Традиция праздновать Международный женский день именно 8 марта пришла в международное движение из России.
Будь медиаграмотным!
Да, для старшего поколения слова о солидарности и борьбе за права женщин еще как-то связаны с датой 8 марта. Но сегодня многие понятие «феминизм» связывают с мужененавистничеством или провокационными акциями девушек топлесс в людных местах. Каноническая версия, распространенная в советское время, возводит истоки Международного женского дня к так называемому маршу «пустых кастрюль»: 8 марта 1857 года на улицы Нью-Йорка вышли текстильщицы, требовавшие повышения зарплат, улучшения условий труда и равных прав с мужчинами. Правда, сейчас можно столкнуться с мнением, что никакого марша не было, упоминаний о нем в прессе той поры якобы нет, а если и был, то протестовали не текстильщицы, а женщины с «низкой социальной ответственностью», то есть проститутки - они требовали выплатить зарплату матросам, которые пользовались их услугами.
Как бы то ни было, но дата 8 марта в память жителей Нью-Йорка все-таки запала, иначе как объяснить, что именно в этот день в 1908 году по призыву социал-демократической женской организации более 15 000 представительниц слабого пола вышли на марш с требованиями сокращения рабочего дня, равных c мужчинами условий оплаты труда и предоставления женщинам избирательного права. Затем вплоть до 1913 года американские социалистки ежегодно отмечали национальный женский день в последнее воскресенье февраля. В 1910 году они прибыли в Копенгаген на Вторую международную конференцию женщин-социалисток, где встретились с Кларой Цеткин, известной своими левыми взглядами и борьбой за права женщин.
Вероятно, в ходе общения делегация США познакомила Цеткин с тем, как они обращают внимание общества на положение в нем женщины, и идея национального женского дня пришлась по вкусу немецкой коммунистке. Так или иначе, на конференции Цеткин предложила учредить международный женский день, когда бы слабый пол митинговал за свои права. В 1911 году впервые Международный женский день отмечался в четырех европейских странах - Германии, Австрии, Дании и Швейцарии, правда, 19-го, а не 8 марта.
Должны быть демонстрации, марши, первыми лицами страны должны проводиться отчёты о работе, проделанной в сфере борьбы с гендерным неравноправием. Это должен быть полноценный день гражданской активности в контексте гендерного неравенства Патриархальная система подавляет и мужчин, и женщин, вынуждает женщину быть объектом, а мужчину быть хищником и агрессором, не иметь права на эмоции и слабость. В отношении профеминистов есть стереотипы из категории "подкаблучник", "полумужчина": дескать, не вышло быть альфа-самцом, поэтому ищет себе подружек. Это глупо. Потому что любой взрослый мужчина, который считает, что у его жены, подруги, сестры, дочери должны быть равные права, они не должны подвергаться психологическому, экономическому, сексуальному насилию, может считать себя профеминистом.
Потому что он против патриархального давления на женщину. Как это по факту реализуется? Ну, сложновато, конечно. У нас пока, в принципе, мало информации и понимания того, почему патриархальная система плохая. У нас мало понимания, что такое феминизм.
Мужчин пугают радикальным феминизмом: мол, будут страшные последствия. Хотя многие радикально-феминистические движения как раз-таки сосредоточены на радикальной борьбе с патриархальной системой и ни в коем случае не призывают кому-нибудь что-то отрезать и так далее. Конечно же, к слову "женский" у нас тут же автоматически пристёгивается женская гендерная социализация. Пожелания весны и женственности были всегда, но меня всегда смущал тот факт, что меня принуждают быть кем-то только исходя из моего пола, а не исходя из моих способностей, стремлений и желаний. Меня всегда раздражало, когда я делала что-то по дому, что я делать не люблю, а кто-нибудь, умиляясь, глядя на меня, говорил "хозяюшка".
Я не хозяюшка, я могу много больше, чем быть уборщицей. Извращённое понимание праздника 8 Марта меня всегда смущало, а когда я окончательно осознала масштаб проблемы и системы, которая превращает день борьбы за женские права в праздник весны и женственности, я была возмущена. В этот день культивируют образ женщины как функции, говорят: продолжайте быть украшением офиса и обслуживать нас. Женщинам дали права без той продолжительной борьбы, которая происходила на Западе, где женщины добивались права получать образование, боролись за право иметь собственность и голосовать. В некоторых европейских странах это случилось только в 60-х годах.
В Канаде женщин вообще признавали людьми через суд, и это длилось годами. На Западе женщины этого сознательно и долго добивались. А на территории СССР права женщинам дались значительно проще. В конце 19 — начале 20 века были движения за женские права, но это длилось достаточно недолго и не успело закрепиться в ментальности. Потом мы получили права, но так как не было продолжительной борьбы и своей партии, женщины просто получили двойную-тройную нагрузку.
Они были обязаны не только рожать, воспитывать, наводить порядок дома, но и работать, кормить семью. Нельзя было выбрать — дом или карьера, — всё было принудительно, была статья за тунеядство. В виду отсутствия памяти о борьбе за права мы получили довольно извращённое понимание феминизма. Из-за того что права были получены неосознанно, когда мы освободились от Союза и принудиловки, возник резкий откат назад. Благодаря этому праздник 8 Марта перестал быть днём борьбы за права, став днём весны и женственности.
В обществе же всё движется не особо осознанно. Это как большой снежный ком, который катится и растёт, и который либо разбивается, как это случилось с фашизмом, либо набирает массу, пока не распадётся сам по себе. В данном случае снежный ком катился в сторону отката к тем "ценностям", которые были до Советского Союза, или к ценностям, формирующимся вопреки ему. Появились женские тренинги, праздники весны, "женщина, твоё место на кухне, вари борщи". Пренебрежительное отношение к женщине никуда не девалось на самом деле.
Просто снова всплыло. И нам приходится начинать всё с начала. Сами праздники как таковые связаны с особенностями человеческого мышления. Если взять любой тренинг по тайм-менеджменту, то там обязательно будет рекомендация отмечать собственные заслуги, записывать, что ты делаешь. Фиксация происходящего очень важна, на этом держатся гуманитарные науки, искусство.
И когда мы ежегодно празднуем то, что мы боремся за женские права, для нас это остаётся важным и актуальным. На уровне общества это работает так же, как на уровне человека. Считается, что zoom out, экстраполяция от человека на общество, некорректна, но по сути функционирование толпы работает по тем же алгоритмам, что и человеческое мышление. Поэтому фиксация того, с чем связан праздник, — это очень важно.
Ru приняло решение в честь праздника использовать в своих материалах феминитивы.
Журналисты признались , что даже однодневная подобная акция — беспрецедентна для российских СМИ. Сторонники феминитивов утверждают, что использование слов с гендерными суффиксами позволяет женщине заявить о себе в публичном пространстве — поэтому в статьях издания появились «губернаторки» и «авторки» на радость читательницам. Еще одна оффлайновая акция вызвала резонанс в соцсетях. Студентки МГУ к 8 Марта развесили плакаты с сексистскими цитатами преподавателей. Они поздравляли с «праздником равноправия, а не весны, красоты и женственности».
Впрочем, часть пользователей соцсетей резонно посчитала цитаты преподавателей шутками, а не сексистскими высказываниями: Впрочем, громче всего на праздничных выходных обсуждали «нападение» мужчин на феминистское кафе «Симона» в Санкт-Петербурге. В заведение, куда вход мужчинам заказан, вторглись активисты движения «Сеть» — и подарили посетительницам букеты цветов.
Клара Цеткин — первая «ласточка» праздника весны Говоря об истории праздника, невозможно не упомянуть его «мать» — Клару Цеткин. С коммунистическими идеями она познакомилась в юности, чему способствовал ее муж — эмигрант из России, Осип Цеткин. Девять лет прожила Клара в изгнании, большей частью во Франции. Тогда она и стала превращаться в главного идеолога женского социалистического движения. Вот слова из ее статей, изданные перед открытием Второго интернационала: «Организация и политическое воспитание промышленных работниц являются не только важнейшим шагом к улучшению положения женщин, но и важным фактором для более быстрого и сильного прогресса рабочего движения вообще…». Клара Цеткин. К моменту встречи с активистками из Америки Клара уже была известна как главный борец за права женщин в Европе.
Борьбу не прекращала до конца жизни. Умерла Цеткин в Советском Союзе, отправленная в изгнание при нацистском режиме. Похоронили немецкую коммунистку с высочайшими почестями у Кремлевской стены при скоплении полумиллионной толпы.
8 Марта – праздник весны или день солидарности женщин в борьбе за равноправие?
В Бишкеке попытка провести митинг за равноправие полов завершилась задержкой участников, сообщают СМИ Киргизии. Я поздравляю вас с международным днем женской независимости и равноправия – 8 Марта. Именно тогда и учредили Международный день трудящихся женщин, датой которого было выбрано 8 Марта. Международного женского дня 8 марта.
«Мы больше не будем молчать!»: Ксения Собчак оригинально поздравила женщин с 8 Марта
Если спускаешь половину зарплаты на духи и туфли, то ты мотовка с ветром в голове. Если нет — то «наша мымра». И так — во всём. Сегодня женщины должны всё и всем. Но зачем нам это, если мужчины не уступают место в метро? А у него - то поздно, то дождливо, то поясницу ломит, то у коня — выходной», - гласит ещё один популярный интернет-мем. Если когда-то дамы дискутировали, стоит ли позволять кавалерам платить за себя, то теперь в интернете всё чаще можно читать посты на тему «что делать, если мужчины за вас не платят». Как барышне менять своё поведение, чтобы ее считали слабой и беззащитной «принцессой», а не эмансипированной бизнес-леди.
Потому что только принцесс носят на руках и задаривают цветами. Сегодня женщинам хочется, чтобы за них принимали сложные решения, чтобы их спасали и защищали. И своим спасителям и защитникам они с радостью будут и наглаживать рубашки, и варить борщи. Но кони — всё скачут и скачут. А избы — горят и горят», — написал Наум Коржавин ещё в 1960 году.
Елена Рождественская профессор Высшей школы экономики «Нужно поддерживать и нужно вводить не только бесплатный каток или бесплатный проезд.
Аренда тех или иных библиотек, куда могут прийти вообще люди для того, чтобы послушать лекцию, увидеть перформанс, выставку, которая посвящена деятельности женщин-художниц, или женский спектакль. Пусть на него придет больше людей, потому что это получит больше освещения в прессе, или аренда театральной площадки будет сделана за счет муниципалитета. Вот что я бы хотела увидеть как некий компромисс не только между консервативной и прогрессивной частью населения города, но и с точки зрения властей, которые будут не только думать о заполнении катка, но и пусть власть будет щедрой еще и к тем, кто мыслит, вспоминает этот день с совсем другими стоящими за ним историями. Для этого эти истории должны быть на слуху, их не должны затмевать букеты тюльпанов». Проблема в том, что сюрпризы на 8 Марта часть общества сочла подачками. Особенно учитывая, что музеи, катки и концерты — именно те мероприятия, за которые в рамках консервативной этики платят мужчины.
Укладываются ли подобные гендерные подарки в картину мира тех, кто борется за равноправие полов? Отвечает содиректор программы гендерных исследований Европейского университета Анна Тёмкина.
Много внимания уделяется и правам женщины в семье. В Испании регламентируются даже отношения пар, живущих в так называемом «гражданском браке» - без регистрации.
При расставании женщина имеет право на часть совместно нажитого имущества. В алгоритме знакомства Испании мужчины редко берут ведущую роль. Познакомиться может представитель любого пола. Однако принятые в России жесты, к примеру, оплата счета, могут обидеть.
В последнее время многие начали знакомиться онлайн — с помощью специальных приложений. Фото: Ирина Морозова - Здесь не очень принято дарить цветы. Причем не только девушкам, но и вообще. Мы 1 сентября отправились с детьми в школу и были единственными, кто принес букет, - рассказывает Ирина.
Большой популярностью в Испании пользуются русские девушки. Мужчин, привыкших к правилам феминисток, подкупает патриархальная модель поведения.
Вот слова из ее статей, изданные перед открытием Второго интернационала: «Организация и политическое воспитание промышленных работниц являются не только важнейшим шагом к улучшению положения женщин, но и важным фактором для более быстрого и сильного прогресса рабочего движения вообще…». Клара Цеткин. К моменту встречи с активистками из Америки Клара уже была известна как главный борец за права женщин в Европе. Борьбу не прекращала до конца жизни. Умерла Цеткин в Советском Союзе, отправленная в изгнание при нацистском режиме.
Похоронили немецкую коммунистку с высочайшими почестями у Кремлевской стены при скоплении полумиллионной толпы. Праздник 8 марта: судьба в России Праздником в прямом смысле слова 8 марта стало не сразу. Первоначально это был день борьбы за равноправие, и вместо цветов женщины ходили по улицам с плакатами и громкими лозунгами. К тому же в России до 1917 года массовых колонн недовольных суфражисток тех дам, что боролись за равные права с мужчинами не было. Зато весна революционного года запомнила десятки тысяч женщин всех сословий и возрастов, наполнивших улицы.
«Смысл исказили, ритуала нет»: как отмечают 8 Марта ставропольские феминистки
Выходные заканчиваются, и женщины возвращаются на работу, где им платят меньше, чем мужчинам, продолжают в одиночку содержать дом в уюте, который им желали накануне, воспитывать детей и получать неуместные комментарии о внешнем виде в лучшем случае. И это всё еще не похоже на равноправие и эмансипацию. Выскажусь от лица всех женщин, да позволит мне это моя феминистская сущность: нам не нужны цветы, конфеты и парфюм. Нам нужно равноправие. Мы не очаровательные создания, мы люди, отличающиеся от мужчин лишь набором хромосом. Нам не нужен один выходной, когда мужчина сам приготовит ужин, поцелует и завалит комплиментами. Нам нужно разделение домашних обязанностей, свобода выбора профессии, достойная зарплата, репродуктивные права, отсутствие насилия и дискриминации.
Первое, что сделали текстильные боссы - связались с полицейским начальством и, пообещав хорошие денежные вознаграждения, попросили разогнать протесты. Стражи порядка начали избивать швей деревянными дубинками, пинать ногами, бросать в тюремные камеры к проституткам, грабительницам, убийцам. Протестующие, однако, выдержали все испытания.
На протяжении всего 1857 года швеи Нью-Йорка выходили на массовые и одиночные пикеты. Мужчины их презирали, однако несгибаемое чувство собственного достоинства привело к формированию сильного гражданского общества в рядах текстильных работниц. В 1858 году в Нью-Йорке появился первый женский профсоюз.
Пример оказался заразительным, и за свои права начали бороться женщины в других штатах. К началу Гражданской войны 1861 работницы фабрик и заводов имели далеко не идеальные, но хоть какие-то рабочие права. Воротилы текстильной промышленности боялись победы конфедератов.
Ходили слухи, что в таком случае швеи могут быстро перейти на их сторону. На юге права человека ущемлялись гораздо сильнее, чем на севере. Тем не менее, в том же расистском Миссисипи к белым женщинам работодатели относились лучше, чем владельцы фабрик и заводов в Нью-Йорке.
Таким образом, нынешний праздник 8 марта не имеет практически ничего общего со своим героическим оригиналом 1857 года.
В России этот день отмечался в качестве официального праздника с 1919 года, первоначально носил название Международного дня работниц, однако с конца 1920-х годов стал именоваться Международным женским днем. После распада Советского Союза день 8 марта остался государственным праздником в России и выходным днем. История умалчивает, когда и почему на смену шествиям и демонстрациям пришла нынешняя конфетно-букетная традиция празднования 8 Марта. Первоначальный смысл этого дня — борьба за равноправие — многими забыт, из-за чего 8 марта воспринимается просто как «женский день». Появилась и укрепилась традиция — поздравлять женщин в этот день и преподносить подарки, самыми популярными из которых являются цветы, сладости, косметика, парфюмерия.
Сейчас меня интересует деколониальный феминизм, который связан с небелыми женщинами — теми, кто подвергается не одной дискриминации, а двум или больше. Например, ты не просто женщина, а небелая женщина или вдобавок являешься сексуальным меньшиством и так далее. Внутреннее колониальное сознание до сих пор существует наряду с патриархатом, а в России в особенности. Поэтому есть смысл больше времени уделять правам женщин-мигранток, которые вынуждены заниматься низкооплачиваемым трудом, потому что их просто не возьмут ни на какую другую должность. Еще по теме Феминистки добились удаления российской рекламы В СССР в этот день поддерживался миф о мультикультурности, о том, что мы все едины. Но это был именно миф, сконструированный советской культурой.
На деле никакой мультикультурности не было, СССР осуществлял настоящее угнетение: русский язык пропихивался как ключевой, этнические и национальные культурные традиции подавались как дикость и варварство. Было такое явление как худжум, когда женщин в Средней Азии принуждали отказываться от платка и хиджаба, аргументируя это тем, что мы движемся в светлое будущее без религиозных предрассудков.
«Мы больше не будем молчать!»: Ксения Собчак оригинально поздравила женщин с 8 Марта
История возникновения Международного женского дня, предложения Клары Цеткин, опрос среди молодежи о том, как они относятся к Международному женскому дню и идеям феминизма, из-за которых возникло 8 марта. Мы надеемся, что вам не надо напоминать: 8 Марта — это не про мимозы и украшение стола, а про равноправие и видимость. Традиция праздновать Международный женский день именно 8 марта пришла в международное движение из России.
8 марта – символ эмансипации и борьбы за равноправие мужчин и женщин
Традиция праздновать Международный женский день именно 8 марта пришла в международное движение из России. Историки рассказали о том, кто принес женский день в Россию, откуда взялся обычай дарить мимозу и как 8 Марта стало предвестником Февральской революции. Международный женский день.
«В какой момент советское общество свернуло не туда?» Про 8 Марта в нашем подкасте
Но зачем нам это, если мужчины не уступают место в метро? А у него - то поздно, то дождливо, то поясницу ломит, то у коня — выходной», - гласит ещё один популярный интернет-мем. Если когда-то дамы дискутировали, стоит ли позволять кавалерам платить за себя, то теперь в интернете всё чаще можно читать посты на тему «что делать, если мужчины за вас не платят». Как барышне менять своё поведение, чтобы ее считали слабой и беззащитной «принцессой», а не эмансипированной бизнес-леди. Потому что только принцесс носят на руках и задаривают цветами. Сегодня женщинам хочется, чтобы за них принимали сложные решения, чтобы их спасали и защищали. И своим спасителям и защитникам они с радостью будут и наглаживать рубашки, и варить борщи. Но кони — всё скачут и скачут. А избы — горят и горят», — написал Наум Коржавин ещё в 1960 году. И за полвека ничего не изменилось. Для меня 8 марта — печальный праздник.
Мне словно напоминают, что быть слабой женщиной мне можно только раз в году. А в остальное время — кони скачут.
Кандидат в президенты РФ Ксения Собчак решила своеобразно поздравить женщин с Международным женским днем. Она призвала «подруг» бороться за свои права и не молчать о мужском произволе. Праздник зародился как день солидарности женщин в борьбе за равноправие, однако в наши времена это больше повод лишний раз сказать приятные слова своим мамам, бабушкам, женам и сестрам и подарить им цветы. Телеведущая, а теперь и кандидат на пост президента России Ксения Собчак решила отличиться и оригинально поздравить женщин с 8 Марта. Я поздравляю вас с международным днем женской независимости и равноправия — 8 Марта. В этот день я никому из вас не желаю всегда быть милыми, день ото дня расцветать и что-нибудь собой украшать — и сама не хочу слышать этих снисходительных сексистских глупостей.
Ее приветствовали овациями и поблагодарили за службу стране. Член Национального переходного совета Мали НПС , президент ассоциации инвалидов Мали Атума Гаку Диките в разговоре с корреспондентом «Африканской инициативы» прокомментировала праздник: «Для меня 8 марта означает принятие во внимание женщин. У нас есть закон от 2015 года, который обеспечивает участие женщин в работе государства: из трех человек хотя бы один должен быть женщиной, если двое других мужчины, и наоборот. Переходная власть многое сделала для нас. С момента своего прихода к власти нынешний президент проводит политику инклюзивности. Он делает всё для того, чтобы все работали вместе на благо Нового Мали. Михаил Поздняков.
В 1910 году в Копенгагене прошла вторая Международная конференция, на которой собрались представительницы 17 стран. Там немецкая политическая деятельница Клара Цеткин предложила ежегодно праздновать Международный женский день. Идея всем понравилась, но торжество устраивали в разные дни марта. При этом история женских шествий началась задолго до «Прогулки по Бродвею»: 8 марта 1857 года в Нью-Йорке забастовали работницы текстильных фабрик. Они вышли на улицы с кастрюлями и другой кухонной утварью, стуча по которой требовали справедливых условий труда. Это шествие получило название «Марш пустых кастрюль» — именно в память о нем Международный женский день стали отмечать 8 марта, но у России была своя история. В 1917 году жительницы Петербурга вышли на улицы, чтобы призвать революционеров к активным действиям. По оценкам историков, тогда собралось около 130 тысяч человек. Женщины, можно сказать, запустили революционный процесс, написал РБК. Это произошло 23 февраля, или 8 марта по старому стилю. Когда император отрекся от престола, женщины потребовали включить их в работу Учредительного собрания. Ответа не последовало, поэтому 19 марта 40-тысячная толпа устроила митинг, и летом 1917 года женщинам старше 21 года дали право голосовать. Россиянки добились этого на три года раньше американок и на год раньше британок. С тех пор 8 марта стало важной для СССР датой, которую в 1965 году сделали выходным днем. А в 1975-м Международный женский день признали в ООН: тогда всем странам-участницам рекомендовали его отмечать. Женщины имели право управлять княжествами, становились послами за рубежом и служили советницами при высокопоставленных мужьях. Но такой уклад был в Древней Руси и касался далеко не всех.
Женщины разных стран потребовали соблюдения своих прав в Международный женский день
Работа по дому — работа. Женщина не обязана ее выполнять, потому что «она же женщина». Женщина может согласиться ее выполнять как и любую другую — возглавлять правительство, копать канаву, запускать космический корабль — если она этого хочет. Любая работа должна вознаграждаться материально.
В противном случае это не работа, но рабство. В итоге если один член семьи хочет приходить в чистый дом к готовому обеду и детям с вытертыми носами, но не хочет взять на себя ровно половину обязанностей, делающих это возможным, то этот член семьи оплачивает услуги домработницы, повара, няни и экономки. Вот в простой денежной форме оплачивает, вместе с неизбежными отчислениями в пенсионный и страховой фонд.
Разумеется, в реальной жизни всегда есть место договоренностям между сторонами. Как выглядят ваши — ваше дело. Чего, однако, не может быть, это ситуации, при которой мужчина якобы зарабатывает деньги, а женщина якобы сидит дома и только тратит.
Домашняя работа — работа, а никак не обязанность или функция женщины. У женщины нет специальной руки для поварешки. Неизбежный практический совет.
Нет, ни лицемерно-жеманные «надо стремиться к балансу, не раскачивайте лодку» ага, тошнит бедную крысу , ни псевдоучёные рассуждения о биологической роли и важности выживания как вида ага, академики, матку себе пришей и выживай , ни менее гадкие «девочки, мы вас так любим, и нас вас так приятно посмотреть» ага, мне на ваш член не положить не должны морочить нам голову. Все это не более чем голос патриархата, той его части, которая не то, чтобы умнее, но хитрее, и от силы перешла к манипуляциям. Манипуляциям, конечно, нет числа, это просто самые явные.
Женщины — больше половины человечества. Мы работаем не меньше мужчин.
Аренда тех или иных библиотек, куда могут прийти вообще люди для того, чтобы послушать лекцию, увидеть перформанс, выставку, которая посвящена деятельности женщин-художниц, или женский спектакль. Пусть на него придет больше людей, потому что это получит больше освещения в прессе, или аренда театральной площадки будет сделана за счет муниципалитета. Вот что я бы хотела увидеть как некий компромисс не только между консервативной и прогрессивной частью населения города, но и с точки зрения властей, которые будут не только думать о заполнении катка, но и пусть власть будет щедрой еще и к тем, кто мыслит, вспоминает этот день с совсем другими стоящими за ним историями.
Для этого эти истории должны быть на слуху, их не должны затмевать букеты тюльпанов». Проблема в том, что сюрпризы на 8 Марта часть общества сочла подачками. Особенно учитывая, что музеи, катки и концерты — именно те мероприятия, за которые в рамках консервативной этики платят мужчины. Укладываются ли подобные гендерные подарки в картину мира тех, кто борется за равноправие полов? Отвечает содиректор программы гендерных исследований Европейского университета Анна Тёмкина.
Анна Тёмкина содиректор программы гендерных исследований Европейского университета «Почему не укладываются?
Революционный марш в Петрограде, 1917 год Фото: rg. Женщины вышли на улицы, призывая петроградских революционеров к активным действиям. По современным оценкам, в тот день на улицы вышли почти 130 тыс. Так петроградские женщины фактически запустили революционный процесс, а в день отречения императора отправили Временному правительству заявление с требованиями включить женщин в работу Учредительного собрания. Однако, оставшись без ответа, 19 марта они вновь вышли на демонстрацию: 40 тыс.
Летом 1917 года был принят закон, согласно которому все женщины старше 21 года получили право голосовать на выборах. Так российские женщины добились избирательного права на три года раньше, чем женщины США, и на год раньше, чем британки — ими во многом вдохновлялись английские и американские суфражистки. Демонстрация крестьян в поддержку февральской революции в 1917 Фото: riamediabank. В 1965 году в СССР 8 марта стал выходным днем, он также отмечался в нескольких социалистических странах, например в Китае и Испании. Официальное празднование В 1975 году Организацией объединенных наций было официально учреждено празднование международного женского дня 8 марта. Это было сделано в преддверии «декады женщин», так в ООН назвали десятилетие с 1976 по 1985 год.
В это десятилетие проводились мероприятия, посвященные гендерным проблемам и была принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Также был основан Женский Фонд ООН, который занимается финансированием программ, продвигающих гендерное равенство. В 2023 году темой сессии Комиссии ООН по положению женщин будут цифровые технологии и как они помогут обеспечить женщинам лучшие жизненные условия, упростить доступ к работе и образованию.
Дискуссию вокруг равноправия полов подогревали и вне соцсетей: к примеру, издание Ura. Ru приняло решение в честь праздника использовать в своих материалах феминитивы. Журналисты признались , что даже однодневная подобная акция — беспрецедентна для российских СМИ. Сторонники феминитивов утверждают, что использование слов с гендерными суффиксами позволяет женщине заявить о себе в публичном пространстве — поэтому в статьях издания появились «губернаторки» и «авторки» на радость читательницам.
Еще одна оффлайновая акция вызвала резонанс в соцсетях. Студентки МГУ к 8 Марта развесили плакаты с сексистскими цитатами преподавателей. Они поздравляли с «праздником равноправия, а не весны, красоты и женственности». Впрочем, часть пользователей соцсетей резонно посчитала цитаты преподавателей шутками, а не сексистскими высказываниями: Впрочем, громче всего на праздничных выходных обсуждали «нападение» мужчин на феминистское кафе «Симона» в Санкт-Петербурге.