерухина позаниматься со своим гостем английским. Когда у молодого человека заболели глаза, отец Николай и тут пришел на помощь и договорился в консульском лазарете о лечении. Через некоторое время постоялец сообщил отцу Николаю об отъезде в Америку и исчез из его жизни навсегда. Возобновлять отношения с человеком, оказавшим ему столько любезностей, новоявленный просветитель не стал. Как бы ни объяснялось его поведение [5] , благодаря этому пробивному расторопному малому потомкам известно, какие книги лежали в то время на столе отца Николая. Кроме произведений классической литературы будущий просветитель Японии увлеченно штудировал «На своих на двоих по дороге Токайдо» — юмористическое и часто фривольное произведение позднего Средневековья. Понимая, что в юморе проявляется национальный характер, любознательный монах стремился проникнуть в истоки японского смеха. Впоследствии его ученики вспоминали, как весело, пересыпая шутками, Николай, уже епископ, объяснял строение и функционирование человеческого организма на уроках анатомии. Самые щекотливые и непростые темы, такие как устройство репродуктивной системы человека или системы выделения шлаков, в его объяснении воспринимались легко и без неловкости, частой в таких случаях. Просветителя Японии уверенно можно поставить в один ряд с великими русскими педагогами Вообще педагогический дар святителя Николая выпал из поля зрения его биографов, однако, думается, что просветителя Японии уверенно можно поставить в один ряд с такими великими русскими педагогами, как М. Веревкин, К. Ушинский, А. Макаренко или В. Те, кто забыл о нем, совершенно неправы! Всё это время Мориарти из Хакодатэ не сидел сложа руки, а разрабатывал военную операцию по проникновению в стан противника. Прикинувшись безобидным преподавателем фехтования «кэндо», защитник японской самостийности смог проникнуть в логово врага — российское консульство, легкомысленно доверчивое ко всем «сэнсэям». Одним прекрасным вечером беспечный русский монах, вернувшись с прогулки, встретил в своей комнате человека с обнаженным мечом. Тот начал без обиняков: — Вы, варвары, приехали, чтобы россказнями про свое святое писание помутить наши умы и захватить Японию! Может ли кто-либо представить чувства, испытанные молодым человеком, пусть и духовного звания, в тот момент? С одной стороны, за плечами буйные годы духовной академии — потасовки с гвардейцами и юнкерами, которые в слезливых романсах уж такие воспитанные: глядят задумчиво, цветочки нюхают… А вот в жизни… Многонедельное путешествие в одиночку на телеге через всю Россию — тоже серьезная закалка характера. И, тем не менее, у кого получится сохранить ясность ума, когда в умиротворенном расположении духа возвращаешься с приятной прогулки, а дома — такое?.. Как бы там ни было, отец Николай сумел остаться невозмутимым и спросил: — А вам известно, что написано в Священном Писании? Настоятель главного святилища синто пристает к прохожим с разговорами о святой книге христиан! Через несколько недель у сплетников Хакодатэ появился замечательный повод почесать языки: настоятель главнейшего в городе синтоистского святилища пристает к прохожим на улице с разговорами о святой книге «кирисьтанов». Говорит, что «кирисьтаны» из России на самом деле из Греции и не такие, как из Рима: завоевать Японию не хотят, а хотят всех спасти!.. Священник Павел Савабэ Савабэ был воплощением мечты Наполеона — умелым в воинских дисциплинах, решительным и храбрым. Узнав от «Никорай-сэнсэя» кардинальную истину, полезную для своего народа, он незамедлительно бросился доносить ее до масс. Сильной стороной его характера было честное понимание ограниченности собственных мыслительных возможностей и желание усовершенствовать оные. При сомнении в ответе на заданный вопрос он не изворачивался, а откровенно говорил: «Пойду спрошу у Никорай-сэнсэя. Завтра приходи на это место, тогда и расскажу». Через некоторое время ему пришлось уйти с улиц — теща упросила. Ей было невыносимо видеть, как наследник дела ее покойного мужа вдруг отвернулся от синто и проповедует людям религию чужаков. Однако Савабэ был не из тех, кто унывает. Он принялся изготавливать таблички с цитатами из Библии и расставлять их на территории молельни. Более того, новоявленный проповедник даже вставлял фразы из Священного Писания в списки обрядных молитвенных песен-«норито». Иностранцам вести миссионерскую деятельность в Японии было запрещено, но на японцев запрет не распространялся, чем и пользовался самоотверженный новообращенец. Он сосредоточил свои усилия на одном человеке — своем приятеле-враче по имени Сакаи Токурэй, справедливо решив, что если тот проникнется словом Иисусовым, то с его красноречием и с его кругом знакомых приобщение людей к свету высшей истины пойдет несравнимо проще. Разговоры Савабэ начал с сотворения мира. Однако, когда доходило до «благородного доброго человека по имени Иисус», рассказчик путался. Например, он говорил: — Иисус-сэнсэй отдал себя в жертву за весь мир и велел всех любить. Сравнивание учения, равно как и земной жизни Иисуса и Будды — мягко очень мягко! Отец Николай понимал это, поскольку с самого начала много внимания уделял изучению доктрин буддизма.
Своим прихожанам-японцам свт. Николай сказал: «Доселе я молился за процветание и мир Японской империи. Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным отечеством. Я также имею обязательства к своей родине и именно поэтому буду счастлив видеть, что вы исполняете долг в отношении к своей стране». В эти дни в дневниках святителя появляется такая запись: «Мучительно то, что горишь внутренним, закрытым пламенем. Не с кем поделиться мыслями, не с кем разделить горе; один среди японцев, а их вожделения и интересы — диаметрально противоположные.
К знаменательной дате в регионе приурочен ряд мероприятий. С 9 утра божественные литургии проходят в храмах Тверской митрополии, в том числе в Храме во имя святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского в поселке Мирный Оленинского района. В городе Белый пройдут молебен, возложение цветов к памятнику Николаю Японскому. В Тверской областной научной библиотеке им.
Равноапостольный Николай, архиепископ Японский
16 февраля — день памяти святого равноапостольного Николая Японского, и я бы хотела к этому приурочить свой рассказ о моем чудном путешествии в Японию в гости к святителю Николаю Японскому. Николай Японский, о чем просят святого, молитвы. Молебны и записки к святым в сервисе Записки Елицы. Главная/Новости/Святитель Николай Японский. Николай Японский занимался миссионерской деятельностью в Японии, где перевел Священное писание на японский язык, основал духовную семинарию, гимназию и приют. Фильм интересно рассказывает о России и Японии времен Святителя Николая. В него вошли средневековые японские гравюры, фотографии японского быта и жизни православной миссии, редкие хроникальные кадры. У гробницы святителя Николая владыка совершил молебен просветителю Японии.
Русский просветитель Японии. 110 лет со дня смерти равноапостольного Николая Японского
Переписывался Н. Дмитревским и др. Путятиным и др. Часть писем имеет пастырский либо педагогический характер - письма обучавшимся в России правосл. Урядову, см. Сохранилось большое количество писем Н. Более 40 писем Н. Саблиной Саблина. Значительное число писем Н. Рождества Христова в Хамамацу, Япония Свт. Ряд современников, хорошо знавших его, прямо писали, что это человек святой жизни.
Особое отношение к святителю проявилось во время его похорон, щепки от его гроба люди сохраняли как святыню. Почитали Н. На его отпевании присутствовали многие инославные миссионеры, в т. Сергий, лучше других знавший Н. Николай святым? Профессор-протестант заплакал. Заплакал слезами радости, ибо я на его думу ответил». Синод РПЦ образовал комиссию по канонизации Н. Ленинградский и Новгородский Никодим Ротов. Синод, заслушав и обсудив доклад комиссии, определил признать Н.
Николай Касаткин. Мощи Н. В 2003 г. Даниил Нусиро , митр. Токийский, передал частицу мощей Н. Мирном Оленинского р-на Тверской обл. Серафим Цудзиэ , еп. Сендайский, передал частицу мощей московскому храму в честь Собора Московских святых в Бибиреве, в окт. Серафим перенес частицу мощей Н. Николая Японского в Минске Беларусь.
Серафима частицы мощей Н. Владивостока, храму Казанской иконы Божией Матери г. Владивостока, Свято-Троицкому Николаевскому муж. Богородицы жен. Линевичи Уссурийского округа Приморского края, Благовещенскому собору в г. Арсеньеве и Иоанно-Предтеченскому скиту Арсеньевской епархии. Частица мощей Н. Николая Чудотворца. Первым во имя Н. В 1972 г.
Никольского мон-ря в Токио. В Йоханнесбурге Юж. Африка в 1987 г. Николая Японского, впосл. В России и Белоруссии во имя Н. Холмске Сахалинской обл. Овсянка Зейского р-на Амурской обл. Минске с 2012 ; храм в дер. Никольское Гагаринского р-на Смоленской обл. Саратове с 2017.
В 2012 г. Синод учредил орден и медаль в честь равноап. Николая Японского, к-рыми награждаются клирики и миряне за просветительское и миссионерское служение, а также видные гос. Кавалерам этого ордена поручается попечение о делах миссионерства, о просветительстве, о переводе и об издании библейских и святоотеческих текстов на разных языках. Ревельского, викария Рижской епархии, 27 марта 1880 г. Николая за 1881 г. Накамура, Ё. Накамура, Р. Ясуи, М. Саппоро, 1994; «Я здесь совершенно один русский...
Синоду и Совету правосл. Вениамина, еп. Из Рус. Прибытие еп. О правосл. Из Японии. Обозрение япон. Японский правосл. Письмо с Дальн. Современные условия христ.
На Дальн. Востоке: Письма япон. Арзамас, 18972; он же. Письмо правосл. Николаю, бывш. Новый перевод на япон. Письмо япон. Миссионерский год в Японии: Из дневника япон. Уфа, 1904; он же, еп. В память умерших в далекой Японии рус.
Отчет в собранных на построение в г. Осака и Мацуяма в Японии правосл. Памятник апостолу Японии архиеп. Собор Япон. Николая орденом Св. Возведение преосв. Николая в сан архиеп. Мацуяма и на о-ве Сикоку. Воззвание кружка Япон. Из Японии: Письма к архиеп.
На о-ве Хоккайдо: Среди япон. Очередной собор Японской Правосл. Церкви 1911 г. Празднование 50-летия благовестнических трудов высокопреосв. Празднование 50-летнего юбилея архиеп. Церкви 1912 г. Памяти высокопреосв. Николай Японский в восп. Мат-лы для биографии высокопреосв. Николая, начальника Рос.
Мои восп. Николай Японский в письмах к прот. Николай Японский: Восп. Токио, 1936; Гузанов В. Макарова с Николаем, еп. Ревельским, начальником Рус. Православие в Японии. Пути Божественного промысла в истории правосл. A History of Christianity in Japan. Церковь в Японии.
Николай, архиеп. Апостол Японии: Очерк жизни архиеп. Японского Николая. Japanese Religion in the Meiji Era. Tokyo, 1956; Казем-Бек А. Апостол Японии архиеп. Grand Rapids Mich. Tokyo, 19742; Антоний Мельников , архиеп. Николай Касаткин - один из первых рус. Николай и его япон.
Японская Правосл. Токио, 1996 на япон. Киото, 2013 на япон. Николая, апостола Японии, 1836-1912; Боголюбов А. Пресса России о Рус. Миссионерский подвиг св. Церковь в Японии в кон. XIX-ХХ вв. Николай: Канд. Церкви и ее основатель свт.
Николай Японский и благоустройство рус. Николай-до: Свт. Николай Японский: Кр. Выдержки из дневников. Цветущая ветка сакуры: История Правосл. Церкви в Японии. Миссионерская деятельность свт. Group of Scholars about St. Nikolai, his Disciples, and the Mission. Point Reyes Station Calif.
Христианство и Библия в Японии. Церковь: История и современность. Особенности восприятия буддизма свт. Николая Японского: К 100-летию со дня преставления. Вклад миссионеров, бывш. Трухин Свт. Святитель Николай Японский в воспоминаниях современников. История япон. Существует фотография Н. Шимановского, экземпляр - в музее г.
Сендай, Япония. Особенно подробно задокументирован в фотографиях юбилейный Собор Японской Православной Церкви 1911 г. Значительное количество репортажных фотоснимков отображает повседневные занятия святого: работу в кабинете напр. На мн. Сергием Тихомировым и выпускницами жен. Сразу после преставления Н. В авторском предисловии он указал, что составил альбом с целью «распространения его среди тех, кто преисполнен одинаковыми с нами мыслям и чувствами», чтобы «увековечить день погребения» святого Саблина Э. Альбом содержит парадный ростовой портрет Н. Сохранились сведения о неск. На портрете, написанном в 1879 г.
Николай-до: Святитель Николай Японский: Кр. Портрет, к-рый считается прижизненным изображением Н. В 1914 г. Павел Морита, направленный в Россию, возможно, в качестве переводчика Об-ва Красного Креста, заказал на собственные деньги с. Венигу писавшему иконы для храма в Хакодате портрет Н. Портрет был выполнен в 1915-1916 гг. Картина «всем напоминала Святого Николая» и «была помещена на стене крещенской церкви в Николай-до» сведения о портрете приводятся в ж. Скорее всего портрет погиб при пожаре в соборе после землетрясения 1923 г. В 1961 г. Два любительских портрета Н.
Марией Хироока ок. Основой для формирования иконографии Н. Вероятно, первые иконы святого могли появиться сразу после его преставления. Сохранился образ нач. Возможно, он был выполнен по заказу команды одного из российских судов. Правой рукой он благословляет, левой опирается на посох с сулоком. На нем богослужебное архиерейское облачение: красные с золотым орнаментом саккос и митра, белые омофор и палица. У верхнего края пластины сохранилась надпись: «С т. Оцъ Нiколай». К прославлению святого в 70-х гг.
Иулианией Соколовой была написана поясная икона святого ризница ц. Покрова Пресв. Облик Н. Вариант погрудного единоличного образа, как на иконе мон. Иулиании, стал самым распространенным среди изображений святого, совр. Николая в пос. Мирном Тверской обл. Николая в Бибиреве, Москва , Японии в ц. Исаии в Вакуе, в ц. Успения Пресв.
Богородицы в Итиносеки, в ц. Николая в Йоханнесбурге, ЮАР. Данная иконография распространена во мн. Образ Н. Глазовской 2004, частное собрание, Япония. Облачение святого может быть заменено богослужебным архиерейским саккос, омофор, митра. На аналойной иконе из собора Покрова Пресв. Богородицы во Владивостоке 2015, иконописная мастерская «Софрино» святой изображен в мантии синего цвета, хотя он не был митрополитом. Вместо Евангелия в левой руке святитель может держать модель Воскресенского собора в Токио. Евангелие изображают как закрытым, так и открытым, при этом содержит текст на русском, японском или английском языках: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, якоже возлюбих вы: болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» Ин 15.
На аналойной иконе с мощевиком из ц. Казанской иконы Божией Матери во Владивостоке 2015, иконописец Коминэ Юко в крещении Иоанна на страницах раскрытого Евангелия помещен 1-й вариант текста параллельно на русском и японском языках. На др. Березнев использован 2-й вариант текста; иконописец, желая подчеркнуть подвиг и аскетизм святого, вытянул пропорции его лика. Иконописец мон. Иулиания Соколова Покровская ц. Павлишин - мозаичная икона для храма в Хакодате или резьбе по дереву нач. Харт, в левой руке Н. Кораблев, резное изображение в киоте выполнено по заказу Федерации рукопашного боя. На ростовых иконах Н.
Крупный ростовой образ из Воскресенской ц. Живопись иконы решена декоративно: золотой фон, светло-синяя мантия с бело-красными источниками, бледно-розовая ряса, орнаментальная епитрахиль, красные с золотом скрижали, белый плат, красный обрез Евангелия. На небольшой ростовой иконе из Хамамацу необычно дана возрастная характеристика святого. Он показан сравнительно молодым, его облик близок к фотографии, сделанной ок. Правая рука Н. Надпись на иконе выполнена на англ. Nicholas of Japan». В иконостасе придела во имя равноап. Николая Японского в храме Казанской иконы Божией Матери во Владивостоке ростовой образ святого 2012 помещен на вратах диаконника и сочетает древние и совр. Ростовой образ Н.
В 1871 г. В 1873 г. К 1874 г. Во второй половине 1877 г. К 1878 г.
Богослужение в общинах и преподавание проводилось на родном языке. Стали издаваться духовно-нравственные книги.
Чтобы сохранить свою юную паству, иеромонах Николай решил разослать своих помощников в дальние области, но перед тем он крестил многих из них. Разойдясь на время по разным областям, они продолжали проповедь о Христе.
Видя, что Православие начало быстро распространяться, отец Николай в 1869 г. Его ходатайство было удовлетворено. Синод открыл в Японии Миссию в составе начальника, трех иеромонахов и причетника. Иеромонах Николай был назначен начальником Миссии с возведением его в сан архимандрита.
Были отпущены также средства на содержание Миссии. Возвратившись в марте 1871 г. Церковь Христова росла, несмотря на то, что проповедь все еще была тайной. В 1872 г.
Оставив его в Хакодате, отец Николай сам переехал в столицу Японии — Токио. Пришлось все начинать заново: подыскивать помещение, преодолевать недоверие и вражду населения. Но и здесь, как в Хакодате, бонзы вскоре стали его первыми друзьями. Проповедь в Токио шла успешно.
Двенадцать человек было подготовлено ко святому Крещению. Таинство было совершено тайно от всех. Первый камень был положен. Отец Николай радовался и возносил благодарение Господу Богу.
На другой день приходит он к своему знакомому старику-бонзе. Тот протягивает ему японскую тетрадь-рукопись. Архимандрит Николай развернул и ахнул. В ней подробно описывался обряд крещения, только что совершенный им, даже и рисунки приложены были.
Испуг невольно отобразился на лице миссионера. Правительство может теперь прекратить проповедь, его могут выслать из столицы. Кто-то выдал. Бонза добродушно посмеивался на испуг отца Николая и успокоил его, сказав, что этот документ был подан в их высший духовный совет, в котором заседало трое главных бонз в том числе и этот старик — друг архимандрита Николая.
Призывая православных японцев а их в те дни терзали понятные искушения — воевать за свое Отечество, класть душу свою за други своя и одновременно молиться об отвращении бедствия войны, — пастырь да и пасомые оказались в центре столкновения двух нравственных обязанностей. Для православных японцев долг по отношению к родине, естественное чувство патриотизма, и — долг религиозный, чувство естественного дружелюбного отношения к России, от которой они получили свою веру. Как им быть? И для архиепископа Николая два вопроса: благословлять ли паству на войну с Россией или — уехать, бросить свою паству в опасное для неё время? Речь о риске отпадения от Православия… Оставшись единственным русским человеком в Японии, святитель поступил по Евангелию. Он не уехал, он даже распустил собор духовенства, когда русские крейсеры потопили японский флот на всякий случай попрощавшись с паствой ; он спас отношения Русской и Японской Православных Церквей сняв с последней подозрения в интригах в пользу России, и, трудясь в Обществе духовного утешения русских военнопленных, доказал свою непричастность к политике.
Святой Николай Японский
16 февраля — день памяти святого равноапостольного Николая Японского, и я бы хотела к этому приурочить свой рассказ о моем чудном путешествии в Японию в гости к святителю Николаю Японскому. Человеком, помогавшим святителю в христианском просвещении самых дальних японских провинций, куда самому святителю Николаю как иностранцу путь был закрыт. Главная Новости ПубликацииВасилий Ощепков, святитель Николай Японский и самбо. Впоследствии святитель Николай вспоминал: «Когда я ехал сюда, то много мечтал о своей Японии. Николай Японский (в миру Иван Дмитриевич Касаткин) нёс православие в Японию. Святитель Николай ходатайствует перед императором Александром II об открытии Японской духовной миссии, на что получает согласие и возводится в сан архимандрита.
Русский просветитель Японии. 110 лет со дня смерти равноапостольного Николая Японского
Православным японцам святитель Николай благословил молиться о даровании победы их императору. Николай Японский (в миру Ива́н Дми́триевич Каса́ткин, яп. ニコライ・カサートキン; 1 [13] августа 1836, Берёзовский погост, Бельский уезд, Смоленская губерния — 3 [16] февраля 1912. Мол, Николай Японский в условиях военного конфликта не только не прекратил поминовение Патриарха святейшего правительственного Синода, его даже не смогли склонить к осуждению действий России. Николо-Угрешская духовная семинария совместно с Отделом внешних церковных связей и Российским государственным историческом архивом приступила к переизданию трудов просветителя Японии – святителя Николая Японского (Касаткина). О святителе Николае Японском рассказывают протоиерей Даниил Андреюк и Андрис Лиепа (фрагменты интервью). КАК СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ПРИВЕЛ ЯПОНЦЕВ К БОГУ» на канале «Телеканал СПАС» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 10 сентября 2023 года в 14:04, длительностью 00:08:52, на видеохостинге RUTUBE.
Митрополит Волоколамский Антоний совершил молебен у мощей святителя Николая Японского
13 августа 1836 года родился Николай Касаткин, известный как Николай Японский, православный миссионер, первый архиепископ православной церкви в Японии. В представлении доклада примут участие воспитанники Угрешской семинарии: студенты расскажут о работе над наследием святителя Николая Японского. Описание: Архиепископ Николай Японский обратил в православие более 20 тыс. человек; перевел на японский язык Новый Завет и основные богослужебные книги, канонизирован в чине равноапостольного в 1970 году. В трагические годы русско-японской войны святой Николай, страдая душой за свое Отечество, тяжело переживал кощунственную радость европейских и американских христиан-протестантов по поводу бед Православной России.
В Токио совершили службу в день памяти равноапостольного Николая Японского
И вместе с тем будем горячо молиться, чтобы Господь поскорее восстановил нарушенный мир... Когда в Японию стали прибывать русские пленные общее их число достигало 73 тыс. Для окормления пленных им были отобраны пять священников, владевших русским языком. Каждого пленного, прибывшего в Японию, Японская церковь благословила серебряным крестиком. Пленные снабжались иконами и книгами. Сам владыка неоднократно обращался к ним письменно. Деятельность епископа Николая во время войны была крайне высоко оценена не только в Японии, но и в России. Император Николай II писал епископу Николаю в конце 1905 года: "...
Он перевел на японский язык Священное писание и богослужебные книги, создал духовную семинарию, шесть духовных училищ, приют, библиотеку.
Уже в 1890 году, через 25 лет после начала миссии Николая, в Японии насчитывалось более 18 тысяч христиан в 216 общинах. В 1891 году был построен Воскресенский собор в византийском стиле, ставший одной из достопримечательностей Токио. Как писал известный православный проповедник и миссионер протоиерей Иоанн Восторгов в 1909 году после посещения Японии: "Нам неоднократно приходилось быть свидетелями, как язычники, совершенно не знакомые владыке, с шумным восторгом приветствовали его на улице, и их мощное "банзай Николай" частенько раздавалось в японских кварталах. А дети, милые японские дети, постоянно окружали его кольцом и, как бабочки на огонь, вихрем неслись навстречу суровому на вид, но с добрым, ласковым сердцем святителю… Должно заметить, что беспрерывный тяжелый апостольский подвиг, праведная жизнь, особая прозорливость, чему мы сами были неоднократно свидетелями, давно уже между верующими православной Японии составили убеждение, что святитель Николай особенно близок и угоден Господу, что Он его прославил небесною славою. Даже язычники, и те помещали в газетах его портреты с сиянием и нимбом и часто называли его "сэй да кёо", то есть "святой архиепископ". Святитель Николай никогда не вмешивался в политику, учитывая, видимо, опыт католических миссионеров 15-16 веков, которые наряду с очень напряженной миссионерской работой были еще, вольно или невольно, проводниками европейской политики. Во время Русско-японской войны святитель Николай не принимал участия в богослужениях, поскольку его паства молилась о победе Японии над Россией, однако не препятствовал японским христианам. Я также имею обязательства к своей родине и именно поэтому буду счастлив видеть, что вы исполняете долг в отношении к своей стране", - писал он.
В июле 1860 г. Сначала проповедь Евангелия в Японии казалась совершенно немыслимой. В 1869 г.
В 1871 г. В 1873 г. К 1874 г.
Во второй половине 1877 г.
Слово преосвященного Николая своей японской пастве читал Андрей Тарасов. Я записываю нашу программу ранней осенью 2014-го, когда православное братство и в России и в Украине подвергнуто тяжелейшему испытанию. Мы знаем, что даже иные православные семьи расколоты по своим политическим убеждениям, что уж говорить о неверующих… Как быть : спорить и убеждать или замолчать и уйти в свой внутренний затвор, что бы вокруг не происходило? Прочитав эту книгу, я, кажется, понял, как действовать. Или, точнее, как нащупать дорогу к этому действу.
Ответ — в Евангелии и в самом веществе нашей веры, которую нам ещё предстоит сделать подлинно святой.
Николай Японский: агент влияния России на далёких островах
Так же существовала реальная опасность расстаться с жизнью за дело проповеди Слова Христа. С середины XIX века Япония меняла свой образ жизни, свое обличие, вводя техногенные европейские новшества в свою жизнь. Страна перерождалась, многие традиционные устои отменялись. И это не могло не уязвлять патриотически настроенных приверженцев старых устоев и традиций, видевших в новизне приходящего крах старой Японии. Этим же подогревалась ненависть к христианству. Такая непростая обстановка в стране досталась святителю Николаю в начале его служения здесь. Проповедь христианства была опасным занятием. Кроме того, японская культура и религиозность кардинально отличались от европейской. В основе японской культуры лежит гармония с окружающей природой.
В традиционной религии японцев — синтоизме — силы природы и ее явления являются носителями божеств. Тогда был составлен единый свод мифов всех японских островов. При их составлении мифология была несколько подправлена в духе национального объединения всех японцев и обоснования власти правящей династии. Однако еще VI—VП вв. Произошло вливание буддизма в синтоизм, переплетение элементов двух учений в их похожих моментах. В идейном отношении влияние буддизма проявилось в том, что в синто появилась концепция достижения гармонии с ками божествами через очищение, под которым понималось устранение всего лишнего, наносного, всего того, что мешает человеку воспринимать окружающий мир таким, какой он есть на самом деле. Считается, что человек, обладающий божественным сердцем, живет в гармонии с миром и богами, а страна, где люди стремятся к очищению, благоденствует. Буддизм вскоре стал государственной религией и оставался таковой до 1868 года, но синтоизм существовал, оставаясь идеологической основой, объединявшей японское общество.
Святитель говорил об образовавшейся духовной пустоте и потере духовного ориентира в душах японцев, а «японский народ слишком умен, развит и свеж, а его религии слишком отсталы и нелепы, чтобы могли удовлетворить его». Пожив в Японии некоторое время, отец Николай увидел чужую и непонятную для себя культуру, в которой нельзя никак было проповедовать, будучи ей чужим. Кроме того он не знал японского языка. Так начинается трудный восьмилетний период в жизни молодого миссионера. В течение этого времени отцу Николаю предстояло изучить не только язык японцев, но и их культуру и дух. Вот как об этом пишет он сам в докладном документе министру иностранных дел П. Стремоухову: «Отправившись в Японию... Отец Николай не ограничивался кабинетными занятиями, но и выходил в город, продолжая и здесь изучать сложный язык.
Он посещал так называемые «говорильни» — специальные общественные залы, где выступали заезжие рассказчики. Рассказчик в Японии — это особая профессия, схожая с нашим писателем-беллетристом. Рассказанную им историю стенографировали, а потом печатали, так получался роман. Слушать такого рассказчика было очень полезно как для изучения языка, так и для усвоения состояния духа японского народа. Так же святитель посещает буддийские кумирни с целью послушать проповеди буддизма и глубже изучить религиозные настроения японцев. Очень углубленно он изучает основные религиозные направления Японии: синтоизм, буддизм и конфуцианство. Изучив немного японский язык, отец Николай общается с людьми на улицах, ходит обедать в дешевые столовые. Он хотел узнать, чем дышат японские люди, каково их мировосприятие, какова глубина их религиозного чувства.
Как апостол Павел для всех старался быть всем, чтобы устраивать дело спасения, так и святой Николай стал для японцев японцем и вошел в их души, их сердца, открыв их для слова Христова. Через восемь лет святой Николай бегло разговаривал по-японски, пользовался литературным языком и очень хорошо знал историю этой страны. В своей «Докладной записке…» он писал, что атеизм японцев «происходит прямо и положительно от недостаточности религиозных учений, оттого, что народ исчерпал их до дна, и они больше не удовлетворяют его. Вот синту. Что это за религия? Поклонение духам предков, начиная с самых первых богов в мире. Что это за боги? Видны в них могущество, мудрость, величие и тому подобные качества?
Ни одного; это просто слабые смертные…» [5] Святитель говорил об образовавшейся духовной пустоте и потере духовного ориентира в душах японцев, а «японский народ слишком умен, развит и свеж, а его религии слишком отсталы и нелепы, чтобы могли удовлетворить его» [6]. Одним из первых японцев, приведенных святителем Николаем ко Христу, был самурай Такума Савабэ. Он приходил в дом консула Гошкевича и учил его сына фехтованию — владению японских мечом.
Вернувшись в Японию, будущий святитель передал Хакодатскую паству иеромонаху Анатолию, а сам перенес центр Миссии в Токио. В 1871 году в стране началось гонение на христиан, многие подвергались преследованиям в том числе первый православный японец, знаменитый впоследствии миссионер-священник Павел Савабе. Только к 1873 году гонения несколько прекратились, и стала возможна свободная проповедь христианства. В тот же год архимандрит Николай приступил к строительству в Токио церкви и школы на пятьдесят человек, а затем и духовного училища, которое в 1878 году было преобразовано в семинарию. В 1874 году в Токио прибыл Преосвященный Павел, епископ Камчатский, чтобы рукоположить во священный сан рекомендуемых архимандритом Николаем кандидатов из местного населения. К этому времени при Миссии в Токио действовали четыре училища - катихизаторское, семинарское, женское, причетническое, а в Хакодате два - для мальчиков и девочек. Во второй половине 1877 года Миссией стал регулярно издаваться журнал "Церковный вестник". К 1878 году в Японии насчитывалось уже 4115 христиан, существовали многочисленные христианские общины. Богослужение и преподавание на родном языке, издание книг религиозно-нравственного содержания - вот средства, которые позволили Миссии добиться за короткий срок столь значительных результатов. Вернувшись в Японию, святитель с еще большим усердием стал продолжать свои апостольские труды: завершил строительство собора Воскресения Христова в Токио, принялся за новый перевод Богослужебных книг, составил на японском языке особый православный Богословский словарь. Большие испытания выпали на долю святителя и его паствы в период русско-японской войны.
Первые восемь лет отца Николая в Японии были посвящены изучению истории, языка, религии, культуры и обычаев тех, среди кого ему предстояло проповедовать. Не избежал он и искушений: «Один Господь знает, сколько мне пришлось пережить мучений в эти первые годы. Все три врага: мир, плоть и диавол — со всей силой восстали на меня и по пятам следовали за мной, чтобы повернуть меня в первом же темном, узком месте». Вместе с тем, происходили и радостные события: в 1864 году первый японец принял Святое Крещение — им стал Такума Павел Савабэ, бывший самурай и жрец синтоистской кумирни в Хакодате. Он не только сам поверил в Спасителя, но и постарался привести ко Христу своих друзей. К 1868 году паства отца Николая насчитывала около двадцати японцев, — и это несмотря на то, что обращение в православие было запрещено в Японии законом, а новообращенных христиан могли жестоко наказать. В конце 1869 года отец Николай отправился в Россию, чтобы ходатайствовать перед Священным Синодом об открытии в Японии русской духовной миссии. В 1870 году он был назначен ее начальником с возведением его в сан архимандрита. Архимандрит Николай привез с собой из России литографическую машину и начал печатать свои лекции, православные молитвословы и другие вероучительные материалы. Это был первая православная типография в Японии. Однако в 1871 году в стране начались гонения на христиан, многие подвергались преследованиям в том числе первый православный японец, впоследствии миссионер-священник Павел Савабэ. Только к 1873 году гонения несколько прекратились, и стала возможна свободная проповедь христианства. Передав руководство хакодатской паствой своему сподвижнику, иеромонаху Анатолию Тихаю , отец Николай перенес свой миссионерский центр в Токио. В 1872 году ему удалось купить для миссии участок в самом центре города, на холме Суругудай, где позже, в 1884 году, было начато сооружение грандиозного собора в честь Воскресения Христова, который со временем местные жители стали именовать «Никорай-до» храм Николая. В 1874 году на базе катехизаторской школы была открыта семинария, с семилетним курсом обучения. Ректором ее стал архимандрит Николай.
На иконе вы увидите святого с человеческой фигурой и головой животного. Тому есть историческое объяснение. Согласно житию святого Христофора при жизни он был красивым мужчиной крепкого телосложения и очень высокого роста. Благодаря своим физическим данным Христофор успешно нес военную службу. До принятия крещения он вел разгульную жизнь, но, поверив во Христа, попросил Бога лишить его привлекательной внешности и вместо человеческой головы дать голову животного. Так в итоге и произошло. Формой головы, лицом святой стал сильно напоминать животное. Впоследствии Христофор за свою веру был казнен язычниками.