Новости блудный сын картина

Картина «Возвращение блудного сына» представляет собой уникальную интерпретацию известной библейской притчи. В главном музее Петербурга объявили победителей Всероссийского творческого конкурса живописи и ремесла среди осуждённых: в этот раз участники представили картины по мотивам «Возвращения блудного сына» Рембрандта.

«Возвращение блудного сына» — почему картина Рембрандта никого не оставляет равнодушным?

В Атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа представили картины осуждённых по мотивам «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Эту мультимедийную инсталляцию, вдохновившись эрмитажной картиной «Возвращение блудного сына» Рембрандта, создал режиссер Александр Сокуров. Сюжет о блудном сыне Рембрандт воспроизводил в рисунках и офортах, в картине «Блудный сын в таверне» 1637 года. Картина «Возвращение блудного сына» описывает рассказанную в Новом Завете притчу о блудном сыне и является одним из достойнейших произведений великого. И все-таки главной картиной Глазунова останется «Возвращения блудного сына» (1977), на который мальчик в джинсах припадает к рукам русского святого.

Слово в образе. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына»

Блудный сын. 15 картин Альбрехта Дюрера, Бартоломео Эстебана Мурильо, Василия Кузьмича Шебуева, Генриха Семирадского, Гюстава Доре, Иеронима Босха, Лионелло Спада, Николая Лосева, Помпео Ботрима и др. Рембрандт Харменс ван Рейн – Возвращение блудного сына ок1662. Сюжет картины «Возвращение блудного сына» не имеет прямого отношения к предыдущим наброскам, но именно в нее вложил Рембрандт весь свой творческий опыт и едва ли не самое главное из жизненного опыта.

Рембрандт. Возвращение блудного сына

В образах склонившегося старика и его коленопреклоненного сына живописец выражает сложнейшую гамму чувств: раскаяние и милосердие, безграничную любовь к своему ребенку и горечь позднего прозрения. В картине «Возвращение блудного сына» психологический талант Рембрандта раскрылся в полной мере, ведь в нее он вложил весь свой творческий опыт.

Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, с бритой головой каторжника стоит блудный сын на коленях и прячет лицо на груди старика. Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий. А отец, склонившись к "бродяге", с бережной нежностью прижимает его к себе. Его старческие, нетвердые руки ласково лежат на спине сына.

Эта минута по своему психологическому состоянию равна вечности, перед ними обоими проходят годы, проведенные ими друг без друга и принесшие столько душевных мук. Кажется, что страдания уже настолько сломили их, что радость встречи не принесла облегчения. Встреча отца и сына происходит как бы на стыке двух пространств: вдали угадывается крыльцо и за ним уютный отцовский дом. Перед картиной подразумевается и незримо присутствует безграничное пространство исхоженных сыном дорог, чуждый и оказавшийся враждебным к нему мир. Фигуры отца и сына составляют замкнутую группу, под влиянием охватившего их чувства они как бы слились воедино. Возвышаясь над коленопреклоненным сыном, отец мягкими движениями рук прикасается к нему.

Его лицо, руки, поза - все говорит о покое и счастье, обретенные после долгих лет мучительного ожидания. Лоб отца как бы излучает свет, и это самое светлое место в картине. Ничто не нарушает сосредоточенного молчания. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще, фигура которого как бы связывает главных действующих лиц с окружающими их людьми. Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади.

Взор его широко открытых глаз говорит о том, что и он проникся всей важностью и серьезностью момента. С искренним сочувствием смотрит на отца и сына стоящая поодаль женщина. Трудно сказать, кто эти люди. Может быть, Рембрандт и не стремился к индивидуальной характеристике присутствующих, так как они служат лишь дополнением к главной группе. Рембрандт долго и настойчиво искал фигуру блудного сына, уже в прототипах многочисленных рисунков и эскизов угадывается блудный сын. На картине он - едва ли не единственный в классической живописи герой, полностью отвернувшийся от зрителей.

Да вот только загвоздка в том, что любой талант не есть наш собственный — он Божий, а мы лишь пользуемся им, либо транжиря его, либо употребляя во благо. Но так не может продолжаться вечно — силы отпавшего от Бога человека ограничены. И вместе с попыткой создать безбожное общество на протяжении всего исторического бытия совершается другой процесс — поиски Бога как единственного Источника Жизни и подлинного её смысла. Так возникла религия. В ней человек пытался найти ответы на самые важные вопросы своего бытия. Найденные в различных религиях ответы большей частью оказывались неверными, но уже само наличие такого поиска говорит о том, что человек стремился домой. И видя это, Господь выходит ему навстречу — в лице Сына Божьего, Который воплощается, принимает человеческую природу и создает все условия для спасения каждого. А вот здесь прослеживается уже второй уровень восприятия притчи о блудном сыне — личностный.

Притча воспроизводит схему человеческого грехопадения и человеческого же покаяния, а самое главное — образ Бога, и характер Его участия в этом процессе. Для святых отцов Востока грех — это не столько нарушение Господних заповедей, сколько некая направленность нашей воли, которая вместо соподчиненности воле Божьей уклоняется от нее и тем самым впадает в противоестественное состояние. Человек думает, что творит себе добро и благо, но на самом деле совершает зло и еще больше уклоняется от Творца. В итоге грешник становится похож на евангельского блудного сына, который вместо сознательного приобретения новых жизненных навыков и умножения отцовского наследства попросту спускает его на ветер и в итоге остается ни с чем. В принципе, человек может и не видеть своего падения, а греховная жизнь может казаться ему нормальной. Однако в случае духовного прозрения его дальнейшее действие только одно — рвать с темным прошлым и возвращаться домой, к Отцу. Это и называется покаянием. Но оно не может быть настоящим, если, возненавидев грех, мы не делаем ничего, чтобы избавится от него.

Только подражанием блудному сыну, который решительно пошел навстречу своему родителю, можно добиться того, что грех постепенно покинет сердце, уступив место исцеляющей благодати. Как и отец из притчи, Бог, уважая нашу свободу, не задерживает нас, когда мы уходим от Него. Но точно так же, Он всегда готов и принять нас обратно. Более того, Бог никогда не укоряет за прошлые ошибки и готов принять каждого в том виде, в каком человек приходит к Нему. Главное — сокрушение, главное — искренность и жгучее желание разорвать старые греховные путы… Остальное Господь сделает Сам — важно только вернуться и припасть к Его ногам, как это сделал блудный сын. Вместе с тем, Христос в Своем рассказе не останавливается только на отношениях непутевого сына и отца. Третий главный герой — старший сын, который остался верен отцу, но возмутился его великодушием.

Вторая часть притчи — о том, как это падение на самое дно вдруг отрезвляет грешника. Мурильо, Бартоломе Эстебан. Блудный сын в нищите Сначала он сознает нелепость своего положения: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода» Лк. Просто по собственной глупости, бесчувственности. Затем приходит осознание: он не просто поступил необдуманно, но «согрешил на небо» и пред родителем. Юноша принимает решение отправиться к отцу с покаянием. Он не видит себя достойным вновь стать сыном того, от кого сам же отрекся, но надеется хотя бы стать «наемником», слугой. Дальше происходит неожиданное: оказывается, отец все это время ждал, надеялся на покаяние чада. Увидев его издали, он, престарелый, бежит навстречу, обнимает со слезами, даже не дослушивает давно заготовленные слова: «Отче! Возвращение блудного сына. Бартоломе Эстебан Мурильо 1617-1682 1670 г Холст, масло 236. Она уже не о прощенном грешнике. Речь о его старшем брате, все это время прилежно трудившемся. Вот и теперь, возвращаясь с поля под вечер, он с некоторым недоумением слышит радостное пение, клики, и узнает: брат вернулся и… удостоился даже пира в свою честь! Жгучая, так по-человечески понятная обида праведно, честно живущего человека, не дает ему разделить радость отца. Осуждать ли этого юношу? Многие толкователи считают: да, его чувства не чисты. Здесь зависть, злость, осуждение брата… Но — положа руку на сердце — не случалось ли почти каждому из нас переживать подобное состояние? Точно ли мы — праведнее старшего брата? Заметим: отец не осуждает его: он лично выходит из дома, уговаривая сына войти на пир; а на слова обиды, гнева — не сердится, но… объясняет: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» Лк. Христос ничего не говорит, примирились ли братья, также ни слова — о том, какой оказалась потом судьба покаявшегося грешника. Все это оставлено на размышление слушающих. Основная мысль Конечно, это не история отца и сыновей — но образ отношений человека, удалившегося от Творца, и Бога, ожидающего его покаяния. Об этом очень точно сказал прп. Паисий Святогорец: «Когда человек делает один шаг к Богу, то Бог навстречу ему делает тысячу шагов». Принципиально важно: сын лишь «пришел в себя», лишь начал путь к отцу — а тот буквально бежит ему навстречу.

«Возвращение блудного сына» — последняя картина Рембрандта как отражение личной трагедии художника

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Встал и пошел к отцу своему.

И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой!

Описание Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему. В отличие от своих предшественников Дюрера и Луки Лейденского, изобразившего блудного сына пирующим либо в беспутной компании, либо со свиньями, Рембрандт сосредоточился на сути притчи — встречи отца и сына и прощении. На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек.

Бритая, будто у каторжника, голова и потрёпанная одежда свидетельствуют о падении.

Воротник хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены, одна упала, когда сын становился на колени. Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его. Через жест этих рук, прощающих и поддерживающих, Рембрандт повествует о раскаянии и прощении.

Картина — классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центральной оси картины для раскрытия основной идеи произведения. Такой прием смещения является типичным приемом для искусства барокко, где композиционный центр находится почти у самого края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения для достижения наибольшей выразительности сюжета.

Оборванец на картине наполовину разут. В этом усматривают параллель с эпизодом из Книги Исхода, когда Бог говорит Моисею, созерцающему неопалимую купину: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» Исх. Таинство исповеди в грехах и божественного прощения — тоже «территория» священного. Руки отца. Кисти рук выглядят по-разному: левая, более грубая и мускулистая, — «мужская», изящная правая — «женская». Католический богослов Хенри Науэн полагал, что это неслучайно.

По его мнению, персонаж символически соединяет в себе оба вида родительской любви, отцовскую и материнскую, поскольку это образ Бога. Фигуры на заднем плане. Вероятно, это слуги отца. На более ранних офорте и рисунках Рембрандта на ту же тему домочадцы заняты делом: забивают тельца, несут оборванному юноше богатые одежды. На картине все обитатели дома застыли, созерцая момент воссоединения отца с сыном. С помощью освещения Рембрандт в своей типичной манере выделяет главных героев этой истории: старика и двух его детей.

Мало кто ожидал увидеть сюжет о ведьмах. А масштабное полотно Йорданса, написанное совместно с Паулем де Восом, этот огромнейший натюрморт, который впечатляет практически каждого? Все очень по-разному, но очень живо реагировали на эту картину. Да и это просто очень красиво. XVII век, и всех волнует, как это все сохранилось до сих пор. Интересна в то же время повседневность, какие-то обычные, даже бытовые сюжеты, позволяющие современному зрителю заглянуть в глубь веков и увидеть историю жизни в те времена. Особенно с помощью произведений Тенирса Младшего — его картины составляют один из залов, который больше всего задерживает поток посетителей.

Все внимательно рассматривают героев его произведений — играющих в шары, празднующих, олицетворяющих жизнь прошлого. Посетители внимательно изучали картины, что-то искали, удивлялись. Так произведение взаимодействует с посетителем — они реалистичны и понятны ему. Каждый посетитель, безусловно, получил на этой выставке совершенно особенный опыт. Один, например, мог почувствовать себя настоящим исследователем, стоять подолгу у картин, выискивать, высматривать на них какие-то детали. Другой мог подойти к каталогу, познакомиться с заинтересовавшим его произведением более подробно. Можно было взять аудиогид или принять участие в экскурсии.

Некоторые просто ходили и впечатлялись. Помню, видела в залах двух прекрасных девушек, которые шли без аудиогида, по-моему, даже не совсем понимали до конца, куда они вообще попали, но как же они искренне всем восторгались, охали и ахали у каждой картины! И это тоже хорошо. Любое взаимодействие с вещью, приход в музей, на выставку — это уже замечательно. Хотя опыт каждый может получить и совершенно разный. Если же говорить о курьезах, то, как ни странно, ничего такого на этой выставке не случилось. Мы даже на днях с коллегами об этом говорили, пытались что-то вспомнить, но увы… Хотя вот у Тенирса Младшего на его «Крестьянской свадьбе» в числе всей большой толпы изображен мужчина, облокотившийся на бочку таким образом художник высмеивал грех пьянства , и у него головой убор таким красным мазком написан.

И некоторым посетителям казалось, что там должно быть лицо изображенного героя, и они предполагали, что кто-то нанес краску, испортил картину. Обращались к смотрителям и говорили о том, что здесь что-то не то. В целом выставка отработала в обычном режиме, все было хорошо. Устно многие говорили, что если бы подобный проект проходил в Москве и был так же построен, как мы его сделали здесь, в Казани, к нам бы стояли многокилометровые очереди. На самом деле, очередь в музей — это не совсем хорошо. Музей должен делать все возможное, чтобы посетителю было комфортно и он мог максимально быстро пройти к экспозиции. Что касается отзывов, то за год работы мы собрали три тома — такие книги мы всегда храним и очень ценим.

Третий закончился еще в декабре, и сейчас там отзывы пишут чуть ли не на полях и где находят пустое место. В основном, конечно, очень положительные отзывы. Ведь у вас многие картины сопровождали еще и запахи.

Возвращение блудного сына картина Рембрандта

Другой пример, точнее вопрос - отношение старшего брата, стоящего в стороне, справа на некотором возвышении. Историками искусства оно трактуется совершенно по-разному. Одни видят в его прямой осанке, скрещенных руках и выражении лица немую укоризну, осуждение; другие, напротив, считают, что единым цветовым решением плаща старшего брата и накидки отца Рембрандт подчеркнул общее, солидарное принятие непутевого брата. Вне сомнений только главный смысл, который вложил Рембрандт в эту свою позднюю работу.

Она об истинной любви, что долготерпит и милосердствует, «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит», о том, что каждый вправе надеяться на бесконечное милосердие Бога, прощающего своих детей. В католической церкви есть такая традиция: один раз в 25 лет объявляется юбилейный Год Милосердия, когда в католических храмах распечатывают замурованные Святые двери, символизируя полное отпущение грехов индульгенцию. Святая дверь имеется в каждом крупном католическом храме, на протяжении 24 лет она остается замурованной и распечатывается только в Юбилейные годы.

Таким был 2000 год. В 2015 году римский папа Франциск объявил внеочередной Юбилейный год Милосердия. Полотно Рембрандта стало еще одним символом, фрагмент которого отчеканили на медали, выпущенной в январе 2016.

Медаль, выпущенная к внеочередному Юбилейному году Милосердия. Реверс Директор музеев Ватикана Антонио Паулуччи назвал шедевр картиной тысячелетия. В годы войны фонды Эрмитажа эвакуировали за Урал.

В его взгляде и жестах нет осуждения. Лицо старшего брата выражает неодобрение и определенную тоску, из-за того, что он вынужден согласиться с решением отца и принять младшего брата обратно. Молодой человек сидит на стуле и сочувственно смотрит на сцену, которая разворачивается перед ним. Женщина на заднем плане — возможно, служанка, выступает одним из второстепенных персонажей, которые усиливают связь зрителя с главной сценой. Женщина, обнимающая колонну, может быть также служанкой или матерью блудного сына. Чтобы усилить драматизм события, художник использует насыщенный цвет и светотень. Его визуальные инструменты — глубина тьмы и сияние света.

Мне нравится190 Не нравится44 Сцена иллюстрирует финальную и кульминационную точку библейской притчи — момент возвращения домой неблагодарного сына и его прощение отцом. Подобно патриарху Ветхого Завета, отец возлагает руки на плечи бритого, одетого в поношенную одежду кающегося сына. Акт прощения становится благословением почти сакраментального достоинства. Расположение фигур, отсутствие движения, тусклый свет, теплота и гармония цветовой палитры с использованием охры, золотисто-оливкового и алого цвета — все это способствует необычайному чувству тишины и прощению, которое почти осязаемо.

Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения , который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений» [1]. Бритая, будто у каторжника, голова блудного сына и его потрёпанная одежда свидетельствуют о падении. Воротник хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены, причем трогательная деталь — одна упала, когда сын становился на колени.

В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом. Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств позднее холст был надставлен внизу [2] , но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына. Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке» [1]. Событие заставляет по-разному реагировать участников сцены. Второстепенные персонажи[ править править код ] Женщина в левом верхнем углу Помимо отца и сына на картине изображены ещё 4 персонажа. Это тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном фоне, но кто они такие — остаётся загадкой. Некоторые называли их «братьями и сёстрами» главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена.

Сотрудник Эрмитажа Ирина Линник считает, что полотно Рембрандта имеет прообраз в гравюре на дереве Корнелиса Антониссена 1541 год , на котором коленопреклоненный сын с отцом также изображены в окружении фигур. В небесах на гравюре на греческом, иврите и латыни написано «Бог».

Среди этих загадочных фигур особенное внимание исследователей привлекает последняя. Мы видим человека в плаще с дорожным посохом. Быть может, это какой-то странник, который прекрасно понимает, сколько мучений пришлось пережить «блудному сыну». Есть предположение, что это может быть тот самый старший сын.

Вот только в Евангелии указано, что он был на поле, когда узнал о возвращении младшего брата. Согласитесь, в такой одежде человек вряд ли отправился бы на поле. Самой интересной из версий о второстепенных персонажах «Возвращения блудного сына» мне кажется вариант с переходом времени. Согласно ему, мужчина и юноша в берете, находящиеся рядом — это те же самые отец и сын, но изображены они ещё до ухода блудного сына из дома. Если так, то само полотно изображает два хронологических плана. Если же говорить о картине, то это далеко не единственная работа Рембрандта, посвящённая данной притче.

В 1635 году он написал картину «Блудный сын в таверне», где показал развлечения молодого человека, которые и стали причиной его бедности. Что же касается «Возвращения», то его датировка остаётся спорной. Многие исследователи считают, что эту картину Рембрандт написал уже в конце жизни, открыв свои самые сокровенные мечты. Возможно, мужчина и юноша в берете, находящиеся рядом — это те же самые отец и сын, но изображены они ещё до ухода блудного сына из дома На склоне лет Рембрандту суждено было познать все горести жизни. В «Возвращении блудного сына» он выразил не только собственное видение библейской истории, но и самые заветные однако несбыточные мечты. К тому времени Рембрандт потерял жену, сына, невестку.

"Возвращение блудного сына" Рембрандта

Опись была краткой: «три поношенных фуфайки, восемь носовых платков, десять беретов, принадлежности для написания картин, одна Библия». Рембрандт, автопортрет 1665 Жизнь крестьянина Рембрандта ван Рейна, которого возвысил над происхождением его гений, можно сравнить с переменчивой морской стихией. В ней были триумф и величие, слава и богатство, настоящая любовь и колоссальные долги, травля, банкротство, презрение, нищета. Фантастическая техника, выразительный и острый язык полотен покоряли современников. Рембрандт — новатор. Не случайно у него было много учеников, поклонников, и еще больше завистников. Его авторитет был непререкаем в пору расцвета творчества и превращен в ничто дикой завистью коллег по цеху после разорения амстердамского живописца. Безусловно, переменчивая мода сыграла тут не последнюю роль. Многие из его подмастерьев, встав на ноги, отвернулись от Рембрандта и презрительно за глаза называли «старым колдуном».

Одинокий, пережившей смерть двух любимых женщин, дорогого сердцу сына, невестки, оставленный учениками, осмеянный обществом, не помнящий себя в последний год своей жизни, он погружён в работу так же, как в пору своей славы. Живопись для Рембрандта всегда была другим, потусторонним мир, в котором только и может существовать мысль и слово. А его творчество — длинное и глубокое размышление. В том числе над Библией. Настольной книгой Рембрандта. Библейский сюжет всегда интересовал художника, как будто он находил для себя в этом не только тему для живописи, но и утешение для мятущейся души. Поначалу это были небольшого формата офорты гравюры на металле — ред. Они могли быть как эскизами будущих картин, так и самостоятельными работами.

Кстати, гравюры Рембрандта пользовались у заказчиков и ценителей искусства невероятной популярностью. Гравюры, выполненные в технике сухой кисти рисунок процарапывается твердой иглой непосредственно на металлической доске, а не на слое кислотно-упорного лака, как в офорте с удовольствием скупались самые знаменитые «Христос, исцеливший больных», «Се Человек», «Христос в Эммаусе» и приносили Рембрандту серьезный доход. Это удивительно еще и потому, что в тогдашней протестантской Голландии, картины с религиозным сюжетом уже не были популярны. Рембрандт был чуть ли не единственный из голландских живописцев, кто обращался к ключевым сюжетам Священного писания. Конечно не только в офортах, в больших полотнах также. Она была написана в год его смерти, и стала вершиной проявления его таланта. И что же еще мог написать Рембрандт кроме темы, которая рефреном звучала всю его жизнь?

Позволь, да твое приумножу богатство, Ты плачешь над грешным, а я негодую, Мечом укреплю я свободу и братство, Свирепых огнем научу поцелую.

Весь мир для меня открывается внове, И я буду князем во имя Господне… О счастье! О пенье бунтующей крови! Отец, отпусти меня… завтра… сегодня!.. Как розов за портиком край небосклона! Как веселы в пламенном Тибре галеры! Цветов и вина, дорогих благовоний… Я праздную день мой в веселой столице! Но где же друзья мои, Цинна, Петроний?.. А вот они, вот они, salve amice.

Второстепенные персонажи в правой части картины Две фигуры на заднем плане, расположенные в центре судя по всему, женская, возможно — служанка или ещё одна персонифицированная аллегория; и мужская , труднее поддаются отгадке. Сидящий молодой человек с усами, если следовать сюжету притчи, может быть вторым, послушным братом. Существует предположения, что на самом деле второй брат — это предыдущая «женская» фигура, обнимающая колонну.

Причём, может быть, это не просто колонна — по форме она напоминает столп Иерусалимского храма и может вполне символизировать собой столп Закона, и то, что праведный брат за ней прячется, приобретает символическое звучание. Внимание исследователей приковывает фигура последнего свидетеля, расположенная в правой части картины. Она играет важную роль в композиции и написана почти так же ярко, как основные действующие лица.

Его лицо выражает сочувствие, а надетый на него дорожный плащ и посох в руках наводят на мысль, что это, также как и блудный сын, одинокий странник. Израильская исследовательница Галина Любан [4] считает, что этот образ связан с фигурой Вечного Жида. По другим предположениям — именно он старший сын, что не совпадает с возрастной характеристикой новозаветного персонажа, хотя он также бородат и одет, как отец.

Впрочем, эта богатая одежда — также опровержение версии, поскольку согласно Евангелию, услышав о возвращении брата, он прибежал прямо с поля, где, вероятней всего, был в рабочей одежде. Некоторые исследователи усматривают в этой фигуре автопортрет самого Рембрандта. Флейтист Существует и версия, что две фигуры в правой части картины: юноша в берете и стоящий мужчина — это те же самые отец и сын, которые изображены на другой половине, но только до ухода блудного сына из дома навстречу кутежам.

Таким образом, полотно как бы совмещает два хронологических плана. Высказывалось мнение, что эти две фигуры — изображение мытаря и фарисея из евангельской притчи [5].

В голландском языке есть идиома «продать очки», означающая обмануть кого-то. Видимо, именно к ней и отсылает Рембрандт, подчеркивая возможность обмана замысловатой одеждой продавца. Такая одежда в XVII веке ассоциировалась с лицедеями, людьми ненадежными, склонными к различным махинациям и шарлатанству. Судя по картине, торговец собирается продать очки совершенно слепым людям. Любопытная деталь: рентгеновское исследование картины показало, что изначально на ней была изображена обнажённая женщина «Автопортрет», 1629. Художественный музей Индианаполиса Автопортрет из музея Индианаполиса — один из самых ранних.

Наклон головы и открытый рот создают впечатление, что художник застигнут врасплох, возможно, на полуслове, что придает картине очаровательное ощущение непосредственности. Маурицхейс, Гаага 31 января 1632 года голландский хирург и анатом Доктор Николас Петерсзоон по прозвищу Тульп Тюльпан провел в Амстердаме лекцию о мышечных сухожилиях в руках человека, используя для демонстрации труп Адриаана Адриаанса, который в свое время тяжело ранил в Утрехте тюремного охранника, а в Амстердаме избил и ограбил человека, за что и был повешен и передан для публичной аутопсии амстердамской гильдии хирургов. Художнику была поставлена задача подготовить портрет доктора вместе с его коллегами, и с этой задачей он, безусловно, справился. Помимо доктора Тульпа на картине изображены семь членов Гильдии хирургов, каждый из которых заплатил немалую сумму, чтобы его включили в картину. Полотно подписано: Rembrandt f[ecit] 1632, что тоже любопытно, ведь художник впервые подписывает картину своим именем, а не инициалами RHL Рембрандт Харменс из Лейдена , что можно рассматривать как признак его растущей известности. Почти два столетия картина провисела в Весовой Палате Амстердама. В 1817 году директор Рейксмузеума Корнелис Апостол обратился к властям с предложением переместить картину из сырого, плохо подходящего помещения в Рейксмузеум. В результате его усилий в 1828 году она была продана в собственность Королевства Нидерландов.

Финансирование сделки было осуществлено в том числе и за счет продажи картин из Рейксмузеума. Однако старания Апостола оказались напрасными. Король Вильям I решил, что «Урок анатомии» будет находиться в Гааге, в основанном в 1822 году Маурицхейсе. Государственный Эрмитаж «Саския в образе Флоры» отражает настроение Рембрандта в самый счастливый период его жизни, вскоре после переезда из Лейдена в Амстердам. Художнику улыбалась удача, его слава росла, он был молод, влюблён и только что отпраздновал свадьбу с Саскией ван Эйленбюрх. Одетая в роскошный старинный костюм, украшенная пышным венком, с жезлом в руке, молодая жена художника Саския-Флора стоит, чуть склонив голову и обратив к зрителю свое юное лицо. Она выглядит немного смущенной той ролью, которую играет по воле мужа, и это придает её образу еще большую искренность.

Рембрандт «Возвращение блудного сына»

Возвращение блудного сына, 1669 г. Фрагмент картины Рембрандт Харменс ван Рейн. В главном музее Петербурга объявили победителей Всероссийского творческого конкурса живописи и ремесла среди осуждённых: в этот раз участники представили картины по мотивам «Возвращения блудного сына» Рембрандта. “Блудного сына” Рембрандт написал за несколько месяцев до смерти. На картине Рембрандта изображен блудные сын, который за время своих похождений промотал абсолютно всё, полностью растратил свое наследство и впал в нищету и отчаяние. Подходящее пособие — картина «Блудный сын», не самая насыщенная событиями и не кишащая диковинными персонажами, но одна из наиболее структурно выверенных и доступных для прочтения поздних работ Босха. «Возвращение блудного сына» мастер написал почти сразу после ужасной трагедии, постигшей его.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий