Новости восстановление ленинграда после войны

Главная» Новости» 80 лет снятия блокады ленинграда 2024.

Советские памятники

Вы точно человек? Tags:Андрей Александрович Жданов Великая Отечественная война Ленинград Николай Варфоломеевич Баранов Послевоенное восстановление Ленинграда Последствия блокады Ленинграда Сталинские реставраторы.
Восстановление и преображение: Ленинград после войны — Европа училась у советских мастеров, восстановивших послевоенный Ленинград и его пригороды.
Послевоенное восстановление Дворцовые пригороды Ленинграда в канун войны и в первые послевоенные годы.
Принято Постановление о мероприятиях по восстановлению Ленинграда - Знаменательное событие Уже в первые дни после окончания блокады в городе приступили к демаскировке и восстановлению зданий, реставрации памятников.

Петергоф: послевоенное возрождение

Как возобновилось строительство метро после войны | ФОТО Unsplash. Статья посвящена истории возрождения музейной жизни в пригородных дворцово-парковых комплексах Ленинграда после Великой Отечественной Войны. Данная разработка урока посвящена восстановлению пригородных императорских резиденций Санкт-Петербурга после ВОВ, восстановлению пригородов Ленинграда.

Восстановление города после войны

В результате было отобрано 5 тыс. Военнопленные немцы в строительном лагере. Гатчина В начале 1944 г. Красная Армия освободила Гатчину. Объем ущерба, нанесенного городу, составил около 20 млрд. Уходя, немцы подожгли дворцовый комплекс. Он не сгорел окончательно только потому, что строители в 19 в. Разрушенный дворе в Гатчине. Источник изображения: gatchinapalace.

Были отстроены целые конструкции, опоры, стены, восстановлено декоративное убранство, лепнина, резьба. Дворец в Гатчине, наши дни. Источник изображения: rasfokus. По свидетельствам очевидцев, работали они плохо и неумело. Павловск В 1941 г. Дворец стал штабом гестапо, здесь же находились госпиталь и казармы. Оккупация продлилась до 1944 г. Разрушенный дворец в Павловске.

Источник изображения: pastvu. Артобстрел и налеты авиации нанесли ему колоссальный ущерб. Дворец в Павловске, наши дни. Источник изображения: photo-and-travels. В первые послевоенные годы здесь тоже трудились пленные.

Сталин принял нас… Не по нашей инициативе, а по инициативе тов. Сталина был рассмотрен на Политбюро вопрос о Ленинградском метро, после доклада, который был сделан т. Берия т. Совещание в кабинете вождя с участием членов Политбюро и ленинградских руководителей состоялось 10 декабря 1947 года, а через шесть дней вышло постановление Совета министров СССР «О подготовке мероприятий по строительству метрополитена в г. Ленинграде», подписанное Сталиным. В этом документе предусматривался ввод в эксплуатацию трассы от Автова до Московского вокзала в 1954 году, а также «строительство подземного завода моторного и ангаров». Переломным для ленинградской подземки стал 1948 год. Несмотря на тяготы послевоенного времени, метрополитен получил средства из всесоюзного бюджета. Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II.

Все прошло. Не вернется. Ни людей, ни идей. Меланхолия руин и катастроф. Какой-то сплошной Forum Romanum и притом без поэзии, а с холодным материализмом» 19. Александровский дворец распахнул свои двери как музей Пушкинского дома 10 июля 1949 г. Пушкина 20. Юбилейная выставка монтировалась в парадных залах дворца в авральном порядке. Вавилов так описал этот день в дневнике: «Ночью поездка в Царское. Белая ночь. Последняя развеска в музее. Потом блеск Александровского Дворца. Кружево колонн. Зеленые дубы. Голубое небо. Торжествующий Пушкин. Кажется, хорошее дело сделано. О, если есть что-то схожее с душой Пушкина, где угодно. Неужели оно не отзовется» 21. Учитывая контекст времени и цели, которые преследователи инициаторы работ 1947 — 1949 гг. Надо учитывать, что тогда восстанавливали «бывший» Александровский дворец — непременно с этим эпитетом употреблялось название объекта. Как дворец он был в прошлом, а в настоящем оставалось здание, возведенное Кваренги. Возможно, полная реализация планов Академии наук по превращению г. Пушкина в настоящий наукоград литературоведения частично примирила бы с реализованными тогда во дворце решениями. Но, по справедливой оценке литературоведа Л. Солдатовой, даже к юбилею А. Пушкина удалось воплотить в жизнь лишь «ничтожно малую часть грандиозного замысла» по развитию Института русской литературы 22. Особую горечь от потери остатков отделки покоев Николая II и Александры Федоровны вызывает то, что литературный музей, ради которого интерьеры стилизовали «под Кваренги», так и не будет открыт. Сразу после смерти С. Вавилова в январе 1951 г. Очевидно, что нахождение Александровского дворца в ведении Академии наук способствовало сохранности памятника в процессе эксплуатации. С передачей здания военному ведомству ситуация стала угрожающей. Уже в 1955 г. ГИОП обратил внимание на первые печальные последствия новой роли дворца: «В настоящее время кровля имеет протечки, вследствие чего фасады пришли в неудовлетворительное состояние, на что обращают внимание посетители парка. Современная эксплуатация приводит к быстрой порче художественных паркетов и другого архитектурного декора дворцовых помещений» 24. А в ноябре 1956 г. В документе подчеркивалось, что «здание представляет единое, органическое, художественное целое и ценность его интерьеров неотделима от высоких качеств его фасадов» и убедительно доказывалась исключительная ценность памятника как достижения «русской национальной культуры» 26. Решительные возражения Ленгорисполкома опирались, в том числе, на факт восстановления дворца с «большой затратой сил и средств» к 150-летию А. Кроме того, потребуется устройство специальной системы вентиляции с разветвленной сетью трубопроводов и т. Таким образом, намечаемое использование дворцовых помещений приобретает чисто производственный характер, что безусловно приведет к их искажению и утрате ценности памятника в целом. Исполком Ленгорсовета депутатов трудящихся категорически возражает против снятия с государственной охраны интерьеров Александровского дворца и, учитывая потребности Проектного института, ввиду его специфических требований, считает, что для него должно быть предоставлено другое помещение» 27. Впоследствии руководство города продолжит борьбу за выселение военного института из дворца, осуществляя переписку с профильными министерствами. При этом судьба здания не виделась музейной. В протоколе заседания Президиума Ленгорсовета от 22 ноября 1965 г. Пушкине базы отдыха и об отводе земельного участка для строительства административно- лабораторных зданий и сооружений для воинской части» 28.

В настоящее время петербуржцы помогают восстанавливать Мариуполь. Напомним, что в 2022 году город стал побратимом Северной столицы. Специалисты из Петербурга восстанавливают разрушенные дома, а также здания, которые годами не ремонтировались. Известно, что петербуржцы разминировали 25 километров трамвайных путей в Мариуполе.

Жилищный вопрос после блокады Ленинграда: путаница с жильем и нехватка квартир

За 1943 восстановлено свыше 131 тыс. Однако затруднённость сообщения со страной и артиллерийские обстрелы города сдерживали восстановительные работы. После полного снятия блокады январь 1944 ГКО принял 29 марта 1944 постановление о первоочередных мерах помощи Ленинграду. На восстановление было ассигновано 790 млн. В 1944 на заводах и фабриках Ленинграда введено в эксплуатацию свыше 1 млн. В том же году вступили в строй Театр оперы и балета имени С. Кирова, Театр драмы имени А. Пушкина, Малый оперный театр, ТЮЗ, филармония. Началось восстановление музеев.

Учитывая потребность в кадрах, комитет обороны разрешил набрать за пределами Ленинграда 30 тысяч производственных рабочих, на учебу в ремесленные и железнодорожные училища и школы ФЗО — 1-8 тысяч человек сельской молодежи. В апреле группа старейших рабочих Кировского завода обратилась с призывом трудиться сверхурочно. Трудящиеся Выборгского, Октябрьского и Приморского районов показали пример восстановления своими силами разрушенных жилых домов, массовые субботники и воскресники стали обычным делом. Увеличивался выпуск продукции на ранее действовавших предприятиях. Восстановительные капитальные работы развернулись на заводах «Станколит», «Ильич», имени Свердлова и других. Ленинград стал давать фронту большое количество боевой техники, боеприпасов, снаряжения. На ряде заводов стало налаживаться производство радиолокационной, летно-испытательной и другой сложной аппаратуры, мощных радиостанций, кузнечно-прессового оборудования и так далее.

Довоенная жизнь Петергофа: по страницам советских газет Существует обширная литература о военных разрушениях и последующей реставрации, написанная музейными работниками и реставраторами. Советские газеты 1930-х и 1940-х гг. Они поразительно позволяют ощутить аромат эпохи, буквально «увидеть» запечатленным на одной странице все, что происходило тогда. В 1930-е гг. В парках проходили массовые праздники, митинги, встречи с героями, писателями, артистами, спортивные соревнования. Во дворцах открывали выставки, приуроченные к годовщинам великих людей и событий. В 1941 г. Газеты сообщали о том, что в Пушкине заканчивается реставрация Екатерининского дворца, намечена частичная реставрация Александровского дворца и Камероновой галереи, впервые за много лет восстановлен и открыт для публики Готторпский глобус, а в павильоне Китайского театра можно осмотреть выставку, посвященную истории создания Александровского парка. К летнему сезону 1941 г. И, конечно, журналисты писали о занятиях по противовоздушной обороне, о жизни военных частей и наборе в военные училища. Газеты за 22 июня 1941 г. Сообщение о начале войны прозвучит по радио в два часа дня, а газеты сообщат о войне только 23 июня. В середине сентября немецкие войска вышли к берегу Финского залива в районе Стрельны, 23 сентября 1941 г. По предварительным расчетам, для того чтобы восстановить разрушенное, нужно 65 человеко-лет или 9 миллиардов рублей, то есть нужно, чтобы в течение 10 лет работали над этим ежедневно 6,5 тысячи человек Читая газеты 1944 г. Что происходило в захваченных дворцовых пригородах в течение двух лет, никто толком не знал, особенных надежд питать не приходилось. То, как обращаются захватчики с памятниками культуры, было более или менее известно. Однако картина, представшая перед глазами очевидцев после освобождения пригородов, потрясала даже видавших виды военных. Это зрелище так жестоко, так страшно, что сначала кажется почти нереальным. Только уродливые клетки стен с провалами окон глядят на взморье. Нет пленительных статуй Самсона, Нептуна, Львиного каскада, фонтана Евы. Все истреблено. Я был здесь перед самой войной. Ленинград прощался с белыми ночами. Фонтаны в многоцветных лучах прожекторов, синие и золотые ракеты, музыка, плеск падающей воды сливались в одну вдохновенную песню». Приходится пробираться по каменным глыбам развороченных мостов. Сквозь вековые деревья парка видны строгие очертания Гатчинского дворца. Его серые стены почернели от пламени. Сизый дым тянется из окон. Кое-где еще полыхает огонь. Снег вокруг почернел от пепла». Весной 1945 г. Открытие первого послевоенного сезона было намечено на 15 июня 1945 г. Если в центральных и общегородских газетах информация о работах в пригородных парках и дворцах публиковалась нечасто, то местные газеты порой почти целиком были посвящены восстановительным работам. Газетные статьи воодушевляли, критиковали, торопили. И вот, наконец, 15 июня 1945 г. В первые послевоенные годы много писали о том, какими будут возрождаемые пригороды. Сообщалось, что после восстановления Большой дворец Петродворца намечено использовать для культурного отдыха трудящихся. Здесь предполагается устроить зрительный, танцевальный, библиотечный залы, биллиардные комнаты, ресторан. Из стенограмм совещаний и воспоминаний музейных работников первых послевоенных лет становится понятно, что решения о том, какими будут дворцы, да и будут ли они вообще, принимались в очень сложной ситуации. Еще было не ясно, хватит ли материалов для научной реставрации. Предложения превратить дворцы во «дворцы культуры» большой санаторно-курортной зоны не воспринимались всерьез архитекторами и музейщиками. Для них такой подход был недопустим. Все остальное разрушено, искалечено, осквернено, взорвано, сожжено». В июне 1946 г. Не только восстановление парков, но и возвращение примет довоенной жизни как-то особенно ценилось. В Петродворце были открыты Нижний парк и Александрия, где, как и до войны, оборудован пляж. Пристань в Петродворце была разрушена, но прибытие яхт в день открытия парка воспринималось как обещание восстановить морскую дорогу из Ленинграда в Петродворец. Под Шахматной горой вновь играл оркестр, и были танцы. В Ассамблейном зале Монплезира открылась выставка фонтанной парковой скульптуры, а в Коттедже — выставка по истории дворцов и парков Петергофа-Петродворца. Был на этой выставке и отдел, посвященный разрушениям, в нем показывали остатки дубовой панели из Петровского кабинета Большого дворца, найденной в дзоте и использованной как простая доска, панно из Китайского кабинета в Монплезире, которыми были заколочены окна Коттеджа. Сезон 1947 г. Парки Петродворца открылись 10 июня, когда «впервые после войны торжественный праздник открытия летнего сезона был отмечен пуском фонтаном». Организаторы летних праздников 1947 г. Кроме митинга, концертов и танцев в Петродворце снова состоялись сеансы одновременной игры в шахматы: «В два часа в садике Монплезира Левенфиш провел сеанс одновременной игры на 25 досках». Впервые после войны в 1947 г. Кульминацией летнего сезона 1947 г. Много раз за лето газеты сообщали о том, как идет работа над новым «Самсоном»: какие трудности, связанные с недостатком иконографии, пришлось преодолеть при изготовлении модели, как благодаря оригинальному изобретению скульптора В. О возвращении «Самсона» в сентябре 1947 г. Пуск второй очереди фонтанов произошел 14 сентября. Это был день танкиста, и во всех других пригородных парках летний сезон заканчивался массовым праздником, а в Петродворце — как бы вновь открывался, правда ненадолго. В 1947-м петергофские фонтаны работали до конца сентября и только по воскресеньям. По материалам публицистики 1937—1947 гг. Послевоенная реставрация Большого Петергофского дворца Хижинский Л. Февраль 1944. Из кн. Художники осажденного города: Ленинградские художники в годы Великой Отечественной войны. Обгоревший, с выбитыми окнами, с обрушившимися перекрытиями и крышей, простоял он до начала 1944 г. Уникальный дворцово-парковый ансамбль представлял собой ужасающее зрелище: центральная часть Большого дворца и Верхний грот взорваны, серьезно пострадали все дворцы и павильоны, расположенные в парках, сами парки изрыты рвами и воронками, большинство деревьев повалены или засохли, все фонтаны разорены, а украшавшие их многочисленные скульптурные группы исчезли, городская застройка потерпела катастрофические разрушения. Практически сразу после освобождения города были начаты работы по разминированию парков. Специалистам было необходимо разобрать завалы дворцов и павильонов, провести фотофиксацию и выборочные обмеры. Тогда же начались поиски архивных текстовых и графических материалов, разбросанных по разным хранилищам Ленинграда и Москвы. Желание возродить былое великолепие объединило только что пришедших с фронта людей в едином порыве, обусловило невиданный энтузиазм тех, кто работал на расчистке парков и завалов. В боевом военном обмундировании и ватниках, испытывая лишения и голод, люди работали под угрозой обрушения едва державшихся остатков стен и дымоходов, передвигаясь по доскам, наспех переброшенным на сохранившихся устоях, разбирали завалы, выбирали из груд строительного мусора и битого кирпича бесценные уцелевшие фрагменты отделки. Идею реставрации памятников дворцово-паркового «ожерелья» города на Неве тогда поддержали академик И. Грабарь и архитектор А. Возрождение дворцово-парковых ансамблей ленинградских пригородов оказалось уникальным по своим масштабам. В процессе его осуществления были возобновлены утраченные технологии изготовления художественных произведений, разработаны новые приемы моделирования и восстановления деталей отделки эпохи барокко и классицизма. Большой дворец и каскад, разрушения. Золоченую скульптуру, демонтированную в начале войны и уцелевшую в замаскированных гротах и фонтанных коллекторах, очистили и установили на свои места, восстановили водоподводящие трубы. В 1947-м свое место занял «Самсон, раздирающий пасть льву», его заново выполнили по историческим фотографиям скульпторы В. Симонов и Н. Воссозданную скульптурную группу провезли на передвижной платформе по Невскому проспекту, для многих это стало незабываемым событием, символизирующим торжество созидания над разрушением и забвением. В 1946 г. В первую очередь необходимо было восстановить его фасады. Без них невозможно было представить существование великолепного дворцово-паркового ансамбля с центральным каскадом фонтанов и прилегающими парками. Оль, проводили фрагментарные обмеры и фиксацию утрат. Подготовленное проектное задание на реставрацию, а точнее сказать ремонт, Большого Петергофского дворца предусматривало устройство в нем дома отдыха: на месте Тронного зала предлагалось разместить ресторан, рядом, в Чесменском зале, — раздаточную, вместо центрального Картинного зала и вестибюля под ним предполагалось сделать большую лестницу на второй этаж, а над ней, в уровне третьего этажа, — бильярдную. В то, что исторические интерьеры дворца можно восстановить, верили тогда единицы. Исключительную инициативу проявил энтузиаст своего дела, ревностный хранитель памятников Н. Белехов настоял на разработке новых предложений с ориентацией на максимальное сохранение исторической планировки. Автором еще одной концепции стал архитектор Ф. Олейник, но и в его проекте не было места историческим интерьерам. Петродворце», согласно которому восстановлению подлежали фасады дворца с одноглавыми завершениями церкви и Корпуса под гербом по первоначальному проекту Бартоломео Растрелли и пять исторических интерьеров: Парадная лестница, Танцевальный зал, Белая столовая, Тронный и Чесменский залы. В мастерской профессора А. Оля выполнили новый вариант планировки дворца, который обладал определенными достоинствами по сравнению с предыдущими предложениями: ресторан был перенесен из парадных залов в Корпус за гербом, предусмотрено восстановление исторической отделки некоторых помещений. Однако и этот проект имел недостатки: громадная лестница на два этажа в центральной части дворца заняла Портретный зал, оба Китайских кабинета, Дубовую лестницу и центральный вестибюль, а главное, она рассекала дворец на две части. По-прежнему предполагалось разместить зрительный зал в восточной части здания, многие стены подлежали сносу, северная и южная анфилады ликвидировались. В результате очередной вариант, находившийся в стадии проектного задания, был отклонен научно-экспертным советом ГИОП, а затем и Архитектурным советом при главном архитекторе города Н. Было предложено разработать новый проект. За дело взялись несколько авторов, которые представили четыре проекта с разными подходами к восстановлению Большого Петергофского дворца. Это вызвало бурные споры не только по поводу одного объекта, но и относительно подобных работ в целом. И теперь уже поднимался вопрос, как вообще восстанавливать памятники архитектуры, разрушенные во время войны, если речь идет о конкретных сооружениях, отдельных интерьерах или фрагментах уникальной отделки. Эти споры о возобновлении или воссоздании утраченных памятников культурного наследия продолжаются и до настоящего времени и, вероятно, всегда будут находиться в центре внимания специалистов и общественности. К сожалению, на некоторое время финансирование прекратилось, поэтому в мае 1950 г. Под руководством В. Савкова и на основании выполненных им обмеров был изготовлен макет крыши дворца в уменьшенном масштабе, который впоследствии служил эталоном при восстановлении причудливых изломов кровли дворца.

Также предписано было следить за своевременным предоставлением льгот. И увековечить память погибших рабочих, занеся сведения о них в исторические документы предприятий. Кузнецову «О работе военной промышленности», сообщается, что «после длительного перерыва возобновили, в течение 1944 года свою деятельность 13 заводов и 11 проектных и научно-исследовательских институтов». Среди них называются заводы им. Энгельса, «Знамя Труда», «Госметр» и другие. Этот документ был подписан зам. Для быстрого восстановления основных заводов военной промышленности 1944 года было заново организовано 3 строительно-монтажных треста наркоматовского подчинения с общим количеством 3543 человека рабочей силы. В нем так же расписываются экономические показатели того времени: «Если в январе месяце 1944 года валовый выпуск по предприятиям военной промышленности составлял 55,97 млн. Такая же картина увеличения объема производства и по товарному выпуску продукции: январь месяц — 47,2 млн. На заводах 9 наркоматов к этому времени работает 50 тысяч человек, в том числе около 32 тысяч человек рабочих, причем наибольший процент составляют женщины. Отмечается также, что большинство предприятий превысило уровень производительности 1940 года. Однако здесь необходимо учесть, что общий фонд рабочего времени в 1944 году значительно больше, чем он был в 1940 году. И поэтому при пересчете на одинаковые условия работы предприятий военной промышленности по существу не достигли производительности труда 1940 года. По отчетным данным этих предприятий за 8 месяцев 1944 г. Среднемесячная зарплата одного рабочего по предприятиям военной промышленности в 1940 г. Про хлеб Для просмотра полного размера — кликните по картинке Для просмотра полного размера — кликните по картинке Эти документы нам показались наиболее захватывающими. Ведь тема блокадного куска хлеба в 125 гр. Протокол совещания при отделе торговли Ленгорисполкома. Белого хлеба. Что будет в июне мес. Кордовский, зам. Самый сложный вопрос, который волновал Кордовского — это как избежать очередей. Именно поэтому принимается решение отоваривать хлеб по привычным карточкам. Еще Кордовского волновало воровство хлеба: «При продаже пшеничного хлеба к майским праздникам, к ноябрьским праздникам, мы имели большие безобразия, которые заключались в том, что контроль за продажей хлеба был организован неудовлетворительно. Получалось, что нас «подправляли» продавцы и работники столовых, которые разбазаривали хлеб, давали его знакомым и в результате основной покупатель не мог своевременно получить белый хлеб…У кого будет недоставать пшеничного хлеба, значит разбазарили и нужно будет делать соответствующие выводы. Имеются факты, когда люди продают своим знакомым белый хлеб, который им не полагается, а подчас бывают преступные сделки между работниками прилавка и преступным элементом, который скупает на рынке талоны, сдает талоны в булочную…а у нас учета отдельно по черному и белому хлебу не велся и получалось, что белый хлеб продавался на рынках, при чем не секрет, что рыночная цена белого и ржаного хлеба различная и люди использовали это положение». Для просмотра полного размера — кликните по картинке Про водку Строго секретно было издано постановление 28 февраля 1944 года о продаже по повышенным ценам водки, водочных изделий, виноградных вин и пива. Документом предписано с 1 марта 1944 года ввести свободную продажу данного алкоголя в предприятиях общественного питания, буфетах при кино, театрах, домах культуры и вокзалах. И установить отпуск в одни руки водки и вина не более 100 граммов, пива — не более 0,5 литра или 1 бутылки. Про еду 32006 тонн дополнительных ненормированных пищевых продуктов удалось произвести в Ленинграде с 1 января по 20 августа 1944 года, используя сое-бобы, технический казеин, альбумин, мелассу, соленое кишьсырье, жмых, белковые дрожжи, отруби, морские водоросли, дикорастущие пищевые растения. Об этом в августе доложили Тов. Жданову А. Далее в документе в таблице указано, что из дрожжей и жмыха за полгода было сделано 49584 тыс. Турнепс кормовая репа-ред. Ленинграде и Области». Согласно данному документу, в предпасхальные и пасхальные дни богослужение в г.

Политолог сравнил восстановление Донбасса с возрождением послевоенного Ленинграда

Считается, что дом в Кирпичном переулке – один из первых, восстановленных после войны. После блокады Ленинграда и вместе с восстановлением города особое внимание уделялось озеленению Ленинграда[38]. Парторганизации Москвы и Ленинграда возглавляли два ждановских выдвиженца — Попов и Попков, Ленгорисполком возглавлял Лазутин. Уже в первые дни после окончания блокады в городе приступили к демаскировке и восстановлению зданий, реставрации памятников.

Послевоенные годы

После окончания блокады, Ленинграду потребовались годы на восстановление. Tags:Андрей Александрович Жданов Великая Отечественная война Ленинград Николай Варфоломеевич Баранов Послевоенное восстановление Ленинграда Последствия блокады Ленинграда Сталинские реставраторы. Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны считается одним из страшнейших событий в русской истории.

Ленинград в 1944 году. Возрождение

Предусматривалась прокладка новых магистральных улиц, разбивка парков и скверов. Намечалась реконструкция районов Финляндского вокзала, Большеохтинского моста, Суворовского проспекта, Большого проспекта Васильевского острова и др. В октябре 1945 года были заложены Московский и Приморский парки Победы. На Пискарёвском и Серафимовском кладбищах созданы мемориальные ансамбли. Новый Генеральный план восстановления и развития Ленинграда, разработанный под руководством Н. В Баранова и А. Наумова был утвержден в 1948 году. В нём была развита идея концентрического радиально-лучевого развития по всем направлениям с сохранением исторического центра города. Предусматривалось развитие морского фасада Ленинграда от Стрельны до Автово и далее на север, широкое распространение зелёных насаждений.

Генеральный план включал также развитие и реконструкцию архитектурных ансамблей Пушкина, Павловска, Петродворца. Строительство новых жилых домов в первые послевоенные годы было малоэтажным, к началу 1950-х годов начали возводить 5-6-этажные каменные дома. Часть из них была довольно комфортной, с лифтами, мусоропроводами, горячей водоснабжением. Однако обеспеченность горожан жильём оставалась низкой. В середине 1950-х годов начался переход к индустриальному строительству. Индустриальное строительство К концу 1950-х годов в стране была создана мощная отрасль по производству сборного железобетона, которая максимально соответствовала задачам быстрейшего раширения массового жилищного строительства. Одновременно было налажено массовое производство прогрессивных по тому времени индустриальных отделочных материалов: линолеума, сухой штукатурки, плёнок, плиток, обоев. В 1960-е годы идёт массовое жилищное строительство на основе применения индустриальных сборных конструкций в новых районах города: Гражданка, Полюстрово, Дачное, Большая Охта, ведётся застройка Московского и Новоизмайловского проспектов, заканчивается строительство мемориалов на Пискарёвском и Серафимовском кладбищах, продолжается кропотливая работа по восстановлению и реставрации памятников архитектуры и культуры Санкт-Петербурга.

Каменский, А. Наумов, Г. В Генеральном плане предусматривалось сформировать широкий «морской фасад» длиной около 30 км от Стрельны до Ольгина, осушить заболоченные участки дельты Невы, расширить территорию города за счёт намыва грунта. Было предусмотрено расширение Морского порта, реконструкция аэропорта «Пулково» и железных дорог. Выдвигались требования создания районных культурных центров, разработки индивидуальных архитектурных решений, нестандартных пространственных композиций. В области градостроительства получила широкое применение свободная планировка микрорайонов, исключающая тесные дворы-колодцы, так характерные для старого Петербурга. Заключение Ленинград неизменно отличался высокой градостроительной культурой. Планирование, строительство и развитие города, всегда являлось регулируемым.

После 1917 года градостроительная и архитектурная деятельность Ленинграда практически полностью была поставлена на службу сугубо политическим и идеологическим установкам.

Своими производственными успехами трудящиеся Ленинграда внесли значительный вклад в досрочное выполнение пятого пятилетнего плана за 4 года и 4 месяца. Общий объем продукции промышленности Ленинграда в 1955 г. Выпуск продукции предприятии крупной промышленности почти в 29 раз превзошел уровень 1913 г. Численность рабочих и служащих в сентябре 1955 г. Успехи промышленности Ленинграда были достигнуты не за счет увеличения численности рабочей силы, а главным образом, благодаря росту производительности труда. В 1955 г.

Машиностроительные предприятия Ленинграда освоили и выпустили 354 важнейших новых типа машин, механизмов, аппаратов и приборов. Учитывая возможности и внутренние резервы производства, работники ленинградской промышленности в ответ на решения XX съезда КПСС 1956 г. В годы шестой пятилетки Ленинград даст стране шесть типов новых гидравлических турбин и в их числе для гидроэлектростанций Сибири — гигантские турбины мощностью до 300 тыс. Карбюраторный завод имени В. Куйбышева должен на тех же производственных площадях изготовить в 4 раза больше карбюраторов, чем за предыдущее пятилетие. На заводе имени Л. Свердлова будет освоено производство новых типов крупных горизонтально-расточных станков.

На одной из верфей Ленинграда строится первый в мире атомный ледокол «Ленин». На Балтийском заводе имени С. Орджоникидзе в 1956 г. План первого года шестой пятилетки ленинградцы выполнили досрочно. По сравнению с 1955 г. Крупных успехов в выполнении государственного плана добились заводы: Кировский, Невский машиностроительный имени В. Ленина, «Светлана», «Севкабель», резиновых технических изделий, Пролетарский паровозоремонтный, Канонерский, мельничный комбинат имени В.

Ленина, фабрика имени Н. Крупской и другие предприятия. В 1956 г. Знатный токарь Кировского завода В. Карасев в содружестве с фрезеровщиком Е. Савичем и другими работниками в 1956 г. Новаторы Кировского завода фрезеровщик А.

Логинов и слесарь П. Зайченко выступили инициаторами движения за высокопроизводительную техническую оснащенность и комплексное внедрение передовых методов труда на каждом рабочем месте. Заслуженной славой среди трудящихся Ленинграда пользуется кузнец-новатор Невского машиностроительного завода И. Бурлаков, которому в январе 1957 г. Материкова, закройщица фабрики «Скороход» А. Слесарь-новатор штамповочного цеха «Электросилы» Е. Судаков сконструировал десять оригинальных прессов и станков.

Судостроитель бригадир разметчиков К. Сабуров за 7 лет внес 69 рационализаторских и изобретательских предложений и все они приняты для внедрения в производство.

Он считает важным, что сейчас идут работы по восстановлению исторических зданий освобожденного Мариуполя и других городов Донбасса. Поэтому во все времена сохранение исторического облика наших городов было для России важнейшим культурным приоритетом», — говорит эксперт, напоминая также про послевоенное восстановление Новгорода Великого, в рамках которого были найдены уникальные архитектурные решения и применялись самые передовые технологии градостроительства. Политолог убежден, что президент России Владимир Путин принял правильное решение, начав восстановление Донбасса и Новороссии сразу после их освобождения, не дожидаясь завершения специальной военной операции. Основными пунктами плана по восстановлению города после нацистской блокады были определены подготовка квалифицированных кадров, строительство заводов по производству строительных материалов, применение новых методик и технологий, позволяющих ускорить темпы благоустройства города.

Основная тема статьи — воспоминания о том, как запомнилось ленинградцам начало победного наступления 1944 года. Статья Ильи Эренбурга «Наша гордость» — один из редких материалов, посвященных героизму простых жителей города в годы блокады: «Каждый ленинградец, переживший годы блокады, это воин, ветеран обороны, подлинный герой» Эренбург 1949 — «Встречая в толпе незнакомого, — пишет автор, — я порой думаю: этот перенес блокаду… Таких узнаешь по глазам: в них не только память о горе, в них закал большой воли.

Ленинград велик не только тем, что вынес, он велик и тем, как он вынес то, чего другие не вынесли бы» Там же. Центральное место в статье занимает рассказ о попавшем в руки автора блокадном дневнике ленинградской девочки, в котором записаны названия книг, которые она читала блокадными ночами «Анна Каренина», «Овод» и другие. Уже после войны автор выяснил, что в дневнике записаны названия книг, не которые девочка читала из-за темноты , а которые вспоминала, и это помогало ей выжить. Окончание статьи снова направлено в будущее: «И павшие за Ленинград могут требовать от живых высоких чувств и высоких дел. У нас есть идеал, достойный подражания — жить так благородно, как жили герои Ленинграда, работать так самоотверженно, как они сражались» Там же. И это практически все, что можно было прочитать в газетах послевоенных лет о том, что пришлось пережить ленинградцам в годы блокады. На героическом аспекте жизни блокированного города делался акцент и документальных фильмах о Ленинграде военных лет, снимавшихся в эти годы. Характерный пример представляет собой фильм «Великая победа под Ленинградом» 1947, Центральная студия документальных фильмов, режиссер Н.

Фильм начинается с показа картин мирной жизни довоенного города, прерванной нападением фашистов, затем рассказывается о превращении Ленинграда в город-фронт, о продолжающейся в блокадное время работе в цехах ленинградских заводов. Некоторые кадры, по которым можно составить представление о том, какой была жизнь блокированного города, в фильм все-таки попали: показаны вставшие, занесенные снегом троллейбусы; жители, берущие воду из ручья на улице. Но главной неизменно остается тема героизма ленинградцев и завершающий призыв к трудовым победам в мирное время. Титры в финале фильма призывают: «С именем Сталина мы победили в войне, с именем Сталина мы добьемся новых успехов, вперед, ленинградцы, за Родину нашу, за счастье советских людей! В этой связи понятны многочисленные упреки, выражаемые исследователями ленинградскому, да и центральному послевоенному руководству, заключающиеся в том, что «за кадром» всегда оставались человеческие потери, понесенные городом, да и вся трагическая сторона блокадной эпопеи, ставшей на страницах газет и книг, на экранах кинотеатров, неотделимой от эпитета «героическая». По мнению В. Демидова и В. Кутузова, основная причина «табу» на упоминания о жертвах и потерях, о трагической стороне военных событий заключается в «жесткой установке показывать людям только светлые стороны бытия» Ленинградское дело 1990: 38.

По их мнению, эту установку можно считать оправданной во время войны, но не в послевоенный период. Нужно, однако, учитывать, что память о блокаде, которую пытались формировать партийные идеологи и руководители, была связана не только с военным прошлым, но и с задачами текущего момента — нужно было создать ленинградцам моральную опору для предстоящего им тяжелого труда по восстановлению города. Жители Ленинграда должны были работать в очень жестком режиме, в суровых послевоенных материальных условиях — с тем же упорством, с которым они трудились для фронта в годы войны не зря появляется метафора «город — трудовой фронт». Поэтому прежняя установка сохраняла в глазах власти свою актуальность. Безусловно, мы вправе и поставить вопрос об отклике населения города на эту установку. Может быть, сразу после войны, когда время еще не залечило раны, большинство ленинградцев и не было внутренне готово вспоминать о жертвах и потерях? Или, напротив, большое количество свидетелей блокады оказалось в состоянии тяжелого внутреннего дискомфорта в связи с невозможностью соотнести собственные трагические воспоминания с героическим пафосом официального дискурса? В настоящее время, читая эти многочисленные публикации, рапортующие о беспроблемной адаптации к мирной жизни вчерашних фронтовиков и блокадников, нам очень трудно найти ответы на эти вопросы.

Лишь с помощью глубоких интервью со свидетелями блокады, возможно, еще есть шанс приблизиться к пониманию внутренних переживаний ленинградцев второй половины 1940-х годов.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКИХ ДОМОВ

Трудились все: опытные специалисты и мастера, студенты и школьники, и даже токари, пекари и профессора после работы становились строителями. В первую очередь восстанавливали малоповреждённые дома, затем отстраивали здания на главных магистралях, площадях и набережных Ленинграда. По всему городу были развешаны плакаты, которые вдохновляли строителей. Интенсивно шли восстановительные работы на Невском проспекте, где были воссозданы ряд домов на Гостином дворе.

В связи с этим отделом госдоходов Ленгорфинотдела велась большая работа по контролю за переоценкой продовольственных и промышленных товаров торгующими организациями города по постановлениям правительства с выплатой сумм из бюджета. В самые трудные первые послевоенные годы вся работа Ленгорфинотдела и районных финансовых отделов была направлена на решение основной задачи — выполнение плана государственных доходов из квартала в квартал.

Финансовым органам Ленинграда пришлось также провести большую работу по выявлению поступающего в адрес промышленных предприятий города трофейного имущества и взысканию сумм в бюджет. Личная карточка награждённого медалью «За оборону Ленинграда» начальника управления финансирования народного хозяйства И. Из протокола заседания Ленгорисполкома — решение «О бюджете Ленинграда на 1946 г. ЦГА СПб. Денежный знак 100 рублей 1947 г.

Первый заместитель заведующего Ленгорфинотдела в 1940—1949 гг. Докладная записка зав. Калининского райфо Михайлова И.

Генеральный план 1948 года объединил в себе широкий спектр проблем, которые были подчинены главной задаче того периода времени — восстановлению и развитию всего города в целом. Индустриализация строительства в 1954-1955 годах, повлекла за собой ряд коренных изменений в архитектурно-градостроительном проектировании того времени. Основная проблема формирования новых жилых районов Ленинграда, в рамках плановой экономики всей страны, решалась путем минимизации затрат, экономии трудовых и материальных ресурсов. В генеральном плане 1966 года отразился ряд постановлений партии и правительства по строительству и архитектуре, принятые после XX съезда Коммунистической партии Советского Союза, которые предопределили новые пути и принципы строительства и реконструкции города. Основная задача, поставленная этим генеральным планом, определялась программными установками Партии и состояла в решении жилищной проблемы, в полном удовлетворении потребности трудящихся в жилье, на решение которой и были направлены узловые его положения. Для достижения поставленной цели, были разработаны различные нововведения в строительную и инженерную практику.

Генеральный план 1987 года разрабатывался в соответствии с указанием ЦК КПСС от 25 мая 1984 года «Об обеспечении взаимосвязанного комплексного развития Ленинграда и Ленинградской области» и решения Исполнительных комитетов Ленинградкой области и городских Советов народных депутатов от 9 мая 1948 года. Важнейшей отличительной чертой этого генерального плана явилось то, что в нем впервые в практике советского градостроительства проблемы экономического, социального и градостроительного развития города рассматривались в тесной связи с проблемами развития области. Некоторые решения, принятые в этом совмещенном генплане были невыполнимы и требовали последующего пересмотра. Так, например, нереалистичным оказался директивно планируемый масштабный процесс перемещения части производств из города в область с созданием на ее территории филиалов ленинградских производств, опытно-экспериментальных баз и полигонов научно-исследовательских учреждений. Важнейшей причиной отклонений в реализации генерального плана явилось кардинальное изменение общественно-политического устройства страны, что привело к изменению приоритетов, формированию новой идеологии социально-экономического развития страны, городов и районов, в том числе и Ленинграда-Санкт-Петербурга. Таким образом, можно констатировать тот факт, что на протяжении всего советского времени основная градостроительная концепция и глубинные структуры градостроительной деятельности, как бы ни развивались строительные технологии и ни менялась направленность в формообразовании, оставались почти неизменными. В современных условиях развитие городов коренным образом изменилось. Прежде всего, это связано с разрушением базиса градостроительной деятельности - централизованной плановой экономики, которая базировалась на единой собственности — государственной. В связи с выходом законодательства и основ местного самоуправления функции градостроительного управления городами переданы на уровень местного самоуправления.

Государство практически сняло с себя ответственность за решение этих вопросов. Необходимо отметить, что в последние годы происходит медленный поворот от навязывания городу предвзятых схем развития, к раскрытию его собственного потенциала, тенденций и возможностей. Важнейшим и закономерным итогом осмысления градостроительной уникальности города и формирования инструментов ее сохранения стали ведомственные строительные нормы «Реконструкция и застройка исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга», утвержденные Решением Исполкома Ленсовета от 17. Документ был ориентирован на преемственность в развитии центра города, исключение радикальных пространственных преобразований городской среды и предотвращение ущерба ценному историко-архитектурному и градостроительному наследию. Современный Санкт-Петербург имеет более 6014 памятников истории и культуры, утвержденные границы Объединенной охранной зоны с особым регламентом градостроительной, архитектурной, строительной деятельности. Развитие города предусматривается с учетом всемирного историко-культурного значения его наследия. Новый генеральный план Санкт-Петербурга на 2005-2025 гг. Он ориентирован на достижение европейского стандарта качества городской среды, на оказание содействия активному преобразованию города в рамках общемировой тенденции постиндустриального развития, что связано с переносом фокуса внимания на науку и высшее образование, управление бизнесом, финансами, культурой, на развитие туризма. Если плановой экономике соответствовал генплан - директива, то в современных условиях генплан - прогноз, гибкий, позволяющий оперативно реагировать на изменение ситуации, предусматривающий в зависимости от этого различные варианты развития города.

По новому Градостроительному Кодексу, решение о подготовке проекта генерального плана принимается главой местной администрации городского округа. Проект генерального плана подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, заинтересованные лица вправе представить свои предложения.

В жилых комнатах Николая II и Александры Федоровны запечатлен хаос и разгром, но высокая степень сохранности многих элементов отделки потрясает, так как к настоящему времени она утрачена полностью. Особенно впечатляет практически не пострадавший во время оккупации лепной декор Кленовой гостиной. Однако надо учитывать, что при анализе сейчас этих фото есть эффект сожаления, связанный не только с объективной горечью потери, но и потребностями сегодняшнего дня: в данный момент даже небольшой фрагмент облицовки Мавританской уборной решил бы многие вопросы при проектировании, в то время как на фотографии этого интерьера 1944 г. Единственным решением, спасшим бы сохранившуюся отделку, было устройство музея семьи Николая II, что подразумевало значительные работы по воссозданию утраченного убранства. Приспособление памятника под любую другую функцию обрекало оставшиеся элементы декора на демонтаж — иначе разместить что-то в помещениях было практически невозможно.

В этой связи большой интерес представляет схема разрушений Александровского дворца, составленная в 1944 г. На ней только Сиреневый кабинет отнесен к категории «внутренняя отделка не сохранилась», «Домашняя церковь» Малиновая гостиная — «сохранились отдельные детали внутренней отделки» при том, что в этот интерьер было прямое попадание снаряда , а остальные комнаты восточного флигеля и парадные залы — «сохранилась основная часть внутренней отделки». При этом интерьеры восточного флигеля обозначались как «неделимый комплекс: личные комнаты Николая II и Александры Федоровны» 12. Эта оптимистичная характеристика степени сохранности интерьеров после оккупации не нашла отражения в документах по восстановлению дворца. В 1944 г. Необходимые работы во дворце подразумевались в буквальном смысле восстановлением, то есть возвращением к первоначальному облику, задуманному Дж. Сейчас это видится крайне спорным, тогда — вполне оправданным.

Объекты пригородных ансамблей оценивались с художественной точки зрения как памятники искусства, творения выдающихся архитекторов и мастеров. Характеристика дворца как историко-бытового памятника, тем более, XIX — начала ХХ века, не виделась важной. Решение о воссоздании экспозиции в комнатах восточного флигеля в тот момент не могло быть принято по этим причинам, к которым прибавился обусловленный идеологией отказ от признания ценной памяти о Николае II. К тому же с административной и финансовой точек зрения, возродить все музеи, существовавшие в пригородах к 1941 г. Поэтому органы власти видели выход в передачи ряда объектов разным организациям — чаще всего военным. В этом смысле Александровскому дворцу повезло. Центральное хранилище как временная структура пробыла в дворце недолго.

Весной 1946 г. Это означало, что дворец не будет заброшен или не станет закрытым военным институтом. Чтобы дать адекватную оценку проектным решениям, осуществленным в 1947—1949 гг. Пушкине научного городка, посвященного истории русской литературы. В ведение Академии наук был также передан Лицей именно тогда ставший музеем , дача Китаевой, дома Теппера де Фергюссона и Е. Энгельгардта и еще несколько зданий для устройства в них квартир сотрудников 14. Александровскому дворцу в этой системе отводилась ключевая роль: литературного музея и хранилища бесценного рукописного собрания Пушкинского дома.

Проект, разработанный архитектором Л. Безверхним, исходил из этих целей. Демонтировался балкон, устроенный в 1890-е гг. Данини, в жилых покоях Александры Федоровны пробивались новые дверные проемы, Кленовая гостиная делилась на два помещения. Пушкинский дом действовал согласно своим целям и логике времени, а из памятника тем самым стирался целый пласт его истории. Под его председательством 19 апреля 1947 г. В остальных комнатах: бассейной и камердинерской желательно восстановить историческую отделку в пределах совмещения отделки с экспозициями музея» 15.

Институт русской литературы аргументировано возражал, указывая на невозможность размещения задуманных ими экспозиций при соблюдении этих условий. Тем не менее, в чем-то удалось прийти к компромиссу и благодаря Н. Белехову до наших дней дошла в значительной степени подлинная отделка Приемной и Парадного кабинета Николая II. Понять атмосферу, в которой принимались тогда решения по Александровскому дворцу, помогает источник личного происхождения — удивительный в своей искренности и глубине дневник президента АН СССР С. Вавилова, регулярно посещавшего объекты Института в г. Александровский дворец с провалившимися потолками, прогнившими балками, страшным запахом сырости» 17. Интересна запись от 30 августа 1946 г.

На стенах огромные самоувековечивающие надписи каких-то прятавшихся испанцев. От этого чувства никак избавиться не могу» 18. Когда работы уже шли полным ходом, 19 февраля 1948 г. Вавилов напишет: «Александровский дворец, по-видимому, процесс необратимый. Рушат гнилые балки, заменяя железными.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий