Празднуют Масленицу целую неделю, в которой каждый из семи дней имеет свое название и сопровождается особыми традициями.
Масленица на Руси: история и традиции
И не только… там же на высоте висели и призы для победителей конкурсов. Организаторы постарались подобрать для желающих народные игры: перетягивание каната, игра «бой петухов», распил бревна на пиле «дружба - 2», бег в мешках. Николай Кузьмин даже сумел ловко взобраться на самый верх шеста и достать барабан. Кульминационным моментом настоящего праздника стало сжигание чучела Масленицы, что символизировало собой прощание со всем старым, ветхим. Дружно зиму проводили и весну в свой мир впустили и теперь тепла начало только радость принесет. Также в прошлые выходные широкие масленичные гуляния прошли в деревнях Шоля, Верхнее Аккозино и Карк-Сирма.
Кроме всего прочего, нельзя не сказать о том, что именно весеннее равноденствие было древнеславянским Новым Годом. Масленица была и остаётся до сих пор одним из самых ярких праздников, который сопровождается многочисленными традициями. Праздновать это время года считалось едва ли не самым весёлым во всём году. Масленица-Комоедица — это не просто празднование дня солнцеворота, а целая неделя праздничных дней сразу после которых прилетают с юга птицы. Самым известным обрядом на масленицу является сжигание чучела. Несмотря на то, что данный ритуал сохранился до сих пор и происходит везде, где празднуется данный праздник, очень мало людей знают — кого они сжигают. На самом деле сжигают Марену. Марена, Мара, Морана — богиня смерти и зимы, которая властвует всё холодное время года. К наступлению весны Марена становится дряхлой старухой и уже не может совладать с молодыми Богами, которые пришли ей на замену.
По поверьям, строгое следование традициям оберегало человека весь год.
В Масленичной неделе выделяются две части: с понедельника по среду — это узкая Масленица, а с четверга по воскресенье — широкая Масленица. В первую допускалось заниматься домашним хозяйством и подготовкой к праздничным посиделкам, а всю вторую нужно было полностью посвятить гуляниям, забавам, отложив дела на потом. Понедельник — Встреча В первый день из соломы и старых вещей мастерили чучело, сооружали горки и снежные городки, вешали качели. Хозяюшки принимались печь блины. Тесто замешивали с самого утра, добавляя в него пару капель воды из родника или ключа. Блином угощайтесь, за нас заступайтесь. Угощение примите, благополучие нам пошлите», — говорила хозяйка дома, замешивая тесто на Встречу. Самый первый блин отдавали нищим или малоимущим на помин усопших родственников. Остальные подавали к столу, чтобы угостить пришедшую в гости родню. За едой обсуждали готовящееся празднование Масленицы и возможное предстоящее сватовство.
Вторник — Заигрыши Второй день отводился смотринам невест. Отсюда и пошло название — девушки заигрывали с парнями. Поэтому блины готовили, в первую очередь, для суженого. При замешивании теста и выпекании наговаривали различные слова любви. Как угощение кончится, так любовь в мои двери постучится, меня в одиночестве не оставит. Будет наша семья богата да сыта, ни в чем нужды не узнает», — шептали девушки. В этот день молодые люди на Руси ходили по домам и выбирали себе половинку. Если все складывалось удачно, свадьбу назначали на Красную горку, сразу после Пасхи. На Заигрыши начинали зазывать Масленицу: «У нас горы снежные готовы и блины испечены — просим жаловать! Хозяйки пекли блины с разнообразными начинками.
Заворачивая вкусную добавку, женщины обязательно делали заговор. Лакомство в них заверну, достаток в дом привлеку», — говорила прозорливая хозяюшка. Важно, чтобы лакомство попробовали как можно больше гостей, давая взамен мелкую монетку. Полученные деньги собирали в мешочек и прятали в укромном месте. По поверью, после этого в дом должен прийти достаток. На Лакомку зять приходил в гости к теще.
Считается, что с приходом весны и поворотом солнца на лето, из Ирия возвращаются души предков, которые улетали из Яви на всю зиму. Прилетают они, по поверьям славян, прямо на крыльях птиц, которые возвращаются в родные земли. В старой пословице, которая звучит; Первый блин комам Считается, что в эти дни просыпается медведь. Второй блин знакомым, Третий родне, А четвёртый мне! Масленица чисто Русский, Славянский праздник был приурочен ровно к весеннему равноденствию, издавна на Руси праздновалась и празднуется либо в сам равный ночи день 22 марта, либо на следующий день, когда солнечное время суток, как говорится, стало больше на воробьиный скачок. Кроме всего прочего, нельзя не сказать о том, что именно весеннее равноденствие было древнеславянским Новым Годом. Масленица была и остаётся до сих пор одним из самых ярких праздников, который сопровождается многочисленными традициями. Праздновать это время года считалось едва ли не самым весёлым во всём году. Масленица-Комоедица — это не просто празднование дня солнцеворота, а целая неделя праздничных дней сразу после которых прилетают с юга птицы.
Курсы валюты:
- Масленичная неделя началась в России
- Началась Масленичная неделя — время прощания с зимой | НКК
- Марина Громыко. Масленица. Мир русской деревни. История России. Библиотека.
- Праздник Масленица: обычаи и традиции 🥞
- Масленичная неделя началась в России
"Ишь ты, Масленица!": сегодня - первый день масленичной недели
С утра девушки шли в гости к родителям, а на ужин приходили уже зять со сватами. Их нужно было хорошо накормить и никого не обидеть. В масленый понедельник и выпекали первый блин, который отдавали бедным. Заигрышный вторник В масленый вторник начинали зазывать Масленицу: "У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать! Во время Великого поста справлять свадьбы было запрещено, поэтому их устраивали сразу после него — на Красную горку. Тогда молодые могли пожениться. Также во вторник праздничной недели в гости приглашали друзей и родственников. Лакомая среда или Тещин день В этот день зять должен был прийти в гости к теще, которая угощала блинами. Отведать блинов приходили также его друзья и родственники. Теща в "Лакомку" была особо ласкова и заботлива, показывала свое хорошее отношение к будущему мужу дочери.
Наши предки считали, что чем добрее теща к своему зятю, тем крепче и счастливее будет брак. Дела по дому откладывали, заниматься ими в ближайшие дни было нельзя, ведь это считалось плохой приметой. В этот день народ устраивал гулянья.
Но его планам не суждено сбыться. День Конституции Семья собирается в квартире родителей на очередной праздник. Оказывается, это хитрый план мамы заставить отца разобрать балкон. Кроме старых вещей находятся и старые секреты. Новый год Семейство собирается праздновать Новый год на даче, хотя никто из них изначально это не планировал, и всем есть, что скрывать от других. Старый Новый год Тихим зимним вечером все собираются в квартире у родителей. У всех накопились новости, которыми хочется поделится с родными. Крещение Мужская часть семьи едет нырять в прорубь на Крещение.
В некоторых областях было принято колядовать в четверг. Люди ходили по домам с бубнами и балалайками, пели песни, поздравляли хозяев с Масленицей. Пятница - Тещины вечераВ этот день теща с ответным визитом приходила в гости к зятю. Блины на этот раз пекла дочь - его жена. Зять должен был продемонстрировать свое расположение к теще и ее подругам и соседкам. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей. Суббота - Золовкины посиделкиМолодые невестки приглашали в гости золовок сестер мужа и других родственников мужа. Новобрачная дарила гостям подарки. Прощеное воскресенье - проводы МасленицыКульминация всей масленичной недели. Проводы, торжественное сожжение Масленицы и прощение обид, нанесенных друг другу в течение года. По традиции знакомые, встретившись, говорили друг другу: "Прости меня", а в ответ слышали - "Бог тебя простит". С той же целью в прощенное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, молились и поклонялись умершим родным. Традиция просить прощения появилась у палестинских монахов. Иноки почти весь сорокадневный период поста проводили в одиночестве, разойдясь по пустынным местам. К началу Страстной седмицы некоторые так и не возвращались, умирая в пустыне. Понимая, что в следующий раз они могут и не встретиться, черноризцы накануне расставания просили друг у друга прощения. Отсюда и название этого дня — Прощеное воскресенье. Рецепты вкусных блинов на МасленицуБлины издавна считаются традиционной русской пищей. В современной трактовке круглый блин - символ Солнца, цикличности и нового начала. Однако в древности блины считались поминальной едой на Масленицу. Их готовили в память об усопших, носили на могилы умерших родственников, чтобы через почитание ушедших предков повлиять на плодородие земли в новом году. У каждого региона России есть свои секреты приготовления вкусных блинов. Каких только блинов не бывает: на кефире, на дрожжах, ржаные, на воде, овсяные, гречневые, на молоке, красные на топленом молоке, пышные на сметане, постные с припеком, манные, заварные, творожные, на ряженке, свекольные, черемуховые, картофельные и пшеничные. Разнообразие закусок для блинов также поражает: со сметаной, медом, икрой, рыбой, мясом, маком, сыром и зеленью, грибным припеком и всевозможными вареньями.
Вот несколько вариантов приготовления блинов, которые пришли к нам из старинной русской кухни. Блины пшеничные красные Потребуется 4,5 стакана пшеничной муки, 4 стакана молока, 25 г дрожжей, 25 г сливочного масла, 100 г сливок, 2 яйца, 2 ч. Половину муки, дрожжи, масло растворить в молоке, дать подойти. Тесто взбить, добавить остальную муку, соль, желтки, растертые с сахаром, вновь взбить, ввести взбитые белки и сливки, дать подойти и затем печь. Блины пшенные Потребуется 1 л воды, 400 г пшена, 400 г пшеничной муки высшего сорта, 400 г гречневой муки, 25-30 г дрожжей, 2 ч. Пшено промыть 5-7 раз в кипятке, залить водой, сварить жидкую кашицу, хорошо разварив пшено, остудить. Объем кашицы должен быть равен 1 л. Добавить в кашицу пшеничную муку, дрожжи, дать подойти. Затем добавить гречневую муку, сахар, соль, размешать, дать подойти. Обварить тесто горячей водой, развести его до консистенции сметаны и через 15 минут после этого начать печь блины. Грибы гречнево-пшеничные половинные Потребуется 2 стакана гречневой муки, 2 стакана пшеничной муки, 4 стакана молока, 25 г дрожжей, 50 г сливочного масла, 2 ч. Гречневую муку развести в 1 стакане холодного молока и заварить 2 стаканами горячего, остудить. Ввести дрожжи и дать подойти тесту в теплом месте. Тесто взбить, добавить соль, пшеничную муку, масло, желтки, растертые с сахаром, оставшееся молоко, взбитые белки, дать подойти и затем печь. Блины гречневые на молоке Потребуется 4 стакана гречневой муки, 4,5-5 стаканов молока, 25 г дрожжей, 2 яйца, 25 г сливочного масла, 1 ч. Две трети приготовленной по рецепту порции молока, дрожжи, муку, сливочное масло, желтки вымешать, дать подойти. Добавить соль, сахар, обварить остальным молоком, взбить, ввести взбитые белки, дать подойти вторично и сразу же печь. Настоящее украшение праздничного стола на Масленицу — блинчатый блинный пирог, который делают сладким и несладким. Для этого пирога несколько блинов складывают стопкой один на другой и прослаивают между собой различной начинкой. На Масленицу не используют только мясную начинку, а уж любая другая - пожалуйста. Такие стопки блинов обычно смазывают с боков смесью яиц, муки и молока, чтобы фарш не вываливался, и слегка обжаривают в духовке. Блинный торт с сёмгой и красной икрой Потребуется 6 блинов, 150 г сливочного сыра, 100 г сметаны, солёная сёмга, красная икра, зелень. Сливочный сыр и сметану смешать до однородности. Зелень мелко порезать. Сёмгу порезать тонкими ломтиками. Собрать торт: блин смазать сыром со сметаной, разложить сёмгу, посыпать зеленью, снова блин, красная икра, следующий блин смазать сыром со сметаной и т.
Широкая Масленица - 2023: история и традиции празднования
В четверг — разгуляй. Кулачные бои, стенка на стенку и прочие «мужские веселья». К этому дню строили снежные крепости, которые с шумом завоёвывали соперники. В древних языческих традициях этот день являлся встречей нового года. Пекли голубей и жаворонков из теста, а детишки «кликали солнце», чтобы то «показалось из-за горы». В пятницу — зятья приглашали тёщ к себе отведать угощения. Странность обычая сначала зять в среду, а потом теща в пятницу к зятю усиливалась тем, что тёща за день до этого должна была принести все ингредиенты для угощения.
И даже сковородку, кадку и черпак для приготовления блинов. В субботу — золовкины посиделки. Незамужние золовки звали в гости незамужних подруг. Невестка должна была их одаривать, а те угощать и веселить гостей. Воскресенье — последний день Масленицы, прощённое воскресенье, проводы зимы и сжигание чучела Зимы. Перед сожжением чучело возят по городу, а после устанавливают на площади и водят хороводы, при этом всячески ругают Зиму, гонят её и, в конце концов, сжигают чучело.
Завершает забаву прыганье через огромный костёр. А прощённым это воскресенье называют оттого, что все просят прощение у предков. Кострами же их зовут, приглашают к обильному угощению. Это задабривание духов умерших в христианскую эпоху немного исказилось, и люди просят прощения у Бога и друг у друга. Принято говорить: «Прости меня», получая на это ответ: «Бог простит», после чего все отправляются в баню, что может считаться обрядом очищения перед долгой весной, а у христиан — перед Великим постом. Блины — самое популярное кушанье в масленичную неделю.
Это рецептурно простое блюдо готовят с особым умением. Здесь важно мастерство и точность руки, наметанный глаз, кулинарное чутьё и выдержка. Именно поэтому блины — такое простое и одновременно сложное блюдо. Слово блин общеславянское. В украинском языке существует млинець, в болгарском — млин. Млин — это жернов в ветряных мельницах, круглый камень, который путём трения о другой такой же плоский, но лежащий неподвижно, истирал зёрна злаков, превращая их в муку.
Блин-млин это слова из терминологии мельничного ремесла, которое у славян было одним из центральных. Просмотры: 10 514.
С 18 века церковь перестала уделять такое пристальное внимание празднику, а показательные гуляния царей только укрепили Масленицу в жизни русского народа, хоть и исказили суть происходящего. Со второй половины 18 века церковь «адаптировала» масленицу для своих целей и не запрещала прихожанам участвовать в общей вакханалии, наложив при этом определённые ограничения на состав продуктов, пригодных к пище в эти дни, и строгий «регламент» молитв.
Каждый из семи а до 17 века четырнадцати дней масленицы имел своё название. К началу 20 века все названия перемешались — древние, церковные, народные, и сейчас Масленица — это праздник встречи весны, весёлый, беззаботный, с обильной пищей и самое главное — блинами. Блины на масленицу стали центральным блюдом, его символом. Как и в древности, блины в сознании человека символизируют солнце.
Только в далёкие дохристианские времена наши предки славили Бога Ярила, и готовили блины в благодарность Яриле за свет и тепло. Каждый блин символично означал один солнечный день, потому пекли блинов как можно больше, чтобы тепло и свет не покидали людей целый год. Почему же праздник называется Масленица? Название Масленица пошло с празднования весны, то есть с 19 — 25 марта.
В это время телились коровы, и у них было много молока, а значит, в доме было достаточно сливочного масла. Слово масло изначально звучало как мазало, то есть то, чем мажут блин. Мазало или масло в этом случае было символом достатка, нового богатого и сытого года. Блины на Масленицу также были земным отражением солнца.
Блин — как маленькое солнце — круглый и горячий. Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его. Так же, как в наши дни, первую половину января Россия предаётся празднику, так и в древности наши предки с размахом встречали Новый год, только в начале весны. Отсюда и сжигание чучела зимы, хороводы, костры и прочие отголоски языческого прошлого.
Есть версия, что праздник Масленицы в древности был в честь бога Велеса — покровителя скотоводства. Сохранились свидетельства о «царских» празднования масленицы. Например, в 1724 году Пётр Первый решил устроить грандиозный праздник, но морозы помешали огромному маскараду, санному шествию и прочим весельям. Крепкий русский мороз не дал отпраздновать масленицу, лишний раз подтвердив, что изменение сроков масленичной недели — не лучшая идея для праздника.
Дело в том, что масленичная неделя должна была проходить в дни весеннего солнцестояния, которые приходились на разгар Великого поста. По настоянию церкви празднество перенесли на месяц назад, и теперь последний день Масленицы должен был быть за неделю до начала поста. Но были и удачные празднования. По воспоминаниям австрийского секретаря Корба, оказавшегося в масленичную неделю в России, «пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие».
Тот же Корб был свидетелем случая, когда свежевыстроенный Лефортов дворец освещал ряженый псевдо-патриарх во главе «всешутейшего и всепьянейшего собора» крестом, сделанным из табачных трубок, кадилом с табачным дымом и в довершение всего служивший службу в честь Вакха.
Символ Масленицы Что категорически нельзя делать на Масленицу: советы и обычаи Первый день Масленицы начинается с подготовительных работ. В это время люди украшают дома, готовят праздничные угощения и создают атмосферу радости и веселья. Основным украшением является соломенное чучело, которое символизирует зиму и все плохое, что необходимо оставить в прошлом. Создание чучела Масленицы — важный ритуал первого дня. Его обычно изготавливают из соломы, одевают в старую женскую одежду и украшают цветными лентами. Это чучело будет играть ключевую роль в конце праздничной недели, когда его сожгут, символизируя уход зимы. Блины как неотъемлемая часть праздника Приготовление и поедание блинов является неотъемлемой частью весеннего праздника. Считается, что блины — это солнце, которое в начале весны постепенно начинает прогревать землю, символизируя возрождение.
В первый день Масленицы традиционно угощают блинами близких и соседей. Считается, что первое изделие непременно нужно отдать бездомному человеку. При приготовлении блинов не запрещается экспериментировать, передают « Дни.
Важным моментом является не просто сжигание и поругание тёмной Богини, но и её почитание. Мара придёт уже скоро — с приходом следующей зимы и всем, кто не почитал её в масленицу, придётся столкнуться с ней в её время года. Чучело сжигают. Часто, вместе с этим действом произносятся магические заклятия, магические ритуалы, бросаются в огонь старые вещи, наузы с наговорами, что бы вместе со своим уходом Марена забрала с собой и всё плохое, что накопилось за зиму у людей.
Также традиционным считается водить вокруг чучела хороводы. После того, как Марена сгорела, её остатки кидают в воду. Кому не терпится, могут отметить заранее в воскресенье, хотя есть народные традиции которые надо чтить. Всех с Праздником!
Проводы Зимы в Пензе. Куда пойти в Прощеное воскресенье
Самые интересные народные приметы на Масленицу собраны в этой статье. Москва», «Москультура», «Федеральная служба новостей», парламентского клуба «Российский парламентарий» при Государственной Думе РФ, EURASIA. Самые интересные народные приметы на Масленицу собраны в этой статье. Масленица – один из самых веселых славянских праздников. В этом году масленичная неделя продлится с 11 по 17 марта. Масленица – один из самых ярких российских праздников.
Когда, почему и как празднуют Масленицу
В воскресенье еще разрешено употреблять продукты животного происхождения, а всю оставшуюся непостную еду необходимо доесть или раздать бедным. В завершение праздника сжигают соломенное чучело, прощаясь с зимними морозами. Чем сильнее пламя - тем скорее и теплее будет весна. Показать больше.
Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В. Проппа, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям [36].
Для крестьянина, согласно этой концепции, плодородие земли было самым важным, поэтому он пытался на него воздействовать: «что бы ни делали носители традиционной культуры, они маниакально думают об одном — об увеличении урожая или приплода» [37]. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как « целовник », смотры молодожёнов «столбы» [38] , их гостевания [39] , катания с гор [40] и на упряжках [41] , шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста [42]. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота [43]. Со стимуляцией плодородия В.
Пропп связывает поминальную сторону Масленицы. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои , скачки и т. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов [К 1]. Пропп отмечает, что блины были обрядовой едой на поминках , и именно в этом качестве, по его мнению, использовались на Масленицу и в рождественский Сочельник [44] [45]. Причиной поминального использования блинов он считает особую архаичность этого блюда [46].
Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы [47]. Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном, писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи yпиваются вином и вместе с народом своевольствуют» [47]. По мнению современного фольклориста А. Мороза , нет оснований утверждать, что Масленица — это праздник языческого происхождения.
В Ачинском и Енисейском уездах парни накануне Масленицы делали общую для всего селения высокую катушку — горку с политым водою ледяным скатом. Иногда сооружали несколько катушек —«поулошно», если в селении были четко выраженные территориальные компании молодежи. В течение масленичной недели ежедневно под вечер на катушку собирались шумные толпы парней и девушек, ребятишек, молодух. Парни «выказывали свое молодечество», спускались на санках «с головокружительной высоты», посадив к себе на колени одну или двух девушек. Катались и группами на «кожуре» шкуре и дровнях. По другому, тоже восточносибирскому описанию, «молодняк собиратца на катушке, катаюца на санках, на лодках, на шкурках, на снопах соломы.
Шутки идут, а другой раз до драки дело доходит». В Пермском крае во время катанья взрослых в последний день Масленицы парню, скатившему девушку с горы, дозволялось поцеловать ее. В некоторых местах Пермской губернии бытовало, как и на Вологодчине, катанье компаний мужчин с молодоженом: «Под вечер в воскресенье — последний день Масленицы — женатые мужики приносили на катушку большой широкий луб. На луб валили сперва какого-нибудь новожена то есть женившегося в последний мясоед , на него пластом валили другого, за ним какого-нибудь третьего и так всего 15—20 человек. Сверху уминал эту массу какой-нибудь молодец. Луб катился немного: сажен 5—6 при уханье и хохоте как зрителей, так и самих катающихся. Так катались весь вечер дотемна». В некоторых местах Архангельской губернии в связанных с молодоженами играх на горке участвовала и молодая. Здесь объектом внимания становились все пары, обручившиеся после предыдущей Масленицы. Молодожены подкатывали к горе на лошадях, и молодой сначала один поднимался на вершину, где его ждала компания холостых парней.
Его усаживали в сани и начинали громко окликать молодую. Она поднималась на горку и садилась на колени мужа, обняв его одной рукой за шею. Парни не давали молодым скатиться вниз до тех пор, пока молодая не поцелует мужа назначенное число раз. Поцелуи считали громогласно; за промедление назначали штраф должна поцеловать еще столько же раз —все это называлось «солить рыжики на пост», или «промораживать». Менее широкое распространение, чем катанье на лошадях и санях, имели в XIX веке среди сельской молодежи прыжки через костер и взятие снежного городка. Первое в зимнее время традиционно было связано со сжиганием чучела Масленицы в «прощеное» воскресенье. Так, в Гжатском уезде Смоленской губернии данные Чальско-Дарской волости, селений Скугарово, Холмы и других молодежь обоего пола делала в последний день Масленицы огромную бабу из соломы, вывозила ее на больших санях за околицу и там сжигала; при этом прыгали через костер. Судя по сообщению 90-х годов XIX века из Череповецкого уезда, там через костер при сжигании Масленицы прыгали лишь отдельные смельчаки. Это кажется естественным, если учесть размеры костра в этом варианте: уже с утра «прощеного» воскресенья мальчики-подростки свозили со всей деревни за ее пределы всякое старье — эта подготовка сама по себе составляла дополнительное развлечение. Собирали старые бочки, корзины, дрова —«в каждую избу заедут и что-нибудь выпросят».
В сумерках к этой огромной груде собирались взрослые, дети и поджигали ее. Это и называлось «Масленицу жечь». В Пошехонском уезде, где обычай «сожигать Масленицу» сохранялся к 80-м годам прошлого века почти повсеместно, материал для костра молодежь начинала собирать с первых дней сырной недели: дрова,. В последний день, после вечерни, парни и девушки шли туда и зажигали «Масленицу». Размеры такого костра, строившегося в течение недели, были несовместимы, по-видимому, с обычаем прыгать через него — о прыжках в этом описании нет и речи. После сжигания «Масленицы» просили прощения друг у друга, шли просить прощения у тех, кто не был в поле, затем спешили по домам —успеть «заговеть» до 12 часов. В другом варианте Ростовский уезд Ярославской губернии — через костер прыгали лишь мальчики, хотя собирали солому, деготь, дрова они вместе со взрослой молодежью. Собирались вечером, только перед самым сжиганием «Масленицы». Девушки и парни стояли вокруг костра и пели: «Гори, гори, Масленица, Симионова племянница, пройдет семь недель, придет светлый день, будут пасху носить, будут яйца красить». Потом молодежь с песнями возвращалась в деревню.
Взятие снежного городка, увековеченное в известной картине В. Сурикова по непосредственным наблюдениям художника , бытовало преимущественно на Урале и в Сибири. Эта сложная затея, включавшая в равной мере элементы игры, спектакля и спортивного состязания, предварялась, как и катанье с ледяных гор, участием молодежи в строительстве специального сооружения. По описанию первой половины XIX века, на Енисее на Масленицу парни строили ледяную крепость с воротами. Она была довольно высокой — в ворота въезжали верхом. Одна партия занимала крепость и готовилась выдержать осаду. Другая — шла на приступ. Осаждающие были конными и пешими. Последние лезли на стену, срываясь под хохот зрителей со скользкой ледяной поверхности, а верховые должны были по одному прорваться в ворота. Осажденные метлами, хворостинами, нагайками хлестали лошадь, пугали ее, чтобы заставить повернуть обратно.
Всадник с позором отступал под возгласы и улюлюканье собравшихся односельчан либо гордо врывался в крепость, оттесняя грудью разгоряченной лошади противников. Потом победители шли торжественно по селению с песнями, и всю ночь продолжались забавы. Зобнин о своем родном селении,— в последний «прощеный» день Масленицы делается «город». На реке Нице или на слободской площади, где больше простору, складывают по круговой линии из снега, иногда изо льда, стены, в которых проделываются два столба.
Последнее называлось катиться кораблем: двое располагались лицом друг к другу, а третий — между ними. На кожах и рогожах скатывались по 4—10 человек. Парни катались также на коньках кониках и просто стоя—несколько человек держались гуськом друг за друга, это называлось катиться юром. Среди крестьянской молодежи было принято использовать масленичное катанье с гор и для встречи постоянных пар — парня и девушки. Местами катанье парами считалось уместным в течение всей зимы, а не только на Масленицу. Информатор из Орловского уезда одноименной губернии сообщал в Тенишевское бюро, что зимой делают скамейки то есть обливают их водой и замораживают и ледянки «подмороженные плетушки из решета».
На скамейке катаются парень с девушкой. Катанье сопровождалось шутками, озорством, хохотом. Житель села Неделина Калужской губернии тоже писал о парном катании с гор зимой — не упоминая о каких-либо конкретных сроках —«на ногах или больших скамейках». Он подчеркивал, что забавы «отличаются большим благородством и вежливостью». В Юрьевском уезде Владимирской губернии информация жителя села Шельбова, 1853 г. Как только утром кто-либо появлялся на горе, на него набрасывалась компания гуляющих и валила в снег. Если это был мужчина, сбрасывали с него шапку и натирали голову снегом. Женщинам голову не трогали, но можно было набить снегу «за пазуху под рубаху». Во многих русских селениях Тверской губернии всю зиму катались с естественных гор только дети — мальчики. С первых дней Масленицы к месту катанья приходила вся деревня —«от мала до велика».
Девушки и парни выходили на горку нарядными. Катались на катульках - досках, выдолбленных с одной стороны, намороженных льдом с другой и заостренных с одного конца. Здесь же молодежь пела песни. В Череповецком уезде Новгородской губернии долбленки из дерева, «похожие на большое корыто», называли «корежками». На Масленицу, здесь на «корежках», санках и шубах катались преимущественно подростки обоего пола. Тверские «катульки», а новгородские «корежки» в Ярославской губернии назывались «скачками» или «лодками». Во всю длину аршина полтора толстой доски выдалбливали углубление — до двух вершков. Иногда делалось и сиденье. Дно «лодки» обливали водой дня за два до катанья, к носу привязывали веревку. В скачок садился один человек и, искусно управляя им, скользил по крутым и пологим склонам естественных возвышенностей.
Такое катанье взрослой молодежи было принято здесь только днем. По материалам Вологодчины описано парное и групповое катанье в течение недели Масленицы на шестах. На пологой горке укладывали параллельно жерди в виде рельсов, в полутора аршинах одна от другой, и обливали их водой. Катающиеся становились обеими ногами на одну из обледенелых жердей, брали друг друга за руки и скатывались вниз. Здесь же исполняли обычай, называвшийся «ездить бобром на молодом». Совершался этот обычай тогда, когда на горке появлялся кто-либо из мужчин-молодоженов, приехавших в данную деревню на несколько дней — гостить, как полагалось, у родителей молодой. Знакомые молодожена притаскивали розвальни без оглобель, насильно усаживали на них молодого, к нему присоединялось человек десять, вскакивавших и на ходу, и вся компания шумно катилась под гору. В некоторых местах, по традиции, катанье с гор взрослых приурочивалось, как и катанье на лошадях, только к последним трем дням Масленицы. Такое ограничение отмечено, например, в описании 50-х годов XIX века из Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. В Ачинском и Енисейском уездах парни накануне Масленицы делали общую для всего селения высокую катушку — горку с политым водою ледяным скатом.
Иногда сооружали несколько катушек —«поулошно», если в селении были четко выраженные территориальные компании молодежи. В течение масленичной недели ежедневно под вечер на катушку собирались шумные толпы парней и девушек, ребятишек, молодух. Парни «выказывали свое молодечество», спускались на санках «с головокружительной высоты», посадив к себе на колени одну или двух девушек. Катались и группами на «кожуре» шкуре и дровнях. По другому, тоже восточносибирскому описанию, «молодняк собиратца на катушке, катаюца на санках, на лодках, на шкурках, на снопах соломы. Шутки идут, а другой раз до драки дело доходит». В Пермском крае во время катанья взрослых в последний день Масленицы парню, скатившему девушку с горы, дозволялось поцеловать ее. В некоторых местах Пермской губернии бытовало, как и на Вологодчине, катанье компаний мужчин с молодоженом: «Под вечер в воскресенье — последний день Масленицы — женатые мужики приносили на катушку большой широкий луб. На луб валили сперва какого-нибудь новожена то есть женившегося в последний мясоед , на него пластом валили другого, за ним какого-нибудь третьего и так всего 15—20 человек. Сверху уминал эту массу какой-нибудь молодец.
Луб катился немного: сажен 5—6 при уханье и хохоте как зрителей, так и самих катающихся. Так катались весь вечер дотемна». В некоторых местах Архангельской губернии в связанных с молодоженами играх на горке участвовала и молодая. Здесь объектом внимания становились все пары, обручившиеся после предыдущей Масленицы.
Народный календарь. Что нужно и чего нельзя делать в первый день Масленицы, 28 февраля
Масленица была «сдвинута» во времени, чтобы она, во-первых, не совпадала с языческим празднованием и, во-вторых, не попадала на христианский пост, когда праздновать запрещено. От чего зависит день начала Масленичной недели, и как определить дату прихода Масленицы? 7 недель продолжается Великий пост – это самый длительный за весь церковный год период воздержания. В первый день Масленицы принято угощать блинами и участвовать в народных гуляниях Фото: Сергей Русанов © Масленицу на Руси любили так сильно, что гулять начинали загодя – в субботу на предшествующей неделе отмечали “малую Масленку”.
Масленичная неделя в 2023 по дням: даты, названия и традиции
В этом году Масленица начнётся в последний день зимы. В самом по себе трепетном ожидании весны трудно заподозрить что-то богопротивное, и никто из самых закоренелых поклонников Масленицы не видит в блинах символ солнца, если ему специально об этом не напомнить. один из древнейших и уж точно самых веселых русских народных праздников, пришедший из языческой культуры и сохранившийся после принятия на Руси христианства. МАСЛЕНИЦА — Сырная неделя, зимний народный праздник, предшествующий Великому посту. Самая ранняя Масленица приходится на конец января — начало февраля (по ст. ст.), а самая поздняя — на конец февраля — начало марта. Самая ранняя Масленица приходится на конец января — начало февраля (по старому стилю), а самая поздняя — на конец февраля — начало марта. В последний день масленичной недели проводился ритуал проводов Масленицы с обязательным сожжением чучела Масленицы.
Масленица: история, обряды и обычаи
Первым блином обязательно угощали нищих или малоимущих. Остальными блинчиками следовало накормить пришедших в гости родственников, а за едой обсудить готовящееся празднование Масленицы. Весело и ярко встречают Масленицу в нашем детском саду. Сегодня ребятишки познакомились с традициями праздника, поиграли в весёлые игры, повязали на чучело Масленицы красные ленточки и загадали желания!
Многочисленную детвору порадовали конные упряжки с разукрашенными санями, так бережно хранимые истинными любителями лошадей и народных традиций. У молодого поколения надолго останутся в памяти эти бесценные минуты детской радости. Издавна Россия славилась платками яркими и красивыми. Их носили и богатые, и бедные. Платки хранили тепло, дарили здоровье и хорошее настроение. Родители по доброй традиции нарядили девочек платками, что было особенно красиво.
Его не ели, а клали на подоконник, ведь он был поминальным. Часто первые блины отдавали нищим, чтобы они молились за усопших. Тонкий и красивый — к сытной богатой жизни. Блин комом нужно было съесть, пока его никто не увидел, иначе быть беде. С помощью блинов также привораживали. Девицы шептали над тестом, чтобы блин был красивым, а судьба — счастливой. Народный календарь Масленичной недели Каждый день Масленичной недели имеет свое название и определенные приметы и ритуалы, которые важно было соблюдать. Нетяжелый понедельник встреча Масленицы На Руси невеста переезжала в дом мужа. С утра девушки шли в гости к родителям, а на ужин приходили уже зять со сватами. Их нужно было хорошо накормить и никого не обидеть. В масленый понедельник и выпекали первый блин, который отдавали бедным. Заигрышный вторник В масленый вторник начинали зазывать Масленицу: "У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать! Во время Великого поста справлять свадьбы было запрещено, поэтому их устраивали сразу после него — на Красную горку.
В 2024 году с 11 марта начинается Масленичная неделя, у которой каждый день имеет своё значение. Понедельник - День встречи: люди сооружали качели и ледяные горки, старались насладиться зимними забавами. Также в это время пекли самый первый блин, который нельзя было ни в коем случае есть самому, его отдавали малоимущим. Соблюдение этой приметы позволяло сохранять достаток в доме. Также в первый день Масленичной недели нужно было заниматься хозяйственными делами, чтобы успеть к проводам зимы всё закончить.
В России началась масленичная неделя
Первый день Масленицы, который выпадает в этом году на 11 марта, называется Встреча. Самая ранняя Масленица 2022 года прошла на самом высшем уровне, практически, по-императорски! Рассказываем, когда начинается Масленичная неделя в 2024 году, и как отмечать ее по дням. Самая ранняя масленица состоится в Пензенском зоопарке. О том, как Масленицу отметили в России и за рубежом, а также о ценах масленичного стола и рецептах — в трансляции ИА REGNUM. В этом году первый день Масленицы приходится на 8 марта Международный женский день.