Для России 8 марта — особенный день.
Ищите женщину: как отмечали 8 Марта в XX веке
8 марта — Международный женский день. Все новости в рубрике «Политика» за 8 марта 2024 года. Впервые Международный Женский День был проведен 19 марта 1911 года в Германии, Австрии, Дании и некоторых других европейских странах. 8 марта — Международный женский день. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов. Выходным днем 8 Марта стало только с 1966 года.
Что произошло за день: среда, 8 марта
Читайте последние актуальные новости главных событий Сахалина на тему "8 марта в истории: первый CD и начало Февральской революции" в ленте новостей на сайте Восход. В Мексике во время марша феминисток против дискриминации и насилия, который прошёл 8 Марта, пострадали 62 сотрудницы полиции и 19 гражданских лиц. Начало Февральской революции совпало с празднованием Международного женского дня: не последнюю роль в революционном перевороте сыграли женщины. Читайте все самые интересные посты или смотрите фото и видео на темы 8 марта и Революция. В Международный женский день 8 марта в столице Мексики прошли массовые акции протеста, в которых приняли участие более 20 тыс. человек. Митинги были спровоцированы президентом страны, который оказал поддержку обвиняемому в изнасиловании нескольких женщин.
8 марта: за что на Украине так не любят США?
В Международный женский день 8 марта в столице Мексики прошли массовые акции протеста, в которых приняли участие более 20 тыс. человек. Митинги были спровоцированы президентом страны, который оказал поддержку обвиняемому в изнасиловании нескольких женщин. «Революция в Рожаве сделала 8 Марта (Международный женский день) более значимым», — сказал Зозан Бекир, представительница координационного центра Конгресса «Стар» в регионе Евфрат. Международный женский день связан с именем Клары Цеткин. В России его впервые отметили 2 марта (17 февраля по старому стилю) 1913 года в Петербурге, в здании Калашниковской биржи. 7 Марта 1917 года (по старому стилю) Синод, поддержав революцию, официально стал молиться за «благоверное» Временное правительство, а не за Царскую Власть. Новости Якутии и Якутска — свежие новости онлайн на сайте — ЯСИА. Протесты в Международный женский день в Санкт-Петербурге знаменуют собой начало Февральской революции (23 февраля по юлианскому календарю).
Архив 8 марта 2024
Это был Международный женский день — и первый день русской революции. 8 марта 1917 года: бастует уже треть рабочих Петрограда. Традиции и история возникновения праздника 8 Марта. Рассказываем, как и почему отмечают Международный женский день в России и во всем мире в 2024 году, в проекте Леди Краткая сводка событий, произошедших за день. Новости Якутии и Якутска — свежие новости онлайн на сайте — ЯСИА. Историки рассказали о том, кто принес женский день в Россию, откуда взялся обычай дарить мимозу и как 8 Марта стало предвестником Февральской революции.-5.
Женская «революция». Что мы на самом деле отмечаем 8 марта?
В рамках высокой моды того времени ею было создано платье из головного платка, а также кафтан из двух полотенец. Ее соратница Вера Мухина создала пальто из солдатской шинели. И это не просто носилось — советский авангард гремел на весь мир, а в 2016-м стал вдохновением для создателей формы сборной России на Олимпиаде в Рио. Возникшие лозунги тогда звучали так: «Грамотность — залог раскрепощения», «Кооперация освобождает от печного горшка», «Долой кухонное рабство! Последний лозунг застыл не только на плакатах, но и в градостроении. Знаменитый Дом на набережной — тоже отчасти памятник эмансипации. Огромный жилой комплекс для партийной верхушки с собственной столовой, яслями, кинотеатром, электростанцией, с огромными квартирами — до двухсот метров.
Разгадка — в неспокойной России 1917 года.
Тогда 23 февраля по старому стилю и 8 марта по новому женские забастовки ознаменовали начало Февральской революции. Труженицы, вымотанные недостатком продовольствия и тяжелыми условиями работы, вышли на улицы. Они требовали «хлеба и мира» — выхода России из мировой войны и подвоза еды в Петроград. Забастовки молниеносно стали массовыми. Февральская революция вынудила Николая II отречься от престола — через неделю после женской забастовки. Узнав об отречении, протестующие направили Временному правительству среди прочих требования о праве участия женщин в выборах. Не дождавшись ответа, они вновь вышли на улицы.
На сей раз власти пообещали урегулировать. Летом 1917 года они выполнили свое обещание — приняли закон, позволяющий женщинам, которым исполнился 21 год, пользоваться избирательным правом на выборах в Учредительное собрание. Такие права, как мы и говорили в начале статьи, у советских женщин появились раньше, чем у британских и американских. Постепенно первоначальный смысл борьбы против гендерной дискриминации отошел на второй план. Сегодня в этот день отмечают «праздник весны и красоты прекрасной половины человечества». Собственно, чествуют всех женщин, а не только «амазонок». Задумываетесь, чем порадовать или удивить на 8 Марта окружающих вас дам?
Понимаем, что их может быть много: мамы и бабушки, сестры и дочери, прекрасные жены и коллеги. Положитесь в этом вопросе на карту «Халва» — это выгодный кешбэк за покупку в магазинах-партнерах или беспроцентная рассрочка на несколько месяцев. Забираете подарки сразу, а расплачиваетесь за них постепенно. Какое значение имеет праздник 8 Марта в наши дни Когда ООН сделал Женский день официальным и международным, странам-участницам предложили самим выбрать дату, когда они будут чествовать женщин и их борьбу за равноправие. Сама Организация Объединенных Наций и сегодня продолжает освещать проблемы женщин в разных странах и пытается их искоренить. Однако дискриминация широко распространена и в наше время.
Уже 15 марта император Николай II отрекся от власти. Однако он позже был расстрелян вместе со своей семьей. Зафиксированная дата С 1921 года праздник начали отмечать именно 8 марта в память об участии девушек в этой демонстрации. Именно это событие предшествовало революции, после которой исчезла монархия. Эксперты уверены, что праздник посвятили "мужественным" женщинам, которые добились хороших результатов в "мужских" профессиях. Выходной день Этот праздник изначально не освобождал от работы. Выходным днем 8 Марта стало только с 1966 года. Решение об этом было принято за год до этого. Со временем праздник начал терять феминистский уклон. Теперь этот день стал днем мужских признаний в любви. Российские феминистки Праздник отмечают и феминистки. Они организуют мероприятия, направленные на равноправие. Они высказываются о необходимости борьбы с насилием в отношении женщин. Ростов и 8 Марта В Ростове есть отчетливые упоминания о празднике в виде названия улиц. Цеткин и Люксембург боролись за права женщин, многие считают их основательницами праздника. Именно они предложили учредить Международный женский день, в который женщины всего мира будут устраивать митинги и шествия, привлекая общественность к своим проблемам.
По данным СКР, по указанию фигуранта в 2019-2021 годах были заключены договоры займа между корпорацией и несколькими организациями. Задолженность насумму 50 млн рублей погашена не была, а гендиректор получил автомобиль дороже 2,5 млн рублей. Как сообщалось, с 2018 по 2021 годы гендиректором корпорации был Антон Иванов, который позднее занял пост мэра Белгорода.
Восьмого марта 1917 года была свергнута российская монархия
Женщины, которых в этих очередях было большинство, легко подхватили девиз вышедших работниц и присоединились к демонстрации. Кроме хлеба они требовали, чтобы их мужей, сыновей и братьев вернули с затянувшейся войны , которая к тому времени длилась уже несколько лет. Масла в огонь подлил и отъезд императора Николая II в Могилёв: глава государства покинул столицу 22 февраля. Впервые в Российской империи его отметили ещё в 1913 году, однако после этого праздновали его нерегулярно. В столице империи в начале 20-го века появились специальные организации, которые пытались добиться равных прав женщин с мужчинами. К ним, например, относилось «Русское женское взаимноблаготворительное общество», «Союз равноправия женщин» или «Женская прогрессивная партия». Женская демонстрация в Петрограде, 1917 год. Стали раздаваться выкрики: «На Невский!
Так женщины подтолкнули петроградских революционеров к активным действиям. В своей работе «История русской революции» Лев Троцкий даже отмечал, что работницы во время волнений действовали более самоотверженно, чем мужчины: они, по словам «демона революции», пытались схватиться за оружие и уговаривали солдат присоединиться к демонстрантам. Всего, по оценкам историков, на протестные акции в тот день в столице вышли почти 130 тыс. В демонстрации, таким образом, участвовал практически каждый третий рабочий Петрограда. Женщины подали пример — устремились в самый центр города.
На всех. Ни в Петрограде, ни в каком другом городе Империи ни в ту зиму, ни за всю войну никто не умирал с голода. Немного цифр: в столице в начале 1917 г. В 1916 г. Для сравнения: в Германии карточная система на хлеб была введена уже в 1915 г. Спустя год норма хлеба на человека составляла там 200 г — как в блокадном Ленинграде. За всю войну в Германии умерло от голода более 700 тыс. А количество бастующих немецких рабочих в 1916 г. И революция там случилась не из-за голода, а после поражения в войне в конце 1918 г. Февральско-восьмимартовский «бабий бунт» стал, по выражению Солоневича, детонатором массовых беспорядков, которые были использованы как сцена с подходящими декорациями для разыгрывания по нотам верхушечного заговора против государя Николая II. Детонатором взрывов, которые гремели на «пороховом складе» «освобожденной» от царя России весь 1917-й год и увенчались тем, что на воздух взлетела она вся — когда пришли большевики. Но и «свергнув самодержавие», разгневанные петроградские бабы не угомонились. Продуктовые погромы продолжались. Органы правопорядка при Временном правительстве докладывали: «... Женщины не только составляют необходимый и важный элемент в толпе, производящей беспорядки, но сплошь и рядом являются инициаторами продовольственных эксцессов... Во многих случаях эксцессы совершаются толпами, состоящими исключительно из женщин». А всего год с небольшим спустя период «продовольственных эксцессов» сменился в Петрограде и прочих российских городах периодом искусственно организованного большевистскими экономическими экспериментами голода 1918-1920 гг. А затем тотальным голодом 1921-1922 гг.
При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс. Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования. Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена.
С тех пор собрания, посвященные Международному женскому дню, проходили регулярно. В 1925 году местом их проведения стало еще одно знаменитое московское здание — Дом союзов. В Москве к 8 Марта открывали столовые и детские сады, организовывали субботники и международные вечера женской солидарности, проводили тематические выставки. В 1925 году газета «Жизнь искусства» рассказывала о выставке «Женщина в русской живописи» в Третьяковской галерее. А через пять лет «Вечерняя Москва» написала об открытии экспозиции «Женщина в фарфоре» в Государственном музее керамики. В марте 1945-го вышел материал с такими словами: «Подвигами в тылу и на фронте советские женщины приближают час полной победы над врагом». Частью празднования стало торжественное заседание в Большом театре. Часто, помимо названия «Международный день работниц», в прессе использовали и другой вариант — Международный коммунистический женский день: подчеркивалась связь праздника с программой построения нового общества. Советские женщины отмечали праздник прежде всего как день международной солидарности.
«Хлеба и мира»: как 8 марта голодные женщины начали революцию
На конференции присутствовали более 100 женщин из 17 стран: представительницы профсоюзов, социалистических партий и объединений работающих женщин. Идея Цеткин получила единодушную поддержку, однако дата не была зафиксирована и в разных странах праздник отмечался в разные дни марта. Почему 8 марта Итак, женщины по всему миру выходили на демонстрации и шествия, призывая власти предоставить им право голоса, улучшить условия труда рабочих, а также искоренить классовое разделение в обществе. Однако не было одной даты, ассоциирующейся с «женским днем». Почему же мы отмечаем его именно 8 марта? История выбора этой даты ведет в Россию, а именно в неспокойный февраль 1917 года. Революционный марш в Петрограде, 1917 год Фото: rg. Женщины вышли на улицы, призывая петроградских революционеров к активным действиям. По современным оценкам, в тот день на улицы вышли почти 130 тыс. Так петроградские женщины фактически запустили революционный процесс, а в день отречения императора отправили Временному правительству заявление с требованиями включить женщин в работу Учредительного собрания. Однако, оставшись без ответа, 19 марта они вновь вышли на демонстрацию: 40 тыс.
Летом 1917 года был принят закон, согласно которому все женщины старше 21 года получили право голосовать на выборах. Так российские женщины добились избирательного права на три года раньше, чем женщины США, и на год раньше, чем британки — ими во многом вдохновлялись английские и американские суфражистки. Демонстрация крестьян в поддержку февральской революции в 1917 Фото: riamediabank.
Традиционно считается, что в честь именно этого события установлен праздник, и мужчины теперь 8 марта с самого утра занимают очереди в цветочные ларьки.
Впрочем, в середине XIX века еще никто не мог подумать, что когда-то Женский день станет красным днем календаря. Участницы выступали за право женщин работать, учиться в высших учебных заведениях, владеть имуществом и участвовать в судебных разбирательствах. Через 10 лет был основан «Союз равноправия женщин» СРЖ , и уже в апреле русские женщины впервые вышли на демонстрацию. Они требовали права голоса и выдвигаться в органы власти.
Скоро они представили законопроект «О равноправии женщин», который предполагал уравнивание женщин и мужчин в правах, но инициатива так и не была принята Думой. Зато в 1909 году парламент утвердил закон, ограничивающий проституцию в России. Теперь в борделях могли работать только добровольно. Тут мы первопроходцы.
Правда, идеологическое наполнение у этой даты тогда было немного другое. Отмечали годовщину забастовки работниц ткацких заводов в Петербурге, с которой началась Февральская революция и соответственно свержение династии Романовых. По старому стилю это произошло 23 февраля 1917 года, по новому - 8 марта. Символично, что обе даты в итоге появились в праздничном календаре советских людей.
Причем почти сразу после своего прихода к власти. И снова поменялась идеологическая подкладка.
В сатирическом рассказе главный герой так стремительно согласился на брак, что потом никак не мог узнать на свадьбе свою избранницу.
Когда же он почувствовал себя обманутым в своих скоропалительных стремлениях, то «на другой день Володя Завитушкин после работы зашел в гражданский подотдел и развелся». Действительно, как говорил в фильме дружок Володьки, которого играл Савелий Крамаров, «делов то! Нередким стало сожительство двух мужчин с одной женщиной или, наоборот, двухпарные браки и т.
Члены образовавшегося в 1925 году общества «Долой стыд», решившие бороться со стыдом как «буржуазным предрассудком», по пять-десять человек обнаженными устраивали демонстрации в Москве и других городах. Правда, потом милиция получила указания и стала задерживать идейных борцов за революционный нудизм. Широко известными теоретиками половой свободы были большевички Инесса Арманд и Александра Коллонтай.
На страницах журнала «Молодая гвардия» Коллонтай писала, что «для классовых задач пролетариата совершенно безразлично, принимает ли любовь форму длительного и оформленного союза или выражается в виде проходящей связи». Широкое распространение в комсомольских кругах получила так называемая «теория стакана воды»: половая потребность столь же естественна, что и потребность есть, пить и спать. И поэтому удовлетворять ее надо столь же легко и «без комплексов», как, например, выпивать стакан воды при жажде.
Правда, далеко не всем старшим товарищам по партии нравилась такая легкость подрастающего молодого поколения. Также в своей дискуссии с Инессой Арманд по поводу «свободной любви» он не без остроумия писал ей в письме: «Даже мимолетная страсть и связь, пишете Вы, поэтичнее и чище, чем поцелуи без любви пошлых и пошленьких супругов… Логично ли это противопоставление? Поцелуи без любви у пошлых супругов грязны.
Согласен, им надо противопоставить… что? Выходит по логике — будто поцелуи без любви мимолетные противопоставляются поцелуям без любви супружеским. Теперь трудиться на равных должны были все, независимо от своего социального происхождения или пола.
Как писала та же Коллонтай, «не будь Октября, до сих пор господствовал бы взгляд, что самостоятельно зарабатывающая женщина — это временное явление и что место женщины — в семье, за спиной мужа, добывающего средства к жизни… Новая женщина — это прежде всего самостоятельная трудовая единица, чей труд идет не на обслуживание частносемейного хозяйства, а на общественно полезную и нужную работу». При этом теоретики-коммунисты доказывали: чтобы женщина могла трудиться на полную отдачу, ее надо освободить от тягот семейного быта. Только свободная от ежедневной готовки, стирки и забот за детьми женщина сможет полностью выкладываться на работе и быть равноценным «членом социалистического коллектива».
Поэтому еще до революции ее «агитаторы и главари» говорили, что индивидуальные тесные кухни в будущем заменят гигантские кухонные фабрики и общие просторные столовые. Отвратительности и неправильности отдельных кухонь коммунистические писатели посвятили немало проникновенных строк: «Частная кухня является для миллионов женщин учреждением, напрягающим до предела все их силы, отнимающим и растрачивающим их время; в ней женщины теряют здоровье и настроение; она, является предметом их постоянных забот, особенно тогда, когда средства, как у большинства семейств, ничтожны. Упразднение частной кухни будет освобождением для бесчисленного количества женщин.
Частная кухня является таким же отсталым пережитком, как станок мелкого ремесленника; оба обозначают огромную бесхозяйственность, растрату времени, силы, топлива и освещения, пищевых продуктов и т. Также при коммунизме и стирать будут специальные прачечные комбинаты, а всех детей возьмут из семей на общественное воспитание. Наверно, именно с этой целью в 1918 г.
Этот запрет просуществовал до 1926 года. Однако извлечь женщину из тесных семейных кухонь и освободить от бытовых забот не получилось, а вот нагрузить ее работой в социалистическом обществе не работают только тунеядцы удалось. Эта «вилка» и оказалась причиной как сокращения рождаемости, так и той повышенной нагрузки, легшей на женские плечи, которая существует и сегодня.
Всеобщее избирательное право, декретный отпуск, упрощение разводов, право на аборт его отменят в 1936-м — революция принесла новые законы и новые нравы. Царский режим давил на грудь не только пролетариям, но и аристократии с буржуазией. В начале XX века ни одна уважающая себя дама не выходила из дома без жесткого корсета.
Также надо было надеть панталоны, нижнюю кофту, нижнюю юбку, а то и не одну, и только после этого — выйти в свет. В свете революции это все признали старомодным, а вместо корсета появился бюстодержатель так раньше называли бюстгальтер. При этом и белье, и наряды делали женщины для женщин.
Надежда Ламанова — главный модельер 20-х.
8 Марта — в фотографиях. Как прошли акции в защиту прав женщин по всему миру
Поэтому именно в странах развитого капитализма и началась «битва за права». Наиболее ярким символом этих событий стали суфражистки — представители движения за женское избирательное право и борьбы против дискриминации в экономической и политической жизни. Дамы отстаивали свою позицию методами ненасильственного сопротивления — выходили на митинги, организовывали пикеты возле зданий парламента. Иногда приковывали себя к дверям учреждений. Многие из акций закономерно заканчивались для протестующих тюрьмой.
Отношение окружающих было высокомерно-снисходительным, многие женщины открыто не поддерживали суфражисток. Эта организация была образована в 1903 году и по сути являлась оппозицией к большинству политических партий Британии. Эмилин Панкхерст понимала, что ненасильственное сопротивление не приносит результатов, поэтому было решено действовать активно. Началась череда разбитых окон, витрин, фонарей.
Камни даже долетали до Палаты общин и кабинета премьер-министра на Даунинг-стрит. Находясь в заключении, суфражистки отказывались принимать пищу в знак протеста. Администрация тюрем часто прибегала к унизительному принудительному кормлению, используя специальные трубки, воткнутые в нос или рот. Эти болезненные процедуры жестко осуждали профессиональные медики.
Панкхерст приходила в ужас от пронзительных криков женщин, которых насильно кормили во время голодовок. В автобиографии она писала: «Пока живу, никогда не забуду страдания, которые испытала в дни, когда этот крик звенел в моих ушах». Ситуация обострялась. Начались поджоги, закладки самодельных бомб.
Такие небезопасные методы протестов не находили поддержки и среди единомышленников, но акции и аресты продолжались на протяжении нескольких лет.
В его ответах нет ничего успокоительного», — вспоминал французский дипломат Морис Палеолог. Пока элита обсуждала новые балеты и ужины, в городе начиналась всеобщая стачка, которая привела к революции, а затем — вооруженному восстанию. Его смысл, который завещала Клара Цеткин — напоминать о правах женщин — постепенно забылся, приобретя противоположный. Мы забыли про три цвета 8 марта: фиолетовый, обозначающий справедливость и достоинство, зеленый, обозначающий надежду, и белый, символизирующий чистоту. Сегодня 8 марта — день, когда женщинам желают быть «милыми и покорными» «женственными» и дарят цветы и губную помаду, а потом нам приходится мыть посуду за всеми коллегами или гостями. Пора вернуть этот праздник себе! Суфражистки празднуют выход из тюрьмы; на груди — тюремные номера.
Бывший кандидат на губернаторских выборах Новосибирской области утверждает, что «великие достижения и победы ковались в социалистический период великой державы». В число достижений Яковлев записывает победу в Великой отечественной войне, покорение космоса, укрепление обороны страны, создание красной армии и советскую науку. Также выступающий требует вернуть статус государственного праздника 7-му ноября. Он говорит, что «по планам Ленина и под руководством Сталина была построена могучая держава, которая решала вопросы мирового масштаба». Во время того, как мэр перечислял успехи Советского союза, у него отключился микрофон.
Однако, Ильичу, по словам Тырковой, он - «некрасивый, маленький, лысый с умными внимательными глазами» - разносолы и уют были, что называется, до лампочки. Главное — марксизм, борьба с самодержавием, освобождение пролетариата… Вернусь к словам Крупской об освобождении женщин от бытового гнета. Да, им хотелось вырваться из плена переполненных, душных квартир с чадящими примусами, шипящими сковородами и кипящими кастрюлями. Хоть ненадолго перевести дух, привести себя в порядок, Чтобы ими восхищались мужчины - холили, лелеяли. И — любили! Однако, лозунгами того времени были социалистические обязательства, новаторство и сводки рабочего дня. И потому чувства и желания, краснея, уползали в укромные уголки - за закрытые двери, зашторенные окна. Но скрыться от посторонних глаз, остаться наедине мужчине и женщине было сложно, везде были коммуны и коммуналки. Но свадьбы игрались, и дети рождались. Немало, между прочим. Молодоженам выделяли не комнату, а угол с койкой, а порой даже — спасибо домкому! Как жили, уму непостижимо - шум-гам, детские крики, толкотня, родичи — здешние и понаехавшие со всех концов огромной страны… В 1933 году по случаю 8 марта Сталин выступил со статьей «Женщина в колхозе — большая сила». Это и есть истинная свобода. Верно, товарищ Сталин?! С годами жизнь менялась, а женщина изменялась — уже и волосы озорно вздымала, и подведенными глазами сверкала, и смеялась раскрашенными губами. Волновали, захватывали дух слова: креп-жоржетт, крепдешин, шляпки, туфли-лодочки. Кажется, и ароматом духов повеяло. Знамо дело, «Красной Москвой». А в Мосторге выбросили сиреневые кофточки и юбочки плиссированные. Ну, просто прелесть! Мужчины стали объясняться женщинам в любви уже смелее, увереннее, несмотря на нелегкий быт, а потом - страшную войну. Они в окопах страдали, горевали, но - верили: «Жди меня, и я вернусь.
День в истории 8 марта: появился реестр коррупционеров, родился Рустем Гарипов, умер Хатико
Торжественные собрания и субботники, выставки и публикации историй из жизни — с 1920-х годов в России складывались традиции Международного женского дня. Со временем менялись образ женщины и сущность 8 Марта, которое сначала праздновалось как День работниц, а в дальнейшем стало днем женской красоты. Главной идеей праздника было равенство мужчин и женщин. Первое заседание, приуроченное к Международному дню работниц, прошло в 1921 году в Москве в Большом театре. Об этом сообщала газета «Коммунистический труд». Символично, что с докладом на нем выступила Александра Коллонтай — первая женщина-министр в истории страны. С тех пор собрания, посвященные Международному женскому дню, проходили регулярно. В 1925 году местом их проведения стало еще одно знаменитое московское здание — Дом союзов. В Москве к 8 Марта открывали столовые и детские сады, организовывали субботники и международные вечера женской солидарности, проводили тематические выставки.
Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования. Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала.
Собственно говоря, праздник в СССР до конца двадцатых так и назывался — «Международный день работниц». Женщин призывали к станку, за руль комбайна и даже в космос. Правда, вопрос о том, как тогда распределять работу по дому, почему-то не поднимали.
Началось всё ещё раньше: то ли с забастовок текстильщиц Нью-Йорка в 1857 году, то ли с акций американских социалисток в 1908-м. Точно известно, что идею проведения на международном уровне озвучила немецкая коммунистка Клара Цеткин в 1910-м. Вчитайтесь в её описание праздника: «День международного протеста пролетариата против политического бесправия работниц, как способ агитации за идею равноправия женщин во всех областях социальной и государственной жизни». Клара как бы грозит нам пальцем из глубины веков: уберите свои тюльпаны подальше! Уже с 1911 года день солидарности женщин в борьбе за равные с мужчинами права прошёл в Германии, Дании, Австро-Венгрии и других странах. В послевоенном СССР идею праздника скорректировали.
Советский нарратив был такой: государство рабочих и крестьян широко шагает к коммунизму, права — уравнены, а стало быть, бороться женщинам больше не за что, они уже всего добились. Поэтому можно спокойно есть конфеты.
Гостья пришла к ним, огляделась и - обомлела: «Прислуги нет, разгром и грязь. Во-первых, переезжают и, во-вторых, наверное, всегда грязь. Наде некогда, да и неохота. Потребностей в комфорте, очевидно, никаких.
У него, может быть, и есть, у нее, наверное, нет. Все ушло в мысли и в борьбу. Живут, несомненно, хуже западного рабочего и вряд ли многим лучше русского... И все эти усилия, весь идеализм, вся напряженность духа - все это бесследно падает в бездонную жадную яму мелких распрей». Однако, Ильичу, по словам Тырковой, он - «некрасивый, маленький, лысый с умными внимательными глазами» - разносолы и уют были, что называется, до лампочки. Главное — марксизм, борьба с самодержавием, освобождение пролетариата… Вернусь к словам Крупской об освобождении женщин от бытового гнета.
Да, им хотелось вырваться из плена переполненных, душных квартир с чадящими примусами, шипящими сковородами и кипящими кастрюлями. Хоть ненадолго перевести дух, привести себя в порядок, Чтобы ими восхищались мужчины - холили, лелеяли. И — любили! Однако, лозунгами того времени были социалистические обязательства, новаторство и сводки рабочего дня. И потому чувства и желания, краснея, уползали в укромные уголки - за закрытые двери, зашторенные окна. Но скрыться от посторонних глаз, остаться наедине мужчине и женщине было сложно, везде были коммуны и коммуналки.
Но свадьбы игрались, и дети рождались. Немало, между прочим. Молодоженам выделяли не комнату, а угол с койкой, а порой даже — спасибо домкому! Как жили, уму непостижимо - шум-гам, детские крики, толкотня, родичи — здешние и понаехавшие со всех концов огромной страны… В 1933 году по случаю 8 марта Сталин выступил со статьей «Женщина в колхозе — большая сила». Это и есть истинная свобода. Верно, товарищ Сталин?!