Кроме того, президент страны Майя Санду и ПДС попытались объявить незаконной победу Евгении Гуцул на прошлогодних выборах главы Гагаузии. Сегодня большая часть гагаузов живёт в Молдове, там, где когда-то начинали строить свою независимость их предки. Гагаузы– тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака, с 1940 года вошедшего в южные пределы Республики Молдова. Гагаузы– тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака, с 1940 года вошедшего в южные пределы Республики Молдова.
Гуцул рассказала, в каком случае Гагаузия обратится к России
XIV—XIX век 1400—1812 — гагаузы внутри Османской империи , в той же Добрудже, территория которой в османских исторических документах упоминается под названием Уз Эйалети, что в переводе на русский значит «их родина или их семья». По статистике численности населения внутри Османской империи, датируемой 1597 годом, в г. Варна проживали: тюрки христиане — 582 дома, греки — 120 домов, копты — 31 дом. Так как по данной статистике болгар среди народов проживающих в Варне в 1597 году нет, следует вывод, что болгары начали заселять Варну относительно недавно. Другой вывод — титульным народом города Варна являлись гагаузы, так как на балканском полуострове тюркоязычными христианами являются только гагаузы. Этот период известен в истории Балкан как кырджалийство, по бандам Кырджалы , терроризировавшим народы балканского полуострова. В связи с этим явлением, а также в связи с тем, что на Балканах уже много лет шла война между Российской и Османской империями, а Россия предлагала выгодные условия жизни в Бессарабии , часть крестьян , в том числе часть гагаузского населения, эмигрировали с территории Балканского полуострова на территорию Бессарабии. Не мигрировавшая в Бессарабию основная часть гагаузов в дальнейшем была разделена в границах исторической Добруджи между Румынией и Болгарией и постепенно была ассимилирована в румын и болгар соответственно.
XX век: Январь 1906 г. Большая часть гагаузов находилось на её территории 1941—1944 гг.
Правда, власти помогают сельчанам решать социально-бытовые проблемы - недавно были газифицированы дома жителей этих сел. Приехавший из Молдавии в гости к армейскому другу Владимир Слав сказал ВК: «Я был приятно удивлен, когда узнал, что здесь проживают мои соотечественники. Побывал в местах их компактного проживания. К сожалению, многие из них не знают, что наш народ имеет свою автономию, национальные газеты. Настоящих гагаузов сегодня напоминают только представители старшего поколения, молодежь не говорит на языке предков. Думаю, что с созданием общества ситуация изменится в лучшую сторону. Необходимо наладить контакты с исторической родиной, шире изучать родной язык.
Мы - малочисленный народ, и важно сохранить нацию. Радует и то, что гагаузы любят Осетию и считают ее своей родной».
На самом деле Гагаузия за последние несколько лет очень много помощи получила от Евросоюза и от других партнеров, в том числе от Турции.
Есть лишь дефицит осознания и понимания этой помощи», — отметил он. По словам министра, многие граждане просто не знают, что, например, их дети ходят в детский сад, который был отремонтирован деньгами из бюджета Румынии.
Гуцул добавила, что специалисты уже работают над техническими, организационными и юридическими вопросами программы финансовой помощи от российских партнёров, а местные власти намерены оказать помощь в оформлении банковских карт всем жителям, которым положены дополнительные выплаты. Вы прекрасно знаете, что режим Санду нагло арестовывал средства наших партнёров и инвесторов, едва они оказывались на наших казначейских счетах или вообще как только попадали в банковскую систему. Гуцул отметила, что озвучивала просьбы о помощи автономии во время мартовской встречи с президентом России Владимиром Путиным. По её словам, соглашение с ПСБ имеет большую значимость для населения Гагаузии. Россия снова спасла наш народ и подтвердила свой статус друга и защитника гагаузов», — написала она. Владимир Путин и Евгения Гуцул kremlin. Мы об этом говорим всегда громко, не боимся, нас иногда наказывают за это». Россия и Гагаузия также прорабатывают вопросы о скидке на газ для жителей автономии и льготах для экспортёров товаров в РФ, сообщила Гуцул. Первое — мы попросили российское руководство дать льготы нашим, гагаузским, экспортёрам для поставок товаров в Россию. Второе — предоставить жителям нашей автономии скидку на газ.
Третье — доступ к российской платёжной инфраструктуре», — рассказала политик.
Гагаузы – народ с прямым носом и волчьим культом
Предками гагаузов являются тюркоязычные народы: огузы, печенеги, куманы. ГАГАУЗЫ (самоназвание – gagauzlar), тюркоязычный народ в северо-западном Причерноморье. Живут в основном в исторической области Буджак на юге Молдавии (автономно-территориальное образование Гагаузия – Гагауз-Ери). Оркестр башкана Гагаузии – это самый высокий статус в регионе – играет уже больше полувека. Гагаузы относятся к алтайской семье народов. По языку гагаузы причисляются к огузо-булгарской группе юго-западного ареала распространения тюркских языков.
Гагаузы — уникальное наследие, сильный дух и открытый ум
О кочевом прошлом гагаузов красноречиво говорят предметы быта: прочная простая посуда, деревянные тарелки и ложки и сусаки — специальные сосуды, где долго хранится вино или молоко. Традиционное блюдо — пресные дрожжевые лепёшки. Внутри бывает начинка: капуста, творог, брынза. Из мясных продуктов готовят холодец из куриных голов и жарят баранину с соусом из петрушки, лука, щавеля. С особым трепетом гагаузы выращивают виноград и делают из него прекрасное вино. В самом деле, хороший резвый конь — друг кочевника. Даже сейчас, в эпоху автомобилей, в сёлах гагаузы предпочитают передвигаться на конной упряжке.
Также они держат овец и коз: шерсть и молоко — ценный продукт. Гагаузская музыка довольно необычна на слух. Песни преимущественно одноголосные, чем-то похожие на молдавские и болгарские.
Сегодня исследователи выделяют две версии появления названия гагаузов. Первая гипотеза, вероятно, принадлежит самим гагаузам. Они гордятся своей стойкостью, считают, что этноним образовался от слияния двух слов «гага» — «клюв» и «уз» — «прямой». Вы можете удивиться: при чём здесь «прямой клюв», если речь идёт о народе?
Но в том-то и дело, что сами гагаузы заявляют: «Сколько клюв не гни — он останется прямым». Здесь представители этноса замечают аналогию с гагаузским характером — несгибаемым и готовым к любым испытаниям. Вторая версия более прозаична. Её сторонники склоняются к тому, что предками гагаузов были племена огузов. Тюркские народы могли именовать гагаузов «гёк-огузами», что в дословном переводе значит «небесные огузы». Согласитесь, эта гипотеза хоть и более логична, но весьма своеобразна и тоже имеет некоторые неясности. У самых разных историков постоянно появляются новые предположения.
В целом, на данный момент можно выделить более двадцати версий, пытающихся объяснить появление столь необыкновенного народа. Перечислять все я не стану, но остановлюсь на основных, к которым принадлежат следующие идеи: Многие историки склоняются к тому, что гагаузы принадлежали к коренному населению Балкан. Они сумели развить свою культуру, но были ассимилированы тюркским народом, от которого переняли языковые особенности. Так гагаузы стали тюркоязычным племенем.
Исправники заставляли их бесплатно работать на себя. Чиновники вынуждали крестьян продавать зерно по низким ценам. Продажа мяса была привилегией откупщиков, которым шла также пятая часть улова рыбы. Гагаузы и болгары, как и молдаване, крайне негативно отнеслись к переписи населения Бессарабии 1816 г. Ее целью было установить количество налогоплательщиков для обложения биром бир от венгерского слова Ьег - основная денежная подать крестьян и горожан в XV - начале XIX вв.
С населения Буджа-ка стали взимать более 40 видов налогов и поборов. На колонистов легло основное бремя по сооружению мостов, общественных зданий, а также посадке государственных лесов. В страдную пору местные власти заставляли крестьян использовать лошадей для перевозки строительных материалов, находивших-ся в десятках километров от их домов. Гнев переселенцев постоянно нарастал. Крестьяне открыто стали критиковать политику местных властей. Центром народ-ного движения 1842 г. Первая вспышка в Верхне-Буджакском округе была направлена против эксплуататорской деятельности окружного старшины А. Илашкова и его подручных. Вскоре, однако, выступление коснулось и представителя царских властей более высокого ранга - управляющего задунайскими переселенцами М.
Началом движения Комратских переселенцев следует считать день 9 мая 1842 года. Тогда два бедняка Не до Франко и Иван Велико отправили первую жалобу министру государственных имуществ П. Кисилеву, в которой раскрывались злоупотребления А. Как и следовало ожидать, высокое начальство заступилось за своего подчиненного - вора, охарактеризовав его как человека "высокой нравственности", "деятельного и усердного в работе". Однако под давлением крестьян власти вынуждены были уволить А. Эта была первая победа переселенцев. Вскоре движение 9 мая 1842 г. В 1843 году протесты имели место в Болграде и Дезгиндже, Бешалме и Конгазе. Восстания гагаузских и болгарских переселенцев были подавлены.
Однако царские власти вынуждены были отстранить от должности М. Буткова и целый ряд других чиновников. На этом настояла специально созданная комиссия по рас-следованию причин, приведших к обострению обстановки в Буджаке. Освобождение виновных от их должностей было успехом гагаузских и болгарских колонистов. Пережив трехлетнюю засуху в 1831 -1833 гг. Затем в их жизни было относительно спокойное время. Аграрная эволюция несла с собой большие положительные сдвиги. Но в Европе все явственнее ощущалось приближение Крымской войны 1853-1856 гг. В этой войне бессарабские гагаузы и болгары еще больше использовались в качестве погонщиков, чем в русско-турецкой войне 1828-1829 гг.
По архивным данным, в тыловых частях русской армии их было 1270 человек. Они занимались обеспечением войск продовольствием, боеприпасами, перевозили раненых с поля боя. Для царской России важно было, чтобы переселенцы обеспечивали русскую армию сельхоз - продуктами, фуражом, поставляли для нужд фронта волов и лошадей. Для пополнения армейских запасов в 1854 г. Было конфисковано также немало продуктивного скота, а в следующем году Бессарабию вновь поразила засуха. Переселенцы широко использовались для ремонта дорог, строительства мостов, рытья окопов, укрепления Измаильской крепости. В 1853 г. В разных работах было занято более 10 тысяч человек. Русские полки останавливались в до-мах гагаузов и болгар.
В памяти России останутся неизгладимыми ваше усердие, ревностность, ваша любовь к общему делу", - говори-лось в Указе царского правительства, адресованном бессарабским колонистам. Технико-экономическая и военная отсталость феодально-крепостнической России обусловили ее поражение в Крымской войне. Они были переданы Молдавскому княжеству, находившемуся под господством Османской империи. На отторгнутой территории, названной "Бессарабским участком", оказались 7 гагаузских сел. Здесь же оказались также важные хозяйственные и культурные центры области - Килия, Болград и Вилково. Новая граница, установленная в марте 1857 г. В общей сложности от Российской империи было отторгнуто 1177,9 тысячи гектаров земли с населением в 140,5 тысячи человек, в том числе 49 тысяч бессарабских гагаузов и болгар ЦГИА СССР, ф. По Берлинскому договору 1878 г. По окончании Крымской войны многие гагаузы, принимавшие участие в ней на стороне царской России, вернулись в ту часть Буджака, которая находилась под ее контролем.
Этим переселением гагаузов и других колонистов заканчивается по-следняя волна их движения. После этого не было никакого организованного импорта рабочей силы с Балкан. Известно толь-ко, что в начале войны в связи с продвижением русских войск в Болгарию часть местного населения из Силистры, среди которого были и гагаузы, перешла на русскую территорию. Тем временем в самой южной части Бессарабии происходили другие процессы. Еще продолжалась работа по разграничению русских и молдавских владений, а правители Молдавского княжества 4 февраля 1857 г. В ней говорилось, что Молдавское княжество "принимает их как братьев и единоверцев". Утверждалось, что молдавское правительство не только сохранит за ними все привилегии и права, которыми они пользовались под правлением Российской империи, но значительно их расширит. В прокламации говорилось, что в новом отечестве задунайские переселенцы "найдут справедливость и защиту... Однако по истечении трехлетнего срока льготы задунайских переселенцев, данные им царским правительством, стали отменяться властями Молдавского княжества.
Его правители увеличили налоги, ввели новые трудовые повинности и латиницу. Церковь и верующие были разобщены. Одна часть приходов, оторванных от Кишиневско-Хотинской епархии, была подчинена Галацкой, а другая - Хушской епископии. По отношению к гагаузам и болгарам, оставшимся в южной части Буджака, была предпринята попытка введения рекрутской повинности 1860 г. Намерения правительства Молдавского княжества во главе с М. Когэлничану 1818-1891 гг. По утверждению молдавского историка И. Анцупова, в 1860-1862 гг. Титоров "Българите в Бесарабия", София, 1903, с.
На территории, контролируемой русскими властями, осели лишь немногим более тысячи человек. По разрешению царя в 1861 году 300 гагаузских и болгарских семей получили право поселиться в пределах России. Им полагалась денежная помощь в размере 125 рублей на одну семью. Вопрос этот носил политический, а не экономический характер. В приграничной полосе Буджака, контролируемой царской Россией, выходцы из "Бессарабского участка" в 1861 г. На место бежавших из "Бессарабского участка" людей приходили крестьяне из Добруджи, припрутских сел Бессарабии, из Молдовы и Валахии, пишет И. Время стабилизации движения гагаузского и болгарского населения в пределах царской России совпало с процессом дальнейшего развития капитализма и проведения реформ, наиболее важной из которых была крестьянская реформа. Она была осуществлена в разное время в районах, расположенных на левом берегу Днестра, и северной части Бессарабии, находившейся под юрисдикцией России. В левобережных районах, являвшихся составной частью Херсонской губернии, реформа была проведена на основе "Манифеста об отмене крепостного права" и "Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", подписанных императором Александром II 19 февраля 1861 г.
Эти положения не коснулись основной массы крестьян Бессарабии, в том числе гагаузов и болгар. Они юридически считались свободными - в этом была специфика Бессарабии. В Бессарабии на положении крепостных была лишь часть цыган 11,5 тыс. Для их раскрепощения в 1861 г. Цыгане были освобождены от крепостной зависимости, но в течение двух лет они не имели права переходить от одного помещика к другому без согласия своего бывшего хозяина. В России были осуществлены и другие реформы - земская и судебная 1864 г.
В дальнейшем происходит выделение этноса. Предположительно, было это во времена принятия христианства. Предками гагаузов могли быть тюркоязычные булгары.
Известно, что они мигрировали на Балканы в VII веке, после чего приняли христианство. Слияние столь непохожих культур породило новый этнос. Гагаузы могли выделиться в результате отуречивания местного населения. Прародителями гагаузов могли оказаться и турки-сельджуки, которые в XIII веке переселились в Добруджу. Гагаузы представляют собой потомков огузов, о чём может говорить даже их название. Гагаузы — таинственный народ, ведь их происхождение до сих пор загадка для учёных Насколько вы могли заметить, каждая из версий значительно отличается от остальных, причём каждая имеет своих сторонников и противников. Нельзя исключать, что историки до сих пор не могут найти единства во мнениях из-за того, что не одно, а несколько предположений являются верными. Гагаузы вполне могут оказаться народом, появившимся в результате влияния тюрков на местных жителей Гагаузии, да ещё и подвергшимся отуречиванию. Внешность и традиционный костюм Если говорить о внешнем облике гагаузов, то он мало чем отличается от представителей соседних этносов.
Кроме того, исследователи замечают, что гагаузы — некий средний эквивалент всех соседних народностей, причём от каждого это племя выбрало наилучшие черты. Это люди среднего роста с достаточно широкими лицами, чаще всего тёмными волосами и светло-карими глазами, имеющими прямой нос правильной формы а может, быть именно здесь кроется ответ на загадку происхождения названия «гагауз» — «прямой нос»? Традиционная одежда имеет свои колоритные особенности.
Что известно о Гагаузии и ситуации вокруг выборов главы автономии
Гагаузы — это народ, который обитает в определенных районах Молдовы, Украины, Болгарии, Казахстана и России. В Украине гагаузы в основном живут рядом с общиной бессарабских болгар в окрестностях города Болград. Власти Молдавии оказывают давление на главу Гагаузии Евгению Гуцул, поскольку она мешает планам Кишинева по объединению с Румынией и сотрудничает с оппозиционером Иланом Шором, который выступает за сближение республики с Россией. Гагаузы, в отличие от молдаван, и на заработки ездят, помимо России, не в страны Южной Европы, а в Турцию, где хорошо понимают язык, и в Болгарию, где их считают болгарами и потому легко дают гражданство.
История гагаузов. Кто такие гагаузы и где они живут? Гагаузия – это где
Показываем и рассказываем, чем живут современные гагаузы и какое влияние они оказали на историю Молдовы. Районы, где живут гагаузы, являются одними из беднейших в Молдове. Гагаузы – тюркский народ, традиционно исповедующий православие. Гагаузы – это тюркский народ христианского вероисповедания, проживающий в основном на территории исторической тюркской области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной. Гагаузы -тюркскоязычный народ, исповедующий православие, замешанное на некоторых сохранившихся татарско-турецких традициях.
СЕВЕРООСЕТИНСКИЕ ГАГАУЗЫ
автономного образования Гагаузии(Гагауз Ери).Государственный флаг автономии отражает его демократические начала, символизирует прошлое, настоящее и будущее гагаузского народа. уникальный 200-тысячный тюркский народ, живущий в Молдавии и на юге Украины. Гагаузы относятся к алтайской семье народов. По языку гагаузы причисляются к огузо-булгарской группе юго-западного ареала распространения тюркских языков. В южной Молдавии, где компактно проживали гагаузы, начались смелые протесты. Молдавские гагаузы очень не хотя повторить судьбу своих собратьев в других балканских странах, где из-за тюркофобии их преследовали.
История гагаузов. Кто такие гагаузы и где они живут? Гагаузия – это где
Абинска; Общественное движение «TulaSkins»; Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Старый Оскол; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Белгорода; Региональное общественное объединение «Русское национальное объединение «Атака»; Религиозная группа молельный дом «Мечеть Мирмамеда»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Элиста; Община Коренного Русского народа г. Астрахани Астраханской области; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Орел»; Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», ее региональные отделения и иные структурные подразделения; Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. S», «The Opposition Young Supporters» ; Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. Краснодара»; Межрегиональное объединение «Мужское государство»; Неформальное молодежное объединение «Н. Круглосуточная служба новостей.
От своих воинственных предков они унаследовали вспыльчивый характер. Как и у чеченцев, символом народа является степной волк. В переводе с огузского языка их название переводится как прямой нос или клюв. Гагаузы считают, что соседние народы так назвали их предков за прямолинейность и решительность.
Они всегда шли туда, куда смотрел их нос и не сворачивали с пути. Гагаузы православные, но вплоть до ХIХ сохраняли множество элементов язычества. Их численность оценивается в 250 тысяч человек, больше половины из которых проживает в Молдавии. Общины гагаузов есть в Турции, Греции, Румынии, Болгарии. Как и чеченцы, гагаузы не платили дань в общак и держались обособлено от остального криминального мира. Не подчинялись они и «ворам в законе», которые предпочитали не связываться с «горячими» гагаузами.
Я бы сказал даже — доверчивостью. Они легко сходятся с другими, они гостеприимны, и это помогло им сохраниться на протяжении тысячелетий, хотя это малочисленный народ. Они шли по истории, сохранились до наших дней. Гагаузия — это где? Откуда произошло название Гагаузия? Не все представляют, где находится Гагаузия и частью чего она является. Какое место она занимает на карте Европы? Теперь это территория Республики Молдова. Они всегда там жили, но в одно время туда пришли монголо-татарские племена, в частности Ногайская орда. Но после того, как они ушли с этих территорий, к жившим там гагаузам еще присоединились гагаузы Турции, из района Северного Причерноморья, Болгарии. Но его результаты не означают же, что гагаузы ненавидят Европу? Как они относятся к Европе? Но они хотят быть интегрированными и просятся в Евразийский союз. Они 200 лет жили в Российской империи, потом — в СССР, и это был естественный процесс, это — «диагностирование» народа было. И мощный показатель их духовных устремлений. Это ли не показатель? Надо доверять своему народу, и поэтому референдум является теперь, так сказать, отправной точкой, посылом для руководителей Гагаузии. Общий язык богослужений — Отец Димитрий, славянский язык был государственным языком для молдавских княжеств. Как это отразилось в том числе на менталитете и на культурном коде гагаузов? Не нужно думать, что в Молдавии или в Румынии было по-другому. Еще в средневековье наши молдавские цари, князья, как известно, писали на кириллице и знали славянский язык.
К этому надо добавить еще один фактор: возможности болгарской лобби в царской России были более сильными, чем гагаузские. Иначе, как можно объяснить тот факт, что академик П. Кеппен сначала признавал существование гагаузского этноса, а через десять лет их назвал болгарами, говорящими по-турецки?! Эта его "теория" ничем не отличается от теории некоторых болгарских историков, считающих гагаузов отуреченными болгарами, сохранившими христианство. На протяжении XIX столетия внешняя политика султанского правительства преследовала цель удержать в своих руках захваченные территории, а русского царизма - отрезать как можно больший кусок от этого пирога. Жертвой борьбы двух империй становились народы Балканского полуострова, в том числе гагаузский этнос. К концу правления императора Александра II 1818-1881 гг. Им потребовалось 30-35 лет, чтобы превратить Буджак в крупный колонистский регион юга царской России. Обособление Буджака в качестве особого района Бессарабии вплоть до конца XIX столетия в значительной мере определялось его пограничным положением. По политическим мотивам царское правительство открыто превратить Бессарабию в военный округ не решалось. Перед ним стояла задача как можно быстрее освоить пустовавшие в Буджаке земли и создать здесь имущественно крепкие крестьянские хозяйства, чтобы, как писал русский генерал Козачковский, довольно сильная русская армия "могла содержаться сим народом". Решить эту задачу царским властям удалось. В 20-30-х годах XIX в. К середине XIX в. В их пользовании находилось свыше 763 тысячи гектаров земли. В общей численности колонистов доля гагаузов и болгар составляла 80-82 процента. Болгар было больше, чем гагаузов. Во второй половине XIX столетия на социально-экономическое развитие поселений гагаузов и болгар негативное воздействие оказали Крымская война 1853-1856 гг. Гагаузы, как и вся многонациональная царская Россия, в начале XX столетия на себе испытали негативные последствия русско-японской войны 1904-1905 гг. В соответствии с Манифестом 1 января 1874 г. Гагаузы и болгары до этого на 50 лет освобождались от службы в армии. Распространение воинской повинности на переселенцев было встречено крайне негативно. Гагаузские воины приняли участие в самой кровопролитной битве русско-японской войны 1904-1905 гг. Поражение русской армии здесь имело большое значение для исхода войны в поль-зу Японии. В Мукденском сражении русские потеряли 89 тысяч человек, в том числе около 30 тысяч пленными. Среди убитых и пленных были и гагаузы, молдаване, болгары. Горе гагаузского народа, терявшего своих сыновей, нашло отражение в фольклоре. В одной из песен гагаузская девушка Тудорка оплакивает погибшего в Мукденском сражении возлюбленного: «Огненные твои пули убили моего возлюбленного». Гагаузские юноши воевали также в Порт-Артуре и Манчжурии. Память об этой войне нашла отражение в балладе "В Порт-Артуре стреляют пушки". В ней есть такие строки: В Порт-Артуре пушки стреляют, От выстрелов земля затряслась. Царь Указ издал, Командиры приказали: Когда кончатся пули, Хватайте камни! На ней высечены строки: "Вечная память героям, павшим за Царя и Отечество". Стараясь, тело удержать в седле Наездники лицом о гриву трутся. Один наездник видимо богат, Но уважение к нему не из-за денег, Коль дружен с кем-то - дружбе он гарант, Как лодке перед бурей родной берег. И тают, словно воск сердца девиц, Когда встречают его пылкий взгляд; Готов взлететь, не ведая границ, Его рысак - арабский Комур - ат. Удар, ещё удар по меди, Отпущены поводья, кони вскачь, Как будто не бегут, летят к победе, К решенью седоками их задач. Но Комур - ат сегодня всех быстрее, Хозяину его сам чёрт, как брат. Вот лента финиша коснулась его шеи. Так пусть же будет город здесь Комрат В честь этого коня, что быстр как ветер, Красив собой - Господь шедевр создал: Во лбу луна и будто майский вечер Цветенье яблони по телу разбросал. Построим храм, чтоб город жил здесь вечно, Чтоб прихожанин мир мог обрести, А что над входом голова Предтечи, Так Иоанн у Бога был в чести. Что голова отделена от тела, То символ гагаузов носит храм: Ведь гагаузов отделила вера От мира тюркского, несущего Ислам. Случаи перехода в ислам среди них не известны, не наблюдалось. Это подтверждено примером катастрофы 1922 года, когда большая часть гагаузов была переселена из Турции в Болгарию и Грецию, а на их место из Боснии, из той же Греции, по решению Лозаннской и Генуэзской конференций, приехали турки. Причем турки переселяли гагаузов, потому что они зарекомендовали себя очень ревностными православными христианами. Предки Гагаузов — скотоводческие племена, которые пришли из южнорусской степи, обосновались на морском побережье северо-восточной Болгарии и приняли христианство в XIII в. Несмотря на преданность христианству, которая укоренилась среди них за полтора века до турецкого завоевания, гагаузы только поверхностно понимали основную догму религии. До XX века практически не было книг на родном языке. Они пользовались алфавитом и книгами тех народов, на территории которых жили. В 1904 году, Протоиерей Михаил Чакир ходатайствовал перед архиепископом Владимиром, о разрешении Синода печатать на гагаузском языке религиозную литературу и выпускать газету. Разрешение было получено. С 1907 года верующие читали Слово Божье на родном языке. Деятельность Михаила Чакира современники сравнивали с культурным подвигом Кирилла и Мефодия. Он заботился и о том, чтобы церковные службы для жителей гагаузской национальности, велись на гагаузском языке. Первым из гагаузов, кто осознал важность издания и распространения литературы на гагаузском языке, был гагаузский священник Михаил Чакир. Комратское восстание — Комратская Республика Отправной точкой революции стал день 9 января 1905 г. Участником восстания на броненосце «Потемкин» был уроженец Комрата, матрос Д. События первой русской революции вызывали живой интерес у жителей Комрата. Они горячо обсуждали животрепещущие вопросы о земле и свободе людей труда. В Буджаке эхо русско-японской войны и революционного движения в центральных районах царской России отозвалось Комратским восстанием январь 1906 г. Главными требованиями восставших были: «Не допустим больше призыва наших мужчин в царскую армию! Выдержка из постановления крестьян гагаузского села Дмитровка Украина , принятого на сходе, гласит: «передать всю землю в распоряжение всего народа бесплатно». Восставшая Гагаузия требовала также выборности всех администраторов и чиновников, уравнения всех граждан перед законом, отмены смертной казни, созыва Учреди-тельного собрания и т. Сохранившиеся архивные материалы свидетельствуют, что наибольшим доверием крестьян пользовался уроженец Комрата, студент Харьковского технологического института Андрей Галацан. Его зажигательные речи находили отклик в душах крестьян, измученных беспросветной нуждой. В связи с накалившейся обстановкой в Комрате власти решили арестовать в ночь на 8 января главного «возмутителя спокойствия» А. Конные стражники ворвались к нему в дом и тайно увезли его из села. Однако произошедшее событие вызвало обратную реакцию: оно ускорило восстание. Они разоружили и арестовали всех представителей власти и освободили Андрея Галацана. После чего был избран волостной комитет, в состав которого вошли А. Галацан, П. Георгиев, А. Митиогло, П. Николаев и другие активные члены движения. Новый орган принял решение о конфискации помещичьих земель и раздаче их крестьянам, уничтожил долговые расписки, вынес решение об отмене всех налогов. Комитет принял решение о прекращении мобилизации людей в царскую армию. Был создан рабочий орган по охране края, состоявший целиком из деревенской бедноты. Так началось Комратское восстание крестьян 5-10 января 1006 г. О событиях, происходящих в Буджаке, стало известно в других регионах Российской империи. Объявлена автономия. Власти низложены и арестованы. Однако силы восставших и властей были неравными. Царская кавалерия учинила расправу над безоружными людьми.
Гагаузы – народ с прямым носом и волчьим культом
Большинство из них — православные христиане. Их предки — тюркоязычные скотоводческие племена, которые пришли из южнорусской степи, обосновались на морском побережье северо-восточной Болгарии и приняли христианство в XIII в. Несмотря на преданность христианству, которая укоренилась среди них за полтора века до турецкого завоевания, гагаузы только поверхностно понимали основную догму религии. Хотя в начале XX в.
Исторический контекст После советской аннексии Бессарабии в 1940 году гагаузские населенные пункты были разделены между Молдавской и Украинской ССР. Районы, где живут гагаузы, являются одними из беднейших в Молдове. При советской власти они подвергались русификации переходом на кириллицу, введенной в 1957 году, и через преподавание в школах на русском языке с конца 1950-х годов.
В пределах Советского Союза гагаузы были крупнейшим тюркским населением, не имеющим своего территориального образования. На протяжении всего советского периода их этническая самосознательность оставалась слабо развитой. Эта ситуация быстро изменилась в конце 1980-х, так как возникли опасения румынизации.
Хотя закон 1989 года разрешил использование гагаузского языка, проходили забастовки против повышения уровня молдавского до статуса государственного. Такие действия привели к периоду двоевластия в регионе. В 1992—1993 годах местные военизированные формирования периодически сталкивались с молдавскими властями, но не вмешивались в приднестровский конфликт.
Но Комрат сотрудничал с Тирасполем в продвижении идеи конфедерации 3 государств. Турецкое посольство поддержало более умеренную идею автономии в контексте единой страны. Закон о статусе Гагаузии B феврале 1994 г.
B регионе победил русскоязычный блок партий. B июле 1994 г. В декабре был принят закон «О специальном правовом статусе Гагаузии».
В преамбуле гагаузы были признаны народом, а не этнической группой или этническим населением, как указывала советская теория, с правом на самоопределение в Молдове. Инициатива объединила два принципа: она связала национальность с конкретной территорией и понятием конституционных гарантий, передачей полномочий, представительными органами, системой сдержек и противовесов. Закон также разрешил самоопределение Гагаузии, Молдова изменит свой статус.
Согласно закону автономное территориальное образование АТО получило собственный законодательный орган Халк Топлушу, избираемый на 4 года, и исполнительные органы во главе с Башканом, занимавшем по должности пост заместителя премьер-министра Молдовы. Оба поста наделялись значительными полномочиями. Кроме того, тремя официальными языками должны были стать гагаузский, молдавский и русский.
АТО получило свой суд, полицию и органы безопасности в центральной и региональной юрисдикции. Центральные власти сохранили за собой финансы, оборону и внешнюю политику. Хотя большинство политических сил в Молдове достигли консенсуса относительно создания территориальной автономии, это также вызвало значительную оппозицию.
Но в те времена Анатолийское Сельджукское государство было вассалом монголов. Монгольский правитель Хулагу-хан не был доволен новым султаном и назначил на трон среднего брата по имени Рюкнеддин Кылычарслан. После короткой войны между братьями Кейкавус снова захватил трон. Это стало явным вызовом монголам и те двинулись в поход на сельджуков. Когда монгольская армия вошла в столицу Конью, Кейкавус бежал в Константинополь с небольшим числом подданых. Византийский правитель Михаил Палеололог позволил им поселиться на Балканах после того, как эти люди приняли православие. Почему эта история кажется самой правдоподобной?
Помимо земли, добровольцы освобождались от налогов, воинской повинности и получали денежную ссуду на первое время. Так, прибывавшие в Россию гагаузы постепенно превращались в зажиточных земледельцев, садоводов и виноградарей на правах первых колонистов юга Бессарабии. Бессарабский период считается "золотым веком" в истории гагаузов. С того благостного времени в сознании этноса и сформировалась устойчивая положительная историческая память о России и русском народе. Внутренние конфликты Митинг в поддержку Гагаузской республики. Сегодня этот город является столицей Автономно-территориального объединения Гагаузия в составе Молдавии. Тогда решительное восстание центральные власти подавили за 5 суток. После большевистской революции Бессарабия объединилась с Румынией, и гагаузы замкнулись по своим селениям. Встал вопрос о национальных правах отдельного этноса в составе Молдовы, введено преподавание гагаузского языка. В период расцвета Советского Союза гагаузы активничали в управлении на местах, смело напоминая о собственной идентичности. Гагаузов во властных структурах допускалось очень мало на фоне молдавских представителей. Подобные притеснения и обострили внутренний конфликт 80-90х. Формировались национальные общественные движения, вспыхивали митинги, съезды гагаузских депутатов. Особенно важным стало собрание в ноябре 1989 года, когда гагаузы объявили о создании в рамках Молдовы автономии. Но Кишинев не одобрил сепаратистские амбиции, не среагировала и Москва.
К концу XI века они продвинулись дальше на запад и обитали уже на Дунае и за Дунаем на территории христианской Византии. Нынешнее поселение гагаузов на юге Молдавии связано с распадом Османской империи - они переселились на место кочевавших здесь ногайцев. Есть другая, менее распространенная версия, согласно которой гагаузы - это бывшие православные болгары, которые под давлением турецких завоевателей поменяли язык. В любом случае гагаузы - древнее коренное население юго-восточной Европы, имевшее на некоторых исторических отрезках собственное государство. Последнее из них - существовавшая в период революции 1905 - 1907 годов Комратская республика. Гагаузский язык - тюкский в своей основе - окончательно сложился в XIV - XVII веках в тесном взаимодействии с румынским, греческим, южно- и восточно-славянскими языками и многое впитал от них. После утраты древней письменности до середины XX века гагаузский язык оставался безписьменным.