Новости крепость доростол

Ответ на вопрос: Оборона крепости Доростол. Ответы на часто задаваемые вопросы при подготовке домашнего задания по всем школьным предметам. Культура - 20 июня 2023 - Новости Омска - — 971 г. Сражение у болгарской крепости Доростол. Знаменитая оборона Доростола – эпизод русско-византийской войны 970-971 гг. После серии сражений рядом с болгарской крепостью киевскому князю Святославу пришлось отступить на. Впрочем, договор ромеи заключали не с правителем Руси, а с предводителем бродячей дружины, которая оборонялась в Доростоле.

Оборона Доростола, русско-византийская война 970-971 годов: события, командующие

Новый туристический сезон открылся сегодня в крепости Орешек. У крепости Доростол закончилась серия походов Святослава, в результате которых он заключил договор и покинул Балканы. Уже завтра, 28 апреля, крепость Орешек гостеприимно распахнет свои двери для всех желающих познакомиться с ее историей. Построенная в VІ в. при императоре Юстиниане І дунайская крепость Доростол-Дрыстр существовала до начала ХІХ в. Согласно письменным источникам, у нее были двое ворот. Смотрите видео онлайн «Открылась выставка «Крепость на Ореховом острове. Доростол представлял собой сильную крепость на правом берегу Дуная, которую греки не рисковали штурмовать, но только подвергали обстрелу из камнемётных орудий. #история.

Крепость фестиваля «Русборг» открыла свои двери для посещения два раза в месяц

Возможно, что именно в этот момент киевский князь и завысил численность своего войска на 10 000 воинов, как об этом свидетельствует Повесть временных лет 31, 104. Информацию Скилицы о том, что «насчитывалось их триста тридцать тысяч» 7, 127 , всерьез воспринимать не стоит. Гибель Иоанна Куркуаса. Миниатюра из «Истории» Иоанна Скилицы 23 апреля передовой отряд ромеев попал в засаду и был разбит. Император приказал прочесать окрестности, пойманных дружинников привели к Цимисхию и изрубили мечами на глазах у базилевса. После этого на равнине у Доростола в бой вступили главные силы противников.

Святослав выстроил войско обычным боевым порядком: «Тавроскифы плотно сомкнули щиты и копья, придав своим рядам вид стены, и ожидали противника на поле битвы» 7, 73. Это были воины, «защищенные кольчугами и доходившими до самых ног щитами» 7, 76. Цимисхий поставил в центре боевых порядков тяжеловооруженную пехоту, за ней поставил легковооруженных воинов, на флангах расположил панцирную кавалерию катафрактариев. Возникает вопрос о наличии у Святослава конницы. Лев Диакон постоянно напоминает читателям о том, что русские не умели сражаться на конях: «Они всегда прежде шли в бой в пешем строю, а ездить верхом и сражаться с врагами [на лошадях] не умели» 7, 75.

И даже не умели управлять лошадьми при помощи поводьев. Это преувеличение. Русские постоянно воевали со степняками, что было невозможно без сильной и хорошо подготовленной конницы. Поэтому можно говорить о том, что конная дружина у Святослава была, пусть и немногочисленная. Битва долго имела неясный исход, «стена щитов» до самого вечера успешно отражала атаки византийской пехоты.

Тогда Цимисхий повел в атаку панцирную кавалерию. Святослав отступил в Доростол, поле боя осталось за ромеями. На рассвете имперская армия подошла к городу и расположилась лагерем на холме. Цимисхий опасался вражеских атак и поэтому распорядился окружить расположение войск рвом и валом. Напротив восточных ворот Доростола расположился стратопедарх Петр с воинами из Фракии и Македонии, у западных ворот стоял Варда Склир с войсками из восточных провинций.

На следующее утро ромеи пошли на штурм. Русские удачно использовали стоявшие на городских стенах и башнях болгарские метательные машины, нанесли противнику большие потери и заставили отступить обратно в лагерь. Рассказ Льва Диакона о дальнейших событиях противоречив. Историк пишет о том, как русские вышли сражаться против ромеев в конном строю, хотя перед этим внушал читателям, что они этого не умеют делать. Скилица просто констатирует сам факт появления русских всадников и ничего не пишет, что воины Святослава не умели сражаться в конном строю: «Вышли они, выстроившись в боевой порядок, и тогда в первый раз появились верхом на лошадях, в предшествующих же сражениях бились пешими» 7, 128.

Вряд ли Святослав повел в конную атаку воинов, не умеющих ездить на лошадях, да и сам ход боя в изложении Скилицы об этом не свидетельствует. После продолжительного сражения панцирная кавалерия Империи отбросила русскую конницу обратно в город. В этот же день по Дунаю поднялись огненосные дромоны ромеев и корабли с продовольствием для сухопутной армии. Опасаясь греческого огня, Святослав распорядился вытащить ладьи на сушу. Началась тесная блокада Доростола.

Киевский князь не прятался за городскими укреплениями, он всё время пытался навязать Цимисхию свою тактику ведения войны. Вечером 26 апреля русская рать под командованием воеводы Сфенкела вышла из Доростола и выстроилась на равнине перед городом. Цимисхий вызов принял, покинул лагерь и развернул армию в боевые порядки. Битва свелась к лобовому столкновению и долго шла с переменным успехом, чаша весов клонилась то на одну, то на другую сторону. Переломным моментом стала гибель Сфенкела, сражавшегося в первом ряду и погибшего в рукопашной схватке.

После смерти воеводы русские стали медленно отступать к городу.

Когда воины Святослава начали одолевать в упорной и долгой сече, поднявшийся сильный ветер ударил им в лицо, запорошив глаза песком и пылью. Однако, проявляя высокое мужество и отвагу, русские воины прорвали кольцо окружения и вновь отступили в крепость. В сражении Святослав был ранен, а многие его военачальники убиты. По договору войско Святослава получало продовольствие и право беспрепятственного отхода в пределы Руси, а русским купцам гарантировалась свободная торговля с Византией. Заключив мир, Святослав пошел к Киеву, но был убит на обратном пути печенегами. Потемкина 3 июня осадил крепость Нотебург Орешек , но взять ее не смог. Во взятии крепости участвовали гребные суда флотилии донских казаков 570 человек , высадившие десант на о.

Византийцы ок. В начале сражения русское войско нанесло фронтальный удар и потеснило фалангу византийцев, но затем ударами конницы противника во фланг и тыл было отрезано от крепости и окружено. Однако, проявляя высокое мужество и отвагу, русские воины прорвали кольцо окружения и вновь отступили в крепость. В сражении Святослав был ранен, а многие его военачальники убиты. Понимая, что в условиях голодной блокады борьба с превосходящими силами противника невозможна, Святослав заключил мир с Цимисхием. По договору войско Святослава получало продовольствие и право беспрепятственного отхода в пределы Руси, а русским купцам гарантировалась свободная торговля с Византией.

В 2024 году в крепости Орешек будет проводиться просветительская акция «Читаем о крепости Орешек». В разных местах крепости в свободном доступе для посетителей будут размещены книги о крепости Орешек. Среди них популярные и научные издания, воспоминания узников Шлиссельбургской тюрьмы, литературные произведения, рассказы советских воинов, оборонявших Орешек в годы Великой Отечественной войны. В 2024 году, помимо работы с посетителями, музей планирует провести реставрацию здания Старой тюрьмы, будут отреставрированы фасады здания и два крыльца. Реставрационные работы не помешают работе музея, экспозиция Старой тюрьмы будет открыта для посещения в течение всего сезона 2024 года. В преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которое будет отмечаться в 2025 году, музей запланировал выполнить работы по приведению в порядок и укреплению кирпичных и металлических элементов конструкции Мемориального комплекса, посвященного обороне крепости в 1941-1943 годах 1985, скульпторы Г. Ястребенецкий, А. Дема, архитектор И.

