Описание картины Картина Исаака Левитана «Март» в буквальном смысле слова обладает чеховской детальностью — на ней не изображено ничего лишнего. это настоящий гимн обновлению и жизни. Картина Левитана «Март» своими торжествующе-радостными красками снискала себе широкую известность: это произведение может быть названо одним из самых поэтичных русских пейзажей конца XIX в. На картине И. И. Левитана "Март" изображена ранняя весна, март. Картина полна солнечного света, хотя само солнце на картине не изображено. «Март» Левитана считается «открытием в русской пейзажной живописи» потому, что впоследствии этот мотив стал популярной темой у многих русских пейзажистов XX века.
«Март» Исаака Левитана
Март Над «Мартом» Левитан работал на задворках усадьбы Горки. Жёлтую стену главного дома можно увидеть в правой части картины. Описание картины Левитана «Март» позволяет прочувствовать настроение мастера и наиболее подробно провести анализ. Яблонская Татьяна Описание картины Исаака Левитана «Март» Исаак Левитан не так часто обращался к зимним пейзажам — видимо, слишком одноцветным он считал это время года. Исследователи творчества Исаака Левитана отмечали, что в картинах «Март» и «Золотая осень», которую он тоже написал в Горке, заметны черты импрессионизма.
Картина Левитана «Март», написанная самой любовью и солнечным светом
Перед нами картина известнейшего русского пейзажиста Исаака Левитана – «Март». пейзажиста Исаака Левитана. весне дорога, описание весеннего настроения, радости от везде играющей весны Март Перед нами картина известнейшего русского пейзажиста Исаака Левитана – «Март». Глядя на это полотно. Описание картины Левитана «Март» позволяет прочувствовать настроение мастера и наиболее подробно провести анализ. Анализ картины Левитана «Март» следует продолжить, сказав о ее композиции. Сочинение-описание картины Март Левитана 4, 5, 6 класс Исаак Левитан известный русский пейзажист, им написана не одна замечательная картина с пейзажном стиле, одна из таких картин сейчас передо мною.
Сочинение на тему левитана март
Картина была написана Левитаном в марте 1895 года, когда он жил в усадьбе Горка[3], находившейся в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. Описание картины Левитана «Март» На картине И. Левитана «Март» изображена ранняя весна, март. Мы видим угол дома, лошадь, запряжённую в сани, деревья, сугробы и грязную, изъезженную дорогу. Главная» Новости» Описание картины левитана март. Картина была написана Левитаном в марте 1895 года, когда он жил в усадьбе Горка в Тверской губернии.
Сочинение: описание картины И. Левитана «Март»
«Март» — хрестоматийный пейзаж русского художника Исаака Левитана (1860—1900), созданный в 1895 году. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Картина Левитана «Март» мне очень понравилась, художник хорошо передал саму атмосферу этого уединённого места. Левитан Исаак Ильич Левитан Исаак Ильич (Levitan) Масло/Холст (1895)60 х 75 см Описание«Март» — хрестоматийный пейзаж Исаака Левитана (1860—1900), написанный в 1895 году.
Мини сочинение по картине март левитан
В картине много белого цвета, который передаёт снег, но в некоторых местах он чуть темнее, а где-то совсем серый от того, что он тает. Зелёным цветом изображены деревья. Ветки берёз жёлто-коричневые. Где-то он темнее, а где-то светлее. Лазурное небо без единого облака. Почти фиолетовым цветом изображены тени. В этой картине, хотя она не осенняя, огромное количество жёлтых красок. Так художник передаёт солнечный свет.
Солнца не видно, но всё пронизано его лучами. Снег истоптан, на нём много следов. Он покрыт корочкой, настом. Снег на картине ноздриватый, я бы сказала даже пористый. На картине много деревьев. Видно, что на деревьях почки только начали набухать. Ветки берёз похожи на паутину, потому что они почти прозрачные.
Прозрачность веток придаёт картине воздушность, даже беспечность. В правой части картины изображена часть дома. Она имеет жёлтоватый оттенок от солнца. На крыше крыльца лежит кучка снега, как бы обкусанная солнцем. Дорога изъезженная, с лужами и талым снегом. Она грязная и посыпана песком или соломой. Дорога заворачивает за сугроб.
Лошадь стоит у самого крыльца. Эта простая, деревенская лошадка, привыкшая к работе. Она ожидает хозяина, который либо распряжёт её , либо поедет на ней куда-то, так как она запряжена в сани. Эту прекрасную картину можно увидеть в Москве в Государственной Третьяковской галерее.
Жёлтый цвет придаёт картине больше тепла и солнечного света. На шапке крыльца лежит снег, но создаётся такое впечатление, что снег — тёплый, ведь он озарён яркими солнечными лучами. Скоро по железному стоку зазвенит капель! Дверь дома открыта, с минуты на минуту выйдет хозяин, которого так заждалась лошадка, и отправится в путь. Но главное, что нас привлекает в этой картине — это ожидающая весну природа. Левитановский зал в Третьяковской галерее Небо безупречного голубого цвета говорит нам о том, что метелей не предвидится. Неужели пришла весна? Подтаявшая дорога и несброшенная осенняя листва на деревьях ждут перемен. Всё ожидает прихода нового тёплого сезона. Природа нежится в тёплых солнечных лучах. Слева перед нами предстаёт лес, ожидающий весну. Картина здесь разительно отличается. Хвойная зелень отбрасывает тёмные тени. Очевидно, что в лесу царит зимний холод, краски мрачные и тёмные.
Зелёный цвет, здесь он переходит от светлого к тёмному, можно увидеть на кронах хвойных деревьев. Наиболее сложные комбинации основных цветов встречаются в изображениях лиственных деревьев и разъезженной дороги. Не сложно заметить, что толщина красочного слоя на полотне «Март» неравномерна. Например, для изображения снега художник использует рельефные мазки. Их толщина местами достигает двух миллиметров. Зато в прозрачных ветвях деревьев проступает фактура холста. По мере удаления от первого плана нанесённые художником мазки становятся менее чёткими, а трактовка — более обобщённой. Для снежных теней Левитан и вовсе использует лессировки и полулессировки по слою белил. Если верить воспоминаниям художника Якова Минченкова, при написании снега на этом полотне Левитан проверял светотеневые соотношения по фотографическим снимкам. Однако, потом он сам же утверждает: «нигде вы не увидите и признаков фотографии, нигде она не повела художника к грубому натурализму, не заставила его разменяться на ненужные детали». Аня-Люлю Свидетельницей работы художника над картиной «Март» была четырнадцатилетняя дочь Турчаниновых Аня, или как её называли родные Люлю. Она помогала художнику носить ящик с красками, слушала его рассказы о красоте природы и наблюдала за тем, как создавался будущий шедевр. Автор биографии Левитана, писательница Софья Пророкова в своей книге расскажет о личной встрече с Анной Ивановной Турчаниновой: «Минут годы, Аня станет взрослой, а эта солнечная весна останется ярким воспоминанием её далёкого отрочества. Мы сидим в её ленинградской квартире и беседуем с пожилой женщиной, в тёмных глазах которой сохранились и лукавство, и огонёк. Воспоминания о Левитане стали как бы семейной реликвией. Она одна из семьи Турчаниновых живой свидетель того, как в Горке создавались лучшие полотна художника». Полотно на выставках «Март» был представлен на XXIV-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, открывшейся в феврале 1896 года в Санкт-Петербурге. Вместе с ним экспонировалось ещё десять работ Исаака Левитана.
Там он жил и работал над своими пейзажами с августа по сентябрь 1894 года , а затем вернулся туда ранней весной следующего года [3]. Специально для Левитана построили двухэтажный дом на берегу озера, у впадения в него реки Съежи которая была запечатлена на более позднем полотне Левитана « Золотая осень » [7]. Золотая осень. Она была написана полностью с натуры, без предварительных этюдов, за несколько сеансов — возможно, это был первый случай в творчестве Левитана, когда полотно было создано непосредственно на пленэре [8]. Младшая дочь Турчаниновых Аня, которой в то время было 14 лет, помогала художнику носить ящик с красками, слушала его рассказы о красоте природы и наблюдала за тем, как создавался будущий шедевр [9]. Именно Анна Турчанинова была свидетелем того, как в их имении создавались лучшие работы художника. Константин Коровин. Однако, в отличие от солнечно-весеннего полотна Левитана, на картине Коровина изображён хмурый зимний день [11]. Полотно « Свежий ветер. Волга » было начато Левитаном ещё в 1891 году под впечатлением от волжской поездки. Сохранившиеся в путевом альбоме художника зарисовки барж, натурные эскизы лодок свидетельствуют о его интересе к этой теме. Картина «Март» наряду с картинами «Свежий ветер. Волга» 1895 и «Золотая осень» 1896 открывает трилогию мажорных по своему звучанию работ мастера [2]. Свежий ветер. В 1896—1897 годах работа «Март» вместе с другими девятью левитановскими полотнами участвовала на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок [12] — сначала в Санкт-Петербурге , а затем Москве. Также её экспонировали на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. Для своей галереи картину выкупил Павел Третьяков. Ещё в 1879 году коллекционер первым приобрел у 19-летнего Левитана его ученическую картину « Осенний день. Сокольники ». Позже Третьяков почти каждый год приезжал к нему за новым приобретением.
Картина Левитана "Март": описание и анализ
Теплое весеннее солнышко топит рыхлый снежок. Поскольку деревья еще покрыты снегом и листьев еще нет, можно просмотреть присутствие скворечника на дереве. Все это предшествует скорому наступлению лета. Вскоре можно будет разгуливать по лесу, со своими друзьями, наслаждаясь красотой природы. Друзья приехали на короткое время, и у подъезда стоят, уставшие от дороги, лошади.
Какая приятная картина, сколько в ней радости и надежды. Только это картина художника отражает такие светлые мысли и чувств. Она единственная, и больше он не напишет ничего подобного. Как и у каждого художника, у Левитана были свои особенности.
Например, он крайне редко писал зимнюю тематику, предпочитая весну или осень.
Основные цвета В картине используется три основных цвета, определяющих её колорит, — жёлтый, голубой и зелёный, хотя кое-где к ним добавляется белый. Позже, анализируя краски, использованные при написании «Марта», искусствовед Татьяна Коваленская отметила их совпадение с перечисленными самим Левитаном оттенками живописи ярославских фресок: «белила, охра, голубая, что-то вроде зелёной земли». Жёлтый цвет встречается не только на стене дома и на приоткрытой двери, но и на верхушках деревьев, а также в оттенках лошадиной шкуры. Голубой цвет присутствует в изображении безоблачного весеннего неба.
Также голубизна сочетается с синим цветом, который используется при написании теней деревьев, и серовато-голубоватыми оттенками снега на заднем плане. Зелёный цвет, здесь он переходит от светлого к тёмному, можно увидеть на кронах хвойных деревьев. Наиболее сложные комбинации основных цветов встречаются в изображениях лиственных деревьев и разъезженной дороги. Не сложно заметить, что толщина красочного слоя на полотне «Март» неравномерна. Например, для изображения снега художник использует рельефные мазки.
Их толщина местами достигает двух миллиметров. Зато в прозрачных ветвях деревьев проступает фактура холста. По мере удаления от первого плана нанесённые художником мазки становятся менее чёткими, а трактовка — более обобщённой. Для снежных теней Левитан и вовсе использует лессировки и полулессировки по слою белил. Если верить воспоминаниям художника Якова Минченкова, при написании снега на этом полотне Левитан проверял светотеневые соотношения по фотографическим снимкам.
Однако, потом он сам же утверждает: «нигде вы не увидите и признаков фотографии, нигде она не повела художника к грубому натурализму, не заставила его разменяться на ненужные детали». Аня-Люлю Свидетельницей работы художника над картиной «Март» была четырнадцатилетняя дочь Турчаниновых Аня, или как её называли родные Люлю. Она помогала художнику носить ящик с красками, слушала его рассказы о красоте природы и наблюдала за тем, как создавался будущий шедевр. Автор биографии Левитана, писательница Софья Пророкова в своей книге расскажет о личной встрече с Анной Ивановной Турчаниновой: «Минут годы, Аня станет взрослой, а эта солнечная весна останется ярким воспоминанием её далёкого отрочества.
Весь пейзаж представлен художником в состоянии пробуждения природы. Снег сероватый, потемневший.
От тающего снега веет сырой прохладой. Светло-голубое безоблачное небо. На дороге лужи талого снега, из-под снега выступила земля. В доме открытая дверь, ведь уже не нужно беречь тепло. Деревенская лошадка, запряженная в сани, тоже радуется весне.
На местах, где еще вчера лежали сугробы, на следующий день уже текли ручьи. Картины Левитана — не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием, — тихая, милая, скромная русская природа.
Художник Игорь Долгополов писал: «Ему не свойственна постоянно повышенная гамма палитры импрессионистов, власть голубых и синих тонов, которая бесконечно приятна, но идет иногда в ущерб глубине проникновения художника в настроение пейзажа. Пленэр решается Левитаном мощнейшей цветописью. Художественные приемы импрессионизма Левитан использовал лишь в некоторых деталях своих работ. Белизну сугробов он создал из множества цветовых тонов: они будто мерцают и отражают голубое небо. В «Марте» художник больше придерживался своей традиционной живописной манеры. Он усиливал интенсивность цвета, чтобы сделать пейзаж более выразительным. О своем стиле художник писал: «Вот идеал пейзажиста — изощрить свою психику до того, чтобы «слышать трав прозябанье».
Какое это великое счастье! Из одушевленных героев картины он написал только запряженную в телегу лошадку Дианку у крыльца. О присутствии человека говорят лишь его следы на дорожке и незакрытая дверь в дом. Новый мотив русских пейзажистов Исаак Левитан редко писал полотна, посвященные зиме, больше всего он любил весну или осень. Художник первым изобразил снежный пейзаж в ярких и теплых тонах.
Картина «Март» Исаака Левитана — очарование уходящей зимы
Очень много присутствует желтый цвет, наверно этим цветом художник пытался нам передать солнечный свет, хотя самого солнца на картине не изображено, мы видим, что желтым цветом изображены его лучи. Мне очень понравилась картина этого автора. Она передает настроение художника и создает в мыслях каждого смотрящего, свою картину. Описание картин известных художников.
Если верить воспоминаниям художника Якова Минченкова, при написании снега на этом полотне Левитан проверял светотеневые соотношения по фотографическим снимкам. Однако, потом он сам же утверждает: «нигде вы не увидите и признаков фотографии, нигде она не повела художника к грубому натурализму, не заставила его разменяться на ненужные детали». Аня-Люлю Свидетельницей работы художника над картиной «Март» была четырнадцатилетняя дочь Турчаниновых Аня, или как её называли родные Люлю. Она помогала художнику носить ящик с красками, слушала его рассказы о красоте природы и наблюдала за тем, как создавался будущий шедевр. Автор биографии Левитана, писательница Софья Пророкова в своей книге расскажет о личной встрече с Анной Ивановной Турчаниновой: «Минут годы, Аня станет взрослой, а эта солнечная весна останется ярким воспоминанием её далёкого отрочества.
Мы сидим в её ленинградской квартире и беседуем с пожилой женщиной, в тёмных глазах которой сохранились и лукавство, и огонёк. Воспоминания о Левитане стали как бы семейной реликвией. Она одна из семьи Турчаниновых живой свидетель того, как в Горке создавались лучшие полотна художника». Полотно на выставках «Март» был представлен на XXIV-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, открывшейся в феврале 1896 года в Санкт-Петербурге. Вместе с ним экспонировалось ещё десять работ Исаака Левитана. В их числе: «Золотая осень», «Свежий ветер. Волга», «Весна. Последний снег», «Папоротники в бору», «Сумерки», «Ненюфары» и другие. В марте того же года экспозиция переехала в Москву.
Петербургская часть выставки проходила в здании Общества поощрения художеств, а московская — в помещении Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Поскольку представленные на выставке полотна Левитана были довольно разнородны, они были по-разному встречены критиками. К примеру, известный критик Владимир Чуйко похвалил Левитана за выбор сюжетов и своеобразную манеру письма. Однако, большинство оценило произведения Левитана положительно, что свидетельствовало лишь об одном: художественный мир признал его талант.
Картина была написана в 1895 г.
Картина размером 82 х 126 см выполнена маслом на холсте. На картине "Март" изображен весенний пейзаж. На переднем плане мы видим крыльцо дома. У крыльца стоит лошадь, запряженная в сани. На дороге из-под снега уже виднеется земля.
Возле дома мы видим несколько голых деревьев с серыми стволами, а также несколько сосен. Вдали виднеется пышный сосновый лес. На ясном небе нет ни одного облака, и солнце заливает светом всю картину. Художник Б. Поражаюсь этой светоносной ослепительностью мартовского солнца.
Я всегда как зачарованный стою перед этим «чудом». До предела доведена ослепительность белого света мартовского утра. И это выражено в игре света на корке «осевшего» снега, в контрасте глубокой синевы тени от деревьев, на сверкающем снеге, в темно-зеленой, почти черной тени ветвей сосен на фоне освещенного леса третьего плана картины. А главное — в особом свете марта, предвестника весны, когда снег уже мешается с землею, когда проталины чередуются с заморозками и уже на синем небе четко рисуются ветви деревьев со скворешниками, поджидающими перелетных гостей. Всякий раз, когда мне удается в марте быть на природе или же сидеть в городе на бульваре в солнечное мартовское утро, то в мыслях мелькает шуточный парадокс: «Как удивительно природа подражает «Марту» Левитана».
И всякий раз, когда выезжаешь в Подмосковье и бродишь по полям, лесам, по руслу речушек в любое время года и дня, опять и опять вспоминаешь Левитана. Йогансона в книге И.
Правда, всё здесь было в зимнем уборе, а бочка лежала на санях. По-видимому, там же присутствовал и художник Станислав Жуковский. Впоследствии картина «Март» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на персональной выставке Левитана, состоявшейся в 1938 году в Государственной Третьяковской галерее, а также на юбилейной, посвящённой 100-летию со дня рождения художника выставке, проходившей в 1960—1961 годах в Москве, Ленинграде и Киеве картина участвовала только в московской части экспозиции [2] [47]. В 1959 году полотно было представлено на выставке русских и советских художников, проходившей в Лондоне [2] [48]. Она также входила в число экспонатов юбилейных выставок к 150-летию со дня рождения Левитана, проходивших в корпусе Бенуа Государственного Русского музея с апреля по июль 2010 года [49] [50] и в Новой Третьяковке на Крымском Валу с октября 2010 года по март 2011 года [10] [51] [52]. В сентябре 2017 года картина «Март» экспонировалась на «выставке одного шедевра» в Приморской государственной картинной галерее во Владивостоке [53]. Во время юбилейной выставки Левитана, проходившей в 2010—2011 годах в Москве, был проведён социологический опрос посетителей экспозиции.
Согласно результатам этого опроса, «Март» оказался на третьем месте среди наиболее понравившихся зрителям произведений художника, пропустив вперёд лишь большеформатные полотна « У омута » 1892, ГТГ и « Над вечным покоем » 1894, ГТГ [54]. Сюжет и описание[ править править код ] Левитан писал картину на задворках усадьбы Горка, жёлтая стена главного дома которой видна в самой правой части картины [17]. Солнечный мартовский день, начавший уже таять снег, деревья и просёлочная дорога, подходящая к крыльцу, у которого, греясь на солнышке, смирно стоит лошадь с дровнями [55]. Дианка — так звали лошадку с усадьбы Горка — стоит в центре пейзажа и составляет его неотъемлемую часть [15] [56]. По мнению искусствоведа Михаила Алпатова , стена дома с уходящими вглубь полотна досками, а также оттаявшая просёлочная дорога «вовлекают зрителя в картину, помогают ему мысленно в неё войти» [58]. Алексей Саврасов. Грачи прилетели 1871, ГТГ Мажорный, жизнеутверждающий мотив картины показывает борьбу уходящей зимы и наступающей весны, солнечного света и холодного снега. Это подчёркивается цветовым контрастом между тёмными соснами на заднем плане и светлыми, освещёнными солнечным светом стволами лиственных деревьев перед ними, которые своими ветками будто бы тянутся к весеннему солнцу [59] [K 5]. В частности, это стремление вверх дополняется необычно высоким расположением скворечника на одном из деревьев, так что даже создаётся впечатление, что он приделан к слишком тонкой ветке [62].
Светлые стволы деревьев, расположенных слева и справа от центра полотна, как бы склоняются навстречу друг другу. Кажется, что всё находится в лёгком движении — и лиственные деревья, и сосны, и приоткрытая дверь, частично покрытая тенью, и лежащая рядом с крыльцом ставня [63]. Горизонтальный край заснеженного поля, простирающегося до дальних хвойных деревьев, делит картину на две примерно равные части и «вносит в неё нотку спокойствия» [58]. Оттенки снега, синие тени деревьев и голубое небо создают очень живописную картину — подобный сюжет не раз потом повторялся в пейзажах других русских художников [13]. Три основных цвета, определяющих цветовую гамму полотна, — жёлтый, голубой и зелёный; кое-где к ним добавляется белый. Жёлтый цвет встречается не только на стене дома и на приоткрытой двери, но и на верхушках деревьев, а также в оттенках лошадиной шерсти. Основная масса голубого цвета присутствует в изображении безоблачного весеннего неба; эта голубизна сочетается с синим цветом, использованным при написании теней деревьев, а также с серовато-голубоватыми оттенками снега на заднем плане. Зелёным цветом, переходящим от светлого к тёмному, написаны кроны хвойных деревьев. Наиболее сложные комбинации основных цветов встречаются в изображениях лиственных деревьев и разъезженной дороги [63].
Несмотря на наличие множества тонких оттенков и рефлексов , красочная гамма картины является «чрезвычайно звучной, гораздо более звучной, нежели в каких-либо картинах Левитана до сих пор». Основные цвета обладают не только интенсивностью, но и определённостью, которая больше всего проявляется в окраске жёлтой стены дома, голубого неба и зелени сосен [64]. Анализируя краски, использованные при написании «Марта», искусствовед Татьяна Коваленская отмечала их совпадение с перечисленными самим Левитаном оттенками живописи ярославских фресок : «белила, охра , голубая, что-то вроде зелёной земли» [65].
Картина Левитана "Март": описание и анализ
А снеговая шапка на черной крыше крыльца готова вот-вот упасть и рассыпаться! Слева на втором плане стоят темно-зеленые хвойные деревья. Окутанные холодной густой тенью, они как будто сопротивляются приближающемуся теплу. Но весна начинает вступать в свои права! Картина наполнена атмосферой ликования, светом и яркими красками. Надо сказать, что художник Исаак Левитан первым изобразил снежный пейзаж в ярких и теплых тонах.
Советский искусствовед Алексей Федоров-Давыдов писал: «Левитан создал пейзаж, ставший открытием в русской пейзажной живописи. Так цветно и живописно, с голубыми тенями, никто до него не писал снег, освещенный солнцем; никто так не изображал весеннее небо и деревья! Но вернемся к истории создания картины «Март». Живописец Исаак Ильич Левитан любил писать природу центральной России, а особенно -- природу Тверской губернии. Летом 1894 года он познакомился с Анной Турчаниновой -- женой тайного советника Ивана Николаевича Турчанинова, которому принадлежала усадьба Горка, расположенная в Тверской губернии у южного берега озера Островно.
Главным зданием усадьбы был двухэтажный дом с мезонином, окрашенный в желтоватый цвет. Он-то и изображён на картине «Март».
Деревенская лошадка, запряженная в сани, тоже радуется весне. Ветки берез тянутся вверх, скворечник еще пустой. На этой картине ощущается присутствие человека.
Кажется, что он только что подъехал на санях и вошел в дом, оставив дверь открытой. Эта картина полна движения: переминается лошадка, раскачиваются деревья. В картине много звуков: поют птицы, шумят ветки деревьев, скрипнула дверь, звенит капель. Можно почувствовать запах леса, деревни, свежий воздух.
По мере удаления от первого плана нанесённые художником мазки становятся менее чёткими, а трактовка — более обобщённой. Для снежных теней Левитан и вовсе использует лессировки и полулессировки по слою белил. Если верить воспоминаниям художника Якова Минченкова, при написании снега на этом полотне Левитан проверял светотеневые соотношения по фотографическим снимкам. Однако, потом он сам же утверждает: «нигде вы не увидите и признаков фотографии, нигде она не повела художника к грубому натурализму, не заставила его разменяться на ненужные детали». Аня-Люлю Свидетельницей работы художника над картиной «Март» была четырнадцатилетняя дочь Турчаниновых Аня, или как её называли родные Люлю.
Она помогала художнику носить ящик с красками, слушала его рассказы о красоте природы и наблюдала за тем, как создавался будущий шедевр. Автор биографии Левитана, писательница Софья Пророкова в своей книге расскажет о личной встрече с Анной Ивановной Турчаниновой: «Минут годы, Аня станет взрослой, а эта солнечная весна останется ярким воспоминанием её далёкого отрочества. Мы сидим в её ленинградской квартире и беседуем с пожилой женщиной, в тёмных глазах которой сохранились и лукавство, и огонёк. Воспоминания о Левитане стали как бы семейной реликвией. Она одна из семьи Турчаниновых живой свидетель того, как в Горке создавались лучшие полотна художника». Полотно на выставках «Март» был представлен на XXIV-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, открывшейся в феврале 1896 года в Санкт-Петербурге. Вместе с ним экспонировалось ещё десять работ Исаака Левитана. В их числе: «Золотая осень», «Свежий ветер. Волга», «Весна.
Последний снег», «Папоротники в бору», «Сумерки», «Ненюфары» и другие. В марте того же года экспозиция переехала в Москву. Петербургская часть выставки проходила в здании Общества поощрения художеств, а московская — в помещении Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Поскольку представленные на выставке полотна Левитана были довольно разнородны, они были по-разному встречены критиками.
На шапке крыльца лежит снег, но создаётся такое впечатление, что снег — тёплый, ведь он озарён яркими солнечными лучами. Скоро по железному стоку зазвенит капель! Дверь дома открыта, с минуты на минуту выйдет хозяин, которого так заждалась лошадка, и отправится в путь. Но главное, что нас привлекает в этой картине — это ожидающая весну природа. Левитановский зал в Третьяковской галерее Небо безупречного голубого цвета говорит нам о том, что метелей не предвидится. Неужели пришла весна? Подтаявшая дорога и несброшенная осенняя листва на деревьях ждут перемен. Всё ожидает прихода нового тёплого сезона. Природа нежится в тёплых солнечных лучах. Слева перед нами предстаёт лес, ожидающий весну. Картина здесь разительно отличается. Хвойная зелень отбрасывает тёмные тени. Очевидно, что в лесу царит зимний холод, краски мрачные и тёмные. Солнечные мартовские лучи ещё не успели обогреть хмурые сине-зелёные ели, а так хочется, чтобы солнце ярко-золотым светом озарило их насупившиеся кроны.
«Март» — хрестоматийный пейзаж Левитана
Характер картины уютный, и в этом его особенность. Часть картины, на которой изображено снежное поле, разделяет полотно на две половины, при этом вносит долю умиротворения и спокойствия. Передняя часть картины отражает приятное томление. Например, стена дома, крыльцо, крыша, они разогреты лучиками солнца. Лошадь томится под солнцем, дорого согретая и оттаявшая. А на задней половине видно вовсе другое описание. Деревья, хмурого состояния, березы с листвой, не сброшенной в предзимье, и еще не потревоженный солнцем снег. Делаем вывод о том, в чем идея и замысел мастера. Хоть и наступает период теплоты, но не все пережило зимнее и хмурое состояние.
То есть, тяготы и заботы, груз проблем и печалей, не покинул полностью.
Он всегда очень правдоподобно рисовал пейзажи разных времен года. Эта картина хоть и имеет обычный жизненный сюжет, все же выглядит привлекательно. Вглядываясь в нее, хочется понять все, что хотел изобразить художник. На ней показан весенний солнечный день, первого месяца весны. Поэтому картина так и светится от его теплых лучей. Справа расположен деревянный двухэтажный дом бежевого цвета. Этот теплый оттенок, как бы согревает картину вместе с лучами солнца. Дверь в дом открыта. Над входом имеется козырек, он еще покрыт снегом.
Перед домом стоит в ожидании хозяина пегая лошадь, запряженная в сани, на которых нет груза.
Не случайно, наверное, затесался он в этот пейзаж. Ведь глядя на него, сразу же думаешь о птицах, которые должны будут скоро вернуться после зимнего путешествия, возвещая приход весны. А березок много стоит возле дома и напротив — через дорогу. Дальше виднеется сосновый бор, в который ведет тропа, едва виднеющаяся на картине.
Все пронизано солнечным светом. Погода этим мартовским днем стоит, как создается впечатление, довольно теплая для этого времени. С картины так и веет приближающейся весной. Вся природа в ожидании этих дней. Простота изображения того, что каждый постоянно наблюдает, очень живописна на картине Левитана.
А яркость и солнечность используемых им цветов создает из этой, такой привычной и часто наблюдаемой картины, какой-то особый бодрящий настрой. Сочинение описание картины Март Левитана Художник Исаак Левитан написал свою весеннюю картину «Март» в 1895 году, и по праву её можно считать одним из лучших его творений. Полотно изображает любимое время года Левитана — весну, месяц март. Как тонко и многогранно он передает обычный погожий весенний денек! На переднем плане — дорога, прогретая солнечным теплом.
Она уже освобождается от плена холодного снега, который отступил под первыми теплыми лучиками ласкового солнышка. На ней множество следов и проталин. Сугробы по правую и левую сторону рыхлые, вот-вот превратятся в звенящие ручейки и побегут наперегонки с друг другом навстречу большой воде. Они ярко сверкают и переливаются всеми цветами радуги на солнце, словно калейдоскоп, и кажется, что если посмотришь на них, то в глазах зарябит. В центре картины, запряженная в сани пегая лошадка, разгруженная, она отдыхают у порога аккуратного бежевого дома в два этажа.
Дверь открыта, наверняка сейчас оттуда выйдет хозяин и вновь погонит животинку по лесной тропинке в глубь леса. Лес охраняют могучие пушистые ели, откидывающие большие и расплывчатые синеватые тени. Словно стражи, угрюмо насупившись, молчаливо бдят на своём посту. Не скоро еще растает весь снег. Стройные робкие березки, еще только готовятся принарядиться в свои летние наряды, а пока набираются сил, растят почки.
На одной из красавиц-берез — скворечник, ожидающий новоселов из далеких краев. Зазвенит стройной песней капель, и запоют на разные лады птицы, дождавшиеся прихода долгожданного тепла. Яркое чистое синее небо над головой без единой тучки или облачка, изображено невероятно глубоко и реально. Оно словно дышит весенней свежестью и лазурной прохладой, не предвещая непогоды. Палитра художника полна холодных оттенков — голубого, черного, коричневого, темно-зеленого, но, несмотря на это, пейзаж притягивает взор, своим задорным настроением, очаровывает житейской радостью, небывалой гармонией, таящейся в каждом мазке его кисти.
Яркий контраст белого подчеркивает красоту и чистоту природы, её утонченность, пронизанную чарующим волшебством и магией этого чудного местечка на опушке леса. На полотне нет ничего лишнего — каждая деталь и оттенок прорисованы скрупулезно, точно, с чувством. Чувствуется что-то родное в этом пейзаже, что волнует сердце и трогает душу. Весна — время разительных перемен, перерождения и зарождения новой жизни — именно это хотел передать Исаак Левитан. Картина была написана в марте 1895 года, полностью с натуры, без предварительных этюдов, за несколько сеансов.
На картине И. Левитана «Март» изображена ранняя весна, март. Мы видим угол дома, лошадь, запряжённую в сани, деревья, сугробы и грязную, изъезженную дорогу. Эта картина полна движения: лошадка, которая, похоже переминается с ноги на ногу, деревья немного раскачиваются от лёгкого ветерка. Также в картине много звуков.
Чувствуется поскрипывание половиц под ногами человека в доме. Капает подтаявший снег с крыши, а когда лошадка слегка переминается, слышится лёгкое похрустывание. Можно почувствовать запах леса, а точнее хвои, запах деревни, лошадки и свежий воздух.
Художник завершил картину всего за несколько сеансов — полностью писал с натуры и без предварительных этюдов. Левитану помогала младшая дочь Турчаниновых, Анна, которая подносила ящик с красками и слушала его рассказы о природе. Левитан торопился: несмотря на то, что снега было еще много, под теплыми солнечными лучами пейзаж мгновенно менялся.
На местах, где еще вчера лежали сугробы, на следующий день уже текли ручьи. Картины Левитана — не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием, — тихая, милая, скромная русская природа. Александр Бенуа, художник «Манифест русского пленэра» Исследователи творчества Исаака Левитана отмечали, что в картинах «Март» и «Золотая осень», которую он тоже написал в Горке, заметны черты импрессионизма. Художник Игорь Долгополов писал: «Ему не свойственна постоянно повышенная гамма палитры импрессионистов, власть голубых и синих тонов, которая бесконечно приятна, но идет иногда в ущерб глубине проникновения художника в настроение пейзажа. Пленэр решается Левитаном мощнейшей цветописью. Художественные приемы импрессионизма Левитан использовал лишь в некоторых деталях своих работ.
Белизну сугробов он создал из множества цветовых тонов: они будто мерцают и отражают голубое небо. В «Марте» художник больше придерживался своей традиционной живописной манеры. Он усиливал интенсивность цвета, чтобы сделать пейзаж более выразительным. О своем стиле художник писал: «Вот идеал пейзажиста — изощрить свою психику до того, чтобы «слышать трав прозябанье». Какое это великое счастье! Из одушевленных героев картины он написал только запряженную в телегу лошадку Дианку у крыльца.
О присутствии человека говорят лишь его следы на дорожке и незакрытая дверь в дом.