Стихотворение М. Лермонтова “Парус” вызывает у читателя желание бороться, даже если это сделать практически невозможно. Обучающиеся смогут выявить идею стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус».
Анализ стихотворения «парус» (м. ю. лермонтов)
Какова основная мысль стихотворения "парус" — | Стихотворение М. Лермонтова “Парус” вызывает у читателя желание бороться, даже если это сделать практически невозможно. |
Анализ стихотворения «Парус» М.Ю. Лермонтова | Стихотворение «Парус» описывает вид морской бури и плывущий по неспокойному морю одинокий парус. |
Анализ стиха Парус (Лермонтова, история, мысль и идея кратко) | Центральные символы стихотворения – парус и море, которые подобны человеку на его безбрежном жизненном пути. |
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Парус» по плану | Основная мысль произведения-это тема одиночества поэта,он как парус,белеет на фоне моря. |
Исследование структуры стихотворения Лермонтова «Парус» по плану
Лермонтова » по предмету Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Поэтому, ключевыми темами стихотворения Лермонтова «Парус» можно выделить: тему одиночества и тему поиска смысла жизни. В самом начале видео вам будет предложена аудиозапись стихотворения М. Лермонтова «Парус». Начинать анализ стихотворения «Парус» Лермонтова хотелось бы с определения основной мысли произведения.
1. История создания
- Остались вопросы?
- Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Парус» по плану
- Тема и смысл стихотворения
- Какова основная мысль стихотворения "Парус"
- Какова основная мысль стихотворения "парус" —
Анализ стихотворения Лермонтова Парус 6 класс
Оно написано двухсложной стопой, в которой первые две строки написаны хореем, а две последующие - ямбом читайте по теме: Краткая биография Лермонтова: самое главное. Это разделение стоп выбрано поэтом специально и гармоничной укладывается в сам замысел стихотворения. Ведь первые две строки каждого четверостишия описывают природу, а две заключительные касаются раздумий и размышления поэта. Читайте по теме: Здесь можно посмотреть другие произведения Лермонтова для читательского дневника. Главный герой стихотворения - мятежный парус, который ищет бури и не хочет покоя.
Мы как бы представляем себе картину, которую рисует поэт. Но это не просто картина, это во многом автопортрет. Мы видим в ней, как зеркале, душу поэта, и парус — это уже сам поэт, его душа, его ищущее сердце. И ближе становится смысл: в сущности, стихи не о парусе — стихи о самом себе.
Но строки, описывающие море, всегда отделены от следующих, в которых передается психологическое состояние лирического героя, многоточием, паузой. Пейзаж отделяется от размышлений автора. Следовательно, стихотворение следует относить не к пейзажной, а к философской лирике. Стихотворение называется «Парус», так как парус — его центральный образ. Первая строка стихотворения взята Лермонтовым из поэмы А.
Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». Это реальный парус, который «белеет... Но само слово «парус» встречается в стихотворении всего лишь один раз. Затем поэт употребляет только местоимение «он», которое связано со словами, обозначающими действия и состояния человека: «ищет», «кинул в краю родном», «счастия не ищет», «просит», «покой». Таким образом, парус одновременно символизирует человека с определенной судьбой и характером.
Авторское Я в стихотворении спрятано в 3 и 4 строках каждой строфы, где, не делая констатирующих выводов, автор наталкивает нас на размышления: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Как будто в бурях есть покой. Хронотоп «Паруса» несет в себе пространственно-временные несоответствия. В первой строфе кажется, что времена глаголов употреблены в полном соответствии с линейным течением времени белеет — ищет — кинул , но парус находится в море, а ищет что-то «в стране далекой», и логичнее было бы сказать «что хочет найти».
Соотнося все три строфы, можно отметить, что в море одновременно и туман, и буря, и «луч солнца золотой», но мы понимаем, что автор хотел передать, наоборот, разновременность этих событий, не один момент в судьбе паруса, а целый отрезок жизни. Этим и будут мотивированы эти пространственно-временные несоответствия.
В первоначальном варианте первая строка звучала: «Белеет парус отдаленный». Окончательный вариант этой строки был заимствован из поэмы «Андрей, князь Переяславский» А. В стихотворении нашли отражение личные переживания юноши.
Незадолго до этого он покинул Московский университет, оставив мечту стать филологом. По настоянию любимой бабушки Лермонтов переехал в Петербург, намереваясь поступить в юнкерскую школу. Перед поступлением молодой человек много размышлял о своем прошлом и возможной будущей судьбе — эти мысли и чувства легли в основу произведения. Стихотворение молодого поэта отличает не только яркая образность, мелодичность и поэтическая красота, но и отраженная в нем глубина переживаний и чувств, удивительная зрелость мысли. Композиционно стихотворение состоит из трех строф.
Композиция четко разделяет парус и лирического героя : в каждой строфе две первые строки рисуют меняющийся морской пейзаж, а две последующие строки отображают внутреннее состояние и чувства наблюдающего за парусом лирического героя. Лермонтов использует многоточие для разделения описания природы и строк, посвященных психологическому состоянию героя. Образы стихотворения аллегоричны. Для обозначения жизни поэт использовал традиционный образ моря , символизирующий жизненные перипетии, а парус — символ самого человека, его души. Конфликт «парус — море» переходит в конфликт «человек — жизнь».
Человек, брошенный в житейское море, бесконечно одинок среди таких же барахтающихся в нем людей. В первой строфе образы паруса и лирического героя объединены словом «одиночество». Одиночество героя вызвано разочарованием в жизни, горечью каких-то утрат; он задается мучительным вопросом: как достичь внутренней гармонии. Во второй строфе герой ищет спасение от одиночества в борьбе со стихией, но, «увы», встреча с бурей не приносит счастья — счастье невозможно найти извне, оно заключено внутри человека. В третьей строфе наперекор умиротворенной, гармоничной картине мира герой стремится обрести душевный покой в обновлении жизни, в очистительной буре.
Наряду с мотивом одиночества , Лермонтов поднимает в «Парусе» неизменно интересующую его тему — проблему цели и смысла человеческого бытия. Пейзаж в произведении отображает внутренний мир поэта. Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки первая и третья строки каждой строфы оканчиваются женской рифмой, для второй и четвертой строк применена мужская рифма. Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет в «Парусе» повторы, в том числе анафору что ищет, что кинул , синтаксический параллелизм, инверсию парус одинокой, стране далекой, в тумане моря голубом. Поэт широко использует олицетворения ветер свищет, играют волны , метафоры струя светлей лазури , эпитеты луч солнца золотой.
Насыщенность глаголами придает стихотворению динамизм.
Анализ стихотворения Парус Лермонтова
Главная идея произведения «Парус» Лермонтова тематически приближен к переживаниям поэта, оставившего свою мечту и свои родные места. Стихотворение насыщено яркими образами бушующего моря и паруса не его фоне. Прослеживается и поэтическая красота в подобранных словах, характеризующих не только море и одинокий парус, но и внутренне состояние самого поэта. Четкой линией проведена вся глубина переживаний с которыми борется Лермонтов. Влюблённость, оставленная в Москве, не оставляет автора в покое. В тоже время, читая произведение, чувствуется удивительная зрелость, присущая мыслям юного поэта.
Второе четверостишие начинается с набежавшего ветра, который поднял волны и парус. Казалось бы с попутным ветром можно преодолеть любые препятствия и отправиться на большие расстояния. Но «увы», появляется внезапно возникшее чувство разочарования и тоски. С этим чувством поэт связывает утраченное счастье и мечту. В третьем четверостишие описывается наступившая природная гармония и морская тишина.
Проглядывает солнце, светлее становится лазурь. Но юного поэта это совсем не радует, он чувствует страдание от разлада в душе и неслаженности в жизни.
Краткое содержание Стихотворение «Парус» было написано в 1832 году.
Семнадцатилетнего Лермонтова уже тогда волновали проблемы поиска собственного пути и духовного становления. Белеющий парус — это воплощенный образ самого поэта, его переживания, мысли, его ищущая мятежная душа. В начале повествования поэт рисует картину безбрежного моря, в голубых водах которого, сквозь туман просматривается одинокий парус.
Неизвестно, от какого причала он отправился в путь, и к какой гавани он пристанет. Пока же, преодолевая бушующие волны и напористый ветер, он движется вперед. Белеет парус одинокий Лермонтов проводит ассоциацию паруса с человеческой душой, которая, не найдя себя в этом мире, балансирует на грани жизни и смерти.
Она просит бури, чтобы забыться, и готова плыть против течения, покой не для нее, и не в нем она ищет счастье. Безмятежное, комфортное существование не может удовлетворить такую душу. Ей нужна постоянная борьба, бунт, она страстно желает перемен и готова на пути к этому преодолеть любые расстояния и преграды.
История создания Стихотворение появилось в непростое для Лермонтова время. Он оставил Москву, университет, где обучался на факультете словесности и переехал в Петербург, совершенно незнакомый и чужой ему город. По совету бабушки, которая видела в нем только военного, он поступил в школу гвардейских подпрапорщиков.
Вполне возможно, что прогулки по набережным Невы и подвигли поэта на создание этого стихотворения. К своему детищу Лермонтов отнесся несерьезно, как к чему-то, не заслуживающему внимания.
Поэтика Жанр стихотворения - элегия. Стихотворный метр - пяти- и четырёхстопный ямб, система рифмовки - перекрёстная, с чередованием мужских и женских рифм.
Стихотворение является ярким примером романтической поэзии. Его построение, образы, лексика подчёркнуто романтичны. Три строфы "Паруса" имеют похожую конструкцию: первые два стиха рисуют картину природы, а вторые - изображают внутреннее состояние лирического героя, "наблюдателя". В первой строфе "наблюдатель" и парус находятся далеко друг от друга: один на берегу, а другой "в тумане моря".
Ключевое слово, которое сближает обоих героев, - "одинокий". Картина изображения спокойная, но не совсем ясная.
Во-вторых, представляется образ мыслящего человека, не желающего смиряться с окружающей его действительностью. Он жаждет перемен и готов бороться с волнами, подобно парусу, лишь бы они случились. Образы и символы Стихотворение наполнено символами и аллегориями. Если человеческая жизнь — это море, то человек в ней — парус, одинокий, гонимый, не знающий покоя и приюта.
Этот образ Лермонтов отразил не только в поэзии, но и в живописи: известна его акварельная работа, словно иллюстрирующая стихотворение. Буря в данном произведении тоже гораздо больше чем морской шквал. Она ассоциируется с революцией, а вызваны эти мысли реакцией на Декабрьское восстание 1825 года. Лирический герой осознает, что если он хочет добиться поставленных целей, то безмятежный путь, освещённый солнцем, — не для него. Только преодоление настоящей бури может привести его к заветной мечте. Темы и мотив Одиночество.
Это основная тема стихотворения. Она раскрывается через центральный образ сочинения — белый парус, который оставил родной край и борется с жестокой морской стихией. Мотив одиночества является одним из ключевых в лирике Лермонтова. Цель лирического героя — обрести свободу. Потому он и решился покинуть родной край, бежать от солнечных лучей навстречу невзгодам.
Анализ стихотворения «Парус» М.Ю. Лермонтова
Стихотворный размер — четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. История создания Стихотворение написано Лермонтовым в семнадцатилетнем возрасте в 1832 г. Это был сложный период в жизни поэта, студента Лермонтова: он покинул Московский университет и не поступил в Петербуржский университет. В своём письме к М. Лопухиной 2 сентября 1828 года он посылает текст стихотворения, которое передаёт угнетённое состояние поэта. Лермонтов бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, заметил вдалеке очертания белого парусника — у него родилось легендарное стихотворение.
Сам поэт несерьёзно отнёсся к произведению, не включил его в свой сборник сочинений 1840 года. Интересен тот факт, что у Лермонтова есть акварельная работа, на которой изображено небольшое парусное судно в шторм, она также написана в период с 1828—1832 гг. Она является полноценной иллюстрацией, художественным комментарием к тексту.
При этом «буря» имеет не только буквальное значение; поэт подразумевает под этим словом ещё и «жизненные повороты», «изменения в судьбе» [13].
Стихотворение завершается оксюмороном [14] : Именно поэтому такой выразительной, сильной и в смысловом отношении очень ёмкой и натруженной оказывается заключительная строчка «Как будто в бурях есть покой». С помощью оксюморона поэт ставит последнюю заключительную точку в размышлениях о своей судьбе [14]. Адаптации[ править править код ] Один из наиболее известных романсов «Белеет парус одинокий» был написан в 1848 году композитором Александром Варламовым. По словам музыковеда Александра Майкапара , страстный порыв, ставший лейтмотивом произведения, был передан с помощью сопровождающей сочинение темпераментной ритмики болеро [15].
Кроме Варламова, к стихотворению «Парус» обращались также Антон Рубинштейн , написавший в 1849 году вокальный квартет, Владимир Ребиков , создавший мелодию для женского хора, и другие композиторы [16]. Влияния[ править править код ] Фраза «Белеет парус одинокой» появилась в литературе за несколько лет до написания Лермонтовым своего стихотворения: читатели впервые встретились с ней в 1828 году, когда была опубликована поэма «Андрей, князь Переяславский» Александра Бестужева-Марлинского [17]. В 1936 году тема была продолжена Валентином Катаевым , выпустившим книгу « Белеет парус одинокий ». В повести Катаева присутствуют неоднократные прямые отсылки к стихотворению Лермонтова; заключительные строки обоих произведений совпадают дословно [18].
Во второй половине XX века мотив лермонтовского паруса воплотился в песне Остапа «Белеет мой парус такой одинокий…», фильм « 12 стульев », композитор Геннадий Гладков , автор стихов — Юлий Ким. Кроме того, эта же тема присутствует в песне Евгения Глебова на стихи Булата Окуджавы «Срывался голос мой высокий, когда я в раннем детстве пел…» [19].
Руссо — широко известный французский философ XVIII века, прославившийся на весь мир глубиной своих высказываний, которые нередко становились причиной различных дискуссий и заставляли задуматься каждого.
Не стало... История города Санкт-Петербург кратко Во все времена Санкт-Петербург заслужено имел звание самого удивительного, блестящего и порой мистического города. Испытав на себе перевороты, революции и варварскую разруху, Санкт-Петербург до сих пор остается красивейшим городом мира....
Сочинение Язык это путь цивилизации и культуры Великий русский писатель Александр Иванович Куприн высказал прекрасные слова:» Язык-это путь цивилизации и культуры. С его помощью люди общаются, делятся восхитительными идеями, которые потом воплощают... Сочинение на тему Программист моя будущая профессия Высокие технологии стремительно развиваются.
Еще десять лет назад сложно было представить, какое значение будут играть в современном обществе компьютеры и специальные программы. На данный момент виртуальный мир не только позволяет... Цель: в этом микромодуле вам предстоит уяснить, что государство является центральным институтом власти, важнейшей составной...
Сочинение на тему Моя старшая сестра В нашей семье двое детей: я и моя сестра. Она старше меня на два года. Мы с ней очень близки, несмотря на то, что у нас разный характер и интересы....
Сочинение на тему История света: от угольной лампочки до высоких световых технологий Первобытные люди, как и животные, боялись огня. Но процесс эволюции привел к тому, что они поняли: греться у костра хорошо и запеченное на нем мясо вкуснее. Огонь костра дает свет,...
Гоголя » Тарас Бульба» в 8-м классе. Идеей этого учебного года является изучение жизни литературного рода во времени. В блоке «Эпос»...
Он высказал мысль о том, что лучшим воплощением памяти для поэта станут его стихи, переходящие из одного... Рекомендации к работе с литературой на лето Здравствуйте, уважаемые родители и учащиеся! Хочется сказать несколько слов о том, как работать с литературой в летний период… Прежде всего нужно завести дневник читателя.
Он поможет сохранить в памяти и... О комедии Н. Гоголя «Ревизор» История создания этой пьесы связана с именем Пушкина.
Задумав написать комедию на тему из русской жизни. Гоголь обратился к поэту с просьбой: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной... Анализ стихотворения Ласточки Майкова Осень в жизни каждого человека своя: для кого-то это пушкинская осень — «унылая пора — очей очарованье», «пышное природы увяданье», которое радует своими красками, своей величавостью и торжественностью, это время...
История создания поэмы «Мертвые души» Поэма «Мертвые души» была написана примерно за 17 лет, а сюжет ее, как и сюжет «Ревизора» был подсказан А. Над «Мертвыми душами» Гоголь начал работать осенью 1835 года,... Задачи в стихах для детей 5-7 лет Задачи в стихах для старших дошкольников и младших школьников 0 Барсучиха-бабушка Испекла оладушков.
Угостила двух внучат — Двух драчливых барсучат. А внучата не наелись, С ревом блюдцами стучат. Ну-ка, сколько...
Анализ стихотворения Державина Снегирь Ода Державина «Снегирь» связано с весьма неприятными и тяжелыми для всей России событиями. Дело в том, что в 1880 году умер Суворов, а этот стих посвящен ему, его делам и... Сочинение по картине Серова Мика Морозов На картине изображен ребенок, мальчишка пяти лет.
Судя по всему, это и есть тот самый известный Мика Морозов. Ребенок сидит на стульчике и позирует для художника. Все его нутро заявляет...
Где же вы теперь, друзья-однополчане? Великая отечественная война 1941 — 1945 знаменательна не только блестящей победой над фашизмом, но и невиданным количеством жертв.
Быть может, грустное восприятие паруса, переходящее в глубокое философское раздумье, и сам образ были навеяны стихами А. Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». По композиции стихотворение представляет собой расчлененный символический образ, данный в развитии. В стихотворении три строфы. Каждая состоит из двух различных по своему характеру частей: первый и второй стихи строчки воссоздают предметный образ меняющуюся картину моря и паруса , а третий и четвертый — мысли и переживания лирического героя. Если прочитать стихотворение по-иному: сначала первые два стиха каждой строфы, а потом два заключительных стиха, то исчезнет переживаемое напряжение.
Анализ стихотворения «Парус»
Попробуйте передать идею стихотворения, как вы понимаете её, чтением наизусть (1-2 учащихся по желанию). А теперь послушайте актёрское исполнение и объясните, какие чувства выразил чтец и как он относится к парусу. Лермонтова » по предмету Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. И все стихотворение подчинено этой мысли, переданной через образ паруса. В самом начале видео вам будет предложена аудиозапись стихотворения М. Лермонтова «Парус». Стихотворение «Парус» было написано в 1832 году. Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: какова тема и идея стихотворения "Парус" Лермантова.
Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова - интересные факты и отзывы
Стихотворение «Парус» он написал в семнадцать лет, то есть ему было немногим больше лет, чем вам, и по возрасту его можно сравнить с нашими старшеклассниками. Лермонтова » по предмету Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. мятежный парус, который ищет бури и не хочет покоя.
«Парус», анализ стихотворения Лермонтова
Однако это далеко не так, потому что автор не ставил перед собой задачу создать образец пейзажной лирики. В этом стихотворении он отождествляет себя с парусом, который одиноко белеет « в тумане моря голубом», подчеркивая тем самым, что, пожалуй, впервые в жизни оказался перед необходимостью принятия важного решения. И в то же время автор мысленно оглядывается назад, осознавая, «что кинул он в краю родном». Уход из университета поэт не считает для себя серьезной потерей, так как не видит смысла продолжать учебу и заниматься наукой.
Гораздо больше Лермонтова беспокоит тот факт, что придется покинуть любимую Москву и единственного по-настоящему близкого ему человека — бабушку Елизавету Алексеевну Арсеньеву, которая заменила ему и отца, и мать. Читайте также: Сценарий развлечения «проводы зимы» в старшей группе детского сада Однако поэт понимает, что эта разлука неизбежна, так как ему предначертан свой собственный жизненный путь, который, как предполагает Лермонтов, будет отнюдь не простым. Эту мысль в стихотворении автор выражает при помощи удивительно красивой метафоры, отмечая, что «ветер свищет, и мачта гнется и скрипит».
При этом поэт с горечью отмечает, что в своих предстоящих скитаниях «он счастия не ищет, и не от счастия бежит». Однако до того, как жизнь поэта кардинально изменится, пройдет еще несколько лет, которые покажутся Лермонтову невыносимо скучными. Приняв решение в пользу карьеры военного, он рвется в бой и мечтает о славе.
Именно поэтому идиллическая картина морского пейзажа, так напоминающая жизнь Лермонтова-юнкера, совершенно его не прельщает. И, отвечая самому себе на вопрос, чего же он хочет в жизни, поэт отмечает, что «он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой», вновь олицетворяя себя с одиноким парусом. Таким образом, данное стихотворение является философским размышлением Лермонтова над собственным будущим.
Впоследствии именно жажда подвига толкала его на рискованные и необдуманные поступки. Однако судьба распорядилась иначе: Лермонтов не стал великим полководцем, но вошел в историю как блестящий русский поэт и писатель, чьи произведения спустя почти два века по-прежнему вызывают искреннее восхищение. Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?.. Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!
Юный поэт еще только начинал свой творческий путь. Тем не менее, в произведении он уже затрагивает серьезные философские вопросы, разработкой которых будет заниматься в течение всей жизни. По жанру «Парус» является лирическим стихом.
Его тема непосредственно связана с реальным событием в жизни Лермонтова. В возрасте семнадцати лет поэт бросает учебу в Московском университете и переезжает в Петербург, где под давление бабушки поступает в школу прапорщиков. Переезд в столицу был первым ответственным решением Лермонтова.
От него зависела вся дальнейшая судьба поэта. В стихотворении «Парус» в полной мере отразились его размышления и надежды. Центральный образ стихотворения — одинокий парус в безбрежном море, который сравнивается с состоянием лирического героя.
Лермонтов сразу ставит риторические вопросы о цели своего существования. В них аллегорически противопоставляются Москва «в краю родном» и Петербург «в стране далекой». Спокойное море поэт сравнивает со своей прежней безмятежной жизнью.
Романтическая натура Лермонтова жаждет перемен. Карьера военного не была его идеалом, просто в ней поэт видел возможность активной деятельности. На самом деле он еще находился на жизненном перепутье.
В стихотворении просматривается мотив одиночества и неприятия окружающего мира, свойственный поздней лирике Лермонтова. Беспокойная натура поэта подобна «мятежному» парусу, который «просит бури». Большое значение имеет утверждение: «он счастия не ищет».
Лермонтов признается, что его стремление к активной деятельности не связано с улучшением собственного положения. Он сознательно готов к жизненным лишениям и страданиям ради свершения какого-либо великого поступка. Философский смысл стиха не умаляет его художественных достоинств.
Яркие эпитеты создают перед читателем удивительно правдивую картину «голубом», «золотой». Произведение проникнуто особой динамикой. Автор применяет риторические вопросы и восклицания.
Многоточия подчеркивают глубину размышлений лирического героя. В целом стихотворение «Парус» — очень глубокое. В нем молодой Лермонтов смог показать наличие большого многогранного таланта.
Мастерское сочетание чистой лирики с философской темой — редкое поэтическое качество. Лермонтов заявил о себе, как о поэте, которого ждет великое будущее. Популярные тематики стихов Читать стих поэта Михаил Лермонтов — Парус Белеет парус одинокий на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Анализ стихотворения «Парус» М. Лермонтова Лирическое произведение написано в романтической традиции. В стихотворении прослеживается параллельное изображение объекта — паруса — и чувств лирического героя.
Параллель, проводимая автором, запечатлела смену пейзажа и внутреннего состояния героя. В произведении отображены размышления о смысле жизни и будущем, которые были актуальны для молодого поэта в момент написания произведения. Ведь стих был написан Лермонтовым в 18 лет перед его поступлением в юнкерскую школу.
Незадолго до этого автор расстался с мечтой получить филологическое образование, и его настроения отразились в данных строках. Произведение включает три строфы. В каждой из них за описанием паруса в море следует лирическое изложение внутренних мыслей и раздумий героя.
Отделяют эти две линии многоточия, выражающие общее настроение задумчивости автора. Поэт постепенно переходит от изображения тихого морского пейзажа до бури чувств лирического героя. Если первым строкам присущ созерцательный характер, то в середине начинается легкий шторм, начинают играть волны, а завершает стих желание бури, настоящей стихии.
Причем это чувство присуще герою, в противовес безмятежной картине штиля, в которой центральной фигурой выступает парус. Если в первой строфе прослеживается единение белоснежного паруса и героя в чувстве одиночества, то в завершении они противопоставляются. Штиль вокруг паруса противоположен внутренним метаниям героя, желанию окунуться в стихию, жить настоящей жизнью, полной чувств и авантюрных приключений.
Жанр произведения — пейзажно-символическая лирика, лирическая новелла. Потому что в произведении сквозь изображение пейзажа проступает глубокий философский смысл: в жизненной стихии каждый человек напоминает парус, который по сути своей одинок, и вся жизнь посвящена попыткам выплыть, выбраться из бури житейских перипетий. Написан стих четырехстопным ямбом, рифма — перекрестная.
Образы и аллегории Главный образ в произведении — сам автор, его экзистенциальная суть. Необычна его подача, он будто проступает из-за морского пейзажа. Читатель может его почувствовать в отстраненном рассказе автора о белоснежном парусе.
Лирическое «Я» скрыто за образом паруса, качающегося на морских волнах. Поэт выразил таким образом неопределенность его молодой жизни, внутренние поиски своего призвания и неуверенность в будущем. Парус аллегоричен, через него показана внутренняя жизнь героя.
Точно так же через образ бушующего моря передается понимание жизни как переменчивой стихии, с которой необходимо бороться и преодолевать трудности. В образе паруса заключены две самые важные для Лермонтова аллегории — одиночество и свобода. Для автора эти понятия были синонимичны.
Именно поэтому в завершение автор решает обрести внутреннюю гармонию в буре. Выбор тропов подчиняется общему символизму произведения. Скрытым смыслом наполняют пейзаж олицетворения: волны играют, свищет ветер, просит бури.
В последней строфе автор создает контраст между тихой картиной штиля, ярко описанной при помощи сравнения «струя светлей лазури», эпитета «луч солнца золотой», и внутренними переживаниями героя.
Описание морского пейзажа-это жизнь поэта в Москве,тихая и безмятежная,а рвение к буре и краям далёким-это будущая жизнь,полная сражений и славы,которая так и осталась лишь в мечтах. Поэтому "Парус"-это раздумья Лермонтова о своём будущем,о жизненном выборе.
Образ паруса в начале стихотворения Парус предстает как одинокий и беспомощный объект в морском пространстве. Преображение паруса Парус медленно преображается и приобретает отважный и смелый характер. Парус как символ свободы и стремления Парус становится символом свободы и стремления к новым горизонтам. Конфликт паруса с окружающим миром Парус сталкивается с враждебной средой окружающего мира. Завершение стихотворения Лермонтов подчеркивает уникальность и неповторимость образа паруса в заключительной части стихотворения. Анализ стихотворения Лермонтова «Парус» позволяет детально изучить развитие образа паруса и его символическое значение в тексте. Тема и смысл стихотворения Тема стихотворения Основной темой стихотворения «Парус» является путишествие и стремление человека к новым горизонтам. Главный символ — парус, олицетворяющий духовное просветление, поиск своего пути и свободу. Вдохновленная идеалами романтизма, поэзия Лермонтова раскрывает тему стремления человека к неизведанным просторам, к приключениям и опыту. Смысл и интерпретация «Парус» — это стихотворение о призыве к реализации своих мечтаний и амбиций, о важности сохранения внутренней свободы и самореализации. Автору важно, чтобы каждый человек не боялся открыть свой «парус», чтобы предавался смыслу жизни, создавал свои собственные правила и преодолевал трудности с внутренней силой. В стихотворении воспевается не только физическое путешествие, но и духовное побуждение к самоисследованию, смелости и справедливости. Смысл стихотворения «Парус» заключается в том, что каждый человек имеет возможность осуществить свои заветные мечты и достичь удивительных высот, если он верит в свои силы и не боится идти против ветра. Стихи стимулируют читателя к самопознанию и саморазвитию, к преодолению трудностей и преобретению нового опыта.
Возникающее в воображении бушующее море, о котором повествуется в начале стихотворения, сменяется переживаниями самого Лермонтова, покинувшего Москву и отказавшегося от мечты стать филологом. Одинокий парус, о котором повествует юный поэт, не случайно выбран главной идеей произведения, так как автор сам одинок в бушующем мире людей. Жанр произведения Стихотворение «Парус», в жанровом отношении является своего рода лирической новеллой. Здесь на фоне морского пейзажа и белеющего паруса четко проявляется философский смысл в одиночестве поэта, как паруса пытающегося найти свой берег. Пейзаж бушующего моря олицетворяет повседневную суматоху в людской жизни. В этом постоянном течение жизни и находится юный Лермонтов с его глубоким внутренним миром. В композиции стихотворение можно почувствовать не только внешнее углубление паруса в морскую стихию, но и внутренне переживания поэта, в связи с возникшими жизненными трудностями. Автору хочется вырваться из настигшего его океана переживаний, как парусу найти свою тихую гавань. Главная идея произведения «Парус» Лермонтова тематически приближен к переживаниям поэта, оставившего свою мечту и свои родные места. Стихотворение насыщено яркими образами бушующего моря и паруса не его фоне. Прослеживается и поэтическая красота в подобранных словах, характеризующих не только море и одинокий парус, но и внутренне состояние самого поэта. Четкой линией проведена вся глубина переживаний с которыми борется Лермонтов.
Подробный анализ стихотворения Лермонтова «Белеет парус одинокий»
Сам поэт стоял перед своим выбором пути в жизни. Покинув университет и забыв мечту стать филологом, Лермонтов поступил в юнкерскую школу.
Но строки, описывающие море, всегда отделены от следующих, в которых передается психологическое состояние лирического героя, многоточием, паузой. Пейзаж отделяется от размышлений автора. Следовательно, стихотворение следует относить не к пейзажной, а к философской лирике. Стихотворение называется «Парус», так как парус — его центральный образ. Первая строка стихотворения взята Лермонтовым из поэмы А. Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». Это реальный парус, который «белеет... Но само слово «парус» встречается в стихотворении всего лишь один раз. Затем поэт употребляет только местоимение «он», которое связано со словами, обозначающими действия и состояния человека: «ищет», «кинул в краю родном», «счастия не ищет», «просит», «покой».
Таким образом, парус одновременно символизирует человека с определенной судьбой и характером. Авторское Я в стихотворении спрятано в 3 и 4 строках каждой строфы, где, не делая констатирующих выводов, автор наталкивает нас на размышления: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Как будто в бурях есть покой. Хронотоп «Паруса» несет в себе пространственно-временные несоответствия. В первой строфе кажется, что времена глаголов употреблены в полном соответствии с линейным течением времени белеет — ищет — кинул , но парус находится в море, а ищет что-то «в стране далекой», и логичнее было бы сказать «что хочет найти». Соотнося все три строфы, можно отметить, что в море одновременно и туман, и буря, и «луч солнца золотой», но мы понимаем, что автор хотел передать, наоборот, разновременность этих событий, не один момент в судьбе паруса, а целый отрезок жизни. Этим и будут мотивированы эти пространственно-временные несоответствия.
Сам поэт стоял перед своим выбором пути в жизни. Покинув университет и забыв мечту стать филологом, Лермонтов поступил в юнкерскую школу.
Все его знакомые, прежняя жизнь и увлечения в один миг сменились на незнакомую обстановку, на непривычный ритм и необходимость поступить в школу гвардейских прапорщиков, что ему не удалось сделать. Таким спонтанным был его переезд в северную столицу. Лермонтов однажды прогуливался вдоль Невы и задумался о том, насколько неожиданной может быть смена жизненных декораций и как в один момент может измениться течение бытия. Раздумывая обо всех происшествиях, которые случились в его судьбе, его взгляд нечаянно скользнул по воде, где виднелись очертания белого паруса, одиноко реющего на волнах. В этой картине поэт нашел сходство со своими душевными терзаниями. Так и появилось на свет это легендарное стихотворение. Основной смысл произведения в том, что человеческой душе не чужды поиски себя, свойственны страсти, желания, и стремления идти туда, где заведомо не безопасно. Одиночество — единственное, что будет незримо и на протяжении всей жизни сопровождать человека словно самый верный друг. Автор демонстрирует нам метания творческого человека, который, как и этот белеющий парус, находится в раздумьях, остаться ли в безопасной заводи или отчалить от пристани навстречу неизвестности, на поиски приключений и предназначения.
Сочинения:
- Краткий анализ стиха «Парус» М. Лермонтова и главная тема произведения
- Слушать аудио-стихотворение:
- Идея стихотворения парус
- Основная мысль стиха „парус”?
Вариант №3
- Идея стихотворения парус
- Определите тему и идею стихотворения Парус - Лермонтова
- Михаил Лермонтов "Парус" - анализ стихотворения и его философского подтекста
- Анализ стихотворения Лермонтова Парус 6 класс
Основная идея парус
Стихотворение «Парус» написано в духе романтизма и имеет такие черты направления, как мотив борьбы, противостояние обыденности, поиск идеала, изображение сильных чувств и эмоций героя через природную стихию. Отчасти потому, что первая строка стихотворения«Белеет парус одинокий» принадлежала Бестужеву-Марлинскому. Стихотворение "Парус" было написано М. Лермонтовым в 1832 г. В "Парусе" нашли отражение не только собственные настроения автора, но и настроения русской интеллигенции 30-х гг. XIX в.: чувство одиночества, разочарования и стремление к свободе в обстановке реакции после. Лермонтова » по предмету Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.