25 марта 2023 года в г. Ассизи (Италия) под эгидой Ватикана состоялась Конференция диалога за ядерное разоружение. В режиме онлайн её участниками и докладчиками стали член-корр. Китай - США, прежде всего по контролю над ядерным вооружением и ядерному разоружению. разоружение и все свежие новости с упоминанием разоружение читайте в нашей ленте новостей.
Позиционные противостояния: в Кремле оценили переговоры с США по разоружению
А поскольку Россия является общепризнанным государством-продолжателем СССР, то всё советское ядерное оружие стало российским — с пунктом управления в Москве и с системами. 8 августа российский МИД заявил, что Москва временно выводит свои ядерные объекты из-под инспекции Вашингтона. Резолюция под названием «Укрепление и развитие системы договоров и соглашений по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению» призывает все государства.
СМИ: Кремль готов к переговорам о ядерном разоружении
Авторы также говорят о необходимости прикладывать усилия по укреплению системы договоров в области контроля над вооружениями. Согласно документу, Генассамблея считает, что любые действия, подрывающие систему документов по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению, также подрывают глобальную стабильность и международную безопасность. Авторы просят генсека ООН продолжать помогать сохранению целостности таких договоров и поощряют разработку государствами дополнительных мер, которые могут способствовать заключению дополнительных соглашений такого рода.
Ядерные арсеналы стран мира. Тем не менее, договор имеет важное общественное и символическое значение. В конце 2017 года, через несколько месяцев после принятия Договора на конференции ООН, международная организация ICAN - Международная кампания по ликвидации ядерного оружия , которая продвигала идею этого договора около 10 лет, получила Нобелевскую премию мира. Последняя была создана еще в 1980 г.
Именно тогда, в середине 1980-х, ядерные арсеналы стран мира были максимальными за всю историю. Фото представителей организации «Врачи мира за предотвращение ядерной войны», получившие Нобелевскую премию мира 1985 года. На фото выше представители организации «Врачи мира за предотвращение ядерной войны», получившие Нобелевскую премию мира 1985 года. Бурназяна, где лечили всех пострадавших от лучевых поражений в нашей стране, в том числе чернобыльцев. Так что люди, выступавшие против ядерной войны, прекрасно понимали ее последствия. Большинство же стран-обладателей ядерного оружия не подписали договор, а некоторые даже выступили с его критикой за нереалистичные и завышенные ожидания Россия , или аргументировали это тем что предпочитают иные способы решения вопроса ядерного разоружения Германия.
Но надо отметить интересный нюанс Германии, где принят отказ от мирной атомной энергетики, но при этом размещено ядерное оружие США несмотря на то что общество, судя по опросам, против этого. Тем не менее, как мы увидим ниже, в чем-то критики правы, поскольку современная система ядерного сдерживания держится совсем на других договоренностях и в большей степени зависит от успехов двусторонних переговоров. Кроме того, договор частично дублирует те договоренности, которые в мире уже существуют. Давайте посмотрим на то какие сейчас существуют договоры в области ядерных ограничений, в том числе те, к которым ядерные державы присоединились и которые они соблюдают. Договоры об ограничении испытаний ядерного оружия В первое же десятилетия ядерной гонки вооружений стало понятно, что это опасный путь, не имеющий ограничений рационального характера. В 1953-м президент США Эйзенхауэр выступил в ООН со знаменитой речью "Атом для мира" ссылка на полный текст на русском , призвав ядерные державы отказаться от бессмысленной атомной гонки вооружений и сделать доступным мирное использование атомной энергии всеми желающими странами - в энергетике, медицине, сельском хозяйстве и т.
Одним из первых международных договоров в области ядерного сдерживания стал Московский договор, или Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой ДЗЯИ 1963 года. Идея такого договора возникала еще в середине 1950-х. В 1954 году премьер-министр Индии Джавахарлал Неру стал первым государственным деятелем, который призвал к соглашению о прекращении ядерных испытаний. Обсуждение возможного договора о частичном запрете испытаний началось в 1958-м. Но потом отношения обострились. В 1962 году разразился Карибский кризис, впервые так близко поставивший мир на грань ядерной катастрофы.
В том же 1962-м году было проведено самое большое количество ядерных испытаний за всю историю - 178. Ведь испытания были не только частью процесса создания и совершенствования ядерного оружия, но и актами демонстрации и устрашения. Испытания ядерного оружия по годам. Диаграмма автора по данным Arms Control Association Однако задолго до того как ученые забеспокоились о влиянии человечества на климат планеты, их волнения были связаны с ядерными испытаниями. Испытания ядерного оружия наносят ощутимый ущерб окружающей среде. Причем в глобальном плане.
В 1950-е стало понятно, что выбросы радиоактивных веществ при ядерных взрывах, особенно воздушных, приводят к подъему радионуклидов в стратосферу и дальнейшему их рассеиванию практически по всей планете, но особенно в северном полушарии, где было большинство испытаний. Результаты этого загрязнения в виде средне и долгоживущих изотопов цезия, стронция и даже плутония можно обнаружить в любом городе России при наличии достаточно чувствительных приборов проверено лично. Суммарно же выбросы радиоактивных веществ в результате 520 воздушных ядерных испытаний четверть от всех испытаний, которых к 2020-му было проведено 2056 штук общей мощностью более 400 Мт тротилового эквивалента превышали суммарные выбросы в результате аварии на Чернобыльской АЭС. За счет глобальных выпадений мы ежегодно получаем дозу около 5 мкЗв , что больше, чем от выбросов всех действующих АЭС России. Доля изотопа углерод-14 в атмосфере после ядерных испытаний. Инфографика переведена автором.
Источник - Википедия. Так что помимо соображений обуздания ядерной гонки вооружений, к соглашению о сокращении ядерных испытаний правительства ядерных держав подталкивали и соображения экологического характера. Немного отступая скажу что помимо испытаний, ядерное оружие внесло свой вклад в загрязнение окружающей среды и за счет сбросов и выбросов ядерных комбинатов и заводов по производству ядерных материалов, ветшания и вывода из эксплуатации подводных лодок и баз их обслуживания, аварий на всех этих объектах и прочей ядерной инфраструктуре. Об этом я частично писал в других своих статьях, например в статье " Озера с радиоактивными отходами на территории России и опыт их ликвидации" , в "Промышленные уран-графитовые реакторы для наработки плутония" или в "Японский ядерный могильник в Приморье или место утилизации АПЛ Тихоокеанского флота". Так что в экологическом плане ядерное оружие нанесло больше ущерба тем странам, которые его создавали, чем тем, против которых оно создавалось. В результате после кризисов и обострения ситуации в начале 1960-х наступила разрядка, и 5 августа 1963 года в Москве состоялась церемония подписания Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой ДЗЯИ полный текст на русском между США, СССР и Великобританией.
С тех пор испытания эти страны проводили, но уже только под землей. Это позволило продолжить совершенствование ядерного оружия усмирив противников договора со стороны "ястребов", но уже с гораздо меньшим воздействием на окружающую среду. Соотношение атмосферных и подземных испытаний ядерного оружия по странам. Последним трем участие в этом договоре не помешало получить собственное оружие. Индия и Пакистан без нарушения договора даже провели его подземные испытания в 1974 и 1998 годах соответственно. Франция и Китай этот договор не подписали, проведя свои последние атмосферные испытания в 1974 и 1980 годах, соответственно.
Но в 1996 году они присоединились к расширенной версии договора. Договор вступил в силу в октябре того же года после его подписания Кеннеди и Хрущевым. Договор подписали 185 стран, из которых 169 его уже ратифицировали. В том числе три обладателя ядерного оружия: Франция, Россия и Великобритания. Франция даже стала единственно страной, которая ликвидировала свой ядерный полигон. Но для вступления договора в силу его должны ратифицировать 44 конкретных страны-обладателя ядерных технологий.
А Индия, Северная Корея и Пакистан его даже не подписали. Тем не менее, по факту этот договор добровольно выполняется его участниками. Еще до его согласования, в 1990-м, Россия предложила ввести моратория на испытания ядерного оружия и его поддержали США и Великобритания. Россия последний раз провела ядерные испытания в 1990 г. Индия и Пакистан договор не подписали, и в 1998 году по два раза провели подземные испытания на фоне обострения отношений между собой. С 2006 по 2017 годы они провели 6 подземных ядерных взрывов.
Еще одно важное последствие этого договора ДВЗЯИ - создание подготовительной организации по выполнению договора Comprehensive Nuclear-Test-Ban Treaty Organization - CTBTO и сети мониторинга ядерных испытаний из более 300 сейсмических, гидроакустических и радиационных станций и лабораторий по всему миру. Собственно, они и фиксировали те 10 испытаний, которые были проведены в трех странах после 1996 года. Помимо контроля за испытаниями сеть мониторинга используется и в научных и прикладных целях, например, предупреждая о землетрясениях и цунами. CTBTO и ее сеть мониторинга фиксировали и проводили анализ выброса после аварии и радиационного инцидента в Неноксе в 2019 году. Вступил в силу в 1970-м. Суть договора выражена в названии - он призван способствовать тому, чтобы число стран, обладающих ядерным оружием, не увеличивалось.
Те, у кого оно есть, обязуются не передавать его третьим странам и не помогать им его создать, а те, у кого нет - не пытаться его создать. К обладателям ядерного оружия договор причисляет тех, кто создал его до 1 января 1967 года. Причем, Франция и Китай договор подписали лишь спустя 22 года, в 1992. На текущий момент ДНЯО подписали более 170 стран. Но ядерное оружие вопреки усилиям этого договора с тех пор заполучили еще 4 страны - Индия, Пакистан, Израиль и Северная Корея, которые не подписали договор. На первый взгляд может показаться, что это несколько лицемерный договор, пытающийся закрепить статус-кво и обеспечить ядерным державам превосходство, не дав другим неядерным странам подняться на их уровень и создать свою атомную бомбу.
Судя по результатам, некоторые страны так его и восприняли. Однако если посмотреть глубже, то определенная логика в этом договоре есть. Все участники договора признают, как это отмечается и в других упоминаемых ранее договорах, что ядерное оружие - это угроза человечеству, и необходимо всячески способствовать ядерному разоружению и сокращению ядерных арсеналов мира. И имеющие ядерное оружие реально сокращают арсеналы, как мы еще увидим ниже, так что это не просто красивые слова. Те же у кого оружия нет разделяют этот взгляд на него и не пытаются его создать, тем более что для многих это и так неподъемная и дорогая задача. К тому же для добровольно отказывающихся от ядерного оружия стран предусмотрены определенные плюшки.
Во-первых, дополнение к договору от 19 июня 1968 года гарантирует его участникам безопасность и защиту со стороны подписавших договор ядерных держав США, СССР и Великобритания в случае, если они подвергнутся ядерному нападению со стороны третьих стран. Этот пункт призван снизить риск ядерного конфликта и мотивацию желающих получить ядерное оружие, и тем более его применять. Кроме этого договора, США и СССР прикрывали "ядерным зонтиком" своих союзников, что для многих снимало необходимость делать свою бомбу. Во-вторых, договор закрепляет за всеми участниками право на мирное использование атомной энергии и получение всех благ ядерных технологий, и гарантирует, что отказавшиеся от идеи создания ядерного оружия страны получат в этом помощь со стороны ядерных держав. В некотором смысле это развитие идеи, высказанной Эйзенхауэром в 1953 году в своей речи "Атом для мира". В рамках Международного агентства по атомной энергии МАГАТЭ страны-участники могут получить доступ к результатам исследований, научной и технической информации, опыту применения мирного атома, получать техническую помощь, материалы и оборудование.
Участники имеют право пользоваться международной системой ядерной информации ИНИС , содержащей более 500 тыс. Ядерные державы, в т. Например, нормы радиационной безопасности и многие другие нормативные документы базируются на обобщенных докладах и рекомендациях МАГАТЭ. МАГАТЭ же обеспечивает контроль за тем, чтобы эти знания и материалы не использовались участниками для создания оружия. Такой подход дал свои результаты. Действительно, атомная энергетика сегодня есть в 31 стране, из которых ядерное оружие есть лишь у 7.
Использование ядерных технологий в науке, медицине, сельском хозяйстве, охране окружающей среды, промышленных технологиях, технологиях безопасности и других направлениях теперь доступно более чем 170 странам, для которых МАГАТЭ в рамках технического сотрудничества сейчас ведет более 850 проектов. Впрочем, нельзя сказать что этот договор полностью выполняет свое предназначение. Как я уже писал, 4 страны, несмотря на ДНЯО, получили ядерное оружие. Но не без проблем для себя. Некоторые исключения - Израиль, Северная Корея, Индия, Пакистан и Иран Израиль официально не подтверждает и не опровергает наличие у себя ядерного оружия, а мирной атомной энергетики не имеет. При этом активно борется с попытками получить атомное оружие у недружелюбно настроенных к нему соседей.
А в Иране в ходе спецопераций и покушений периодически погибают видные участники ядерной программы , в чем тоже обвиняют Израиль. Ее ядерная программа 1970-х годов включала строительство исследовательских реакторов и планы по строительству нескольких АЭС с помощью СССР.
Мне кажется, мы очень чётко заявляли о своём беспокойстве в связи с неверным направлением, в котором движутся вопросы, связанные с ядерным разоружением во всём мире", — сообщил он во время регулярного брифинга. Напомним, 20 октября Госдума приняла законопроект об отзыве ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
Видим и нарастание безответственной риторики в Париже, рискующей ввергнуть мир в пучину ядерной войны. К сожалению, подавляющее большинство инициатив наших западных коллег, упакованных в красивую обертку, на поверку оказываются пустышками, в лучшем случае являются не более чем самопиаром с их стороны. Так, упомянутый США проект резолюции Совета Безопасности «о неразмещении ядерного оружия в космосе», представленный в конце прошлой недели, по нашей предварительной оценке носит весьма политизированный и оторванный от реальности характер. В этом нет ничего удивительного, ведь содержащиеся в нем формулировки никак не прорабатывались на экспертном уровне и не обсуждались на профильных международных площадках, включая Конференцию по разоружению и Комитет ООН по космосу. Из этого складывается устойчивое впечатление, что это не более чем очередной пропагандистский ход Вашингтона. Г-жа Председатель, Конечно, мы все хотели бы в один день проснуться в мире, в котором нет конфликтов и отсутствуют стратегические риски. Неизменно разделяем благородную цель построения мира, свободного от ядерного оружия. Но пока она видится весьма отдаленной перспективой. Обладание ядерным оружием на данном этапе является важным фактором поддержания стратегического баланса. Необходимо понимать, что разрушение этого баланса погрузит мир в хаос бесконечных войн и попыток силой установить гегемонию. Реальный прогресс на пути ядерного разоружения можно обеспечить только на основе выверенных поэтапных мер, не противоречащих принципу ненанесения ущерба чьей-либо безопасности и усилиям по поддержанию стратегического баланса. Необходимо придерживаться комплексного подхода и действовать в соответствии с буквой и духом Статьи VI ДНЯО, не пытаясь «вычленить» отдельные элементы из целостного контекста всеобщего и полного разоружения. При этом ответственность за «оздоровление» международной обстановки и, как следствие, реализацию «разоруженческих» положений Договора несут как ядерные, так и неядерные государства. Короткого пути к «ядерному нулю» не существует. Этой цели не добиться ни сиюминутным объявлением ядерного оружия «вне закона», ни попытками установить сроки избавления от него. Как можно спрогнозировать, когда человечество будет готово навсегда отказаться от военных методов разрешения противоречий?
