Новости эпопея челюскина год

В сентябре 1989 года затонувший "Челюскин" нашел Сергей Мельникофф на гидрографическом судне "Дмитрий Лаптев". 13 февраля 2012 года исполнится 78 лет с момента, когда мир облетит весть о страшном кораблекрушении парохода «Челюскин», который позже назовут советским Титаником.

Вы точно человек?

Так 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. 2 августа 1933 года "Челюскин" покинул Мурманск и вышел на Владивосток. Пароходу «Челюскин», который отправился в свое последнее плавание из Мурманска во Владивосток 2 августа 1933 года, предстояло доказать, что вполне реально пройти Северным морским путем за одну навигацию. 90 лет назад, 13 апреля 1934 года, завершилась челюскинская эпопея, когда советские лётчики совершили подвиг, спасая участников полярной экспедиции, находившихся на арктическом льду после крушения парохода «Челюскин».

«Челюскинская эпопея – трагедия, ставшая триумфом»

В Беларуси чтут подвиг советских полярников, ведь возглавлял тот поход сквозь льды их земляк, уроженец Белой Руси. Это место отдыха жителей столицы Беларуси имеет статус историко-культурной ценности —как памятник истории и ландшафтной архитектуры. Когда-то этим местом входившим в имение Большая Слепня владели знаменитые белорусские князья Радзивиллы, потом — знатная династия Ваньковичей. Парк в 1955 году был частично превращен в мемориал — в его северо-восточной части появилась скульптура женщины в скорби. Здесь захоронено свыше 10 тысяч советских военнопленных, подпольщиков и просто мирных жителей, расстрелянных фашистскими оккупантами.

А в самом парке, поодаль от мемориала — аттракционы, тенистые аллеи… Здесь высажены в различное время свыше 22 тысяч ценных и декоративных деревьев, как хвойных, так и лиственных. Но не только в Минске есть наименования, увековечивающие память героев-челюскинцев. В Могилеве одна из главных улиц именуется улицей Челюскинцев, а к ней примыкает проспект Шмидта, названный так в честь руководителя той полярной экспедиции. Удивительное совпадение: О.

Шмидт появился на свет буквально за несколько месяцев до трагической гибели другого великого уроженца белорусской земли, крупнейшего исследователя Сибири и Заполярья Ивана Дементьевича Черского. И теперь поселки городского типа, названные именами этих самоотверженных людей, расположены неподалеку друг от друга, практически — на одной широте: поселок Черский на крайнем северо-востоке Якутии, почти в самом устье Колымы, и поселок Мыс Шмидта на Чукотке, на берегу «Студеного моря», как наши далекие предки называли Северный Ледовитый океан. Впрочем, вряд ли можно в полной мере назвать это простым совпадением. Ведь О.

Шмидт, безусловно, был учеником и продолжателем дела Ивана Черского, который мечтал о том, чтобы преодолевать Северный Морской путь — от Мурманска до Владивостока — за одну короткую полярную навигацию. Именно этому была посвящена жизнь и деятельность Отто Юльевича Шмидта. Как исследователь труднодоступных для человека районов Отто Шмидт впервые прославился в 1928-м, во время первой в истории советско-германской экспедиции на Памир. Целью экспедиции было изучение и восхождение на наиболее высокие вершины Западного Памира.

И тогда альпинисты, в числе которых был О. Шмидт, достигли существенных результатов. И Шмидту доверили более серьезные, ответственные задачи. В 1929-1934 годах он руководил знаменитыми арктическими экспедициями на ледокольных пароходах «Седов», «Сибиряков» и «Челюскин».

И на судне «Георгий Седов» вместе с его капитаном Владимиром Ивановичем Ворониным, ровесником и другом Отто Юльевича, цель полярной экспедиции под командованием Шмидта была «почти» достигнута. Но… Льды не пустили корабль дальше архипелага Северная Земля. Так советские полярники впервые столкнулись с неумолимой силой арктической природы. Но Шмидт и его товарищи открыли новые острова, новые земли и нанесли их на карту, водрузив над ледяными просторами флаг своей страны.

На ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» Шмидт вплотную приблизился к осуществлению своей мечты. И снова — вместе с капитаном В. Впервые в истории за одну летнюю арктическую навигацию корабль прошел путь от Белого Архангельск до Берингова моря. Осталась небольшая неудовлетворенность результатом, ведь вышедший из строя и потерявший свой собственный ход, начавший дрейфовать еще в Чукотском море «Сибиряков» конец пути проделал на буксире от Берингова пролива до Петропавловска-Камчатского.

Надо было заканчивать начатое, окончательно «торить дорогу» советским кораблям по Севморпути. Для этого уже в 1933 году была организована экспедиция под командованием академика Шмидта и капитана Воронина на куда более крупном и мощном судне — «Челюскине».

Кудревич, был убит лейтенант Н. Головизнин, распоряжавшийся спуском на воду вельбота.

Инженер-механика В. Анастасова взрывом снаряда выбросило за борт. В 7 часов 10 минут орудия «Стерегущего» замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников.

Осматривавший «Стерегущего» перед буксировкой японский мичман Ямадзаки докладывал: «В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд — в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт.

Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки — картина ужасная. Установленные для защиты койки местами сгорели.

В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного — только на самой корме лежал один труп.

Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя». В заключение Ямазаки сделал вывод: «Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию».

Также в мероприятии участвовали потомки исследователей Севера, учёные, путешественники, общественные деятели. Предстоящее в 2024 году 90-летие спасения «челюскинцев» является одной из приоритетных тем РИО. Российское историческое общество направило обращение в адрес губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова с предложением установить монумент «челюскинцам» в Удельном парке, который с 1934 по 1991 годы носил название Парк Челюскинцев. Данное предложение было поддержано, в настоящий момент вопрос об установке памятника прорабатывается.

Текст: Анастасия Димитриева.

Течь в трюме усилилась, лопнул один из шпангоутов. Но назад поворачивать смысла не было: казалось, что до Берингова пролива уже рукой подать. В середине сентября, когда «Челюскин» проплывал мимо острова Колючин, восемь заболевших участников экспедиции на собачьих упряжках переправили на берег. Wikimedia Commons К 23 сентября погода в Чукотском море ухудшилась, и пароход вмёрз в лёд. Произошло это примерно там же, где год назад потерпел аварию «Александр Сибиряков», поэтому Воронин и Шмидт считали, что им снова удастся достичь конечной точки маршрута. Вместе со льдами «Челюскин» больше месяца дрейфовал на восток и 4 ноября вошёл в Берингов пролив.

Лётчик Бабушкин , летавший на разведку на самолёте-амфибии, докладывал, что до чистой воды оставались считанные мили, а значит, близко освобождение из ледового плена. Внезапно льды двинулись на север, а затем — на северо-запад. Челюскин вместе с ними вновь оказался в Арктике. Его вынужденный дрейф продолжался ещё три месяца суровой полярной зимы. Льды всё сильнее стискивали корпус парохода… 13 февраля в Москве получили радиограмму: «В 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэллен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов…». Это послание было отправлено уже из ледового лагеря. Понимая, что гибель корабля неизбежна, челюскинцы за несколько дней перенесли на лёд всё содержимое трюмов, в первую очередь — продовольствие и топливо. Из снятых с палубы досок соорудили бараки.

Во время разгрузки «Челюскина» погиб, придавленный сместившимся грузом завхоз экспедиции Борис Могилевич. В ледовом лагере, посреди полярной ночи, остались 104 человека, в том числе двое маленьких детей. Пока в Москве готовились к спасению челюскинцев, те налаживали свою жизнь во льдах. Их главной задачей стала расчистка большого пространства, на которое могли бы садиться самолёты. Все понимали, что вывезти их на большую землю возможно только по воздуху. Ледовый аэродром постоянно заносило снегом, на нём возникали трещины, и на поддержание его в постоянной готовности уходили все силы полярников. По вечерам Шмидт читал челюскинцам лекции по философии. В лагере, как и в любом советском коллективе, регулярно выходила стенгазета.

Граждане Советского Союза с замиранием сердца следили за эпопеей челюскинцев. Срочно готовилось перебазирование на Чукотку лучших лётчиков страны.

Челюскинская эпопея или судьба парохода «Челюскин»

Когда летающая лодка находилась в Хабаровске, Леваневский получил правительственное задание — отправиться на помощь американскому пилоту-рекордсмену Джимми Маттерну, совершавшему кругосветный перелет и разбившему самолет на Чукотке. Спустя год Леваневский об этом написал так: «Пришлось… срочно вылететь. Второго пилота я списал. Когда у нас бывали трудности, этот пилот страшно ныл. Да к тому же человек недавно женился и очень скучал по жене. Новым вторым пилотом в экипаж вошел Федор Куканов, известный Леваневскому по севастопольской Высшей школе морских летчиков. Леваневский с Кукановым вылетают из Хабаровска в Анадырь. Спустя шесть дней в Анадыре Леваневский, по его словам, опять выгоняет из экипажа второго пилота, дав ему не менее убийственную характеристику, а на его место берет очередного, третьего по счету второго пилота, которого тоже позже... Но мы не будем забегать вперед. А лучше, наоборот, отмотаем немного назад и рассмотрим подробней историю дальних перелетов Леваневского, за которые он получил свой первый орден.

Эти перелеты подверглись изрядной мифологизации; мы же попытаемся посмотреть, что происходило в действительности. Сигизмунд Александрович Леваневский был человеком очень незаурядным. Все знали, что он любимец Сталина. Но никто не знал, как, когда и почему он приобрел такой статус. Первая достоверная встреча вождя и пилота произошла в 1934 г. Годом раньше, весной 1933 г. Ранее Леваневский служил в Красной Армии, был инструктором в Высшей школе морских летчиков, но его демобилизовали. В партии не состоял, происхождение и биографию имел, с точки зрения большевистской идеологии, очень сомнительные. В книжке «Как мы спасали челюскинцев» он объяснит это так: «Я давно хотел вступить в партию, но мне мешала моя мнительность: еще скажут — примазывается, приспосабливается.

Дело в том, что моя мать, брат, сестра живут за границей. Они уехали туда в начале 1919 года. А отец умер, когда мне было 8 лет. Он был дворником»[4]. Дворник умер и оставил семье квартиру в центре Петербурга, часть которой они сдавали и на эти деньги жили. Позже, когда Леваневский попал в когорту первых героев Советского Союза, при этом не эвакуировав ни одного челюскинца, ему пытались создать героическую предысторию, и он сам тоже приложил к этому руку. Многодневные перелеты Севастополь — Хабаровск, Хабаровск — Анадырь, полет на остров Врангеля были поданы как уникальные, совершенные впервые, открывающие новые маршруты. Об этом же писала и пресса. Но это было не совсем так.

Леваневский в своих записках не сообщает имен коллег, с кем именно он летел. Просто: «Я вылетел, я осмотрел мотор, я начал сокращать маршрут». Или: «Мой экипаж состоял из 4 человек. Летнаб приехал из Ленинграда. Второго пилота я списал». Между тем по документам, газетным статьям и свидетельствам современников можно совершенно точно установить состав экипажа. Например, кто был «первым» вторым пилотом, который «ныл», «слюняво скучал по жене» и которому Герой дал напутствие: «Ты больше не летай, старайся в другом месте приспособиться». Это был Георгий Александрович Страубе, далеко не новичок в летном деле и в полярной авиации, а, наоборот, человек известный и даже легендарный. Он закончил севастопольскую школу морских летчиков в 1925 г.

Ровно 2 месяца, до 13 апреля 1934 года, прямо на льду был устроен палаточный лагерь, получивший название «Лагерь Шмидта». В Москве была организована комиссия по спасению челюскинцев. В результате, все 104 человека были успешно спасены с помощью полярной авиации. Возвращение участников экспедиции в Москву стало триумфом: на Красной площади был устроен парад, а летчикам первым в истории присвоили звание Героя Советского Союза.

Страна получила своих первых Героев — полярников, ученых, моряков, летчиков.

Шмидта взяться за организацию новой экспедиции. Его выбор пал на только что построенный в Копенгагене грузопассажирский пароход ледокольного типа. Советское правительство заказало его для плавания между устьем Лены и Владивостоком, потому и нарекло сначала «Леной». Под таким названием он прибыл 3 июня 1933 года в Ленинград, где его перекрестили в честь знаменитого русского полярника в «Челюскина».

Здесь на борт был погружен дополнительный уголь, и 10 августа началась эпопея «Челюскина». В 1934 году редакция газеты «Правда» издала двухтомник «Поход «Челюскина». В нём — написанные, как говорится, по горячим следам свидетельства 64 челюскинцев — участников Великого северного похода. Волнующие душу воспоминания, исторически достоверные факты! В «лихие 90-е» на «Челюскина» было вылито много грязи.

Борзописцы-антисоветчики упрекали власть СССР: мол, необдуманно бросила людей на гибель. Как же всё было на самом деле? Цели полярного похода В самом начале первого тома — статья Отто Шмидта о задачах полярного похода парохода «Челюскин»: «Эта экспедиция — одно из звеньев большой работы по изучению и освоению советской Арктики — далёкого севера нашей страны. В общий грандиозный план великих работ первой пятилетки была включена и Арктика. С 1929 года начинается систематическое использование ледокольного флота.

В 1933 году было решено повторить поход «Сибирякова»: вновь выйти для сквозного прохода Северным морским путём». Совокупность нескольких причин привела к этому решению, пишет Отто Юльевич. Надо было сменить зимовщиков острова Врангеля и расширить станцию за последние годы попытки достигнуть острова с востока не давали успеха. Также следовало укрепить и продолжить опыт плавания «Сибирякова», изучив ряд ещё не известных участков моря. Наконец, необходимо было проверить, в каких пределах возможно плавание на севере грузовых пароходов — не ледоколов и каким образом организовать совместную работу этих пароходов и ледоколов на всём пути.

Но они не были предназначены для дальнего плавания: брали на борт малый запас топлива и совсем не могли принять добавочный груз. А тут требовалось завезти на остров Врангеля для полярников несколько деревянных построек, большой запас угля, продовольствия, снаряжения: палатки, спальные мешки, несколько комплектов рабочей одежды, лёгкой и тёплой… Топливом планировалось обеспечить и ледокол, если возникнет необходимость в его помощи. В общем нужно не ледокольное, а, что называется, полуледокольное судно. В июне «Челюскин» прибыл из Дании в Ленинград. Поэтому был разработан вариант похода, при котором «Челюскин» идёт, насколько возможно, своим ходом, а в случае больших ледовых препятствий призывает на помощь ледокол «Красин», — пишет Отто Юльевич.

Штурман В. Павлов в книге «Поход «Челюскина» пишет: «10 августа в 4 часа 30 минут отошли от мурманской пристани. На борту судна 112 человек: 53 — экипаж, 29 — состав экспедиции, 18 зимовщиков острова Врангеля, 12 строителей. Запасы: угля 2995 тонн, воды 500 тонн, продовольствия на 18 месяцев и трёхгодичное снабжение для острова Врангеля». Кроме собственных экспедиционных грузов и угля, «Челюскин» взял на борт два разобранных дома для полярников острова Врангеля.

Много места заняли бочки с горючим как для самолёта Ш-2, размещённого на корабле, так и для радиостанции на острове Врангеля. Позаботились и о том, чтобы у полярников было в пути свежее мясо: на борт погрузили 26 коров, четырёх поросят. Баренцево море «Челюскин» прошёл, не встретив льдов. Вошли в Карское море. Тяжёлые льды ранили судно Отто Шмидт: «При первых же встречах со льдом в Карском море «Челюскин» получил повреждение в носовой части лопнул шпангоут, погнулась стрингера и т.

Нам пришлось взять тысячу лишних тонн угля для «Красина». Наличие лишнего груза привело к тому, что более укреплённый, так называемый ледовый пояс обшивки оказался ниже ватерлинии, и пароход встречал лёд менее защищённой верхней частью.

В те дни летчики значительно увеличили «пассажировместимость» своих двухместных Р-5. Быстро подсчитав, что по 3 человека за рейс летать придется очень много раз, они стали сажать пассажиров в подкрыльевые парашютные ящики. За один рейс вывозили 4, 5 и даже 6 человек, причем в парашютные ящики садились охотнее, чем в кабину. Молоков вывез на материк 38 человек, а Каманин - 34 [7; 8]. На долю третьей группы летчиков выпала самая трудная эпопея.

Водопьянов, И. Доронин на «Юнкерсе» W-34 и В. Галышев — наиболее опытные полярные летчики — преодолели в воздухе путь от Хабаровска до самого Ванкарема длиной в 5860 км. Эта трасса была также малоисследованна и не обеспечена радиосвязью. Весь их беспримерный перелет из Хабаровска проходил под девизом «Хоть бы одного успеть вывезти». Из-за отказа двигателя Галышев задержался в Анадыре. Галышев, как и Пивенштейн, перевозили челюскинцев из Ванкарема в бухту Провидения.

Всего советские летчики выполнили 24 рейса, спасти удалось всех 104 человек, оказавшихся на льдине и два месяца проведших на ней в условиях полярной зимы. С февраля по апрель 1934 г. Жадно ловили любую информацию о том, что происходит в Чукотском море, волновались за полярников и летчиков, а на улицах совершенно незнакомые люди обсуждали перипетии спасения челюскинцев. Всеобщий энтузиазм отразился даже в появлении оригинальных имен для новорожденных, таких как Отшминальд Отто Юльевич Шмидт на льдине и Лагшмивара Лагерь Шмидта в Арктике. Участники зимовки на льдине, включая погибшего при затоплении судна Б. Могилевича, были награждены орденами Красной Звезды. За помощь в спасении советских полярников также были награждены двое американцев — бортмеханики Уильям Левери и Клайд Армстед, которые получили ордена Ленина.

Триумфальное возвращение участников экспедиции стало логическим продолжением того беспрецедентного внимания, с которым освещался ход спасательной операции, — передовицы газет, радиопередачи, выпуски кинохроники ни на минуту не переставали напоминать о лагере Шмидта. Челюскинцам предстояло вернуться из Владивостока в Москву поездом, проехав через всю страну по дороге, буквально усыпанной цветами, и выдержав настоящий ураган восторженного внимания. Это было ни с чем не сравнимое, доселе невиданное ликование нации, едва ли не впервые почувствовавшей себя единой и сильной. Апофеозом встречи стал парад на Красной площади, куда челюскинцев привезли прямо с вокзала по затопленным торжествующими людьми московским улицам [25]. Заключение Арктические достижения стали блестящей находкой для советской пропаганды. Тема освоения Севера — с романтикой арктических будней и мужеством советских полярников — не сходила со страниц книг, газет и с киноэкранов, сформировав целое поколение людей, для которых работа в Заполярье стала смыслом жизни. По мотивам экспедиции было снято несколько художественных фильмов, написаны книги.

Память челюскинцев была увековечена в большом количестве улиц, которые сегодня можно встретить во многих городах России, Украины и Белоруссии. Стоит упомянуть о мифе, связанном с челюскинской эпопеей: в ряде публикаций в СМИ и Интернете, а также на телевидении в начале 2000-х годов не раз появлялась информация о гибели большого числа заключенных на якобы шедшем рядом с «Челюскиным» пароходе «Пижма», который был взорван вместе с людьми в феврале 1934 г. Абсурдность этой вымышленной истории полностью доказана. В литературе существуют различные оценки итогов экспедиции «Челюскина». Так, В. Визе подробно описывает ход экспедиции и спасение челюскинцев, но избегает любых оценок. Новиков отмечает общеполитическое значение экспедиции.

Лаппо говорит о влиянии научных работ на «Челюскине» на последующий ход научного изучения Арктики. О значении экспедиции на «Челюскине» можно говорить в общеполитическом плане и с точки зрения выполнения программы работ. Существует мнение, что экспедиция не справилась с основным заданием — пройти Северным морским путем так, чтобы ни у кого не осталось сомнений в пригодности этой трассы в смысле ее транспортной эксплуатации. Но, с другой стороны, эта экспедиция может рассматриваться как эксперимент, который должен был ответить на вопрос: смогут ли неледокольные, в том числе боевые, корабли за одно лето проходить Северным морским путем во Владивосток без ледокольной проводки или нужно создавать мощный ледокольный флот? Проведенные гидрографические, гидрологические, геофизические исследования и специальные наблюдения представляли большую научную ценность. Полученная в ходе экспедиции информация была важна для развития полярной навигации. Определение дрейфа корабля производилось 2700 раз, а льдины — 64 раза, что дало возможность составить подробную карту дрейфа.

Протяженность дрейфа составила 1103 мили, в том числе судна — 989 миль и льдины — 114 миль. Большое значение имело изучение условий плавания в Арктике. На Северный морской путь стали отправлять суда, подготовленные на порядок лучше «Челюскина». Опыт показал необходимость ледокольной проводки транспортных судов. С 1935 г. Была отработана проводка ледоколами грузовых судов в тяжелых льдах. В 1936 г.

Лоцманами на них стояли полярные капитаны П. Миловзоров и Н. Николаев, начальником похода был все тот же О. На этот раз перед караваном шел ледорез «Федор Литке». Для защиты их корпусов, не предназначенных для плавания во льдах, были применены так называемые «шубы» из деревянных брусьев, закрепленных в районе ватерлинии, разработанные А. Опыт плавания по СМП боевых кораблей, не имеющих ледовых подкреплений, был позже неоднократно использован. В военные годы в 1942 г.

Прошли благополучно и подводные лодки Д-1, Д-2 и Д-3 под командованием капитана 1-го ранга К. Долгое время они обеспечивали ледовые проводки судов. Затем появились гораздо более мощные ледоколы типа «Москва» и «Ермак». Только через двадцать лет, в 1954 г. Но и они нуждались в проводке мощными ледоколами. Бесспорно влияние похода «Челюскина» на общий ход арктического судостроения и особенно ледоколостроения. По его проектам преимущественно на отечественных заводах было построено много ледокольно-транспортных судов и ледоколов.

Также в результате «челюскинской эпопеи» очевидной стала необходимость создания особой полярной авиации, которую и организовали в системе ГУСМП. В 1937 г. Не случайно среди четырех сотрудников станции «Северный полюс-1» СП-1, руководитель И. Папанин было двое челюскинцев — радист Э. Кренкель и гидробиолог П. В дальнейшем, с 1950-х годов, в Арктике советские дрейфующие станции действовали непрерывно до 1991 г. СП возобновились, когда была организована первая российская дрейфующая станция СП-32.

Экспедиция «Челюскина» имела большое международное значение. Весь мир был поражен и восхищен подвигом советских людей, бесстрашием летчиков, оперативностью и высочайшей гуманностью Советского Союза. В Москву пришли тысячи телеграмм со всего мира. Это отразилось на атмосфере дальнейшего отношения международного политического сообщества к Советскому Союзу. Таким образом, в итоге поход «Челюскина», дрейф парохода и льдины с зимовщиками, спасательная операция имели большое научное, экономическое и политическое значение. При всех очевидных недостатках в подготовке и проведении экспедиции она явилась важным шагом в изучении условий плавания по СМП, ее опыт был использован уже в предвоенные 1930-е и последующие годы. Это дало возможность наладить снабжение поселений на севере страны, что способствовало освоению побережья Северного Ледовитого океана.

Успешная спасательная операция продемонстрировала миру высокий моральный дух советского народа, возможности полярной авиации, способствовала мировому признанию молодого советского государства. Список использованной литературы: Белов М. История открытия и освоения Северного морского пути. Визе В. Моря Советской Арктики. На «Сибирякове» и «Литке» через ледовитые моря. Героическая эпопея: Альбом фотодокументов.

Ермолаев М. Жуков Ю. Сталин: арктический щит. Шмидта, И. Баевского, Л. Каманин Н.

Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей?

13 февраля 1934 года «Челюскин» сильно сжало льдами, в течение двух часов после того, как треснули листы обшивки, пароход затонул. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. 2 августа 1933 года “Челюскин”, только что построенный по советскому заказу в Дании пароход, отправился в свой первый рейс из Мурманска во Владивосток. 4 ноября 1933 года дрейфующие льды вынесли «Челюскин» в северную часть Берингова пролива. Мытарства «Челюскина» продолжались до 13 февраля 1934 года, когда наступила развязка. 10 августа 1933 года "Челюскин" вышел из Мурманска.

13 февраля 1934 года – Началась «челюскинская эпопея» на льдине

13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. В последние годы некоторые факты «челюскинской эпопеи» были искажены или подвергались фальсификации, поэтому стоит еще раз обратиться к этим ярким страницам истории российской Арктики во избежание их дальнейшего искажения. 27 декабря 2023 года в Доме Российского исторического общества состоялось торжественное заседание Общественного Комитета по подготовке празднования 90-летия окончания «челюскинской эпопеи» и учреждения звания «Герой Советского Союза». Эпопея парохода «Челюскин» стала одним из самых ярких примеров того, какую роль может и должна играть авиация в освоении высоких широт. 2 августа 1933 года “Челюскин”, только что построенный по советскому заказу в Дании пароход, отправился в свой первый рейс из Мурманска во Владивосток.

Подвиг челюскинцев

Перегон самолётов в Чукотку представлял сложное, опасное и масштабное предприятие. Чаще всего они шли на пароходах как можно дальше, после чего выгружались на лёд и стартовали своим ходом. Поэтому в Москве решили для надёжности дублировать процесс, купив несколько самолётов в США. Выбор пал на «северный» вариант «Флитстера» фирмы «Консолидейтед». Последних ждало путешествие через половину земного шара. Берлин, Лондон, Нью-Йорк, поездка на Западное побережье по трансконтинентальной железной дороге, после чего Канада, и, наконец, Аляска. Правда, Леваневский разбил свой «Флитстер» у мыса Онман и выбыл из игры. А вот Слепнёв вторым после Ляпидевского прибыл в лагерь и эвакуировал пять человек. Чуть позже он совершил обратный рейс на Аляску, перевезя в больницу из Уэлена болеющего, но всячески упирающегося полярника Отто Шмидта.

Воздушный мост Тем временем подходило к концу оборудование авиабазы в поселке Ванкарем, откуда, в силу погодных и навигационных особенностей, было летать удобнее, чем из Уэлена. Второго апреля туда прилетел Ш-2 с самого «Челюскина». Пилотировавший его лётчик Бабушкин порывался тут же лететь обратно, но из-за сомнительного состояния и малой грузоподъёмности самолёта его не пустили, назначив вместо этого начальником ванкаремского аэродрома. Пять дней спустя туда начали массово прибывать самолёты, и спасение челюскинцев встало на широкие рельсы. Тринадцатого апреля были эвакуированы последние шестеро обитателей льдины, а также ездовые собаки, привезённые туда одним из рейсов «на всякий случай». Судьба друзей человека горячо интересовала местное население — ведь это были лучшие собаки в округе. Эвакуация не закончена Людям перестала грозить немедленная смерть в водах Северного Ледовитого океана. Но в чукотских ярангах всё ещё находилось много больных, измученных суровой арктической зимовкой людей.

Самолёты продолжали работать, развозя их по больницам. Тех, кто мог выдержать длительный путь, отправляли «в цивилизацию» теми же собачьими упряжками.

Правда, при экстренной разгрузке погиб придавленный бревном в других источниках — бочкой завхоз. На льдине оказалось 104 человека, в том числе женщины и дети. Дотянуть до лета они не могли — требовалось что-то срочно делать.

Несостоявшаяся экспедиция Главная проблема была в том, что «Челюскин» застрял в самом неудобном месте, с точки зрения эвакуации, — у берегов Чукотки, куда и сегодня-то из Магадана на машине не попадёшь в силу отсутствия дорог. Людей и посёлков на Чукотке мало: на 1933 год — чуть больше 19 тысяч человек. Местные ресурсы скудны и заточены под передвижение по тундре и охоту. Когда 21 февраля в посёлке Уэлен сломалось шасси у самолёта АНТ-4, на весь север Чукотки не нашлось квалифицированного сварщика. Поэтому без помощи из Москвы спасать сотню человек со льдины было тяжко.

Но местные власти всё же попробовали. Они решили мобилизовать всех ездовых собак на северном побережье Чукотки около 60 нарт и пойти к челюскинцам напрямую по льдам. В деле предстояло использовать местный самолёт — но не для вывоза людей из лагеря на льдине, а для снабжения каравана кормом для собак и едой для погонщиков. Челюскинцы на льдине источник фото Четырнадцатого февраля караван вышел из Уэлена, но вскоре приехало начальство из Анадыря и приказало всё свернуть. Отправить 60 нарт в долгую экспедицию с неочевидным исходом значило оставить местное население без возможности охотиться и поставить чукчей перед перспективой голода.

Для спасения решили ограничиться меньшим количеством собак — на них возложили логистику для авиации — запчасти, бензин, и так далее. Побережье Чукотского моря предстояло заполнить невиданным для этих краёв количеством самолётов. Приключения лётчика Ляпидевского Пятого марта на помощь челюскинцам первым прибыл лётчик Ляпидевский на самолёте АНТ-4 — это был первый самолёт, приземлившийся на льдину. Посадка была непростой — длина аэродрома достигала вполне достаточных 600 метров, но вот ширины в 50 было втрое меньше, чем надо. Ляпидевский доставил инструменты, оленину, и, самое важное, аккумуляторы для радиостанции, которые были уже на исходе.

Обратно в Уэлен Ляпидевский увёз 12 женщин и детей.

Была установлена радиосвязь и начата спасательная операция: челюскинцев эвакуировали по воздуху. В течение трёх месяцев было совершено 24 авиарейса, последний человек покинул льдину 13 апреля 1934 года.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Размещение Контента на Rutube не является предоставлением пользователям Rutube или иным лицам, получающим доступ к Контентному содержимому канала РИА Новости, права использования контента канала РИА Новости каким-либо способом лицензии. Условия открытых лицензий не применяются к контенту канала РИА Новости. Показать больше.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий