Новости национальный проект беспилотные авиационные системы

Национальный проект «Беспилотные авиационные системы» станет для страны уже четырнадцатым по счёту. Федеральные проекты по стимулированию спроса и производства беспилотных авиационных систем разрабатываются Минпромторгом России. Правительство утвердило стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года. В ближайшее время правительство сформирует национальный проект по беспилотным авиационным системам. Об этом во время заседания наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив заявил президент России Владимир Путин.

В России начали создавать систему непрерывной подготовки кадров в сфере БПЛА

  • Ульяновская область готовится войти в новый национальный проект «Беспилотные авиационные системы»
  • Национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем заработает с начала 2024 года
  • Ульяновская область готовится войти в новый национальный проект «Беспилотные авиационные системы»
  • Национальный проект «Беспилотные авиационные системы» — МБОУ "СОШ №1 города Козьмодемьянска"
  • ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
  • Поделиться

ФСОО «Федерация беспилотной авиации»

В 2022 году начали применять вертолеты с возможностью перевозки груза до 300 кг и сейчас готовим к эксплуатации беспилотники грузоподъемностью 1 тонна, аналогов которым нет в мире", - продолжил предприниматель. Однако, по мнению Шевченко, наиболее востребованными из грузовых беспилотников останутся вертолеты небольшой грузоподъемности для тех поселков, куда не требуется перевозка большого количества грузов, но требуется регулярность доставки. В "Аэромаксе" создан пока единственный в стране учебный центр, где можно получить профессию по управлению гражданскими БВС. Андрей Белоусов добавил к докладу Шевченко, что что основы управления БВС планируется ввести в школьную программу уже с сентября в рамках уроков НВП, а к 2030 году колледжами и вузами по этой профессии будет обучено до 180 тысяч студентов.

К тому времени, как предполагается, потребность в профессиональных операторах беспилотников станет именно такой. Директор института электродвижения МФТИ, основатель компании "ИнЭнерджи" Алексей Кашин рассказал президенту о разработке электродвигателей для беспилотников, которая проводилась по поручению главы государства. Оно было дано еще 4 года назад.

Кашин сообщил и о проблемах, которые возникают у смежников, которые должны осуществлять опытно-промышленное производство. При быстром развитии и быстрых сменах технологий внедрять новый технологический процесс, который, возможно, устареет же через 2 года - это огромный финансовый риск. Нужен инструмент финансирования, чтобы предприятия не внедряли новые технологии себе в убыток".

Владимир Путин поинтересовался, о каких суммах идет речь. Выслушав Кашина, президент спросил у Белоусова, какие средства заложены под такие цели для беспилотной авиации, на что первый вице-премьер ответил: "С Минфином и государственной корпорацией развития ВЭБ. РФ предварительно договорились о 10 млрд, хотя постановление на эту тему еще не выпущено".

Немедленно в разговор вмешался руководитель последней Игорь Шувалов: "Завтра в правительстве будет согласительное совещание, существует спор: формировать первый портфель такой помощи в размере 10 млрд или 50 млрд рублей. Я считаю, что право на риск, которое определяется этим постановлением правительства, должно финансироваться в размере 50 млрд, а Андрей Рэмович говорит, что пока 10 достаточно. По-моему этого маловато".

Дрон сделает фермера счастливым О перспективах применения беспилотников в сельском хозяйстве президенту рассказал генеральный директор ООО "Агримакс Аэро" Максим Чижов: "Мы выходим на поле с беспилотниками, когда трудно или невозможно применить обычную технику. Дрон - отличный инструмент, чтобы удобрять почву, поливать, сеять, обрабатывать растения различными растворами. Дрон может сделать фермера счастливым.

Индустриальный парк расположен на востоке города недалеко от станций метро «Некрасовка» и «Лухмановская». Площадь территории с учетом перспективного развития составляет 45 гектаров. В будущем этот парк станет самым крупным в России. Это все будет застроено. Создание парка — пример современной эффективной промышленной политики. Строительные работы в «Рудневе» начались в конце 2020 года. Сейчас построено 18 производственных корпусов общей площадью 120 тысяч квадратных метров, включая опытное производство и конструкторское бюро.

Это действительно новая Москва. Это другая новая Москва. Это индустриальное лицо Москвы», — подчеркнул Владимир Путин. В процессе строительства находятся два производственных корпуса, а также корпус социальной инфраструктуры, в котором разместят лаборатории, офисы, учебный центр, торговую галерею, аптеку, спортзалы и другие социальные объекты для сотрудников. Кроме того, предусмотрено создание парковочной зоны. До 2024 года производственную зону «Руднево» расширят до 300 тысяч квадратных метров, до 2025 года ее площадь увеличат до почти 800 тысяч квадратных метров. На предприятиях создадут от 15 до 20 тысяч рабочих мест, в первую очередь для жителей быстро развивающихся московских районов Косино-Ухтомский и Некрасовка, а также городского округа Люберцы Московской области.

В общей сложности на прилегающих к парку территориях проживают свыше 800 тысяч человек. Он объединит ведущих российских разработчиков и производителей, которые сосредоточатся на разработке и создании новых моделей беспилотных летательных аппаратов, совершенствовании авионики», — написал Мэр Москвы в своем телеграм-канале. При возведении производственных корпусов применяются отечественные строительные материалы по ряду позиций импортозамещение было выполнено на 100 процентов и современные строительные технологии. Это позволяет сократить сроки строительства на 35—50 процентов, а стоимость работ — на 10—15 процентов. Благодаря режиму ОЭЗ компании — резиденты «Руднева» получат существенные налоговые льготы. В частности, их освободят от имущественного, транспортного и земельного налогов. Ставка налога на прибыль для них составит всего два процента.

Для резидентов будут действовать режим свободной таможенной зоны и льготы по аренде земли. Помимо резидентов федерального центра беспилотных авиационных систем, свои предприятия в «Рудневе» уже разместили: — ООО «АТМ маркет» — производство банкоматов на базе микропроцессоров «Эльбрус». В настоящее время мощность производства —15 тысяч устройств в год, в перспективе завод сможет выпускать в два раза больше 30 тысяч банкоматов в год ; — ООО «Нюкон энерджи» — производство электрических конденсаторов; — ООО «Имплант инжиниринг» — производство тазобедренных эндопротезов и протезов коленных суставов; — ООО «Сенсар» — производство медицинских сканеров; — ООО «Хартия» — производство оборудования для промышленной сортировки отходов; — ООО «ВИП Камилла» — производство абсорбирующего белья по офсетному контракту с Правительством Москвы, который предусматривает ежегодную поставку не менее 44 миллионов единиц продукции в течение 10 лет для медицинских и социальных учреждений города. Первые поставки по офсетному контракту должны начаться уже в этом году. В «Рудневе» расположен и ряд других компаний. Мы строим завод, отдаем в аренду, они размещают свое оборудование и разворачивают свое высокотехнологичное производство», — уточнил Мэр Москвы. Москва — центр развития беспилотных авиационных систем По оценке экспертов, сегодня в России в гражданском обороте насчитывается свыше 40 тысяч беспилотников различного назначения.

За пять лет производство беспилотных летательных аппаратов БПЛА выросло в 2,5 раза, превысив 20 тысяч аппаратов в год. В Москве производство также выросло, его объемы увеличились более чем в четыре раза. Столица является одним из крупнейших рынков эксплуатации беспилотников. Их использует как частный бизнес, так и многие отрасли городского хозяйства. С высоты птичьего полета дроны делают снимки, берут пробы воздуха, определяют скорость ветра, выполняют множество других задач. Правительство Москвы активно применяет беспилотные авиационные системы БАС уже более шести лет. Дроны используются для выявления объектов самовольного строительства, фактов нецелевого использования земельных участков, контроля строительных объектов, что позволяет существенно снизить процент нарушений.

Например, с помощью беспилотников за полгода в Москве провели инвентаризацию более 500 тысяч объектов капитального строительства, такая работа при помощи традиционных методов заняла бы более 20 лет. С использованием беспилотных авиационных систем был реализован один из ключевых технологичных проектов в системе управления столицей — «Цифровой двойник Москвы».

Я бы сказал, что в игре приняли участие элиты регионов. Все эти люди надели футболки и с удовольствием погрузились в игру. Благодаря своему большому опыту они достигли хороших результатов. Какой информацией нужно обладать, чтобы стать победителем в вашей деловой игре? Можно ли случайно выиграть? Но способность мыслить нестандартно, нешаблонно, как показала практика, стала большим преимуществом.

Лучше всех справились те, кто осилил большой объем справочной и обучающей информации. Отмечу, что несправившихся у нас не было. В чем нюансы игры? Какой-то минимальный результат можно получить, не обладая вообще никакими знаниями. Программа ведет вас по базовому сценарию, в любом случае получится результат, и он уже будет неплох. Но если проявить больше смекалки, изобретательности, глубже погрузиться в особенности сценария, то к концу игры вы придете с результатом в 2-3 раза больше базового. И это ценные решения с практической точки зрения. Некоторые команды так активно включились, такие баталии развернули, что мы сами удивились и, конечно, обрадовались результатам.

Игра дала толчок для развития беспилотной авиации в регионах. Соответственно, по итогам выполнения всех задач выстроился рейтинг. Какие качества, навыки, знания помогли регионам стать лидерами? Учитывалось, насколько доходчиво и четко подана информация о потребностях, насколько концептуально и грамотно сформулированы задачи, насколько возможна реализация — если кратко: подача, смысл, исполнение. Работало два жюри. Одно сформировали из представителей компаний-производителей, Ассоциации «Аэронекст», НТИ и двух экспертов нашей компании. В общем это люди, которые уже давно работают в отрасли. Второе жюри прямо на месте сформировалось из участников команд, и номинация Гран-при присуждалась как раз вторым жюри — здесь победила Башкирия.

А по результатам оценок профессионального жюри выиграли Якутия I место , Санкт-Петербург и Псковская область. Победители продемонстрировали сплоченность и четкую административную работу внутри команды.

Ранее РЭО сообщал, что получил первые 40 заявок на проведение воздушного лазерного сканирования полигонов твердых коммунальных отходов ТКО в 2023 году. Самыми активными регионами стали Московская, Кировская, Мурманская области, Приморский край. Подать заявку на облет можно через сайт РЭО.

В России начали создавать систему непрерывной подготовки кадров в сфере БПЛА

  • Кто оплатит
  • Компания «БАС» представила деловую онлайн-игру по применению дронов
  • Мы в социальных сетях
  • Минфин сообщил о рассмотрении ведомствами нацпроекта по беспилотным авиасистемам -

Шойгу анонсировал создание научно-производственного центра БПЛА в Минобороны РФ

В рамках мероприятия участники обсудили реализацию нового национального проекта по беспилотным авиационным системам (БАС), старт которого назначен на 1 января 2024 года. За «Кадры для беспилотных авиационных систем» будет отвечать Минобрнауки. Михаил Мишустин на стратсессии по развитию беспилотных авиационных систем заявил о том, что национальный проект разработан и утвержден.

Беспилотная авиация стала национальным проектом

Мы делимся с коллегами опытом, оказываем резидентам грантовую поддержку и научно-технические консультации. Будем двигаться дальше для развития национального технологического суверенитета страны», — заверил Павел Новицкий. Он также отметил, что будет сформировано техническое задание от всех резидентов с учетом потребностей аграриев. Напомним, национальный проект по развитию БАС стартовал по поручению президента РФ и должен стать основой для развития отрасли. Также в 2022 году в Башкирии была создана автономная некоммерческая организация «Центр содействия инновациям». С ее помощью правительство региона интегрирует федеральные и региональные меры поддержки, создаёт условия для взаимодействия разработчиков непосредственно с предприятиями. В прошлом году на развитие инновационных проектов привлечено 349 млн рублей федеральных средств.

Состав спикеров сессии «Применение передовых цифровых и производственных технологий в отрасли беспилотных авиационных систем: актуальные задачи и технологический стек» Юнак Илья Юрьевич, руководитель направления по сопровождению национального проекта «Беспилотные авиационные системы» АНО «Университет 2035», модератор мероприятия. Открывая мероприятие, со вступительным словом выступил Дмитрий Песков. Спикер отметил важность дискуссии на заданную тематику в рамках форума «Передовые цифровые и производственные технологии», который традиционно является местом для обсуждения самых актуальных и серьезных вопросов.

Сегодня нам необходимо в своем мышлении перейти от авиационной логики наследия к логике совершенно новой, которой до сих пор у нас не было. Это вопрос управления системами, в которой одновременно в воздухе находятся десятки, сотни, тысячи, миллионы технологических систем одновременно. Отрасль нашего "воздухостроения" требует принципиально других подходов и, конечно, цифровое проектирование и цифровое производство — это то, без чего отрасль не "полетит". Эти подходы необходимо заимствовать из других, самых передовых направлений, таких как автомобилестроение и IT-отрасль, так как исключительно традиционные подходы авиастроения, явно, не "срабатывают", не обеспечат необходимой динамики развития новой отрасли», — заявил Дмитрий Николаевич. Дмитрий Песков задал тон мероприятию. Так, спикер определил два ключевых вопроса для обсуждения: что и как необходимо включить в «воздухостроение», какой путь развития необходимо выбрать — мягкий или жесткий. Генеральный директор Ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «АЭРОНЕКСТ» Глеб Бабинцев поддержал выступление специального представителя Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития: «Беспилотная авиация, которую мы развиваем, — это, с одной стороны, авиация воздушные объекты летают, находятся в воздушном пространстве и с другими воздушными объектами сосуществуют , а с другой, с точки зрения своих преимуществ и уязвимости, которые возникают, — это информационный продукт. Сегодня нам нужно действовать максимально оперативно: мы сильно отстаём от мира не в качестве продуктов, но в темпе развития, и решения, которое мы принимаем, должны быть максимально твёрдыми и быстрыми». В продолжение выступления Глеб Владимирович перечислил слагаемые суверенности в беспилотной авиации: 1 право — это неотчуждаемое безотзывное право, определяющее возможность изготовления и применения любой техники; 2 способность, под которой, в первую очередь, понимается импортонезависимость; 3 неуязвимость — это состояние максимальной абсолютной защищённости объектов и инфраструктуры от любого несанкционированного получения от них информации или несанкционированного воздействия на них; 4 главенство национальных стандартов и правил; 5 скорость разработки изделия и скорость вывода продукции на рынок; 6 люди, которые пишут алгоритмы, закладывая в них подходы к подтверждению соответствия, формируют правила регулирование, право применения и др.

Демонстрируя развитие содержательное наполнение Цифровой платформы, которое позволяет осуществлять разработку оптимальных методик проектирования различных типов беспилотных летательных аппаратов БПЛА , сокращение сроков и стоимости вывода на рынок БПЛА различных типов, реализацию различных проектов на цифровой платформе, Алексей Боровков отметил, что на ее базе ведется также разработка и изготовление беспилотных летательных аппаратов перспективной компоновочной схемы. Среди его преимуществ: высокая энергоэффективность в режиме горизонтального полёта в "самолетном" режиме за счёт отключения подъемных силовых установок, возможность "зависания" в ходе выполнения полётного задания, а также новизна — в Каталоге экспонатов форума Аэронет 2035, опубликованном в декабре 2022 года, из 86 БпЛА нет ни одного по предлагаемой гибридной схеме», — рассказал спикер. Алексей Иванович пояснил, что по состоянию на день проведения мероприятия, 13 октября, выпущена конструкторская документация и начался этап подготовки к производству. О серийной разработке беспилотных авиационных систем подробно рассказал участникам дискуссии генеральный директор ГК «Геоскан» Алексей Юрецкий. Ключевой тезис выступления спикера — важно делиться опытом с разработчиками и производителями: это залог быстрого движения, развития, перехода на новый, более высокий уровень: «Мы идем параллельными путями вместо того, чтобы "смёржить", объединить лучшие практики и перейти на качественно новый уровень. И это залог успеха не только в беспилотной отрасли! В ходе дискуссии важность обмена опытом, привлечения участников рынка к обсуждению также отметила руководитель проектного офиса «Аэромобильность», директор Центра ФРЦЭ, директор Центра инновационной стратегии СТК, заместитель руководителя комитета, эксперт Российского союза промышленников и предпринимателей Людмила Гонтарь.

Более того, стоит задача через информационную систему предоставлять людям различные сервисы. По его словам, запуск такой платформы — цель номер один в реализации проекта. Четвертая задача, которую должен решить проект «Кадры для БАС», — вовлечь в отрасль как можно больше людей. Для этого организуют соревнования, профориентационные и навигационные мероприятия в сфере БАС. При этом для соревнований не всегда нужны особые условия. Во время «Архипелага 2023» прошло 100 состязаний по дронам — в спортивных залах и помещениях, на аэродромах и полигонах.

Национальный проект станет основным управленческим механизмом реализации принятой стратегии», — цитирует его слова пресс-служба кабмина. Стратегия развития беспилотной авиации предусматривает пять направлений, среди которых — стимулирование спроса на отечественные продукты, их разработка и серийное производство. Второе — разработка и серийное производство таких систем, а также создание крупных производственных центров, обеспечивающих внедрение новых технологий при создании беспилотников. Третье подразумевает развитие инфраструктуры, включающее строительство аэродромов, вертодромов и перспективных дронопортов. Четвертое — подготовку кадров для беспилотной авиации.

На гражданку. Мирные беспилотники за триллион рублей поменяют жизнь России

По словам разработчиков, главным трендом беспилотной авиации является замена двигателей внутреннего сгорания на электрические. С использованием беспилотных авиационных систем был реализован один из ключевых технологичных проектов в системе управления столицей — «Цифровой двойник Москвы». Напомним, что в начале этого года Республика Марий Эл вошла в число 30 субъектов Российской Федерации по реализации национального проекта «Беспилотные авиационные системы». Правительство готовит нацпроект по развитию беспилотных авиационных систем, который предполагает несколько форматов поддержки отрасли со стороны государства, в том числе грантовую поддержку производителей.

Финансирование нацпроекта по беспилотникам в 2024 году составит 45,5 млрд рублей

Полгода как развитие беспилотной авиации – это национальный проект. Управление беспилотных систем и робототехники создано в Минпромторге РФ для реализации задач профильного национального проекта «Беспилотные авиационные системы». Напомним, Тульская область – один из пилотных регионов федерального проекта «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы» нацпроекта «Беспилотные авиационные системы». Национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) заработает с начала 2024 года, сообщил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов на заседании президиума правительственной комиссии по вопросам развития беспилотных авиасистем. С использованием беспилотных авиационных систем был реализован один из ключевых технологичных проектов в системе управления столицей — «Цифровой двойник Москвы».

Белоусов: финансирование проекта "Беспилотные авиасистемы" составит 300 миллиардов рублей

В 2024 году планируется подготовить 2450 педагогов для школ и колледжей. Кроме того, будет разработано 20 различных учебных модулей с использованием цифрового образовательного контента для внедрения их в образовательные процессы. В совещании приняли участие представители Центра военно-спортивной подготовки «ВОИН», некоммерческой организации «Федерация гонок дронов России» и других организаций. Справочно По поручению Президента России разработан национальный проект «Беспилотные авиационные системы». Он включает пять федеральных проектов. Нацпроект направлен на развитие в стране отрасли беспилотных авиационных систем, их разработку и серийное производство, а также подготовку соответствующих кадров.

Мелкосерийное производство не отвечает запросам на необходимое количество готовой продукции и ее стоимости. Необходимо создавать крупные центры по разработке и производству беспилотных авиационных систем, что позволит значительно сократить путь от разработки до внедрения новых технологий в производство. Решение проблемы ограниченных заказов, штучного и мелкосерийного производства возможно через реализацию роли базового заказчика, консолидирующего спрос на беспилотные авиационные системы и размещающего в производство, по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, укрупненные заказы на наиболее востребованные модели беспилотных авиационных систем, в том числе в рамках утвержденного государственного гражданского заказа.

В период реализации Стратегии проектирование и развитие производств беспилотных авиационных систем, а также комплектующих изделий и компонентов должны основываться в том числе на признанных Российской Федерацией положениях международных стандартов в сфере поддержания летной годности беспилотных воздушных судов и авиационной электросвязи, установленных приложениями 8 и 10 к Конвенции о международной гражданской авиации. В настоящее время отмечается тенденция роста потребности во внедрении в систему планирования отрасли беспилотной авиации информационных технологий. Организации - участники рынка беспилотных авиационных систем в своей деятельности активно используют различные информационные технологии - производственные технологии, технологии работы с большими данными, технологии робототехники и сенсорики, технологии беспроводной связи и другие. Важно развивать технологии, обеспечивающие интеграцию беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство, включая вопросы развития бортовых средств и систем связи, обеспечивающих зависимое наблюдение и связь внешнего пилота беспилотного воздушного судна с органом обслуживания воздушного движения, а также технологии наблюдения и идентификации беспилотных воздушных судов. Обеспечение зависимого управления беспилотных авиационных систем и пилотируемых воздушных судов на основе анализа больших баз данных с помощью использования искусственного интеллекта является ключевым в решении задачи выполнения полетов пилотируемых и беспилотных воздушных судов в одном районе воздушного пространства без установления запретов и ограничений и, соответственно, интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации уже сформирован определенный задел: на крупных предприятиях внедрены производственные технологии, осуществляется полный цикл аддитивного производства некоторых комплектующих для беспилотных авиационных систем; активно внедряются технологии работы с большими данными в ИТ-компаниях для оптимизации и автоматизации процесса работы с данными; на предприятиях рынка беспилотной авиации используются технологии синтеза информационно-управляющих систем, технологии робототехники и сенсорики для планирования движения и управления беспилотными воздушными судами, получения и обработки сенсорных данных; российскими организациями наращиваются компетенции в сфере защиты данных при их беспроводной передаче, необходимой для эффективной эксплуатации беспилотных авиационных систем. Одним из критериев оценки степени развития рынка беспилотной авиации является наличие достаточного количества центров разработки и производства беспилотных авиационных систем. В настоящее время такая инфраструктура дополняется центрами компетенций - центрами инженерных разработок, центрами коллективного пользования, иными инновационно ориентированными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную и или научную деятельность, и др.

Функции данных центров должны быть дополнены сопровождением текущих и перспективных проектов по локализации на территории Российской Федерации производства беспилотных авиационных систем, критических комплектующих изделий, по которым в первую очередь идентифицируется дефицит. Организациям отрасли беспилотной авиации также необходимы элементы инфраструктуры, такие как аэродромы, центры обеспечения полетов, взлетно-посадочные полосы, сертифицированные полигоны для испытаний, административные и жилые помещения. Информационная безопасность Область информационной безопасности, определяемая потребностями рынка беспилотной авиации Российской Федерации, не подлежит системной координации и или централизованному планированию. На сегодняшний день функционирование систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации по большей части основано на иностранных технологиях, реализованных преимущественно на зарубежном оборудовании и программном обеспечении. Рост производительности и пропускной способности оборудования приводит к усложнению алгоритмов обработки данных и миграции их реализации из программной в аппаратную часть. В связи с этим существенно снижается эффективность применения наложенных средств защиты, повышается риск компьютерных атак. При этом необходимо отметить, что в настоящее время в информационном пространстве увеличивается не только число угроз компьютерной безопасности, но и усложняется их техническая структура, повышается скоординированность атак. Угрозы происходят в том числе от специальных служб иностранных государств, экстремистских и террористических организаций.

Такие действия могут быть направлены на выведение полностью или частично из строя объектов беспилотной авиации, причинение ущерба государственному управлению, а также нарушение устойчивости экономики. Одним из способов обеспечения информационной безопасности в беспилотных авиационных системах является применение криптографических методов защиты информации. При этом, несмотря на достигнутые успехи в разработке российских криптографических механизмов, предназначенных для защиты информации в беспилотных авиационных системах, а также на придание им официального статуса документов национальной системы стандартизации, их практическое внедрение зачастую ограничивается государственными информационными системами. Существенным фактором, препятствующим широкому внедрению российской криптографии, является то, что российские стандарты криптографии не представлены в международных стандартах телекоммуникационных протоколов. Системы управления и контроля за полетами беспилотной авиации, созданные на основе зарубежного оборудования, продолжают наследовать зарубежные механизмы защиты информации, тем самым не позволяют обеспечить требуемый уровень доверия даже за счет замены зарубежного оборудования российским: изменению, как правило, подвергается только программная составляющая, а не логика работы, заложенная в аппаратной части. Полноценную замену существующих технологий систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации "доверенным" оборудованием в ближайшее время произвести практически невозможно, в том числе из-за отсутствия высококвалифицированных кадров, осуществляющих научные исследования, разработку, внедрение и техническую поддержку современных и перспективных информационно-телекоммуникационных технологий. Положения и рекомендации, закрепленные в действующих нормативных документах, направленные на обеспечение информационной безопасности, требуют усиления внимания участников отрасли и совершенствования в части инструментов и способов практической оценки защищенности, а также экономических механизмов, стимулирующих ответственное поведение диспетчеров систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации. Важным аспектом устойчивого функционирования систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации также является заложенная при их проектировании физическая защищенность и структурная живучесть.

Таким образом, текущий уровень информационной безопасности, который отражается в том числе на перспективах развития отрасли беспилотной авиации в Российской Федерации, формирует следующие предпосылки: иностранное оборудование и программное обеспечение, используемые в беспилотной авиации, являются источниками серьезных угроз информационной безопасности; наложенные средства защиты информации в условиях низкого доверия к среде их функционирования не позволяют обеспечить высокую эффективность их использования; рост автоматизации и производительности оборудования в беспилотной авиации повышает роль информационной безопасности и усложняет ее обеспечение; дефицит кадров для научных исследований, а также отсутствие системы определения "доверенного" оборудования, электронной компонентной базы и программного обеспечения затрудняют переход систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации на российские "доверенные" разработки. Приоритетами в сфере обеспечения информационной безопасности в области беспилотных авиационных систем на период до 2035 года, обусловленными необходимостью обретения контроля над инфраструктурой беспилотных авиационных систем Российской Федерации, а также повышения ее надежности, безопасности и отказоустойчивости, достаточных для обеспечения национального суверенитета и устойчивого развития страны, должны стать: предотвращение несанкционированного контроля над функционированием систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации; обеспечение бесперебойного и защищенного функционирования систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации; обеспечение безопасной среды оборота достоверной информации в беспилотных авиационных системах. Для достижения обозначенных приоритетов в области информационной безопасности необходимо предпринять следующие шаги: усовершенствовать методическую и нормативную правовую базу с целью обеспечения информационной безопасности систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации; создать технологические условия обеспечения информационной безопасности систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации, основанные на актуальных научных разработках; создать и внедрить средства и методы мониторинга и управления информационной безопасностью беспилотных авиационных систем. Механизмы для практической реализации обозначенных шагов сосредоточены в рамках следующих инициатив. Вызовы развития Беспилотная авиация функционирует в условиях воздействия вызовов внешней и внутренней среды, в том числе технологических, геополитических и экономических. Технологическая сфера характеризуется переходом к цифровой экономике и к стандартам Индустрии 5. В геополитической сфере отмечается выраженная санкционная нагрузка на промышленность - ограничиваются не только прямые поставки готовой продукции, но и элементов компонентной базы, комплектующих и материалов, существенно ограничены или отсутствуют возможности трансфера зарубежных технологий. Все перечисленное усложняет реализацию бизнес-процессов отрасли беспилотной авиации.

Экономические условия для участников отрасли проявляются в динамике потребительского спроса на непродовольственные товары, который подвержен снижению на фоне неопределенности. Возможности и риски развития отрасли беспилотной авиации Перспективы развития беспилотной авиации связаны как с возможностями, так и с рисками, которые учтены при формировании сценариев развития отрасли беспилотной авиации. Принципиальным вопросом является поиск и внедрение технических решений, обеспечивающих безопасное выполнение полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов, установление правил выполнения таких полетов. В настоящее время воздушное законодательство Российской Федерации позволяет выполнять одновременные полеты пилотируемых и беспилотных воздушных судов в ограниченном воздушном пространстве. Помимо вопросов организации безопасного воздушного движения существенными условиями для устойчивого развития рынка беспилотных авиационных систем в Российской Федерации являются создание современной инновационной инфраструктуры проектирования, производства, испытаний беспилотных авиационных систем, обеспечение текущего спроса на финансирование высокотехнологичных проектов в сфере беспилотных авиационных систем, подготовка высококвалифицированных кадров различной специализации для рынка беспилотных авиационных систем, развитие информационных технологий и совершенствование нормативно-правового регулирования производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем. Сложившиеся в 2020 - 2022 годах внешнеторговые условия дополнительно усложнили доступ к зарубежным технологиям, оборудованию и материалам, что затрудняет проектирование и реализацию отдельных производственных процессов. Вместе с тем стремительное расширение рынка беспилотных авиационных систем несет риски неправомерного использования беспилотных воздушных судов, а также результатов, полученных с их применением. Кроме того, с повышением интенсивности использования воздушного пространства беспилотными воздушными судами растет и риск нанесения ущерба пилотируемой авиации, наземной инфраструктуре и гражданам.

В целях минимизации этих рисков необходимо создание условий, обеспечивающих интеграцию беспилотных авиационных систем в единое воздушное пространство Российской Федерации и предусматривающих наличие: средств инфраструктуры мониторинга и контроля за эксплуатацией беспилотных авиационных систем, средств противодействия противоправному применению беспилотных авиационных систем; информационных систем обеспечения полетов беспилотных авиационных систем, в том числе бортовых средств и систем связи, обеспечивающих постоянную двухстороннюю радиосвязь внешнего пилота беспилотного воздушного судна с органом обслуживания воздушного движения; интеграционных решений, предусматривающих взаимодействие с системами уполномоченных государственных органов, а также коммерческими информационными системами. Важным фактором развития системы образования по направлению беспилотных авиационных систем будет являться снижение административных барьеров, препятствующих повсеместному применению беспилотных авиационных систем, в том числе в рамках реализации программ дополнительного образования детей. Цели, задачи, приоритеты и целевые индикаторы реализации Стратегии 1. Цель, ключевые направления и задачи развития беспилотной авиации Целью реализации Стратегии является создание в Российской Федерации новой конкурентоспособной на внутреннем и глобальном рынках отрасли российской экономики в секторах разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем и опционально пилотируемых систем, выполнения авиационных работ и воздушных перевозок, оказания услуг, обеспечения потребителей геопространственной информацией и аналитическими сервисами. Достижение указанной цели потребует введения мер финансового и нефинансового стимулирования промышленности и науки, определяющих эффективность разработок и перехода к производству беспилотных авиационных систем и их компонентов, в том числе тех, у которых есть импортные аналоги. Указанные меры также должны быть ориентированы на повышение уровня готовности общества к роботизации, перспективной аэромобильности и иным технологиям, необходимым для повсеместного применения беспилотных авиационных систем в Российской Федерации. Внедрение беспилотных авиационных систем в повседневную эксплуатацию потребует опережающего развития инфраструктуры взлетно-посадочных площадок, аэродромов, вертодромов и перспективных дронопортов, предоставляющих наземное и техническое обслуживание беспилотных авиационных систем, а также инфраструктуры для целей интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации в районах и на маршрутах их применения. При этом необходимо обеспечить оптимальный баланс обязательных государственных требований, скорости и стоимости процедур их подтверждения, при котором безопасность полетов и авиационная безопасность будут поддерживаться на приемлемом уровне, а эффективность применения беспилотных авиационных систем способствовать ускоренному развитию рынка.

Учитывая разнообразие компетенций, применимых в отрасли беспилотных авиационных систем, система подготовки кадров в Российской Федерации должна содержать полный комплекс необходимых образовательных модулей с их включением в образовательные программы общего образования, дополнительного образования детей, среднего профессионального и высшего образования, а также соответствующую образовательную инфраструктуру, что в совокупности должно обеспечивать отрасль квалифицированными и мотивированными кадрами. Ключевыми направлениями развития беспилотной авиации являются следующие направления: "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы", включающее создание конкурентоспособных российских беспилотных авиационных систем, принимая во внимание опыт и стандарты Международной организации гражданской авиации; "Разработка, стандартизация и серийное производство беспилотных авиационных систем и комплектующих", в том числе в рамках создания крупных производственных центров, обеспечивающих разработку и внедрение новых технологий в области беспилотных авиационных систем; "Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем"; "Подготовка кадров для отрасли беспилотной авиации"; "Фундаментальные и перспективные исследования в сфере беспилотных авиационных систем". В соответствии с базовым сценарием целевыми значениями показателей развития отрасли беспилотной авиации к 2030 году являются: объем российского рынка беспилотных авиационных систем, выражающийся в прямом спросе, а также спросе на такие системы в рамках оказания услуг с учетом образовательных беспилотных авиационных систем в период 2023 - 2030 годов нарастающим итогом - более 1 млн. В рамках Стратегии предусмотрено создание системы подготовки специалистов для эксплуатации беспилотных авиационных систем, относящихся к категории авиационного персонала, в том числе лиц, эксплуатирующих беспилотные воздушные суда массой более 30 килограммов внешних пилотов , на базе сертифицированных уполномоченным органом в сфере гражданской авиации авиационных учебных центров. Достижение установленной цели и целевых значений показателей развития отрасли будет обеспечено за счет комплексного решения задач по ключевым направлениям развития отрасли.

Модель находящегося в процессе утверждения нового национального проекта "Беспилотные авиационные системы" БАС предполагает поддержку создания в РФ в 2024 и 2025 годах восьми научно-производственных центров БАС в разных регионах РФ, сообщил журналистам исполнительный директор АНО "Платформа Национальной технологической инициативы" Андрей Силинг. Второй центр создается в Самарской области правительством региона и компанией "Транспорт будущего". Силинг подчеркнул, что именно сеть научно-производственных центров по беспилотникам, созданных в нескольких десятках регионов России, должна выполнить роль площадок, на которых будет разрабатываться, испытываться, сертифицироваться и обслуживаться основной объем российских беспилотных авиационных систем.

Всего на "Архипелаге 2023" обсуждались проекты создания 35 НПЦ.

Тогда глава государства поручил кабмину создать комиссию для решения проблем в сфере разработки, производства, сертификации и эксплуатации БАС, а также средств защиты от их противоправного применения. Председателем комиссии был назначен первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. Помимо этого, российский лидер поручил утвердить план государственного гражданского заказа на беспилотные авиационные системы отечественного производства на период до 2030 года. В развитие этих поручений 26 декабря 2023 года был утверждён национальный проект «Беспилотные авиационные системы».

Объём его финансирования в период до 2030 года из федерального бюджета составит 696 млрд рублей. Как отметили в секретариате Андрея Белоусова в январе этого года, в результате работы нового нацпроекта к концу десятилетия Россия должна выйти на выпуск 32,5 тыс. По словам Андрея Белоусова, она будет работать с производителями, формировать линейки готовых изделий и сотрудничать с операторами, чтобы обеспечить стабильную востребованность отрасли. В ходе испытаний... ГТЛК совместно с Фондом национальной технологической инициативы в 2022-м уже создала собственного оператора дронов — ООО «Беспилотные авиационные системы».

В мае прошлого года оператор получил сертификат эксплуатанта. В том же году компания приступила к первой коммерческой работе по мониторингу пожароопасной обстановки в Якутии в интересах «Якутлесресурса». Его проект был представлен на выставке «Транспорт России» в 2023 году. На маркетплейсе можно будет заказать как различные типы беспилотников, так и услуги с их использованием. Это может быть аэрофотосъёмка, оценка состояния ЛЭП, тепловизионная съёмка, создание 3D-модели территорий и другие задачи.

Беспилотная авиация стала национальным проектом

Внедрение БАС целесообразно начинать как раз с отдаленных регионов: там доставка грузов сейчас осуществляется вертолетами; стоимость одного вылета оценивается в сотни тысяч руб.. Об этом « Известиям » рассказал директор центра развития системы технологических конкурсов Фонда поддержки проектов «Национальной технологической инициативы» НТИ Юрий Молодых. Полностью интегрировать беспилотники в единое воздушное пространство вместе с самолетами планируется ближе к 2026—2027 гг. Хватит ли денег Указанной суммы в 236 млрд руб. Но в перспективе эти работы придется дополнять космическим сегментом — спутниками, посредством которых будут осуществляться управление беспилотными авиасистемами, наблюдение и контроль над ними. Развитие отечественных беспилотников без космической составляющей не будет столь интенсивным, как при ее наличии, — мнение основателя и гендиректора компании « Флай дрон » Никиты Данилова , которым он поделился с «Известиями». О необходимости задействовать космический сегмент для мониторинга и линий связи с БВС сказал и гендиректор разработчика дронов « Геоскан » Алексей Юрецкий. Пока это не нашло отражения в документах Минтранса.

Лица В России сформировали национальный проект по развитию дронов Первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов заявил, что нацпроект по развитию беспилотных авиационных систем необходимо утвердить до 1 сентября 2023 года. Об этом сообщили в секретариате первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова. Первый заместитель председателя российского правительства отметил, что первой и центральной задачей стала консолидация производителей, а также создание системы кооперации и технологического обеспечения производства беспилотных авиасистем.

Комиссия также планирует разработать детальный план производства различных типов беспилотников, предназначенных для выполнения государственного гражданского заказа. Также было обращено внимание на отсутствие нормативных документов по предоставлению компаниям права запуска беспилотных летательных аппаратов в рамках испытательных работ. Этот вопрос будет решаться совместно Минтрансом, Росавиацией и Росатомом.

Необходимые для этого изменения внесены в федеральные правила использования воздушного пространства и утверждены Постановлением , которое подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин. Документ подготовлен Минтрансом России совместно с Росавиацией. Согласно обновленным правилам разрешается запускать беспилотники над населенными пунктами на высоте до 150 метров от земли или водоема в светлое время суток. При этом беспилотник должен находиться в прямой видимости внешнего пилота и вне запретных зон.

Совещание в индустриальном парке Руднево

  • Регионам необходимо разработать программы развития беспилотных авиасистем к 1 октября 2023 года
  • РЭО получил поддержку на облеты полигонов в рамках федпроекта по беспилотникам
  • Национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем заработает с начала 2024 года
  • Беспилотные авиационные системы (БАС) должны соответствовать высоким стандартам безопасности
  • Нацпроект по беспилотникам готов к запуску. Он должен нормализовать правовое поле по БАС

Беспилотные авиационные системы получат отдельную программу стандартизации

Именно в такой логике построен нац-проект по развитию беспилотных авиационных систем. Национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем может не дать ожидаемых результатов, если на гражданские беспилотники не возникнет спрос. По словам Андрея Белоусова, основой для прорывного развития отрасли и консолидации её ключевых игроков должен стать национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем. Первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов заявил, что нацпроект по развитию беспилотных авиационных систем необходимо утвердить до 1 сентября 2023 года. Управление беспилотными авиационными системами (по всем модулям компетенции) станет понятным после сборки квадрокоптера: летающего устройства с 4 пропеллерами. Эти предложения – наряду с конкретными решениями, которые бизнес формулирует, – должны найти своё отражение в национальном проекте по развитию беспилотной авиации, беспилотных авиационных систем.

Правительство упростило порядок организации полетов беспилотников

Всего стратегией развития беспилотной авиации, утвержденной Правительством России в июне 2023 г., определены пять ключевых направлений развития — стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы. Участники реализации федерального проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем», входящего в состав национального проекта «Беспилотные авиационные системы». Михаил Мишустин на стратсессии по развитию беспилотных авиационных систем заявил о том, что национальный проект разработан и утвержден.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий