Новости пятикнижие достоевский

Великое пятикнижие, нетерминологическое обозначение пяти романов Ф. М. Достоевского 1860–1870 гг., указывающее на их идейно-тематическое и. Нужно сказать, что пятикнижие появилось только благодаря встрече Фёдора Михайловича со своей будущей второй женой Анной Григорьевной Сниткиной. Романы Ф. М. Достоевского и Пятикнижие Моисея: «преступление и. шесть видеопрограмм к юбилею писателя. Великое пятикнижие, нетерминологическое обозначение пяти романов Ф. М. Достоевского 1860–1870 гг., указывающее на их идейно-тематическое и.

Фёдор Михайлович Достоевский: пятикнижие

Экранизации и театральные постановки К сюжету романа роману «Идиот» обращались многие режиссеры кино и театра, композиторы. Драматические инсценировки начинаются уже с 1887 года. Одной из самых значительных театральных постановок версий романа Достоевского стал спектакль 1957 года, поставленный Георгием Товстоноговым в Большом драматическом театре в Петербурге. В роли князя Мышкина выступал Иннокентий Смоктуновский. Режиссер Петр Чердынин 1910 Первая экранизация романа относится к 1910 году, периоду немого кино. Автором этого короткометражного фильма стал Петр Чардынин. Выдающейся киноверсией первой части романа стал художественный фильм Ивана Пырьева «Идиот» 1958 , где роль Мышкина сыграл Юрий Яковлев.

Акира Куросава 1951 Одна из лучших зарубежный экранизаций романа — японская чёрно-белая драма «Идиот» 1951 режиссера Акиры Куросавы. Евгений Миронов в роли князя Мышкина в экранизации романа «Идиот» реж. Владимир Бортко, Россия, 2003 Самой подробной и максимально приближенной к первоисточнику киноверсией романа является многосерийный фильм Владимира Бортко «Идиот» 2002 , роль Мышкина исполнил Евгений Миронов. Интересные факты о романе 1. Тома одного из первых изданий собрания сочинений Ф. Достоевского 2.

На полотне предельно натуралистически изображено тело мертвого Спасителя после снятия с Креста. Писатель пришел в такой ужас, что сказал жене: «От такой картины веру потерять можно».

Лучше всего эту трансформацию отражает одно из его высказываний: «Ежели выяснится, что истина — вне Христа, я останусь с Христом, нежели с истиной». Бог становится неким абсолютом в творчестве автора и во многом на него влияет, — считает Наталья Свитенко. И хоть все это — важная часть большого жизненного пути писателя, на уроках литературы в некоторых современных школах такие подробности упоминают вскользь. Пожиратели сюжетов Отведенного времени на изучение Достоевского попросту недостаточно.

Если включить в уроки литературы «Идиота» или «Бесов», об остальных авторах можно забыть. Вот и приходится довольствоваться малым. Чтобы всерьез проникнуться творчеством писателя, нужно читать его произведения вдумчиво и без спешки. Да и проблемы в них поднимаются не самые простые для юной личности. Это своего рода захватывающий детектив. Несмотря на то что нам практически сразу известно, кто, когда и кого убил, возникают логичные вопросы: а что произойдет с героем дальше?

Как он будет существовать в этой реальности? Как себя будет чувствовать? Поспорить с этим трудно. Подростки 15-16 лет — настоящие «пожиратели» сюжетов. Для них важна динамика и интересные события в книге, поэтому история Родиона Раскольникова не зря оказалась в учебном плане. Она богата неожиданными перипетиями и сюжетными поворотами.

Но главной для современников книгой Достоевского на тот момент стала опубликованная в «Русском мире» повесть «Записки из мёртвого дома». В основу «Записок» лёг опыт, который Достоевский пережил за четыре года каторги в Омском остроге. В «Записках» автор вводит вымышленного главного героя, пренебрегает реальной хронологией событий и чередует увиденные своими глазами эпизоды с художественным вымыслом и попытками проанализировать поведение попавших на каторгу людей, но для современников повесть стала настоящим откровением. Долги, кабала и потеря близких Казалось, что жизнь Достоевского постепенно налаживается, но это было не так. Литератор в основном издавался в журналах, его гонорары не дотягивали до заработков современников, и денег вечно не хватало.

А ещё, побывав летом 1862 года в Европе, Фёдор Михайлович пристрастился к рулетке и принялся просаживать заработки в казино. В 1864 году с разницей буквально в несколько месяцев умирают первая жена писателя, с которой он познакомился ещё в Сибири, и брат Михаил. После смерти брата Фёдор Михайлович берёт под опеку его семью и выплачивает огромные долги Михаила. Финансовое положение самого писателя становится таким шатким, что он вынужден закрыть журнал «Эпоха», который открыли вместе с братом после закрытия издания «Время» в 1863 году. Нехватка денег вынуждает писателя заключить договор с издателем Стелловским на практически кабальных условиях: Стелловский получает право напечатать уже вышедшие собрания Достоевского в трёх томах, но сам автор обязан написать эксклюзивно для собрания сочинений один новый роман в срок до 1 ноября 1866 года.

В противном случае все права и будущие гонорары за книги писателя на 9 лет отходили Стелловскому. Как назло, Достоевский в тот момент был целиком поглощён написанием другого романа, за который уже получил аванс от издателя журнала «Русский вестник» Михаила Каткова. Понимая, что он чисто физически не успеет написать параллельно второй роман, Достоевский обращается к услугам профессиональной стенографистки Анны Сниткиной и в течение месяца — с 4 по 29 октября — надиктовывает ей текст романа «Игрок», в основу которого легло увлечение писателя рулеткой. В Сниткиной Фёдор Михайлович нашёл не только помощника и друга, но и будущую супругу. Уже 8 ноября он делает Анне предложение, и та соглашается.

Сниткина не только будет помогать готовить к печати все следующие произведения Достоевского, но и возьмёт на себя управление его финансовыми делами и даже заложит собственное приданое, чтобы расплатиться с долгами мужа. И хотя в дальнейшем у Фёдора Михайловича ещё будут встречаться периоды нехватки денег, в целом его положение поправится настолько, что позволит заняться творчеством и не беспокоиться о насущных проблемах. Пятикнижие Период с 1866 по 1881 год стал пиковым в творчестве Достоевского — именно в это время он написал пять своих самых значимых романов, которые исследователи прозвали Пятикнижием, и окончательно вошёл в число великих русских писателей. В 1866 году Фёдор Михайлович начал работать над романом «Преступление и наказание».

В центре сюжета, уже, вполне, взрослый мужчина, 19 лет Аркадий Долгорукий. Не смотря на то, что книга называется «Подросток», сам Аркадий в корне не согласен с таким мнением Федора Михайловича.

Все время он задает вопрос окружающим «Какой подросток? Разве после 19-ти еще растут? Аркадий — незаконнорожденный сын помещика. И когда, с одной стороны, он мечтает о богатстве, статусе и беззаботной жизни, то с другой, на него давит клеймо «недосына». Между борьбой с самим собой, в романе «Подросток» Достоевский поднимает и тему отношений между отцом и сыном. Последняя книга в пятикнижии — «Братья Карамазовы» — роман, сюжет которого акцентирован на семье и внутренних взаимоотношениях.

Убит глава семейства Федор Карамазов.

Портал правительства Москвы

Человек, который прошел «школу» Достоевского, прошел сквозь его романы, — абсолютно вооружен, он понимает про эту жизнь очень многое. Романы Достоевского Михаил Бахтин называл «полифоническими романами» – очень точно и красиво; мы слышим не только героев «положительных», мы узнаём каждого из них. Смотрите видео онлайн «Что такое Великое пятикнижие Достоевского» на канале «Законы магического притяжения» в хорошем качестве и бесплатно. Участники: Волгин Игорь (историк, поэт, основатель и президент Фонда Достоевского). Романы Достоевского Михаил Бахтин называл «полифоническими романами» – очень точно и красиво; мы слышим не только героев «положительных», мы узнаём каждого из них. Посмотрев слайд – презентацию с одноименным названием, старшеклассники познакомились с интересными фактами биографии и творчества писателя-классика вского.

Достоевский изгоняет бесов. Какие пророчества русского гения сбываются в XXI веке

Его считают петербургским писателем, но он родился в Москве и 19 лет прожил там. Там получил воспитание, там прошли главные события его детства. Литературовед раскрывает тайны происхождения Достоевского, не знавшего своих предков. Его дед был униатским священником в деревне на Украине, откуда приехал в Москву и порвал отношения с родственниками. Почему это произошло — тоже тайна. Также не раскрыта причина, от чего погиб отец Достоевского. По одной версии, он умер в поле от апоплексического удара, по второй — был убит крестьянами в своем имении. Жизнь и смерть Достоевского» не только рассказывает о загадках биографии Достоевского, но и создает портрет современного ему общества. Где увидеть шедевры Третьяковки Как прогулки с Сергеем Шнуровым и Константином Хабенским по Третьяковской галерее, закрытой на пять месяцев во время пандемии, превратились в книгу «Шедевры Третьяковки. Проекты оказались успешными, на их основе и родилась эта книга. По словам автора, перед ней стояла задача говорить об искусстве ярко, эмоционально, с личными впечатлениями и подтолкнуть читателей вглядеться в произведения искусства, вступить с ними в диалог.

На вопрос «Искусство для избранных или для всех? И эта книга для всех, но без какого-то послабления в отношении профессионального уровня разговора». Когда вы читаете, вы тоже вспоминаете и себя, и родителей. Книги создают определенное настроение, рожденным в СССР можно поностальгировать, а молодежи — узнать, как жили их родители. Екатерина Рождественская рассказала о своем пути в литературу, который оказался извилистым, несмотря на то, что она — дочь знаменитого литератора. Окончив МГИМО, Екатерина работала переводчиком, в 90-е, когда нужно было много зарабатывать и кормить семью, стала риелтором, потом, когда ее муж создал журнал «Караван историй», увлеклась фотографией. Потом начала записывать смешные случаи во время фотосессий и переродилась в писателя. Хочу, чтобы по книгам был поставлен фильм, — поделилась Рождественская. Также она рассказала, о чем будет следующая книга — о жизни семьи в Переделкине, где у Рождественских была дача с 1961 года. По словам Екатерины Робертовны, ее отец любил этот поселок смолоду — в его студенческие годы рядом с Переделкиным находилось общежитие Литинститута, где он учился.

А причина была в том, что он, будучи нищим студентом, ходил пешком из общежития в поселке в Литинститут в центре Москвы, а это четыре часа, — поделилась Екатерина Рождественская. Помню, как прогуливался Валентин Катаев со своей женой, как меня родители водили к Чуковскому и я брала с собой пару шишек, чтобы положить в самовар — такая была традиция. Человек, которому удалось вывести российскую художественную гимнастику в абсолютные мировые лидеры, о себе в формате книги рассказывает впервые. Ирина Винер рассказала, что не собиралась писать такую книгу, но ее убедила ученица Алина Кабаева. Она сказала: пожалуйста, расскажите все, что случилось в этой жизни. Это была ее инициатива.

И, несмотря на всю жуть, безысходность и мрак, в которые погружены герои Достоевского, чувствуется, что есть вера в человека, есть завтра.

В этом году при поддержке фонда «Русский мир» 27 ноября в Русском центре в Тирасполе прошла республиканская научно-практическая конференция «Великое пятикнижие» в него входят романы «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Подросток» и «Бесы» , посвящённая 150-летию публикации романа «Преступление и наказание». Организатор — кафедра русской и зарубежной литературы филологического факультета Приднестровского госуниверситета и Русский центр. К участию в работе конференции были приглашены научные и педагогические работники средних, средних специальных, высших образовательных учреждений, преподаватели, студенты, докторанты, аспиранты и магистранты ПГУ.

В ходе конференции обсуждались различные аспекты творчества Фёдора Михайловича Достоевского — проблематика его произведений, мотивы и духовно-нравственные основы его произведений. От лица руководства вуза с приветственным словом выступила проректор по образовательной политике и менеджменту качества обучения доцент Лариса Скитская. Достоевского "Преступление и наказание", отрадно видеть в зале такую широкую аудиторию.

Говорят, для того чтобы понять русскую душу, нужно в обязательном порядке познакомиться с произведениями Достоевского.

Сеанс 1.

Республиканская крымскотатарская библиотека им. И. Гаспринского

2102 предложения - низкие цены, быстрая доставка от 1-2 часов, возможность оплаты в рассрочку для части товаров. очень точно и красиво; мы слышим не только героев «положительных», мы узнаём каждого из них. Ощущения, которые Достоевский мог испытывать перед казнью, отражены в одном из монологов князя Мышкина в романе «Идиот».

«Круговая порука. Жизнь и смерть Достоевского. Пятикнижие» Игоря Волгина на ММКЯ

очень точно и красиво; мы слышим не только героев «положительных», мы узнаём каждого из них. Кстати, вы знали, что термин «великое пятикнижие» предположительно восходит к Пятикнижию Моисея, которое начинает Ветхий Завет? «Великое пятикнижие Достоевского» — шесть видеопрограмм к юбилею писателя. Романы Достоевского Михаил Бахтин называл «полифоническими романами» — очень точно и красиво; мы слышим не только героев «положительных», мы узнаём каждого из них. Пять известнейших романов Федора Михайловича Достоевского, относящихся к его творчеству зрелого периода, принято называть «великим пятикнижием».

ДОСТОЕВСКИЙ. ВЕЛИКОЕ ПЯТИКНИЖИЕ.

На творческом вечер художника Дария Асадуллаева будет представлена однодневная выставка цикла картин по главным романам Ф. М. Достоевского. «Великое пятикнижие» Ф.М. Достоевского. Великое пятикнижие звучала тема очередной литературной гостиной, посвященная 200-летию Ф. М. Достоевского. Произведения Достоевского можно читать бесконечно, неподражаемый стиль, испытываешь неповторимые эмоции и переживания.

«Круговая порука. Жизнь и смерть Достоевского. Пятикнижие» Игоря Волгина на ММКЯ

Людмила Сараскина: Между "Она отдана" и "Я отдана" лежит пропасть. Достоевский, обладая абсолютным слухом, оценил двойное "Я" как непреложный факт, что Татьяна выражает свою свободную волю, свой выбор. Вчуже его можно принимать или отвергать, уважать или презирать. Можно желать ей соединиться с Онегиным, бежать в Италию и стать Анной Карениной со всеми последствиями, включая поезд. Но героиня Пушкина выбрала иной путь - и, к счастью, гендерная революция пока не вмешивается в право замужней дамы на жизнь без адюльтера. Феминистки как личности, уважающие чужую свободу, должны принять это обстоятельство во внимание и сосредоточиться на себе. Какие мифы о Достоевском самые вредные и опасные? Людмила Сараскина: Самые опасные и зловредные мифы - это те, что основываются на заведомой лжи, на клеветническом вымысле, сочиненном ради громкого скандала, "идейного" или "клубничного". Едва Достоевский ступил на первую ступеньку литературного поприща, как узнал, что уязвим и беззащитен против собратьев по перу - народа немилосердного и бессердечного.

Недавние друзья и единомышленники, лучшие люди из тех, кого он знал и любил, объединились и составили злые, наспех сделанные вирши, больно язвившие товарища. Клеветы преследовали его всю жизнь и не утихли после кончины - напротив, уход писателя развязал руки "доброжелателям". Что можно было сделать хуже для памяти только что ушедшего гения, чем письмо Николая Страхова, адресованное Льву Толстому, в котором автор "решается наконец открыть глаза" и "сказать всю правду" про великана покойного великану живущему! Страхов прекрасно понимал, что рано или поздно эпистолярное наследие Толстого станет известно всему миру, клевета обретет статус документа, и с Достоевским будет покончено раз и навсегда. К чести русской литературы, постыдная затея провалилась, однако отравленный источник до сих пор в активе у черных копателей... Ваш любимый памятник Достоевскому, любимая экранизация его прозы и лучший биографический фильм о нем? Людмила Сараскина: Мой любимый памятник Достоевскому живет не в камне и не в бронзе. Я вижу его в Полных собраниях сочинений, с комментариями и без, в отдельных изданиях его романов с умными предисловиями можно и без них , в разнообразных "Материалах и исследованиях", ему посвященных, во всем объеме литературы о нем и его сочинениях.

Лучшее, что можно было для него сделать, это говорить, писать, спорить о нем. По поводу любимой экранизации выскажусь прямее. Мне удалось посмотреть почти все, существующие в мире, и написать книгу: "Литературная классика в соблазне экранизаций" 2018. Хочу назвать и легендарную японскую адаптацию романа "Идиот" Акиры Куросавы 1951. Россия, считает Достоевский, слишком активно, себе во вред, не считаясь с собственными интересами, бросалась в европейские распри, как в свое кровное дело Лучшего биографического фильма о Достоевском назвать не могу - такого, на мой взгляд, пока нет. О худших и совсем плохих в юбилейные дни говорить не хочется. Но был один замысел. После того как в 1966 году в "Андрее Рублеве" у Тарковского сыграл Анатолий Солоницын, режиссер задумал сделать с ним фильм о Достоевском.

В дневниках Андрея Арсеньевича сохранилась запись: "О самом Ф. О его характере, о его Боге и дьяволе и о его творчестве. Толя Солоницын мог бы быть прекрасным Достоевским. Сейчас нужно читать. Все, что написал Достоевский. Все, что писали о нем, и русскую философию - Соловьева, Леонтьева, Бердяева и т. Тарковский даже придумал название будущей картины - "Голгофа". Собирал материалы, перечитывал дневники, вникал в детали: "Ф.

Ламп не любил. Во время работы много курил и время от времени пил крепкий чай. Вел монотонную жизнь, начатую в Старой Руссе прообраз городка, где жил Карамазов. Цвет морской волны - любимый цвет Ф. Очень часто одевал своих героинь в платья этого цвета". Странным образом биографический замысел трансформировался в идею многосерийного телефильма "Страсти по князю Мышкину" с Солоницыным в роли автора романа. Актер собирался даже сделать пластическую операцию, чтобы достичь максимального сходства с писателем.

Имя организатора преступления появилось в газетах через месяц. Вначале его назвали только виновником студенческих волнений, но уже спустя несколько дней — убийцей. Кровью отступника Сергей Нечаев решил сплотить свою социалистическую ячейку «Народная расправа», составленную им в 1869 году. Чуть позже Россия прочитает главный памятник его литературного творчества: «Катехизис революционера». Текст этого наставления был зашифрован и не предназначался для широкого распространения. Однако он оказал колоссальное влияние на все последующие революционные движения, включая большевизм. В частности, в разделе «Катехизиса революционера» под заголовком «Отношение революционера к обществу» есть такие строки: «Революционер вступает в государственный, сословный, так называемый образованный мир и живёт в нём только с верою в его полнейшее скорейшее разрушение. Он не революционер, если ему чего-нибудь жаль в этом мире. Он не должен останавливаться перед истреблением положения, отношения или какого-либо человека, принадлежащего к этому миру. Все и вся должны быть ему равно ненавистны. Тем хуже для него, если у него есть в нём родственные, дружеские или любовные отношения; он не революционер, если они могут остановить его руку». Своеобразную интерпретацию «Катехизиса» выдаёт Пётр Верховенский, один из центральных персонажей романа «Бесы»: «Мы проникнем в самый народ... Наши не те только, которые режут и жгут, да делают классические выстрелы да кусаются. Я их всех сосчитал: учитель, смеющийся с детьми над их богом и над их колыбелью, уже наш. Адвокат, защищающий образованного убийцу тем, что он развитее своих жертв и, чтобы денег добыть, не мог не убить, уже наш. Школьники, убивающие мужика, чтобы испытать ощущения, уже наши, наши. Присяжные, оправдывающие преступников сплошь, наши. Прокурор, трепещущий в суде, что он недостаточно либерален, наш, наш. Администраторы, литераторы, о, наших много, ужасно много, и сами того не знают!.. Везде тщеславие размеров непомерных, аппетит зверский, неслыханный... Знаете ли, сколько мы одними готовыми идейками возьмём? Уже преступление не помешательство, а именно здравый-то смысл и есть, почти долг, по крайней мере, благородный протест. Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты, а на судах: «двести розог, или тащи водки ведро». О, дайте, дайте, взрасти поколению. Жаль только, что некогда ждать, а то пусть бы они ещё попьянее стали! Ах, как жаль, что нет пролетариев! Но будут, будут, к этому идёт... Одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь — вот чего надо! А тут ещё «свеженькой кровушки», чтобы попривык... В русском народе до сих пор не было цинизма, хоть он и ругался скверными словами... Надо, чтоб и народ уверовал, что мы знаем, чего хотим, а что те только «машут дубиной и бьют по своим». Эх, кабы время! Одна беда — времени нет. Мы провозгласим разрушение... Надо, надо косточки поразмять. Мы пустим пожары... Мы пустим легенды... Тут каждая шелудивая «кучка» пригодится.

От лица руководства вуза с приветственным словом выступила проректор по образовательной политике и менеджменту качества обучения доцент Лариса Скитская. Достоевского "Преступление и наказание", отрадно видеть в зале такую широкую аудиторию. Говорят, для того чтобы понять русскую душу, нужно в обязательном порядке познакомиться с произведениями Достоевского. Сегодня я желаю вам интересной дискуссии и продуктивной работы», — сказала проректор. В ходе пленарного заседания было зачитано четыре доклада: «Коммуникативное измерение художественного пространства романов Ф. Достоевского», «Антропоцентризм Ф. Достоевского: современное прочтение русской классики», «Ф.

Поводом для создания произведения стало убийство студента Ивана Иванова революционером Сергеем Нечаевым. Федор Михайлович пишет не столько о социальных проблемах, сколько о деградации личности, о том, как человек разрушается изнутри, прежде чем стать террористической машиной. Признаюсь: для меня эта книга оказалась самой сложной, я начинала ее читать три раза и так и не дошла до конца. Он написан очень легко и понятен даже в XXI веке. Герой произведения — 19-летний молодой человек. Он незаконорожденный сын помещика и потому находится в странном положении недо-дворянина и вроде как недочеловека. Юноша мечтает о высоком статусе, богатой жизни и хочет казаться старше и важнее, чем есть. Многие литературоведы говорят, что именно этот роман Федора Достоевского подходит для изучения в школьном возрасте, в отличие от «Преступления и наказания». Писатель умер через два месяца после его окончания. В центре романа — семья Карамазовых, не похожие друг на друга братья Дмитрий, Иван и Алексей. История начинается с убийства их отца и может читаться как детектив. На самом деле это книга о поиске смысла жизни, сомнениях, вере, выборе и о том, как сложно и страшно быть человеком. Из жизни гения Есть мнение, что великие русские писатели стали великими не только из-за таланта, но и от избытка времени, так как все они были людьми знатными и богатыми. Федор Михайлович, действительно, рос дворянином — его отец, врач, получил право на потомственное дворянство, когда будущему писателю было шесть лет. Однако богатым его назвать сложно. Поместье не приносило большого дохода, и Федор Достоевский зарабатывал литературным трудом. Из-за пристрастия к азартным играм он часто брал в долг, так что даже приходилось скрываться от кредиторов за границей. Например, первые главы «Преступления и наказания» он писал в Висбадене Германия без еды, отопления и света, при огарке свечи, потому что проиграл в карты полученный от издателя аванс и даже собственные часы. Достоевский в 26 лет, рисунок К. Трутовского, итальянский карандаш, бумага, 1847 , ГЛМ Роман «Игрок», следующий после знаменитого «Преступления и наказания», Достоевский создал за 26 дней. В такие условия его поставило издательство, в противном случае грозясь присвоить все его гонорары на будущие девять лет. Справиться с непосильной задачей Федору Михайловичу помогла молодая стенографистка Анна Сниткина. Анна — вторая его жена, мать его детей, распорядитель финансов и популяризатор творчества.

"Великое пятикнижие Фёдора Михайловича Достоевского"

Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты, а на судах: «двести розог, или тащи водки ведро». О, дайте, дайте, взрасти поколению. Жаль только, что некогда ждать, а то пусть бы они ещё попьянее стали! Ах, как жаль, что нет пролетариев! Но будут, будут, к этому идёт... Одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь — вот чего надо! А тут ещё «свеженькой кровушки», чтобы попривык... В русском народе до сих пор не было цинизма, хоть он и ругался скверными словами... Надо, чтоб и народ уверовал, что мы знаем, чего хотим, а что те только «машут дубиной и бьют по своим».

Эх, кабы время! Одна беда — времени нет. Мы провозгласим разрушение... Надо, надо косточки поразмять. Мы пустим пожары... Мы пустим легенды... Тут каждая шелудивая «кучка» пригодится. Я вам в этих же самых кучках таких охотников отыщу, что на всякий выстрел пойдут, да ещё за честь благодарны останутся.

И начнётся смута! Раскачка такая пойдёт, какой ещё мир не видал... Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам... Заражена была не только столица, а и самая что ни на есть патриархальная Русь. В среде русских интеллигентов, разночинцев и прочих расцветает террористическое и радикальное движение. Небывалое явление в политической жизни страны получает определение — «Нечаевщина». Московские события потрясли Достоевского. Он начинает писать свой новый роман уже в первых числах января 1870 года.

Фактологическую основу составили политические предпосылки, организационные принципы радикального общества «Народная расправа», особенности личности Сергея Нечаева, подробности его подпольной деятельности, обстоятельства идеологического убийства Ивана Иванова, послужившего прототипом для персонажа «Бесов» Ивана Шатова. Достоевскому представлялось важным не только раскрыть содержание и смысл нашумевшего события, но и выявить его подоплёку, определить почву, питающую подобную идейную практику. Убийство студента воскресило в сознании писателя воспоминания молодости, когда в кружке Петрашевского он сам увлекался теориями утопического социализма и, по собственному признанию, внутренне был готов на подобный поступок: «Нечаевым я не мог бы сделаться никогда, но Нечаевцем, не ручаюсь, может, и мог бы... В дни моей юности». Художественный замысел романа, по выражению самого Фёдора Михайловича, состоял в следующем: «Я хотел поставить вопрос, и сколько возможно яснее, в форме романа дать на него ответ: каким образом в нашем переходном и удивительном современном обществе возможны не Нечаев, а Нечаевы, и каким образом может случиться, что эти Нечаевы набирают себе под конец нечаевцев». Идейно-художественный замысел «Бесов» требовал такого изображения единичного события, чтобы в нём отразились основные тенденции бытия современного общества, раскрылись связи настоящего с будущим, проявились бы отчётливые переходы высокого в низкое, извращённое и растленное. Фёдор Михайлович подчёркивал, что в его произведении нет реальных фотографических портретов и буквального воспроизведения нечаевской истории. Ему необходимо было создать литературный тип псевдореволюционера, который мог нисколько не походить на Сергея Нечаева, однако должен был вполне соответствовать совершённому злодейству и будущим злодейским замыслам под видом активной деятельности «на благо народной революции».

В образе Петра Верховенского и его сообщников по революционной «пятёрке», в их мыслях и действиях концентрированно и выпукло проявляется истинный облик и реальные мотивы поведения мнимых борцов «за справедливое переустройство общества». Достоевский показывает, каким ужасным бумерангом может вернуться и возвращается нигилистическое стремление уничтожить социальные формы и установления, через которые из века в век, от поколения к поколению передавались общественные ценности, морально-нравственные идеалы, традиции. Воинствующее безверие, отсутствие семейного очага и главного занятия, поверхностное образование, незнание народа и его истории — эти духовно-психологические предпосылки развращающе действуют на душу и формируют «ум без почвы и без связей — без нации и без необходимого дела». Роман «Подросток» 1875 г. Четвёртый роман своего «великого пятикнижия» Достоевский, по просьбе Н.

Тем хуже для него, если у него есть в нём родственные, дружеские или любовные отношения; он не революционер, если они могут остановить его руку». Своеобразную интерпретацию «Катехизиса» выдаёт Пётр Верховенский, один из центральных персонажей романа «Бесы»: «Мы проникнем в самый народ...

Наши не те только, которые режут и жгут, да делают классические выстрелы да кусаются. Я их всех сосчитал: учитель, смеющийся с детьми над их богом и над их колыбелью, уже наш. Адвокат, защищающий образованного убийцу тем, что он развитее своих жертв и, чтобы денег добыть, не мог не убить, уже наш. Школьники, убивающие мужика, чтобы испытать ощущения, уже наши, наши. Присяжные, оправдывающие преступников сплошь, наши. Прокурор, трепещущий в суде, что он недостаточно либерален, наш, наш. Администраторы, литераторы, о, наших много, ужасно много, и сами того не знают!..

Везде тщеславие размеров непомерных, аппетит зверский, неслыханный... Знаете ли, сколько мы одними готовыми идейками возьмём? Уже преступление не помешательство, а именно здравый-то смысл и есть, почти долг, по крайней мере, благородный протест. Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты, а на судах: «двести розог, или тащи водки ведро». О, дайте, дайте, взрасти поколению. Жаль только, что некогда ждать, а то пусть бы они ещё попьянее стали! Ах, как жаль, что нет пролетариев!

Но будут, будут, к этому идёт... Одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь — вот чего надо! А тут ещё «свеженькой кровушки», чтобы попривык... В русском народе до сих пор не было цинизма, хоть он и ругался скверными словами... Надо, чтоб и народ уверовал, что мы знаем, чего хотим, а что те только «машут дубиной и бьют по своим». Эх, кабы время! Одна беда — времени нет.

Мы провозгласим разрушение... Надо, надо косточки поразмять. Мы пустим пожары... Мы пустим легенды... Тут каждая шелудивая «кучка» пригодится. Я вам в этих же самых кучках таких охотников отыщу, что на всякий выстрел пойдут, да ещё за честь благодарны останутся. И начнётся смута!

Раскачка такая пойдёт, какой ещё мир не видал... Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам... Заражена была не только столица, а и самая что ни на есть патриархальная Русь. В среде русских интеллигентов, разночинцев и прочих расцветает террористическое и радикальное движение. Небывалое явление в политической жизни страны получает определение — «Нечаевщина». Московские события потрясли Достоевского. Он начинает писать свой новый роман уже в первых числах января 1870 года.

Фактологическую основу составили политические предпосылки, организационные принципы радикального общества «Народная расправа», особенности личности Сергея Нечаева, подробности его подпольной деятельности, обстоятельства идеологического убийства Ивана Иванова, послужившего прототипом для персонажа «Бесов» Ивана Шатова.

Нам не хватает знаний, которые могли бы служить ключом к полному и глубокому прочтению той или иной книги. Как, например, в случае с Ф. Его творчество мало кого оставляет равнодушным, но, к сожалению, немногие понимают те идеи, которые он нес через свои романы. А отсутствие понимания порой приводит к тому, что мы откладываем книгу с мыслью никогда к ней больше не возвращаться.

С другой стороны, он всю жизнь — и до, и после каторги — оставался «христианским социалистом», критиком капитализма, то есть защитником христиански обоснованных персонализма, свободы гражданских свобод в том числе — свободы печати, самоуправления и пр.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий