Самые свежие новости связанные с тематикой Казанский федеральный университет со всего Мира и России на сегодня. Специальности в Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ): бюджетные и коммерческие места, проходной балл ЕГЭ, стоимость обучения. Казанский федеральный университет (КФУ) замкнул топ-20 рейтинга лучших вузов России по версии группы Raex. Юридический факультет в Казанском федеральном университете является примером того, как сохранять историю своего родного факультета и как создавать продолжение этой замечательной истории, сохраняя традиции и веру во всё возможное!
Специальности в КФУ
Сейчас открыты конкурсы на замещение вакантных мест всех уровней: от ассистентов до профессоров. Так, последние требуются на кафедре машиностроения и кафедре эксплуатации автомобильного транспорта автомобильного отделения, на кафедре производственного менеджмента в экономическом отделении, заведующий нужен на кафедре машиностроения. Имеется больше 40 вакансий профессорско-преподавательского состава: только на кафедре физвоспитания и спорта нужны шесть доцентов. Глобальное обновление должно произойти летом: проведение конкурса назначено на июнь. Ранее Георгий Котиев заявлял , что рассчитывает сделать подразделение вуза образовательным центром притяжения по инженерно-техническому профилю подготовки. Котиев - профессор, доктор технических наук, автор более 250 научных работ в области проектирования колесных и гусеничных машин.
Большой объем по циклу психолого-педагогических дисциплин позволяет выпускникам успешно работать в любой должности профессиональных сфер «человек-человек» и «человек-машина». Профессиональные дисциплины:.
В последнее время, улица, где стоит университет, называется Кремлёвская. Погулять можно здесь Теперь университет относится к одному из 10 Федеральных Университетов страны. В 2021 году выяснилось , что в нем учится самое большое число иностранных студентов. Когда-то в нём училась и я, а теперь учится моя дочь.
Не останутся без внимания коллег современные инновационные технологии, которые предлагает казанская геологическая школа. Факультет в свое время закончили выдающиеся геологи - ученые и практики. И не только. Известно, что его заканчивали знаменитый кинорежиссер и общественный деятель Станислав Говорухин, известный драматург и философ Диас Валеев. В десятку наиболее издаваемых в современной России писателей входит и доктор геолого-минералогических наук, преподаватель кафедры исторической геологии и палеонтологии Евгений Сухов. Так что геологов на юбилее ждет не только научная, но и большая культурная программа, в том числе поездка в Раифу, экскурсия по Казанскому кремлю и историческому центру Казани.
Проходные баллы в КФУ
Все факультеты в КФУ (Казанский (Приволжский) федеральный университет) | Ключевые факты Поступление в КФУ Институты и факультеты рубрики Контакты FAQ. |
Специальности КФУ (бюджетные и платные места) | Список специальностей КФУ 2022/2023 учебного года с указанием информации о наличии бюджетных мест и платного обучения. |
Глава Минобрнауки России посетил общежитие и фабрику катализаторов КФУ | Факультеты и специальности высшего профессионального образования в вузе: Казанский (Приволжский) федеральный университет. |
КАЗАНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ - ЭТО | Казанский федеральный университет (КФУ) отключили от Microsoft из-за санкций против ректора вуза Ленара Сафина. |
Появился список студентов, поступивших в КФУ на бюджетные места
Список специальностей КФУ 2022/2023 учебного года с указанием информации о наличии бюджетных мест и платного обучения. Добро пожаловать на канал Казанский федеральный университет (24956846) на RUTUBE. Н овым директором филиала КФУ в Набережных Челнах 3 апреля стал Георгий Котиев. После спора казанского студента с Мизулиной появились слухи об отчислении 22:47, 09 февраля 2024 Новости На сцене Казанского федерального университета КФУ один из студентов по имени Аркадий поспорил с директором Лиги безопасного интернета Екатериной. Казанский федеральный университет получил 256 дополнительных бюджетных мест по программам магистратуры, соответствующим направлениям научно-технологического развития, сообщает пресс-служба КФУ. Университет сделал Казань одним из главных научных центров, а сам стал гнездом передовых идей.
Факультеты КФУ, Казань. Факультеты и специальности в Казанском федеральном университете
Итоги работы геофака и наиболее перспективные направления научной деятельности его сотрудников и выпускников обсудят во время пленарных заседаний конференции, которая пройдет с 9 по 11 сентября. География работы выпускников факультета охватывает не только Россию, его специалисты трудятся по всему миру, поэтому доклады прозвучат на самые разные темы: например, «Состояние грязевых вулканов и гидротермальных систем в Охотоморском регионе», «Проблемы, связанные с деформацией тектоносферы тихоокеанской окраины Азии, и способы их решения». Как может отразиться на подземных хранилищах газа окружающая гидрогеологическая среда? Сколько у нас запасов пресной воды в подземном артезианском бассейне Западной Сибири? А в Татарстане? Что может предложить современная геофизика для решения инженерных изысканий в условиях города?
Первое место рейтинга занял Московский государственный университет МГУ , вторым стал Московский физико-технический институт, а тройку замкнул Санкт-Петербургский государственный университет. Ранее КФУ составил собственный рейтинг вузов России по влиянию на развитие региона.
Университет поставил себя в нем на второе место, первым стал МГУ.
Фабрика оснащена промышленным оборудованием для реализации полного технологического цикла производства в целях импортозамещения катализаторов нефтехимии.
Разработанные технологии уже успешно реализованы в производстве на базе компаний Сибур холдинг и Нижнекамскнефтехим. Объект действует на базе лаборатории адсорбционных и каталитических процессов КФУ с 2022 года. Часть оборудования закуплена вузом в рамках программы «Приоритет-2030».
Сегодня в составе лаборатории 40 сотрудников, 3 доктора и 6 кандидатов наук, в том числе здесь проходят практику студенты и аспиранты Химического Института им.
Ее врачи — научные сотрудники кафедры. Преподаватели, конечно, очень взрослые и уважаемые, но многие нововведения попросту игнорируют — например, ставят оценки сразу в зачетку, хотя у нас так делать нельзя: сначала нужно посчитать рейтинг студента, посмотреть его посещаемость и так далее. Некоторые мужчины-преподаватели открыто говорят на парах о том, что женщинам в медицине не место. Это же абсурд, как можно говорить такое в наше время! Возможно, корень проблемы в том, что преподаватели у нас рекрутируются из врачей, то есть из людей, для которых педагогика совершенно побочное занятие — они могут прекрасно разбираться в своем деле, но преподы из них никакие. Очень мало мотивирующих людей. Преподаватели приходят на пару, у них миллион пациентов до тебя и еще полмиллиона после тебя.
Они что-то быстро расскажут и дадут тесты — все бездумно и бездушно. Тему они раскрывают, но предметом совсем не заинтересовывают. А это важно, ведь во время учебы студенты выбирают специализацию. В целом в вузе все довольно неплохо. Многое зависит от самого студента — если хочешь получать знания, тебе в этом помогут, все так же, как и везде. Существует мнение, что учиться в меде тяжело, — это полная фигня. Если ты поступил в медуниверситет, вылететь оттуда уже сложно. За время учебы из нашей группы отчислили троих ребят — на следующий год их восстановили.
Сами понимаете, какое отношение это порождает. Самое сложное в учебе в медуниверситете — это сесть и выучить весь материал: объемы огромные, а времени мало. В других странах на подготовку к серьезным экзаменам студентам-медикам дают месяц. У нас между экзаменами может быть три дня — за это время невозможно даже повторить все, что прошел, я уж не говорю о том, чтобы выучить что-то новое. Еще у нас мало практики, а когда попадаешь в медучреждение, тебе не всегда дают совершать простейшие манипуляции над пациентами — например, делать инъекции, ставить системы. После окончания вуза я хочу попробовать пожить за границей и построить там карьеру. В ординатуру поступать пока не собираюсь — по крайней мере в Казани и в России. К сожалению, в нашей стране врачам сложно нормально зарабатывать.
Мне хочется другого уровня жизни, независимости от родителей. Когда у меня будет семья, я не смогу сидеть спокойно на участке и получать 20 тысяч в месяц. Впрочем, материальная сторона для меня менее важна, чем то, чем я занимаюсь. Я хочу быть полезной, работать с людьми и помогать им. Но я не могу не думать о себе. Если на протяжении долгого времени ты чем-то недоволен, ты становишься менее эффективным. Все нынешние жалобы на врачей объяснимы: у них очень много пациентов и очень мало денег и отдыха — ты должен помогать людям, но не можешь помочь даже себе, и это страшно. Резеда Акбирова Оканчивает бакалавриат Института психологии КФУ Сразу после поступления я поняла, что мои представления о психологии были далеки от реальности.
Я думала, что нас начнут учить разрешать сложные человеческие взаимоотношения, мы будем помогать людям, но, как это обычно и бывает, первые два года была сплошная теория. Оно и понятно: у нас все-таки университет, поэтому в учебе превалирует академический подход, заточенный под науку. Не скажу что я разочаровалась, но иллюзий, конечно, лишилась. Учиться было совсем не сложно, хотя на первом курсе многие ушли: они, наверное, думали, что психология — это такая гуманитарная специальность, но у нас есть анатомия, математика и так далее. На третьем курсе у меня начался распространенный среди студентов кризис, связанный с переоценкой своего профессионального выбора. К счастью, работа, которую нам предложил наш преподаватель, помогла мне справиться с этим — я читала лекции в центре занятости по социальной адаптации, мотивации, оказывала психологическую поддержку безработным. Было нелегко. Мы прошли собеседование, и нас попросили написать с нуля программу работы.
Мы такого не ожидали — поначалу казалось, что просто будем читать что-то вроде студенческой лекции. С людьми тоже было непросто: мы, совсем еще зеленые третьекурсницы, должны были учить чему-то целый класс взрослых от 18 до 60 лет. Наша, как нам казалось, идеальная программа посыпалась на первом же занятии — пошли вопросы, критика. Я впервые вживую столкнулась с распространенным скепсисом по отношению к психологам. Класс в большинстве своем не шел на контакт, люди отказывались делать практические игровые упражнения, говорили: «Мы же не дети». Чтобы как-то поднять свой статус в их глазах, мы говорили, что уже окончили вуз. Я так хотела практики, что совсем не жалела себя. В итоге за год работы мы прошлись по всем центрам занятости Казани.
Я пришла к неутешительному выводу: безработные часто сами не хотят работать, им нравится жизнь на пособии. Мы неизменно сталкивались с очень высокими требованиями к работе, но очень низкими — к себе. Поэтому наша задача состояла в том, чтобы как-то подружить людей с реальностью. В моем потоке 33 человека, и только 60 процентов из них хотят продолжить учиться в магистратуре. Остальные, наверное, учились ради галочки. Важно заявить о себе в процессе учебы, потому что преподаватели — почти все практикующие профессионалы — могут предложить работу или порекомендовать тебя кому-то. Я бы хотела преподавать психологию, но, конечно, хороший преподаватель тот, кто сам практикует, а я не вижу себя консультирующим психологом. Планирую пойти в медицинский университет на двухлетний курс переподготовки, выучиться на клинического психолога и работать в больнице.
Возможно, таким образом мне удастся исполнить детскую мечту о белом халате врача. Курсы платные, но, уверена, оно того стоит: клиническая психология — очень интересная область. Параллельно пойду в магистратуру. В науке меня интересует раздел психических состояний. Люди по-разному понимают, что такое радость, любовь, тоска, и из-за этих разночтений появляются проблемы во взаимоотношениях. Вообще этот раздел — «фишка» казанской школы психологии, на российских конференциях с этой темой выступают только наши студенты. Артем Айвазян, 23 года Оканчивает магистратуру Института геологии и нефтегазовых технологий Фото: Даниил Шведов Я учился в математической 131-й школе, всегда тяготел к точным и естественным наукам, а поступать на геофак решил по совету родителей. На первом курсе было не очень понятно, для чего мы тут все собрались.
Только на втором курсе, когда нас поделили на геологов-геофизиков, гидрогеологов, нефтяников, стало более или менее понятно, как будет выглядеть наша будущая профессия. Я попал на нефтяной профиль — нам преподавали основы промысловой геологии, разработку месторождений. После третьего курса начинается практика, в рамках которой ты собираешь материал для бакалаврской работы. Кто-то из ребят проходил ее в Татарстане, кто-то, как я, уезжал на Север — я полтора месяца работал в Сургуте. Как организовывается распределение на практику? Есть списки мест, куда можно отправиться, и каждое из них берет определенное количество студентов. Если тебе важно место, нужно успеть подать заявку одним из первых. Некоторые компании, например «Газпром», устраивают конкурс, другие смотрят на средний балл студента.
Сургутнефтегаз, где я проходил практику, брал студентов со средним баллом 4,5 и выше.
Подразделения КФУ
высшее учебное заведение Казани, один из девяти российских федеральных университетов; старейший, после Московского, непрерывно существующий университет России. В 1978 году окончил среднюю общеобразовательную школу и поступил в Казанский государственный университет на факультет физики. 100 студенток 1 курса педиатрического факультета Казанского ГМУ начали подготовку к Параду в честь 79 годовщины со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Казанский федеральный университет (КФУ) отключили от Microsoft из-за санкций против ректора вуза Ленара Сафина.
Казанский федеральный университет - КФУ
Мы также будем открывать подготовительные факультеты на базе нескольких вузов в Китае", - сказал он. Алишев уточнил, что на базе подготовительных факультетов китайские абитуриенты перед поступлением в российские вузы смогут улучшить знания по русскому языку и предмету, по которому им предстоит сдавать вступительный экзамен.
Предположив, сообразно просвещения настоящих времен, в сём самом месте учредить Университет, дабы существование сего благотворного заведения соделать навсегда неприкосновенным и даровать ему возможность к достижению важного назначения образования полезных граждан на службу Отечества и распространения в нём нужных познаний. В 1814 году произошло так называемое «полное открытие» классического университета в составе четырёх отделений: нравственных и политических наук, физических и математических наук, врачебных наук и словесных наук. До основания Томского Казанский университет являлся самым восточным университетом Российской империи : в его округ входили Поволжье , Прикамье , Приуралье , Сибирь и Кавказ. В первые десятилетия своего существования Казанский университет совместно с первой казанской гимназией являлся ведущим центром изучения восточных языков и востоковедения. Ежели России назначено, как провидел великий Пётр, перенести Запад в Азию и ознакомить Европу с Востоком, то нет сомнения, что Казань — главный караван-сарай на пути идей европейских в Азию и характера азиатского в Европу. Это выразумел Казанский университет.
Ежели бы он ограничил своё призвание распространением одной европейской науки, значение его осталось бы второстепенным; он долго не мог бы догнать не только германские университеты, но наши, например Московский и Дерптский; а теперь он стоит рядом с ними, заняв самобытное место, принадлежащее ему по месту рождения. Магницкого , который обнаружил в университете «дух вольнодумства и безбожия». Он потребовал в своём докладе императору «публичного разрушения» университета, но Александр I наложил на доклад резолюцию «Зачем разрушать, можно исправить». Магницкий был назначен попечителем Казанского учебного округа , что привело к массовым реформам в университете: были уволены многие профессора, из библиотеки изымались «вредные» книги, для студентов устанавливался жёсткий казарменный режим. Казанский университет в 1830-е годы. В 1825 году построен главный корпус университета, а в 1830-е завершается строительство университетского комплекса : здания библиотеки, химической лаборатории, анатомического театра, астрономической обсерватории, клиники в организации последней современники отмечали ведущую роль профессора Ф. Йеллачича и других.
Вуз становится крупным центром образования и науки. В нём формируется ряд научных направлений и школ: химическая , математическая , востоковедения, археологии, истории и этнографии , медицинская, геологическая, геоботаническая и другие.
По поручению Президента России Владимира Путина до 2030 года по всей стране будут отремонтированы 800 общежитий.
Сегодня в КФУ учится 53,5 тыс. Университет реализует комплексную программу поддержки студенческих семей она включает в себя сопровождение образовательного процесса, поддержку в решении жилищных вопросов, содействие в трудоустройстве, материальную и юридическую помощь. Ежегодно проводится конкурс общежитий вуза среди комнат студенческих семей.
Глава Минобрнауки вместе с ректором вуза Ленаром Сафиным поздравил пять победителей в номинации «Семейное гнездышко», вручив им призовые сертификаты.
Его научные кадры известны своими разработками далеко за пределами Татарстана. Высшая школа ИТ и информационных систем Это учебное подразделение КФУ, основанное в 2011 году, готовит специалистов для компаний, осуществляющих деятельность в сфере ИТ. Институт филологии им.
Толстого и татарской филологии и межкультурной коммуникации им. Тукая , а также Высшая школа искусств им. Сайдашева, на которых обучается более 3000 студентов. Институт социально-философских наук Это важное научно-образовательное подразделение КФУ было образовано в 2014 году.
ИСФН КФУ сохраняет и развивает университетские традиции преподавания политологии, философии, социологии, религиоведения, журналистики, конфликтологии, а также теории общественных коммуникаций. Знания, получаемые выпускниками института, позволяют им успешно проявлять себя в различных отраслях гуманитарной и социально-политической деятельности, а также в сфере медийных и общественных коммуникаций.
Казанский университет
Факультет вычислительной математики и кибернетики Казанского государственного университета (ВМК КГУ) создан в 1978 году. Проходные баллы в КФУ: полная информация о поступлении в КФУ. Химический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Университет (КГАУ) Казанская государственна академия ветеринарной медицины (КГАВМ) Казанский институт Российского государственного торгово-экономического университета (КИРГТЭУ) Казанский кооперативный институт (филиал). Проходные баллы в КФУ: полная информация о поступлении в КФУ. Юридический факультет Казанского государственного университета – один из старейших в России.
Казанский федеральный университет - КФУ
Казанский федеральный университет получил 256 дополнительных бюджетных мест по программам магистратуры, соответствующим направлениям научно-технологического развития, сообщает пресс-служба КФУ. Н овым директором филиала КФУ в Набережных Челнах 3 апреля стал Георгий Котиев. В состав Казанском университете входили 3 факультета: философии (со словесным и физико-математическим отделениями), юридический, медицинский. проходной балл, количество бюджетных мест, стоимость обучения. Новым ректором Казанского федерального университета (КФУ) назначен Ленар Сафин, который долгие годы работал в правительстве Рустама Минниханова, а с 2020 года был представителем президента Татарстана в Совете Федерации. Казанский федеральный университет (КФУ) опроверг информацию о том, что студенты якобы массово покинули аудиторию, в которой проходила встреча с Мизуллиной, передает РИА.
КФУ нашел себе ректора. Им должен стать Ленар Сафин
Попечитель Казанской гимназии Румовский отобрал лучших воспитанников. Возраста они были разного — от тринадцати лет до двадцати. Большинство дворяне, остальные — разночинцы. Молодые люди слушали лекции специально приглашенных профессоров. Почти все преподаватели были иностранцами, в основном немцами, которых в то время часто приглашали читать лекции в российских учебных заведениях. Первые десять лет, с момента открытия университета и до 1814 года, когда был введен в действие принятый Устав, обучение шло не на самом высоком уровне. Курсы были бессистемными, лекции — непоследовательными.
Студентов не делили по разным факультетам. Порой не хватало учебной литературы или пособий. Но в 1814 году ситуация изменилась. Университет получил реальную автономию, преподавание стало плановым, появилось деление на факультеты. Сначала их было только четыре, и состояли они из двадцати восьми различных кафедр: отделение нравственных и политических наук, которое впоследствии преобразовалось в юридический факультет, факультет математических и физических наук, отделение медицины и словесных наук. И как раз в тот период расцвета в университет пришла беда.
В 1819 году в Казань с ревизией прибыл Михаил Магницкий, чиновник Министерства просвещения, любимец Аракчеева, наделенный широкими полномочиями и правами попечителя. Целью этой ревизии было не экономическое расследование и не выявление нарушений.
Лобачевский, В.
Энгельгардт и многие другие. В годы советской власти на базе факультетов Казанского университета было открыто несколько новых ВУЗов: медицинский факультет был выделен в Казанский государственный медицинский институт, химический — стал основой для создания Казанского химического института, экономический — преобразован в Казанский государственный финансово-экономический институт, юридический — стал Институтом советского права. В 1932 г.
В апреле 1945 г. Научная библиотека университета носит имя Н. Лобачевского и является одной из крупнейших и старейших библиотек России.
Её фонд насчитывает ок. В 1955 г. Казанский университет был награждён Орденом Трудового Красного Знамени, а в 1979 г.
В 1996 г. Указом Президента России университет был включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В 2010 г.
В настоящее время в состав учебных подразделений Казанского Приволжского университета входят 14 факультетов, Химический институт имени А. Бутлерова, Институт востоковедения, Институт языка, Институт непрерывного образования, а также 2 филиала в Набережных Челнах и Зеленодольске. Очерки истории Казанского университета.
Казань, 2002; Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского университета: За сто лет 1804-1904.
В 1840—1850-е гг. Во второй половине 1850-х гг.
По социальному составу студентов Казанский университет стал самым демократичным в России. Устав 1863 г. Расширялись полномочия советов, в состав которых входили все профессора: они выбирали ректора, деканов, утверждали распределение предметов, порядок их преподавания.
В соответствии с новым Уставом Казанский университет состоял из юридического, медицинского, физико-математического и историко-филологического факультетов. Количество кафедр и преподавателей увеличилось более чем в 2 раза. Поступать в университет могли все лица со средним образованием, допускались свободное посещение занятий и гибкий график сдачи экзаменов.
При этом категорически запрещались самодеятельные студенческие объединения и коллективные акции протеста. В 1860—1870-е гг. В 1873 г.
Казанская академия ветеринарной медицины. С 1876 г. Либерализация общественной жизни позволила развивать деятельность научных организаций: Общества естествоиспытателей 1869 , Общества врачей Казани 1877 , Общества археологии, истории и этнографии 1878.
Вместе с тем уже с конца 1860-х гг. Недовольство либеральной профессуры вызывал и жесткий контроль попечителя П. Шестакова за всеми сторонами университетской жизни.
В результате конфликтов в 1868 г. Бутлеров ; в 1871 г. Лесгафт , в знак протеста против этого подали в отставку профессора Н.
Головкинский, А. Данилевский, В. Имшенецкий, В.
Марковников, А. Якобий, А. Голубев, П.
В 1878 г. Устав 1884 г. Ректоры назначались указами императора, деканы — приказами министра народного просвещения.
Влияние попечителя учебные округа снижалось, но резко усиливалась власть ректора, профессора теперь назначались его приказами. Ужесточались требования к абитуриентам, от всех поступающих требовалась сдача экзаменов за курс гимназии; был ограничен доступ выпускникам духовных семинарий. Вновь вводился контроль за поведением студентов не только в часы занятий, но и во внеучебное время.
Фактически в университете создавалась полиция из инспектора и его помощников. Протест против нового Устава выразился в сходке 1887 г. Количество студентов до начала ХХ в.
При этом возросло финансирование университета, велось строительство новых зданий, повышался уровень преподавания. Дальнейшее развитие получили научные школы. Были созданы Казанское физико-математическое общество 1890 и Общество невропатологов и психиатров 1891.
Всероссийская студенческая забастовка 1899 г. Циркуляры министра народного просвещения и Временные правила организации студенческих учреждений 1901 г. Правила 1905 г.
Временные правила 1905 г. Благодаря облегчению правил приема, количество студентов возросло с 968 человек в 1903 г. В том же году в университет впервые поступили в качестве вольнослушательниц более 200 женщин.
В 1906 г. После подавления революции, в ноябре 1907 г. В ноябре 1908 г.
Контингент преподавателей Год основания 1804 КПФУ - многопрофильный вуз, который готовит студентов по различным специальностям и направлениям. Университет считается особо ценным объектом культурного наследия народов России. В 2011 году произошло слияние КПФУ с тремя казанскими университетами.
Специальности в КФУ
Казанский федеральный университет (КФУ) опроверг информацию о том, что студенты якобы массово покинули аудиторию, в которой проходила встреча с Мизуллиной, передает РИА. Университет реализует комплексную программу поддержки студенческих семей (она включает в себя сопровождение образовательного процесса, поддержку в решении жилищных вопросов, содействие в трудоустройстве, материальную и юридическую помощь). программы обучения, бюджетные места, стоимость обучения, проходные баллы. Казанский федеральный университет (КФУ) не направил приглашения на учебу иностранным абитуриентам, которые не провели оплату обучения в течение семи дней после заключения договора. Казанский университет принял митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла Экскурсию для священнослужителя и других гостей провел директор обсерватории, профессор кафедры астрономии и космической геодезии Института физики КФУ Юрий Нефедьев.