Разоружение – последние новости
ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ: Сергей Рябков о разоружении России - пресс-конференция в ООН в Женеве - YouTube | Медведев счел нереальными новые договоры по разоружению и потребовал от Запада гарантии безопасности для России. |
ядерное разоружение — последние новости сегодня | Аргументы и Факты | Россия готова на переговоры по всему комплексу тем безопасности, включая вопросы ядерного разоружения и нераспространения ядерного оружия, информирует ТАСС. |
Новости сейчас
- Позиционные противостояния: в Кремле оценили переговоры с США по разоружению
- Окончательное разоружение России?
- В Кремле сообщили, что результативность переговоров по теме разоружения находится под вопросом
- Лавров: Россия открыта к диалогу по разоружению со всеми странами с ядерным потенциалом
- Совет Безопасности обсудил поставки иностранных вооружений России и Украине | Новости ООН
- США предложили включить в новый договор по разоружению с Россией все ядерные боезаряды
США предложили включить в новый договор по разоружению с Россией все ядерные боезаряды
разоружение последние новости сегодня 2024 | Выступление Первого заместителя Постоянного представителя кого на заседании СБ ООН на тему «Ядерное разоружение и нераспространение». |
Разоружение — последние новости сегодня | | Россия собирается выйти из договора о разоружении по обычным вооружениям в Европе. |
За разоружение киевской хунты Трампу впору давать «Героя России»
Уже 25 октября Совет Федерации единогласно его поддержал. Матвиенко назвала договор бутафорией из-за позиции Вашингтона.
Первая из них - возможность будущего уменьшения ядерных арсеналов РФ и США, а вторая — договор о сотрудничестве, которое прийти может на смену программе Нанна—Лугара. Какова позиция России по двум этим вопросам, и к каким итогам пришли обе стороны, выясняли эксперты отдела новости России и новости США издания для инвесторов «Биржевой Лидер». Причина тому - разногласия по ПРО. СМИ отмечают, что за день до визита Готтемеллер заявила, что в Москву едет договариваться о новом договоре по снижению ядерных арсеналов по всем категориям вооружений стратегические, нестратегические, развернутые, неразвернутые. В Генштабе РФ называют такую инициативу США "не отвечающей нынешним реалиям", а идею одностороннего разоружения — "политходом". С его слов стало понятно, что Вашингтон и Москва ищут варианты предоставления России гарантий ненаправленности американско-натовской ПРО для ее силы ядерного сдерживания, которые не требуют одобрения от американского Конгресса. Но пока компромисс не найден.
Вместе с тем оснований говорить о сдвиге позиции Вашингтона в сторону продления документа пока нет, считает дипломат.
Биллингсли в свою очередь выразил мнение, что нынешний ДСНВ имеет серьезные недостатки, и не слишком отвечает интересам американской стороны. Китай назвал США условия для участия в переговорах по ядерным вооружениям «Мы должны заняться вопросом о боеголовках, на которые не распространяются предусмотренные договором ограничения и которые постоянно наращивает РФ. Следует задаться вопросом о том, когда же их будет достаточно. Поэтому мы сосредоточили внимание на соглашении, которое будет политически обязывающим и которое будет охватывать все боеголовки», — цитирует ТАСС его слова.
Прежде всего необходимо возобновить на высоком уровне российско-американский диалог по вопросам контроля над ядерными вооружениями. В марте 2007 года в соответствии с договоренностями, достигнутыми Владимиром Путиным и Джорджем Бушем годом ранее, в Берлине начались российско-американские консультации о судьбе Договора СНВ-1. Заместитель госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Даниел Фрид определил направленность консультаций как «обсуждение вопросов прозрачности, связанных с Договором СНВ-1, после истечения срока действия этого Договора». Представляется, что такой переговорный формат узок и если его не расширить, то достичь продвижения в сфере контроля над ядерными вооружениями не удастся. Они регламентируют правила поведения сторон в одной и той же области — стратегических ядерных вооружений России и США. А потому судьбу этих договоров необходимо решать одновременно. Да и тактически это выгоднее: расширяется поле для достижения компромиссов. Кроме того, переговоры необходимо вывести на высокий уровень. Если этого не сделать, то в переговорном процессе будут превалировать экспертные оценки, согласовать которые, как показывает практика, весьма трудно. Для достижения успеха нужны политические решения. В целом же, учитывая стремление Вашингтона к оснащению стратегических ракет неядерными боеголовками, Москве следует настаивать на подписании нового юридически обязывающего договора. Он бы заменил Договор СНВ-1 и Договор о СНП и определил конкретный механизм контроля над стратегическими наступательными вооружениями с учетом оснащения их как ядерными, так и неядерными боеголовками. Позицию некоторых представителей руководства России, полагающих, что оснащение стратегических носителей неядерными боеголовками недопустимо, вряд ли можно считать жизнеспособной. Практика показывает, что если стороны хотят достигнуть согласия, то им следует учитывать интересы друг друга. Раз американцы стремятся к обладанию стратегическими средствами в неядерном оснащении, России необходимо это учитывать и сосредоточить дипломатические усилия на минимизации ущерба для стратегической стабильности от развертывания таких вооружений путем разумных ограничений. Бескомпромиссная позиция обернется против России, когда Соединенные Штаты все сделают по-своему. В России формируется мнение, что этот документ перестал отвечать интересам страны, а потому можно ставить вопрос об одностороннем выходе из него. При этом целесообразность такого шага обосновывается различными аргументами — от обеспокоенности тем, что ряд государств, расположенных недалеко от российских границ, имеют ракеты средней и меньшей дальности, а Россия такими вооружениями не обладает и «вечно так продолжаться не может», до утверждения, что подобный шаг был бы адекватным ответом на планы США по развертыванию баз ПРО в Европе. Оценивая резонность таких доводов, следует заметить, что ни один из них не соответствует ни букве, ни духу Договора о РСМД. Выход из него, согласно статье XV этого документа, возможен, если одна из сторон решит, «что связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обязательства поставили под угрозу ее высшие интересы». Однако вряд ли можно серьезно утверждать, что 10 наземных ракет-перехватчиков, размещенных в Польше, способны угрожать высшим интересам России. Москве надо глубоко и всесторонне рассмотреть вопрос о целесообразности одностороннего выхода из Договора о РСМД. Поспешность в этом деле крайне вредна. После проведения анализа может выясниться, что в военном отношении у России есть насущная потребность в ракетных средствах средней и меньшей дальности в неядерном оснащении. С военной точки зрения не просматривается необходимость обладания Россией ядерными ракетами средней и меньшей дальности. В таком случае Москве следует выступить с инициативой адаптировать Договор о РСМД под потребности обладания неядерными ракетами средней и меньшей дальности.
Генассамблея ООН приняла российскую резолюцию по контролю над вооружениями
Россия вынуждена наложить вето на американо-японский проект резолюции СБ ООН о ядерном оружии и других видах оружия в космосе по ряду причин. Понятно, что после выхода США из основных договоров о разоружении и контроле над вооружениями с последующей реакцией России на фоне напряженности на Украине. разоружение: На Западе раскрыли истинную причину отказа от военной поддержки Украины, Военный эксперт рассказал о фазах российской военной операции на Украине.
В ООН поддержали резолюцию России о контроле разоружения
8 августа российский МИД заявил, что Москва временно выводит свои ядерные объекты из-под инспекции Вашингтона. «Это США настаивают»: Россия не предлагает Китаю участвовать в трехсторонних переговорах по разоружению. 8 августа российский МИД заявил, что Москва временно выводит свои ядерные объекты из-под инспекции Вашингтона. Россия собирается выйти из договора о разоружении по обычным вооружениям в Европе. Президент России счел реальным всеобщее ядерное разоружение19.10.17. Противники этой концепции указывают, что процесс ядерного разоружения может свести на нет эффект «сдерживания».
Политолог прокомментировал идею о ядерном разоружении России
Россия открыта к многостороннему диалогу, который должен вестись на консенсусной основе, при уважении законных интересов всех сторон и с их согласия", - подчеркнул он. Зарубежная инфраструктура для быстрого развертывания американского ядерного оружия должна быть ликвидирована, отметил Лавров. Американское ядерное оружие должно быть возвращено на территорию США, а зарубежная инфраструктура для его развертывания - ликвидирована", - подчеркнул министр.
По его мнению, должны быть подписаны соглашения с Украиной, которые включают в себя отказ России от ядерного оружия, поскольку, как считает Гаврилюк, оно представляет угрозу для всего мира. Президент России Владимир Путин говорил , что Россия может использовать ядерное оружие, если будет создана угроза безопасности стране, но при этом пока такой необходимости у Москвы нет.
Он рассказал, что представители западных делегаций заинтересованы в том, чтобы на Конференции обсуждались третьестепенные темы, например, о «гендерном балансе». Они не хотят обсуждать тематику, касающуюся разоружения. Им неинтересно заниматься выработкой международных нормативных документов, в которых бы содержались конкретные меры по осуществлению контроля над вооружениями, разоружению и нераспространению ОМУ оружия массового уничтожения — прим.
Военнослужащие прошли соответствующую подготовку. Россия не передает республике Беларусь ядерное оружие. Контроль над ним и решение о его приминении остается за российской стороной», — отметил Сергей Шойгу.
Медведев: новые договоры по разоружению нереальны, РФ нужны гарантии безопасности
В центре внимания — судьба договоров, которые в свое время знаменовали собой окончание биполярной конфронтации. Ситуация в этой сфере требует очень внимательного анализа, поскольку поспешные действия чреваты подрывом международной стабильности. В сфере контроля над ядерными вооружениями существуют только двусторонние договоры между Россией и Соединенными Штатами. К числу главных соглашений между Москвой и Вашингтоном в области контроля над ядерными вооружениями следует отнести Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности Договор о РСМД , уже упомянутый Договор СНВ-1 и Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов Договор о СНП, или Московский договор. К этим документам примыкают односторонние инициативы 1991 года по глубоким сокращениям нестратегических или иначе тактических ядерных вооружений, выдвинутые президентом США Джорджем Бушем-старшим и президентом СССР Михаилом Горбачёвым. Как же обстоят дела с соблюдением перечисленных договоров и инициатив, верификацией выполнения их положений? Есть ли потребность и целесообразность в сохранении или пролонгации действующих договоренностей, переоформлении некоторых из них в новые соглашения? Договор является бессрочным.
В 1991-м было завершено выполнение предусмотренных им ликвидационных мероприятий. Советский Союз уничтожил 1 846, а США — 846 ракет. Инспекции бывших ракетных баз и контроль за прекращением производства ракет средней и меньшей дальности продолжались еще в течение 10 лет — до середины 2001 года. Между тем определенное беспокойство Москвы вызывает тот факт, что в интересах создания своей противоракетной обороны Соединенные Штаты проводят испытания с использованием новых баллистических ракет-мишеней, которые, по сути, являются ракетами средней дальности. Попытки прояснить ситуацию в рамках Специальной контрольной комиссии СКК , созданной для рассмотрения вопросов соблюдения Договора о РСМД и выработки мер по повышению его эффективности, заблокированы американцами последняя сессия СКК состоялась в октябре 2003-го. Вашингтон считает, что вопросы российской стороны, касающиеся производства американских баллистических ракет-мишеней, якобы не имеют прямого отношения к Договору о РСМД. По существу, Соединенным Штатам невыгодно вести заведомо проигрышные для них переговоры об односторонних нарушениях положений Договора о РСМД.
Переписка по этой проблеме, осуществляющаяся по дипломатическим каналам, сродни диалогу глухого со слепым, а отсутствие активности со стороны России создает для США комфортные условия для нарушения Договора о РСМД. Договор СНВ-1 подписан 31 июля 1991-го в Москве, вступил в силу 5 декабря 1994 года. Срок действия — 15 лет. Этот договор предусматривает широкий спектр мер контроля и доверия: наблюдение с использованием НТСК, обмен данными уведомлениями, сообщениями, запросами, телеметрической информацией о пусках ракет и пр. Стороны выполнили обязательства и уменьшили количество развернутых стратегических носителей и числящихся за ними боезарядов: Россия — до 1 136 носителей и 5 518 боезарядов, США — до 1 238 носителей и 5 949 боезарядов. По состоянию на 1 января 2007 года число развернутых стратегических носителей и боезарядов на них, в соответствии с установленными Договором СНВ-1 правилами подсчета, составляло соответственно у России 880 и 4 162 единицы, у Соединенных Штатов — 1 225 и 5 866 единиц. Реально американцы ликвидировали лишь незначительную часть стратегических носителей.
Таким образом, Соединенные Штаты создали в своих стратегических наступательных силах СНС так называемый «возвратный потенциал», позволяющий при необходимости оперативно за 4—6 месяцев нарастить арсенал развернутых стратегических ядерных боезарядов более чем на 3 000 единиц. Дело в том, что вследствие сокращения финансирования мероприятий по контролю за выполнением Договора СНВ-1 российские специалисты из года в год не выбирают установленную квоту по инспекциям на местах — проводится примерно половина от числа разрешенных проверок. А недостаток НТСК, прежде всего соответствующих космических аппаратов наблюдения, не позволяет компенсировать такое сокращение мониторинга. В мае 2001-го Россия вовсе свернула свою деятельность по непрерывному наблюдению за американским заводом «Геркулес» в городе Магна штат Юта , производящим ракеты.
Вместе с тем Путин сообщил, что у России «есть самое современное оружие, которым не обладает ни одна страна в мире», поэтому поводов для беспокойства нет. Также Путин сообщил, что Россию чрезвычайно беспокоит сложившаяся ситуация с ослаблением международной стратегической стабильности и безопасности. Глава РФ признал, что в результате выхода США из Договора по противоракетной обороне в 2002 году началась очередная гонка вооружений, и отметил, что Россия смогла победить в ней.
Резолюция под названием «Укрепление и развитие системы договоров и соглашений по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению» призывает все государства, подписавшихся под соответствующими документами, выполнять все положения этих соглашений в полном объеме. Авторы также говорят о необходимости прикладывать усилия по укреплению системы договоров в области контроля над вооружениями. Согласно документу, Генассамблея считает, что любые действия, подрывающие систему документов по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению, также подрывают глобальную стабильность и международную безопасность.
SPb вы узнаете последние новости дня, которые затрагивают не только Санкт-Петербург, но и всю Россию. Политика и власть, деньги и бизнес, культура и спорт, — основные темы, которые Gazeta. SPb затрагивает каждый день!
Россия собирается выйти из договора о разоружении по обычным вооружениям в Европе
Кремль выражает несогласие с заявлением президента США Барака Обамы о нежелании России обговаривать возможность дальнейшего ядерного разоружения. Генеральная Ассамблея ООН на заседании приняла три российские резолюции, касающиеся информационной безопасности, космоса, а также вопросов разоружения, передает. Россия при отсутствии договоренностей с США по ПРО оставляет за собой право отказа от дальнейших шагов по разоружению и контроля за вооружениями, заявил в среду президент. Договор о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД) для СССР стал фактически односторонним разоружением, заявил президент РФ Владимир Путин, добавив, что ему не. Песков предположил, что переговоры по разоружению будут долгими и тяжёлыми Россия Власть 14 февраля в 07:38 Песков предположил.