Российская академия наук (здание Академии наук в Петербурге). 25 июля 1925 года Российская академия наук получила название Академия наук СССР. О судьбе Российской академии наук, об исторической роли президентов и их участии в развитии главной научной организации страны и ее переломных моментах беседуем с директором Архива РАН в 2013–2018 гг. Виталием Юрьевичем Афиани.
Этот день в истории: 1724 год — по указу Петра I учреждена академия наук
Первый «электрический автомобиль» 13 апреля 1902 года в Санкт-Петербурге были проведены испытания первого в России троллейбуса. Троллейбус обкатывался на опытной трассе во дворе фабрики на Чехова, 10. Только через 35 лет в Москве появились первые троллейбусные маршруты. Здесь проводились финальные матчи Кубка Англии, пять финалов Кубка европейских чемпионов, матчи летних Олимпийских игр 1948 года, чемпионат мира по футболу 1966 года, чемпионат Европы 1996 года и многочисленные концерты. Стадион был открыт королем Великобритании Георгом V к выставке Британской империи 1924 года, предполагалось, что по ее окончании он будет разрушен, но затем его решили сохранить. Стадион закрыли в 2000-м, снесли тремя годами позже, после чего на его месте началось строительство нового «Уэмбли». В 1967 году команда отправилась в промотур альбома Between the Buttons, музыканты решили дать концерт в Москве, но власти не дали разрешения. В итоге музыканты выступили в Варшаве в Зале конгрессов на 2 700 мест.
Формально это были отдельные учреждения, но и в состав членов академии, и в преподавательский штат университета входили одни и те же люди то есть новая академия должна была совмещать функции научного исследования и обучения. Каждый академик должен был составить учебное руководство в пользу учащегося и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета.
Академик должен был приготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причем Петр выразил желание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». В определениях Академии и Университета Петр I проводил четкое разграничение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют». Во-вторых, академия представляла собой государственное учреждение в отличие от частных и общественных западноевропейских , которое финансировалось за счёт государственной казны, а её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Обязанности, возлагаемые на академиков профессоров , были разнообразными: следить за научной литературой и составлять по своей специальности сводки научных результатов, участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии, давать научные справки и проверять предлагаемые Академии новые открытия, составлять для студентов курсы по своей науке, а также читать лекции. Махаев, Г. Гравюра на меди «Проспект вниз по Неве реке между Зимним ея императорского величества домом и Академией наук» Санкт-Петербург. Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве. Его проектирование и строительство было начато в 1718 г.
Как известно, без книги нет науки. Петр I понимал это, как никто другой. Замысел царя о формировании Библиотеки складывался, видимо, спонтанно, исходя из опыта собственного обучения и увиденного за границей, а также из общения с учеными и государственными деятелями. Однако ясно было одно — новая царская библиотека должна была принадлежать, как и прежде, государю и одновременно быть публичной. Придавая большое значение роли Библиотеки в просвещении страны, Петр I стремился открыть ее двери для посетителей. Когда Петру предложили установить плату за вход в Библиотеку и Кунсткамеру, тот заявил, что никто не будет ходить туда за деньги. Во исполнение приказа царя библиотекарю выдавали ежегодно на угощение посетителей 400 руб. Значение этого факта даже сегодня трудно переоценить.
Значительная по тем временам сумма. Верховным руководителем Академии считался император. Однако ее члены ежегодно имели право выбирать себе президента. Впрочем, эти демократические замашки были быстро пресечены, и монарх сам назначал руководителя главного ученого сообщества страны. При Академии наук были созданы кунсткамера, обсерватория, типография. Существовала собственная библиотека.
Рост итальянских городов, успехи ремесленной деятельности, напряженная классовая борьба между новым буржуазным обществом и старой феодальной знатью способствовали развитию научной мысли, независимой от богословских влияний. Свободное исследование природы уже на первых порах соединяется с изобретательством. Первая итальянская Академия, организованная в Неаполе в 1560 г. Председатель ее Порта подвергся обвинению в колдовстве, и хотя ему удалось оправдаться перед Римом, Академия все же была закрыта. Важнейшим центром итальянской научной мысли была основанная в 1657 г. Из самого названия видно, что задачей Академии было экспериментальное изучение природы. Членом Академии был между прочим изобретатель барометра Торричелли. В 1667 году Академия выпустила том своих трудов. Но начавшийся еще в XVI веке экономический упадок Италии и господство католической реакции не благоприятствовали дальнейшему развитию итальянской науки. Галилей Жертвой своей эпохи был и великий итальянский ученый Галилео Галилей 1564—1642 , основатель механики как науки о движении, встретивший враждебное отношение со стороны римской церкви. Но дальнейшая разработка новой науки была делом других стран. Открытие Америки 1492 г. По словам К. А в XVII веке жизнедеятельность эта выразилась в росте торговых компаний, создании крупной мануфактуры, политике меркантилизма и борьбе за рынки. Они создавали свои армии и флоты, подчиняли себе территории и вытесняли с них своих конкурентов. Они открывали дорогу в Европу новым, невиданным прежде товарам. Они, побуждая к усиленной хозяйственной деятельности, подчиняли себе экономику своих стран и колебали устои феодального общества. Рядом с феодалами-землевладельцами фигура крупного купца, смелого авантюриста и дельца становится в обществе все заметней и видней. Пережив бурную эпоху буржуазной революции, реставрации и второй революции, она все время шла вперед по пути развития торговли. В результате аграрного протекционизма, и захвата государственных земель родилась новая земельная аристократия, бывшая, по выражению К. Мануфактура Развитие крупной мануфактуры, в Англии прежде всего шерстяной, является также характерной чертой эпохи. И экономическая политика Вильгельма III была прежде всего политикой покровительства шерстяной промышленности, продолжая вместе с тем эру аграрного протекционизма и открывая с опережением в 1694 г. А шерстяная промышленность той эпохи знала различные формы: от работы на дому на скупщика-капиталиста до крупной мануфактуры, предприятия, объединявшего рабочих в одних стенах и отрывавшего их окончательно от земледелия. Уже можно отметить разделение и специализацию труда и возрастающую зависимость рабочего от хозяина. Уже эпоха Вильгельма Оранского знает антагонизм капитала и труда. Отметим изобретенный в 1598 г. Вильямом Ли чулочно-вязальный станок, постепенно вытеснивший ручной труд. В 1716 г. Долон Ломб добыл в Ливорно чертежи этих машин и привез их в Англию, а через два года брат его Томас открыл первую в Англии шелковую фабрику с количеством рабочих в 300 человек. Техническое изобретательство начинает пробивать себе дорогу. Достигнув торгового преобладания, Англия решительно борется за его сохранение, провозглашая лозунг политического равновесия в Европе. Она умело заключает союзы с Голландией, Австрией и другими государствами против усиливающейся на континенте Франции. Такие решительные успехи экономического развития Англии обусловили собой не менее крупные успехи английской научной мысли, в которой новые методы решительно вытесняют старые. Мора и Кампанеллы вполне консервативная в области политической мысли, является настоящей хвалебной песнью в честь технического прогресса и изобретательства. Для нас, однако, самое любопытное в этом произведении — Дом Соломона, ученая корпорация, которой принадлежит и власть в стране. Бэкон не только признает здесь необходимость объединения ученых сил, но и вручает им руководство управлением. Поэтому и вся работа этой утопической Академии наук носит практический, утилитарный характер. Здесь существуют: и башни для наблюдения небесных явлений, и огороды и сады для содействия растениеводству, и зверинцы для анатомических опытов, и заведения для усовершенствования кулинарного дела, и аптеки, и ремесленные мастерские, и математические кабинеты, и дома для изобретения и производства машин. Научное исследование здесь решительно подчиняется задачам технического прогресса. В Доме Соломона подготовляются и молодые научные силы. Английские ученые общества Мысль утопии Бэкона об объединении ученых сил и распространении специальных знаний совсем не была утопической. Если первенство в создании Академии и ученых обществ принадлежало Италии, то Англия быстро последовала за ней и опередила ее. Например, профессор астрономии читал, кроме того, оптику, навигацию и космографию, а профессор геометрии, кроме математических наук, еще фортификацию и архитектуру. Таким образом колледж, очевидно, преследовал задачи обучения военному и морскому делу. На собраниях обсуждались вопросы физики, анатомии, математики, астрономии, навигации, статистики, химии, механики и естественных наук. И здесь мы видим соединение математических, естественных и прикладных наук. В 1648 году некоторые участники собрания переехали в Оксфорд и таким образом общество как бы разделилось между этими двумя городами. Среди участников оксфордских собраний назовем известного физика д-ра Уоллиса, д-ра Ральфа Бетерста и доктора Уильяма Петти. Королевское общество естественных наук Уже в это время неоднократно возникали проекты организации правильно работающего ученого общества с определенным уставом, правительственной визой и средствами. Но годы революционной борьбы, по-видимому, не давали возможности приступить к этой организации. Лишь в 1660 г. Тут же был принят проект устава. По проекту количество членов должно было быть 55 человек, кворум избирательных собраний — 21 человек. Основу общества составляла коллегия врачей, принимались в него и профессора математики, физики, философии и естественных наук лондонского и оксфордского университетов. Должностными лицами общества были: директор, казначей и регистратор. Устав общества был утвержден королем Карлом I, и оно получило название Лондонского Королевского Общества для усовершенствования естественных знаний The Royal Society of London for improving Natural Knowledge. К началу работы общества медицина и биология сделали колоссальные успехи. Учение Гарвея 1578—1657 о кровообращении, долгое время встречавшее нападки и насмешки, стало общепринятым. Однако, в разработке интересовавших его вопросов общество, свято чтившее память Фрэнсиса Бэкона, с самого начала связывало свою работу с задачами технического развития. С 1665 г. В 1703—1727 гг. Это особенно важно отметить для эпохи начала деятельности английского банка. Член общества Уильям Петти, врач по призванию, занимавшийся и математикой, и музыкой, и кораблестроением, способствовал своими трудами заложению основ статистики и экономической науки. Франция Несколько иначе обстояло дело во Франции. Борьба королевской власти с феодалами, ослабление их политического значения, превращение независимой аристократии в придворную знать, возвышение буржуазных дельцов, развитие торговли и крупных торговых компаний особенно в Леванте , наконец, создание крупной мануфактуры и экономическая политика Кольбера меркантилизм , покровительствовавшая промышленности в ущерб земледелию — такова одна сторона медали. Другой стороной было: сохранение социального господства феодалов в полной мере, противодействие буржуазным стремлениям к изменению социального облика государства, яснее всего сформулированное в завещании кардинала Ришельё[5], наконец, королевский абсолютизм. Развитие производительных сил страны, двинутое вперед королевской властью при Кольбере, ею же было остановлено. Отмена Нантского эдикта о веротерпимости — мера по сути антибуржуазная — лишила страну промышленников, ремесленников и торговцев протестантского вероисповедания, а баснословная роскошь королевского двора и неудачная война за испанское наследство основательно подорвали финансы государства. Все эти противоречия французской действительности отразились на истории Академии наук. Первые Академии В 1635 г. В 1663 г. Они образовали Академию надписей и медалей. Образование Академии наук В 1666 г. Это намерение, однако, не осуществилось, и Академия надписей и медалей и Французская Академия продолжали существовать отдельно [6]. А с декабря 1666 г. Таким образом уже для Лавуазье, писавшего эти строки в 1785 году [7], было совершенно ясно, что учреждение Академии наук надо связывать с промышленной политикой Кольбера. Во французской науке этого времени особенно большие успехи сделала математика. Декарт 1596—1650 ввел в алгебру систему обозначений, употребляемую и в настоящее время, и положил начало аналитической геометрии. Блез Паскаль вступил на путь создания синтетической геометрии и сделал ряд крупных исследований в области циклоиды. В состав организованной в 1666 г. Академии наук входили 3 астронома, 2 химика, 7 геометров, 1 механик, 3 физика и 1 ботаник. Обсерватория в Париже С 1667 года началась постройка обсерватории, в 1669 году французское правительство пригласило итальянского астронома профессора Болонского университета Джованни-Доменико Кассини для руководства обсерваторией. После открытия в 1672 г. Положение Академии наук после Кольбера Со смертью Кольбера в 1683 году положение Академии сильно изменилось к худшему. Если Кольбер, руководимый стремлением развить производительные силы страны, видел в науке мощное орудие такого развития, то господствующий класс Франции — феодальная знать, предъявляла к ученым весьма своеобразные требования. В тот день, когда было решено устроить в Версале чудеса в виде водопадов и фонтанов, работы над картой, над меридиональной линией должны были быть оставлены, теперь занимались только водопроводами, трубами и чертежами бассейнов… Придворные спрашивали математиков о способах обеспечения верного выигрыша в тогдашних модных играх. Если таким образом академиков приспособляли к обслуживанию королевского двора, то практическое использование науки для государственных надобностей в эти годы частых войн между Францией, стремившейся к захвату рынков, и другими государствами, ограничилось военной сферой. Ученых посылали в крепости. Лишь Кассини оставался в своей обсерватории, так как астрономию считали нужной для флота [10]. Устав 1699 года Наконец в 1699 г. Академия получила устав. По уставу она объявлялась состоящей под покровительством короля, приказы которого объявлялись через кого-нибудь из статс-секретарей. Президент назначался королем из состава почетных членов.
Разделы статьи
- Российская академия наук: замыслы Петра I и трехвековая история
- История праздника
- Первая академия наук была открыта в Санкт-Петербурге
- 300 лет Российской академии наук | Санкт-Петербургский государственный университет
- РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК - 275 ЛЕТ
- Либо Е=mc², либо бомбы не будет!
Главная по науке
Огромную роль в Академии, как и во всей российской науке, сыграл М.В. Ломоносов. Как и при реализации других грандиозных проектов, Пётр Первый основательно подошёл к организации первой в России Академии наук. Учреждение Академии Наук в Российской Империи и ее развитие в XVIII-XIX веках.
«...Наблюдение за делом художественного образования и воспитания в России.»
Как ни странно, но Петр Алексеевич, будущий Петр Великий, 14-й ребенок Алексея Михайловича «Тишайшего» но первый от его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной , получил весьма слабое домашнее образование. В то время патриарх Иоаким, ведя борьбу против «латинизации», отодвинул от царского двора образованных учеников Симеона Полоцкого, и в результате Петра обучали менее грамотные люди. Потому, к слову, Петр до конца жизни писал с ошибками. Поэтому еще отодвинутый от реального правления своей сестрой Софьей Петр, играя в свои потешные войска, стал самостоятельно — и при помощи голландского купца Франца Тиммермана — изучать все, что нужно для военного дела и путешествий: арифметику и геометрию, астрономию и корабельное дело. Во-первых, найти союзников для борьбы с турками, а во-вторых — привлечь в Россию специалистов в области новых технологий. Де-факто — создать программу технологических мегагрантов позже по велению Петра точно так будет проводиться в жизнь уже чисто научная программа создания Академии наук. Юный царь Петр.
Особенно к медицине: в 1698 году в Амстердаме он познакомился с анатомом Фредериком Рюйшем. Помните картину Рембрандта «Урок анатомии доктора Тюльпа»? Это не просто картина, а некий документ, который изображает личный состав голландской Гильдиии хирургов.
Как и при реализации других грандиозных проектов, Пётр Первый основательно подошёл к организации первой в России Академии наук.
Изучению опыта работы иностранных академий наук он посвятил несколько зарубежных поездок. Во время поездки во Францию он посетил Сорбонну, обсерваторию, Академию письменности и словесности и даже принял участие в заседании Королевской академии наук в Париже, в состав которой полгода спустя он был принят в качестве иностранного члена за участие в составлении детальной карты Каспийского моря и его побережья. Он также посетил Лондонское королевское общество, Оксфорд, ряд музеев и научных лабораторий, верфи Голландии. Изучив организацию и опыт работы этих организаций, Пётр Первый утвердился во мнении о необходимости создания в России не только Академии наук, но и сети научно-учебных центров, университетов.
Среди западноевропейских учёных, оказавших влияние на императора, особое место занимает великий немецкий философ, математик и организатор науки Леонард Лейбниц. Поскольку в тот момент в России отсутствовали дипломированные учёные, Пётр Первый назначил его тайным юстиц-советником и поручил опекать научные учреждения. Именно по совету Лейбница он начал создавать Академию и стал приглашать для работы видных иностранных учёных и профессоров. В числе первых приглашённых учёных наибольший вклад внёс знаменитый математик Л.
Эйлер, воспитавший целую плеяду блестящих российских математиков, физик Д. Бернулли и механик Н. По своей структуре и задачам Российская академия наук существенно отличалась от западных академий. Во-первых, понимая, что создание академии на частной или общественной основе не даст ожидаемого результата, Петр предусмотрел создание Академии, как государственного учреждения с финансированием за счёт казны.
Во-вторых, академия создавалась в комплексе с университетом и гимназиями. Её члены были обязаны вести преподавание и индивидуально вести одного-двух воспитанников, которые впоследствии смогли бы их заменить. Этим обеспечивалась ускоренная подготовка отечественных научных и преподавательских кадров для академии, университета и гимназий. Вместе с тем в европейские университеты и академии направлялись на учёбу и стажировку перспективные молодые учёные.
Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции прав искуству , медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором оные ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют. Хотя Академия из тех же наук и тако из тех же членов состоит, из которых и универзитет, однакожде обои сии здания в иных государствах для множества ученых людей, из которых разные собрания сочинить можно, никакого сообщения между собою не имеют, дабы Академия, которая токмо о приведении художеств и наук в лутчее состояние старается, учением в спекуляциях розмышлениях и розисканиях своих, отчего как профессоры в универзитетах, так и студенты пользу имеют, помешательства не имела, а универзитет некоторыми остроумными розисканиями и спекуляциями от обучения не отведен был, и тако младые люди оставлены были. Понеже ныне в России здание к возрощению художеств и наук учинено быть имеет, того ради невозможно, чтоб здесь следовать в протчих государствах принятому образу, но надлежит смотреть на состояние здешнего государства как в розсуждении обучающих, так и обучающихся, и такое здание учинить, чрез которое бы не токмо слава сего государства для розмножения наук нынешнем временем разпространилась, но и чрез обучение и розпложение оных польза в народе впредь была.
При заведении простой Академии наук обои намерения не изполнятся, ибо хотя чрез оную художествы и науки в своем состоянии производятся и разпространяются, однакожде оные не скоро в народе розплодятся, а при заведении универзитета — и меньше того, ибо когда розсудишь, что еще прямых школ, гимназиев и семинариев нет, в которые бы младые люди началом обучиться и потом выше градусы наук возприять и угодными себя учинить могли, то невозможно, дабы при таком состоянии универзитет некоторую пользу учинить мог. И тако потребнее всего, чтоб здесь такое собрание заведено было, еже бы из самолутчих ученых людей состояло, которые довольны суть: 1. Науки производить и совершить, однакожде тако, чтоб они тем наукам 2. Младых людей ежели которые из оных угодны будут публично обучали и чтоб они 3.
Некоторых людей при себе обучили, которые бы младых людей первым рудиментам основательствам всех наук паки обучать могли. И таким бы образом одно здание с малыми убытками тоеж бы с великою пользою чинило, что в других государствах три разные собрания чинят, ибо оная 1. Яко б совершенная Академия была, понеже довольно б членов о совершенстве художеств и наук трудились. Егда оные же члены те художествы и науки публично учить будут, то подобна оная будет универзитету и такую ж прибыль произведет.
Когда данные академикам младые люди, которым от его императорского величества довольное жалование на пропитание определено будет, от них науку принявши и пробу искусства своего учинивши, младых людей в первых фундаментах обучать будут, то оное здание таково ж полезно будет, яко особливое к тому сочиненное собрание, или гимназиум. Притом же бы вольные художествы и манифактуры, которые уже здесь заведены суть или впредь еще заведены быть могут, от помянутого заведения пользу имели, когда им удобные машины показаны и инструменты их исправлены будут. И понеже сие учреждение такой Академии, которая в Париже обретается, подобна есть кроме сего розличия и авантажа, что сия Академия и то чинит, которое универзитету или коллегии чинить надлежит , того для меня надеюсь, что сие здание удобнейше Академиею названо быть имеет. Науки, которые в сей Академии могут учены быть, свободно бы в три класа розделить можно: в 1-м класе содержались бы все науки математические и которые от оных зависят; во 2-м — все части физики, в 3-м — гуманиора, гистория и права.
К первому класу четырех персон надобно: первой надлежало бы упражняться матези сублимиори, яко арифметикою, алгеброю и геометриею, и протчими частьми теоретическими; второй бы тщание иметь к астрономии, географии, навигации; третьей и четвертой — о механики. Второй клас розделяется в четыре части, а имянно: 1. И такожде четырех персон к тому иметь надлежало б. А за нужду мог бы академикус матезеос сублимиорис за академика физики теоретической и экспериментальной отправлять, ибо собственно физика генеральная ничто иное есть, токмо апликация к телесам.
Третей клас состоял бы из тех членов, которые в гуманиорах и протчем упражняются.
Версия для печати Историческая справка Российская академия наук учреждена по распоряжению императора Петра I Указом правительствующего Сената от 28 января 8 февраля 1724 года. Она воссоздана Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 года как высшее научное учреждение России. На основании Федерального закона "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Российская академия наук" далее - Академия присоединены Российская академия медицинских наук и Российская академия сельскохозяйственных наук. Академия является правопреемником Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук.
300 лет служения человечеству
Основанная в России в 1725 году Академия наук как своим появлением на свет, так и всем своим обликом, характером и деятельностью тесно связана с историей своего времени. Российская академия наук (РАН) — государственная академия наук, высшая научная организация Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук в стране. К юбилейной дате в России учреждена медаль «300 лет Российской академии наук». 2024 год объявлен в России «Годом Российской академии наук», это было приурочено к её 300 летней годовщине.
День в истории 7 января: создание Российской академии наук
Российская Академия наук | Премьер-министр встретился с главой Российской Академии Наук, которой исполнилось 300 лет. |
Российская академия наук: От мечты Петра Великого до открытий вселенского масштаба | Российская академия наук. В XVIII веке в России, как и в других странах, особое внимание стало уделяться развитию фундаментальных и практических наук. |
История Российской Академии Наук — | Учреждение Академии Наук в Российской Империи и ее развитие в XVIII-XIX веках. |
День в истории: Рождество Христово, "Брюсов календарь" и открытие академии наук в России | У истоков создания Российской Академии наук стоял царь-реформатор Петр I Великий. Он отчетливо понимал, что развитие промышленности и торговли в России в большой мере связано с уровнем развития науки. |
Что такое Российская академия наук (РАН) и чем она занимается. Объясняем простыми словами
Росси́йская акаде́мия нау́к — государственная академия наук Российской Федерации, крупнейший в стране центр фундаментальных исследований. Сегодня, 8 февраля, Российская академия наук отмечает свой день рождения. Создание Академии наук в Петербурге вывело Российскую империю вышла на совершенно другой уровень научного развития.
Российская Академия наук
Российская академия наук (РАН). К 300-летнему юбилею Российской академии наук На фото: Здание Российской Академии Наук в Санкт-Петербурге. 6 февраля 2009 года в Архиве Российской академии наук была открыта выставка «Социетет художеств и наук», посвященная 285-летию основания «Академии художеств и наук». Российская академия наук (РАН) — государственная академия наук, высшая научная организация Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук в стране. Благодаря научным поискам первых членов академии наук в России появились обсерватории, музеи, исследовательские лаборатории и университеты. Ныне это Российская Академия Наук, воссозданная в 1991 году в статусе высшего научного учреждения страны.
Что еще почитать
- «Академический марксизм» 1920—1930-х гг. и история Академии: случай . А.Н. Шебунина
- Как Петр I Академию наук России создавал - А знаете ли вы что… - ЦБС для детей г. Севастополя
- История создания Петербургской академии наук
- День в истории 7 января: создание Российской академии наук
Российская академия наук: замыслы Петра I и трехвековая история
Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором оные ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты (издания) оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют. §. В память об этом событии 8 февраля в нашей стране стали отмечать День российской науки. Пётр Первый открыл академию наук в Петербурге в 1724(18 век). В этот знаменательный день в истории российского государства был одобрен и утвержден «Проект положения об учреждении Академии наук и художеств».