Призванный в советскую армию в 1983 году уроженец Кургана Сергей Красноперов, считался опытным солдатом, прослужив в Афганистане чуть больше года. Предлагаю вашему вниманию интереснейшее интервью с некоторыми из бывших советских солдат, которые не захотели возвращаться в СССР, а решили принять ислам и остаться жить в Афганистане. Юридическим правом для ввода войск стал советско-афганский договор 1978 года, согласно которому страны могли вмешиваться в военные конфликты на территории друг друга. Двое солдат Советской Армии выходят из афганского магазина в центре Кабула 24 апреля 1988 года. 34 года назад, 15 февраля 1989 года, советские солдаты и офицеры, верные присяге на верность своему Отечеству, выполнив задачу нашей Родины, с честью и достоинством вывели группировку наших войск из Афганистана.
Правда о Шурави. Советские солдаты и офицеры в Афганистане.
Один главный герой и единственный зритель — солдат срочной службы, составлявший ограниченный контингент советских войск в Афганистане (ОКСВА). сказал Громов и добавил, что советские солдаты. Проект «Навсегда в плену» – фотографии и искренние истории советских военнопленных, для которых Афганистан стал войной, пленом и второй Родиной. Если сравнить американских и советских военнослужащих, то в Афганистане уверены, что войска СССР намного лучше.
«Мы вас туда не посылали»: истории брошенных после Афганской войны советских солдат
В Афганистан он был отправлен из Свердловской области. Как рассказывает генеральный директор Благотворительного патриотического фонда мусульман России Рустам Хабибуллин, погиб Ильшат в августе 1982 года во время боя в провинции Бамиан в Афганистане. Советские войска проводили там спецоперацию. С ними даже вели переговоры по выдаче уже убитого военного, но ничего из этого не получилось. В итоге тело Ильшата осталось в Афганистане. Душманы надеялись, что смогут обменять тело Гарайханова на своих пленных.
В списке, который они передали советской стороне, было 12 человек, но большинство из них уже были расстреляны. Соответственно, переговоры затянулись и обмен не состоялся, — сказал Хабибуллин. Ильшат Гарайханов Источник: предоставлено Рустамом Хабибуллиным Он говорит, что в свое время видел в Татарстане публикации, что Ильшат предатель и перешел на сторону врага. Якобы Гарайханов успел повоевать с советскими войсками. Мужчина регулярно обращался в различные структуры.
Он говорил даже: «Дайте мне автомат, я сам пойду найду его, и если он предатель, то я его убью», — рассказывает наш собеседник. В итоге Ильшата Гарайханова всё же признали честным военным и отдали ему дань — его имя есть на мемориале памятника воинам-интернационалистам в Казани. Он родился в городе Светлый, Оренбургской области.
Поэтому молодых военных распределили по другим частям в пределах союза. Потом меня перевели в Чирчик, это Ташкентская область, Узбекистан, оттуда уже — под Казахстан, а следом — на Байконур», - добавил Пастушенко. В Санкт-Петербург, где полковник запаса сейчас живет, он попал после Байконура. К слову, бывший военный рассказал и про нашу космическую гавань, назвав его "величием всей страны.
В списках пропавших без вести или попавших в плен только украинцев - 70 человек. Большинство из них погибли. Однако факт их физической смерти официально не установлен, поскольку тело или останки не найдены, место захоронения неизвестно, пишет "Киевские ведомости". Судьба попавших в плен складывалась по-разному, но непременным условием сохранения жизни было принятие мусульманства. В свое время широкий резонанс получила трагедия, разыгравшаяся в лагере для военнопленных в маленьком пакистанском городке Бадабер, где вечером 26 апреля 1985 года семь советских и трое афганских пленных солдат и офицеров, воспользовавшись нерасторопностью охраны, захватили тюрьму и находящиеся на ее территории склады с оружием и боеприпасами, принадлежавшими боевикам Бурхануддина Раббани.
Тюрьму, ставшую для бывших пленников и укрытием, и западней, довольно быстро окружили моджахеды. Заняв круговую оборону, солдаты всю ночь отражали атаки. А на рассвете раздался взрыв такой силы, что осколки, обломки строений и останки людей разлетелись в радиусе нескольких километров. В обмундировании советских солдат имелись спецдатчики для контроля их психического состояния во время боя В афганской войне есть еще предостаточно тайного. Например, постепенно становится известно то, каким образом ставились эксперименты над воинами-интернационалистами.
В 1981 году психофизиолога Юрия Горго, ныне преподавателя Киевского университета, судьба забросила в район действий. Он тогда занимался проблемами оценки и управления работающего человека. Шел второй год войны. Для ведения боевых действий и гуманитарных операций использовали бронетанковую технику. Человеческие потери начального периода были очень велики.
Местные жители азартно охотились за танками. За каждую подбитую машину им платили по 100 афгани или 100 долларов. Сожги танк, отрежь уши у четырех русских, принеси фотографию. Американцы оказывали помощь не только оружием, но и деньгами. Наши ребята не были готовы к такой тактике.
Две задачи стояли перед Юрием Горго и его коллегами из Горького. Первая - найти способ готовить людей, чтобы облегчить эмоциональное состояние при попадании в реальные боевые условия. В основу была положена теория о низкочастотном звуковом излучении 8 - 10 Гц , которое у большинства людей вызывает чувство тревоги и даже паники. Практически все, кто готовился в школах под Горьким, имели такие наушники. Трое из пяти членов экипажа - командир, водитель, наводчик.
Ребята ни о чем не догадывались, и это входило в план эксперимента. Когда жаловались на тревогу, на головную боль, им говорили, что это совершенно нормально, что они должны выполнить свой долг. Результаты оказались поразительными. После того, как подготовленные бойцы стали уходить на передовую, сразу резко, на 40 процентов, уменьшилось количество потерь. В Киевском университете был подсчитан экономический эффект от нашего внедрения.
С учетом на затраты 200 тысяч рублей за первые полгода он составил 2,5 млн рублей. Вторая задача была посложнее: предстояло научиться во время боя получать текущую информацию об эмоциональном состоянии бойцов и воздействовать на него. В обмундирование были вмонтированы датчики, которые снимали кардиоритмы телеметрическим способом, то есть на расстоянии. Данные пропускались через радиостанцию, которая работала в режиме постоянной передачи информации. Ритмокардиоанализаторы строили спектр реинтервалов по каждому человеку.
Параметры высвечивались, и все можно было видеть и анализировать. Экипаж об этом не подозревал", - вспоминает Юрий Горго. Потом на ВДНХ СССР весь этот комплекс в рассекреченном виде получил золотую медаль с формулировкой "комплекс оценки эргономических характеристик операторов систем слежения". Дата внедрения была смещена, чтобы ни у кого не возникло ассоциаций с Афганистаном. Сложнее было после анализа текущей информации принять корректирующие меры.
Классифицируют шесть состояний: покой, норма, оптимальная работоспособность, сосредоточенная работа, предстрессовое состояние и стресс. В гарнизонах солдаты находились в состоянии оптимальной работоспособности. Когда выезжали на дорогу - в состоянии сосредоточенности. А стоило появиться чему-либо непонятному - наступало предстрессовое состояние, которое очень быстро могло перейти в стресс. По реинтервалам очень трудно было проследить переход от одного состояния в другое.
Пять состояний удавалось графически разграничить, а стресс по этим параметрам не выделялся. В дальнейшем ученые придумали выделять его по температуре кожи. В стрессовой ситуации температура кожи резко падает, а потом также резко поднимается к начальному уровню. Из командного пункта шел приказ командиру экипажа отвлечь "проблемного" бойца.
Не все хотели посмертно становиться героями. Будучи уверенными, что на родине их в лучшем случае ждет тюрьма, многие из них решили кардинально изменить свою жизнь. Тем не менее, власти в СССР относились лояльно к тем, кто переметнулся на сторону врага. Их продолжали искать. По прошествии многих лет после того, как последний советский танк покинул Афганистан призраки десятилетнего советского присутствия всё ещё живут в горах на севере страны.
Они ведут тот же образ жизни, что и местные и разговаривают на пушту: только бледный цвет кожи выделяет их на фоне коренных афганцев. Иногда, когда ветераны собираются вместе, можно услышать русскую речь. Им не более 50 лет, но все они выглядят глубокими стариками. Многим из них попавшим в плен или дезертировавшим, приходилось стрелять в бывших своих товарищей. Нередко в армейской среде можно было услышать истории о похищении советских солдат: прогуливаясь ночью в отдаленной части своей собственной базы или направляясь в деревню за сигаретами, они неожиданно оказывались окруженными группой вооруженных людей. Приняв ислам, они быстро растворялись в пуштунской среде и зачастую нельзя было понять — моджахеды это или нет. Лаврентьев отмечает, что советские военные часто прочесывали деревни, однако найти там сбежавшего или взятого плен солдата шансов практические не было. После амнистии бывшие советские военнопленные и дезертиры в Афганистане получили возможность посетить Россию с помощью виз, полученных в Пакистане. Однако не многие из них воспользовались этим предложением.
А тот, кто все же приехал — решил вернуться обратно. Постперестроечная Россия мало напоминала ту страну, которую они покинули десятилетие назад. Желания вернуться нет Путь на ту сторону фронта у каждого был свой. Житель Башкирии Юрий Степанов попал в плен в конце 80-х.
«Тела забирали душманы»: истории военных из Татарстана, которые без вести пропали в Афганистане
Война и мир сержанта Бодрова. Как возвращались домой солдаты-афганцы | Ветераны рассказали об основных этапах пребывания советских войск в Афганистане, своих служебных и боевых буднях, привели примеры мужества и героизма солдат и офицеров, ответили на вопросы, пожелали ребятам успехов в учебе и общественной жизни. |
Родные погибшего в Афганистане солдата из РТ через 37 лет узнали подробности его последнего боя | По данным Минобороны СССР, всего за годы военных действий через Афганистан прошли 546 255 советских солдат, прапорщиков и офицеров. |
Солдат, последним покинувший Афган | Новости города Иваново и Ивановской области | Эта дата связана с выводом советских войск из Афганистана в 1989 году, после которого заговорили об афганском синдроме. |
Кургинян: советские солдаты в Афганистане спасли СССР от терроризма | ИА Красная Весна | Документальное свидетельство участника ввода советских войск в Афганистан, воспоминание о жестоких наравах, царивших в солдатской среде воздушно-десантных войск. |
КНИГА ПАМЯТИ - 576 photos. Michael Surovtsev's photos. | Афганская война 1979—1989 (пушту په افغانستان کې شوروی جګړه, перс. جنگ شوروی در افغانستان — Советско-афганская война; Афганский конфликт 1979—1989). |
"Наверное, я под Богом ходил". Воспоминания одного афганца
«Людей там растирали в пыль». Истории алтайских ветеранов Афгана | Вот эта встроенность русского солдата в афганскую память и мешает сегодня американцам добиться своего контроля над Центральной Азией. |
«Мы вас туда не посылали»: истории брошенных после Афганской войны советских солдат | Став свидетелем безжалостной расправы советских солдат над 70-ю мирными жителями, Выродов предпочел перейти на сторону афганцев и воевать на их стороне. |
10 лет войны в Афганистане в 10 фотографиях - Новости - | Серия видеоинтервью с солдатами и офицерами Советской Армии, воинами-интернационалистами, принимавшими участие в боевых действиях в составе контингента совет. |
Все ли вернулись из Афгана? | Вылитый в бронзе советский солдат в руке держит спасённую им немецкую девочку. |
Сколько советских солдат стало «душманами» во время Афганской войны
Война и мир сержанта Бодрова. Как возвращались домой солдаты-афганцы | АиФ Ростов-на-Дону | Вручение наград воинам Н-ской части Ограниченного контингента советских войск в Афганистане, февраль 1988 г. |
"Афганский синдром", как война на чужой земле сломала жизнь советским парням » | Став свидетелем безжалостной расправы советских солдат над 70-ю мирными жителями, Выродов предпочел перейти на сторону афганцев и воевать на их стороне. |
Кургинян: советские солдаты в Афганистане спасли СССР от терроризма | ИА Красная Весна | Война в Афганистане с участием солдат Советской армии длилась уже полтора года. |
Солдаты, которые отказались возвращаться из Афганистана (25 фото)
Позднее, в апреле 1985 года ОКСВ перешел от активных широкомасштабных боевых действий к поддержке операций афганских правительственных войск авиацией, артиллерией и, при необходимости, саперными подразделениями. Борьбу с караванами оппозиции продолжали вести советские подразделения спецназа. Всего в 1979-1989 годы для разгрома особо опасных группировок моджахедов и их крупных баз было проведено 416 крупномасштабных операций. В их числе так называемые Панджерские операции против боевиков полевого командира Ахмада Шаха Масуда в Панджерском ущелье 1980-1985 , Кунарская операция в районах на границе с Пакистаном 1985 , операция по разгрому базового района Джавара 1986 , операция "Магистраль" по деблокированию города Хост 1987-1988 и другие. Советские войска также практически непрерывно участвовали во внеплановых боевых действиях против обнаруженных отрядов исламских боевиков. В 1984-1987 годы на пакистано-афганской и ирано-афганской границах действовал план мероприятий "Завеса", в рамках которого военнослужащие ОКСВ ежедневно устраивали до 30-40 засад против караванов моджахедов.
Весной 1987 года была введена система "Барьер" - восточную и юго-восточную части ДРА перекрыли цепью засад и подразделениями, которые охраняли узлы дорог и контролировали с высот горные ущелья. Однако после возвращения советских и афганских правительственных сил в пункты дислокации моджахеды нередко восстанавливали контроль над ранее утраченной ими территорией. Вооруженной исламской оппозиции не хватало сил для свержения режима НДПА, вместе с тем и правительственные войска даже при содействии ОКСВ не могли полностью ликвидировать отряды моджахедов, поддерживаемые США и арабскими странами. В целом, война показала, что советские войска не могут эффективно бороться против противника, опирающегося на партизанскую тактику. Женевские соглашения После начала в СССР процесса перестройки и провозглашенного в апреле 1985 года курса на отказ от применения силы в международных отношениях советское руководство начало принимать меры к сокращению боевого состава ОКСВ.
В этой стране все построено на бакшише: ты — мне, я — тебе. Вот шли наши командиры на переговоры и торговались: мы вам машину муки, а вы нас пропускаете через ущелье. Никогда не забуду проход за такой бакшиш через ущелье. Заходим, поднимаю глаза вверх: духи цепью распределены по всей высоте, стоят в полный рост, оружие на нас направлено. Идем медленно, мысль в голове одна: обманут и хана. На протяжении всего пути по рации слышим: «Только без провокации! Ни в коем случае не стрелять! Одно подозрительное движение — и такое бы началось. Прошли… Но на транспортной мине все же подорвался. Хорошо на броне был, вынесло волной, о камушки ободрался и живым остался.
А вот Андрей, мой заменщик, по дороге в Кабул под прицел снайпера попал, и было-то всего три выстрела, но одна пуля оказалась смертельной. Затянется жадно сигаретой молодой солдатик ночью, а огонек становится отличной мишенью для опытного снайпера. Поэтому у меня во взводе с этим строго: курить, пить своим не позволял. Случилась со мной там одна поучительная история, которая навсегда определила моё негативное отношение к алкоголю. Отмечали «День танкиста» с размахом, один из местных офицеров пригласил нашу компанию в свой кишлак, а изрядно выпив, стал хвастаться своими тремя женами. Даже вытащил их к гостям с женской половины, и давай паранджу с одной сдирать. Нас предупреждали, что женская половина для посторонних — «харам» с арабского — «запретные действия». Говорю ребятам: «Дело пахнет керосином». В общем, мы, не прощаясь, прыгнули в БТР и по газам. И очень своевременно, потому что местные жители уже начали собираться с намерением забить дерзких русских батогами.
По прейскуранту Кстати, паранджу активно использовали душманы для маскировки. Вот фотография: переодетый душман попал в оцепление, и ему пришлось сдаться. Ребята собрались посмотреть на красавчика-вояку. К таким операциям привлекали местных женщин из церондоя милиции. Вообще, без регулярной армии Афганистана мы не могли приступать ни к каким военным действиям. Но обычно получалось так: мы воюем, а афганские вояки сарбозы сзади лежат. После боя увозят уже связанных бандитов в участок, подержат и отпустят в соответствии с гуманным законом молодой демократической страны, а они снова за БУРы. Для них война — доходное дело, все по прейскуранту за каждую голову неверного. Каждый день война — такое может любого свести с ума, сделать циничным. Может поэтому, а может вопреки, на войне было место и празднику: в каждом подразделении своя баня, а после бани чай и песни под гитару до утра, и театрализованные представления.
А самыми радостными событиями были шефские концерты звезд советской эстрады. В то время многие из знаменитостей приезжали поддержать боевой дух воинов-интернационалистов. Некоторые встречи оказались незабываемыми. С концертом прилетела в часть Роза Рымбаева в те годы ее называли поющим соловьем Азии , я должен был ее на своей «рябухе» встретить в Кандагаре. Ей показалось романтичным прокатиться на открытой броне, я отказать не смог. В итоге по прибытии командир бригады при всех объявил мне 7 суток ареста, но моя именитая пассажирка, спрыгивая с БТР, решительно объявила: «Если вы его накажете, петь не буду! Спустя 20 лет мы встретились после концерта на Родине. Подарив букет, спросил: «Может, вспомните меня: Афганистан, 1983 год? А я назвала тебя тогда Колокольчиком». Вспомнили, как Людмила Георгиевна пыталась выбить песок из концертных платьев, а я отправил ей на помощь солдата.
Тогда, подозвав меня, она сказала: «Запомни, Колокольчик, я простая русская баба и всё привыкла делать сама». Встреча с Людмилой Зыкиной За каждого из нас Бог горой стоял С теплотой вспоминаю наше боевое братство. А библейская фраза: «Нет больше той любви, чем положить жизнь за други своя», — для нас была не пустым набором слов. Умирать никому не хотелось, но установка у всех была одна: сам погибай, но товарища выручай.
Настроение, разумеется, было испорчено… Глава I. Убивали просто так… Тогда, осенью 1985 года, мне и в голову не могла прийти мысль, что ровно через 4 года Верховный Совет СССР амнистирует бывших советских военнослужащих, совершивших преступления на территории Афганистана, в том числе и тех, кто уничтожал мирных и пленных афганцев, кто осуждён за дезертирство и измену Родине, кто добровольно перешёл на сторону афганской оппозиции и воевал против своих же соотечественников. Такое решение нардепы Советского Союза последнего созыва объясняли тем, что эти военнослужащие стали жертвами преступной политики высшего партгосруководства СССР.
Именно поэтому они заслуживают амнистии. Хорошо помню, как осенью 1989 года «перестроившиеся» средства массовой информации, в первую очередь телепрограмма «Взгляд» и комсомольские газеты всех уровней, не скрывали своего восхищения по поводу гуманного акта в отношении жертв «тоталитарного» режима. Мне же на память пришло одно из заседаний суда военного трибунала, в котором я принимал участие в качестве общественного обвинителя. На скамье подсудимых «восседали» солдаты Панченко, Потапов и Болкунов. Пользуясь бесконтрольностью командиров, эти «герои» устроили распитие спиртных напитков. После чего отправились за «трофеями». Я не случайно взял последнее слово в кавычки, так как трофеи и мародёрство — не одно и тоже.
В одном из кишлаков троица зашла в дом местного учителя, партийного активиста, революционера, избила хозяина и забрала магнитофон японского производства. Затем «интернационалисты» ушли восвояси. И всё бы ничего, но одному изрядно подвыпившему «герою» в голову пришла очень даже трезвая мысль: «А если учитель пожалуется командованию советского гарнизона? Что тогда? Дождавшись наступления ночи, солдаты вернулись в дом учителя, безжалостно расстреляли хозяина и членов его семьи, в том числе малолетних детей, всего одиннадцать человек. Двенадцатому каким-то чудом удалось спастись. Он-то и разоблачил палачей в форме солдат Советской Армии.
В ходе судебного процесса, на вопрос председательствующего, с какой целью они расстреляли мирных людей, один из подсудимых не нашёл ничего вразумительного, как ответить: «Просто так!.. Трибунал приговорил «героев» к расстрелу. И я был уверен, что эти отморозки получили по заслугам. И только через семь с лишним лет, в декабре 1989 года, из газеты «Московские новости» узнал, что Потапову заменили расстрел на 15 лет заключения. Видимо, потому, что он никого не расстреливал, а стоял на «шухере». К счастью, его сообщники успели получить заслуженную пулю. Вполне можно понять, когда под амнистию попадают люди, совершившие преступления по неосторожности.
Но когда на свободу досрочно выходят отморозки, мерзавцы и подонки?! Нет, нормальный человек этого никогда не поймёт. Видимо, среди нардепов СССР последнего созыва совсем мало было нормальных людей... Глава II. Тайна кабульского мятежа. О кабульском мятеже 22-23 февраля 1980 года впервые рассказал в своей повести А. Проханов «Дерево в центре Кабула».
Человек высоких моральных устоев, гражданского мужества и отваги, патриот и гражданин, Александр Андреевич мог бы поведать правду о тех трагических событиях. Но тогда бы, в 1981 году, его книга не дошла бы до читательских масс. Все, кто находился в Кабуле в те февральские дни, хорошо запомнили эти дни: улицы были заполнены толпами протестующих людей, они кричали, устраивали беспорядки, по всему городу шла стрельба. Этот мятеж не готовился какими-то оппозиционными силами или иностранными спецслужбами, как позднее сообщал сусловский агитпроп, он начался совершенно неожиданно для всех: как для советских военных, так и для афганского руководства. Из воспоминаний генерал-полковника Виктора Меримского: «Все центральные улицы Кабула заполнили возбуждённые люди… Численность демонстрантов составляла, по разным оценкам, не менее 400 тысяч человек… В афганском правительстве чувствовалась растерянность. Маршал С. Соколов, генерал армии С.
Ахромеев и я выехали в афганское Министерство обороны. На наш вопрос, что происходит в столице, ни Министр обороны Афганистана М. Руф, ни его подчинённые ответить не могли…». Причина, ставшая толчком для такой бурной реакции протеста,так и не была выяснена. Лишь по прошествии 28 лет мне удалось узнать всю подоплёку тех событий. На самом деле мятеж был спровоцирован безрассудной выходкой наших офицеров-десантников. Всё началось с того, что 22 февраля 1980г.
Никакого задания они не выполняли, видимо, хотели что-то купить на рынке. Они находились в машине, когда неожиданно был произведён один выстрел — пуля попала в Вовка. Двугрошев и солдат-водитель даже не поняли, откуда стреляли, и быстро покинули это место. Однако ранение Вовка оказалось смертельным, и он почти сразу скончался. А далее произошло то, что и всколыхнуло весь город. Первый комендант Кабула справа Юрий Ноздряков Узнав о гибели своего боевого товарища, группа офицеров и прапорщиков 357-го парашютно-десантного полка во главе с майором Виталием Забабуриным сели в БТРы и отправились к месту происшествия на разборку с местными жителями. Но, прибыв на место происшествия, они не стали утруждать себя поиском виновника, а на горячую голову решили просто наказать всех, кто там находился.
Двигаясь вдоль улицы, они начали громить и сокрушать всё на своём пути: забрасывали дома гранатами, стреляли из автоматов и из пулемётов на БТРах. Под горячую руку офицеров попали десятки невинных людей. Расправа закончилась, но весть о кровавом погроме быстро облетела весь город. Улицы Кабула стали наводнять тысячи негодующих горожан, начались беспорядки. Погибли сотни жителей Кабула. Однако зачинщики тех беспорядков, устроившие расправу над невинными мирными людьми, так и остались в тени». На груди виден орден Красной звезды.
Афганистан, Кабул, 1980г. За годы службы в Афганистане, да и позже, я наслушался массу историй, как наши воины, особенно десантники и спецназовцы, просто убивали гражданское население, что их просто не счесть. И ни разу не слышал, чтобы наши солдаты спасли кого-то из афганцев — в солдатской среде такой поступок расценили бы как пособничество врагу. Востротина, будущего Героя Советского Союза, стреляли в безоружных людей, которых видели на улицах. Потом, без тени сожаления, весело вспоминали об этом как о забавных случаях. В феврале 1980 года, во время Кунарской операции, её участники уничтожали запасы продовольствия, убивали скот. Прежде чем войти в дом, туда бросали гранату, затем стреляли веером во все стороны — только после этого смотрели, кто же там находился; всех мужчин и даже подростков сразу расстреливали на месте.
И это при том, что в жилые дома афганцев нашим воинам запрещалось заходить. Операция длилась почти две недели, сколько тогда убили людей — никто не считал. Глава III. Командир группы решил сделать своему батальону подарок — овец на шашлык в честь Дня Советской Армии. С этой целью группа зашла в один из дворов, где увидела трёх молодых женщин, нескольких детей и двух аксакалов. Всего одиннадцать человек. Они сразу же согласились выделить всех овец для «шурави».
Но при виде молодых, да ещё красивых восточных женщин, наши воины приняли решении об удовлетворении своих сексуальных потребностей. На глазах у детей и аксакалов «интернационалисты» вдоволь поиздевались над женщинами. Изнасилование продолжалось два часа. Детишки, сбившись в угол, кричали и визжали, пытаясь как-то помочь матерям. Старики, дрожа, молились, прося Аллаха о пощаде и спасении. Потом один из сержантов скомандовал: «Огонь!
Был Гена, и нет больше Гены". У Гены-Никмохаммата афганская жена и трое детей. Сам он - худой и одет как афганец - в светло-серое платье-рубашку.
Короткая стрижка под горшок, рыжеватая борода, прозрачный взгляд. Он тоже вроде хотел уехать домой, но боялся, и Алексей Оленин приехал убеждать его, рассказывать, как сам недавно съездил в Россию, и ничего страшного с ним не случилось. Для начала Цевме тоже предложили поехать одному, без жены и детей, на пару месяцев. Если понравится - вернется в Афганистан, продаст имущество, заберет семью и уедет навсегда. На его возвращение были выделены большие деньги - и на дорогу, и на жизнь. Ему готовы были дать квартиру в Торезе, обеспечить лечение он сильно хромает , помочь с работой. По словам Цевмы, в посольстве РФ ему оформили свидетельство о возвращении, вместо паспорта. У него нет никакого гражданства. Он пришел в Афганистан гражданином Советского Союза, но такого государства больше нет.
Россия - правопреемница СССР, поэтому российские службы обеспечивают его необходимыми документами, а дальше пусть сам решает, в какой стране жить. Ему уже был куплен билет Кабул-Москва-Кабул с открытой датой, чтоб мог вернуться в Афганистан, когда захочет. Цевме выдали под расписку 1200 долларов - раздать долги и оставить жене, чтоб было на что жить, пока он не вернется. Гена сказал, еще надо купить одежду - не полетит же он в афганском платье. Ему дали и на одежду. Потом Гена попросил денег на дорогу из Кундуза в Кабул под предлогом, что будет праздник, никто не повезет, придется предлагать тройную цену. Ему выдали и эти деньги. Он завернулся в платок, поклялся непременно приехать в Кабул к назначенному сроку и ушел, сильно припадая на правую ногу. Однако он так и не приехал.
Бедствующий инвалид, которому все старались помогать из жалости, обманул уйму народа, подвел людей, занимающих высокие посты в России и на Украине, и исчез, присвоив почти две тысячи долларов, сообщал "МК" в 2004 году. Позднее выяснилось, что после встречи Гена тут же отправился к двум украинцам, имеющим некоторое отношение к спецслужбам Украины, которые, по всей видимости, постарались сделать так, чтоб он не улетел в Москву. Юрий Степанов: в 18 лет попал в плен, принял ислам, получил новое имя и новую жизнь "Комсомольская правда в Уфе" рассказала историю 37-летнего Юрия Степанова, который в Афганистане принял мусульманство, женился и не собирается возвращаться домой. Моджахеды предложили 18-летнему юноше либо расстрел, либо жизнь, но по другим правилам, по другой вере. Советский рядовой принял ислам, ему дали новое имя -Махибулла. В Приютово у Степанова остались 67-летняя мать и многочисленные родственники, которые с нетерпением ждут его возвращения. В последний раз пленник был на родине в 1996 году. Его привезли из Пакистана и из рук в руки передали отцу. Но через полгода он вновь уехал в Афганистан.
Вскоре родственники получили от него единственное письмо о том, что доехал нормально. И больше вестей не было. В конце лета 2004 года Юрий Степанов вдруг позвонил. Тогда съемочная группа телекомпании НТВ встретилась с ним в Афганистане и дала возможность связаться с родными по спутниковому телефону. Журналисты посоветовали Юрию написать письмо президенту Башкирии Муртазе Рахимову с просьбой разрешить ему вернуться на родину. Но после этого опять долго не было никаких новостей. Юрий так и не может решить, хочет он вернуться домой или нет. Хотя его афганская 28-летняя жена Гулалай и 4-летний сын Нуро говорят, что очень хотели бы побывать в России, но не знают русского языка. В поселке Хинжан Юрий - уважаемый человек.
Выучившись в России на электрика, после плена он стал работать по этой специальности. Перегородил ручей и построил мини-электростанцию. Его прозвали "Электриком". У Юрия свой бизнес: на рынке заряжает аккумуляторы, пишет "КП-Уфа". Семья Юрия-Махибулла по афганским меркам живет неплохо. Снимают глинобитный одноэтажный домик. В доме низкая дверь, потолок метра два высотой, узкий коридорчик, слева и справа двери в комнаты. В 10-метровой гостиной размером одно окно, батарей нет. Земляной пол застелен бордовым напольным покрытием.
У стены - два матраса, в углу - тумбочка с маленьким телевизором.
Судьбы советских солдат, оставшихся в Афганистане
Советские солдаты и афганские моджахеды | Уникальные фотографии Афганской войны. Военный конфликт в Афганистане, в котором принимал участие «ограниченный контингент советских войск», длился без малого десять лет, с конца 1979 до начала 1989 года. Вручение наград воинам Н-ской части Ограниченного контингента советских войск в Афганистане, февраль 1988 г. 34 года назад, 15 февраля 1989 года, советские солдаты и офицеры, верные присяге на верность своему Отечеству, выполнив задачу нашей Родины, с честью и достоинством вывели группировку наших войск из Афганистана.
«Быть солдатом, оставаться человеком»
сказал Громов и добавил, что советские солдаты. Та боль, которую несли советские солдаты представлена в рассказах непосредственно участников тех событий. Сегодня 15 февраля отмечается 23-я годовщина вывода советских войск из Афганистана. Афганские правительственные войска, имея ограниченную поддержку советских солдат, не могли полностью разгромить отряды моджахедов. Советский солдат пьет воду из ведра местного жителя, Афганистан, 1986 год.
Белорусский блогер рассказал о преступлениях СССР в Афганистане
Но один памятник, посвящённый простому советскому солдату, до сих пор стоит в самом сердце Афганистана. 38. Пятеро советских солдат, которые дезертировали из армии во время службы в Афганистане, на пресс-конференции в Торонто после своего освобождения из афганского плена. Став свидетелем безжалостной расправы советских солдат над 70-ю мирными жителями, Выродов предпочел перейти на сторону афганцев и воевать на их стороне.
«Тела забирали душманы»: истории военных из Татарстана, которые без вести пропали в Афганистане
Кто-то сливался c местным населением, а кому-то приходилось воевать против своих бывших сослуживцев. За моей спиной нет ни одного советского солдата». Это была официальная информация, а по неофициальным данным с другой стороны моста могло находиться до 400 граждан Советского Союза. Об Афганской войне написано множество книг и мемуаров, однако тема дезертирства в них практически не затрагивается. Видимо ни у кого не было желания писать о бывших товарищах, в силу разных причин нарушивших свой воинский долг. Наиболее частая причина, по которой советские солдаты оказывались по ту сторону линии огня — попадание в плен. По данным заместителя председателя Госкомитета Украины по делам ветеранов Валерия Аблазова, за весь период участия СССР в афганском конфликте было пленено 417 советских военнослужащих. Их судьбы сложились по-разному. Более 60 солдат стали невозвращенцами: они приняли ислам, обзавелись семьями и полностью ассимилировались в афганской среде. Некоторые из них были завербованы моджахедами и обратили оружие против своих бывших сограждан. Часть перебежчиков до сих пор живет в Афганистане под мусульманскими именами.
По данным Российского Союза ветеранов Афганистана по состоянию на 15 февраля 1989 года насчитывалось 64 военнослужащих, воевавших против СССР в отрядах моджахедов в Афганистане. Однако по версии журнала The Times, подобных «афганцев» может быть более сотни. В декабре 1989 года Верховный Совет СССР принял постановление «Об амнистии совершивших преступление бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане». С точки зрения закона изменников на афганской войне не было. Однако и после амнистии советские «афганцы» не торопились на родину. Сотрудники Комитета по делам воинов-интернационалистов при совете глав государств-участников СНГ Александр Лаврентьев и Николай Быстров до последнего времени вели поиски оставшихся в Афганистане бывших советских военных. Николай Быстров, сам находившийся в афганском плену 12 лет, выступал в роли своеобразного проводника в этой крайне опасной стране.
Рядом с ним размещался и военный лагерь боевиков, носивший название «Центр подготовки боевиков Святого Халида ибн Валида», принадлежавший «Исламскому обществу Афганистана», которое возглавлял Бурхануддин Раббани. В центре подготовки под руководством 65 инструкторов из разных стран тренировались несколько сотен будущих боевиков. Кроме того, здесь же размещался большой склад вооружений и боеприпасов, а также находилась тюрьма, в которой содержали пленных советских солдат и военнослужащих афганской правительственной армии. К концу апреля 1985 года в Бадабере содержались ориентировочно около 40 афганских и 13—14 советских военнопленных. Эти данные, однако, нельзя считать окончательными. Известны имена более двадцати советских солдат, прошедших через Бадабер, однако нет точной информации, все ли они находились в лагере именно весной 1985 года. Многие из советских солдат, находившихся в Бадабере, к тому времени пребывали в плену более двух лет и были сыты по горло «пакистанским гостеприимством». Среди них нашлись те, кто сумел объединить вокруг себя остальных, чтобы предпринять отчаянную попытку вырваться из неволи. Герои и предатель Когда говорят о руководителях восстания в Бадабере, чаще всего упоминают имена военнослужащего сверхсрочной службы, служившего мотористом на военном складе в Баграме и пропавшего 1 мая 1985 года в провинции Парван, а также вольнонаёмного водителя Николая Шевченко, исчезнувшего 10 сентября 1982 года в провинции Герат. В отношении последнего даже бытует версия, что Шевченко, которого в Бадабере звали «Абдурахмон», на самом деле лишь выдавал себя за вольнонаёмного водителя — во всяком случае, решительность его действий и умелая организация единомышленников заставляет думать, что он мог быть офицером разведки. Каков именно был замысел восстания, тоже до конца не ясно. По одной версии, военнопленные собирались завладеть оружием и техникой и попытаться прорваться в Афганистан, в расположение советских войск. По другой, восставшие изначально планировали захватить склад вооружений и потребовать от командования моджахедов встречи с представителями советского посольства в Пакистане. Есть версия, что о планах военнопленных стало известно моджахедам, в результате чего полностью использовать эффект внезапности не удалось. Дело в том, что в восстании приняли участие не все советские военнопленные, находившиеся в лагере. Среди тех, кто не участвовал, нашёлся провокатор, выдавший намерения «Абдурахмона» и его товарищей. Согласно рассказам немногих свидетелей, непосредственным поводом к выступлению стало изнасилование одного из военнопленных по имени Абдулло выпускниками центра подготовки боевиков. После этого пленные решили, что пора действовать.
Однако просуществовал режим Дауда недолго. Афганистан, по заявлениям партийного руководства, начал строить социализм. Фактически же в стране господствовали феодальные отношения, противостояние различных этносов, кланов, родов и племен, нищета, безграмотность и фанатическая религиозность. Оппозиция укрепляла свои ряды. Недовольство нарастало. Восстали пуштунские племена. Усилился поток беженцев в сопредельные страны. Началось вторжение бандформирований из Пакистана, заполыхала гражданская война, кульминацией которой стал антиправительственный мятеж 15 марта 1979 года в Герате — третьем по величине городе Афганистана. Не видя иной возможности удержаться у власти, Тараки обратился с просьбой к СССР ввести войска, чтобы предотвратить худший сценарий событий. Позднее такие просьбы повторялись неоднократно и исходили не только от Тараки, но и других афганских руководителей. В сентябре 1979 года всю власть в стране сосредоточил в своих руках Амин. По его приказу Тараки был убит, началось физическое уничтожение сторонников Тараки и Кармаля. Брежневу письмо, в котором излагал ситуацию в Афганистане как критическую и предлагал меры по обеспечению защиты интересов СССР в этом регионе. Очевидно, это письмо дало новый толчок обсуждению и проработке вопроса о необходимости ввода советских войск в Афганистан.
Слезы горечи и радости смешались, но гордость за сыновей переполнило сердце матери. Слава богу, что вернулись живыми! Многие друзья, знакомые тоже вернулись с войны, кто-то так и не нашел себя, — делится мыслями Владимир. Посттравматический синдром — бич участников военных конфликтов, разрушающий их личность и жизнь. Но у Владимира и Евгения все сложилось хорошо: и в трудовой деятельности, и в личной жизни. После окончания обучения в техникуме вернулись в Приютово, устроились операторами в управление «Аксаковнефть»: Евгений — в цех научно- исследовательских производственных работ стаж 34 года , Владимир — в центр добычи нефти и газа стаж 36 лет. Братья создали крепкие семьи. У Владимира и Ольги — двое детей, у Евгения и Ларисы — трое, пятеро внуков. Время пролетело быстро, не заметили, как дети выросли и выпорхнули из-под опеки родителей. Но жизнь продолжается. Собираются семьями на праздники, дни рождения, поют под гитару задушевные песни. Со многими сослуживцами Бузаевы поддерживают связь и сейчас, спустя 34 года. Приютовское пограничное братство «Рубеж» старший Василий Федоров через каждые два года организовывает встречи с ветеранами — участниками боевых действий. Евгений и Владимир обязательно среди них. Братья награждены медалями: «От благодарного афганского народа», «За службу в пограничных войсках», «За службу на границе» и многими юбилейными. Бузаев и Е.
Солдат, последним покинувший Афган
По данным Минобороны СССР, всего за годы военных действий через Афганистан прошли 546 255 советских солдат, прапорщиков и офицеров. В начале марта 2013 года российские и мировые СМИ активно пересказывали историю обнаруженного в Афганистане бывшего советского солдата, признанного пропавшим без вести более 30 лет назад. Во время нахождения контингента советских войск в Афганистане немало наших солдат по разным причинам оказалось в лагере моджахедов. 15 февраля последний советский солдат перешел мост, соединявший Союз и Афганистан. По данным Минобороны СССР, всего за годы военных действий через Афганистан прошли 546 255 советских солдат, прапорщиков и офицеров. Советский солдат-ветеран, отслуживший в Афганистане, готовится к возвращению на родину.