Новости факты из биографии гоголя

Факт, не находящий места в кратких биографиях литератора: мать пугала маленького сына пророчеством о Страшном суде и неминуемом наказании грешников. Биография, интересные факты и общее впечатление о нем навсегда оказалось в душах поклонников его творчества. Биография и творчество Гоголя: интересные факты об известном писателе, необычные привычки гения. Среди биографий великих писателей, биография Гоголя стоит в отдельном ряду.

Интересные факты о Гоголе

Погрузитесь в мир классической литературы и откройте для себя невероятные факты о великом писателе Николае Гоголе. Интересен факт, что мать Гоголя, Марию Ивановну, выдали замуж в 14-летнем возрасте за мужчину, который был вдвое старше ее. Русский прозаик, драматург и публицист Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля (20 марта по старому стилю) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы. Погрузитесь в мир классической литературы и откройте для себя невероятные факты о великом писателе Николае Гоголе. Биография и творчество Гоголя: интересные факты об известном писателе, необычные привычки гения. В краткой биографии Гоголя упоминается, что в молодости, сразу после переезда в Петербург, он пытался стать театральным актёром, а затем и чиновником, но в обоих случаях не добился успеха.

К 215-летию со дня рождения: 10 интересных фактов из жизни Николая Гоголя

Полная биография Гоголя Николая Васильевича, личная жизнь, портреты и фотографии, список произведений, смерть писателя и интересные факты. Гоголем-Яновским начал именовать себя его дед Афанасий, которому хотелось думать, что происходит он от Остапа Гоголя, казацкого военного деятеля времен Богдана Хмельницкого. В 1829 году Гоголь начал работать мелким чиновником – сначала писцом, затем помощником столоначальника в одном из петербургских департаментов. Однако тому, кто осилит всю переписку Гоголя с матерью, становится понятно, что сын выдумывал некоторые несоответствующие действительности факты.

Гоголь, Николай Васильевич

Гоголь утверждал, что когда его осматривали французские доктора, они заметили в его теле любопытную аномалию. Желудок писателя якобы был перевернут «вверх тормашками». Николай Гоголь никогда не состоял в браке и не имел детей. Более того, не сохранилось никаких сведениях о его отношениях с женщинами.

Надгробный камень, изначально лежавший на могиле Гоголя, сегодня можно увидеть на месте захоронения Михаила Булгакова интересные факты о Булгакове. Камень выкупила и установила вдова автора «Мастера и Маргариты». Николай Гоголь испытывал панический страх при наступлении грозы.

Классик был крайне недоволен своим носом. Любопытно, что на всех портретах Гоголя его нос выглядит по-разному. Существует мнение будто таким образом художники хотели запутать будущих исследователей жизни Николая Васильевича.

Это были самые интересные факты о Гоголе.

Факт 2. Николай Гоголь полюбил театр во время обучения в Гимназии высших наук в городе Нежине, где считали зубрежку лучшим методом обучения, и не признавали, например, Пушкина и Жуковского. Гоголь вместе с товарищами организовал литературный кружок. Они издавали свой рукописный журнал и разыгрывали всевозможные сценки.

Исследователи считают, что актерский талант достался писателю от отца, который был прекрасным рассказчиком и даже автором нескольких театральных пьес. Факт 3. Николай Васильевич очень любил шить и вязать на спицах. Он вообще тяготел к рукоделию и баловал своих сестер новыми платьями, вязанными шарфами, шейными платками и причудливыми поясами. Еще он хорошо готовил.

Факт 4. С юношества Гоголь предпочитал, чтобы в его комнате мебель стояла непривычно, не так, как у других. Любил ходить по левой стороне улицы, из-за чего сталкивался с прохожими. Факт 5. Гоголь очень боялся грома и молний, а еще, что его похоронят заживо.

Николай Гоголь не был женат ни разу Он любил сладости, готовить и угощать друзей украинскими варениками и галушками, стеснялся своего большого носа, был очень привязан к подаренному Пушкиным мопсу Джози, ему нравилось вязать на спицах и шить. Ходили слухи о его гомосексуальных наклонностях, а также о том, что он якобы являлся агентом царской охранки. Николай Гоголь до сегодня остается загадочной фигурой Последние годы жизни он писал свои сочинения стоя, а спал только сидя. Смерть После посещения Святой земли состояние литератора улучшилось. В 1849-1850 гг. Осенью посетил Одессу, весну 1851 г. Посмертная маска Николая Гоголя Однако, окончив труд над 2-м томом поэмы в январе 1852 года, он почувствовал себя переутомленным. Его терзали сомнения в успехе, проблемы со здоровьем, предчувствие скорой кончины. В феврале он слег и в ночь с 11 на 12 число сжег все последние рукописи. Утром 21 февраля выдающегося мастера пера не стало.

Николай Гоголь. Тайна смерти Точная причина смерти Гоголя до сих пор является предметом дискуссий. Версия о летаргическом сне и похоронах заживо была опровергнута после предсмертного слепка лица писателя. Распространено мнение, что Николай Васильевич страдал от психического расстройства родоначальником теории стал психиатр В. Чиж и в связи с этим не мог обслужить себя в бытовом плане и умер от истощения. Также выдвигалась версия, что писатель отравился лекарством от желудочного расстройства с повышенным содержанием ртути.

Его, убежденного монархиста, обвиняли в революционных настроениях, подрыве устоев общества и еще Бог знает в чем. А ведь он просто пытался высмеять злоупотребление чиновников на местах, его целью была мораль, а вовсе не политика. Огорченный писатель покинул страну и отправился в долгое заграничное путешествие. За границей Интересная биография Гоголя за границей заслуживает отдельного внимания. В общей сложности писатель провел в "спасительных" путешествиях двенадцать лет. В 1936 году Николай Васильевич ни в чем себя не ограничивал: в начале лета он поселился в Германии, осень провел в Швейцарии, а зимовать приехал в Париж. За это время он сильно продвинулся в написании романа "Мертвые души". Сюжет произведения подсказал автору все тот же Пушкин. Он же высоко оценил первые главы романа, признав, что Россия, в сущности, очень грустная страна. В феврале 1837 года Гоголь, биография которого интересна и поучительна, перебрался в Рим. Здесь он узнал о гибели Александра Сергеевича. В отчаянье Николай Васильевич решил, что "Мертвые души" - "священное завещание" поэта, которое обязательно должно увидеть свет. В 1838 году в Рим приехал Жуковский. Гоголь с удовольствием прогуливался по улицам города вместе с поэтом, рисовал с ним местные пейзажи. Возвращение в Россию В 1839 году, в сентябре, писатель возвратился в Москву. Теперь публикации "Мертвых душ" посвящена творческая биография Гоголя. Краткое содержание произведения уже известно многим друзьям Николая Васильевича. Он прочитал отдельные главы романа в доме Аксаковых, у Прокоповича и Жуковского. Его слушателями стал самый близкий круг друзей. Все они были в восторге от творения Гоголя. В 1842 году, в мае, увидела свет первая публикация "Мертвых душ". Сначала отзывы о произведении были преимущественно положительными, потом инициативу перехватили недоброжелатели Николая Васильевича. Они обвиняли писателя в клевете, карикатурности, фарсе. Поистине разгромную статью написал Н. Однако во всей этой полемике не принимал участие Гоголь Николай Васильевич. Биография писателя вновь продолжилась за границей. Дела сердечные Гоголь никогда не был женат. О его серьезных связях с женщинами вообще известно очень мало. Его давней и преданной подругой была Смирнова Александра Осиповна. Когда она приезжала в Рим, ее гидом по древнему городу становился Николай Васильевич. Кроме того, между друзьями велась весьма оживленная переписка. Однако женщина была замужем, поэтому отношения между ней и писателем были только платоническими. Еще одним сердечным увлечением украшена биография Гоголя. Краткая история его личных взаимоотношений с женщинами гласит: однажды писатель все же решил жениться. Он увлекся юной графиней Анной Вильегорской и в конце 1940-х сделал ей предложение. Родители девушки были против этого брака, и писатель получил отказ. Николай Васильевич был сильно удручен этой историей, и с тех пор устроить свою личную жизнь не пытался.

Николай Васильевич Гоголь

Среди биографий великих писателей, биография Гоголя стоит в отдельном ряду. Сегодня я хочу перечислить самые интересные факты о Гоголе, которые никто не знает! В статье вы найдете 10 интересных фактов из биографии великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Биография, интересные факты и общее впечатление о нем навсегда оказалось в душах поклонников его творчества. Биография, интересные факты и общее впечатление о нем навсегда оказалось в душах поклонников его творчества. В краткой биографии Гоголя упоминается, что в молодости, сразу после переезда в Петербург, он пытался стать театральным актёром, а затем и чиновником, но в обоих случаях не добился успеха.

Какие самые интересные и малоизвестные факты о Н.В.Гоголе?

У Гоголя был не только литературный, но и актерский талант. Он организовал в гимназии студенческий театр, где не только с успехом выступал, но также писал пьесы, раскрашивал декорации и выполнял административные функции, например, составлял репертуар. Первые годы в гимназии давались ему нелегко, его избегали, обижали и давали обидные прозвища, например, «мертвая мысль», «пигалица», «таинственная карла». Гоголь странно одевался. С одной стороны, он старался следить за модой, с другой — ему была присуща какая-то вопиющая неряшливость — то галстук завяжет небрежно и криво, то из-под парика торчит какая-то вата, то он наденет роскошный зеленый фрак, а иногда облачится в старую, поношенную одежду. Однажды в гимназии он притворился сумасшедшим, чтобы избежать наказания за маленькую шалость. Он страшно клацал зубами, глаза его светились бешеным блеском, он бросался на мебель и катался по полу так убедительно, что служащие лицея отвели его в больницу, где он провел 2 месяца, не прекращая свой спектакль. Впоследствии, как мы знаем, Гоголю уже не приходилось притворяться, у него были реальные проблемы с психикой.

Похоронили его в родной Яновщине [22]. Заботы о делах ложатся теперь и на Гоголя; он даёт советы, успокаивает мать, должен думать о будущем устройстве своих собственных дел. Мать боготворит своего сына Николая, считает его гениальным, она отдаёт ему последнее из своих скудных средств для обеспечения его нежинской, а впоследствии петербургской жизни. Николай также всю жизнь платил ей горячей сыновней любовью, однако полного понимания и доверительных отношений между ними не существовало. Позднее он откажется от своей доли в общем семейном наследстве в пользу сестёр, чтобы целиком посвятить себя литературе. К концу пребывания в гимназии он мечтает о широкой общественной деятельности, которая, однако, видится ему вовсе не на литературном поприще; без сомнения под влиянием всего окружающего, он думает выдвинуться и приносить пользу обществу на службе, к которой на деле он был не способен. Таким образом, планы будущего были неясны; но Гоголь был уверен, что ему предстоит широкое поприще; он говорит уже об указаниях провидения и не может удовлетвориться тем, чем довольствуются простые обыватели, по его выражению, какими было большинство его нежинских товарищей. В статье не хватает ссылок на источники см. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совершенно недостаточными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал. Его письма домой того времени смешаны из этого разочарования и туманного упования на лучшее будущее. В запасе у него были сила характера и практическая предприимчивость: он пробовал поступить на сцену , стать чиновником , отдаться литературе. Несмотря на его многочисленные попытки, в актёры его так и не приняли. В конце 1829 года Гоголь поступил на службу писцом 1-го стола 2-го отделения департамента уделов Министерства уделов и вскоре становится помощником столоначальника , при этом был пожалован самым младшим чином по табели о рангах : коллежского регистратора [23] ; прослужил полтора года. Чиновником он был плохим. Служба его была настолько бессодержательна и монотонна, что стала ему невыносима. Тем не менее из своего опыта службы Гоголь почерпнул материал для своих петербургских повестей [24]. Литературное поприще стало единственной возможностью его самовыражения. В Петербурге он первое время держался общества земляков, состоявшего отчасти из прежних товарищей. Он нашёл, что Малороссия возбуждает живой интерес в петербургском обществе; испытанные неудачи обратили его поэтические мечтания к родному краю, и отсюда возникли первые планы труда, который должен был дать исход потребности художественного творчества, а также принести и практическую пользу: это были планы « Вечеров на хуторе близ Диканьки ». Но до этого он издал под псевдонимом В. Алов романтическую идиллию « Ганц Кюхельгартен » 1829 , которая была написана ещё в Нежине он сам пометил её 1827 годом и герою которой приданы те идеальные мечты и стремления, какими он был исполнен в последние годы нежинской жизни. Вскоре по выходе книжки в свет он сам уничтожил её тираж, когда критика отнеслась неблагосклонно к его произведению. В беспокойном искании жизненного дела Гоголь в это время отправился за границу, морем в Любек , но через месяц вернулся опять в Петербург сентябрь 1829 — и после объяснял свой поступок тем, что Бог указал ему путь в чужую землю, или ссылался на безнадёжную любовь. В действительности он бежал от самого себя, от разлада своих высоких, а также высокомерных мечтаний с практическою жизнью. Впрочем, пребывание его там было непродолжительным. Впереди его ждала служба в департаменте уделов апрель 1830 , где он оставался до 1832 года. В 1831 году происходит сближение с кругом В. Жуковского и А. Пушкина, что оказало решительное влияние на его дальнейшую судьбу и на его литературную деятельность. Неудача с « Ганцем Кюхельгартеном » была ощутимым указанием на необходимость другого литературного пути; но ещё раньше, с первых месяцев 1829 года, Гоголь осаждает мать просьбами о присылке ему сведений об малорусских обычаях, преданиях, костюмах , а также о присылке «записок, ведённых предками какой-нибудь старинной фамилии, рукописей стародавних» и пр. Всё это был материал для будущих рассказов из малорусского быта и преданий, которые стали началом его литературной славы. Другие сочинения Гоголь печатал тогда в изданиях барона Дельвига « Литературная газета » и « Северные цветы », где была помещена глава из исторического романа « Гетьман ». Быть может, Дельвиг рекомендовал его Жуковскому, который принял Гоголя с большим радушием: по-видимому, между ними с первого раза сказалось взаимное сочувствие людей, родственных по любви к искусству, по религиозности, склонной к мистицизму , — после они сблизились очень тесно. Жуковский сдал молодого человека на руки Плетнёву с просьбой его пристроить, и действительно, в феврале 1831 года Плетнёв рекомендовал Гоголя на должность учителя в Патриотическом институте , где сам был инспектором. Узнав ближе Гоголя, Плетнёв ждал случая «подвести его под благословение Пушкина»: это случилось в мае того же года. Вступление Гоголя в этот круг, вскоре оценивший в нём великий зарождающийся талант, оказало на судьбу Гоголя огромное влияние. Перед ним открывалась, наконец, перспектива широкой деятельности, о которой он мечтал, — но на поприще не служебном, а литературном. Гоголь в 1834 году В материальном отношении Гоголю могло помочь то, что кроме места в институте Плетнёв предоставил ему возможность вести частные занятия у Лонгиновых, Балабиных, Васильчиковых ; но главное было в нравственном влиянии, которое оказывала на Гоголя эта новая для него среда. В 1834 году его назначили на должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском университете [25]. Он вошёл в круг лиц, стоявших во главе русской художественной литературы : его давние поэтические стремления могли развиваться во всей широте, инстинктивное понимание искусства могло стать глубоким сознанием; личность Пушкина произвела на него чрезвычайное впечатление и навсегда осталась для него предметом поклонения. Служение искусству становилось для него высоким и строгим нравственным долгом, требования которого он старался исполнять свято. Отсюда, между прочим, и его медлительная манера работы, долгое определение и выработка плана и всех подробностей. Общество людей с широким литературным образованием вообще было полезно для юноши со скудными познаниями, вынесенными из школы: его наблюдательность становится глубже, и с каждым новым произведением его творческий уровень достигает новых высот. У Жуковского Гоголь встречал избранный круг, частью литературный, частью аристократический; в последнем у него вскоре завязались отношения, сыгравшие в будущем немалую роль в его жизни, например, с Виельгорскими; у Балабиных он встретился с блестящей фрейлиной Александрой Росетти впоследствии Смирновой. Горизонт его жизненных наблюдений расширялся, давнишние стремления получали почву, и высокое понятие Гоголя о своём предназначении становилось предельным самомнением: с одной стороны, его настроение становилось возвышенно идеалистичным, с другой, возникли и предпосылки для религиозных исканий, какими отмечены последние годы его жизни. Эта пора была самою деятельной эпохой его творчества. После небольших трудов, выше частью названных, его первым крупным литературным делом, положившим начало его славе, были « Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасичником Рудым Паньком», вышедшие в Петербурге в 1831 и 1832 годах, двумя частями в первой были помещены « Сорочинская ярмарка », « Вечер накануне Ивана Купала », «Майская ночь, или утопленница», « Пропавшая грамота »; во второй — « Ночь перед Рождеством », « Страшная месть, старинная быль », « Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка », « Заколдованное место ». Эти рассказы, изображавшие невиданным прежде образом картины украинского быта, блиставшие весёлостью и тонким юмором , произвели большое впечатление на Пушкина. Следующими сборниками были сначала « Арабески », потом « Миргород », оба вышедшие в 1835 году и составленные частично из статей, опубликованных в 1830—1834 годах, а частично из новых произведений, публиковавшихся впервые. Вот когда литературная слава Гоголя стала бесспорной. Он вырос в глазах и его ближайшего круга, и вообще молодого литературного поколения. Тем временем в личной жизни Гоголя происходили события, различным образом влиявшие на внутренний склад его мыслей и фантазий и на его внешние дела. В 1832 году он впервые был на родине после окончания курса в Нежине. Путь лежал через Москву , где он познакомился с людьми, которые стали потом его более или менее близкими друзьями: с Михаилом Погодиным , Михаилом Максимовичем , Михаилом Щепкиным , Сергеем Аксаковым. Пребывание дома сначала окружало его впечатлениями родной любимой обстановки, воспоминаниями прошлого, но затем и тяжёлыми разочарованиями. Домашние дела были расстроены; сам Гоголь уже не был восторженным юношей, каким оставил родину: жизненный опыт научил его вглядываться глубже в действительность и за её внешней оболочкой видеть её часто печальную, даже трагическую основу. Вскоре его «Вечера» стали казаться ему поверхностным юношеским опытом, плодом той «молодости, во время которой не приходят на ум никакие вопросы» [26]. Украинская жизнь и в это время доставляла материал для его фантазии, но настроение было иное: в повестях «Миргорода» постоянно звучит эта грустная нота, доходящая до высокого пафоса. Вернувшись в Петербург, Гоголь усиленно работал над своими произведениями: это была вообще самая активная пора его творческой деятельности; он продолжал, вместе с тем, строить жизненные планы. В Викитеке есть тексты по теме: « «Гоголь-учёный» » С конца 1833 года он увлёкся мыслью столь же несбыточной, сколь несбыточными были его прежние планы относительно службы: ему казалось, что он может выступить на учёном поприще. В то время готовилось открытие Киевского университета , и он мечтал занять там кафедру истории, которую преподавал девицам в Патриотическом институте. В Киев приглашали Максимовича; Гоголь мечтал приступить к занятиям в Киеве вместе с ним, желал зазвать туда и Погодина; в Киеве его воображению представлялись русские Афины , где сам он думал написать нечто небывалое по всеобщей истории. Однако оказалось, что кафедра истории была отдана другому лицу; но зато вскоре, благодаря влиянию его высоких литературных друзей, ему предложена была такая же кафедра в Петербургском университете. Он действительно занял эту кафедру; несколько раз ему удалось прочесть эффектную лекцию, но затем задача оказалась ему не по силам, и он сам отказался от профессуры в 1835 году. В 1834 году он написал несколько статей по истории западного и восточного средневековья [27]. Портрет Гоголя, рисованный с натуры актёром П. Каратыгиным в 1835 году В 1832 году его работа несколько приостановилась из-за домашних и личных хлопот. Но уже в 1833 году он снова усиленно работает, и результатом этих годов были два упомянутые сборника. Сначала вышли «Арабески» две части, СПб. Здесь помещён был целый ряд произведений, в которых раскрывались новые поразительные черты таланта Гоголя. Впоследствии 1842 «Тарас Бульба» был полностью переработан Гоголем. Будучи профессиональным историком, Гоголь использовал фактические материалы для построения сюжета и разработки характерных персонажей романа. События, лёгшие в основу романа — крестьянско-казацкие восстания 1637 — 1638 годов , предводительствуемые Гуней и Острянином. По всей видимости, писатель использовал дневники польского очевидца этих событий — войскового капеллана Симона Окольского. К началу тридцатых годов относятся замыслы и некоторых других произведений Гоголя, таких как знаменитая « Шинель », « Коляска », может быть, «Портрет» в его переделанной редакции; эти произведения явились в « Современнике » Пушкина 1836 и Плетнёва 1842 и в первом собрании сочинений 1842 ; к более позднему пребыванию в Италии относится « Рим » в «Москвитянине» Погодина 1842. К 1834 году относят первый замысел « Ревизора ». Сохранившиеся рукописи Гоголя указывают, что он работал над своими произведениями чрезвычайно тщательно: по тому, что уцелело из этих рукописей, видно, как произведение в его известной нам, законченной форме вырастало постепенно из первоначального очерка, все более осложняясь подробностями и достигая, наконец, той удивительной художественной полноты и жизненности, с какими мы знаем их по завершении процесса, тянувшегося иногда целые годы. Основной сюжет «Ревизора», как позднее и сюжет « Мёртвых душ », был сообщён Гоголю Пушкиным. Всё создание, начиная от плана и до последних частностей, было плодом собственного творчества Гоголя: анекдот , который мог быть рассказан в нескольких строках, превращался в богатое художественное произведение. Старая страсть к театру овладела Гоголем в чрезвычайной степени: комедия не выходила у него из головы; его томительно увлекала мысль стать лицом к лицу с обществом; он с величайшей заботливостью старался, чтобы пьеса была исполнена в соответствии с его собственной идеей о характерах и действии; постановка встречала разнообразные препятствия, в том числе цензурные , и наконец могла осуществиться только по воле императора Николая. Но, с другой стороны, комедия встречена была с величайшим энтузиазмом теми элементами общества, которые сознавали существование этих недостатков и необходимость их преодоления, и в особенности молодым литературным поколением, увидевшим здесь ещё раз, как в прежних произведениях любимого писателя, целое откровение, новый, возникающий период русского художества и русской общественности. Таким образом, «Ревизор» расколол общественное мнение. Если для консервативно-бюрократической части общества пьеса казалась демаршем , то для ищущих и свободомыслящих поклонников Гоголя это был определённый манифест [1]. Самого Гоголя интересовал, в первую очередь, литературный аспект, в общественном плане он стоял вполне на точке зрения своих друзей Пушкинского круга, хотел только больше честности и правды в данном порядке вещей, и потому-то его особенно поразил тот разноголосый шум непонимания, который поднялся вокруг его пьесы. Впоследствии, в « Театральном разъезде после представления новой комедии », он, с одной стороны, передал то впечатление, какое произвёл «Ревизор» в различных слоях общества, а с другой — высказал свои собственные мысли о великом значении театра и художественной правды. Первые драматические планы явились Гоголю ещё раньше «Ревизора». В 1833 году он поглощён был комедией « Владимир 3-й степени »; она не была им докончена, но материал её послужил для нескольких драматических эпизодов, как « Утро делового человека », « Тяжба », « Лакейская » и «Отрывок». Первая из этих пьес явилась в «Современнике» Пушкина 1836 , остальные — в первом собрании его сочинений 1842. В том же собрании явились в первый раз « Женитьба », наброски которой относятся к тому же 1833 году, и « Игроки », задуманные в половине 1830-х годов. Утомлённый творческим напряжением последних лет и нравственными тревогами, каких стоил ему «Ревизор», Гоголь решил отдохнуть от работы, уехав в путешествие за границу. Карандашный портрет Н. Гоголя Э. Дмитриев-Мамонов , 1840-е гг. Гоголя, признаёт Почётным своим членом, с полною уверенностью в его содействии Московскому университету во всем, что к успехам наук способствовать может» [28]. За границей В июне 1836 года Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет. Сначала жизнь за рубежом как будто укрепила и успокоила его, дала ему возможность завершить его величайшее произведение — « Мёртвые души », но стала зародышем и глубоко фатальных явлений. Опыт работы с этой книгой, противоречивая реакция современников на неё так же, как в случае с «Ревизором», убедили его в огромном влиянии и неоднозначной власти его таланта над умами современников. Эта мысль постепенно стала складываться в представление о своём пророческом предназначении, и соответственно, об употреблении своего пророческого дара силой своего таланта на благо обществу, а не во вред ему. За границей он жил в Германии, Швейцарии, зиму провёл с А. Данилевским в Париже , где встретился и особенно сблизился с А. Смирновой и где его застало известие о смерти Пушкина , страшно его поразившее. В марте 1837 года он был в Риме , который чрезвычайно ему полюбился и стал для него как бы второй родиной. Европейская политическая и общественная жизнь всегда оставалась чужда и совсем незнакома Гоголю; его привлекала природа и произведения искусства, а Рим в то время представлял именно эти интересы. Гоголь изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, любовался народной жизнью и любил показывать Рим, «угощать» им приезжих русских знакомых и приятелей. Но в Риме он и усиленно работал: главным предметом этой работы были «Мёртвые души», задуманные ещё в Петербурге в 1835 году; здесь же, в Риме закончил он «Шинель», писал повесть «Анунциата», переделанную потом в «Рим», писал трагедию из быта запорожцев, которую, впрочем, после нескольких переделок уничтожил. Мемориальная доска, установленная на via Sistina 125 в Риме на доме, в котором проживал Гоголь. Надпись по-итальянски гласит: Великий русский писатель Николай Гоголь жил в этом доме с 1838 по 1842, где сочинял и писал свой шедевр. Доска установлена силами писателя П. Боборыкина Осенью 1839 года он вместе с Погодиным отправился в Россию, в Москву , где его встретили Аксаковы, восторженно относившиеся к таланту писателя. Потом он поехал в Петербург, где ему надо было взять сестёр из института; затем опять вернулся в Москву; в Петербурге и в Москве он читал ближайшим друзьям законченные главы «Мёртвых душ». Устроив свои дела, Гоголь опять отправился за границу, в любимый Рим; друзьям он обещал вернуться через год и привезти готовый первый том «Мёртвых душ». К лету 1841 года первый том был готов.

Николай Гоголь любил рукоделие. Например, он умел вязать, ткать пояса и шить наряды для своих сестер. По словам самого писателя, он не собирался сжигать 2-й том «Мертвых душ», как в прочем и ряд других произведений. На такие поступки его якобы толкал «злой дух». В процессе написания той или иной книги, Гоголь часто катал шарики из хлеба или ел разные сладости. Николай Гоголь любил угощать своих гостей напитком, который он иронично называл «гоголем-моголем». Он был приготовлен из козьего молока и рома. После кончины классика его состояние было оценено всего в 43 рубля. Самой ценной вещью оказались золотые часы, некогда принадлежавшие Василию Жуковскому , которые тот хранил в память об Александре Пушкине см. Незадолго до смерти Гоголь отказался от пищи, слег в постель и впал в беспамятство.

Братья и сестры остались малоизвестные. Любимым напитком Гоголя был «гоголь-моголь» Во время дружеских посиделок, писатель угощал всех своим любимым фирменным напитком «гоголем-моголем». Он лично дал ему такое название. Поэт смешивал козье молоко с ромом в равных количествах. Важное событие из жизни Однажды Н. Гоголь проснулся в середине ночи и потребовал сжечь второй том «Мертвых душ». Как выяснилось позднее, во сне его преследовали мистические персонажи, о которых он рассказывал в своем произведении. Другую причину сжигания второго тома, вы узнаете в конце статьи. Гоголь терпеть не мог грозу В пору гроз писатель старался все время проводить дома. Он не на шутку боялся раскатов грома и сверкания молний. Возможно, это природное явление негативно действовало на его психическое состояние, и мешало в его творчестве. Гоголь умер не своей смертью В течение жизни мир Гоголя был окутан мистическими событиями. Поэтому, до сих пор неизвестно при каких обстоятельствах умер писатель. Как утверждают эксперты, сравнительно молодой и совершенно здоровый человек умер из-за связи с мистическими силами. Истории с мистикой мы часто видим в его творчестве и произведениях. Николай Васильевич видел себя мертвым За несколько дней до собственной смерти писатель видел свое тело со стороны, у него были видения, в которых он слышал потусторонние голоса. Незадолго до этого он впал в нервное расстройство, узнав о смерти жены своего друга. Несомненно, для творческой натуры это было важное событие, которое сильно повлияло на его состояние. Тело Гоголя хоронили дважды А вот самое главное сведение из биографии, которое разошлось по миру после смерти писателя. Через 79 лет тело перезахоронили, а при открытии крышки гроба заметили, что голова была повернута на бок. Никто не знает почему. Остается только непроверенная информация. Хлебные шарики были музой писателя После смерти друзья кратко рассказали каким был Гоголь. Биография, интересные факты и общее впечатление о нем навсегда оказалось в душах поклонников его творчества. Близкие сообщили, что писателю было легче развивать мысль, раскатывая хлебные шарики по столу. Личная жизнь литературного деятеля никак не налаживалась. Родственники считали, что это связано с тем, что его душа была проникнута мистикой и потусторонним миром. Кроме того, будучи подростком, Гоголь писал необычные истории со страшным концом.

Кулинар и щеголь: 5 фактов о Николае Гоголе

Также у писателя явно наблюдалась тафефобия - страх погребения заживо. Он развился неспроста - в 1839 году Николай Васильевич переболел малярийныйм энцефалитом, после которого был подвержен обморокам с последующим продолжительным сном. И потому он около 10 лет старался не засыпать крепко, дремал ночами в кресле или на диване. А в "Выбранных местах из переписки с друзьями" написал: "Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения". Худшие опасения писателя не сбылись, хотя умирал он всё же мучительно, пусть и не в гробу, а в постели при врачах и друзьях. Считаем необходимым начать рассказ о тяжёлой гибели Николая Гоголя с его детских лет.

Факт, не находящий места в кратких биографиях литератора: мать пугала маленького сына пророчеством о Страшном суде и неминуемом наказании грешников. Исследователь К. Мочульский полагает: с тех пор Гоголь постоянно жил под террором загробного воздаяния. При жизни критика коллегами произведений и личности Гоголя неоднократно доходила до травли. В 1847 году в Петербурге опубликовали "Выбранные места из переписки с друзьями" в связи с задержкой выхода второго тома "Мёртвых душ" , писатель, в частности, изложил там идеи готовящегося произведения.

На автора обрушился шквал негодования, он отреагировал: "Здоровье мое... Дивлюсь, сам, как я еще остался жив". Но чтение тома друзьям вызвало хорошие отзывы, Гоголь оправился от депрессии. Но тут же получил отказ после первого и последнего в своей жизни предложения замужества - госпоже Виельгорской не все биографы находят этому подтверждение. Но протоиерей Матфей Константиновский сурово осудил такое творчество как греховное.

Больная тема ввергла писателя в новый виток депрессии. В те же дни умерла от болезни сестра его друга Языкова Екатерина Хомякова, к которой Николай Васильевич был невероятно духовно привязан. Одновременно несколько психотравмирующих ситуаций - и нежелание жить. Николай Васильевич одновременно панически боится смерти и не хочет оставаться в этом мире. Он прекращает есть и пить, почти не спит, много молится и отказывается от лекарств.

Впрочем, они и не спасли бы мирового классика - его лечили не от того. Ошибочно выявив у Гоголя менингит, медики усугубили его состояние кровопусканиями, которые категорически запрещены истощённым людям. Пациента втолкали в горячую ванну и обливали голову ледяной водой, держали без одежды.

Гоголь рассказывал друзьям, что французские врачи якобы обнаружили у него в организме аномалию — желудок писателя был перевернут «вверх дном».

Николай Гоголь никогда не был женат и не имел детей. Не осталось вообще никаких сведений о его любовных связях, поэтому считается, что литератор умер девственником. Гоголь любил готовить — особенно ему удавались вареники и галушки. При этом любимым блюдом писателя была итальянская паста со специями и пармезаном.

Писатель панически боялся грозы. Николаю Гоголю категорически не нравился его нос, хотя он и посвятил этой части тела отдельное произведение. Интересно, что на всех портретах писателя его нос выглядит по-разному — считается, что так художники намеревались запутать будущих исследователей жизни Гоголя.

Гоголя на Новодевичьем кладбище. Друзья хотели отпевать покойного в церкви преподобного Симеона Столпника , которую он любил и посещал [39]. Московский губернатор граф А. Закревский в своём письме шефу жандармов графу А. Орлову от 29 февраля 1852 года писал, что решение, в какой церкви отпевать Гоголя, обсуждалось собравшимися в доме графа Толстого друзьями — славянофилами А.

Хомяковым, К. Аксаковыми, А. Ефремовым, П. Киреевским, А. Кошелевым и Поповым.

Бывший также там профессор Московского университета Тимофей Грановский сказал, что приличнее отпевать его в университетской церкви — как человека, принадлежащего, некоторым образом, к университету. Славянофилы возразили, что к университету он не принадлежит, а принадлежит народу, а потому, как человек народный, и должен быть отпеваем в церкви приходской, в которую для отдания последнего ему долга может входить лакей, кучер и вообще всякий, кто пожелает; а в университетскую церковь подобных людей не будут пускать — то есть похороны проводить как общественные. Закревский приказал «Гоголя, как почётного члена здешнего университета, непременно отпевать в университетской церкви. Но в то же время и согласился с друзьями: «А чтобы не было никакого ропота, то я велел пускать всех без исключения в университетскую церковь. В день погребения народу было всех сословий и обоего пола очень много, а чтобы в это время было всё тихо, я приехал сам в церковь» [40].

Позднее, в 1881 году Иван Сергеевич Аксаков так писал об этой распре библиографу Степану Ивановичу Пономарёву : «Сначала делом похорон стали распоряжаться его ближайшие друзья, но потом университет, трактовавший Гоголя в последнее время как полусумасшедшего, опомнился, предъявил свои права и оттеснил нас от распоряжений. Оно вышло лучше, потому что похороны получили более общественный и торжественный характер, и мы все это признали и предоставили университету полную свободу распоряжаться, сами став в тени» [41]. Писатель был отпет в университетской церкви мученицы Татианы [39]. Похороны проходили в воскресный полдень 24 февраля 7 марта 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве. На могиле был установлен памятник, состоящий из двух частей: бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне « Голгофа » , на котором была высечена надпись славянскими буквами «Ей гряди Господи Иисусе!

КВ, ст. К»; чёрная мраморная плита, лежащая на базице из серого гранита. На ней гражданскими буквами были высечены следующие надписи: На верхней лицевой стороне: «Здесь погребено тело Николая Васильевича Гоголя. Родился 19 марта 1809 года. Скончался 21 февраля 1852 года»; На малой стороне плиты, обращённой к зрителю: «Горьким словом моим посмеются.

Иеремии глав. Притчей гл. На большой боковой стороне плиты, скрытой от зрителя к решётке : «Истиным же уста исполнит смеха, о устне же их исповедания. Иова гл. По преданию, И.

Аксаков сам выбрал камень для могилы Гоголя где-то в Крыму гранильщики называли его «черноморский гранит». В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт, а некрополь вскоре ликвидирован. Туда же была перенесена и «Голгофа» [43]. Согласно одним его воспоминаниям «Перенесение праха Н. Гоголя» , написанным спустя 15 лет после события и опубликованным посмертно в 1991 году в «Российском архиве», в могиле Гоголя отсутствовал череп писателя [44].

Согласно другим его воспоминаниям, передаваемым в форме устных рассказов студентам Литературного института в бытность Лидина в 1970-е годы его профессором — череп Гоголя был повёрнут на бок. Об этом свидетельствует бывший студент В. Лидина, а позднее старший научный сотрудник Государственного Литературного музея Ю. Алёхин [45]. Обе эти версии носят апокрифический характер.

Они и породили множество легенд, в том числе о «захоронении Гоголя в состоянии летаргического сна» и «похищении черепа писателя для коллекции известного московского собирателя театральной старины А. Бахрушина ». Такой же противоречивый характер носят многочисленные воспоминания об осквернении могилы Гоголя советскими писателями и самим Лидиным при эксгумации захоронения Гоголя, публикуемые СМИ со слов всё того же В. Лидина [46] [47] [48] [49] [50] [51]. В 1952 году на могиле вместо «Голгофы» установили новый памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Н.

Булгакова , подыскивавшая подходящее надгробие для могилы покойного мужа , М. Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича. Таким образом, исполнилась мечта писателя: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью» [52]. К 200-летию со дня рождения писателя по инициативе членов оргкомитета юбилея [53] могиле был придан почти первоначальный вид: бронзовый крест на чёрном камне. Творчество Основная статья: Библиография Николая Гоголя Ранним исследователям литературной деятельности Гоголя представлялось, писал А.

Пыпин , что его творчество разграничивается на два периода: первый, когда он служил «прогрессивным стремлениям» общества, и второй, когда он стал религиозно-консервативным. Другой подход к изучению биографии Гоголя, включавший, среди прочего, анализ его переписки, раскрывавшей его внутреннюю жизнь, позволил исследователям прийти к выводу, что как, по-видимому, ни противоположны мотивы его повестей, «Ревизора» и «Мёртвых душ», с одной стороны, и «Выбранных мест» — с другой, в самой личности писателя не было того перелома, какой в ней предполагался, не было брошено одно направление и принято другое, противоположное; напротив, это была одна цельная внутренняя жизнь, где уже в раннюю пору были задатки позднейших явлений, где не прекращалась основная черта этой жизни — служение искусству; но эта личная жизнь была осложнена внутренним взаимным оспариванием поэта-идеалиста, писателя-гражданина и последовательного христианина [7]. О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных». При этом изображённые им лица не были просто повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои чаще, чем у кого-либо другого из русских писателей, становились именами нарицательными.

Другая личная черта Гоголя заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания, и эта черта сказалась потом, в 1830-х, сознательным желанием обличать общественные язвы и испорченность, и она же развилась в высокое представление о значении искусства, стоящего над толпой как высшее просветление идеала… Памятник Н. Гоголю работы скульптора Н. Андреева 1909 Все коренные представления Гоголя о жизни и литературе были представления Пушкинского круга. Художественное чувство его было сильно, и, оценив своеобразный талант Гоголя, кружок приложил заботы и о его личных делах. Как полагал Пыпин, Пушкин ожидал от произведений Гоголя больших художественных достоинств, но едва ли ожидал их общественного значения, как потом не вполне его оценивали друзья Пушкина и как сам Гоголь готов был дистанцироваться от него [7].

Гоголь дистанцировался от того понимания общественного значения своих произведений, какое вкладывала в них литературная критика В. Белинского и его круга, критика социально-утопическая. Но при этом Гоголь сам был не чужд утопизма в сфере социального переустройства, только его утопия была не социалистической, а православной. Идея « Мёртвых душ » в окончательном виде — не что иное, как указание пути к добру абсолютно любому человеку [54]. Три части поэмы — это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая» [55].

Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей. Таким образом, литературное произведение нагружалось прикладной задачей исправления человеческих пороков. Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала [54]. И при этом писатель намеревался написать свою поэму не просто условно-схематичной, но живой и убедительной. После смерти Пушкина Гоголь сблизился с кругом славянофилов , или собственно с Погодиным и Шевырёвым , С.

Аксаковым и Языковым ; но он остался чужд теоретическому содержанию славянофильства, и оно ничем не повлияло на склад его творчества. Кроме личной приязни, он находил здесь горячее сочувствие к своим произведениям, а также и к своим религиозным и мечтательно-консервативным идеям. Гоголь не видел России без монархии и православия, он был убеждён, что церковь не должна существовать отдельно от государства [56]. Однако позднее в старшем Аксакове он встретил и отпор своим взглядам, высказанным в «Выбранных местах». Самым острым моментом столкновения мировоззренческих представлений Гоголя со стремлениями революционной части общества явилось письмо Белинского из Зальцбрунна, сам тон которого больно ранил писателя Белинский своим авторитетом утвердил Гоголя главою русской литературы ещё при жизни Пушкина , но критика Белинского уже ничего не могла изменить в духовном складе Гоголя, и последние годы его жизни прошли, как сказано, в мучительной борьбе художника и православного мыслителя.

Бюст Н. Гоголя в Днепре , Украина Для самого Гоголя эта борьба осталась неразрешённой; он был сломлен этим внутренним разладом, но тем не менее значение основных произведений Гоголя для литературы было чрезвычайно глубокое. Не говоря о чисто художественных достоинствах исполнения, которые уже после самого Пушкина повысили уровень возможного художественного совершенства у писателей, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в предшествующей литературе и расширял круг тем и возможности литературного письма. Однако одними художественными достоинствами невозможно объяснить ни того энтузиазма, с каким принимались его произведения в молодых поколениях, ни той ненависти, с какою они встречены были в консервативной массе общества. Волею судьбы Гоголь явился знаменем нового социального движения, которое формировалось вне сферы творческой деятельности писателя, но странным образом пересеклось с его биографией, поскольку на данную роль иных фигур подобного масштаба в этот момент у этого социального движения не было.

В свою очередь, Гоголем были ошибочно истолкованы надежды читателей, возлагаемые на окончание « Мёртвых душ ». Поспешно обнародованный конспективный эквивалент поэмы в виде «Выбранных мест из переписки с друзьями» обернулся чувством досады и раздражения обманутых читателей, поскольку среди читателей сложилась устойчивая репутация Гоголя-юмориста. К иному восприятию писателя публика пока была не готова. Дух гуманности, отличающий произведения Достоевского и других писателей после Гоголя, уже ярко раскрывается в гоголевской прозе, например, в « Шинели », «Записках сумасшедшего», «Мёртвых душах». Первое произведение Достоевского примыкает к Гоголю до очевидности.

Точно так же изображение отрицательных сторон помещичьего быта, взятое на вооружение писателями « натуральной школы », обычно возводят к Гоголю. В дальнейшей работе новые писатели совершали уже самостоятельный вклад в содержание литературы, так как жизнь ставила и развивала новые вопросы, — но первые мысли были даны Гоголем. Произведения Гоголя совпадали с зарождением социального интереса, которому они сильно послужили и из которого литература не выходила вплоть до конца XIX века. Но эволюция самого писателя происходила куда сложнее, чем формирование «натуральной школы». Сам Гоголь мало совпадал с «гоголевским направлением» в литературе.

Любопытно, что в 1852 году за небольшую статью в память о Гоголе И. Тургенев был подвергнут аресту в части и месячной ссылке в деревню. Объяснение этому долгое время находили в нерасположении николаевского правительства к Гоголю-сатирику. Позднее было установлено, что истинным мотивом запрета было желание правительства наказать автора «Записок охотника», а запрещение некролога по причине нарушения автором цензурного устава печать в Москве статьи, запрещённой цензурой в Петербурге , было лишь поводом пресечь деятельность социально-опасного с точки зрения николаевской цензуры литератора [57]. Единой оценки личности Гоголя в качестве проправительственного или антиправительственного писателя среди чиновников Николая I не существовало.

Так или иначе, второе издание «Сочинений», начатое в 1851 году самим Гоголем и не оконченное вследствие его преждевременной смерти, могло выйти только в 1855 — 1856 годах. Но связь Гоголя с последующей литературой не подлежит сомнению. Связь эта не ограничилась XIX веком. В следующем веке освоение творчества Гоголя происходило на новом этапе. Многое для себя нашли в Гоголе писатели символисты: образность, чувство слова, «новое религиозное сознание» — Ф.

Сологуб , Андрей Белый , Д. Мережковский и т. Позднее свою преемственность с Гоголем установили М. Булгаков , В. Гоголь и православие Н.

Бердяев , считавший Гоголя одним из самых загадочных русских писателей [58] , трактовал сожжение писателем второго тома «Мёртвых душ» как «мучительную религиозную драму…при обстоятельствах, остающихся загадочными»: Трагедия Гоголя была в том, что он никогда не мог увидеть и изобразить человеческий образ, образ Божий в человеке. И это его очень мучило. У него было сильное чувство демонических и магических сил. Гоголь наиболее романтик из русских писателей, близкий к Гофману. У него совсем нет психологии, нет живых душ.

О Гоголе было сказано, что он видит мир sub specie mortis лат. Он сознавался, что у него нет любви к людям. Он был христианин, переживавший своё христианство страстно и трагически. Но он исповедывал религию страха и возмездия. В его духовном типе было что-то не русское [58].

Первый том «Мертвых душ» Гоголь издал в состоянии крайнего душевного напряжения. Не отличаясь крепким физическим здоровьем, Гоголь переживал каждую смерть в своем кругу тяжело и мучительно, его по-прежнему беспокоили видения. К лету 1845 года писателя настиг очередной душевный кризис: он составил завещание и в порыве гнева бросил рукописи второго тома «Мертвых душ» в огонь. Следующим эпатажным поступком в его жизни стал уход в монастырь, где Николай надеялся найти спасение от близкой смерти. Он предчувствовал смерть, поэтому решился стать монахом. Из-за припадков и неадекватности поведения в монастыре он не встретил понимания, но именно там понял, как ему продолжить свое произведение. Все это время он периодически возвращался к работе над другими версиями романа и мечтал завершить его.

Писатель практически помешался на религиозной чистоте и просветлении, приняв решение служить Творцу на литературном поприще. Осенью 1850 года болезнь немного отпустила утомленного писателя. Поездка в Одессу принесла ему облегчение и подарила надежду. Веселый и вдохновленный Гоголь вернулся в Москву и снова продолжил работу над вторым томом своего главного произведения. Друзья одобрили начало книги, и с удвоенной энергией создатель романа завершил его согласно своему замыслу. В это время он снова почувствовал душевный упадок и опустошенность, все ярче стал возникать в его мыслях призрак смерти. Точно такие же мучения были и у его отца перед уходом того из жизни.

Усугубляли неустойчивое состояние разговоры с фанатичными священниками и экзальтированными личностями из окружения. Гоголя беспокоили сцены предстоящего Страшного суда, он часами размышлял о своей греховности. Духовный наставник требовал от писателя отречься от его бессменного кумира — Пушкина, что приблизило миг безумства. Он искал универсальное лекарство от страха и страдал от жутких видений, по свидетельствам близких пытался установить контакт с ангелами. Смерть Гоголя: загадочные факты Второй том «Мертвых душ» в огне Ночью 12 февраля 1852 года случилось самое мистическое происшествие, которое долго ставило в тупик исследователей биографии Гоголя. В тот вечер он долго молился перед домашними иконами, затем вместе со слугой собрал пачку бумаг и велел сжечь их в камине, после чего впал в истерику и долго рыдал. Он был уверен, что сжечь роман его заставил злой дух.

Друзья были обеспокоены состоянием Гоголя, который, будучи больным, строго соблюдал пост. По одной из версий, был сожжен заново переписанный второй том «Мертвых душ», который дался Гоголю с большим трудом и напряжением. Выяснилось позже, что рукопись сохранилась среди бумаг: осталось неясным, что же в ту ночь сгорело в огне. С этой даты начинается перелом в болезни писателя. Ему не дают покоя хронические страхи. С детства он мучился от тафофобии, боязни быть захороненным заживо и задохнуться в гробу.

Какие самые интересные и малоизвестные факты о Н.В.Гоголе?

Гоголь всегда отличался удивительными способностями к запоминанию: он мог легко и за короткий срок заучить большой объем информации. Но в процессе учебы у него были проблемы с иностранными языками. В юности Гоголь имел необычное для мальчика хобби — он шил и вязал, раздавая затем одежду своим сестрам. Себя будущий писатель украшал шейными платками, которые тоже шил сам. Истории матери. Маленького Гоголя мать пугала страшными историями про ад и загробный мир, говоря о том, что грешники будут наказаны, а благонравные люди вознаграждены. Эти рассказы произвели на мальчика неизгладимое впечатление, что отразились на его дальнейшей жизни.

Портрет Н. Художник А. Двойная фамилия. Поначалу у писателя была двойная фамилия — Гоголь-Яновский. Сам писатель говорил, что вторую часть придумали поляки и ее можно отбросить. Со временем Николая Васильевича все чаще стали называть просто Гоголем.

В свое время Гоголь был модным литератором, простецкие словечки и речевые обороты из его произведений быстро переняли аристократы. История от Пушкина. Одно из своих произведений Гоголь написал с подачи А. История была основана на реальных событиях, случившихся в Новгородской губернии. Писатель много раз хотел забросить свое творение, но Пушкин уговаривал его продолжить работу. Мог стать художником.

В детстве Николай любил рисовать, но в семье его художества не оценили, а родителям рисунки казались странными. Из-за оценки взрослых Гоголь отказался от занятий живописью. Мистические странности. Писатель был чудаковат. Его с юности преследовал страх смерти, поэтому Гоголь спал сидя в течение многих лет. Он боялся грозы, считая ее карой господней.

На прогулке ходил строго по левой части бульвара, создавая помехи на пути других пешеходов, что было неудобно и ему самому. Самым популярным произведением классика до сих пор считается повесть «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Но оказалось, им нужна горничная, а отдельной комнаты для нее нет. Писатель не растерялся и заставил слугу Якима быстренько жениться на Матрене, горничной сестер.

К нему в каморку ее и подселили. В личной жизни Гоголя все было беспросветно — везение в литературе не распространялось на любовную сферу. Он был влюблен в придворную красавицу Александру Смирнову-Россет , затем увлекся графиней Анной Виельгорской , но не сложилось — писатель не подходил по статусу. Впоследствии Гоголь писал, что он не будет никогда связывать себя узами брака.

Писатель поинтересовался, в чем дело, ему ответили, что наборщиков насмешила повесть «Вечера на хуторе близ Диканьки», присланная для печати. Гоголь отметил : «Из этого я заключил, что я писатель совершенно во вкусе черни». Николай Васильевич был сладкоежкой и отправлял в рот конфету за конфетой, создавая свои великие произведения. А для лучшей концентрации любил катать хлебные мякиши.

Александр Сергеевич Пушкин подарил Гоголю два щедрых подарка — идею для создания повести «Ревизор» и собаку — мопса по кличке Джози, который стал любимчиком писателя. В примечании к повести «Вий» Гоголь написал , что повесть «есть народное предание», которое он передал именно так, как слышал, ничего не изменив. Между тем, исследователями до сих пор не найдено ни одного произведения фольклора, которое напоминало бы повесть «Вий». Имя главного злого духа Вия Гоголю навеял «железный Ний» — властелин преисподней из украинской мифологии.

К Нию писатель прибавил украинское слово «вия» — ресница, так и получился устрашающий Вий с огромными веками. Гоголь утверждал, что вовсе не собирался сжигать второй том «Мертвых душ». Вообще, вся гипотеза о сожжении основана только на его словах и показаниях его крепостного слуги. Есть даже идея, которую никто пока не опроверг: второго тома Гоголь так и не написал, ведь до нас дошли лишь его черновые рукописи — начальные главы.

А что он сжег и имел ли место такой эпизод в принципе, так и осталось загадкой. Илья Репин. Николай Гоголь сжигает второй том «Мертвых душ».

Либо уже неизлечимое коматозное состояние — спят 20 лет. Это же страшное дело. Гоголь, могилу которого вскрыли, перевернулся там, в гробу.

Надо было его в склеп положить — сам бы проснулся. Кстати, пробуждение после коматозного состояния, даже кратковременного, пробуждает новый виток болезни. То есть после любой отключки они все больше и больше погружаются в болезнь. Либо кома, либо летаргическое состояние. Бывают разные виды ком — диабетическая, печеночная, а бывает летаргическая кома, природа которой неизвестна. Коматозное состояние всегда связано с потерей сознания и с определенным состоянием отключения — мерцающим сознанием.

Так вот, очень может быть, что летаргическую кому как раз и вызывает Virus Vampirus" "Признаки вампиризма " astro. Бердяев не зря пишет: "Трагедия Гоголя была в том, что он никогда не мог увидеть и изобразить человеческий образ, образ Божий в человеке. И это его очень мучило. У него было сильное чувство демонических и магических сил. Гоголь наиболее романтик из русских писателей, близкий к Гофману. У него совсем нет психологии, нет живых душ.

О Гоголе было сказано, что он видит мир sub specie mortis лат.

По воспоминаниям современников писателя, он немного стеснялся своего «немужского» увлечения. Гоголь неохотно показывал окружающим свои вышивки, а сыну его друзей, который попросил связать ему шерстяные чулки, он и вовсе «надрал уши». Гоголь был крайне суеверным В детстве писателя мать часто рассказывала ему страшные истории о разнообразной нечисти. Это сделало классика очень суеверным — он видел злых духов даже в самых безобидных вещах. Например, он часто во время прогулок убивал тростью ящериц и червей — они напоминали ему чертей. Писатель Григорий Данилевский вспоминал, как Гоголь рассказывал ему, что чуть не утопил кошку. Однажды ночью она напугала классика, и он решил, что через ее глаза на него смотрит нечистая сила.

В итоге писатель поймал кошку и выкинул ее в пруд — от греха подальше. Гоголь коллекционировал книги Писатель был страстным библиофилом.

Кулинар и щеголь: 5 фактов о Николае Гоголе

Какие самые интересные и малоизвестные факты о Н.В.Гоголе? Наверное, каждый знает талантливого, непревзойденного русского прозаика, драматурга и публициста Николая Васильевича Гоголя.
Чего мы не знаем о Гоголе? Мы в ADME покопались в биографии писателя и нашли кое-что любопытное.
Please wait while your request is being verified... Смотрите видео онлайн «Топ 10 Фактов Гоголь Николай Васильевич» на канале «BodyArtVisions» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 4 ноября 2023 года в 20:02, длительностью 00:04:10, на видеохостинге RUTUBE.
Николай Гоголь: факты из жизни Интересные факты про Николая Васильевича Гоголя.
Николай Васильевич Гоголь «Пушкин отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал никому другому, — вспоминал впоследствии Гоголь.

Мистика и тайны: как великий Гоголь создавал свои бессмертные произведения

Еще одиннадцать детей кроме Николая, было в семье Гоголя. Второй том поэмы «Мертвые души» был сожжен в 1852 году Гоголем. Писатель любил работать по ночам. Третьим в семье родился Гоголь. Мертвыми родились первые два брата писателя. В честь иконы Святого Николая получил имя Гоголь. Неважные результаты показывал писатель в годы учебы в гимназии. Грамматика русского языка и рисования это основные предметы, в которых хорошо разбирался Николай. В гимназии к Гоголю применялись наказания в виде порки. Всю жизнь преследовала мистика талантливого писателя. Большим количеством странностей отличался Гоголь, что видно из его творчества.

Кулинария и рукоделие было любимым хобби автора. Писатель был подвержен частым депрессиям и психическим расстройствам. Гоголь был заядлым сладкоежкой. На реальных событиях был основан сюжет «Ревизора». Некоторые исследователи утверждают, что Гоголь мог быть латентным гомосексуалистом. Существенно ухудшилось в конце жизни психическое состояние писателя. Первой красавицей Полтавщины была мать Гоголя. С уважаемого дворянского рода Гоголь-Янковских происходит талантливый писатель. Гетман Правобережной Украины был основателем рода Гоголя. По мотивам произведений Гоголя было снято множество фильмов: Вий 1967 г.

В 10 лет Гоголь вступает в Неженскую гимназию. Живописью, театром и чтением увлекается писатель в школьные годы. В 1828 году первые произведения писателя увидело общество. Писатель всегда мечтал написать книгу, посвященную украинским традициям и обычаям. В 1830 году был издано первое произведение Гоголя.

Статусы Николай Гоголь: факты из жизни Гоголь считается одним из величайших писателей не только в отечественной, но и в мировой литературе. Биографию великого литератора большинство читателей проходило в курсе школьной программы, и считается, что в ней нет «белых пятен». Однако даже для близких людей и друзей писателя не всегда были понятны мотивы его поступков, не говоря о поколении, которое живёт через столько десятилетий после окончания жизни Гоголя. Биография Николая Васильевича очень интересна, она полна интересными фактами, трагическими событиями и мистическими совпадениями. Тайна рождения Появлению на свет выдающегося автора предшествовала целая цепь событий. Его мать была девушкой удивительной красоты, но не это привлекло к ней супруга — Василия Гоголя-Яновского. Свою будущую невесту тот увидел во сне. Когда ей был всего год от роду, Гоголь-Яновский впервые познакомился с ней, если можно считать знакомством встречу годовалой девочки и пятнадцатилетнего юноши. В 14 лет она была обвенчана с суженым, который был в два раза старше. После свадьбы пара страстно мечтала о детях, но такая милость им долго не была дарована. Дело в том, что оба рода, из которых происходили родители Николая Васильевича, не отличались крепким здоровьем. Сам Василий Гоголь-Яновский страдал от приступов лихорадки, а за пару суток до смерти у него открылось кровотечение горлом. В семье матери несколько человек страдали психическими расстройствами, да и сама она была крайне впечатлительной особой. Двое первых детей умерли сразу после того, как появились на свет, что переносилось молодыми родителями чрезвычайно болезненно и сложно. Юная Мария Ивановна приняла решение искать помощи у Бога, поэтому решилась на отчаянную меру: она пешком ходила из родового имения в церковь, расположенную в Великих Сорочинцах, чтобы бить поклоны у иконы Николая Чудотворца. Стоя на коленях, она просила у святого заступника дать им с мужем ребёнка, которого обязалась назвать Николаем. К великой радости Гоголей-Яновских скоро Мария Ивановна узнала, что беременна в третий раз. Своё обещание она выполнила и 1 апреля 1809 года родила здорового мальчика, которого нарекли Николаем. Истоки психической нестабильности Потеряв двух детей, мать Гоголя плохо справлялась с тревогами о здоровье своего единственного ребёнка. Она была очень набожной женщиной, её душу мучили плохие предчувствия и суеверные приметы, что не сложно понять после таких огромных потрясений. Мария Ивановна бесконечно выискивала у сына новые симптомы и диагнозы и докучала с ними уездным врачам. Свой суеверный ужас она передала и детям. С ранних лет она красочно рассказывала сыну о грядущем Страшном суде. По его личным воспоминаниям, жуткие и мистичные картины, которые вызывали в воображении Николая Васильевича эти рассказы, возвращались к нему в кошмарных снах всю жизнь. Детство Будущий писатель был крайне застенчивым, угрюмым и необщительным ребёнком. Даже по отношению к младшим братьям и сёстрам он не проявлял дружелюбия, избегал игр с ними, предпочитая одиночество, что так нехарактерно для детских лет.

Появились единомышленники, с которыми он стал издавать рукописный журнал, помещая в нем свои статьи, рассказы, стихотворения. Среди них — историческая повесть «Братья Твердиславичи», сатирический очерк «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», в котором он высмеивал нравы местных обывателей. Начало литературного пути Гоголь рано стал интересоваться литературой, в особенности стихами. Его любимым поэтом был Пушкин, и он переписывал в свои тетради его "Цыган", "Полтаву", главы "Евгения Онегина". К этому времени относятся и первые литературные опыты Гоголя. Другим увлечением Гоголя-гимназиста был театр. Он принимал горячее участие в постановке школьных спектаклей, играл комические роли, рисовал декорации. У Гоголя рано пробудилась неудовлетворенность затхлой и тусклой жизнью нежинских "существователей", мечты о служении благородным и высоким целям. Мысль о будущем, о "служении человечеству", уже тогда захватывает Гоголя. Эти восторженные стремления, эта жажда общественно-полезной деятельности, резкое отрицание обывательской успокоенности, нашли свое выражение и в первом дошедшем до нас его поэтическом произведении-поэме "Ганц Кюхельгартен". Читайте также: Творчество Гоголя Мечты и планы будущей деятельности влекли Гоголя в столицу, в далекий и заманчивый Петербург. Здесь он думал найти применение своим способностям, отдать свои силы на благо общества. По окончании гимназии, в декабре 1828 года, Гоголь уезжает в Петербург. Петербург неласково встретил восторженно настроенного юношу, приехавшего из далекой Украины, из тихой провинциальной глуши. Со всех сторон Гоголя постигают неудачи. Чиновно-бюрократический мир с равнодушным безразличием отнесся к молодому провинциалу: служба не находилась, столичная жизнь для юноши, обладавшего весьма скромными средствами, оказалась очень трудной. Горькое разочарование испытал Гоголь и на литературном поприще. Возлагаемые им надежды на поэму "Ганц Кюхельгартен", привезенную из Нежина, не оправдались. Изданная в 1829 году под псевдонимом В. Алов поэма успеха не возымела. В конце 1829 года Гоголю удалось устроиться на службу мелким чиновником в департамент государственного хозяйства и публичных зданий. Однако не долго он проработал на этой должности и уже в апреле 1830 года поступил писцом в департамент уделов. В эти годы Гоголь узнал лишения и нужду, испытываемую в Петербурге большей частью служилого, необеспеченного люда. Целый год он прослужил чиновником в департаменте. Однако чиновничья служба мало его привлекала. В это же время он посещал Академию художеств, занимаясь там живописью. Возобновились его литературные занятия, но теперь Гоголь уже не пишет мечтательно-романтических поэм вроде "Ганца Кюхельгартена", а обращается к хорошо знакомой ему украинской жизни и фольклору, начиная работу над книгой повестей, которую он озаглавил «Вечера на хуторе близ Диканьки». В 1831 году состоялось долгожданное знакомство с Пушкиным, перешедшее вскоре в тесную дружескую близость писателей. Гоголь нашел в Пушкине старшего товарища, литературного руководителя. Гоголь и театр В 1837 г. Суждения Гоголя ломали установившиеся каноны и утверждали необходимость для русской сцены нового художественного метода — реализма. Гоголь подверг критике два популярных жанра, завладевших в те годы «театрами всего света»: мелодраму и водевиль. Гоголь резко осуждает основной порок этого жанра: Лжет самым бессовестным образом наша мелодрама Мелодрама не отражает жизни общества и не производит на него должного воздействия, возбуждая в зрителе не участие, а какое-то «тревожное состояние».

Факт 3 Душевные приступы заканчивались у Гоголя импульсивными действиями. Так он сжег поэму «Ганц Кюхельгартен», а перед смертью - второй том «Мертвых душ». Факт 4 Гоголь переживал из-за своего длинного носа и просил рисовавших его художников сделать нос на портретах менее заметным.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий