Преступление и наказание фильм 1969 Зосимов. Тема падения и духовного возрождения человека (по роману «Преступление и наказание») | Сочинение по литературе «Преступление и наказание» — это психологическая история преступления, его нравственных последствий и вопрос о возможности его социального. Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: Кто такой Зосимов в " Преступление и наказание"? Найди верный ответ на вопрос«Расскажите о роли Зосимова в рассказе "Преступление и наказание".
Характеристика Зосимова в романе «Преступление и наказание», образ, описание
Цитата из книги«Преступление и наказание» Федора Достоевского — «Зосимов был высокий и жирный человек, с одутловатым и бесцветно-бледным, гладковыбритым лицом, ». Характеристика Зосимова в романе "Преступление и наказание", образ, описание. Зосимов в фильме преступление и наказание 2007. Зосимов — доктор, приятель Разумихина. Ему двадцать семь лет» «Высокий и жирный человек, с одутловатым и бесцветно-бледным, гладковыбритым лицом, с белобрысыми прямыми волосами, в очках и с большим золотым перстнем на припухшем от жиру пальце». Характеристика Зосимова в романе «Преступление и наказание», образ, описание. Характеристика Зосимова в романе «Преступление и наказание», образ, описание.
Преступление и наказание характеристика образа Зосимова
Цитата из книги«Преступление и наказание» Федора Достоевского — «Зосимов был высокий и жирный человек, с одутловатым и бесцветно-бледным, гладковыбритым лицом, ». Цитата из книги«Преступление и наказание» Федора Достоевского — «Зосимов был высокий и жирный человек, с одутловатым и бесцветно-бледным, гладковыбритым лицом, ». Ниже представлен цитатный образ и характеристика Зосимова в романе «Преступление и наказание», описание внешности и характера героя. Вам без занятий оставаться нельзя, а потому труд и твердо поставленная перед собой цель, мне кажется, очень бы могли вам помочь." Достоевский Ф. М. "Преступление и наказание", 1866 г.
Образ и характеристика Зосимова в романе «Преступление и наказание» Достоевского
Родителей у него нет, кроме дяди, который изредка к нему приезжает. С Раскольниковым они вместе учились в Питере и так же вместе забросили учебу. Но в отличие от Радиона, Дмитрий хотел вернуться к занятиям и продолжить обучение. Разумихин является как ангел хранитель для семьи Раскольникова. Влюбляется в младшую сестру своего друга и в итоге на ней женится. Свидригайлов Аркадий Иванович широкоплечий мужчина среднего роста. Хорошо одевался и несмотря на свою сутулость люди отмечали его как барина с красивой осанкой. Внешне он был привлекательным, белокожий с яркими губами и тяжелым, задумчивым взглядом. Свидригайлов вдовец, именно покойная жена когда-то спасла его от тюрьмы. Автор показывает его развратным и легкомысленным персонажем. В нем присутствует и благородство, так он выделяет деньги для Сонечки, чтобы та бросила свою непристойную работу.
Марфа Петровна Значение этого имени переводится как госпожа, это сильная властная по характеру женщина. Хоть она и понимает что муж с ней живет из-за денег, она очень его любит. Она согласилась закрывать глаза на его неверность и отсутствие любви к ней. Но с условием, что он ее никогда не оставит. Брак между ними длился 7 лет, общих детей нет. Марфа застала мужа за изменой с Дуней и выгнала ее, распустив при этом сплетни про девушку. Свидригайлов пытается убедить жену, что Дуня не виновата и Марфа Петровна спешит восстановить репутацию девушки. В скоре после этой ситуации Марфа умирает от инсульта, но все думают что ее убил муж. Лебезятников Человек очень лживый и двуличный, представитель так называемых новых людей. Внешность обычная, худой белокурый, невысокого роста человек.
Невзирая на то что он не может связать двух слов, считает себя очень образованным, иностранными языками вообще не владеет. Лебезятников плохо отзывается о брачных узах, сравнивая брак с рабством. Он выступает за трезвый образ жизни, так как сам не пьет и подает этим пример остальным. Высмеивает поэтов и художников, утверждая, что убирать улицы полезнее, чем заниматься творчеством. Лизавета Младшая сестра старухи — процентщицы, правда сводная. Внешность у Елизаветы отличается от обычной, автор отмечает, что она жутко не складная. Ростом она очень высокая, с длинными ногами, будто вывернутыми в другую сторону. Сама по себе она тихая и не общительная. Она страдала слабоумием и вынуждена была жить с сестрой. Которая в свою очередь держала ее за прислугу и часто била.
Елизавета все терпела и молча принимала все удары. Была убита Раскольниковым, после того как тот зарубил ее сестру процентщицу. Зосимов Молодой начинающий врач, товарищ Разумихина. Он был очень толстым и некрасивым мужчиной, с толстыми пальцами. Что нельзя сказать про его одежду, одевался он с иголочки. На нем дорогие украшения, что не соответствует образу молодого врача. В произведении он лечит Раскольникова после преступления, совершенно бесплатно. В движениях и в разговоре Зосимов ленив и медлителен. После продолжительного лечения Раскольникова, Зосимов приходит к выводу, что он душевно болен. Заметов Александр Григорьевич является взяточником, работает секретарем при полиции.
Смуглый, хорошо одетый имеет много золотых украшений. Дружит с Разумихиным, ему 22 года и многие его называют мальчишкой. При знакомстве с Раскольниковым между ними сразу возникает неприязнь, которая перерастает в ссору. Александр подозревает его в убийстве старухе и позже навещал его, когда-то бредил. Позже они еще раз встречаются и Заметов начинает собирать доказательства, что именно Раскольников убийца. Никодим Фомич Работает полицейским в том районе, где живет старуха процентщица и Раскольников. Видный, белокурый капитан с густыми бакенбардами и свежим лицом. Вежливый и любезный человек, неравнодушен к чужому горю. В рассказе он появляется всего несколько раз. Первый при конфликте между его помощником и Раскольниковым.
Второй же раз они видятся при обстоятельствах гибели Мармеладова. Раскольников даже думал прийти с повинной, если дело будет вести Никодим Фомич. Порфирий Петрович Опытный следователь, хорошо разбирается в психологии. Невысокого роста, пухлого телосложения и с круглым добрым лицом. Порфирий является холостым мужчиной, живет в казенной квартире. По рассказу ему 35 лет, но сам себя он называет старым. Так же он приходится дальним родственником Разумихину. Именно он привел к следователю на квартиру Раскольникова. Уже после первой встрече с этим человеком следователь понимает, что тот убийца старухи. В конце он так же скосил Раскольникову срок за явку к нему с повинной.
Илья Петрович Поручик Порох является помощником надзирателя. Внешне ничем не примечательный, кроме закрученных рыжих усов. Прозвище свое он получил из за своего взрывного характера. По отношению к Раскольникову вел себя очень агрессивно, пока не вступился Никодим Фомич. Но несмотря на весь свой скверный характер прослыл как человек с золотым сердцем. Он очень совестливый и рассудительный, имеет жену и детей. Вместе с супругой любит литературу. В конце романа именно на него попадает Раскольников и признается ему в содеянном преступлении. По корням она немка, что подчеркивает ее фамилия. С дурным и склочным характером, плохо разговаривающая на русском языке.
У Амалии очень непростые отношения с Катериной Мармеладовой. Они откровенно ненавидят друг друга, Катерина ее называет пьянью и чухонской. Неприязнь к хозяйке обусловлена тем, что Мармеладова не любила иностранцев. Амалия Ивановна все же помогала Катерине, она организовала похороны и накрыла стол. Госпожа Зарницына Хозяйка квартиры, в которой живет Раскольников, с самого приезда в Петербург, на протяжении трех лет. Она вдова, муж ее был чиновником. Родион Раскольников ухаживал за дочерью Прасковьи Павловны и хотел на ней жениться. Свадьба не состоялась, потому что невеста умерла от тифа. Пока ее дочь была в отношениях, хозяйка позволяла жить Родиону в долг у нее. После того как он перестает вообще оплачивать каморку, госпожа Зарницына перестает его кормить и убирать комнату.
Позже Родион получает повестку в полицию, в связи с неуплатой долга хозяйке квартиры. Девушка очень болезненная, внешне некрасивая, но добродушная и честная. Она олицетворяет хорошие стороны Родиона и он ей открывается. Она была верующая, хотела уйти служить в монастырь. Всегда подавала милостыню бедным людям. Наталья хотела выйти замуж за Раскольникова, но скончалась от тифа. Разумихин не понимает почему Родион хотел жениться на столь некрасивой девушке. Ее мать была против, да и приданого она не имела.
Александр Григорьевич Заметов — герой второстепенного плана романа «Преступление и наказание». Он служит в полицейском участке. Должность персонажа — письмоводитель, современное понимание — секретарь. Кто такой Зосимов в романе преступление и наказание? Доктор; приятель Разумихина. Сколько лет было Порфирию Петровичу? Образ Порфирия Петровича Порфирий Петрович — следователь, расследующий убийство процентщицы Алены Ивановны и ее младшей сестры Лизаветы. Порфирий Петрович — человек 35 лет, не имеющий в романе фамилии. Внешность героя противоречит его внутреннему содержанию. Кто такой Илья Петрович в романе преступление и наказание? Преступление и наказание характеристика образа Ильи Петровича Пороха Илья Петрович Порох — «поручик, помощник квартального надзирателя, с горизонтально торчащими в обе стороны рыжеватыми усами и с чрезвычайно мелкими чертами лица, ничего, впрочем, особенного, кроме некоторого нахальства, не выражавшими». Как звали доктора в Преступлении и наказании? Зосимов — приятель Разумихина, молодой доктор. Зосимов занимается лечением Раскольникова, когда тот впадает в лихорадочное состояние после убийства старухи и ее сестры.
Это была одна из самых крепких пар советского кино. В 90-е супруги занялись дубляжем Саранцев и до этого работал на озвучании, подарив, например свой голос Остапу Бендеру - Арчилу Гомиашвили , а Юрий Дмитриевич соглашался сниматься и в «любом паршивеньком сериале», чтобы прокормить дочку и супругу. Смерть Веры подкосила Саранцева. В 2005-м он уже почти не разговаривал и не мог ходить. Единственная наследница - пианистка Екатерина, которую, по словам коллег, «слишком любили родители», отправила папу умирать в хоспис. Юрий Саранцев - Домашней сиделке я платить не могу, - сетовала она. Ничего уже не чувствует. Я навещала его там. Но больше не пойду. Надежды никакой. Урну с прахом актера захоронили рядом с супругой и ее родителями. А памятник на заброшенной и заросшей сорняками могиле, даже не обнесенной оградой, появился лишь спустя семь лет. И вовсе не стараниями дочери, которая твердила, что у нее нет ни времени, ни денег, а благодаря «Обществу некрополистов», члены которого отыскивают и ухаживают за местами захоронений знаменитостей. Николай Романов 1908 - 1991 Похоронен на Миусском кладбище. Роль: чиновник. Романов, которого многие полюбили по роли Шефа в комедии Гайдая «Бриллиантовая рука», родился в семье крестьянина и продавщицы. В 19 стал сниматься в немом кино. К советам коллег сменить фамилию, чтобы не быть полным тезкой расстрелянного царя Николая II, не прислушался. За что и поплатился. В 1932-м его арестовали прямо на съемочной площадке и на пять лет хотя по факту отсидел три сослали рыть Беломорканал. Могила Николая Романова. Фото Руслана Вороного После освобождения артист долгие 32 года скитался по провинциальным театрам. В одном из них - в Куйбышеве - встретил будущую жену. С актрисой Ольгой Петровой вырастил сына и прожил вплоть до смерти. В кино вернулся лишь в 55 лет… В 80-е у Романова начала развиваться болезнь Альцгеймера. Жил в нищете на скудную пенсию. А потом подхватил воспаление легких, попал в больницу и оттуда уже не вышел….
Дело совсем, совсем теперь очевидное! Мы только пару поддадим. Аль нет? Да бишь я тебе только начало рассказывал… вот, про убийство старухи-то закладчицы, чиновницы… ну, тут и красильщик теперь замешался… — Да про убийство это я и прежде твоего слышал и этим делом даже интересуюсь… отчасти… по одному случаю… и в газетах читал! А вот… — Лизавету-то тоже убили! Она все время оставалась в комнате, прижавшись подле двери, и слушала. Она сюда вниз ходила. Еще тебе рубаху чинила. Раскольников оборотился к стене, где на грязных желтых обоях с белыми цветочками выбрал один неуклюжий белый цветок, с какими-то коричневыми черточками, и стал рассматривать: сколько в нем листиков, какие на листиках зазубринки и сколько черточек? Он чувствовал, что у него онемели руки и ноги, точно отнялись, но и не попробовал шевельнуться и упорно глядел на цветок. Та вздохнула и замолчала. А впрочем, именно по улике, да улика-то эта не улика, вот что требуется доказать! Это точь-в-точь как сначала они забрали и заподозрили этих, как бишь их… Коха да Пестрякова. Как это все глупо делается, даже вчуже гадко становится! Пестряков-то, может, сегодня ко мне зайдет… Кстати, Родя, ты эту штуку уж знаешь, еще до болезни случилось, ровно накануне того, как ты в обморок в конторе упал, когда там про это рассказывали… Зосимов любопытно посмотрел на Раскольникова; тот не шевелился. Посмотрю я на тебя: какой ты, однако же, хлопотун, — заметил Зосимов. Ведь не то, что они врут; вранье всегда простить можно; вранье дело милое, потому что к правде ведет. Нет, то досадно, что врут, да еще собственному вранью поклоняются. Я Порфирия уважаю, но… Ведь что их, например, перво-наперво с толку сбило? Дверь была заперта, а пришли с дворником — отперта: ну, значит, Кох да Пестряков и убили! Вот ведь их логика. Он и векселя тоже скупает. Да черт с ним! Я ведь на что злюсь-то, понимаешь ты это? На рутину их дряхлую, пошлейшую, закорузлую злюсь… А тут, в одном этом деле, целый новый путь открыть можно. По одним психологическим только данным можно показать, как на истинный след попадать должно. Ты дело-то подробно знаешь? Ну, слушай историю: ровно на третий день после убийства, поутру, когда они там нянчились еще с Кохом да Пестряковым, — хотя те каждый свой шаг доказали: очевидность кричит! Некто крестьянин Душкин, содержатель распивочной, напротив того самого дома, является в контору и приносит ювелирский футляр с золотыми серьгами и рассказывает целую повесть: «Прибежал-де ко мне повечеру, третьего дня, примерно в начале девятого, — день и час! Больше я его на том не расспрашивал, — это Душкин-то говорит, — а вынес ему билетик — рубль то есть, — потому-де думал, что не мне, так другому заложит; все одно — пропьет, а пусть лучше у меня вещь лежит: дальше-де положишь, ближе возьмешь, а объявится что аль слухи пойдут, тут я и преставлю». Ну, конечно, бабушкин сон рассказывает, врет, как лошадь, потому я этого Душкина знаю, сам он закладчик и краденое прячет, и тридцатирублевую вещь не для того, чтоб «преставить», у Миколая подтибрил. Просто струсил. Ну да к черту, слушай; продолжает Душкин: «А крестьянина ефтова, Миколая Дементьева, знаю сызмалетства, нашей губернии и уезда, Зарайского, потому-де мы сами рязанские. А Миколай хоть не пьяница, а выпивает, и известно нам было, что он в ефтом самом доме работает, красит, вместе с Митрием, а с Митрием они из однех местов. И получимши билетик, он его тотчас разменял, выпил зараз два стаканчика, сдачу взял и пошел, а Митрея я с ним в тот час не видал.
Преступление и наказание
Главный герой («Преступление и наказание») хоть и находится в фокусе, но это ни капли не отменяет драмы находящихся вокруг него персонажей. Расскажите, как ведет себя герой с Разумихиным и Зосимовым? В романе «Преступление и наказание» Достоевский создал особый неповторимый мир, внутри которого действуют особые законы, в котором царит особая психологическая среда, особое пространство. Замысел романа «Преступление и наказание» возник у Достоевского еще на каторге, но опубликовано произведение было только в 1866 году в журнале «Русский вестник». Господин Зосимов является одним из ярких второстепенных персонажей романа Фёдора Михайловича Достоевского Преступление и наказание. Кто такой зосимов в преступлении и наказании, колкутин в в зосимов с м пустовалов л в и др судебные экспертизы, зосимов в преступлении и наказании. Это создает новые возможности для захоронения яицкой конечности.
Герои романа Достоевского «Преступление и наказание» (список)
В романе Зосимов лечит Раскольникова заболевшего после своего преступления. В романе «Преступление и наказание» Достоевский создал особый неповторимый мир, внутри которого действуют особые законы, в котором царит особая психологическая среда, особое пространство. Ниже представлен цитатный образ и характеристика Зосимова в романе “Преступление и наказание”, описание внешности и характера героя. 5 (Убийство) Отошедшего от шока убийства Раскольникова охватывает страх.
Преступление и наказание краткое содержание
Сел на лавку, молчит. А опричь него в распивочной на ту пору был всего один человек посторонний, да еще спал на лавке другой, по знакомству, да двое наших мальчишков-с. Я этта ему рассказываю, смотрю, а он за шапку и начал вставать. Тут я и сумления моего решился, потому его грех, как есть... Конца слушай!
Пришел он туда, снял с себя крест, серебряный, и попросил за крест шкалик. Погодя немного минут, баба в коровник пошла и видит в щель: он рядом в сарае к балке кушак привязал, петлю сделал; стал на обрубок и хочет себе петлю на шею надеть; баба вскрикнула благим матом, сбежались: «Так вот ты каков! Ну, его с надлежащими онерами и представили в такую-то часть, сюда то есть. Вопрос: «Как работали с Митреем, не видали ль кого по лестнице, вот в таком-то и таком-то часу?
Впервой от Афанасия Павлыча, на третьи сутки, в распивошной услыхал». Ну, да черт!.. Ну, так жали его, жали, нажимали, нажимали, ну и повинился: «Не на панели, дескать, нашел, а в фатере нашел, в которой мы с Митреем мазали». И бегу этта я за ним, а сам кричу благим матом; а как с лестницы в подворотню выходить, набежал я с размаху на дворника и на господ, а сколько было с ним господ, не упомню, а дворник за то меня обругал, а другой дворник тоже обругал, и дворникова баба вышла, тоже нас обругала, и господин один в подворотню входил, с дамою, и тоже нас обругал, потому мы с Митькой поперек места легли: я Митьку за волосы схватил, и повалил, и стал тузить, а Митька тоже, из-под меня, за волосы меня ухватил и стал тузить, а делали мы то не по злобе, а по всей то есь любови, играючи.
Стал я собирать и жду Митрея, авось подойдет. Да у дверей в сени, за стенкой, в углу, на коробку и наступил. Смотрю, лежит, в гумаге завернута. За дверями лежала?
За дверями? Что с тобой? Чего ты так? Все помолчали немного.
Только что он увидал серьги, как тотчас же, забыв и квартиру, и Митьку, схватил шапку и побежал к Душкину и, как известно, получил от него рубль, а ему соврал, что нашел на панели, и тотчас же загулял. А про убийство подтверждает прежнее: «Знать не знаю, ведать не ведаю, только на третий день услыхал». Ну, вот и вся история. Теперь, как думаешь, что они отсюда извлекли?
Не на волю ж выпустить твоего красильщика? У них уж и сомнений нет никаких... Ну, а серьги? Это немало при таком следствии.
Как попали? Неужели не видишь, с первого же разу, что всё, что он показал при допросах, святейшая правда есть? Точнехонько так и попали в руки, как он показал. Наступил на коробку и поднял!
И полюбишь наконец весь мир уже всецелою, всемирною любовью». В этом смысле поучения перекликаются с проповедями Франциска Ассизского , возможного прообраза старца, который также испытывал чувство любви и восторга к жизни [18]. С учениями Франциска совпадает и радостное ожидание смерти, которая только открывает двери в вечную жизнь [19]. Зосима в своей проповеди говорит о том, что «безгрешна природа поёт Богу славу», а человек, чтобы присоединиться, должен понять свою вину перед миром, ибо «воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват» [19]. Литературовед Вадим Белопольский отметил важность образа Зосимы для выявления отношения Достоевского ко злу и возможностей его преодоления. Главным тезисом поучений старца, по мнению критика, стало убеждение в благости жизни, в том, что жизнь прекрасна и «главная ошибка людей состоит в том, что они забыли об этом». В этом смысле учение Зосимы скорей язычески- пантеистическое , чем христианское, в чём упрекают его противники после смерти монаха. Ценность любых атрибутов жизни для старца вытекает из ценности самой жизни [3].
Также в поучениях Белопольский видит проявления языческого преклонение перед землёй: «люби повергаться на землю и лобызать её. Землю целуй и неустанно, ненасытимо люби всех люби, всё люби, ищи вocтopгa и исступления сего. Омочи землю слезами радости твоея и люби сии слёзы твои». Даже в последний миг жизни Зосима возвращается к матери-земле, склоняясь лицом ниц и целуя землю, а не обращаясь к Богу [20]. Учение Зосимы представляет тенденцию в христианстве, противоположную аскетизму, и одновременно наполнено светлым, жизнеутверждающим духом православного язычества русского крестьянства [21]. Вадим Белопольский выделил три завета старца Зосимы. Согласно его учению ложь является первопричиной зла, что перекликается с учениями Канта и Шеллинга. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а, стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим».
Подчеркивается отношение к правде, как высшей и необходимой нравственной ценности: «Все минется, одна правда останется» [22]. Второй завет вытекает из первого. Согласно старцу, страх перед грехом и желание скрыть зло склоняет человека ко лжи и делает невозможной борьбу со злом [23]. Третья заповедь старца говорит о всеобщей ответственности: «воистину всякий пред всеми за всех виноват» [24]. Глеб Успенский Писатель Глеб Успенский , современник Достоевского, не читал роман, но однажды в рецензии встретил слова Зосимы из главы «Маловерная дама» о докторе, которые сильно его поразили: «я, говорит, люблю человечество, но дивлюсь на себя самого: чем больше я люблю человечество вообще, тем меньше я люблю людей в частности, то-есть порознь, как отдельных лиц. Писатель нашёл в этом отрывке более обнажённые и резкие собственные мысли, выраженные чётче и яснее, «все те черты, все особенности русского сердца», на которые ему всегда хотелось обратить внимание читателя [25] Для персонажей Достоевского характерна потребность в «исповедальном самовысказывании», невозможная без того, кто принимает исповедь [26]. Сама же исповедь возводилась писателем к «древней традиции покаяния грешника перед святым и праведным», который мог простить его либо призвать к публичному покаянию. От принимающего исповедь требуется не только моральная чистота, но и ответное чувство разделения вины с согрешившим, без которого невозможно нравственное возрождение грешника [27].
Примером исповеди в поучениях является эпизод с «таинственным посетителем». Зосима, приговаривая его к публичному покаянию, выражает готовность пережить его испытания и одновременно поднимается до морального суда над ним, выступая в роли совести. На этом основан принцип Достоевского, согласно которому «всякий за всех виноват». Каждый человек привносит в мир частичку зла, поэтому не бывает невиновных, и каждый человек лично виновен в чужих грехах. На этом настаивает Зосима в своих поучениях: «… каждый единый из нас виновен за всех и вся на земле несомненно, не только по общей мировой вине, а единолично каждый из всех людей и за всякоrо человека на всей земле» [28]. В сцене с «таинственным посетителем» Зосима «сам бы разделил ero участь, лишь бы облегчить ero», что вызывает в преступнике ненависть. Таким образом, по Достоевскому самыми тяжёлыми являются «морально-психологические последствия признания вины», а бремя вины человек может снять только публичным покаянием, пройдя через унижение и стыд к истинно христианскому поведению.
Тут к Раскольникову снова возвращается мысль об ужасном плане. Он осознаёт, что думает о нём уже как о деле. Герой отправляется в рюмочную, чтобы выпить водки и закусить пирогом. Оттуда он выходит в изнеможении и засыпает в кустах. Ему снится сон, в котором Родион ребёнком становится очевидцем убийства лошади. Раскольников просыпается в поту и спрашивает себя, способен ли он убить. По дороге домой герой встречает Лизавету Ивановну, сестру старухи-процентщицы и узнаёт, что Алёна Ивановна завтра будет дома одна. На следующее утро Раскольников решает готовиться к убийству. Он берёт бумажный свёрток — якобы заклад, пришивает к пальто петлю для крепления топора. Орудие пришлось украсть, так как на кухне его не оказалось. Раскольников не боится и полон решимости. Он направляется к старухе. На лестнице ему никто не попадается. Он подходит к двери и нажимает на кнопку звонка. Дверь не открывают. Раскольников прислушивается: за дверью кто-то стоит. Наконец звонит в третий раз и слышит, как дверь снимают с запора. Раскольников протягивает старухе свёрток с имитацией заклада. Та отходит к окну, чтобы получше рассмотреть вещицу. В этот момент за спиной у процентщицы Родион достаёт топор. Руки его будто одеревенели и ослабли. Но он всё же бьёт старуху обухом по голове. Убедившись, что с ней покончено, он достаёт из кармана ключи и грабит старуху. Порой ему кажется, что старуха ещё жива. Он возвращается, чтобы снова ударить жертву топором. Неожиданно в квартиру возвращается Лизавета, сестра старухи. Раскольников убивает и её. На кухне он смывает кровь с одежды и орудия убийства. Вдруг обнаруживает, что дверь не заперта, закрывает её. Через некоторое время в дверь кто-то звонит. Родион затаивается. Пришедшие подозревают неладное и спускаются вниз, чтобы позвать дворника. В этот момент Родион ускользает незамеченным. По пути он возвращает топор туда, откуда взял. Возвращается домой и, не сняв одежды, бросается на диван и лежит в забытьи. Клочки и отрывки каких-то мыслей кишили в его голове …» Достоевский Ф. Он замечает на своей одежде и сапогах следы крови и избавляется от них. Украденное он судорожно прячет. Тут раздаётся стук в дверь, и ему вручают повестку в полицию. Раскольников уверен, что это по делу об убийстве. Он намерен сознаться. Однако в участке выясняется, что его вызвали из-за долга по аренде квартиры. С него берут формальные обещания в письменном виде и отпускают. В участке говорят об убийстве старухи-процентщицы. Родион теряет сознание. Придя в себя, он ссылается на плохое самочувствие. Выйдя из полиции, Раскольников терзается мыслями о том, что он находится под подозрением. Придя домой, Раскольников ожидает увидеть следы обыска, но убеждается, что опасения были напрасны. Тогда он набивает карманы украденным и выходит из дома, намереваясь избавиться от него. Он прячет ценности и деньги под какой-то камень, даже не подсчитав, сколько награбил. Далее решает навестить Разумихина. Тот замечает болезненность своего друга и предлагает помощь, но Родион отказывается. По пути обратно он едва не оказывается под колёсами проезжавшей коляски. Одна богатая дама принимает Раскольникова за нищего и подаёт ему монету, котрую Родион выбрасывает в Неву. Дома Раскольников бредит и впадает в беспамятство. Приходит в себя он лишь на четвёртый день. К Родиону приходит Разумихин, от которого герой узнаёт, что мать перевела ему тридцать пять рублей, что его осматривал доктор Зосимов и не нашёл ничего серьёзного. После ухода Разумихина Раскольников снова осматривает комнату, осознаёт, что всё спрятанное на месте, и снова засыпает.
Омочи землю слезами радости твоея и люби сии слёзы твои». Даже в последний миг жизни Зосима возвращается к матери-земле, склоняясь лицом ниц и целуя землю, а не обращаясь к Богу [20]. Учение Зосимы представляет тенденцию в христианстве, противоположную аскетизму, и одновременно наполнено светлым, жизнеутверждающим духом православного язычества русского крестьянства [21]. Вадим Белопольский выделил три завета старца Зосимы. Согласно его учению ложь является первопричиной зла, что перекликается с учениями Канта и Шеллинга. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а, стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим». Подчеркивается отношение к правде, как высшей и необходимой нравственной ценности: «Все минется, одна правда останется» [22]. Второй завет вытекает из первого. Согласно старцу, страх перед грехом и желание скрыть зло склоняет человека ко лжи и делает невозможной борьбу со злом [23]. Третья заповедь старца говорит о всеобщей ответственности: «воистину всякий пред всеми за всех виноват» [24]. Глеб Успенский Писатель Глеб Успенский , современник Достоевского, не читал роман, но однажды в рецензии встретил слова Зосимы из главы «Маловерная дама» о докторе, которые сильно его поразили: «я, говорит, люблю человечество, но дивлюсь на себя самого: чем больше я люблю человечество вообще, тем меньше я люблю людей в частности, то-есть порознь, как отдельных лиц. Писатель нашёл в этом отрывке более обнажённые и резкие собственные мысли, выраженные чётче и яснее, «все те черты, все особенности русского сердца», на которые ему всегда хотелось обратить внимание читателя [25] Для персонажей Достоевского характерна потребность в «исповедальном самовысказывании», невозможная без того, кто принимает исповедь [26]. Сама же исповедь возводилась писателем к «древней традиции покаяния грешника перед святым и праведным», который мог простить его либо призвать к публичному покаянию. От принимающего исповедь требуется не только моральная чистота, но и ответное чувство разделения вины с согрешившим, без которого невозможно нравственное возрождение грешника [27]. Примером исповеди в поучениях является эпизод с «таинственным посетителем». Зосима, приговаривая его к публичному покаянию, выражает готовность пережить его испытания и одновременно поднимается до морального суда над ним, выступая в роли совести. На этом основан принцип Достоевского, согласно которому «всякий за всех виноват». Каждый человек привносит в мир частичку зла, поэтому не бывает невиновных, и каждый человек лично виновен в чужих грехах. На этом настаивает Зосима в своих поучениях: «… каждый единый из нас виновен за всех и вся на земле несомненно, не только по общей мировой вине, а единолично каждый из всех людей и за всякоrо человека на всей земле» [28]. В сцене с «таинственным посетителем» Зосима «сам бы разделил ero участь, лишь бы облегчить ero», что вызывает в преступнике ненависть. Таким образом, по Достоевскому самыми тяжёлыми являются «морально-психологические последствия признания вины», а бремя вины человек может снять только публичным покаянием, пройдя через унижение и стыд к истинно христианскому поведению. В 1896 году рассматривалась возможность включения отрывка «Верующие бабы» в программу училищ. Докладчик отметил несоответствие отдельных моментов романа «ортодоксальной православно-христианской доктрине» и превышение понимания крестьянских детей [31]. В 1898 году на заседании Учёного комитета докладчиком снова была высказана мысль, что читателям будет трудно разобраться в поучениях и наставлениях Зосимы. Цензор отметил неопределённость в том, следует ли человеку для спасения уходить в монастырь, а также является ли Зосима «теоретиком или созерцательным мистиком». На основе этих и ряда других вопросов полное собрание сочинений Достоевского было изъято из бесплатных народных читален [32]. Зосима Тобольский По мнению филолога Моисея Альтмана, однозначно указать прототип старца Зосимы нельзя, хотя существует ряд свидетельств исследователей творчества Достоевского и записи самого писателя о том, кто послужил прообразом старца. Среди прообразов были отмечены иеромонах Амвросий Оптинский , епископ Тихон Задонский , законоучитель Александр Орлов, схимонах Зосима Тобольский , католический святой Франциск Ассизский [33]. В июле 1878 года Достоевский посетил Оптину пустынь , где дважды общался с иеромонахом Амвросием Оптинским. Долинин также отметил, что обстановка кельи Зосимы описана по впечатлениям Достоевского от кельи в Оптиной пустыни. Тем не менее, существуют свидетельства того, что в самой Оптиной пустыни отрицали сходство характеров и учений Амвросия и Зосимы, признавая только схожую внешность [34].