Новости рождественские традиции в россии

Традицию украшать елку зимой в Россию перенес Петр Первый из Германии. Еще одна традиция, которая осталась лишь в памяти предков — сжигание рождественского снопа. Рождественские традиции празднования светлого Рождества Христова перекликаются со старинными языческими обрядами, распространенными на Руси. Еще одна традиция, которая осталась лишь в памяти предков — сжигание рождественского снопа.

Традиции и обычаи Рождества в России

Сегодня мы обратились к истории празднований этого замечательного праздника в России и разобрались с основными новогодними традициями, которые сохранились до сегодня. Президент России Владимир Путин встретил Рождество в домовой церкви своей подмосковной резиденции в Ново-Огарёве. Во времена Древнего Русского государства и Российской Империи традиции, связанные с рождественскими праздниками, почти не менялись. Сегодня мы обратились к истории празднований этого замечательного праздника в России и разобрались с основными новогодними традициями, которые сохранились до сегодня. Эта традиция сохранилась не везде, но ее всё еще можно встретить в российских селах и деревнях.

Рождество Христово — 2024: история, традиции и обычаи праздника

Влияние западных обычаев С годами в России укоренились некоторые западные рождественские традиции. Например, украшение елки и Дед Мороз со Снегурочкой, хотя и напоминают западные образы Санта-Клауса и елок, имеют свои уникальные российские черты. Обмен подарками также стал частью рождественских традиций, хотя в России это часто происходит в новогоднюю ночь. В христианской традиции Рождество обычно отмечается в кругу семьи, в домашней обстановке или в храме. Церковь поддерживает обычай дарения подарков в этот праздник, так как они приносят радость, а делиться радостью в Рождество особенно важно, особенно духовной. Подарки не требуют специальных правил или требований — важны искренность и забота о ближних.

Оно сочетает в себе духовность, семейное тепло и общественное веселье, делая Рождество одним из самых любимых и важных праздников в российском календаре.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. В этот день можно произвести очистку не только при помощи определенных обрядов, но голоданием. Для этого, с самого раннего утра 6 числа необходимо ничего не есть, кроме злаков, которые запариваются в воде. Пить можно исключительно воду, никакого чая, сока пить нельзя. После того как, на небе появится первая звезда, можно садиться за праздничный стол. Ранее делать этого не стоит. Только после появления Вифлеемской звезды осуществляется трапеза. Считается, что такое очищение полезно не только с духовной новой точки зрения, но и с медицинской. Рождественские обряды Традиция празднования Рождества: как привлечь удачу?

На Рождество проводится масса обрядов для привлечения удачи и богатства. Для того чтобы весь год везло, можете поставить на стол небольшой соломенный сноп. Раньше, для этих целей использовали снопы, которые вязали вечером 6 января. Сейчас традиция претерпела массу изменений, поэтому для привлечения удачи достаточно просто на праздничный стол выставить такого рода украшение. Традиция празднования Рождества, как привлечь удачу: Считается, что коза, привлекает удачу, а также успех и богатство. Именно поэтому необходимо чтобы кто-то из приглашенных гостей переоделся в козу, или надел на себя тулуп из козлиной шерсти. Это защитит дом от зла, а также привлечет положительную энергетику. Для привлечения удачи и успеха необходимо чтобы за праздничным столом было четное количество людей. Однако, что же делать, если приглашенных нечетное количество? В таком случае можно несколько схитрить, и выставить на стол четное количество приборов, несмотря на то, что гостей будет на одного человека меньше.

Помните, что блюда, которые стоят на столе, нужно съесть полностью. Хорошим правилом является наличие на праздничном столе 13 блюд. Необходимо, чтобы каждый приглашенный гость попробовал немного каждого блюда. Если в тарелках что-то остается, или вы приготовили много еды, необходимо остатки завернуть в красные салфетки, и угостить соседей, знакомых или незнакомых людей. Считается, что такой обряд принесет в дом удачу, богатство, а также материальное благополучие. Обряды на рождество Обряд на Рождество для привлечения денег Как указывалось выше, Рождество — это отличное время для того, чтобы загадывать желание и просить денег. Однако помните, что не стоит тревожить ангелов по пустяковым желаниям. Обряд на Рождество для привлечения денег: Необходимо, чтобы все желания были масштабными, которые вы сами не сможете исполнить. То есть лучше всего просить о здоровье, успехе, и удачи в бизнесе. Не стоит просить мелочи, такие как приобретения нового телевизора, или дорогих украшений.

Для этого необходимо много работать, а не просить помощи у Ангелов. Считается, что идеальным временем для того, чтобы загадать желание, является Рождественская ночь, после того как на небе появится Вифлеемская звезда. Не стоит произносить желание вслух, можно загадать его про себя и никому не рассказывать. Храните его в тайне до тех пор, пока не сбудется. Праздник Обряды и ритуалы на Рождество от врагов На Рождество можно произвести обряд, чтобы отвадить от себя врагов.

Рождество - праздник, когда вся семья вместе собирается за общим столом. Стол готовился обильный:блины, рыбные блюда, заливное, студень из свиных и говяжьих ножек, молочный поросенок с начинкой из каши, свиная голова с хреном, свиная колбаса домашняя, жаркое, медовые пряники, сбитень и, конечно, жареный гусь. На Святки в России испокон веков было принято рядиться, устраивать веселые игры, ходить по домам, будить спящих, поздравлять всех встречных с поворотом солнца на лето, а позже, после принятия христианства, с Рождеством, шутить, петь песни. Заканчивались колядки всеобщей потехой, катанием с горок, общим пиром. На Рождество в каждом доме выпекали пироги, пряники, колядки маленькие по форме изделия из ржаного пресного теста с различными начинками, которыми угощали и тех, кто приходил колядовать — петь народные песни о Рождестве Христовом.

Старшее поколение тоже не скучало: старики воспоминали и рассказывали обычаи, женщины гадали. Святочные гадания разнообразны и многочисленны. Занимались ими девушки, иногда под руководством старших женщин. А интересовало их, прежде всего, выйдут ли они в следующем году замуж или останутся «в девках», будут ли богаты или бедны, вообще, будут ли живы или умрут. Поэтому очень многие гадания связаны с поисками суженого. По древнему обычаю, в рождественскую ночь вы должны загадать самое заветное желание, и оно обязательно сбудется. Именно в эту ночь, по старинным поверьям, вода, сама природа и воздух, становятся волшебными и это помогает сбываться вашим желаниям.

Помимо гуся и сладостей праздничное меню разнообразят морские ракообразные — креветки, крабы, лангусты. После ужина принято петь рождественские песни. В полночь звучат колокола, обозначающие начало мессы, и верующие часто отправляются в церковь. С утра под елкой «появляются» рождественские подарки. Часто дарят подарки предсказуемые, о которых высказывались пожелания в течение года. Традиции Рождества в Австрии Каждый год одна из федеральных земель Австрии дарит елку, которую ставят у парламента страны. Елки в Австрии украшаются так, чтобы игрушки и гирлянды не загораживали дерево полностью. Часто используются украшения одного цветаили сочетают два вида одноцветных украшений. Как и везде в Европе, в Австрии традиционны рождественские базары, большинство из них открывается в последние выходные ноября. Причем в Австрии и окружающих странах рождественский рынок называется Кристкиндмаркт в честь Кристкинда. Кристкинд — это ангелоподобный мальчик с крылышками и короной, символизирующий младенца Иисуса, но не являющийся им, который незаметно приносит подарки. Он появился благодаря протестантам. Раньше подарки детям дарил святой Николай, но поскольку протестанты отрицают почитание святых, необходима была замена. Постепенно Кристкинд прижился и в католических семьях. К этой традиции относится и составленный детьми список подарков, который кладут на подоконник, а утром он исчезает. На Рождество никаких публичных торжеств не происходит. Все закрыто, ничего не работает, в том числе и рестораны, улицы пустые. Празднуют Рождество в семейном кругу. Днем в Сочельник город вымирает. Вечером перед праздничным ужином наступает время подарков. Праздничным блюдом традиционно считается карп, в последнее время готовят и гуся. Важна выпечка, особенно необходимо, чтобы на столе присутствовали ванильные рогалики. Ночью австрийцы идут на мессу, причем в Вене служится месса, написанная Моцартом или Гайдном. Традиции Рождества на Святой Земле Арабы-христиане Израиля отмечают Рождество очень бурно и весело — салюты, пиршества во дворах и на улицах, народные гуляния, причем православные, как правило, празднуют вместе с католиками, а потом католиков приглашают праздновать вместе 7 января. Воцерковленные православные, как правило, вообще не замечают Нового года и ждут Рождества. В настоящий момент на Святой Земле — празднование сосредоточено в Иерусалиме и Назарете, городе, где прошло детство Спасителя, и собственно в Вифлееме, где Христос родился. Сейчас Вифлеем — это город в Палестинской автономии неподалеку от Иерусалима. Попасть в Вифлеем могут только туристы с зарубежным паспортом. В Вифлееме Рождество отмечают 2 раза — 25 декабря и 7 января. Торжества начинаются утром 6 января. В древности ходили пешком от Иерусалима до Вифлеема всего 2 часа ходьбы , а теперь едет вереница машин. В сочельник Рождества Патриарх служит в Вифлееме. По улицам после службы проходит шествие, парад арабской православной молодежи, скаутов под барабанную дробь и волынки. Скаутские группы весь год готовятся к рождественскому параду. Около часа ночи все собираются в базилике Рождества и ждут прихода Патриарха, который служит утреню, переходящую в литургию. Служат две параллельные службы: в самом храме и внизу, в крипте под алтарем, где располагается пещера Рождества. Внизу есть большая часовня, в которую помещается не больше 50 человек. Службу в крипте возглавляет один из архиереев. К 5 часам утра, причастившись, люди расходятся по домам или по гостиницам. Дома христиан-арабов накануне Рождества украшаются елками и гирляндами. Также в Вифлееме существует традиция делать вертепы и рождественские фигурки из местного оливкового дерева. Традиции Рождества в Грузии Рождество встречают в Грузии с рождественскими песнопениями «Алило» от Аллилуия; сродни колядкам. На протяжении веков сформировалась традиция — мужской хор проходил по населенному пункту и в песнях поздравлял жителей с Рождеством Христовым. Пришедших с радостной вестью хозяйка одаривала чурчхелой, фруктами и прочими продуктами в основном хлеб, сахар, яйца. Впоследствии мужчин сменили дети, а к подаркам добавились деньги и сладости. Кроме того, «Алило» — это еще и большое шествие после рождественского богослужения, где вместе с детьми идет духовенство. В шествии также участвуют ряженые, изображающие евангельских персонажей. В Тбилиси шествие идет до главного собора Грузинской Православный Церкви, там их встречает Патриарх и одаривает подарками и сладостями, которые потом передаются на благотворительные цели. В каждом из регионов Грузии Рождество отмечают по-своему и готовят характерные именно для него праздничные блюда. Но обязательным атрибутом праздничного стола считается свинина. Из сладкого — чурчхела, мёд, орехи и сухофрукты. На Рождество и Новый год в Грузии приглашают специального гостя: меквле, или «оставляющий след», — это непременно здоровый, благополучный, солидный человек из числа добрых знакомых или родни, его просят первым переступить порог дома в Рождество или на Новый год. До его прихода никто не может ни выходить из дома, ни входить в дом. Переступая порог, меквле должен оповестить хозяев: «Приношу вам радость, счастье, здоровье, доброту и благополучие! Только после этого начинается праздничная трапеза. В этот день по селу ходят колядники. Они разыгрывают представление, в котором жители села одновременно являются и зрителями, и участниками. Подойдя к очередному дому, колядники стучат в дверь, и хотя хозяева ожидают их прихода, но все равно спрашивают, кто и зачем пожаловал. Колядники в стихотворной форме просят разрешения поколядовать, а хозяева, тоже в стихотворной форме, им это разрешение дают. После чего у порога разыгрываются рождественские сценки и поются песни. Затем колядники разворачивают специальный мешок, куда хозяева дома насыпают заранее приготовленные угощения. И колядники оправляются к следующей хате. На Святой вечер в трапезе главной являются «кутя» — пшеничная или рисовая каша с медом, маком и изюмом, и узвар — компот из сухофруктов. А рождественская трапеза начинается после рождественской службы. На столе обязательно должны быть жареный гусь, чернослив, фаршированный орехами, калач. На юге Украины в этот день полагалось вечером носить вечерю своим крестным родителям. Вечеря состояла из обязательного калача, фруктов и сладостей. Крестники поздравляли крестных родителей, передавали им вечерю и получали в ответ другой калач, а так же подарки — конфеты и деньги.