Восстановить из руин: как «Остров фортов» реставрирует легендарные крепости Кронштадта

  • Крепость Русборг начали строить в Липецкой области (фото, видео)
  • Другие новости раздела
  • Оборона крепости Доростол 🤓 [Есть ответ]
  • Открылась выставка «Крепость на Ореховом острове. Страж. Тюрьма. Музей»
  • Православно-державный календарь
  • Крепость Русборг начали строить в Липецкой области (фото, видео)

Использованные материалы

  • Форма обратной связи
  • Губернатор Ленобласти показал отреставрированную крепость в столице Древней Руси
  • Курсы валюты:
  • «Мертвые срама не имут»

В Омской крепости представят «бородачей»

Болгарский поход Святослава. Часть 2 : ckiffi4 — LiveJournal Организаторы фестиваля «Русборг» создали новый проект, который позволит посещать крепость два раза в месяц.
Крепость доростол. Битва при Доростоле и другие великие сражения в истории Руси которые забыли Оборона Доростола стала ключевым событием русско-византийской войны 970-971 гг. После ее завершения был подписан мирный договор, восстановивший статус-кво.
"…Победить и остаться в живых, либо умереть со славой": оборона Доростола в 971 году Завтра, 28 апреля, крепость Орешек вновь открывается для посетителей.
В Брестской крепости представили нового директора мемориального комплекса Крепость Орешек, которой в этом году исполняется 700 лет, нуждается в масштабной реставрации.
Крепость доростол. Битва при Доростоле и другие великие сражения в истории Руси которые забыли Зимой греческие лазутчики сообщили благоприятные новости.

Новое кладбище, застройка Омской крепости и лесные пожары. Омск сегодня

В мемориальном комплексе "Брестская крепость-герой" сегодня представили нового директора, передает корреспондент БЕЛТА. На должность руководителя самого посещаемого музея страны назначен заведующий филиалом мемориального комплекса "5-й форт" Александр Коркотадзе. С этим назначением его поздравил первый заместитель министра культуры Валерий Громада. Он обратил внимание, что в трудовой книжке нового директора две записи о принятии на работу - в областной музей и мемориальный комплекс.

Коллектив здесь хороший, мы нисколько в этом не сомневаемся, но вопросы кадровой безопасности должны стоять во главе. Вопросы укрепления материально-технической базы учреждения, международного сотрудничества тоже должны постоянно держаться на контроле.

Русы успешно отражали атаки византийцев, но во время одной из них русский воевода Икмор был обезглавлен Анемасом, телохранителем императора Иоанна Цимисхия, после чего дружина «закинула щиты за спину» и отступила к городу. Среди тел, оставленных на поле боя убитых воинов византийцы нашли тела женщин, вероятно, болгарских жительниц Доростола. Тогда Святослав произнёс речь, приводимую Львом Диаконом: «Погибнет слава, сопутница российского оружия, без труда побеждавшего соседних народов и, без пролития крови, покорявшего целые страны, если мы теперь постыдно уступим римлянам.

У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями или, совершившим знаменитые подвиги, умереть со славою». Выслушав своего князя, дружина решила сражаться. Утром 22 июля русы вышли из Доростола и Святослав приказал запереть городские стены, чтобы ни у кого не возникло мысли об отступлении. Тогда Цимихсий ввёл в бой свежий отряд всадников, атаку которых возглавил он лично. Храбро сражаясь, отбивая постоянные атаки византийцев русские смогли прорваться в Доростол и укрыться за его стенами.

На следующий день Святослав предложил Цимисхию начать переговоры. На берегу реки Истр состоялось свидание Святослава с Цимисхием. После этого рать Святослава ушла в Русь. С учетом того, что версия данной истории писалась потом христианскими летописцами, которые даже будучи на Руси становились в идеологическом обосновании на сторону Византии, стоит отметить такую версию последнего времени, что выплата фактической дани Святославу Цимисхием после сражения могла свидетельствовать о том, что Святослав по крайней мере, если не победил, то уж точно не проиграл это сражение. А Цимисхий был готов платить, лишь бы добиться того, чего не смог добиться силой.

Можно предположить, что византийцы уже имели договоренности с печенегами и, что более вероятно, имели договоренности в Киеве, где на тот момент, уже вышедшая из-под влияния Святослава верхушка знати попала под влияние византийцев-христиан. Учитывая этот факт, Цимисхию, как представителю Византии было уже не столь важно как уничтожить или победить Святослава, а просто убедить его покинуть Доростол. В этом плане даже фактическое поражение византийцев могло служить поводом к заключению мира, который бы больше сподвиг Святослава вернуться в Киев. Эта пословица нередко срабатывает и в военном деле. Один из самых ярких примеров связан с походом в Болгарию русского князя Святослава в 971 году.

В битве у Доростола русичи успешно вернули из небытия тактическую находку древних греков — пешую фалангу копейщиков. Противники Святослава, византийцы, имели численное превосходство и сильную кавалерию, но сокрушить тактику, изобретенную за полторы тысячи лет до Доростола, так и не смогли. Русский князь Святослав годы правления: 945-972 вошёл в историю как незаурядный воин и полководец. Именно его походы уничтожили Хазарский каганат — сильное государство на Каспии, которое постоянно угрожало южным и восточным границам Киевской Руси. В 967 году князь, желая расширить границы своих владений интерес заключался в первую очередь в контроле над торговыми путями , начинает первый поход в Болгарию.

Поход, поддержанный кочевниками-печенегами при нейтралитете Византии во главе с императором Никифором Фокой есть версия, что именно византийцы хотели ослабить Болгарию руками Святослава , был успешен. Святослав даже намеревался перенести столицу в захваченный им город Переяславец, о чем, как повествует русская «Повесть временных лет», прямо заявил своей матери, княгине Ольге: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы». Походы Святослава в Болгарию. Кружком выделен район военных действий с Византией в 971 году — от Переяславца до Доростола. Однако дальнейшие события полностью перевернули эти планы.

Сначала бывшие союзники, печенеги, которым вряд ли пришлись по душе экспансионистские намерения Святослава, воспользовались тем, что Киев остался без защиты, и попытались взять русскую столицу. Набег был отражен, но Святослав вынужден был возвращаться с войском на Русь, чтобы обезопасить Киев. Там его тоже ждал не самый теплый приём — киевляне винили князя в том, что он бросил их на растерзание степнякам. В самой Византии тем временем произошел государственный переворот: Никифора Фоку свергли и убили, а трон занял Иоанн Цимисхий — талантливый военачальник, фаворит жены погибшего императора Феофано. Вернувшись на Дунай, Святослав обнаружил, что ситуация резко изменилась не в его пользу.

В ответ русский князь с 30-тысячной армией, в которую, кстати, входили союзники-венгры и оставшиеся лояльными к русичам печенежские племена, в 970 году вторгся в пределы Византии. Князь двинулся к Адрианополю, где встретился с армией ромеев. Победу в сражении каждая из сторон впоследствии приписала себе, поэтому можно только констатировать, что противники понесли серьёзные потери и это заставило их пойти на перемирие. Киевский князь Святослав Игоревич. Иллюстрация по описаниям современников в частности, византийского историка Льва Диакона.

Передышка оказалась недолгой. Уже весной 971 года византийцы, пользуясь тем, что Святослав не занял горные проходы через Балканы и не оставил заслона на Дунае, вновь привели свои войска в Болгарию. Ромеи довольно быстро убедили местное население, что жить под рукой богатой и культурной империи — гораздо лучше, чем подчиняться завоевателю из Руси. Святослав со своим войском остался один на враждебной территории против сильной армии Цимисхия. Византийцам удалось взять Переяславец, а основные силы русских во главе с князем были заперты в осаде в крепости Доростол.

Со стратегической точки зрения ситуация для Святослава стала почти безнадёжной. Единственное, на что он мог рассчитывать — тот факт, что Цимисхий совсем недавно занял престол, и его положение в империи пока еще было довольно шатким. Русичам нужно было не только организовать упорную затяжную оборону, но и как следует потрепать войска императора, чтобы вызвать тихий ропот за его спиной. Кроме того, успешное полевое сражение давало шанс прорвать кольцо осады. Правда, для этого требовалась решительная победа: в посте о деяниях другого русского князя, Олега, я уже упоминал, что русское войско, ходившее в дальние походы на ладьях, было из-за особенностей этих кораблей исключительно пешим.

