Роман Юрия Бондарева (1924 – 2020) "Берег" (1975) – одно из самых известных произведений писателя, за которое он был удостоен Государственной премии СССР. Юрий Васильевич Бондарев – старейший советский писатель. Сегодня в Москве простились с легендарным писателем-фронтовиком Юрием Бондаревым, которому принадлежат знаменитые романы «Батальоны просят огня» и «Горячий снег». Как видим, до нынешних дней, писатель Юрий Васильевич Бондарев на своём боевом посту, не боится полемики, и смело бросает свой офицерский вызов. Советский писатель и сценарист, общественный деятель Юрий Бондарев скончался в Москве в возрасте 96 лет.
Высота справедливости и низость кощунства. Как хоронили Юрия Бондарева
Советский писатель-фронтовик Юрий Бондарев умер в Москве в возрасте 96 лет. 29 марта 2020 года в Москве ушел из жизни Юрий Бондарев, известный советский писатель-фронтовик. Роман Юрия Бондарева (1924 – 2020) "Берег" (1975) – одно из самых известных произведений писателя, за которое он был удостоен Государственной премии СССР. Церемония прощания с писателем Юрием Бондаревым, последним классиком советской фронтовой прозы, проходила в ритуальном зале Центральной клинической больницы на улице Маршала Тимошенко. Командир минометного расчета под Сталинградом, Бондарев был представителем той самой «лейтенантской прозы», автором, который писал правду о войне. На 97-м году жизни в Москве скончался русский советский писатель-фронтовик Юрий Бондарев.
Горячий век Юрия Бондарева
Срочные новости из столицы: в Москве в своей квартире скончался прославленный советский писатель и сценарист Юрий Бондарев. Юрий Бондарев никогда не терял выправки боевого лейтенанта в сочетании с манерами московского интеллигента. Летом 1988-го с трибуны знаменитой 19-й партконференции в Кремле Юрий Бондарев публично сравнил горбачевскую перестройку с самолетом, который подняли в воздух, не зная, есть ли в пункте назначения посадочная площадка.
Жизнь и непростая судьба русского писателя Юрия Бондарева
Известный советский писатель и сценарист Юрий Бондарев скончался в возрасте 96 лет. Советский писатель‑фронтовик Юрий Бондарев умер в Москве в возрасте 96 лет. Не принявший перестройку Бондарев стал лидером Союза Писателей России. В 1951 году Юрий Бондарев с отличием окончил институт и был принят в Союз писателей СССР. В Москве в возрасте 96 лет скончался советский писатель-фронтовик Юрий Бондарев. Советский писатель‑фронтовик Юрий Бондарев умер в Москве в возрасте 96 лет.
Писатель Юрий Бондарев: «Всё простить невозможно. И, наверное, не нужно»
Юрий Васильевич Бондарев, один из лучших советских писателей, скончался 29 марта 2020года. bondarev1 Юрий Васильевич Бондарев, бывший офицер-артиллерист, воевавший в 1942-1944 годах под Сталинградом, на Днепре, в Карпатах. Хорошо ли мы представляем себе, что именно собрались перестраивать?
Вечер памяти к 100-летию писателя Юрия Бондарева.
Перу Юрия Васильевича принадлежит большое количество произведений. Одним из самых известных является роман «Горячий снег», по которому в 1969 года сняли одноименный фильм. Также он создал такие работы, как «Батальоны просят огня», «Последние залпы», «Тишина». В 1942 году Юрий Васильевич воевал под Сталинградом в составе 98-ой стрелковой дивизии. Он был ранен в боях под Котельниково и после демобилизации из армии стал писателем.
Наиболее известные произведения автора — « Батальоны просят огня », « Горячий снег », «Родственники», «Последние залпы» по сей день не дают нам забыть о подвиге, совершенном нашими предками.
Более ста художественных произведений Юрия Бондарева переведены на десятки языков мира, книги переиздаются и в настоящее время. Книги по теме.
На мой взгляд, лучшее произведение Бондарева - роман "Горячий снег" - написан о Сталинградской битве. Он лично в ней участвовал, он знал, что там было на самом деле. В 1957-м в журнале "Молодая гвардия" появилась повесть Бондарева "Батальоны просят огня". Это была главная после прорывной книги Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда" повесть о войне. Ее все обсуждали.
Бондарев стал одним из отцов-основателей великой, не боюсь этого слова, "лейтенантской прозы", которая является одной из самых главных страниц русской прозы ХХ века. За шестьдесят лет работы в литературе Бондарев написал романы: "Тишина", "Двое", "Горячий снег", "Берег", "Выбор", "Игра", "Искушение", "Непротивление", "Бермудский треугольник" повести: "Батальоны просят огня" , "Последние залпы" , "Родственники"; сборник рассказов "Поздним вечером"; циклы миниатюр "Мгновения"; книги статей "Поиск истины", "Взгляд в биографию", "Хранители ценностей". Я помню, как книги Бондарева зачитывались до дыр в библиотеках, за ними стояли очереди, купить их было не так-то просто. По мотивам "Батальонов... Но главной темой Юрия Бондарева, осмелюсь утверждать, была не война, а человеческая порядочность. Не говорить пошлости, лучше промолчать. Молодому офицеру не "тыкать" пожилому солдату.
Уважать чужое мнение.
Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир. Две медали "За отвагу", с 1944 года член ВКП б. После войны занялся литературой.
Проза Бондарева - это великая проза. Юрий Бондарев никогда не терял выправки боевого лейтенанта в сочетании с манерами московского интеллигента. Правда о войне - это ведь не только боевые действия. Для Бондарева это простая человеческая порядочность в экстремальных условиях. Например, отсутствие пошлости и грубости - невозможность молодому офицеру тыкать пожилому солдату.
Все это имело для Бондарева огромную цену.
Писателя Юрия Бондарева похоронили на Троекуровском кладбище
Тематика его первых произведений — война глазами рядового участника, психология человека на войне, нравственные достоинства, раскрывающиеся в напряженных драматических ситуациях. Этой теме посвящены повести "Юность командиров" 1956 , "Батальоны просят огня" 1957 , "Последние залпы" 1959 и роман "Горячий снег" 1969. В последующие годы художественно-философское осмысление писателя было углублено связями человека и времени, истории страны и мира. В этом ключе написаны роман "Тишина" 1962 , сборник рассказов "Поздним вечером" 1976. Перу Бондарева принадлежат романы "Двое" 1964 , "Берег" 1975 , "Выбор" 1980 , "Игра" 1985 , "Искушение" 1991 , "Непротивление" 1996 , "Бермудский треугольник" 1999 и повесть "Родственники" 1969. Юрий Бондарев — автор книг литературных статей "Поиск истины" 1976 , "Взгляд в биографию" 1977 , "Хранители ценностей" 1978.
В 2004 году вышел его роман "Без милосердия". Многие десятки лет писатель продолжал работать над циклом миниатюр, получившим название "Мгновения". Произведения Бондарева переведены на 70 языков. По повестям и романам писателя были сняты художественные фильмы "Последние залпы" 1960 , "Тишина" 1963 , "Горячий снег" 1972 , "Берег" 1983 , "Батальоны просят огня" 1985 , "Выбор" 1987 и "Тишина" 1992. Юрий Бондарев являлся одним из соавторов совместно с Юрием Озеровым и Оскаром Кургановым сценария киноэпопеи "Освобождение" 1968-1972 , посвященной ключевым сражениям Великой Отечественной войны.
За эту работу Бондареву в 1972 году была присуждена Ленинская премия. В 1959-1963 годах наряду с писательской деятельностью Юрий Бондарев был членом редколлегии, редактором отдела литературы и критики "Литературной газеты", в 1961-1966 годах — главным редактором Объединения писателей и киноработников на студии "Мосфильм". Бондарев также вел активную общественную деятельность. В 1971 году он был избран первым заместителем председателя правления Союза писателей РСФСР, в 1990-1994 годах являлся председателем Союза писателей России.
На XIX Всесоюзной партийной конференции 29 июня 1988 года сравнил горбачёвскую перестройку с самолётом, который подняли в воздух, не зная, есть ли в пункте назначения посадочная площадка. Там же он резко осудил критику советского прошлого и советской действительности, которая тогда разворачивалась в печати и на телевидении [13]. В 1989 году заявил, что не считает «возможным быть в составе учредителей советского ПЕН-центра », поскольку в списке учредителей есть те, «с кем я в нравственном несогласии по отношению к литературе, искусству, истории и общечеловеческим ценностям» [14]. В 1991 году подписал обращение « Слово к народу » [15]. В январе 1992 года во главе группы советских писателей сжёг чучело Евгения Евтушенко в знак протеста против преобразования Союза писателей СССР в Содружество Союзов писателей [16]. В 1994 году публично отказался принять орден Дружбы народов по случаю своего 70-летия от Ельцина.
О том, как сделать запись в лучшем качестве - читайте в инструкции. Ваше видео ждут на адрес электронной почты pr orenkult. Для справки: Ю. Бондарев родился 15 марта 1924 г. В конце 1931 г. Первые годы жизни на Урале, оренбургские степи запомнились надолго.
Воевал на Сталинградском фронте.
Когда в 1957 году вышла книга «Батальоны просят огня», Ю. Бондарев проснулся знаменитым. Действие книги происходит во время Великой Отечественной войны, и в ней рассказывается о двух батальонах, которым поручено захватить плацдарм под Новомихайловкой. Первоначально им была предоставлена поддержка артиллерийских бригад, но командование меняет план, оставляя их без помощи, сводя с остатками уже перемолотых войск и бросая в безнадёжный бой. Результат оказывается катастрофическим: большие потери, в живых остаются только пять человек. Книга «Батальоны просят огня» и сегодня остается столь же актуальной. Ее антивоенный посыл неподвластен времени.
Пожалуй, можно сказать, что Юрий Васильевич Бондарев — это «наш Ремарк советской эпохи». Он не гонялся за конъюнктурой, не искал славы, он писал и говорил то, что думал. Особенно дорог писателю «Горячий снег», потому что это Сталинград, а герои романа — артиллеристы. Роман «Горячий снег» — одно из достоверных произведений, написанных Бондаревым о войне, о Сталинградской битве, о защитниках Сталинграда, для которых он олицетворял защиту Родины. Пронзительный «Горячий снег», где каждую секунду понимаешь, из чего на самом деле состоит подвиг. И от этого понимания сжимаются кулаки. А героям не сострадаешь — проживаешь с ними ад, изо всех сил пытаясь ему противостоять. Роман, не знающий передышек и лирических отступлений, будто у автора от постоянного напряжения перехвачено дыхание.
В 1972 году по мотивам романа был создан одноименный фильм. Есть фильмы, о которых не хочется говорить, что ты их просто видел. События, происходящие в этих фильмах, захватывают, закручивают в столь крутой жизненный водоворот, что будто вдруг исчезает экран, и ты сам становишься участником событий. К таким относится «Горячий снег». Роман «Тишина» состоит из трех частей, в название которых Ю. Бондарев выносит даты: 1945, 1949, 1953. Эти годы выбраны автором не случайно, поскольку ими обозначено не только реальное время действия в произведении, но и важные моменты в истории страны: 1945-й — год Победы в Великой Отечественной войне, 1949-й — время массовых арестов и новой волны репрессий, 1953-й — год смерти Сталина. С этими событиями теснейшим образом оказываются связаны судьбы недавно вернувшихся с войны главных героев романа.
Автор погружает героев в сложные ситуации, ставя перед выбором: заключить сделку с совестью, подстроиться под требования современной системы или остаться верным себе и своим убеждениям. Роман «Берег» Юрия Бондарева был написан в 1975 году. Это роман-послесловие к войне, роман-эпилог. Вот один из отзывов: «Помню, как не любила в школе литературу о войне. Вся она сливалась в одни и те же сражения, наступления и контратаки. Пока однажды в качестве внеклассного чтения нам не задали прочитать «Берег».
Юрий Бондарев отказался от ордена, который хотел вручить ему Ельцин: как жил певец «окопной правды»
Мой дед ушел добровольцем на фронт в 17 лет — и сразу же попал в Сталинград, был ранен. Юрий Васильевич оказался там не сразу, в 1942 году. Сначала же, 18-летним пацаном, он рыл окопы под Смоленском. В Сталинграде же Бондарев командовал минометным расчетом. Хотя ведь, в сущности, пацан — всего-то 19 лет!
Получил ранение, контузию, обморожение, но выжил — и прошел всю войну. Удостоен двух медалей «За отвагу». Правду войны Юрий Бондарев отразил в своей прозе. Ее, как я уже сказал, называли лейтенантской.
Там, в бою, Бондарев ничего не записывал, но память сохранила все. Его называли жестким реалистом. И действительно, его проза полна важных, определяющих деталей, но в ней нет места подчеркнутому реализму — тому, что, например, с оторванными конечностями и пробитыми черепами. Бондарев избегает натуралистичных деталей, но все равно показывает суть войны максимально убедительно.
Ему веришь как никому другому. Главное для Бондарева — осмысление военной трагедии, стремление понять, отчего одни пали там, на поле боя, а другие выжили. Жизнь как чудо, смерть как тайна — вот над чем размышляет Юрий Васильевич в своих лучших книгах о войне: «Горячий снег», «Батальоны просят огня». Впрочем, и в «Тишине», и в «Береге» он размышляет об этом тоже — только под другим углом.
В его текстах — горечь, рожденная нажитой мудростью, в которой много печали, но в его прозе — и утешение тоже, максимальная сосредоточенность на сути вещей и событий, подчас самых страшных, выворачивающих наизнанку жизнь и судьбу и всего народа, и отдельного человека. Опять же смотрю на фотографии Бондарева — и вспоминаю деда. Вижу красивого человека, фронтовика, гладко выбритого, с честным, уверенным взглядом. Вижу человека, не боявшегося идти за правдой, умевшего говорить «нет» давлению извне.
Знаете, в былые времена, когда еще отравили себя ядовитым мелкотемьем, когда не боялись здорового пафоса, о писателе говорили как об искателе истины, борце за справедливость, голосе совести. Таким мне и видится Юрий Васильевич Бондарев. Я сейчас несколько идеализирую, конечно, но, уверен, человека все-таки нужно судить по его лучшим поступкам и побуждениям. Критики же Бондарева — это, как правило, критики советской действительности.
Летом 1988 г. Через 3 года писатель подписал документ «Слово к народу» — обращение деятелей культуры к Горбачёву и Ельцину. Авторы призывали спасти страну и остановить её распад.
Ещё спустя 3 года он отказался от ордена «Дружба народов», который собирался вручить Ельцин в честь 70-летия. Бондарев утверждал, что «дружбе народов страны это уже не поможет». В 2014 г.
Юрий поддержал присоединение Крыма — это событие он оценил как один из первых этапов возрождения России. Однако Бондарев говорил, что для того, чтобы наша страна вновь обрела статус сверхдержавы, нужно изменить практически всё. Молодёжь он считал потерянной, так как она всё чаще начинала смотреть на Запад.
Русский язык перестал быть высоким достоянием народа и сильно упростился. Также он писал о тенденциях в современном обществе: о падении нравственности, «золотом тельце», безразличии людей по отношению друг другу и т. Несмотря на это, Бондарев верил в возрождение России, пусть и нескорое, потому что истинно любил свою Родину и хотел, чтобы в будущем она процветала.
Раз женившись, Юрий Васильевич прожил в любви и согласии с Валентиной Никитичной более 60 лет. Вместе справлялись с трудностями, вместе радовались успехам. Воспитали дочерей.
Одна из дочерей, Екатерина, с детства впитавшая увлечение отца живописью, унаследовала его талант, сделала хобби отца делом своей жизни.
Бондарев принадлежал к тому кругу писателей, которые, вернувшись с великой войны, имели право свободного голоса. Именно они, боевые лейтенанты, составили элиту послевоенного Литературного института. Они пришли с фронта, где были другие отношения между людьми и совсем другая идеология. Они ничего не боялись. Партийные, не партийные, они могли говорить то, что думают, что знают. На мой взгляд, лучшее произведение Бондарева - роман "Горячий снег" - написан о Сталинградской битве. Он лично в ней участвовал, он знал, что там было на самом деле.
В 1957-м в журнале "Молодая гвардия" появилась повесть Бондарева "Батальоны просят огня". Это была главная после прорывной книги Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда" повесть о войне. Ее все обсуждали. Бондарев стал одним из отцов-основателей великой, не боюсь этого слова, "лейтенантской прозы", которая является одной из самых главных страниц русской прозы ХХ века. За шестьдесят лет работы в литературе Бондарев написал романы: "Тишина", "Двое", "Горячий снег", "Берег", "Выбор", "Игра", "Искушение", "Непротивление", "Бермудский треугольник" повести: "Батальоны просят огня" , "Последние залпы" , "Родственники"; сборник рассказов "Поздним вечером"; циклы миниатюр "Мгновения"; книги статей "Поиск истины", "Взгляд в биографию", "Хранители ценностей". Я помню, как книги Бондарева зачитывались до дыр в библиотеках, за ними стояли очереди, купить их было не так-то просто.
Получив ранение, пролежал несколько часов на тридцатиградусном морозе. Обмороженного, его отвезли в медсанбат, оттуда — в полевой госпиталь в Куйбышевской области. Из госпиталя Юрий Бондарев выписался в апреле 1943 года.
Потом был 1-й Украинский фронт. Бондарев служил командиром противотанкового орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир получил второе ранение и был направлен в госпиталь в Киевской области. Выйдя из госпиталя в январе 1944 года, старший сержант Бондарев воевал в рядах 121-й краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией. В октябре того же года Бондарев был направлен в Чкаловское училище зенитной артиллерии. Здесь он встретил День Победы. Окончив училище в декабре 1945 года, младший лейтенант Бондарев был демобилизован по ранениям и вернулся домой, в родное Замоскворечье. Еще курсантом военного училища он начал писать.
Сначала стихи, слабые, подражательные, как их оценивал сам автор, а потом и прозу. Но после возвращения в Москву жизненные проблемы отодвинули литературные опыты в сторону. Он устроился на шоферские курсы, подал документы на подготовительное отделение Московского авиационно-технологического института, думал о поступлении во ВГИК. Но именно тогда со всей ясностью Бондарев почувствовал, что его влечет совсем к другому. В 1946 году Юрий Бондарев стал студентом Литературного института имени Горького. Юрий попал на семинар, которым руководил Константин Паустовский. Суровый реалист Бондарев, каким его знают читатели по повестям и романам «Батальоны просят огня», «Последние залпы», «Тишина», «Горячий снег», «Берег» не был похож на романтика Паустовского. Но уроки мастерства были направлены на выявление в каждом студенте его индивидуальных качеств.
Читайте также
- Лента новостей
- Семь вершин писателя-фронтовика Юрия Бондарева
- Юрий Бондарев: Ну заплачь хоть, а? По мне заплачь!
- Писатель-фронтовик Юрий Бондарев умер в Москве // Новости НТВ
- Ушел из жизни писатель Юрий Бондарев » ГТРК Волгоград-ТРВ
- Лента новостей
«Самое страшное — первая бомбардировка»
Учёбу он завершил в декабре 1945 года, был признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям в звании младшего лейтенанта. Того, что Юрий Бондарев увидел и пережил за два с небольшим года на фронте, хватило ему на создание литературных произведений в течение всей долгой жизни. После войны младший лейтенант Бондарев окончил Литературный институт имени А. Горького, семинар Константина Паустовского. Еще до окончания Литинститута, в 1949 году, Юрий Васильевич начал выступать в печати. Его первые рассказы выходили в журналах "Октябрь", "Смена" и "Огонёк". Забегая вперед: писательская карьера Юрия Васильевича строилась весьма успешно. С 1971 года он был первым заместителем председателя правления Союза писателей РСФСР, а в 1990 - 1994 годах являлся председателем Союза писателей России.
Первый сборник рассказов под названием "На большой реке" вышел у Бондарева в 1953 году. Десять лет спустя, в 1963 году, Юрий Бондарев стал и членом Союза кинематографистов СССР, так как написал ряд сценариев для экранизации своих романов и повестей — а экранизировали их много и охотно. Кадр из фильма "Последние залпы". Фото: m. Самые известные произведения Юрия Васильевича — повести "Юность командиров", "Батальоны просят огня", "Последние залпы", "Родственники", романы "Горячий снег", "Тишина" по которому дважды ставились одноименные фильмы и ее продолжение "Двое", "Берег", "Выбор". Сценарии Бондарев создал для фильмов "Горячий снег", "Батальоны просят огня" и киноэпопеи "Освобождение". За основу последних двух произведений взята подлинная история красноармейца Свинина Василия Афанасьевича, служившего в полку артиллерии НКВД, который один остался в живых из личного состава этого подразделения.
О подвиге Свинина писала еще в 1944 году "Красная Звезда". Юрий Бондарев не испытывал проблем с публикацией своих произведений, чем немногие советские писатели могли похвалиться. Было бы упрощением считать, что дело только в священной военной теме. Проза Юрия Бондарева очень далека от понятия "батальный жанр", сводящего бои к приключениям и охотно тиражируемого для юношества. Юрий Васильевич писал пронзительные, правдивые и страшные вещи. Фильм по роману "Горячий снег". Фото: ok.
Это была беседа молодого коллеги с классиком в честь 95-летия Юрия Васильевича. Сейчас она превратилась в некролог.
И в литературе он не признавал оборонительную тактику: литература должна только наступать! Все, кто у кого сердце болело за Отечество, помнят его выступление на Всесоюзной партконференции в июле 1988 года.
Страна пела частушки: «По России мчится тройка — Мишка, Райка, перестройка». И только он, первый и по сути единственный, по-артиллерийски выверенно сравнил перестройку с самолётом, который взлетел без компаса, маршрутного листа и аэродрома приземления. Как же им были недовольны за это в Кремле! Казалось, больше нигде и никогда не всплывёт это имя в общественной жизни страны.
А писатели России именно его избрали своим председателем! Для нас уже тогда были ясны ориентиры и определены духовные лидеры. Два года назад я добрался до посёлка Ижма в Республике Коми, до заброшенного аэродрома в тайге, на который в сентябре 2010 года аварийно приземлился потерявший управление Ту-154 с пассажирами. Обречённый на гибель, он должен был рухнуть в безбрежной тайге.
Этот лайнер стал своеобразным символом той самой перестроечной России, которая поднялась в небо без подготовленного аэродрома посадки. Именно там я услышал весть и о кончине Валерия Николаевича Ганичева, ещё одного нашего писательского капитана. Но ведь так сложилось, что жил рядом с заброшенным аэродромом Сергей Сотников, который 12 лет по собственной инициативе расчищал снег, вырывал бурьян и кустарник, держал без приказов и зарплаты в надлежащем состоянии местный заброшенный аэродром. За неделю до аварийной посадки заставил местного бизнесмена убрать с аэродрома сваленные на бетонку бревна.