С кутьей и узваром

  • Откуда пришла традиция ставить ёлку на Новый год и Рождество
  • Как изменились рождественские традиции в современной России?
  • Как празднуют Рождество в России: традиции и обычаи
  • Традиции празднования Рождества: вся история праздника в разных странах | Diletant
  • Актуальные новости
  • Почему православное Рождество отмечают 7 января и что нельзя в этот день делать

Современные новогодние традиции в России.

  • Традиции празднования Рождества в России
  • 7 января. Рождество Христово — традиции и обычаи
  • Рождество Христово — 2024: когда отмечают, традиции и обычаи, что нельзя делать | 360°
  • Свежие комментарии

Рождество в России, традиции и обычаи

  • Рождество Христово в 2024 году: Как сейчас отмечают этот православный праздник
  • Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск
  • Колядование
  • Трудная история праздника Рождества

Традиции празднования Рождества Христова в разных регионах России

Елки в Австрии украшаются так, чтобы игрушки и гирлянды не загораживали дерево полностью. Часто используются украшения одного цветаили сочетают два вида одноцветных украшений. Как и везде в Европе, в Австрии традиционны рождественские базары, большинство из них открывается в последние выходные ноября. Причем в Австрии и окружающих странах рождественский рынок называется Кристкиндмаркт в честь Кристкинда. Кристкинд — это ангелоподобный мальчик с крылышками и короной, символизирующий младенца Иисуса, но не являющийся им, который незаметно приносит подарки. Он появился благодаря протестантам. Раньше подарки детям дарил святой Николай, но поскольку протестанты отрицают почитание святых, необходима была замена.

Постепенно Кристкинд прижился и в католических семьях. К этой традиции относится и составленный детьми список подарков, который кладут на подоконник, а утром он исчезает. На Рождество никаких публичных торжеств не происходит. Все закрыто, ничего не работает, в том числе и рестораны, улицы пустые. Празднуют Рождество в семейном кругу. Днем в Сочельник город вымирает.

Вечером перед праздничным ужином наступает время подарков. Праздничным блюдом традиционно считается карп, в последнее время готовят и гуся. Важна выпечка, особенно необходимо, чтобы на столе присутствовали ванильные рогалики. Ночью австрийцы идут на мессу, причем в Вене служится месса, написанная Моцартом или Гайдном. Традиции Рождества на Святой Земле Арабы-христиане Израиля отмечают Рождество очень бурно и весело — салюты, пиршества во дворах и на улицах, народные гуляния, причем православные, как правило, празднуют вместе с католиками, а потом католиков приглашают праздновать вместе 7 января. Воцерковленные православные, как правило, вообще не замечают Нового года и ждут Рождества.

В настоящий момент на Святой Земле — празднование сосредоточено в Иерусалиме и Назарете, городе, где прошло детство Спасителя, и собственно в Вифлееме, где Христос родился. Сейчас Вифлеем — это город в Палестинской автономии неподалеку от Иерусалима. Попасть в Вифлеем могут только туристы с зарубежным паспортом. В Вифлееме Рождество отмечают 2 раза — 25 декабря и 7 января. Торжества начинаются утром 6 января. В древности ходили пешком от Иерусалима до Вифлеема всего 2 часа ходьбы , а теперь едет вереница машин.

В сочельник Рождества Патриарх служит в Вифлееме. По улицам после службы проходит шествие, парад арабской православной молодежи, скаутов под барабанную дробь и волынки. Скаутские группы весь год готовятся к рождественскому параду. Около часа ночи все собираются в базилике Рождества и ждут прихода Патриарха, который служит утреню, переходящую в литургию. Служат две параллельные службы: в самом храме и внизу, в крипте под алтарем, где располагается пещера Рождества. Внизу есть большая часовня, в которую помещается не больше 50 человек.

Службу в крипте возглавляет один из архиереев. К 5 часам утра, причастившись, люди расходятся по домам или по гостиницам. Дома христиан-арабов накануне Рождества украшаются елками и гирляндами. Также в Вифлееме существует традиция делать вертепы и рождественские фигурки из местного оливкового дерева. Традиции Рождества в Грузии Рождество встречают в Грузии с рождественскими песнопениями «Алило» от Аллилуия; сродни колядкам. На протяжении веков сформировалась традиция — мужской хор проходил по населенному пункту и в песнях поздравлял жителей с Рождеством Христовым.

Пришедших с радостной вестью хозяйка одаривала чурчхелой, фруктами и прочими продуктами в основном хлеб, сахар, яйца. Впоследствии мужчин сменили дети, а к подаркам добавились деньги и сладости. Кроме того, «Алило» — это еще и большое шествие после рождественского богослужения, где вместе с детьми идет духовенство. В шествии также участвуют ряженые, изображающие евангельских персонажей. В Тбилиси шествие идет до главного собора Грузинской Православный Церкви, там их встречает Патриарх и одаривает подарками и сладостями, которые потом передаются на благотворительные цели. В каждом из регионов Грузии Рождество отмечают по-своему и готовят характерные именно для него праздничные блюда.

Но обязательным атрибутом праздничного стола считается свинина. Из сладкого — чурчхела, мёд, орехи и сухофрукты. На Рождество и Новый год в Грузии приглашают специального гостя: меквле, или «оставляющий след», — это непременно здоровый, благополучный, солидный человек из числа добрых знакомых или родни, его просят первым переступить порог дома в Рождество или на Новый год. До его прихода никто не может ни выходить из дома, ни входить в дом. Переступая порог, меквле должен оповестить хозяев: «Приношу вам радость, счастье, здоровье, доброту и благополучие! Только после этого начинается праздничная трапеза.

В этот день по селу ходят колядники. Они разыгрывают представление, в котором жители села одновременно являются и зрителями, и участниками. Подойдя к очередному дому, колядники стучат в дверь, и хотя хозяева ожидают их прихода, но все равно спрашивают, кто и зачем пожаловал. Колядники в стихотворной форме просят разрешения поколядовать, а хозяева, тоже в стихотворной форме, им это разрешение дают. После чего у порога разыгрываются рождественские сценки и поются песни. Затем колядники разворачивают специальный мешок, куда хозяева дома насыпают заранее приготовленные угощения.

И колядники оправляются к следующей хате. На Святой вечер в трапезе главной являются «кутя» — пшеничная или рисовая каша с медом, маком и изюмом, и узвар — компот из сухофруктов. А рождественская трапеза начинается после рождественской службы. На столе обязательно должны быть жареный гусь, чернослив, фаршированный орехами, калач. На юге Украины в этот день полагалось вечером носить вечерю своим крестным родителям. Вечеря состояла из обязательного калача, фруктов и сладостей.

Крестники поздравляли крестных родителей, передавали им вечерю и получали в ответ другой калач, а так же подарки — конфеты и деньги. На второй день полагалось нести вечерю своей повивальной бабке. Вечерние посиделки и праздничные застолья затягивались до Крещения, на котором зимние праздники и заканчивались. Американцы украшают свои дома светящимися гирляндами, ставят во дворах фигурки Санта-Клауса, снеговиков, животных, украшенные лампочками. Готовиться к празднику Рождества начинают сразу после дня Благодарения четвертый четверг ноября. Главная рождественская елка Америки находится в Вашингтоне — не срубленная, а живая.

Вокруг главного дерева ставят ели поменьше по числу штатов и территорий.

Иначе с мусором в этот день можно из дома вынести и удачу. Ну, а скандалы и ругань в этот день — не просто плохая примета, а большой грех Другая дурная примета — не приветить в этот день гостя, закрыть перед ним дверь. Ответ был таков: «О лучший из царей, так как ты хочешь слушать, Я полностью опишу тебе славу Сапхала Экадаши.

Я не так доволен жертвоприношениями или пожертвованиями, как соблюдением полного поста в этот день. Поэтому, по мере сил, надо поститься в Экадаши, день Господа Хари…». День банковских и финансовых работников в Беларуси События, которые произошли 7 января в разные годы 1610 — Галилео Галилей открыл спутники Юпитера 1839 — физик Доминик Франсуа Араго раскрыл секрет «светописи» 1852 — в Санкт-Петербурге впервые наряжена общественная рождественская ёлка 1928 — начались летные испытания самолета У-2, широко применявшегося во время Великой отечественной войны 1989 — наследный принц Акихито провозглашен 125-м императором Японии Сон в ночь с 6 на 7 января 2024 года В ночь с 6 на 7 января сны всегда считались волшебными: они несут в себе усиленную смысловую нагрузку, поэтому им можно задавать любые вопросы — считается, что они дадут правильный ответ. Для этого надо перед сном соответствующе настроиться.

Очень важно думать о хорошем и ни в коем случае не желать никому зла. Помните: если ваше счастье зависит от несчастья другого человека, никакой настрой не поможет вам в этом деле.

Например, если в сочельник всё небо усеяно звёздами — жди богатого урожая гороха, хорошего приплода домашнего скота, много ягод и грибов в лесу. Если деревья покрыты инеем — будет много хлеба, если метёт метель — будут роиться пчёлы. Если вдоль дорог много высоких сугробов, то будет буйно колоситься рожь, а если снега на полях лежат ниже дороги — жди неурожая. В ночь на Рождество верёвками связывали ножки столов — чтобы не убегал домашний скот; вечером не кормили кур, чтобы они летом не разгребали грядки; туго мотали пряжу в клубки — чтобы уродилась хорошая капуста. А ещё есть поверье, что желания, загаданные в Рождественскую ночь, обязательно сбываются.

Рождественские угощения Празднику Рождества предшествует длительный пост, последний день которого носит название Рождественского сочельника. Если кто-либо и нарушал основной пост, приговаривая «пост — не мост можно и объехать», то накануне Рождества даже самые невоздержанные из чревоугодников к столу садились лишь с появлением на небе первой звезды, символа звезды Вифлеемской. По обычаю с веселыми криками вбегала в дом ребятня, сообщая об ее появлении, но иногда на улицу выходили все. Если небо было в тучах, то дожидались темноты и после торжественной молитвы усаживались за рождественское застолье. Но «основное» угощение еще не подавали. Обходились «голодной кутьёй» или «сочивом», — кашей из пшеничного, ячменного или другого зерна, распаренного на воде. Отсюда пришло название — «сочельник«.

Только придя домой, отстояв торжественную праздничную церковную службу, подавали к столу основное угощение. Тут были свои рождественские традиции. На рождественском столе стояло 13 блюд. Например: поросята, начиненные гречневой кашей, заяц в горшочке, каша в тыкве. А также салаты, рыбные закуски, красный борщ, пироги, рулеты, пряники. Количество совершающих праздничную трапезу должно было быть четным. При нечетном числе, ставился лишний прибор.

Все должны были попробовать каждое блюдо, главным из которых считалась теперь уже «богатая кутья» со сливками, медом, пряностями, изюмом и миндалем. Кутью по обычаю полагалась запивать «взваром». Так назывался напиток похожий на сладкий густой компот или кисель, взвар готовился из сухофруктов и ягод. Иногда его делали с добавлением кваса, пиво или вина, а иногда риса или лапши. В рождественскую ночь открывали настежь дверь и звали к праздничному застолью любого прохожего, который шел мимо, даже если им оказывался бездомный нищий.

Распространялся же обычай по всей Европе в том числе благодаря немецким представительницам знатных родов, выходившим замуж и уезжавшим в во Францию, Чехию, Голландию, Данию, Англию и другие страны. Немецкие эмигранты привезли эту традицию и в Америку. Новогодняя ёлка с игрушками в витрине магазина. Автор: Тихонов Михаил Реформы Петра I: как появилась новогодняя ёлка в России Первоначально Новый год на Руси праздновали 1 марта — так отмечали время ухода зимы и начало посевных работ. Царь Иван III перенёс празднование на 1 сентября, объединив его с праздником сбора урожая и сроком сбора податей и оброка.

Первый такой Новый год официально отметили в Кремле 10 сентября 1492 года, но в народе наступление нового года продолжали отмечать по старому обычаю, весной. Традиция сентябрьского Нового года продержалась на Руси два столетия. Уже на новогоднем праздновании в сентябре 1698 года Пётр Первый появился в Успенском соборе Кремля в иноземной одежде в сопровождении гвардии в немецких мундирах. А в 1699 году объявил о реформе: указом "О новом счислении лет" в 1699 году он предписал считать 1 января 7208 года от сотворения мира 1 января 1700 года от Рождества Христова, а начало гражданского Нового года перенёс на 1 января. Первый праздник по новому календарю состоялся с невиданным размахом, с фейерверками и иллюминацией на улицах Москвы, щедрыми угощениями для народа на площадях и перед дворцом. Указ Петра также устанавливал обычай украшать в честь Нового года деревья — речь, впрочем, шла не о ёлке, а о можжевеловых или сосновых ветвях. Дословно указ гласил: "... По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... Большинство людей в России не имело ни малейшего представления о том, как именно надо украшать деревья по заморскому обычаю, поэтому было решено выставить образцы праздничных деревьев в московском Гостином дворе. Украшение ёлочными ветвями и гирляндами домиков на новогоднем базаре.

Автор: Коньков Сергей Как прижилась в России традиция украшать ёлку Всё своё правление Пётр I следил за тем, чтобы новогодние и рождественские торжества в России проходили не хуже, чем в Европе.

Колядки, гадания в сочельник и другие рождественские традиции

Традиции и обычаи Рождественских праздников, и немного истории. Среди наиболее известных русских обычаев и традиций, связанных с рождественскими праздниками, стоит выделить. Впервые традицию украшать к Рождеству помещения и церкви еловыми веточками ввел Пётр I в 1700 году.

Как праздновали Рождество на Руси

А если придешь, будем кнутом бить! Это действие имело чисто профилактический смысл и делалось для того, чтобы весной не было заморозков. При этом, конечно, это был не Дед Мороз в нашем традиционном понимании. Это была не ряженая фигура, а условная персонификация, к которой обращались в чисто охранительных целях. Другое дело, что в русской литературе во второй половине XIX века возникает ряд текстов, в которых появляются образы, олицетворяющие зимнее время года, мы видим это в сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович».

А вот в пьесе-сказке Александра Островского «Снегурочка», появляется образ, который повлиял на формирование уже советского новогоднего персонажа Снегурочки. Вообще, в этот период в русской литературе рождается много текстов, в которых авторы пытаются осмыслить ту персону, то мифологическое существо, которое приносит детям елку и рождественские подарки. И всю вторую половину XIX века и начало XX века продолжаются попытки нащупать наиболее удачное имя, которое точно определяло бы этот персонаж. Чаще всего Деда Мороза просто назывались стариком.

Однако важно то, что представление о нем, именно как о старике, появилось уже в XIX веке. При этом никакого имени за ним еще не закрепилось, если дети спрашивали, кто эту елку приносит, им говорили, что просто пришел рождественский старик или святочник, который принес елку и подарки. Иногда были попытки называть его Дедом Морозом или Дедом Елкиным, то есть шла такая конкуренция нескольких вариантов официального имени. К началу XX века из этих конкурирующих вариантов все-таки закрепилось название Дед Мороз.

К слову, это был чисто виртуальный образ потому, что никаких реальных ряженых, которые бы исполняли роль Деда Мороза, а тем более, Снегурочки в рождественской обрядности до революции не было. Он существовал только на уровне текстов и устных объяснений детям, откуда берутся елки и подарки. Определенную роль сыграла рождественская открытка, которая практически вся печаталась в Германии, к слову, тогда все русские открытки печатались в Германии, ведь в России не было такой полиграфической возможности. В них отражались некоторые образы, которые были характерны, прежде всего, для немецкой и европейской рождественской традиции в целом.

Мы знаем, что в каждой европейской рождественской традиции есть свой персонаж — это обычно Санта-Клаус или святой Николай, во Франции его зовут Пер-Ноэль «Отец-Рождество» и так далее. Обычно эти персонажи изображались в виде старика в красном кафтане или тулупе с мешком за плечами. Таким образом, изобразительный образ этого старика к началу XX века стал постепенно проникать в русскую культуру. И некоторое представление о Деде Морозе, который отвечает за всю рождественскую программу, стало складываться.

Однако повторю, что никаких реальных персонажей, которые бы участвовали в структуре веселья вокруг елки, в дореволюционный период не было. Естественно, не было и Снегурочки. Она была только литературным персонажем сказки А. Островского с соответствующим названием.

Расскажите, пожалуйста, а из каких блюд состоял праздничный стол? Мы все время говорим о том, что русская культура в послепетровскую эпоху не была единой. Можно говорить о дворянской культуре или условно о городской культуре, которая подтягивалась к дворянским образцам, а также о крестьянской культуре, которая восходит к традиционным образцам. Мы помним, что крестьянскую традицию петровские культурные реформы практически не затронули.

Что касается крестьянских новогодних блюд, то об этом надо говорить отдельно. Новый год, как мы уже говорили, вписавшись «задним» числом в структуру святочных праздников, отчасти заимствовал их семантику. Поскольку на этот момент заканчивался Рождественский пост, и начиналось скоромное время — мясоед, как принято называть этот период между постами, когда можно есть жирную и скоромную пищу. И получается, что Новый год, как начало нового календарного периода, стал временем, когда надо готовить много сытных, жирных, вкусных, мясных блюд.

Наше представление об изобилии новогоднего стола идет именно из этой крестьянской среды и обычаев. Если мы вспомним как назывался Новый год и канун Нового года в традиционной культуре, то это название было связано с щедростью и богатством праздничного стола. Щедрая кутья, богатая кутья, жирная кутья — все эти названия подчеркивают изобилие, которое должно присутствовать на столе для того, чтобы обеспечить магическим образом изобилие на весь последующий год. Это такая магия — нужно сейчас вкусно и обильно есть, чтобы в течение всего года тоже не голодать.

Поэтому было принято запекать целого поросенка, свиную ногу или птицу. Чаще всего это был поросенок, которого разламывали на куски и раздавали всем присутствующим за столом. Конечно, были и другие яства на праздничном столе. Понятно, что в крестьянской среде никакого шампанского, мандаринов и оливье, конечно же, в помине не было, никто тогда о них и не слышал.

Праздничный стол в те времена был просто более обильным и богатым, чем в будни. Подавалось больше мяса, которое было нечастым гостем на крестьянском столе, а в этот день его можно было поесть вдоволь.

Приглашением переселиться в Россию воспользовались христианские диссиденты того времени: лютеране, меннониты.

Среди них бродили пиетистские настроения, в основе которых лежало личное благочестие. Именно от них украинские штундисты, ставшие впоследствии евангельскими христианами-баптистами, переняли добрую традицию праздновать Рождество Христово в уютной домашней обстановке с обязательным праздничным столом, рождественским подарком, богослужением, коленопреклонёнными молитвами в рождественскую ночь. Именно оттуда пойдут замечательные рождественские колядки, столь любимые в нашем братстве.

Это добрый обычай возвещать в рождественские дни о Спасителе Христе всем соседям и знакомым, приглашать в свой дом гостей и выставлять на стол лучшие, специально сохранённые до этого дня, съестные припасы. До сих пор в украинском братстве сохранился обычай: в рождественскую ночь обязательно приютить и обогреть нуждающегося, вдову, сироту и проявить добрые дела милосердия. Рождество до революции Особо следует сказать о Петербурге.

Евангельское пробуждение пришло туда на несколько лет позже, чем на Кавказ и на юг России. Это событие связано с проповедью лорда Редстока в великосветских петербургских салонах. Слушателями Евангелия стала высшая знать России.

Эти люди, обладавшие богатством, властью, образованием, склоняли колени перед Христом и начинали жить совершенно новой жизнью. Их христианство с самого начала было деятельным и практичным. Они отворили свои дома для всех слоёв общества.

Граф сидел рядом с извозчиком, княгиня — рядом с бедным студентом. С самого начала стало развиваться служение обездоленным и больным, тем, кого общество отринуло. Сейчас такое служение мы называем социальным.

Петербургские верующие проявляли заботу о заключённых, детях, вдовах, одиноких матерях, студентах. На Рождество организовывались праздники для детишек именно из таких слоёв населения. Они собирали детей, разучивали с ними рождественские песни, дарили им подарки, проявляли заботу об их бытии.

Потом многие из этих детишек станут активными служителями евангельских церквей. С высылкой из России в 1884 года лидеров петербургского евангельского пробуждения В. Пашкова и М.

Корфа эти рождественские праздники не прекратятся. Их будет продолжать организовывать петербургская община, пастором которой станет Иван Вениаминович Каргель. К этой общине присоединится и Иван Степанович Проханов, который станет одним из лидеров молодёжного евангельского движения, а позже и организатором Союза евангельских христиан.

Юношеские кружки евангельских христиан продолжат чудесную традицию устраивать особые рождественские вечера. Во время рождественских праздников проводились самые различные евангелизации. После 1917 года праздник Рождества прочно входит в жизнь поместных церквей.

Более того, именно на Рождество несколько раз собирались всероссийские съезды евангельских христиан-баптистов. Во время Рождества на этих съездах совершалась Вечеря Господня, а потом делегаты выходили на улицу и приглашали всех желающих на торжественные рождественские богослужебные собрания, где люди могли услышать Благую весть о рождении Иисуса Христа.

Тогда собственно и начинается празднование Рождества в России. Невоцерковленные люди и молодежь используют праздник для гаданий, также проводят колядования. Это части древних обычаев, сохранившихся сейчас. Раньше так отмечали Рождество в поселках, небольших станицах и прочих населенных пунктах.

Основным мотивом большинства ритуалов было сохранение благоденствия. Жизнь людей во многом зависела от урожая, поэтому они старались привлечь удачу и плодородие, прославляя силы природы. Религиозная Рождественская традиция — обязанность верующих соблюдать нестрогий Рождественский известен еще как Филипповский пост. Девушки гадали, пытаясь выяснить свою судьбу — дату свадьбы, о суженом своем. Впрочем, подобные вопросы интересны и современным дамам. В основном, гадальные ритуалы проходят ночью.

Большинство из них забавные, но есть пугающие, выполнять которые решаются немногие. Традиции празднования Рождества в России достаточно разнообразны. История праздника Русское Рождество как праздник появилось на Руси в 988 году, когда князь Владимир прошел крещение. Мероприятие ознаменовало начало Святок, они продолжались до самого Крещения, что приходилось на 19 января. Проводились массовые гуляния, разнообразные ритуалы, посвященные урожаю. Люди также прославляли Христа.

История Его рождения уже была известна, ведь христианство распространилось на Руси довольно рано. Вертепный театр на Рождество был популярен в 17-18 веках. В 17-18 веках на празднование Рождества в России организовывали вертепный театр. Эта традиция пришла с Польши. Кукольники создавали тряпичных кукол, потом в небольшом ящике-вертепе разыгрывали сюжеты, связанные с рождением и дальнейшей жизнью Иисуса Христа. В 1917 году когда отгремела русская революция в России Рождество Христово было официально отменено новой властью.

Запретили наряжать елки, колядовать, проводить богослужения и вообще упоминать праздник. Позднее, к 1935 году многие символы Рождества в России были перенесены на другой праздник — Новый год. В частности, украшение елки, массовые гуляния. Вифлеемскую звезду заменили на обычную пятиконечную, которую устанавливали на елку. И отмечали его как обычное светское мероприятие. Религиозный смысл был тщательно скрыт.

Интересно, что об истории Нового года советские люди тоже не слишком задумывались. Откуда и как появился Дед Мороз, кто он, почему имеет внучку Снегурочку. Подобные вопросы мало волновали советских детей, не приветствовались властями. О Рождестве же старались забыть вообще. Партия хотела искоренить христианство, поэтому главный его праздник считался запрещенным действием. Конечно, позднее, к 60-70 годам в поселках люди пытались отмечать его тайком, как многие христианские мероприятия.

В городах же это было редкостью, вдобавок, не приветствовалось обществом, воспитанным идеалами коммунизма. Впрочем, история праздника не была окончена вечным запретом. Зимой 1990 года официально Верховный Совет решил возродить традиции Рождества и его значимость для людей. Разрешили отмечать мероприятие, проводить масштабные богослужения, заодно 7 января стал настоящим выходным днем. Почему Рождество 7 января, если в Европе его отмечают все 25 декабря? Матерь Божия, как Грегорианским календарем пользуются с 1582г.

Поэтому Она сообщила апостолам конкретную дату — 25 декабря. Правда, в реальности точный день неизвестен. Первые христиане вообще не считали Рождение Спасителя отдельным происшествием и не отмечали его специально. Это появилось позднее, наряду с празднованием других вех жизни и деяний Христа. Когда родился Христос, на земле все следовали Юлианскому календарю, когда-то разработанному александрийскими астрономами и одобренному Юлием Цезарем. Сначала люди верно следовали дате календаря, однако постепенно на смещалась, так как он «отодвигал» равноденствие на 1 день назад.

Не ежегодно, а каждые 128 проходящих лет. Это нарушало правило, где указывался первый день воскресения, приходящий после полнолуния от дня равноденствия. Решением проблемы стало введение другого, грегорианского календаря. Он помог сократить разницу между определенным природным явлением — равноденствием и календарной датой. Григорианский календарь официально приняли в 1582 году. Однако, проблема решилась лишь частично.

Ведь церковь продолжала вести отсчет согласно старому, Юлианскому календарю. Поэтому Рождество Христово идет 25 декабря по старому и 7 января по новому. Причем, разница продолжает увеличиваться каждые 100 с копейками лет. Интересно, что в 2100 году она составит уже 14 дней и юлианская дата 25 декабря будет 8 января по новому. Европа продолжает следовать «старинке». Поэтому Рождество немного «сдвинулось» для России.

Некоторые путешественники умудряются праздновать его дважды.

Вернувшись в 10:45 в Царское Село, устроили свою елку в новой комнате Аликс». И на следующий день: «25-го декабря. Рождество Христово. Мороз усилился до 18 градусов. В эти дни император с семьей катались на коньках, на санях, строили ледовые городки, дети любили поваляться в снегу. О том, как весело проводились праздничные дни в семье императора Николая II, рассказывают сохранившийся и оцифрованный альбом с фотоснимками из фонда старшей дочери последнего российского императора великой княжны Ольги Николаевны. К подаркам в царской семье относились серьезно. Популярными презентами для девочек были куклы или наряды, мальчикам дарили солдатиков, сабли и ружья, а также маленькие мундиры их полков. Елок во дворце наряжалось несколько сразу — для каждого члена семьи.

Важно было одарить не только детей и родственников, но и прислугу. Рождественские праздники, семья императора Николая Второго, из альбома с фотоснимками из фонда великой княжны Ольги Николаевны. Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.

Как празднуют Рождество в России: традиции и обычаи

До первой звезды Рождество предварял одноименны строгий пост, длившийся около месяца. В этом время нельзя было потреблять скоромную пищу — мясо, яйца, молоко и другие калорийные продукты. Считалось, что о рождении Иисуса Христа возвестила яркая звезда. Поэтому окончание поста было приурочено к появлению первой звезды на вечернем небе в канун праздника. В последний день поста до этого момента вообще не принято было есть. Сжигание снопа Рождество также знаменовало окончание сельскохозяйственного года. Во время сбора урожая глава семейства выбирал лучший сноп пшеницы и ставил его под иконы, как благодарность Богу за хороший урожай. В канун Рождества этот сноп сжигался, символизируя тем самым надежду на следующий урожай. В это время было принято менять как можно больше в своей жизни — надевать новую одежду, обувь, покупать дорогие вещи.

Елки наряжали не только в домах, но и в общественных местах — в Дворянских собраниях, клубах и театрах. По принятому в Германии обычаю, деревце украшали в сочельник, день накануне Рождества. На ветки вешали небольшие игрушки и всевозможные лакомства: печенье, орехи, конфеты и яблоки. К праздничному ужину на елке зажигали настоящие свечи, а рядом всегда ставили ведро воды на случай пожара.

Подарки дети находили не только под елкой, но и на ней — после праздника деревце с его вкусными украшениями отдавали гостям на «разграбление». Неотъемлемым атрибутом празднования Рождества была, конечно, церковная служба. Вот как описывает Николай II в своем дневнике сочельник и Рождество в кругу семьи в декабре 1894 года. Это воспоминания первого года после женитьбы императора: «24 декабря, суббота.

Простились с милым Царским [Селом] на этот год и в 10 ч. В 11:30 пошли в Аничков к вечерне… Разобравшись с вещами и подарками на Елку, пошел с Аликс в сад. Пили чай наверху и в 6 ч. Пошли ко всенощной.

Сноп остается в углу до самого Нового года. Со «святого» вечера вплоть до 1-го января не выметает ни одна хозяйка в Малороссии сор из хаты, чтобы затем весь его, собранный в кучу, сжечь во дворе. Этим охраняется, по народному поверью, урожай сада и огорода от гусениц, червей и других врагов плодоносящей растительности. По старинному преданию, накануне Рождества, в самую полночь, отверзаются небесные врата и с высот заоблачных сходит на землю Сын Божий. Все воды в райских реках оживают и приходят в движение; источники претворяются в вино и наделяются на эту великую ночь чудодейной целебною силой; в райских садах на деревьях распускаются цветы и наливаются золотые яблоки. И из райских пределов обитающее в них Солнце рассылает на одетую снежной пеленою землю свои щедрые-богатые дары.

Если кто о чем будет молиться в полночь, о чем просить станет, — все исполнится-сбудется, как по писаному, — говорит народ. Рождественский сочельник У сербов и лужичан существует обычай — выходить рождественской полночью в поле, на перекресток дорог и смотреть на небо. По словам стариков, перед взорами угодных Богу людей открываются неизреченные небесные красоты. И видят они, как из райских садов зоря-зоряница выводит красное солнце, как она, ясная, усыпает его путь золотом и розами. И видят они, как бьют в муравчатых берегах ключи живой воды, как расцветают духовитые цветы, как золотятся-наливаются сочные плоды на серебряных деревьях с бумажными листочками… Многое еще видят достойные видений люди, да все меньше таких становится на земле, затемненной нераскаянными грехами. А как ни смотри на небо грешная душа — ничего, кроме синевы небесной да звезд, — и то если они не укрыты темным пологом туч, — не высмотреть ей и в эту ночь откровений.

У юго-западных славянских народов, там, где быт их еще не изменил единокровной с русским народом старины например, у тех же сербов, а также далматинцев, кроатов и некоторых других , канун Рождества Христова, называющийся в честь пробуждающегося и выезжающего на летнюю дорогу солнца «бадним днем» от слова будити, бдети и т. Утром вырубается в ближнем лесу толстая дубовая колода и привозится на двор. Как только начнет смеркаться, домохозяин-большак вносит ее в хату и, входя, приветствует всех домашних пожеланием провести счастливо «бадний день». Колоду обмазывают медом, посыпают хлебными зернами, затем кладут в печь на уголья. Когда колода «бадняк» разгорится, семья собирается близ очага за накрытым праздничным столом и начинает разговляться. По улицам горят в это время смоляные костры, молодежь у околицы палит из ружей.

В каждой семье ждут гостей на вечерю. Первый гость зовется «положайником», и с появлением его в хате связываются потом все беды и радости, случающиеся в году с семьей. Твердо будучи убежденными в непреложности этого поверья, хозяева стараются приглашать на рождественскую вечерю к себе только тех людей, которые могут, по-видимому, принести счастье. Входя в хату, положайник берет из кадки, стоящей в сенях у двери, горсть зерен и, бросая их к хозяевам, произносит: «Христос ся роди! Но гость медлит отозваться на приглашение: он идет к очагу и начинает бить кочергою по горящей дубовой колоде так, что искры летят из нее во все стороны; бьет, а сам приговаривает пожелание, чтобы сколько вылетит искр, столько уродилось бы копен жита, сколько искр — столько бы и приплода на скотном дворе, сколько искр — столько мер овощей на огороде и т. Затем все присутствующие берут в руки по зажженной восковой свече, молятся на иконы и целуют друг друга со словами: «Мир Божий!

Христос ся роди, ва истину роди, покланяемо се — Христу и Христову рождеству! Все принимаются за еду. На рождественской трапезе необходимыми кушаньями являются здесь мед и «чесница» пресный пшеничный хлеб с запеченной в нем монетою. Большак-хозяин разламывает чесницу и разделяет между трапезующими; кому достанется кусок с монетою, того ожидает счастье. Бадняк-колода, по мнению старых сведущих людей, наделяется свыше целебною силою. Уголья и зола, остающиеся после него в очаге, считаются лекарством против болезней рогатого скота и лошадей; если дымом его тлеющей головни окурить на пасеке улья, то это помогает дружному роенью пчел и т.

Зернами, разбросанными по полу во время встречи гостя-положайника, хорошо кормить кур, чтобы те лучше неслись; солому, которою устилается на «бадний день» полхаты, выносят на ниву и разбрасывают по ней, думая, что от этого будет лучший урожай по весне. Во многих местностях огонь «бадняка» поддерживается не только в день великого праздника, но и во все Святки — вплоть до Нового Года. Стародавняя старина, уцелевшая до сих пор от всесокрушающей руки беспощадного времени, никогда не проявляется в народном быту так ярко, как во дни, окружающие великий праздник Рождества Христова. Ой, Святки мои, святые вечера! Ой, Дид!

Глубокие снега, морозы крепче, - рассказывал своему семилетнему французскому крестнику Иван Шмелев. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь.

Не так, как здесь, - тычинки. У нашей елки... На Театральной площади, бывало, - лес... А снег повалит - потерял дорогу! Мужики в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться.

Дым столбами. Морозная Россия, а... Пахом долго стучал и тесал топором, прилаживая крест. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхушечка согнулась под потолком. От ели веяло холодом, но понемногу слежавшиеся ветви ее оттаяли, поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли в гостиную вороха цепей и картонки с украшениями, подставили к елке стулья и стали ее убирать. Но скоро оказалось, что вещей мало. Пришлось опять клеить фунтики, золотить орехи, привязывать к пряникам и крымским яблокам серебряные веревочки.

За работой дети просидели весь вечер, покуда Лиля, опустив голову с измятым бантом на локоть, не заснула у стола" Алексей Толстой "Детство Никиты". Но не только елка, моду на которую ввела великая княгиня Александра Федоровна, жена будущего императора Николая I и дочка кайзера Фридриха Вильгельма III, была обязательным атрибутом праздника. Все знали: на Рождество - пир горой! К нему тоже готовились загодя.

Рождественские традиции российских немцев: беседа с председателем МСНК Елизаветой Граф

Рождество Христово 7 января: история и традиции светлого праздника в России | «Красный Север» Традицию новогодних фейерверков в 1891 году завел московский ресторатор Степан Крынкин.
Трудная история праздника Рождества Рождественские традиции празднования светлого Рождества Христова перекликаются со старинными языческими обрядами, распространенными на Руси.
Новогодние традиции в России В материале подробнее рассказываем о некоторых рождественских традициях, которые соблюдали в дореволюционной России.
Традиции празднования Рождества: вся история праздника в разных странах | Diletant Традицию украшать елку зимой в Россию перенес Петр Первый из Германии.
Рождество Христово 7 января: история и традиции светлого праздника в России | «Красный Север» Согласно христианским традициям, Рождеству Христову предшествует длительный пост.

Рождественские традиции в Российской империи

Сегодня мы обратились к истории празднований этого замечательного праздника в России и разобрались с основными новогодними традициями, которые сохранились до сегодня. Эта традиция сохранилась не везде, но ее всё еще можно встретить в российских селах и деревнях. Портал RusDeutsch решил собрать серию материалов о семейных рождественских традициях. Рождественское богослужение c 6 на 7 января из Храма Христа Спасителя в Москве обычно транслируется по федеральным каналам. История рождественских и новогодних традиций в Советском Союзе.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий