Поэтому Соборование может совершаться и над физически здоровыми, но подверженными таким состояниям людьми. – В любом таинстве, идет ли речь о Соборовании или о других таинствах, мы имеем дело с двумя аспектами, которые можно условно назвать объективным и субъективным.
Что такое соборование, когда и зачем оно проводится, кому нужно
Соборование в церкви: сколько длится по времени? Соборование длится долго, от 2 до 6 часов. Почему соборование осуществляется именно во время Великого поста? Наступает ли исцеление после елеосвящения, и что, если человек умер после него. Во время оно, призвав Иисус обанадесять ученики Своя, даде им власть на дусех нечистых, яко да изгонят их, и целити всяк недуг, и всяку болезнь. Сия обанадесять посла Иисус, заповеда им глаголя: на путь язык не идите, и во град самарянский не внидите. Общее соборование, то есть соборования для всех верующих, проходит в большинстве храмов во время Великого поста, в один из дней между второй и шестой седмицами (неделями) поста включительно. Подготовка к таинству соборования в Троице-Владимирском соборе.
Таинство Соборования на дому: для чего, когда и как совершается чин
Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. Соборование: два варианта, одна суть Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому или в больнице над одним болящим, а иногда — в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству, и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще период Великого поста.
Заметим, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше — не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников даже при одном таинство все равно будет действительным.
Соборование: как не надо Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования.
Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет... Последствия тут могут быть весьма печальными — не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет!
В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий.
Советовала этого же священника подруге, ухаживавшей за мамой с онкологией. Ее мама была в сознании, умерла через пару недель. По крайней мере есть ощущение, что не только о теле позаботились, но и о душе, сделали все, что могли. По учению церкви, в соборовании прощаются даже те грехи, в которых забыл поисповедоваться человек. Так что никаких мытарств, прямой дорогой в рай… Лена Ф. Я приглашала маме священника и она ушла тоже на 8 день после соборования.
Но состояние было уже очень тяжелым. Вообще лучше не только пособоровать, но и причастить. Но для этого нужно чтобы была какая-то ответная реакция на священника, какое-то понимание. У мамы не было, поэтому батюшка сказал можно только соборовать. Батюшка посмотрит, поговорит с ней и скажет можно ли причащать. Соборовать можно даже без сознания. И не переживайте как мама отреагирует.
Кто из нас не имеет немощей? Все мы чем-нибудь болеем: кто нерадением и бесчувствием, кто унынием и тоской, кто раздражительностью и гневом. Забытые нами грехи отягощают душу и могут повлечь за собой телесные недуги. На Соборовании мы предваряем возможность дурных последствий забытых грехов, освобождаемся от них и получаем облегчение от тяжестей душевных. Можно ли Соборовать детей? Младенцев не принято соборовать. Младенцы еще не имеют личных грехов, они не могут выразить сознательно покаяние, не совершается над ними и соборование. В случае болезни детей совершается молебен о здравии. Сколько раз можно Собороваться? Принимать общее соборование можно не более одного раза в год. Отдельно Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом и большее количество раз, но не во время одной и той же болезни. Возможно, Богу угодно оставить болезнь для пользы человека. Может ли Соборование приблизить смерть человека или почему некоторые люди боятся Собороваться? Не может. Сроки жизни любого человека зависят только от воли Небесного Отца. У людей, не имеющих правильного церковного сознания, часто встречается серьезное заблуждение, что соборование совершается только над умирающими. Порой, доходит даже до суеверия, что больной умрет, если его соборовать. Ведь в чине Таинства испрашивается исцеление болезней и отпущение грехов, в молитвословиях нет и намека на приготовление к смерти. Лучше предварить возможное появление тяжелой болезни своевременным участием в Таинствах, нежели вспоминать о Соборовании уже в минуту тяжкого недуга. Встречается и еще ряд предрассудков, связанных с простонародным восприятием данного Таинства, в частности — добавление поста в понедельник, отказ от супружеского общения и вкушения мясной пищи и пр. Эти выдумки подрывают веру в благодатную силу Таинства и разрушают духовную жизнь человека. Как приготовить Соборование дома? Над тяжелобольными православными христианами соборование совершается на дому. Для этого надо обратиться в ближайший храм. В середину стола ставится глубокая тарелка с насыпанной крупой пшеница, пшено, рис , куда должны будут поставлены семь свечей. Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь — по выздоровлении или же после всеобщего воскресения. Свечи можно приобрести в церкви заранее семь-восемь штук. Если больной в состоянии, то во время совершения Таинства он держит в руках зажженную свечу. Сосуд для елея должен быть благопристойным и чистым. Перед освящением в масло добавляется немного красного вина в воспоминание милосердного самарянина, который возливал на раны больного масло и вино Лк.
Если человек на грани смерти, то чин совершается укороченный, для того, чтобы успеть помазать освященным маслом его еще живого. В таком случае совершается помазание всего один раз. День Соборования В храме люди, желающие принять Таинство Елеопомазания, заранее сообщают свои имена и выстраиваются в ряд для удобства помазания. Принято заранее приносить крупу, масло растительное, свечи и т. Крупу затем варят и вкушают, но это — народный обычай. Масло приносят для освящения и помазания. Все присутствующие держат зажженные свечи на протяжении всего Таинства. Начинается Соборование с обычных молитв Трисвятое по Отче наш , затем псалом, тропари и мирная ектения, на которой просят Бога освятить масло и исцелить больных. Потом читается канон, по окончания которого читается апостол. Затем священник читает отрывок из Евангелия.
Что такое Соборование в церкви? И как к нему подготовиться?
Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе. Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного. И только в XIX веке святитель Московский Филарет Дроздов настоял на том, чтобы это название таинства как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления — что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. Соборование: два варианта, одна суть Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения.
Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда — в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Как происходит это таинство?
По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше — не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников даже при одном таинство все равно будет действительным. Соборование: как не надо Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти.
Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются?
Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет...
На скатерть нужно положить Евангелие и Святое Распятие. После завершения Таинства ватные палочки сжигают, получившийся пепел закапывают в том месте, где не будут ходить люди. Оставшиеся масло можно сжечь в лампадке. Также масло можно употреблять в пищу, но делать это нужно с крайним благоговением.
И человек в смущении. Может ли он все-таки принять участие в таинстве? Да, может. Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу не зависящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине.
В любом случае, если есть такая возможность, я рекомендовал бы все-таки собороваться в другой раз — в этом же храме или в любой другой церкви. После того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Если после Елеосвящения Вы вспомнили какой-либо грех, тотоже следует исповедаться и причаститься Святых Христовых Таинств. Также постарайтесь после Соборования сохранить ту чистоту души, которую вы получили от Бога.
Гораздо веселее играть целыми днями в солдатики и машинки. Когда мы вырастаем, мы начинаем понимать, какое же доброе дело сделали наши родители, дав нам образование. Если вы не испытываете духовную потребность в покаянии, то это серьезный повод задуматься, что с вашей душей что-то происходит.
Если мы не видим своих грехов и потребности в избавлении от них, то наша душа мертва. Если мы считаем нашу совесть чистой, то это признак короткой памяти. Чтобы пробудить свою совесть, нужно читать Евангелие, духовную литературу, в том числе и об исповеди. На нашем сайте вы сможете найти большое количество литературы на эти темы О соборовании , об исповеди. С уважением, священник Антоний Скрынников. Можно ли молиться при общем соборовании о человеке, который там не присутствует? Дело в том, что мой сыночек ему 2 года никак не может выстоять всё соборование, нам уже приходилось уходить раньше.
Спасибо заранее за ответ. Таинство соборования, как и все таинства Церкви, предполагает только личное участие человека. Таинство соборования не совершается над детьми, младше 7 лет, поэтому участие в таинстве Вашего ребенка лучше отложить до достижения им этого возраста. Самым лучшим целительным средством для младенца является возможно более частое причащение. С уважением, священник Михаил Самохин. Совершение Таинства Соборовани Елеосвящение совершается над православными людьми старше семи лет. Обычно оно совершается в храме, но тяжело больным может быть преподано на дому.
Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. Елеосвящение не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Священник не может совершить Таинство над самим собой. В состав последования Таинства входят три части: молебное пение; приготовление вещества для помазания и самое помазание. Первая часть есть сокращение утрени, совершаемой в дни поста и покаяния. После обыкновенных начальных утренних молитв, псалма 142, который представляет сокращение шестопсалмия, и ектеньи, бываемой на утрени, поется «Аллилуиа» вместо «Бог Господь», как в покаянное время. Далее поются тропари покаянные, читается псалом 50-й, который на утрени полагается перед каноном и поется Канон «Моря чермную пучину» После канона в стихирах испрашивается от Господа исцеление больному.
Затем освящается вещество для Таинства. Освящение елея совершается посредством ектеньи, в которой прилагаются прошения о благословении елея силою, действом и наитием Святого Духа, и молитвы, читаемой всеми священниками. Во время чтения этой молитвы поются тропари: три Господу Иисусу Христу, два — апостолу Иакову, по одному — святителю Николаю, мироточцу Димитрию, целебнику Пантелеймону, бессребреникам, апостолу Иоанну Богослову и заключительный тропарь Пресвятой Богородице. Далее следует третья часть — совершение самого Таинства. Порядок ее такой: читается Апостол и Евангелие с обычными принадлежностями; произносится сугубая ектения о больном и молитва о нем же и совершается крестообразное помазание больного освященным елеем на челе, ноздрях, ланитах, устах, персях и на руках по обе стороны при чтении молитвы об исцелении к Богу Отцу с призыванием в молитвах Пресвятой Богородицы, избранных и всех святых. Этот порядок, по числу совершителей Таинства, повторяется семь раз, причем каждый раз меняются апостольское и евангельское чтения и приспособляющаяся к ним молитва после сугубой ектеньи. В апостольских и евангельских чтениях воспомянуты многоразличные обстоятельства, имеющие отношение к Таинству.
После седьмого помазания на главу больного возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа. Евангелие поддерживают священники, а первенствующий в то время читает разрешительную молитву. Далее произносится сокращенная сугубая ектения, поются тропари бессребреникам и Богородице и бывает отпуст, на котором вспоминается святой апостол Иаков. В конце священнодействия принявший Таинство испрашивает благословение и прощение у священников. Для совершения Таинства поставляется стол, а на нем полагаются блюдо с пшеницей, крест и Евангелие. Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь — по выздоровлении или же после всеобщего воскресения см. На пшеницу ставится пустой сосуд кандило праздное , который наполняется потом освященным елеем в соединении с вином, в подражание врачевству, употребленному упоминаемым в евангельской притче самарянином см.
Лк 10, 34. Вокруг сосуда в пшеницу водружают семь стручцев, обвитых бумагой хлопчаткой , для помазания и столько же зажженных свечей. Священнодействие открывается каждением окрест стола, всего храма или дома и предстоящих. Когда соборование соединяется с исповедью и причащением больного, то сначала совершается «Последование о исповедании», затем Елеосвящение и наконец Причащение Святых Таин. В случае смертной опасности, дабы не лишить больного последнего Причастия, сразу после исповеди совершают сокращенный чин Причащения Требник, гл. Таинство считается совершённым, если священник по освящении елея успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовершительную молитву и помазать указанные в Требнике части тела. Таинство не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.
Кроме того, священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой. Обычай возливать освященный елей на тело скончавшегося после Соборования человека не находит подтверждения в практике древней Церкви, ибо он служит для помазания живых, а не мертвых. Поэтому не следует придерживаться этого обычая. При отсутствии смертельной опасности для больного нет оснований для соединения Елеосвящения с Причащением, однако предварительная исповедь и покаяние желательны. Дары, посылаемые Таинстве Елеосвящения Как видно из слов апостола Иакова 5, 14 — 15 , в Таинстве Елеосвящения посылается людям свыше два Божественных дара. Первый дар — это исцеление телесное. Во время соборования за больного молится пресвитер Церкви или священник и помазывает его освященным Елеем так же, как апостолы при исцелении больных молились и иногда мазали их маслом.
Кроме того, на соборовании собираются родственники и знакомые больного, которые вместе с пресвитером также молятся о здравии его. Молится, наконец, и сам больной, насколько ему позволяют силы. И общая всех молитва веры спасает болящего, и исцеляет его Господь, потому что молится здесь не один человек, а много, да еще и сам пресвитер, которому дана власть ходатайствовать перед Богом за людей. А Господь Сам обещал исполнить прошение, если будут просить Его о чем-нибудь двое или трое. Он сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» Мф. При этом все молящиеся, разумеется, должны иметь надлежащую веру и надежду на Бога, почему и сказано: «Молитва веры исцелит болящего» Иак. Второй дар, который посылается больному в Таинстве Елеосвящения, — это отпущение грехов.
Ибо апостолом сказано: «Если он [болящий] соделал грехи, простятся ему» Иак 5, 15. Конечно, человек в этом случае должен проявить сердечное сокрушение о своих беззакониях. Он должен привести на память всю свою жизнь, все свои неправды, все обиды, какие кому сделал. Припомнив все это, он должен раскаяться в своих неправдах от всего сердца, просить Бога о прощении их. Вместе с тем он должен простить и сам своим ближним, кто из них в чем виновен против него, кто чем-нибудь обидел его. Ибо он твердо должен помнить слова Иисуса Христа, которыми Он научал людей молиться Всевышнему: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» Мф. Кто выздоравливает после Таинства Елеосвящения и почему?
Выздоровление людей от болезни после соборования часто совершается на наших глазах. Человеку постепенно становится все лучше и лучше, и он вскоре совсем выздоравливает. Для нас часто это бывает невидимо: мы думаем, что больной встал сам по себе, сам по себе выздоровел; на самом же деле здесь помогла исцеляющая сила молитвы. Недаром же сказано: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его. Господь…» Иак 5, 15. Слово Божие не напрасно, «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» Лк. И если Господь через апостола Своего сказал, что Он в Елеосвящении исцелит болящего, то, когда после елеосвящения больной выздоравливает, стало быть, он выздоравливает не сам по себе, а от того, что Господь помог ему.
После Таинства Покаяния человек соборуется. На ближайшей после соборования Литургии рекомендуется причаститься Святых Христовых Таинств. Несмотря на то, что перед Таинством Соборования нет обязательного молитвенного правила, можно накануне или в тот же день прочитать Покаянный канон. Решение о соборовании ребенка, достигшего этого возраста, принимается по благословению священника. Этим маслом крестообразно помазывают лоб или больные места, добавляют его в пищу.
Что такое Соборование в церкви? И как к нему подготовиться?
Чинопоследование Таинства Соборования — Казанская православная духовная семинария | Елеосвящение, также соборование — одно из семи таинств Православной и Католической церквей, заключающееся в помазании тела освящённым елеем (отсюда и название таинства). |
Таинство Соборования | Еще это Таинство называется Соборованием — это исконно русское название, закрепившееся за Елеосвящением с XVI века. |
Сколько по времени идет соборование?
Так ли это? Давайте узнаем , что же это за Таинство и откуда оно взялось. Что такое Соборование? На самом деле, Соборование- это Таинство , в котором при помазании тела елеем освящённым маслом , призывается на больного благодать Божия , исцеляющая немощи душевные и телесные. Фото из открытых источников Соборование. Фото из открытых источников Само слово «соборование» произошло от «собор», так как в таинстве участвуют несколько священников , т. Кто установил Таинство Соборования? Это Таинство не человеческим произволением установлено , но самим Господом.
На страницах Евангелие мы можем прочесть, как Христос посылает апостолов на благодатное делание: И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь Мф. При этом апостолам было дано прямое указание: больных исцеляйте, прокаженных очищайте Мф. Чуть позже стало оформляться чинопоследование Таинства Елеосвящения, так , в послании апостол Иаков пишет: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему Иак.
Совершается Таинство Елеосвящения в православных храмах, а при необходимости — в доме больного или в помещении больницы. Временем его совершения может быть любой день церковного года и всякое время дня и ночи. В случае смертельной опасности для больного Таинство должно совершаться священником незамедлительно. Таинство совершается в храме.
Для совершения Елеосвящения над физически здоровыми людьми в остальные дни следует получать благословение епархиального архиерея. Таинство не совершается 1 над больными, находящимися в бессознательном состоянии; 2 над буйными психическими больными; 3 священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой. Каких-либо особых дисциплинарных требований и поста перед совершением Соборования нет, но рекомендуется прежде Соборования исповедоваться. Чин следует использовать «в тех случаях, когда Таинство Елеосвящения необходимо совершить над больными людьми, находящимися на стационарном лечении». Архипастырям и пастырям следует «разъяснять значение Таинства Елеосвящения пасомым, принимающим в нем участие, особенно когда в дни Великого Поста оно совершается в монастырях и на приходах при большом стечении молящихся», ведь «в соответствии с Требником, чин Елеосвящения совершается над единственным человеком, пребывающим в телесной болезни или немощи», подчеркнули члены Синода. В настоящее время в Православной Церкви широко распространено совершение общего Елеосвящения над многими молящимися, в том числе здоровыми. После XVII века общее Елеосвящение стало особенностью богослужения крупнейших соборов — например, Успенского собора Московского Кремля, — где это священнодействие вплоть до 1917 года совершалось раз в году, в Великий четверг. Во второй половине XX века в Русской Православной Церкви широко распространился новый обычай совершения общего Елеосвящения не только на Страстной седмице, но и на других седмицах Великого поста, причем общее Елеосвящение стало совершаться не с одним, а с семью помазаниями».
Вот почему члены Синода благословили «совершение общего Елеосвящения с прочтением всех положенных по чину Апостолов, Евангелий и молитв без сопровождения их помазаниями, но с совершением каждым из участвующих в чине иереев однократного помазания молящихся в конце последования». При этом принимать общее Елеосвящение можно не более одного раза в год.
В любом случае, если есть такая возможность, я рекомендовал бы все-таки собороваться в другой раз — в этом же храме или в любой другой церкви. После того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Если после Елеосвящения Вы вспомнили какой-либо грех, тотоже следует исповедаться и причаститься Святых Христовых Таинств. Также постарайтесь после Соборования сохранить ту чистоту души, которую вы получили от Бога. Священники рекомендуют использовать теперь уже елейное масло для приготовления пищи, так как это никоим образом не возбраняется и не несет вреда. Часть масла можно оставить и крестообразно наносить на больные места,. Если пользоваться им с благоговением и верой, то всякое употребление «соборного» масла послужит в качестве благословения Божьего и, не забывать при этом молиться, соблюдая церковные заветы.
Этот же елей используют и при погребении христианина — его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней. Во время проведения Таинства священники многократно прочитывают молитвы, в которых просят Бога разрешить человеку грехи и исцелить его тело. Следует помнить, что телесное здоровье напрямую связано с духовным состоянием человека, поэтому и сам верующий должен принести покаяние. Само телесное исцеление в молитвах таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими. Пути Господа неисповедимы, и Он сам знает, в чем именно нуждается человек.
Но понимание и покаяние грехов должно быть. Но все же узнавайте у конкретного священника, на какое соборование Вам настраиваться, либо сразу оговаривайте все детали по первичному обращению. Если кто-то болеет, обязательно нужно предложить исповедоваться, причаститься и пособороваться Часто так случается, что человек не может прийти в храм самостоятельно или вообще никогда не ходил, но, заболев, захотел исповедоваться, причаститься, пособороваться, а если не был крещен, еще и покреститься. Даже если сам больной не подумал об этом, его близкие люди должны напомнить об этом. Чем быстрее приступить к этим таинствам, тем быстрее начнет действовать Божественная Благодать на человека со всеми полезными последствиями. Перед тем как звать священника, нужно правильно пояснить болеющему человеку смысл этих таинств и ни в коем случае не ждать, пока человек будет в очень тяжелом состоянии Многие боятся приглашать священника домой, потому как болеющий может подумать, что это подготовка к смерти... Как говорится, «логика железная», пусть человек так умрет, а потом будем писать запросы в интернете: «Что делать, если человек умер без исповеди и причастия». Да и вообще такое мышление попросту подрывает всякий больший шанс на поправку человека. Практический смысл соборования Смысл исповеди исповедь предваряет покаяние , причастия и соборования сводится к прощению грехов и действия на человека Божественной Благодати - как на здоровых, так и на больных людей, поэтому причастие и соборование полезно сказываются на состоянии людей: кто-то активно начинает поправляться, а кто-то скоропостижно отходит ко Господу, минуя многие телесные страдания, которые были предписаны человеку за его грехи, но Господь человека милует. А если человек при смерти, нужно ли ему это? Да, во-первых, бывают и примеры исцеления, во-вторых, если все же человек умрет, то его душа будет испытывать райскую радость, а не адскую тоску, потому как каждый ответит за каждое праздное сказанное им слово, если грех не прощен, а таинства как раз связаны с прощением грехов. Что делать, если человек уже в не сознании? Решать, причащать человека или нет, будет священник, но однозначно нужно пособоровать Как пригласить священника?
Соборование
Прецеденты такого толкования прослеживаются со второй половины XIX века, но в те времена этот смысл не считался главным, таинство совершалось прежде всего во исцеление души и тела и было сопряжено с таинством Покаяния. В настоящее время в практике Русской православной церкви оно часто преподносится как избавление от забытых грехов, и такое толкование начинает доминировать над остальными [6]. Протоиерей Вадим Леонов так оценил данное понимание елеосвящения: «Если в таинстве Елеосвящения отпущение грехов возможно без сознательных покаянных усилий со стороны человека, но лишь в силу того, что над ним прочитали молитвы и помазали святым маслом, то не только таинство Покаяния, но и в целом принцип покаяния как основа христианской духовной жизни ставится под большое сомнение. Зачем совершать этот тяжёлый внутренний труд, когда можно просто забыть свои грехи, а сделать это очень легко, прийти на Соборование, и тебе всё простится? Кроме того, указанное понимание Елеосвящения не прошло церковной рецепции» [7]. В Русской православной церкви существует обычай совершения соборования умирающего человека, даже если он находится уже без сознания когда уже невозможно его причастить , но только если он при жизни своей был активным прихожанином и сотрудником храма.
В пятницу Литургия Преждеосвященных Даров будет совершаться с утра.
В субботу отмечается Родительская суббота, и накануне в пятницу будет служиться заупокойная служба Парастас. Также, в субботу, 19 марта, по благословению настоятеля собора протоиерея Николая Брындина, духовенство с прихожанами собора совершат паломничество в Тихвинский монастырь. В воскресенье, 20 марта, вечером будет служиться 1-я Пассия, посвященная Страстям Христовым. Сейчас, в начале Великого поста, многие церковные люди приступают к одному из семи таинств Церкви - таинству Елеосвящения, или Соборования. Однако широкому кругу людей таинство Соборования не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения.
Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется... Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством? Соборование: прощение забытых грехов Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно. В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов.
Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи — это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься — что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях, — бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди.
Так вот, если мы приносим искреннее покаяние — то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых помимо нашей воли на исповеди грехов. Что же касается телесного выздоровления — оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней. Из глубины веков Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом.
Задумайтесь о своей вере и о роли этого важного события в вашей жизни. Таинство доступно любому крещеному человеку православной веры. Но детям до семи лет Соборование не проводится.
Во время месячных женщины не допускаются на Таинство. Обычно человек принимает его не чаще одного раза в год. Соборование обязательно поможет в излечении душевных и телесных недугов искренне верующему в Господа и раскаявшемуся в своих грехах человеку. Ему простятся даже невольно забытые прегрешения. Регулярно обращайтесь ко всем церковным Таинствам, задумывайтесь над поступками в своей жизни и надейтесь на милость Господа. Это даст надежду на благополучие и спасение души. Таинства Церкви.
Однако у многих верующих сложилось неправильное представление об этом Таинстве. Отче, расскажите, пожалуйста, о нем. В чем смысл этого Таинства? У евангелиста Марка в 6-й главе читаем:«Призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». У апостола Иакова мы находим более конкретное указание на смысл Таинства Соборования: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. Из слов апостола можно увидеть, что речь идет о больном человеке, желающим получить от Господа исцеление от душевных и телесных недугов -милость греч.
При этом важно понимать, что «молитва веры» должна быть не только у пастырей, совершающих Таинство, но и у страждущего, припадающего ко Господу. Важно Иными словами: какую чашу своего покаяния, сердечного сокрушения о грехах, чистой молитвы и веры принесет человек Богу, такую и наполнит Отец своею живительною благодатью. Нет четких указаний относительно того, в какой степени болезни совершать это Таинство. Соборуют и тяжелобольных, и умирающих, и страдающих душевными болезнями: скорби, уныния или отчаяния, так как причиною их чаще всего являются неосознанные и при этом нераскаянные грехи человека. Не положено совершать Таинство Соборования над детьми до 7 лет и над людьми без сознания. Очень часто также можно встретить ошибочное мнение, бытующее в народе, что, дескать, Таинство Елеосвящения совершается уже перед уходом человека из земной жизни. Таким образом люди лишают себя этой милости Божией… Скорее всего, это влияние либо средневековой западной традиции, существовавшей до Второго Ватиканского Собора, где действительно Соборование совершалось только над умирающим человеком и в связи с этим именовалось Католической Церковью «последним помазанием», либо, как свидетельствует история, именование Таинства Соборования «последним помазанием» проникло и существовало в нашей Церкви в XVII и XVIII веках и даже утвердилось в официальных церковных документах.
Только в XIX веке благодаря трудам святителя Филарета Дроздова наименование отменили как несоответствующее православному пониманию. Думаю, сейчас не найдется человека, который позиционировал бы себя совершенно здоровым, и душевно, и телесно. Соборование старого графа Безухова. Репродукция к книге Л. Толстого «Война и мир». Художник А. Николаев — Как часто можно собороваться?
Если же человек в одной и той же болезни прибегает к Таинству многократно, то проявляет маловерие или даже недоверие к Богу. Нужно понимать, что и болезни посылаются человеку для его спасения, и Господь, как Истинный Врач душ и телес, лучше знает, кому что полезно. Душевную же пользу получают все приступающие с верою. Нужно ли перед этим исповедоваться и причащаться? Если же нет возможности или не успели исповедоваться до соборования, то можно и после исповедаться и причаститься. Совет Свечи можно оставлять в храме либо забрать домой и возжигать при домашней молитве. Иногда приходится слышать такие вещи относительно свечей, что просто удивляешься, как верующий человек говорит и верит в такое.
Разговоры о том, что свеча впитала в себя болезнь и послужит во вред, следует немедленно отвергать как суеверие. Масло, которое нам дают в храме после Таинства, можно использовать, как и зерна пшеницы, в приготовлении пищи. Также маслом человек в период тех или иных недугов с молитвою может сам помазывать себя в домашних условиях, нанося его крестообразно. Так ли это? Сергиев Посад, 1908. Если же мы вникнем в смысл молитв в Чинопоследовании Святого Елея, то увидим, что все они пронизаны мыслью о связи телесного исцеления с прощением грехов. В Евангелии Господь наш Иисус Христос, исцеляя страждущих, не говорит: «Исцеляю тебя», но всегда указывает на корень болезни: «Прощаются тебе грехи твои».
Под «забвенными», то есть забытыми, грехами подразумеваются те, которым человек не придал значения в жизни и не помнит их по своей немощи, но это отнюдь не умышленно утаенные грехи, смущающие нас и сознательно не исповедуемые. Особенно это волнует людей не воцерковленных, либо слабо разбирающихся в церковных таинствах, из-за чего появляется множество суеверий, всяких досужих домыслов, никак не связанных с истинными православными канонами и традициями. Посмотрите еще: меню на Великий пост — как правильно питаться. Подключившись к ответам священников и церковным правилам, мы постараемся кратенько дать ответы на такие вопросы: Что представляет собой таинство Соборования. Когда проводится в храме, в больнице, на дому. Как готовиться, держать ли пост, исповедоваться. Правда ли, что соборование лишь смертельно больным проводится.
Можно ли здоровым людям собороваться и зачем. Наступает ли исцеление после елеосвящения, и что, если человек умер после него. Сколько длится соборование, куда девать маслице после окончания таинства и другие. Что такое соборование, для чего оно нужно? Часто еще приглашают священника на соборование на дому, если человек не смертельно болен, но не может сам по немощи своей прийти в храм. Многие пугаются, думая, что соборование может проводиться лишь над человеком, который уже умирает, и некоторые больные потому наотрез отказываются домой или в больницу приглашаться священника, думая, что этим как-бы подтверждают свою готовность умереть. На самом деле Соборование призывает благодать на больного человека, помогает ему помочь вспомнить свои грехи и быть прощенному Господом, а вследствие этого часты и случаи выздоровления, потому как часто наши болезни — следствие как раз наших грехов.
Но это не обязательно. Иногда наоборот, люди думают, что если пособоровали больного, обязательно должен выздороветь, и спрашивают потом — а вот мы пригласили священника, он соборовал больного, а тот умер. Бывает и так, на все воля Божья, но вы можете утешиться тем, что ваш близкий человек умер после покаяния, а это для его души спасение. То есть, пригласив для этого Таинства священника домой, вы сослужили большое доброе дело своему близкому и облегчили ему участь в вечной жизни. Итак, таинство совершается для исцеления, либо же ослабления болезней, притом не только телесных, но в первую очередь духовных. Часто бывает, что при соборовании больной припоминает под воздействием Божьей благодати и рассказывает священнику о каком-то грехе, который он не исповедовал, а тот подсознательно может быть его мучил. Обратите внимание И освободившись, раскаявшись в нем, человек получает исцеление и идет на поправку.
Почитать еще: как приступить к исповеди, как правильно исповедоваться. Когда совершается Соборование В 2016 году, как и ранее, Таинство это будет совершаться Великим постом, а во многих храмах и в другие посты совершается, надо узнавать расписание конкретно по вашим приходам. В церкви рекомендуется даже здоровому человеку хотя бы один раз в год Великим или Рождественским постом собороваться. Церковь верит, что при этом его давно забытые и не названные по этой причине грехи прощаются Господом. В больницах или на дому Соборование может совершаться в любое время по договоренности со священником, и по необходимости для больного. Не может Таинство совершаться над человеком, находящимся без сознания, потому как он должен в таинстве участвовать сознательно, каяться в грехах. Грехи нам прощаются при Покаянии, если оно действительно искреннее, глубокое, с желанием исправляться, избавляться от своих страстей и грехов, и вести более достойную жизнь во Христе.
Поэтому человек, который соборуется, должен заранее покаяться в грехах. Не ради галочки, а внимательно разобрав все своих преступления. Для этого нужно взять книжку «В помощь кающемуся» и выписать на листок или в тетрадь все свои скверные поступки». Следует, однако, сделать оговорку, что не все священнослужители считают принципиальным исповедь накануне таинства, некоторые разрешают исповедоваться и после Елеосвящения. Перед Соборованием необходимо также примириться с окружающими. Нельзя держать в сердце обиду и зло, препятствующие вхождению в него Божественной Благодати. Соборование На многих православных интернет-порталах указаны также рекомендации почитать перед таинством Покаянный канон и акафисты Иисусу Сладчайшему, Пречистой Богоматери и святым целителям.
В каких случаях можно собороваться дома? Обычно таинство на дому совершают над тяжело больными. В этом случае проводят, как правило, сокращенный вариант священного действия. Как использовать елей после Соборования? При душевных и физических недугах освященным елеем помазывают страждущих. Часто в приходах при раздаче елея верующим предупреждают, что его можно использовать и внутрь и добавлять в еду. Протоиерей Константин Пархоменко наставляет: «Принесли домой масло с соборования и помазуйтесь им каждое утро после молитв со словами: «Помилуй ны Боже, помилуй ны Владыко, помилуй ны Святый!
Исцели ны Боже, исцели ны Владыко, исцели ны Святый! Этим елеем можно помазывать родственников». Последование таинства Соборования Елеосвящения Последование святаго елеа, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви или в дому». Молебное пение Молебное пение — первая часть чинопоследования — есть сокращение утрени, совершаемой во дни поста. Совершающие Таинство священники или священник становятся перед столом лицом к иконам, держа в руках незажженные свечи. Один из священнослужителей совершает каждение икон, стола, на котором лежат Святое Евангелие и всех принадлежностей, а также больного. Начинается служба возгласом священника: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков».
Хор: «Аминь». Затем читается «обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш», состав молитв в котором описан выше. Далее следуют молитвы: «Слава, и ныне»; «Приидите, поклонимся…» трижды. Псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою…» помогает человеку осознать свое нынешнее положение и то состояние, в котором он прибегает к этому спасительному Таинству: «Господи! Услышь молитву мою… Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших, и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое». Продолжается чинопоследование Таинства темой покаяния и сознания своей немощи. Звучит Аллилуйа, ее покаянные стихи: «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь» и тут же поются покаянные тропари «Помилуй нас, Господи» и псалом 50-й — вершина покаянного псалмотворчества царя Давида.
После покаянных тропарей и 50-го псалма поется канон о елее. В нем священники просят Господа «елеем благоутробия утешить души… и телеса человеческие» и «подать люте страждущему благодать свыше». В «молитве елея» звучат прошения: «Неизреченною любовию, Преблагий Господи, ущедри раба Твоего, покровом славы Твоея подай здравие ему и недугов избавление». Далее следуют стихиры, в которых выражена та же мысль: «Помазанием елея Твоего и священников, Человеколюбче, осязанием раба Твоего освяти свыше, недугов свободи, душевныя скверны очисти…, соблазнов избави, обстояние отжени, скорби потреби…». Оканчивается молебное пение молитвами: Трисвятое по «Отче наш» и пением тропаря «Скорый в заступлении…» Соборование. Художник Клавдий Лебедев Освящение елея для помазания Возглашается ектенья: «Миром Господу помолимся», в которой звучит прошение: «О еже благословитися елею сему, силою и действом и наитием Святаго Духа». Елей для освящения вливается в пустой сосуд кандило , стоящий в пшенице; вино доливают туда же и смешивают их лжицей.
Вино, добавляемое в елей, символизирует Кровь Христову, пролитую Им на Кресте. Затем возжигаются семь свечей, расположенных вокруг елея, и все те свечи, что держат присутствующие. Первенствующий иерей начинает читать «молитву елея», а сослужащие священники вторят ему вполголоса, читая ту же молитву. В молитве они просят, чтобы Господь Сам освятил этот елей во исцеление помазующегося и в очищение всякой страсти и скверны плоти и духа, и всякого зла. После молитвы поются тропари — Христу Спасителю, святому апостолу Иакову, святителю Николаю Чудотворцу, святителю Димитрию Мироточивому, целителю Пантелеимону, святым бессребреникам, святому Иоанну Богослову и Пресвятой Богородице. Помазание елеем Третья часть чинопоследования Таинства Елеосвящения включает в себя семикратное помазание освященным елеем частей тела больного чела, ноздрей, щек, уст, груди и рук. Причем каждое из этих семи помазаний предваряется чтением Апостола, Евангелия, краткой ектеньей и молитвой об исцелении больного и прощении его грехов.
Дьякон, чтец или сам священник после возглашения прокимна начинает первое чтение из Послания святого апостола Иакова об установлении Таинства Елеосвящения Иак. Затем первенствующий пресвитер читает Первое Евангелие Лк. Вслед за тем, тот же пресвитер в молитве просит Господа сделать его достойным служителем Нового Завета и сотворить елей, приготовленный для больного, елеем радования, одеждой царской, броней силы, в отгнание всякого диавольского действия, ненаветной печатью, вечным веселием.
Соборование в пост
Вокруг церковного таинства соборования ходит много мифов. И перед тем как собраться совершить Соборование, в первую очередь надо озаботиться не столько тем, можно ли перед ним кушать, сколько всерьез задуматься о том, чем нагрешили в жизни, и очиститься от грехов. Соборование что это и для чего, когда проводится, сколько идет по времени: как проходит Соборование. – Елеосвящение (соборование) – это одно из семи таинств Православной Церкви.
Соборование на дому
Что такое Таинство Соборования (Елеосвящения). И перед тем как собраться совершить Соборование, в первую очередь надо озаботиться не столько тем, можно ли перед ним кушать, сколько всерьез задуматься о том, чем нагрешили в жизни, и очиститься от грехов. Таинство Елеосвящения называется Соборованием, потому что для его совершения собирается, как правило, несколько священников — собор. Что такое обряд соборование в православии Соборование – это таинство, исцеляющее душу и тело. Елеосвящения. (Соборование). Как проходит Соборование. Обычно Соборование совершается в пост, т.к. это – благоприятное время для покаяния, очищения души и тела.
Соборование. Таинство для болящих и не только
Более подробно об Соборовании можно посмотреть в видео: Соборование что это и для чего сколько идет по времени. В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. Во время соборования за больного молится пресвитер Церкви или священник и помазывает его освященным Елеем так же, как апостолы при исцелении больных молились и иногда мазали их маслом. Соборование, или, как оно еще называется, Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.
Сколько раз собороваться?
При этом апостолам было дано прямое указание: больных исцеляйте, прокаженных очищайте Мф. Чуть позже стало оформляться чинопоследование Таинства Елеосвящения, так , в послании апостол Иаков пишет: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему Иак. Для чего необходимо собороваться? Если это Таинство совершается для исцеления человека, так почему же священника звали к умирающему человеку? Дело в том , что опытом церкви пришло знание о том, что в таинстве соборования выявляется Воля Божья о человеке - в результате происходит или скорое исцеление от болезни , либо, если душа готова устремится к Создателю - она спокойно оставляет тело. Кроме того , действием Божией Благодати в Таинстве соборования, верующему прощаются забытые и неосознаваемые грехи. Вот почему перед уходом в мир иной , верующие люди старались собороваться- чтобы пред лицом Господа предстать прощёнными от всякого греха ведомого и неведомого. Но значит ли это, что это Таинство относится только к покидающим этот мир? Кончено же нет. Соборование совершается при тяжелой болезни в течение всего года, а Великим постом все верующие стараются собороваться.
В дни Великого Поста все верующие стараются собороваться.
Помазуются, как правило, такие места человеческого тела: чело — во освящение ума, избавление от навязчивых мыслей, различных маний, ложных представлений, суетной круговерти помыслов; ноздри — обоняние; уста — вкус; очи — зрение; грудь — крестовина — почему не рекомендуется приходить на Таинство Соборования в водолазке или с жабо, чтобы священнику не приходилось пробираться какими-то неизвестными путями к вашему сердцу; ладони с тыльной части рук. Все органы чувств, душа и тело через Таинство Соборования с верою во Христа Спасителя и Исцелителя пронизываются несотворенной энергией Святого Духа. Во время неспешного продолжительного Таинства, когда народ, вовлеченный в общее русло молитвы, поет и слышит: «Помилуй, Боже. Исцели ны, Боже. Помилуй нас, Святый», священники один за другим читают молитвы о том, чтобы Сам Господь Иисус Христос, невидимо свершающий это Таинство руками священнослужителей, по вере нашей прикоснулся Своим целительным перстом к душе и телу страждущих. Избавил от различных хворей душевных и телесных. Восставил в нас дух мира, бодрости, радости, крепости. Соделал наши тела инструментом созидающей воли Божией. Освятил наше сознание, умирил наши сердца.
Невозможно перечислить тех духовных благодеяний, которые как из рога изобилия льются в ответ сердцу христианина, если он еще и призывает во время Соборования святых, имена которых слышатся в молитве: святого великомученика и целителя Пантелеимона, Фотия и Аникиту, Косму и Домиана и прочих бессребреников-врачей, не задавленных пошлой коммерцией, но служивших от избытка любви к страждущим людям. И всякий раз, когда завершается это Таинство, — а в его конце паства становится на колени, и священники, раскрыв Книгу Книг — Святое Евангелие, читают принявшим благодать Елеосвящения разрешительную молитву, — мы, принявшие Елеосвящение, чувствуем, что с нас как будто спал великий груз. Мы словно узники, освободившиеся от уз. Находясь в широте сердечной, чувствуем необыкновенное просветление в мыслях, а главное — глубокий мир, покой, радость, счастье. Царство Небесное внутри нас есть, когда, собранные под сводами храма, под знаком вечности, в единомыслии наших сердец устами воспеваем хвалу Врачевателю недугов Господу. Мы целуем Святое Евангелие, если соблюден чин Соборования, трижды совершаем поясной поклон пред священнослужителями, которые напоминают в данном случае апостолов — учеников Христовых.
Идеальным порядком было бы сначала приступить к Таинству Исповеди, потом к Таинству Соборования, а затем к Таинству Причастия. Но этот порядок не является принципиальным.
Можно Собороваться и без Исповеди и последующего Причастия. Однако, надо помнить, что христианин должен постоянно приступать к Таинствам Церкви Исповеди и Причастию.
Но то же ведь можно сказать и про другие таинства: из евхаристии сделали фактически молебен с причастием, из покаяния — психологические беседы, из крещения — обряд из серии «хуже не будет». Хотя все эти церковные таинства означают очень серьёзные события в жизни человека, которые совершаются Божьей любовью и человеческой верой. Это же событие! Нельзя превратить это в обыденность — пять раз за месяц на всякий случай.
Самая большая проблема в том, что к таинствам начали относиться потребительски. Само название богослужебного сборника — «Требник» — заставляет об этом задуматься. Нельзя к таинствам церкви относиться потребительски, и церковь не должна торговать таинствами, благодатью. Но для того, чтобы всерьёз об этом говорить, а не критиканствовать, должна быть нормальная община людей, которые друг за друга отвечают, вместе стараются жить по-христиански и дома, и на работе, и в храме. Это совсем не то же, что набрать семь священников, которых ты первый и последний раз в жизни видишь, и пригласить их к себе домой. Если есть магическое отношение — ожидание, что всё произойдет само собой, если только исполнишь обряд — то не надо собороваться.
Человек, ради которого оно совершается, должен всё зависящее от себя, чтобы исцелиться от болезни, сделать прежде, чем просить церковь сугубо помолиться за него. Но главная подготовка к соборованию заключается в том, чтобы жить церковно, то есть соборно — любить своё церковное собрание, быть в дружестве с людьми и Богом. Это как раз то, чего не хватает на сегодняшний день практически во всех церковных таинствах: личностности и соборности.
Соборование: как, где, когда и для чего?
Во сколько примерно начинается Соборование? Таинство Соборования (Елеосвящения). соборование Из апостольского послания видно, что речь идет о таких больных, которые сами не могут прийти в храм. Соборование (Елеосвящение) — Таинство Церкви, при мысли о котором у верующих часто возникают недоумения.