В целом князь, надо отдать ему должное, неплохо разобрался в ситуации, что и позволило в итоге спасти армию. Осада Доростола длилась три месяца, с 23 апреля по 22 июля, причем русское войско регулярно устраивало вылазки. Но прорвать осаду не удавалось — проблема заключалась в том, что как только русская пехота отходила от стен, она сразу оказывалась под угрозой окружения. Последняя и решающая битва началась утром 22 июля: русский князь вывел из крепости почти все доступные ему силы — около 20 тысяч человек. Войска Цимисхия насчитывали в два с лишним раза больше, кроме того, византийцы располагали сильной кавалерией.

Битва при Доростоле. Схема сражения. Чтобы компенсировать неравенство сил, русский князь применил против «греков» греческий же тактический приём. Византийский писатель и историк Лев Диакон, современник этих событий, пишет, что русичи выстроились, «сомкнув щиты и копья, наподобие стены». Читатель, знакомый с предыдущими заметками блога, наверняка сразу поймет, о чем речь: это же знаменитая греческая и македонская фаланга, изобретенная за полторы тысячи лет до Доростола!

Замечу, что Святослав не только позаимствовал этот приём фактически у собственных противников, но и усовершенствовал его. Русская фаланга строилась в две линии: первая, из десяти рядов, наносила таранный удар, а вторая охраняла традиционно самые уязвимые места построения — фланги и тыл: по первому приказу воины разворачивались и отражали удар противника. Но всё-таки полностью изжить недостатки фаланги — некоторую неповоротливость и уязвимость при обходных маневрах врага — Святослав не смог, и сражение под Доростолом это подтвердило. Первоначально успех сопутствовал русичам. Даже Лев Диакон признает, что мощнейший удар фаланги заметно потеснил византийскую пехоту.

Если бы не личное вмешательство Цимисхия, который с отрядом всадников приостановил отступление, Святослав мог бы даже рассчитывать на победу. Но окончательно опрокинуть «греков» не удалось, к тому же, наступавшие русские войска отдалились от крепости. Византийцы немедленно воспользовались этим: их кавалерия совершила быстрый обходной маневр и окружила русичей. Эпизод сражения при Доростоле: русская фаланга против византийской кавалерии. Современная иллюстрация.

Настал черед Святославу демонстрировать умение управлять войсками на поле боя. Здесь пригодилось то самое усовершенствование фаланги, которое придумал русский князь. Вторая линия фалангитов задержала атаку конницы и позволила русичам перестроиться на круговую оборону. Кольцо окружения с тыла было довольно слабым, поэтому Святослав логично решил нанести удар в сторону крепости. Русское войско прорвало ряды противника и отошло обратно в Доростол.

Битва закончилась вничью. Лев Диакон пишет, что в битве пало примерно 15 тысяч русичей и всего около 300 византийцев. Цифры более чем сомнительные: при таком разгроме Святославу оставалось только сдаться на милость победителя! Однако ни о какой капитуляции речи не шло: русский князь предложил переговоры о мире, и Цимисхий принял его предложение. Последний факт косвенно указывает на то, что воинство византийского императора тоже было изрядно потрепано, иначе что мешало ему добить войска Святослава и взять крепость?

Условия мира были достаточно приемлемыми для русичей: им гарантировался свободный проход на родину и даже провиант, в обмен на обязательство не воевать с Византией. Правда, от завоёванных болгарских земель тоже пришлось отказаться, при этом восточная Болгария отошла Цимисхию. Тем не менее, совсем не плохой исход для конфликта, который грозил Святославу разгромом и гибелью всей армии! Князь Святослав и император Иоанн Цимисхий на переговорах. С картины художника В.

Византийские агенты сообщали, что русский князь поверил слову басилевса о мире, поэтому горные перевалы Балканских гор не были закрыты даже малыми заставами. Иоанн Цимисхий активно готовился к новой схватке с русами. Он не мог смириться с тем, что Святослав занял Болгарию. Ромеи сами претендовали на богатую болгарскую землю. Кроме того, укрепление союзных отношений воинственных русов с болгарами, которые ещё недавно сами ходили под стены Константинополя, было опасно для Византии. А Святослав хотел перенести столицу Руси на Дунай. Цимисхий подавил мятеж в Малой Азии. Из азиатских провинций империи в Константинополь подходили новые войска. Под стенами ежедневно проводились военные учения.

Армия Варды Склира вернулась во Фракию и Македонию. В Адрианополь, ставший тыловой базой армии, свозили оружие , хлеб, фураж и другие припасы. Снаряжали флот из 300 кораблей. На исходе марта Цимисхий провёл смотр флоту. Корабли должны были блокировать устье Дуная, отрезая ладейной флотилии русов пути отхода и не давая прибыть возможным подкреплениям противника. Святослав и Цимисхий. Художник П. Рыженко Штурм Преслава Весной 971 года басилевс Цимисхий во главе гвардии «бессмертные» торжественно выступил в поход из Константинополя. В Адрианополе стояла уже вся армия.

Греческий историк Лев Диакон писал, что в армии, кроме гвардейцев панцирная конница , было около 15 тыс. Также имелся большой обоз с осадными машинами и припасами. Византийский император опасался войны со Святославом Игоревичем. Он уже хорошо познакомился с «мужами крови, которые оружием побеждают врага». Византийский хронист передал слова императора, сказанные командирам перед началом кампании: «Счастье наше поставлено на лезвие бритвы». Поэтому византийцы сделали главную ставку на внезапность нападения. Иначе русы и болгары легко бы закрыли горные перевалы малыми силами, они были неприступны. Затем Святослав мог мобилизовать силы своих союзников, болгар, печенегов, вызвать новые полки из Руси. В итоге Византия снова бы столкнулась с масштабным вторжением «скифов», что вело к катастрофе.

В прямой схватке Второй Рим не имел шансов в борьбе с таким опытным, искусным и яростным полководцем, как Святослав. Поэтому Цимисхий приказал провести войска в Северную Болгарию «по ущельям и крутым теснинам». Византийский басилевс отмечал: «Если мы… неожиданно нападем на них, то, я думаю, — да поможет нам Бог! Без предупреждения о разрыве перемирия большое византийское войско 10 апреля 971 года форсировало горы. Греки передовыми отрядами заняли перевалы, за ними последовали остальные войска. В городе находился болгарский царь Борис с семьей и дружина воеводы Сфенкела. Вместе с болгарскими воинами Преслав защищали около 7—8 тыс. Русских не смутило численное превосходство противника. Они смело вышли за стены и дали сражение ромеям.

Русские и болгарские дружины построили «стену» фаланга , прикрылись большими щитами, и сами атаковали врага. Сражение было ожесточенным и упорным. Греки смогли переломить ситуацию в свою пользу, только бросив во фланговую контратаку тяжеловооруженную конницу. Русам и болгарам пришлось отступить за стены. Началась короткая осада Преслава.

Русские удачно использовали стоявшие на городских стенах и башнях болгарские метательные машины, нанесли противнику большие потери и заставили отступить обратно в лагерь. Рассказ Льва Диакона о дальнейших событиях противоречив. Историк пишет о том, как русские вышли сражаться против ромеев в конном строю, хотя перед этим внушал читателям, что они этого не умеют делать.

Скилица просто констатирует сам факт появления русских всадников и ничего не пишет, что воины Святослава не умели сражаться в конном строю: «Вышли они, выстроившись в боевой порядок, и тогда в первый раз появились верхом на лошадях, в предшествующих же сражениях бились пешими» 7, 128. Вряд ли Святослав повел в конную атаку воинов, не умеющих ездить на лошадях, да и сам ход боя в изложении Скилицы об этом не свидетельствует. После продолжительного сражения панцирная кавалерия Империи отбросила русскую конницу обратно в город. В этот же день по Дунаю поднялись огненосные дромоны ромеев и корабли с продовольствием для сухопутной армии. Опасаясь греческого огня, Святослав распорядился вытащить ладьи на сушу. Началась тесная блокада Доростола. Киевский князь не прятался за городскими укреплениями, он всё время пытался навязать Цимисхию свою тактику ведения войны. Вечером 26 апреля русская рать под командованием воеводы Сфенкела вышла из Доростола и выстроилась на равнине перед городом.

Цимисхий вызов принял, покинул лагерь и развернул армию в боевые порядки. Битва свелась к лобовому столкновению и долго шла с переменным успехом, чаша весов клонилась то на одну, то на другую сторону. Переломным моментом стала гибель Сфенкела, сражавшегося в первом ряду и погибшего в рукопашной схватке. После смерти воеводы русские стали медленно отступать к городу. Цимисхий попытался развить успех и бросил в бой катафрактариев, но русские закрылись большими щитами, отбили все атаки и ушли в Доростол. После этого Святослав на некоторое время отказался от полевых сражений. Однажды ночью русские выкопали вокруг города глубокий ров, чем сильно затруднили наступление ромеев на Доростол. Время шло, в осажденном городе начались проблемы с продовольствием.

С суши Доростол был плотно обложен сухопутной армией ромеев, путь по Дунаю перекрывали огненосные дромоны Империи. Но Святослава это не остановило. Князь дождался темной и безлунной ночи, когда бушевала непогода, лил дождь, сыпался град, гремел гром и сверкали молнии, посадил на ладьи 2000 воинов и отправился на вылазку. Незаметно пройдя мимо византийских кораблей, русские высадились на берег и разошлись по окрестностям в поисках продовольствия. Дружинники наполнили ладьи зерном и направились обратно в Доростол. В это время обозники византийской армии пригнали к реке на выпас и водопой лошадей. Разведчики доложили об этом Святославу, князь принял решение атаковать противника. Дружинники покинули ладьи, прошли через лес и внезапно напали на вражеских обозников.

Множество ромеев было перебито, в том числе и те, кто отправился в лес за дровами. После этого русские погрузились на ладьи и быстро добрались до Доростола. Узнав об этой вылазке, Цимисхий страшно разгневался на начальника флота и пригрозил ему смертью, если подобное повторится. Охрана реки была усилена, все окрестные дороги перекопали рвами и перекрыли усиленными дозорами. По свидетельству Скилицы, произошло это на шестьдесят пятый день осады, когда Цимисхий отказался от атак на город и решил уморить вражеское войско голодом 7, 129. Метательные машины продолжали обстреливать укрепления Доростола, превращая в развалины городские стены и башни, но Святослав сыграл на опережение и ударил там, где его не ждали. После того, как ромеи позавтракали, городские ворота распахнулись и дружинники, в сопровождении лучников, атаковали позиции, где стояли метательные машины. Нападение застало ромеев врасплох.

Охраной метательных машин руководил магистр Иоанн Куркуас, родственник императора, но вместо того, чтобы добросовестно исполнять свои обязанности, военачальник спал в шатре после обильных возлияний за завтраком. Слуги растолкали магистра, Куркуас облачился в доспехи, выбежал из шатра, вскочил на коня и во главе телохранителей устремился к месту сражения.

Крепость Доростол на карте Древней Руси

Брёвна затем заострят и возведут из них частокол вокруг града Русборга, превратив его в русскую крепость раннего Средневековья. В битве у Доростола русичи успешно вернули из небытия тактическую находку древних греков — пешую фалангу копейщиков. 24 июля 971 года под Доростолом киевский князь Святослав и византийский император Иоанн Цимисхий заключили почётный мир на условиях военной помощи, соблюдения прежних. 23 апреля 971 года началась оборона Доростола — сражения, продолжавшиеся в апреле-июле 971 года между русским войском и армией Византийской империи у крепости Доростол. Зимой греческие лазутчики сообщили благоприятные новости. 28 апреля 2024 года легендарная крепость Орешек вновь откроет свои ворота для посетителей.

БИТВА ПОД ДОРОСТОЛОМ В 971 г.

Он заявил: «Волей или неволей мы должны драться. Не посрамим же земли русской, но ляжем костьми, мертвые бо сраму не имут«. Византийцы ок. В начале сражения русское войско нанесло фронтальный удар и потеснило фалангу византийцев, но затем ударами конницы противника во фланг и тыл было отрезано от крепости и окружено. Однако, проявляя высокое мужество и отвагу, русские воины прорвали кольцо окружения и вновь отступили в крепость.

Армия противника не только превосходила войско Святослава на суше, в осаде крепости принимал участие флот. Из хроник известно, что одного из воевод Святослава звали Икмор, а в войске императора был военачальник Варда Склир.

Как рассказали в пресс-службе Комитета по культуре, каждый день для гостей будут проводить экскурсии. В этом году особое внимание во время рассказа гиды будут уделять двум круглым датам, связанным с историей крепости. Одна из них — 300-летие перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского из крепости Орешек в Александро-Невский монастырь в Петербурге, а вторая — 260-летие со дня трагической гибели в стенах крепости императора Иоанна Антоновича.

У нас публикуются интервью с известными персонами. Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени! Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 17 декабря 2019 г.

Крепость доростол

We use cookies. Город был полностью блокирован. Ромеи перекопали рвами все дороги, везде была выставлена стража. К Иоанну почти ежедневно подходили подкрепления. Русы не были готовы к длительной осаде.

Запасы продовольствия в Доростоле скоро истощились, и русам приходилось устраивать вылазки, чтобы добыть себе пищу. Скилица сообщает, что одну из таких вылазок в двадцатых числах июля возглавил сам Святослав. Темной ночью, под проливным дождем, 2000 русов сели в ладьи и отплыли из города. Беспрепятственно ограбив жителей прибрежных селений, они на обратном пути еще и перебили ромейскую обозную прислугу, которая привела к Дунаю коней на водопой.

Разгневанный Цимисхий пригрозил начальнику флота смертью, если ладьи русов еще раз покажутся на Дунае. Осадные машины ромеев каждый день забрасывали город грудами камней. Мощные стены Доростола толщиной до 4,7 м без особого ущерба выдерживали удары метательных снарядов. Но находившиеся на стенах русы терпели от них жестокий урон.

Святослав решил уничтожить осадную технику врага. Эти машины охранял родственник императора, магистр Иоанн Куркуас. На бегу конь оступился в яму и сбросил магистра. Скифы увидели великолепное вооружение, прекрасно отделанные бляхи на конской сбруе и другие украшения — они были покрыты немалым слоем золота — и подумали, что это сам император.

Тесно окружив магистра, они зверским образом изрубили его вместе с доспехами своими мечами и секирами, насадили голову на копье и стали потешаться над ромеями, крича, что они закололи их императора, как жертвенное животное»[371]. Русы собирались было поджечь осадные машины, но подоспевшие ромеи отстояли их. Ободренные этой победой, русы наутро это было 20 июля, по славянскому языческому календарю — Перунов день вышли из города и построились в боевой порядок.

Святослав вывел воодушевлённых воинов за его стены, и атаки ромеев вновь успешно отражались одна за другой. Однако чаши весов качнула гибель одного из княжеских сподвижников по имени Икмор. Этот эпизод превосходно описан Львом Диаконом, под стать гомеровским эпосам: Тогда Анемас, один из телохранителей Государя, сын предводителя Критян, увидя храброго исполина Икмора, первого мужа и вождя Скифского войска после Святослава, с яростью стремящегося с отрядом отборных ратоборцев и побивающего множество Римлян, тогда, говорю, Анемас, воспалённый душевным мужеством, извлёк свой меч, при бедре висевший, сделал несколько скачков на коне в разные стороны и, кольнув его, пустился на сего великана, настиг и поразил его в выю — и отрубленная вместе с правою рукою голова поверглась на землю. При сём его падении, поднимается у Скифов ужасный крик, смешанный с воплем, а Римляне быстро на них нападают. Они не выдержали сего напора и, чрезвычайно огорчённые бедствием своего полководца, закинули щиты на спину и начали отступать к городу: наши, преследуя их, побивали Обескураженные произошедшим русы поспешили отступить в крепость. Тот же византийский автор следом описывает заклание славянами пленных неприятелей, сотворённое ночью на погребальных кострах.

Более того, Диакон живописует принесение в жертву грудных младенцев, утопленных воинами Святослава в водах Дуная. Судя по всему, эти жестокие обряды действительно имели место. Безжалостная эпоха Средневековья не нуждается в лакировании. Русы и варяги под киевскими стягами были людьми своего времени и вдобавок язычниками. Работы выдающегося отечественного историка Б. Рыбакова демонстрируют, что жертвоприношения детей бытовали на Руси в дохристианскую эпоху. Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году. Художник Г. Созвав 21 июля военный совет, князь выслушал и предложения прорвать осаду с боем, и рекомендации начать с Цимисхием переговоры.

Его окончательное решение выразилось в воодушевляющей речи, обращённой к соратникам. Известен ряд её формулировок, однако современный исследователь военной риторики С. Зверев отказывает в доверии пересказу автором «Повести временных лет». Куда более аутентичной в данном случае считается версия того же Льва Диакона: Погибла слава, которая шествовала вслед за войском росов, легко побеждавшим соседние народы и без кровопролития порабощавшим целые страны, если мы теперь позорно отступим перед ромеями. Итак, проникнемся мужеством, [которое завещали] нам предки, вспомним о том, что мощь росов до сих пор была несокрушимой, и будем ожесточённо сражаться за свою жизнь. Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством; [мы должны] либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, [достойные] доблестных мужей! Утром следующего дня вся дружина Святослава вышла из Доростола, врата которого затворились — воинам было некуда отступать. Яростная атака потеснила ромеев, но ввод в бой свежих кавалерийских сил позволил им удержаться. Цимисхий прибегнул к военной хитрости — сымитировав отступление части своих войск, он направил к тылам русов отряд военачальника Варды Склира.

В 20 лет он стал коммунистом, одним из первых сормовичей откликнулся на призыв партии: «Молодежь на самолеты! По окончании служил в городе Люберцы Московской области. Потом пять лет охранял восточные рубежи Родины. Принимал участие в боях у озера Хасан на Дальнем Востоке, когда японские войска решили испытать силу Красной Армии. С первых дней Великой Отечественной войны Андрей Олимпиевич воевал на Западном фронте, уже тогда проявляя чудеса героизма.

В 979 истребительном авиационном полку Андрей Хвостов служил с 4 апреля 1943 года. Выполняя обязанности помощника командира по воздушно-стрелковой службе, майор Хвостов добивался отличных знаний летного состава в умении вести стрельбу в воздухе и по наземным целям, а также правильно вести воздушный бой, используя всю мощь советского истребителя. Майор Журавлев Александр Матвеевич, замполит 979 авиационного полка вспоминал: «Майор Хвостов часто водил в бой большие группы истребителей и всегда возвращался с победой.

Ранее Общая газета Ленинградской области сообщала , что несколько объектов культурного наследия отреставрируют в Выборге. Материал и иллюстрации подготовлены с использованием нейросетей Поделиться:.

В «Омской крепости» установят туалет с электронными датчиками за 2 миллиона рублей

У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями или, совершившим знаменитые подвиги, умереть со славою» [20] Выслушав своего князя, дружина решила сражаться. Четвёртый бой 22 июля [ править править код ] Утром [21] 22 июля [22] русы вышли из Доростола и Святослав приказал запереть городские стены, чтобы ни у кого не возникло мысли об отступлении. Бой начался с атаки русами византийских позиций [23]. В упорном бою к полудню византийцы начали отступать под напором русов. Тогда Цимисхий ввёл в бой свежий отряд всадников, атаку которых возглавил он лично. Это позволило передохнуть уставшим византийцам. Они перешли в атаку, но были отбиты русами. Клавдий Лебедев. Святослав встречается с Цимисхием Тогда Цимисхий разделил своё войско на две части.

Один отряд, под командованием патрикия Романа и столоначальника Петра, вступив в бой, начал отступать, заманивая дружину русов на открытую равнину в стороне от города. В это время второй отряд под командованием Варды Склира атаковал русов с тыла. Начавшаяся в это время буря понесла тучи песка в глаза русов. Храбро сражаясь, отбивая постоянные атаки византийцев, русские смогли прорваться в Доростол и укрыться за его стенами. Потери[ править править код ] Лев Диакон сообщает, что у русов в этом бою было 15 тысяч убитых, византийцы взяли 20 тысяч щитов и множество мечей, византийцы же имели якобы только 350 человек убитыми и «множество раненых». Есть сомнения, что эти данные верны. Император охотно принял это предложение. На берегу Дуная состоялось свидание Святослава с Цимисхием.

Святослав обязался не воевать с Византией и помогать ей при нападении на неё извне, а Цимисхий должен был беспрепятственно пропустить ладьи русов и выдать на дорогу по две меры хлеба каждому воину. Лев Диакон сообщает, что получивших хлеб было 22 тысяч человек. После этого рать Святослава ушла на Русь , о чём болгары, недовольные заключением мира, сообщили печенегам. Византия послала посольство к печенегам, которое, по Иоанну Скилице, должно было способствовать свободному проходу Святослава на Русь. По пути в Киев князь Святослав был убит печенегами. В Летописи довольно подробно описаны данные события: Святослав I, приняв дары, стал совещаться со своей дружиной, говоря так: «Если мы не заключим мир с цесарем и он узнает, как мало нас осталось, то, придут снова, обступят они нас в городе. А Киевская земля далеко и печенеги с нами враги — то кто нам поможет? Заключим же мир с цесарю, потому что он же согласился нам на дань, — и этого пусть будет довольно нам.

Если он перестанет нам сдавать дань, то снова, собравши воинов больше даже чем было у нас сначала, придем к Цесареграду». Речь Святослава была по душе дружине, и они послали лучших мужей к цесарю. Придя к императорскому владению, они на второй день были приняты Иоанном I Цимисхием. Он сказал: «Пусть говорят послы русов». Тогда послы сказали: "Так говорит князь наш: «Хочу я иметь истинную дружбу с цесарем греческим на все грядущие времена».

Темной ночью, под проливным дождем, 2000 русов сели в ладьи и отплыли из города. Беспрепятственно ограбив жителей прибрежных селений, они на обратном пути еще и перебили ромейскую обозную прислугу, которая привела к Дунаю коней на водопой. Разгневанный Цимисхий пригрозил начальнику флота смертью, если ладьи русов еще раз покажутся на Дунае. Осадные машины ромеев каждый день забрасывали город грудами камней.

Мощные стены Доростола толщиной до 4,7 м без особого ущерба выдерживали удары метательных снарядов. Но находившиеся на стенах русы терпели от них жестокий урон. Святослав решил уничтожить осадную технику врага. Эти машины охранял родственник императора, магистр Иоанн Куркуас. На бегу конь оступился в яму и сбросил магистра. Скифы увидели великолепное вооружение, прекрасно отделанные бляхи на конской сбруе и другие украшения — они были покрыты немалым слоем золота — и подумали, что это сам император. Тесно окружив магистра, они зверским образом изрубили его вместе с доспехами своими мечами и секирами, насадили голову на копье и стали потешаться над ромеями, крича, что они закололи их императора, как жертвенное животное»[371]. Русы собирались было поджечь осадные машины, но подоспевшие ромеи отстояли их. Ободренные этой победой, русы наутро это было 20 июля, по славянскому языческому календарю — Перунов день вышли из города и построились в боевой порядок.

Ромеи «также выстроились в глубокую фалангу и двинулись им навстречу». В этом бою русов возглавлял некий Икмор возможно, воевода таврических русов. По словам Льва Диакона, это был «храбрый муж гигантского роста, первый после Сфендослава предводитель войска, которого [скифы] почитали по достоинству вторым среди них. Окруженный отрядом приближенных к нему воинов, он яростно устремился против ромеев и поразил многих из них. Увидев это, один из телохранителей императора, сын архига [эмира] критян Анемас[372], воспламенился доблестью духа, вытащил висевший у него на боку меч, проскакал на коне в разные стороны и, пришпорив его, бросился на Икмора, настиг его и ударил мечом в шею — голова скифа, отрубленная вместе с правой рукой, скатилась на землю. Как только Икмор погиб, скифы подняли крик, смешанный со стоном, а ромеи устремились на них. Скифы не выдержали натиска противника; сильно удрученные гибелью своего предводителя, они забросили щиты за спины и стали отступать к городу, а ромеи преследовали их и убивали».

Он подчеркнул, что есть план реставрации, рассчитанный до 2029-го года. Все полагающиеся документы поданы в Министерство культуры РФ. В свою очередь профильное министерство попросило музей сделать оценку влияния плана реставрации на объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, которым признан Орешек. Фирма-подрядчик уже занимается этим вопросом. В этом году для благоустройства крепости уже потрачено 150 миллионов. Сделаны самые необходимые вещи: приведены в порядок дорожки, покрашены фасады, решена другие насущные проблемы.

Что же это были за чудеса, которые привлекли женщин - язычниц и заставили их предать своих древних многочисленных богов, поменяв их на одного-единственного? О, у этих женщин были очень серьезные вопросы к своей жизни, в первую очередь, в вопросах брака. Точнее, в возможности его появления вместе с христианством. Отныне семейное насилие над женщинами в семьях запрещалось — замуж они должны были идти не за братьев, отцов и племянников, а по согласию, и за тех, кого полюбили. Ну, это, конечно, по библейским законам, в идеале, как того требовали священники. Жизнь ведь все равно диктовала необходимость расчета и право сильного в семье. Но все-таки теперь было запрещено отлавливать себе в жены женщин в лесах и на болотах, как зверюшек, и тащить к себе в дом как бесправных рабынь. То есть, семейный уклад полностью менялся в пользу женщин. Как они могли отказаться от такого справедливого бога и от такой религии, которая облегчал им жизнь и делала ее более человеческой, более чистой? Многие могли искреннее полюбить прекрасного князя и не стеснялись своих чувств во время праздников крещения. Может быть, отсюда и возникла легенда о 800-стах любовницах князя Владимира? Но их можно было «насчитать» и гораздо больше, если учесть обстоятельства того времени и огромную популярность князя в народе. Но и многие мужчины, вполне возможно, полюбили красоту киевского князя, обратившегося в христианство. Это можно сравнить с тем, как сегодня многие мужчины тайком смотрят сериалы с известной турецкой мега-звездой, ставшим кумиром для миллионов, а затем покупают себе такие же автомобили, на которых ездит он, такую же одежду, как у него, такие же часы и обувь, даже продемонстрированный им в известном сериале «сексуальный» серо-синий шарфик, носят теперь тысячи мужчин всего мира. Почему тогда не могло быть, как сегодня? Люди, в общем-то, мало меняются в принципе. А христианский закон единобрачия понравился и многим мужчинам того времени — ведь были серди них влюбленные, у которых любимых увели из-под носа те, кто оказался ловчее при ловле жен в лесу и на болоте! Конечно, процесс крещения на Руси, как сообщают летописцы, проходил и в обстановке протестов, в том числе, кровавых, в иных местах. По мнению некоторых исследователей, опирающихся на «Повесть временных лет», «восстание волхвов» во Владимиро-Суздальской Руси в 1024 а также в 1071 году сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер со стороны язычников, которыми руководили теряющие власть волхвы. Ярослав Мудрый «жестоко расправился с волхвами, наведя порядок в даннических областях». В 1070-х годах в Новгороде волхв был убит дружиной князя Глеба - и это был религиозный и бытовой конфликт, переплетавшийся с борьбой против власти Киева. Все-таки он допустил трагическую и судьбоносную ошибку, изнасиловав Рогнеду, в которую тут же и влюбился да еще и сделал своей женой. Она стала второй из шести жён Владимира. Но была поселена не во дворце, а под Киевом — на Лыбеди, где образовалась деревня Предславино название связывают с именем дочери Рогнеды — Предславы; ныне часть Голосеевского района Киева. Так князь поступил, видимо, из-за слишком ревнивого и вспыльчивого характера своей возлюбленной. В истории укрепилось мнение, что в 987 году спустя девять лет брака и рождения семерых детей — чуть ли не каждый год! Рогнеда решилась отомстить за свою поруганную честь и гибель семьи от рук Владимира и убить мужа. Согласно легенде, Владимир приехал однажды в сельцо на Лыбеди, где жила Рогнеда, и ночью, когда он спал, она хотела заколоть его, но князь проснулся и успел отвести удар. На самом деле, в это время Владимир собрался жениться на византийской принцессе Анне, которую сватали чуть ли не все европейские короли. Но Владимир решил заполучить Анну себе. В качестве платы согласился отправить в Византию довольно многочисленное войско, чтобы помочь братьям Анны Василию Второму и Константину Восьмому, соправителям Византии, справиться с мятежниками, поднявшими под руководством полководца Варды Фоки восстание в Константинополе. Как политик, Владимир мыслил весьма дальновидно— породниться с Византийской династией означало бы практически уравнять князей Киевской Руси если не с римскими василевсами, то, по крайней мере, с великими европейскими монархами того времени, и значительно укрепить мировой авторитет Киевской державы. Видимо, известие о новой женитьбе Владимира, которая отменяла его языческие браки, в том числе, и с Рогнедой, привело в ярость обманутую женщину и толкнуло ее на попытку убийства мужа. Могло вспыхнуть и прежнее чувство ненависти за погубленные жизни отца и братьев, боровшихся за смену династии Рюриковичей, которая теперь утверждалась и в Европе наравне со всеми европейскими законными династиями. Да как утверждалась — путем вероломства Владимира, его супружеской измены, нового страшного унижения Рогнеды! Владимир, приняв христианство и обзаведясь единственной законной женой-христианкой, простил Рогнеду и предложил ей выйти замуж за одного из своих бояр. Она отказалась от брака и, как утверждает Тверская летопись, приняла «монашеский облик» и новое имя Анастасия. Он навсегда покинул ее, отняв детей, в то время, когда популярность его и любовь к нему людей начали быстро распространяться по всей земле, которой он правил. И Рогнеда, и Владимир, и Анна Византийская были почти ровесники. С небольшой разницей в возрасте. И чувства их обуревали схожие — страсти кипели между этими еще весьма молодыми людьми. Но если Рогнеда и Владимир, несмотря на кровавый акт его расправы над Рогволодом и его семьей, соединились в едином порыве вдруг вспыхнувшей любви во время акта изнасилования, если верить летописям, то между ним и Анной едва ли возникли подобные чувства. Высокомерие Рогнеды по отношению к «сыну рабыни» было сломлено всепоглощающей страстью, а царственное презрение византийской принцессы к «дикому» росу, видимо, так и не прошло. Анна всеми силами пыталась предотвратить ненавистный брак с мужчиной, хотя и правившим огромной страной, но не входившим ни в один из древних царствующих родов. Именно Анна должна была положить начало кровному династическому родству с великими европейскими монархами. Братья-императоры надеялись, что они смогут выиграть время и предложить Владимиру другие условия. Однако славянский князь твердо настаивал на своем. Для пущей убедительности он снова пообещал отправиться с войском в столицу империи. Когда новости об этой угрозе пришли в Константинополь, Анну в спешном порядке посадили на корабль. Славянский князь Владимир и Анна Византийская были в браке 22 года. Однако за это время у них так и не появились дети. Сыновья Владимира, которые позже наследовали его державу, были отпрысками от прежних связей монарха. Будучи язычником, Владимир имел собственный гарем и наложниц. Когда князь женился на греческой царевне, он оставил в прошлом свою прежнюю жизнь. Анна скончалась в 1011 году в возрасте всего 48 лет. Точно не известно, что стало причиной ее смерти. Рогнеда, вполне возможно, напрасно мучилась ревностью к этой женщине и умерла в 37 лет в изгнании, может быть, от тоски. Брак Анны и Владимира мог быть договорным, то есть, фиктивным, и не предусматривать супружеского сожительства. Надежды Владимира иметь законных наследников - потомков византийских императоров на киевском троне не оправдались. Анна так и не смогла переступить через свое царственное неприятие славянина и оказалась до конца верной нежеланию своего деда, императора Константина Седьмого Багрянородного, который, кстати, сам был бастардом, сыном императора Льва Первого от наложницы династических браков потомков византийских царей с славянскими правителями. Анна была не только единственной сестрой братьев-соправителей,императоров Византии Василия II 958-1025 и Константина VIII 960-1028 , она была ещё и порфирородной или багрянородной , что по представлениям раннего Средневековья делало её почти небожительницей. Багрянородными в византийской традиции которая позже перешла во все правящие дома Европы назывались дети императора обоего пола, рожденные во время его правления в отличие от детей, родившихся до вступления отца на императорский престол. Дети-порфирогениты обладали несомненным правом на императорский престол, даже вопреки первородству примогенитуре — возможно, потому, что их рождение было тщательно засвидетельствовано, а также из-за того, что их родители уже являлись носителями божественной сакральной власти. Матери-императрицы рожали таких детей в специальном Багряном Порфирном зале дворца откуда и пошёл этот термин , в грудном возрасте их пеленали исключительно в багряные пелёнки которые в те времена стоили огромных денег, поскольку краситель для пурпурных оттенков ещё с времён античности вырабатывали исключительно из моллюсков-иглянок, причём для окраски 1 кг. Порфирородные невесты ценились на монархическом брачном рынке намного больше своих «обычных» родственниц. Византийцы старались не выдавать замуж таких принцесс, отдавая на Запад и варварам которым, безусловно, был в их глазах киевский князь Владимир Святославич дальних родственниц своих правителей. Анна согласилась стать женой язычника после его крещения, но сохранилось ее высказывание перед отъездом из Византии: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть». Однако Рогнеда не могла знать всех подробностей новой женитьбы мужа. Да и что бы это для нее изменило? За покушение на великого князя ей грозила смертная казнь. Но Владимир поселил Рогнеду и Изяслава в их полоцкой земле — городе в верховьях реки Свислочь, который был назван Изяславль. Это предопределило правление Изяслава в Полоцке и образование полоцкой ветви Рюриковичей. Князья же этой ветви считали себя Рогволодовыми внуками — по женской линии, и отчину свою вели не от пожалования Владимира Изяславу, а по наследованию от Рогволода. В Белоруссии Рогволодовичи рассматриваются как династия, стоявшая у основания белорусской государственности. Влияние Киева не везде было глубоким. Многочисленные племена продолжали жить своей собственной жизнью. Управление из центра сводилось к периодическому сбору дани и обязанности участвовать в военных походах Киева. Первой из формальной зависимости от центра вышла Полотчина. Сам Владимир выделил ее в особую волость, когда выслал на родину осужденную Рогнеду с малолетним сыном Изяславом. От полоцкого князя Изяслава, ставшего известным как «книжник», и берет начало собственная княжеская династия на Полотчине. Смерть киевского князя Владимира ослабила центральную власть, и этого было достаточно, чтобы Полоцк приступил к осуществлению собственной политической программы. Полоцкий князь Брячислав первым стал добиваться расширения границ своего государства, объединения с Полотчиной других кривичских земель, права выхода полоцких торговых караванов на волоки участки суши, между двумя озёрами или реками, через который тащили корабли простые люди в Древней Руси. По этой причине соперничество Киева с Полоцком перешло в открытую войну. Когда в 1021 году Брячислав совершил поход на Новгород, это означало и удар по киевскому центру, так как Полотчину Киев удерживал в сфере своего влияния и через Новгород. Ярослав Мудрый с дружиной усмирил полоцкого князя, но все же отдал ему Витебск и Усвяты. Со смертью Мстислава Мономаховича в 1132 году начался полный распад огромного Киевского государства. Давно обособленные волости стали быстро превращаться в самостоятельные княжества. Его окончательное завершение приходится на 2-ю половину XIII века, в связи с нашествием монголов на Русь, когда серьёзно изменилась прежняя структура почти всех древнерусских земель, на их западную часть начала распространяться власть Литвы и Польши и они тем самым утратили своё династическое единство. Было бы иначе, если бы Владимир Святославич не изнаисловал Рогнеду и не влюбился в нее, а просто уничтожил бы весь род Рогволодовичей, претендовавших на новую династию? История человечества не раз показывала, как любовь сметает престолы, и случай с киевским князем — тому яркое подтверждение. Влюбившись, он не уничтожил род Рогнеды, а продолжил его, да еще послал княжить в Полоцк ее сына и ее саму при нем. И выходит, что кончилась вся эта кроваво-любовная история распадом Киевской Руси. Что мы о нем знаем? А главное — какие поистине волшебные силы помогли ему совершить его великие деяния? Для того, чтобы лучше понять невероятного героя мировой истории, нужно сначала разобраться в том, кто его родители. И прежде всего — кто такая великая княгиня Ольга, его бабушка. А она — персонаж совершенно еще пока таинственный, происхождение ее по-прежнему, как и тысяча сто лет назад, покрыто мраком тайны. Из древних летописей мы знаем о ней совсем немного, точнее сказать — ничего. Ольга, в крещении Елена, - княгиня, правившая Древнерусским государством с 945 до 960 года в качестве регентши при малолетнем сыне Святославе после гибели её мужа, киевского князя Игоря Рюриковича. Первая из правителей Руси приняла христианство, Летописи не сообщают год рождения Ольги, есть лишь предположение, что родилась она примерно в 893 году. Правда, эту дату ставит под сомнение дата рождения единственного сына Ольги, Святослава, около 938—943 , так как ей на момент рождения сына должно было бы быть 45-50 лет, что кажется невероятным. Тогда можно сделать предположение о какой-то «суррогатной матери» этого ребенка. Или… что вообще кажется совсем невероятным — Ольга не была Ольгой, а была Олегом — ведь именно в честь себя назвал ее опекун князя Игоря и правитель росов Вещий Олег. Только исправил мужское имя на женское — Ольга. В легендах есть факт, который порождает сомнение в истинном поле княгини. По «Повести временных лет» Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году, то есть когда ей уже исполнилось 12 лет Поздние Устюжская летопись и Новгородская летопись по списку П. Дубровского сообщают о десятилетнем возрасте Ольги на момент свадьбы. Данное сообщение противоречит легенде, изложенной в Степенной книге вторая половина XVI века , о случайной ее встрече с Игорем на переправе под Псковом. Князь охотился в тех местах. Переправляясь через реку на лодке, он заметил, что перевозчиком была юная девушка, переодетая в мужскую одежду. Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание». О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены. Новгородская Первая летопись младшего извода, которая содержит в наиболее неизменном виде сведения из Начального свода XI века, оставляет сообщение о женитьбе Игоря на Ольге не датированным, то есть самые ранние древнерусские летописцы не имели сведений о дате свадьбы. После свадьбы имя Ольги упоминается в очередной раз только через 40 лет, в русско-византийском договоре 944 года, который заключил князь Игорь за год до своей гибели от рук древлян. Кого же привез Вещий Олег в Киев князю Игорю: неизвестную девочку, переодетую мальчиком при первой их встрече, или мальчика, переодетого девочкой, чтобы сочетаться языческим браком с молодым правителем Древней Руси? И каков был истинный смысл этого загадочного трансвеститного маскарада? Может быть, за ним скрывался какой-то особый ритуал, или Ольгу надо было до времени старательно прятать? Исследование останков семилетнего египетского мальчика, жившего во II тысячелетии до н. Ученые не могут объяснить, с какой целью был устроен этот посмертный маскарад. А не так давно группой медиков из больницы Адденбрук в Кембридже были проведены исследования знаменитой мумии из эссекского музея Saffron Walden. Ученые установили, что, скорее всего, этот юный египтянин был похоронен на кладбище в районе Дейр-эль-Бахри, которое было расположено в древней столице Египта Фивах. Оказалось, мумия была изготовлена примерно в 1700 году до нашей эры. Результаты обследования на современном томографе обескуражили ученых. Выяснилось, что останки принадлежат семилетнему мальчику. Томограф помог установить и причину его смерти — травма височной кости, в результате которой произошло мозговое кровоизлияние, ставшее для юного египтянина роковым. Также был засвидетельствован перелом ключицы. Все это указывает на то, что, по всей видимости, ребенок упал с большой высоты. Нейрорентгенолог Эйлин Шутович, руководитель исследований, говорит, что детальное исследование травм опровергло прежнюю версию смерти, согласно которой ребенок был убит. Она убеждена, что описанные травмы — результат несчастного случая во время игры. По мнению ее коллег, после случившегося ребенок мог прожить три недели, прежде чем навсегда отойти в мир иной. Но не характер травм и не причина смерти вызвали недоумение египтологов. Их удивил пол ребенка. Мумия была завернута в бинты, изготовленные из женского покрывала, и снабжена женскими украшениями. Рентгенологам удалось обнаружить два золотых нагрудных конуса, которые любили носить знатные египтянки, и женский золотой браслет. Подобные украшения, а также качество ткани свидетельствуют о том, что родители мальчика были богатыми и знатными людьми. Да и сама мумификация была выполнена "по первой категории", с удалением части внутренних органов, промыванием тела специальными составами и натиранием благовониями. Подобная работа в Древнем Египте стоила очень дорого. Тем не менее, остается непонятным, почему родители этого мальчика распорядились при мумификации нарядить его девочкой. Подобных мумий-трансвеститов ученые до сих пор не находили. Так что данный случай можно считать беспрецедентным. Вряд ли посмертную одежду и украшения юный египтянин носил при жизни — они на несколько размеров больше. Поэтому говорить о том, что усопший был трансвеститом, некорректно — девочкой его нарядили именно после смерти. Ни один из дошедших до нас древнеегипетских или античных текстов не содержит упоминаний о подобном посмертном "маскараде". Наоборот, хорошо известно, что мумий всегда снабжали предметами, соответствующими их полу и положению, поскольку древние египтяне верили, что в ином мире усопший не меняет рода своих занятий. Сведений же о том, что в загробной жизни человек может изменить пол и возраст , древние египтяне современным ученым не оставили. Единственное объяснение пока звучит так: возможно, найденные украшения были любимыми игрушками маленького египтянина в раннем детстве. Известно, что маленькие дети очень любят все блестящее. Некоторые сохраняют тягу к подобным игрушкам и в более позднем возрасте. Не исключено, что безутешные родители снабдили своего усопшего ребенка его любимыми игрушками, чтобы утешить в предстоящей ему нелегкой жизни в мире ином. Хотя, может быть, причина была не в этом. Согласно древнегреческим преданиям, многие герои должны были пройти через искус трансвестизма, на какое-то времени притворяясь или ощущая себя? Геракл был обязан в женском платье служить с другими женщинами царице Лидии — Омфале. Ахилл, одетый в девичий наряд, находился среди девушек при дворе царя Никомеда. Был еще кастрированный юноша по имени Спор, которого император Нерон одел в платья своей покойной жены, и, с которым сочетался официальным браком. Юный принц Уэльский, будущий английский король Эдуард Второй, сблизился с Пирсом Гавестоном — сыном гасконского рыцаря, присоединившимся к свите Эдуарда в 1300 году. Гавестон стал оруженосцем, и скоро его уже называли близким другом Эдуарда; в 1306 году он был посвящён в рыцари вместе с принцем. В 1307 году король Эдуард Первый изгнал сэра Пирса в Гасконь. Согласно одной из хроник, Эдуард попросил своего отца позволить ему даровать Гавестону графство Понтье, и король пришёл от этой просьбы в такую ярость, что вырвал у сына клок волос и изгнал несостоявшегося графа на континент. Однако, став королем, Эдуард Второй перед священным алтарем принес Гавестону клятву преданности, сделав его своим побратимом, а затем передав ему бразды правления. Это было похоже на брак. Гомосексуальные связи Эдуарда Второго и правление при нем его возлюбленных «друзей» стали причиной начала столетней войны между Англией и Францией. Сам же Эдуард Второй был свергнут его сыном и затем погиб при неизвестных обстоятельствах в замке, куда он был заточен. Эти существа блистают на подиумах и в кино, сочетаются браком и остаются для доверчивой публики неразгаданными. Главное, чего они при этом добиваются — это признание публики, богатство, любовь и обожание огромного числа зрителей, которые зачастую даже не подозревают, что героиня, которой они поклоняются — мужчина! И все-таки, почему мальчика-мумию нарядили девочкой и оставили в таком виде на тысячелетия, обманув очень отдаленных потомков? Может быть, стоит вспомнить легенду о египетском божестве Осирисе? Царствуя над Египтом, он научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, и одновременно она же его сестра, Исида нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, послал шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся а по другому варианту — разрубленные Сетом части Осириса, забальзамировал тело и запеленал его. Поскольку единственной частью тела Осириса, которую Исида так и не смогла найти, был пенис его съели рыбы , Исида вылепила фаллос из глины, освятила его и прирастила к собранному телу Осириса. Превратившись в самку коршуна — птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела. Так был зачат Гор. Может быть, этот убитый мальчик должен был пролежать, обернутый в женские пелены в виде мумии тысячелетия, чтобы затем оплодотворить какую-нибудь «птицу» и зачать какого-то бога? Кто знает… 24 Киевской «княгине» Ольге или неизвестному Олегу? И если она была мужчиной, то сделала это, воспользовавшись «услугами» какой-то бессловесной рабыни, которая унесла эту опасную тайну в могилу. Поэтому и смог появиться сын Ольги и Игоря, когда его «матери» было уже пятьдесят лет. Сегодня, между прочим, мужчинам не надо притворяться женщинами, чтобы произвести потомство и в более пожилом возрасте. Настоящей «старушке» достаточно иметь замороженную яйцеклетку, и ребенка с помощью ЭКО можно выносить и самой. Может быть, загадочный и поистине сказочный образ Великой киевской княгини послужил прообразом для английского поэта Роберта Саути, а затем вдохновил на перевод его баллады «О том, как одна старушка ехала…» Василия Жуковского, а Гоголя — на создание страшных образов панночки-ведьмы и Вия? Роберт Саути родился в 1774-м , английский поэт - романтик, очень интересовался русской историей и культурой. Его произведения оказали заметное влияние на русскую литературу. Известно, что Александр Пушкин любил Саути, а Жуковский перевел его балладу «Как одна старушка ехала на черном коне вдвоем и кто сидел впереди». Интересно, что в рукописи Жуковского сохранилось такое название: «Баллада о том, как одна киевская старушка ехала на черном коне вдвоем и кто сидел впереди». Но затем обозначение «киевская» он убрал, видимо, из цензурных соображений, а перевод цензоры терзали очень долго и не пропускали к публикации. Вот этот текст. На кровле ворон дико прокричал — Старушка слышит и бледнеет. Понятно ей, что ворон тот сказал: Слегла в постель, дрожит, хладеет. И вопит скорбно: «Где мой сын чернец? Ему сказать мне слово дайте; Увы! Но лишь пришел к одру с дарами он, Старушка в трепете завыла; Как смерти крик ее протяжный стон... Дары святые сын отнес назад И к страждущей приходит снова; Кругом бродил ее потухший взгляд; Язык искал, немея, слова. Здесь вместо дня была мне ночи мгла; Я кровь младенцев проливала, Власы невест в огне волшебном жгла И кости мертвых похищала. И казнь лукавый обольститель мой Уж мне готовит в адской злобе; И я, смутив чужих гробов покой, В своем не успокоюсь гробе. Чтоб из свинца мой крепкий гроб был слит, Семью окован обручами, Во храм внесен, пред алтарем прибит К помосту крепкими цепями. И цепи окропи святой водой; Чтобы священники собором И день и ночь стояли надо мной И пели панихиду хором; Чтоб пятьдесят на крылосах дьячков За ними в черных рясах пели; Чтоб день и ночь свечи у образов Из воску ярого горели; Чтобы звучней во все колокола С молитвой день и ночь звонили; Чтоб заперта во храме дверь была; Чтоб дьяконы пред ней кадили; Чтоб крепок был запор церковных врат; Чтобы с полуночного бденья Он ни на миг с растворов не был снят До солнечного восхожденья. С обрядом тем молитеся три дня, Три ночи сряду надо мною: Чтоб не достиг губитель до меня, Чтоб прах мой принят был землею». И глас ее быть слышен перестал; Померкши очи закатились; Последний вздох в груди затрепетал; Уста, охолодев, раскрылись. И хладный труп, и саван гробовой, И гроб под черной пеленою Священники с приличною мольбой Семь обручей на гроб положены; Три цепи тяжкими винтами Вонзились в гроб и с ним утверждены В помост пред царскими дверями. И вспрыснуты они святой водой; И все священники в собранье: Чтоб день и ночь душе на упокой Свершать во храме поминанье. Поют дьячки все в черных стихарях Медлительными голосами; Горят свечи; надгробны в их руках, Горят свечи; пред образами.

Крепость «Орешек» открывает туристический сезон

Битва за дунайскую крепость Доростол произошла 23 апреля — 22 июля 971 г., во время последнего южного похода киевского князя Святослава Игоревича. Брёвна затем заострят и возведут из них частокол вокруг града Русборга, превратив его в русскую крепость раннего Средневековья. Экскурсовод в историческом костюме расскажет об особенностях устройства крепостей бастионного типа и чем именно уникальна ростовская крепость. После битвы при Доростоле город был переименован в Феодорополь в честь царствующей императрицы (? Новый туристический сезон открылся сегодня в крепости Орешек.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий