Оренбургский пуховый платок получил широкую известность из-за своих уникальных качеств. Свой первый пуховый платок она сделала в 14 лет. Районный фестиваль пуховой шали «Стэрлебаш бизэктэре» красивым, зрелищным мероприятием «Шэл бэйлэнем кистэр ултырып», превратившимся в настоящий праздник. «Национальные русские Оренбургские вязаные Пуховые платки и шали, палантины и паутинки.
Пенсионерка из южноуральской глубинки вяжет оренбургские платки и продает их за границу
Шерстяные многоцветные платки 148x148 см (шали), уплотнённые с шёлковой вязаной бахромой. Выставка «Оренбургский пуховый платок — душа России» продлится до 3 декабря в художественном отделе Вологодского музея-заповедника. Оренбургские волонтеры отправили врачам Якутии (Республика Саха) знаменитые пуховые платки и палантины. Отзывы › Одежда и обувь › Аксессуары › Платки, шали, накидки › Фабрика оренбургских пуховых платков.
Ирина Бушухина – "Посол культуры СЖР"
Чтобы изделие было мягким, в работу нужно добавить немного нежности и парочку секретов. Издревле вязание шалей происходило таким образом. Башкирские женщины собирались в одном доме. За разговором или песней работа шла быстрее. Секрет башкирской шали в том, что мастерство передается от мамы к дочери. И цепочку эту прерывать не собираются. Зианчуринскую шаль делают из козьего пуха.
Процесс от обработки шерсти до изготовления может занять месяц.
По закону товары, чье название вошло в общее употребление, нельзя регистрировать как товарный знак. Оренбургский пуховый платок — как раз такой случай. Но есть лазейка.
Можно запатентовать "место происхождения". Что и сделала та самая фабрика. Теоретически зарегистрировать свою продукцию могут и надомницы. Вот только такая процедура стоит недешево — 150 тысяч рублей.
Это намного больше, чем вязальщица может заработать своим трудом даже за год. Тем более, если придется скрывать название, которое у всех на слуху.
Вязание было не только необходимостью, но и приятным времяпровождением - зимой собирались у кого-нибудь дома - вязали, пели песни, разговаривали. При выходе из дома на лёгкий платок, волосник или повойник, казачки обязательно набрасывали мягкий тёплый платок или шаль. Белые ажурные платки одевали по праздникам или в церковь. Оренбургский пуховый платок стал самым желанным подарком, ему радовались и молодые и старые.
Хороший пуховый платок отписывали в завещании, передавали по наследству как дорогую и необходимую вещь. Прежде чем связать шаль предстоит большая и кропотливая работа. Женщины выбирали день, обычно это был выходной, собирались все вместе и чесали коз. Делали это где - то в декабре — январе. Чесали руками. Первым делом из пуха надо было выбрать волосы и другие заметные глазу примеси. Медлительная и утомительная работа.
При первом и втором прочесе отделяются короткие волокна. После этого можно начинать прядение. Пух спряден, но вязать еще нельзя - пуховую нить сматывают с тонкой нитью, одновременно скручивая для прочности. Вот теперь пряжа готова! Оренбургский пуховый платок вязали дома. Не терпит он конвейера, спешки. Только терпеливые, упорные и трудолюбивые казачки могли часами перебирать пух, пушить и чесать его.
Двухрядная гребенка или ческа в руках умелиц превращала свалянный клочок в пушистое облачко. Потом пух тщательно мыли и еще дважды чесали. Затем период самой кропотливой работы — прядение. Сколько вечеров проведено надомницами за этим монотонным, но таким ответственным занятием! Хорошо спряденный пух схож с паутиной бабьего лета, отчего и название самому нежному и тонкому оренбургскому платку — «паутинка» При обработке пуха, начиная с очистки его от грязи и кончая сматыванием ниток в клубки, употребляют, во-первых, особого устройства гребень, затем обычную прялку, или так называемый «чигирь» — особого устройства прялку, или вместо него — веретено и, наконец, моталку. Приступая к обработке пуха, мастерица прежде всего очищает его от грязи и волос. Для этого пух перебирается руками до трех и более раз.
Очищенный от грязи пух прочесывают на гребне. Последний состоит из двух досок, скрепленных под косым углом в виде козел. В том месте, где доски сходятся, прикреплен ряд острых толстых игл. Пух продергивают через гребень несколько раз, пока он не приобретет вид тонкой ваты. По внешнему впечатлению прядение ниток из пуха как будто не представляется чем-то неудобным или затруднительным. На самом же деле труд пряхи-пуховницы тоже далеко не легкий. Вязка платка в дореволюционное время от начала и до конца производилась на стальных спицах, похожих на те, посредством которых обычно вяжут чулки, только более длинных.
На одном конце спиц насаживается шарик из сургуча, чтобы петли не спускались. Чистка готового платка — ответственная операция. Дело с том, что платок до чистки имеет очень неприглядный вид: он грязный, на ощупь липкий, маслянистый. Чтобы очистить от грязи, от жира, его кладут в таз с теплой мыльной водой, причем не трут между рук, как это делается во время стирки белья, а только полощут и очень осторожно выжимают. Если мастерица вязала платок по заказу скупщика, то она чисткой платка не занималась. Для этого существовали специальные мастерские, куда скупщики сдавали большими партиями скупленные платки. Обычно такого рода мастерские существовали при женских монастырях.
После стирки платок, или одновременно несколько платков, натягивали на специально приспособленную раму и просушивали в натопленном помещении. На вязку одного большого теплого платка вязальщица в среднем затрачивала около 10 дней, а на изготовление ажурного «паутинки» - 8 дней. Но на официальном уровне особая ценность козьего пуха, а также необходимость культивирования специальной породы пухоносных коз названной впоследствии оренбургской была признана только в середине XVIII века. Со временем мастерицы-вязальщицы стали объединяться в артели, промысел стал более организованным, получив известность, в том числе и международную. Международная слава русских вязаных шалей началась с первой Всемирной промышленной выставки в Лондоне 1851 года. Их выполняли в сложнейшей технике двустороннего ткачества, то есть шали не имели изнанки, и их можно было носить на обе стороны. Позднее эту технику освоили и в других европейских странах.
В 1861 году вязальщица Мария Николаевна Ускова подала Оренбургскому губернатору письменное прошение принять и отправить на всемирную выставку в Англии пуховые платки. Шесть платков с кратким описанием, что «изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае», украсили всемирную выставку, а перед ее закрытием все платки были раскуплены. Подобные оренбургским, тонкие шерстяные платки традиционно вязались в Шотландии: и там, и тут критерием качества является то, что платок проходит через обручальное кольцо. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургской казачке Марии Усковой была присуждена медаль за шали из козьего пуха и 125 рублей серебром. В 1860-х годах ежегодно в Оренбургской губернии вручную изготавливали на продажу до 3 тысяч пуховых платков, в 1885 году этим промыслом там занимались около 4 тысяч мастериц. Оренбургские платки были настолько хороши, что привлекли внимание императорской семьи. Мориц просил оренбургского генерал-губернатора графа И.
Толстого привлечь казачку Брагину из станицы Верхнеозёрной к изготовлению пуховых платков. Императорский Двор желал иметь платки, связанные определённой мастерицей. Цвет пуха серый или белый, особенно ценятся в сером более тёмные цвета, а в белом — чисто белые, крем идёт уже во второй сорт. Цвет хорошего, дорогого платка должен быть одинаков, ровен, без малейшего оттенка. На изготовление его нужно не менее 8 — 10 месяцев. Встретить в продаже чисто пуховый платок трудно, можно иметь только на заказ. Стоимость одной такой шали была 200 рублей такую сумму зарабатывал фабричный рабочий за год Настоящая слава к оренбургскому пуховому платку пришла в XIX веке.
Деревенские рукодельницы стали получать международные награды. Интерес к региону возрос настолько, что заморские купцы приезжали в далекую российскую провинцию за пухом знаменитых коз. Иностранные компании пытались наладить производство в Европе и даже Южной Америке. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства и приносили пух, мало отличающийся от пуха обычных коз. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз. Отчаявшись заполучить оренбургских коз, иностранцы стали закупать пух из Оренбурга. Изделия были настолько знамениты, что одна из английских компаний, выпускавшая пуховые платки, делала на них пометку "под русский Оренбург" В основном вся популярность оренбургского пухового платка обязана оренбургским козам.
Качество пухового платка во многом зависит и от пуха. Ни одна порода по качеству не сравнится с губерлинскими козами Оренбуржья, которые дают тончайшее сырье для вязания. А чем тоньше пух, тем он легче, мягче, эластичнее, лучше пушится. Пух оренбургских коз очень ценен. Оренбургская порода коз — единственная в нашей стране, обладающая самым тонким 14-16 мкн эластичным пуховым волокном, не грубеющим с возрастом. Его отличают блеск и шелковистость, относительная крепость и естественная однотонная окраска, малая теплопроводность и уравненность волокна по длине.
В рамках фестиваля работала выставка пуховых изделий и ярмарка-продажа продукции. Изделия наших умелиц раскупили сразу. Самая старшая участница - мастерица по вязанию Зайтуна Хайретдинова завоевала диплом в номинации «За творческую программу «Рекламный ролик башкирской шали». В то же время это было творческое командное состязание на лучшую рекламную акцию башкирской шали.
БАШКОРТОСТАН 24
- От мастериц-кустарок до фабрики
- Министр культуры: новые версии происхождения оренбургского пухового платка неубедительны
- История и уникальность оренбургского пухового платка
- «Пошли пятна, чесалось нестерпимо»: Оренбурженка — о реакции на новый пуховый платок
- Правила комментирования
Покупателям
- Наш пуховый платок на английском ТВ | Южный Урал
- Оренбургские пуховые платки будут согревать медиков Якутии
- «Русская душа»: Екатерина Вилкова продемонстрировала, как носить пуховый платок
- Пуховые шедевры
- Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)
- Понедельник - 29.04 - выставка работает! Смотрите расписание на май
Заявка на вступление
- Почему Валентин Юдашкин восхищается оренбургскими пуховыми платками?
- Каталог Оренбургский пуховый платок
- Оренбургский пуховый платок - каталог 2022-2023 в интернет магазине
- Шали ручной работы из 100% козьего пуха
- Когда оренбургский пуховый платок перестал быть оренбургским… и пуховым? | Новости Оренбурга
- Оренбургские пуховые платки будут согревать медиков Якутии
Из истории оренбургского пухового платка
Магазин Альбины Мухамедяровой в Казани, где она продает платки оренбургских надомниц - один из тех, кто терпит убытки. Попросили убрать, заплатить часть компенсации какой-то определенной. Мы это сделали", - рассказала продавец Альбина Мухамедярова. Вяжут на станках и из иностранного сырья: что известно о фабрике Исключительное право называть только свои пуховые платки "оренбургскими" официально оформила фабрика, где пуховые платки вяжут на станках и из зарубежного сырья. Причем судебные иски против мастериц и тех, кто берет их платки на реализацию, руководство предприятия объясняют заботой о покупателях и борьбой с контрафактом. И есть те, которые не платят налоги, делают продукцию безобразного качества. Вводят в обман и в заблуждение покупателей", - уверяет собственник ЗАО "Фабрика оренбургских пуховых платков" Олег Гремпель. Обвинения в низком качестве и уж тем более в контрафакте у самих мастериц вызывает, мягко говоря, недоумение. Ведь традиционный платок должен связан только из пуха местных коз и обязательно вручную. Так что у экспертов по качеству как раз к фабрике больше вопросов.
Овечья шерсть, лен, конопля никогда не обладали подобной податливостью и нежностью при традиционной обработке, как козий пух. В те времена из года в год численность женского населения превышало мужское, и большая часть вязальщиц были казачьими вдовы в возрасте 30-35 лет. И женщины для обеспечения себя и своих детей, чтобы не допустить нищеты, брали в руки спицы, пух и вязали пуховые платки для продажи. Из поколения в поколение женщины накапливали опыт пуховязания, осваивали новые способы прядения и вязания оренбургского пухового платка; и вскоре пуховязание оказалось настолько выгодным и востребованным, что стало доходным делом, кормившее семью. В результате сложилась технология и приемы вязания, которые и составили основу оренбургского пухового платка. Возможно «паутинка» и не так грела, как связанный из толстой шерсти платок, но она была модна в те времена, как и кашмирский платок. Жители, проживающие рядом с казачьим населением, создавало очень мало пуховых платков. Особенно мало вязало башкирское население, которое и держало достаточно коз, но даже не знало, как это делается. Киркизы в то время так называли казахов , привыкшие вычесывать козий пух, не использовали его, а весь пух продавали соседям - оренбургским казачкам для создания платка. Объяснение всему этому одно - местное население в основном занималось земледелием, не имея времени на развитие промысла, а казачьи семьи занимались военной службой и не были заняты обработкой земель. Вязание было широко распространено среди русского населения, эти традиции переселенцы и привезли с собой в Оренбургскую губернию. Как писал исследователь Оренбургского края Р. Игнатьев в 1880-е годы: «У башкир и терперятей вязание на спицах и вообще эти изделия еще не употреблении - бедные их не знают, а богатые же, зажиточные покупают подобные на базаре». Не знакомы с вязанием были и некоторые тюркоязычные народы, соседствующие с Оренбуржьем. Казахи в начале 20 века носили не вязаные, а суконные чулки. Поэтому, согласно сохраненному письму 1861 года, «некоторые султаны» просили направить им мастерицу-пуховницу с Оренбургской линии для того, чтобы они научили их вычесывать, обрабатывать и вязать из него перчатки и чулки, а самое главное платки. К этому наряду требовалось дополнение, гармонично закрывающее и согревающее обнаженные плечи. И этим модным дополнением женского платья стала мягкая кашемировская шаль.
Заработать на легенде всегда было немало: некоторое время назад уже гремел на всю область скандал с использованием бренда «Оренбургский пуховый платок». Один предприниматель продавал через Интернет товар, который позиционировался как тот самый знаменитый платок из пуха местных коз особой породы; но на деле он оказался дешевым контрафактом, не соответствующим стандартам и нормам, произведенный не в Оренбуржье и совсем из другого сырья. Ирина Первушина подчеркнула, что купленный пуховый платок сейчас, при детальном осмотре, вызывает вопросы. По ее словам, он сделан будто из радужных ниток, очень тонкий на вид. Кстати, официальные представители бренда «Оренбургский пуховый платок» предупреждают покупателей: платок не может быть дешевым, ведь, чтобы он был качественным и безопасным для здоровья, его необходимо изготавливать из самого лучшего весьма дорогого сырья и с соблюдением сложной, трудозатратной технологии. Что же произошло в этом случае? Мы связались с оренбурженкой, которая пострадала из-за своего желания сэкономить, и совместно с ней, а также с экспертами, профессионально разбирающимися в теме, попытаемся разобраться в ситуации: настоящие ли платки продаются под легендарным брендом, какова доля дешевых подделок на рынке и сколько должен стоить настоящий оренбургский платок? В ближайшее время мы еще вернемся к этой теме.
Говорит, оренбургские пуховые платки в ее семье вяжут уже несколько поколений женщин. Еще недавно это приносило небольшой, но стабильный доход. Но теперь продавать платки, называя их привычно, — "оренбургские", Гузель уже не может. Потому что местная фабрика, которая поставила производство на поток, запатентовала многовековое название. Нас родители учили вязать-вязать-вязать. Мы вот даже сидим, телевизор смотрим — мы обязательно вяжем", - поделилась Гузель. И в таком же положении — сотни вязальщиц по всей Оренбургской области. Идти на хитрости теперь приходится и владельцам магазинов. Они вынуждены менять вывески и продавать знаменитые платки как безымянные. Иначе затаскают по судам.
Оренбуржская художница одела великих женщин XX века в пуховую шаль
Кому мешают мои пуховые шали? Оренбургский пуховый платок Пуховый платок женский теплый палантин шаль косынка подарок. Оренбургский пуховый платок у многих из нас на слуху. Самое любопытное, раньше я думала, что только такие шали и существуют.
Пенсионерка из южноуральской глубинки вяжет оренбургские платки и продает их за границу
Выскочив из вагона девушка первой оказалась на месте несчастного случая. Был ноябрь, и местные ребятишки катались с горки. Санки одной из девочек вылетели под колеса поезда, он проволок малышку по путям. Одежда на ней была изорвана, но сама девочка была жива. Дарья сняла пуховую шаль, укутала ею девочку и передала на руки местным жителям. Уже на бегу, садясь в поезд, выкрикнула адрес, куда передать шаль. Шаль через два месяца ей вернули, и случай этот, наверное, забылся бы, но у жизни на все есть свои планы.
Через много лет, в 1951 году, выйдя замуж, вырастив детей и уже имея внуков, Дарья Кононовна переехала из Бодайбо в Ангарск.
Многим башкирская шаль была поддержкой в трудные времена. В годы перестройки кормила семьи, помогала дать образование детям. Слишком многое вобрала в себя шаль, чтобы быть просто платком. Это уже часть самоидентичности.
И вокруг может многое меняться, развиваться технологии, но всегда будут моменты, когда больше всего на свете хочется завернуться в мягкую пуховую шаль, связанную в деревне какой-нибудь старательной бабушкой. А всё потому что это платок, который не накрывает плечи, а обнимает их. Платон Федоров.
Кигинский коллектив удостоился Почетной грамоты Ассоциации мастеров народных художественных промыслов Республики Башкортостан «за возрождение, развитие и под- держку художественных промыслов РБ». Участница фестиваля Рафиля Хасанова рассказывает: «Наш район впервые принял участие на конкурсе башкирской шали. В рамках фестиваля работала выставка пуховых изделий и ярмарка-продажа продукции. Изделия наших умелиц раскупили сразу.
По закону товары, чье название вошло в общее употребление, нельзя регистрировать как товарный знак. Оренбургский пуховый платок — как раз такой случай.
Но есть лазейка. Можно запатентовать "место происхождения". Что и сделала та самая фабрика. Теоретически зарегистрировать свою продукцию могут и надомницы. Вот только такая процедура стоит недешево — 150 тысяч рублей. Это намного больше, чем вязальщица может заработать своим трудом даже за год. Тем более, если придется скрывать название, которое у всех на слуху.
История оренбургского пухового платка
Оренбурженка Ирина Первушина на своей странице в одной из социальных сетей рассказала о неприятной ситуации, в которую она попала. На днях женщина решила приобрести оренбургский пуховый платок — и патриотично, и красиво, и недорого. Просмотрев в Интернете цены, она отправилась в одну из торговых точек. Женщина подчеркнула, что ценит местный бренд, только вот последнее приобретение ее сильно разочаровало. Понравился он мне — пушистый, красивый, недорогой, под куртку очень подходит. Дома еще раз несколько раз примерила с разными вариантами, выбрала, с чем его буду носить. Порадовалась за себя! А через часок вдруг почувствовала какой-то зуд в области плеч и шеи.
Так, в Арбитражном суде в 2022 году рассмотрели 10 исковых заявлений «Пухфабрики». За 4 месяца 2023 года поступило 1 исковое заявление. Буквально недавно Дзержинский районный суд вынес решение в пользу фабрики по аналогичному делу. Ответчиками выступают и предприниматели, и простые вязальщицы. Люди проигрывают дела, так как компания обладает правом использовать наименование места происхождения товара НМПТ. Согласно закону, без этого нельзя называть оренбургский пуховый платок оренбургским пуховым платком. В региональном Минкульте сообщили, что Гражданским кодексом РФ не допускается использование зарегистрированного НМПТ лицами, не имеющими соответствующего свидетельства, даже если при этом указано подлинное место происхождения товара. Таким образом пуховницы оказались заложниками закона, который вообще-то должен был защитить народный промысел. Чтобы продать изделие, они либо должны получить свидетельство, либо не называть свои платки оренбургскими. Но она не была бы такой острой, если бы «Фабрика пуховых платков» не начала судиться. Пуховницы запуганы, сами бросают спицы и у младшего поколения отнимают.
И сразу слышится мягкий, приятный голос Людмилы Зыкиной, который словно окутывает, обнимает теплотой. Узнали знаменитую песню? Это не только вязаный платок, это художественный промысел традиционного народного искусства России. Будучи в Оренбурге, нам посчастливилось узнать интересные факты и историю возникновения этого красивого пухового промысла.
За последние несколько лет областная фабрика, получившая патент на известный всему миру региональный бренд, выиграла уже несколько судов. У фабрики есть, как оказалось, исключительное право называть только свои пуховые платки оренбургскими, даже несмотря на то, что вяжут там изделия не вручную, а на станках и не всегда из местного пуха. Да, по закону товары, название которых вошло в общее употребление, нельзя регистрировать как товарный знак. Однако можно запатентовать «место происхождения», или, как еще говорят, «географическое название». Это и сделала фабрика. Теоретически зарегистрировать свои изделия может любая пуховязальщица, вот только стоить это будет дорого — около 150 тысяч рублей. Сейчас судебные иски против мастериц и предпринимателей, которые берут товар на реализацию у надомниц, руководство предприятия объясняет заботой о покупателях и борьбой с контрафактом, хотя все прекрасно знают, что многие пуховницы, особенно возрастные, вяжут вручную и из пуха местных коз.
Пуховая шаль
Мамина пуховая шаль | Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Вяжу спицами пуховую шаль. |
Оренбургский пуховый платок | Пуховая шаль Пуховый платок из козьего пуха Шали палантины Платок в интернет-магазине на Ярмарке Мастеров. |
Когда оренбургский пуховый платок перестал быть оренбургским… и пуховым? | Новости Оренбурга | Оренбургский пуховый платок – это вязаный платок из пуха оренбургской козы, изделие народного промысла, которому уже около 300 лет; платок. |
Наш пуховый платок на английском ТВ
Выставка «Оренбургский пуховый платок — душа России» продлится до 3 декабря в художественном отделе Вологодского музея-заповедника. Первыми пуховые платки начали носить джигиты из Киргиз-Кайсацкой орды как защиту от лютой уральской стужи. брендом «Оренбургский пуховый платок», зная неосведомлённость потребителя, вы сознательно вводите его в заблуждение. Английский телеканал SkyNEWS показал сюжет о знаменитом бренде Оренбуржья — пуховом платке. Певица Нюша (Шурочкина) пришла на вечеринку, посвященную проводам зимы в платье из оренбургских пуховых платков.