Весть Рождества не меняется уже две тысячи лет. Рождество по-прежнему напоминает нам, что с нами Бог. Несмотря на пессимизм и цинизм, несмотря на новости, полные убийств, волнений, демонстраций и войн, Ии сус Христос жив. Рождество Христово: коротко о празднике. Как писала «Фонтанка», патриарх Московский и всея Руси Кирилл 25 декабря направил поздравление с праздником Рождества Христова главе Римско-католической церкви папе Франциску. Рождество Христово: коротко о празднике.
Традиции Рождества
Но все привычные нам традиции зимних праздников появились не так давно: еще 100 или 150 лет назад Новый год и Рождество отмечали совсем иначе. Православные христиане празднуют Рождество на территории России, Украины, Беларуси, Болгарии, Греции, Кипра и других стран. «Известия» рассказывают, как католики отмечают Рождество в 2023 году. История и события Рождества Христова, традиции и символы праздника. Что можно и нельзя делать в Рождество Христово в 2024 году, подробнее в материале РЕН ТВ. Придуманное Рождество: 9 занимательных фактов об одном из главных христианских праздников. Рождество Христово — что это за праздник?
Открытки на Рождество Христово, отмечаемое 7 января
Новости дня от , интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода. В Вифлееме отменили празднование Рождества из-за палестино-израильского конфликта. Православные христиане празднуют Рождество на территории России, Украины, Беларуси, Болгарии, Греции, Кипра и других стран.
Главная тема
- Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск
- Что за праздник Рождество
- Рождество Христово — 2023: история, традиции и обычаи праздника
- Рождество 2023: что нужно сделать 7 января, чтобы целый год слезы не лить
- Как в России встретили православное Рождество
- 5 любопытных фактов о православном Рождестве - Узнай Россию
15 фактов о Рождестве: история, традиции, приметы
Кроме того, этот праздник служит предвозвещением искупительного подвига Иисуса, обновления человеческой природы. В 20-е годы в СССР упраздняли все религиозные торжества. Начали восстанавливать рождественские традиции, устраивать светское празднование Нового года. При этом в 1937 году в Колонном зале Дома союзов Москвы установили елку, но не с Вифлеемской звездой, а с красной. С тех пор она стала новогодней, а не рождественской. Праздновать Рождество в России на государственном уровне вновь начали с 1991 года. Официальным выходным объявили 7 января. Так, в стране праздник отмечают в ночь с 6 на 7 число, а не с 7 на 8.
В дореволюционное время в царской России рождественские празднования устраивали 25 декабря. В СССР в этот день отмечали торжество еще несколько лет.
Это последний день поста и есть традиции — не вкушать до первой звезды. Стол с рождественскими блюдами на Руси раньше украшали соломой или пучком сена — в честь яслей, в которых нашли младенца Иисуса. На рождественском столе по традиции должно быть 12 постных блюд — по числу апостолов. Каждому полагается съесть хотя бы одну ложку сочива — чтобы жизнь была благополучной, а здоровье — крепким.
Так же на стол ставятся постные супы и салаты, рыбные блюда, постные вареники и голубцы например, с картошкой или грибами , овощные рагу, соленья. А уже 7 января, после праздничного богослужения, рождественский стол должен быть богат мясными блюдами. Перед этим православные верующие молятся, совершают причастие, после чего разговляются завершают пост вместе с домочадцами и друзьями. В Светлый праздник не рекомендуется излишне нервничать и ссориться между собой. Также в разряд табу относятся поступки, способные испортить отношения между людьми. По народным поверьям, большой удачей было увидеть в Сочельник падающую звезду.
Сегодня попасть на территорию собора можно было только по пригласительным — их распространяли через приходы Челябинской епархии. В середине мая строительные и отделочные работы продолжатся. Возведение собора Рождества Христова началось в сентябре 2013 года.
Найти деньги в Сочельник и Рождество — к богатой жизни. По первому вошедшему дом человеку предсказывали, каким будет год. Добрый и щедрый сулил радость, плохой или недруг — беды.
Нужно вернуть до Рождества все долги, тогда проблем с деньгами целый год не будет. По примете, тот, кто опоздал к рождественскому ужину, будет год жить в чужом краю. Птицы кричат — к неприятной вести. Собака начала лаять — к большой ссоре в семье. Если что-то разбить или разлить — к беспокойному году. Споткнуться в этот день — к непреодолимым препятствиям.
Те, кто на Рождество признаются в любви, никогда не расстанутся. Приметы на 7 января о погоде По приметам 6-7 января наши предки предсказывали погоду на целый год. Старики говорили: «Какая погода после Рождества, такая будет и после Петрова дня 12 июля ». Тепло внезапно пришло — осень будет холодная. Дождь пошел — пшеница не уродится. Снег идет — лето будет сырым.
Рождество всегда превыше обстоятельств
Выбирайте ваш город и читайте о самых интересных праздничных событиях в дни зимних каникул. С Новым годом и Рождеством!
Появление волхвов в день праздника означало, что Спаситель пришел не к одному народу, а ко всем людям.
Зачем же вочеловечился Сын Божий? Бог открыл нам пути спасения. Суть человека соединилась с Божественной сутью.
Иисус облекся в человека, чтобы исцелить человечество. Он принес нам удивительный дар благодати и от нас требуется только достойно и праведно принять этот дар. Явление Бога во плоти — это жертва, который и искупились все грехи человечества.
Причем не только прошлые, но и будущие грехи. Не всех, а только тех, кои уверовали в Господа, положили следовать Ему во всем, и ради сих расположений приняты в благоволение Божие, как бы преднаречены быть сынами». На месте, где Бог пришел в мир, сейчас находится базилика Рождества Христова.
Базилику заложила равноапостольная императрица Елена. Базилика действует непрерывно, здание базилики страдало от воин и пожаров. Под базиликой находится пещера, ее место отмечено серебряной звездой с четырнадцатью лучами.
Это — место Рождения Господа нашего Иисуса Христа. Игумен Даниил Паломник — первый, кто описал пещеру Рождества на русском языке. Это произошло в начале XII века.
Накануне Рождества Христова предпраздничный день — Сочельник. Сочельник — это «дверь», открывающая врата в Рождество. До дня Рождества, великого праздника, люди соблюдают Рождественский пост.
Посты в жизни христианина занимают одну третью часть года. В эти особые дни христиане пытаются соприкоснуться с безвременьем, Вечностью. Верующие подражают Христу, ведь Христос постился.
Пытаться уподобиться Христу надо не только в пище, но и в духовной жизни. Мы сопереживаем даже не самому празднику Рождества, а явлению в мир Христа, тому, что Бог стал человеком. Пост — это время очищения в духовной жизни и одно из основных духовных делании человека.
Святые угодники Божии постились, о чем есть многочисленные упоминания в Писании. Многие Святые Подвижники проводили в сугубом посте всю свою жизнь. Иисус говорил о необходимости поста Апостолам.
На вопрос Апостолов — почему им удалось изгнать бесов из бесноватого, Иисус ответил, что сей род изгоняется только постом и молитвой. Молитва — для души, а пост для тела — важные дела христианина. Рождественский пост подготовительный.
Мы готовимся к Рождеству Господа, дню великого праздника, такой праздник следует встречать с духовной чистотой. Чтобы день Рождества не стал обыденным днем, соблюдается пост, человек кается в грехах, чтобы душа восприняла этот праздник. Символы Рождества Христова Накануне рождества, в Сочельник, готовятся праздничные блюда — сочиво и кутья.
Слово «сочельник» как раз связано с приготовлением сочива. Это блюда из пропаренных злаков с медом. Едят в Сочельник только один раз, после праздничного богослужения.
Основным символом самого Рождества, конечно, остается Рождественская ель. Она занимает особое место в православной традиции, о ней мы расскажем подробно. Символами Рождества и сейчас остаются Священные дары — золото, ладан и смирна.
Еще один важный символ Рождества — Вифлеемская звезда. Люди всегда всматривались в звезды и восхищались видом ночного неба. Но Вифлеемская звезда занимает особое место.
Это — та звезда, которая привела к колыбели Иисуса волхвов с дарами. Ее лучи указали путь до места рождения Спасителя. Считается, что после этого волхвы сами приняли христианство и проповедовали Христа.
Эту звезду в домах крепят на верхушку Рождественской ели. Восьмиконечная звезда присутствует также на иконе Божией Матери «Неопалимая купина». Раньше ее устанавливали и на купола первых церквей.
Историю звезды с Востока описал евангелист Матфей. Волхвы хорошо знали карту звездного неба и считали, чтоб звезды — это не просто космические объекты, но и знамения, которые рассказывают о судьбах людей. В Пятикнижии Моисея содержится предсказание пророка Валаама.
Этот человек не относился к израильскому народу, он имел языческое происхождение.
А уже в начале ХХI века целый ряд серьезных исследователей нанесли сокрушительные удары по гипотезе Узенера. И сейчас я вкратце познакомлю вас с тем, что они говорят. Ученые опровергают Начнем со статьи Стивена Хийманса от 2003 года. Исследователь делится следующими результатами изучения источников: «Необходимо подчеркнуть, что 25 декабря не было ни давним, ни официально значимым праздничным днем Сола, это упомянуто только в Хронографе 354 года. Более того, предположение, что данный праздник был установлен Аврелианом, не может быть доказано. В действительности вовсе не существует надежных доказательств того, что праздник 25 декабря предшествовал празднику Рождества в этот же день. Традиционными праздничными днями Сола, как записано в ранних фастиях, были 8, 9 и 28 августа, а также 11 декабря» 1. Это дни празднования, которые существовали ещё до императора Аврелиана.
Хийманс также убедительно доказывает несостоятельность утверждений о том, что якобы культ Сола Гелиогабал принёс в Рим из Сирии, поскольку множество свидетельств, в том числе археологических, доказывают, что культ Сола в римской языческой религии был задолго до Гелиогабала, является собственно римским, а не принесенным с Востока, как полагали ученые конца XIX — начала XX веков. Но что касается императора Аврелиана, Хийманс пишет: «есть прямое свидетельство того, что в 274 году Аврелиан установил ежечетырёхлетние скачки в честь Сола, которые совершались с 19 по 22 октября» 2. Хийманс также указывает, что в принципе культ Сола не занимал какого-либо исключительного важного места в языческой римской религии. Божество Сола не считалось там верховным или самым главным. Для римлян-язычников главнее был бог Юпитер. Нет свидетельств и о какой-то особой популярности празднования Сола 25 декабря. Так чего ради христианам создавать целый праздник Рождества Христова для того, чтобы вытеснить далеко не самый важный культ не самого главного языческого бога, и при этом используя ту дату, которая даже в IV веке не была ни самой древней, ни самой популярной датой празднования в честь Sol Invictus? В своём опровержении гипотезы Узенера Хийманс не является одиночкой. Также австрийский исследователь Ханс Фёрстер в своей книге «Происхождение Рождества и Богоявления» 3 , опубликованной в 2007 году подчёркивает отсутствие убедительных доказательств в пользу гипотезы Узенера, которая обычно называется «религиоведческой теорией происхождения Рождества».
Фёрстер отмечает, что предположение о широко распространённом и популярном «празднике Sol Invictus» было построено на основании весьма сомнительной интерпретации христианских источников, однако внимательное чтение этих источников показывает, что этого праздника, вероятно, не существовало, или, по крайней мере, он не был популярным. И, вопреки широко распространенному мнению, праздник Рождества смог стать популярным именно потому, что у римлян не существовало параллельного языческого праздника солнцестояния, который имел бы массовое распространение в четвертом веке. Также и Филипп Нозефт в своей статье от 2012 года обращает внимание на то, что Хронограф 354 года, который впервые указывает 25 декабря как языческий праздник Sol Invictus, также указывает и на празднование римскими христианами 25 декабря как Рождества Христова. И, как отмечает исследователь, «это означает, что Хронограф 354 года не может быть основанием для ответа на вопрос о том, какой из праздников — Sol Invictus или Рождество Христово — предшествовал другому или повлиял на него. В самом деле, вполне возможно вопреки Узенеру предположить, что это язычники как раз-таки установили празднование Sol Invictus в этот день в пику христианам, которые праздновали Рождество Христово» 4. Строго говоря, первое упоминание 25 декабря как праздника Sol Invictus относится к 354 году, а первое упоминание 25 декабря как праздника Рождества Христова относится к 336 году. Упоминает о празднике Рождества Христова тот же Хронограф 354 года, но при этом использует текст «Depositio Martyrum», который датируют 336 годом. Аналогичным образом и Курт Симманс в своей статье от 2018 года пишет, что «недостаток веских доказательств, подтверждающих религиоведческую теорию, заставляет все большее число ученых ставить её под сомнение. Как мы видели, теория почти полностью основывается на выводах, которые в равной степени могут быть истолкованы противоположным образом.
Никаких веских доказательств того, что празднование Sol Invictus является истинным источником даты Рождества Христова, не встречается ни в каких источниках того времени: ни в посланиях, ни в указах, ни в исторических отчётах, нигде. На самом деле имеющиеся свидетельства показывают, что церковные писатели того времени принимали 25 декабря как полученную по преданию от более ранних отцов» 5. В частности, блаженный Августин писал: «Он был рождён, согласно преданию, 25 декабря». Также блаженный Иероним в «Беседе на Рождество Христово» говорил: «Мы не распространяем наше собственное мнение, но поддерживаем предание». Здесь надо заметить, что Узенер в качестве обоснования своей гипотезы теории приводит цитату из схолии на труды сирийского монофизитского автора XII века Дионисия Бар Салиби. Схолия — это заметка на полях рукописи, то есть это не текст самого Бар Салиби. Тот жил в XII веке, а когда именно была записана эта рукопись, и когда некий аноним на её полях оставил свое замечание — неизвестно; может быть, в XIII веке, может быть, ещё позже. В древности в некоторых восточных Церквах день Рождества Христова совпадал с днём Богоявления, то есть, с 6 января. И вот автор той самой заметки на полях выступает против того, чтобы Рождество праздновать 25 декабря, и, соответственно, за то, чтобы вернуть его празднование на 6 января.
Именно этот анонимный сирийский комментатор позднего средневековья впервые высказывает идею о том, что якобы 25 декабря отцы Церкви выбрали для того, чтобы Рождеством Христовым вытеснить некий языческий праздник.
История раскола Несмотря на разницу почти в две недели, и католики, и православные отмечают, по сути, один и тот же праздник, и верят, если не вдаваться в детали, практически в одно и то же. Но в христианском мире нет единства, и нет его уже очень и очень давно. Официально датой раскола христианской церкви на Католическую с центром в Риме и Православную с центром в Константинополе принято считать 1054 год. Но корни этого события уходят еще глубже.
Самым большим религиозным спором между представителями двух противоборствующих сторон является различие в учении о Святой Троице. Западные церковные отцы считают, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Восточные — что только от Отца. При этом каждый, конечно же, считает, что его точка зрения абсолютно верна, а оппонент заблуждается. Константинополь Но у раскола есть и множество других предпосылок, не все из которых имеют отношение к религии.
Были на то и политические, и культурные причины. Рим и Константинополь жили слишком по-разному и при этом мало взаимодействовали. Разница в культуре и менталитете западного и восточного мира, помноженная на отсутствие диалога, все больше отдаляла друг от друга два центра христианского мира. Масла в огонь подливали и политические разногласия, борьба за власть. Все это привело к тому, что в начале второго тысячелетия представители двух спорящих сторон рассорились окончательно и предали друг друга анафеме.
Главная тема
- Навигация по записям
- Самый популярный миф о Рождестве
- Когда отмечают Рождество Христово в России?
- Регистрация
- В Европе готовятся к католическому Рождеству
Рождество 2023: что нужно сделать 7 января, чтобы целый год слезы не лить
История и события Рождества Христова, традиции и символы праздника. Что можно и нельзя делать в Рождество Христово в 2024 году, подробнее в материале РЕН ТВ. Рождество Христово — христианский праздник, связанный с памятью о рождении Иисуса Христа, утверждён согласно датировке празднования, принятой в Русской православной церкви. Новости дня от , интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода. На день Рождества 25 декабря (7 января — по новому стилю) указывает во II веке святитель Климент Александрийский. Рождество Христово: коротко о празднике. в Х веке, и с тех времен этот праздник начинался в ночь на 25 декабря.