И экипаж воспользовался этой микроскопической долей спасения машины и людей, посадил гибнущую «Тушку» на крохотный пятачок, отвоеванный у тайги и продажного времени русским мужиком, просто имевшим совесть. Союз писателей России под руководством своих капитанов тоже стал для России своеобразным духовным аэродромом, с которого, как и в Ижме, можно всё же будет взлететь. Прощайте, дорогой Юрий Васильевич! С Вами в эти последние минуты пребывания на земле Ваше Знамя Победы.
Честь имеем, товарищ капитан!
Мы же и сейчас можем вполне правомерно повторять главные тезисы этой речи не просто как ретроспективные воспоминания, а как сугубо злободневные наши современные установки. Послушайте, например: — Нам не нужно, чтобы мы, разрушая своё прошлое, тем самым добивали бы своё будущее. Мы против того, чтобы наш разум стал подвалом сознания, а сомнения — страстью… Мы против того, чтобы наше общество стало толпой одиноких людей, добровольным узником коммерческой потребительской ловушки, обещающей роскошную чужую жизнь. Ну как? Разве всё это не актуально и сегодня? А он тогда продолжил заострять вопрос о нравственной цели начатых перемен, которые, по его убеждённости, должны бы осуществляться ради материального блага и духовного объединения всех. У нас в совхозе такая перестройка мышления: тот, кто был дураком, стал умным — лозунгами кричит; тот, кто был умным, вроде стал дураком — замолчал, газет боится. Знаете, какая сейчас разница между человеком и мухой?
И муху, и человека газетой прихлопнуть можно. Сказал им, а они меня в антиперестройщики». Эх, наверное, оглашая с высокой трибуны огорчительный житейский эпизод, не думал оратор, что предсказывает собственную судьбу. Целью было выразить свою озабоченность, которая буквально переполняла его: объявленные перестройка и гласность, говоря словами Бондарева, превратились в «дестабилизацию всего существующего, ревизию веры и нравственности». Голос его звучал напряжённо, где-то на грани срыва. Ведь речь шла воистину о самом для него заветном и дорогом, что теперь подвергли сомнению: «мораль, мужество, любовь, искусство, талант, семью, великие революционные идеи, гений Ленина, Октябрьскую революцию, Великую Отечественную войну». Но было в кремлёвском зале немало и таких, которые происходящее воспринимали совсем иначе. Какое тут вам единство! Разное, даже противоположное представление о желанном будущем страны.
И всё ощутимее гнилостный, отравляющий дух предательства, которым тянуло с властного верха. Вот что стало едва ли не центральной темой размышлений и действий Юрия Васильевича на зыбкой волне «перестройки» — по мере всё более глубокого её понимания. Это сначала казалось, что по недомыслию подняли самолёт, направляя его туда, где, возможно, нет посадочной площадки. А потом всё чётче прорезалось другое. Да, местом для посадки зачинщики действительно не занимались, но отнюдь не по причине простой неряшливости. Вполне сознательно и, насколько удавалось, продуманно шли на уничтожение страны! Вы помните, какие признания прорвались однажды у пресловутого А. Яковлева, когда Советский Союз уже был уничтожен? Как планировали бить Сталина — Лениным, затем Ленина — Плехановым, а потом и вообще отменить социализм.
Горбачёвский «серый кардинал» в эйфории своего успеха просто проболтался тогда и, наверное, после жалел об этом. Но всё-таки шила, в том числе исторического, ни в каком мешке не спрячешь. И Юрий Бондарев стал одним из самых страстных, самых убеждённых и убедительных разоблачителей предательства Советской страны в государственном масштабе. Мои беседы с ним за последние три десятка лет его жизни почти каждый раз так или иначе выходили на эту жгучую тему. В упомянутом романе «Горячий снег» он написал: «Всякое предательство — это духовная смерть». И я не единожды слышал от него то же самое. Давно понял, что особое неприятие этого гнусного явления вынес он, конечно, из поры военной. Поэтому яростно взрывался, когда во время «перестройки» всё чаще начали звучать оправдания генерала Власова. Дескать, перейдя к немцам, боролся он не против советского народа, а против Сталина.
Изумление возникало на его лице: — Но Сталин-то что же — против советского народа был? Думаю, излишне объяснять, почему именно этот вождь зачастую оказывался в эпицентре дискуссий тех лет впрочем, и нынешних тоже. Предательская хрущёвская ложь основательно замутила головы людям. Только не Юрию Бондареву! Он остался верен своему Верховному Главнокомандующему, часто вспоминал его роль во время великой войны, глубоко размышлял о других трудных и сложных этапах сталинской биографии. Всё это и подвигло меня обратиться к Юрию Васильевичу с капитальным вопросом от редакции «Правды»: «Что значит для Вас имя и дело Сталина? Бондарева на этот вопрос вызовет интерес у всех читателей нашей газеты, да и не только у них. И ответ свой Юрий Васильевич написал. Он был напечатан в номере «Правды» за 21—24 декабря 2004 года, а затем я с радостью встретил его в публицистическом сборнике писателя, вышедшем уже несколько лет спустя.
Как это правильно, как нужно! Пожелаем будущим издателям продолжить хорошее начинание. А текст, предложенный нашей редакции выдающимся автором, таков: «Были в истории сильные, гигантские государства, талантливейшие полководцы, удачливые завоеватели Греция, Рим, Орда, дошедшая через всю Европу до Венеции , однако не было божественного соединения в одном лице мирового политика, полководца и строителя. Отметая в сторону всю вселенскую глупость, патологическую зависть, весь грязный мусор наветов, лжи, скверных анекдотов, нагромождаемых на память гения его врагами с укороченной психикой, тупыми особями людского звания и искажёнными ненавистью лицами, — отметая всё это в сточную канаву истории, я хочу твёрдо сказать, что это был не сравнимый ни с одним государственным деятелем великий строитель ещё небывалого доселе, невиданного в истории социалистического общества, о котором будут вспоминать и друзья, и враги до тех пор, пока человечество не утратит разумения вместе с живым дыханием! Всей душой и всем сердцем. Тогда общество наше поделилось надвое именно по этой линии — по отношению к социализму и советскому прошлому. Пожалуй, в какое-то время вслед за предательской властью качнулось в иную сторону и большинство охмурённых граждан страны. Власть же на Запад смотрела заискивающе, подобострастно. Президент В.
Путин за последние годы не раз передавал тогдашний её настрой в сакраментальной фразе: «Ведь мы теперь ваши, буржуинские! И о своём неприятии этого заявлял прямо и резко. Например, он демонстративно выходит из числа учредителей литературного ПЕН-центра: «Среди них есть те, с кем я в нравственном несогласии по отношению к литературе, искусству, истории и общечеловеческим ценностям». Подписывает антигорбачёвское «Слово к народу». Руководит обороной Союза писателей России, который он тогда возглавлял, от захвата воинствующими либералами. Публично отказывается принять от Ельцина орден к своему 70-летию… Ну а власть — сперва горбачёвская, а потом и ельцинская — уже сразу после ХIХ партконференции занесла его в чёрный список самых непримиримых своих противников. Направляемые иезуитом А. Яковлевым «демократические» СМИ развернули прямо-таки оголтелую массированную травлю одного из талантливейших писателей страны, классика советской литературы. Поразительно, до каких унижений и оскорблений в его адрес доходили некоторые вроде бы «респектабельные» авторы.
Участник войны, яркий представитель «лейтенантской прозы». С 1971 года — первый заместитель председателя правления Союза писателей РСФСР, входил в состав редколлегий многих литературных журналов, возглавлял различные общественные организации. В 1990-1994 гг. Ельцина Орден «Знак Почёта» 28 октября 1967 года две медали «За отвагу» 14 октября 1943 года, 21 июня 1944 года Медаль «За оборону Сталинграда» Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.