В статье анализируется проблема развития функциональной грамотности обучающихся на уроках географии. Елена Алексеевна Дзюро, учитель географии Тюменская область. Формирование функциональной грамотности учащихся по географии. Формирование функциональной грамотности на уроках географии как способ повышения качества образовательных услуг. 1 Тема: «Развитие функциональной грамотности на уроках географии» учитель географии ГБОУ СОШ 3 Горбунова Екатерина Валериевна Новокуйбышевск 2019.
Функциональная грамотность на уроках географии | Марина Васильевна Иванова. Работа №307144
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность, формируемая и на уроках географии. Раменское Формирование функционально грамотности на урока географии ТЕМА: Применение заданий естественнонаучного цикла для развития функциональной грамотности учащихся. Что такое функциональная грамотность, какие приёмы и методы использовать на уроках географии для её формирования. Задания функциональной естественнонаучной грамотности школьников по географии в рамках международного исследования PISA. 16 ноября 2022 года на базе ГБУ НАО «НРЦРО» состоялись МО учителей географии по теме: «Формирование и оценка функциональной грамотности на уроках географии». О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Презентация на тему Формирование функциональной грамотности на уроках географии
Участники семинара узнали об интересных приемах для формирования математической грамотности на уроках географии. Спикеры отметили, что ведущая роль в формировании функциональной грамотности у обучающихся принадлежит учителю. В помощь педагогам разработаны цифровые ресурсы, которые можно использовать в работе. Участники также рассуждали о том, что такое креативное мышление, какие методы и приемы помогают формировать критическое мышление.
Обновленный ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Это не просто овладение знаниями и умениями, но и способность применять их при решении широкого круга жизненных задач в различных сферах деятельности. Задача формирования функциональной грамотности должна решаться в образовательном процессе по всем предметам, в том числе по географии. В рамках семинара педагоги общеобразовательных учреждений города ознакомили учителей с заданиями по оценке функциональной грамотности и обозначили типичные ошибки учащихся.
Эти умения являются неотъемлемой частью функциональной грамотности. В-третьих, изучение географии развивает у учащихся умение выявлять, анализировать и понимать глобальные проблемы и вызовы. Изучение географии помогает учащимся осознать взаимосвязи и зависимости между различными регионами и странами, понять причины конфликтов и проблем, а также искать пути их решения. Учебные задания, направленные на развитие функциональной грамотности, как правило, носят межпредметный или практикоориентированный характер. Практически на каждом уроке географии можно использовать учебного задания такого типа. Пример учебного задания, направленного на развитие функциональной грамотности для 5 класса. Субботним утром в 8:00 они встретились у водонапорной башни. Цель похода была пройти не менее 2 км и составить подробное описание местности, а также провести практическую работу по теме «Фенологические наблюдения в природе».
Abstract: В 2023 году запланировано проведение Национального исследования качества образования НИКО , которое ставит перед собой задачу детальной оценки качества базового образования. Одним из ключевых аспектов этого исследования является оценка функциональной грамотности учащихся. Этот термин выходит далеко за рамки простого знания фактов, охватывая способность учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных жизненных ситуациях.
Занятие 1. Функциональная грамотность человека: содержание
- Формирование функциональной грамотности на уроках географии
- Функциональная грамотность на уроках географии
- Развитие функциональной грамотности на уроках географии - Про Нашу школу
- The subscription plan has expired
- Формирование функциональной грамотности на уроках географии
- The subscription plan has expired
Международный педагогический портал
- : «Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках географии»
- Варианты использования "Кубика Блума" на уроках (9)
- Формирование функциональной грамотности на уроках географии
- Курс для учителей географии о формировании функциональной грамотности
Продолжаем формировать функциональную грамотность на уроках географии
Презентация на тему Формирование функциональной грамотности на уроках географии | Функциональная грамотность — способность эффективно использовать полученные знания, умения и навыки в конкретных жизненных ситуациях. |
Функциональная грамотность на уроках географии | учиGEO | Дзен | В географии функциональная грамотность формируется достижением. |
«Информационно-методический центр» | Возможности современного урока географии в формировании функциональной грамотности обучающихся. |
Формирование функциональной грамотности на уроках географии | География | УЧИТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ | Функциональная грамотность — это интегративное качество личности, предполагающее наличие опыта и универсальных навыков, способность развиваться и, самое главное, способность использовать свои знания на практике. |
Формирование функциональной грамотности на уроках географии
Марина Васильевна Иванова Описание: Функциональная грамотность на ступени среднего общего образования рассматривается как метапредметный образовательный результат. Уровень образованности подразумевает использование полученных знаний для решения актуальных проблем обучения и общения, социального и личностного взаимодействия. Функциональная грамотность учащихся выступает одним из основных социально-педагогических индикаторов качества образования, в определенной мере отражающих интеллектуальную, социальную и эмоциональную зрелость выпускников школ — об этом в своем исследовании пишут С. Вершловский, М. Между тем функциональная грамотность в области естественнонаучного образования определяется как основная цель школьного естественнонаучного образования в большинстве развитых стран мира отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.
Иванова Марина Васильевна, методист,учитель географии и биологии Функциональная грамотность на уроках географии. Функциональная грамотность на ступени среднего общего образования рассматривается как метапредметный образовательный результат.
Тема «География своей местности» разнесена по темам раздела «Природа России». В заключительной теме «Человеческий капитал России» изучается: Качество населения и показатели, характеризующие его. ИЧР и его географические различия. Включение краеведения в разделы темы «Природа России» является логичным, поскольку теоретический материал будет детализирован на примере конкретной территории, что способствует деятельностному обучению, формированию компетенции выявлять причинно-следственные связи. Материал темы «Человеческий капитал России» рассматривается как главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, что особенно актуально для развития нашей страны в настоящий период, позволяет применять понятия «средняя прогнозируемая продолжительность жизни», «трудовые ресурсы», «трудоспособный возраст», «рабочая сила», «безработица», «рынок труда», «качество населения» для решения учебных и или практико- ориентированных задач. В теме «Обобщение знаний» раздела «Хозяйство России» изучаются: Новые формы территориальной организации хозяйства и их роль в изменении территориальной структуры хозяйства России. Особые экономические зоны ОЭЗ. Территории опережающего развития ТОР.
Факторы, ограничивающие развитие хозяйства. Развитие хозяйства и состояние окружающей среды. Государственные меры по переходу России к модели устойчивого развития. При изучении данной темы усилены акценты на изучении явлений и процессов современной России и мира в целом, современного состояния науки. Это позволяет развивать предметные результаты - формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в целом, о динамике, уровне и структуре социально-экономического развития России, месте и роли России в мире. Таким образом, программа становится более современной, актуальной и как следствие более интересной для учащихся. С целью реализации краеведческого подхода в обучении в 8-9 классах рекомендуется введение учебного курса модуля «География родного края». Примерная образовательная программа учебного курса «География родного края» предметной области «Общественные науки» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию протокол от 28 сентября 2021 г. Отбор часовой нагрузки, форм организации обучения осуществляется с учётом содержания и практической значимости курса, а также возможностей образовательной организации. Возможно следующее распределение нагрузки при изучении курса: по 1 часу в неделю в 8 и 9 классах; 1 час в неделю в 8 или 9 классе.
При этом изучение курса «География родного края» можно организовать как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности или системы дополнительного образования: урок в рамках основной сетки расписания; внеурочное занятие в рамках проведения факультатива, кружка и т. Это вполне вписывается в тренд на практическую ориентацию образования, которая в обновленных стандартах ставится во главу угла. Поэтому в преподавании географии появляется содержание, связанное с финансовой грамотностью. Особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов. Отсутствующие темы можно брать из учебников других авторов если они есть в школе , использовать конспекты занятий, электронные ресурсы, учебники в формате pdf, делать распечатки электронных версий рабочих тетрадей, можно организовать проектно- исследовательскую деятельность по изучению нового материала по разным источникам. Поэтому учитель может вести обучение по учебникам: Климанова О. Учебник" под редакцией Климановой О.
В мероприятии принимали участие учителя географии, биологии, руководители РМО, тьюторы муниципальных команд Горшеченского, Касторенского и Советского районов Курской области. В ходе интенсива педагоги рассмотрели вопросы, связанные с развитием функциональной грамотности в процессе обучения географии и биологии. Маклакова В.
Включение заданий по функциональной грамотности в уроки географии
Одним из базовых навыков функциональной грамотности является читательская грамотность, формируемая на различных уроках, в том числе и на географии. Функциональная грамотность – способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Формирование функциональной грамотности учащихся по географии. — Цель: Поделиться опытом применения приемов развития функциональной грамотности на уроках географии. Новости и СМИ. Обучение.
Функциональная грамотность на уроке географии
Используя таксономию Блума, учитель видит на каком уровне роста и развития находится тот или иной учащийся. Слайд 7 4 направление - работа с дискретным текстом - в географии, это прежде всего работа с картой, так как любой человек должен уметь использовать карту в практических целях. Методика формирования умений работать с картами различного содержания включает: во-первых, глубокое овладение учащимися картографическим методом исследования, для чего необходимо предусмотреть выполнение школьниками таких заданий, которые помогали бы им осознать те действия, с помощью которых они находят решение. Например, Совершите путешествие по физической карте Австралии маршрут выберите сами, в работе используйте и другие карты. Расскажите, какая природа, будет вас окружать и с какой хозяйственной деятельностью, вы встретитесь. Во-вторых, необходимо организовать практическую работу с картографическими изображениями, выводимыми на экранах школьных компьютеров.
Слайд 8 Задание 1. Ветеран Великой Отечественной войны, вспоминает: «На Курской дуге были и такие случаи: направление стрельбы определяли по звёздам, по Луне, по направлению железнодорожных рельсов». А почему нельзя было использовать показания приборов, например компаса? Задание 2. Первый лётчик получил задание лететь над Землёй всё время на восток, второй всё время на север.
Кто из лётчиков не смог выполнить задание? Задание 3. Даже самые южные из Алеутских островов покрыты тундрой. Комсомольск-на-Амуре лежит в зоне тайги. А самый южный?
Задание 4.
Слайд 4 Три основных фактора Первый - это умение решать конкретные жизненные проблемы в различных сферах - от бытовой, коммуникативной до правовой Второй - компьютерные и информационные умения Третий - коммуникативные умения Слайд 5 Для развития функциональной грамотности учителю необходимо работать в следующих направлениях: 1 направление: разработка заданий на функциональную грамотность Заданий на функциональную грамотность в учебниках нет, поэтому их разработка ложится на плечи учителя. Конечно, можно адаптировать тексты заданий ПИЗА. Хотя их использование на предметном уроке затруднено. Поэтому лучше такие задания проводить либо в качестве разминки, либо на классных часах. Тем более, что многие тексты социальны, интересны и поучительны.
Слайд 6 2 направление: самодиагностика, оценивание для обучения. Для этого я использую релейные работы. Раньше их называли «задания массивом», то есть ученикам предлагается множество заданий или задач, решить которые он может по своему выбору. Из них составляется итоговая контрольная работа: чем больше задач решил ученик, тем больше вероятность успешного решения им контрольной работы. Ученики уже привыкли к комментариям оценок учителя, и если в начальной школе это действует как поощрение, то в среднем и старшем звене оценивание учителем особенно творческих развивающих заданий не несет ценности для ребенка и не способствует его развитию. Здесь помогает оценивание по критериям работы на основе взаимооценивания.
Используя таксономию Блума, учитель видит на каком уровне роста и развития находится тот или иной учащийся. Слайд 7 4 направление - работа с дискретным текстом - в географии, это прежде всего работа с картой, так как любой человек должен уметь использовать карту в практических целях. Методика формирования умений работать с картами различного содержания включает: во-первых, глубокое овладение учащимися картографическим методом исследования, для чего необходимо предусмотреть выполнение школьниками таких заданий, которые помогали бы им осознать те действия, с помощью которых они находят решение. Например, Совершите путешествие по физической карте Австралии маршрут выберите сами, в работе используйте и другие карты. Расскажите, какая природа, будет вас окружать и с какой хозяйственной деятельностью, вы встретитесь. Во-вторых, необходимо организовать практическую работу с картографическими изображениями, выводимыми на экранах школьных компьютеров.
Семья Гретты в 1942 году была так же переселена в Восточно-Казахстанскую область, тогда ей было 2 года. В 1991-1994 годах после обретения независимости многие немецкие семьи вернулись на свою историческую родину. Гретта после долгих раздумий решила вернуться в Германию.
Ярославля, прошёл открытый урок географии, на котором была представлена работа с обучающимся по формированию функциональной грамотности. В ходе групповой деятельности на уроке ребята определяли страну-производителя продуктов потребительской корзины, факторы размещения производств, рассчитывали финансовую выгоду от приобретения однотипной продукции разных производителей и т.
The subscription plan has expired
Тесты делятся сплошные и не сплошные. Примеры заданий со сплошным тестом: Задания множественного выбора: выбор правильного ответа из предложенных вариантов, т. Определение вариантов утверждений. Нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями. Нахождение соответствующих содержанию теста слов, выражений, предложений. Заполнение пропусков текста предложениями, несколькими словами, одним словом. Дополнение и завершение предложений. Заполнение таблиц на основе текста. Задания — ситуации. К не сплошным тестам относится графики, диаграммы, кластеры, географические карты и карты местности, планы помещения. На своих уроках я применяю разные задания на «анализ», «синтез», «оценку» и использую стратегии АМО.
Задания на уровень «анализ» Работа с текстом «Кто написал труд «Хождение за три моря»?
Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся. Это один из приемов развития критического мышления: опыт применения на уроках географии. Системно-деятельностный подход, являясь методологической основой ФГОС современного образования, предполагает организацию активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьника. Развитие критического мышления является важнейшим направлением работы учителя в направлении функциональной грамотности учащихся. Педагог должен так спроектировать учебное занятие, подобрать такие методы и приемы работы, чтобы пробудить в учениках исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, предоставить условия для осмысления нового материала. Следующим приемом в развитии критического мышления является «шестиугольное обучение». Метод шестигранного шестиугольного обучения сегодня активно используется в ряде школ Великобритании.
Этот метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к повышению эффективности занятий. Автором данной методики является англичанин, учитель истории Рассел Тарр. В России впервые об этом написал Георгий Аствацатуров, кандидат исторических наук Армавирской государственной педагогической академии. Использование данной методики в работе позволяет ответить на вопросы, которые задает себе каждый учитель: Как за определенное время обобщить и систематизировать материал? Как устанавливать связи между понятиями и событиями, искать доказательства и выстраивать алгоритмы? Как активизировать деятельность учащихся на уроке? Как управлять групповым процессом? Метод шестиугольного обучения основан на использовании карточек, которые называются гексами hexagon. Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определенному разделу теме. Все шестиугольники соединяются благодаря определенным связям.
Использование шестиугольников позволяет научиться делать выбор, классифицировать и связывать доказательства. Варианты использования данной технологии шестиугольного обучения. Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику, то есть учащиеся получают учебный материал , записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать словосочетания, слова, текст. Учащиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники. Также это может быть картинка или текст, учащимся надо собрать единое целое.
Естественнонаучная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через: - работу с текстом; - работу с географической картой; - работу со статистическими данными. Именно здесь пока наблюдается больше всего проблем. Об этом можно судить, проанализировав результаты выполнения определенных заданий, нацеленных на оценку функциональной грамотности, в ГИА — 9,11 классов и ВПР. Задача формирования естественнонаучной грамотности и достижения образовательных результатов ФГОС предъявляет определенные требования к содержанию учебной деятельности на уроке. Выделяют следующие уровни естественнонаучной грамотности: 1. Воспроизведение простых знаний терминов, фактов, правил , умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных естественнонаучных понятий. Использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельных явлений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования. Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенных исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения.
Работа с текстом.
Обучающий семинар «Работа с картографическими источниками информации на уроках географии как средство формирования функциональной грамотности обучающихся» Обучающий семинар «Работа с картографическими источниками информации на уроках географии как средство формирования функциональной грамотности обучающихся» 19 января 2023 года силами кафедры социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента в образовании был проведен обучающий семинар «Работа с картографическими источниками информации на уроках географии как средство формирования функциональной грамотности обучающихся». На семинаре выступили: Эртель Анна Борисовна — почетный работник общего образования РФ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-экономической географии и природопользования Института наук о Земле Южного федерального университета, автор пособий издательства «Легион» по географии.
Функциональная грамотность на уроках географии в 8-м классе
Здесь помогает оценивание по критериям работы на основе взаимооценивания. Используя таксономию Блума, учитель видит на каком уровне роста и развития находится тот или иной учащийся. Методика формирования умений работать с картами различного содержания включает: во-первых, глубокое овладение учащимися картографическим методом исследования, для чего необходимо предусмотреть выполнение школьниками таких заданий, которые помогали бы им осознать те действия, с помощью которых они находят решение. Например, Совершите путешествие по физической карте Австралии маршрут выберите сами, в работе используйте и другие карты. Расскажите, какая природа, будет вас окружать и с какой хозяйственной деятельностью, вы встретитесь. Во-вторых, необходимо организовать практическую работу с картографическими изображениями, выводимыми на экранах школьных компьютеров. Задание 1. Ветеран Великой Отечественной войны, вспоминает: «На Курской дуге были и такие случаи: направление стрельбы определяли по звёздам, по Луне, по направлению железнодорожных рельсов». А почему нельзя было использовать показания приборов, например компаса?
Задание 2.
Мама, изведав местность, оставила сыну подробный план, чтобы он не забыл, куда идти и что делать. В записке было написано следующее: «Сыночек, утром ты из дома пойдёшь по грунтовой дороге в школу. После школы сразу беги в детский сад через луга, чтобы забрать сестрёнку. Обязательно зайдите с ней в магазин, купите хлеб и себе что-нибудь сладкого. Аккуратнее, по дороге вам встретится маленькая речка, через неё мостик. Придя домой через кустарники и огороды, разбудите бабушку, пусть она вас накормит.
Собирайтесь на речку купаться. По дороге зайдите в хвойный лес, подышите свежим воздухом, только воду из родника не пейте — она очень холодная. И болото обойдите — не испытывайте судьбу. На обратном пути не вздумайте заглядывать в фруктовый сад — местные уже ругаются, что вы яблоки и груши таскаете. Вернувшись домой, обязательно развесьте сушиться всё мокрое, переоденьтесь. Целую, ваша мама». А как бы написал эту записку географ?
Используя стороны горизонта и условные знаки, создайте словесно и иллюстративно географический вариант этого послания. Карта может быть нарисована вручную или выполнена на компьютере. Каждый из отмеченных объектов должен иметь краткое описание, местонахождение, а также обоснование уникальности и интересности. Составьте кулинарный алфавит самых интересных блюд, указывая название, страну, основные ингредиенты и вкусовые особенности. Какую информацию он нам даёт сделайте краткий анализ , если рождаемость — это количество рождённых людей за определённый период на 1000 жителей; смертность — это количество умерших людей за определённый период на 1000 жителей; естественный прирост — это превышение рождаемости над смертностью, то есть разница между количеством родившихся и количеством умерших за определенный период времени. Таким образом, уроки географии предоставляют прекрасную возможность создавать модель географически образованного человека, обладающего критическим, функциональным мышлением, адекватным восприятием окружающей действительности. Конфуций говорил: «Три пути ведут к знанию: путь подражания — это путь самый легкий, путь размышления — это путь самый благородный, и путь опыта — путь самый горький».
Не следует бояться ошибок, поскольку ошибки могут дать иногда больше преимуществ, чем гладкий путь. Главное, верить в себя, свои силы и идти в нужном направлении». Использованные интернет-ресурсы:.
Креативное мышление И все они должны формироваться на уроках в комплексе для достижения наилучшего результата. Конечно, на каждом уроке задействовать и формировать все 6 компонентов функциональной грамотности сложно. Но, регулярно, из урока в урок, комбинировать и формировать несколько из них возможно. Читательская грамотность. Ее мы регулярно формируем на уроках. Это, в первую очередь, работа с текстом учебника.
Умение находить и анализировать информацию в тексте. Математическая грамотность — тесно связана с географией. Ведь 5 и 6 класс это курс физической географии, который полностью построен на законах физики.
Например: акула - Сахалин нос носорога - полуостров Сомали Африка сапожок - Апеннинский полуостров и т. Данные задания выполняются без использования атласов. Для повышения навыков работы со статистическими данными лучше всего подходят следующие приемы: преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача - преобразование таблицы в набор диаграмм решение различных географических задач работа со статистической матрицей данных - распределить страны из данного списка в соответствии с основными экономическими показателями, указанным в таблице, посчитать определенные статистические показатели.
Кроме этого, рекомендуется использовать общие приемы формирования функциональной грамотности: 1 географический диктант по терминам 5-11 классы. В младших классах учитель называет суть географического термина, а ученик должен записать название этого термина. В 10-11 классах наоборот - учитель называет термин, а учащиеся пишут его расшифровку. Это значительно усложняет задачу. После пройденной темы рекомендуется провести зачет, который состоит из двух частей: теоретической - письменные ответы на теоретические вопросы изученной темы на основании вытянутого билета тестовой части.
Продолжаем формировать функциональную грамотность на уроках географии
Основными содержательными составляющими функциональной грамотности являются. Исходя из выше сказанного была сформулирована цель данной методической разработки: проанализировать приемы и методы используемые на уроках географии для формирования у обучающихся функциональной грамотности. В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего,предметных результатов через:работу с текстом,работу с географической картой, работу со статистическими данными. Закончилась работа семинара тезисом для размышления, что любой современный урок географии должен формировать и развивать функциональную грамотность обучающихся.