Итак, Кощей Бессмертный жил в лесу, иногда во дворце, а иногда и в хижине. Кащей (Кощей) Бессмертный — отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. это народно-фольклорный образ древнерусских сказок, возникший из-за сомнительных слухов о Святом Касьяне, подкрепленный такими старославянизмами, как кошть и кощун. Кощей Бессмертный, Кощей или Кащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий») — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки). Кощей Бессмертный в славянской мифологии воплощение зла и могущества.
Родословная Кощея бессмертного
Кинематографических произведений про Кощея Бессмертного не сосчитать на пальцах, поэтому представлю несколько известных картин с участием именитых актеров. Кощей (Кащей) Бессмертный один из самых одиозных и загадочных злодеев русских сказок. в восточнославянской мифологии злой колдун, похититель невест. Кощей Бессмертный, Кащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий») — персонаж восточнославянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки). Помощником Кощея Бессмертного был его конь, который являлся не живым и не мёртвым, а его доспехи имели колдовскую силу. Кащей (Кощей) Бессмертный — отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре.
Кощей Бессмертный: "змеиный" богатырь
Славяне делят весь мир на две половины: добрую и злую или дружественную и враждебную человеку. Каждую из них олицетворяет свой бог. Враждебную олицетворяет Кощей — бог холода и зла.
Просто рассказчики добавили к этим историям что-то свое, новое, выдуманные детали. Если мы станем сравнивать между собой мифологические сказки многих народов, то обнаружим много общего, даже если люди, сочинившие эти истории, жили на разных континентах. А это говорит о том, что у всех людей на Земле одна мечта: чтобы в жизни всегда добро побеждало зло и всегда находилось место настоящим чудесам. Наш мир сильно отличается от того, в котором жили наши прадедушки и прабабушки. Они мало что знали о причинах явлений природы и устройстве Земли, поэтому все непонятные вещи объясняли проделками «нечистой» силы. Мир наших предков был загадочным и волшебным, полным мистики и чудес - ведь тогда считалось, что представители потустороннего царства окружают нас всегда и везде: они живут на болотах, в озёрах, лесах, полях и даже в доме. Как же они выглядят, какими повадками и способностями обладают и, какие у них вредные привычки? Я начал искать ответы и выяснил, что большинство наших народных сказок берут начало в мифах древних славян.
Знание прошлого - ключ к пониманию и настоящего, и будущего. Человек, не знающий и не любящий прошлого, не имеет и будущего. Крайне важно услышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося тысячелетиями. Прошлое, в котором все славянские народы были едины, когда всё объясняли мифы и сказания, как правило, не были записаны, но передавались из уст в уста как, неоспоримая истина, представляя собой наследие, часть культуры. Важнейшую часть культуры, которая была неотрывно связана со всей жизнью славян. Язычество было и остается неотъемлемым атрибутом нашей жизни - приметы кошка дорогу перебежала, или чтобы не сглазить, нужно переплюнуть через левое плечо и постучать по дереву , праздники масленица, Иван Купала , которые изначально были языческими, даже орнамент на одежде - все это, и многое другое взято из мифологии древних славян. Русский фольклор донёс до нашего времени лишь сказочный образ Кощея Бессмертного, который однозначно стал трактоваться как отрицательный и зловещий персонаж. Но мы знаем, что за любым языческим образом всегда стоит понятие, сила природного явления — всё то, что непосредственно имело отношение к существованию человека. Мифология и культура древних славян "живет" уже около тридцати тысячелетий. Так давайте же не будем забывать о нашем прошлом и сохраним эту замечательную культуру!
Список использованных источников и литературы. Афанасьев А. Происхождение мира. Статьи по фольклору, этографии и мифологии. Л, Топоркова. Левкиевская Е. Мифы и легенды восточных славян. Никольская А. Пропп В. Исторические корни волшебной сказки.
Русские народные сказки. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Русское устное народное творчество: Хрестоматия. Русская устная проза. Рыбаков Б. Сахаров А. История России. Энциклопедия для детей. История России, т.
Русская литература, т. Мифологическая картина устройства мира. В представлении восточных славян весь мир создал бог Род. Из мирового неведомого пространства упало семечко, и стал расти огромный Дуб - Мировое Древо, высокое и могучее. Корнями должен был уходить оно в царство глубинное, призрачное, туда, где место лишь для мёртвых и для тёмных сил. Ствол его пойдёт поперёк царства Явного, где поселятся скоро живые и будут жить, пока не истечёт их срок; а верхушка и вовсе доберётся до Правильного царства, до страны, в которой вот-вот появятся могучие боги и станут править миром. Одно плохо: перемешано всё в мире, и некому наблюдать за порядком, всё подмечать, за всем, что родилось, присматривать и доделывать то, что начато. Тогда кликнул Род птицу Сва и создал себе родича, творца и помощника, - Сварога могучего, вдохнул в него свой всесильный дух и дал ему не одну голову, а целых четыре, чтобы мог он на все четыре стороны света оборачиваться. И поднял Сварог могучими руками над морем небо, названное в честь него Сваргой, и пошёл ходить по нему, из поднебесья мир оглядывая. А потом дальше давай то да сё сварганивать!
Ведь имя тому богу было Сварог. Потом Сварог и Черный Змей Чернобог поделили землю, пропахали межу. Справа осталось Правильное царство - небесная синяя Сварга, слева - подземное царство Нави, а в срединном мире Яви Межа посередь мира легла. Сама по себе родилась эта речка смрадная, и назвалась та речка Смородиной. В речке Смородине слезы с кровью перемешаны, волны там одни ледяные - холодные, а другие кипучие - огненные, оттого и шипит, и паром пышет речка Смородина. Отделяет она живых от мертвых, и даже бессмертные боги боятся переходить ту речку, а уж у смертного и вовсе ни переехать её, ни переплыть никакой не будет возможности. Лишь волшебный Калинов мост через речку ту перекинут, по нему умершие люди в мир подземный будут шествовать, но пока об этом еще никто не догадывается". Этот Кощей жил в образе человеческом, но столько ненависти и жадности было в том человекообразном злодее, что хватило бы с лихвой на всю Вселенную. Про смерть Кощея в мифе говориться: "Есть яйцо заветное, самим Родом в начале мира рожденное, - яйцо со смертью Кощея. Глубоко его смерть упрятана, далеко его смерть схоронена.
Под корнями Дуба, Дерева Мирового, лежит яйцо. В сундуке оно там упрятано, внутри зайца оно схоронено, внутри утки оно положено. В тот же час, когда разобьешь ты яйцо, погибнет Кощей". Деревянные идолы. Поклонение идолам. Темные боги Нави. Властитель Нави — Чернобог, брат Белобога. Этот темный Бог вовсе не воюет со своим братом, он лишь выполняет свою работу, очень важную, но неоцененную многими: Чернобог разрушает то, чему в мире Яви больше нет места. Другие славянские Боги мира Нави тоже существуют для того, чтобы не давать миру остановиться в развитии. Кроме того, именно Навные Боги охраняют мир мертвых и стоят на границе между упорядоченным миром и хаосом.
Бог Вий. Славянский Бог Вий известен по произведению Н. Гоголя, где Вий — это чудовище, всевидящий монстр. Надо сказать, что этот литературный персонаж почти не имеет общего с тем славянским божеством, которого помнит наш народ. По древним славянским мифам, которые мы воссоздаём в настоящее время, Бог Вий — один из старейших Богов, которых создал Род-Творец на заре времён. Бог Вий — могучий волшебник, мрачный, но стремящийся к восстановлению порядка. Славянские мифы считают Бога Вия «пастухом душ» — той самой силой, которая заставляет души очиститься от явных тягот, пройти очищение огнём и возродиться вновь. Знак Бога Вия «Всевидящее око». Бог Чернобог. Славянский Бог Чернобог воспринимается некоторыми как злодей и враг человечества.
Считается, что брат-близнец светлого Бога Белобога, воплощающего всё светлое и доброе, Чернобог воплощает противоположное начало — темноту и зло. Это слишком простое и неверное представление о двух противоположных началах. Так в паре Хорс-Дивия, или Даждьбог-Тара можно найти свет и темноту. Но кто сказал, что это добро и зло? Представление о Чернобоге будет верным, если о нём думать как о разрушающем начале наших миров, о том, кто берёт на себя роль разрушителя старого и отжившего. Чернобог — управляющая сила в Мире Нави, и именно поэтому он почитался нашими предками наравне с Белобогом. Славянская Богиня Морена Марена, Мора — знакома многим по празднику масленица, на котором прогоняют «Морену-зиму» и сжигают соломенное чучело. Богиня Зимы Морена — ещё и Богиня смерти, что понятно. Это Богиня Нави, считается супругой повелителя этого мира, Бога Чернобога. Не стоит представлять Богиню Морену в образе страшной старухи — напротив, в славянских мифах это молодая черноволосая красавица, полная сил и замыслов.
Также не стоит упрощать восприятие этой Богини — из славянских мифов известно, что она является дочерьюСварога, Верховного Бога мира Прави и прекрасной и доброй Лады. Славянский Бог Кощей часто воспринимается как тот самый «Коша» из советского фильма-сказки. Славянская мифология гораздо более глубокая и многомудрая, чем массовые штампы. Бог Кощей — сподвижник Бога Чернобога, ушедший вместе с ним во время битвы Света и Тьмы, происшедшей в незапамятные времена. Бог Кощей — воевода рати, в задачу которой входит очищение от неправедно живущих; каждую ночь он выезжает из Нави в Явь, чтобы восстановить справедливость и забрать души для того, чтобы у них была возможность начать жить заново.
Пускаемся во второе турне по древнеславянским героям первое уступили Яге для знакомства с разными версиями Бессмертного. Choose your Koschchei! Так сложилось в поп-культуре, что образ Кощея трактуют по-разному, сохраняя при этом фольклорную концепцию спрятанной далеко от мира смерти. Давайте её для начала сами отыщем: для этого нам нужен дуб. На дубе висит сундук, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — игла, на конце которой — смерть Кощеева. Дуб отрезан от поселений море-океаном вода , расположен на острове земля , в сундуке сидит заяц животные , в котором спряталась утка птицы. Игла же — одновременно оберег и орудие порчи, которую следовало сломать и выбросить после ритуала. По сюжету Баба Яга прячет козла у себя в заложниках, дабы раз за разом подчинять себе Кощея. С одной стороны, добавление именно козла не случайно: животное напоминает Бафомета — дьявола с головой козла. Именно козёл в комиксах пробирается в ад через корни мирового древа. За ним позже и отправится Кощей, дабы освободить душу и умереть — он попросту устаёт от вечной жизни. Баба Яга символизировала матриархат, часто помогала добрым молодцам пройти границу миров избу в поисках невест. Кощей же — владыка подземного царства, противоположность всему живому, символ конца. Яга не побеждает его, а лишь подсказывает героям, что Кощея может погубить. Сам же герой выглядит потрясающе: этакий скелет в богатом облачении, укравший в свои владения невесту-красавицу. Он сжигает деревни, летает чёрным вихрем в сопровождении демонических всадников, при этом бережно относится к украденной им самим Марье Моревне. Смерть происходит оттого, что дух-похититель возлюбил живого и унёс его в царство мёртвых для брака». Хотя Пропп говорит о змее, описание также подходит и Кощею. Герои взаимозаменяемы в сказках: полёты обоих вызывают бурные перемены погоды, оба летают и сжигают деревни. Но поп-культура знает и другие роли Кощея. При этом сам Кощей — положительный герой. Добрый, отзывчивый и мечтающий о потомстве: «Здоровье у Кощея железное, да житьё бесполезное».
И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер. Затем прилетает ворон и начинает каркать влюбленным, что быть Марье Дмитриевичне не Кащеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела меняет траекторию и убивает самого Кащея. Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот ловкостью вырывает у нее саблю и четвертует девушку. Так трагично закончился единственный любовный роман Кащея. Сила Кащея Кащей связан со стихией воды: Вода сообщает Кащею сверхъестественную силу. Выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны. Так же во многих сказках упоминается, что Кащей является пленником, триста лет пробывший в заточении либо в башне, либо в подземелье, скованный цепями. Русские народные сказки издавались в пересказах известных писателей: Пушкин, Толстой, Афанасьев, Булатов и т. Так в частности в некоторых русских народных сказках Кащей является не только чародеем, колдуном, но и военачальником, который пришёл жечь русские города. Сказаний про Кащея очень много и во всех них он является абсолютным злом и в конце сказки обязательно гибнет от чьих-нибудь рук: ему ломают иглу, в него стреляют из лука стрелой с иглой вместо наконечника, он гибнет от коня, ему разбивают голову, его жгут и т. В этих сборниках можно найти сказку «Про Кощея-богатыря». Сказка про Кощея-богатыря не имеет аналогов и видоизменений, в сказке про Кощея-богатыря описывается всего один персонаж, а никак не несколько, как в большинстве случаев, этот персонаж богатырь. Данный богатырь фигурирует как самый первый богатырь, вызволявший невольников из вражеского плена, в своём очередном походе против врагов земли русской, он был предан князьями и потерпел поражение на гороховом поле, чужеземный царь заковал богатыря в цепи и посадил в башню. Прошло много лет, и цепи, сковывающие богатыря, проржавели, а сам богатырь забыл своё имя и стал называть себя Кощеем, что означает «пленник». Выйдя из темницы Кощей подчинил себе армию своего врага и стал завоёвывать чужеземные города, когда он завоевал все города, о которых он знал и объединил их под своим царством. Кощей пошёл войной на Русь, дабы отомстить за предательство. Кстати, во многих сказках он упоминается в первую очередь именно как царь. Кощей Бессмертный: царь, раб, колдун, не имеет возможности умереть, любит похищать девиц, любит золото. Проведите параллель между ним и скандинавским Троллем, и вы получите стопроцентное совпадение, вплоть до имени, которое переводится как «раб», и в обоих случаях изначально было предательство, а потом уже бессмертие. Как убить Кащея В одной из сказок Кащей разоткровенничался: «Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — смерть моя». Многие ученые увидели в этой «матрешке» интерпретацию модели вселенной: вода море-океан , земля остров , растения дуб , животные заяц , птицы утка , а дуб — «мировое древо». Иными словами покончить с Кащеем можно, уничтожив миропорядок. В других интерпретациях «народного Православия» Кощей символизировал греховное тело, похищенная им девушка - человеческую душу, а Иван Царевич — дух. Смерть Кощея трактовалась этими подвижниками, как очищение души от грехов.
Почему Кощей бессмертный
Кощей — Википедия Переиздание // WIKI 2 | Кощей Бессмертный, Кащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий»[1]) — персонаж восточнославянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки). |
Кощей Бессмертный | это... Что такое Кощей Бессмертный? | Коварный, лживый, могущественный Кощей, который появляется во многих народных сказках, причиняет немало бед. |
Кощей Бессмертный | это... Что такое Кощей Бессмертный? | Кощей Бессмертный и Иван-царевич. Кощей играет основополагающую роль в русских народных сказках, причем описание этого персонажа варьировалось в зависимости от истории. |
Проект для 1 класса по литературному чтению «Кто такой Кощей Бессмертный?»
Откуда появился Кащей Бессмертный? | это народно-фольклорный образ древнерусских сказок, возникший из-за сомнительных слухов о Святом Касьяне, подкрепленный такими старославянизмами, как кошть и кощун. |
Кощей Бессмертный | это... Что такое Кощей Бессмертный? | Сосредоточимся на расследовании другой версии, согласно которой в образе Кащея Бессмертного скрывается какая-то реально существовавшая личность. |
Кто такой Кощей Бессмертный? | Кощей Бессмертный, Кащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий»[1]) — персонаж восточнославянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки). |
Родословная Кощея бессмертного | форум Babyblog | Кощей Бессмертный является злодеем в данном произведении. |
Кощей Бессмертный | Кощей Бессмертный это отрицательный герой из русской мифологии. |
Знаете ли вы кто такой Кощей Бессмертный?
Это сближает его с колдовским образом и одновременно напоминает крылья дракона. Жильё он себе выбирает тоже нестандартное — труднодоступный замок на вершине скалы или глубокую и мрачную пещеру. И это всегда не в мире людей, а в тридесятом царстве, которое в сказках обычно и означает мир мёртвых. Подтверждением тому служит факт, что добираться туда бывает сложно, долго и опасно. А без помощи Бабы Яги или волшебных помощников — вообще невозможно. Жертва безответной любви Кадр из мультфильма «Царевна-лягушка» 1954. YouTube Любимые сказки и мультфильмы. Самое удивительное в костлявом и ветхом старике — его могучая тяга к любви и институту брака. В каждой сказке он непременно выбирает самую прекрасную девушку и злодейски похищает её практически из-под венца. После долго уговаривает, запугивает, принуждает к браку. Но получив окончательный отказ, превращает девушку в нечто мерзкое — жабу, змею.
Если очень повезёт — в птицу. Знаменитый фольклорист Владимир Пропп объясняет это тем, что в славянской мифологии умершим людям приписывали два мучительных голода, которые они уже не могли удовлетворить. Это обычный голод то есть желание поесть и половой голод — притяжение к противоположному полу. Неудивительно, что для любви старик выбирает живых девушек, но так от них и не получает взаимности. Спасти несчастную может только искренне любящий молодец, но ярость Кощея бывает сокрушительной, а жертвы — немалыми. Уже после первой битвы немощь и дряхлость колдуна не может ввести нас в заблуждение. Он очень силён благодаря магии, а бессмертие делает его неуязвимым перед любым оружием. Поэтому ни одному богатырю в честном бою с ним не справиться. На что способен властелин мёртвого царства? День деньской размахивать огромным мечом в 500 пудов.
Это, на минуточку, восемь тонн. Для его магии не нужны ни заклинания, ни волшебные палочки. Он превращает противника во что угодно только гневным взглядом. Сам легко оборачивается вороном или зверем. Рядом с ним всё теряет жизненную силу, даже растения. Как и другие стражи мира мёртвых, он не переносит запах живого человека и чувствует его очень остро. У него на службе находятся не только упыри и нечисть, но и силы природы. Обычно его появлению предшествуют буря, погружение мира во тьму, гром, град и прочие неприятности. Для пущего эффекта злодей возникает либо из ниоткуда, либо прилетает вороном и принимает человеческий облик. Но чаще всего у колдуна есть необычный конь.
Где-то мы его уже встречали. Но где? Привязанный Кащей, Мария, просьба попить, гром, тучи, освобождение от неминуемой гибели. Воскрешение Кащея, как политического деятеля. Угроза окружающим государствам. Что бы это могло быть? А имя Кащей Кощей , откуда оно? Оно что, не его? Я тоже.
А Кащей чахнет... Вообще он какой-то худощавый, костлявый, болезненный, не от мира сего. Стал бы он чахнуть над златом, если бы это было не так. В старо-славянских памятниках письменности слово кощь, кошть встречается в значении: сухой, тощий, худой телом. И потом, откуда это слово жидомордничать? Он что, жидов морил? Или они его? А может он их уморил, зачахнув над златом? Во всяком случае, какая-то связь здесь прослеживается.
Что мы знаем о слугах Кащея? Они живут в достаточно мрачных местах: каменные сооружения с высокими стенами, глубокие пещеры в горе те, кто был в подземельях Киево-Печерской лавры, могут представить места обитания слуг Кащея.
Это все благодаря чарам властелина Нави.
Его символами был череп и меч, которым он искусно владел и считался сильным воином. Кощей действительно был бессмертным. А его смерть хранилась в яйце, хорошо спрятанном от посторонних глаз.
Согласно древней легенде, его сотворил Род, когда создавал мир, спрятав туда темную сторону человеческой сущности. Есть ли в легендах и сказках других народов Баба-яга и Кощей Бессмертный Интересно, что похожие на Кощея герои встречаются не только в русских сказках. В Индии, некоторых странах Европы, Монголии, Малайзии есть похожие истории о демонах и великанах.
Всех их связывает то, что смерть злого героя хранится в яйце. В восточных сказках душа джина выглядит как шмель, который находится в зобу жаворонка, а тот сидит в клетке. Миф о мировом яйце тоже затрагивает сказочного героя Кощея Бессмертного.
Древнегреческие сказания и мифы рассказывают о боге царства мертвых Аиде, как и Кощей, похитившего чью-то невесту. Аид большой любитель и владелец огромных богатств как и Кощей. Также эксперты отмечают и мифы о «мировом яйце».
Такую информацию можно встретить у древних египтян, греков, китайцев и других народов по всему миру. Там еще говорится, что при расколе яйца появляется новая жизнь, а не приходит смерть. Правда, здесь можно найти несколько вариантов.
Например, в переводе с санскрита Змей значит Аги. Имя созвучно с Ягой. Древние греки и скифы считали ее змеедевой или Великой Богиней Девой-Птицей.
Возможно ли внеземное происхождение Яги и Кощея На такую мысль исследователей натолкнул не только неординарный внешний вид Яги и Кощея, но и то, на чем они передвигались. Баба-яга летала на железной ступе, пестом погоняла и метлой след заметала. Очень похоже на летательный аппарат на реактивном двигателе, который издавал некий гул при движении.
Казалось бы, это просто хорошо развитое воображение, поэтому понятно желание и Ягу назвать пришельцем, если бы не один интересный факт. Майя, вероятно, изобразили пришельцев, летающих в ступе с мотором, как и Баба-яга. Во время исследований древнего храма Надписей в Паленке, который построили майя, были найдены настораживающие рисунки на плите погребальной камеры.
Некий человек управлял летательным аппаратом, напоминающим ступу.
Он властвует над миром мертвых, подобно Аиду, но, в отличие от грека, может воскрешать мертвых для ведения войн. Кроме того, Кощей Бессмертный — прекрасный воитель и колдун. Символ бедности и бед: почему в русских сказках есть бабки и дедки, но нет родителей Пользователи сети предполагают, что Кощей Бессмертный охотился за красавицами вовсе не для того, чтобы жениться на них.
Он удерживал девушек в своем царстве до тех пор, пока их не вызволяли принцы. После возвращения героинь домой приходила весна, а ведь до этого миром правила Мара, властительница зимы. Это может говорить о том, что Кощей Бессмертный играл роль в смене сезонов года. Некоторые исследователи видели в Кощее Бессмертном образ отца, выдающего дочь замуж.
Советский фольклорист Владимир Пропп отмечает, что попадающая к костлявому старику девица никогда не умирает. Она ждет появления в царстве мертвых юноши, который отобьет ее у Кощея Бессмертного, получив таким образом право жениться. Возможно, Кощей Бессмертный олицетворяет собой процесс трансформации из одного состояния в другое.
Кощей Бессмертный: "змеиный" богатырь
Личи не являются зомби или ходячими скелетами, хотя действительно могут выглядеть страшно. Они, в отличие от "тупых зомби", сохраняют разум и магию. Личи обычно контролируют армии мёртвых и повелевают жуткими тварями. Но главная суть в том, что лича очень сложно уничтожить, а иногда - почти невозможно. После уничтожения физической сущности, это создание может возродиться при помощи филактерии с древнегреч.
Наиболее ярким примером такого тёмного мага является знаменитый для всех Кощей Бессмертный. Безусловно, это самый настоящий Лич-колдун или Король-лич, если использовать терминологию вселенной Warcraft. Только эта сущность - целиком и полностью принадлежит славянскому фольклору. И именно отсюда многие фэнтези-авторы в своё время "набирали" в свои миры массу интересных существ.
Личи и аналоги Кощеев - это только один из примеров. Славянская мифология дала вдохновение сотням фантастов, и это неоспоримый факт.
О скупом человеке, скряге. Бахметьев, У порога. Источник печатная версия : Словарь русского языка: В 4-х т. Злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах: «На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце — игла, — смерть Кощея». Царь , колдун , иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика либо живого скелета, у А. Пушкина представляется скаредным и скупым «там царь Кащей над златом чахнет».
Если зерно — это символ возрождения жизни растений, то яйцо имело такое же значение в магических обрядах, вызывающих плодовитость и здоровье людей, скота и всего живого. Яйцо непременно зарывалось хлебопашцем в пахоту, как при весеннем севе, так и в поле, засеваемое озимыми, чтобы мороз не смог погубить посевы, словно призывая самого Кощея охранять это поле с яйцом. Не правда ли, символично?! Яйца - писанки, которые дарили друг другу с пожеланием здоровья, игры с яйцами и яйчатами, непременная яичница в обрядовой еде — всё делает яйцо значимым элементом жизни и об этом можно много рассказывать, но, именно, яйцо, зарытое в землю, думается, непосредственно связано с культом Кощея.
Теперь необходимо вспомнить и о спутнице Кощея, Маре или Моране. В дошедших вариантах сказок она часто уже носит имя Марья, но, несомненно, что это переделка имени могучей и грозной богиня зимы и смерти, жены Кощея, дочери Лады, сестры Живы и Лели. Морана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Её символы - черная луна, груды разбитых черепов и серп, указывающий на то, что она несла ещё одну функцию — помощь в уборке урожая посредством срезания убивания созревших колосьев.
И если поздний фольклор говорит нам о том, что Царь Кощей пленит Марью Моревну, то это ещё не факт, и, возможно, по понятиям древних славян, сам Кощей находится в зимнем плену, вынужденный сохранять основу будущего урожая посевное зерно и все семена разнотравья, которые нещадно губит мороз. Тут нельзя не упомянуть о дне окончания жатвы, который посвящался древнеиталийскому богу Консусу — покровителю почвы и посевов. Этот день Ferragosto торжественно отмечался Древними римлянами, которые обменивались друг с другом сакраментальным пожеланием: «Bonas ferias consuales! Исследователи отмечают, что по всей вероятности, с этим праздником были связаны ритуальные действия с водой, огнём и зеленью.
Некоторые обряды сохранялись ещё в средние века, а отдельные их элементы дошли и до нового времени. В Риме в день феррагосто было принято заливать водой площадь Навона, как бы вызывая искусственное наводнение. Повторялись эти действия каждую субботу августа, и сопровождались весёлыми гуляньями, при которых было принято обрызгивать друг друга водой. В Сицилии, в Пиана-деи-Гречи, участники после торжественной процессии поджигают огромный стог листвы растения ампелодезма.
В другой провинции было принято сжигать факелами траву у обочины дороги, по которой шла процессия. Отголоском древних ритуалов с зеленью следует считать обряд сооружать в день успения триумфальные арки из трав, среди которых обязательно должен присутствовать базилик. День Кощея, он же Касьянов день, приходится на 29 февраля. Если следовать правилу славянского земледельческого календаря, что каждому дню года имеется супротивный двойник, то мы заметим удивительное совпадение: день Кощея зимнего соединяется остью с днём Консуса Кощея?
Остаётся добавить, что кощеев цвет — зелёный цвет растительности , Кощей набирается сил от воды об этом чуть позже , а огонь, по поверьям многих народов, обладает плодоносной силой например, во Франции, купальский костёр принято давать разжигать жениху и невесте или молодожёнам, чтобы огонь наделил их детородной силой. Вернёмся к облику Кощея.
Choose your Koschchei! Так сложилось в поп-культуре, что образ Кощея трактуют по-разному, сохраняя при этом фольклорную концепцию спрятанной далеко от мира смерти. Давайте её для начала сами отыщем: для этого нам нужен дуб. На дубе висит сундук, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — игла, на конце которой — смерть Кощеева. Дуб отрезан от поселений море-океаном вода , расположен на острове земля , в сундуке сидит заяц животные , в котором спряталась утка птицы. Игла же — одновременно оберег и орудие порчи, которую следовало сломать и выбросить после ритуала.
По сюжету Баба Яга прячет козла у себя в заложниках, дабы раз за разом подчинять себе Кощея. С одной стороны, добавление именно козла не случайно: животное напоминает Бафомета — дьявола с головой козла. Именно козёл в комиксах пробирается в ад через корни мирового древа. За ним позже и отправится Кощей, дабы освободить душу и умереть — он попросту устаёт от вечной жизни. Баба Яга символизировала матриархат, часто помогала добрым молодцам пройти границу миров избу в поисках невест. Кощей же — владыка подземного царства, противоположность всему живому, символ конца. Яга не побеждает его, а лишь подсказывает героям, что Кощея может погубить. Сам же герой выглядит потрясающе: этакий скелет в богатом облачении, укравший в свои владения невесту-красавицу.
Он сжигает деревни, летает чёрным вихрем в сопровождении демонических всадников, при этом бережно относится к украденной им самим Марье Моревне. Смерть происходит оттого, что дух-похититель возлюбил живого и унёс его в царство мёртвых для брака». Хотя Пропп говорит о змее, описание также подходит и Кощею. Герои взаимозаменяемы в сказках: полёты обоих вызывают бурные перемены погоды, оба летают и сжигают деревни. Но поп-культура знает и другие роли Кощея. При этом сам Кощей — положительный герой. Добрый, отзывчивый и мечтающий о потомстве: «Здоровье у Кощея железное, да житьё бесполезное». Хороша ли такая трактовка?
Кто такие Баба Яга и Кощей Бессмертный?
в восточнославянской мифологии злой колдун, похититель невест. Русский фольклор донёс до нашего времени лишь сказочный образ Кощея Бессмертного, который однозначно стал трактоваться как отрицательный и зловещий персонаж. Воспоминания о тех временах сохранилось в русском фольклоре в виде преданий о Кощее Бессмертном. Итак, тема сегодняшнего поста Кощей Бессмертный. Актуальность моего исследования обусловлена тем, что Кощей Бессмертный является одним из загадочных персонажей в русских народных сказках. Коварный, лживый, могущественный Кощей, который появляется во многих народных сказках, причиняет немало бед.
Тайны русских сказок. Кощей Бессмертный Кто он такой на самом деле?
Кто такой Кощей Бессмертный из русских сказок? Кощей ведет себя как Аид, который похитил Персефону, дочь Деметры. главный отрицательный персонаж в русских сказках, хранящий в своей личности множество загадок и тайн. Кащей Бессмертный, русский Кащей Бессмертный, 1945 черно-белое фэнтези режиссера Александра Роу, с Георгием Милляром в роли Кощея. В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела изменяет траекторию и убивает самого Кощея. Кощей Бессмертный — один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя, особенно в раннем детстве. Помощником Кощея Бессмертного был его конь, который являлся не живым и не мёртвым, а его доспехи имели колдовскую силу.
Кощей бессмертный. Как Карачун обрёл могущество
С того самого времени, когда княгиня Ольга привезла с собой в Киев греческих христианских священников, на Руси началась война против волхвов. Уничтожались не только идолы, но и уникальные дощечки с летописями, содержащие в себе уникальные наследия древнего культа славянских богов. Напомню, что восстания волхвов продолжались на Руси вплоть до 15 века. Поэтому, Кощеи и ушли глубоко в леса и прервали всякие контакты с людьми. Слайд 5 Почему кощеи воровали в сказках девушек?
С распространением христианства, эти древние жрецы, решили, во что бы то ни стало, сохранить свои древние жреческие знания. Для этого они удалились в леса, прекратили всякие контакты с миром, и таким образом, оставили после себя память лишь в народном фольклоре. Как считает ряд исследователей, чтобы продлять свой род, Коши вынуждены были похищать девушек. Именно после этого, Кощей, в народном фольклоре, стал приобретать отрицательные черты и являться зловещим персонажем.
Изд-во "Индрик", М. Дальше Афанасьев продолжает: "…дуб мокрецкий", который "ни наг, ни одет", то есть и засохший, и живой, с отпрысками, не развившийся, а ветры из "тутошнего", проявленно-тварного мира, приносят под этот дуб семена, зародыши, остающиеся "от суровости нечистой силы мороза - для новой жизни" с. Замок мог быть, как железным, так и символическим. Во многих заговорах, например, в обряде первого выпаса скота, когда хоровод напевал магическую песню для сохранности стада от зверей и мора, в конце действа всегда упоминался замок, на который крепко запирался хороводный круг и ключ такой же символический как бы выбрасывался, или поступал на хранение какому-нибудь божеству, например, Заре, духу Воды или им подобным. Заяц, как известно, - символ плодовитости, недаром олицетворялся в образах богинь. Вспомним, что Саксонская Богиня Истер Eostre , которая по своему значению была схожа с богиней Живой, изображалась с головой зайчихи. Заяц позднее, кролик во многих странах, в частности в США, до сих пор изображается на пасхальных открытках. Утка Мировая Утица — Богиня судеб всего сущего, она же, Макошь, в чреве своём хранит яйцо — символ жизни. Если вспомнить другие варианты и иные сказки о Кощее, то в яйце ещё часто находится игла спица?
Упомянув яйцо, нужно вспомнить и о том, какое символическое значение имело оно в языческих обрядах и поверьях. Если зерно — это символ возрождения жизни растений, то яйцо имело такое же значение в магических обрядах, вызывающих плодовитость и здоровье людей, скота и всего живого. Яйцо непременно зарывалось хлебопашцем в пахоту, как при весеннем севе, так и в поле, засеваемое озимыми, чтобы мороз не смог погубить посевы, словно призывая самого Кощея охранять это поле с яйцом. Не правда ли, символично?! Яйца - писанки, которые дарили друг другу с пожеланием здоровья, игры с яйцами и яйчатами, непременная яичница в обрядовой еде — всё делает яйцо значимым элементом жизни и об этом можно много рассказывать, но, именно, яйцо, зарытое в землю, думается, непосредственно связано с культом Кощея. Теперь необходимо вспомнить и о спутнице Кощея, Маре или Моране. В дошедших вариантах сказок она часто уже носит имя Марья, но, несомненно, что это переделка имени могучей и грозной богиня зимы и смерти, жены Кощея, дочери Лады, сестры Живы и Лели. Морана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Её символы - черная луна, груды разбитых черепов и серп, указывающий на то, что она несла ещё одну функцию — помощь в уборке урожая посредством срезания убивания созревших колосьев.
И если поздний фольклор говорит нам о том, что Царь Кощей пленит Марью Моревну, то это ещё не факт, и, возможно, по понятиям древних славян, сам Кощей находится в зимнем плену, вынужденный сохранять основу будущего урожая посевное зерно и все семена разнотравья, которые нещадно губит мороз. Тут нельзя не упомянуть о дне окончания жатвы, который посвящался древнеиталийскому богу Консусу — покровителю почвы и посевов. Этот день Ferragosto торжественно отмечался Древними римлянами, которые обменивались друг с другом сакраментальным пожеланием: «Bonas ferias consuales! Исследователи отмечают, что по всей вероятности, с этим праздником были связаны ритуальные действия с водой, огнём и зеленью.
Поэтому основными качествами Кащея являются ненасытная злоба, жадность и коварство. Поскольку он представляет собой отрицательного персонажа, его внешний облик соответствует его роли в сюжете и не отличается большим разнообразием. Кащей практически одинаково выглядит во всех сказках.
Это худой, длиннобородый старик с костлявыми руками. Однако главное его качество связано с тем, что он — оборотень и могущественный волшебник, наделенный бессмертием. Сила его волшебства огромна, и для борьбы с ней герою требуется специальный талисман, а также многочисленные помощники как, например, в сказке об Иване-царевиче и царевне-лягушке.
Нет ни одной русской сказки, в которой похищенная девушка ответила бы ему взаимностью. Бывало, что они притворялись, но только для того, чтобы выведать секреты и помочь главному герою извести Кощея. Тому снискать любовь красавиц не получалось никак - не помогали ни власть, ни богатство. То ли страшная внешность, то ли сам факт похищения и насилия отвращали пленниц от Кощея, и тот нередко превращал их в змей как в сказке "Царевна-змея" , лягушек безумно популярная сказка "Царевна-лягушка" и других несимпатичных животных. В общем, в любви Кощею не везло.
Возможно, потому, что ему было просто не положено. Происхождение не позволяло. Некоторые считают, что сказочный образ Кощея восходит к древнеславянскому божеству Чернобогу. Имя Чернобога упоминается в ряде летописей, но уже после принятия Русью христианства. Его, если верить дошедшей до наших дней информации, называли еще и Кощеем, или Черным змеем, а повелевал он умершими и царством тьмы, также был богом холода, уничтожения, смерти и зла. Откровенно говоря, рассуждать о древнеславянской мифологии и верованиях очень сложно. Письменных источников не осталось. Борьба с язычеством, которая началась на Руси после принятия христианства, привела к тому, что знания о славянских божествах практически не сохранились.
Правда, славянские божества умудрились "прорасти" в христианских святых, что само по себе забавно. Так, бог Велес, покровитель скотоводства, сросся со святым Власием тут помогло и созвучие имен, и то, что Власию приписывали умение управлять животными. Образ Перуна-громовержца частично соединился с образом пророка Илии об этом говорит поверье о том, что когда гром гремит, то это Илья-пророк на своей колеснице по небу разъезжает. Святому Касьяну, с которым сросся Кощей, очень не повезло. Сращение произошло по созвучию, а также по совпадению праздников. По некоторым данным, день Чернобога славяне отмечали в конце февраля, и на конец февраля же выпадает день святого Касьяна Римлянина если по старому стилю. Касьян был современником Иоанна Златоуста и многое сделал для распространения христианства. Однако на Руси про него чего только ни придумывали.
Так, говорили, что по пути в рай святой Касьян отказался помочь мужику вытащить телегу из грязи, и в наказание за это Господь повелел ангелу три года подряд бить святого Касьяна молотом, а на четвертый год, високосный, отпускать. Касьяна считали злым, и даже звание святого не спасало. Ему приписывали отвратительную внешность. Так, говорили, что у него косые глаза с несоразмерно большими веками и мертвящим взглядом. А день памяти святого Касьяна отмечали один раз в четыре года, 29 февраля, приговаривая: "Пришел Касьян, пошел хромать да на свой лад все ломать". А все Кощей Бессмертный виноват — это явно его зловещая тень лежала на невинном римском святом. Впоследствии образ Кощея трансформировался, стал не таким пугающим.
Знаете ли вы кто такой Кощей Бессмертный?
Исследователи считают, что отсюда идет зеленый цвет лица Кощея. Кощей — бессмертный, а Вейдевут — высочайший и совершеннейший, значит эти образы могут быть связаны. Вейдевут во время своих походов оказывается на острове Рюгене, от которого произошло название рода Рюриковичей. На этом острове он продолжает совершать обряды под дубом на равнине Романово. И, наконец, что касается смерти Кощея. Она находится в игле — игла в яйце — яйцо в утке — утка в зайце — заяц в сундуке — сундук в дереве — а дерево на острове Буяне. Здесь идет объединение 4х стихий: Земли дерево , Воздуха утка , Воды остров и Огня яйцо — по одной из версий, Мария Магдалина вручила яйцо императору Тиберию, которое в его руках стало огненно-красным. Остров Буян — мифологический центр мира. Дерево — Мировое Древо.
Сундук — возможно, параллель с ящиком Пандоры. А яйцо в подавляющем количестве мифов народов мира — мировое яйцо, из которого произошел мир. Это начало и конец всего. Яйцо вкладывали в руки умершего, клали в гроб, бросали в могилу, закапывали в землю. Яйцо, очевидно, должно было способствовать воскрешению в новом образе. Такова же и семантика пасхальных яиц.
Согласно данным некоторых исследователей, персонаж по имени Кащей прослеживается в русских сказках только с XVIII века, до этого, как полагают те же исследователи, соответствующий персонаж носил имя Карачун. В народных русских сказках — мифическое существо: худой, костлявый старик, обладающий тайной долговечности, богатый и злой. Исхудалый, тощий и высокий старик разг.
Скупец, скряга разг. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Гоголь, «Мёртвые души», 1842 г. Сергей Трофимов, «Дембельская» 2. Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов.
Главная Работы на конкурс Предметное образование Гуманитарные дисциплины Исследовательская работа «Кощей Бессмертный-кто он? Сказки любят все, как взрослые, так и дети. В них много разных чудес. Я люблю русские народные сказки. На меня они производят очень сильное впечатление. Мне стал интересен сказочный персонаж — Кощей Бессмертный.
Есть мнение, что появился сей злодей в русских сказках в IX-X веке. А где он был раньше или кем? И откуда пришёл? Сейчас любой любитель страшилок и мистики знает о Дракуле - первородном вампире, пьющем кровь, обольщающем женщин, который не отражается в зеркале и умеет обращаться в летучую мышь. Дракула спит в гробу, боится дневного света. А Кощей? Да он круче Дракулы, Кощею не нужна кровь, её заменяет вода. Колаж автора Согласитесь, ему не требуется так мимикрировать, как Дракуле. Выпил 12 вёдер воды и силы восстановлены, не требуется высасывать из кого бы то ни было жизнь, хотя тут спорный вопрос. Вы видели летучую мышь? Фото из сети Тем более, что мышь - вампир. То ещё зрелище. А Кощей, Кощей может превращаться в ворона. Фото ворона из сети. Дневной свет его не пугает, и он может заняться магией. Дракула же может вызвать лишь иллюзию у жертвы. При всех своих перевесах в силе Кощей сдаёт позиции по популярности Дракуле. Колаж автора Кощей тощ, он - старик, Дракула - мужчина в самом рассвете сил. Дракула убивает других, чтобы жить. Кощей может просто висеть на цепях кучу лет, а потом, утолив жажду, вернуться в строй. Кадр из детского фильма: "Там, на неведомых дорожках". Кощей восстанавливает силы водой.
Родословная Кощея бессмертного
Налетел Кощей Бессмертный, изрубил в мелкие куски, сложил в смоленую бочку, скрепил железными обручами, бросил бочку в море и улетел в свой замок, а Марью Моревну с собой унес. Кощей Бессмертный Кощей Бессмертный — один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя, особенно в детской аудитории. Кощей Бессмертный Происхождение Кощея Кощей Бессмертный — один из самых известных персонажей русского фольклора, но его происхождение и история не так просты, как кажется.