Надежда Константиновна Крупская — чем известна, биография, цитаты и деятельность — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. 70 лет назад, 27 февраля 1939 года, в день своего 70-летия, скончалась Надежда Константиновна Крупская, чье имя связано с созданием советской атеистической системы образования. 26 февраля -150 лет со дня рождения НАДЕЖДЫ КОНСТАНТИНОВНЫ КРУПСКОЙ, имя которой неразрывно связано с историей библиотечного дела. Надежда Крупская вела активную общественную деятельность и большой пласт ее работ касается именно детей. Ученики Надежды Константиновны – Н.А. Ерашов и А.И. Худякова – после окончания в Москве Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской приехали в Удмуртию и непосредственно участвовали в создании ШКМ – первой в области.
Наденька Крупская: её не смог убрать из советской политики даже Сталин
Тогда Надежда Константиновна была еще далеко не пешкой, а королевой при немощном короле — по некоторым свидетельствам, в кругах старых партийцев даже рассматривался вариант создания триумвирата правителей. Надежда Константиновна Крупская родилась в Петербурге, в бедной дворянской семье. Безусловно, Надежда Константиновна была активной и самостоятельной политической фигурой: после революции именно она во многом определяла культурную и образовательную политику молодой Страны Советов. Надежда Константиновна действительно умела слагать буквы в слова, а слова – в лозунги. Надежда Константиновна подошла к делу обстоятельно: сверила текст оригинала с сокращенным и упрощенным сытинским изданием для народа, подкорректировала его, убрала алогизмы и отправила итог своих усилий обратно, Толстым.
Надежда Крупская - биография, новости, личная жизнь
КРУПСКАЯ Надежда Константиновна — (1869 1939) политический деятель, почетный член АН СССР (1931). советский государственный и партийный деятель, организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодёжи. Надежда Константиновна Крупская родилась в Петербурге, в бедной дворянской семье. Весной 1917 года Ленин и Крупская возвращаются в Петроград, а после победы Октябрьской революции Надежда Константиновна стала известным на всю страну человеком.
Как Крупская связалась с революционерами?
- Девушка с идеалами
- Надежда. Трудное счастье революционерки
- Надежда Крупская - биография, фото, личная жизнь, причина смерти жены Ленина
- Надежда Крупская: «не школа учёбы, а школа жизни»
Надежда Крупская: главные тайны биографии жены Ленина
В этот период биографии она всячески поддерживала своего супруга. Она преподавала в партийной школе, редактировала статьи и занималась почтой. У нее было около десятка разных псевдонимов в числе которых Онегина, Минога, Фрей, Галилей и др. Затем Надежда неоднократно выезжала в европейские страны с разными партийными заданиями. В 1917 г, Надежда Крупская вернулась в Россию , где активно участвовала в подготовке Октябрьской революции. Потом она занялась развитием комсомола и пионерской организации. В том же году девушка стала членом Государственной комиссию по просвещению. В 1924 г.
Крупскую избрали членом в Центральный комитет партии, а спустя 5 лет она заняла пост заместителя наркома просвещения РСФСР. Кроме этого, супруга Владимира Ленина реформировала систему советского образования. Возможно по причине того, что у Надежды не было своих детей, она с таким усердием работала с ними, а также пыталась разными способами улучшить жизнь советских матерей. Интересен факт, что женщина крайне негативно относилась к Антону Макаренко и его системе воспитания , основанной на труде. Она критиковала известного педагога и публично заявляла, что в воспитании детей на первом месте должны стоять коммунистические ценности, а не труд. Общественная деятельность После кончины Ленина, Надежда Константиновна предприняла ряд попыток противостоять постановлениям Сталина и пыталась оправдать репрессированных товарищей покойного мужа. Однако вскоре она осознала свое бессилие.
Изначально она поддерживала Зиновьева и Каменева, но потом изменила свои взгляды. В 30-е годы Крупская видела, каким репрессиям подвергались не только «враги народа», но и их детей. В связи с этим она старалась как-то помочь им, но вновь потерпела неудачу.
В 1887 году Крупская окончила частную гимназию, получив звание домашней наставницы и право преподавать русский язык и математику. В 1889 году поступила на Высшие женские курсы в Петербурге. В 1890-м вступила в марксистский кружок и с 1891 по 1896 годы преподавала в рабочей школе, занимаясь пропагандистской работой. Познакомившись с В. Ульяновым, Крупская приняла участие в организации и деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».
Но революционером в полном смысле этого слова он так и не стал: приверженность революции ограничивалась только словами. Отец и мать Надежды Ее отец не оставил какого-либо состояния жене и дочери. Но детство и юность Надежды нельзя назвать несчастными. Мать делала все, чтобы любимая дочь ни в чем не нуждалась и получила хорошее образование. Взглянув на фотографии молодой Крупской, многие скажут, что особой привлекательностью она не обладала, но и дурнушкой тоже не была чего только стоила ее роскошная коса. Мать боялась, что дочери будет трудно найти жениха. Однако сама Надежда по этому поводу не расстраивалось. Мужчины ее интересовали мало. Закончив Бестужевские курсы, она пошла работать в вечернюю школу для рабочих. В это время Надежда познакомилась с основными положениями марксизма, она даже вызубрила в связи с этим немецкий язык, чтобы читать «Капитал» Маркса в первоисточнике. Личная жизнь и молодость Крупской С Владимиром Ульяновым она познакомилась в своей вечерней школе. Он сразу пришелся Надежде по душе: таких людей, целеустремленных, упорных, одержимых поставленной целью она уважала. Надежде захотелось познакомиться с Ульяновым. Такой случай скоро представился: она встретила Владимира в библиотеке. Терпеливо дождалась, когда он соберется уходить, и вышла за ним следом. Они долго говорили об общем деле. Крупская показала себя с самой лучшей стороны. Она была умна и хорошо образована.
Крупской к вожатым. Крупская всемерно помогала пионерам. Известна ее огромная работа при подготовке и проведении I Всесоюзного слета пионеров 1929. Она получала от пионеров множество писем, на которые неизменно сама отвечала. В этих письмах Крупская учит пионеров коллективизму, социалистическому отношению к труду и общественной собственности. Она раскрывает им сущность советского патриотизма, который должен пронизать все дела пионеров. В педагогическом наследии Крупской самоуправление учащихся всегда рассматривается как неотъемлемая часть трудовой политехнической школы. Самоуправление учащихся в советской школе впервые узаконено «Положением об единой трудовой школе» и «Декларацией об основных принципах единой трудовой школы», в которых было определено право школ и учащихся развивать и укреплять ученическое самоуправление, общественную активность и самодеятельность школьников. В ряде выступлений Надежда Константиновна высказывает мысль о необходимости специальной подготовки детей к выполнению организаторских функций, чтобы школьники, активно участвуя в управлении делами своего коллектива, развивали организаторские способности, приобретали организационные навыки и умения. Она намечает следующие этапы организаторской работы: первый этап — обсуждение цели, постановка главных задач в работе коллектива с учетом реальных потребностей его жизни; второй этап — распределение обязанностей среди ее участников с учетом способностей и возможностей каждого; третий этап — учет и контроль выполняемой работы; четвертый этап — подведение итогов. Крупская рассматривала детское самоуправление как, одно из средств всей системы воспитательной работы и показала на этом примере образец конкретного анализа детской деятельности и ее воспитательных результатов. Важнейшими являются указания Курупской о правильных взаимоотношениях комсомольской и пионерской организаций с органами детского самоуправления, о роли пионеров и комсомола в самоуправлении. Она постоянно поддерживала необходимость руководящей роли комсомола и пионерской организации в работе самоуправления и педагогического руководства развитием самодеятельности школьников. Крупской методов А. Крупская категорически выступала против так называемых детских судов. Макаренко же в конституции страны ФЭД Устава коммуны им.
Крупская Надежда Константиновна
Она просто была согласна на любую роль, лишь бы быть рядом. Когда их обоих решили направить в ссылку, но в разные места, шанс остаться вместе у Крупской и Ленина был один — венчание. Так 22 июля 1898 года Петропавловский храм села Шушенское услышал их нетерпеливые «да»; кованные ссыльным-умельцем Оскаром Энгбергом из пятаков кольца обняли пальцы не хуже настоящих обручальных. Вместе в ссылке было не так уныло.
Надя была сдержанна, но страсти между ними кипели. Мечталось о ребеночке… Но она так болела, так болела! Рези в животе, в самом его низу, бесконечные врачи и боль — она очень рано начала расплачиваться за небережное отношение к своему здоровью.
Володя от каждой ее болезни страдал не меньше: Надя в такие моменты становилась похожа на раненую птичку. И ждала она птичку. Так называла Крупская свою мечту о малыше.
Надежда без надежды. Такой она стала через несколько лет бесплодных попыток стать матерью. Страсти супругов несколько улеглись.
Потом они смирились с тем, что не будут родителями, и вся их энергия была брошена на общее дело — политику и борьбу. Не будем давать ей оценок — не о том речь. Но Надя стала для своего Володи незаменимой.
Она справлялась со всем — с шифрованием его писем всего она зашифрует 30 000 посланий! Ей плохо давался только быт: готовить она не любила и не умела, вершиной ее мастерства была яичница из четырех яиц, которую муж покорно съедал по утрам. Теща взяла на себя готовку и придание уюта любому дому, в который бы не занесла судьба ее «детей».
Ильич котлеты тещины любил, но цапался с ней регулярно, хотя в целом Елизавета Васильевна относилась к нему неплохо. Родные же Ильича не особо жаловали Надю: сестра Анна прозвала ее селедкой, что затем привело к получению партийной клички Минога. Ленин же довольно трезво оценивал жену.
И понимал, что плюсов у его Нади — куда больше. И плевать на надоевшую яичницу: Надя незаменима! Каким-то внутренним чутьем Крупская установила удивительный баланс в их отношениях: оставаясь личностью, она никогда не мешала мужу блистать ярче.
Как сказали бы сейчас, они были единой, цельной командой. В 1900 году Крупская и Ленин отправились в Европу. Тут Крупская работала на Владимира Ильича как секретарь и стенографистка, переводчица.
И оставалась его женой. Он принялся сбивчиво рассказывать ей что-то, но из услышанного она выловила одно: на Володю произвела неизгладимое впечатление некая Инесса Арманд, дама революционного настроя. Вскоре Надежда Константиновна увидела Инессу, и сердце ее ухнуло: хороша!
Надежда Константиновна боялась перемен, которые с ней происходили, а происходили они, подсказывало сердце, быстро. Аутоиммунное заболевание, диффузный токсический зоб, менял лицо, выпучивал глаза, портил характер, мучил приступами дурноты. А Инесса будто сошла с картины: фарфоровая кожа, оленьи глаза.
А главное — она просто дышала страстью. Крупская высоко оценила соперницу. Инесса была умна, от природы сочилась тем женским магнетизмом, которого недоставало Наде.
А кроме того... Она была счастливой матерью, а материнство придает женщине особый шарм. У Инессы было уже пятеро детей — четверо от мужа и один — от его брата.
Она не была сверхпорочна, но была вызывающе чувственна. И Крупская увидела: они безумно симпатизируют друг другу, Инесса и ее муж.
А тут еще выяснилось, что болячка вызвала бесплодие. Ленин ценил и уважал жену.
Переживал, устраивал в клиники, заботился и оберегал. Но страсть как к женщине у Ульянова ушла. Стал относиться как к сестре. И называл «отзывчивым товарищем Надеждой», а не «милой Наденькой», как раньше.
А она продолжала любить… Бедняжка смирилась с судьбой и с изменой мужа. Это случилось в декабре 1909 года во Франции. Она была на четыре года моложе. Эти отношения продолжались до самой смерти француженки от чахотки в 1920 году.
Крупская страдала, но с разлучницей была в добрых отношениях. Писала в дневниках: Решила: раз мужу любовь Арманд помогает в деле Революции, значит, нужно стать выше обывательских представлений о супружеской верности! Впрочем, Надежда не раз предлагала супругу уйти к Инессе.
Были и такие в Российской Империи. Принимались в них на основании вступительных экзаменов молодые люди и девушки в возрасте от 15 до 17 лет, окончившие второклассную школу или иное учебное заведение, курс которого был не ниже. Срок обучения там, как и во второклассной школе, составлял три года. В церковно- учительской школе преподавали церковные и общеобразовательные предметы: Закон Божий, церковную историю, церковное пение с обучением регентованию и музыке, церковно-славянский язык, «русский язык, словесность и историю литературы», всеобщую и русскую историю, всеобщую и русскую географию, математику арифметику, главные основания геометрии и землемерие , «сведения о природе, ее силах и явлениях», черчение и рисование, гигиену. Освоение азов профессиональной педагогической деятельности осуществлялось в ходе изучения «дидактики и главных оснований педагогики». Для практической подготовки при церковно-учительских школах существовали двухклассные церковно-приходские школы, где будущие учителя давали свои пробные уроки.
В церковно-учительской школе преподавали дополнительные курсы, например, иконописание, ремесло, рукоделие, сельское хозяйство. Факультативные занятия проводились в педагогических учебных заведениях при наличии квалифицированных специалистов. Воспитанникам, окончившим высшие учительские школы с отличием, выдавались аттестаты, а остальным — свидетельства, которые давали «право на звание учителя или учительницы начального училища». Бабушка окончила школу с отличием и была отправлена учить детей в Подмосковье. Там и встретила Октябрьскую революцию. Потом попала в МГУ... С этим вузом, расположенным в Ленинских горах столицы очевидно, у бабушки было связано многое, и не только встречи с Крупской. И опять-таки скрытный её характер и моё нелюбопытство не позволили прояснить что именно. Помню только неизменные слёзы у неё на глазах, когда изредка по радио начинала звучать старая советская песня: Когда взойдешь на Ленинские горы, Во всей красе предстанет нашим взорам Великий город сбывшейся мечты.
Шумит над нами юная листва. Надежда мира, сердце всей России, Москва — столица, моя Москва... Но Москва была лишь отправным пунктом долгого педагогического пути Марии Борисовны. На котором были и такие полярные пункты назначения, как северная русская Вологда, где, кстати, родилась моя мама. Или далёкий среднеазиатский Ташкент, в котором эвакуированная во время войны бабушка преподавала русский язык и литературу русским и узбекским детям... Война со временем покатилась на запад, а вслед за ней отправились из эвакуационной ссылки миллионы людей. Среди них и Мария Борисовна. Это общее возвратное движение занесло её в, хоть и сильно порушенный боями, а всё-таки тёплый и относительно сытный Донбасс, в восстановление которого страна начала вкладывать силы и средства ещё до окончания войны. И бабушка стала вкладывать силы — в школы шахтёрского края.
Работала сначала учительницей, потом — директором школы, а потом — инспектором районного отдела образования. Пешком, на попутках, в любую погоду обходила и объезжала она городские и сельские школы немаленького Ясиноватского района — помогала, подсказывала учителям, воевала с местным начальством, выбивая все, что нужно было учебным заведениям в ту пору — от дров или угля, до парт и учебников... Умерла Надежда Константиновна в 1939 году. Обстоятельства ее смерти до сих пор засекречены — должно пройти 90 лет после кончины. Крупская никогда не считала себя больной. В последние годы жила в санатории в Архангельском, где постоянно работала ее приемная. Накануне она отметила 70-летие. После скромного застолья у юбилярши обострился аппендицит, переросший в перитонит. Надежда Константиновна пережила своего великого мужа на 15 лет.
Работала ежедневно. При этом, как и все пролетарские лидеры, никогда не думала о собственном благополучии.
Для того чтобы получить медаль, гимназисту прошлых лет надо было иметь оценки «отлично» по латинскому, древнегреческому языку и математике, средний балл не менее 4,5 по всем остальным дисциплинам и правильное поведение. В этом месте любопытно было бы взглянуть на аттестат Н. Где он? Попробуйте найти. Это наверное очень засекреченный документ - страшная тайна, тс-с-с-с... Из воспоминаний Ариадны Тырковой одноклассница Крупской : "Училась Надя прилежно, честно, но не блестяще. У нас в классе подобрался состав довольно способных, быстрых учениц.
Крупская никогда не была на первом плане, всегда оставалась в тени". Где та медаль золотая? Где лист наградной? Даже не трудитесь искать, потому что их нет, и никогда не было - даже поддельных! И странно мне, в наше время наблюдать, как на канале "Культура" упражняются в идиотизме, причём умышленно в то же помойное ведро можно смело положить сериал «Кремлёвские жёны» - нелепую фальшивку под хохлому. И, потом, человек выступающий с трибуны в стиле: "этот вопрос мы поставили ребром с особой яркостью и повернули вокруг своей оси", по определению не может быть обладателем не то что золотой медали - "дурацкого колпака" не достоин. Откройте: Том I. Автобиографические статьи. Дореволюционные работы 1899—1917 гг.
Нет там никаких золотых медалей. Крупская упоминает школу в Киеве на Крещатике, пишет: "женские медицинские курсы и высшие женские курсы были закрыты. Я училась самоучкой, как умела". Тут же: "Наконец, были открыты в Питере Высшие женские курсы, и я туда поступила". А в каком году случилось это "наконец"? Пардон, но если приема в 1887—1889 годах, на Бестужевские курсы не было, куда вы поступали, мамзель, и когда? Нехорошо получается... Сноска - Медаль нашлась в печатном варианте более позднего издания Крупской. Одним предложением - Гимназию я закончила с золотой медалью.
В оцифрованном раннем издании - никаких медалей нет. Следовательно, "золотая медаль" Крупской - поздняя вставка в авторский текст советских редакторов, то есть фальсификация истории. Прошу получить вас эту неожиданную новость. Крупская перепутала "кружок" с курсами? Она по этим кружкам три года болталась, марксизм впитывала. И в 1922 г. Крупская вспоминает: "Я окончила гимназию, педагогический класс, была некоторое время на курсах". Где медаль? И в 1937 г.
Помнит учителей: "Очень хороший преподаватель — А. Преподавателем математики была Литвинова, окончившая Цюрихский университет". Про курсы помнит: "Когда открылись в 1889 г. Про медали не помнит. Дридзо: «Вскоре Надежда Константиновна познакомилась со студентами-технологами, связалась с их марксистским кружком», «Надежда Константиновна так увлеклась учением Маркса, что решила взяться всерьёз за изучение марксизма. Она оставила курсы историко-филологическое отделение Бестужевских курсов , на которых проучилась всего два-три месяца, и вся отдалась новым впечатлениям». Крупская: "Погрузилась в математику, в то же время ходила и на лекции филологического факультета. Но там приходилось слушать лишь Платонова по истории и Введенского по психологии". Как же так, спросит читатель, таки получается - была Надя на курсах, раз на лекции ходила?
В этом месте следует пояснить - это свободные бесплатные лекции, куда мог прийти всякий желающий. Но, как видим - скучно. Дридзо — Крупской месяцок «обучения» прибавила, по доброте душевной, и записала её не на на "математическое отделение", а на "историко-филологическое". Но это уже не важно, потому что думается мне - Надя, на тех курсах, не проучилась ни одного дня. Далее, как-то неудобно было выставлять жену и друга В. И Ленина недоучкой и "пара месяцев" выросли до полугода, потом превратились в год, потом эх, чего уж там, режь последний огурец Крупская фантастическим образом закончила-таки курсы , а теперь, уже в наше время! И вписали всё это в энциклопедии! И списывают друг у друга, не открывая первоисточников. А зачем?
Все и так умные - всё знают. Крупская: «Я точно живую воду пила. Не в терроре одиночек, не в толстовском самоусовершенствовании надо искать путь. Могучее рабочее движение — вот где выход. Сердце колотится так, что слышно. А где же болталась наша девушка с 30 января 1890 г.? Неужели всё это время Маркса изучала, «живую воду» пила, мечтала об «экспроприации экспроприаторов»? Один небольшого роста, кривой, рябой, с десяти лет работал на мануфактуре. По воскресеньям он напивался пьян и в школу не ходил, бушевал.
Другой — Васильев — работал на табачной фабрике. Весь пропитан тяжёлым запахом табака. Когда наклонялась к нему, то начинала кружиться голова. И он пил по воскресеньям. И вот, бывало, подойдёшь к нему, поправляешь тетрадь, нагнёшься — и так пахнёт на тебя запахом крепкой махорки, что голова кружиться. Человек этот конечно пил. Еле я его уговорила, что мелом он в другой раз попишет. Чахоточный, худой рабочий от Максвелля, с впалой грудью. Страстно хотел одолеть грамоту.
Написал раз: «Выучи грамоте — подарю на сарафан». Другой раз пожелал удалого жениха. У того же Максвелля работал некий Точилов. Упорно искал он «бога», уходил в штундисты, потом был ещё в какой-то секте. Точилов решил действовать в одиночку. Летом ударил ножом в бок мастера, издевавшегося над рабочими. Потом, в тюрьме уже, он стал социал-демократом. Вариант 1928 г: «И Точилов сделал выводы. Тогда не было рабочих организаций, не было партии.
Точилов решил бороться в одиночку. Он привёл в порядок все свои дела, сдал книжки в библиотеку — и пырнул ножом в бок мастера. Крупская услышала от товарищей, что в Петербург из Поволжья приехал Ульянов, очень подготовленный марксист. Встречаясь с новыми людьми, мы прежде всего осведомлялись об их отношении к Марксу. Я лично, например, был глубоко убеждён, что из человека, который не проштудировал два или три раза «Капитал» Маркса, никогда ничего путного выйти не может. Крупская: «Мне было 20 лет, и я даже не слыхала, что был какой-то Маркс, ничего не слыхала о рабочем движении — о коммунизме. Когда-нибудь, потом, когда я стану совсем старым пердуном, как видный деятель Франц Меринг, я обложусь со всех сторон толстыми фолиантами и напишу «Мой Карл Маркс» — книгу полную слёз и скорби, некий «Плач идиота по международному рабочему движению». Не знаю, что там за чудеса разглядела Крупская под призмой марксизма? Андрей Буровский только на первых страницах Капитала I том обнаружил полсотни фактологических ошибок.
Кстати, книжка не пользовалась спросом у населения. Первый тираж 500 пятьсот экземпляров еле раскупался. Говоря проще - "Капитал" не покупали. Зато в США аферисты продали 5000 пиратских копий под незатейливой рекламой: "Как в лёгкую бабла срубить". Подкупала еврейская фамилия автора, может-таки да? Дед Карла, Леви бен Шмуль Маркс,был раввином. Брат отца Самуил, также был раввином. Впрочем, считая себя немцем, евреев Маркс не любил. Рассуждения о низменной и отвратительной "семитской расе" К.
Маркс, Ф. Энгельс Собрание соч. Он и славян не любил, особенно ненавидел русских. Одно время Маркс испытывал "нежные чувства" к полякам, но только на время Польского восстания 1863-1864 гг. Следуя идейкам Гегеля, Маркс и другие "неисторические" народы, мягко говоря - презирал. Это на заметку нашим доморощенным марксистам, которым лень донести свои попы до библиотек. Неисторические народы, по мнению Гегелей-Марксов-Энгельсов, могут играть только одну роль - рабов или будут уничтожены. Не торопитесь в этом месте! Прочувствуйте смысл.
Потрогайте эти слова: "играть только одну роль - рабов или будут уничтожены". За всю свою жизнь, Карл пытался устроиться на работу два раза. В клерки не взяли из-за плохого почерка. Но зато, слупил через суд денег с родной матери. Жена баронесса Жени фон Вестфален старше Карла на четыре года. Неделями вместе с детьми сидели на хлебе, воде и картошке. Постоянные переезды. Своего жилья не было. Вдобавок, Карл умудрялся изменять своей вечно беременной супруге.
Ну, как тут книгу не написать, с применением диалектико-материалистического подхода, о превращении денег в капитал?! Был такой продвинутый марксист Пол-Пот Салот Сар. Нет, он не был идиотом - учился во Франции в Сорбонне, там и нахватался идеек о счастье и справедливости. Вернувшись в Кампучию, идейный марксист, принялся за построение коммунистического общества, отменил деньги. Это не шутка. Деньги летали по улицам, как конфетти после карнавала. Какие тут шутки, когда забили мотыгами патроны экономили треть населения собственной страны во имя... Пол Пот тихо скончался 15 апреля 1998 года. Прелесть какая.
Возвращаю Крупской ея: «социализм — это организация». Иван Ильин: "Кто имел хоть какое-нибудь представление о социализме до 1917?! Русская радикальная интеллигенция, мечтавшая и вопившая о "социализме", не имела о нём ни малейшего представления. А тут ещё эта, не то наивно-глупая, не то демагогически-лживая фраза Карла Маркса, обещавшего, что с водворением социализма сама собою отпадёт государственная организация. Он-то что себе представлял?
Смертельная тайна Надежды Крупской. Что скрывала жена и соратница Ленина?
революционерка, государственный, партийный, и культурный деятель, организатор советского образования. Надежда Крупская родилась 26 февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в семье поручика Константина Игнатьевича Крупского и гувернантки Елизаветы Васильевны Тистровой. На кухне трудится жена Вождя Надежда Константиновна Крупская. На кухне трудится жена Вождя Надежда Константиновна Крупская. Надежда Константиновна Крупская – родилась 26 февраля 1869 года в небогатой семье, революционерка, партийная и общественная деятельница, идеолог коммунистического воспитания. Надежда Константиновна Крупская всегда подчеркивала важность знания учителем возрастных особенностей восприятия и мышления ребенка, условий развития его в каждом возрасте, объема жизненного опыта современных ребят, характера и глубины этого опыта.
Единственная Надежда. Была ли Крупская счастлива?
В 1911 году — преподаватель партийной школы в Лонжюмо. В 1915 году Н. Крупская написала книгу «Народное образование и демократия». Это был первый марксистский труд по истории педагогики. Крупская подчеркивала, что «пока организация школьного дела будет находиться в руках буржуазии, школа труда будет орудием, направленным против интересов рабочего класса. Лишь рабочий класс может сделать школу труда «орудием преобразования современного общества»».
В докладе были намечены пути подъема культурного уровня трудящихся на такую высоту, которая необходима, чтобы они стали умелыми, знающими стойкими работниками нового общества. Первоочередными задачами Надежда Константиновна считала: предоставление взрослым возможности заниматься в вечерне-воскресных школах и на курсах; разработку для них программы, создание новых учебников и методических пособий. Особое внимание в докладе обращалось на библиотеки, которым Ленин придавал огромное значение. Их главная задача — продвижение книги в народ. Создавались клубы и избы-читальни, по железнодорожным магистралям и рекам шли агитпоезда и пароходы с походными типографиями, с бригадами лекторов и инструкторами по делам сельского хозяйства и промышленности.
В таких поездках принимали участие и крупные партийные работники центральных учреждений. Полтора месяца ездила Н. Крупская по Волге и Каме инструктором Наркомпроса на пароходе «Красная звезда». Крупская в своих воспоминаниях писала, что «задачей «Красной звезды» было ехать по следам белых, вести агитацию, проводить линию, принятую на VIII съезде партии, закреплять всюду Советскую власть». Работа на пароходе требовала много сил, энергии, выдержки, умения подойти к людям Надежда Константиновна так умела расположить к себе, что люди с полной откровенностью рассказывали ей обо всем, что их печалило и радовало.
Прибыв в Галево, на поезде поехала в Воткинск. В Воткинске члены агитбригады находились 3-5 августа. За эти дни ими проведена была большая работа с населением. Крупская пишет, что «во время поездки приходилось без конца митинговать, выступать на многотысячных собраниях на Бондюжском заводе, на Воткинском, на Мотовилихе, в Казане, в Перми, в Чистополе, в Верхних Полянах и пр. Он произвел глубокое впечатление на всех присутствовавших, один из которых, А.
Шикалов, впоследствии писал: «Спокойно, но очень убедительно говорила Надежда Константиновна о Советской власти, о необходимости оказания ей всяческой поддержки, о роли женщины в строительстве нового государства, о детях, о народном образовании. Для нас, видевших тов.
Время, проведённое за границей, Крупская потратила не только на партийную работу. Особое внимание она уделила изучению иностранных систем воспитания и образования детей. У неё возник свой образ педагогического подхода, в котором заграничный опыт соединялся с потребностями молодого советского государства. Естественно, с упором на марксистско-ленинской теорию. Согласно нему, коллектив стоял выше индивидуальности, а общественное — выше личного. Важная роль в таком подходе отводилась принципам интернационализма, обучению через труд и антирелигиозному воспитанию. После Гражданской войны страна лежала в руинах, вся старая система была разрушена. И одной из главных проблем советского государства стала детская беспризорность.
Бороться с ней пыталась « Лига спасения детей », но её ликвидировали в начале 1920-х гг. Крупская попыталась заменить Лигу другой организацией — «Друг детей». Но затея провалилась. Надежда Константиновна сделала соответствующие выводы. Она поняла, что находится на правильном пути. Нужно лишь скорректировать деятельность. Надежда Крупская. Wikimedia Commons К тому времени Крупская работала в Народном комиссариате по просвещению. И все силы бросила на формирование новой системы воспитания и образования. Советской системы.
Благодаря её деятельности в стране появилось пионерская организация. За основу была взята скаутская система. Надежда Константиновна рассудила, что пионерия должна стать скаутской по форме, но коммунистической по своему содержанию. На эту тему она даже написала статью, назвав её «РКСМ и бойскаутизм». Другая инновация Крупской — внедрение дошкольного образования. По всей стране, находящейся ещё в руинах, начали массово появляться детские сады, а вместе с ними и детские площадки. Параллельно появились первые ясли и материнские школы. Но главная и самая трудная задача, которая встала перед Крупской, — это построение новой советской школы. Вчерашние беспризорники, трудные подростки, малолетние преступники — их необходимо было поместить в такую среду, в которой они могли бы найти себя. Стать полноценными гражданами своей страны.
Измученная Петербургским климатом невеста была бледна и нездорова. Детей иметь она не могла, крайне редко улыбалась и казалась им холодной. Надежда Крупская. Даже внешне вождю нравились другие женщины. Аристократичной Петербургской красоте он предпочитал дам из разряда «кровь с молоком».
Однако с Надеждой ему было интересно и комфортно. Его привлекала в Крупской идейная близость. После ареста Ульянов понял, что рядом должна быть не красивая женщина, а та, что угадывает каждое его слово. Предложение руки и сердца своей соратнице Ульянов сделал совсем неромантично. Перед отправкой в ссылку в Шушенское он озвучил Крупской: «Не хотите ли вы стать моей женой?
Венчалась пара в Шушенском.
Крупская доказывала, что основной задачей пионерорганизации является борьба за знания в то время главное внимание уделялось общественной активности. Они должны быть заражены энтузиазмом по овладению знаниями, и надо, чтобы они не замыкались в себе, а старались всех ребят втянуть в это дело и стать во главе всего детского движения за учебу». Она решительно выступала против скучных, трафаретных форм пионерской работы, добиваясь, чтобы она была идейно насыщенной, красочной, удовлетворяющей многообразные детские интересы.
Крупской к вожатым. Крупская всемерно помогала пионерам. Известна ее огромная работа при подготовке и проведении I Всесоюзного слета пионеров 1929. Она получала от пионеров множество писем, на которые неизменно сама отвечала.
В этих письмах Крупская учит пионеров коллективизму, социалистическому отношению к труду и общественной собственности. Она раскрывает им сущность советского патриотизма, который должен пронизать все дела пионеров. В педагогическом наследии Крупской самоуправление учащихся всегда рассматривается как неотъемлемая часть трудовой политехнической школы. Самоуправление учащихся в советской школе впервые узаконено «Положением об единой трудовой школе» и «Декларацией об основных принципах единой трудовой школы», в которых было определено право школ и учащихся развивать и укреплять ученическое самоуправление, общественную активность и самодеятельность школьников.
В ряде выступлений Надежда Константиновна высказывает мысль о необходимости специальной подготовки детей к выполнению организаторских функций, чтобы школьники, активно участвуя в управлении делами своего коллектива, развивали организаторские способности, приобретали организационные навыки и умения. Она намечает следующие этапы организаторской работы: первый этап — обсуждение цели, постановка главных задач в работе коллектива с учетом реальных потребностей его жизни; второй этап — распределение обязанностей среди ее участников с учетом способностей и возможностей каждого; третий этап — учет и контроль выполняемой работы; четвертый этап — подведение итогов. Крупская рассматривала детское самоуправление как, одно из средств всей системы воспитательной работы и показала на этом примере образец конкретного анализа детской деятельности и ее воспитательных результатов. Важнейшими являются указания Курупской о правильных взаимоотношениях комсомольской и пионерской организаций с органами детского самоуправления, о роли пионеров и комсомола в самоуправлении.
Она постоянно поддерживала необходимость руководящей роли комсомола и пионерской организации в работе самоуправления и педагогического руководства развитием самодеятельности школьников.
Поход на молодежь
Единственная Надежда. Была ли Крупская счастлива? | Аргументы и Факты | революционерка, государственный, партийный, и культурный деятель, организатор советского образования. |
Надежда. Трудное счастье революционерки | ИА Красная Весна | Однако роль Надежды Крупской в революции настолько занижена, что кажется, словно Ленин всегда и всюду справлялся с государственным переворотом самостоятельно. |
Единственная Надежда. Была ли Крупская счастлива?
Факты из жизни Надежды Крупской, которые замалчивали в СССР » | Надежда Крупская родилась в Санкт-Петербурге 26 февраля 1869 года, в небогатой дворянской семье. |
Надежда Крупская - биография, личная жизнь, политические взгляды, фото и последние новости | Весной 1917 года Ленин и Крупская возвращаются в Петроград, а после победы Октябрьской революции Надежда Константиновна стала известным на всю страну человеком. |
Надежда Константиновна Крупская: к 150-летию со дня рождения | Крупская Надежда Константиновна Российская революционерка, советский государственный партийный, общественный и культурный деятель, организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодежи. |
Надежда Крупская: неудавшаяся гувернантка, создатель пионеров и новой системы образования
Биография Надежды Константиновны Крупской | Надежда Константиновна действительно умела слагать буквы в слова, а слова – в лозунги. |
Надежда Крупская - биография, новости, личная жизнь | Надежда Константиновна Крупская родилась (14) 26 февраля 1869 года в Санкт-Петербурге, в дворянской семье офицера, участника революционного движения.В 1887 году Крупская окончила частную гимназию, получив звание домашней наставницы и право преподават. |
Надежда Крупская: самые шокирующие факты - Русская семерка | Надежда Константиновна вспоминает, что в сентябре и октябре на прогулки ездили много. |
Поход на молодежь
Впрочем, юная Надя тоже всячески поддерживала мать и уже давала частные уроки недорослям и в воскресной школе. Так что педагогическая деятельность началась очень рано и станет основной гражданской профессией. Хотя обучение в школе потом называла скучным и нудным. Но и саму Надю одноклассники характеризовали примерно также. Поэтому не удивительно, что вскоре она с головой погружается в политику, бросив Бестужевские курсы, куда поступила.
Способствовало этому и обстановка в семье. Отец хоть и был офицером, но выказывал сочувствие революционерам — народовольцам. Был членом Комитета русских офицеров, даже поддержал польское восстание 1863 года. Но, похоже, лишь на словах, поскольку никаких репрессий в отношении него не было.
Среди друзей матушки были члены коммунистического интернационала. Она начинает активно посещать кружок и одновременно преподавать рабочим в воскресной школе. Вот там, в кружке, и знакомится с молодым марксистом-юристом Владимиром Ульяновым. В 1894 году они встретились на квартире, где собиралась революционная молодежь.
И совершенно не понравились друг другу. Сам он тоже красотой не блис тал, потому и Надежд а не особо рассматривала как объект флирта. Но нравились ум и умение убеждать в своей правоте. В 1896 году власти начали активно преследовать марксистов, а многие из них оказались в ссылке.
Надежда Крупская, 1890-е годы С марксизмом Н. Крупская познакомилась значительно раньше Ленина , так как согласно завещанию отца после его смерти в 1883 году семья Крупских оказалась под опекой Николая Утина , который поддерживал контакты с Марксом. В 1887 году окончила с золотой медалью частную женскую гимназию Оболенской в Петербурге [5]. Справка о Крупской Музей политической истории России В 1889 году Крупская поступила на Бестужевские курсы в Петербурге, но училась там лишь год. Во время обучения вступила в студенческий марксистский кружок. С 1891 по 1896 годы преподавала в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой на Шлиссельбургском тракте, занимаясь пропагандистской работой. В 1894 году познакомилась с молодым марксистом Владимиром Ульяновым Лениным. Вместе с ним участвовала в организации и деятельности « Союза борьбы за освобождение рабочего класса ». В 1896 году была арестована и после 7-месячного заключения сослана в Уфимскую губернию , но отбывала ссылку в Сибири , в селе Шушенском , где 10 22 июля 1898 года вступила в церковный брак с Ульяновым Лениным. Крупская утверждала, что это был её первый брак, однако боевик Борис Герман член партии эсеров, а затем эсеров-максималистов , эмигрировав после революции, вспоминал о сожительстве с Крупской прежде её знакомства с Лениным [6] [7] [8].
Обручальные кольца были изготовлены из медных пятаков одним из местных ссыльных мастеров [9]. Была известна под рядом партийных псевдонимов Саблина, Ленина, Н. В 1901 году эмигрировала в Германию , была секретарём газеты « Искра ». В 1905 году вместе с Лениным вернулась в Россию, была секретарём ЦК.
Она воспринимала книгу как учебник жизни — и внимательно следила, чтобы дети не понахватались дурного. Позиция наивная и ущербная в своем максимализме. На счастье, у Крупской не было амбиций диктатора. Она писала напористо, но не подавляла специалистов, у которых имелось иное мнение. Своим юношеским пристрастиям Надежда Константиновна осталась верна. И с удовольствием вспоминала о том, что нравилось Ленину у Льва Толстого: «есть одно замечательное описание весны в лесу в «Анне Карениной»: пробиваются самые первые ростки травы, и вот стоит Левин, отправившийся с ружьем на охоту, и видит, как шевельнулся иссохший лист — толкнул его пробившийся сквозь зелень молодой росток травы». Это не только ленинское мнение, здесь, прежде всего, Крупская восхищается «художником слова». Хотя публицистику Толстого в ее времена из библиотек изымали, да и в академическое собрание сочинений она пробивалась непросто. В 1938 году в статье «Об учебнике по литературе» она писала: «Надо, чтобы учащийся до конца понял, какая громадная сила — художественное произведение, как может оно научить вглядываться в жизнь, разбираться в окружающих сложных явлениях, понимать людей, как может оно вооружать в борьбе, сплачивать, сближать людей, ставить перед ними великие цели…» Квартира в Кремле Н. Крупская с мужем В. Лениным, деверем Ульяновым и золовками Ульяновой, Ульяновой-Елизаровой и её воспитанником. Сидят — В. Ленин, Н. Крупская, А. Ульянова-Елизарова; стоят — М. Ульянова, Д. Ульянов и воспитанник А. Елизаровых Гора Лозгачев. Осень 1920 г. Москва, Кремль Беспартийной литературы она почти не принимала, антипартийной — тем более. Достойным будущего объявлялось только то, что служило для пользы дела. Впрочем, этим правилом руководствуются очень многие, во все времена — а вовсе не только большевики. Просто большевики в этом смысле были откровеннее многих. Она органически связана с общественным укладом своей эпохи и не может быть изучаема вне его, без связи с ним» — таково ее кредо. А как иначе — особенно в представлении тех лет. Книга должна учить правильной жизни. А значит, хорошо бы несколько переписать детскую классику, удалив из знаменитых книг буржуазную начинку. Так она предлагала поступить популярнейшим в то время и, в принципе, полезным для воспитания научного мышления Жюлем Верном. Владимир Ленин и Надежда Крупская, 1922 год Несомненно, среди педагогов и управленцев образования она была одним из самых последовательных сторонников приоритета коллектива над личностью, общественного над личным. Среди экспериментов, которые внедряла Крупская — групповые проекты, задания, которые оценивались по ответу одного — как правило, лучшего — ученика. Его оценку получали все. Вот такая школа коллективизма. В 1930-е от этих новаций отказались. Еще одна особенность «школы по Крупской» — приближение учебы к жизни. Секрет здесь видели в трудовом и производственном воспитании. В этом смысле союзником Крупской был Антон Макаренко, да и не он один. Крупская не сомневалась, что человек не должен быть «всю жизнь прикован к какой-нибудь одной узкой специальности, а мог бы применять свои силы в разных областях труда». А значит, необходимо «трудовое обучение». Ребята, окончившие семилетку, получали навыки нескольких ремесел, видели результаты своего труда. Сегодня многие педагоги — и не только в России — развивают это направление. Надежда Крупская, 1936 год Отметим и такой штрих. Когда стали чинить препятствия для приема в школы детей дворян, священников, кулаков, Крупская выступила против: «Ребенок не может выбирать себе родителей, никого он не эксплуатировал, никого не угнетал, ничей век не заедал, козней никаких не строил. Ни в чем не виноват. Ребенок есть ребенок. И его надо учить как всех других детей, не попрекать происхождением, а растить из него сознательного человека, коммуниста». Она ведь и сама — дочь и жена господ дворянского происхождения. С годами она стала ортодоксальнее. По крайней мере, нередко проявляла себя именно с этой стороны. А ведь в юности боролась с церковной ортодоксией, властвовавшей в царской России. Между тем, даже самые несправедливые ее статьи написаны мастерски, темпераментно, строгим, взвешенным языком. Думаю, даже порывистому Ленину было интересно беседовать с этой женщиной. К тому же она была дипломатична. Их споры и политические раздоры не выходили за порог дома. Азбука демонизации Чего только не приписывают «жене вождя» в наше время! Даже сжигание книг.
Это в патриархальной России тоже было по-своему революционно. Она придумала заменить хлебный мякиш для новорожденных на пустышки и спасла огромное число детей от погибели. Однако при всей любви к малышам жена вождя громко выступала в защиту прерывания беременности. Она боролась за прекращение преследования женщин, которые избавились от своего плода. Крупская была уверена, что беременная идет на такой шаг только из вынужденной меры. Успехи она его не умоляла, но чаще вспоминала какой он в быту. Крупская описывала мужа как обычного человека — какой любит завтрак, как радуется Новому году, изнашивает одежду до дыр и любит ходить пешком. Несмотря на то что она была его верной соратницей, Надежда не делала из него иконы. Готовила жена вождя настолько неважно, что во Франции чета питалась сухомяткой. Они нередко ели в кафе или покупали домашнюю еду у других женщин. В Швейцарии же пара и вовсе наняла кухарку.
Надежда. Трудное счастье революционерки
Большую часть своей биографии Надежда Крупская посвятила революционной и партийной деятельности, а также культурной реорганизации молодой Советской страны. Мало кто знает, что Надежда Константиновна была тесно связана с Алтайским краем и Барнаулом. Надежда Крупская — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг.
Поход на молодежь
Биография Надежды Крупской, Владимир Ленин, личная жизнь, муж, дети, рост, возраст, фото и последние новости о революционерке. Рядом помещены изображения Надежды Крупской, слушательницы знаменитых Бестужевских курсов, и актрисы Скарлетт Йоханссон, которую неоднократно называли самой сексуальной женщиной современности. По одной из версий, Надежда Константиновна видела, что все увлечения мужа на стороне носят лишь чисто платонический характер.
ИЗ ИСТОРИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
На эту пару равнялись миллионы людей, выбравших для себя коммунистическую идеологию. Об этой пламенной революционной паре известно немало, но в основном то, что нужно знать с точки зрения пропаганды. Но была у этих людей и другая жизнь, настоящая, о которой известно немного. Сейчас многие с удивлением узнают, что жена вождя Надежда Крупская была обычной русской женщиной. Она имела свои «скелеты в шкафу», а также свои «изюминки» и недостатки.
Мы выбрали 6 фактов из жизни соратницы и жены Ленина, о которых не рассказывали официальные источники. Дворянка по происхождению Да, тут нет ошибки. Непримиримый борец с монархией и классовым неравенством Надежда Крупская была дворянкой в третьем поколении. Она родилась в 1869 году в семье поручика Константина Игнатьевича Крупского.
Надя была единственным и очень любимым ребенком. Поручик служил отчизне верой и правдой в Польше, пока не был замечен в симпатиях к участникам польского восстания. Говорят, вина Крупского была в том, что он знал польский язык, умел танцевать мазурку и защищал поляков от произвола военных. В итоге отца Надежды разжаловали и уволили из армии.
Его также лишили права поступать на госслужбу, с чем Константин Игнатьевич был несогласен. Он много лет судился с целью восстановить свое честное имя и в итоге выиграл дело. Увы, к этому времени он растерял остатки здоровья и вскоре после победы умер от чахотки. Поручик Константин Игнатьевич Крупский Пока отставной прапорщик искал правду и маялся по судам, семью обеспечивала мать.
Елизавета Васильевна работала гувернанткой у знатных особ и умела делать любую работу по дому. А вот Надя так и не стала хозяйкой. Мать считала, что девушке дворянских кровей негоже пачкать руки и гнуть спину. Дошло до того, что когда дочь вышла замуж, мать переехала к молодоженам, чтобы стирать, убирать и готовить.
Да, дворянство Крупские получили через дедушку по отцовской линии, прославившегося на полях сражений с армией Наполеона. Закончив духовную семинарию, он отправился на войну, где получил за доблесть сначала офицерское знание, а чуть позднее стал жалованным дворянином.
Но больше изумляли ее те странные, смутные чувства, которые заставляли ее думать о нем, вспоминать к месту и не к месту его прищуренные, с хитринкой, глаза… Когда он заболел, она вызвалась быть при нем сиделкой. Ей нравилось быть рядом. Его роман с подругой тек вяло, но мучил Надю порой уколами ревности. Они отдалились с Аполлинарией, и Крупская не знала точно, правда ли Володя предложил ей руку и сердце, и правда ли Якубова отвергла его, но вскоре Надя получила от него предложение стать его женой — в письме из тюрьмы. Оброненная ею фраза — «Ну что же, женой, так женой» — «войдет в анналы».
Но равнодушия во фразе не было. Она просто была согласна на любую роль, лишь бы быть рядом. Когда их обоих решили направить в ссылку, но в разные места, шанс остаться вместе у Крупской и Ленина был один — венчание. Так 22 июля 1898 года Петропавловский храм села Шушенское услышал их нетерпеливые «да»; кованные ссыльным-умельцем Оскаром Энгбергом из пятаков кольца обняли пальцы не хуже настоящих обручальных. Вместе в ссылке было не так уныло. Надя была сдержанна, но страсти между ними кипели. Мечталось о ребеночке… Но она так болела, так болела!
Рези в животе, в самом его низу, бесконечные врачи и боль — она очень рано начала расплачиваться за небережное отношение к своему здоровью. Володя от каждой ее болезни страдал не меньше: Надя в такие моменты становилась похожа на раненую птичку. И ждала она птичку. Так называла Крупская свою мечту о малыше. Надежда без надежды. Такой она стала через несколько лет бесплодных попыток стать матерью. Страсти супругов несколько улеглись.
Потом они смирились с тем, что не будут родителями, и вся их энергия была брошена на общее дело — политику и борьбу. Не будем давать ей оценок — не о том речь. Но Надя стала для своего Володи незаменимой. Она справлялась со всем — с шифрованием его писем всего она зашифрует 30 000 посланий! Ей плохо давался только быт: готовить она не любила и не умела, вершиной ее мастерства была яичница из четырех яиц, которую муж покорно съедал по утрам. Теща взяла на себя готовку и придание уюта любому дому, в который бы не занесла судьба ее «детей». Ильич котлеты тещины любил, но цапался с ней регулярно, хотя в целом Елизавета Васильевна относилась к нему неплохо.
Родные же Ильича не особо жаловали Надю: сестра Анна прозвала ее селедкой, что затем привело к получению партийной клички Минога. Ленин же довольно трезво оценивал жену. И понимал, что плюсов у его Нади — куда больше. И плевать на надоевшую яичницу: Надя незаменима! Каким-то внутренним чутьем Крупская установила удивительный баланс в их отношениях: оставаясь личностью, она никогда не мешала мужу блистать ярче. Как сказали бы сейчас, они были единой, цельной командой. В 1900 году Крупская и Ленин отправились в Европу.
Тут Крупская работала на Владимира Ильича как секретарь и стенографистка, переводчица. И оставалась его женой. Он принялся сбивчиво рассказывать ей что-то, но из услышанного она выловила одно: на Володю произвела неизгладимое впечатление некая Инесса Арманд, дама революционного настроя. Вскоре Надежда Константиновна увидела Инессу, и сердце ее ухнуло: хороша! Надежда Константиновна боялась перемен, которые с ней происходили, а происходили они, подсказывало сердце, быстро. Аутоиммунное заболевание, диффузный токсический зоб, менял лицо, выпучивал глаза, портил характер, мучил приступами дурноты. А Инесса будто сошла с картины: фарфоровая кожа, оленьи глаза.
А главное — она просто дышала страстью. Крупская высоко оценила соперницу.
Да, дворянство Крупские получили через дедушку по отцовской линии, прославившегося на полях сражений с армией Наполеона. Закончив духовную семинарию, он отправился на войну, где получил за доблесть сначала офицерское знание, а чуть позднее стал жалованным дворянином. Красивая и образованная С общеизвестных портретов Крупской на нас смотрит некрасивая круглолицая женщина. С ранних снимков супруги вождя мирового пролетариата на нас смотрит симпатичная юная особа с чуть вздернутым носиком и пухлыми губами. Сегодня многие говорят, что Крупская была похожа на актрису Скарлетт Йоханссон и это на самом деле так. У Надежды были пронзительные зелено-голубые глаза и длинная русая коса.
Сама она себя любила называть «дамой с петербургской внешностью», но красавицей себя не считала. Внешность Крупской позднее испортили гормональные нарушения, связанные с заболеванием щитовидной железы. Надежда была не только миловидной, но и образованной девушкой. Она закончила с медалью гимназию княгини Оболенской, а потом без труда поступила на Бестужевские женские курсы. Правда, окончить их она не смогла — помешало увлечение марксизмом и бунтарский дух. Мало кто знает, что Крупская зарабатывала на жизнь репетиторством. В свободное же время она бесплатно учила писать и читать взрослых в воскресной школе. Венчание с Лениным С Владимиром Ильичем, известным в революционной тусовке под кличкой «Старик», Крупская встретилась в 1894 году.
Судьбоносная встреча состоялась на конспиративной квартире, где собирались революционно-настроенные молодые люди. В тот раз с 24-летним юношей Володей ушла не Надя, а другая девушка — Аполлинария Якубова. Они даже какое-то время встречались, пока революционера не арестовали. А вот в тюрьму к Ильичу ходила уже не Якубова, а Крупская. Надежда стала настоящей революционной подругой — нетребовательной, заботливой и идейной. На отношения пары не повлияли ни аресты Ленина, ни трехлетняя ссылка самой Крупской. Любящие сердца воссоединились тоже в ссылке, в сибирской деревне Шушенское в 1898 году. Чтобы отбывать наказание вместе, Владимиру и Надежде пришлось венчаться в церкви.
По законам Российской империи, политзаключенные могли жить под одной крышей, только если были супругами.
Она «не могла принять толстовства в целом, с его непротивлением злу, с его религиозным миропониманием». Поэтому она стала искать дальше — девушка стремилась сформировать «цельное мировоззрение». В 1889 году Крупская поступила на математическое отделение Бестужевских высших женских курсов. Одного курса Надежде не хватило, поэтому она также стала вольной слушательницей лекций филологического факультета. Как писала сама Крупская: «поступила на них, надеясь получить там то, что мне надо было». В этот период она познакомилась с революционно настроенными студентами и вошла в студенческий марксистский кружок.
Отучилась Крупская на женских курсах лишь год и приняла решение их оставить, так как на курсах «приходилось слушать лишь Платонова по истории и Введенского по психологии». Ей же хотелось иного. Она начала углубленно изучать труды марксистов и устанавливать связи с рабочими: Крупская преподавала в воскресно-вечерней школе в селе Смоленском под Петербургом, в самом центре рабочего района, где училось около тысячи учеников-рабочих. В течение пяти лет одновременно с преподаванием русского языка она занималась распространением марксистских идей. Эти пять лет навсегда объединили ее с рабочим классом. В 1894 году Крупская и Ульянов впервые встретились. Владимиру Ильичу тогда было 24 года, но он уже горел идеями освобождения угнетенных.
В квартире у марксиста Роберта Классона, инженера-энергетика, и состоялось знакомство молодых людей. Надежда Константиновна и сама уже увлекалась марксизмом. Из книг, в частности из «Капитала», Крупская поняла для себя, что изменить привычный самодержавный строй может только рабочее революционное движение. После прочтения «Капитала» она писала: «Я точно живую воду пила. Не в терроре одиночек, не в толстовском самоусовершенствовании надо искать путь. Могучее рабочее движение — вот где выход». Так что Крупская революционизировалась задолго до того, как познакомилась с Ульяновым.
Надежда помогла Владимиру Ильичу с организацией «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Когда в 1895 году Ленина арестовали, она поддерживала с ним связь, по возможности навещала его в заключении, посылала книги. Ленин в своих письмах стал называть ее невестой, обещал жениться на ней после освобождения. Но Крупская сама оказалась под судом за деятельность в ленинском союзе. В конце декабря 1897 года она получила приговор — три года ссылки в Уфимской губернии. А Ленин из села Шушенского звал ее к себе. Нужно было разрешить эту проблему.
Выход — вступить в брак. Так, в апреле 1898 года Надежда Константиновна отправилась в Енисейскую губернию к жениху. Крупская взяла фамилию Владимира Ильича, но впоследствии всегда выступала под своей девичьей. Годами позже историк и революционер Михаил Ольминский писал о Крупской: «Она всю работу, так сказать, черновую, исполняла, она оставляла ему самую чистую работу, а все конспиративные сношения, шифровки, транспорт, сношения с Россией, все вела сама.