«Волны Мартено» стали очень популярным музыкальным инструментом, который, кстати, используется в эстрадно-симфонических оркестрах и в наши дни. Именно Жанна Лорио на долгие годы станет бессменной исполнительницей солирующей партии волн Мартено в грандиозном опусе Мессиана «Турангалила-симфония». В ночь на среду резервуар с нефтепродуктами загорелся в поселке Волна Темрюкского района Краснодарского края. электронный музыкальный инструмент, обладающий семиоктавной клавиатурой фортепьянного типа. Волны Мартено — монофонический электронный инструмент, изобретенный в 1928 году французским виолончелистом Морисом Мартено.
10 самых редких музыкальных инструментов в мире
И неразрезан счастья том Того гляди махнёт хвостом Спадёт как волны Мартено Где в подоплёке водяной. Этот симфонический монстр со специфическим солирующим инструментом волны Мартено своей сложностью и масштабностью отталкивает от себя дирижеров и коллективы. Впрочем, рад признать, что чертовы Волны Мартено не намного более продвинутый инструмент. Сольные партии исполняют фортепиано и волны Мартено – электромузыкальный инструмент, изобретенный во Франции в 1928 году и благодаря своему необычному «космическому» тембру. Солист группы Волны Мартено читает острополитический стих на празднике "Уголка". 6 октября в Малом зале состоится российская премьера «Праздника прекрасных вод» для шести волн Мартено Оливье Мессиана.
Уральский оркестр исполнил в "Зарядье" программу французской музыки
Жена Мессиана, Ивонн Лорио, говорила, что звучание волн Мартено для Мессиана буквально передавало звучание божественного космоса: «Мессиан был католик, и точно такие звуки. Самые актуальные новости за сегодня в сфере экономики, общества, политики, спорта и культуры. На начальном этапе терменвокс и волны Мартено были очень схожи, поскольку основаны на одних и тех же принципах: бесконтактная игра, использование лампового электричества.
Интервью Лидии Кавиной Специальному радио
Его инструмент – «Волны Мартено» (Ondes-Martenot) – появился позже Терменвокса, но был и намного сложнее (хотя основан на том же принципе генерации звука). Волны Мартено, необходимые для исполнения музыки Мессиана, будут доставлены в Россию из Японии специально для данного концерта. В исполнении опуса, написанного для смешанного хора, будет задействован необычный для академической музыки состав: электроника, перкуссия, волны Мартено и четыре контрабаса». Главная» Новости» Новости кача севастополь сегодня.
Волны Мартено
Главная» Новости» Волны мартено музыкальный инструмент. Партию волн Мартено исполнит Натали Форже (Франция) – обладатель диплома первой степени по классу волн Мартено в Национальной консерватории Парижа. В России практически ничего не известно о волнах Мартено, так что нас будут интересовать все детали. Именно Жанна Лорио на долгие годы станет бессменной исполнительницей солирующей партии волн Мартено в грандиозном опусе Мессиана «Турангалила-симфония».
В Москву из Екатеринбурга приехала симфония Мессиана «Турангалила» - «Новости музыки»
Романтизм и символизм названия, использование загадочного инструмента Мориса Мартено, исполнительские сложности, рождающие ослепительной красоты звучания, наконец, философско-гуманистический подтекст сочинения сделали опус Мессиана ярчайшим и неповторимым образцом жанра в истории музыки XX века, причиной национальной гордости французов. Фото: Елена Алексеева Что касается замысловатого и очень поэтичного названия, к слову, давшего позже имя персонажу в американском мультсериале, то Мессиан придумал его после написания симфонии в 1946-1948 годах. Для нас, думается, это также имеет место быть. Если не послушать музыку Турангалилы, а сразу попробовать перевести с санскрита, то запутаешься. Музыка же не позволит ошибиться в поисках подходящего не столько значения, сколько ощущения. Судите сами: "Туранга" — лошадь, движение, скорость, а если совсем музыкально, то и ритм. Через музыку Мессиан тоньше, полнее и точнее передает свой посыл. Звучащая партитура симфонии одаривает слушателя сверх-радостью, сверх-счастьем любых оттенков, от чувственного экстаза любви человеческой к запредельно-совершенной божественной любви. Фото: Елена Алексеева Для воплощения своих идей Мессиану было и целого мира мало.
Вся система состояла из трёх элементов. Первый носил название «Principal» и являлся по сути обычным громкоговорителем. Вторым элементом был так называемый резонансный диффузор «Palme», который имел своеобразную конструкцию: он представлял собой деревянный корпус необычной формы с двенадцатью натянутыми струнами, резонировавший в соответствии с нотами, исполняемыми музыкантом, и привносил в «голос» Волн Мартено неповторимые оттенки струнного инструмента. Третий компонент системы назывался «Metallique». По устройству он также был схож с обычным громкоговорителем, с той лишь разницей, что традиционный динамик был заменён в нем на металлическое «блюдо», весьма напоминавшее гонг или «крэш» барабанной установки. Данный диффузор придавал звучанию характерный металлический тембр. Музыка для волн Нет ничего удивительного в том, что после презентации Ondes Martenot в 1928 году инструмент произвёл фурор в среде исполнителей и композиторов различных направлений. Его богатые возможности открывали бесконечное пространство для экспериментов, а необычайной красоты звук, напоминающий человеческий голос и одновременно хранящий в себе нечто таинственное, не от мира сего, завораживал слушателей. Целый ряд деятелей музыкального искусства не обошёл своим вниманием рождение замечательного инструмента, и в дальнейшем они подарили миру свои произведения, написанные специально для исполнения на Волнах Мартено, а также композиции, включающие сей необычный «голос» в состав партитуры.
К наиболее известным произведениям с участием Ondes Martenot можно отнести «Турангалила-симфонию» Turangalila-Symphonie, 1946-48 французского композитора Оливье Мессиана Oliver Messiaen , где Волнам отводилась второстепенная, но всё же значительная часть, написанная специально для исполнения Жинетт Ginette Martenot , сестры изобретателя инструмента. В дальнейшем эта партия исполнялась талантливой ондисткой, двоюродной сестрой композитора Жанной Лориод Jeanne Loriod , которая внесла значительный вклад в популяризацию Ondes Martenot и является, вероятно, самой известной исполнительницей на этом инструменте. Фантасмагорический «голос» Волн также можно услышать в саундтреках к футуристическим кинокартинам, «Lawrence of Arabia» и «Mad Max». В роли ондиста в титрах к этим кинофильмам значится Морис Жар Maurice Jarre. Как мы уже упоминали, Морис Мартено сам был талантливым музыкантом. Являясь непосредственно изобретателем инструмента, он обладал исключительным мастерством владения Волнами и в 1947 году там же, где он когда-то занимался, будучи молодым студентом, а именно в Парижской консерватории, открыл класс по обучению игре на Ondes Martenot. До конца своих дней он занимался преподаванием и совершенствованием своего детища, но, к сожалению, на восемьдесят третьем году он ушёл из жизни. Мартено не ставил перед собой задачу запустить своё изобретение в серийное производство — он справедливо полагал, что создание подобного инструмента требует ручного подхода, и с его смертью выпуск Волн практически остановился за исключением нескольких приборов, собранных сыном изобретателя. На сегодняшний день известно, что в мире сохранилось около пятидесяти оригинальных Ondes Martenot.
Кроме того, в 60-е годы было создано небольшое количество инструментов, по своему типу очень напоминающих Волны Мартено, однако дальнейшего развития их производство не получило. Удивительная импровизация Моники Пьеро Monique Pierrot Казалось бы, в современной популярной музыке, с ее насыщенностью всевозможными звуками, эффектами и бесконечными цифровыми экспериментами, не найдётся места для столь тонкого звучания, присущего творению Мориса Мартено. Однако и сейчас существуют поп-группы, не желающие сбрасывать историю музыкального развития со счетов и в поисках новых идей обращающиеся к прошлому. Одним из таких коллективов является британская команда Radiohead мы уже писали о ней на страницах нашего журнала , точнее ее участник Джонни Гринвуд Johnny Greenwood , который ещё в детстве был впечатлён звуком Волн в «Турангалила-симфонии», но до определённого времени не имевший возможности лицом к лицу познакомиться с этим необыкновенным инструментом. С приходом популярности к группе, а соответственно и финансовых потенциалов, Джонни не упустил своего шанса и приобрёл один из сохранившихся Ondes, собранный в 1983 году сыном Мориса Мартено. В 2000 году звучание Волн фиксируется на четвёртом альбоме Radiohead «Kid A».
Команда работает с тишиной и негативным пространством не меньше, чем с лирикой, погружая в это пространство самого слушателя, оставляя его наедине с мыслями. Члены группы виртуозы в своем искусстве, они заставляют вслушиваться. В этом контексте популярные RADIOHEAD — скорее носители платонического идеала, который водружает их на вершину фестивальной цепи и подпитывает людские массы в хоровом пении. Мы говорим про гимны, канонические работы с большими гитарами и поп-мелодиями, которые часто скрываются за их электронными экспериментами.
Более тонкие элементы мейнстрима есть на « A Moon Shaped Pool ». Эти песни призваны «подсластить пилюлю», отогнать чувство тревоги и заставить воспринимать беспокойную лирику Тома Йорка не грустной и параноидальной, а катарсичной и реабилитирующей.
Музыкальный лук Представитель африканской народности обу Нигерия играет на музыкальном луке, используя в качестве резонатора собственную голову. Фото из коллекции британского антрополога Норткота Томаса сделано в 1903—1913 гг. Источник: Wikimedia Commons Первый предмет нашего рассказа — вероятно, один из древнейших музыкальных инструментов. Некоторые исследователи предполагают, что исполнитель на этом инструменте изображен на пещерных рисунках, выполненных за 13 000 лет до н. Сделать такой и правда просто: нужно лишь взять крепкую гибкую палку длиной от 50 сантиметров до трех метров и натянуть между ее концами струну наподобие тетивы лука. По крайней мере, именно так делали и продолжают делать до сих пор жители разных регионов Африки, Южной Америки, Азии и Океании.
Стрелять из такого лука не получится, но извлекать звуки — вполне. Нетрудно предположить, что музыкальный лук был предком всех струнных инструментов. В традиционных культурах он используется и по сей день. Звуки из инструмента можно извлекать, дергая или ударяя по струне или водя по ней палочкой или тростиной. Чтобы звук был громче, в качестве резонатора можно использовать, например, высушенную тыкву, полый глиняный сосуд или, на худой конец, собственную голову: для этого один из концов лука нужно взять в рот, как показано на фото вверху. Примечательно, что простейшие однострунные инструменты такого рода, хотя и не в форме лука, появлялись в разное время в самых разных частях света. Так, в Японии аналогом можно считать итигенкин. Музыкант Луйоло Ленга рассказывает, как устроен современный музыкальный лук с резонатором из бутылочной тыквы калабаса , а затем на отметке 3:00 демонстрирует, как он звучит.
У представителей народа шона такие инструменты пользуются большой популярностью: играя на них в ходе религиозных церемоний, те организуют связь с потусторонним миром «дзавадзиму» можно перевести как «голос предков». В таких инструментах источником звука является сам предмет или его часть а не струна или мембрана, как у барабана, скажем. В данном случае играющий нажимает или дергает за язычки из-за них такой инструмент и все прочие имеющие язычки, называются ламеллафонами , закрепленные на резонаторе из панциря черепахи, дерева или тыквы. Язычки, которых может быть до трех десятков, изначально делались из дерева или бамбука, а примерно 1300 лет назад стали изготавливаться из тонкого металла. Появилась мбира не менее 3000 лет назад в Африке, в районе реки Замбези нынешние Зимбабве и Мозамбик , и с тех пор распространилась по всему континенту южнее Сахары, а вместе с рабами попала, например, и на Кубу, и в другие страны Центральной и Южной Америки.
Информация
- Введение в RADIOHEAD: на пути к царству мейнстрима
- Волны Мартено. Большая российская энциклопедия
- Новости по теме
- Волны Мартено выплеснулись в Зарядье - Статьи - Зал Зарядье - Концертные залы - Музыка - РЕВИЗОР.РУ
- Вы точно человек?
Терменвокс, траутониум и другая электроакустика
Волны Мартено широко использовались в музыке французских композиторов 1930—1940-х гг. Мессиан например, классическая пьеса «Празднество прекрасных вод» , Д. Мийо, Э. Нельзя не вспомнить созданный русским инженером-акустиком Андреем Володиным в 1935 году одноголосый клавишный инструмент Экводин, который имитировал звуки инструментов и моделировал синтезировал новые звучания. И, конечно, Эмиритон — уникальный шумовой инструмент, разработанный в 1932—1935 гг. Римским-Корсаковым совместно с инженерами А. Ивановым, В.
Крейцером и В. Путевку в жизнь инструменту дал сам Д. В 1940-х гг. В 1935 году американский инженер Лоуренс Хаммонд создал инструмент, значение которого трудно переоценить в истории современной музыки — это электромеханический орган «Hammond». К основным тонам могли прибавляться дополнительные призвуки, а так же эффекты хорус, дилэй, ревер и т. В сущности, Хаммонд стал первым аналоговым синтезатором.
И наконец просто необходимо рассказать о ещё одном важнейшем изобретении. В 1937 году инженер, основатель Московской экспериментальной студии электронной музыки Евгений Александрович Мурзин разработал не имеющий аналогов фотоэлектронный оптический синтезатор АНС, названный так в композитора, отца цветомузыки А. Особенность этого инструмента заключается в том, что для звукоизвлечения не требуется нажимать клавиши или касаться струн — нужно нарисовать партитуру на листе по сути АНС стал ещё и прародителем современных планшетов. Диапазон инструмента достигае 720 тонов! Безграничные возможности тембров дали инструменту место в киномузыке. В 1970 году фирма «Мелодия» выпустила виниловый лонгплей с записями произведений, созданных на этом удивительном инструменте такими композиторами, как А.
Шнитке, Э. Артемьев, Э. Денисов, С. Губайдулина, О. АНС активно использовал Э.
Музыкальная пила Музыкальная пила или поющая пила — это обыкновенная ручная пила, которую используют в качестве музыкального инструмента. Относится к идиофонам по системе классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Сакса. Базантар Базантар — это многофункциональный музыкальный инструмент с 29 струнами, вмещающий в себя диапазон в 5 октав, от контрабаса до скрипки.
Он состоит из массивного корпуса и многогранного грифа, на котором расположены струны и множество колков для регулирования натяжения. Техника игры такая же, как на любом смычковом инструменте. Цимбалы Цимбалы — струнный музыкальный инструмент, состоящий из деревянного корпуса, прямоугольной, чаще трапециевидной формы с натянутыми над ним струнами. Первые концертные цимбалы сделал И. Шунда, который работал музыкальным мастером при венгерском королевском дворе. В 1874 он сконструировал концертные цимбалы, занявшие полноправное место среди профессиональных инструментов мира. Сталактитовый орган Это самый большой музыкальный инструмент в мире, он расположен в глубине пещеры Люрэй в штате Вирджиния, США. Сталактиты, покрывающие 3,5 акра пещер, резонируют и взаимодействуют между собой, создавая необычные звуки.
Слушатели насладятся сюитой «Моя матушка Гусыня» и концертом для фортепиано с оркестром для левой руки. Его Морис Мартено придумал во Франции почти сто лет назад. Отсюда и название — Волны Мартено. Это очень редкий музыкальный инструмент.
Очень жаль, что очень многие ограничиваются одним динамиком, то есть не используют весь спектр возможностей инструмента, а концентрируются только на одном из эффектов звука, который дает этот инструмент. При этом да, я считаю, что мы достаточно востребованы: один больше в одной сфере, другой — другой. Я не даю много концертов во Франции, но с другой стороны, мы сами создаем спрос на себя: например, я сперва приехала сюда ради «Жанны на костре», а теперь я даю здесь сольные концерты. Мало какие произведения для волн известны во всем мире.
Самое известное — это «Турангалила-симфония» Мессиана. Поэтому нам необходимо самостоятельно набирать материал, чтобы показать, что волны гораздо более разнообразны, продемонстрировать весь спектр их возможностей. При этом некоторые волнисты буквально монополизировали исполнение этих нескольких известных произведений, играют только их и не ищут новых путей — а это то, чего я хочу избежать. Кто-то специализируется только на работе с оркестром, кто-то — только на камерном репертуаре. А моя задача — показать максимальное разнообразие волн Мартено, вывести их из рамок, в которые они были поставлены из-за этого ограниченного количества известных произведений. Я хочу показать, что есть не только «Турангалила», «Маленькие литургии» Мессиана или «Жанна на костре», а есть концерты с другими инструментами, есть арии, есть монодии того же Мессиана. Но более классический репертуар я тоже люблю и готова его защищать. Дело в том, что многие старые записи той же самой «Турангалилы» или «Жанны» покрылись нафталином, и их тоже нужно сыграть более свежо и современно.
Часто ли приходится играть театральные произведения? Их же очень мало: «Жанна на костре», опера Томаса Адеса «Ангел-истребитель»… Есть еще опера Мессиана «Святой Франциск Ассизский»: монументальное произведение, где волны Мартено — целых три инструмента — должны располагаться на балконах; это пятичасовое повествование о житии Святого Франциска. Кстати, в Парижской консерватории есть три экземпляра волн, купленных Мессианом у Мартено на случай, если придется исполнять «Святого Франциска», а инструментов больше нигде в мире не окажется. А хотелось бы иметь к нему доступ. Во французском драматическом театре волны Мартено на самом деле представлены хорошо: музыка ко многим спектаклям предусматривает их использование. Сейчас большинство этих постановок уже сошло, но у волн по-прежнему тесные связи с театром. Опять же, каждый исполнитель может сам себе найти проект: я, например, участвую в одном таком театральном проекте с современной хореографией, видеопроекциями и текстом, где музыканты находятся на сцене вместе с остальными участниками. В этой постановке я нахожусь на переднем плане, потому что волны Мартено — это визуально очень интересный инструмент.
В России был изобретен инструмент терменвокс, который считается родственным волнам Мартено. Вы о нем слышали? Пробовали на нем играть? Конечно, я знакома с терменвоксом, но это инструмент, который требует особой чувствительности и музыкальности. Терменвокс и волны были изобретены в одно и то же время, поэтому их часто путают, особенно те, кто не знаком с волнами Мартено. Основная разница в том, что терменвокс — это пять-шесть октав, а волны — это восемь октав и очень разная окраска звука. Я знаю очень интересных исполнителей на терменвоксе и сама пробовала играть на нем. Лев Термен и терменвокс.
Фото с сайта blog.
Параллельная история
- Параллельная история
- Телармониум
- Волны Мартено выплеснулись в Зарядье - Статьи - Зал Зарядье - Концертные залы - Музыка - РЕВИЗОР.РУ
- Куда идем: планы на неделю с Татьяной Троянской
Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Вы точно человек?
- 10 самых редких музыкальных инструментов в мире
- Ваш браузер устарел
- Волны Мартено
- Волны Мартено, губернатор - YouTube
- Подробная история появления музыкального инструмента «Волны Мартено»