Развитие эмоционального интеллекта помогает управлять эмоциями своими и окружающих с целью решения задач в жизни, отношениях, на работе. эмоциональный интеллект фото Эмоциональный интеллект – это вид интеллекта, отвечающий за распознавание личных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за управление ими. Давай пройдёмся просто по этой самой модели Гоулмана эмоционального интеллекта с конкретными примерами, как это может проявляться в жизни.
Разница между IQ и эмоциональным интеллектом
- Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
- Вся суть эмоционального интеллекта
- Что такое эмоциональный интеллект и как его развить?
- Эмоциональный интеллект в бизнесе и жизни — Карьера на
- Эмоциональный интеллект
Как развить эмоциональный интеллект — главный навык 21 века
Также дети учатся работать с собственным эмоциональным интеллектом в первую очередь на примере родителей. Первый шаг для родителя в улучшении отношений с детьми — позаботиться о себе и собственном комфорте. Как в самолёте: сначала кислородную маску на себя, потом — на ребёнка. В стабильном эмоциональном состоянии появляется ресурс лучше понимать потребности и причины реакций ребёнка, а сил хватает, чтобы выдержать и ваши, и его эмоции. А чтобы помочь всем членам семьи наладить диалог, особенно при разрешении конфликтных ситуаций, можно заранее ввести практику открытого диалога и сформировать привычку сообщать о своем состоянии открыто и без критики.
Это можно делать устно, например по утрам за завтраком и вечером перед сном, в виде заметок на холодильнике или в общем семейном чате. Курс «Эмоциональный интеллект для детей и родителей» рассказывает, как обеспечить себе стабильное эмоциональное состояние, построить доверительные отношения с ребёнком и заложить фундамент для успешной и счастливой жизни ребёнка и всей семьи. Отношения с собой Отправная точка, с которой начинается улучшение всех сфер жизни. Понимание собственных эмоций и способность ими управлять помогают ощущать свою ценность и признавать свои заслуги, достигать поставленных целей, понимать истинные потребности и расставлять приоритеты, наслаждаться жизнью вне зависимости от внешних факторов.
Если вы поймёте, как и почему меняется ваше настроение, вы сможете сохранять личную эффективность и предотвращать выгорания, научитесь быстрее адаптироваться к изменениям, переживать трудности и справляться со стрессом.
Саморегуляция Self-regulation Также важно уметь контролировать и управлять своими импульсами и эмоциями. Опрометчивые или неосмотрительные действия могут привести к ошибкам и часто вредят отношениям с клиентами или коллегами.
Рекомендация: Попробуйте найти то, что вас наполняет и расслабляет. Я, к примеру, хожу в студию йоги 2-3 раза в неделю. Важно поддерживать дисциплину через «усилия без насилия».
Придумайте себе свои ритуалы. Это ваша жизнь и ваши правила. Внутренняя мотивация Internal Motivation По словам Гоулмана, руководствоваться только деньгами или материальным вознаграждением не является долгосрочной мотивацией.
Страсть к тому, что вы делаете, является лучшей подпиткой для укрепления вашего эмоционального интеллекта. Это приводит к устойчивой мотивации, четкому принятию решений и лучшему пониманию целей организации. Рекомендация: Однажды мой близкий друг рассказал мне про важность «shared values» — это ценности, которые ты разделяешь с партнером, друзьями и компанией, в которой работаешь.
Это некий компас твоего счастливого пути. На своем примере, могу сказать, что моя высшая ценность — свобода, поэтому я отталкивалась от нее при принятии решения, в какой компании работать. Попробуйте проанализировать свои ценности и сопоставить их с ценностями своего окружения.
Эмпатия Empathy Вы надо не только понимать свои собственные эмоции, но и понимать и экологично реагировать на эмоции других. Выявление определенного настроения или эмоций у коллеги или близких людей и реагирование на них может иметь большое значение для развития ваших отношений. Рекомендация: Признаюсь, это самый сложный пункт лично для меня в этой модели.
По заданию психолога, я регулярно практикую день «активного слушателя». Я убеждена, что, если вы хотите понять, что чувствуют другие люди, первый шаг — обратить внимание. Потратьте время, чтобы послушать, что люди пытаются вам сказать, как вербально, так и невербально.
Изучайте реакции, язык тела, интонацию собеседника, задавайте вопросы. Постарайтесь не давать оценку, а просто изучать. Социальные навыки Social Skills Социальные навыки — это больше, чем просто дружелюбие.
Вот так можно перечислить составляющие: Самосознание — это способность проводить анализ в отношении собственных эмоций, уровня навыков и отличительных способностей. Саморегуляция — умение жертвовать определенными моментами ради достижения поставленных целей, способность быстро приходить в себя после перенесенных эмоциональных и физических перегрузок. Мотивация — возможность применять разнообразные стимулы для осуществления положительного результата. Эмпатия — умение ставить себя на место другого, воспринимать его чувства так же хорошо, как и собственные. Социальные навыки — применение навыков распознавания эмоций в процессе рабочего процесса либо решения конфликтных ситуаций. Согласно ей, абсолютно гармоничная личность обладает способностями, которые можно разделить на пять категорий. Внутриличностная: Ассертивность — возможность предельно ясно и четко выражать собственное мнения, отстаивая при необходимости свои позиции, сохраняя при этом уважение к желаниям других людей. Самоуважение — способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны, оставаясь в гармонии с собой.
Независимость — возможность не зависеть от других в процессе вынесения какого-либо решения. Самоактуализация — раскрытие собственного потенциала посредством саморазвития, целеустремленности. Эмоциональная осознанность — это навык, позволяющий хорошо распознавать эмоции, в том числе и свои собственные, умение отделять позитивные от негативных, разбираться в источниках их возникновения. Межличностная: Эмпатия — это умение определять, понимать и воспринимать чувства окружающих людей. Социальная ответственность — умение вести сотрудничество с представителями различных социальных групп вплоть до возможности взять на себя заботу об определенном человеке, когда требуется проявить высокие нравственные качества. Межличностные отношения — это способность успешной вербальной и невербальной коммуникации с формированием полезных взаимоотношений, умение налаживать социальные контакты. Адаптативная: Умение решать проблемы — умение распознавать и формулировать проблему для поиска эффективного метода ее решения. Требует интуитивных способностей и развитого логического мышления.
Например, сожаление. Очень полезная эмоция, помогающая извлекать уроки из поступков и лучше планировать будущее. Это положительная реакция. Но есть и отрицательная: самобичевание, бездействие, «зря я начал, больше никогда за это не возьмусь». Это более поверхностная и простая реакция, при этом глубоко деструктивная. Кроме того, эмоции как те, что считаются «положительными», так и «отрицательные» позволяют нам формировать и выражать идеи и мысли, которые не всегда являются плодом сознательного мышления. Например, злость может побудить к написанию песни. Любовь — к сочинению стихов. Что уж говорить о живописи: художник вкладывает в работу эмоцию, которая потом передаётся посетителям галереи. Подытоживая скажем, что эмоции, с одной стороны, «сужают» мышление и поведение, что может даже спасти нам жизнь в экстремальной ситуации «я схвачусь за поручень в эту секунду, иначе погибну».
С другой стороны, они же в иных обстоятельствах позволяют нам углублять и расширять мышление и опыт «не нравится, как выгляжу — начну заниматься спортом». Нет полезных и бесполезных эмоций, все они важны. Вы можете использовать какие угодно материалы — от красок, мелков, карандашей до вырезок из журналов и цветной бумаги. Раскрасьте его. А теперь посмотрите на портрет внимательно — зачастую то, как мы рисуем, отражает наше эмоциональное состояние и мироощущение. Посмотрите в нашей скрытой подсказке, как можно интерпретировать ваш рисунок. Подсказка Голова Большая голова — большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Маленькая голова — чувство интеллектуальной или социальной неадекватности. Глаза Большие глаза — подозрительность, озабоченность, гиперчувствительность по отношению к общественному мнению. Маленькие глаза или закрытые — тенденция к интроверсии и самопоглощенности.
Уши и нос Большие уши — чувствительность к критике. Акцент смещен на нос — наличие сексуальных проблем. Хорошо прорисованные ноздри — склонность к агрессии. Рот Отсутствие рта — депрессия, иногда вялость в общении. Хорошо прорисованный или бросающийся в глаза рот — возможная затрудненность с речью, иногда примитивные оральные тенденции. Руки Руки символизируют контакт личности с окружающим миром. Хрупкие, слабые руки — физическая, иногда психологическая слабость. Скованные руки — замкнутая, обязательная, жесткая личность. Вяло опущенные руки — неэффективность. Длинные сильные руки — амбициозность и сильная вовлеченность в события внешнего мира.
Очень короткие руки — отсутствие амбициозности и чувство неадекватности. Ноги Длинные ноги — потребность в независимости. Большие ноги — нестабильность и отсутствие основы. Хэссон Джилл, «Развитие эмоционального интеллекта: Подсказки, советы, техники» С детства нас учат сдерживать, подавлять или игнорировать свои эмоции: злиться или завидовать — плохо, грустить или ревновать — неправильно. Однако умение распознавать эмоции — и свои и чужие — позволяет адекватно реагировать на них. Поэтому так важно развивать свой эмоциональный интеллект: те люди, которые умеют принимать взвешенные решения в стрессовых ситуациях, могут правильно реагировать на критику и способны к сопереживанию, успешнее как в личной жизни, так и на работе. В своей книге известный специалист в области личностного роста Джилл Хэссон учит, как справляться с ситуациями, когда эмоции вас переполняют, как определять эмоциональные нужды окружающих и как не попадать в эмоциональные ловушки других людей. Как развить эмоциональный интеллект? Прислушивайтесь к интуиции и будьте наблюдательны Развитие эмоционального интеллекта помогает не только понимать собственные эмоции и управлять ими, но и эффективнее общаться с другими людьми. Чем лучше вы понимаете эмоции других людей, их намерения и мотивы поведения, тем адекватнее реагируете на них и взаимодействуете с ними.
Простыми словами, чем быстрее вы поймёте, что ощущает ваш собеседник и каковы его потребности прямо сейчас, тем легче вам будет выстроить с ним диалог: вы поддержите его, если нужно, и он будет вам за это благодарен. В определении эмоций другого человека не обойтись без интуиции — способности постижения чего-то на бессознательном уровне. Она объединяет сознательную и бессознательную часть разума, связывает эмоцию и мысль — в общем, лежит в основе эмоционального интеллекта. Бывали случаи, когда вы принимали решение основываясь на некоем предчувствии того, что выбранный вами путь верен? Это и есть интуиция. Оно использует эту информацию, чтобы мгновенно предупредить нас о том, что нам следует остановиться или, напротив, двигаться вперед, поскольку набор обстоятельств правильный. Хэссон Джилл, «Развитие эмоционального интеллекта: Подсказки, советы, техники» Исследования показывают, что тело всегда говорит за нас больше, чем язык. С одной стороны, это усложняет ситуацию, с другой — создаёт отличную «базу данных» нашей интуитивной части. Осознав это, попробуйте понаблюдать за собственным «языком тела» и движениями собеседника. Следите за тем, чтобы ваши слова сочетались с жестами, выражением лица и так далее, иначе собеседник может почувствовать себя неуютно.
Например, не стоит заламывать руки и хмуриться, когда вы хвалите друга или делитесь идеей стартапа с инвестором. Освойте набор невербальных сигналов жесты, мимика, тембр и «привяжите» их к соответствующим эмоциям — тогда целей в общении будет достигать гораздо проще. Эмоциональные триггеры и стресс — как справиться? Разбилась любимая кружка. Встали в пробку и опоздали на экзамен. Нашли муравья на кухне. Во всём районе внезапно выключили воду на сутки. Всё это — эмоциональные триггеры, внезапные события, которые выбивают нас из состояния покоя. Они могут толкать на плохие поступки разной степени тяжести, от самобичевания до оскорблений ни в чём не повинных людей. Большинство из нас может справиться с одной вещью, которая провоцирует стресс.
Разбилась и ладно. Опоздал — что ж, надо было раньше выходить. Но когда трудности наваливаются скопом, бороться с ними бывает нелегко. В таком случае стресс захватывает разум, мешая мыслить ясно.
Что читать по теме
- Эмоциональный интеллект: что это такое и как он помогает в работе
- Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
- Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развивать
- Что такое эмоциональный интеллект (одной картинкой)
Почему эмоциональный интеллект – это навык будущего
Эмоциональный интеллект — это то, как человек ведет себя, а не то, как ему хотелось бы себя вести. Эмоциональный интеллект (EI, от emotional intelligence или EQ, от emotional quotient) — это способность человека распознавать и понимать свои эмоции и чувства других людей и использовать эти навыки во взаимодействии с окружающими. В профессиональной сфере эмоциональный интеллект способствует многократному росту продуктивности и развитию выдающихся лидерских качеств. Что такое эмоциональный интеллект и как его развить? Термин “эмоциональный интеллект” был придуман в 1990-х годах, а затем популяризирован психологом и автором Дэниелом Гоулманом в его книге “Эмоциональный интеллект: Почему он может иметь большее значение, чем IQ.”.
Эмоциональный интеллект (EQ)
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить | Высоко развитый эмоциональный интеллект потребителя, в свою очередь, позволяет избегать маркетинговых ловушек. |
Урок 1. Понятие и важность эмоционального интеллекта | Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать и принимать свои эмоции и как следствие – управлять ими. |
Вся суть эмоционального интеллекта | Эмоциональный интеллект – это способность испытывать эмоции, как на личном уровне, так и в социальной среде, то есть быть восприимчивым к эмоциональным сигналам себя и окружающей жизни. |
Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить, рассказывает психолог Виктория Кейлин. Эмоциональный интеллект – способность распознавать эмоции, понимать причины их возникновения, управлять ими и гибко использовать эмоции для повышения эффективности мышления и решения стоящих задач. Кроме того, высокий уровень эмоционального интеллекта подразумевает способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решениях практических задач. Все просто: эмоциональный интеллект – это способность распознавать и регулировать свои эмоции, а также умение оценивать чувства окружающих и понимать их желания и мотивы. Впервые об эмоциональном интеллекте (ЭИ) стали говорить в 1985 году.
Эмоциональный интеллект в бизнесе и жизни
Тогда может появиться и навык иногда их сдерживать. Ни в коем случае не подавлять, не поддаваться искушению убрать какие-то эмоции из своей жизни, потому что они все равно проявятся. Не выразил злость на работе — сорвался на близких, а если даже нет, то психосоматику никто не отменял, может появиться заболевание. Смотрите также: Коммуникации в управлении Для самоконтроля важно: Разрешить себе выражать эмоции и найти для этого подходящую форму. Потому что, не выражая их, человек пробуксовывает в старых переживаниях. Хорошая форма при этом — та, в которой человек чувствует себя выраженным.
Разозлившись на работе, но не выплескивая на коллегу злость, всегда можно прокричаться в уединенном месте, побить руками стену. Если на работе почувствовали обиду или бессилие, найдите время проработать это дома. Даже суровым мужчинам-бизнесменам нужно выражать эмоции. А, например, для печали самый очевидный способ — слезы. При этом необязательно выражать эмоции тому, кому они адресованы.
Использовать техники безопасного выражения эмоций другим людям. Например, существуют три способа выразить злость потому что это эмоция, с которой бывает сложно. Второй: «Ты меня бесишь». Третий: «Я на тебя злюсь». Какая из формулировок быстрее приведет к разрыву отношений?
На мой взгляд, третья. Когда в диалоге вы говорите только о своих эмоциях, это воспринимается менее болезненно, не как обвинение: «Я злюсь. Я в растерянности. Мне грустно от этой новости». Если вы научитесь говорить о себе, откроете дорогу к выражению собственных эмоций, перестанете держать их в себе, то снизите стресс и вероятность срыва.
После того, как вы учитесь выражать свои эмоции, вам станет легче их сдерживать, потому что есть выбор: выразить или подождать с выражением, прокричаться дома, «контейнировать» эмоции. Конечно, есть серьезное препятствие в виде запрета на выражение определенных эмоций, например, мужчины не плачут, на других людей злятся только плохие люди, я должен делать все идеально, чтобы не испытывать стыд. Такие запреты, идущие от семьи, культуры и общества, придется прорабатывать с психологом или на тренинге по эмоциональному развитию. И учиться ни в коем случае не подавлять эмоции силой. Эмоциональная чуткость.
То, насколько человек способен увидеть эмоциональное состояние ближнего и понять, какое оно. Антипример: вы говорите другу: «Я расстроен», а в ответ слышите: «Да ладно, это у тебя просто настроение плохое! Или в момент, когда вы уже злитесь на своего партнера, он этого не замечает и начинает тормошить: «Эй, ну чего скисла-то? Это примеры, когда ваши эмоции остались незамеченными другим человеком. Но мы ведь и сами иногда не замечаем эмоции других.
Управление отношениями. Это уже возможность влиять на других людей и на их эмоциональное состояние насколько это возможно. Развивая способность замечать свои эмоции, вы учитесь замечать и понимать эмоции других.
Анализируйте свои негативные чувства и постарайтесь найти факторы, которые их вызывают. Делайте выводы. Слишком эмоционально отозвались о работе коллеги? Извинитесь и в следующий раз постарайтесь выдать более правильную реакцию.
Совершенствуйте свои эмоции: это в ваших силах. Развивайте эмпатию. Читайте сложную художественную литературу, смотрите качественное кино со сложными характерами, анализируйте поступки окружающих вас, людей.
Устанавливайте связь между эмоциями, которые вы испытываете, и вашим поведением. Например, если вам страшно — скорее всего, вы понижаете голос.
Если вы уверены в себе, напротив, говорите громче, а своей позой стараетесь занять больше пространства. Не подавляйте чувства. Вы имеете полное право злиться на человека, который отдавил вам ногу в метро! Анализируйте свои негативные чувства и постарайтесь найти факторы, которые их вызывают. Делайте выводы.
Общение с начальством, коллегами, партнерами, клиентами Вы научитесь понимать эмоции человека и его состояние, эффективно разрешать конфликты, добиваться результатов в переговорах, получать конструктивную обратную связь и укреплять свой авторитет в коллективе. Помимо этого, в деловых отношениях эмоциональный интеллект помогает отстаивать личные границы и предотвращать манипуляции: больше не нужно выполнять задачи во внерабочие часы, безуспешно бороться со стрессом при заключении сделки и стесняться демонстрировать свою квалификацию. Для этого можно начать с развития эмоциональной чувствительности — обратите внимание на свое самочувствие сразу после пробуждения. В каком настроении вы находитесь, чего вы хотите, напряжено ли тело? Поставьте несколько будильников, чтобы отслеживать, как меняется состояние в течение дня: от бодрости к усталости, от раздражения к легкости и радости. Способность в моменте уловить смену настроения позволяет быстрее реагировать на факторы раздражения. Другие техники развития EQ описаны в образовательном курсе из 38 лекций, который так и называется — «Лучший курс по развитию эмоционального интеллекта». Управление бизнес-процессами Когда понятны собственные эмоции и причины, по которым они возникают, проще регулировать и различать состояние других людей: через комфортную и доверительную атмосферу в коллективе, правильную мотивацию, работу с выгоранием сотрудников, выявление их сильных сторон и зон роста. Вы сможете учитывать человеческий фактор и возможные риски при работе над групповыми проектами, быстрее придёте к общему видению и желаемому результату.
Также понимание людей помогает чувствовать потребности клиентов и привлекать выгодных партнеров, а практический навык управления эмоциями даёт возможность принимать взвешенные решения с холодной головой.
Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком
Все знают людей, которые преуспели в этом тесте и при этом совершенно не приспособлены к жизни. Мы ни в коем случае не хотим сказать, что IQ не имеет никакого значения для успеха человека в жизни. Все эти навыки являются невероятно важными: это значит что ваш мозг все время развивается и вы способны находить неожиданные решения. Однако хотите вы этого или нет, помимо мозга у вас существует нервная система. Да и сам мозг выполняет не только математические задачи, он еще и способен испытывать эмоции. И вот где возникают серьезные проблемы. Вы можете иметь самый высокий уровень интеллекта на планете, но это не будет значить ровным счетом ничего, если вам не удастся справиться со своей психологией, своими эмоциями. Если вы видели фильм «Умница Уилл Хантинг», то могли убедиться, что даже вундеркинд будет работать уборщиком, если не захочет добиться успеха в жизни.
Герой Мэтта Дэймона просто не умеет или не хочет себя мотивировать на то, чтобы преуспеть в жизни. В жизни случаются и другие примеры: невероятно умный человек не может добиться чего-нибудь серьезного в жизни, несмотря на то, что страстно этого желает. В обоих примерах речь идет о важности эмоционального интеллекта. Мы все приходим в восторг от одной новости, которую и так инстинктивно знали: IQ не является единственным фактором, при помощи которого можно достичь успеха. Конечно, мы должны развивать свой интеллект, однако помимо этого отчаянно нуждаемся в хороших эмоциональных способностях. Ответьте себе на вопрос: какой дизайнер музыкант, хирург, бизнесмен, маркетолог добьется большего в жизни при всех прочих равных условиях, но при разном уровне эмоционального интеллекта? Например, представим, что вы дизайнер и пытаетесь устроиться на работу.
У вас есть конкурент, который обладает идентичными с вами профессиональными навыками. Разница лишь в том, что вы оптимистично настроены, полны энтузиазма, умеете находить общий язык с клиентами и будущим боссом, тактичны и стрессоустойчивы. Так кого же возьмут на работу? Кто будет двигаться по служебной лестнице? Поставьте себя на место босса. Кого вы возьмете на работу при всех прочих равных условиях? Приятного в общении профессионала или неприятного в общении профессионала?
Мало того, достигают успеха даже те люди, чей профессиональный уровень ниже, чем у его конкурентов. Да, существуют профессии, для которых уровень эмоционального интеллекта не особо важен. Например, уборщик или строитель. В этих профессиях больше ценятся профессиональные и технические навыки, никто от вас не будет непременно требовать эффективного взаимодействия с людьми.
Еще страшнее, когда с такими просьбами нужно обращаться не к коллегам, а к посторонним людям. Одному моему знакомому нужно было проверить, как люди в Казахстане воспринимают и используют платежные инструменты: пользуются ли банковскими приложениями, как предпочитают совершать переводы, где хранят деньги.
Два дня он гулял по рынкам и улицам, пробуя разговорить случайных прохожих, продавцов в магазине, таксистов. Если бы он не умел правильно формулировать интересующие его вопросы, он бы просто не смог добыть нужную ему информацию. Чтобы успешно работать в команде Софья Шматова, интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence Я считаю, что люди в команде должны очень четко и адекватно оценивать свои возможности и возможности своих коллег: нет ничего постыдного в том, чтобы не знать чего-то, что знает коллега. Чем сильнее люди вокруг, тем сильнее становитесь и вы. Все это, конечно, происходит в условиях разумной конкуренции, но это не должна быть битва за место под солнцем, а именно органичное и слаженное функционирование команды как единого организма. В конце концов, бывают спортивные и неспортивные методы.
И первые — это про уважительное отношение каждого члена команды друг к другу, обмен опытом, помощь и поддержку. Безусловно, внутри любой команды есть явные и скрытые лидеры, есть мыслители и есть «делатели», есть те, кто хорошо выполняет механическую работу, и те, кто генерирует идеи, — в этом нет ничего страшного, главное, чтобы каждый находился на своем месте и понимал, что рядом с ним работает не меньший, а может быть, и больший профессионал, чем он сам. Чтобы суметь поставить себя на место другого человека Юлия Кондратьева, дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс. Практикуме» В 1979 году известный дизайнер Патрисия Мур в возрасте 26 лет отправилась в путешествие по США и Канаде в костюме, имитирующем возрастные изменения в организме. За три года Мур посетила 116 городов в 14 штатах и двух канадских провинциях, ее целью было исследовать проблемы, с которыми сталкиваются в повседневной жизни пожилые люди. В этом и состоит специфика профессии дизайнера и любого другого человека, который взаимодействует с пользователями, — искать простые решения для повседневных проблем.
Дизайнеры, например, проводят исследования о культурных различиях разных пользователей, потому что им важно делать свои продукты удобными для более широкого круга людей. Софья Шматова, интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence Невозможно, сидя за компьютером и почитывая соцсети, представить себе истинное лицо представителя своей целевой аудитории.
Эмоции — это наше психическое топливо. Развитый эмоциональный интеллект позволяет быть в тонусе, произвольно переключать эмоции и легко приходить в ресурсное состояние. Будучи в ресурсе, мы можем поддерживать себя в состоянии высокой продуктивности, не нарушая при этом условий самосбережения. Чем эмоциональный интеллект полезен человеку в отношении других? Он отвечает за гибкие навыки и определяет качество общения. Есть мнение, что soft skills в сегодня стали два раз важнее, чем hard skills. Собственно говоря, человеческие навыки — это то, что отличает нас от других живых организмов и от машин, поэтому так высоко ценится в цифровом мире. Развитый эмоциональный интеллект позволяет нам свободно устанавливать контакт, легко строить отношения и достигать своих целей без давления и манипуляций, просто приглашая людей к открытому разговору и сотрудничеству.
Кому нужен эмоциональный интеллект По прогнозам футурологов в среднесрочной перспективе мы увидим резкое увеличение спроса на услуги людей, умеющих работать с людьми. Материальные блага создаются людьми, машины лишь перемещают ценности, но не производят их. И во все времена умение создавать «роскошь человеческого общения» в коммуникации человека с человеком будет означать высокий класс сервиса, мастерство ведения переговоров, искусство заключения сделок. Эмоциональный интеллект нужен, прежде всего, людям, которые работают с другими людьми. Педагоги, медицинские работники, специалисты сферы обслуживания — именно для них коммуникативная экспертность образует базу профессиональный компетенций. И, безусловно, важнейшую роль эмоциональный интеллект играет в бизнесе, менеджменте и продажах. Предпринимателю он нужен, например, для того, чтобы эффективно выстраивать партнерскую сеть, взаимоотношения с клиентами, представителями государственной власти, СМИ и конкурентами. Здесь часто использую неформальные отношения, а они всегда представляют собой, как говорится, игру на тонких настройках, где важна психологическая компетентность. Использование навыков эмпатии и управления атмосферой коммуникации поможет бизнесмену договориться о выгодных для его бизнеса условиях сотрудничества. Руководителю эмоциональный интеллект необходим для раскрытия потенциала самого ценного ресурса организации — людей.
Разумное и уместное проявление эмоций первым лицом компании часто действует на коллектив сильнее, чем протокольные процедуры и административные меры воздействия.
Вы это делаете. Пример про других: вы приходите на собеседование, весь такой трам-пам-пам. Напротив сидит представитель компании, и он вам чем-то напоминает ослика Иа. Такой же сутулый, подавленный и умирающий. Вы это отмечаете про себя и принимаете какое-то решение. Кстати, какое? Сказать ему «Не грустите, уважаемый! Помните, что говорил Иа в таких случаях? Если им сказали «Ладно», они считают, что собеседник безоговорочно согласен.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
Фиксируя свои мысли на бумаге, вы сможете понять, какие события привели к тем или иным чувствам. Записывайте, как вы отреагировали. Записывайте все — ситуации дома и на работе, внезапные озарения, тревоги и планы. Спустя некоторое время вы обнаружите закономерности в вашем поведении. Отталкиваясь от них, вы начнете лучше понимать себя. Развивайте самосознание. Чтобы точно определить свои эмоции, регулярно спрашивайте себя: «Что я сейчас чувствую?
Это позволит со временем точнее определять ваши эмоции. Напоминайте себе, что эмоции постоянно меняются. Они не могут быть опорой для принятия важных решений. Развивайте самоконтроль. Вы должны стать выше раздражительности, срывов, уныния. Самоконтроль позволит вам сначала думать, а потом действовать.
Во время сторонних конфликтов не принимайте ничью сторону. Не ищите виноватого, если возникли трудности. Начните с себя. Развивайте эмпатию. Важно понимать проблему с позиции другого человека. Относитесь к людям с уважением и пониманием и это будет возвращаться бумерангом.
У индейцев есть мудрость: Не судите человека, пока не проходили две луны в его мокасинах. При любом недопонимании старайтесь ставить себя на место собеседника. Улучшайте мотивацию. Что может быть лучше, чем занятие любимым делом со страстью, находясь в потоке? Это путь к полноценной самореализации и счастливой жизни. Замечайте все моменты, когда вы думаете в негативном ключе.
Старайтесь в любой ситуации увидеть хотя бы маленький плюс. Отличным примером является персонаж книги Элинор Портер — девочка Поллианна. Ставьте перед собой цели, которые вас по-настоящему вдохновляют. Развивайте коммуникативные навыки. Один из важнейших аспектов эмоционального интеллекта — взаимодействие с людьми. Навыки общения позволяют понимать других, доносить свои идеи, убеждать.
Сюда же относится и невербалика. В любой сфере жизни неизбежны конфликты.
Анна Крючкова психолог, танатотерапевт Даже если в детстве какие-то навыки не получили развития, при необходимости человек во взрослом возрасте вполне способен восполнить этот пробел. Одним будет проще, другим сложнее, в какой-то степени на это могут повлиять некоторые индивидуальные особенности, например темперамент. Но если нет повреждений на уровне коры головного мозга и определённых заболеваний, овладеть этими навыками — вполне посильная задача. Константин Остер карьерный психолог, психотерапевт Саморефлексия и тренировка умения выделять, называть и отслеживать влияние собственных чувств на себя, на других постепенно позволит делать это быстро и почти на автомате. Тот, кто развивает EQ, меньше времени тратит на попытки договориться, донести свои идеи, настроить тёплые плодотворные отношения как раз потому, что умеет обращаться не только с разумом, но и понимает, какие эмоции испытает другой человек. Это сокращает количество ошибок и делает жизнь лучше.
Характерно, что всё больше людей понимают ценность таких навыков, а эмоциональный интеллект — это именно навык, который можно развивать тренировками. Как прокачать свой EQ Способов для прокачки эмоционального интеллекта множество: одни помогают лучше понимать себя и свои эмоции, другие тренируют навыки их выражения и общения. Опрошенные «Секретом» психологи посоветовали следующие работающие способы. Обращайте внимание на свои и чужие эмоциональные реакции. Фиксируйте и оценивайте эмоции, которые возникают в ответ на любые раздражители, будь то громкий звук, яркий свет или чужая речь. Осознавайте причины эмоций. Если вы реагируете — значит, произошедшее важно для вас. Задавайте себе вопросы: «почему я так реагирую» и «зачем мне эта эмоция нужна».
Возможно, ситуация затронула ваши глубинные ценности, и эмоция — просто способ напомнить о них. Задействуйте свое тело. Обращайте внимание на то, как ваш организм реагирует на разный эмоциональный фон, ищите закономерности. Например, регулярное изображение перед зеркалом различных эмоций с помощью мимики или одного только взгляда позволит вам быстрее считывать эти эмоции по лицам окружающих и более эффективно выражать собственные. Не подавляйте и не игнорируйте эмоции. Если всё держать в себе и не позволять себе проявлять негативные эмоции, вскоре вы можете потерять контакт с самими собой и перестать понимать, что вы на самом деле чувствуете. А ведь это губительно для личности. Вытаскивайте чувства из подсознания.
Для этого помогут различные практики, например «утренние страницы». Сразу после пробуждения можно сесть и записать всё, что приходит в голову, — сны, мысли, планы, стихи. Так вы очистите сознание и сможете потом отрефлексировать написанное. Учитесь слушать, наблюдать и спрашивать. Помимо того, что так ваша коммуникация автоматически улучшится, это поможет видеть чужие эмоциональные реакции и сопоставлять их с тем, что испытываете вы сами. Так вам будет проще проявить себя в роли хорошего, понимающего собеседника. Будьте дружелюбны. Другие люди — не враги, которых надо переиграть и от которых надо защититься, а потенциальные помощники, друзья, учителя, источники важной информации.
Вместо того чтобы обвинять и отталкивать их, вовлекайте их в решение ваших общих проблем. Практикуйтесь в своих реакциях. Если вы где-то сорвались из-за пустяка, обдумайте случившееся, придумайте лучшую реакцию и в следующий раз постарайтесь вести себя иначе. Так вы научитесь реагировать адекватно и не истощать себя негативными эмоциями. Собирайте фидбэк. Обратная связь от людей, с которыми вы общаетесь ежедневно, поможет посмотреть на себя их глазами и осознать, как вы проявляете свои эмоции вовне. Заручитесь поддержкой близких и попросите их вместе с вами отслеживать ваш прогресс. Ставьте себя на место собеседника.
Особенно это касается коммуникации в письменной форме, когда нельзя оценить чужое настроение и показать лицом дружелюбный настрой. Одна и та же фраза от коллеги, партнёра, мамы и начальника может восприниматься как обычное замечание, похвала или непрошеная критика. Прежде чем отправить сообщение, задайте себе вопрос, кто вы своему собеседнику и что от вас будет уместно. Позвольте себе не знать. Когда вы не понимаете, что кто-то имеет в виду, лучше не додумывать, а честно сказать: «Я тебя не понимаю.
Управление эмоциями По мнению Екатерины Егоровой — это уже высший пилотаж. Это значит не только понимать свои и чужие эмоции, но и контролировать их интенсивность, приглушать чрезмерно сильные, находить способ для их реализации — наиболее оптимальный как для себя, так и для других людей. Самоуправление помогает нам быть более гибкими и менее критическими в каких-то ситуациях. Когда мы осознали свои эмоции и приняли их, мы можем извлечь из них пользу, даже если эти эмоции сложные для переживания — например, страх или гнев. Екатерина Егорова уточняет, что не стоит называть такие эмоции «негативными»: «Когда всем эмоциям есть место, никакая из них не вытесняется, не под запретом, не оценивается как негативная. Негативных эмоций вообще нет, они все нам даны как сигналы о чём-то». Можно ли развить у себя эмоциональный интеллект? И первым делом стоит определить, нужно ли вам его развивать. Екатерина Егорова советует обратить внимание на главные признаки и сложности в этой сфере: «Например, вам трудно понять и контролировать свои эмоции. Или же сложно выстроить отношения с близкими и коллегами. Затрудняетесь в оценке? Попробуйте пройти тесты Люсина или Н. Шутте , они помогут разобраться в себе.
Разбираемся, как он работает, зачем нужен и как его развивать. Во-первых, признавать эмоции в себе и других «Да, я действительно огорчен! Во-вторых, понимать причины и последствия эмоций «Эта хандра из-за погоды или из-за курса валют? В-третьих, точно маркировать происходящее «Моя досада обусловлена растерянностью». В-четвертых, выражать эмоции социально приемлемым способом «В этом племени уволенные рвут на себе волосы». В-пятых, управлять своими эмоциями «Я постою на голове и все пройдет» , а также помогать другим людям справиться с чувствами «Я принес тебе чай и готов тебя выслушать». Почему бы вообще не забыть про все эти эмоции? Герой с волевым подбородком, который успешно действует, не испытывая ни страха, ни сомнений, — это миф. Без эмоций люди не смогут даже контрольную написать, да и вообще на нее не придут: незачем. Работы американского невролога Антонио Дамасио ясно показывают, что, отключив эмоции, человек и вовсе лишается способности принимать решения. По большому счету эмоция — это дополнительная информация. Если человек понимает, что с ней делать, то это сильно помогает в решении разных жизненных задач. Зачем это детям Родители, как правило, стараются сосредоточиться на развитии академических навыков. Считается, что детям важнее уметь производить арифметические операции с грибочками, чем вовремя догадаться, что кто-то сейчас заплачет. С этим готовы поспорить американские ученые, которые уверяют, что эмоциональная компетентность играет решающую роль в академическом успехе. И это объяснимо. Почти тридцать лет назад первопроходцы в изучении эмоционального интеллекта — Майер и Саловей — доказали, что чувственная сфера прямо влияет на внимание, память, способность к обучению, на умение общаться и даже на физическое и умственное здоровье. Психологи из Орегонского университета добавляют, что школьники с развитым эмоциональным интеллектом лучше концентрируют внимание, легче налаживают отношения в школе и более эмпатичны, чем их неподкованные товарищи.
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать себя и окружающих
Эмоциональный интеллект. Почему все говорят о его важности? | Что такое эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект – это умение человека определять эмоции, узнавать мотивы, настроения и желания как собственные, так и других людей. |
Что такое эмоциональный интеллект: объяснение простыми словами | Эмоциональный интеллект — это то, как человек ведет себя, а не то, как ему хотелось бы себя вести. |
Эмоциональный интеллект
Впервые об эмоциональном интеллекте (ЭИ) стали говорить в 1985 году. Таким образом, эмоциональный интеллект — это способность быть компетентным в человеческих контактах и понимать себя. Под EQ или эмоциональным интеллектом часто подразумевают понимание эмоций других людей, сопереживание и умение наладить контакт.
Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком
Самоуправление помогает нам быть более гибкими и менее критическими в каких-то ситуациях. Когда мы осознали свои эмоции и приняли их, мы можем извлечь из них пользу, даже если эти эмоции сложные для переживания — например, страх или гнев. Екатерина Егорова уточняет, что не стоит называть такие эмоции «негативными»: «Когда всем эмоциям есть место, никакая из них не вытесняется, не под запретом, не оценивается как негативная. Негативных эмоций вообще нет, они все нам даны как сигналы о чём-то». Можно ли развить у себя эмоциональный интеллект? И первым делом стоит определить, нужно ли вам его развивать. Екатерина Егорова советует обратить внимание на главные признаки и сложности в этой сфере: «Например, вам трудно понять и контролировать свои эмоции. Или же сложно выстроить отношения с близкими и коллегами.
Затрудняетесь в оценке? Попробуйте пройти тесты Люсина или Н. Шутте , они помогут разобраться в себе. Результаты не очень? Вот несколько шагов, которые вам помогут: Поиск мотивации Если вы чувствуете, что часто испытываете гнев, страх или обиду в стрессовых ситуациях, и хотите изменить свою реакцию, попробуйте найти в себе мотивацию измениться.
На рубеже XIX и XX веков исследователи начали проявлять повышенный интерес к интеллектуальным способностям человека. Были разработаны тесты, позволяющие определить уровень развития интеллекта и выразить его в виде численного значения — IQ Intelligence Quotient. На тот момент это казалось прорывом. Считалось, что по IQ можно судить, насколько успешным будет человек в карьере и в жизни. На практике оказалось, что высокий коэффициент интеллекта далеко не всегда гарантировал успех. В то же время люди с относительно невысоким IQ часто строили головокружительные карьеры, создавали успешные компании, становились популярными политиками, удачно обустраивали личную жизнь и имели большое количество хороших друзей. Изучая их способности, исследователи пришли к выводу, что им помогает другой вид интеллекта — эмоциональный. Для его измерения был введён новый показатель — EQ Emotional Quotient. Первым, кто исследовал практическую важность эмоций, был Чарльз Дарвин. В 1872 году он написал большую работу, описывающую проявления эмоциональности как важный фактор выживания и успешности в доисторическом обществе, а также в древних цивилизациях. Термин «эмоциональный интеллект» ввёл в начале 1960-х Майкл Белдок, опубликовав научную статью «Способность понимать эмоции в трех разных способах общения». Несколько позже, в 1980-х годах, в США и Европе начался расцвет теории эмоционального интеллекта. Ученые проводили исследования и посвящали этой теме огромные научные труды, считая это одним из важнейших открытий в психологии. Тогда же появилось основное количество тестов, позволяющих оценить эмоциональный интеллект человека. Составляющие эмоционального интеллекта Исследуя природу эмоционального интеллекта, ученые пришли к выводу, что он состоит из нескольких составляющих. Были предложены разные способы разделения, но наиболее точной и правильной на сегодняшний день считается модель Майера-Саловея-Карузо. Согласно данной модели, эмоциональный интеллект состоит из 4 составляющих: 1. Понимание собственных эмоций — ключ к тому, чтобы суметь взять их под контроль, значительно развить силу воли и избавиться от лени. Адекватное восприятие своих способностей помогает стать более решительным, перестать зависеть от окружающих и научиться лучше контролировать собственное поведение. Человек с высоким EQ всегда стремится к саморазвитию и самоактуализации. Здесь присутствует и обратная связь — непрерывно развивающийся человек повышает собственный EQ. Развитый эмоциональный интеллект позволяет человеку быстрее вливаться в новый коллектив, легче переносить стресс, принимать правильные решения, находясь под давлением обстоятельств. Почему эмоциональный интеллект так важен? В середине XX века ученые пришли к выводу, что высокий IQ не гарантирует успеха в жизни. Даже карьера у обладателей высокого интеллекта не всегда складывается удачно, а в общении они часто демонстрируют заметную социальную «неуклюжесть». Наверняка и среди ваших знакомых есть люди с выдающимися интеллектуальными способностями, которые легко решают технические задачи, но постоянно попадают в неловкие ситуации и выглядят глупо в обычной жизни. Если вы сами являетесь таким человеком, вам не нужно объяснять, почему эмоциональный интеллект так важен. Противопоставление эмоционального интеллекта обычному — популярная тема для шуток в фильмах и сериалах.
Подбирайте названия для эмоций своих и чужих Наша повседневная жизнь состоит из множества эмоций — приятных или не очень. Мы можем чувствовать радость или подавленность, но обычно не утруждаемся тем, чтобы точно понять, что испытываем в данный момент. А ведь это отличное упражнение на развитие эмоционального интеллекта. Учитесь идентифицировать свои и чужие эмоции, называя при этом слово, наиболее точно описывающее их. Постепенно вы научитесь тонко различать радость, счастье, восторг, облегчение, удовлетворение, приятное предвкушение и множество других положительных эмоций. Разумеется, нужно тренироваться и с отрицательными эмоциями. Тревога, страх, гнев, обида, опустошенность, разочарование, раздражение — их тоже довольно много. Научившись их различать, вы сможете лучше понимать себя и окружающих. Ставьте себя на место других людей Мы часто злимся, раздражаемся или расстраиваемся, если человек ведёт себя не так, как нам хочется. Но у каждого поступка есть свои причины. Поэтому в следующий раз вместо недовольства попытайтесь поставить себя на место расстроившего вас человека и понять, чем он руководствовался, что чувствовал и чего хотел, когда совершил не понравившийся вам поступок. Возможно, он был расстроенным или уставшим. А может, прямо сейчас он сильно о чем-то переживает, и ему только вашего осуждения не хватает «для полного счастья». Расширяйте кругозор Чем меньше человек интересуется окружающим миром и чем слабее понимает его многообразие, тем ниже его эмоциональный интеллект. Поэтому кругозор необходимо расширять всеми доступными способами: читать книги и мемуары, интересоваться новостями науки и последними технологическими достижениями, путешествовать и общаться с разными людьми, уделять время саморазвитию и самообразованию. Даже просмотр новых фильмов помогает расширить кругозор. Старайтесь думать на 2 шага вперёд Люди с высоким EQ отличаются хорошей способностью планировать действия и следовать намеченному плану. Причинно-следственная связь здесь действует в обе стороны, поэтому привычка продумывать свои действия и их последствия развивает эмоциональный интеллект. Расставляйте приоритеты, распределяйте ресурсы, стройте долгосрочные стратегии во всём: в работе, в отдыхе, в общении, в семейных делах. Регулярно размышляйте о том, как можно в ближайшей перспективе добиться улучшений в важных сферах жизни. Ломайте привычные паттерны поведения Существует немало типичных паттернов поведения что такое паттерн? Попробуйте не ссориться и не устраивать скандалы, когда вам кажется, что обстоятельства буквально обязывают к этому. Старайтесь больше слушать и меньше говорить, научитесь чувствовать, когда человек хочет выговориться, и позволяйте ему сделать это. Будьте готовы помогать и помогайте, едва у вас попросят помощи. Учитесь быть внимательнее ко всему, всегда и везде. Не пренебрегайте также такими способами развития эмоционального интеллекта как психологические тренинги и общение с психотерапевтом. Для жителей Европы и США сеансы психотерапии — нормальное явление, но в нашей культуре это пока не очень популярно. Однако пренебрегать данной возможностью не стоит, ведь это самый мощный инструмент для самопознания.
Юля Максина: — Существует много тестов, которые помогают оценить уровень эмоционального интеллекта, но у них есть одна проблема: если во время теста человек говорит, что поступит определенным образом, это не значит, что в реальной жизни он сделает так же. Эмоциональный интеллект — это то, как человек ведет себя, а не то, как ему хотелось бы себя вести. Поэтому мне нравится метод включенного наблюдения, который можно использовать в диагностической игре. Включенное наблюдение — это метод, при котором исследователь взаимодействует с участником, чтобы глубже понять его реакции. А диагностическая игра — это разные типы заданий, вопросников, тестов и симуляций, с помощью которых психолог и другие специалисты оценивают личностные качества или навыки человека. Если мы говорим об эмоциональном интеллекте, то можно определить, как человек реагирует на различные эмоциональные ситуации, как взаимодействует с другими во время конфликта или справляется с эмоциями в стрессе. Так оценка происходит на практике, в реальных ситуациях, а не только на основе ответов на вопросы в тестах. Как эмоциональный интеллект помогает в работе Работа с человеком, у которого развит эмоциональный интеллект, комфортная и эффективная. Сотрудник с развитым эмоциональным интеллектом легче справляется со стрессовыми ситуациями и принимает взвешенные решения, так как он умеет распознавать свои эмоции и не идти у них на поводу. Такой человек умеет работать в команде: например, может заметить, что коллега испытывает трудности, и не критиковать его, а поддержать и помочь. Он умеет разрешать конфликты, так как способен воспринимать другую точку зрения и контролировать реакции. А эмоционально интеллигентные лидеры более убедительны, так как они понимают, какие эмоции вызывают их слова и действия у других. Они умеют мотивировать и вдохновлять команду. Женя Венина: — Эмоциональный интеллект помогает превратить группу сотрудников в команду. В компаниях, где руководство использует директивные методы управления, каждый человек делает только то, что ему говорят, но не понимает связи между собой и другими сотрудниками. Директивный метод управления проще, но управление через эмпатию приносит больше результатов с меньшими усилиями. Чтобы превратить группу в такую команду, нужно построить в ней доверие. Для этого нужно понять и проговорить потребности каждого человека, потому что они — основа его мотивации.