В чем разница между фашизмом и нацизмом? Если нацизм соединяется с фашизмом, то получается гитлеровский рейх. Между фашизмом и национал-социализмом (нацизмом) как идеологиями, политическими, общественными практиками есть как существенное сходство, так и заметные различия.
Чем отличается нацизм от фашизма?
Многие отождествляют фашизм и нацизм, несмотря на то, что это два довольно разных движения. В чем разница между фашизмом и нацизмом? разновидность фашизма, которая делает следующий шаг: подводит моральную базу под оправдание насилия над «чужими». Нацизм и фашизм иделогически разные явления, хотя оба являются мелкобуржуазной реакцией на издержки и кризисные проявления так называемого "либерализма". Чем отличается нацизм от фашизма: объяснение разницы простыми словами.
Чем отличается современный нацизм от нацизма образца 1945 года
Перед тем как изучить различия нацизма и фашизма, необходимо перечислить известные объединяющие черты. Для фашизма государство представляется абсолютом, по сравнению с которым индивиды и группы только «относительное». отличий немецкого нацизма и итальянского фашизма. Подписаться. В чем отличие идеологии фашизма и нацизма? На самом деле идеологии фашизма и нацизма отличаются друг от друга.
Признаки фашистского государства
- Отличие фашизма от нацизма
- Фашизм: корни и характеристики
- Что такое нацизм и чем он отличается от национализма | Брянские новости
- Немецкий фашизм
Разница между фашизмом и нацизмом
Где-то путём прямого избирательного права, а где-то через военный переворот или революцию. Для каждого такого режима характерны свои особенности. Нацизм является главной отличительной особенностью германского фашизма, которая переросла в отдельную страшную идеологию, подразумевающую господство одной нации над другой. Особенности нацистской идеологии Помимо упомянутых выше признаков фашизма в список добавляется: Провозглашение нации исключительной среди прочих Ущемление в правах людей другой национальности Жестокие репрессии вплоть до массовых расстрелов Этнические чистки Национальные погромы Чем отличается фашизм от нацизма? Резюмируя, можно сделать вывод, что фашизм и нацизм, которые многие склонны путать, являются совершенно разными идеологиями. Фашизм ставит своей главной целью тотальный контроль всего общества в социальной, политической, духовной и культурной сферах жизни. Нацизм делает то же самое, но ставит в центре доктрины превосходство одной нации над другими путём обращения их в рабов или полного уничтожения.
Для фашизма государство представляется абсолютом, по сравнению с которым индивиды и группы только «относительное». Индивиды и группы мыслимы только в государстве». Таким образом, Муссолини сформулировал главную идею и цель фашизма. Еще более конкретно эта идея обозначена в лозунге, который провозгласил Муссолини в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «все в государстве, ничего против государства и ничего вне государства». Отношение национал-социалистов к государству было принципиально иным. Если для фашистов государство первично: «государство создает нацию» , то для национал-социалистов государство — «только средство для сохранения народа». Более того, национал-социализм имел целью и главной задачей даже не поддержание этого «средства», а отказ от него - перестройку государства в общество. Каким же должно было быть это общество будущего? Во-первых, оно должно было быть расовым, основанным на принципах расового неравенства. И основной начальной целью этого общества было очищение расы, в данном случае арийской, а затем поддержание и сохранение её чистоты. Государство мыслилось как промежуточный этап, который необходим на первых порах для строительства такого общества. Здесь заметно некоторое сходство с идеями Маркса и Ленина, которые тоже считали государство переходной формой на пути строительства другого общества коммунизма. Для Муссолини главной целью было создание абсолютного государства, возрождение былого могущества Римской империи. Различие становиться ясным. Часть 3. Различия по национальному вопросу Для фашистов характерен корпоративный подход в решении национального вопроса. Фашисты хотят путём сотрудничества наций и классов достичь своей конечной цели абсолютного государства. Национал-социализм, в лице Гитлера и других его деятелей, решает национальную проблему через расовый подход, путём подчинения «недочеловеков» одной высшей расе и обеспечения ее господства над остальными. Сказанное выше подтверждается высказываниями лидеров этих движений: Б. Муссолини: «Фашизм - концепция историческая, в которой человек рассматривается исключительно, как активный участник духовного процесса в семейной и социальной группе, в нации и в истории, где сотрудничают все нации». Гитлер: «Я никогда не соглашусь, чтобы другие народы были равноправными с немецким, наша задача - поработить иные народы». Главным в идеологии национал-социализма является раса. При этом в гитлеровской Германии под расой понимался вполне конкретный тип людей, принимались законы, обеспечивающие чистоту и сохранение арийской расы, проводились конкретные мероприятия по выведению определенного физиологического типа.
Поэтому идеи [176] о широком фронте мира получили распространение и в пацифистских кругах, способствуя усилению демократических и антифашистских тенденций. Брюссельский конгресс 3—6 сентября 1936 г. Мы должны спасти его! В нем участвовали 4900 делегатов и 950 гостей, включавших коммунистов, социалистов, либералов, консерваторов. Были представлены пацифистские организации различных направлений, в том числе из тех стран, которым угрожала фашистская агрессия, делегаты из полуколониальных и колониальных стран, представители 15 национальных профсоюзных центров, 12 социалистических партий. Этот форум принял важные и позитивные решения. Вместе с тем их слабостью было то, что не указывались конкретные поджигатели войны, еще нечетко была выражена связь с антифашистской борьбой. Сесиль и П. Кот, вице-президентами — Ф. Ноэль-Бейкер и пастор Жезекиль. Важнейшим итогом Брюссельского конгресса мира был выход на авансцену истории нового движения социального протеста против войны — Всемирного объединения за мир, в котором впервые коммунистические, демократические и пацифистские силы готовы были совместно бороться за предотвращение войны. Московский конгресс Коминтерна и Брюссельский конгресс мира заложили серьезную основу для того, чтобы объединить приверженцев мира различной ориентации, создали предпосылки для формирования широкой антивоенной коалиции. Проявилась тенденция к интернационализации антифашистских акций, отразившаяся не только в увеличении числа антивоенных международных форумов, но и в совместных действиях общественных сил по обе стороны океана. Интернационализм становился важным оружием в борьбе прогрессивной общественности за дело мира. Такова была расстановка сил в антивоенном движении, когда нарастание военной угрозы стало определяющим фактором развития международных отношений. Потом, когда Германия начала агрессию в отношении Польши, начала сначала блок союзников для борьбы с агрессией, потом антигитлеровская коалиция. Проблемы диалога «Север-Юг» на современном этапе. Понравилась статья?
Для нацизма высшей ценностью был народ в Германии это была арийская раса , а фашисты ставили выше всего государство. Во времена Третьего Рейха нацисты серьезно конфликтовали с Церковью, в то же время в Италии при фашистах Церковь даже укрепила свои позиции. Нацисты были по сути своей язычниками и мистиками. Это выражалось в широком применении языческих символов и повальном увлечении нацистских лидеров оккультными науками, восточными религиями, христианскими ересями, а также поиском Священного Грааля. Нацизму был характерен культ традиций и неприятие чего-то нового. Капиталистическое устройство общества тесно связывалось с деятельностью еврейской расы. Итальянский фашизм, напротив, активно дружил с капиталистами, которые в то время активно финансировали деятельность правящей партии. В 1933 году Гитлер и его нацистская партия сожгли рейхстаг и обвинили в этом своих противников — коммунистов.
Фашизм в Германии: суть идеологии, причины, история кратко
В частности, под влиянием фюрера что также переводится как «вождь» основа фашизма обросла антисемитизмом и явным уклоном в превосходстве арийской расы над всем остальным миром. Появилось определение «неарийцев» как неполноценных и подлежащих уничтожению и порабощению людей. Отношение к людям Сравнение нацизма и фашизма в вопросе отношения к людям тоже подтверждает серьезные различия в этих идеологиях. Если в Италии человек — это маленькая деталь огромной машины фашизма, движущейся к счастливому будущему путем развития и роста во всех сферах и направлениях деятельности, то нацист в Германии — нечто вроде высшего существа, главной целью которого является порабощение низших существ для обеспечения «арийской расы» всеми необходимыми благами. Во время решения «еврейского вопроса» у штурмовиков СС даже была специальная таблица, в которой были указаны значения и пропорции представителей «арийской расы». Что было с остальными — известно, пожалуй, каждому. Идеологи фашизма и нацизма Главным идеологом фашизма, как было сказано выше, стал Бенито Муссолини. Общественный деятель, журналист, ветеран Первой Мировой войны, создав однажды «Итальянский союз борьбы», впоследствии стал лидером чернорубашечников. Организовав поход на Рим, утвердился в качестве фактического лидера итальянского народа.
История нацизма обязана своим появлением Адольфу Гитлеру, а развитие этого течения его ближайшим соратникам, идеологическим лидерам нацистского движения — Генриху Гиммлеру руководителю печально известного СС и Йозефу Геббельсу руководителю аппарата пропаганды. Именно стараниями этих трех политических деятелей о национал-социализме узнал весь мир, а под его знамена добровольно встали десятки миллионов немцев. Фашизм и нацизм - в чем разница Простыми словами, отличие фашизма от нацизма можно выразить следующим образом.
Бенито Муссолини удалось прийти к власти в Италии, убедив народ в том, что единство может обеспечить только сила. Введенное им понятие фашизма в самом своем названии отражает эту идею. Эмблема Национальной фашистской партии Фашизм происходит от слова «фасции», что буквально означает «пучок прутьев» — единство во множестве. Но фасции — это также розги, которые в Риме за магистратами носили ликторы. Именно эти розги были помещены на эмблему Националистической фашистской партии, в чем можно увидеть особую символичность: цена единства — право власти на насилие. Таковы основные сходства и различия фашизма в Италии и Германии. Итальянский национализм, к счастью, так и не достиг своей крайней формы — выражающегося в формуле «единство не с кем-то, а против кого-то» расизма, — идеи превосходства одной расы над другими, которая стала фундаментом идеологии гитлеризма. Следует также отметить, что при Муссолини в Италии сохранялась монархия и католическая церковь. Лидеры фашистской идеологии Бенито Муссолини 1883—1945 — лидер итальянского фашизма, политический и государственный деятель, диктатор, «дуче» как его называли в Италии. Отец будущего лидера фашистской идеологии, будучи активным борцом за права рабочих, назвал своего сына в честь мексиканского реформатора — президента Бенито Хуареса. Бенито Муссолини Муссолини начал принимать участие в политической жизни Италии еще юношей. В 1900 году он вступил в социалистическую партию, писал статьи в соответствующие данному направлению газеты, организовывал рабочие забастовки. В 1919 году создал Итальянский союз борьбы, который в 1921 году был преобразован в Национальную фашистскую партию. Главной основой фашистской идеологии Муссолини стал национализм; пропагандировалось возрождение Священной Римской империи. Теоретическими истоками итальянского фашизма были труды Платона и Гегеля, идея корпоративного государства, сращение государственного аппарата и населения, которые сам Муссолини выразил так: «Всё в государстве, ничего вне государства». Лидер итальянского фашизма был пойман партизанским отрядом и расстрелян 28 апреля 1945 года. Адольф Гитлер 1889—1945 — лидер и один из главных идеологов немецкого фашизма. Он родился в Австрии в городе Браунау-на-Инне. Так как семья часто переезжала, то Адольф постоянно менял школы, что сказывалось на его успеваемости. Постепенно он сконцентрировался на изучении того, что ему больше нравилось: истории, географии и рисовании. Повзрослев, дважды безуспешно пытался поступить в Венскую художественную академию. Несмотря на неудачу, достаточно неплохо зарабатывал, продавая свои картины. Адольф Гитлер После начала Первой мировой войны Адольф Гитлер записался добровольцем в немецкую армию и был отправлен на Западный фронт. Там несколько раз получил ранения. Именно после поражения Германии Гитлер активно начал политическую деятельность. Он приехал в Мюнхен и вступил в Немецкую рабочую партию, которую позже возглавил, переименовав ее в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию НСДАП. Теоретическими основами немецкого фашизма стали переработанные идеи Фридриха Ницше и Артура Шопенгаура, а также расовая теория Жозеф Артюр де Гобино. Именно идея превосходства одной расы стала фундаментом политической платформы Гитлера, ключевые пункты которой он изложил в программе партии «25 пунктов» и в книге «Моя борьба». Понимая неизбежность поражения во Второй мировой войне, Адольф Гитлер совершил самоубийство вместе со своей женой Евой Браун 30 апреля 1945 года. История возникновения и развития фашизма в Германии 11 ноября 1918 года Компьенским мирным соглашением закончилась Первая мировая война.
В документе Российской академии наук [1], подготовленном по указанию Президента Российской Федерации в 1995 г. И здесь сразу следует отметить существующую разницу трактовок понятия «национализм». Если на Западе этот термин широко используется почти в том же самом значении, что и патриотизм, то в отечественной культуре понятия «национализм» и «патриотизм» имеют принципиально разное содержание и различную оценочную окраску. Понятно, что данное обстоятельство необходимо учитывать в том числе в контексте проведения специальной военной операции Вооружённых Сил Российской Федерации спецоперация, СВО на Украине и заявленного стремления к её денацификации. Патриотизм многонационального российского народа, как осознанное социальное чувство любви к Родине и поведенческий принцип, традиционно сочетается с уважением интересов, культуры и патриотических чувств народов других стран, а национализм, особенно в его крайних, радикальных формах — шовинизма, фашизма, нацизма осуждается как идеология и практика, противопоставляющие друг другу народы и государства, сеющие вражду и служащие агрессивной политике 2. Эти негативные черты присущи, например, радикальному украинскому национализму — в своей основе не столько идеалистическому, сколько расчётливому и своекорыстному. Мы отнюдь не исключаем наличия искренних патриотических мотивов у отдельных членов украинских националистических организаций, но не они определяли реальную политическую линию. Например, лидеры организации украинских националистов ОУН в начале 1930-х годов декларировали своей главной целью — создание «самостiйного» украинского государства. Но, поняв, что эти вожделения недостижимы, поскольку не получили поддержки Третьего рейха, ограничили свои желания статусом украинской колонии Германии, в надежде выслужить для себя у будущих хозяев роль подручных. Запад купил Украину вместе с продавцами. Ради борьбы против России и её уничтожения… 3 В наше время многие отечественные учёные и публицисты справедливо трактуют фашизм как явление не только прошлого, но и настоящего. В числе примеров тому — две коллективные работы, вышедшие в последние годы: «Современный фашизм: новые облики и проявления» [3] и «Современный фашизм» [17]. Их отличают яркий публицистический стиль изложения и оригинальность выводов. Незаурядной попыткой исследования фашизма во всём его многообразии стал сборник «Фашизм, неофашизм и их преступная практика» [20], вышедший в свет в 2021 году. Его основу составили материалы одноимённой Всероссийской научно-теоретической конференции, прошедшей в Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Жуковского и Ю. Гагарина» Воронеж. Появление сборника работ специалистов по проблематике фашизма, на наш взгляд, стало заметным событием современной российской историографии. Подробнее с его содержанием можно ознакомиться на страницах «Военно-исторического журнала» [2]. В западной историографии при определении фашизма выраженный акцент традиционно делается на его тоталитарную природу 4 , что имея под собой определённые основания, вольно или невольно способствует упрощению, примитивизации как термина, так и самого явления, поскольку «приглушает» значение специфических характеристик фашизма. Есть в этой практике и определённый спекулятивный момент: избыточное внимание к недемократической составляющей фашизма даёт возможность на том же основании «пристегивать» к нему иные авторитарные тоталитарные политические режимы, даже включая антиподов. Вместе с тем, для лучших образцов современной зарубежной историографии, как и для историографии отечественной, характерно разделение всей совокупности признаков фашизма на две группы: отличительных именно для фашизма, и черт, присущих всем разновидностям тоталитаризма. К первой группе относятся: расизм, в своих практических проявлениях доходящий до геноцида других народов; диктатура «национальной элиты» во главе с вождём; создание военизированной партии с жёсткой дисциплиной; определение внутренних и внешних «врагов нации»; абсолютная идеологическая монополия; идея построения тоталитарного государства на основе принципа корпоративности; имперская идея, экспансионизм, глобализм; особый политический стиль лексика; специальные приветствия, символика, униформа и др. Группа признаков, характерных не только для фашизма, но и для других видов тоталитаризма включает: культ вождя; отрицание демократии, подавление оппозиции, репрессивная политика; политическая и социальная демагогия; милитаризация экономики и общественной жизни и др. Надо сказать, что хотя эта классификация далеко не безупречна и содержит в себе определённые пересечения, она, тем не менее, позволяет составить достаточно полное и объёмное представление о феномене фашизма. Тем не менее, постоянно появляются всё новые его определения и трактовки, причём в большинстве случаев, они носят весьма общий и размытый в смысловом отношении характер. Если опираться на них, то к фашизму можно отнести едва ли не всё, что не отвечает либеральным представлениям о демократии 5. В последние годы на Западе оформилась тенденция к проведению смысловой демаркации между фашизмом и нацизмом. Предпринимаются такие попытки и в нашей стране. В общественное сознание настойчиво внедряется мысль, что фашизм является де всего лишь одной из многочисленных форм национализма. Утверждается, что он далеко не столь опасен, как нацизм, с неизбежностью порождающий расизм, геноцид и войну 6. Сегодня даже нередки заявления о большем различии, нежели сходстве между фашизмом и нацизмом. При этом авторы подобных воззрений апеллируют как к генезису этих явлений, так и к соответствующей практике конкретных фашистских режимов [22]. Проблема соотношения понятий «фашизм» и «нацизм» действительно существует. Никто не спорит: это не синонимы. Но и тесную связь между ними отрицать нельзя. Феномен фашизма вовсе не предполагает полного единообразия его проявлений. Итальянская, немецкая, испанская, венгерская, румынская, польская, японская и иные версии фашизма несомненно имеют как общие, так и особенные черты. При этом итальянский фашизм, германский нацизм, испанский фалангизм и т. Об этом, например, говорил Муссолини в 1937 г. Подход предполагающий, что между фашизмом и нацизмом существуют различия принципиального характера, в лучшем случае ошибочен, в худшем —своекорыстен. Цель подобных «интеллектуальных» конструкций состоит в том, чтобы, отделив фашизм от нацизма, добиться его частичной реабилитации. Фашизм — это родовое понятие, а итальянский, немецкий, португальский, украинский и другие виды фашизма — его частные случаи, разновидности. Очевидно также, что термин «фашизм», начиная уже с 30-х годов ХХ в. Узкая трактовка неразрывно связана с итальянским фашизмом, ассоциирующимся прежде всего с именем Бенито Муссолини. В широком смысле, под фашизмом изначально было принято понимать все родственные итальянскому образцу политические режимы, близкие ему в теоретическом и практическом выражении. Термин «нацизм» изначально применяли для обозначения фашистской по своей природе, национал-социалистической идеологии и политического режима в гитлеровской Германии. Таким образом, с исторической точки зрения, нацизм — это немецкий фашизм, обретший государственную форму в 1933—1945 годах. Радикальный террористический характер нацизма национал-социализма , как и формальное признание им примата нации, а не государства, не дают сколько-нибудь серьёзных оснований для того, чтобы противопоставлять его фашизму, а тем более утверждать, что фашизма в Германии будто бы вообще не было [14]. Интересно, что И. Сталин, как известно знакомый с германским фашизмом не понаслышке, вообще отрицал правомерность термина «национал-социализм» 7. Особо отметим, что в последние годы сложилась практика использования термина «нацизм» для обозначения любых крайних форм фашизма, вне зависимости от их национально-государственной принадлежности. Такой подход не вызывает серьёзных возражений. По существу здесь мы имеем дело с той же ситуацией, которая сложилась в отношении узкой и широкой версий термина «фашизм». Поиск адекватного обозначения для существующей сегодня на Украине формы политического режима и соответствующей ей государственной идеологии, заставляет сделать выбор в пользу терминов «украинский нацизм» или «бандеровский нацизм». В этой связи, уместно сослаться на мнение профессора Л. При сложении двух тезисов получается, что, будучи инструментом, украинский нацизм, в отличие от германского, на целевом уровне направлен в сторону не столько возвеличивания всего украинского кроме каких-то маргинальных манипулируемых групп, которые глобальной политической опасности не представляют, хотя и с учётом всех считающихся временными девиаций , сколько подавления всего русского и российского — русского языка, русской культуры, Российского государства, российской истории и т. Иначе говоря, украинский нацизм призван не строить империю, сильное государство, эффективную бюрократию, успешную экономику , а ломать, приобретая характер откровенно нацистской русофобии при весьма толерантном отношении ко всем другим нациям, для борьбы с которыми в случае необходимости конструируются другие инструменты» [7, c. Отдельно следует остановиться на проблеме соотношения феноменов фашизма и коммунизма. Расхожие утверждения об якобы единой природе этих явлений, столь популярные среди недругов России, противоречат исторической правде и кощунственны по отношению к тем, кто отдал свои жизни за Великую Победу. Адепты мифического кровного родства фашизма и коммунизма не желают считаться с фундаментальными сущностными различиями между этими явлениями, но зато абсолютизируют форму. Соответствующие спекуляции строятся на известном сходстве недемократических режимов, персонифицированных именами Гитлера и Сталина. Их общими чертами выступают вождизм, жесткая однопартийность, развитые силовые структуры и др. Но внешнее сходство вовсе не означает сущностной близости и генетического родства. В случае с коммунизмом и фашизмом мы имеем дело с антиподами, поскольку в содержательном смысле эти идеологии и режимы кардинально различаются: коммунизм предполагает социальное равенство и интернационализм, фашизм — социальное неравенство и подавление одних народов другими; коммунизм означает примат общественной собственности, а фашизм, несмотря на соответствующую риторику, — доминирование частной собственности; коммунизм основывается на идее постепенного отмирания государства, а фашизм его обожествляет; коммунизм означает основную опору на рабочих и крестьян, фашизм — на мелкобуржуазную среду; коммунизм предполагает духовный прогресс и расцвет культуры, фашизм глубоко враждебен культуре 8. И, наконец, главное — коммунизм ставит своей целью возвышение человека, его всестороннее развитие, а фашизм делит людей на сверхчеловеков и недочеловеков, обрекая слабых на уничтожение или рабство. Данное различие выступает ключевым и системообразующим 9. Рузвельт, серьёзно воспринимая угрозу распространения нацистских идей в Западном полушарии, в августе 1940 года образовал 10 в составе Офиса чрезвычайного менеджмента администрации Президента США Офис межамериканских дел ОМД , наделив его широкими полномочиями по проведению информационного, экономического и политического противоборства в странах Центральной и Южной Америки. Главным инструментарием ОМД стало интенсивное применение культурных и образовательных программ в странах региона. Руководить офисом президент Рузвельт назначил Нельсона Рокфеллера [4, с. Если говорить о Великобритании, то ряд экспертов на основе анализа идеологии и действий фашистов «Туманного Альбиона», а также тогдашних настроений в английском обществе сделали вывод, что именно: «…насилие оттолкнуло общественное мнение от британских фашистов... Сумевшее быстро мобилизоваться антифашистское движение, сразу увидевшее сходство с континентальным фашизмом, обратило внимание полиции и властей на опасность Британского союза фашистов» [20, c.
На обстоятельство, что «фашизм — не только кровавая и террористическая диктатура наиболее реакционных кругов монополистической буржуазии, не только террор и безудержная социальная демагогия, но и состояние массового и даже индивидуального сознания, уникальная по характеру система создания противоречащих интересам народа ложных «национальных единств», особый механизм формирования социально-психологических настроений, основывающихся на негативной, деструктивной базе», в 80-е годы ХХ века обратил внимание советский историк Александр Бланк. Система ложных «национальных единств» составляла фундамент государственной идеологии Третьего рейха. Эта идеология основывалась не на объективной реальности, а на политических мифах — о «высшей» «арийской» расе, «корпоративном государстве», «германском народном сообществе», «национальном социализме». На базе нацистских мифов формировалось архетипическое мышление немцев, необходимое для создания национальной идентичности. Зачастую научные понятия «фашизм» и «нацизм» превращаются в пропагандистское клише, используемое в политических целях. Как отмечал немецкий историк Вольфганг Випперман, «понятие «фашизм» как и «антифашизм» заняло некое промежуточное место между теорией и полемикой. Такое положение не изменилось и до сих пор. Многие из наших современников используют понятие «фашизм» как простой боевой клич или как ругательство, которым они обмениваются друг с другом». Випперман выделяет три варианта фашизма: итальянский «нормальный» фашизм, немецкий «радикальный» фашизм и фашизм «сверху» в некоторых европейских странах. Автор «Доктрины фашизма», итальянский дуче Бенито Муссолини так отвечал на вопрос, что такое фашизм: «Как всякая цельная политическая концепция, фашизм есть одновременно действие и мысль: действие, которому присуща доктрина, и доктрина, которая, возникнув на основе данной системы исторических сил, включается в последнюю и затем действует в качестве внутренней силы. Из обломков либеральных, социалистических и демократических доктрин фашизм извлекает еще ценные и жизненные элементы. Он сохраняет так называемые завоевания истории и отвергает все остальное… Фашизм, будучи системой правительства, также и прежде всего есть система мысли... Фашизм — это социализм, взявший все лучшее от социализма, но социализм национальный, не ориентированный на мировую революцию, и государственно-корпоративный, а не стремящийся к отмиранию государства». По мнению современного немецкого историка Андреаса Умланда, постсоветское российское толкование фашизма подверглось фрагментации, а использование термина «фашизм» в публичном дискурсе страдает от «гиперинфляции». Умланд выделяет как минимум четыре различные тенденции в трактовке понятия «фашизм» в современной России. Во-первых, это более или менее видоизмененные версии классического марксистского определения фашизма, данного в резолюции XIII пленума Исполкома Коминтерна и повторенного на VII Конгрессе Коминтерна Георгием Димитровым: «Фашизм — это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала… Фашизм — это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Фашизм — это власть самого финансового капитала. Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции. Фашизм во внешней политике — это шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующий зоологическую ненависть против других народов». Это определение наряду с теорией «социал-фашизма» оказало крайне негативное действие, так как привело к недооценке фашизма и дезориентировало левое антифашистское движение Европы в предвоенный период. По язвительному определению Льва Троцкого, самого острого коммунистического критика гитлеризма и сталинизма, «теория социал-фашизма, в которой невежество Сталина сочетается с легкомыслием Мануильского секретаря Исполкома Коминтерна. Во-вторых, это авторы, представлявшие фашизм как западную, по своей сути, форму экстремизма, которая по определению не является российской. В-третьих, российские публицисты, чрезмерно свободно толкующие термин «фашизм» и называющие «фашистскими» широкий спектр авторитарных и националистических направлений. В-четвертых, это российские ученые, близкие к западным в своем понимании термина «фашизм», такие как Валерий Михайленко, Валентин Буханов и старейший советский и российский исследователь фашизма, ветеран Великой Отечественной войны Александр Галкин в 2022 году ему исполнится 100 лет. Галкин объединил свои предыдущие определения фашизма общей дефиницией «правоконсервативный революционаризм, стремящийся снять общественные противоречия, разрушая все, что воспринимается им как препятствие сохранению и возрождению фундаменталистски трактуемых извечных основ бытия». На взгляд Галкина, фашизм представляет собой «иррациональную, неадекватную реакцию современного общества на острейшие кризисные процессы, разрушающие устоявшиеся экономические, социальные, политические и духовные структуры». Историк полагает, что Россия обладает устойчивым иммунитетом к фашизму. Однако иммунитет не бывает абсолютным. При определенных условиях возможно обеспечение успеха фашизму. Эти условия реализуются при «длительных экономических неурядицах, кризисе политической системы, очевидной потере веры в демократию как принцип управления общественными делами, укоренении в массовом сознании чувства ущемленности национального достоинства». Прогнозируя возможные пути развития постсоветской России, Александр Галкин отмечает, что в разных слоях российского общества велики симпатии к сильной власти. Глубинные причины этих настроений он находит в системном кризисе, социальной напряженности, идейной дезорганизации, разочаровании населения в эффективности существующей системы власти. Для режимов фашистского типа характерно усиление регулирующей роли государства как в экономике, так и в идеологии: корпоративизация государства посредством создания системы массовых организаций и социальных объединений, насильственные методы подавления инакомыслия, неприятие принципов экономического и политического либерализма. Основными чертами идеологии фашизма являются: ярко выраженный национализм, традиционализм, экстремизм, этатизм, корпоративизм, популизм, антилиберализм, антикоммунизм, милитаризм, вождизм, декларирование опоры на широкие слои населения, не относящиеся к правящим классам. Для германского национал-социализма как «образцового» фашизма был характерен крайний антисемитизм. Такому пониманию фашизма близко определение, данное писателем Борисом Стругацким: «Фашизм есть диктатура националистов. Соответственно, фашист — это человек, исповедующий и проповедующий превосходство одной нации над другими и при этом активный поборник «железной руки», «дисциплины-порядка», «ежовых рукавиц» и прочих прелестей тоталитаризма. И все. Больше ничего в основе фашизма нет. Диктатура плюс национализм. Тоталитарное правление одной нации.
Отличается ли фашизм от нацизма или это одно и то же?
В мире существует столько же «измов», сколько в этом мире живёт людей; точно так же и с фашизмом — фашизмов столько же, сколько и самих фашистов. Первое различие среди фашистов — это национальная специфика. А у каждой нации есть своя специфика, свои исторические мифы, представления о свой исторической богоизбранности, различные обоснования этой богоизбранности, симпатии и антипатии, счета и претензии к соседям. Фашисты есть даже в Израиле, но по понятным причинам антисемитизм они не проповедуют, а как раз таки наоборот смотрят на гоев, как на говно. То есть каждая конкретная национальная вариация фашизма оценивает мир с позиций выгоды для своего народа, из-за этого может меняться как стилистика самого движения Холодные нордические германо-скандинавские язычники с их «натиском на восток» в Германии, темпераментные продолжатели славных римских традиций и верные католики с мечтами о средиземноморской Империи в Италии и только русские фашисты отличились тем, что не смогли придумать ничего лучше, чем просто дрочить на готовые образы зарубежного немецкого фашизма, чем продемонстрировали в очередной раз своё убожество , так и образ врага. Так же нужно отметить, что со временем возможны так же серьёзные сдвиги в связи с изменениями в актуальной политике. Так фашист Гитлер ненавидел жидов и корешился с муслимами, а вот фашист Брейвик уже корешится с евреями против мигрантов-басурман. Второе различие среди фашистов ещё глубже, если первое касалось в основном внешних атрибутов, то на более глубинном уровне фашисты тоже различаются. Рассмотрим на примере итальянского фашизма и немецкого национал-социализма.
Общее в них это: Антикоммунизм, Антилиберализм, Элитаризм, Тоталитаризм, Вождизм, Милитаризм и некоторые другие хорошие измы. Различие же следующее: В итальянском фашизме господствующий элемент — государство, В немецком национал-социализме — раса. То есть разница банальна. Дуче, он же первооткрыватель фашизма, по распространённому в России представлению о фашизме, фашистом не был, а был банальным имперцем, и евреев до того как не попал в полное анальное рабство к фюреру не третировал. А другой известный фашистский диктатор Франко и вовсе прятал евреев-беженцев на своей территории. И раз уж на то пошло, то другой вполне себе фашистский диктатор из Бразилии Варгас вообще посильно участвовал во Второй мировой войне на стороне Союзников. Фашизмов много, такие дела, и широко известная Валерия Ильинична — это типичный, эталонный фашист. Но даже она и все зигующие евреи мира меркнут рядом с Пимом Фортейном.
Судите сами: либерал, феминист, атеист, гомосексуалист, бывший марксист, который считает всё это традиционными ценностями Европы. А чтобы демократия и толерантность продолжали торжествовать, он предлагает сжечь в топках нового Освенцима всех мигрантов-мусульман, потому что они не приемлют ценности европейского гуманизма. Строго говоря, ничто не мешает фашисту быть хоть сторонником секса детей с инопланетянами, хоть сторонником запрета интернета — и не такая блажь может застрять меж двух прямых извилин фашиста. Почему фошызм привлекает[ править ] Потому что быдло не представляет что это. Фошысты воображают, будто Гитлер калёным железом выжег все язвы общества либералов, пидарасов, быдло, интернационалистов, нацменьшинства , сплотил нацию и установил в Германии порядок, мир и надёжное процветание. Нацисты выдавили из страны множество учёных, которые потом создали ядрёную бомбу в другом, более пригодном для жизни месте — в Третьем Рейхе на полном серьёзе шли рассуждения об «арийской» и «еврейской» физике. Великий учёный Геббельс говорил, что арийцы произошли от самих древних греков, минуя обезьян. Какой научный прогресс мог быть в таком обществе?
Застой и мучительная деградация под внимательным надзором гестапо. А как же созданные в Рейхе реактивные истребители, шушпангеверы, инфракрасные ночные прицелы, управляемые ракеты, и тонны другого чудо оружия? Всё это создавалось тупо ради деления противника на ноль. Вне военных нужд всё было в жопе. Аналогично выдавили деятелей искусства и мыслителей — великая немецкая философия и лучший в мире кинематограф еще до войны перестали существовать, по крайней мере в Германии. Фрейд шутил, что в Средневековье сожгли бы его самого, а теперь сжигали всего лишь его книги, но Фрейд вовремя уехал. Германское тоталитарное искусство быстро превратилось в бессодержательное, но очень пафосное говно, которое ничему не учило, а лишь восхваляло и искажало. Талантливые люди либо бежали из Германии, либо ссучивались, либо уходили в подполье, где их уничтожали.
Большинство из них, естественно, чистокровные немцы. Потому что иди-ка ты нахуй, вот почему Гитлер обещал каждому бюргеру «Народный автомобиль» — Фольксваген, но денег отчего-то не хватало. Куда же шли деньги? Экономические нововведения нацистов были простыми: уничтожить профсоюзы и создать монополии, «предприниматель — фюрер для рабочих». В экономическом смысле нацисты стали этаким коллективным сутенёром, который, с одной стороны, держит проституток в повиновении, с другой, продаёт их олигархам и, с третьей, следит, чтобы клиенты знали меру. Мера, само собой, согласуется с клиентами. В итоге рабочие ели капусту, предприниматели и бюрократы — мясо, а вместе они ели голубцы. Самое интересное, что такая система не могла в долгосрочной перспективе достаточно быстро развиваться и, в итоге, даже себя содержать — без войны и ограбления соседей.
То есть без войны рейх тупо не мог развиваться, потому что это развитие было никому не нужно: олигархи отбивали инвестиции без всяких напрягов, как монополисты, работяги не имели интереса, бюрократы только контролировали.
Даже в Национальной фашистской партии было немало евреев, как и в руководстве страной. Среди них следует отметить: Фульвио Сувич — министр иностранных дел с 1932 по 1936 год. Маргерита Сарфатти — биограф и любовница Бенито Муссолини.
Гвидо Юнг — министр финансов с 1932 по 1935 годы. Для нацистов Третьего Рейха была характерна ненависть к цыганскому национальному меньшинству. Представителей этого народа уничтожали в первую очередь, как и евреев. В Италии при Муссолини преследований цыган не было до конца 1930-ых.
В своей расовой доктрине нацисты одну из самых низких позиций отвели славянам, особенно, восточным. Фашисты же, наоборот, стремились восстановить некий аналог Римской империи с включением в ее состав части югославских земель. Бенито Муссолини.
Вернувшись из Швейцарии, где он избегал призыва в вооружённые силы, Бенито Муссолини, изменив прежние социалистические и пацифистские убеждения, основал националистическую группу «Союз революционного действия». В 1919 году она была переформирована в фашистскую партию «Итальянский союз борьбы».
Муссолини, утверждавший, что Италии нужен сильный лидер, под руководством которого страна вернётся к былой славе, создал образ источника стабильности и безопасности. Он получил большую поддержку всех тех, кто был недоволен правительством и бедным социально-экономическим положением — антикоммунистов, националистов, военных, безработных. В течение следующих 10 лет фашистская партия во главе с Муссолини путём пропаганды и насилия стала управлять Италией, установив тоталитарный режим, со следующими характерными чертами: Диктатура. Национальное правительство стремится к полному контролю над всеми основными частями общества. Потребности страны стоят выше личных потребностей.
Авторитарное руководство. Лидер обладает абсолютной властью, являясь воплощением нации и её воли. Укрощение капитализма путём контролирования рабочих и фабрикантов. Союзы, забастовки и другие трудовые акции являются незаконными. Частная собственность остаётся, но государство контролирует экономику.
Государство использует национальную славу и страх перед внешними угрозами, чтобы построить новое общество, основанное на «общей воле» народа. Милитаризм и империализм. Мощь государства равняется способностью вести и выигрывать войны. Насилие необходимо для подавления любого, кто стоит на пути государственной власти. Фашистские движения появились в других европейских странах, которые столкнулись с трудностями после войны или испытывали антисоциалистические настроения.
В фашистских режимах всё делается исключительно в интересах государства, а не для народа. Что касается нацистов, то основной упор они делали именно на народе, а государство использовали в качестве средства защиты и обеспечения помощи народу. Лозунгом фашизма было: «Народ для государства». В этом же время, нацисты воспринимали другой тезис: «Государство для народа». К примеру, в Австрии, до присоединения к Третьему Рейху был фашистский режим, в котором не было места расизму. Режим Виши во Франции, который опирался на традиционные ценности, тоже был фашистским. Да и в Испании, Аргентине, Бразилии и Румынии, были свои разновидности фашизма. К примеру, в Италии и Испании проповедовался католицизм.
Чем отличается нацизм от фашизма?
— Нацизм стоит воспринимать как часть фашизма, а фашизм — часть национализма. Нацизм – это более частная форма фашизма, говорить, что фашизм и нацизм это понятия совершенно разные – то же самое, что сказать "черника и ягода – это разные растения". Фашизм, нацизм, коммунизм — разница в понятиях. Немецкий национал-социализм же, который некоторые исследователи называют разновидностью фашизма, при немалом сходстве отличался от итальянского фашизма прежде всего расовым подходом.